Как научить ребенка завязывать шнурки – читайте полезные советы онлайн

Как научить ребенка завязывать шнурки?

  • Особенности
  • Этапы подготовки
  • Процесс обучения
  • Главные ошибки

В процессе взросления дети начинают выполнять все больше действий самостоятельно, получая независимость от родителей в некоторых вещах. С развитием мелкой моторики малышам можно разрешать мыть посуду, убирать, поливать цветы, а также одеваться и обуваться. Как правило, у дошкольников возникают проблемы с правильным завязыванием шнурков, особенно когда обувь почти вся на липучках, и нет постоянной практики работы с ними. Важно знать, как правильно подготовить ребенка к завязыванию шнурков.

Особенности

Шнурки на обуви появились довольно давно, и сегодня они являются неизменным компонентом кроссовок, кед, ботинок и другой обуви. Существует множество вариантов того, как именно можно завязать шнурки, поэтому каждый сам для себя выбирает наиболее удобный и приемлемый способ. Несмотря на всю простоту процесса завязывания шнурков на обуви, для детей этот этап может представлять большие трудности.

Современная детская обувь все чаще выпускается на липучках, резинках или молниях, чтобы избавить родителей и малышей от необходимости возиться со шнурками.

Дети от 1 года могут без особых проблем справиться с нажатием на липучки кроссовок или ботинок, а значит, в состоянии сами обуться, что очень удобно для родителей. Уровень самостоятельности ребенка растет с каждым годом, и в 3–4 года он уже многое может делать сам, без помощи взрослых. Именно этот период является оптимальным для того, чтобы познакомить малыша со шнуровкой.

В процессе знакомства с чем-то новым очень важно заинтересовать кроху, вызвать у него эмоциональный отклик, тогда процесс обучения будет удачным. Чтобы научить шнуровать, необходимо подготовить руки и психологически настроить малыша. Хорошо развитая мелкая моторика даст возможность быстрее освоить новый навык, поэтому важно выполнять различные упражнения, чтобы совершенствовать владение пальчиками.

Многие родители хотят быстро научить ребенка завязывать шнурки, но при этом не уделяют данному процессу достаточное количество времени и внимания.

Чтобы малыш освоил шнурование, необходимо ежедневно в течение нескольких дней тренироваться с ним не менее 10–20 минут, при этом создавая оптимальную учебно-игровую атмосферу.

В том случае, если ребенок ни в какую не хочет работать со шнурками, можно попробовать разные способы, чтобы его заинтересовать.

  • Купить ребенку новую обувь на шнурках, которая ему самому очень понравилась, но при этом оговорить, что помогать в обувании родители не будут.
  • Приобрести коньки или ролики, которые также без шнуровки не обуешь. Любое увлечение ребенка должно поддерживаться, но при этом можно дополнительно обучать работе со шнурками.
  • Купить или сделать своими руками тренажер со шнуровкой, который позволит учиться продевать шнурки и завязывать их разными способами. Иногда дети так увлекаются процессом, что сами не осознают, как самостоятельно учатся завязывать узелки и бантики.
  • Играть с детьми в игры с лентами, резинками, шнурками и использовать стишки, побуждающие к выполнению определенных действий, которые в итоге приводят к созданию узла и бантика.

Процесс обучения может быть долгим и утомительным, если родитель не знает, как правильно мотивировать малыша, как найти к нему подход, и не стремится уделить время крохе, а хочет лишь получить итоговый результат. Если правильно подойти к работе, то получение необходимых умений не заставит себя долго ждать.

Этапы подготовки

Далеко не все дети в 3–4 года имеют хорошо развитую мелкую моторику, поэтому это главный аспект, на который нужно обратить внимание в этом возрасте. Чтобы помочь малышу развить необходимые навыки, необходимы определенные действия.

  • Складывать с ним пазлы. Начать нужно с наборов с крупными элементами и собирать их вместе, поддерживая малыша и искренне радуясь результату. Позже размер деталей нужно уменьшать, а количество увеличивать. Так малыш начнет аккуратнее работать руками, складывая элементы пазлов, соединяя их друг с другом.

  • Помимо игр, нужно вводить и элементы обучающей деятельности. Работа на листах может быть веселой и увлекательной, если родители правильно подберут задания. Дети любят получать загадки и выполнять новые интересные задания, поэтому упражнение в виде обведения рисунка по контуру для малышей 3–4 лет будет оптимальным решением. Хорошей альтернативой или дополнительным заданием станет обучение штриховке в разных направлениях. Хорошо развитые пальцы помогут в освоении более сложных задач.

  • Игры с использованием мелких предметов. Особое развитие эта теория получила в работах Монтессори, и полученные результаты говорят о значимости таких игр. Дома всегда есть подручные материалы, которые можно использовать для работы: фасоль, горошек, арахис, леденцы. Главная задача – позволить ребенку длительное время работать руками, перекладывая мелкие детали с места на место.

  • Маленьким детям очень нравятся пальчиковые игры, благодаря которым можно попеть и поиграть с родителями или другими детьми. Яркие эмоциональные стишки, шутки и прибаутки позволяют без труда и с удовольствием выполнять любые задания, бессознательно развивая мелкую моторику.

  • Использование песка или манки для изобразительного искусства. Многие психологи советуют такой вариант терапии для успокоения детей, выработки у них усидчивости, самоконтроля и других качеств, но это также отличный способ для работы над мелкой моторикой. Благодаря таким занятиям малыш и рисовать научится, и будет более уравновешенным, а также будет готов совершать более сложные упражнения.

Систематические занятия с ребенком любыми из вышеупомянутых процессов позволят в достаточной мере развить способности малыша, которые помогут ему без особых усилий научиться завязывать шнурки.

Процесс обучения

Самое главное, что должен помнить родитель, стремясь научить ребенка завязывать шнурки, что быстрого результата ждать не стоит, важно показать и заинтересовать. А с практикой придет и желаемый успех. Работа с ребенком должна вестись поэтапно, тогда и маме с папой будет легче, и кроха все осилит сам.

Существует несколько способов завязывания шнурков, поэтому стоит попробовать несколько вариантов и дать возможность сыну или дочке выбрать наиболее удобный.

Независимо от того, правша малыш или левша, родитель должен располагаться за спиной крохи и медленно показывать ему все движения. Лучше всего применить метод сказки или истории, где шнурки будут героями, – так ребенок будет с большим вниманием и интересом слушать и сможет быстрее научиться.

Читайте также:
Как воспитывать мальчика - какие ошибки важно не допускать читать онлайн

Рекомендуется опробовать завязывание обуви бантиком, методом петли или показать свой вариант шнурования. Попробовав все известные родителю способы, ребенок сам поймет, какой из них для него наиболее удобный.

Для обучения важно взять удобные плоские шнурки, не короткие и не очень длинные, с которыми детям будет комфортнее работать. На первых занятиях можно покрасить половину шнурка в один цвет, а другую в иной, чтобы маленькому ученику было легче понять, что и куда нужно собирать и перекручивать. Используя стихи про зайчика, историю про червячков или придумывая что-то свое, можно в игровой форме показать, какую часть шнурка куда нужно продевать, и что делать с ним дальше. Для обучения самому простому способу шнурования нужно:

  • взять 2 конца шнурка, каждый в свою руку;
  • сделать из них ушки;
  • перекрестить их;
  • продеть одно ушко через отверстие под ними;
  • затянуть ушки в разные стороны.

Для каждого родителя есть свой легкий способ обучения, и сводится он к тому, чтобы слушать своего ребенка, не торопить его, заинтересовать и дать ему возможность самому попробовать что-то сделать.

Любой успех, даже маленький, должен быть отмечен, так как похвала дает малышу стимул работать дальше и радовать родителей.

Чтобы завязать шнурки на новых лаковых ботинках, дочка будет стараться изо всех сил и в итоге научится это делать. Сын же будет возиться со шнурками, чтобы самостоятельно обуть новые классные кроссовки и побегать с папой по стадиону, погонять мяч. Найдя мотивацию для ребенка, проведя с ним время, можно добиться гораздо больше, чем криком и принуждением к любой деятельности.

Главные ошибки

Чтобы процесс обучения шнурованию проходил достаточно эффективно, важно не допускать ошибок.

  • Занятия с ребенком один 1 раз в неделю и реже. Если так учить шнуровке, то даже наработанный за один урок навык забудется и исчезнет к следующему занятию, и все нужно будет начинать сначала. Лучше всего работать каждый день или через день в течение нескольких недель.
  • Корректировать и помогать ребенку все время, не давая ему попробовать работать со шнурками самостоятельно. Отсутствие практики негативно скажется на процессе обучения ребенка, кроме того, существенно снизит его желание учиться дальше.
  • Ругать и выражать недовольство работой ребенка. Такое поведение положительно не скажется на процессе обучения и его скорости, зато отразится на самомнении ребенка и существенно снизит его самооценку.
  • Настойчивость родителя на занятии, даже если ребенок не хочет учиться. Не все дети готовы и в 5 лет завязывать шнурки, поэтому нужно понимать, когда стоит начинать, а когда нужно подождать и не форсировать события.

При правильном подходе к малышу можно найти нужное время, подходящую тактику и без особых проблем освоить шнуровку обуви.

Как научить ребенка завязывать шнурки, смотрите далее.

Консультация для родителей «Как легко научить ребенка завязывать шнурки»

Елена Сидорова
Консультация для родителей «Как легко научить ребенка завязывать шнурки»

Дети очень ценят такой навык, как завязывание шнурков, и радуются, когда могут это сделать. Это дает им чувство самостоятельности. Но дело не только в положительных эмоциях, но и в том, что это свидетельствует об определенном уровне развития ребенка.

Почему важно научить ребенка завязывать шнурки?

Ребенок учится не только правильно носить обувь, но и следовать вашим указаниям, планированию и упорядочиванию вещей:

когда вы учите ребенка правильно носить обувь, он учится внимательно слушать и следовать указаниям;

ребенок учится последовательности действий. Например, он узнает, что необходимо сначала надеть носок, затем обувь, и после этого завязать шнурок;

когда ребенок слушает, что вы ему говорите, он начинает классифицировать и сортировать предметы (например, отличать зимнюю обувь от летней и т. д.);

когда ребенок использует мелкую моторику, чтобы завязать шнурок, он развивает ловкость. Впоследствии ему будет легче научиться держать ручку и другие вещи.

Кроме этого, вам попросту будет проще собирать ребенка на улицу, если он сможет сам завязывать себе шнурки. Но вам придется немного подождать, пока ребенок достигнет определенного возраста.

Завязывание шнурков относится к ежедневным действиям. Поэтому, чтобы развить этот навык, ребенку следует выполнять упражнения, задействующие мелкую моторику.

Упражнения, укрепляющие мелкую моторику, необходимые для завязывания шнурков

Чтобы научиться завязывать шнурки, ребенок может выполнять упражнения, которые развивают двустороннюю координацию, ловкость рук и пальцев, зрительно-двигательные навыки, зрительное восприятие, силу рук, умение мыслить, планировать и осваивать новые моторные навыки.

Рассмотрим несколько занятий, которые развивают эти навыки у ребенка.

Прищепки и кольца

возьмите несколько бельевых прищепок и разноцветных колец;

предложите ребенку прикрепить прищепки к кольцам так, чтобы их цвета соответствовали друг другу;

это упражнение развивает силу рук и способствует работе мышц пальцев;

впоследствии ребенок сможет дольше заниматься завязыванием шнурков, чем раньше.

Нанизывание бусин

нанизывание бусин помогает ребенку развивать мелкую моторику, концентрацию, мышление и движения пальцев;

Читайте также:
Школа в сентябре 2021 - какие изменения ждут учеников в новом году читать онлайн

возьмите несколько бусин разных цветов;

возьмите несколько разноцветных кусков проволоки. Их цвета должны соответствовать цветам бусин;

предложите ребенку отсортировать бусины по цветам проволоки;

наконец, позвольте ребенку нанизать бусины на проволоку.

Создание гирлянд из картона

прежде всего предложите ребенку отмотать от катушки немного ниток для гирлянды. Это занятие хорошо развивает навыки моторики;

возьмите несколько листов картона и вырежьте из них фигурки в форме сердца (при желании можно выбрать другую форму);

предложите ребенку раскрасить сердечки акварельной краской;

когда краска высохнет, дайте ребенку нитку, чтобы он нанизал на нее сердечки;

если ребенку понравится это занятие, вы можете повесить получившуюся гирлянду в его комнате.

Когда ребенок буде готов к тому, чтобы завязывать шнурки, вы можете использовать для этого несколько простых способов.

Простые способы завязывать шнурки

Прежде всего, следует запомнить: каким бы простым вам ни казался тот или иной способ, главное, чтобы ребенок постоянно практиковался.

1. Узел для новичков

поставьте обувь на ровную поверхность, разложите концы шнурка по разные стороны туфли;

возьмите шнурок с обеих сторон и перекрестите обе стороны. Плотно затяните оба конца. Таким образом, посредине образуется основной узел;

оберните каждый конец шнурка вокруг пальцев так, чтобы получились две петли;

с помощью больших и указательных пальцев проденьте одну петлю в другую;

потяните петли в разные стороны так, чтобы узел посредине затянулся.

2. Кроличьи ушки

поставьте обувь на ровную поверхность, разложите концы шнурка по разные стороны туфли;

завяжите основной узел, как описано выше;

сделайте из каждого конца шнурка петлю в форме кроличьего уха. Петли получатся маленькими, а конец шнурка – длинным;

наложите «кроличьи ушки» крест-накрест;

3. Круговой метод

поставьте обувь на ровную поверхность, разложите концы шнурка по разные стороны туфли;

завяжите основной узел, как описано выше;

сделайте еще один узел, но не затягивайте его. Вы увидите, что узел образует круг. Придайте узлу форму круга и положите его ровно;

проденьте один шнурок спереди внутрь круга. Следите за тем, чтобы шнурок лежал свободно, но не выскользнул из круга;

второй шнурок проденьте в круг сзади. Получится две петли по разные стороны узла;

4. Оригинальный способ завязывания шнурков Яна Фиггена

поставьте обувь на ровную поверхность, разложите концы шнурка по разные стороны туфли;

завяжите основной узел, как описано выше;

большим и указательным пальцами правой руки сформируйте петлю. Свободный конец должен находиться спереди;

проделайте то же самое с другим концом шнурка. Конец должен находиться сзади;

пропустите свободные концы сквозь петли;

потяните за концы и затяните узел.

Научить ребенка завязывать шнурки не так уж сложно, однако вам могут понадобиться некоторые подсказки, чтобы еще больше упростить этот процесс.

Полезные советы

1. Возьмите туфлю с развязанным шнурком и положите его между коленями или бедрами, когда показываете ребенку, как завязывать шнурки. Так ребенку не нужно будет наклоняться, чтобы увидеть, как это делать.

2. Сядьте рядом с ребенком, чтобы вы видели весь процесс с одной точки. Так ребенку будет понятнее.

3. Тренируйтесь на обуви с мягкими шнурками.

4. Обозначьте каждый конец шнурка разными цветами, используя для этого маркеры. Так ребенку будет легче различать концы шнурка.

6. Когда вы предлагаете ребенку выполнить какое-либо действие, повторяйте его сами, чтобы ребенок мог повторять за вами.

5. Предложите ребенку одновременно держать концы шнурка в каждой руке.

Уча ребенка завязывать шнурки, проявите терпение. У вас может возникнуть соблазн купить ребенку обувь на липучках, но, если он научится самостоятельно завязывать шнурки, то будет этому очень рад.

Консультация для педагогов и родителей «Как научить ребенка работать с ножницами» Работа с ножницами отлично развивают мелкую моторику, которая крайне важна для развития ребёнка в целом. Оказывается, самые обычные ножницы,.

Консультация для родителей «Как научить ребенка убирать игрушки» Замечали ли вы,что после игры ваш малыш оставляет игрушки разбросанными по всей комнате,а то и по квартире?Приучать ребенка к уборке своих.

Консультация для родителей «Как научить ребенка правильному поведению при пожаре» Консультация для родителей «Как научить ребенка правильному поведению при пожаре» Основы воспитания детей закладываются в дошкольном возрасте.

Консультация для родителей и педагогов «Как научить ребенка видеть проблему?» Под проблемой обычно понимают явно сформулированный вопрос, а чаще комплекс вопросов, возникающих в ходе познания. «Посмотрите на мир чужими.

Консультация для родителей «Как научить ребенка чистить зубы» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня представляю Вашему вниманию консультацию о том, как научить ребенка.

Консультация для родителей «Как научить ребенка читать, уважать и понимать книгу» Консультация для родителей: «Как научить ребенка читать, уважать и понимать книгу». Данная консультация для родителей о том, как научить.

Консультация для родителей «Как научить ребенка говорить красиво» Воспитатель: Дорман Елена Александровна. Не нервничайте, если ребенок говорит неправильно. Идет естественный и активный процесс.

Консультация для родителей «Как научить ребенка любить театр» Когда знакомить ребенка с миром театра определяют сами родители,музыка,зрелищное представление и сама атмосфера театра это всегда семейное.

Как научить ребенка завязывать шнурки: 7 способов

© Коллаж Chips Journal

Научить ребенка завязывать шнурки бывает непросто. Или у него вообще не получается завязать их, или они то и дело развязываются, поэтому ребенок не может спокойно бегать и все время останавливается, чтобы их поправить. Но пути назад уже нет, возвращаться к старой обуви на липучках не хочется. И вы не можете постоянно завязываться ребенку шнурки. Особенно если он уже ходит в детский сад.

Читайте также:
Дислексия у детей - что это такое и как ее лечить советы родителям

Не паникуйте! Мы собрали для вас несколько способов научить ребенка завязывать шнурки без вашей помощи.

Сделайте тренажер

Тренироваться на своей обуви детям сложновато. Во-первых, она довольно маленькая. Если мелкая моторика развита не так хорошо, справиться со шнурками и отверстиями для них будет трудно. Во-вторых, ребенок еще и не может удобно усесться, когда завязывает шнурки прямо на себе. Сначала ему лучше поучиться на таком тренажере.

Нарисуйте на картоне обувь, проделайте отверстия и покажите ребенку, что нужно делать. Чтобы он в любой момент мог потренироваться без вас, нарисуйте на картоне пошаговую схему.

Используйте двухцветные шнурки

Когда ребенок путается в последовательности действий, ему упростят задачу двухцветные шнурки. Такие есть в продаже, но их легко сделать самим.

Возьмите шнурки двух цветов, разрежьте их пополам и сшейте две разноцветные половинки. Даже с такими шнурками лучше потренироваться на картонной модели.

Возьмите жесткие шнурки

Проще завязывать жесткие и плоские шнурки. Если вы не найдете таких, поищите дома или в магазинах тканей подходящие веревки и ленты. Да, в настоящую обувь их вставить не получится, зато для картонного тренажера они подойдут. А некоторые даже тренируются завязывать узлы на скакалках.

Подберите длинные шнурки

Иногда детям не удается справиться с шнурками только из-за того, что они слишком короткие. Вот ребенок и никак не может их удержать, чтобы сделать петли и завязать. Поэтому выбирайте шнурки подлиннее. Или шнуруйте обувь не полностью, а до предпоследнего ряда отверстий.

Фиксируйте петли

Если ребенку сложно удержать обе петли шнурков пальцами, в процессе обучения фиксируйте петли обычными прищепками или скрепками. Завязывать шнурки таким способом в детском саду или гостях будет неудобно, зато тренировку фиксация шнурков тоже упростит.

Сделайте на шнурках пометки

Держать петли ребенок может, но постоянно делает их неправильного размера, поэтому и завязать шнурки у него не выходит? Нарисуйте фломастером на шнурках пометки. Так ребенок всегда будет видеть, в каких местах нужно делать петли и держать их. Еще отметить эти места можно, сделав небольшие узелки.

Посмотрите, как лучше их сделать, в этом ролике.

Пробуйте разные техники

Вместо привычных способов завязывания попробуйте другие, которые детям будут даваться проще. Да, когда они подрастут, им все же придется переучиваться, но для практики и развития мелкой моторики воспользуйтесь одной из этих техник.

Простые способы как научить ребенка завязывать шнурки

В раннем возрасте малыш старается самостоятельно завязать шнурки бантиком и каждый раз радуется, когда это действительно получается. Такой небольшой «успех» подтверждает тот факт, что уровень развития ребенка постепенно увеличивается, а это не может ни радовать его родителей.

Вместе с завязыванием шнурков мама с папой могут научить собственное чадо правильно носить обувь, и соблюдать порядок. В результате такого обучения отмечают несколько важных особенностей:

  • Ребенок учится и запоминает последовательность действий. К примеру, малыш запоминает, что сначала необходимо надеть носок, а после этого обувь, чтобы завязывать шнурки.
  • Ребенок слушает родителей и классифицирует предметы и вещи. Со временем дети начинают отличать, где зимние ботинки, а где летняя обувь.
  • Развитие мелкой моторики рук, что положительно сказывается на ловкости. Умело справляясь со шнурками, в будущем ребенку будет намного проще держать в руках ручку и другие канцелярские принадлежности.

Еще одно важное преимущество того, что малыш научится самостоятельно завязывать шнурки – родителям будет намного проще собирать малыша на прогулку.

В каком возрасте нужно учить детей завязывать шнурки?

Большинство родителей не знают, как научить ребенка завязывать шнурки. Очень часто все списывают на лень малыша и его откровенное нежелание познавать что-то новое. Но чаще всего проблема заключается в неподходящем возрасте ребенка, который еще не готов к изучению такого сложного для него процесса. Важно помнить «золотое» правило: всему свое время. Поэтому не стоит мучить собственное чадо раньше положенного возраста.

Несмотря на то, что каждый ребенок – это индивидуальность, которая имеет определенный темп развития, урок завязывания шнурков осваивается в возрасте 4-6 лет. Однако даже в таком, казалось бы, несложном вопросе могут быть некоторые исключения:

  • Девочек можно быстро научить завязывать шнурки в 3-3,5 года. Некоторые психологи придерживаются мнения, что обучение девочек должно заканчиваться к 4-м годам.
  • Мальчики познают процесс шнуровки намного позже – к 5-ти годам.

Важно: когда малыш пойдет в школу, он должен поэтапно завязывать шнурки на разной обуви и точно понимать что зачем идет. Таким образом, родителям будет спокойнее за своего первоклассника, которому придется переодеваться на физкультуру самостоятельно.

Как заинтересовать обучением

Многие родители стараются отыскать легкий способ обучения шнурованию, который понравится их малышу. Чтобы заинтересовать ребенка, рекомендуется превратить обучение в веселую и увлекательную игру.

Не обязательно для обучения использовать обувь со шнурками, которую носит ребенок. Каждый ребенок обращает внимание на разноцветные игрушки. Воспользовавшись таким правилом, можно подобрать для обучения шнурки разных ярких оттенков или же шнурки, половинки которых окрашены во всевозможные цвета. Такой нехитрый прием позволяет ребенку более внимательно следить за правильным расположением шнурков и запоминать последовательность.

Чтобы научить завязывать шнурки, можно использовать обувь мамы или папы. Ведь каждый малыш примеряет обувь взрослых. Если ребенок демонстрирует неподдельное желание помочь маме или папе развязать шнурки – не останавливайте его. Кроме того, можно пойти на небольшие хитрости: сошлитесь на больную спину и попросите ребенка Вам помочь. Таким образом, кроха почувствует всю важность данного процесса и будет проявлять свои старания.

Читайте также:
Ролевые игры для детей в детскому саду и с родителями

На каких шнурках лучше учиться

От правильно подобранной модели шнурков зависит дальнейший результат работы. Во время обучения ребенка важно брать во внимание любую мелочь – даже материал и цвет шнурков.

Наиболее подходящий вариант для обучения:

  • Не скользкие и приятные на ощупь разноцветные шнурки, которые дополнены твердыми наконечниками.
  • Шнурки не должны быть слишком тонкими – такие модели будут постоянно выскальзывать из маленьких ручек и плохо держать узел. При этом модель не должна быть слишком толстой, иначе ребенку будет неудобно с ней работать.
  • Лучше всего выбирать шнурки плоской формы – они идеально удерживают узел.
  • Длина шнурков должна быть около 30 см: длинные модели будут регулярно запутываться, а короткие – не позволят завязать узел с петлями.

Перед началом обучения шнурованию – рекомендуется взять во внимание несколько простых правил выбора удобных шнурков.

Варианты шнуровки

Всего выделяют три популярных способа, которые помогут быстро научить чадо завязывать различные шнурки:

  1. «Бабушкины узелки» – это самый распространенный вариант завязывания шнурков. Прежде чем получить бантик, ребенок должен завязать простой узел, после этого – аккуратно сложить концы вдвое (должны получиться петельки) и повторно связать их между собой узелком. Одним из важных преимуществ этого варианта является простой и понятный процесс – ребенку не потребуется осваивать сложные манипуляции. Минус заключается в том, что такой узел сложно назвать надежным – он достаточно часто развязывается в самый неподходящий момент.
  2. «Бантик» – еще один не менее популярный способ. В результате ребенок должен на одном из концов шнурка сделать петельку. После этого, второй конец шнурка потребуется сложить вдвое и просунуть через образовавшееся ушко. Однако не стоит вытягивать вторую часть до самого конца. Таким образом, получается красивый и аккуратный «бантик».
  3. Третий вариант подразумевает изучение более сложных видов узлов, которые дети могут уже освоить после того, как были выучены первые азы шнурования. Когда ребенок «на отлично» научится выполнять «бантик» и «бабушкин узел», можно смело переходить к следующему этапу – изучение шнуровки, которая указана на картинке.

Методы обучения шнурования

Для изучения новой информации у ребенка должно появиться неподдельное желание, а для этого – потребуется его заинтересовать. Чтобы научить малыша правильно завязывать шнурки, одного интереса будет мало, важно учесть еще несколько нюансов:

  • Развитие мелкой моторики. В случае плохого развития мелкой моторики рук ребенку будет сложно освоить даже такой простой способ шнурования, как «бантик». Чтобы с раннего возраста развивать моторику рук, рекомендуется давать малышу в руки игрушки, что имеют неровную фактуру. Именно поэтому детям часто дают в руки бусы, набор мелких пуговиц. Однако все должно происходить под контролем взрослых.
  • Использование игрушек-тренажеров – это специальные предметы, имеющие соответствующие отверстия, через которые ребенок должен продевать разноцветные ленточки. Таким образом, малыш в игровой форме осваивает навыки шнурования.
  • Самостоятельное изготовление игрушек-тренажеров. Простая конструкция подобных тренажеров позволяет их изготовить самостоятельно. Обязательно попросите малыша Вам помочь, что вызовет у него еще больший интерес.

При выполнении действий малыша, родители могут комментировать каждое его движение. Таким образом, ребенок не только визуально, но и на слух сможет запомнить поочередность выполнения своих действий.

Полезные советы родителям

Научить ребенка завязывать шнурки достаточно легко, однако для того, чтобы максимально упростить этот процесс, рекомендуется воспользоваться некоторыми рекомендациями:

  1. Ботинок с развязанными шнурками лучше положить себе на колени – таким образом, ребенку будет намного удобнее следить за процессом завязывания шнурков, запоминая каждое движение мамы или папы.
  2. Все тренировки лучше всего проводить на обуви, что имеет мягкие на ощупь шнурки.
  3. Во время обучения родитель должен сидеть рядом со своим чадом, чтобы наблюдать за всем происходящим с одной точки.
  4. Чтобы малышу было намного проще различать концы шнурков, рекомендуется пометить их разными цветами. Для этого можно использовать цветные маркеры.
  5. Предлагая ребенку выполнить определенное действие, родители всегда должны предварительно продемонстрировать данный процесс, чтобы малыш смог повторить.
  6. Предложите малышу одновременно держать концы шнурка в каждой руке.

В процессе обучения родители должны проявлять терпение и понимание. Не стоит кричать на ребенка, если у него не с первого раза получается выполнить такое простое действие. Со временем он доведет эту процедуру до автоматизма.

Когда и как учить ребенка завязывать шнурки, подсказки родителям

Для взрослого человека процедура завязывания шнурков проходит «на автомате». Но для ребенка этот процесс сродни науке. Обувь для малышей в наше время выпускается в основном на липучках-застежках. Это удобно, экономит время и нервы. Но рано или поздно каждый родитель столкнется с задачей, как научить ребенка завязывать шнурки, поспособствовав быстрому освоению этого умения. На пути к достижению цели важно учитывать два основных фактора: возраст малыша и его готовность к обучению. И конечно же, придется запастись выдержкой и терпением.

  1. Когда это необходимо
  2. Подготовка пальчиков
  3. Приемы мотивации ребенка
  4. Полезные приспособления
  5. С чего начать
  6. Завязывание узла
  7. Начальный узел
  8. Одной петлей
  9. Бантик
  10. Освоение техники шнуровки
  11. Полезные советы
  12. Видео

Когда это необходимо

Сложно однозначно ответить, когда конкретному ребенку стоит начинать учиться завязывать шнурки, тем более что сделать это не так-то и легко. Процесс освоения данного навыка требует внимания и усидчивости. Кто-то готов воспринимать информацию уже в 3,5 года, а кому-то и в 5 будет довольно трудно. Специалисты считают, что к 4–6 годам ребенок способен овладеть простыми методами шнурования. Но необходимо морально подготовиться к тому, что освоение нового навыка может занять недели.

Не стоит торопить малыша с обучением, пусть он тратит на него столько времени, сколько потребуется. Для ускорения процесса ребенка можно мотивировать, например, подарить красивые, яркие кроссовки, которые вызовут восторг и желание носить их чаще.

По статистике, у девочек более развита мелкая моторика рук, поэтому они раньше мальчиков осваивают игры с завязыванием-развязыванием узлов. Они также быстрее начинают ориентироваться, где левая нога, а где правая. И как следствие, девочки раньше мальчиков осваивают умение завязывать шнурки.

Читайте также:
Детям о войне - подборка стихов, песен, сочинений, загадок

Подготовка пальчиков

Научить ребенка завязыванию шнурков поможет развитие моторики рук. Малышу необходимо давать изучать на ощупь предметы разной формы и фактуры поверхности, а также играть с сыпучими материалами и небольшими по размеру объектами:

  • песком;
  • пуговицами;
  • мелкими бусинами.

Лепка геометрических фигурок, животных и растений, рисование, штриховка, нанизывание бисера на нитку — все это интересные и полезные занятия. В ходе игры нужно рассказывать ребенку, где у него левая и правая рука, где левая и правая нога, чтобы к моменту обучения шнуровке он не путался. Сегодня производители выпускают особые игрушки, которые помогут научить малыша продевать ленточки сквозь отверстия, они станут отличным подготовительным этапом на пути к овладению сложным умением.

Приемы мотивации ребенка

Задаваясь вопросами, как быстро научить ребенка завязывать шнурки, важно не забывать о наглядной демонстрации на примере взрослого. Лучше, если родитель стоит позади малыша, держа свои руки у него перед глазами. Зеркальный показ может просто запутать ребенка.

Один из самых эффективных способов мотивации на освоение нового навыка — рассказать, где в дальнейшем может применяться шнуровка. Например, девочкам будет интересно узнать, что они впоследствии смогут завязывать красивые банты своим куклам. А с мальчиком стоит поиграть в моряков или пиратов, а постепенно заинтересовав этой темой, объяснить, что отважному герою обязательно нужно уметь вязать морские узлы.

Легче всего детям запоминается информация, выраженная в стихотворной форме. Например, в популярном мультфильме Губка Боб говорил так: «Возьми шнурок, петля, крючок — выходит узелок». Можно предложить ребенку представить, включив фантазию, что петельки — это уши кролика. Необходимо только наложить одно на другое и завязать. При этом можно говорить следующее: «Кролик обошел кустик, спрятался в норку, торчат только одни ушки».

Если есть творческие способности, стоит попробовать сочинить свою волшебную сказку. Самое главное, чтобы у малыша к каждому выполненному действию закрепилась стойкая ассоциация, тогда любая новая информация будет усваиваться легко и непринужденно.

Полезные приспособления

Тренировка на игрушках — отличный способ развития мелкой моторики рук и подсказка на вопрос «Как ребенка научить завязывать шнурки?». Можно дать пояс от одежды, и пусть малыш делает узелки и бантики. Ребенок будет активнее и с большим интересом вовлечен в процесс, если шнурки или ленточки будут разноцветными. Взрослый же должен показать, как можно регулировать силу затягивания узлов.

Бизиборд или умный модуль — замечательное средство для всестороннего развития малыша, формирует навыки открывания и закрывания различных задвижек, замков, щеколд. Многие бизиборды оснащены специальной доской-шнуровкой. Это отличная игрушка, которая на длительное время займет ребенка, а также поможет подготовиться к завязыванию шнурков. Умный модуль позволяет освоить такие понятия, как верх, низ, лево, право, развивает глазомер.

С чего начать

Обучение ребенка завязыванию шнурков состоит из следующих этапов:

  1. Подготовка рук с помощью упражнений на развитие моторики.
  2. Тренировка на ленточках, веревочках, бизибордах и других приспособлениях.
  3. Демонстрация на собственном примере.
  4. Проговаривание действий в стихотворной форме, или сопровождая свои слова интересной сказкой.
  5. Закрепление результата.

Ребенку всегда легче дается информация, преподнесенная в виде игры. Не стоит использовать сухие взрослые термины, иначе задача для малыша усложнится вдвое: придется осваивать не только новый навык, но и учить незнакомые, скучные слова. Самые легкие и оптимальные способы показать алгоритм завязывания шнурков: стишки и считалочки, песенки. Например, можно использовать такое коротенькое стихотворение, разумеется, одновременно демонстрируя проговариваемые слова:

У него два ушка!

Зайчик кустик обошел,

В норочку свою зашел.

Вот торчат два ушка.

Ай да зайчик-душка!».

Хорошо запоминается и такой стишок:

«Раз шнурок и два шнурок. Перекресток. Узелок.

Вот поссорились концы. Разбежались молодцы.

Спинки сделали дугой. Вот один, а вот другой.

Помирились — повстречались. И опять узлом связались».

В процессе обучения ребенка завязыванию шнурков взрослому необходимо сохранять позитивный настрой, всегда улыбаться, обязательно поддерживать зрительный контакт. Так у малыша закрепятся исключительно положительные ассоциации, связанные с новым навыком.

Завязывание узла

Показать наглядно ребенку, как завязываются простейшие узлы, можно на примере элементарного макета. Лист картона, пара ярких веревочек или ленточек, маркер и дырокол помогут создать пособие по шнурованию. На листе изображаются стопы человека. На месте, куда будут продеваться завязки, располагаются два ряда отверстий, сделанных дыроколом. Малыш никогда не откажется от увлекательной возможности попасть в дырочки цветными, яркими шнурками. Весело, в непринужденной обстановке он с удовольствием займется полезным делом.

Начальный узел

Прежде чем научить ребенка самостоятельно завязывать шнурки, важно показать, как сделать простой начальный узел. Можно немного пофантазировать, сочинив малышу сказку. Например, такую: «Встретились как-то два червячка, Бим и Бом (взять шнурки разного цвета), и решили дружить. Бим сказал: «Пойдем со мной гулять» (обогнуть один шнурок вокруг другого). Бом ответил: «Конечно, пойдем!» (сделать петлю). И пошли червячки вместе (затянуть узел)».

Читайте также:
Что нужно ребенку в школу: список самых важных вещей для 1 класса

Лучше всего в процессе игры сесть позади ребенка, а перед ним положить приспособление для обучения шнурованию. Детская сказка или невероятная история о приключениях героев должны сопровождаться демонстрацией затягивания узла, а после — важно попросить малыша повторить все действия. Обычно дети на третий-четвертый раз уже запоминают последовательность, а дальше действуют практически самостоятельно.

Одной петлей

Чтобы научить малыша завязывать узел одной петлей, также можно придумать забавный рассказ. Как вариант такой: «Мышонок Степа всегда был самым шустрым, а еще очень умным (из одного конца шнурка складывается петелька). Но вот как-то раз мышонок Митя решил его обхитрить: он оббежал вокруг Степы (другим свободным концом обводится петля) и первым финишировал (вытягивается вторая петля из середины). Степа не обиделся, ведь он был не только шустрым, но еще умным, поэтому решил дружить с Митей (создается узел)».

Бантик

Среди узлов самым интересным для освоения считается бантик. Он завязывается из двух петелек. В процессе изучения рассматриваемого способа следует хотя бы на начальном этапе дать ребенку возможность действовать самостоятельно, корректно, ненавязчиво подсказывая, если у него что-то не получается. Малыш с интересом сложит каждый конец шнурка вдвое и невероятно обрадуется, когда у него образуется петля. Затем взрослый сам, или все так же направляя ребенка, покажет, как петельки между собой скрещиваются: верхняя перегибается вниз, выводится на то же место с другой стороны второй петли. Малышу останется просто потянуть за два ушка из шнурков, и бантик готов.

Освоение техники шнуровки

После изучения трех простейших узлов, начального, одной петлей и бантика, можно переходить к освоению техники шнуровки крест-накрест. Сначала обучение нужно проводить на игрушечном макете, сделанном из картона, войлока или фетра, с большими отверстиями для вдевания веревок или ленточек. Чуть позже можно начать тренироваться с ребенком уже на настоящей обуви.

Метод шнурования крест-накрест заключается в формировании двух обычных петелек. Интересно будет, если родитель придумает им названия, сравнив с героями сказок. Одну из петелек вдеваем под другую, так получается красивый вариант завязывания шнурка.

Процесс обучения шнуровке должен быть для детей интересным и увлекательным занятием. Не менее важно не только играть и веселиться, но еще достигать определенного положительного результата. Видя итог своих трудов, а также одобрение со стороны родителя, малыш начнет гордиться собой, что однозначно благоприятно скажется на его самооценке.

Полезные советы

Если ребенок рано, например, уже в 2,5 или 3 года, проявляет желание самостоятельно научиться завязывать шнурки, важно не препятствовать ему в этом, а наоборот, всячески поддерживать, не дожидаясь, пока он станет старше. Облегчить изучение процесса можно с помощью маленькой хитрости: взять два светлых шнурка, закрасив ярким цветом только одну сторону каждого. Так малышу станет проще запомнить, какая петелька должна быть верхней.

Если же ребенок в возрасте 5–6 лет не хочет осваивать шнуровку, не стоит на него давить. В такой ситуации можно ненавязчиво периодически показывать ему мультфильмы, где герои учатся делать узелки. Завязывая шнурки на своей обуви, проговаривать какой-нибудь стишок или негромко напевать песенку. Рано или поздно все это вызовет у малыша интерес. Также стоит прислушаться к приведенным ниже советам:

  1. Поощрять ребенка, который справился с задачей, — это важное правило любого процесса обучения.
  2. Малыши могут совершать ошибки, делать кривые узлы или неправильные бантики, но за это они точно не заслуживают критики, недоброго слова. Родителям стоит повторять себе почаще: все обязательно получится, просто немного позже.
  3. Потеря терпения — это негативное поведение, которое отрицательно влияет на мотивацию.
  4. Научить ребенка завязывать шнурки поможет создание благоприятной, теплой атмосферы, тогда малыш расслабится, станет радоваться своему новому занятию.
  5. Необходимо всегда помнить о том, что хвалить полезнее, чем критиковать.

Игра в завязывание бантиков куклам — отличный способ заинтересовать девочку. В хорошем настроении малышка быстро и просто освоит навык.

Лучшее время для познания нового — когда ребенок сам проявит интерес. Позитивная атмосфера, добрая и положительная энергия родителей приведут к отличным результатам в обучении. Использование всевозможных цветных макетов, бизибордов, игровых форм, веселых сказок и рассказов позволит деткам быстро разобраться с тем, как завязать шнурки.

Видео

Скажите «ДА» шнуркам: как научить ребенка завязывать шнурки

Просмотров — 122 124

Завязать шнурки — что может быть проще? Однако дети младшего возраста так не думают, для них это целая наука сродни плетению макраме или игре на пианино. Но, поскольку никто не рождается с таким умением, ребёнку рано или поздно прийдётся осваивать этот навык. Вопрос в том, как понять, что уже пришло то время, когда можно научить малыша завязывать шнурки? Ведь успешный результат во многом зависит от того, насколько подходящий момент был выбран для обучения, а также от возраста малыша.

  • Полезные рекомендации родителям
    Мотивирующий мультик про шнурки. Барбоскины — видео
  • От теории к практике
      Начальный узел
  • Самый простой способ: стишок про зайчика и его ушки
  • Способ с одной петлёй
  • Самый быстрый способ завязать бантик из шнурков
  • Как научить ребёнка быстрому способу завязывания шнурков на бантик — видео
    Читайте также:
    Ревность детей - в чем причины, от чего зависит, как проявляется читать онлайн

    Когда начинать учить ребенка завязывать шнурки самостоятельно

    То, как маленький ребёнок умеет шевелить пальчиками, говорит о том, развита или нет моторика его рук. Чтобы в 4-5 лет малыш без труда мог справиться со своими непослушными шнурками, развивать эту способность надо начинать в младенческом возрасте. Для этого родителям надо разрешать играть малышу с мелкими вещами, заинтересовывать лепкой из глины и пластилина, нанизыванием бусин, рисованием, сборкой деталей детского конструктора. Все эти занятия положительно влияют на подвижность пальцев. Разумеется, за малышом требуется постоянный присмотр, особенно, если он любитель засовывать в рот разные предметы. Зато папа с мамой, в процессе контроля, выяснят, кем является их чадо – левшой или правшой.

    Любая работа руками подготавливает маленького человека к покорению множества высот, и одна из них – завязывание собственных шнурков. Это простое дело, но для малыша потребуется немало времени, пока он научится это делать. Но если пальчики его «бегают», можно надеяться, что ждать придётся недолго.

    Уже в 3-4 года малыш вполне способен осилить такую задачу. Нормально, если ребёнок научился заботиться о себе ещё до школы. Конечно, в три года карапузу будет сложнее, чем в более позднем возрасте, но существует и положительный момент. Благодаря такому обучению:

    • Ребёнок лучше усваивает любую информацию;
    • У него улучшается память и концентрация внимания;
    • Стремительно развиваются умственные способности.

    Поэтому не стоит облегчать жизнь малышу, покупая ему обувь на липучках. Когда придёт время ботинок и туфель, ему будет крайне сложно осилить науку завязывания обыкновенных шнурков. А для родителей это грозит лишней головной болью, потому, что в этот период у детей появляется и без этого много потребностей, обязанностей и проблем.

    Если решили обучать трёхлетнего малыша, необязательно вручать ему папину кроссовку, можно сделать специальное пособие из картона и ярких шнурков, чтобы он, играя, учился их завязывать. Если потренировавшись, он отточит этот навык до автоматизма, ему нечего бояться за свою будущую обувь.

    Возможно, малышу такое занятие покажется чересчур сложным, чтобы он не разочаровался в собственных силах, родители должны объяснить чаду, что делал он всё правильно, просто его ручки ещё не приспособлены для такой работы. Также родителям не стоит при малыше даже между собой обсуждать его неудачу – обычно это ведёт к отчуждению, чувству вины и другим психологическим проблемам. Дело в том, что каждую свою победу и промах ребёнок воспринимает очень эмоционально.

    Как научить ребенка завязывать шнурки быстро и просто

    Некоторые папы и мамы не знают, как начать обучение и в какой форме его подавать. Главное, заинтересовать ребёнка, предложив ему поиграть с верёвочками, ленточками, бантиками. Можно приготовить для него несколько красивых широких тесёмок. Обувь для этого брать совсем не обязательно. Очень часто дети с увлечением занимаются шнуровкой, которой обучает развивающая игра.

    Папа или мама должны находиться рядом и наглядно показывать, как происходит процесс завязывания. Маленький ребёнок, в силу развитого подражания действиям взрослым, обязательно начнёт повторять за родителями. При этом желательно подробно объяснять, что и зачем, словами.

    Важно! Нельзя подгонять малыша, тем более раздражаться, в своё время придёт всё – и моторика пальчиков и быстрое схватывание. Периодически хваля и поощряя сына или дочь, родители создают необходимую доверительную атмосферу, которая помогает ребёнку сосредоточиться и продолжать тренировку.

    Когда отец не знает, как научить ребенка завязывать шнурки быстро и просто, пусть просто покажет на личном примере. Есть два основных, технических приёма завязывания.

    Первый способ предполагает завязывание бантика, состоящего из двух петлей:

    • Кончики обеих тесёмочек складывают так, чтобы образовалась петля;
    • Петли скрещивают, при этом верхняя загибается вниз и продевается в образовавшееся колечко;
    • Если потянуть за обе петельки, узелок стянется;

    Когда идёт тренировка на обуви, концы шнурков, если они не были сложены в петельки, после того, как узел завязался, можно убрать за борта ботинок или кроссовок. Важно предупредить сына или дочь, что это нужно делать для того, чтобы они не мешали при ходьбе, иначе можно спотыкнуться и упасть. Ребёнку нужно объяснить, что если не делать петельки, узел развязать будет затруднительно. Если отец и мать находятся рядом, малыш может повторять действия за ними или делать это одновременно. Показывать надо медленно, чтобы малыш мог запомнить каждое движение и сидеть параллельно ребёнку. Дело в том, что если сесть напротив, ему будет тяжело подражать родительским действиям. А рядом он может делать те же движения, постепенно вникая в нюансы процесса.

    При этом можно помогать, подсказывая, что делать дальше, но только на словах. Отец или мать не должны сами заниматься шнурками малыша. Исключением может стать просьба сына или дочери о помощи. После первых побед похвалить малыша просто необходимо. Дружеское поощрение его ободрит и воодушевит на дальнейшее обучение с ещё более сложными задачами.

    Родителям никогда не стоит оставаться в стороне – они являются не наблюдателями, а активно участвуют в процессе изучения нового для ребёнка дела. Основное правило – начинать надо на посторонних «тренажёрах» и посвятить оттачиванию навыка не менее 10-14 дней. Уже на этом этапе можно осваивать различные виды узлов и шнуровок. Только спустя пару недель, имеет смысл приступать к шнуровке на настоящей обуви. Для этого можно купить малышу новые красивые ботиночки – пусть он сам выберет, какие ему понравятся. Конечно, следует проследить, чтобы обувь ему подходила, была удобной, безопасной и из качественного материала.

    Читайте также:
    Агрессивный ребенок - причины злости и методы воспитания

    Алгоритм правильного действия

    Чтобы дошкольник быстро и успешно овладел действием, нужно изначально правильно передать ему весь процесс. Существует техника завязывания, которую поэтапно показывают малышу. Если взрослый видит, что процесс у него не получается, стоит начать показ с небольшого приема. Например, попробовать с помощью яркой ленточки сначала делать узелки, затем переходить к петелькам, завязывая их бантиком. Переходить к шнуровке можно будет тогда, когда это упражнение будет освоено.

    Разработано несколько вариантов шнуровки, для детей следует подобрать самые несложные. В практике известен так называемый «бабушкин» способ (он считается элементарным), его алгоритм выглядит так: узелок ‒ петельки ‒ узелок.

    Шаг 1. Сначала делается узелок.

    Шаг 2. Затем одновременно формируются две петельки, которые надо скрестить между собой.

    Шаг 3. Петельку, которая окажется наверху, пропустить через отверстие снизу и привести опять наверх, то есть получается второй узелок.

    Важно объяснить дошколятам, зачем делаются петельки: чтобы потом легче было развязать узелок.

    Как сделать процесс обучения завязыванию шнурков эффективным и интересным для ребенка

    Чтобы знания усваивались легче, а ребёнка не покидало желание и дальше познавать незнакомые, но необходимые для жизни вещи, родители могут применить некоторые полезные советы:

    Самое важное, чтобы желание учиться не проходило, именно для этого родителям нужно позаботиться о новой обувки для своего чада. Если до этого малыши больше ходили в ботинках с липучей застёжкой, то теперь новая обувь со шнуровкой должна стать для них символом взросления и особой ответственности. Заинтересовать их можно любой темой, относящейся к завязыванию узлов – приключениями моряков, не мыслящих своей жизни без вязания узлов. Для девочек привлекательным может стать рассказ о всевозможных способах применения шарфиков и косынок – чтобы повязать их стильно и модно, необходимо немалое умение.

    Совет. Во время обучения садитесь не напротив ребенка, а рядом с ним. Это нужно сделать для того, чтобы ребенок не копировал ваши движения в зеркальном отражении, а просто повторял все за вами.

    Маленьких детишек можно начать тренировать на матерчатых поясках, широких тесёмочках, красочных ленточках – пусть сначала будут простые узелки и бантики, умение приходит при регулярных занятиях. Когда дело коснётся шнурков, отец или мама могут разместиться сзади ребёнка и, держа его ручки в своих руках, направлять движения. Однако наилучшим методом всё же является расположение рядом, и ребёнок имеет возможность синхронно копировать приёмы, глядя на руки родителей.

    Следует учитывать некоторые факторы, которые непосредственно влияют на успешность занятий:

    • Не надо проводить обучение второпях – мамы или папы должны быть абсолютно свободны и полностью посвятить себя ребёнку;
    • Если предстоит прогулка, поход в кино или зоопарк, не надо заниматься с малышом тренировкой – его внимание будет невольно отвлечено мыслями об интересных встречах;
    • Маленькие дети быстро начинают чувствовать усталость, поэтому уроки должны быть короткими, но содержательными;
    • Изучение каждого узелка и способа шнуровки должно проходить последовательно. Пока ребёнок не освоил один метод, не стоит предлагать ему попробовать другой.

    Полезные рекомендации родителям

    Чтобы обучение пошло на пользу, а сам процесс доставлял радость и ребёнку и родителям, следует придерживаться таких рекомендаций:

    1. Мотивация. Для того чтобы у малыша возникло желание учиться, ему необходимо точно знать, для чего это необходимо. Заинтересовать ребёнка можно, подарив ему новую обувь, но уже не на липучках, как прежде, а более «взрослый» вариант — со шнурками. Маленькой дочке можно показать, что таким же способом можно завязать ленточку кукле, а сына заинтересует рассказ о моряках, профессия которых немыслима без умения вязать прочные узлы.
    2. Личный пример. Дети любят подражать своим родителям или более старшим братьям и сёстрам, а вот сравнивание их способностей с кем-то из сверстников, наоборот, вызывает протест и обиду. Поэтому не следует мотивировать обучение тем, что кто-то из его друзей уже умеет завязывать шнурки, а он нет. Лучше показать на собственном примере, выбрав для общения дружеский тон, а не покровительственный или нравоучительный.
    3. С чего начать. Малышам в 4 года будет трудно вязать узлы и бантики непосредственно из шнурков, поэтому в самом начале обучения можно осваивать процесс сначала на толстых канатиках или поясе от одежды, которые можно разместить вокруг коленок ребёнка, и только затем переходить на завязывание обуви.
    4. Удобная позиция.


    Такое расположение наиболее удобное для обучения Лучше всего проводить первое обучение, разместившись позади ребёнка и взяв его руки в свои. Когда малыш освоит первые азы, можно проводить занятия синхронно, сев справа или слева в зависимости от того, какая рука у крохи ведущая. Расположение напротив будет неправильным, поскольку зеркальное отражение только запутает ваше чадо и добавит сложностей в процессе обучения.

  • Время. Проводить занятия лучше в свободное время, когда вы не заняты своими делами и не будете отвлекаться на посторонние разговоры. А также не следует проводить тренировки перед самым выходом на прогулку, поскольку малыш будет торопиться, предвкушая увлекательное приключение, и не сможет сконцентрироваться на занятии.
  • Регулярность. Научиться завязывать шнурки можно за неделю, главное, уделять этому занятию несколько минут в день. Чем младше ребёнок, тем меньше времени он может сосредоточиться на поставленной задаче. В том случае если вы заметили, что малыш потерял интерес, не следует настаивать, лучше повторить попытку в более подходящее время.
  • Последовательность действий. Не следует пытаться научить ребёнка сразу нескольким способам завязывания шнурков. Выберите один, и обучайте последовательно, озвучивая каждый шаг одними и те же словами. Так, ребёнок не запутается и ему будет проще овладеть этой наукой.
  • Результат. Даже если у крохи ничего не получается, это не его вина, возможно, вы неправильно объясняете или время ещё не пришло. В любом случае нужно похвалить малыша.
  • Читайте также:
    Агрессивный ребенок - причины злости и методы воспитания


    Для того, чтобы детям было проще учиться и не путаться в верёвочках, следует подобрать не слишком длинные, крупные, плоские шнурки, яркого цвета

    Мотивирующий мультик про шнурки. Барбоскины — видео

    Игрушки-шнуровки для обучения ребенка

    Для обучения ребенка помимо вышеперечисленных стишков можно также использовать игрушки-шнуровки для тренировки мелкой моторики, которые легко можно купить в магазине. К примеру, такие:

    Методика школьного курса русского языка

    В пособии предлагается материал, призванный способствовать усвоению студентами специальности 5В011800 знаний и формирования практических навыков по методике преподавания русского языка. В содержании и структуре пособия нашли отражение основные требования к организации обучения на основе кредитной технологии. Приоритетными направлениями являются: учет перспектив освоения предмета, связь теории с практикой, научность материала, последовательность изложения, ориентир на сознательность в работе по формированию профессиональных знаний.

    Оглавление

    • Предисловие
    • Тема 1. Методика русского языка как наука
    • Тема 2. Общие вопросы преподавания русского языка в школе

    Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методика школьного курса русского языка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

    Тема 1. Методика русского языка как наука

    Предмет и задачи курса методики. Среди обязательных учебных предметов, осваиваемых студентами специальности «Русский язык и литература» в вузе, особое место занимает дисциплина, призванная дать ответ на самые актуальные вопросы дидактической направленности: чему учить? кого учить? как учить? Эта дисциплина носит название «Методика преподавания русского языка» и характеризуется как частная дидактика, представляющая собой специальную отрасль научных знаний.

    Методика преподавания русского языка (МПРЯ) — это наука, которая определяет цели, содержание, объем и структуру учебного предмета «Русский язык»; изучает и описывает наиболее рациональные методы и приемы его преподавания, исследует условия и пути усвоения учащимися точно очерченного круга лингвистических знаний, овладения конкретными практическими умениями и навыками.

    Цель данного предмета — рационализировать процесс современного обучения в различных типах школ, вооружить учителя арсеналом методов и приемов, сформировать навык использования тех из них, которые будут наиболее эффективны в каждом конкретном случае. Рациональность отобранных приемов определяется их соответствием характеру и содержанию излагаемого материала, возрастными особенностями класса, индивидуальными характеристиками обучающих и обучаемых. МПРЯ вооружает учителя умением выбирать нужный метод в соответствии с указанными условиями и определять траекторию познавательной деятельности учащихся.

    Задачи учебной дисциплины сводятся к следующему:

    — помочь построить теоретически обоснованную систему обучения предмету «Русский язык»;

    — показать специфику проведения аспектных уроков на основе учета тематики и содержания разделов лингвистики;

    — представить основные закономерности в работе по развитию речи;

    — определить оптимальные способы взаимосвязи обучаемых и обучающих при организации различных видов работы;

    — предложить конкретные рекомендации, направленные на организацию работы по совершенствованию всех видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма).

    Методологическая основа МПРЯ. Методология науки — это учение о принципах ее построения, развития, формах и способах научного познания в ней. Методологической основой данной науки являются разработанные философами, педагогами, психологами положения о теории познания, о личностном и системном подходе к процессу освоения учебного материала, о роли деятельности в становлении всесторонне развитой личности. Названные положения нашли специфическое выражение в методике и ее основополагающем обеспечении способами и средствами обучения.

    Способы формирования диалектического мировоззрения учащихся, исследование потенциала учебного предмета для реализации воспитательных задач, пути использования социальных возможностей языка, разработка понятийной системы науки, ее внутри — и внешнепредметных связей — вот тот круг проблем, решение которых составляет методологическую основу данной отрасли знаний. Рассмотрение вопросов о соотношении теоретического и практического, рационального и эмоционального, фундаментального и прикладного, культурологического и социального обеспечивает теоретическую базу МПРЯ.

    Средством выражения и существования мышления является язык. Обучение языку развивает мышление. Для методики преподавания русского языка важны следующие исходные положения философии: язык — средство человеческого общения; язык неразрывно связан с сознанием и мышлением. Речь выполняет социальную функцию, и учителю-словеснику необходимо добиваться, чтобы она воспринималась каждым учеником как важное средство познания, оформления и выражения мысли. Точному и грамотному использованию речи способствует усвоение теории лингвистики: ее понятий, правил, норм. Отсюда необходимость конкретизации функций языка и речи: язык — средство общения в потенциальном плане; речь — средство общения в реальных условиях.

    Связь методики с другими науками. Диалектико-материалистический подход к решению общих и частных проблем обучения языку обеспечивает подлинную научность указанной дисциплины, что свидетельствует о связи МПРЯ с философией. Философия познания рассматривает обучение в развитии, во взаимосвязи с другими процессами и явлениями, в единстве с практикой. В диалектическом процессе познания ведущая роль принадлежит человеческому сознанию, мышлению как высшей форме познавательной деятельности человека. Для процесса познания характерны следующие этапы: восприятие информации, ее осмысление, запоминание, практическое применение. При изучении каждой темы, составившей курс русского языка в школе, учитель организует названные этапы познания в полном соответствии с рекомендациями гносеологии.

    Теоретические положения методики формируются и разрабатываются на основе данных психологии. Психология рассматривает закономерности обучения языку, особенности психики человека, работу органов чувств. Она дает представление об особенностях человеческой памяти, о возрастных и индивидуальных характеристиках обучаемых. Психология изучает также особенности усвоения второго языка, те связи, которые устанавливаются в сознании обучаемого. Влияние родного языка при изучении русского языка как неродного может быть двояким: способствующим его усвоению (транспозиционным); тормозящим овладение им (интерферентным).

    Читайте также:
    Дислексия у детей - что это такое и как ее лечить советы родителям

    Явления интерференции и транспозиции следует учитывать при планировании работы над усвоением неродного языка. Вопросы обучения языку на основе образного, логического, критического и ассоциативного мышления также исследуются на основе данных, взятых из психологии.

    Методика преподавания русского языка тесно связана с педагогикой — наукой, изучающей закономерности процесса обучения и воспитания. МПРЯ — частная дидактика, т. к. она занимается вопросами обучения одному из предметов, опираясь на положения, характеризуемые как общедидактические принципы: научность, единство обучения и воспитания, связь теории с практикой, доступность, сознательность, активность, последовательность и преемственность, использование средств обучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых, организация внутрипредметных и межпредметных связей.

    Методика освоения любого предмета опирается на соответствующую науку, поэтому МПРЯ тесно связана с лингвистикой: лингвистика изучает закономерности языка, а методика — закономерности его усвоения. Для развития МПРЯ лингвистика предоставляет в ее распоряжение строго научные данные о языке; новое в лингвистике находит отражение в методике.

    Актуальные проблемы современной методической науки. В настоящее время большого внимания заслуживает работа, направленная на пересмотр учебных планов различных типов школ в аспекте интеграции лингвистических дисциплин для би — и полилингвальной подготовки выпускников. В лицеях и гимназиях лингвистическая подготовка учащихся осуществляется на базе филологических кафедр, объединяющих учителей-словесников. Приобретает особую актуальность вопрос о создании программ по русскому языку. Помимо типовой, разрабатываются и внедряются вариативные авторские программы, дающие возможность учителям ярче отразить свое видение перспектив освоения предмета. Существенное значение имеет также разработка альтернативных учебников, позволяющих учителю определить ту методическую систему и то содержательное обеспечение, которые он считает наиболее рациональными. Изменение содержания и структуры предмета предполагает инновационные подходы к разработке методических траекторий. Предстоит осуществить выбор таких технологий обучения, которые призваны повысить у школьников интерес к изучению языка и сформировать определенный круг общепредметных речевых навыков, дающих представление о функциональной значимости изучаемого предмета.

    Методы научного исследования. МПРЯ, как и всякая наука, имеет свои методы исследования. Методы исследования — это действия, цель которых — разработка научных проблем обучения. В МПРЯ наиболее востребованными считаются следующие из них:

    1. Изучение и анализ методической литературы.

    2. Наблюдение за учебным процессом и его анализ.

    3. Изучение и обобщение опыта работы учителей-словесников.

    4. Проведение анкетирования, опросов, бесед.

    5. Экспериментальное обучение.

    Для качественного усвоения методической теории необходимо знать ее историю, те основные этапы, которые способствовали эффективной организации процесса обучения русскому языку. Здесь следует указать на значение «Грамматики словенского языка» М. Смотрицкого, «Руководство учителям 1 и 2 разряда народных училищ» Т. Янковича де Мириево, «Букварь» К. Истомина, «Российскую грамматику» М. Ломоносова. Особого внимания заслуживает труд Ф. И. Буслаева «О преподавании отечественного языка»: опубликованный в 1844 г., он ознаменовал собой рождение методической науки.

    Во второй половине XIX — начале ХХ века наблюдается бурное развитие методики. И. И. Срезневский, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, А. Д. Алферов, В. И. Водовозов, С. Я. Стоюнин, Л. И. Поливанов, В. П. Шереметьевский, Н. Ф. Бунаков, Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов внесли весомый вклад в развитие МПРЯ. В советский период в области лингводидактических изысканий работали А. М. Пешковский, П. О. Афанасьев, М. А. Рыбникова, Е. И. Истрина, В. А. Добромыслов, М. В. Ушаков и др. В настоящее время большой популярностью пользуются труды А. И. Власенкова, Е. Н. Быстровой, А. В. Текучева, М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, М. Р. Львова, Е. И. Никитиной, М. М. Разумовской, М. В. Панова и др.

    Вопросами преподавания русского языка в школах с русским и нерусским языком обучения в Республике Казахстан занимаются методисты, чьи научные исследования казывают существенное влияние на качество работы учителей-словесников. Достаточно назвать такие известные в стране имена: Г. Ф. Гуревич, Х. А. Бекмухамедова Р. Д. Есенжолова, В. К. Павленко, С. С. Масгутова, Н. Н. Шманова, А. Ф. Нармухамедова, М. Р. Кондубаева, Э. Д. Сулейменова, Г. А. Кажигалиева и др.

    На страницах республиканского методического журнала «Русская словесность в школе» авторы (преподаватели вузов, методисты, учителя) рассказывают о новых технологиях и интерактивных методиках, применяемых в обучении русскому языку.

    Задания для СРС

    1. Приступить к созданию методического словаря профессиональной направленности, в котором дать определение понятиям: дидактика, методика, лингводидактика, методы исследования, общедидактические, частнодидактические (общеметодические), частнометодические принципы.

    2. Выделить в образцах поурочных планов (см. приложение) фрагменты, характерные для этапов познания (восприятие, осмысление, запоминание, применение).

    3. Подготовить сообщение, посвященное общедидактическим принципам, используя сведения, полученные на занятиях по педагогике, и примеры лингвистической направленности.

    4. Составить на материале параграфа опорную таблицу «Связь методики русского языка с предметами базового и профилирующего циклов».

    5. Написать реферат об одном из выдающихся методистов XIX — ХХ столетия.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: