Как пишется диалог по правилам русского – объяснение

Диалог правописание пример по русскому языку

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Учебники

Олимпиады

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Пунктуационное оформление диалога

Диалогом называется один из четырех возможных способов включения чужой речи в авторский текст. О первых трех способах передачи чужой речи мы говорили в предшествующей главе учебника.

Чужие предложения, записанные таким способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

Доктор подошёл к мальчику и сказал:

– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?

– Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок .

О пунктуационном оформлении диалогической речи мы поговорим в следующей главе учебника.

В приведенном выше тексте можно легко выделить слова автора и реплики персонажей: первое и последнее предложения представляют авторскую речь, внутри которой две реплики, принадлежащие разным героям. Но одним важным отличием диалога от прямой и косвенной речи является то, что в диалоге вообще могут отсутствовать слова автора. Прочитайте следующий диалог.

– А так иду, куда ноги идут.

– Помоги, добрый человек, мешки снесть! Кто-то колядовал, да и кинул посреди дороги.

Для того чтобы запомнить, как расставляются знаки препинания при записи реплик диалога, можно сравнить эту форму записи чужой речи с уже знакомой нам прямой речью. Оформление диалога отличается от оформления прямой речи тем, что реплики не заключается в кавычки, а начинаются с новой строки и со знака тире. В следующих ниже примерах одни и те же слова записаны двумя способами. Для оформления диалога, так же как и для записи прямой речи, существуют четыре правила, каждому из которых соответствует схема на иллюстрации.

Р – реплика, начинающаяся с прописной буквы;
р – реплика, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

1. Слова автора предшествуют реплике или прямой речи

Чичиков обратился к нему с такими словами:
– Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце . ( Гоголь)

Чичиков обратился к нему с такими словами: «Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце».

2. Прямая речь или реплика стоит перед словами автора

«Вам нужно мертвых душ?» – спросил Собакевич просто, без малейшего удивления…

3. Прямая речь или реплика разрываются словами автора

– Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих. (Гоголь)

« Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих».

4. Слова автора разрываются репликой

А:
– Р, – а.
А:
– Р! – а.
А:
– Р? – а.

– Здравствуйте! – и подошел к окну… (Драгунский)

Он сказал: «Здравствуйте!» – и подошел к окну.

Упражнение № 1

_ _ Добрый вечер _ , _ _ казал на всякой случай Маленький принц.

_ _ Добрый вечер _ , _ _ тветила змея.

_ _ На какую это планету я попал? _

_ _ На Землю, _ _ казала змея. _ В Африку _ .

_ _ Вот как. А разве на Земле нет людей? _

_ _ Это пустыня. В пустынях никто не живёт. Но Земля большая _ .

(Антуан де Сент-Экзюпери)

Упражнение № 2

_ Артиста Воланда можно попросить? _ _ ладко спросил Варенуха.

_ Они заняты, _ _ тветила трубка дребезжащим голосом, _ а кто спрашивает?

_ Администратор Варьете Варенуха.

_ Иван Савельевич? _ _ адостно вскричала трубка. _ Страшно рад слышать ваш голос! Как ваше здоровье?

_ Мерси, _ _ зумлённо ответил Варенуха, _ _ с кем я говорю?

Читайте также:
Как пишется классно - с одной с или двумя и почему именно так?

_ Помощник, помощник его и переводчик Коровьев, _ _ рещала трубка, _ _ есь к вашим услугам, милейший Иван Савельевич! Распоряжайтесь мною как вам будет угодно.

Упражнение № 3

_ Чудовищно! _ _ охвалил Борис Сергеевич.

_ Хорошая песня, правда? _ _ просил я.

_ Хорошая, _ _ казал Борис Сергеевич и закрыл платком глаза.

_ Только жаль, что вы очень тихо играли, Борис Сергеевич, _ _ казал я, _ _ ожно бы ещё погромче.

_ Ладно, я учту, _ _ казал Борис Сергеевич. _ _ ты не заметил, что я играл одно, а ты пел немножко по-другому?

_ Нет, _ _ казал я, _ _ этого не заметил! Да это и неважно. Просто надо было погромче играть.

_ Ну что ж, _ _ казал Борис Сергеевич, _ _ аз ты ничего не заметил, поставим тебе пока тройку. За прилежание.

«ДИалог» или «дЕалог» – как правильно пишется?

Слово относится к разряду имен существительных по частеречной характеристике. Употребляется в повседневной речи, а также на письме, довольно часто, но вот трудности в его написании возникают часто. Как пишется диалог, согласно орфографическим нормам русского языка? Каким правилом определяется написание слова? Поговорим об этом в статье.

Разбор слова

Данное понятие обозначает обмен репликами между двумя и более людьми. Антоним – монолог. Имя существительное стоит в начальной форме именительного падежа и единственного числа. Ударение падает на 3 слог.

Синонимов у слова достаточно:

При этом не каждый синоним подойдет под замену понятия. Необходимо смотреть на контекст.

У слова есть постоянные признаки:

Нарицательное имя существительное;

В предложение имя существительное выполняет различную синтаксическую роль. Определять его необходимо по контексту. Рассмотрим все возможные варианты:

Подлежащим: Диалог начался на неприятной для меня ноте, но я быстро выкрутилась из этой ситуации.

Составной частью именного сказуемого: Маша и я вели диалог, который стал интересен многим студентам, присутствующим на паре.

Дополнением: Я не знаю, как правильно начать диалог, чтобы человек захотел продолжить со мной общение.

Объяснение правила орфографии

Данное понятие является словарным, поэтому его написание необходимо запомнить. Сочетание гласных в нем можно объяснить тем, от какого слово оно заимствовано. Имя существительное образовано от латинского «dialogus». Как мы видим, здесь употребляется две гласных «и» и «а», поэтому в русском языке правописание остается тем же.

Примеры предложений

Рассмотрим примеры предложений, где данное слово используется:

Диалог между мной и Евой был насколько увлекательным, что я не заметил, как прошел целый час.

Я не знал, как начать с ней вести диалог, либо хотя бы поздороваться. Она казалось такой недосягаемой.

Диалог с ней невозможно было продолжать. Она упрямилась и никак не хотела выслушать меня, поэтому я ушел.

Маша и Гриша вели очень скучный диалог на тему инфинитивов между уроками.

Мы разобрали, как пишется слово диалог, согласно орфографическим нормам языка. Если возникнут трудности с написанием в дальнейшем, либо вы пожелаете закрепить правило, то перечитайте данную статью.

Особенности построения диалога в русском языке

Что такое диалог в русском языке

Слово «диалог» дословно с древнегреческого переводится как «разговор».

Диалог — это одна из основных разновидностей речи, которая заключается в обмене репликами между отдельными людьми.

Истоки диалогической речи восходят к древнегреческой и древнеиндийской философии. Наличие диалогов — один из главных признаков драматических произведений в художественной литературе.

Реплика — это отдельное высказывание конкретного лица, участвующего в диалоге.

Характерные черты диалогической речи:

  1. Чередование реплик.
  2. Функциональность.
  3. Краткость.
  4. Использование неполных и простых предложений.
  5. Непринужденность.
  6. Связанность.

Одна реплика диалога должна быть связана с другой. Если собеседники говорят невпопад о разных предметах, то такая речь не является диалогической.

Виды и значение, особенности построения

Диалогическая форма речи является одной из самых распространенных. Она выполняет ряд важных функций:

  1. Коммуникативная — обеспечивает процесс взаимодействия между людьми.
  2. Информационная — способствует передаче информации.
  3. Художественная — лежит в основе структуры драматических произведений, помогает раскрыть сюжет и характеры героев.
  4. Образовательная — через диалогическую речь строится образовательный процесс.
Читайте также:
Времена глаголов в русском языке - таблица изменений по временам

По способу фиксации выделяют диалоги:

По целям:

По стилю:

  1. Бытовой (разговорный).
  2. Научный.
  3. Художественный.
  4. Публицистический.

По содержанию:

  1. Информационные — когда собеседники обмениваются информацией, восполняют пробелы в знаниях.
  2. Интерпретационные — когда оба собеседника владеют примерно одинаковым объемом информации и делятся своим пониманием событий.
  3. Смешанные — происходит обмен знаниями с последующей интерпретацией.

В диалогической практике выделяют также диалоги:

  1. Равноправные — участников объединяют общие идеи и ценности.
  2. Структурированные — собеседники путем последовательных действий приходят к общему пониманию.
  3. Из одних вопросов — одна из форм художественного диалога. Вопрос одновременно будет являться ответом на предыдущую реплику.

Разновидностью диалогической речи является метод Сократа. Один из участников беседы всё время задает вопросы. Его собеседник отвечает на них. В процессе ответов у него формируется понимание решаемой проблемы. Также данный метод называется «сократическим диалогом».

Диалоги могут строиться:

  • с авторскими словами;
  • без слов автора.

Диалог со словами автора:

Молодой человек растерянно посмотрел на погасший экран телефона, подбежал к первому попавшемуся прохожему и спросил:

— Вы не знаете, который сейчас час? Уже есть шесть часов?

— А вы что, на телефон не можете посмотреть? — раздраженно ответила женщина с огромными сумками в руках.

— У меня отключился телефон, — грустно объяснил юноша.

— Половина шестого, — ответила женщина и быстро побежала прочь.

Без слов автора:

— Я могу поговорить с Иваном Николаевичем?

— А кто его спрашивает?

— Это по поводу разгрузки стройматериалов.

Как оформить, правила написания

Правила оформления диалога зависят от его структуры.

В диалогах без слов автора каждая реплика пишется с новой строки и отделяется знаком тире. В кавычки высказывания не берутся.

— Много ль за часы-то, Алена Ивановна?

— А с пустяками ходишь, батюшка, ничего, почитай, не стоит.

(Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»)

В диалогах с авторскими словами сохраняются те же правила для реплик, но добавляются знаки препинания, связанные со словами автора.

Знаки препинания для авторских слов в диалогах:

  1. После слов автора, предшествующих реплике, ставится двоеточие.

Наконец он прямо посмотрел на Раскольникова и громко и твердо проговорил:

— А осмелюсь ли, милостивый государь мой, обратиться к вам с разговором приличным. Мармеладов — такая фамилия; титулярный советник. Осмелюсь узнать, служить изволили?

— Нет, учусь. — отвечал молодой человек.

Слова автора после реплики отделяются знаком тире. Если реплика заканчивается многоточием, восклицательным или вопросительным знаком, то они сохраняются. Точка меняется на запятую.

— Я делаю. — нехотя и сурово проговорил Раскольников.

— Думаю, — серьезно отвечал он помолчав.

Авторские слова, находящиеся посередине реплики, с двух сторон выделяются знаками тире.

— Забавник! — громко проговорил хозяин. — А для ча не работаешь, для ча не служите, коли чиновник?

— Для чего я не служу, милостивый государь, — подхватил Мармеладов, исключительно обращаясь к Раскольникову, как будто это он ему задал вопрос, — для чего не служу?

Слова автора после реплики обычно пишутся со строчной буквы. С заглавной буквы они будут писаться, только если начинается новое предложение.

— Что угодно? — строго произнесла старушонка, войдя в комнату и по-прежнему становясь прямо перед ним, чтобы глядеть ему прямо в лицо.

— Заклад принес, вот-с! — И он вынул из кармана старые плоские серебряные часы.

Формы выражения, манера речи, примеры

По форме выражения выделяют следующие типы диалогов:

  1. Беседа — это обмен мнениями между собеседниками в непринужденной форме. Предполагает доброжелательность и уважительное отношение друг к другу.
  2. Спор — это попытка участников диалога категорично отстаивать свою точку зрения, несмотря на все возражения оппонента. Часто споры бывают эмоциональными, с переходом на личные оскорбления.
  3. Дискуссия — диалогическая речь, основанная на четкой, логичной и последовательной аргументации. Имеет целью прояснить позиции, оценить мнение собеседника, скорректировать свою точку зрения.
Читайте также:
Беларусь или "Белоруссия" как правильно пишется, проверочное слово, правописание, склонение по падежам

— Сегодня замечательная погода, не так ли?

— Да, вы правы, сегодня очень тепло и солнечно. Мы собираемся идти загорать на речку всей семьей. А вы?

— Мы сегодня собираемся начать стройку своего нового дома.

— Поздравляю! Строить дом — это хорошее дело.

— Как ты мог сказать такую глупость? В этой газете никогда не пишут правду, а ты ее цитируешь.

— Я доверяю журналистам этой газеты больше, чем тебе! Они-то, по крайней мере, люди образованные.

— Так ты веришь в эту теорию заговора? Это же полный вздор!

— Позвольте уточнить, вы имели в виду Льва Николаевича Толстого?

— Нет, я говорил об Алексее Николаевиче Толстом, авторе «Хождения по мукам».

— Теперь ваша мысль становится мне более понятной.

На продуктивность диалога влияет манера речи.

Манера речи — это набор характерных черт, свойственных для речи конкретного человека.

Включает в себя:

  • тембр голоса;
  • выразительность;
  • скорость;
  • чистоту речи;
  • словарный запас;
  • степень уверенности;
  • наличие или отсутствие речевых дефектов.

Для письменного диалога на первый план выходят:

  • правописание;
  • грамотность;
  • логичность;
  • вежливость;
  • корректное использование слов;
  • отсутствие или наличие жаргонизмов, слов-паразитов;
  • точность и однозначность толкования.

Независимо от того, в какой форме ведется диалог — в устной или письменной — для того, чтобы он был продуктивным, необходимо придерживаться следующих принципов:

  1. Целесообразность — диалог должен достигнуть поставленной цели или стремиться к ней.
  2. Аргументированность — свою точку зрения следует отстаивать с помощью последовательных аргументов.
  3. Логичность — разговор должен иметь логичную структуру.
  4. Взаимоуважение — следует выстраивать беседу в доверительной и уважительной атмосфере.

При составлении делового диалога обычно придерживаются следующей схемы:

  1. Постановка цели.
  2. Введение в проблематику.
  3. Описание ситуации.
  4. Изложение позиций сторон.
  5. Конструктивные переговоры.
  6. Принятие решения.
  7. Корректировка позиций.
  8. Подведение итогов.

Особенности построения диалога в русском языке

Что такое диалог в русском языке

Слово «диалог» дословно с древнегреческого переводится как «разговор».

Диалог — это одна из основных разновидностей речи, которая заключается в обмене репликами между отдельными людьми.

Истоки диалогической речи восходят к древнегреческой и древнеиндийской философии. Наличие диалогов — один из главных признаков драматических произведений в художественной литературе.

Реплика — это отдельное высказывание конкретного лица, участвующего в диалоге.

Характерные черты диалогической речи:

  1. Чередование реплик.
  2. Функциональность.
  3. Краткость.
  4. Использование неполных и простых предложений.
  5. Непринужденность.
  6. Связанность.

Примечание 1

Одна реплика диалога должна быть связана с другой. Если собеседники говорят невпопад о разных предметах, то такая речь не является диалогической.

Виды и значение, особенности построения

Диалогическая форма речи является одной из самых распространенных. Она выполняет ряд важных функций:

  1. Коммуникативная — обеспечивает процесс взаимодействия между людьми.
  2. Информационная — способствует передаче информации.
  3. Художественная — лежит в основе структуры драматических произведений, помогает раскрыть сюжет и характеры героев.
  4. Образовательная — через диалогическую речь строится образовательный процесс.

По способу фиксации выделяют диалоги:

  1. Устные.
  2. Письменные.

По целям:

  1. Разговор.
  2. Диспут.
  3. Спор.
  4. Интервью.
  5. Деловая беседа.

По стилю:

  1. Бытовой (разговорный).
  2. Научный.
  3. Художественный.
  4. Публицистический.

По содержанию:

  1. Информационные — когда собеседники обмениваются информацией, восполняют пробелы в знаниях.
  2. Интерпретационные — когда оба собеседника владеют примерно одинаковым объемом информации и делятся своим пониманием событий.
  3. Смешанные — происходит обмен знаниями с последующей интерпретацией.

В диалогической практике выделяют также диалоги:

  1. Равноправные — участников объединяют общие идеи и ценности.
  2. Структурированные — собеседники путем последовательных действий приходят к общему пониманию.
  3. Из одних вопросов — одна из форм художественного диалога. Вопрос одновременно будет являться ответом на предыдущую реплику.

Примечание 2

Разновидностью диалогической речи является метод Сократа. Один из участников беседы всё время задает вопросы. Его собеседник отвечает на них. В процессе ответов у него формируется понимание решаемой проблемы. Также данный метод называется «сократическим диалогом».

Читайте также:
Частицы в русском языке - разряды и виды, примеры, значение, список

Диалоги могут строиться:

  • с авторскими словами;
  • без слов автора.

Пример

Диалог со словами автора:

Молодой человек растерянно посмотрел на погасший экран телефона, подбежал к первому попавшемуся прохожему и спросил:

— Вы не знаете, который сейчас час? Уже есть шесть часов?

— А вы что, на телефон не можете посмотреть? — раздраженно ответила женщина с огромными сумками в руках.

— У меня отключился телефон, — грустно объяснил юноша.

— Половина шестого, — ответила женщина и быстро побежала прочь.

Без слов автора:

— Я могу поговорить с Иваном Николаевичем?

— А кто его спрашивает?

— Это по поводу разгрузки стройматериалов.

Как оформить, правила написания

Правила оформления диалога зависят от его структуры.

В диалогах без слов автора каждая реплика пишется с новой строки и отделяется знаком тире. В кавычки высказывания не берутся.

— Много ль за часы-то, Алена Ивановна?

— А с пустяками ходишь, батюшка, ничего, почитай, не стоит.

(Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»)

В диалогах с авторскими словами сохраняются те же правила для реплик, но добавляются знаки препинания, связанные со словами автора.

Знаки препинания для авторских слов в диалогах:

  1. После слов автора, предшествующих реплике, ставится двоеточие.

Пример

Наконец он прямо посмотрел на Раскольникова и громко и твердо проговорил:

— А осмелюсь ли, милостивый государь мой, обратиться к вам с разговором приличным. Мармеладов — такая фамилия; титулярный советник. Осмелюсь узнать, служить изволили?

— Нет, учусь. — отвечал молодой человек.

Слова автора после реплики отделяются знаком тире. Если реплика заканчивается многоточием, восклицательным или вопросительным знаком, то они сохраняются. Точка меняется на запятую.

— Я делаю. — нехотя и сурово проговорил Раскольников.

— Думаю, — серьезно отвечал он помолчав.

Авторские слова, находящиеся посередине реплики, с двух сторон выделяются знаками тире.

— Забавник! — громко проговорил хозяин. — А для ча не работаешь, для ча не служите, коли чиновник?

— Для чего я не служу, милостивый государь, — подхватил Мармеладов, исключительно обращаясь к Раскольникову, как будто это он ему задал вопрос, — для чего не служу?

Слова автора после реплики обычно пишутся со строчной буквы. С заглавной буквы они будут писаться, только если начинается новое предложение.

— Что угодно? — строго произнесла старушонка, войдя в комнату и по-прежнему становясь прямо перед ним, чтобы глядеть ему прямо в лицо.

— Заклад принес, вот-с! — И он вынул из кармана старые плоские серебряные часы.

Формы выражения, манера речи, примеры

По форме выражения выделяют следующие типы диалогов:

  1. Беседа — это обмен мнениями между собеседниками в непринужденной форме. Предполагает доброжелательность и уважительное отношение друг к другу.
  2. Спор — это попытка участников диалога категорично отстаивать свою точку зрения, несмотря на все возражения оппонента. Часто споры бывают эмоциональными, с переходом на личные оскорбления.
  3. Дискуссия — диалогическая речь, основанная на четкой, логичной и последовательной аргументации. Имеет целью прояснить позиции, оценить мнение собеседника, скорректировать свою точку зрения.

Пример

— Сегодня замечательная погода, не так ли?

— Да, вы правы, сегодня очень тепло и солнечно. Мы собираемся идти загорать на речку всей семьей. А вы?

— Мы сегодня собираемся начать стройку своего нового дома.

— Поздравляю! Строить дом — это хорошее дело.

— Как ты мог сказать такую глупость? В этой газете никогда не пишут правду, а ты ее цитируешь.

— Я доверяю журналистам этой газеты больше, чем тебе! Они-то, по крайней мере, люди образованные.

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 5 класса 4 четверти

— Так ты веришь в эту теорию заговора? Это же полный вздор!

— Позвольте уточнить, вы имели в виду Льва Николаевича Толстого?

— Нет, я говорил об Алексее Николаевиче Толстом, авторе «Хождения по мукам».

— Теперь ваша мысль становится мне более понятной.

На продуктивность диалога влияет манера речи.

Манера речи — это набор характерных черт, свойственных для речи конкретного человека.

Включает в себя:

  • тембр голоса;
  • выразительность;
  • скорость;
  • чистоту речи;
  • словарный запас;
  • степень уверенности;
  • наличие или отсутствие речевых дефектов.

Для письменного диалога на первый план выходят:

  • правописание;
  • грамотность;
  • логичность;
  • вежливость;
  • корректное использование слов;
  • отсутствие или наличие жаргонизмов, слов-паразитов;
  • точность и однозначность толкования.

Независимо от того, в какой форме ведется диалог — в устной или письменной — для того, чтобы он был продуктивным, необходимо придерживаться следующих принципов:

  1. Целесообразность — диалог должен достигнуть поставленной цели или стремиться к ней.
  2. Аргументированность — свою точку зрения следует отстаивать с помощью последовательных аргументов.
  3. Логичность — разговор должен иметь логичную структуру.
  4. Взаимоуважение — следует выстраивать беседу в доверительной и уважительной атмосфере.

При составлении делового диалога обычно придерживаются следующей схемы:

  1. Постановка цели.
  2. Введение в проблематику.
  3. Описание ситуации.
  4. Изложение позиций сторон.
  5. Конструктивные переговоры.
  6. Принятие решения.
  7. Корректировка позиций.
  8. Подведение итогов.

Как пишется слово “диалог”?

В русском языке присутствует ряд понятий, образованных от элементов международных слов. Таким есть диалог, это один из видов коммуникации, он и сегодня является одной из главных форм общения. Поэтому надо знать, не только, как пишется “диалог”, но и как строится, проводится. История зарождения такого способа общения относится к эпохе древнего мира. Людям, далеким от истории, и то известно о научных размышлениях древних мыслителей, таких как Платон, Аристотель, которые вели философские беседы на различные темы.

Основы диалога сформировались в период развития классической греческой и индийской литературы, в период расцвета античной риторики. Сначала это была прерогатива философского общения двух лиц в форме беседы. Сегодня мы активно включаемся в общение, беседы, но только уже новыми средствами, благодаря социальным сетям. Умение красиво высказывать свои мысли приобретает популярность среди их пользователей (Вайбер, Скайп, Фейсбук и другие), поэтому актуальным остается вопрос диалога.

Правильно пишется

Чтобы знать как пишется слово “диалог”, нужно отследить историю его происхождения, состава. Словосочетание пришло к нам с древнегреческого языка, состоит из двух морфем:

  • диа-, что равнозначно выражению раздельно;
  • лог (логос), в русской транскрипции это: слово, мнение, речь.

В современности закрепилось это понятие, как искусство общения. Ди-а-лог, имя существительное, мужского рода, имеет единственное и множественное число, склоняется по падежам, разделяется на три слога, с ударением на последнем. Морфема состоит из основы, которая выступает и корнем, в именительном падеже без окончания; при склонении изменяется только окончание, как в единственном, так во множественном числе. Слово от существительного при помощи суффиксов переходит в имя прилагательное (какой?) диалогический, диалоговый (разговор).

Помимо устных бесед, существует еще письменная форма их передачи. В этом случае надо знать особенности, как правильно пишется “диалог”, какими знаками пунктуации оформить реплики. Основным условием письменного оформления диалога, это написание каждой реплики с новой строки, с прописной буквы. Выделяются они при помощи тире, в начале повествования и в конце каждой фразы. Слова автора пишутся или после реплики, тогда ставится запятая с тире, или перед. В таком случае реплика пишется после двоеточия, с новой строки, с прописной буквы.

Какое правило

Слово имеет заимствованный корень с сомнительными гласными, проверочных вариантов нет, значит правописание проверяется орфографическим словарем. В слове два гласных без ударных звука: в первом -и-, во втором -а-.

Но кроме говорить, надо уметь передать такую форму общения на письме. Существует ряд грамматических и лексических норм, как правильно написать “диалог”, как его вести. Сначала надо запомнить, что в таком способе общения должна быть:

  • единая тема;
  • не меньше двух участников, которые обмениваются репликами, на одну и ту же тему;
  • высказывания должны звучать по очереди.
Читайте также:
Как пишется сокращенно по правилам русского и почему

Письменная форма отображения диалога сопровождается знаками пунктуации, которыми отделяем прямую речь: кавычки, тире, если реплики пишутся в одну строчку. Но обычно они пишутся каждая с новой строки, с прописной буквы после тире.

Примеры предложений

  • Наш диалог с Василием не получился, он упорно отстаивал свою точку зрения.
  • Николай Петрович оказался мастером вести диалог с организатором вечера отдыха и они вскоре нашли общий язык.

С текстом, вариант печатного оформления записи:

– А вы, Лидия, разве не хотите к нам присоединится?

– Мне еще нужно закончить свою работу, – вздохнула грустно Лида.

Возможно писать весь текст подряд, в таком случае запись имеет иной вид.

Бывало слушаешь рассказ бабушки, но вдруг он прерывается долгим молчанием, спросишь: “О чем задумалась? Ты грустишь?” – “Нет.” – “А почему замолчала?” – ” А, немного устала, отдохну.”

Неправильно пишется

Неправильным писать букву -е- в первом слоге и букву -о- во втором.

При написании текстом, нельзя пропускать знаки пунктуации, потому что это приведет к невозможности передать слова говорящего.

Значение слова диалог

Диалог, в первоначальном, прямом значении, это способ общения двух или нескольких человек. Беседа проходит в форме обмена информации, реплик, жестов и молчания.

В переносном значении слова под диалогом понимают:

  • способ ведения переговоров на международном уровне с целью достижения определенных договоренностей;
  • деловое общение между группами людей в профессиональной и общественной деятельности.

О популярности такой формы общения свидетельствует иранский праздник, посвященный конструктивному диалогу, взаимодействию с общественностью мира, который отмечается 13 июля.

Синонимы к слову диалог

Основные понятия, которые выступают, как синонимы – это: речь, разговор, беседа, дискуссия.

Вывод

Со временем диалог прочно вошел в нормы человеческого общения. Но не все знают, как правильно его построить. Поучиться мастерству вести диалог можно в литературных классиков. Мы так привыкли вести беседы каждый день, что даже не задумываемся о их специфике. Важнейшей частью общения остается письменная форма обмена мнениями, информацией. Кроме популярности социальных сетей стоит вспомнить литературные произведения, театральные сценарии, киносценарии. Без знаний основных принципов ведения диалога, особенностей пунктуации, мы бы не смогли передать мысли от первого лица, автора.

Правила диалога в русском языке 2 класса

Коммуникация между людьми происходит в виде диалога. Это наиболее распространённая форма общения, основная функция которой состоит в обмене информацией или мнениями о каком-либо событии или явлении. Каждый ученик должен познакомиться с разновидностями и отличительными особенностями диалога. Правила русского языка для 2 класса описывают специфические признаки этой формы речи.

  1. Признаки диалога
  2. Правила написания
  3. Составление сцен речевого общения

Признаки диалога

Отличительной чертой этого вида общения является наличие двух или нескольких собеседников, которые по очереди обмениваются взаимосвязанными репликами.

Высказывания участников разговора могут быть в форме утверждений, вопросов и ответов на них, разнообразных возражений и восклицаний.

Чаще всего в беседе употребляются неполные предложения, так как часть информации уже известна из предыдущих реплик или внеречевой ситуации.

Диалог может быть устным, письменным и внутренним. Письменная форма представляет собой обмен репликами в литературных произведениях или театральных сценариях, а также общение в социальных сетях и мессенджерах.

Существует также форма внутреннего диалога. Например, когда человек разговаривает сам с собой или произносит фразы про себя.

Правила написания

На письме высказывания собеседников могут идти одно за другим без уточнений автора или сопровождаться небольшими пояснениями о том, кто из героев это произнёс, с какими эмоциями. Диалог является разновидностью прямой речи, но его оформление имеет ряд особенностей:

Читайте также:
Гласные звуки - признаки, группы, правило произношения

  • Новая фраза персонажа пишется с заглавной буквы на другой строке. Перед ней нужно поставить тире.
  • Если пояснение автора находится перед репликой, то после него необходимо ставить двоеточие, а фраза начинается с новой строки.
  • Слова автора после высказывания отделяются тире и пишутся со строчной буквы. После реплики нужно поставить запятую. Также можно использовать вопросительный или восклицательный знак, многоточие.
  • В том случае если комментарий находится внутри одной реплики, после первой половины высказывания нужно поставить запятую и тире. Последующие слова автора пишутся с маленькой буквы и тоже отделяются запятой и тире. Вторая часть реплики продолжается со строчной буквы.
  • Слова автора между двумя предложениями высказывания заканчиваются точкой и тире, а следующая реплика пишется с заглавной буквы.
  • Если необходимо отобразить мысли героя, реплику нужно оформить кавычками. В этом случае тире перед фразой ставить не нужно. Если в такой форме необходимо написать диалог, то весь разговор следует записать в одном абзаце.

В драматических произведениях перед фразами участников беседы ставится имя действующего лица.

Составление сцен речевого общения

Программа школы требует от ребёнка не только знания правил правописания речевых высказываний, но и умения составить маленький монолог или беседу. Существует несколько рекомендаций, как правильно составить диалог по русскому языку:

  • Слишком долгая беседа замедляет развитие сюжета. Большой по объёму информации разговор следует разбавлять описаниями ситуации, действий и эмоций персонажей. Часть высказываний можно заменить общим описанием того, о чём говорят персонажи.
  • При составлении разговора нельзя использовать громоздкие речевые конструкции, затрудняющие чтение. В разговорной речи не употребляются слишком длинные структурированные предложения. Люди не готовят высказывания заранее, поэтому некоторая сбивчивость в речи естественна для человека.
  • Не следует перенасыщать диалог двух людей авторскими комментариями. Однообразные атрибутивные глаголы — «сказал он», «произнесла она» — можно заменить фразами, которые отражают действия героя во время общения.
  • Необходимо отличать атрибутивный текст от основного, который оформляется отдельной строкой.
  • Также необходимо учитывать соответствие особенности речи персонажа и обстановке, в которой он находится.

Сложно найти какое-либо произведение в литературе без диалога 2 людей. Сюжет всегда строится во взаимодействии персонажей друг с другом. Эта форма речи напрямую передаёт чувства и переживания героев.

Соблюдение основных правил и рекомендаций при написании диалога сделает его интересным, гармоничным и лёгким для восприятия.

Правила диалога в русском языке 2 класса

Коммуникация между людьми происходит в виде диалога. Это наиболее распространённая форма общения, основная функция которой состоит в обмене информацией или мнениями о каком-либо событии или явлении. Каждый ученик должен познакомиться с разновидностями и отличительными особенностями диалога. Правила русского языка для 2 класса описывают специфические признаки этой формы речи.

  1. Признаки диалога
  2. Правила написания
  3. Составление сцен речевого общения

Признаки диалога

Отличительной чертой этого вида общения является наличие двух или нескольких собеседников, которые по очереди обмениваются взаимосвязанными репликами.

Высказывания участников разговора могут быть в форме утверждений, вопросов и ответов на них, разнообразных возражений и восклицаний.

Чаще всего в беседе употребляются неполные предложения, так как часть информации уже известна из предыдущих реплик или внеречевой ситуации.

Диалог может быть устным, письменным и внутренним. Письменная форма представляет собой обмен репликами в литературных произведениях или театральных сценариях, а также общение в социальных сетях и мессенджерах.

Существует также форма внутреннего диалога. Например, когда человек разговаривает сам с собой или произносит фразы про себя.

Правила написания

На письме высказывания собеседников могут идти одно за другим без уточнений автора или сопровождаться небольшими пояснениями о том, кто из героев это произнёс, с какими эмоциями. Диалог является разновидностью прямой речи, но его оформление имеет ряд особенностей:

  • Новая фраза персонажа пишется с заглавной буквы на другой строке. Перед ней нужно поставить тире.
  • Если пояснение автора находится перед репликой, то после него необходимо ставить двоеточие, а фраза начинается с новой строки.
  • Слова автора после высказывания отделяются тире и пишутся со строчной буквы. После реплики нужно поставить запятую. Также можно использовать вопросительный или восклицательный знак, многоточие.
  • В том случае если комментарий находится внутри одной реплики, после первой половины высказывания нужно поставить запятую и тире. Последующие слова автора пишутся с маленькой буквы и тоже отделяются запятой и тире. Вторая часть реплики продолжается со строчной буквы.
  • Слова автора между двумя предложениями высказывания заканчиваются точкой и тире, а следующая реплика пишется с заглавной буквы.
  • Если необходимо отобразить мысли героя, реплику нужно оформить кавычками. В этом случае тире перед фразой ставить не нужно. Если в такой форме необходимо написать диалог, то весь разговор следует записать в одном абзаце.

В драматических произведениях перед фразами участников беседы ставится имя действующего лица.

Составление сцен речевого общения

Программа школы требует от ребёнка не только знания правил правописания речевых высказываний, но и умения составить маленький монолог или беседу. Существует несколько рекомендаций, как правильно составить диалог по русскому языку:

Читайте также:
Как пишется оранжевый по правилам русского и почему?

  • Слишком долгая беседа замедляет развитие сюжета. Большой по объёму информации разговор следует разбавлять описаниями ситуации, действий и эмоций персонажей. Часть высказываний можно заменить общим описанием того, о чём говорят персонажи.
  • При составлении разговора нельзя использовать громоздкие речевые конструкции, затрудняющие чтение. В разговорной речи не употребляются слишком длинные структурированные предложения. Люди не готовят высказывания заранее, поэтому некоторая сбивчивость в речи естественна для человека.
  • Не следует перенасыщать диалог двух людей авторскими комментариями. Однообразные атрибутивные глаголы — «сказал он», «произнесла она» — можно заменить фразами, которые отражают действия героя во время общения.
  • Необходимо отличать атрибутивный текст от основного, который оформляется отдельной строкой.
  • Также необходимо учитывать соответствие особенности речи персонажа и обстановке, в которой он находится.

Сложно найти какое-либо произведение в литературе без диалога 2 людей. Сюжет всегда строится во взаимодействии персонажей друг с другом. Эта форма речи напрямую передаёт чувства и переживания героев.

Соблюдение основных правил и рекомендаций при написании диалога сделает его интересным, гармоничным и лёгким для восприятия.

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Русский язык

Прямая речь. Диалог. Виды диалога

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Умение распознавать предложения с прямой речью.

2. Умение различать прямую речь и слова автора.

3. Умение составлять схемы предложений с прямой речью.

4. Умение составлять диалог и читать предложения с прямой речью и диалоги с правильной интонацией.

5. Умение правильно ставить знаки препинания при прямой речи и в диалоге.

Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.

Диалог – разговор двух или нескольких лиц.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Иван Сергеевич Тургенев говорил: «Русский язык – великий дар великому народу».

Прямая речь всегда выделяется кавычками, первое слово пишется с большой буквы. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие. После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков – тире.

Чёткое разграничение прямой речи и слов автора – опознавательный признак для употребления знаков препинания при прямой речи.

Рассмотрим примеры. Прямая речь перед словами автора. «Давай скорее!» – попросила мама. «Ты будешь обедать?» – спросила бабушка. «Я хочу поиграть на этой площадке», – ответил мне брат.

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 5 класса 4 четверти

Прямая речь после слов автора. Мама попросила: «Давай скорее!».

Бабушка спросила: «Ты будешь обедать?».

Брат ответил мне: «Я хочу поиграть на этой площадке».

Слова автора могут быть не только ДО или ПОСЛЕ прямой речи, но и внутри неё!

Слова автора внутри прямой речи. «Я хочу поиграть на этой площадке, – ответил мне брат. – Присоединяйся и ты ко мне».

«Я хочу поиграть на этой площадке, – ответил брат, – а ты мне очень мешаешь».

Каждый из нас ежедневно вступает в диалог. Это разговор двух или нескольких лиц. Рассмотрим формулу: диалог – прямая речь перед словами автора (без кавычек).

Не каждый знает, как правильно оформить диалог на письме. Слова каждого из участников диалога называются репликой. Каждая новая реплика пишется с красной строки. Перед ней ставится тире.

Этот знак помогает увидеть границу между высказываниями разных участников диалога.

Обратимся к примеру:

– Как твои дела? – спросил Артём.

– Хорошо, – ответил Саша.

Часто в словах автора и в прямой речи, и в диалоге используются глаголы «говорения»: говорить, сказать, посоветовать, попросить, ответить, подумать, размышлять.

Вступая в диалог, мы непременно анализируем, в какой обстановке и с кем мы разговариваем. В связи с этим различают виды диалога. Какие же выделяют разновидности диалога. Различают этикетный, побуждение, расспрос, обмен мнениями и другие.

Вспомним детское стихотворение, построенное в форме диалога. Попробуем определить, является ли этот диалог этикетным.

– Ты куда идёшь, медведь?

– В город, ёлку приглядеть.

– Да на что тебе она?

– Новый год встречать пора.

– Где поставишь ты её?

– В лес возьму, в своё жилье.

– Что ж не вырубил в лесу?

– Жалко. Лучше принесу.

Мы видим, что реплики тесно связаны между собой и продиктованы ситуацией общения, но назвать данный диалог этикетным, конечно же, нельзя! Это расспрос.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Подчёркивания элементов

Прочитайте предложения, подчеркните глаголы «говорения»

1. Старший молвил: «Что за диво!»

2. «Там, в лесу, стоит одна», – отвечает ей она.

3. «Ну, трогай!» – громко скомандовал вожак.

4. Серая Шейка спрашивала: «Ведь вы весной вернётесь?»

5. Лисичка сказала: «Я тебя съем».

6. «Скоро ли вы вернётесь?» – поинтересовалась она.

Правильный ответ:

1. Старший молвил: «Что за диво!»

2. «Там, в лесу, стоит одна», – отвечает ей она.

3. «Ну, трогай!» – громко скомандовал вожак.

4. Серая Шейка спрашивала: «Ведь вы весной вернётесь?»

5. Лисичка сказала: «Я тебя съем».

6. «Скоро ли вы вернётесь?» – поинтересовалась она.

Установление соответствий между элементами двух множеств

Подберите к каждой схеме соответствующее предложение.

1. «Скоро Москва!» – громко и весело объявил проводник.

2. «Помогите, пожалуйста, – попросила мама, – вынести чемодан из вагона».

3. Павел сказал: «Через полчаса подъедем к Москве».

4. «Скоро ли Москва?» – то и дело спрашивали маленькие пассажиры.

Правильный ответ

Павел сказал: «Через полчаса подъедем к Москве».

«Скоро Москва!» – громко и весело объявил проводник.

«Скоро ли Москва?» – то и дело спрашивали маленькие пассажиры.

«Помогите, пожалуйста, – попросила мама, – вынести чемодан из вагона».

Что такое Прецедент простыми словами, для школьников, кратко

Что такое Прецедент простыми словами, для школьников, кратко. Значение слова

В переводе с латинского языка слово «прецедент» означает «предшествующий». Ударение в нём ставится на третий слог. На практике под ним подразумевается какое-либо событие, происшествие или случай, произошедший когда-то ранее. В настоящем времени прецедент является для людей примером в отношении планирования и решения задач. Он же служит объяснением и даже оправданием подобных случаев.

Читайте также:
Тем временем запятая обзор всех случаев и правил обособления

  • Широко известен также и в юридической практике. Данным словом обычно именуют решение суда или какого-либо иного государственного органа, которое было вынесено по определённому делу. В будущем при рассмотрении подобных ситуаций и принятии решений именно на него станут опираться.
  • Этот термин нашёл применение и в языке моделирования UML. В этом случае он обозначает, а вернее определяет спецификацию очерёдности действий при программном проектировании.
  • Чаще всего в обыденной жизни люди используют рассуждения на основе прецедентов. На базе уже известных, зарекомендовавших себя решений ими производятся новые модели выполнения повседневных задач.

В качестве примера можно представить мастера, занимающегося ремонтом бытовой техники. В своей работе он постоянно опирается на воспоминания из прошлого. На то, как и когда чинил электроприборы со схожими признаками поломки. Сюда же можно отнести инженера, который при проектировании нового здания учитывает характеристики материалов, использовавшихся ранее. Или адвоката, который тоже пользуется техникой рассуждения на основе прецедентов, когда выступает на суде за конкретный результат, достигнутый в прошлом.

Разновидности

Существует несколько самых распространённых видов прецедентов:

  • Нежелательный . В данном варианте рассматривается событие, происшествие или случай не соответствующий ожиданиям по тем или иным параметрам. Является негативным, мало кто в будущем будет опираться на него при построении моделей решения типовых задач. В качестве примера можно рассмотреть покраску стен в квартире. Цвет и текстура радуют глаз, но вот в составе самой краски слишком много вредных веществ, способных причинить вред хозяевам жилплощади.
  • Опасный . Имеет место, когда произошедший случай или событие повлекли за собой особо тяжкие последствия. Такие прецеденты всеми силами стараются избегать в будущем. Примером может послужить пожар на каком-нибудь предприятии или в жилом доме, который произошёл вследствие несоблюдения техники безопасности при строительстве или в процессе эксплуатации. Происшествие повлекло за собой гибель людей.
  • Исторический . Под этим определением предполагается событие, которое имеет важное историческое значение. Пусть свершилось оно в далёком прошлом, но память о нём и отголоски значимости актуальны и по сей день. Таковым может быть заключённое между воюющими странами перемирие. Открытие новых земель первопроходцами и т.д. Но есть и негативные варианты исторических прецедентов. Такие, как массовый геноцид народов, природные катастрофы, повлекшие за собой гибель целых континентов и многое другое.
  • Правовой . По существу, мы уже рассматривали значение этого определения. Сейчас добавим конкретики. Правовой прецедент — это решение проблем и вопросов, которое по прошествии времени будут использовать как образец.

Взаимоотношения в социуме принято регулировать с помощью законов, нормативных актов и документов. Порой непросто или даже невозможно подобрать необходимый прецедент в помощь при решении какой-либо задачи. В данной ситуации суду предстоит выбрать один из существующих вариантов: опираясь на общепринятые принципы, установить новое решение; подобрать схожий из имеющихся примеров и адаптировать его для решения задачи.

Правовой “П” подразделяется на две формы:

  1. административную
  2. и судебную.
Правовой прецедент в Российской Федерации

В законодательстве РФ данный “П” не является источником права. Официально практика, применяемая где-то ещё, не принимается. В итоге суд не может опираться на необходимые нормы, потому что они отсутствуют. Согласно этому факту, судебные органы имеют возможность лишь самостоятельно пытаться заполнить прорехи в законах.

Необходимость внедрения правовых прецедентов официально становится всё актуальнее. С их помощью решать возникающие проблемы и задачи станет намного эффективнее.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: