История матрешки – кратко о создании куклы

История матрешки – кратко о создании куклы

Первых матрешек начали создавать в 1890-х годах. В то время в России стал популярен так называемый «русский стиль». Посуду, предметы быта и интерьера стилизовали под древнерусские изделия. А в Москве и Петербурге даже открывались мастерские, которые реконструировали старинные украшения, одежду и игрушки.

Такое предприятие создал и купец Савва Мамонтов. В своем московском особняке в Леонтьевском переулке он открыл магазин «Детское воспитание». Его работники изготавливали и продавали деревянных кукол в народных костюмах разных губерний. Здесь и трудился создатель первой матрешки — Сергей Малютин.

Существует несколько версий того, как возникла идея легендарной игрушки. По одной из них, на создание матрешки художника вдохновила жена Саввы Мамонтова Елизавета. В конце XIX века она побывала в Японии и привезла оттуда несколько куколок, которые вкладывались друг в друга. Они изображали японских богов ситифукудзин (семь богов счастья). Игрушки с пустым пространством внутри, куда помещали других кукол, издревле существовали и в других восточных странах — Индии и Китае.

Согласно другой теории, Малютин нашел похожую на матрешку игрушку в Кустарном музее, где хранились изделия мастеров-ремесленников из разных губерний Российской империи.

В итоге по эскизу Малютина токарь Василий Звёздочкин выточил из дерева куклу, внутри которой располагалось еще семь фигурок. Самая большая из них изображала девушку с черным петухом в руках. Среди других кукол были девочка с караваем, брат с сестрой и младенец в пеленках. Расписали фигурки художники «Детского воспитания», имена которых неизвестны. Готовую игрушку решили назвать матрешкой: в конце XIX века в России было популярно имя Матрена, которое в переводе с латинского значит «мать семейства».

В 1900 году матрешку показали на Всемирной выставке в Париже, где игрушку наградили бронзовой медалью. После этого матрешки стали популярны в России. Их делали не только в магазине «Детское воспитание», но и в ремесленных мастерских в Сергиевом Посаде. Со временем там начали вытачивать и другие предметы, части которых вкладывались друг в друга, например деревянные пасхальные яйца. Их тоже украшали росписями, стилизованными под древнерусское искусство.

В Сергиевом Посаде же усовершенствовали технологию изготовления матрешек. Для кукол тщательно выбирали материал. Чаще всего мастера делали фигурки из липы. Такая древесина была мягкой, но при сушке не давала сильных трещин. Каждую заготовку несколько раз обрабатывали, покрывали лаком и полировали. Затем их расписывали или украшали рельефом.

В начале XX века матрешки еще несколько раз побывали на зарубежных выставках. Их привозили на кустарный базар в Лондоне, показывали на ярмарках в Германии, Греции и Турции. Игрушка стала так популярна, что в 1911 году в Лейпциге даже начали продавать копии матрешек в русском стиле, которые делали в Японии. От оригинальных их отличали черты лица и отсутствие лакового покрытия.

В России к тому времени стали делать не только традиционных матрешек, которые изображали девушек. Специальные игрушки выпускали на заказ к свадьбам, юбилеям и другим торжествам. В 1909 году, к столетию со дня рождения Николая Гоголя, создали серию матрешек по произведениям писателя — повести «Тарас Бульба» и пьесе «Ревизор». А в 1912 году, к юбилею Отечественной войны 1812 года, выпустили куклы с Наполеоном и Кутузовым. В каждую из игрушек вкладывали русских и французских генералов и солдат их армий.

Производство матрешек освоили и мастера из других регионов России. Игрушки делали в городе Семенове, деревне Мериново, селе Полхов-Майдан Нижегородской губернии. Эти куклы отличались техникой росписи. Нижегородские мастера пользовались анилиновыми красками, а вместо лака использовали крахмальный грунт. В Вятке (сейчас — Киров) матрешек не только расписывали, но и украшали аппликацией из соломы, которые изображали волосы или наряды кукол.

Матрешек не перестали делать и в советское время. В 1918 году в Москве создали музей игрушек, при котором открыли мастерскую по изготовлению этих кукол. Вскоре музей переехал в Сергиев Посад (в советское время — Загорск), где располагается и сейчас. В 1959 году в Загорском научно-экспериментальном институте игрушки создали 42-местную матрешку. Каждая фигурка символизировала один год советской власти.

В СССР производство матрешек наладили почти по всей стране. В каждом регионе игрушки отличались техникой росписи, сюжетами. Например, в Уфе популярны были матрешки в национальных костюмах и куклы, которые изображали героев национального эпоса.

Сейчас матрешек продолжают изготавливать во многих регионах России. А музеи этой игрушки открыты в Москве, Нижнем Новгороде, Сергиевом Посаде и других городах.

Первых матрешек начали создавать в 1890-х годах. В то время в России стал популярен так называемый «русский стиль». Посуду, предметы быта и интерьера стилизовали под древнерусские изделия. А в Москве и Петербурге даже открывались мастерские, которые реконструировали старинные украшения, одежду и игрушки.

Такое предприятие создал и купец Савва Мамонтов. В своем московском особняке в Леонтьевском переулке он открыл магазин «Детское воспитание». Его работники изготавливали и продавали деревянных кукол в народных костюмах разных губерний. Здесь и трудился создатель первой матрешки — Сергей Малютин.

Существует несколько версий того, как возникла идея легендарной игрушки. По одной из них, на создание матрешки художника вдохновила жена Саввы Мамонтова Елизавета. В конце XIX века она побывала в Японии и привезла оттуда несколько куколок, которые вкладывались друг в друга. Они изображали японских богов ситифукудзин (семь богов счастья). Игрушки с пустым пространством внутри, куда помещали других кукол, издревле существовали и в других восточных странах — Индии и Китае.

Читайте также:
Привычки здорового образа жизни, которые нужно завести

Согласно другой теории, Малютин нашел похожую на матрешку игрушку в Кустарном музее, где хранились изделия мастеров-ремесленников из разных губерний Российской империи.

В итоге по эскизу Малютина токарь Василий Звёздочкин выточил из дерева куклу, внутри которой располагалось еще семь фигурок. Самая большая из них изображала девушку с черным петухом в руках. Среди других кукол были девочка с караваем, брат с сестрой и младенец в пеленках. Расписали фигурки художники «Детского воспитания», имена которых неизвестны. Готовую игрушку решили назвать матрешкой: в конце XIX века в России было популярно имя Матрена, которое в переводе с латинского значит «мать семейства».

В 1900 году матрешку показали на Всемирной выставке в Париже, где игрушку наградили бронзовой медалью. После этого матрешки стали популярны в России. Их делали не только в магазине «Детское воспитание», но и в ремесленных мастерских в Сергиевом Посаде. Со временем там начали вытачивать и другие предметы, части которых вкладывались друг в друга, например деревянные пасхальные яйца. Их тоже украшали росписями, стилизованными под древнерусское искусство.

В Сергиевом Посаде же усовершенствовали технологию изготовления матрешек. Для кукол тщательно выбирали материал. Чаще всего мастера делали фигурки из липы. Такая древесина была мягкой, но при сушке не давала сильных трещин. Каждую заготовку несколько раз обрабатывали, покрывали лаком и полировали. Затем их расписывали или украшали рельефом.

В начале XX века матрешки еще несколько раз побывали на зарубежных выставках. Их привозили на кустарный базар в Лондоне, показывали на ярмарках в Германии, Греции и Турции. Игрушка стала так популярна, что в 1911 году в Лейпциге даже начали продавать копии матрешек в русском стиле, которые делали в Японии. От оригинальных их отличали черты лица и отсутствие лакового покрытия.

В России к тому времени стали делать не только традиционных матрешек, которые изображали девушек. Специальные игрушки выпускали на заказ к свадьбам, юбилеям и другим торжествам. В 1909 году, к столетию со дня рождения Николая Гоголя, создали серию матрешек по произведениям писателя — повести «Тарас Бульба» и пьесе «Ревизор». А в 1912 году, к юбилею Отечественной войны 1812 года, выпустили куклы с Наполеоном и Кутузовым. В каждую из игрушек вкладывали русских и французских генералов и солдат их армий.

Производство матрешек освоили и мастера из других регионов России. Игрушки делали в городе Семенове, деревне Мериново, селе Полхов-Майдан Нижегородской губернии. Эти куклы отличались техникой росписи. Нижегородские мастера пользовались анилиновыми красками, а вместо лака использовали крахмальный грунт. В Вятке (сейчас — Киров) матрешек не только расписывали, но и украшали аппликацией из соломы, которые изображали волосы или наряды кукол.

Матрешек не перестали делать и в советское время. В 1918 году в Москве создали музей игрушек, при котором открыли мастерскую по изготовлению этих кукол. Вскоре музей переехал в Сергиев Посад (в советское время — Загорск), где располагается и сейчас. В 1959 году в Загорском научно-экспериментальном институте игрушки создали 42-местную матрешку. Каждая фигурка символизировала один год советской власти.

В СССР производство матрешек наладили почти по всей стране. В каждом регионе игрушки отличались техникой росписи, сюжетами. Например, в Уфе популярны были матрешки в национальных костюмах и куклы, которые изображали героев национального эпоса.

Сейчас матрешек продолжают изготавливать во многих регионах России. А музеи этой игрушки открыты в Москве, Нижнем Новгороде, Сергиевом Посаде и других городах.

Матрёшка и её история

ПЕДАГОГ
Матрёшка и её история

Матрешка русская и ее история

Матрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют овоидную («яйцеподобную») форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. Темы для росписи могут быть очень разными: от сказочных персонажей и до политических деятелей.

на рис. Сергиево-посадская матрёшка.

Точная история происхождения матрёшки неизвестна. Самое правдоподобное предположение — русский мастер изобразил славянские образы или понятия из сказаний. Существует предположение о том, что матрёшка имеет японские корни (Этот образец представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок буддистского святого Фукурума).

Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю из подмосковного города Подольска В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин. Из воспоминаний Звёздочкина следует, что ему не доводилось видеть японских точёных игрушек. Кроме того, ещё до появления матрёшки русские мастера изготавливали деревянные пасхальные яйца, которые были разъёмными и полыми. Таким образом, вопрос о прямой преемственности между японской и русской матрёшкой остаётся и требует более пристального изучения.

Читайте также:
Сельскохозяйственные профессии - список самых востребованных

Наша первая матрешка игрушка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали девочек разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.

Вот она, первая русская матрешка.

«Девочка с петухом» (С. В. Малютин, В. П. Звездочкин, конец 19-го века)

Почему эта точеная кукла стала называться матрешкой, никто точно не знает. Может быть, так ее назвал продавец, рекламирующий свой товар, а может, такое имя ей дали покупатели: имя Матрена было очень распространено среди простого люда, вот и стали называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой; так, и закрепилось имя Матрешка.

Изначальные сюжеты деревянных матрешек были исключительно женскими: румяных и полных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их с кошками, собачками, корзинками и т. п. С изобретением токарного станка появился новый способ обработки дерева — точение. Именно так мастера Хохломы изготавливают свою точеную посуду — миски, кубки, подставки, солонки. Начинали работу с изготовления самой маленькой матрешки. Мастер брал небольшую чурочку, закреплял ее на станке и, держа резец особым образом, вытачивал малышку-матрешку. Затем вытачивалась нижняя часть второй матрешки, ее верх, и так далее, до самой старшей куклы.

В 1900 году Мария Мамонтова, жена брата С. И. Мамонтова представила кукол на Всемирной выставке в Париже, где они заработали бронзовую медаль. Вскоре матрёшек начали делать во многих местах России. Также в Семёнове, на художественной фабрике «Семёновская роспись», в 1922 году появилась на свет традиционная русская семёновская матрёшка, которую сегодня знает весь мир.

Неожиданно выяснилось, что русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз сувениров матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация “исконно русских”. Матрешка стала нашим национальным сувениром и шагнула за рубежи нашей Родины. Многие иностранцы, посетившие нашу страну, увозят к себе на родину нашу русскую матрешку.

Авторская работа мастера Андреева 1980г Сергиево-посад.

Интересно и то, что после появления первой детской матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им эта кукла! И все они делали это по-разному. Сергиев Посад, Полхов Майдан, Вятка, город Семенов – древние центры народных промыслов, которым матрешка помогла стать знаменитыми. Любопытно, что самая большая матрешка – семеновская – высотой 1 метр, диаметром 0,5м. насчитывает 72 фигурки. А самая маленькая матрешка 1.1 миллиметр, сделана из слоновой кости.

В 1970 году на выставке «Экспо-70» в Токио была представлена самая большая когда-либо изготовленная матрёшка: 72-х местная.

В нескольких городах работают музеи матрёшки: в Москве — в Леонтьевском переулке, в Нижнем Новгороде, в Калязине и в Вознесенском, в Сергиеве Посаде

Среди этого матрёшечного разнообразия вы, как ни старались бы, все равно не нашли бы знаменитых традиционных матрешек — сергиев-посадскую (загорскую, семеновскую (хохломскую) и полхов-майданскую, которые появились позже и стали младшими сестрами первых матрешек. Как же различить матрешек?

Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками, используя чистые (локальные) цвета. Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу и готовы губы бантиком. Платок у загорской матрешки завязан узлом. Далее мастер рисует рукава кофты, сарафан. Платок и передник оформляются простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след-лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком. От этого она становится еще ярче и нарядней. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы. Потому-то, наверное, и любят матрешку все, от мала до велика.

Семеновская (городок Семенов, что в Нижегородской области) игрушка также вытачивается на токарном станке. Для работы используют хорошо просушенную древесину липы, осины, березы. Непросушенную древесину применять нельзя, иначе изделие, выполненное из сырой древесины, может треснуть, расколоться, и жаль будет труда, потраченного на него. Выточенное изделие — бельё — по форме похоже на загорскую, но несколько заужено книзу. А вот расписывают ее иначе, и краски берут другие. Сначала белую матрешку грунтуют картофельным клейстером, втирая его в поры дерева. Это нужно для того, что бы краски не растекались по деревянным волокнам и чтобы заблестела матрешка сразу после первого покрытия лаком. По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают “наводку” черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке (это важно, ведь кайма с цветочными бутонами является отличительным признаком семеновской матрешки). Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски. Итак, наводка готова. Теперь роспись ведется анилиновыми прозрачными красками желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов. И, наконец, матрешку лакируют. И вот перед нами яркая матрешка.

Это соседка семеновской матрешки. А вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Первые два этапа — грунтовка клейстером и наводка — выполняются так же, как и у семеновской, а вот роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, на голове трилистник розана, овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку. Да и постройнее своих подруг она будет: форма матрешек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная.

Читайте также:
Чем человек отличается от животного простыми словами

Сейчас почти каждая область и республика делают своих матрешек. Известны белорусские матрешки, которых изготавливают в городах Жлобине и Бресте, марийские матрешки из Йошкар-Олы, матрешки из Вятки, чей наряд, кроме росписи, украшает соломка, есть музыкальные матрешки и много-много других.

Сделаем куклам бусы Задачи. Учить детей различать и называть основные цвета. Закреплять у детей умение группировать предметы по цвету. Побуждать детей отвечать.

Суть и история матрешки. Сакральный смысл матрешки

Матрешка — самый желанный сувенир из России, известный во всем мире. Традиционная куколка выполнена в образе молодой русской женщины в национальном костюме. Она вмещает в себя несколько фигурок, количество которых может варьироваться. Но в классическом варианте — их всегда семь! И в этом заключен некий смысл. Но об этом — чуть позже.

Краткая история возникновения матрешки

Когда и где появилась первая игрушка? Историй существует несколько, и какая из них наиболее правдоподобная — мы не знаем на 100%. По одной из версий придумана она была художником Милютиным, проживавшем и работавшим в конце XIX века. Прототипом послужила увиденная им фигурка Фукурумы — одного из японских богов, отвечающего за мудрость. Деревянную заготовку выточил токарь Звездочкин, а живописец расписал ее самостоятельно.

Фигурка Фукурумы

Еще один вариант повествует, что рождению популярной русской игрушки мы обязаны промышленнику и меценату Савве Мамонтову. Рассказывают, что в 1890 году в его усадьбу Абрамцево кто-то принес необычную забаву: кукла смешного японского старичка состояла из семи подобных фигурок, вложенных одна в одну. Так она попала в мастерскую, где и родилась впоследствии привычная нам матрешка.

Круглолицая красавица появилась с большим и дружным семейством: самая большая барышня держала под рукой петуха, одна из ее сестриц была с караваем в руке, другая — с серпом. В большой семейке был и милый мальчишка-братец, изображенный в красной рубахе. Первый вариант и сегодня хранится в Музее игрушки, который находится в Сергиевом Посаде.

Значение слова

Не меньшей историей обросло и само имя «матрешка». По некоторым данным есть информация, что в поместье устраивались вечера. На этих абрамцевских чаепитиях художник увидел краснощекую красавицу Матрену, которая работала прислугой в доме Мамонтова. В Руси это имя было в то время одним из самых популярных. Оно и стало ключевым, если верить легенде.

Но исследователи имени обращают внимание на связь с древнеиндийским образами: в индуизме «матри» — женское начало (в переводе означает «мать»). Это символика, которая прослеживается в русской игрушке, являющей семью из 7-ми фигурок.

Сакральный смысл матрешки Кто же она? Сувенир, игрушка, украшение? Специалисты утверждают, что матрешка — это еще и прекрасное учебное и развивающее пособие для детей. Она поможет познать малышам такие понятия, как: цвет, величина, объем. Складывая одну в одну, у ребят развивается координация рук и глаз. Маленькие дети демонстрируют свое умение логически мыслить, собирая фигурки и учатся считать. Но эта непростая игрушка имеет символический смысл.

Сакральный смысл игрушки

Кто же она? Сувенир, игрушка, украшение? Специалисты утверждают, что матрешка — это еще и прекрасное учебное и развивающее пособие для детей. Она поможет познать малышам такие понятия, как: цвет, величина, объем. Складывая одну в одну, у ребят развивается координация рук и глаз. Маленькие дети демонстрируют свое умение логически мыслить, собирая фигурки и учатся считать. Но эта непростая игрушка имеет символический смысл.

Расписная куколка символизирует 7 человеческих тел. Хотя понятие «тело» выглядит в этом случае не совсем привычно. Правильно сказать — это оболочки или уровни энергоинформационной системы человека.

✔ Самая маленькая матрешка означает тело физическое. Человек привязан к нему и ошибочно думает, что это — единственное, чем обладает. Эта оболочка выступает в роли защитника от неблагоприятных факторов внешней среды. Ее созревание заканчивается к первому году жизни. Так ребенок утверждается в мире Яви, который ощущается органами чувств. Вот эта первая матрешка красного цвета, связанна с чакрой Исток, позволяющего набраться силы от Земли. Но вибрации его очень малы, чтобы подняться выше.

✔ Затем следует тело энергетическое (эфирное или Жарье) и это — матрешка оранжевая. Телесная оболочка повторяет контуры первого, физического тела, но похожа она на яркую световую сеть, по которой передвигается энергия. Двойник расположен на достаточно большом расстоянии и передает энергию абсолютно всех процессов, происходящих в человеческом организме. Формируется к трем годам. Почему оранжевый цвет? Здесь связь с чакрой Зарод, наполняемой силой огня.

✔ Тонкая третья оболочка Навье — астральное тело человека, связанное с чакрой Живот. Перед нами еще большая фигурка желтого цвета. Частота вибраций этого тела уже намного выше, и оно является своего рода информационным шаблоном. Здесь находятся чувства и эмоции. Формирование происходит к 7 годам. Желтый оттенок дарит эмоциональную устойчивость к и здоровье.

Читайте также:
Где встает солнце и где садится - определение по сторонам света онлайн

✔ Следующая матрешка — зеленая. Речь идет о ментальной оболочке, представляющей наиболее высокие вибрационные потоки. Символизирует тело Мысли, в котором протекают все интеллектуальные процессы и умение структурировать воспринимаемую информацию. Самая главная задача ментального тела (Клубье) — хранение поступающей информации или память. Формирование происходит к 14 годам. Зеленый цвет активно поддерживает душевные силы человека и его интуицию.

✔ Следующее тело Причины — и голубая фигурка. Здесь находится оболочка, называемая казуальной. Она полностью созревает к 21 году. В этом «архиве» записана вся человеческая карма, информация о часе и месте рождении, о тех людях, которые были и будут окружать вас на протяжении жизни: члены семьи, друзья, учителя и т.д. Это тело позволяет анализировать и познавать, «складывать в пазл» события нашей жизни. В этот период личность способна создать свое пространство (время свадебных обрядов и посвящения в «мужа» и «жену»). Голубой цвет способствует подпитке интеллектуальных запасов, способствует общению и питает нервные силы.

✔ Синяя кукла — символ тела будхического (Сознание, чакра Око). Объединяясь с казуальным, оно рождает самую идеальную энергию, именуемую Душа. Человек получает необходимый опыт, который потребуется в дальнейшем. Синий цвет представляет путь к познанию законов Вселенной и наделяет даром предвиденья.

✔ Вот мы и дошли к самой большой, фиолетовой матрешке — тело атмическое, связанное с чакрой Родник. Цвет отвечает за гармонию распределения всех энергий. Более всего осознание этой формы приходит тогда, когда человек приходит к возрасту бабушки или дедушки. Высшая оболочка имеет название Дух и все религии мира называют ее Богом, хотя представляют в разных формах и образах. И Бог живет в каждом из нас! Именно способность осознать себя и понять на всех предыдущих уровнях — это и есть смысл жизни человека.

7 человеческих тел

Веселая русская матрешка не так уж и проста. Ее 7 тонких тел — серьезные этапы, имеющие четкую последовательность. И для того, чтобы не стать разобранной игрушкой в чужих руках, стоит поработать над своей самодостаточностью и «целостностью».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подлинная история Матрешки

Часть первая. Миф о японских корнях Матрешки

Кратко перечислим “аргументы” сторонников японского происхождения Матрешки:

Министерство Культуры РФ

Министерство Культуры Московской области

На что ссылается Википедия:

[1] В конце XIX в., когда шли поиски «русского народного стиля», Е.Г. Сапожникова-Мамонтова (жена купца С.И. Мамонтова) привезла из Японии вкладывающиеся друг в друга куколки, изображающие «семь богов счастья» (ситифукудзин), которые дали намек русским мастерам, придумавшим матрешку, за что на Парижской всемирной выставке 1900 г. она получила бронзовую медаль.

(Лекция Александра Мещерякова об истории культурных связей между Россией и Японией в XIX-XX вв.)

В сети есть и множество других вариаций на японскую тему. Одна другой нелепей. По этим материалам журналисты из года в год публикуют фейковые статьи, научные работники от них не отстают, а дети в России пишут сочинения. Вот пример книги для детей от издательского дома “Фома”, год выпуска 2014:

Итак, начнем развенчивать миф

1) Главный хранитель музея-заповедника “Абрамцево” Мохова Елена Филипповна утверждает, что Елизавета Григорьевна Мамонтова (Сапожникова) никогда не была в Японии. И, кстати, она не Сапожникова-Мамонтова, а Мамонтова.

Добавлю, матрешка была создана не под ее руководством. Но об этом позже.

2) По утверждению японского исследователя народных промыслов Нумата Гэнки, никакого японского божества Фукурума не существует. Как не существует и самого слова “Фукурума” в японском языке. В Японии не существовало игрушки Фукурума. Фукурума упоминается лишь в русскоязычном Интернете, и то только вместе с Матрешкой. Игрушка Фукурума (как она представлена в интернете) совсем не похожа на Даруму и открывается. Но она возникла позже Матрешки. Вспомним, например, что в 1911 году с Лейпцигской ярмарки была привезена японская подделка, которая представляла собой практически точную копию сергиевской Матрешки, отличаясь от нее лишь чертами лица и отсутствием лакового покрытия.

Японцы издавна славятся мастерским копированием и присваиванием чужого.

Некоторую схожесть с Матрешкой имеет кукла Дарума. Дарума, заметим, не открывается как Матрешка.

При этом, по словам Нуматы, прототипом для русской Матрешки могла стать кукла “Кокэси”.

Первоначально, по его предположению, она выглядела так же, как и традиционная русская Матрешка – из одной большой можно было достать несколько маленьких. Со временем технология производства “одной куклы в другой” оказалась сложна для японских мастеров, они стали делать туловище простым, неразборным. Логика любопытная. То есть сначала японцы могли вытачивать полые фигурки, а потом вдруг разучились.

Интересно и отличие в технологии производства – болванка под Матрешку закрепляется с двух сторон, а Кокэси – с одной. Кокэси состоит из цельного, неразборного цилиндрического туловища и прикреплённой к нему головки. По наиболее достоверной версии Кокэси являлись своего рода поминальными куклами. Их ставили в крестьянских домах, когда приходилось избавляться от лишних новорожденных, так как родители не смогли бы их прокормить. Подтверждением этой теории служит значение слова “кокэси” – “вычеркнутое, забытое дитя”, и то, что традиционные Кокэси — всегда девочки, которые в крестьянских семьях были гораздо менее желанны, чем сыновья. Детоубийство было достаточно частым обычаем в сельских районах Японии.

Читайте также:
Сообщение о пингвинах - описание птиц, виды с названиями, чем питаются

Кокэси, как обобщенное название, было принято в 1940 году токийским клубом коллекционеров Кокэси, общее значение – маленькая деревянная кукла. Начиная с 1945 года в Японии производство Кокэси стало массовым. Как ни странно, древних Кокэси на сайтах японских музеев найти не удалось.

3) Буквально вчера пришел ответ от А. Н. Мещерякова (профессор РГГУ и ШАГИ РАНХиГС. Президент Российской ассоциации японоведов (2004-2008), в настоящее время – член президиума), на материал которого ссылается Википедия:

“Обычно я работаю с первоисточниками, но на сей раз воспользовался интернетовскими сведениями (японскими), без достаточной проверки. Возможно, они не соответствуют действительности, надо тщательно проверять. В любом случае, проблема чрезвычайно интересная, но по своей занятости у меня нет времени, чтобы заняться ей как следует.”

4) Мнение Николая Дмитриевича Бартрама (1873-1931), основателя и директора “Музея игрушки”. Скан из книги «Н. Д. Бартрам. Избранные статьи. Воспоминания о художнике»:

5) Мнение токаря Василия Петровича Звездочкина, единственного реального автора Матрешки.

Согласно его воспоминаниям, записанным Е. Н. Шульгиной в 1947 году, В. П. Звездочкину не приходилось видеть японских игрушек. Он сам придумал новую форму, увидев подходящую чурку в каком-то журнале. Василий Петрович выточил фигурку, которая первоначально имела «смехотворный вид», и не была полой внутри. Затем, по совету мастеров Белова и Коновалова, Звездочкин выточил её иначе,сделал полой, и отдал болванку на роспись художникам с Арбата.

К Звездочкину мы еще вернемся.

Итак, жена С. И. Мамонтова в Японии не была. Может Мамонтовым просто привезли японскую игрушку? Перед нами отрывок из письма, написанного в 1891 году Марией Александровной Мамонтовой художнику И. С. Остроухову:

“На днях Юра (видимо, сын М. А. Мамонтовой – ред.) привез из Петербурга старинную каменную (глиняную) фигуру – японского идола. Если б Вы видели как он хорош, я влюбилась в него, и, разумеется, мой милый друг мне подарит его. Хотя денег немало стоит”.

Это единственное упоминание из архива Мамонтовых, которое с сильной натяжкой можно отнести в плюс к японской версии. Ведь фигура каменная, неразборная, и явно мужского рода. Причем, как вы обратили внимание, автор письма – Мария Александровна, жена Анатолия Ивановича Мамонтова.

Является ли чем то удивительным то, что Мамонтовым привозили игрушки? Нет. Их коллекция постоянно пополнялась образцами из разных частей света. Можно ли говорить о том, что роспись по предмету быта, или по игрушке была чем-то удивительным? Конечно нет. Далеко не ходя, заметим, что в русских народных промыслах расписные разъёмные деревянные изделия издавна пользовались популярностью, например, всем известные пасхальные яйца, а также коробочки, яблоки, шары, ведерки. В 1664 году травщик (художник по растительным орнаментам) Троице-Сергиева монастыря Прокопий Иванов был вызван в Москву расписывать яйца. Два года спустя он представил 170 деревянных яиц, писанных по золоту “цветными красками разными добрыми травными образцы”. В 1677 году практически все мастера Оружейной палаты делали подарки царю Федору к Пасхе в виде яиц. Первое дошедшее до нашего времени фарфоровое пасхальное яйцо создано к Пасхе 1749 года изобретателем русского фарфора Дмитрием Виноградовым. Такие яйца обычно подвешивались в красный угол, под иконы.

Древнейшие игрушки, найденные археологами на территории России, относятся ко II тысячелетию до нашей эры. Исторические документы свидетельствуют, что деревянные игрушки были у нас еще в IX веке н.э. Но дерево, к сожалению, недолговечный материал, и образцы таких игрушек не сохранились. Зато сохранились расписные глиняные игрушки X-XVII вв., найденные в раскопках в Москве, Рязани.

Между тем, вкладывающиеся друг в друга изделия, в том числе и яйца, начали производить на курорте Хаконе в Японии примерно с середины XIX века (1844г.).

Если существовала японская кукла, послужившая прообразом для Матрешки, почему таковая отсутствует на выставках традиционной японской куклы? Виртуальные экскурсии по сайтам японских музеев игрушки тоже результатов не дают.

Возникает резонный вопрос – откуда вообще тянется японский след?

И тут начинается интересное. В 1969 году в издательстве “Советская Россия” вышла книга “Матрешка” авторов Е. Можаева и А. Хейфиц.

На первой же странице читаем:

“В 90-х годах прошлого века в Москву, в игрушечную мастерскую А. Мамонтова “Детское воспитание” привезли из Японии фигуру добродушного лысого старика. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурки эти понравились, и послужили прообразом нашей матрешки”.

Екатерина Михайловна Можаева начинала свою музейную карьеру в “Музее Игрушки” в Сергиевом Посаде с должности делопроизводителя в 1931 году. Затем она долго была директором этого музея. Музей был основан Н. Д. Бартрамом, мнение которого я привел выше, и не знать об этом мнении она не могла. Что же побудило директора “Музея Игрушки” безаппеляционно поддержать ничем не подкрепленную версию? Может быть у нее были доказательства? Специалисты “Музея Игрушки” утверждают, что никаких доказательств не было и нет. Они предполагают, что это было, говоря по-современному, маркетинговым ходом журналиста А. Хейфица. Возможно, в попытке добавить сенсационности уже привычному символу России, он и запустил в обиход версию, придав ей вид неоспоримого факта. Допустим. Но как же Е. Можаева могла согласиться на это? Специалисты лишь разводят руками, и, опять же, предполагают, что у него были хорошие связи с издательством. А издать книгу в то время было очень непросто. Соответственно, могла сложиться такая ситуация – либо книга выходит в этом варианте, либо не выходит вообще. Книга вышла тиражом 30 000 экземпляров. Причем с переводом на английский, немецкий и французский языки.

Читайте также:
Век рыцарей и замков - краткое описание для 4 класса

“Так пистолет, Володя, перевесит 100 тысяч других улик!”, – рассмеялся бы в таком случае Глеб Жеглов. Шах и мат, как говорится. Но Жеглов, как вы помните, ошибался.

Директор “Музея Игрушки”, где хранится первая Матрешка, заявляет о ее японском происхождении. С этого момента японская версия – но уже в качестве факта – начинает свой триумфальный путь по русскому сознанию.

И в любом материале, в любой книге по Матрешке об этом упоминается. Надо ли говорить, что сначала японцы были крайне удивлены таким неожиданным сюрпризом. Но затем вошли во вкус. И – как сами, так и совместно с некоторыми нашими музейными работниками – стали выпускать книги, посвященные народной японской игрушке Матрешке.

Не лишним будет отметить, что на этой волне пальму первенства у японцев стали оспаривать китайцы. Логика у них простая, поскольку вся культура японцев заимствованная, и многое пришло из Китая, то и Матрешка тоже китайская. Для застолбления сего непреложного “факта” китайцы воздвигли в Маньчжурии целый город Матрешки. С самой большой в мире 30-метровой Матрешкой. Вокруг “главной” Матрешки стоит 8 Матрешек поменьше, и 200 небольших Матрешек. Общая площадь этого туристического объекта составляет 540 000 м2.

Близ Харбина есть город Имяньпо. Еще в 2012 году в производстве Матрешки здесь участвовало около трети жителей. В Имяньпо находятся 62 фабрики Матрешек, включая: 17 заводов, 31 мастерскую по росписи, 14 фабрик по дереву. Годовой объём продаж – почти 15 миллионов единиц, доход – около 300 миллионов юаней (примерно 45 миллионов долларов). Они продаются по всему миру. На Старом Арбате в Москве почти 90% Матрешек – китайские. Но и это не все, в бывшем центре матрешечного производства, Сергиевом Посаде, действуют китайские производства Матрешки.

Наверное вам будет интересно знать, что же сегодня говорят посетителям музея Матрешки в Сергиевом Посаде?

Вот, пожалуйста. По мнению сотрудников музея, японский божок Ситифукурудзин был привезен Мамонтовыми (причем особо отмечают, что эта версия была раскручена самими сотрудниками музея), и принцип Матрешки (одна в одну) русские позаимствовали у японцев. Причем никаких доказательств этому нет: вроде как не сохранились, хотя и сами сотрудники таких документов никогда не видели. Наши же Малютин со Звездочкиным просто создали образ русской красавицы.

Невероятно! При полном отсутствии доказательств, людям до сих пор втолковывают версию, идущую вразрез со всеми доказательствами. Кому это выгодно? Включите дедукцию.

Интересно, что сотрудники “Музея Игрушки” в Сергиевом Посаде категорически не согласны с трактовкой “Музея Матрешки” в частности, и с японской версией в принципе.

Куколка с сюрпризом: что рассказать про матрешку детям?

Русская розовощекая расписная толстушка-кукла известна на весь мир. Пора и детям послушать интересную историю про матрешку. Для детей о куколке написано немало стихов, загадок, песен. С ними знакомство с игрушкой пройдет увлекательно и весело.

История куклы

Матрешка – не простая кукла. У нее есть один секрет. Если ее открыть, покажется вторая куколка, размером поменьше. Она может быть очень похожа на первую, а может сильно отличаться. Иногда это не девочка, а мальчик. Следующая фигурка тоже открывается… В одной матрешке может прятаться до 8 разных кукол (или даже больше).

Существует поверье, что если положить в матрешку записку с желанием, то оно обязательно сбудется. Чем больше фигурок, и искуснее роспись, тем быстрее это произойдет.

Что символизирует?

В игрушке матрешке скрыт глубокий смыл. Состоящая из нескольких кукол, она символизирует материнство, семью, родственные связи. От одной матрешки появляются другие. Так же как и в реальной жизни – у мамы появляются детки, а когда они подрастают, появляются новые члены семьи.

Почему так называется?

Название для куколки выбрали неспроста. Во времена, когда игрушку только-только придумали, в русской провинции многим девочкам давали имя Матрена.

Матрешка – это уменьшительно-ласкательная форма имени Матрена.

Это имя очень любили на Руси. Матрена происходит от латинского слова «mater», и означает «мать». С ним ассоциируются настоящие крестьянские женщины, пышущие здоровьем, с многочисленными детьми и пышной фигурой.

Появление на свет

В России испокон веков делали деревянные игрушки и окрашивали их яркие цвета. Но игрушка матрешка появилась сравнительно недавно – меньше 150 лет назад. Ее придумали примерно в 1890 году.

Существует легенда о ее происхождении. Однажды русский монах, живший на японском острове Хонсю, сделал фигурку-игрушку Фукурокудзю (Фукурума) – бога мудрых поступков. В Японии он считается главным богом счастья. Добрый усатый старец раскрывался, а внутри находились еще 6 фигурок божеств.

Читайте также:
Почему петух кукарекает - народные поверья и научное объяснение

Эту идею заприметили русские мастера. Они сделали игрушку матрешку, которая вскоре стала символом России. Вместо богов фигурка олицетворяла народ: крестьянские и боярские семьи, барышень в русских сарафанах, жениха и невесту с венчальными свечами. Иногда внутри попадался пастушок или старик с огромной бородой. Последняя фигурка часто была сделана в виде младенца.

Первая матрешка

Первую известную русскую матрешку выточил Василий Звездочкин – потомственный мастер-игрушечник. Расписал ее советский художник Сергей Милютин. Они работали в мастерской «Детское воспитание» под руководством Анатолия Мамонтова.

Семья Мамонтовых прославилась тем, что собрала мастеров и художников, которые помогли возродить старинные русские промыслы. Они сообща работали над воссозданием крестьянских игрушек, художественной росписи и русского стиля в целом.

У первой игрушки-матрешки было 8 мест. Самая большая фигурка – крестьянская женщина с черным петухом под мышкой. В ней прятались кукла в жилете, девочка с серпом, куколка с горшочком каши, мальчик в красной рубахе…Последняя фигурка – краснощекий младенец в пеленках.

Матрешка быстро завоевала народную любовь, а в 1905 году она получила международное признание. Сперва расписных кукол попросили сделать для магазина игрушек в Париже. Вскоре они разлетелись по всему миру.

Всплеск популярности на матрешек побудил заниматься ее изготовлением многих мастеров. В каждой губернии игрушку делали по-своему. Так появились разные ее виды:

  1. Матрешка из Сергиева Посада. Здесь первыми освоили промысел после закрытия мастерской «Детское воспитание». При росписи мастера использовали темный контур. Иногда детали рисунка выжигали. Куклы расписывали гуашью, а затем покрывали лаком.
  2. Семеновскую матрешку можно узнать по фартуку с пышным букетом цветов. Рисунок немного смещен вправо, а сама фигурка более стройная.
  3. Вятская матрешка изображает светлоглазую девушку с застенчивой улыбкой. Для украшения игрушки используется особая солома.
  4. Матрешка из Полховского Майдана всегда украшена цветком шиповника – символом материнства и любви.
  5. Тематические матрешки сделаны по мотивам сказок, былин, повествований («Царевна-лебедь», «Конёк-горбунок», «Тарас Бульба»). Помимо этого тематические куклы изготавливались к памятным датам. Например, к 100-летней годовщине войны 1812 года. Они представляли собой фигурки Наполеона и Кутузова.
  6. Современные матрешки. Сегодня на игрушках изображают все, что угодно: портреты президентов, памятники культуры, животных, героев фильмов и мультиков. Современные работы отличаются оригинальностью. Рисунки на них чаще напечатанные, и больше напоминают фотографии или красочные картины.

Изготовление

Кому-то игрушка может показаться простой. На самом деле изготовить ее нашим предкам стоило большого труда:

  1. Фигурки вытачивали из мягкого дерева – ольхи, липы, березы, осины.
  2. Древесину заготавливали весной, когда в деревьях много сока.
  3. Бревна частично очищали от коры, после чего сушили 2 года.
  4. Дальше начиналась кропотливая токарная работа.
  5. Первой делали самую маленькую фигурку, затем – разъемные большие.
  6. Когда токарные работы были закончены, деревянные куколки зачищали до гладкости и покрывали клейстером.
  7. После этого их вручную расписывали.

Вместительная тонкостенная матрешка – предмет гордости мастеров.

Чтобы куклой было удобно играть, важно сделать ее легкой, с тоненькими, но крепкими стенками. Чем тоньше они будут, тем больше внутри вместится фигурок. И тем интереснее она станет.

Интересный факт. Самая вместительная матрешка состоит из 72 куколок. Ее высота составляет 1 м, а объем – 0,5 м. Уникальный экземпляр изготовили на базе Семеновской фабрики в 1970 году.

Игры с матрешкой

Среди современных игрушек матрешка отличается тем, что способна сама активизировать игру. Расписная кукла почти всегда вызывает у ребенка эмоциональный отклик. Становится интересно посмотреть, какая куколка следующая, сколько фигурок внутри спрятано, и каких? Попутно происходит процесс развития.

Матрешка:

  • Учит сравнивать фигуры по высоте, размеру, рисунку, объему.
  • Развивает мелкую моторику рук.
  • Тренирует мышление, внимание, память и логику.

Детям нравится рассматривать узоры, замечать сходства и различия разных матрешек, создавать похожие куклы собственноручно. Через изучение особенностей игрушки постепенно приходит понимание традиций русского народа.

Примеры игр для детей разного возраста

Матрешка интересна детям разных возрастов. С ней можно играть начиная с 1,5-2 лет. В этом возрасте на первый план выходит сенсорное развитие. Детям нравится трогать разные предметы, сортировать их, разбирать и собирать.

  • «Разбери и собери матрешку». Родитель показывает, как разбирается игрушка. Малыш должен повторить. Когда кукла полностью разобрана, взрослый и ребенок сообща ее собирают.
  • «Расставь от маленькой до большой». Родитель выстраивает куклы в хаотичном порядке, и просит малыша выстроить их в ряд по росту.

Детям младшего дошкольного возраста интересно проявлять смекалку и играть в ролевые игры.

  • «Угадай по описанию». Перед детьми располагают 4-5 кукол. Ведущий описывает одну из них. Кто первый угадает куклу, тот и победил.
  • «Чего не хватает?». Матрешка разбирается, и куколки выстраиваются в ряд. Дети по очереди описывают кукол, а потом отворачиваются. Ведущий прячет одну куклу. Нужно описать, какой фигурки не хватает.
  • «Матрешки-хозяюшки». Ведущий кратко рассказывает историю матрешки, делая акцент на том, что она олицетворяет мать и настоящую хозяйку. После этого детям дают по куколке. Нужно описать, какая она хозяюшка, что делает по дому.

Детям 5-6 лет можно предложить следующие игры:

  • «Наряди барышню». Детям выдаются листки бумаги в форме матрешки с нарисованной головой. Нужно придумать и нарисовать наряд (выполнить аппликацию).
  • «Где спрятано?». Ведущий кладет самую маленькую куколку в одну из 8-10 матрешек. Затем он говорит, где ее спрятал: «5 кукла слева» или «2 кукла справа». Кто первый находит куколку, становится ведущим.
Читайте также:
Славянские божества - читать онлайн кому поклонялись наши предки

В возрасте 7-8 лет актуальны математические игры:

  • «Найди пару». Ведущий подготавливает карточки в виде матрешек. Вместо росписи на фартуке пишутся примеры (на сложение, вычитание, умножение). Отдельно изготавливаются карточки с ответами. Нужно правильно подобрать пары карточек.
  • «Семеновская матрешка». Дети слушают рассказ и смотрят презентацию на тему. После этого они рисуют куклу на бумаге и выполняют характерную роспись красками.

Песни, стихи и загадки по теме

Вызвать интерес у детей к матрешке помогут занимательные стихи, загадки и песни.

Стихи

Хороша, не рассказать!

Очень любят с тобой детки

В нашем садике играть.

Щечки яркие, платочек,

По подолу цветики.

Весело кружатся в танце

Загадка

«В разнаряженной Девице
Перепрятались сестрицы».

Песни

  • Народная песня «Русские матрешки» (Автор: А.Осьмушкин, муз В. Темнов):
  • Детская песня:

Видеопрезентация

Кратко рассказать о матрешке детям поможет следующий материал:

  • Видеопрезентация для детей дошкольного возраста:
  • Мультфильм про матрешку:
  • История от Галилео детям 7-8 лет:

Мир матрешек увлекательный и интересный. Расписные куклы являются частью русского народного творчества. Изучая историю игрушки, дети расширяют кругозор, знакомятся с традициями предков. Она воспитывает любовь к Родине. Это один из самых популярных символов России, любимый не только детьми, но и взрослыми!

История появления русской матрешки

Матрешка – русская раскладная кукла из дерева, внутри которой находятся куколки меньшего размера. Их используют как сувениры и детские развивающие игрушки.

Первая матрешка на Руси

История появления матрешки на Руси началась в конце 19 века. В то время в России бурно развивался русский стиль. В центре внимания находилось народное творчество.

История появления русской матрешки началась в столице, в студии «Детское воспитание», где делали куклы с целью демонстрации одежды населения различных уголков страны. Задачей создания таких игрушек являлась пропаганда отечественной этнографии. Работающий в студии Сергей Малютин, взяв за основу японскую куклу Дарума в виде вложенных друг в друга шарообразных, ярко раскрашенных фигурок мифического старичка, придумал и сделал собственную разъемную куклу. Мастер раскрасил ее как крестьянскую женщину в ярком платке.

Матрешка Малютина держала в руках темного кочета, была одета в вышитую рубаху, сарафан и белый нагрудник, на голове – платок. Внутрь вкладывалось еще 8 фигурок, на которых женские изображения чередовались с мужскими. Последняя была выполнена в виде спеленутого младенца. Первую матрешку мастер раскрасил гуашевой краской. Сейчас это изделие находится в Сергиево-Посадском музее.

Имя кукле дали непроизвольно. В конце 19 века Матреша было самым распространенным женским именем.

Эволюция матрешки до наших дней

В самом начале своего возникновения традиционная матрешка разрисовывалась как женщина в головном плате и цветном сарафане. В последнем десятилетии XIX века студия, где работал Малютин, закрылась, но матрешки продолжали делать в Сергиевом Посаде.

Мировую известность русская игрушка получила в 1900 году на экспозиции в Париже. Ежегодно матрешки выставлялись на ярмарках в Лейпциге, Берлине и Лондоне. Матрешка в те времена была модной. Большой интерес вызывали декоративная роспись и оригинальная форма, которые для того времени были новинкой.

Матрешки тех времен тщательно прорисовывали и выполняли в теплом колорите. Их изготовлением часто занимались иконописцы, используя соответствующие художественные эффекты. В Сергиево-Посадском музее находятся изделия того времени, выполненные в виде семьи бояр, литературных персонажей из произведений Гоголя, исторических личностей. Выпускалось много изделий по мотивам народных сказок и басен.

Куклы стоили очень дорого. Стоимость одного комплекта было около 10 рублей, что по тем деньгам составляло приличную сумму.

Несколько раз мастера пытались отойти от традиционной формы, переходя на изготовление фигурок в виде конуса, но они не находили сбыта, и их производство прекратилось.

Виды матрешек

Постепенно в России сформировалось несколько центров изготовления матрешек. На каждом предприятии мастера старались придать игрушке узнаваемые черты.

Семеновская

История ее появления неразрывно связана со старинными стилями художественных росписей Нижегородской земли. Возникновение Семеновской матрешки приходится на 1929 год, когда в городе Семенов Нижегородской области, открылась артель по выпуску деревянных кукол. В нее входило несколько десятков надомников. На базе артели в 1932 году появилась фабрика «Семеновская роспись», которая работает до сих пор.

Мастера Нижегородской области создали матрешку, расписанную по мотивам хохломской, федосеевской и мериновской живописей. Семеновская кукла рисуется яркой, с черными волосами, платочком на голове. Руки обычно не закрашены. Передник покрыт бордовыми и красными розами, белыми ромашками, синими незабудками. В букете обязательно есть темно-зеленые листья. Низ часто окрашивается в желтый. На предприятии выпускают и авторские куклы с более сложной росписью.

Загорская (Сергиево-Посадская)

Загорская матрешка — это народный промысел, возникший на территории Сергиева Посада. В середине прошлого века в городе работало множество мастерских. Сейчас традиционную русскую матрешку делает акционерное общество «Художественные изделия и игрушки».

Загорская кукла отличается от остальных упрощенной росписью с использованием красного, желтого, зеленого и синего цветов. Контур лица и одежда обводятся черной линией или выжигаются. Одежда Загорской матрешки довольно скромная, на переднике нарисованы небольшие цветы, без мелких деталей. Цвет волос у девушек в основном светлый, но могут быть и брюнетки. Руки опущены вниз или согнуты – тогда кукла держит в руках балалайку, корзинку с фруктами, какое-нибудь домашнее животное или петуха.

Читайте также:
Памятники ЮНЕСКО - самые знаменитые наследия России и всего мира

Тверская

При выполнении тверской куклы используют роспись под хохлому золотыми красками. Древнерусские девушки изображены в праздничных одеяниях с украшениями и золочеными головными уборами. Платок – красный, передник – черный с крупными розовыми цветами в окружении зеленых листьев.

Красно-черное сочетание – узнаваемая особенность тверских матрешек. Многие считают их самыми красивыми. Благодаря тщательной токарной работе и особенностям окрашивания эти куколки светятся, как крашеное пасхальное яйцо.

Полхов-Майданская

Изделия из Полхов-Майдана Нижегородской области изготавливаются с двадцатых годов прошлого века. Это яркие и праздничные куклы особой формы – сильно вытянутые в длину, с небольшой головой. Дерево раскрашивается анилиновыми красками синего, зеленого, красного и желтого цветов. Руки куклы опущены вниз или держат поднос с караваем.

Похожи на Полхов-Майданскую матрешку изделия из соседнего села, известные как Крутицкие матрешки. При их отделке наряду с анилиновыми красками используют масляные, под которые создана особая техника. По форме Крутицкие куклы высокие, стройные, статные. Их одежда богато расписана крупными яркими цветами.

Вятская

В Вятке делают самых северных матрешек. Они, как и девушки-северянки, имеют светлые волосы и голубые глаза. Выражение лица у куклы мягкое, улыбающееся, милое и приветливое.

Промысел появился в тридцатых годах прошлого века, полностью сформировался в шестидесятые. Изделия расписывают анилиновыми красками и инкрустируют соломкой, что является отличительной чертой вятской матрешки. Окрашенную и инкрустированную куклу покрывают лаком.

Платок и сарафан у вятской матрешки белый или светло-желтый. Одежда украшена рисунком из красных маков и голубых незабудок. В руках часто находится какой-либо предмет – обычно букет полевых цветов или поднос с караваем.

Матрешки в наше время

Сейчас в магазинах можно встретить кукол, расписанных как сказочные персонажи, семьи. Современные матрешки преимущественно авторские. Мастера часто обращаются к сказочной, литературной, исторической темам. Изобретение последнего времени – портретные матрешки, расписанные под известных персон.

Минимальное количество кукол – 3. Эксклюзивные матрешки могут вмещать в себя до 50 вкладышей. Самые популярные – 5 и 7 предметные изделия.

История возникновения матрешки для детей началась чуть более 100 лет назад, но за этот небольшой срок игрушка практически не изменилась. Яркая, праздничная, она стала одним из символов России.

Почему самолёт летает?

Профессор С. ЧЕРНЫШЕВ, директор ЦАГИ.

Вы когда-нибудь летали? Не на самолёте, не на вертолёте, не на воздушном шаре, а сами — как птица? Не приходилось? И мне не довелось. Впрочем, насколько я знаю, это не удалось никому.

Почему же человек не смог этого сделать, ведь кажется, нужно лишь скопировать крылья птицы, прикрепить их к рукам и, подражая пернатым, взмыть в поднебесье. Но не тут-то было. Оказалось, что человеку не хватает сил, чтобы поднять себя в воздух на машущих крыльях. Рассказами о таких попытках пестрят летописи всех народов, от древнекитайских и арабских (первое упоминание содержится в китайской хронике «Цаньханьшу», написанной ещё в I в. н.э.) до европейских и русских. Мастера в разных странах использовали для изготовления крыльев слюду, тонкие прутья, кожу, перья, но полететь так никому и не удалось.

В 1505 году великий Леонардо да Винчи писал: «… когда птица находится в ветре, она может держаться в нём без взмахов крыльями, ибо ту же роль, которую при неподвижном воздухе крыло выполняет в отношении воздуха, выполняет движущийся воздух в отношении крыльев при неподвижных крыльях». Звучит это сложно, но по сути не просто верно, а гениально. Из этой идеи следует: чтобы полететь, не нужно размахивать крыльями, нужно заставить их двигаться относительно воздуха. А для этого крылу нужно просто сообщить горизонтальную скорость. От взаимодействия крыла с воздухом возникнет подъёмная сила, и, как только её величина окажется больше величины веса самого крыла и всего, что с ним связано, начнётся полёт. Дело оставалось за малым: сделать подходящее крыло и суметь разогнать его до необходимой скорости.

Но опять возник вопрос: какой формы должно быть крыло? Первые эксперименты проводили с крыльями плоской формы. Посмотрите на схему (рис. 1). Если на плоскую пластину под небольшим углом действует набегающий поток воздуха, то возникают подъёмная сила и сила сопротивления. Сила сопротивления старается «сдуть» пластину назад, а подъёмная сила — поднять. Угол, под которым воздух дует на крыло, называется углом атаки. Чем больше угол атаки, то есть чем круче к потоку наклонена пластина, тем больше подъёмная сила, но вырастает и сила сопротивления.

Ещё в 80-х годах XIX века учёные выяснили, что оптимальный угол атаки для плоского крыла лежит в пределах от 2 до 9 градусов. Если угол сделать меньше — сопротивление будет небольшим, но и подъёмная сила маленькой. Если развернуться круче к потоку — сопротивление окажется так велико, что крыло превратится скорее в парус. Отношение величины подъёмной силы к величине силы сопротивления называется аэродинамическим качеством. Это один из самых важных критериев, относящихся к летательному аппарату. Оно и понятно, ведь чем выше аэродинамическое качество, тем меньше энергии тратит летательный аппарат на преодоление сопротивления воздуха.

Читайте также:
Привычки здорового образа жизни, которые нужно завести

Вернёмся к крылу. Наблюдательные люди очень давно заметили, что у птиц крылья не плоские. Всё в тех же 1880-х годах английский физик Горацио Филлипс провёл эксперименты в аэродинамической трубе собственной конструкции и доказал, что аэродинамическое качество выпуклой пластины значительно больше, чем плоской. Нашлось и довольно простое объяснение этому факту.

Представьте, что вам удалось сделать крыло, у которого нижняя поверхность плоская, а верхняя — выпуклая. (Очень просто склеить модель такого крыла из обычного листа бумаги.) Теперь посмотрим на вторую схему (рис. 2). Поток воздуха, набегающий на переднюю кромку крыла, делится на две части: одна обтекает крыло снизу, другая — сверху. Обратите внимание, что сверху воздуху приходится пройти путь несколько больший, чем снизу, следовательно, сверху скорость воздуха будет тоже чуть больше, чем снизу, не так ли? Но физикам известно, что с увеличением скорости давление в потоке газа падает. Смотрите, что получается: давление воздуха под крылом оказывается выше, чем над ним! Разница давлений направлена вверх, вот вам и подъёмная сила. А если добавить угол атаки, то подъёмная сила ещё увеличится.

Одним из первых вогнутые крылья сделал талантливый немецкий инженер Отто Лилиенталь. Он построил 12 моделей планеров и совершил на них около тысячи полётов. 10 августа 1896 года во время полёта в Берлине его планер перевернуло внезапным порывом ветра и отважный пилот-исследователь погиб. Теоретическое обоснование парения птиц, продолженное нашим великим соотечественником Николаем Егоровичем Жуковским, определило всё дальнейшее развитие авиации.

А теперь попробуем разобраться, как подъёмную силу можно изменять и использовать для управления самолётом. У всех современных самолётов крылья сделаны из нескольких элементов. Основная часть крыла неподвижна относительно фюзеляжа, а на задней кромке устанавливают как бы небольшие дополнительные крылышки-закрылки. В полёте они продолжают профиль крыла, а на взлёте, при посадке или при манёврах в воздухе могут отклоняться вниз. При этом подъёмная сила крыла возрастает. Такие же маленькие дополнительные поворотные крылышки есть на вертикальном оперении (это руль направления) и на горизонтальном оперении (это руль высоты). Если такую дополнительную часть отклонить, то форма крыла или оперения меняется, и меняется его подъёмная сила. Посмотрим на третью схему (рис. 3 на с. 83). В общем случае подъёмная сила увеличивается в сторону, противоположную отклонению рулевой поверхности.

Расскажу в самых общих чертах, как управляется самолёт. Чтобы подняться вверх, нужно слегка опустить хвост, тогда возрастёт угол атаки крыла, самолёт начнёт набирать высоту. Для этого пилот должен потянуть штурвал (ручку управления) на себя. Руль высоты на стабилизаторе отклоняется вверх, его подъёмная сила уменьшается и хвост опускается. При этом угол атаки крыла увеличивается и его подъёмная сила возрастает. Чтобы спикировать, пилот наклоняет штурвал вперёд. Руль высоты отклоняется вниз, самолёт задирает хвост и начинает снижение.

Наклонить машину вправо или влево можно при помощи элеронов. Они расположены на концевых частях крыльев. Наклон ручки управления (или поворот штурвала) к правому борту заставляет правый элерон подняться, а левый — опуститься. Соответственно подъёмная сила на левом крыле возрастает, а на правом падает, и самолёт наклоняется вправо. Ну а как наклонить самолёт влево — догадайтесь сами.

Рулём направления управляют с помощью педалей (рис. 4). Толкаете вперёд левую педаль — самолёт поворачивает налево, толкаете правую — направо. Но делает это машина «лениво». А вот чтобы самолёт быстро развернулся, нужно сделать несколько движений. Предположим, вы собираетесь повернуть влево. Для этого нужно накренить машину влево (повернуть штурвал или наклонить ручку управления) и в то же время нажать на левую педаль и взять штурвал на себя.

Вот, собственно, и всё. Вы можете спросить, почему же лётчиков учат летать несколько лет? Да потому, что просто всё только на бумаге. Вот вы дали самолёту крен, взяли ручку на себя, а самолёт вдруг начал съезжать вбок, как на скользкой горке. Почему? Что делать? Или в горизонтальном полёте вы решили подняться повыше, взяли штурвал на себя, а самолёт вдруг, вместо того чтобы забираться на высоту, клюнул носом и по спирали полетел вниз, как говорят, вошёл в «штопор».

Пилоту в полёте нужно следить за работой двигателей, за направлением и высотой, за погодой и пассажирами, за собственным курсом и курсами других самолётов и множеством других важных параметров. Пилот должен знать теорию полёта, расположение и порядок работы органов управления, должен быть внимательным и смелым, здоровым, а самое главное — любить летать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: