Источники трудового права понятие, общая характеристика, основные виды

Источники трудового права

Под источником права приня­то понимать:

    1. материальные условия жизни общества (источник права в материальном смысле);
    2. основания юридической обя­зательности нормы (источник права в формальном смысле).

Чаще всего, употребляя термин «источник права», имеют в виду «источ­ник права в формальном смысле».

Источники трудового права различаются по тем юридическим фор­мам, в которых воплощаются общеобязательные нормы или иные уста­новления, издаваемые от имени государства. Другими словами, источ­ники — это нормативные правовые акты: законы, указы, постановле­ния и др., регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними или производные от них отношения. Однако к источникам тру­дового права, с учетом особенностей их формирования, относятся и акты, принимаемые работниками и работодателем (их представите­лями). Следует иметь в виду, что таким источником является коллек­тивный договор в его нормативной части либо локальные норматив­ные акты, действующие у работодателя и принятые в установленном законом порядке. Своеобразными источниками трудового права яв­ляются соглашения различного уровня (от генерального и региональ­ного до отраслевого либо территориального соглашения).

Источником трудового права называется нормативно-правовой акт, содержащий нормы этой отрасли права, это форма выражения норм трудового права. Источник трудового права является результатом нормотворческой деятельности уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления и социальных партнеров. В то же время он служит основой правоприменительной деятельности в сфере труда различных органов, должностных лиц и работодателей.

Система источников трудового права включает все источники трудового права: законы, подзаконные акты, вплоть до нормативных частей коллективных договоров, соглашений, классифицированных не только по предмету, но и по подчиненности, субординации актов. Все источники в их системе находятся в определенной взаимосвязи и взаимозависимости.

Система источников строится по системе отрасли трудового права, а последняя построена по предмету данной отрасли.

Весь комплекс источников трудового права называется трудовым законодательством, или законодательством о труде , которое непрерывно изменяется, совершенствуется в соответствии с изменениями, происходящими в сфере труда и во всем обществе, а также в международно-правовом регулировании труда.

Виды источников трудового права

1. по степени их важности и субординации, т.е. по юридической силе:

    • международные договоры;
    • Конституция РФ;
    • законы (в т.ч. ТК РФ);
    • подзаконные акты.

2. по сфере их действия:

    • федеральные;
    • субъектов РФ (областные, краевые);
    • муниципальные;
    • локальные (акты конкретных организаций – коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда и т.д.).

3. по органам, принявшим нормативный акт:

    • законодательной власти;
    • исполнительной власти;
    • органов местного самоуправления;
    • и т.д.

4. по форме акта:

    • законы;
    • указы и распоряжения Президента РФ;
    • постановления и распоряжения Правительства РФ;
    • постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.

5. по содержанию и целевой направленности:

    • регулирующие общие вопросы трудового права (Конституция РФ, ТК РФ);
    • регулирующие отдельные вопросы конкретных институтов, входящие в систему трудового права (например, Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 8-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации»);
    • регулирующие трудовые правоотношения специальных субъектов (например, Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»).

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

    1. трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права,
    2. иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
    3. указами Президента Российской Федерации;
    4. постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
    5. нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
    6. нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ (ст. 5 ТК РФ).

В случае противоречий между Трудовым кодексом РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового законодательства, применяется ТК РФ.

Источники трудового права

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 353.

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 353.

Читайте также:
Источники права понятие, виды и классификация, основные признаки и функции

Трудовое право регулирует отношения между работниками и работодателями. Оно представляет собой систему норм, которые в письменной форме фиксируются в специальных документах. Узнаем кратко об источниках трудового права.

Понятие и виды источников трудового права

Под источниками трудового права понимают те нормативные акты, которые направлены на регулирование трудовых и связанных с ними отношений.

Приведем классификацию источников трудового права, расположив их силе действия:

  • Конституция Российской Федерации

Принятая в 1993 году Конституция РФ заняла особое место в трудовом законодательстве. Особенность ее состоит в том, что она обладает высшей силой на территории нашей страны, поэтому все остальные законы и нормативные акты принимаются с учетом закрепленных ею норм. Согласно статье 37 Конституция провозглашает право всех граждан на труд и определяет основные принципы действия трудового законодательства.

Права граждан в области труда по Конституции РФ:

которые читают вместе с этой

  • право на свободный труд без принуждения;
  • право выбирать профессию и вид деятельности;
  • право на безопасные условия труда;
  • право на заработную плату не ниже установленного минимума;
  • право на защиту от безработицы;
  • право на отдых;
  • право на защиту своих трудовых прав.

Также все граждане, независимо от их положения, национальности, пола имеют равное право на создание и участие в профессиональных союзах, на предпринимательскую деятельность.

  • Федеральные конституционные законы

Данные законы могут вносить некоторые изменения в разделы Конституции РФ.

  • Международные договоры

В Конституции РФ зафиксировано, что общепризнанные международные нормы в области трудового законодательства являются составной частью системы источников трудового права.

На международной арене в качестве правозащитника трудовых прав людей, центра объединения стран по этому вопросу выступает Международная организация труда, действующая в рамках Организации Объединенных Наций.

  • Трудовой Кодекс РФ и другие федеральные законы

Действует в нашей стране с 2002 года. Он охватывает все возникающие по трудовым вопросам отношения. В нем отражены все права и обязанности работников и работодателей, что позволяет использовать данный документ и при заключении трудового договора, и при определении его условий, и при нарушении каких-либо трудовых прав.

Также к источникам трудового права относятся:

  • Законы субъектов РФ;
  • Указы Президента РФ;
  • Постановления Правительства РФ;
  • Нормативные акты министерств;
  • Локальные нормативные акты.

Другие классификации

  • по сфере, в которой действуют, источники делятся на федеральные и местные;
  • по органам – на принимаемые Президентом РФ, высшими законодательными органами, Правительством РФ и так далее.

Что мы узнали?

В качестве источников трудового права выступают различные документы, которые полностью или частично посвящены регулированию трудовых вопросов. В первую очередь, к ним относятся Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ, международные нормативные акты.

Источники трудового права: понятие, общая характеристика, соотношение, классификация.

Источник права – форма официального выражения общеобязательных предписаний, создаваемых в целях регламентации общественного порядка (форма объективизации права).

Общая теория права в формальном смысле выделяет 4 вида источников права:

• Правовой обычай (санкционированный обычай)

При этом имеются и иные, нетрадиционные ТЗ на систему источников ТП, в соответствии с которыми рекомендуется включить в источники трудовой договор, например.

Позиция Маврина, Хохлова: правовой обычай считается источником права постольку поскольку признается государством в лице его органов, чаще всего в результате использования его в процессе властного правоприменения в качестве общеобязательного права поведения.

Современное ТП, с одной стороны, весьма ограничено в создании и применении обычаев, вследствии отсутствия возможности регулирования и регламентации на локальном уровне. С другой стороны, отношения настолько разнообразны, что почва для возникновения обычных норм имеется всегда. Многочисленные отсылки к применению обычаев содержат акты МОТ. Например, до сих пор не ратифицированная Россией Европейская социальная хартия (пересмотренная) от 03.05.1996г.

ППВС РФ от 17.05.2004 №2 разъясняет, что при разрешении споров, связанных с выплатой сотруднику зарплаты в неденежной форме, с учетом конвенции №95 1949, выплата заработной платы в такой форме может быть признана обоснованной при доказанности среди прочего того, что такая форма является обычной в данных отраслях промышленности и иных видах экономической деятельности.

ТК не содержит упоминания об обычае как источнике ТП. Единственное упоминание – ч.2 ст.341, где обычай рассматривается в качестве юридического факта, влияющего на ТО. Несоблюдение обычаев страны пребывания является основанием для прекращения работы в представительстве (для увольнения).

Читайте также:
Правовая культура - что это такое и почему она важна читать онлайн

Специфична роль обычая в англо-саксонской системе. В ВБ обычай может рассматриваться правоприменителем в качестве условия ТД, если он отвечает условиям определенности, общеизвестности и разумности, а трудовая практика в определенной отрасли промышленности может использоваться для толкования прямо выраженных условий ТД.

В его классическом понимании не является в российской правовой системе источником права: решения одного суда официально не могут быть положены в основу решения суда другого.

Разъяснения высших судебных инстанций по вопросам применения не выступают в роли прецедентов, а играют роль некого авторитетного толкования, неблагоприятным исходом неисполнения которого нижестоящим судом может стать поводом к отмене судебного решения.

Но прецедент формирует некие оптимальные модели для последующих судебных моделей по аналогичным делам.

Круг современных взглядов на сущность решений КСРФ достаточно широк:

• Это правовые позиции, или правовые доктрины

• Акты преюдиционального характера

• Специфические нормативные источники.

С формально-юридических позиций, КСРФ является исключительным органом конституционного контроля и не имеет никаких полномочий создавать право. На практике вопрос о природе его решений является куда более сложным. Несмотря на то, что деятельность КС РФ по своему содежрательному акценту ограничена только процедурами толкования, на практике суд сегодня выходит за эти пределы и зачастую формулирует производное от толкования правило поведения. Яркий пример для ТП – это п.2 резолютивной части ПКС от 15.03.2005 №3-п 9 (самостоятельно). Сейчас это уже ст.258-9

При рассмотрении перспективного состояния системы источников права можно сделать вывод о том, что судебные решения в форме судебного прецедента или какой-либо его модификации в будущем безусловно будут выполнять роль источника РП. В науке ТП рассмотрение прецедента в качестве источника права неоднократно предлагалось (Попов).

Особенностью ТП является наличие в его системе источников т.н. «актов социального партнерства», а именно соглашений и коллективных договоров. Данный вид источников появляется в результате совместных действий его сторон (представителей работников и работодателей. Акты социального партнерства могут существовать начиная с локального уровня (коллективный договор заключается на уровне организации или ИП) и вплоть до федерального уровня (соглашения могут заключаться на территориальном, отраслевом, межотраслевом, региональном, межрегиональном и федеральном уровнях.

Под НПА правовая доктрина понимает письменный официальный документ, принятый в определенной форме уполномоченным на правотворчество органом (лицом) в пределах его компетенции, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Ряд норм КРФ как Основного закона РФ имеют прямую (ст.37) или косвенную (ч.2,3 ст.19, ст.30) трудоправовую ориентацию.

Основным НПА отрасли, ее главным источником является ТК. Его особая роль проявляется в том, что в ряде случаев он применяется в приоритетном порядке даже перед вновь принятыми ФЗ.

Нормы ТП, содержащиеся в ФЗ, должны соответствовать ТК. В случае противоречия применяется Кодекс. Если вновь принятый ФЗ противоречит ТК, то он может применяться только при условии внесения соответствующих изменений в ТК.

§ 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ

Классификацию источников трудового права можно проводить по юридической

силе. По этому критерию источники трудового права могут быть распределены сле-

дующим образом: 1) Конституция РФ; 2) международно-правовые акты о труде; 3)

федеральные конституционные законы, федеральные законы; 4) законы субъектов

РФ на соответствующей территории; 5) подзаконные акты федеральных органов

государственной власти; 6) постановления КС РФ и ВС РФ; 7) подзаконные акты

субъектов РФ; 8) нормативные правовые акты органов местного самоуправления; 9)

соглашения и коллективные договоры; 10) локальные акты организации,

рассчитанные на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц.

Данная классификация имеет решающее значение в других отраслях права. Од-

нако при применении норм трудового права может быть использован акт, имеющий

меньшую юридическую силу, но создающий для работников более благоприятные

условия труда по сравнению с вышестоящим по юридической силе законодатель-

В ст. 5 ТК РФ определено соотношение нормативных правовых актов, регули-

рующих трудовые отношения. В частности, нормы трудового права, содержащиеся в

других законах, должны соответствовать ТК РФ. В случае противоречий между ТК

Читайте также:
Юридическая ответственность - понятие, виды и примеры

РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права,

применению подлежит ТК РФ. Если вновь принятый федеральный закон противо-

речит ТК РФ, то он может быть применен лишь после внесения соответствующих

изменений в ТК РФ. Однако при применении данного правила следует помнить об

особенностях источников трудового права. Противоречащими ТК РФ могут быть

признаны лишь федеральные законы, ограничивающие гарантированные в нем права

и свободы человека и гражданина, являющиеся в силу ст. 2, 7, 17, 18 Конституции

РФ высшей ценностью. При возникновении подобных противоречий применению

подлежит ТК РФ. Причем федеральный закон, имеющий в своем содержании

рассматриваемые ограничения, может быть применен только после внесения соответствующих изменений в ТК РФ. Тогда как федеральные законы,

создающие дополнительные в сравнении с ТК РФ льготы для работников, подлежат

применению на основании ст. 2, 7, 17, 18 Конституции РФ, обязывающих применить

нормы, более полно отражающие права и свободы человека и гражданина в сфере

труда. Поэтому федеральные законы, улучшающие положение работников по

сравнению с ТК РФ, не могут быть признаны противоречащими ТК РФ.

Указы Президента РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и федеральным законам.

Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и другим федеральным законам и указам Президента РФ.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти,

содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным

федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

Законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам.

Подзаконные акты субъектов РФ не должны противоречить ТК РФ, другим федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и

нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, не

должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ,

постановлениям Правительства РФ, нормативным правовым актам федеральных

органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам

Однако при выявлении противоречий между перечисленными актами следует

помнить, что противоречащим имеющему большую юридическую силу акту может

быть признан нормативный правовой акт меньшей юридической силы, если в нем

ограничены права и свободы человека и гражданина в сфере труда, гарантированные

в вышестоящем по юридической силе нормативном правовом акте. В случае, когда

нормативный правовой акт меньшей юридической силы имеет в своем содержании

дополнительные в сравнении с вышестоящим по юридической силе

законодательством льготы, его нельзя признать противоречащим нормативному

правовому акту большей юридической силы. Исходя из требований ст. 2, 7, 17, 18

Конституции РФ, при возникновении подобных коллизий применению подлежит

нормативный правовой акт, создающий более благоприятные условия труда для

Источники трудового права могут быть классифицированы по форме акта. По

этому критерию они подразделяются на законы, указы, постановления и распоряжения Правительства РФ, разъяснения, правила, положения, решения, приказы, соглашения, коллективные договоры, рекомендации. Данная классификация имеет непосредственное отношение к формальному выражению источников трудового права. Для материализации в отношения форма акта едва ли может иметь существенное значение. Хотя исследование процесса реализации и материализации норм трудового права, содержащихся в различных по форме нормативных правовых актах, может позволить и данный критерий классификации перевести из формальной в материальную плоскость понятия источников трудового права.

Источники трудового права могут быть классифицированы и по степени обобщенности на кодифицированные и некодифицированные. К числу кодифицированных относится ТК РФ, с его принятием начинается кодификация трудового права.

Другие источники трудового права являются некодифицированными.

По субъектам, к которым применяются источники трудового права, они могут быть классифицированы на общие и специальные. Общие призваны регулировать отношения всех работников. Специальные рассчитаны на применение к отдельным категориям работников, например к женщинам, молодежи, инвалидам.

По предмету правового регулирования источники трудового права могут быть распределены в зависимости от того, на регулирование каких отношений, входящих в предмет трудового права, они направлены. По этому критерию источники подразделяются на регулирующие отношения по занятости и трудоустройству, по регулированию трудового распорядка и дисциплины труда и т. д.

Читайте также:
Бездействие преступление - виды и наказания по УК РФ

По территории применения источники трудового права могут быть классифицированы на общефедеральные, межотраслевые и отраслевые, республиканские, областные, краевые, местные и локальные.

Большинство из рассмотренных критериев классификации источников трудового права относятся к их формальному проявлению. Однако не исключено, что указанные критерии имеют значение в процессе реализации источников трудового права. Исследование источников трудового права в процессе их реализации и материализации в конкретные отношения, составляющие предмет трудового права, с точки зрения перечисленных критериев их классификации, может позволить определить влияние указанных критериев на материализацию источников трудового права.

Источники трудового права: понятие, классификация, общая характеристика основных источников трудового права.

Источники ТП –различные НПА, содержащие нормы трудового права, регулирующие трудовые и непосредственно с ними связанные отношения.

Классификация источников:

I По степени важности и субординации:

· Законы (кодифицированные, комплексные и текущие)

Законы принимаются высшими органами государственной власти. Согласно КРФ вопросы регулирования труда относятся к совместной компетенции РФ и ее субъектов.

По предметам совместного ведения принимаются законы, Федеральные законы и иные НПА субъектов РФ. К введенью Федеральных органов власти относятся принятие обязательных для применения на всей территории РФ ФЗ и иных НПА устанавливающих:

· Основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно с ними связанных отношений.

· Основы правового регулирования трудовых и иных отношений (принципы ТП)

· Обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий, как всем работникам, так и отдельным (инвалиды, беременные и т.д.).

· Порядок заключения, изменения и расторжения рудового договора.

· Основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключение и изменения коллективного договора и соглашения.

· Порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров.

· Принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.

· Порядок расследования несчастных случаев на производстве.

· Система и порядок проведения государственной экспертизы условий труда и соответствие требованиям по охране труда.

· Порядок и условия материальной ответственности.

· Виды и условия применения дисциплинарных взысканий.

· Система государственной статистической отчетности по охране труда.

· Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Текущие законы стали приниматься только с 1990 года. К текущим законам относятся нормы, содержащие отдельные институты ТП (институт занятости и трудоустройства « закон о занятости населения в РФ»).

К подзаконным актам относятся:

– указы президента РФ

– постановления и распоряжения правительства

– правила инструкции министерств и ведомств.

– приказы и распоряжения нормативного характера глав администраций

II По органам, принявшим НПА:

· НПА, принятые высшим органом государственной власти (законы, постановления)

· НПА, принятые Президентом (указы, распоряжения)

· НПА, принятые высшим органом исполнительной власти (постановления, распоряжения Правительства)

· НПА, принятые центральными органами центрального управления (министерства, ведомства)

· НПА, принятые ОГВ и управлениями республик

· НПА, принятые ОМСУ

III По форме акта:

· Письма и другие.

IV По сфере действия:

· Международные (различные конвенции и рекомендации МОТ)

· Республиканские в составе РФ

· Межотраслевые (правила то технике безопасности)

V По контингенту работников:

· Общие (распространяются на всех работников) нормы

· Специальные (распространяются на отдельные категории работников) нормы.

VI По степени обобщенности:

1 Кодифицированные (ТК РФ)

2 Текущие (регулируют совокупность институтов ТП)

3 Комплексные (регулируют отдельные институты).

Система источников ТП и ее особенности

Юридической базой для построения, развития системы источников ТП является Конституция РФ и Конституции республик.

Конституция РФ содержит основные правила поведения людей на производстве по отношению к каждому гражданину и к орудиям труда, которые конкретизированы в ТК РФ и иных нормативно-правовых актах, содержащих нормы ТП.

Система источников ТП – это соотношение, внутренняя взаимосвязь и расположение последовательно по предмету всех актов трудового законодательства в едином комплексе.

ТК РФ предусматривает, что трудовое законодательство представлено ТК, ФЗ, указами Президента, постановлениями Правительства и НПА ФОИВ, Конституциями республик, уставов краев, областей, актами ОМСУ и локальными нормами права.

Особенности системы:

· Нормы ТП, содержащиеся в иных ФЗ, должны соответствовать и не могут противоречить ТК РФ

· Постановления Правительства РФ не должны противоречить ТК, иным ФЗ и указам Президента

Читайте также:
Дееспособность по ГК РФ - понятие, почему могут ограничить

· Нормативные акты ФОИВ не должны противоречить ТК, иным ФЗ, указам Президента и постановлениям Правительства

· Трудовое законодательство субъектов не должно противоречить ТК, ФЗ, указам Президента, постановлениям Правительства и нормативным актам ФОИВ

· Трудовое законодательство ОМСУ и локальные нормы не должны противоречить ТК, Федеральному законодательству и законодательству субъекта

· В случае противоречия между ТК и иными ФЗ, применяются нормы ТК

· Если вновь принятый ФЗ противоречит ТК, то закон будет применяться при условии внесения изменений в нормы ТК.

Дата добавления: 2018-05-13 ; просмотров: 1332 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источники трудового права

Источники трудового права — это законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие трудовые правоотношения, устанавливающие права и обязанности участников трудовых отношений.

Источник трудового права является формой выражения трудового законодательства в определенном нормативном акте.

Статья 5 ТК РФ содержит перечень нормативно-правовых актов — источников трудового права.

По иерархии акты трудового законодательства и иные нормативные акты распределяются следующим образом:

  • Трудовой кодекс РФ;
  • федеральные законы;
  • указы Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
  • конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
  • акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.

Источники трудового права делятся на трудовое законодательство и иные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.

Трудовое законодательство

Трудовое законодательство состоит из Трудового кодекса РФ, который вступил в силу 1 февраля 2002 г., иных федеральных законов, законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права.

ТК РФ имеет приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, которые не должны противоречить ТК РФ. Кодекс закрепляет положения правового регулирования труда и подробно решает вопросы, которые возникают между работниками и работодателями.

Иные нормативные акты

К иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, относятся:

  • указы Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ;
  • постановления, разъяснения и инструкции министерств и ведомств, которые издаются во исполнение вышестоящих нормативных актов, а иногда восполняют пробелы в законодательстве (например, указы Президента РФ);
  • нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ;
  • акты органов местного самоуправления;

Локальные нормативно-правовые акты имеют ограниченную сферу действия, принимаются непосредственно в организации (например, уставы, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, о премировании и т. д.). Нормативному акту большей юридической силы не должны противоречить акты меньшей юридической силы.

Акты высших судебных органов — Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ — не являются источниками трудового права, поскольку постановления Пленума Верховного Суда обобщают правоприменительную практику судов, дают толкование, как единообразно и правильно применять конкретные нормы трудового законодательства, а Конституционный Суд решает вопросы о конституционности того или иного нормативного акта.

Основные классификации источников трудового права

Базовой классификацией источников трудового права является их расположение по юридической силе.

Иерархия источников трудового права расположена следующим образом в соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ:

  • Конституция РФ;
  • федеральные конституционные законы РФ;
  • международные нормативные акты и договоры, ратифицированные Российской Федерацией;
  • федеральные законы, среди которых особое место занимает Трудовой кодекс РФ;
  • законы субъектов РФ по вопросам их ведения;
  • Указы Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ;
  • нормативные акты министерств и ведомств, среди которых особое место занимают нормативные акты ранее существовавшего Министерства труда и социального развития РФ и пришедшего ему на смену Министерства здравоохранения и социального развития РФ;
  • нормативные акты органов власти субъектов РФ по вопросам, разграниченным в ведении с органами власти Российской Федерации (ст. 6 ТК РФ);
  • нормативные акты органов местного самоуправления;
  • локальные нормативные акты (ст. 8 ТК РФ), которые по основным признакам соответствуют источникам права, но имеют самый маленький уровень юридической силы, так как не должны противоречить законодательству, и имеют самую маленькую сферу действия — отдельно взятое предприятие.

Другие классификации источников носят общепринятый характер.

1. По форме акта источники трудового права подразделяются на законы, указы, постановления, правила, положения, приказы, инструкции, рекомендации и другие формы.

Поскольку договорный характер в регулировании трудовых отношений приобретает все большее значение, к источникам трудового права также относятся договоры нормативного содержания — коллективные договоры и соглашения (социально-партнерские соглашения).

Читайте также:
Административное правонарушение - понятие и признаки

2. По органам, принявшим нормативный акт, источники делятся на акты, принимаемые высшими законодательными органами РФ, Президентом РФ, принятые Правительством РФ, изданные министерствами, ведомствами, федеральными государственными службами, органами государственной власти и управления субъектов РФ, принятые органами местного самоуправления и др.

3. По сфере действия источники могут действовать на всей территории РФ — федеральные (например, ТК РФ), действующие в отдельном субъекте (республиканские, областные, краевые и др.), отраслевые (ведомственные), межотраслевые, территориальные (муниципальные или местные) и локальные (в пределах конкретного предприятия).

4. По степени обобщенности: акты трудового законодательства могут быть кодифицированные (ТК РФ) и некодифицированные.

5. По отраслевой принадлежности: комплексные (Конституция РФ — содержит нормы разных отраслей) и отраслевые (закон о профсоюзах).

6. По характеру содержащихся в них норм: выделяют общие нормативные акты (Трудовой кодекс РФ) и специальные (Закон «О полиции», Закон «О государственной гражданской службе в РФ»).

Как видно из классификации, виды источников трудового права могут быть самыми различными.

Лекция №6. Понятие и система источников ТП, соотношение актов разного уровня

Тема II. Источники трудового права

Все нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере труда, называются источниками трудового права, а их совокупность традиционно называлась трудовым законодательством. Теперь ст.5 ТК понятие трудового законодательства использует в узком смысле. В трудовое законодательство теперь включаются ТК и принятые в соответствии с ним федеральные и региональные законы. Источники трудового права составляют особую систему, которая включает разнообразные по характеру принятия, сфере действия, юридической силе нормативные акты.

По юридической силе система источников трудового права включает: Конституцию РФ, которая закрепляет основные социально-трудовые права граждан; международно-правовые акты, т.е. межгосударственные, межправительственные, межведомственные договоры – соглашения, конвенции Международной организации труда. МОТ как специальное отделение ООН включает более 175 государств, объединяет работников, предпринимателей.

Ст.10 ТК включает общепризнанные принципы и нормы трудового права и международных договоров в правовую систему РФ. Положения международно-правовых актов применяются в соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 10 октября 2003 г. №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ».

Система источников включает:

  • федеральные законы, среди них прежде всего ТК РФ, принятый 30 декабря 2001 года. По существу кодекс является сводом минимальных стандартов в сфере труда. ТК дополняется федеральными законами по отдельным институтам трудового права («О занятости», «Об обязательном социальном страховании работников», «О профсоюзах»);
  • региональные законы;
  • нормативные указы Президента, которые устанавливают дополнительные меры по защите прав граждан и регламентируют вопросы прохождения государственной гражданской службы;
  • постановления Правительства РФ, которые конкретизируют законы и регулируют условия труда отдельных категорий граждан;
  • нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти (ведомственные акты), подлежат обязательной регистрации в Минюсте. Среди ведомственных актов особое место занимают нормативные акты Министерства здравоохранения и социального развития, которое вправе принимать нормативные акты в сфере здравоохранения, социального развития, труда, физической культуры, спорта и туризма, а также давать официальные разъяснения по применению законов и иных нормативных актов в сфере труда. Акты Минздравсоцразвития и других федеральных органов исполнительной власти могут носить межведомственный и внутриведомственный характер;
  • нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ;
  • нормативно-правовые акты органов местного самоуправления;
  • нормативные договоры и соглашения, которые принимаются на всех уровнях социального партнёрства;
  • локальные нормативные акты, принимаемые работодателем, в том числе индивидуальными предпринимателями.

Составление презентаций это дело не из легких, но его вполне можно доверить нашим специалистам, и потом это лишь вопрос времени.

Кроме того, в систему источников трудового права включаются акты СССР, в части, не противоречащей ТК.

Нормы трудового права могут содержаться в нормативных актах, относящихся в целом к другим отраслям права: гражданскому праву, административному, уголовно-исполнительному праву.

Правила, определяющие соотношение актов разного уровня, закреплены в ст. 5-10, 423 ТК: 1) Законы и иные нормативные акты, принятые до введения ТК, применяются в части, не противоречащей ТК; 2) приоритет в регулировании отношений отдаётся международно-правовым актам, если российский акт им противоречит; 3) нормативные акты меньшей юридической силы не могут противоречить вышестоящему по рангу юридической силы акту и не могут ухудшать положение работника.

Читайте также:
Можно ли бить детей - российские законы и комментарии к ним

По характеру принятия система источников трудового права включает: – законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые государственными органами РФ, субъектов РФ и органами МСУ; – локальные нормативные акты, принимаемые работодателем; – нормативные договоры и соглашения, принимаемые по соглашению между представителями работника, работодателя и органов государственной власти и местного самоуправления; -международно-правовые акты, принимаемые международными органами труда.

По сфере действия в пространстве различают нормативные правовые акты : федеральные; региональные, межрегиональные; муниципальные; локальные; в пределах определённых территорий, не совпадающих с регионами.

По отраслевому признаку: отраслевые; межотраслевые.

Правила, определяющие действие нормативных актов во времени и пространстве, закреплены в ст. 12, 13, 424 ТК.

Права и свободы человека и гражданина ✔️понятие и классификация, обязанности граждан, право на труд и отдых статья конституции, права человека в современном мире

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Читайте также:
Право Древнего мира - какие законы существовали читать онлайн

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Читайте также:
Правопреемство понятие в Гражданском праве, виды, основания, объект

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Читайте также:
Принцип состязательности и равноправия сторон понятие, сущность и значение правовых норм, содержание статей ГПК РФ, примеры

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 – 54 Конституции Российской Федерации.

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: