Как научить ребенка ставить ударение в словах – игры и упражнения

Игры и упражнения для работы над ударением
учебно-методический материал по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

В данном материале представлены стихи, игры и упражнения для знакомства детей дошкольного возпаста с ударением

Скачать:

Вложение Размер
igry_i_uprazhneniya_dlya_raboty_nad_udareniem.doc 34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для работы над ударением.

Сказка,, Как дождик стал ударением”

Собрались как-то слова на большом листе бумаги. Лист был такой большой, что его пришлось вынести в поле, потому что только там он поместился в развёрнутом виде.

Слова на этом листе были самые разные, попадались среди них и слова- близнецы: пишутся одинаково, а обозначают разное. Поди, разберись!

Например, лук, ключ, ирис, плитка и т.д.

Вдруг в небе появилась тёмная туча, и пошёл дождь. Был он непродолжительный и редкий, а когда выглянуло солнышко, то оказалось, что над одной из гласных букв в словах появились маленькие чёрточки: как будто капелька дождя хотела ударить гласную, но передумала, да так над ней и застыла. Чёрточку с тех пор стали называть ударением. Очень кстати появилось оно над словами, а особенно- над словами – близнецами. Ведь теперь некоторые из них стали различать по ударению: атлас- атлас, белки- белки, ирис- ирис, хлопок- хлопок. Ударный слог с тех пор выделяют голосом ( он произносится громче и дольше остальных звуков в слове). Слог с таким гласным называют ударным.

Вот так дождик помог словам, сам того не ведая!

Найдите слова- близнецы в этих стихотворениях.

Рысь идёт на мягких лапках,

Рысь добычи чует запах.

Швея стачала юбку в швах,

А сзади сделала запах.

На ветку дуба сели белки,

Устроив в роще посиделки.

Шеф- повар просит нас : ,, Сынки!

Для торта сбили бы белки!”

Лечили кошке оба уха:

Боялись, что лишится слуха.

У кока лёгкая рука:

Из щук отличная уха!

Ухо- это орган слуха,

Есть у каждого два уха.

Орган звучал в концертном зале:

Там органисты выступали.

В путешествии помог

Атлас всех в стране дорог.

Приобрёл отец для нас

Из него сошьют рубашки

Для Андрюшки и Наташки.

Читать рецепты просто скука!

Готовить что-то – это мука!

Вся в тесте правая рука,

А на пол сыпется мука!

Мышонок у стола стоит,

От дум уж голова болит…

Решает, стоит иль не стоит

Надеяться, что стол накроют?

Утром лакомка Денис

Покупал себе ирис.

Нам для вышивки сгодились

Нитки, что зовут ирис.

С тем же именем цветок

Повстречался у дорог!

В лесу тропинки- строчки.

На них есть точки- кочки.

А возле них растут сморчки,

Волнушки , рыжики, строчки.

Трусил зайка в темноте:

,, Кто- то ходит …Быть беде. ”

Серый волк в лесу трусил,

Он волчат своих учил.

Обещал Серёжа деду:

,, Двойки все исправлю в среду.

Я попал не в ту среду

И тотчас попал в беду!”

Из теста сделали кружки.

Из них слепили пирожки,

Компот налили в кружки:

Вышел Ваня из ворот.

У рубашки низ отпорот

И оторван в драке ворот.

В поход готовились полки,

Оружье чистили стрелки.

В казармах разбирали полки,

А на плацу сажали ёлки.

Все суетились, словно белки,

К полудню приближались стрелки.

Засыпал малыш в кроватке:

Спать в тепле зимою сладко!

Ночью снег засыпал двор,

Белым сделался забор.

Ударил Колька по плечу…

Ему за это заплачу!

Я стисну зубы, не заплачу…

Ему я не решу задачу!

Купив жене кольцо в подарок,

Сэр Генри возвращался в замок.

Ворота он открыть не смог:

Дворецкий поменял замок.

,, Что скачет в слове?”

Я скачу, скачу, скачу,

И ударю, где хочу!

В речи многое я значу,

Облегчаю вам задачу:

Слово трудное понять,

Его верно применять.

В слове замок я в начале.

И в конце меня встречали,

Только в слове уж замок.

В этом мячик нам помог.

Скачем мы теперь вдвоём,-

Очень весело живём!

,, Ударение перепрыгивает на последний слог”

Взрослый бросает мяч и говорит слово, в котором ударный слог первый. Ребёнок должен поймать мяч, произнести слово, переместив ударение на последний слог, и объяснить значение нового слова.

Запах-запах кружки- кружки

Стрелки- стрелки ирис-ирис

,, Ударение перепрыгивает на первый слог”

Проводится аналогично предыдущей; только взрослый произносит слово с ударением на последнем слоге, а ребёнок произносит слово, в котором ударный слог первый.

,, Где прячется ударение?”

Детям раздаются карточки с парными картинками: белки-белки, стрелки- стрелки, хлопок- хлопок, атлас- атлас, замок- замок, ирис- ирис, строчки- строчки, полки- полки, кружки- кружки, рожки- рожки.

Под каждой картинкой- слоговая схема: __________ .

Ребёнок должен поставить ударение над соответствующим слогом.

Взрослый обращает внимание детей на то, что с изменением ударения слово приобретает новое значение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для работы с гиперактивными и агрессивными детьми.

В пособии предлагаются игры и упражнения для работы с гиперактивными, тревожными и агрессивными детьми. Сборник адресован психологам, педагогам и всем взрослым, которые думают о психологическом здоров.

Выступление на педагогическом совете по теме “Дидактические игры и упражнения в работе с родителями по звукопроизношению”

В этой работе описаны игры и упражнения по звукопроизношению с использованием мелкой моторики. Вовлечение родителей в работу по этой теме.

Релаксационные игры и упражнения для работы с тревожными детьми.

В детском саду наряду с гиперактивными, агрессивными и конфликтными детьми встречаются и очень тревожные дети. Такие дети отличаются постоянным беспокойством, тревожностью, раздражительностью, нарушен.

Практический материал по теме “Словесные игры и упражнения для работы с детьми на занятиях по развитию речи”

Занятия по развитию речи можно проводить в соответствии с лексическими темами. Дидактические игры и упражнения предворяет познавательная часть, которая ориентирует педагога в объеме информации, к.

Психологические игры и упражнения для работы с гиперактивными и тревожными детьми.

Здесь предлагаются игры и упражнения для работы с гиперактивными, тревожными и агрессивными детьми. Сборник адресован психологам, педагогам и всем взрослым, которые думают о психологическом здор.

Игры и упражнения для работы с детьми, имеющими нарушения чтения

В последние годы наблюдается резкое увеличение числа детей с различными речевыми нарушениями, поступающих в начальные классы общеобразовательных школ. Особенно распространёнными являются .

Психологические игры и упражнения для работы с агрессивными детьми

Комплекс игр и упражнений для работы с агрессивными детьми.

Как научить своего ребенка правильно ставить ударение в словах?

Вопрос правильного произношения и восприятия речи острее всего встает к периоду подготовки ребенка к школе. И касается это не только произнесения звуков, но и постановки ударения. Как родителям научить своего ребенка правильно ставить ударение в словах, если он постоянно путается?

Почему это важно?

Постановка ударения напрямую влияет на будущую успеваемость ребенка. Ведь если ударения ставятся неверно, это влечет за собой и другие неприятности:

  • новые понятия, входящие в лексикон дошкольника, будут восприниматься им неправильно, что грозит низкими оценками за грамотность;
  • у малыша не возникает прямой связи между произносимыми словами и понятиями, которые они обозначают, а это затрудняет развитие интеллекта;
  • неизбежно возникнут сложности при обучении навыкам письма и чтения.

Основной причинной такого явления современные психологи называют нехватку общения с родителями, когда малыш сам «додумывает», что и как нужно произносить. Вторая причина – общение родителей с ребенком на его «детском языке». Ведь дети учатся, во всем подражая примеру взрослых, находящихся рядом. Если с ним постоянно «сюсюкают», искажают речь, то в дальнейшем неправильное произношение ребенка придется корректировать с помощью специалистов.

Поэтому важно следовать двум важным правилам.

  1. С дошкольником нужно всегда говорить правильно, давая нужный пример, произнося все слова четко, без искажений.
  2. Речевое окружение должно быть максимально активным: малышу проговаривают все, что происходит, что делают, собираются делать, куда идут, что видят, что для чего нужно и т. д.

Игры в помощь

Если проблема все-таки возникла, корректировать ее можно начинать гораздо раньше шестилетнего возраста – примерно после 4 лет, когда ребенок учится составлять сложные предложения, активно пополняет свой лексикон. К этому времени ребенка в игровой форме нужно научить воспринимать слоги (например, хлопая в ладоши на каждый слог при произнесении слов).

После этого научить ребенка ставить ударение можно в игровой форме. Это интересно и не вызывает чувства «скучных обязательных уроков».

Какие это должны быть игры? Вот несколько примеров.

  • «Позови слово». Чтобы позвать кого-то, малышу придется протянуть ударный слог. Покажите ему, как нужно звать: «маааа-ма», «коооош-ка», «ка-чееее-ли». Пусть ребенок зовет предметы, в которых неправильно ставит ударение. Сначала берут слова из двух слогов, затем трех и т. д.
  • «Молоточек». Когда малыш говорит, отстукивайте каждый слог игрушечным молоточком по столу (а лучше по коленке, чтобы ребенок чувствовал, что на ударном слоге удар молоточка сильнее).
  • «Угадай, какое слово?» Произносите слова с неправильным ударением, показывая малышу, что слово становится неузнаваемым (например: что такое «коле́со»?). Пусть он вас исправит. Часто такие ошибки дети делают в именах. Можно потренироваться на них, исказив для начала имя самого ребенка.
  • «Переборы». Предложите дошкольнику перебрать все варианты ударений в слове (мо́локо, моло́ко, молоко́), а затем выбрать тот, при котором слово узнаваемо и понятно.
  • «Крик и шепот». Произнесите проблемное слово. Пусть малыш сначала прокричит его, а затем прошепчет. Это позволяет избежать произнесения всех слогов нараспев.
  • «Раскрась букву». Если дошкольник уже умеет читать, можно предложить ему закрашивать ударную букву.

Покажите ребенку, что бывают слова, которые отличаются именно ударением, имея при этом одинаковое написание (а́тлас – атла́с, кру́жки – кружки́, за́мок – замо́к). Это не только интересно – так у дошкольника сформируется более четкое понимание, для чего нужно ударение.

Уделяя такое внимание ударениям в словах, ребенок должен понимать, что ударный слог будет более протяжным, а ударение может падать только на гласный звук, потому что только его можно «пропеть».

Чтобы дошкольнику было легче отыскать ударный слог, не нужно произносить слова, «разрубая» их на слоги. Слово должно звучать слитно, с протягиванием ударного слога.

Обычно дети довольно быстро начинают понимать «мелодию» слов. Нужно только уделить этому вопросу некоторое внимание, научив своего ребенка в игровой форме правильно пользоваться этим. Ведь тогда окружающие смогут его легче понимать, а он станет более успешно обучаться в школе, чувствовать себя комфортно в общении, повышать самооценку.

Сайт для детей и родителей – о школе, подготовке, воспитании, учебе…

  • Главная
  • Карта сайта
  • О сайте
  • Контакты
  • Реклама

  • Викторины
  • Модно, стильно, молодёжно
  • Для дошкольников
  • Игры
  • Конкурсы к праздникам
  • Олимпиады (с ответами)
  • Отдых
  • Подарки – поздравления
  • Посторонним вход запрещен (только для подростков)
  • Правила
  • Родителям
  • Сценарии к школьным праздникам
  • Творчество своими руками
  • Школа
  • Выпускной
  • Каникулы
  • Учительская
  • Школа жизни
  • Школьная жизнь
  • О сайте
  • Контакты
  • Реклама

Обучаем детей правильному ударению

Какой трепет возникает у родителей, когда их малыш начинает лепетать первые слова! Но со временем заботливые мамы и папы начинают задумываться о том, как же научить своего кроху правильно произносить слова, особенно это касается вопроса расстановки ударения. Как сделать процесс обучения интересным для ребёнка? В чём особенности работы над произношением для маленьких детей? Рассмотрим теоретический и практический аспекты проблемы.

С какого возраста нужно заниматься?

Если ребёнок уже умеет писать, то обучение можно строить на графическом анализе слова

По результатам исследований готовности детей к началу обучения в школе, около 75% из всех, кто не готов, имеют проблемы с речью. В частности, неправильно ставят ударения в словах.

По мнению педагогов и психологов, заниматься с ребёнком правильной постановкой речи нужно с раннего возраста, а не тянуть до начала школы и затем тратить массу усилий на переучивание малыша. Конечно, до 3 лет смысла в систематических упражнениях на произношение нет. Ведь в этом возрасте все детки разговаривают «на своём» языке. Однако к 4 годам словарный запас крохи позволяет строить сложные предложения, малыш начинает активно использовать и пополнять свой пассивный словарь, переводя его в активный. Вот с этого момента стоит уделить внимание правильной расстановке ударений. Если с ребёнком не заниматься, то:

  • слова, которые только входят в речевой обиход, будут неправильно восприниматься, вследствие чего вашему чаду грозят плохие оценки из-за безграмотности;
  • не будет чёткой связи между словом и понятием, что существенно затруднит дальнейшее интеллектуальное развитие крохи;
  • возникнут сложности с обучением чтению и письму.

Почему ребёнок неправильно ставит ударения

Основной причиной является недостаток общения с родителями. Или разговоры с малышами на их, детском, языке. Последнее выделяется психологами и логопедами как ключевое препятствие для развития речи ребёнка. Дело в том, что детки обучаются абсолютно всему через имитацию – подражание взрослым. И если вы сюсюкаете с сынишкой или дочуркой, то будьте готовы к тому, что правильно говорить он не начнёт без профессиональной помощи специалиста. Поэтому ВСЕГДА говорите с ребёнком правильно, чётко и медленно произнося все слова. И, конечно, обязательно разговаривайте с крохой, вплоть до комментирования собственных действий. Чем раньше вы примите на вооружение эти два принципа, тем раньше ребёнок заговорит правильно.

Как научить?

Обязательно обучайте малыша определять ударный слог в словах

Есть несколько способов обучения малыша правильному ударению. Не стоит ограничиваться каким-то одним, лучше периодически прибегать к разным видам занятий. Так у ребёнка не будет ощущения тяжёлой повинности от этих уроков, а сохранится интерес к работе.

Старайтесь сопровождать слово образом, который оно обозначает

Как известно, игра – это основной вид деятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Почему бы не воспользоваться этой особенностью и для обучения расстановке ударений? Причём эти игры не нуждаются в дополнительных средствах, поэтому в них удобно играть в дороге или на прогулке.

  • «Зовём слова». Предложите малышу по очереди звать любые окружающие предметы по названию. Например, «ДЕЕЕЕрево», «КачЕЕЕЕли», «САААдик». Выбирайте для начала двух или трёхсложные слова, затем усложняйте задачу.
  • «Имена». Очень часто дети делают ошибки в именах. Поэтому вместе с малышом проговаривайте имена знакомых и друзей.
  • «Украшаем слова». Эта игра подходит для тех ребят, которые уже умеют читать. На карточках напишите слова, предложите ребёнку закрасить ударную букву. Кстати, это занятие ещё и тренирует навык чтения.
  • «Стучим молоточком». Сядьте рядом с ребёнком и, произнося слова, просите его каждый слог стучать молоточком по коленке, причём на ударном слоге стук должен быть чуть сильнее, чем на остальных. Опасаясь синяков, стучать можно и по столу.
  • «Угадай слово». Называйте ребёнку слова с неправильным ударением, его задача заключается в том, чтобы вас исправить и произнести верно.

Считалочки и стишки

Считалочки и короткие стишки — отличный способ запомнить ударение в словах

Рифмованные строки необязательно учить наизусть, можно просто договаривать сложные слова. Например:

Красит стены нам маляр.
Полки делает столЯр.

Как у нашей Марфы
Все в полоску шАрфы.

Для деток постарше стишки-считалочки можно выбрать сложнее:

Аты-баты, мост горбатый,
под мостом поёт цыгáн,
а танцóвщицы сбежали,
напугал их таракан.

Раз лохматая горилла
крокодилу позвонúла.
Он с гориллой не дружил,
сразу трубку положúл.
Ему лучше не звонúть,
кто звонúт, тому водить.

В яслях дети баловáлись,
воспитатели ругались:
«Не балýйтесь, ремешок
вас посадит на
горшок».

Раз, два, три, четыре, пять.
Чтобы нам игру начáть,
встанем все по алфавúту:
Ани, Вани, Коли, Риты.
Кто не знает алфавúт,
тот расчёт наш облегчúт.

Упражнения

Всегда внимательно проверяйте работу ребёнка

Упражнения на правильную постановку ударений также должны носить характер игры, иначе малыш заскучает.

  • «Повтори за мной». Ребёнку нужно прокричать слово, которое вы произносите. Именно повышение тона голоса даёт возможность избежать протяжного произнесения всех гласных, которым «страдают» многие малыши.
  • «Подчеркни ударный слог». Для деток, которые умеют писать, можно попробовать диктовать слова, их задача – записать и проставить ударения.
  • «Исправь ошибки». Произносите слова с ошибочным ударением, чтобы малыш мог вас исправить. Хорошо, если в этом упражнении будут и те слова, которые ещё не известны – так ваш карапуз будет расширять словарный запас и тренировать языковую интуицию.

Кубики Зайцева

Складывая слова с помощью кубиков Зайцева, ребёнко учится правильно выделять ударный слог

Если есть возможность, используйте кубики Зайцева. Их особенность в том, что на каждой стороне изображена не буква, а слог. Составляйте слова сами и просите ребёнка поставить на ударный слог специальный кубик, или усложните задание: пусть малыш сам складывает слоги в слова, выделяя ударение. Так вы ещё и будете тренировать навыки чтения.

Видео: Постановка ударения в словах

«Народные» методы

Если говорить о так называемых «народных» способах обучения ударению в словах, то здесь речь пойдёт не о самом древнем методе – ремне, а о забавных и действенных советах бывалых родителей.

  • «Кулачки». Усадите ребёнка за стол, поставьте его кулачки один на один так, чтобы они были близки к подбородку, но не касались его. Теперь пусть начинает читать вслух – на ударном слоге подбородок будет касаться кулачка. Это отличный приём, чтобы показать, что ударение есть в каждом слове и научить определять его на слух.
  • «Переборы». Сложное для ребёнка слово предложите произнести с разными ударениями. Например, мОлоко — молОко — молокО. Пусть ваш школяр выберет наиболее звучный вариант. Как правило, дети чувствуют мелодику слова.

Наши в первом классе просто поочерёдно ставят ударение на каждый слог:

Ekaterina AL

https://deti.mail.ru/forum/obuchenie_i_vospitanie/rannee_razvitie/kak_rebenku_pravilno_objasnit_kak_stavit_udarenie/

мх

https://deti.mail.ru/forum/obuchenie_i_vospitanie/rannee_razvitie/kak_rebenku_pravilno_objasnit_kak_stavit_udarenie/

Эти способы проверены целыми поколениями родителей, а также активно применяются на уроках учителями начальных классов.

Научить ребёнка ставить правильно ударения в словах – задача непростая, но достижимая. Нужно только постепенно вводить полезные виды деятельности, приобщая малыша к языку, словам. Безусловно, все занятия должны сопровождаться чтением вслух, рассказыванием стихов и пением. Чем раньше дети слышат правильную разнообразную речь, тем быстрее они начинают чувствовать мелодику языка.

Говори правильно! Лучшие способы обучения правильной постановке ударения.

Из нашего материала вы узнаете, почему возникает проблема неправильной постановки ударения, и что делать, чтобы её избежать. А также, как научить ребенка ставить ударение в словах, при этом используя методы обучения без скуки. Верно запомнить ударение в словах – задача не из лёгких даже для многих взрослых, что уж говорить о детях! В русском языке ударение в словах отличается подвижностью и разноместностью, усваивается вместе со словом, его надо просто запомнить. Но зачастую быстрее и легче запоминается неправильный вариант, а переучить потом на правильный очень сложно. Для первоклассников, которые только учатся читать это может стать настоящей проблемой.

  1. Почему ребёнок неправильно ставит ударения?
  2. В каком возрасте следует начинать заниматься, чтобы избежать этой проблемы?
  3. Как же научить ребёнка говорить правильно?
  4. Как часто необходимо заниматься?
  5. Считалочки, стишки, рифмованные строчки.
  6. Упражнения
  7. Кубики Зайцева
  8. Народные методы

Почему ребёнок неправильно ставит ударения?

У этого может быть несколько причин:

  • Ребёнок постоянно слышит неправильные варианты постановок ударения. В садике, дома, с экранов телевизоров, из любимых мультфильмов – где-то ударения коверкаются намеренно, где-то это может быть случайной ошибкой. В любом случае, родителям необходимо тщательно следить за источниками знаний для своего ребёнка, а также контролировать своё произношение, ведь малыш очень быстро впитывает поступающую отовсюду информацию, и важно, чтобы она была сразу верной.
  • Недостаток общения с родителями. Дети обучаются всему через имитацию – подражание взрослым. Недостаток общения с родителями может сказаться как на общем развитии ребёнка, так и на его речи. Если ребёнок не слышит как нужно говорить – он начинает придумывать свои слова или свои варианты услышанных слов.
  • Разговор с детьми на “детском языке”, сюсюканье. Слыша неправильный вариант слова, ребёнок, естественно, будет думать, что так и нужно говорить. Ведь для ребёнка любой взрослый человек – это эталон для подражания. Особенно если это его родители.
  • Непонимание самого понятия – что значит “ставить ударение”. Почему “ставить”? Как оно может стоять? Мы же говорим, и когда произносим слова – то просто какие-то звуки звучат громче. Дети обладают конкретным мышлением и каждое слово воспринимают буквально.

В каком возрасте следует начинать заниматься, чтобы избежать этой проблемы?

Все дети разные – кто-то развивается быстрее, кто-то чуть медленнее, но примерно к 3 или 4 годам у ребёнка формируется тот словарный запас, который позволяет ему строить фразы и даже сложные предложения. В более раннем возрасте нет необходимости в систематических занятиях, но и до школьного возраста тянуть тоже не следует. Избавиться от уже сформировавшейся проблемы, к примеру у школьника 1 класса, будет намного сложнее, чем предотвратить её на ранних этапах развития.

Чем раньше вы начнете исправлять ошибки в речи, тем лучше

Как же научить ребёнка говорить правильно?

Прежде всего, ВСЕГДА правильно и чётко произносите слова, разговаривая со своим ребёнком.

Также существует много способов обучения правильному ударению в игровой форме. Это и рифмованные строчки, стишки, считалочки, забавные задачки и загадки, и игрушки, помогающие обучению. Чуть ниже мы разберём подробнее эти способы.

Как часто необходимо заниматься?

Регулярность в любых занятиях приведёт к положительному эффекту, поэтому лучше заниматься с ребёнком каждый день, но постоянно менять форму занятий, иначе ребёнок будет скучать, хуже воспринимать информацию и с меньшим интересом заниматься.
Оптимальной формой обучения детей можно назвать игровую форму. В игру можно превратить абсолютно любое действие, так что стоит проявить немного фантазии и скучные упражнения превратятся в развлечение.

Считалочки, стишки, рифмованные строчки.

Подойдут уже сочинённые кем-то или свои собственные стишки. С помощью них очень легко запоминается верное ударение, т.к. без этого строчки просто не рифмуются.
***
Раз лохматая горилла
Крокодилу позвонила.
Он с гориллой не дружил,
Сразу трубку положил.
Ему лучше не звонить,
Кто звонит, тому водить.
***
В яслях дети баловались,
Воспитатели ругались:
«Не балуйтесь, ремешок
Вас посадит на горшок».
Очень эффективен и интересен приём сложения рифмовок: одно слово предлагает взрослый, а другое придумывает сам ребёнок, а затем сочиняется сам стишок.
***
Шарфы-Марфы:
Как у нашей МАрфы
Все в полоску шАрфы!
***
Каталог-потолок:
Наш огромный каталОг
Подпирает потолОк.
***
Что за странный носорог
Ел и твОрог и творОг

Упражнения

Все упражнения должны быть в игровой форме, многие из них можно вспоминать как бы между делом – на прогулке, в дороге, перед сном.

“Угадываем слова”.

Вы называете слово с неправильным ударением и просите ребёнка исправить. Например: собакА – собАка, кОнфета – конфЕта и т.д.

Другой вариант этой игры. Нужно выбрать правильный вариант из пары слов с разными ударениями.
Как правильно? – чАшка или чашкА? цветОк или цвЕток? сОлнце или солнцЕ?
Обычно, большинство детей интуитивно угадывают верный вариант.

“Позови меня”.

Нужно произнести название окружающих предметов так, словно они потерялись в лесу и мы зовём их: тУУУмбочка! табурЕЕЕтка! подокОООнник!

“Молоточек”.
Произносим слово очень громко, и всего один раз за время произнесения нужно ударить молоточком. Ребёнок выбирает самый громкий слог, ударный. Можно вместо молоточка хлопать в ладоши или бить кулачком по столу.

Кубики Зайцева

Основная идея этих кубиков в том, что минимальной частицей речи является склад, и что все слова состоят из складов, а не букв. Кубики имеют разный размер и выполены из разного материала, а также по-разному “звучат”:
Железно-золотые кубики – склады с мягким знаком
Железно-деревянные – склады с твёрдым знаком
Золотые – изображены гласные
Железные – звонкие склады
Деревянные – приглушённые склады
Очень легко и наглядно можно объяснить звонкие и глухие согласные. Внутри кубика со звонкой согласной – звенящее наполнение, внутри глухой согласной – глухое постукивание.
Следуя методическому пособию, прилагающемуся к этим кубикам, можно легко научить ребёнка правильно произносить слова, потому что весь материал обязательно пропевается, и таким образом будет понятно где находится ударный склад – пропевая слова, мы удлинняем склад с ударением. Выяснив, где он находится – ставим на него специальный кубик с ударением.

Народные методы

Народные методы также бывают очень эффективны и интересны, и проверены не одним поколением детишек и родителей.

Например, посадите ребёнка за стол, пусть он поставит свои кулачки один на другой и на стол, таким образом, чтобы подбородок был прямо над ними. Во время ударного звука подбородок будет касаться кулачков и не будет сомнения который звук ударный.

Вместе с развитием речи мы рекомендуем начать занятия по обучению счету. Как правильно это делать? Читайте в материале “Как легко научить ребенка считать в уме”

Какие проблемы могут скрываться за задержкой речи? Читайте в материале почему ребенок не разговаривает в 3 года.

Как видите, поставить правильную грамотную речь ребёнку можно множеством различных способов, главное – уделять этому время и помнить, что никакие игры или упражнения не заменят хороший пример самих родителей. Ведь как бы правильно мы ни учили, но если сами допускаем ошибки в повседневной жизни, дети скорее последуют живому примеру, нежели самой интересной и увлекательной игре.

И в дополнение к считалкам и упражнениям рекомендуем вам посмотреть следующее видео:

Правильное ударение: как научить ребенка, играя

Каждый родитель с трепетом ждет, когда начнет говорить его кроха. Первые слова, лепетания – все это мило и трогательно. Но ближе к школе взрослые замечают, что ребенок неправильно ставит ударение в некоторых, иногда во всех, словах. В этом нет ничего страшного, проблему легко можно устранить, если заниматься с ребенком. Рекомендации специалистов подскажут родителям, как ребенка научить ставить ударение в словах.

Действительно ли важно – правильно ставить ударение

Постановка ударения так же важна, как грамотное написание слов. Это – неотъемлемая часть изучения родного языка. Правильно ставить ударение в словах нужно для того, чтобы распознавать в потоке речи отдельные слова. Часто ударение нужно для смыслового определения слова. В одном и том же слове ударение может поменять полностью смысл. Например, мУка и мукА, трУсы и трусЫ.
Бывает, что неправильное ударение может испортить впечатление о собеседнике. Достаточно услышать позвОнишь, катАлог и сразу возникают сомнения по поводу образованности человека. Это примерно то же самое, как читать письмо (сообщение) со сплошными ошибками. Особенно остро это чувствуется, когда речь идет об общении с человеком, который обучает других людей.

Подходящий возраст для обучения правильному ударению

В корне неверны рассуждения взрослых о том, что ребенка всему должны научить в школе. Если пустить на самотек такую ситуацию, то можно получить самые негативные последствия. Одно из них – насмешки одноклассников. Особенно остро на них будет реагировать стеснительный ученик. Если во время чтения или в разговоре он произносит слова неправильно, это вызывает смех сверстников. В итоге ребенок может замкнуться в себе из-за страха сказать неправильно, что скажется на дальнейшем обучении.

Точного возраста, когда стоит приступать к занятиям, нет. Одни дети начинают говорить рано, другие – поздно. Поэтому ориентироваться надо на конкретного ребенка и темпы его развития. Как только малыш заговорит, поправлять его надо сразу, чтобы он привыкал к правильному произношению.
Если родители упустили этот момент, то начинать надо в любое время, как только заметили, что проблема существует. Ждать, что с возрастом пройдет (наши пресловутые «выговорится» и «перерастет») не стоит. Научиться правильно говорить и ставить ударение на ранней стадии легче, чем исправлять запущенную форму.

Важно! Ни в каком возрасте ребятишкам не пойдут на пользу коверканные слова, которые они слышит от взрослых. «Хаясё» вместо «хорошо», «асета» вместо «конфета» и другие подобные слова воспринимаются малышом, как норма. Если взрослые с улыбкой коверкают речь, когда крохе 2-3-4 года, то ребенок просто не поймет, почему вдруг в 5-6-7 лет это перестало быть нормой и почему вдруг его за это ругают.

Причины неправильной постановки ударения

Проблема неправильного ударения присуща большому числу детишек. Это не аномалия, не редкость, поэтому и паниковать не стоит. Специалисты видят основные причины неумения определять ударения в следующем:

  1. Окружение и качество общения. Если ребенок постоянно слышит слова с неправильным ударением, то велика вероятность, что и он будет так говорить, принимая услышанное за верный вариант. Бывает, что родственники, услышав от ребенка неправильное произношение, начинают повторять – в шутку, потому что посчитали это произношение забавным. Это в корне неверные действия.
  2. Всегда надо поправлять дитя, мягко, без агрессии. Родителям надо следить, какие мультфильмы смотрит ребенок, в некачественной анимации встречается проблема неправильного ударения. Родственники и все, кого ребенок часто слышит, оказывают прямое влияние на речь. Важно просить всех говорить правильно.

Дефицит общения. С детьми любого возраста важно много разговаривать. Много читать, обсуждать, объяснять. Так у малыша формируется словарный запас. Если он испытывает дефицит общения, то попросту не знает – как правильно надо ставить ударение в словах.

  • Лепетанье. Во многих семьях есть привычка общаться с крохой на его языке, так называемое сюсюканье, что накладывает отпечаток на формирование речи. С детьми так нельзя разговаривать, это наносит вред развитию. Всегда надо называть предметы и явления своими именами. Ребенок может не выговаривать сразу большинство слов, но если он будет слышать правильный вариант, то рано или поздно начнет произносить правильно. Если же взрослые постоянно называют предметы «детским» языком, то и малышу трудно понять, как надо.
  • Непонимание, зачем нужно ударение. Детям непонятно, что значит ставить ударение, куда падает ударение, как оно может «стоять и падать». У них буквальное восприятие. Поэтому надо объяснять важность и значимость до тех пор, пока ребенку не станет понятно.
  • Важно! Для малолетних детей в большинстве случаев родители – самые авторитетные взрослые. Поэтому они будут перенимать манеру общения. Задача взрослых – подать правильный пример речевого общения.

    Как научить детей правильно ставить ударение

    Цель родителей – в наиболее доступной форме объяснить ребенку необходимые знания (слоги, ударение). Менторский тон и суровый взгляд отобьют желание учиться. Заставлять насильно не стоит, результата такие занятия не дадут. Основные правила:

    • Процесс обучения должен происходить в максимально удобной для ребенка форме, то есть в процессе игры. Именно такой подход дает лучший результат (не только при обучении ударению, а во всем).
    • Полезнее комбинировать разные методы обучения: так больше шансов, что материал усвоится. Надо найти «свой» прием, который подойдет. То, что приносит результат с одним малышом, может не сработать с другим.
    • Желательно применять фантазию, сделать процесс обучения забавным, веселым, чтобы ребенок сам проявлял желание учиться и узнавать.

    Методы и приемы обучения

    В увлекательной форме дошкольникам усваивать материал легче, поэтому главный прием обучения – игра.

    • Можно поиграть с ребенком в расстановку ударения в одном слове, но в разных местах. Для начала надо взять любое слово из двух слогов и поменять ударение: Окно и окнО, шарИк и шАрик и так далее. Этот прием позволит понять, почему так важно правильное ударение. Впоследствии можно увеличивать количество слогов рАкета-ракЕта-ракетА и так далее. Можно кидать друг другу мяч – это будет означать переход хода – одно ударение взрослый, второе – ученик.
    • Можно разучивать специальные стихи, считалочки на ударение – и память тренируется, и словарный запас пополняется, и обучение заодно проводится.

    Как у нашей Марфы
    Все в полоску шАрфы!

    Что за странный носорог
    Ел и твОрог и творОг!

    Раз, два, три, четыре, пять.
    Чтобы нам игру начАть,
    Встанем все по алфавИту:
    Ани, Вани, Коли, Риты.
    Кто не знает алфавИт,
    Тот расчёт наш облегчИт.

    • Для обучения можно использовать кубики Зайцева, на гранях которых написаны слоги. Интересно составить слова из слогов и определить, какой из них ударный. Ударный слог можно как-то отметить – нарисовать ударение на листе и положить сверху или придумать свой способ. Такой прием поможет научить ребенка читать.
    • Произносить слова растяжно, например, ко-о-о-шка, медве-е-едь и так далее. Но слишком долго этот прием использовать не стоит, чтобы ребенок не привык петь слова.
    • Обозначать ударный слог звуковым действием – пусть это будет хлопок в ладоши, удар молоточком в барабан, бубен. Задача: чтобы ударный слог звучал громче безударных.
    • Детям, которые умеют читать, можно написать на листе слова и предложить выделить ударный слог – обвести его цветным карандашом, подчеркнуть, нарисовать над ним что-то и так далее. Нужно, чтобы этот слог отличался от остальных.
    • Игра «подлови родителя» – взрослый называет слова с правильным и неправильным ударением, ребенок должен «подловить» на неправильном произношении и исправить.
    • Можно разучивать песенки и стишки, не договаривая последнее слово. Пусть его дополнит ученик.
    • Игра «угадай слово»: взрослый говорит слово (фразу, предложение) с намеренно неправильным ударением, ребенок поправляет и говорит свое, его поправляет взрослый и так по цепочке. Например: «кто такой заЯц?», «поучитесь у бОбра строить дом без топора», «расскажи мне про КолОбка» и далее в таком духе.

    Частота занятий

    Обучение ребенка должно проводиться регулярно, в идеале – непрерывно, но незаметно. Это не детский сад и не школа, когда «сегодня среда, после завтрака садимся за ударение». Для малыша такой подход будет скучным. Можно играть везде: по дороге в детский сад или из сада (называя предметы, которые встречаются на пути), во время купания, на велопрогулке и так далее.
    Обучение правильной постановке ударения не требует каких-то специальных правил, главное тут – общение. Можно за чтением любимой сказки проверить – насколько хорошо ребенок усваивает материал – нарочно произнести привычное слово неверно и следить, заметит ли ребенок.

    Игры на выделение словесного ударения

    этапом Важным в обучении дошкольников звуковому анализу различение является гласных и согласных звуков, твёрдых и согласных мягких. В различении звуков должна участвовать, всего прежде языковая интуиция, чутьё, которое нужно и можно упражнять. Наиболее удобным объектом пробуждения для звуковой интуиции, нужной для чтобы, того дошкольник легко различал гласные и являются, согласные ударные гласные звуки, которые всего легче тянутся, произношению которых ничто не Хочу. мешает предложить вам игры на выделение и ударных интонирование гласных звуков. (Идеи для игр некоторых взяты у Е. А. Бугрименко, Г. А. Цукерман, И. Р. Калмыковой)

    ребёнка Научить выделять ударные гласные звуки всего легче в игре «Позови друга». Напоминаете что, ребёнку вы своего товарища, который находится вас от далеко, окликаете «МарИИИна! » (Но ни в коем случае не «Ма- ри-на! ») все Затем игрушки в комнате разбегаются, а вы помогаете позвать ребёнку их правильно: кУУУбик, кнИИИга, зАААйчик. И услышит ребёнок этот долгий, ударный звук.

    формирования Для слоговой структуры слов и навыка ударной выделения гласной провожу игру “Найди слог ударный” (в односложных, двухсложных и трёхсложных словах) .

    предлагается Детям игровое поле со слогоударными схемами и картинки предметные с 1-3 сложными словами. (Большая карточка с картинками предметными разрезается по линиям).

    Играющим поровну маленькие раздают карточки. По очереди дети произносят слова свои (названия картинок, определяют ударный находят и слог на игровом поле соответствующую слогоударную закрывают и схему схему предметной картинкой. Если ошибается ребёнок, право хода переходит следующему Выигрывает. игроку тот, кто первый разместил карточки свои на игровом поле.

    Звуковое царство. гласных Дворец звуков.

    Цель игры: продолжать детей учить голосом выделять ударные гласные словах в звуки – названиях предметов, обозначающих продукты, кухонную, посуду утварь.

    Ход игры: – Послушайте, сказку, ребята о споре обитателей дворцовой кухни. они Однажды заспорили, кто из них самый самый.

    – Я главный главный, – хрустел румяной корочкой Без, – Хлеб меня никто за стол не садится!

    – самая, я Нет главная! – Забулькала Вода, – Без одно ни меня блюдо нельзя приготовить!

    – Нет, я возразила, – главнее Соль, – Если меня забудут кастрюлю в положить, то кушанье никто не станет есть.

    – главнее, я Нет, – возразила Соль, – Если меня положить забудут в кастрюлю, то кушанье никто не станет Поспорили.

    есть и решили: царём кухни будет кто, тот сможет созвать как можно подчинённых больше. А в Звуковом царстве друг другу слова служили с одинаковыми ударениями. У них даже была форма одинаковой. Все слова, с ударным «А» – крАААсные носили мундиры, все слова с ударным «Э» – ЭЭЭ б (носили) лые мундиры, с ударным «О» – ж (ООО) мундиры лтые. (Педагогам не стоит забывать, что мы звуковые в играем игры). Дети начинают называть выделяя, слова голосом ударный звук: «чАААйник», «моркОООвка», «полотЭЭЭнце», называют его отдельно-ударный педагог «А», а звук рядом с водой ставит человечка в мундире красном.

    В конце игры считают, у кого, подчиненных сколько, и надевают корону тому обитателю, сумел кто созвать больше подчинённых. Он становится кухни королём.

    Мастера Звуковых дел

    Они детей научат выделять в словах ударные звуки.

    У мастера каждого есть свой молоточек. Ударит звуку «ЭХ» по мастер «Э», и он зазвучит долго и громко. Братец «УХ» только ударяет по звуку «У», «АХ» по звуку «А», «ОХ» – по звуку «О». У мастеров много работы, потому что слов много, ни слово одно не остается без ударения. А ещё большие братья спорщики: как встретят слово, спорить начинают – кому ударить молоточком? Помоги им Вот.

    договорится однажды братцы оказались в лесу и дикими с встретились зверями. И опять они заспорили, у больше кого работы. Помогите братцам: чьи медвЕЕЕдь “слова”, “лисААА”, ” тИИИгр”, “волчОООк”? (Вариантов много игр: Звуковые мастера могут оказаться на магазине, в рыбалке игрушек, собирать урожай плодов, разных на путешествуют видах транспорта, покупают себе обувь, одежду и т. д.)

    Игра – эксперимент «Волшебник – ударение»

    практике: на Цель показать детям силу звучания слога ударного.

    Зажигаю свечу, подношу к губам и слово произношу: «барабан». Почему пламя трижды Потому заколебалось? что в слове три слога, толчка три. Почему оно погасло при третьего произнесении слога? Делаем вывод: что слог последний ударный, а ударный слог произносится с усиливается, силой напор выдыхаемого воздуха.

    Во второй года половине, когда овладели первоначальными навыками для, чтения понимания подвижности ударения, провожу с следующие детьми игры:

    «Слова разнообразные – одинаковые и Цель»

    разные: помочь детям понять, что слове в ударение играет очень важную роль: способствует оно различению слов, изменяя место можем, мы ударения изменить смысл слова.

    Детям пары предлагаются слов:

    Дети читают слова и что, говорят слова одинаковые. Предлагаю прочесть сначала слова с ударением на первом слоге, затем – во слоге втором. Изменился ли смысл слова? Предлагаю соответствующие подобрать к значению слов картинки парами.

    помогает Игра понять детям, что от изменения может, ударения измениться смысл слова.

    Игра «помогает»

    Кастинг детям понять подвижность ударения.

    В языке русском ударение может падать на любой есть. А слог такие языки, в которых ударение один на падает и тот же определённый слог. Например, во языке французском ударение падает на последний слог: монтёр, Париж, пальто, шахтёр. Французы, когда говорить учатся по – русский, часто произносят слова на лад французский.

    А теперь предлагаю игру

    «Кастинг».

    пригласили Вас сниматься в кино, где вам сыграть предстоит роль француза, который плохо русский по – говорит, с ударением на последнем слоге. Объявляется роль на кастинг француза. Прочтите слова на слайде как, так их прочитал бы француз: щука, курица, муха, кукушка, рыба, малина, лилия.

    советы родителям: как помочь ребенку запомнить словарные слова
    статья (1 класс) на тему

    Существуют слова, правильное написание которых необходимо запомнить. Как же помочь своему ребенку сделать это и писать грамотно. Существует несколько подходов к данной проблеме.

    Скачать:

    Вложение Размер
    kak_zapomnit_napisanie_slovarnyh_slov.docx 32.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Как запомнить написание словарных слов?

    Широко известно, что словарные слова невозможно проверить, их надо заучивать наизусть. Вся сложность заключается в том, что таких слов великое множество. К тому же зачастую их написание не поддается никакой логике. Для развития грамматической зоркости очень важно много читать.

    1. Можно использовать проверенную временем методику:

    Проводить занятия с ребенком ежедневно по 15 минут, беря для запоминания по 5-7 слов. Запоминание и повторение этих слов растягивается на неделю.

    Выполнять следующие задания:

    1. Чтение слова ребенком.

    2. Объяснение значения слова (использование словаря)

    3. Орфографическая работа над словом (постановка ударения, звукобуквенный анализ, деление слова на слоги)

    4.Заучивание правописания данного слова (под бор однокоренных слов, составление словосочетания, предложения с данным словом)

    5. Запись слова в орфографический словарик.

    6.Составление рассказа из группы словарных слов.

    7.Дописывание предложения, в котором пропущено словарное слово.

    8.Образование единственного числа из множественного (или наоборот)

    9.Повторение перед сном заучиваемых словарных слов

    10.Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы (письмо по памяти)

    II. Существует интересный способ – способ написания слов с закрытыми глазами:

    Ребенку говорят: «Закрой глаза, представь это слово, написанным в книге. Назови его по буквам. Заставь помигать «опасную» букву. Какая буква «мигает»? Прочти медленно, как будешь писать. Запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривая вслух то, что пишешь». Потом открыть глаза и сверить правильность написания слова.

    III.Можно использовать весёлые стишки, чтобы обратить внимание, что при неправильном написании слова меняется его значение.

    Ошибки, без сомнения,
    Меняют слов значения.
    Наташи, Пети, Веры,
    Вот вам тому примеры.

    ПАР О ВОЗ И ПАР А ВОЗ

    ПАРОВОЗ, ПАРОВОЗ
    Мчит людей под стук колёс.
    ПАР его колёса крутит,
    В срок на станции он будет.

    ПАРАВОЗ, ПАРАВОЗ
    Груз из двоек в школу вёз:
    Двоечки-ПАРЫ
    Для Вити и Тамары
    И для всех других ребят,
    Что учиться не хотят.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Как помочь ребенку выучить словарные слова

    Здесь вы найдете материал, который поможет детям запомнить словарные слова.

    Советы родителям “Как помочь ребенку,когда он учится читать?”

    Советы родителям “Как помочь ребенку выполнить домашнее задание”
    Советы родителям. Как помочь ребенку учиться.

    Советы родителям. Как помочь ребенку учиться.

    Советы родителям. Как помочь ребенку в приготовлении домашнего задания.

    Советы родителям « Как помочь ребенку с ЗПР »

    Диагноз “задержка психического развития” ставит родителей ребенка перед неожиданными и серьезными проблемами. Первое время они растеряны, подавлены, без конца задают себ.

    Краткие советы родителям “Как помочь ребенку учиться?”

    Для того, чтобы ребенок успешно обучался, ему необходима помощь и поддержка родителей. В данной статье как раз даны краткие, но очень важные советы.

    Читайте также:
    Агрессивный ребенок - причины злости и методы воспитания
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: