Источники права понятие, виды и классификация, основные признаки и функции

Что такое право: понятие, виды, функции, источники, система

Что такое право?

Право – это механизм регулирования общественных отношений, представляющий собой систему общеобязательных юридических норм. Правовые нормы устанавливает и формально закрепляет государство, после чего оно же следит за их соблюдением.

Не следует путать понятия «право» и «закон». Закон – это нормативно-правовой акт, принятый законодательным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой. Право – более обширная категория, включающая в том числе и законы.

Помимо законов для выражения права могут служить доктрины, подзаконные акты и решения судов. Право регулирует все сферы жизни общества, законы же обычно направлены на отдельно взятые аспекты общественных отношений. Отдельно стоит отметить и тот факт, что принятые законы не всегда являются правовыми, поскольку могут не соответствовать духу права или даже противоречить ему.

Признаки права

Для лучшего понимания того, что такое право, важно знать его основные признаки:

  1. Общеобязательность. Право состоит из правовых норм, которые отличаются от моральных, нравственных и иных социальных норм тем, что являются строго обязательными, а за их соблюдением следит государство.
  2. Системность. Право представляет собой строго упорядоченную и согласованную систему юридических норм, в которой отдельные нормы не могут противоречить друг другу. Термин «системность» в этом контексте можно рассматривать как синоним слова «целостность».
  3. Формальная определённость. Нормы права устанавливаются государством и закрепляются в письменной форме. Поэтому они являются формальными, в отличие от прочих видов социальных норм.
  4. Интеллектуально-волевой характер. Право является результатом интеллектуальной деятельности людей. Оно отражает потребности, интересы и цели не только общества, но и отдельных людей и организаций, выражая тем самым их волю. Регулятивные функции права также возможны лишь при участии разума и воли лиц, обеспечивающих эти функции.
  5. Государственное принуждение. За соблюдением норм права следит государство, которое оставляет за собой право принуждать людей и организации соблюдать эти нормы с помощью юридической ответственности.

Принципы права

Принципы права – это руководящие нормы, обеспечивающие системность (внутреннюю упорядоченность и согласованность) права. Это важнейшие положения, от которых зависит справедливость правовой системы, её сохранение и конструктивное развитие. В качестве наиболее важных можно назвать следующие из них:

  1. Принцип всеобщности. Все граждане равны в своих правах, а в случае нарушения закона несут одинаковую ответственность, независимо от социального статуса и прочих факторов. При этом отдельные социальные группы могут получать определённые преимущества или ограничения, но это не подразумевает какой-то исключительности, поскольку всегда охватывает целую группу.
  2. Принцип законности. Законы должны соблюдать все: совершеннолетние и несовершеннолетние граждане, иностранцы, сотрудники правоохранительных органов, должностные лица, организации и само государство.
  3. Принцип гуманизма. В основе права лежит человеколюбие и уважение к личности. Его основная задача заключается в том, чтобы обеспечить все условия для нормального существования, развития и самореализации каждого человека. Многими людьми право воспринимается как система запретов и ограничений, но его задача заключается в обратном – создать благоприятные условия и дать максимум свободы каждому человеку, защитив его от угроз.
  4. Принцип справедливости. Нормы права не должны противоречить нормам морали, на основании которых у общества формируются представления о справедливости. В противном случае общество будет настроено против правовой системы и не будет ей подчиняться. Если же нормы права соответствуют представлениям людей о справедливости, те будут не только охотнее соблюдать их, но и следить, чтобы их соблюдали другие члены общества.
  5. Принцип демократизма. Граждане должны иметь возможность влиять на правовую систему через общедоступные механизмы (всенародное голосование, обращение в различные инстанции).

Функции права

Функции – это направления воздействия права на общество и на отношения между людьми в разных сферах общественной жизни. В юриспруденции это понятие характеризует социальную роль права. При этом возможны три основных трактовки того, что понимается под функцией права: социальное назначение права, направления его воздействия на отношения в обществе или и то, и другое.

Основные функции права:

  1. Регулятивно-статическая. Смысл данной функции состоит в закреплении основных прав и свобод человека, а также в определении и ограничении компетенции органов власти и должностных лиц. Она определяет рамки, в которых люди и организации могут действовать так, как посчитают нужным. Очевидно, что чем шире эти рамки, тем больше свободы даёт такая правовая система.
  2. Регулятивно-динамическая. Эта функция направлена на правоотношения активного типа. Она предписывает определённые действия, которые обязаны совершать граждане и организации (платить налоги, соблюдать договорные обязательства).
  3. Охранительная. Данная функция направлена на защиту экономических, политических, личных и прочих отношений в обществе, а также на исключение явлений, противоречащих праву и чуждых обществу. Она обеспечивает стабильность и системность права, четкие и понятные правоотношения.
  4. Оценочная. В рамках данной функции право является критерием, позволяющим оценить правомерность или неправомерность определённых действий, совершаемых человеком, организацией или государством.

Источники права

Существует два понятия: «источник права» и «форма права», которые могут отождествляться или разграничиваться. В первом случае под источниками права подразумевают все способы выражения и закрепления правовых норм. Во втором случае формами права называют способы выражения, а источниками – способ возникновения и закрепления правовых норм.

Основные источники права:

  1. Правовой обычай. Это определённое правило поведения, сложившееся исторически и закрепившееся в сознании людей, в настоящее время санкционированное государством и обязательное для соблюдения.
  2. Нормативный акт. Это разновидность правового акта, который принят органом, обладающим необходимыми полномочиями, и содержит в себе определённые правовые нормы. К нормативным актам относятся, в частности, Конституция, законы и подзаконные акты.
  3. Юридический прецедент.Существуют ситуации, в которых сложно определённо сказать, какое решение будет правильным, основываясь только на существующих правовых нормах. В таком случае ориентируются на решение, принятое ранее по аналогичному делу, которому придаётся сила нормы права.
  4. Нормативный договор. Это соглашение, заключенное между двумя субъектами (одним из которых обычно является государственный орган), устанавливающее общеобязательные правила поведения. В эту группу входят международные соглашения, договоры между федерацией и её субъектами, договоры между государством и предприятиями и прочее.
  5. Юридическая доктрина. Если в законодательстве не предусмотрено правовое регулирование определённой ситуации и соответствующего прецедента тоже нет, правовое значение могут приобретать отдельные положения, изложенные авторитетными авторами.
  6. Судебная практика. Практическая деятельность судебных органов позволяет конкретизировать законы и устранить неоднозначности, обеспечивая правильное, справедливое и единообразное применение законов всеми судами. По сути, судебная практика является вспомогательным источником права, уточняющим действующие правовые нормы там, где это требуется.
  7. Общеправовые принципы. Это принципы, на которые должны ориентироваться органы, регулирующие правовые отношения: справедливость, равноправие, гуманность, уважение прав и свобод человека и прочее.
  8. Религиозные нормы. Религия является источником права во многих странах. Даже в светском государстве некоторые правовые нормы могут быть связаны с религиозными предпочтениями населения. В качестве примера можно привести официальные выходные, приходящиеся на церковные праздники.
Читайте также:
Право Древнего мира - какие законы существовали читать онлайн

Отрасли и институты в системе права

Одним из важнейших признаков права является системность. Смысл данного понятия заключается в том, что все правовые нормы должны быть упорядочены и систематизированы, а любые противоречия между ними – исключены. Система права имеет чёткую вертикальную структуру, включающую три уровня: отрасли, институты и нормы. Рассмотрим каждый уровень подробнее.

1. Отрасли права

Отраслью права называют совокупность правовых норм, направленных на регулирование отдельно взятой сферы общественных отношений.

Основные отрасли права:

  • трудовое право – правовые нормы, регламентирующие трудовые отношения, устанавливающие взаимные права и обязанности работника и работодателя, а также предусматривающие правовые последствия, наступающие в случае нарушения этих норм одной из сторон;
  • административное – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения;
  • конституционное – свод законов, определяющих государственный строй, структуру государства, права и обязанности граждан;
  • гражданское – совокупность правовых норм, регулирующих имущественные отношения;
  • семейное – отрасль, определяющая формальные требования к семейным взаимоотношениям (заключение и расторжение брака, взаимные обязательства людей, вступающих в брак);
  • избирательное – отрасль, регламентирующая право граждан избирать и избираться в различные органы власти;
  • гражданское – совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и неимущественные отношения между гражданами и организациями;
  • налоговое – регулирование отношений между участниками налоговых правоотношений (плательщики налогов, налоговые агенты, банки, органы налоговой службы);
  • уголовное – отрасль права, устанавливающая ответственность за совершение уголовных преступлений и регулирующая отношения, возникающие в результате преступных деяний.

2. Институты права

Правовой институт – это обособившаяся группа взаимосвязанных юридических норм. Как и отрасль, институт представляет собой группу правовых норм, но менее обширную. Большинство институтов можно рассматривать как подкатегории отраслей. Например, в гражданском праве присутствуют следующие институты:

  1. Институт наследования (переход имущества, прав и обязательств от умершего человека к наследникам).
  2. Институт дарения (безвозмездная передача имущества, прав или иных благ другому лицу).
  3. Институт залога (способ гарантировать исполнение обязательств за счёт материальной собственности, которая может быть отчуждена в случае нарушения соглашения).
  4. Институт купли-продажи (передача товара в собственность другой стороне за определённую денежную сумму).

3. Нормы права

Нормой права называется формально определённое правило поведения, соблюдать которое обязаны все граждане и организации на территории государства. Нормы права регламентируют отношения в рамках каждого из правовых институтов. Например, в случае наследования, они устанавливают очередность, в которой наследники могут претендовать на наследство.

Правовая норма состоит из трёх элементов:

  1. Гипотеза. Это некая совокупность обстоятельств, при которых применяется правовая норма, возникают, меняются или прекращаются правовые отношения, регулируемые этой нормой.
  2. Диспозиция. Это совокупность действий, которые нужно выполнить, или обстоятельств, которые необходимо обеспечить (права, обязанности, запреты и прочее).
  3. Санкция. Это мера, предпринимаемая в случае нарушения требований правовой нормы для наказания нарушителя и возмещения убытков пострадавшему.

Санкции применяются не только с целью наказания. Чтобы избежать правонарушения, могут применяться предупредительные санкции (например, задержание подозреваемого или ограничение некоторых его прав). Существуют также санкции ничтожности (например, при определённых обстоятельствах сделка может быть признана недействительной, чтобы снять обременяющие обязательства с одной из сторон).

Реализация права

Реализация права – это воплощение правовых норм в поведении субъектов права (то есть, некие действия или воздержание от действий, благодаря которым обеспечивается соответствие поведения субъектов права требованиям правовой системы). Существуют разные классификации форм реализации права, но чаще всего выделяют следующие 4 формы:

  1. Использование. Это пассивное или активное поведение субъекта, соответствующее его собственным устремлениям и направленное на реализацию его прав.
  2. Исполнение. Это активные действия субъекта, направленные на выполнение обязательств, предписываемых ему правовой системой (например, рабочая деятельность должностных лиц).
  3. Соблюдение. Это пассивное воздержание от совершения противоправных действий.
  4. Применение. Это активная деятельность, осуществляемая компетентными органами, представляющими государство, с целью разрешения конкретной ситуации.

Стоит отметить, что четвёртая форма отличается от остальных тем, что подразумевает вмешательство государственных органов с целью восстановления правопорядка (поэтому иногда её не включают в этот список).

Правовая семья

Правовой семьёй называется совокупность взаимосвязанных правовых систем, связь которых обусловлена общими источниками права, схожей структурой и историческим путём их формирования. Рассмотрим основные правовые семьи, которые принято выделять в современном правоведении.

Читайте также:
Смягчающие обстоятельства - какие бывают, когда применяют читать онлайн

1. Романо-германская (континентальное право)

Данная семья сегодня является одной из самых распространённых. Её используют все государства континентальной Европы. Кроме того, можно с уверенностью сказать, что правовые системы многих азиатских стран испытали её влияние.

Основные особенности романо-германского права:

  • в её основе лежит римское право – правовая система, которая возникла и развивалась в Древнем Риме;
  • основным источником права является нормативно-правовой акт, для которого строго определёны порядок принятия и юридическая сила;
  • четкое разделение по отраслям, которые условно можно объединить в две группы: частное право (семейное, трудовое и прочее) и публичное (административное, уголовное).

2. Англо-саксонская (семья общего права)

Эта семья включает правовые системы Великобритании и Ирландии, а также США, Австралии, Канады и некоторых других бывших британских колоний.

Характерные особенности англо-саксонского права:

  • основными источниками права являются правовой прецедент и правовой обычай, подтверждённый прецедентом;
  • органы судебной системы оказывают решающее влияние на формирование общеобязательных правил поведения;
  • законодательные акты имеются, но они существенно менее значимы, чем в континентальном праве;
  • нет такого выраженного деления на отрасли, а также на частную и публичную сферы;
  • меньшее значение придаётся кодифицированным источникам права (систематизированные кодексы, уставы, своды и прочее).

3. Религиозная правовая семья

В некоторых странах правовые системы основываются на религиозном праве. В таком случае их относят к религиозной правовой семье, даже если на сегодняшний день влияние религии уже не столь значимо. К таковым относятся:

  • еврейское право (иудаизм);
  • индуистское право (индуизм);
  • мусульманское право (ислам);
  • правовые системы Японии и Китая (многие нормы основываются на конфуцианстве).

В чистом виде религиозное право существует на территории только одного государства – Ватикана. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти полностью подконтрольны Папскому Престолу.

Наиболее характерной особенностью религиозного права является то, что оно регулирует не только общественные правовые отношения, но и все остальные стороны человеческой жизни.

4. Традиционная правовая семья (система обычного права)

Традиционным или обычным правом называется правовая система, построенная на социальных обычаях, сформировавшихся исторически. Такая система действует во многих странах, расположенных в южной и центральной частях Африки, на Мадагаскаре, в некоторых государствах восточной Азии и Океании.

При этом стоит отметить, что любая современная правовая система имеет некоторые признаки традиционного права, поскольку обычай является древнейшим из правовых источников. И всё же в государствах англосаксонского и континентального права его влияние минимально и сохраняется лишь там, где не противоречит основным идеям.

Ключевые особенности традиционного права:

  • некодифицированный характер (нет кодексов, сводов и прочего);
  • в основе обычаев, являющихся источниками права, могут лежать мифы и предания, исторически сложившиеся традиции, философские, моральные и нравственные умозаключения;
  • обычаи подразумевают, что их знают и соблюдают все члены общества;
  • правосудие находится в руках мудрецов, вождей, жрецов и других «хранителей» традиций, могут допускаться некоторые формы самосуда (например, кровная месть);
  • многие обычаи являются архаичными, противоречат современным нормам права, логике и здравому смыслу, но сохраняются как неотъемлемый элемент правовой системы.

Заключение

Право – это совокупность общеобязательных норм и правил поведения, устанавливаемых и обеспечиваемых государством. Его основная задача заключается в том, чтобы гарантировать порядок и стабильность в обществе, а также обеспечить людям равные возможности, независимо от их социального статуса и прочих особенностей. Ключевой особенностью права является то, что все нормы в нём определены формально, а их нарушение подразумевает санкции, применимые к любому нарушителю, независимо от его социального статуса.

Тема №3. Право: понятие, признаки, функции, источники. Система права

1. Понятие, признаки и функции права.

2. Понятие и виды источника права.

3. Нормативно-правовые акты, как источник права.

1. Понятие и признаки и функции права

Право это система установленных или санкционированных государством общеобязательных, формально определенных правил общего характера (норм), обеспеченных государственной защитой.

Признаки права:

· исходит от государства;

· является регулятором общественных отношений;

· определенность (четкость, ясность);

Функции права это основные направления правового воздействия, отражающие его роль в упорядочении общественных отношений.

Выделяются следующие функции права:

– экономическая – регулирование экономических отношений;

– политическая – регулирование политических отношений;

– коммуникативная – поддерживает связь между объектами и объектами государственного управления;

б) специально-юридические:

– регулятивно-статистическая – воздействие на общественные отношения путем закрепления регулирующих их норм в соответствующих правовых институтах (право собственности, авторское право и т.д.);

– регулятивно-динамическая – непосредственное воздействие права на регулируемые им общественные отношения;

– охранительная – охрана общественных отношений путем применения специальных охранительных норм;

– оценочная – право выступает критерием правомерности или неправомерности поступков.

2. Понятие и виды источника права

Под источником права понимается внешняя форма выражения права, т.е. совокупность способов «документирования» государственной воли.

Виды источников норм права:

· нормативные правовые акты;

· правовые (судебные) прецеденты.

Нормативный правовой акт это письменный документ соответствующего государственного органа, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права, содержащие правила общего поведения.

Юридический (судебный) прецедент – это судебное или административное решение по конкретному делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при решении схожих дел. В российском праве этот вид источника не распространен, он играет большую роль в праве Великобритании, США, Канады.

Нормативный договор – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникают новые нормы права. Например, Федеративный договор Российской Федерации (1992).

Читайте также:
Договор розничной купли продажи - важные условия, форма, предмет

3. Нормативно-правовые акты как источник права

Виды нормативно-правовых актов

В Российской Федерации существует довольно сложная система нормативно-правовых актов. Системе законодательства любого государства свойственно деление на законы и подзаконные акты.

Закон это нормативный правовой акт, обладающей высшей юридической силой, принятый в строго определенном порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения. По предметам ведения Российской Федерацией принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории страны.

Законы подлежат официальному опубликованию. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», или «Собрании законодательства Российской Федерации». Неопубликованные законы не применяются.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

· по их юридической силе (Основной закон, федеральные конституционные, федеральные (обычные);

· по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или органом соответствующей государственной власти);

· по сфере действия (федеральные и субъектов федерации);

· по отраслевой принадлежности;

· по внешней форме выражения (конституция, кодекс, устав, закон и т.п.);

· по сроку (времени) действия (постоянные и относительно-ограниченные);

· по кругу лиц (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства и т.п.);

· по времени вступления в силу (немедленно, со дня, указанного в законе, по истечении установленного срока в порядке общей процедуры законотворчества).

Подзаконные нормативно-правовые акты одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение его, для конкретизации законодательных предписаний, или их толкования, или установления первичных норм.

В зависимости от положения органов, издающих подзаконные акты, их компетенции, а также характера и назначения самих актов, подзаконные акты делятся на несколько видов. Ведущее место среди подзаконных актов принадлежит указам Президента, постановлениям Правительства. Министры издают приказы и инструкции; местные органы власти и управления принимают решения и распоряжения.

Конституционный Суд Российской Федерации в ряде своих решений признал возможность регулирования указами Президента Российской Федерации тех отношений, которые должны регулироваться законом, но только в тех случаях, когда закон по каким-либо причинам не принимается и есть потребность преодолеть имеющийся в законодательстве пробел. Такой указ действует до принятия соответствующего закона.

Все нормативные акты имеют временные, территориальные пределы своего действия и распространяются на определенный круг лиц.

1. Действие нормативного акта во времени обусловлено рядом обстоятельств:

Момент начала действия нормативных актов определяет­ся следующими правилами:

– если в нормативном акте указано время начала действия нормативного акта, то с этого указанного времени он и всту­пает в силу;

– если в нормативном акте начало действия не опреде­лено, то вступают в силу общие правила для данного вида нормативных актов, установленные законом или иным ак­том.

Законы РФ вступают в силу через десять дней после их опубликования. Законы о поправках к Конституции вступают в силу со дня их опубликования.

Нормативные акты Президента РФ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после их первого официального опублико­вания

Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие государственную тайну или сведения конфиденциального ха­рактера, вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие пра­вовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу через 7 дней после их опубликования.

Иные акты Правительства, в том числе акты, содержащие государственную тайну или конфиденциальные сведения, вступают в силу со дня их подписания.

Нормативные акты федеральных органов исполнитель­ной власти (министерств, комитетов, служб и т. д.) межве­домственного характера, а также затрагивающие права и обя­занности граждан после регистрации в Министерстве юсти­ции РФ должны быть опубликованы и вступают в силу через 10 дней после их опубликования на всей территории РФ од­новременно.

Контроль над правильностью и своевременностью опубли­кования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительней власти осуществляет Министерство юстиции РФ.

Особый порядок вступления в силу предусмотрен для на­логового законодательства. Федеральное законодательство о налогах вступает в силу по истечении месяца со дня его офи­циального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ, вступают в силу не ранее 1 января, следующего за годом их принятия (ст. 5 НК РФ).

Нормативные акты Федерального таможенного комитета РФ вступают в силу по истечении 30 дней после их опубликования. Акты, устанавливающие более льготные правила, могут вступать в силу и в более короткие сроки.

Порядок вступления в силу актов субъектов федерации определяется самими субъектами в их уставах и в других нор­мативных актах. Например, законы Свердловской области вступают в силу через 7 дней, а Иркутской — через 10 дней после их опубликования, если иной порядок не установлен законом.

Акты, не подлежащие опубликованию, рассылаемые на места, вступают в силу с момента их получения адресатом.

Действие нормативных актов прекращается:

Читайте также:
Криминология понятие и предмет, методы и функции системы криминологии

– в случае прямой отмены;

– по истечении срока, на который принят нормативный акт;

– в случае принятия нового нормативного акта по тем же вопросам тем же или вышестоящим органом.

С действием нормативных актов во времени связаны воп­росы их обратной силы и переживания. Здесь действует общее правило, закрепленное, в частности, в Конституции РФ (ст. 54): закон, устанавливающий или отягчающий ответствен­ность, обратной силы не имеет. Это означает, что закон не рас­пространяется на факты, которые имели место до вступления его в силу. Из этого правила имеются исключения: обратную силу имеют законы, смягчающие и отменяющие юридическую ответственность, а также законы, в которых прямо об этом сказано. Обратную силу могут иметь законы, отменяющие на­логи или снижающие размеры ставок налогов (сборов), если это прямо предусмотрено в законе (ст. 5 Налоговый Кодекс РФ).

Переживание закона — это применение отмененного, уже не действующего в момент применения закона к фактам, ко­торые были в момент его действия. Например, к преступле­ниям применяется, как правило, закон времени совершения преступления, если новый закон не смягчает ответственность.

Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего.

Действие нормативного акта по кругу лиц: на территории Российской Федерации акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц.

Вопросы и задания по теме:

1. Соотношение права и иных социальных норм.

4. Дайте определение предмета и метода правового регулирования

1. Что такое источник права?

2. Как соотносятся понятия “право” и “закон”?

3. Что означает обратная сила закона?

4. Нормативно-правовые акты как источник права.

Правовые акты и литература:

1. Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975.

2. Зивс С.Л. Источники права. М., 1981.

3. Жевалкин С.Н. Государственная регистрация ведомственных нормативных актов: Краткий комментарий и обзор практики применения //Государство и право. 1995. №5.

4. Малков В.П. Опубликование и вступление в силу федеральных законов, иных нормативных правовых актов //Государство и право. 1995. №5.

5. Тихомиров Ю.А. Действие закона. М., 1992.

6. Tuxoмиров Ю.А., Котелевская И.В. Правовые акты: учеб.-практ. пособие. М., 1995.

7. Соцуро Л.В. Неофициальное толкование норм российского права. М., 1996.

8. Явич Л.С. Сущность права. Л., 1985.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Формы(источники) права: понятие, виды, особенности

1. Источники (формы) права

Источник (форма) права – внешняя форма выражения и закрепления норм права. Формирование норм права (правотворчество) может осуществляться государством путём принятия нормативных правовых актов, в других случаях государство придаёт правилу характер правовой нормы путём санкционирования.

Различают четыре основных вида источников (норм) права:

  1. Правовой обычай.
  2. Судебный прецедент.
  3. Нормативный правовой акт.
  4. Нормативный договор.

С некоторой долей условности к источникам права можно отнести юридическую доктрину, в некоторых правовых системах источником права являются религиозные произведения или даже “революционное правосознание”, в Древнем Риме источником права были ответы и сочинения юристов.

2. Правовой обычай

Обычай является одним из самых старых видов социальных ном. Вообще обычай – правило поведения, которое сложилось в течение нескольких поколений и стало обязательным в силу многократного повторения, привычки. Правовым обычаем называется обычай, санкционированный государством, после установления юридической санкции за несоблюдение простой обычай становится правовым. Как источники право обычаи имели большое распространение в древности и в средние века, но и в настоящее время они не утратили своего значения в некоторых странах.

В России правовой обычай широкого распространения не имеет, однако его применение не исключается. Статья 5 Гражданского кодекса РФ предусматривает применение обычаев делового оборота (обычай делового оборота – сложившееся и широко применяемое в какой-либо области правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе).

3. Судебный прецедент

Судебный прецедент – решение суда по конкретному делу, которому придаётся обязательная сила (некоторые исследователи в качестве источника права выделяют ещё и юридический прецедент). Суд выступает в роли правотворческого органа, его решение становится образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем. Аналогичные дела, рассматриваемые впоследствии судами (как правило, нижестоящими), должны решаться так же.

Судебный прецедент в настоящее время широко применяется в Великобритании и некоторых других странах, относящихся к англосаксонской правовой семье. В России и других странах, относящихся к романо-германской правовой семье, судебный прецедент не рассматривается как источник права.

4. Нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт – документ, принимаемый уполномоченным государственным органом, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. Нормативный правовой акт в России (а также во многих других правовых системах, относящихся к романо-германской семье права) является основным, доминирующим источником права. Нормативный правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники).

Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему. По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты . Поскольку Россия является федеративным государством, в ней действуют нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

5. Законы и подзаконные акты

Закон – нормативный правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным (законодательным) органом государственной власти или непосредственно народом. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и обладают наибольшей юридической силой.

Читайте также:
Договор продажи предприятия - особенности его заключения читать онлайн

Среди законов выделяют:

  • основные – Конституции и аналогичные законы, имеющие высшую юридическую силу;
  • конституционные – принимаемые по некоторым вопросам конституционного значения;
  • кодифицированные – сложные систематизированные акты, регулирующие комплекс общественных отношений;
  • текущие – принимаемые для урегулирования других вопросов жизни общества.

В Российской Федерации действуют федеральные законы и законы субъектов РФ. Действующие законы образуют систему законодательства, причём все законы должны соответствовать Конституции, федеральные законы – федеральным конституционным законам, а законы субъектов РФ – федеральным законам, принятым по вопросам ведения РФ или совместного ведения.

Подзаконные (все остальные) нормативные правовые акты принимаются государственными органами в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам РФ относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента РФ, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства РФ, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т.п.) федеральных министерств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов.

6. Нормативные договоры

Источником права в России являются также нормативные договоры. Самым распространённым видом нормативных договоров являются международные договоры, в различных правовых системах присутствуют и иные нормативные договоры. Согласно статье 15 Конституции РФ международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы, причём если международным договором РФ установлены иные правила (нормы), чем предусмотренные законом, то применяются правила (нормы) международного договора.

Порядок заключения, ратификации и применения международных договоров установлен Конституцией РФ и Федеральным законом “О международных договорах РФ” (1995). Источниками права являются также Федеративный договор, иные договора и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ (внутрифедеративные договора и соглашения недопустимо путать с международными договорами РФ), коллективные трудовые соглашения.

Нормативно-правовые акты: понятие, виды. Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц

Как уже отмечалось, федеральные и федеральные конституционные законы по общему правилу вступают в силу по истечении 10 дней с момента их официального опубликования (в «Парламентской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации»), если в самом законе не содержится указаний на иной порядок вступления его в силу.

Например, УК РФ был принят в мае 1996 г., а в силу вступил с 1 января 1997 г.

Данное положение содержится в Федеральном законе «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов, федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания». Подобные законы приняты и в субъектах Федерации: в них речь идет, естественно, о региональных законах.

Другие правила вступления в юридическую силу нормативных актов указаны на рис. 19.

Рис. 19. Действие нормативного акта во времени

Нормативные акты (или отдельные правовые нормы) прекращают свое действие по следующим основаниям:

  • истечение срока действия нормативного акта (нормы), на который он был рассчитан;
  • прямое указание на отмену действия нормативного акта (нормы), содержащееся во вновь изданном нормативном акте (например, в Законе «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» предписывается признать утратившим силу с 1 января 1997 г. УК РСФСР, принятый в 1960 г. со всеми последующими изменениями);
  • принятие нового нормативного акта (нормы) равной или большей юридической силы, который регулирует эту же сферу общественных отношений (например, после принятия Закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов, федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания» в 1994 г. утратил юридическую силу действовавший до этого соответствующий указ Президента России; еще пример — принятие того же УК РФ 1996 г.);
  • изменение обстоятельств, утрата актуальности нормативного акта (нормы), т. е его устаревание.

Следует отметить, что действие нормативного акта во времени связано еще с такими понятиями, как обратная сила закона и переживание закона.

Обратная сила закона (ретроактивность) — распространение действия норм данного закона на действия, события, возникшие до его вступления в юридическую силу.

В юридической науке и практике существует общее правило: закон обратной силы не имеет.

Однако в нем имеются и исключения:

  • закон, отменяющий и смягчающий юридическую ответственность, имеет обратную силу. Так, уголовный закон, смягчающий наказание, имеет обратную силу. Здесь обратная сила закона основывается на принципе гуманизма;
  • в самом законе говорится о том, что его нормы имеют обратную силу.

Переживание закона (ультраактивность) — продолжение действия норм закона после его отмены. Возможно тогда, когда новый закон продлевает на определенный период действие норм старого закона.

6. Понятие, признаки и принципы права. Источники права

6. Понятие, признаки и принципы права. Источники права

Право – это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений.

Признаки права: волевой характер; общеобязательность; нормативность; право принимается, применяется и обеспечивается государственной властью; формальная определенность; системность; регулирующее воздействие права.

Принципы права – это основные (исходные) начала, положения, идеи, выражающие сущность и социальную обусловленность права. В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

Общеправовые – действующие во всех отраслях права: законности; юридического равенства граждан перед законом и судом; гуманизма; единства прав и обязанностей; федерализма; социальной справедливости.

Читайте также:
Административные наказания понятие, виды, общая характеристика

Межотраслевые – выражающие наиболее существенные черты нескольких отраслей права: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства, «закон обратной силы не имеет» и т. д.

Отраслевые – принципы, действующие в рамках только одной отрасли права:

1) в гражданском праве – принцип равенства сторон в имущественных отношениях;

2) в уголовном праве – презумпция невиновности;

3) в трудовом праве – принцип свободы труда;

4) в земельном праве – принцип целевого характера использования земли;

5) в административном праве – принцип субординации (соподчиненности) и т. п.

В литературе существуют две основные точки зрения на проблему соотношения понятий «источник права» и «форма права»:

1) понятия тождественны;

2) понятие «источник права» более широкое, чем понятие «форма права».

Последняя точка зрения является господствующей на сегодняшний день. Под источником права понимают:

1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества);

2) источник в идеологическом смысле (правовые учения и доктрины);

3) источник в формально-юридическом смысле – это и есть форма права.

Выделяют четыре основные формы права:

1) нормативный акт – правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений;

2) правовой обычай – исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям;

3) юридический прецедент – судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел; распространен в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т. д.;

4) нормативный договор – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (Федеративный договор РФ 1992 г.).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Вопрос 88. Вещные права (понятие, признаки). Ограниченные вещные права на земельные участки.

Вопрос 88. Вещные права (понятие, признаки). Ограниченные вещные права на земельные участки. Вещные права – права, которые предоставляют их обладателю возможность непосредственного (независимо от какого-либо другого лица) воздействия на вещь. Вещными правами наряду с

Глава III Нормы экологического права и экологические правоотношения. Источники экологического права. Принципы экологического права

Глава III Нормы экологического права и экологические правоотношения. Источники экологического права. Принципы экологического права Нормы права относятся к разряду социальных норм. Норма права – это мысль, высказывание о должном или дозволенном поведении. Нормы

7. Понятие права, его значение, признаки, функции

7. Понятие права, его значение, признаки, функции На определенном этапе развития общества в человеческом коллективе возникает необходимость урегулирования общественных отношений. Данная функция отведена праву.Понятие права многозначно.Необходимо выделить следующие

1. Понятие и признаки корпоративного права

1. Понятие и признаки корпоративного права Корпоративное право – подотрасль гражданского права, нормы которой направлены на урегулирование общественных отношений по организации и деятельности предприятий и организаций, выступающих субъектами гражданского права.

83. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЯДЕРНОГО ПРАВА

83. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЯДЕРНОГО ПРАВА Возникновение нового источника энергии – энергии атома – обусловило создание новой сферы человеческой деятельности, а также необходимость в координации усилий государств по использованию ядерной атомной энергии

13.1 Понятие и признаки нормы права

13.1 Понятие и признаки нормы права Как уже указывалось, норма права — важнейшая часть социальных норм. Она частица права, его исходный элемент, основополагающее понятие правовой системы, поскольку все юридические понятия, конструкции, все правотворчество, процессы

§ 1. Понятие и признаки вещного права

§ 1. Понятие и признаки вещного права Понятие вещного права. Под вещным правом принято понимать право, обеспечивающее удовлетворение интересов управомоченного лица путем непосредственного воздействия на вещь, которая находится в сфере его хозяйственного господства.

5. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ, ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ

5. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ, ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ Право – система установленных или санкционированных государством общеобязательных, формально определенных правил общего характера (норм), обеспеченных государственной защитой. Признаки

§ 11. Понятие права. Правовая норма. Источники права

§ 11. Понятие права. Правовая норма. Источники права Право неразрывно связано с государством. Оно принадлежит к классу столь же сложных понятий, что и государство, общество, человек, нравственность. Представления о праве, подобно представлениям о государстве, зависят от

§ 39. Понятие и источники гражданского права

§ 39. Понятие и источники гражданского права Самыми массовыми, повторяющимися правовыми отношениями, в которые вступает человек, являются отношения по поводу имущества.Гражданское право – это важнейшая отрасль права, нормы которой регулируют имущественные, а также

§ 51. Понятие и источники семейного права

§ 51. Понятие и источники семейного права Семейное право – отрасль права, нормы которой регулируют личные и имущественные отношения, вытекающие из брака и принадлежности к семье. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных

§ 55. Понятие и источники трудового права

§ 55. Понятие и источники трудового права Трудовое право – отрасль права, нормы которой регулируют общественно-трудовые отношения, а сами общественно-трудовые отношения выступают в этом случае как трудовые правоотношения. Содержание трудовых правоотношений составляют

§ 62. Понятие и источники уголовного права

§ 62. Понятие и источники уголовного права Уголовное право – одна из важнейших отраслей права. Оно представляет собой совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, опасных для данной системы общественных отношений. Уголовное

Читайте также:
Принцип состязательности и равноправия сторон понятие, сущность и значение правовых норм, содержание статей ГПК РФ, примеры

Классификация источников права

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие источника права

Источник права как понятие в юридической литературе несет две основные смысловые нагрузки:

  1. Источник права является базой правового производства, когда государство в источниках права закрепляет свою волю и защищает интересы общества.
  2. Источник права, воплощающий свою юридическую основу. В данном случае источник права является результатом правотворческой деятельности.

Таким образом, понятие источник права с правовой точки зрения следует понимать как форму выражения, способ закрепления правовых норм, которые исходят от государства или структур его представляющих.

В современном российском законодательстве основным источником права являются нормативно-правовые акты.

Признаки зафиксированных источников права

Исследователи выделяют ряд особенностей в источниках права.

  • Нормативность, то есть закрепленность в определенных нормах права;
  • Определенность, которая предполагает четкость прописанных позиций, невозможность двойной трактовки;
  • Обязательность применения для всех участников правоотношений;
  • Всеобщность, то есть охватывает все субъекты и объекты права;
  • Устойчивость или неизменность в зависимости от времени и обстоятельств;
  • Прочность или как некоторые ученые указывают непоколебимость.

Классификация источников права

В юридической литературе представлено много классификаций источников права по различным основаниям, рассмотрим некоторые из них. Многие исследователи предлагают классифицировать источники права по их значимости или, как они указывают, по юридической силе.

  • Нормы международного права, к которым присоединилась Российская Федерация. Они обладают большей юридической силой, чем внутренние законы страны.
  • Законы, обладающие вышей юридической силой. Они принимаются главными законодательными органами власти страны и ее субъектов. Законы также можно разделить на конституционные, кодифицированные, текущие.
  • Подзаконные акты. Среди них можно особенно выделить Указы Президента РФ, которые вносят конкретику, разъяснения в спорные вопросы, которые закреплены законами. Дополнительные меры социальной защиты, сроки их выполнения обычно оговариваются в Постановлениях Правительства РФ По данной теме мы уже выполнили доклад Правовые акты Правительства РФ подробнее .

Готовые работы на аналогичную тему

Многие исследователи разделяют источники права в зависимости от территориального охвата действия на:

  • Федеральные, которые действуют на всей территории страны, к ним можно отнести законы федерального значения.
  • Нормативно-правовые акты регионального действия, которые применимы для территории отдельного субъекта России.
  • Акты местного уровня, которые применимы для территории конкретного муниципального образования.
  • Локальные нормативные акты, действующие в рамках определенного учреждения.

Также можно привести классификацию, которая делит источники права в зависимости от круга субъектов правоотношений на общие, которые применимы ко всем субъектам права, и специальные, которые применимы лишь для отдельных субъектов правоотношений.

Если рассматривать классификацию источников права в зависимости от формы, то можно представить следующее деление:

  • Правовой обычай, который в историческом понимании сформировался первым. Для российской По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Право собственности Российской Федерации подробнее национальной системы права роль правового обычая как источника права очень мала.
  • Судебный прецедент как одна из форм источников права получил признание еще в Древнем Риме. Одним из основных источников национального права в современном мире он стал в США, Англии По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Англия подробнее , Австралии и Канаде. Для российской национальной системы права данная форма источника права является незначительной.
  • Нормативно-правовой договор По данной теме мы уже выполнили курсовую работу нормативно-правовой договор подробнее является одним из основных ситочников как международного, так и национального права.
  • Нормативно-правовой акт выступает основным источником российской системы права. Так же он используется как основной источник права в большинстве стран мира.

Помимо основных источников права в юридической литературе принято выделят второстепенные, такие как:

  • юридическая доктрина, которая широко применяется как источник мусульманского По данной теме мы уже выполнили курсовую работу мусульманское право подробнее права;
  • общие принципы права, которые имеют влияние на все континентальные национальные системы права.

Форма (источники) права: понятие и виды

Источники права

Важнейший признак права заключается в его формальной определенности. Правовые нормы обязательно должны относиться к определенным объектам, быть включены в те или иные формы, которые представляют собой способ их существования, формы жизни. Без перечисленного правовые нормы не способны выполнять задачи в области регулирования отношений в обществе.

Форма права представлена способом выражения государственной воли, являясь юридическими правилами поведения.

Перед тем, как проводить анализ и определить понятие формы источника права, важно рассмотреть соотношение между понятиями «форма права» и «источник права».

Исходя из принятого всеми значения термина «источник» в качестве «всякого начала или основания, корня и причины, исходного пункта», по применению к юридическим явлениям источник права представляет собой источник в следующих смыслах:

  • материальный смысл (материальные условия общественной жизни, потребности и интересы человека, формы собственности и др.);
  • идеологический смысл (соответствующие правовые учения и доктрины, правосознание и др.);
  • формально-юридический смысл в виде формы права.

Состав форм права

Основные формы права включают в себя:

  • нормативный акт в виде правового акта, в содержание которого включены правовые нормы. Он регулирует определенные отношения в обществе. Примерами может быть Конституция, закон, подзаконный акт и др.;
  • правовой обычай в форме исторически сложившихся правил поведения, которые включены в сознание людей и вошли в привычку в процессе многократного использования. Приводят к правовым последствиям;
  • юридический прецедент в виде судебного или административного решения по конкретным юридическим делам, которым придается сила правовых норм и которым руководствуются в ходе разрешения похожих дел (преимущественно распространен в государствах семьи общего права, включая США, Великобританию, Канаду и др.);
  • нормативный договор в форме соглашения, которое заключают правотворческие субъекты. В его результате появляется новая правовая норма.
Читайте также:
Унитарное предприятие - особенности, кто собственники, примеры

В условиях современности значение нормативных договоров в нашей стране существенно возрастает. Они все более широко распространены в различных отраслях права, включая конституционную, трудовую, гражданскую, административную и др.

Важно отличие нормативного договора с одной стороны, от просто договора, а с другой стороны, от нормативно-правового акта.

В отличие от простых договоров в виде сделок нормативные договоры не обладают индивидуально-разовым характером. Если два предприятия заключают определенную сделку, то они не формируют новую правовую норму, поскольку она уже содержится в ГК РФ. Участники, которые заключают нормативный договор, формируют новые правила поведения в виде новой нормы права, выступая субъектами правотворчества.

Нормативные договора отличаются от нормативных актов, которые принимают государственные органы. Такие договора являются результатом соглашений равноправных субъектов по поводу деятельности, которая представляет их общий интерес.

Система нормативных актов РФ

Основной вид формы права в нашем государстве представлен нормативными актами, которые способны устанавливать нормы права, вводящие их в действие. Также они способны изменять или отменять правила общего характера, чем отличаются от актов использования права и от прочих индивидуальных актов, которые рассчитаны на однократное действие и «привязаны» к соответствующим субъектам (обстоятельствам времени и места).

В практическом использовании часто можно столкнуться со смешанными актами, когда они одновременно включают нормы права и определенные индивидуальные предписания правоприменительного характера.

Важнейшим признаком дифференциации всех нормативных источников является принадлежность к определенной отрасли права, включая конституционное, административное, гражданское, трудовое, уголовное и др. Другим основанием считается классификация нормативных актов в соответствии с субъектами их издания, что разделяет их на акты органов государства; акты общественных организаций, санкционированные государством; акты органов самоуправления; акты непосредственного народного волеизъявления.

К рассматриваемой классификации относятся и более конкретизированные разделения актов по издавшим их органам (например, акт парламента, муниципалитета, правительства, министерств и др.).

Центральное и главное направление подразделения нормативных актов заключается в их иерархической структуре. В соответствии с данной классификацией основной критерий отнесения нормативного акта к определенному типу состоит в его юридической силе, которая указывает место акта, его роль, верховенство или подчиненность. Она зависит от положения и значения органа, издающего акт, от его конституционных компетенций и полномочий, которыми он наделяется по действующим законодательным актам.

Для общего построения системы законотворчества в любой стране характерна классификация на законы и подзаконные нормативные правовые акты.

Приложение1

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин “правовая информация”. К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно – технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее “автором”, то есть от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально – правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.

Официальная правовая информация – это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Информация индивидуально – правового характера, имеющая юридическое значение, – это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация – это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

Рассмотрим названные группы более подробно.

1. Официальная правовая информация

Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

1.1. Нормативная правовая информация

Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, – это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.

Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

  • 1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);
  • 2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).

Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

Норма права касается:

  • а) круга государственных органов, организаций, учреждений;
  • б) круга должностных лиц;
  • в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);
  • г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);
  • д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.

Юридическая сила нормативного правового акта – это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

Характерная черта системы правовых актов – ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Законы РФ – нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ – правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются в виде:

  • – законов РФ о поправках к Конституции РФ;
  • – федеральных конституционных законов;
  • – федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Подзаконные акты – это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

Международный договор – нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.

В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Внутригосударственный договор – нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

1.2. Иная официальная правовая информация

К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

  • – ненормативные акты общего характера;
  • – акты официального разъяснения;
  • – правоприменительные акты.

Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

Акты официального разъяснения действующих норм – это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие – к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.

Правоприменительные акты – это индивидуально – правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).

1.3. Формы правовых актов

Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.

НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 “Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации” нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только “в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается”.

Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 “О положении Банка России “О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России” (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. В соответствии со ст. 6 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации” нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств.

Минюст РФ в “Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации”, утвержденных Приказом от 17.04.98 N 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания) не должны носить нормативный правовой характер.

Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в форме законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994 – 1996 гг. были приняты ненормативные акты в форме, традиционно присущей только нормативным актам, а именно: было принято 9 законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально – правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в форме законов.

2. Информация индивидуально – правового характера,
имеющая юридическое значение

Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, – граждан, организаций.

Правовую информацию индивидуально – правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:

  • – договоры (сделки);
  • – жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.

Общие черты этих актов:

  • – носят индивидуально – правовой характер;
  • – направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия – устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.

3. Неофициальная правовая информация

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:

  • – материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;
  • – материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);
  • – материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);
  • – образцы деловых бумаг;
  • – комментарии законодательства;
  • – научные, научно – популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.

Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: