Как когда перед союзом ставится запятая, правило и примеры обособления

Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом “КАК”

Вы уже знаете, что союз – это служебная часть речи, с помощью которой оформляют связь между частями предложений, отдельными предложениями в тексте или между словами в составе простого предложения.

СоюзКАК” очень часто требует обособления разных синтаксических конструкций.

Чтобы понять, когда необходимо ставить запятую перед союзом “КАК“, а когда нет, посмотрите следующие примеры.

Запятая перед союзом “КАК” ставится

1. Запятыми выделяются или отделяются обороты, начинающиеся союзомКАК

1) если они обозначают уподобление, без других оттенков значения (“КАК” имеет значение «подобно»).

Например: Под ним Кавказ , как грань алмаза , снегами вечными сиял. Её голос звенел , как колокольчик . Блестели её глаза, зелёные , как крыжовник . И видел он себя богатым , как во сне . (Крылов) Руки его дрожали , как ртуть . (Гоголь) Воздух чист и свеж , как поцелуй ребёнка… (Лермонтов) Как чайка , парус там белеет в высоте.

Сравнительные обороты в нашем языке не только передают сходство или различие, но и придают языку красоту и выразительность.

Пунктуационное правило о сравнительном обороте не так уж сложно: он всегда выделяется запятыми с двух сторон.

Например: Внизу , как зеркало , блестела вода. Вокруг высокого чела , как тучи , локоны чернеют. (Пушкин) Внизу , как зеркало стальное , синеют озера струи. (Тютчев) На небе ярко сверкнула , как живой глаз , первая звёздочка. (Гончаров) Анчар , как грозный часовой , стоит один во всей вселенной (А. С. Пушкин).

В чем же заключаются трудности и откуда берутся ошибки?

Первая трудность — недостаточно вдумчивое отношение к тексту. Если вы не поняли, что в предложении что-то с чем-то сравнивается, вы и не заметите сравнительного оборота. Отсюда нехитрый вывод: всегда старайтесь понимать текст, который вы записываете.

Вторая трудность состоит в том, что среди сравнений встречаются синтаксические “карлики” и синтаксические “великаны”. Вот как могут выглядеть сравнения -“карлики”, их можно случайно и не заметить.

Например: Я сам , как зверь , был чужд людей и полз, и прятался , как змей (М. Ю. Лермонтов).

А вот как могут выглядеть сравнения -“великаны”: Перед ними , как окаменевшие во время шторма океанские волны , расстилались горные хребты.

Каких бед можно натворить с таким предложением?

Во-первых, просто забыть закрыть оборот запятой. Эта беда случается со всеми распространенными оборотами: “уловив” его начало, многие не удерживают его в памяти до конца — и тогда прощай, вторая запятая!

Во-вторых, не вдумавшись в смысл оборота, разрезать “великана”, поторопившись поставить запятую раньше времени, например после слова окаменевшие, и тем самым превратить предложение в полную бессмыслицу.

2) если в основной части предложения имеется указательное слово так, такой, тот, столь.

Например: Лицей дал России таких людей , как Пушкин, Пущин, Дельвиг. Ямщик был в таком же изумлении от его щедрости , как и сам француз от предложения Дубровского. (Пушкин) Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно и непринуждённо , как на Невском проспекте. (Гоголь) Черты лица его были те же , как и у сестры. (Л. Толстой) Лаевский безусловно вреден и так же опасен для общества , как холерная микроба… (Чехов) Всё вокруг какое-то церковное, и маслом пахнет так же крепко , как в церкви. (Горький)

3) если оборот начинается сочетанием как и.

Например: Деревья , как и люди , имеют свою судьбу. К Москве , как и ко всей стране , я чувствую свою сыновность , как к старой няньке (Паустовский). В её глазах , как и во всём лице , было что-то необычное. Как и на прошлогодниx соревнованиях , впереди оказались спортсмены Российской Федерации;

4) если союз КАК включается во вводное предложение. Наиболее часто употребляются в качестве вводных предложений следующие выражения:

Как сейчас помню, как говорили, как мы узнали, как некоторые думают, а также сочетания как теперь, как один, как правило, как исключение, как обычно, как всегда, как прежде, как сейчас, как теперь, как нарочно и т. п.

Например: Это была , как вы сами можете догадаться , наша героиня. Жители дома все , как один , высыпали во двор. Вижу , как теперь , самого хозяина… (Пушкин) Занятия начались , как обычно , в девять часов утра. Помню , как сейчас , свою первую учительницу в школе. Как нарочно , в кармане не было ни копейки. Запятыми , как правило , выделяются деепричастные обороты. Спартакиада , как обычно , проходит летом.

Но! Указанные сочетания не выделяются запятыми, если входят в состав сказуемого или тесно связаны с ним по смыслу.

Например: Занятия начинаются как обычно . Снегопады бывают в декабре как правило (=обычно). Вчерашний день прошёл как обычно (т. е. по обыкновению);

5) в оборотах не кто иной, как и не что иное, как; такой, как и так же, как.

Например: Спереди Рейнский водопад не что иное , как невысокий водяной уступ (Жуковский). Но перед ней был не кто иной , как путешествующий Эгль, известный собиратель легенд, сказок, преданий. Это был не кто иной , как Рылов.

2. Если приложение с союзом “КАК” имеет значение причинности, оно выделяется запятыми.

Читайте также:
Занята ударение - правило произношения краткого прилагательного

Например: Как истинный француз , в кармане Трике привез куплет Татьяне (А. С. Пушкин). Почему он привез куплет Татьяне? — как истинный француз.

Если дополнительных значений у приложения нет, оно выделяется запятой.

Например: Такой инструмент , как отвертка , всегда пригодится в хозяйстве. Здесь ни того ни другого вопроса поставить нельзя.

3. В сложноподчинённом предложении при присоединении придаточного предложения: “КАК” выступает в роли подчинительного союза и связывает придаточное предложение с главным.

Например: Он видит , как поле отец убирает. Любовь выскочила перед нами , как из-под земли выскакивает убийца, и поразила нас сразу обоих. Я долго смотрел , как горит свеча.

( Напоминание: как отличить сложноподчинённое предложение от сложносочинённого? В сложноподчинённом от одной части предложения к другой можно задать вопрос. На примере, который был выше: “Я долго смотрел – на что? – как горит свеча“. В сложносочинённых предложениях части равноправны).

Запятая перед союзом “КАК” не ставится

1. Обороты с союзом “КАК” не выделяются запятыми

1) если на первый план в обороте выступает значение обстоятельства образа действия (на вопрос как?); обычно такие обороты можно заменить творительным падежом существительного или наречием.

Например: Как град посыпалась картечь. (Лермонтов) ( Сравните: посыпалась градом .) Как дым рассеялись мечты. (Лермонтов) Как демон коварна и зла (Лермонтов) ( Сравните: демонически коварна.)

Перстенёк как жар горит. (Некрасов) В гневе он как гром загремел, как сталь засверкал. Конь как буран летит, как вьюга спешит. Как зарница в небе они запылали, как огненный дождь с неба упали.

2) если основное значение оборота – приравнивание или отождествление.

Например: …Ты любил меня как собственность, как источник радостей , тревог и печалей… (Лермонтов) ( Сравните: …любил меня, считая своей собственностью.) …Он [Иудушка] подавал свой камень как единственное , что он мог дать (Салтыков-Щедрин);

3) если союзКАК имеет значение «в качестве» или оборот с союзомКАК(приложение) характеризует предмет с какой-либо одной стороны.

Например: Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених . (Пушкин) Я говорю как литератор . (Горький) Моё незнание языка и молчание было истолковано как молчание дипломатическое. (Маяковский) Мы знаем Индию как страну древнейшей культуры . Публика ценила раннего Чехова как тонкого юмориста . Мы больше знаем Лермонтова как поэта и прозаика и меньше как драматурга . Я сохраню это письмо как память . Юрий Гагарин вошёл в историю как первый в мире космонавт . Вопрос экологии встаёт как главный вопрос сегодняшнего дня .

4) если оборот образует именную часть составного сказуемого или по смыслу тесно связан со сказуемым (обычно в этих случаях сказуемое не имеет законченного смысла без сравнительного оборота).

Например: Одни как изумруд , другие как коралл . (Крылов) Она сама ходила как дикая . (Гончаров) Как ребёнок душою я стал . (Тургенев) Отец и мать ей как чужие . (Добролюбов) Я смотрел как . (Арсеньев)

Она держится как хозяйка . (Если взять сказуемое «держится» без оборота «как хозяйка», то получается «она держится», и можно подумать, что она держится за что-то.)

Сравните также: чувствовать себя как в родной стихии, ведёт себя как невменяемый, понять как намёк, воспринимать как похвалу, осознать как опасность, смотреть как на ребёнка, приветствовать как друга, оценить как достижение, рассматривать как исключение, принять как должное, представить как факт, квалифицировать как нарушение закона, отметить как большой успех, интересовать как новинка, выдвигать как проект, обосновать как теорию, принять как неизбежное, сложиться как традиция, высказать как предложение, истолковать как нежелание принять участие, определить как случай обособленного приложения, характеризовать как тип, выделяться как талант, оформлять как официальный документ, употребляться как фразеологический оборот, прозвучать как призыв, входить как составная часть, фигурировать как представитель, ощущаться как чужеродное тело, существовать как независимая организация, возникнуть как нечто неожиданное, развиваться как прогрессивная идея, выполнить как срочное задание и т. п.;

5) если сравнительному обороту предшествуют отрицание не или слова совсем, совершенно, почти, вроде, точь-в-точь, именно, прямо, просто и т. п.

Например: Я воспитал в себе это чувство праздника не как отдыха и просто средства для дальнейшей борьбы, а как желанной цели, завершения высшего творчества жизни. (Пришвин) Было светло почти как днём. Дети иногда рассуждают совсем как взрослые. Волосы у девочки вьются точь-в-точь как у матери. Газета вышла не как всегда . Он совсем как ребёнок .

6) если оборот имеет характер устойчивого сочетания.

Мы подошли к самому интересному случаю — к фразеологическим оборотам. Фразеологизмами проникнута наша речь. Это устойчивые словосочетания, окрашенные иронией, хитрецой, лукавством.

Читайте также:
Как пишется алюминий по правилам орфографии русского языка

Например: нужен как собаке пятая нога, поможет как мертвому припарка.

Фразеологизмы вносят в нашу речь не только образность, но и озорство, улыбку. И что очень важно — они не требуют запятой перед союзом “КАК“!

Например: Везде он чувствовал себя как дома . Брат и сестра похожи как две капли воды . У льва как гору с плеч свалило. (Крылов) Да сказать лекарю, чтоб он перевязал ему рану и берёг его как зеницу ока . (Пушкин) Молодые супруги были счастливы, и жизнь их текла как по маслу . (Чехов)

Строгих грамматических правил, помогающих отличить фразеологизм от обычного сравнительного оборота, не существует. Надо просто уметь “узнавать при встрече” как можно больше фразеологизмов.

Среди устойчивых словосочетаний, не выделяемых запятыми, есть и “карлики”: работает как вол (или как лошадь), устал или голоден как собака, глуп как пробка, бел как лунь, как бешеный, как ошалелый, как вкопанный и т.п. Не ставится запятая перед “КАК” в сочетаниях нет как нет и тут как тут. Не выделяется запятыми и словосочетание внушительных размеров как ни в чем не бывало.

Сравните также: белый как лунь, белый как полотно, белый как снег, бледный как смерть, блестит как зеркало, болезнь как рукой сняло, бояться как огня, бродит как неприкаянный, бросился как безумный, бубнит как пономарь, вбежал как сумасшедший, вертится как белка в колесе, визжит как поросёнок, вижу как днём, все как на подбор, вскочил как ужаленный, глядел как волк, глуп как пробка, гол как сокол, голодный как волк, далёк как небо от земли, дрожал как в лихорадке, дрожит как осиновый лист, ему всё как с гуся вода, ждать как манны небесной, заснул как мёртвый, здоров как бык, знать как свои пять пальцев, идёт рядом как пришитый, катался как сыр в масле, качается как пьяный, колыхался как студень, красный как рак, крепок как дуб, кричит как оглашенный, летит как стрела, лупить как сидорову козу, лысый как колено, льёт как из ведра, машет руками как мельница, мечется как угорелый, мокрый как мышь, мрачный как туча, народу как сельдей в бочке, не видать как своих ушей, нем как могила, носится как шальной, нужен как воздух, остановился как вкопанный, остался как рак на мели, острый как бритва, отличаться как небо от земли, побледнел как полотно, повторял как в бреду, пойдёшь как миленький, поминай как звали, поразить как обухом по голове, похожи как две капли воды, пошёл ко дну как камень, преданный как собака, пристал как банный лист, провалиться как сквозь землю, пропал как в воду канул, прямо как нож по сердцу, пылал как в огне, развеялся как дым, расти как грибы после дождя, свалился как снег на голову, свеж как кровь с молоком, свеж как огурчик, сидел как на иголках, сидеть как на угольях, сидеть как прикованный, слушал как заворожённый, смотрел как зачарованный, спал как убитый, стройный как кипарис, твёрдый как камень, темно как ночью, тощий как скелет, труслив как заяц, умер как герой, упал как подкошенный, уперся как баран, упрям как осёл, устал как собака, хлещет как из ведра, ходил как в воду опущенный, холодный как лёд, чёрный как чёрт, чувствовать себя как дома, шатался как пьяный, шел как на казнь и т. п.

2. Кроме этого, словоКАКможет быть частью составного союза как. так и. или так как, а также оборотов с тех пор как, с того времени как, по мере того как, как можно меньше или больше. В таких случаях запятая ставится либо перед “КАК“, либо перед всем сложным союзом.

Например: У него отличные оценки как по русскому языку, так и по математике. Эта тема затронута как в поэзии, так и в прозе. Сказки любят как дети, так и взрослые. Избегай пустых речей, так как исход их – раскаяние.

Он закончил рассказ, в то время как они добрались до места. Лариса работала в парикмахерской, между тем как Иван заканчивал институт.

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

(М. Ю. Лермонтов)

3. В сложноподчинённом предложении с однородными придаточными после сочинительных союзов.

Например: Приятно в теплой комнате слушать, как злится ветер и как стонет тайга.

4. СоюзКАКможет присутствовать в предложении, не присоединяя решительно никакого семантико-синтаксического блока, а только являясь средством выразительности речи.

Например: Мы как следует потрудились; Я старался как можно дольше не расставаться с друзьями; Тяжесть поклажи как будто уменьшилась; Я как раз собирался отправиться на каток и т.п.

Читайте также:
Цифры прописью - как правильно писать и примеры

Запятая перед союзом «как»: когда нужна и не нужна. Правила с примерами

Запятая перед союзом «как» – настоящая беда не только для выпускников, сдающих ЕГЭ. Даже профессиональные копирайтеры грешат лишними запятыми перед коварным союзом. В этой статье мы разберемся, когда надо обособлять обороты с союзом «как», а когда нет.

А также познакомимся с простым алгоритмом, который поможет правильно расставить знаки препинания при сравнительном обороте.

Когда запятая перед «как» нужна

«Легальных» способов поставить запятую перед «как» всего семь:

Случай 1. Запятая ставится, если «как» входит в оборот, являющийся вводным словом или вводным предложением. Например, «как всегда», «как нарочно», «как теперь», «как исключение», «как правило», «как например», «как сейчас», «как следствие».

Такие обороты легко можно выбросить из предложения без потери смысла:

  • Я сегодня, как нарочно, забыла зонт.
  • Пора и честь знать, как говорится.

Случай 2. Если есть указательные слова «такой», «так», «тот», «столь». Примеры :

  • Он никогда еще так не уставал, как сегодня вечером.
  • В этой части города сосредоточены такие узкие улицы, как темные и длинные коридоры в старых домах.

Случай 3. Запятая перед “как” ставится, если есть обороты «не кто иной, как», «не что иное, как». Пример :

  • Не что иное, как копирайтинг является сегодня основой контент-стратегии!

Случай 4. Если оборот содержит сочетание «как и», то запятая тоже нужна:

  • Сестренке, как и всем нам, хотелось быстрее оказаться дома.

Случай 5. В предложении со сравнительным оборотом тоже нужна запятая . Такие обороты всегда имеют образную окраску, сопоставляют какой-то признак предмета с другим.

Союз «как» можно заменить словом «подобно»:

  • Метель выла за окном, как дикий зверь. = Метель выла за окном, подобно дикому зверю.
  • Обида, как острый нож, пронзила ее сердце. = Обида, подобно острому ножу, пронзила ее сердце.

Случай 6. Если союз разделяет части сложноподчиненного предложения . В этом случае их можно без потери смысла разделить на 2 простых предложения:

  • Они с облегчением и радостью увидели, как над горизонтом появились первые отблески зари. = Над горизонтом появились первые отблески зари. Они с облегчением и радостью это увидели.

Случай 7. Если есть приложение со значением причины, то запятая ставится . Оборот с союзом «как» легко заменяется придаточным предложением с союзом «потому что»:

  • Как самая примерная ученица, она была выбрана старостой класса. = Она была выбрана старостой класса, потому что была самой примерной ученицей.

Когда запятая перед «как» не нужна

Запятая перед “как” НЕ ставится в следующих случаях:

Случай 1. Самое простое, что помним еще со школы, – запятая не нужна перед фразеологизмами и устойчивыми выражениями . Попробуйте выбросить из предложения оборот с союзом «как», и оно потеряет всякий смысл:

  • Он свалился как снег на голову.
  • Он был гол как сокол.

Случай 2. Если оборот с союзом «как» входит в состав сказуемого и неразрывно связан с ним по смыслу . Как и в случае с фразеологизмами, предложение без этого оборота будет бессмысленным:

  • Мы ждали первых отчетов о росте поведенческих факторов и сидели как на иголках.
  • Она поставила себя как хозяйка.

Случай 3. Если оборот имеет значение «в качестве» . В таком обороте нет никакого сравнения:

  • Она любила его как брата.
  • Landing Page ценится как эффективный инструмент для роста продаж.

Случай 4. Если оборот с союзом «как» – это обстоятельство образа действия . В этом случае оборот можно заменить наречием или существительным в творительном падеже:

  • Его замечание прозвучало как ирония (=иронично, иронией).
  • Она переваливалась с ноги на ногу как утка (по-утиному).

Случай 5. Если «как» является частью составного союза («с того времени как…», «с той поры как…», «по мере того как…», «как…, так и», «так как»):

  • Она не собиралась приходить на собрание, так как сильно устала днем.
  • Как в колледже, так и в университете к студентам предъявляются самые высокие требования.

Случай 6. Даже если это сравнительный оборот, но ему предшествуют частицы «не», «совсем», «совершенно», «почти», «вроде», «точь-в-точь», «именно», «просто», то запятая перед “как” НЕ нужна :

  • Он всегда делает и думает не как окружающие люди.
  • Ее глаза были темными почти как у сестры.

Случай 7. Союз «как» стоит между подлежащим и сказуемым :

  • Страсть как пламя.
  • Жизнь как миг.
  • Копирайтинг как профессия.

Ставить или не ставить запятую перед “как” при сравнении? Лайфхак

Как вы заметили, при сравнении иногда запятые ставятся, а иногда нет. Если вы сомневаетесь, обособлять ли в вашем примере сравнительный оборот, ответьте на вопросы ниже:

  1. Состоит ли ваше предложение только из подлежащего и сказуемого?
  2. Станет ли предложение бессмысленным, если выбросить из него оборот?
  3. Можно ли заменить оборот одним словом (наречием или существительным в творительном падеже)?
  4. Можно ли употребить оборот в значении «в качестве»?
  5. Есть ли в обороте «лишние» частицы («не», «совсем», «совершенно», «почти», «вроде» и пр.)?

Если вы ответили ДА хотя бы на один вопрос, запятая в вашем случае не нужна. Если на все вопросы вы ответили отрицательно, то сравнительный оборот обособляется запятой.

Сравнительные обороты – неотъемлемая часть литературной речи. Этот алгоритм поможет вам писать выразительно и грамотно, а также быстро понимать, когда ставится запятая перед союзом «как».

Читайте также:
Как пишется решающий - разбор слова и правила орфографии

Запятая перед союзом “как”?

В этой теме разберем, когда перед союзом “как” ставится запятая, а когда – нет.

Запятая перед “как” не ставится

1. Перед союзом “как” не ставится запятая, если он является частью составного именного сказуемого:

  • Тропа, ведущая в лес, была как аллея, обсаженная красивыми кустарниками.
  • Сегодняшняя наша жизнь идет как движение маятника.
  • Мое лицо стало как каменная маска.

2. Перед “как” не ставится запятая, если оборот с “как” имеет значение обстоятельства образа действия и примыкает к глаголу по смыслу. В данном случае оборот с “как” можно заменить существительным в форме творительного падежа:

  • Какгорох посыпался град с неба. – Горохом посыпался град с неба.

3. Запятая перед “как” не ставится, если он входит в состав фразеологизма:

  • Я боюсь своего педагога как огня.
  • Твою сущность видно как на ладони.

4. Запятая перед “как” не ставится, если в предложении “как” имеет значение “в качестве”:

  • Издревле сок алоэ используется как лекарство. – Издревле сок алоэ используется в качестве лекарства.

5. Запятая перед “как” не ставится в следующих составных подчинительных союзах:

  • с тех пор как,
  • прежде чем как,
  • после того как,
  • подобно тому как,
  • между тем как,
  • тогда как,
  • словно как.

Например:

  • После того как мы встретились, прошло немало времени.
  • С тех пор как я прочел эту книгу, многое изменилось в моем мировоззрении.

6. Запятая перед “как” не ставится, если союзу предшествуют отрицание “не” или наречия “совсем”, “почти”, “точь-в-точь”, “совершенно”, “именно”, “просто”, “вроде”:

  • Ее обвинения летели совсем как осколки.
  • Время летит просто как течение реки.

7. Если в простом предложении имеется двойной союз “как…так и”, то запятая ставится перед второй его частью:

  • Эту блузку можно стирать как вручную ,так и в стиральной машине.
  • Для этого блюда используются как свежая зелень ,так и сушенная.

8. Не ставится запятая перед оборотами “как можно”, “как нельзя”, имеющими в составе прилагательное в сравнительной степени:

  • Скажи эти слова как можногромче.
  • Все сложилось как нельзяхуже.

9. Перед “как” не ставится запятая, если союз входит в состав следующих неразложимых понятий:

  • понимать как должно (как следует, как полагается);
  • сделать как следует (как нужно, как надо);
  • рассказать все как есть;
  • делай как хочешь;
  • живите как знаете.

Теперь посмотрим в каких случаях перед “как” ставится запятая.

Запятая перед “как” ставится

1. Перед “как” ставится запятая, если союз являются частью сравнительного оборота:

  • Мы разошлись ,как в море корабли.

2. Перед “как” ставится запятая, если союз входит в состав вводных сочетаний “как обычно”, “как всегда”, “как правило”:

  • Сегодня ,как всегда, мы опоздали на урок.

3. Перед “как” ставится запятая перед приложением с причинным значением:

  • Тебя ,как первую любовь, я никогда не забуду.

4. Перед “как” ставится запятая, если в предложении есть соотносительные слова “так”, “такой”, “столь”, “тот”:

  • Эта в этой школе работают такие гениальные педагоги ,как ты.

5. Перед “как” ставится запятая, если после “как” следует “и”:

  • Ты ,как и все, должен закончить школу.

6. Перед “как” ставится запятая в сложноподчиненном предложении:

  • Я заметил ,как ты улыбаешься.

5 случаев, когда запятая перед «как» не нужна. И 5 случаев, когда всё-таки нужна

Грамотность на «Меле»

Перед союзом «как» нужна запятая. Кажется, об этом знают более-менее все. А вот о том, что запятая нужна далеко не всегда, — из головы пропадает. Напоминаем, когда запятым перед «как» место, а когда лучше воздержаться (первое запомнить проще).

Когда запятую надо ставить

Правильно: Хочу быть таким же сильным, как папа

Первая подсказка, которая говорит нам о том, что оборот с союзом «как» нужно немедленно обособить, это указательные слова: «так… как», «такой… как», «тот… как» и «столь… как». Если они встречаются в основной части предложения, значит, впереди ставим запятую: «Хочу быть таким же сильным, как папа» (ну или как Халк!), «Делай так, как сказал учитель».

Правильно: Мы, как обычно, проведём лето на даче

Всегда выделяются запятыми конструкции, близкие к вводным (или прямо-таки вводные): «как правило», «как один», «как всегда», «как нарочно», «как теперь», «как например», «как следствие», «как обычно», а ещё конструкции «не кто иной, как…» и «не что иное, как…». И, как всегда, примеры: «Это был не кто иной, как наш сосед по даче», «Запятая, как правило, ставится».

Правильно: Физику, как и химию, реже всего сдают на ЕГЭ

Читайте также:
Что такое семантика в русском языке определение, примеры, свойства

Третий сигнал, кричащий нам о наличии запятой, это оборот с союзом «как и…». Если вы его видите — ставьте запятую и даже не думайте. Часто в этот же оборот входят указательные слова: «Игра так же формирует личность, как и знания», «Гугл, как и мы, может ошибаться». Но с нашими подсказками ошибиться почти невозможно.

Правильно: «Мел» советует, как провести лето с пользой

Ещё одно правило (простое!), которое мы рассмотрим, — это запятая перед союзом «как» в сложноподчинённых предложениях. Запятая ставится, если «как» присоединяет придаточное предложение: «Эксперты рассказывают, как не забыть английский за лето», «Я помню, как получил первую двойку».

Правильно: Её глаза были прекрасны, как донья океанов

Пример, который перекочевал из другого выпуска грамотности про множественное число. Из него очень уж хорошо видно, какие обороты мы можем считать сравнительными и как их нужно выделять на письме (подсказка — запятыми). «Восемь лет я пахал, как раб на галерах, с утра до ночи», «Я люблю полежать на диване, как Обломов, и подумать».

Когда запятую НЕ надо ставить

Правильно: Аня может поступить в вуз без ЕГЭ как победитель Всероса

Переходим к сложному. И сразу расскажем о самых (!) распространённых ошибках. Не нужно ставить запятую, если союз «как» имеет значение «в качестве». Проблема в том, как это «в качестве» отличить от, допустим, сравнительного оборота. Никак. Только внимательно вчитываться в предложение и пытаться понять, есть ли здесь сравнение или нет. «Аня поступает без ЕГЭ как („в качестве“) победителя Всероса».

Теперь внимание. Если в предложении улавливается значение «причины», то есть из одной части можно составить вопрос, а из другой ответ, — оборот с «как» обособляется. Главное, не спутать его со значением «в качестве». Для этого задаём вопрос. Почему Аня может поступить в вуз без ЕГЭ? — Потому что победитель Всероссийской олимпиады школьников (сокращённо Всерос).

Правильно: Дождь льёт как из ведра

Привет фразеологизмам и устойчивым сочетаниям (у нас тест такой был). Запятая не ставится, если сравнительный оборот входит в состав сказуемого или тесно связан с ним по смыслу. То есть если убрать этот оборот, предложение теряет смысл. Сюда же относятся сравнительные обороты, ставшие со временем устойчивыми выражениями: бледна как смерть, принять как должное, льёт как из ведра, всё как по маслу, чувствовать себя как дома, голодный как собака и так далее. Конечно, все фразеологические выражения знать нельзя, поэтому не стыдно заглянуть в словарь (или в Гугл).

Правильно: Нам нужно сдать работу как можно быстрее

Верим, что вы не запутаетесь в разных словах-подсказках. Не поддавайтесь уговорам на запятую в сочетаниях «как ни в чём не бывало», «почти как», «вроде как», «как можно», «точь-в-точь как» и просто при наличии отрицательной частицы. «Она рассуждала совсем как взрослая», «Я постаралась приехать как можно раньше», «У них всё не как у людей».

Правильно: Школа как лучшее время жизни (но это не точно)

Правило младших классов. Перед подлежащим и сказуемым запятой не место, допускается лишь тире или вообще ничего. «Жизнь как чудо», «Школа как лучшее время жизни (но это не точно)», «Озеро как зеркало» и другие не менее красивые метафоры.

Правильно: Порхай как бабочка, жаль как пчела

Девиз боксёра Мохаммеда Али, который идеально подходит под наше правило. Оборот с союзом «как» не обособляется, если он выступает в роли обстоятельства образа действия, которое надо отличить от сравнения (опять). Для проверки можно заменить творительным падежом существительного или наречием (порхай бабочкой, жаль пчелой) или задать к обстоятельству вопрос. Вот ещё пример: в школе японский нам преподавали как факультатив. Преподавали как? — Факультативно.

Запятая перед союзом «как»: алгоритм постановки плюс сводная таблица

Знание правил русского языка необходимо даже в наш век автоматической проверки текстов при помощи программ. Дело в том, что большинство правил постановки запятых должны применяться в зависимости от контекста и предполагаемого смысла предложения. Образно говоря, только сам автор может решить, где должна быть запятая в «казнить нельзя помиловать».

Запятая перед союзом «как» в устойчивых выражениях

Самым простым случаем для постановки запятой являются пословицы, поговорки и прочие устойчивые обороты речи: в них никто не решает, где ставить или не ставить запятую по смыслу, ведь веками устоялась традиция верного написания. Достаточно перечислить только некоторые из них, остальные легко найти при помощи поисковых систем или словаря фразеологизмов.

«Делать как бог на душу положит»

«Побелеть как снег» (о лице человека)

Легко заметить, что запятая перед «как» в устойчивых выражениях в основном не ставится. Далее рассмотрим более сложные ситуации, где постановка запятой зависит от вкладываемого смысла.

Запятая перед союзом «как» ставится

1) Часто союз «как» входит в обороты, по своей функции в предложении похожие на вводные слова. В этом случае они используются для обозначения:

  • контекста высказывания («как договаривались», «как обычно»);
  • отношения автора к информации («как положено», «как нужно»);
  • оценки вероятности события («как правило», «как заведено»);
  • логических выводов («как следствие», «как следует из этого»).

Мы пошли вечером в кино, как договаривались.

Давай встретимся на площади, как обычно.

Он был ответственным человеком и все делал, как положено.

Как правило, приходится сперва свериться со словарем.

2) В случае, когда союз требуется для того, чтобы соединить две отдельные части сложного предложения. Стоит напомнить, что все сложные предложения легко можно разбить точкой на две части без значительной потери смысла – именно так можно проверить, требуется ли запятая.

Ему было бесконечно приятно увидеть, как солнце поднимается над сверкающими горами.

(Легко разбить на два: «Солнце поднимается над сверкающими горами. Ему было бесконечно приятно это увидеть»)

Мне больно вспоминать, как легко и быстро мы перестали быть друзьями.

(«Мы легко и быстро перестали быть друзьями. Мне больно вспоминать»)

Читайте также:
Несомненно запятые - правила обособления в предложениях

3) Существуют сочетания союзов, которые всегда разделяются запятой, это:

  • «как… так»
  • «как… так и»
  • «то… как»

«Как мы рассчитывали, так и оказалось»

«Как решили вчера все вместе, так теперь будем делать»

«Было сложно понять то, как устроен этот механизм»

4) В случае использования в предложении оборота речи со сравнительным значением (исключения – устоявшиеся конструкции и поговорки). Эти обороты часто можно отличить по их образной, художественной окрашенности.

Снег блестел под солнцем, как алмазная пыль.

Как молния быстрый, он пришпорил коня и ускакал.

Запятая перед союзом «как» не ставится

1) В сравнительных и образных оборотах речи запятая не нужна, если их можно заменить в предложении одним словом.

(Замена: «Она ходит по-утиному»)

Луна горела в небе как фонарь.

(Замена: «Луна фонарем горела в небе»)

2) Если часть предложения с «как» заменяться на словосочетание «в качестве…»

Он был приглашен на свадьбу как шафер.

(«Он был приглашен на свадьбу в качестве шафера»)

Цветаева была известна в основном как поэтесса.

(«Цветаева была известна в основном в качестве поэтессы»)

3) Запятая не нужна в очень коротких предложениях, где вся мысль выражена одним только сравнением. Их невозможно разбить на две части.

4) Запятая не ставится в следующих исключениях:

  • «не как»
  • «совсем как»
  • «совершенно как»
  • «почти как»
  • «вроде как»
  • «точь-в-точь как»
  • «в точности как»
  • «именно как»

Ты поступил со мной далеко не как друг.

Они были совсем как две капли воды.

Море было спокойное совершенно как на рассвете.

Ты говоришь в точности как твоя мама.

Солнце пекло почти как в пустыне или на экваторе.

Собака у них в доме была точь-в-точь как наша.

Мы собрали аппарат в точности как в инструкции.

5) Запятая всегда нужна перед пояснительным союзом «так как». Отличить эту ситуацию в тексте очень просто: всюду, где «так как» можно заменить на канцелярское сокращение «т.к.», запятая непременно должна быть. В этих же случаях «так как» легко заменяется на «потому что» или «по причине того, что».

Я опоздал на работу, так как застрял по пути в огромной пробке.

(Замена: «Я опоздал на работу, потому что застрял по пути в огромной пробке»)

Нужно быстро сложить вещи, так как завтра мы съезжаем из квартиры.

(«Нужно быстро сложить вещи по причине того, что завтра мы съезжаем из квартиры»)

Запятая перед союзом «как»: правило для сравнительных оборотов

Стоит еще отдельно сказать о сравнениях с союзом «как», потому что в некоторых случаях запятая перед ними нужна, а в других – нет, пожалуй, именно этот факт вызывает больше всего вопросов. Приведем краткий алгоритм для быстрого решения проблемы.

1) Для начала стоит оценить длину предложения: если оно состоит только из сравнения, то запятая не нужна. Главные члены предложения никогда не отделяются друг от друга запятыми.

2) Далее стоит подумать, не похож ли оборот на устойчивое выражение. Для правильной постановки в них знаков препинания стоит свериться со словарем фразеологизмов (или справочным интернет-ресурсом). Чаще всего запятая будет не нужна.

На перекрестке лошадь встала как вкопанная.

После долгой прогулки по лесу мы оба были голодны как волки.

3) Затем стоит попробовать разделить предложение на два отдельных, поставив точку между логическими частями. Если разделить получится, то это сложносочиненное предложение с обязательной запятой (при таком разделении поэтический смысл сравнения утрачивается, но предложения не бессмысленны сами по себе).

Пары кружились в танце по залу, как снежинки кружатся в морозном воздухе при порыве ветра.

(«Пары кружились в танце по залу. Снежинки кружатся в морозном воздухе при порыве ветра»)

Детские голоса слышны утром повсюду, как птички щебечут на рассвете радостно и громко.

(«Детские голоса слышны утром повсюду. Птички щебечут на рассвете радостно и громко»)

Читайте также:
Н и "НН" в причастиях, правило написания одной и двух Н

4) Если предложение не подошло ни под один из приведенных примеров, значит, в нем содержится сравнительный оборот. В таком случае нужно ориентироваться на смысл высказывания: когда сравнение с «как» нельзя заменить на одно слово либо оборот «в качестве», запятая будет нужна.

Запятая перед союзом «как»: примеры со сравнительными оборотами

Платье невесты было прекрасно и бело, как легкое облако.

(Если подставить «в качестве», получится бессмыслица)

Он прошел по улицам как царь.

(«Он прошел по улицам по-царски»)

Корабль пошел ко дну быстро, как прохудившееся корыто.

(Не заменяется одним словом или оборотом «в качестве»)

Запятая перед союзом «как»: таблица

Сводная таблица содержит перечисление всех вышеназванных случаев в краткой форме и подходит для быстрой справки.

Запятая перед союзом КАК

Методички Педсовета

Запятая перед союзом как используется в предложениях со сравнительными оборотами, в сложноподчиненных предложениях. Но есть такие случаи, когда запятая перед союзом как ставится не всегда. И дети часто допускают ошибки, ставя запятые во всех случаях, забывая о том, что оборот с союзом как может входить в состав сказуемого или фразеологизма.

Когда ставится запятая перед союзом КАК

Запятая перед союзом как используется в предложениях со сравнительными оборотами, в сложноподчиненных предложениях. Но есть такие случаи, когда запятая перед союзом как ставится не всегда. И дети часто допускают ошибки, ставя запятые во всех случаях, забывая о том, что оборот с союзом как может входить в состав сказуемого или фразеологического оборота.

Ход урока.

Чтобы заинтриговать детей, урок по этой теме начинаю с проблемного диктанта. Проблемное задание: Расставьте знаки препинания в данных предложениях. Ученики сразу же на примерах поймут, что не все так просто с союзом как и захотят подробнее узнать об этом вопросе.

  1. Они успели узнать её как женщину расчетливую и рассудительную.
  2. Он как огня боялся фамильярности.
  3. У каждого дома как и у человека есть свой характер.
  4. Отец как отец, только после смерти матери он совсем как сумасшедший стал.
  5. Вот уже три дня как я в Кисловодске.
  6. Как командир приказываю вам, господа, немедленно разойтись.
  7. Пили бабушкиной наливки — желтую как золото, темную как деготь.

Заинтриговав детей, создаю с ними алгоритм. (См. Приложение)

Что вводит союз КАК?

1. Предложение. Обособляется всегда.

2. Оборот.

— Сравнительный. Союзами СЛОВНО, ТОЧНО, ЧТО, ЧЕМ. Обособляется почти всегда, кроме случаев:
а) Входит в состав сказуемого
б) Фразеологизм

— Тождества. Не обособляется.

Его пригласили как эксперта (он=эксперт)

Теперь формулируем правила постановки запятой или ее отсутствие перед союзом КАК

Правило 1.

Запятая перед союзом КАК ставится, если это предложение со сравнительным оборотом. Иногда в нем могут употребляться, кроме союза как, союзы будто, как будто, словно, точно, что, ежели, чем.

Она таяла, словно свечка. Он упрям, как осел.

Правило 2.

Запятая ставится в сложноподчиненном предложении перед союзом как.

Его губы шевелятся, как будто он что-то повторяет.

Иногда в основной части предложения имеются соотносительные слова такой, так, столь, тот.

Жаркая погода вредна для здоровья так же, как холодная.

Правило 3.

Всегда выделяются запятыми обороты, начинающиеся со связки «как и».

В ее глазах, как и во всем лице, было что-то необычное.

Правило 4.

Всегда выделяются запятыми словосочетания: как правило, как исключение, как обычно, как всегда, как прежде, как сейчас, как теперь, как нарочно, как известно, как таковой.

День начался, как всегда. Запятыми, как правило, выделяется деепричастный оборот.

Правило 5.

Запятая ставится перед как в оборотах НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК… и НЕ КТО ИНОЙ, КАК.

Это было не что иное, как шаровая молния. Это был не кто иной, как Иван Иванович.

Правило 6.

Запятая перед союзом КАК не ставится, если:

  1. Сравнительный оборот с союзом как входит в состав сказуемого. (Наш сад как проходной двор. Это звучит как оскорбление.)
  2. Является фразеологизмом. (Он крутится как белка в колесе. Ходит как в воду опущенный.)
  3. Сравнительный оборот синонимичен творительному сравнения или может быть заменен наречием: Как град посыпалась картечь (Картечь посыпалась градом)
  4. Является оборотом тождества. Можно поставить знак равенства между оборотом и тем, о чем говорится. Как отличница учебы сестра поехала на конференцию (Сестра=отличница)
  5. Союз как имеет значение в качестве. Его все знали как хорошего слесаря.

Примечание

Добавочное обстоятельство со значением причины или условия выделяется на письме запятыми факультативно, т. е. не всегда.

Она, как меньшая, была любимицей отца. (Она в качестве меньшой была любимицей отца) (Она, так как меньшая, была любимицей отца)

После объяснения правил, возвращаю детей к проблемному диктанту, и они сами расставляют знаки препинания.

  1. Они успели узнать её как женщину расчетливую и рассудительную. (Запятая не нужна: Они успели узнать её в качестве женщины расчетливой и рассудительной)
  2. Он как огня боялся фамильярности. (Запятая не нужна, так как здесь присутствует фразеологический оборот)
  3. У каждого дома, как и у человека, есть свой характер (Запятая нужна, потому что оборот начинается со связки КАК И)
  4. Отец как отец, только после смерти матери он совсем как сумасшедший стал (Запятая не нужна, так как оборот тождества)
  5. Вот уже три дня как я в Кисловодске (Запятая не нужна, так как входит в состав сказуемого)
  6. Как командир приказываю вам, господа, немедленно разойтись (Запятая не нужна: В качестве командира приказываю вам…)
  7. Пили бабушкиной наливки — желтую, как золото, темную, как деготь (Запятые нужны — сравнительные обороты)
Читайте также:
Плащом как пишется - разбор слова, правило

Тест по теме

1. Найдите предложение со сравнительным оборотом (Знаки препинания не расставлены)

А) Он вдруг стал бледен как смерть
Б) С утра на небе появились черные как дым тучи
В) Дом охраняется как памятник архитектуры

2. Укажите предложение, в котором не нужна запятая перед союзом как.

А) Он вдруг стал бледен как смерть
Б) Это был не кто иной как мой старинный приятель.
В) Ее голос звенел как колокольчик

3. Найдите предложение с оборотом тождества

А) Дом охраняется как памятник архитектуры
Б) Люди как люди…только квартирный вопрос их испортил
В) С утра на небе появились черные как дым тучи

4. Найдите предложение с фразеологическим оборотом, в котором не нужна запятая перед союзом как.

А) Ее голос звенел как колокольчик
Б) Она берегла его как зеницу ока
В) Дом охраняется как памятник архитектуры

5. Укажите предложение, в котором как входит в состав сказуемого.

А) Я как огня боюсь змей
Б) Я свою работу воспринимаю как счастье
В) Мне нравится как он улыбается.

6. Найдите предложение, в котором оборот как имеет значение «в качестве»

А) С юга как из печки пахнуло теплом.
Б) Река неподвижна как болото.
В) Как невеста получаю каждый день письма

7. Найдите предложение, в котором союз как вводит придаточное предложение

А) Я не знаю как тут быть.
Б) Он был беззаботен как птица
В) Шофер как шофер: любит крутить баранку.

8. Укажите предложение, в котором нет сравнительного оборота

А) Байкал известен как объект Всемирного наследия
Б) У рыбы плавник был как кухонный нож
В) Весенние вспаханные поля лежат как бархат.

В тесте вопросов немного, но отсутствие знаков препинания в предложениях заставит разобрать все примеры, и, я думаю, дети лучше усвоят тему.

Контрольные работы / диктанты по русскому языку за 4 класс УМК “Школа России”

Школа России – одна из основных программ начальной школы и к средней школе дети по ней достаточно подготовлены к дальнейшему обучению. А вот узнать, насколько они подготовлены по русскому языку, помогут нам контрольные работы в виде диктантов с грамматическим заданием. А работа над ошибками позволит повторить материал и “закрыть” пробелы в знаниях.

Входная контрольная работа по русскому языку 4 класс

Цель: проверить знания, умения и навыки на начало учебного года.
Планируемые результаты: п. – выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. – владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.
В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку со многими клюквинками.

Грамматические задания:
1. Выписать по одному слову с орфограммами в корне: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным. Подобрать проверочные слова, обозначить орфограммы.
2. Выполнить звукобуквенный разбор слова: вариант I – ягода, вариант II – поздно.
3. Обозначьте грамматическую основу: вариант I – в третьем предложении; вариант II – в шестом предложении.
4*. Выписать из текста слова с противоположным значением.

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Предложение».

Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусихой. А Андрюша умел только ползать.
Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице.
Валя кинулась к брату. Огромный пес нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала.
Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл.
Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась.

Читайте также:
Занята ударение - правило произношения краткого прилагательного

Грамматические задания:
1. Выписать из текста предложения, соответствующие схемам:
Вариант I Вариант II
○, ○ и ○. ○ и ○.
[ _ ͇ ], а [ _ ͇ ]. [ _ ͇ ], [ _ ͇ ].
2. Выписать из предложения словосочетания, графически обозначить главное и зависимое слова: вариант I – Огромный пес нёсся прямо на девочку; вариант II – Ребята выходили из своих убежищ.
3. Сделать звукобуквенный разбор слова: вариант I – вдруг; вариант II – очень.

Контрольный диктант по теме «Части речи»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Части речи».

Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. Попадаются подберезовики, подосиновики, рыжики.
Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб, но вершины берёз уже оголились.

По И. Соколову-Микитову

Грамматические задания:
1. Выписать предложение: вариант I – с однородными членами; вариант II – сложное.
2. Разобрать слова по составу: вариант I – ранняя, подберёзовики, грустно; вариант II – холодная, подосиновики, медленно.
3. Сделать звукобуквенный разбор слова: вариант I – поздний; вариант II – гриб.
4*. Найти в третьем предложении многозначное слово, составить с ним словосочетания в разных значениях.

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе».

Как мужик убрал камень

На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня.
Первый инженер предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей.
А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй.
Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку.

Слова для справок: его, тысяч, предложил.

Грамматические задания:
1. Выписать по одному словосочетанию с именами существительными 1, 2, 3-го склонения. Выделить окончания существительных, определить падеж.
2. Выполнить звукобуквенный разбор слова: вариант I – его; вариант II – шесть.
3. Разобрать имя существительное как часть речи: вариант I – (за) выдумку; вариант II – инженеров.
4*. Составить из слов пословицы. Выделить окончания имен существительных.

Контрольный диктант за первое полугодие

Цель: проверить знания, умения и навыки по темам, изученным в первом полугодии.

Лес – это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, тёплых гнёздах, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели. Жители лесов – звери, птицы, насекомые. Весь день хлопочут они по хозяйству.
С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток. Поймают жуков, гусениц – несут своим птенчикам. Не сидят без дела работящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники – лесные санитары.
Леса наши – это кладезь богатств. Берегите деревья, кусты, травы. Не разоряйте птичьих гнезд. Не разрушайте муравейники. Будьте природе друзьями и рачительными хозяевами.

Слова для справок: хибарки, кладезь, рачительные.

Грамматические задания:
1. Выписать три словосочетания с именами существительными во множественном числе. Определить падеж и склонение имён существительных.
2. Списать предложения. Имена существительные, данные в скобках, записать в форме родительного падежа множественного числа.
Сок (апельсины) и (мандарины) содержит много (витамины). Бабушка сварила варенье из (вишня) и (абрикосы).
3. Разобрать имя существительное как часть речи: вариант I – вредителей; вариант II – гусениц.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Имя прилагательное».

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным покровом. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.
Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу.
Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом.

Читайте также:
Что такое семантика в русском языке определение, примеры, свойства

Грамматические задания:
1. Выписать три словосочетания «прил. + сущ.». Выделить окончания и указать падеж имён существительных.
2. Составить три словосочетания: прил. + сущ. м. р. в Т. п., прил. + сущ. ср. р. в Д. п., прил. + сущ. ж. р. в П. п.
3. Списать, вставить подходящие по смыслу имена прилагательные:
1. В …, …, … уборе стоит осенний лес.
2. На … небе загорелись … звёзды.

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Местоимение».

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел, какая она из себя.
Увидеть её оказалось совсем не просто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует.
Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребёнок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Вот она какая – кукушка!

Грамматические задания:
1. Выписать из текста местоимения, указать их лицо, число и падеж.
2. Распределить слова по группам и записать в два столбика: для, он, по, её, от, за, вы, нам, у, тебе.
3. Списать, вставить подходящие по смыслу местоимения.
В субботу … пошли в парк. Деревья стояли в пёстром наряде. На … были красные, жёлтые, оранжевые листья. … встал под деревом. На … дождём посыпались осенние листья.

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Глагол».

Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.
На тропинке Нине встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.
Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина провела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.
Прибежала собака. Книги не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть.

Грамматические задания:
1. Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число и род
2. Поставить глаголы в неопределенную форму: пришла, идёт, посмотрит.

Контрольный диктант за 1 полугодие 4 класс

Старая волчиха жила в лесу под корнями большой ели. Землю она покрыла мягким мхом и сухими листьями. На мху лежали три забавных волчонка. Малыши любили выбегать на волю. Они там играли, боролись, кувыркались. Потом зверьки ложились около ёлки и грелись на солнышке. Их удивляло и пугало всё.
С раннего утра до позднего вечера голодная волчиха бродила по лесу. Она внимательно осматривала местность и домой возвращалась с добычей. Волчиха была заботливой матерью, а её малыши всегда сыты.

Слова для справок: внимательно, осматривала, возвращалась.

Грамматические задания:
1 вариант
1. Выполнить полный разбор 8 предложения
2. Указать склонение и падеж существительных в 8 предложении
3. Разобрать слова по составу: волчиха, корнями, голодная.

2 вариант
1. Выполнить полный разбор: 1 предложения
2. Указать склонение и падеж существительных в 1 предложении
3. Разобрать слова по составу: солнышко, листьями, старая.

Итоговая контрольная работа по русскому языку

Цель: проверить знания, умения и навыки по темам, изученным в 4 классе.

Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.
Поглядело светило на эти проказы и стало землю прогревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне.

Грамматические задания:
1. В последнем предложении выделить основу, выписать словосочетания. Над каждым словом указать часть речи.
2. Разобрать слова как части речи: вариант I – укрыли; вариант II – молочным.
3. Выполнить звукобуквенный разбор слова ледяной.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: