Игры для мелкой моторики для малышей и дошкольников

Игры для мелкой моторики для малышей и дошкольников

1. ПРОКАТЫВАНИЕ ШАРИКОВ.

Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони и должен прокатиться точно по дорожке. Скажите малышу: «Шарики непослушные! Так и норовят убежать. А ты их не отпускай!». Шарики можно катать как ладонями (в первых играх), так и одним пальчиком (в последующих играх).

2. ИГРА С ИЗЮМОМ.

Всегда очень радостная и для мамы, и для ребенка и полезная для всей семьи. Сделайте тесто, раскатайте его. Предложите малышу украсить тесто изюмом. Покажите, как правильно брать изюминку («пинцетный захват» двумя пальчиками – большим и указательным). Покажите, что изюминки надо раскладывать по всему тесту на расстоянии друг от друга. Потом запеките получившийся пирог и съешьте его всей семьей! Радость гарантирована!

3. СОРТИРОВКА МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ

Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата» (захватывал двумя пальчиками – большим и указательным).
При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения.

Перемешайте в одной коробке два вида бусин (или горох и фасоль; или ракушки и камушки, или пуговицы разной формы и размера) и попросите Вам помочь. Сортировать можно по цвету (если Вы перемешали бусины двух цветов), по форме, по размеру. Сначала малыш сортирует два вида предметов достаточно большого размера. Затем задание усложняется – берутся более мелкие предметы и сортируют их уже на 3-5 групп (например, фасоль в одну коробочку, горох в другую, бусинки в третью, камушки в четвертую, ракушки в пятую).

Сортировка происходит всегда в игре. Например, наша курочка любит горох, а петушок — фасоль. Надо им в мисочки разделить еду.

Или одна кукла любит макароны, а другая фасоль. Нужно дать каждой то, что она любит.

Сортировка мелких предметов очень важна на третьем году жизни ребенка.

4. РАЗМИНАНИЕ ПЛАСТИЛИНА.

Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее, чем мягкий импортный.

5. НАНИЗЫВАНИЕ КОЛЕЦ НА СТЕРЖЕНЬ ПИРАМИДКИ(развитие соотносящих движений рук).

Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче), а уже потом собирать ее. Обратите внимание – даже самые маленькие дети легко запоминают последовательность цвета в пирамидке и собирают ее просто по памяти, а не по сопоставлению величин. Поэтому если Вы хотите научить их сравнивать величину колец и располагать их от самого большого к самому маленькому последовательно, то Вам нужна пирамидка с кольцами одного цвета!

6. ПЕРЕСЫПАНИЕ.

Пересыпайте с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу. Используйте разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.

7. ИГРЫ – ШНУРОВКИ(пришнуровать яблоко к спине ежика, детали одежды и другие сюжетные шнуровки).

Эти игры быстро надоедают малышу. Поэтому лучше, если у Вас будет кукла, у которой ботиночки или одежда завязываются с помощью шнурка. Надевая эту куклу в игре и раздевая ее, малыш будет легко и с удовольствием тренироваться шнуровать.

8. УПРАЖНЕНИЯ С БУМАГОЙ:

1) мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния),
2) рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски мы складываем в коробочку и делаем «дождик», высыпая наши полоски из коробки.

  • Предлагая малышу бумагу для этого упражнения, Вы всегда должны ему показать, откуда можно взять бумагу. И должны сами всегда брать бумагу для данной игры только из этой коробки. Иначе малыш поймет, что можно рвать все, что находится вокруг и порвет книжки или еще что-то нужное. Для этого упражнения – всегда свое место.
  • Не давайте рвать старые книги и журналы. Любой игрой мы воспитываем отношение к жизни. А это пример недопустимого обращения с книгой. Кроме того, типографская краска вовсе не полезна для маленьких детей.
  • Можно давать для этого упражнения старые рулоны обоев.

3) делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт – например, кошка, барашек, тучка)

4) делать аппликации из кусочков бумаги, которые нарвал малыш. Нарисуйте картину на листе ватмана. И наклейте на нее кусочки бумаги по сюжету. Белые наклеенные кусочки могут изображать снег или облака, синие – речку, желтые – осеннюю листву деревьев.

9. ВДАВЛИВАНИЕ МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ В ПЛАСТИЛИН(бусины, семена, ракушки, мелкие камушки).

Так мы можем сделать картины – мозаики на пластилине. А еще можно помочь герою игры – например, сделать «синюю речку» (размазать пластилин по полосе картона) и построить мост через речку (вдавить в пластилин камушки). А потом по этому мостику пройдут игрушки и поблагодарят малыша за помощь.

10. РЕЗИНОВАЯ ГРУША.

Выберите маленькую грушу (продается в аптеке). Нажимая на нее, получается струя воздуха, которой можно сдуть ватку или листочек со стола. Можно даже поиграть в футбол, пытаясь загнать струей воздуха ватку в ворота. Для детей первого года жизни груша не нужна, эту роль выполняют резиновые игрушки — пищалки, играя с которыми малыш развивает силу рук.

11. ВОЛЧКИ.

Сначала малыш учится запускать юлу, а затем волчки крупных размеров. И уже после этого дайте малышу волчки маленького размера. Вместо волчка используйте любые другие предметы: кольца пирамидок, шарики, пластиковые миски и т.д. Также полезно и заводить ключиком заводные игрушки.

12. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТОЛОВЫХ ПРИБОРОВ – ЛОЖКИ, ВИЛКИ.

Умение самостоятельно есть ложкой, вилкой, пить из чашки – это тоже очень важная составляющая развития малыша и развития мелкой моторики.

13. РАЗВОРАЧИВАНИЕ ЗАВЕРНУТОГО В БУМАГУ ПРЕДМЕТА –СЮРПРИЗА – «ЧТО ТАМ?»

Читайте также:
Агрессивный ребенок - причины злости и методы воспитания

Когда малыш развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните его снова – спрячьте в другую бумагу. И снова попытайтесь найти. Научите малыша заворачивать – прятать предмет от старшей сестры или брата, папы, бабушки. Пусть они порадуются, когда развернут его сюрприз.

14. НАПОЛНЕНИЕ БУТЫЛКИ МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ.

В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.

Чтобы это упражнение было результативным, покажите малышу как правильно его выполнять:

  • Захватывать мелкие предметы или щепотью или двумя пальцами (большим и указательным) – просто покажите, как Вы захватываете предмет.
  • Придерживать бутылочку одной рукой, а другой рукой брать по одной детали. Очень важно следить за тем, чтобы малыш брал правильно и по одной детали!
  • В конце закройте бутылку крышкой и погремите получившейся погремушкой.

15. КОНСТРУКТОРЫ.

Очень хорошо развивают мелкую моторику разные конструкторы. Важно иметь дома несколько конструкторов (но обязательно с РАЗНЫМ принципом соединения деталей). Также очень полезно изготовление поделок, работа с глиной.

16. НАНИЗЫВАНИЕ НА ШНУРОК БУСИН С БОЛЬШИМИ ОТВЕРСТИЯМИ.

Очень хорошую идею для нанизывания я увидела в детском саду «Солнышко» в Москве. Педагоги этого детского сада собирают старые ненужные фломастеры с пластмассовым корпусом. Этот корпус распиливается на части. Получаются разноцветные «трубочки», которые дети нанизывают на шнурок как бусы.

Можно нанизывать и катушки от ниток, кольца для штор, детали конструкторов, бусины из глины или соленого теста, кольца от маленьких пирамидок.

17. ПЕРЕЛИСТЫВАТЬ СТРАНИЦЫ КНИГИ ПО ОДНОЙ.

Это упражнение доступно ребенку с года. Для этого страницы первой книги должны быть плотными, из картона.

Покажите малышу книгу. А на следующую страницу положите картинку – сюрприз. Чтобы ее найти, нужно перелистнуть страничку. Если малышу трудно, то помогите ему, чуть приподняв страничку.

18. РАЗВЯЗЫВАТЬ И ЗАВЯЗЫВАТЬ УЗЕЛКИ, БАНТИКИ, ПЛЕСТИ КОСИЧКИ, РАССТЕГИВАТЬ И ЗАСТЕГИВАТЬ ЛИПУЧКИ, ПУГОВИЦЫ, КНОПКИ, КРЮЧКИ, МОЛНИИ, СНИМАТЬ И НАДЕВАТЬ ШАПКУ, СТЯГИВАТЬ НОСКИ, СНИМАТЬ БОТИНКИ.

Хотя чаще всего в современных семьях задача овладения малышами разных видов застежек решается с помощью развивающей книжки или коврика, но это всего лишь первый этап. Дальше малыш тренируется делать это в жизни, в быту.

На одежде малыша должны быть разные застежки – пуговицы разной формы и размера, кнопки. Нужно учитывать, что гораздо проще застегнуть застежку на коврике или другом человеке, чем на себе.

Ситуация, когда у ребенка на одежде и обуви в течение всего дошкольного возраста только липучки, приводит к тому, что даже второклассники в 8-9 лет не в состоянии одеться сами, если на одежде другой вид застежки, и даже не могут зашнуровать шнурки, переодеваясь на физкультуре! А ведь несамостоятельность ребенка и зависимость от взрослого прямо влияет и на его дальнейшее поведение и успешность в жизни.

Уже в раннем возрасте малыш может сам снимать и надевать шапку, протягивать ручки при надевании свитера, надевать и снимать рукавички и перчатки, стягивать носки, снимать ботинки, просовывать руки в рукава, а ноги в штанины, снимать расстегнутые штанишки, пальто, куртку – и это тоже вклад в развитие мелкой моторики малыша, и очень большой вклад.

19. ВЫКЛАДЫВАТЬ ФИГУРЫ ИЗ ПАЛОЧЕК, ИЗ РАЗНЫХ ВИДОВ МОЗАИКИ.

20. ОТКРЫВАТЬ И ЗАКРЫВАТЬ БАНОЧКИ (раскручивать и закручивать крышки).

Чтобы было интереснее, прячьте вовнутрь сюрприз, заворачивая его в бумагу. А заодно малыш потренируется разворачивать и сворачивать бумагу. Что же спрятано в баночке?

21. НАМАТЫВАНИЕ.

Наматывание толстой нитки на палочку, на катушку, на клубок и разматывание. Наматывание толстого шнурка на руку – свою или мамину.

22. КАТАНИЕ КАРАНДАША МЕЖДУ ЛАДОШКАМИ.

Сначала попробуйте покатать карандаш по столу ладонью. Затем покажите малышу, как катать карандаш между выпрямленными ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конец карандаша можно приклеить картинку, которая будет «плясать» — вертеться.

25 лучших пальчиковых игр для детей 1-7 лет

Пальчиковые игры для детей развивают мелкую моторику и способствуют развитию мозга.

Пальчиковые игры для детей

Пальчиковые игры для детей помогают детям в игровой форме изучать мир вокруг и развиваться.

Пальчиковые игры для детей 1-2 года

Пальчиковые игры для детей 1-2 года, развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров.

Игра 1. Фонарики

ВНИМАНИЕ! ЗАПИСЬ НА КУРСЫ! ИДЕТ НАБОР!

Вот фонарики горят,
всех ребяток веселят!
(пальцы растопырены)

Вдруг погасли фонари,
(пальцы сжаты в кулак)

Ты скорей домой беги!
(руки спрятаны за спину).

Игра 2. Кулачок.

(мама загибает пальчики ребёнку)

Этот пальчик — маленький,
(загибаем мизинчик)

Этот пальчик — слабенький,
(загибаем безымянный пальчик)

Этот пальчик — длинненький,
(загибаем средний пальчик)

Этот пальчик — сильненький,
(загибаем указательный пальчик)

Этот пальчик — толстячок,
(загибаем большой пальчик)

Ну а вместе кулачок!

Игра 3. Ушки зайчика.

Ваши пальчики встряхните,

Сгибайте ваши пальчики,

Совсем как ушки зайчики.

1–2 строчки – расслабляем руки и встряхиваем их.

3–4 строчки – обе ладони с пальцами, прижатыми друг к другу,

приставляем к голове и сгибаем сомкнутые пальцы несколько раз.

Игра 4. Сосчитай братьев.

Всех помощников опять

Надо быстро сосчитать:

Этот брат дрова рубил,

Этот братец щи варил,

Этот брат готовил кашу

На семью большую нашу.

Этот веником махал,

Ну а этот маленький

Спал у нашей маменьки.

1–2 строчки – хлопаем в ладоши или растираем их одна о другую.

3–8 строчки – в соответствии с текстом стихотворения пальцами одной руки растираем пальцы второй руки, начиная с большого, так, чтобы у «маменьки» «спал» мизинец. Затем повторяем все для другой руки.

Игра 5. Мишки на дорожках.

Две ладошки – два домишки

Там живут бродяги-мишки.

Вот поспят они немножко

И помчатся по дорожкам,

А дорожки – две руки,

Ну-ка, мишкам помоги:

Их на санки посади,

По дорожкам прокати!

1–4 строчки – сжимаем и разжимаем кулаки.

5–8 строчки – сомкнутыми пальцами одной руки поглаживаем внутреннюю сторону предплечья от локтевого сустава до запястья, затем делаем то же самое другой рукой. Игру можно повторить несколько раз.

***
Смотрите еще пальчиковые игры для детей 1-2 лет.

Читайте также:
Спорт для детей - чем заняться в разном возрасте читать онлайн

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет, в которые малыш может играть либо на коленях взрослого, либо отдельно от мамы.

Игра 1. Горошки.

Раскатились по дорожке

Птички весело клюют,

Нам горошки не дают,

Дайте мне горошинку!

Я такой хорошенький!

1–2 строчки – подушечками пальцев обеих рук выполняем легкие постукивания по поверхности стола, изображая раскатившиеся горошинки.
3–4 строчки – пальцы обеих рук собираем в щепоть и «клюем» воображаемые горошинки.
5 строчка – складываем руки лодочкой, вытягиваем их вперед и «просим» горошинку.
6 строчка – обеими ладонями гладим себя по щекам или по голове.

Игра 2. Кошка.

Вот кулак
(показываем кулачек)

А вот ладошка
(показываем ладошку)

На ладошку села кошка
(ставим свои пальцы на ладонь малыша)

И крадется потихоньку
(2-3 раза пальцы шагают по руке)

Видно мышка там живет
(щекочем)

Игра 3. Курочка.

По двору гуляла,

По двору гуляла,
(не спеша «проходятся» указательным и
средним пальцем по бедрам)

— Раз, два, три, четыре, пять!
(загибают пальчики на одной руке)

Посчитаю их опять:
(грозят указательным пальцем)

Раз, два, три, четыре, пять!
(загибают пальчики на другой руке).

Игра 4. Сорока — белобока.

Сорока – белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
(дети на ладошке «варят» кашу)

Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
(поочередно загибают пальцы с мизинца)

А этому не дала!
(показывают большой палец)
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил –
(грозят указательным пальцем большому пальцу)

Тебе нет ничего!
(разводят обе руки в стороны)

Вот тебе горшок пустой,
(сжимают пальцы в кулак)

Иди в угол и постой!»
(указательным пальцем показывают на угол).

Игра 5. Киска.

Есть у киски глазки,
(показывают свои глазки)

Есть у киски ушки,
(показывают ушки и шевелят ими)

Есть у киски лапки,

Мягкие подушки.
(сжимают и разжимают кулачки)

Киска, киска, не сердись
(грозят пальчиком)

Не царапай деток,

Брысь!
(хлопок в ладоши)

Смотрите еще пальчиковые игры для детей 2-3 лет.

Пальчиковые игры для детей 3-4 лет

Пальчиковые игры для детей 3-4 лет, учат вслушиваться в нашу речь и ее понимать.

Игра 1. Игрушечный зайчик в лесу.

Ах, как жутко на лесной лужайке
(руки, на щеки, покачивание головой)

Бедному игрушечному зайке
(«ушки зайчика»)

Кружится над зайкой стрекоза
(руки в кулаки, выставив указательный и
средний пальцы, быстро ими шевелить)

И глядит, глядит во все глаза.
(«глаза стрекозы»)

И пчела все уши прожужжала,
(приставляют пальцы к ушам – «не слышать»)

У нее ужаснейшее жало.
(руки в кулак, выставление указательного пальца)

И жуки рогатые ползут
(руки на колени, перебирание пальцами)

Ахнуть не успеешь
(взяться за голову руками)

Загрызут.
(пощекотать кого-нибудь рядом)

Бегают по зайчику мурашки
(быстро перебирать пальцами по груди)

Ах, как страшно зайчику-бедняжке.
(«ушки зайчика»).

Игра 2. Паровоз.

Ехал, ехал паровоз
(руки в «замок»,
большие пальцы вращаются)

Прицепил вагон, повез.
(сцепить указательные пальцы)

Ехал, ехал паровоз
Прицепил вагон, повез.

Игра 3. Капустка.

Мы капустку рубим-рубим,
(постукивать ребрами ладоней
по столу или по коленям)

Мы капустку солим-солим,
(поочередно поглаживать подушечки
пальцев, как будто солим)

Мы капустку трём-трём,
(потирать кулачок о кулачок)

Мы капустку жмём-жмём.
(сжимать и разжимать кулачки).

Игра 4. Пчёлки.

(Одна рука изображает ёлку: опираясь на локоть, пальцы растопырены.
Вторая рука – улей: пальцы сомкнуты в кольцо. Улей прижат к ёлке.)

Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
(заглядываем в улей)

Надо в дом постучать,
(постучать кулачками друг о друга)

Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, где же эти пчёлки?
(стучим кулаками друг о друга,
чередуя руки)

Стали пчелки вылетать:
Раз, два, три, четыре, пять!
(разводим руками, растопыриваем
пальцы и шевелим ими, пчёлки летают).

Игра 5. Веселая мышка.

Весёлая мышка
Перчатку нашла,
(пальцы в стороны,
покрутить ладошкой)

Гнездо в ней устроив,
(сложить ладоши ковшом)

Мышат позвала.
(поманить, сгибая
и разгибая пальцы)

Им корочку хлеба
Дала покусать,
(кончиком большого пальца
поочерёдно стучим по
кончикам остальных пальчиков)

Погладила всех
(одна ручка гладит
другую и наоборот)

И отправила спать.
(сложенные ладони кладем под щечку)

Смотрите еще пальчиковые игры для детей 4-5 лет.

Пальчиковые игры для детей 5-6 лет

Пальчиковые игры для детей 5-6 лет, помогают установить теплый телесный контакт между ребенком и взрослым.

Игра 1. Помощники.

Вот помощники мои,

Как их хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

И работать захотели.

Но дадим им отдохнуть.
(Выполнять движения пальцами в соответствии
с содержанием стихотворения).

Игра 2. Белка.

Сидит белка на тележке,
(исходное положение —
кисти рук сжаты в кулак)

Продает она орешки,
(круговые движения кистью
вправо, влево)

Лисичке-сестричке,
(разогнуть большой палец)

Воробью,
(разогнуть указательный палец)

Синичке,
(разогнуть средний палец)

Мишке толстопятому,
(разогнуть безымянный палец)

Заиньке усатому.
(разогнуть мизинец)

Вот так!
(Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.)
«У Петиной сестрицы»
У Петиной сестрицы
(Ритмичные удары пальцами правой руки по левой ладони.)
По деревне небылицы:
(Ритмичные удары пальцами левой руки по правой ладони.)
Ходит утка в юбке,
В теплом полушубке,
Курочка — в жилете,
Петушок — в берете,
Коза — в сарафане,
Заинька — в кафтане.
(На каждое название животного загибаем пальцы на руках, начиная с большого.)

Игра 3. Дружная семейка.

Этот пальчик большой —

Это папа дорогой.

Рядом с папой — наша мама.

Рядом с мамой — брат старшой.

Вслед за ним сестренка —
Милая девчонка.

И самый маленький крепыш —
Это славный наш малыш.
(руку сжать в кулак, поочередно разгибать
пальцы, начиная с большого)

Дружная семейка!
(сжать руку в кулак несколько раз).

Игра 4. На базар ходили мы.

На базар ходили мы,
(соединение пальцев подушечками,
начиная с мизинцев)

Много груш там и хурмы,
(по одной паре пальцев на
каждую стихотворную строчку)

Есть лимоны, апельсины,
(при этом ладони не соприкасаются)

Дыни, сливы, мандарины,
(пальцы сжимаются в кулак,
а большой отводится вверх)

Читайте также:
Ожирение у детей - что нужно знать родителям, чтобы не допустить проблем со здоровьем

Но купили мы арбуз –
Это самый вкусный груз!

Игра 5. Детский сад.

В нашей группе все друзья

Самый младший- это я.
(дети ритмично стучат
кулачками по столу)

Это Даша.
(разжимают кулачки,
начиная с мизинчика).

Смотрите еще пальчиковые игры для детей 5-6 лет.

Пальчиковые игры для детей 6-7 лет

Пальчиковые игры для детей 6-7 лет помогают в подготовке руки к письму.

Игра 1. Домик.

На поляне дом стоит,
(«дом» — изобразить двумя руками,
крышу дома — пальцы левой и правой
рук соприкасаются друг с другом)

Ну а к дому путь закрыт.
(правая и левая руки повернуты ладонями к
себе, средние пальцы соприкасаются друг
с другом, большие пальцы — вверх)

Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем.
(«ворота» — ладони разворачиваются
параллельно друг другу).

Игра 2. Зимние забавы.

Лепим мы из снега дом

Звери будут в доме жить,

Веселиться и дружить,

Вместе домик сторожить.
(дети сжимают и разжимают кисти рук,
соединяют кончики пальцев рук,
слегка разводят ладони в стороны,
хлопают в ладоши, соединяют руки в «замок»).

Раз, два, три, четыре, пять,
(загибают пальчики)

Мы с тобой снежок слепили.
(снежок «лепят»)

Круглый, крепкий, очень гладкий
(показывают круг, сжимают ладони,
гладят одной ладонью другую)

И совсем-совсем не сладкий.
(грозят пальчиком)

И… сломаем.
(хлопают по столу).

Игра 3. Повар.

Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
(ребром ладони дети стучат по столу)

Повар леща берет
И опускает в компот
(загибают большие пальцы)

Бросает в котел поленья,
В печку кладет варенье
(загибают средние пальцы)

Угли бьет поварёшкой.
(загибают безымянные пальцы)

Сахар сыплет в бульон.
(загибают мизинцы)

И очень доволен он.
(разводят руками).

Игра 4. Моя семья.

Знаю я, что у меня
(поднимают руку ладонью к себе)

Дома дружная семья!
(и в соответствии с текстом,
в определенной последовательности
загибают пальцы: сначала безымянный,
затем мизинец, указательный
средний и большой)

Это – бабушка моя,

Это – дед.
И у нас разлада нет.

Игра 5. Гномики.

Жили — были в домике

Маленькие гномики:
(дети сжимают и разжимают кулачки)

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.
(загибают пальчики, начиная с больших)

Раз, два, три, четыре, пять
(разгибают пальчики)

Стали гномики стирать.
(тереть кулачками друг о друга).

Сборник игр и упражнений для развития мелкой моторики

Наталья Шардакова
Сборник игр и упражнений для развития мелкой моторики

Мы играем, мы играем – наши ручки развиваем

Составитель: Шардакова Н. П., воспитатель.

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше ее взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

В. А. Сухомлинский

Игры с пальчиками и руками стимулируют процесс речевого и умственного развития детей, развивают мелкую моторику пальцев и координацию движений. Такие забавы очень увлекательны. Они способствуют развитию творческой активности.

В сборник входят упражнения и игры для развития мелкой моторики детей с использованием различных игрушек и игр заводского изготовления или самостоятельно сделанных из подручных и бросовых материалов. Обычных предметов, которые можно применить для игры, привлекая ребенка к помощи по хозяйству в доме.

Сборник рекомендуется педагогам домов ребенка, детских садов младших групп и родителям.

Продается много игрушек, очень полезных для развития мелкой моторики. В их числе,например:

• сортеры» (кубики с отверстиями разных форм и вкладыши разных форм) – можно сделать самим, прорезав в картонной коробке отверстия и предлагая ребенку опустить в отверстия пробки, крышки от баночек и т. п.);

• шнуровки – можно сделать самим, взяв картон и шнурки;

деревянные рамки – «пазлы» и вкладыши к ним с ручкой (обычно в виде яблок, бананов и т. д.);

• восковые мелки;

• наборы для создания картин, бус и т. п. из мелких пластиковых трубочек или бусинок;

мелкие игрушки животных, кубики, машинки;

• коробка или «волшебный мешочек», где на ощупь надо найти предмет по договоренности либо нащупать и описать предмет.

Можно сделать самим или купить;

• пальчиковые краски, в зависимости от производителя – некоторые можно применять уже с года.

Так же хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, которая так же способствует развитию мелкой моторики.

Некоторые идеи для развития мелкой моторики:

• Рисование пальцем на подносе (зеркале) с крупой, желе, кремом для бритья.

• Нанизывание прищепок на веревки, края тарелок.

«Посыпание» – песком, сахаром, манкой.

• Переливание воды из одного сосуда в другой; пересыпание сыпучих предметов (круп) из одного сосуда в другой. Можно брызгать в игрушки водой с помощью пластикового (одноразового) шприца без иглы.

• Игра с водой и мягкой губкой.

• Вытаскивание нити из ткани.

• Аппликация (отрывать кусочки тонкой бумаги или ваты и приклеивать к основе;

• работа с природным материалом (шишки, желуди, листья и т. п., мелкими предметами (пуговицами, стразами, ракушками) – приклеивание с помощью пластилина.

• Вылавливание мелкой игрушки из ванны с помощью ложки, ковшика.

Учимся отвинчивать крышки: открываем завинчивающуюся баночку; открываем тюбики с зубной пастой, бутылочки;

• открываем коробку спичек с каким-нибудь интересным мелким предметом или вкусностью внутри;

• проталкиваем карандаш, опускаем фасолинки в пустую пластиковую бутылку;

• открываем, закрываем маркеры, фломастеры.

• В быту ребенок должен сам учиться застегивать и расстегивать пуговицы, «молнии», «липучки», шнуровать обувь, засучивать рукава.

• Пустая пластиковая бутылка из-под газировки. Можно наполнить ее бусинами и греметь, а можно засовывать в нее карандаш или опускать бусины.

• Пустые баночки из-под йогурта. Можно нарезать их так, чтобы получились кольца, и надевать их на колышки.

• Картонные трубочки из-под бумажных полотенец или туалетной бумаги. Можно использовать как «колышки» для надевания колец или как «тоннели» для машинок.

• Пустые бутылки с дозатором, как из-под средства для мытья посуды. Хорошо их вымойте и используйте для игр в ванной.

Читайте также:
Ребенок матерится - что предпринимать родителям читать онлайн

• Браслеты на запястье. Надевание браслета через всю кисть развивает чувственное осязание у детей.

• Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы, 2-3 минуты как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

• Полезным и увлекательным занятием будет доставание игрушек из бассейна с крупой. Для изготовления такого бассейна надо насыпать крупу (горох, фасоль, пшеницу, перловку) в таз, на дно тазика положить различные игрушки (желательно не очень крупные) и предложить малышу отыскать игрушки в этом бассейне. Такое игровое упражнение не только способствует развитию мелкой моторики, но и массируют ручку малыша, развиваются его тактильные ощущения.

• Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны) и т. д.

• Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.

• Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями,приговаривая:

“У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник”.

• Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. “Ходить” можно поочередно то- одной, то другой рукой, а можно – и двумя одновременно,говоря:

“В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят”.

• Берем пельменницу. Ее поверхность похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу,летающую над сотами:

“Пальцы, как пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?”.

• Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто,приговаривая:

“Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи”.

• Насыпаем в кружку сухой горох (фасоль). Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно. Четверостишия подбираются любые.

• Насыпаем горох (фасоль) на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще – так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

• Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – “лыжи”. Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на “лыжах”,делая по шагу на каждый ударный слог:

“Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы”.

• Строим “сруб” из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

• Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно “кусаем” ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно)на ударные слоги стиха:

“Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться,скажу тебе: “Кыш!”.

• Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок.На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

“Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку”.

• Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

“Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех”.

• Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

• Лепка из соленого теста.

Привожу рецепт соленого теста:

1 стакан муки, 3/4 стакана соли, 5 ст. ложек растительного масла,

чуть-чуть теплой воды, Немного крахмала.

Для цвета в тесто можно добавить гуашь, свекольный или морковный сок.

Соль растворить в минимальном количестве воды, замесить всё вместе.

Тесто можно использовать неоднократно, хранить в холодильнике в закрытой банке.

Для затвердевания фигурку положить в холодную духовку, выпекать на среднем огне. Остывшие фигурки можно раскрашивать и покрывать лаком.

Упражнения с тестом:

Отщипывать кусочки двумя пальчиками, потом прилеплять их (напр. глазки).

Хлопать по тесту, плющить его всей ладошкой, катать колбаски ладошкой и каждым из пальчиков.

Отпечатывать на тесте пальцы, палочки.

Совмещать тесто с другими материалами (горохом, фасолью, веточками, вермишелью, соломкой)

Можно слепить колечки и их нанизывать на шнурок.

• Маленькие завинчивающиеся бутылочки (игра для детей 2-3 лет)

Спрячьте внутрь мелкие игрушки или конфеты, часть бутылочек оставьте пустыми. Предложите малышу угадать, в каких бутылочках спрятаны игрушки. Будет очень хорошо, если он сам догадается потрясти бутылочку и послушать, есть ли там что- нибудь. После того как все предметы будут извлечены, попросите малыша закрыть бутылочки.

Игра развивает слуховое внимание и мелкую моторику рук.

• Баночки от крема (игра для детей 2-3 лет)

Предложите ребенку отвинтить все крышечки, а затем, перемешав их, снова закрыть. Можно играть с тремя-пятью баночками и более.Обратите внимание: все баночки должны быть разными, чтобы к каждой из них подходила только своя крышка.

Игра развивает зрительное восприятие, зрительную память, мелкую моторику рук.

• Прищепки (игра для детей 3-5 лет)

Прикрепите прищепки к картонному кругу, чтобы получилось «солнце» или «цветок». Можно оформить игрушку в виде ежика, у которого прищепки играют роль иголок. Предложите ребенку снять все прищепки, а затем прикрепить обратно. Если прищепок много, они разного цвета и конфигурации, то дети сами могут придумать множество поделок.

Читайте также:
Как научить писать сочинение ребенка - советы и лайфхаки

Игра развивает мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию.

Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику,помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

• Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

• Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

• Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать).

• Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.

• Помогать родителям отвинчивать различные пробки – у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т. п.

• Помогать перебирать крупу.

• Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.

• Вытирать пыль, ничего не упуская.

• Включать и выключать свет.

• Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.

• Перелистывать страницы книги.

• Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.

• Переливать жидкостей из одной емкости в другую.

• Играть с мозаиками и пазлами.

• Перебирать пуговички или других предметов по размеру.

• Опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки.

• Лепите вместе из пластилина.

• Рисовать. Держание карандашей и кисточек в руках – отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру. Рисуйте не только кисточками, но и пальцами. Сейчас для этого существуют специальные краски.

• Вырезать из бумаги разные фигурки.

Моторику развивают и другие простые и привычные занятия – заплетание косичек, расчесывание кукол, раскладывание игрушек по местам и многое другое.

• На прогулке строить из песка или камешков замки, горки, и другие фигурки. Крупный песок и камни развивают ладошки.

• Позовите ребенка помочь вам по хозяйству – лепка пельменей, замешивание теста, прополка грядок, шитье, собирание ягод – отличная альтернатива играм.

• Покупайте мягкие игрушки, наполненные мелкими шариками. Они предназначены как раз для развития детской мелкой моторики рук.

• Всегда играйте с игрушками разных объемов, форм и размеров.

Игры для развития мелкой моторики В своей работе большое внимание я уделяю развитию мелкой ручной моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем.

«Волшебный куб» для развития мелкой моторики рук Детям всегда интересно играть в то, что сделано своими руками. Для того, чтобы разнообразить коррекционный процесс для своих детей я связала.

Дидактическая игра-пособие «Елочка» для сенсорного развития малышей и развития мелкой моторики Вязаные игрушки и пособия – это отличный тренажер для маленьких пальчиков. Поверхность вязаного пособия имеет ребристую структуру, которая.

Игры для развития мелкой моторики Добрый день!Хочу поделиться самодельными играми на развитие мелкой моторики. Для изготовления необходимо:рисунок животного,коробка от.

Картотека игр для развития мелкой моторики I. Игры с грецким орехом 1. Здороваемся с орешком – крепко сжимаем его в кулачке, дуем на кулачок и разжимаем его. 2. Побежал наш орешек.

Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики (часть 2) I. Упражнения для расслабления кистей рук 1. Упражнения «Рыбки» Рыбки весело плескались В чистой светленькой воде (Ладошки «ударяют по.

Книга для развития мелкой моторики Здравствуйте уважаемые коллеги и друзья!Сегодня я хочу показать книгу, которую я сшила в прошлом году для своих малышей. Эта книга для.

Пособие для развития мелкой моторики Игры на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей и.

Пособия для развития мелкой моторики рук Катерина Кононова Пособия для развития мелкой моторики рук Мелкая моторика – координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук.

Пособия для развития мелкой моторики. Часть №4 Мы трудились пять месяцев, создавая наше замечательное пособие для развития мелкой моторики в раннем возрасте. Предлагаю посмотреть наши.

Игры на развитие мелкой моторики с ребенком от 1 года. Часть 1

Широко известен факт, что развивать мелкую моторику рук малыша очень важно. Точные, скоординированные движения рук и пальцев необходимы ребенку для полноценной жизнедеятельности: чтобы писать, рисовать, одеваться, выполнять множество бытовых действий. Кроме того, учеными давно установлено, что развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. Связано это с тем, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому при стимуляции моторного центра речевой центр начинает активизироваться.

Так как же развивать мелкую моторику? Для этого используются следующие варианты занятий:

  • игры с мелкими предметами (с бусинами, шнурками, замочками и т.п.);
  • пальчиковые игры, сопровождающиеся веселыми стишками или песенками;
  • массаж пальчиков,
  • рисование;
  • лепка.

В сегодняшней статье я хотела бы предложить вашему вниманию несколько игр с мелкими предметами для тренировки моторных навыков пальчиков малыша, большинство из них легко сделать своими руками. Игры рассчитаны на малышей от 1 года. Вторую часть игр смотрите здесь:

1. Чистить вареное яичко

На мой взгляд, в возрасте 1 года это занятие является одним из лучших для развития мелкой моторики. Во время этой игры замечательно развивается «пинцетный» или «щипковый» захват , тренируется сила пальцев. К тому же для занятия не нужно специально ничего покупать, достаточно просто сварить яйцо, которое всегда есть в холодильнике.

Когда я первый раз предлагала дочке почистить яичко, честно признаюсь, была уверена, что у нас ничего не получится, ведь ей был всего лишь год! Она и правда не сразу поняла, что от нее требуется, и зачем вообще чистить яйцо, но когда я предложила ей складывать скорлупки в маленькую мисочку (т.к. в этом возрасте у нее была настоящая страсть к складыванию и выкладыванию чего-либо), дело сразу начало спориться, оно приобрело для дочери смысл. Тася с энтузиазмом принялась очищать яичко, а мне приходилось его держать – одновременно чистить и держать яичко дочке пока не удавалось. Иногда скорлупки падали, она старательно поднимала их со стола и складывала в миску. А так как кусочки скорлупы получались очень маленькие, ей приходилось прикладывать неимоверные усилия, чтобы захватить их. И, как мне кажется, она действовала на максимуме своих моторных навыков. Такое долгое удержание внимания и интереса на очень мелких предметах в этом возрасте я наблюдала, пожалуй, только в этой игре.

Читайте также:
Как научить писать диктант ребенка без ошибок - читайте онлайн

2. Отрывать приклеенные на кубик кусочки скотча

Игра чем-то сходна с чисткой яйца. Для нее вам нужно немного подготовиться и приклеить на большой кубик полоски скотча так, чтобы их краешки торчали в разные стороны, и малыш мог за них ухватиться. Ребенку будет гораздо интереснее не просто отрывать скотч, но затем еще и приклеивать его куда-нибудь, поэтому с этой целью подготовьте заранее листок бумаги или что-то подобное.

3. Разворачивать предметы, завернутые в фольгу

Заверните в фольгу какую-нибудь небольшую игрушку и предложите малышу посмотреть, кто спрятался внутри блестящего комочка. При этом оставьте торчать небольшой краешек фольги, чтобы крохе было за что ухватиться.

4. Проталкивать монеты в копилку

Проталкивание небольших монеток в узкую дырочку как нельзя лучше тренирует моторные навыки. Не так это просто, как кажется на первый взгляд, — направить монетку так, чтобы она вошла в узкое отверстие.

Рекомендую выделить для малыша отдельную чистую копилку, а также заранее помыть несколько монет, чтобы потом не приходилось после каждой игры с копилкой мыть руки.

5. Выбирать из крупы мелкие предметы

Подробнее об этой игре я писала в другой статье, поэтому здесь не буду на ней останавливаться.

6. Осваивать откручивающиеся крышки и различные застежки: молнии, липучки и т.п.

Мария Монтессори была первой, кто обратил внимание на пользу от подобных занятий. Мелкая работа по застегиванию и расстегиванию различных застежек хорошо развивает мелкую моторику малыша, к тому же способствует развитию самостоятельности. Для обучения понадобятся самые обычные вещи, где есть какие-либо застежки. Учите ребенка

  • самостоятельно расстегивать и застегивать молнии на одежде;
  • позволяйте ему под вашим присмотром расстегивать молнии на сумках или купите персонально для малыша небольшой кошелечек на молнии;
  • разрешайте ему помогать вам расстегивать и застегивать ваш ремень на джинсах;
  • учите ребенка откручивать и закручивать крышки на бутылках .

Такое обучение может проходить незаметно во время какой-либо поездки или сборов на прогулку.

Замечательно, если кроме этого у малыша будут и специальные развивающие пособия, с которыми он в любой момент сможет поиграть, если захочет. Самый интересный, на мой взгляд, вариант, который можно сделать своими руками – это развивающий коврик Монтессори. На таком коврике пришиты самые обычные пуговицы, замочки, липучки, шнурочки и т.п., но все они обыграны интересным для малыша образом. Например, расстегивая пуговку, малыш открывает дверку домика, за которой прячется зверушка. Дети очень любят такие сюрпризы, им нравится находить спрятавшихся персонажей, это мотивирует их приложить усилия, чтобы освоить заветный замочек.

Развивающий коврик можно сшить самостоятельно, а можно приобрести в магазине. В продаже также можно встретить множество других игрушек, которые помогут малышу освоиться с различными застежками и липучками. Например, доска с застежками ( KoroBoom , My-shop ), коврик с липучками , кукла с застежками .

Приведу также в пример одну замечательную книжку-игрушку «Одеваюсь сам» ( Озон , Лабиринт , My-shop ). Вместе с ребенком вы сможете сначала снять многочисленные кофточки и жилетки с мальчика, а затем надеть, для этого вам придется поработать с молнией, шнурком, пуговицами, липучками, пряжкой.

Может показаться, что малышу все эти умения осваивать еще слишком рано, и ребенок, умеющий откручивать крышки на бутылках и расстегивать замки на сумках, доставит больше хлопот, чем радости. Но здесь мы как обычно должны сделать выбор из двух вариантов: либо мы запрещаем ребенку множество интересных занятий, ограничивая тем самым его развитие, либо мы показываем и объясняем ребенку все, что его заинтересует, но при этом заранее убираем наиболее опасные предметы из его зоны доступа. Так, например, нет ничего плохого в том, что у ребенка для игры будет небольшая бутылочка с откручивающейся крышкой, но при этом все лекарства в вашем доме должны быть заведомо убраны. Подробнее о том, как и что запрещать ребенку, можно почитать здесь.

Важно! Все занятия с мелкими предметами обязательно должны проводиться под наблюдением взрослых, чтобы малыш не засунул в рот или нос какую-нибудь мелкую деталь. После занятий обязательно убирайте мелкие предметы из зоны досягаемости малыша.

На этом пока все. Подписаться на новые статьи блога можно здесь: Инстаграм , Вконтакте , Facebook . Также обязательно посмотрите статью, где опубликовано еще 8 игр на развитие мелкой моторики для детей от 1 года:

Картотека игр для развития мелкой моторики у дошкольников

Картотека пальчиковых игр

Картотека составлена для организации развивающей деятельности с детьми в ходе взаимодействия со взрослым (педагогом, родителем) и самостоятельности детей. Игры могут быть включены в НОД, использованы в ходе режимных моментов.

Картотека может быть полезна педагогам и родителям заинтересованным в развитии ручной умелости, мелкой моторики рук, межполушарного взаимодействии, подготовки руки к овладению письмом, стимуляции речевой активности дошкольников. Все использованы фото материалы авторские и были сделаны в ходе практического взаимодействия автора с детьми среднего, старшего дошкольного возраста.

«Сухой бассейн»
Цель: Закрепление и развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам, формирование основных сенсорных эталонов.

Материал: Ёмкость наполненная сушёным горохом (гречкой, песком, пуговицами, манкой и т.п.) на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по лексическим темам)

Ход игры: ребёнку предлагается найти закопанные мелкие предметы. Погружая кисти рук в наполнитель, перебирая горох (или другие крупы или материал нополнителя) и игрушки, пальчики массируются, становятся более чувствительными, а их движения координированными, ребёнок на ощупь находит какой-либо предмет и называет его.

Речевое сопровождение:

«Сюда насыпали горох и пальцы запустили,

Устроим там переполох, чтоб пальцы не грустили.»

Игра «Коробочка тактильных ощущений

Цель: Развивать мелкую моторику рук, тактильные навыки планомерного исследования, логическое мышление, речь, умение выражать словами свои ощущения от прикосновения.

Читайте также:
Детям о войне - подборка стихов, песен, сочинений, загадок

Ход игры: Ребёнок ощупывает пальцами пластину с текстилем, бархатной и наждачной бумагой, запоминает их, рассказывает о своих ощущениях(гладкие, жёсткие, ровные, мягкие, тёплые), затем в рукаве (мешочке, коробочке) находит схожие по тактильным ощущениям материалы.

«Весёлые клубочки»

Цель: Развивать умение наматывать клубочки из толстых ниток, подвижность пальцев, ловкость, координацию движений обеих рук.

Ход игры: Пособие предназначено для подгруппы детей до 5 человек.1) Ребёнок учится наматывать клубочек ниток. 2) Соревнования для 3-5 человек. Воспитатель предлагает детям выбрать клубочек определённого цвета, затем кто быстрее перемотает клубок.

Дидактическая игра «Собери бусы»

Цель: Продолжаем учить детей выбирать предметы определенной формы и цвета, сначала по показу, затем по словесному обозначению. Развивать зрительную память. Формировать умение следовать поставленной задаче. Развивать моторику кончиков пальцев рук, выполняя нанизывание мелких деталей на шнур( леску).

Ход игры: Игру провожу в различных вариантах: нанизывать бусинки на шнур такого же цвета; чередование бусинок по цвету; чередование форм и цвета; найди лишнюю бусинку и исправь ошибку.


«Разноцветная мозаика»

Цель: Учить различать и правильно произносить основные цвета (красный, желтый, зелёный, синий). Развитие мелкой моторики.


«Волшебные палочки».

Цель: Развиваем ориентирование на плоскости, проекции, мышление, воображение, мелкую моторику, точность движений.

Предлагаем ребенку выложить из цветных палочек сюжет по схематическому изображению.

Усложнение: Выкладывание сюжета по собственному воображению.

«Заплети косичку» – для индивидуальных занятий.

Цель: Обучать навыкам плетения. Развивать точность движения пальцев, координацию движения обеих рук, ручную умелость, внимание. Воспитывать усидчивость.

Ход игры: Пособие «Заплети косичку» предназначено для индивидуальной деятельности и маленькой подгруппы детей (2-3 ребёнка)

Вместе с ребёнком рассмотреть косички у куклы или у кого-нибудь из детей, показать как из закреплённых «прядей» можно плести такие же косички. Затем предложить ребёнку попробовать самостоятельно сплести косичку.

Речевое сопровождение: «Для моей сестрички

Я плету косички

Из шнурков и из тесьмы,

С нею очень мы дружны.»

Цель: Продолжать учить детей застегивать и расстегивать различные виды застёжек: пуговицы, кнопки, замки и т.д. Развивать ловкость пальцев, мелкую моторику детей.

Ход игры: Пособие предназначено для индивидуальной деятельности. Все детали крепятся на пуговицах, застёжках, кнопках, шнурках, липучках, замочках.

«Рисование по манке (муке)»

Цель: Развитие точности движения пальцев, воображение мышления, ориентировки на плоскости, проекции.

Ход игры: Ребенку предлагается разнос яркого цвета с манкой или мукой. Движением пальца ребенок изображает желанные предметы: солнце, волны на море, высокие горы, прекрасные цветы, любимую букву, автомобиль, если что то не понравилось, то легко можно всё исправить одним движением – разровнять.


«Игры с прищепками»

Цель: Развитие мелкой моторики, силу мышц руки.

Ход игры: Ребёнок нанизывает на плоскостные изображения недостающие детали в виде прищепок.

Усложнение: прищепки заменяются канцелярскими скрепками.

Использую прищепки для массажа пальцев, дети нанизывают прищепки на кончики пальцев на несколько секунд, прицепки не должны быть тугими.


«Дидактическая игра с крышками»

Цель: Учить закручивать и откручивать крышки, развивать координацию движений, умение складывать пальцы в щепоть.

Ход игры: Подбирать по цвету крышки, чередовать их в определённой последовательности и накручивать.


Игра с крышками от бутылок «Лыжник»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, мышц рук, подвижности пальцев, координированности движений пальцев рук.

Ход игры: Положить две крышечки на стол резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» – «Мы едим на лыжах, мы мчимся с горы, мы любим забавы снежной зимы». Из пластмассовых крышек сооружаем разнообразные постройки, выкладываем слова, предложения.


«Игры с резинками»

Цель: сенсорное обогащение, развитие мелкой моторики рук, умения действовать по образцу, воображения.

Ход игры: В начале игры мы проводим разминку-надеваем резинку (для волос, офисную) на 2 пальчика,

соединяем и раздвигаем пальчики. Дети надевают резинки по цвету – “Цветные дорожки”.

Затем детям предлагается выложить картинку по образцу (домик- окна и крыша, кораблик плывет по волнам, солнышко, бабочка, рыбка, геометрические фигуры и т.д. Дети с удовольствием создают картинки по замыслу. Разноцветные резинки превращаются в веселые картинки!

Игры с конструктором.

Цель: Учить конструировать из разнообразных конструкторов, имеющих различные способы крепления, создавая из них конструкции как по предлагаемым рисункам, так и придумывая свои. Сформировать навыки монтажа и демонтажа, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Цель: обогащение сенсорных ощущений, стимулирование нерных окончаний пальцев рук, развитие мелких двжений пальцев рук, умения сосредотачиваться, видеть границы форм и т.д.

Ход игры: детям предлагаются разнообразные природные материалы (семена арбуза и дыни, макаронные изделия, зерна кофе, крупы, шишки, другие семена растений и т.п.), бросовые материалы для выкладывания разнообразных изображений по лексическим темам, по собственному замыслу ребёнка.

«Геометрическая мозаика»

Цель: знакомство, закрепление сенсорных эталонов, развитие мелкой моторики рук, комбинаторных способностей, умения работать по образцу и в соответствии с собственным замыслом.

Дети с удовольствием складывают яркие красочные картинки из геометрических фигур по образцу и по замыслу. Геометрическая мозаика закрепляет знания о геометрических фигурах и основных цветах, развивает фантазию, воображение, логическое мышление, мелкую моторику и связную речь.

15 полезных игр на развитие мелкой моторики у детей 2 лет.

Развитие мелкой моторики – это одно из самых важных направлений развития детей в возрасте 2 лет. И не случайно! Развивая детские пальчики, мы не только помогаем ребенку научиться виртуозно владеть своими руками, но и:

— стимулируем развитие речи у ребенка (зоны мозга, ответственные за мелкие движения пальцев тесно связаны с зонами мозга, отвечающими за речь человека; давно доказано, что деятельность по развитию мелкой моторики рук стимулирует также и развитие речи у детей);

— помогаем развивать интеллект ребенка в целом;

— готовим руку ребенка к освоению таких важных навыков, как письмо, рисование, умение пользоваться ножницами, одевание и выполнение других действий, для которых важны ловкие пальцы.

Все дети без исключения обожают играть! Думаю что эти игры на развитие мелкой моторики для детей 2 лет вам обязательно пригодятся!

Игры с прещепками

Эти игры очень любят мамы и педагоги, потому что прищепки стоят недорого, дети любят с ними возиться, ну а уж игр с прищепками придумано огромное множество!

Вот самые популярные из них:

Конструирование из прищепок

Читайте также:
Дислексия у детей - что это такое и как ее лечить советы родителям

С помощью прищепок делаем иголочки на спинке ежика, лучики у солнышка и т.п.:

Сортируем по цвету

Также с помощью прищепок можно учиться перекладывать разные материалы. Это кажется очень простым занятием, но не для детей 2 лет – очень редко кому удается все правильно сделать с первого раза!

Кормим птичек червяками (попросите ребенка переложить «червячков» в тарелочку к птичке используя прищепки):

Сортируем крупу:

Сортировка крупы не только развивает пальчики, но и развивает математическое мышление. Но если честно, в отличие от Золушки, многим детям очень скучно отделять фасоль от гороха и раскладывать их по разным коробочкам. И тут на помощь мамам могут прийти сюжетные игры:

1. Накорми курочку, петушка, цыпленка(втыкаем крупу в тарелочки из теста – курочке – горох, петушку – фасоль, маленькому цыпленку – самые маленькие зерна – гречку):

2. Помоги зверям добраться до домиков – выложи дорожки «камешками». У медведя ноги большие – ему кладем самые большие камни (фасоль), лисичке — камушки поменьше (горох), ну а белке – самые маленькие (гречка):

По такому же принципу можно играть в огород — помогать зайке высаживать семена на грядках (фасоль отдельно, гречку отдельно и т.п.).

Сортировка крупы в таких играх становится намного веселее, правда?

Мелкие предметы и отверстия:

Следующий вид игр, которые отлично развивают мелкую моторику, заключается в следующем: ребенку предлагают опускать мелкие предметы (монетки, фасолины, крупы и т.п.) в мелкие отверстия.

Признаюсь честно, когда играю в подобные игры за компанию с моими маленькими учениками в детском клубе я и сама ощущаю как развиваются мои пальцы, не смотря на то, что как у нормального взрослого человека с мелкой моторикой у меня все в порядке .

Вариаций таких игр очень много, например вы можете кормить голодную птичку зернышками:

Я еще не видала ребенка, которого не очаровал бы такой способ игры!

Рисование ватными палочками.

Если вы мама ребенка 2 лет, то конечно знаете – приучить ребенка правильно брать в руки карандаш или кисточку совсем непросто.

Многие дети двух лет любят брать кисточку и карандаш в руки вот так:

И всячески сопротивляются, когда вы хотите их научить держать кисть правильно.

Рука ребенка быстро натренируется правильно держать кисточку если вы будете чаще рисовать ватными палочками, потому что ватную палочку дети обычно сразу берут в руки вот так (держат ее так как обычно взрослый держит ручку или карандаш):

Кроме того рисование ватной палочкой хорошо развивает мелкую моторику.

Что можно рисовать? Подключите фантазию!

Например, можно лечить кариес на зубах:

Смазывать ранки у слоненка зеленкой:

Можно украшать точками все что угодно (чашки, чайники, платье у куклы и т.п.):

Лепка.

Лепка из теста – королева среди всех игр по развитию мелкой моторики у детей. К тому же большинство малышей просто обожают лепить!

С ребенком 2-х лет можно осваивать следующие приемы лепки из теста и пластилина:

1. Лепить пирожки с начинкой.

2. Лепить колбаски (и превращать их в червяков, гнезда для птиц, бревна на крыше, полоски котенка и и т.п.).

3. Лепить шарообразные предметы (типа колобков). Они могут превращаться в мячики, воздушные шарики и т.п.

4. Осваивать технику размазывания пластилина:

А также довольно интересные пособия разработаны Еленой Янушко –альбом «Лепим с малышом. Картинки из теста и пластилина».

Раскопки и рисование на манке.

Для игр понадобится поднос на котором насыпана манка.

Можно рисовать вместе с мамой, например, лучики для солнышка, дождик и т.п.:

Кроме рисунков, в манке можно проводить раскопки. Это очень полезно, так как во время таких «раскопок» ребенок совершает движения пальцами аналогичные тем, которые он делает при выполнении пальчиковой гимнастики.

Положите на поднос лист бумаги на котором нарисован один или несколько рисунков:

И присыпьте этот лист манкой.

Пусть ребенок по просьбе мамы отыщет картинку, спрятанную в крупе. (Заметила, что на занятиях дети больше любят это делать совместно с мамами, а не в одиночку. Поэтому не оставайтесь в стороне — ищите вместе и радостно удивляйтесь находкам!).

Ну а можно просто предложить ребенку самому поиграть с подносом с манкой – дети редко отказываются от такой затеи.

Подготовка руки к письму – рисуем линии.

Когда ребенок выполняет задания по типу «нарисуй линию», он достигает сразу трех целей:

— развивает мелкую моторику;

— готовит руку у письму;

— учится рисовать (ведь малыши в 2 года в основном рисуют спонтанно, а говоря проще — просто калякают на бумаге. Линии и точки — это самые первые их рисунки, которые им под силу сделать осознанно).

Не спешите сразу давать ребенку сложные задания, в которых характер линий уже задан, например такие:

Такие задания малыш будет рисовать где-то после трех лет. Пока же ему проще выполнять задания, в которых характер линии не определен.

Можно рисовать горизонтальные линии:

Вертикальные линии (искупай слонят):

Косые линии (помоги мишкам добраться до мамы):

Ближе к 3 годам можно предложить рисовать кружочки и округлые линии.

Ищем мелкие предметы в воде и крупе.

Игры с крупой и водой хороши не только тем, что они развивают мелкую моторику, но и тем, что они необыкновенно успокаивают и снимают стресс.

Искать предметы в крупе и воде можно со смыслом.

Найди в крупе все «конфеты» и сложи каждую на свою тарелочку (выполняем сортировку по цвету):

Вылови бусинки или мозаику из воды и разложи их по цветам:

Игры с медицинской грушей и пипеткой.

Игры с обычной медицинской грушей и пипеткой здорово развивают мелкую моторику, к тому же и стоят эти предметы совсем недорого, а детям такие игры очень нравятся

Как мотивировать ребенка к учебе – советы психолога

Как сформировать мотивацию к учебе у школьника

  • Зачем дети ходят в школу?
  • Мотивация к учебе у школьниках младших классов
  • Как мотивировать ребенка к учебе в средней школе
  • Мотивация к учебе у подростков в старших классах
  • Как сформировать мотивы к обучению в выпускных классах
  • Можно ли выработать мотивацию?
  • Заключение
  • Еще несколько вопросов
Читайте также:
Что нужно ребенку в школу: список самых важных вещей для 1 класса

Маленького человечка будят в семь утра, заставляют наспех проглотить завтрак, умыться, одеться, и ведут по темной улице в школу, где ему предстоит высидеть несколько часов за неудобной партой на жестком стуле. Старшеклассник, оторвавшись от толстенного учебника, ложится спать за полночь. А зачем все это?

Зачем дети ходят в школу?

Мы-то знаем зачем: чтоб получить образование, поступить в институт, стать полноценным членом общества, и т.д., и т.п. Все это ясно нам, а ясно ли ребенку? В каком возрасте формируется осознанное понятие о том, зачем нужны знания? Ведь посещать занятия можно по разным причинам: из-под палки, по инерции, потому что учатся все, для того, чтобы соответствовать окружению или превзойти его, чтобы достигнуть успеха или избежать неудач, просто потому, что интересно. Все эти причины называются мотивациями, внешними и внутренними. Не все они равноценны. Самые талантливые не проявят в полной мере своих способностей, если им не хочется или не интересно учиться, если нет уверенности в существовании прямой связи между учебой и жизненным успехом.

Внешняя мотивация: родителям нужно, чтобы их дитя училось. Вот они и понуждают его к этому, используя знаменитый принцип кнута и пряника: наказывают за двойки, угощают конфетами за пятерки. Вопрос – насколько это эффективно?

Внутренняя мотивация: дитя заявляет: “Я хочу!” и не идет вместе со всеми в кино, а садится рисовать. Или читать книжку. Или даже решать задачки. Ребенку интересно усваивать новое, реализовывать свои способности, преодолевать трудности. Стимулом в этом случае служит сам предмет познания – интересный и увлекательный. Для каждого свой.

Мотивация к учебе у школьниках младших классов

В начальной школе ребенок может учиться достаточно успешно, ориентируясь на оценку учителя или мнение родителей. Ценность самих знаний малыш осознает слабо. К любимым чаще относятся предметы, которые содержат элемент игры, забавы: труд, рисование, физкультура. В этом возрасте у большинства детей доминирует стремление доставить удовольствие взрослому, уважаемому человеку, порадовать его своими успехами и наоборот нежелание выслушивать его упреки.

“Я учусь потому, что если получу двойку, меня будут ругать”. Лена Г. 1 класс.

“Я учусь для своей мамы. Она расстраивается, когда я не успеваю. Мне ее жалко”. Маша П. 2 класс.

“Я учусь, чтоб быть умной. Мой папа очень умный, и я должна быть такой же”. Лиза Г. 1 класс.

Следует учитывать и то, что смысл слова “учиться” в детском понимании может быть гораздо шире, чем просто приобретение знаний. Желание увидеть друзей, поиграть, ребенок также включает в понятие школьной учебы. Все эти занятия могут служить и служат достаточным стимулом для того, чтобы “перетерпеть” скучные уроки. И наоборот, плохие отношения со сверстниками могут негативно сказаться и на успеваемости.

Вопрос: Так ли плоха внешняя мотивация? Так ли уж она конфликтует с внутренней? Ведь любая работа должна быть вознаграждена. Если не награждать усердие, то неминуемо наступит усталость и апатия. К тому же ученик может просто почувствовать плюсы хорошей учебы. Это может войти в привычку, как хорошие манеры.

Психолог: Без сомнения, на определенном этапе, особенно в младших классах, без нее не обойтись. Пользуйтесь этим временем! Пока еще вы в силах заставить свое любимое чадо учиться лучше. Пока еще ваша опека и контроль идут на пользу ребенку.

Просто нужно соблюдать меру: главным должно оставаться само знание, а не сладкий пирожок, полученный в награду.

Как мотивировать ребенка к учебе в средней школе

Хотя интерес к конкретным предметам еще во многом зависит от личности учителя, постепенно в этом возрасте почтение к взрослым утрачивает свою актуальность. На первый план выходит стремление быть лучше или хотя бы не хуже других одноклассников. Психологи называют это “престижными мотивами”:

“Я люблю, когда учителя меня хвалят”. Ярослав Г. 5 класс.

“Если быть – так, быть лучшим! Мне нравится получать пятерки, быть лучше всех в классе”. Миша К. 4 класс.

Не стоит упрекать ребенка в тщеславии: это нормально для определенного возраста. Позднее, с развитием личности, место этих мотивов займут другие, менее зависящие от внешних факторов. А стремление к похвале останется на втором плане, делая школьную жизнь ученика более яркой, привлекательной.

Вопрос: Чем так плохо соревнование? Ведь т.н. “престижные мотивы” – то же соревнование.

Психолог: соревнование в реальном мире неизбежно. Вся наша жизнь это бег наперегонки. Проблема в том, что несформировавшуюся натуру могут выбить из колеи первые неудачи. Полезней соревноваться не с другими, а самим собой.

Мотивация к учебе у подростков в старших классах

Условием успешного усвоения школьной программы (и не только) в этом возрасте является стремление обрести уверенность в себе и своих силах.

“Мне нравится узнавать каждый день что-то новое! Мне самой интересно: сколько я могу всего запомнить?” Лена Ф., 9 класс.

Подростки начинают осознавать полезность приобретенного знания, как средства получить что-то еще более ценное.

“Я хочу свободно говорить по-английски. Читать в подлиннике Шекспира”. Маша Б. 7 класс.

“Главное в жизни – это деньги. Большинство бед, большинство ссор в семье происходит из-за их отсутствия. Я хочу много зарабатывать, тогда все у меня будет хорошо”. Саша В. 8 класс.

Вопрос: Что можно сказать по поводу излишне идеальных и излишне меркантильных мотиваций?

Психолог: Не стоит вслух выказывать свое недовольство: вы только навредите. Просто дети еще не научились лгать как следует.

Во многом это зависит от суждений отца и матери, плюс юношеский максимализм. Со временем и то и другое сгладится, перестанет шокировать окружающих. Люди вокруг разные: одни работают в библиотеках за мизерную зарплату и чувствуют удовлетворение от общения с прекрасным, другие активно зарабатывают деньги.

Как сформировать мотивы к обучению в выпускных классах

В выпускных классах резко возрастают нагрузки, выделяются классы, ориентированные на высшие учебные заведения. Прежние абстрактные посылы: “много денег”, “много знаний” – уже не годятся. Успеха достигают те, кто четко знает, чего хочет, кто рано сделал самостоятельный конкретный профессиональный выбор.

“В 11 классе я решила, что буду поступать в МГИМО. Мама с папой считали, что мне это не по силам, советовали выбрать другой ВУЗ. А я все-таки поступила! Я сделала это сама!” Лидия Г., студентка первого курса МГИМО.

Читайте также:
Как выбрать качественный школьный ранец - советы родителям

“Я хотела поскорее окончить школу, стать самостоятельной. Теперь я учусь на вечернем, сама зарабатываю”. Татьяна К., студентка первого курса МГУПТ.

“Моя мама была учительницей. Может быть, поэтому я почувствовала свое призвание еще в классе в седьмом. Тогда же я организовала шефство над младшими классами, помощь отстающим”. Теплова О.И. заслуженный учитель РФ, двукратный обладатель Соросовского гранта.

Вопрос: Как разрешить проблему свободы выбора цели и школьной программы? Какие-то предметы все равно будут тяготить, восприниматься как ненужный груз.

Психолог: В этом случае будет работать такой мотив: эти уроки нужно делать, чтобы заниматься тем, что интересно, чтобы они не портили аттестат при поступлении в избранный ВУЗ.

Можно ли выработать мотивацию?

Увы, современная психология утверждает, что извне сформировать пресловутый мотив невозможно. Каждый человек должен сделать это сам. Учителя и родители могут только способствовать этому процессу или, наоборот, препятствовать, что, к сожалению, случается намного чаще.

Существует целый ряд теорий, иногда парадоксальных, о способах повышения внутренней мотивации в учебном процессе. Подчас эти способы довольно спорные, подчас просто неприменимы к реальной ситуации. Поэтому мы ограничимся несколькими практическими советами:

  • Старайтесь настроить школьника на положительный результат. Если ваш сын регулярно делает в диктантах по 15-20 ошибок, а в последнем обнаружилось только 10 – похвалите его за это! Налицо небольшой, но успех.
  • Не берите с него обещания выполнить следующее задание на “отлично”. Такая задача невыполнима!
  • Наказание за двойки (порка, лишение прогулок) никогда не приносило пользы. Оно, а также фразы типа: “К пяти часам уроки должны быть сделаны!” могут применяться только тогда, когда вы точно знаете, что ваш сын или дочь валяли дурака, вместо того, чтобы делать уроки. Если же ребенок просидел над учебниками три часа вместо положенных двух – похвалите его: ему интересно, он старается.
  • Не спешите предлагать свою помощь при выполнении заданий. Делайте это только тогда, когда видите, что самому ребенку точно не справиться.
  • Не перебарщивать с призами и наградами за успехи в учебе. Главным призом должно оставаться само полученное знание!
  • Осторожно относиться к ситуациям соревнования. (Призовых мест всего три, а в классе 25 человек!) Лучше приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений.
  • Не навязывайте ребенку цель извне. В этом случае ее достижение будет нужно вам, а не ему! Записывайте детей в кружки, развивающие секции. Пытайтесь выявить их собственные интересы. Даже если вы всю жизнь мечтали видеть дочь математиком, а она больше всего любит вышивать крестиком. Лучше смириться: Софьи Ковалевской из нее не выйдет, но возможно выйдет Коко Шанель.
  • Постарайтесь выявить в заданиях элемент интриги, загадки. “Занимательная математика”, “Задачник” Г. Остера, всевозможные ребусы и каламбуры, рассказы о путешествиях и великих открытиях помогут увлечь ребенка школьными предметами.

Заключение

Не стоит относиться чрезмерно серьезно ко всем приведенным выше советам. Жизнь намного многогранней. Помните: человека вообще без мотивации не существует в природе. Она заложена на биологическом, животном уровне. Без нее мы бы так и остались прыгать по деревьям или давно бы уже вымерли за ненужностью. Младенцы не научились бы ползать, ходить, говорить. Главное не задавить стремление человека к самовыражению чрезмерным диктатом или безудержным баловством. Результаты будут плачевны и не ограничатся школьными годами. Ведь мотивация, по сути, это то же, что смысл жизни.

Еще несколько вопросов

  1. Так ли уж невозможно сформировать мотив? Ведь дети психологически зависимы от взрослых.

Психолог: Лучше поставить вопрос по-другому: не выработать, а не подавить мотивацию! Для этого надо постоянно ставить перед малышом небольшие задачи, рассчитанные на самостоятельное выполнение. И начинать нужно еще до школы, с пеленок. Советы банальны: не бросайтесь первыми поднимать упавшую игрушку. Дав малышу задание, скажем, постирать платочек, не переделывайте на его же глазах плохо выполненную работу. Нелишне также приводить жизненные примеры успешных людей, добившихся всего своими силами благодаря учебе.

  1. Типичная ситуация: “Я много занимался и написал контрольную на четверку, а Витька сделал “шпоры” и получил “пять”.

Психолог: Вот вам и проблема соревнования! Объясните, что, Витька обманул сам себя, он получил хорошую оценку, но не получил главного – знаний. В дальнейшем обязательно возникнет ситуация, когда его подведет невежество.

  1. Ситуация обманутых надежд: “Я столько занимался. А все равно получил трояк. Зачем тогда трудиться?”

Психолог: Пример конфликта внутренней и внешней мотивации. Кому-то пятерка дается легко, а для кого-то и тройка – победа. Если ребенок на самом деле занимался, ни в коем случае не ругайте. Лучше постарайтесь выяснить причину неудачи.

  1. “Моя мама – кандидат наук, еле сводит концы с концами, а Лелин папа окончил семилетку, но возит дочь на Мерседесе”.

Психолог: Увы, так бывает. Маме не следует сетовать на свою жизнь при ребенке. Этим она заранее ориентирует его на неудачу.

Можно рассказать про процесс первоначального накопления. Объяснить, что без образования большие деньги заработать можно, но это либо намного труднее, либо они даются нечестным путем.

  1. Заявление школьника родителям (7-й класс(!)): “Я сдал для вас экзамен! Чего вам от меня еще надо!” Ответ: “Я тебе всю душу отдала, а тебе ничего не надо!”

Психолог: Положение действительно тяжелое. Видимо, это как раз тот случай, когда любящая мамаша бросалась сама сначала поднимать упавшую погремушку, потом сама принимала за ребенка все решения. Вот он и вырос, не зная, чего хочет. Чтобы как-то исправить положение, нужно поставить его перед реальными трудностями. Пусть набьет пару шишек, поймет, где хорошо, где плохо. Или и дальше тащить его на своем горбе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: