«И скучно, и грустно»️ анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова, история создания

Анализ стихотворения И скучно и грустно Лермонтова

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением И скучно и грустно.
История создания – было написано в 1840 г., когда 27-летний Лермонтов переживал кризис в карьере и личной жизни.

Тема стихотворения – одиночество, раздумья над сущностью человеческой жизни.

Композиция – Произведение являет собой монолог лирического героя, который по смыслу можно разделить на три части. Это мысли о желаниях, любви и страсти. В завершении автор подает лаконичный вывод. Формально стихотворение состоит из трех катренов, что соответствует содержанию.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырех- и трехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «минута душевной невзгоды», «вечно желать», «годы проходят», «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка».

Эпитеты – «лучшие годы», «и радость, и муки, и всё там ничтожно».

Основная идея

Главная мысль стихотворения «И скучно, и грустно» проявляется в полном отрицании осмысленности жизни и всего того, что принято считать ее смыслом. Автор настаивает на том, что все духовные ценности — это иллюзия, и бытие пусто. Произведение Лермонтова «И скучно, и грустно» В.Г. Белинский поставил в одну строку с великими произведениями в области поэзии, «которые когда-либо подобно светочам Эвменид освещали бездонные пропасти человеческого духа». Лермонтов, по словам В.Г. Белинского, поет «похоронную песню всей жизни». «Напрасным», «ничтожным» и бессмысленным оказывается каждое из проявлений духовной жизни человека: «Любить на время» — «не стоит труда, а вечно любить невозможно».

Таким образом, смысл стихотворения «И скучно, и грустно» — это подведение печального итога бессмысленной жизни одинокого и опустошенного человека, лишенного опоры в дружбе, любви и призвании.

История создания

Сегодня русскую литературу сложно представить без творчества М. Ю. Лермонтова. Тем не менее, сам поэт был несколько разочарован своим талантом. Он считал, что никогда не станет таким же великим, как Пушкин. Его мечты стать выдающимся полководцем тоже были разрушены, так как война была окончена в 1812 году, а проявить себя сейчас было негде.

Михаил Юрьевич рано потерял мать. Влюблялся мужчина не раз, но отношения длились недолго. До смерти он хранил теплые чувства к Варваре Лопухиной, но им не суждено было прожить вместе. Не удивительно, что на протяжении всей своей жизни поэт чувствовал себя одиноко. В его поздних стихах проблемы одиночества и пустоты бытия проявляются все чаще. От его творчества веет пессимизмом и унынием. Такова история создания анализируемого произведения, написанного в 1840 г.

Анализ по плану стихотворение «И скучно и грустно»

Вариант 1

Знаменитый писатель – Михаил Юрьевич Лермонтов, известен своими великолепными произведениями и стихами. Стихотворение «И скучно, и грустно» — яркий пример его перл, умения выразить свои эмоции и чувства на бумаге, через многочисленные литературные приёмы. Что же хотел сказать этим стихотворением поэт? Это стихотворение Михаил Юрьевич написал за год до своей смерти. Оно носит лирический характер, автор как бы размышляет о всей своей жизни, подводит неутешительные итоги.

Если в начале своего творчества, герой произведений Лермонтова – романтический, то в данном стихотворении уже нет былой легкости, чувствуются ноты разочарования и усталости. Герой рассуждает о смысле жизни, одиночестве и понимает, что у него за всю жизнь не появилось человека, который поддержал бы в трудный период жизни, выслушал.

Печальные мысли и уныние берет вверх и герой понимает, что лучшие годы прошли и уже ничего не вернуть обратно – «а годы проходят – все лучшие годы!». Восклицательные предложения автор использует для усиления.

Не принесла радости и любовь, он устало размышляет, временно любить – бессмысленно, а вечной любви – не существует, так считает герой. Он делает выводы, что вся жизнь – это осуществление желаний, которые, в принципе, не сбудутся. Это все усиливает чувства уныния и безысходности, и герой с сожалением понимает, что уже ничего не изменить.

Стихотворение поэт построил из трёх четверостиший, используя амфибрахий. Автор использует различные литературные приёмы, для усиления он использует пунктуацию, применяя многоточие. Такой приём подчеркивает раздумья героя и даёт возможность подумать для читателя. Эпитетов в стихотворении мало и в основном они используются для противопоставления – «сладкий недуг», «пустая и глупая шутка».

Используя вопросительные предложения, автор не даёт на них ответа, тем самым предоставляя возможность читателю додумать и поразмыслить вместе с лирическим героем. Данное стихотворения отражает позицию писателя, заставляет задуматься над смыслом жизни. С грустью автор вмещает в несколько четверостиший итоги своей жизни. Он противопоставляет себя остальному миру, но к сожалению, ничего не приносит желаемые результаты.

Вариант 2

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «И скучно и грустно…» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1840 году. В этом произведении поэт вы­разил настроение передовых, мыслящих людей эпохи тридца­тых годов, живших в атмосфере трагических противоречий, без­временья, общественного застоя, кризиса вечных ценностей.

Основная тема произведения – размышления о времени и о себе, своем поколении и об отношении к жизни. Стихотворение мы можем отнести к гражданской и философской лирике. Оно построено в виде лирического монолога, напоминающего нам элегию, хотя В.Г. Белинский называл «И скучно и грустно…» сатирой, считая, что это стихотворение стоит в одном ряду с «Думой».

В этом произведении поэт вновь создает образ «героя своего времени», выступая от лица целого поколения. Лирический ге­рой Лермонтова уже не является романтиком, противопоставив­шим свой внутренний мир и свои жизненные ценности пошлым интересам толпы.

Теперь этот герой – реалист, беспощадно анализирующий состояние собственной души, это фигура, отлича­ющаяся скептическим взглядом на мир и на человека в целом. В этом стихотворении звучит мотив безверия, душевной устало­сти, разочарования человека в жизни.

Читайте также:
Футуризм в творчестве Маяковского - особенности и основные черты

В первой строфе герой говорит о своем одиночестве, беспо­лезно прожитой жизни:

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды….

Желанья. что пользы напрасно и вечно желать.

А годы проходят – все лучшие годы!

Затем он размышляет о любви и понимает обреченность ее: «вечно любить невозможно». В себе же он не находит ни любви, ни радости, ни мук. Все желания его мелки, ничтожны, никчем­ны. Страсти сгорают, побежденные силой холодного рассудка. В финале стихотворения разочарование лирического героя в жиз­ни достигает своего апогея: сама жизнь оказывается «пустой и глупой шуткой».

Совмещение бытового плана и философских раздумий достигается в произведении использованием и разго­ворной, и высокой лексики: «И некому руку подать», «что пользы…», «там прошлого нет и следа»; «В минуту душевной невзгоды», «сладкий недуг».

Таким образом, это стихотворение – беспощадный суд героя над самим собой и собственной жизнью. «Страшен этот глухой, могильный голос подземного страдания, нездешней муки, этот потрясающий душу реквием всех надежд, всех чувств человечес­ких, всех обаяний жизни!

От него содрогается человеческая при­рода, стынет кровь в жилах, и прежний светлый образ жизни представляется отвратительным скелетом… Это не минута духовной дисгармонии, сердечного отчаяния: это похоронная песня всей жизни!

Стихотворение написано сочетанием пятистопного и четы­рехстопного амфибрахия. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («сладкий недуг», «с холодным вниманьем»), метафору и риторические вопросы («что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка»), риторические восклицания и лексический по­втор («А годы проходят – все лучшие годы!»), многосоюзие и ряды однородных членов («И радость, и муки, и все там ничтож­но…»).

Таким образом, в этом произведении поэт говорит от лица целого поколения. Это было отмечено В.Г. Белинским, увидев­шим в герое этого стихотворения Печорина.

Вариант 3

История создания

Сегодня русскую литературу сложно представить без творчества М. Ю. Лермонтова. Тем не менее, сам поэт был несколько разочарован своим талантом. Он считал, что никогда не станет таким же великим, как Пушкин. Его мечты стать выдающимся полководцем тоже были разрушены, так как война была окончена в 1812 году, а проявить себя сейчас было негде.

Михаил Юрьевич рано потерял мать. Влюблялся мужчина не раз, но отношения длились недолго. До смерти он хранил теплые чувства к Варваре Лопухиной, но им не суждено было прожить вместе. Не удивительно, что на протяжении всей своей жизни поэт чувствовал себя одиноко.

В его поздних стихах проблемы одиночества и пустоты бытия проявляются все чаще. От его творчества веет пессимизмом и унынием. Такова история создания анализируемого произведения, написанного в 1840 г.

Тема

В центре авторского внимания тема одиночества, к которой постепенно примешиваются проблемы разочарования в жизни, сущности жизни. Главный образ стихотворения – лирический герой. Во время прочтения стиха воображение рисует мужчину, который успел испить горького напитка из чаши жизни.

Уже в первых строках звучит мотив одиночества: «некому руку подать». Особенно тяготит оно человека, в трудные минуты. Лирический герой уже успел убедиться, что далеко не все желания сбываются, поэтому желать можно вечно, но безрезультатно.

Во втором куплете он идет еще на большее откровение, заводя разговор о любви. Видно, что личный опыт его был печальный, так как теперь герой твердо уверен, что вечной любви не существует. Оставаться наедине с собой мужчине тоже невыносимо, так как все, что внутри него ничтожно.

Лирический герой уже созрел и до того, что страсти иллюзия, которая легко развеивается под действием рассудка. Поэтому предаваться им и даже воспринимать страсти всерьез не стоит. Завершающим аккордом в размышлениях становится вывод о том, что жизнь лишь шутка. Кстати, такое видение не ново, например, вспомним слова В. Шекспира: «Вся наша жизнь – игра».

Композиция

Анализируемый стих – монолог-рассуждение автора. Он делится на несколько небольших частей, посвященных разным аспектам человеческого бытия: желаниям, любви, страстям. В последних двух строках автор окончательно подводит черту под сказанным. Формально произведение делится на три катрена.

Жанр

Произведение можно определить, как элегию, это грустные размышления над актуальной для человека проблемой. В стихе яро выражен мотив разочарования. Написан он разностопными строками: четырех- и трехстопным амфибрахием. М. Лермонтов использовал перекрестную рифмовку АВАВ, мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Стихотворение не изобилует средствами выразительности. Тем не менее, они играют важную роль для создания образа лирического героя, отображения его внутреннего мира, воспроизведения эмоционального состояния.

В тексте есть метафоры – «минута душевной невзгоды», «вечно желать», «годы проходят», «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка», «холодное вниманье», «пустая и глупая шутка»; эпитеты –«лучшие годы», «и радость, и муки, и всё там ничтожно». Сравнений в стихотворении нет.

Большинство языковых средств служат для характеристики абстрактных понятий. Среди них есть как традиционные тропы, так те, которые выражают оригинальное восприятие М. Лермонтова.

Психологические акценты расставляются при помощи интонации. Поэт использует разные виды синтаксических конструкций : риторические восклицания и вопросы, оборванные предложения. Некоторым строкам выразительности придает аллитерация. Например, в первом куплете автор нанизывает слова с согласными «ж», «з», «с», «ч»: «Желанья. что пользы напрасно и вечно желать. ».

В центре авторского внимания тема одиночества, к которой постепенно примешиваются проблемы разочарования в жизни, сущности жизни. Главный образ стихотворения – лирический герой. Во время прочтения стиха воображение рисует мужчину, который успел испить горького напитка из чаши жизни.

Уже в первых строках звучит мотив одиночества: «некому руку подать». Особенно тяготит оно человека, в трудные минуты. Лирический герой уже успел убедиться, что далеко не все желания сбываются, поэтому желать можно вечно, но безрезультатно.

Читайте также:
Перед весной бывают дни такие.. анализ, жанр, стихотворный размер

Во втором куплете он идет еще на большее откровение, заводя разговор о любви. Видно, что личный опыт его был печальный, так как теперь герой твердо уверен, что вечной любви не существует. Оставаться наедине с собой мужчине тоже невыносимо, так как все, что внутри него ничтожно.

Лирический герой уже созрел и до того, что страсти иллюзия, которая легко развеивается под действием рассудка. Поэтому предаваться им и даже воспринимать страсти всерьез не стоит. Завершающим аккордом в размышлениях становится вывод о том, что жизнь лишь шутка. Кстати, такое видение не ново, например, вспомним слова В. Шекспира: «Вся наша жизнь – игра».

Темы, настроение, проблемы

  • Главной темой произведения «И скучно, и грустно…» является одиночество, а основной проблемой — разочарование в жизни и в себе. В строках стихотворения лирический герой размышляет о желаниях, любви, страстях и нигде не находит пристанища для души. Зачем что-то делать, когда все бессмысленно? Зачем любить, когда это не навсегда? Он постепенно обесценивает те чувства и стремления, которые обычно мотивируют людей жить и бороться с судьбой.
  • Из вышесказанного можно выделить и другие проблемы стихотворения: проблема тоски и поиска смысла жизни. Герой, умудренный опытом, отвергает традиционные ценности и доказывает бессмысленность бытия, лишенного настоящей любви и подлинного увлечения.
  • Быстротечность жизни — тоже тема для размышления поэта. Он с горестью замечает, что лучшие годы уже позади.
  • Настроение стихотворения «И скучно, и грустно…» мрачное, исполненное тоски.

Средства выразительности

Стихотворение не изобилует средствами выразительности. Тем не менее, они играют важную роль для создания образа лирического героя, отображения его внутреннего мира, воспроизведения эмоционального состояния.

В тексте есть метафоры – «минута душевной невзгоды», «вечно желать», «годы проходят», «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка», «холодное вниманье», «пустая и глупая шутка»; эпитеты –«лучшие годы», «и радость, и муки, и всё там ничтожно». Сравнений в стихотворении нет. Большинство языковых средств служат для характеристики абстрактных понятий. Среди них есть как традиционные тропы, так те, которые выражают оригинальное восприятие М. Лермонтова.

Психологические акценты расставляются при помощи интонации. Поэт использует разные виды синтаксических конструкций : риторические восклицания и вопросы, оборванные предложения. Некоторым строкам выразительности придает аллитерация. Например, в первом куплете автор нанизывает слова с согласными «ж», «з», «с», «ч»: «Желанья. что пользы напрасно и вечно желать. ».

Образы и символы

Образ лирического героя в стихотворении «И скучно, и грустно…» отражает мысли и чувства автора. В его лице мы видим типичного представителя просвещенного дворянства того времени — человека ищущего, умного, но глубоко разочарованного в жизни и своих возможностях. Он пресыщен чувствами и наслаждениями, далек от своего народа и страны, эгоистичен и высокомерен. В его отношении к миру сквозит презрение и ощущается обида за «недооцененность».

Жизнь, описанная в стихотворении, — «пустая и глупая шутка». Это заявление подкреплено основаниями: герой так и не нашел среди людей понимания и любви, а также не обрел истинного призвания. Силы его души пропадают даром, ведь все чувства преходящи и нет ни одного, которое бы запомнилось ему. Выходит, что смысла в существовании действительно нет.

Тема стихотворения о грусти

В строчках стихотворения застыл широкий смысл восприятия окружающей действительности поэта. Они звучат, как вызов обществу, разрушающему моральные качества человека, сводящему любые стремления к низменным желаниям. Во многих своих произведениях талантливый поэт отобразил образы, по внутреннему ощущению идентичные его натуре. Мотив одиночества, непонимания со стороны окружающих звучит сквозь лирику всей его поэзии. Каждая строчка стихотворения несет глубокий смысл тематики бытия.

События жизни Лермонтова оставили неизгладимые отпечатки на его творчестве, что особенно ярко выражено в данном стихотворении.

С одиночеством поэт столкнулся еще в раннем детстве, когда его мать рано умерла, а конфликт между бабушкой и ее зятем лишил маленького Михаила отца.

Являясь от природы творчески одаренной, уточенной натурой, он не находил союзников в лице окружающих. Никто из его родных и знакомых не понимал поэта, видел мальчика только поверхностно.

Уже во взрослой жизни мотив одинокого человека находит отголоски в творчестве. Грусть, скука, сожаление о мимолетности бурных чувств звучит мелодией тоски в стихотворении. В момент развязки поэт погружается в философские размышления о бессмысленности бытия и несбыточности желаний.

Тема, идея произведения

Стихотворение относится к жанру элегии, философской лирики. В нем заключены переживания, размышления автора о жизни, о людях. Тема стихотворения — одиночество – просматривается во многих произведениях Лермонтова. В этом стихотворении она выражена наиболее остро, без олицетворений и аллегорий. Идея – заключена в переживании автора в том, что рядом нет человека, которого можно любить беззаветно, вечно, нет друга, которому можно подать руку, зная, что в трудную для автора минуту друг поступит также.

Тематика

В произведении чётко прослеживается тема противостояния чувственного и рассудочного отношения к жизни.

Отсутствие искренних и доброжелательных отношений среди окружающих людей часто приводит к разочарованию в жизни и скептическому к ней отношению.

Лирический герой произведения не верит в дружбу, не видит вокруг достойного объекта для любви. Состояние душевного кризиса усиливается внутренним одиночеством, в трудную минуту лирическому герою “некому руку подать”.

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «И скучно и грустно» по плану

1. История создания

Стихотворение написано М.Ю. Лермонтовым в январе 1840 года, приблизительно за год до смерти.

В этот период поэтом овладевает грусть, тоска и ощущение одиночества. Все это выливается в одно из самых прекрасных лирических произведений.

Читайте также:
Бременские музыканты краткое содержание читать онлайн

Стихотворение не получило в обществе большого одобрения. Многие читатели сочли его слишком пессимистичным, но Белинский оценил его достаточно высоко: «Если бы не все стихотворения Лермонтова были одинаково лучшие, то это мы назвали бы одним из лучших».

2. Литературное направление

Произведение романтического направления.

3. Род

По роду его можно отнести к лирике.

4. Жанр

По жанру это гражданская лирика. Размышления лирического героя представлены в форме монолога.

5. Проблематика

Лермонтов поднимает в этом стихотворении проблему душевного отупения у молодого поколения от невозможности найти применение своим силам.

Невозможность реализовать свои желания порождает в душе человека не только сожаление о том, что напрасно проходят его «лучшие годы», но и пессимизм, скептицизм и равнодушие. Они, в свою очередь, являются элементами нигилизма, философии, которая отрицает общепринятые нормы общественной жизни.

6. Тематика

В произведении чётко прослеживается тема противостояния чувственного и рассудочного отношения к жизни.

Отсутствие искренних и доброжелательных отношений среди окружающих людей часто приводит к разочарованию в жизни и скептическому к ней отношению.

Лирический герой произведения не верит в дружбу, не видит вокруг достойного объекта для любви. Состояние душевного кризиса усиливается внутренним одиночеством, в трудную минуту лирическому герою “некому руку подать”.

7. Идея

Идея произведения – противоречивость внутреннего мира лирического героя.

С одной стороны, он страдает от того, что не может жить полноценной жизнью, что напрасно проходят его лучшие годы. Он страдает от одиночества и хотел бы иметь рядом того, кому можно было бы «руку подать». Он хочет любить, но с другой стороны, страшится новых разочарований: «Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг / Исчезнет при слове рассудка».

8. Пафос

Эмоциональный фон произведения негативный, настроение лирического героя –подавленность, безысходность и горечь разочарований, в нём нет надежды и веры в улучшение жизни.

9. Система образов

В произведении присутствует лишь образ лирического героя.

10. Центральные персонажи

В стихотворении всего одно действующее лицо – это лирический герой, от лица которого автор и ведёт своё повествование.

11. Лирический герой

Через лирического героя Лермонтов выражает настроения многих представителей своего класса и поколения. Бессмысленность, внутренние противоречия, уныние — все это словно яд отравляет умы людей.

12. Сюжет

В произведении нет выраженного сюжета и действия. Читателю представлен лишь эмоциональный монолог разочарованного в жизни лирического героя.

13. Композиция

Стихотворение представляет собой монолог лирического героя. Три катрена включают рассуждения о дружбе, жизни, любви, страстях и рассудке.

В завершение автор приходит к заключению, что жизнь, «как посмотришь с холодным вниманьем вокруг – такая пустая и глупая шутка…».

14. Художественное своеобразие произведения

К особенностям произведения можно отнести высокую эмоциональность произведения. Автор сумел передать суть настроений, царивших в определённых слоях молодёжи конца тридцатых и начала сороковых годов 19 века.

15. Размер, рифма, строфика

В стихотворении используется амфибрахий.

Стихотворение построено на перекрёстной рифме (АБАБ).

16. Средства художественной выразительности

В произведении используются следующие средства выразительности:

  • эпитеты: «сладкий недуг», «холодное внимание».
  • метафоры: «минута душевной невзгоды», «годы проходят», «cладкий недуг исчезнет при слове рассудка».
  • сравнения: «жизнь … пустая и глупая шутка».
  • литота (преуменьшение): «все там ничтожно».
  • риторические вопросы: «что пользы напрасно и вечно желать?», «Любить… но кого же?», «Что страсти?».
  • риторические восклицания: «А годы проходят — все лучшие годы!».

В данном произведении Лермонтов также уделяет большое внимание знакам препинания. Для большей выразительности текста он многократно использует многоточия и вопросительные знаки. Делясь с читателями своими мыслями, автор словно приглашает поразмышлять над поставленными вопросами вместе с ним.

17. Значение произведения

Белинский подчёркивал важность реалистического отображения действительности: «И скучно и грустно» из всех пьес Лермонтова обратила на себя особенную неприязнь старого поколения. Странные люди! Им всё кажется, что поэзия должна выдумывать, а не быть жрицею истины, тешить побрякушками, а не греметь правдою!»

18. Актуальность

«И скучно и грустно» было очень актуально в момент написания, поскольку отражало душевного состояние многих современников Лермонтова, – состояние духовного кризиса.

Но и для многих современных людей данное стихотворение является актуальным: осознание своей ценности, выбор правильного пути — все это является важной составляющей нашей жизни.

19. Моё отношение

Стихотворение показывает высокое мастерство молодого поэта. Его владение словом, способность правдиво изображать самые разные эмоции вызывает у меня большое уважение.

20. Чему учит

Произведение учит умению понимать самые тонкие оттенки душевного состояния человека и правильно их оценивать. А также, – отталкиваясь от обратного, – учит умению преодолевать жизненные невзгоды, искать и находить друзей и своё место в жизни, несмотря на неблагоприятные обстоятельства.

Анализ стихотворения «И скучно, и грустно…» (М.Ю. Лермонтов)

«И скучно, и грустно…» — произведение Михаила Юрьевича Лермонтова, которое является достойным образцом философской лирики поэта, а насладиться в полной мере этой красотой вам поможет полный анализ стихотворения. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, с помощью которого вы сможете в полной мере прочувствовать всю красоту мрачной тоски поэта.

  1. История создания
  2. Жанр, размер
  3. Композиция
  4. Образы и символы
  5. Темы, проблемы
  6. Средства художественной выразительности
  7. Основная мысль

История создания

Михаил Юрьевич хоть и придерживался пушкинских традиций, но являлся поэтому совершенно другой эпохи. Через все его творчество жирной линией проходит тема пессимизма. В его творчестве не редко встречаются мотивы одиночества, изгнанничества, а так де любовные разочарования. Автор достаточно часто размышляет о смерти, смысле жизни и судьбе человека.

Но чаще всего в творчестве поэта присутствует мотив одиночества. И вот в результате долгого одиночества и страдания и появилось произведение «И скучно, и грустно». Написал Михаил Юрьевич его в 1840 году, за год до своей трагической гибели.

Читайте также:
«Бегущая по волнам» краткое содержание романа Александра Грина по главам

В произведении автор поднимает тему тоски и разочарования, будто бы подводя итог прожитых лет.

Итоги, которые подводит автор, совершенно его не радует. В момент написания стихотворения он был одинок и глубоко несчастен. Его всю творческую карьеру огорчало то, что он так и не смог добиться поставленной вершины. Свои труды он не считал народным достоянием, поскольку относился к ним скептически. Что же касается военной карьеры, то она так же не принесла долгожданного успеха. Совокупность всего этого навалилась на поэта, поэтому он испытывал разочарование и уныние.

Жанр, размер

Через все стихотворение проходит мотив грусти, поэтому правильнее всего его отнести по жанру к элегии. Данный текст больше всего напоминает записки в личном дневнике, в которых человек изливает на бумагу свою душу, все то, что накопилось за долгое время.

Лирический герой не достиг желаемого счастья в любви, разочаровался в дружбе. Он потерял веру в себя, да и в жизнь как таковую. Вследствие этого герой теряет надежду на то, что его заветные мечты когда-то исполнятся.

Что же кажется направления, то это романтизм. Его черты встречаются в тональности стихотворения, присутствии мотива одиночества, разочарования. Лирического героя автор показывает гордым и независимым. Не смотря на то, что ему пришлось пережить много несчастий, он не хочет, чтобы его жалели.

Размер написания – четырех- и трехстопный амфибрахий, рифмовка — перекрёстная.

Композиция

Стихотворение делится на три четверостишья.

В первой части произведения автор озвучивает свои желания.

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья. что пользы напрасно и вечно желать.
А годы проходят — все лучшие годы!

Во второй части произведения лирический герой начинает размышлять о любви.

Любить… но кого же. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…

Третья, заключительная часть рассказывает читателю о страстях. Но в последних двух строках Михаил Юрьевич делает вывод, тем самым подводит черту.

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —
Такая пустая и глупая шутка…

Образы и символы

В образе лирического героя не сложно узнать самого Михаила Юрьевича. Их мысли и размышления очень схожи. Это типичный представитель просвещённого дворянства, человек, который находится в постоянном поиске. Он умен, но уже успел разочароваться в жизни и в своих собственных способностях. Герой не может понять ни свой народ, ни страну, поэтому он относится к окружающим с долей презрения и обидой за то, что они так и не смогли оценить его творчество по достоинству.

Жизнь, которую описывает автор, является лишь пустой и глупой шуткой. К такому выводу поэт приходит потому, что ему так и не удалось найти народного признания, понимания и любви. Он не может реализовать все свои силы и чувства, поскольку ни одно из них не смогло зацепить его за живое. Из-за этого лирический герой так и не может найти смысл жизни, склоняясь к тому, что того и вовсе нет.

Темы, проблемы

Основной темой стихотворения «И скучно, и грустно» становится тема одиночества. А главная проблема – это разочарование лирического героя в своей собственной жизни. На протяжении многих лет он пытается найти смысл в любви, страсти, но его попытки оказались тщетными. Нигде он не может найти места для упокоения своей души. Он не видит, что-либо совершать, к чему-то стремиться, ведь все это лишено смысла. Любовь – лишь временное наслаждение, которое в последствии оборачивается страданиями и мучением.

Все те вещи и чувства, которые заставляют людей жить, бороться и двигаться дальше, для поэта обесценились.

Так же присутствует проблема точки и вечного поиска смысла своего существования. За плечами лирического героя есть немалый опыт, который и говорит ему о бессмысленности бытия. Для героя любовь потеряла ту подлинность и уникальность, а стала лишь кратковременной обыденностью.

Так же автор размышляет о быстротечности жизни, видя в этом так же проблему. Он сокрушается о том, что лучшие годы молодости остались далеко позади.

Соответственно, это все очень повлияло на настроение стихотворения, сделав его мрачным и наполненным тоской.

Средства художественной выразительности

В данном стихотворении Михаил Юрьевич Лермонтов не скупится на использование различных троп.

Здесь можно увидеть эпитеты, которые придают стихотворению яркости и точности. Метафоры и ассонанс так же играют немаловажную роль в произведении, дополняя его различными красками и ощущениями.

Совокупность этих троп придают тексту ещё большей драматичности.

Основная мысль

Основная мысль произведения «И скучно, и грустно» заключается в том, что лирический герой полностью отрицает осмысленность жизни, и все то, что в привычном понимании наделяет её смыслом. Автор уверен в том, что все те ценности, которые успели стать для все святыней, являются не более чем иллюзией.

Все чувства, стремления, достижения утратили свою былую ценность, поскольку ни в одном из них автор так и не смог найти столь долгожданного счастья и умиротворения. Все чувства являются лишь временным явлением, цели – недостижимыми, либо неинтересными. Это все пагубно влияет на настроение лирического героя, что хорошо чувствуется на протяжении всего стихотворения.

Поэт не скупился на чувства, мысли и эмоции, изливая все, как есть на бумагу. Произведение получилось очень глубоким и искренним, пронизанным переживаниями, тревогами и несбыточными мечтами.

Из этого можно сделать вывод, что стихотворение «И скучно, и грустно» становится подведением итогов. Автор вспоминает все то, что произошло с ним в жизни, и чего он успел достигнуть, оценивает все это и делает вывод.

Читайте также:
Пьер Безухов - характеристика героя, жена графа, духовные искания

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

«И скучно, и грустно» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – смыл, история создания и тема

В 9 классе школьники изучают творчество М. Ю. Лермонтова. Строки хрестоматийного произведения «И скучно, и грустно…» остаются в памяти надолго. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «И скучно, и грустно» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением И скучно и грустно.

История создания – было написано в 1840 г., когда 27-летний Лермонтов переживал кризис в карьере и личной жизни.

Тема стихотворения – одиночество, раздумья над сущностью человеческой жизни.

Композиция – Произведение являет собой монолог лирического героя, который по смыслу можно разделить на три части. Это мысли о желаниях, любви и страсти. В завершении автор подает лаконичный вывод. Формально стихотворение состоит из трех катренов, что соответствует содержанию.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырех- и трехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«минута душевной невзгоды», «вечно желать», «годы проходят», «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка».

Эпитеты«лучшие годы», «и радость, и муки, и всё там ничтожно».

Сегодня русскую литературу сложно представить без творчества М. Ю. Лермонтова. Тем не менее, сам поэт был несколько разочарован своим талантом. Он считал, что никогда не станет таким же великим, как Пушкин. Его мечты стать выдающимся полководцем тоже были разрушены, так как война была окончена в 1812 году, а проявить себя сейчас было негде.

Михаил Юрьевич рано потерял мать. Влюблялся мужчина не раз, но отношения длились недолго. До смерти он хранил теплые чувства к Варваре Лопухиной, но им не суждено было прожить вместе. Не удивительно, что на протяжении всей своей жизни поэт чувствовал себя одиноко. В его поздних стихах проблемы одиночества и пустоты бытия проявляются все чаще. От его творчества веет пессимизмом и унынием. Такова история создания анализируемого произведения, написанного в 1840 г.

В центре авторского внимания тема одиночества, к которой постепенно примешиваются проблемы разочарования в жизни, сущности жизни. Главный образ стихотворения – лирический герой. Во время прочтения стиха воображение рисует мужчину, который успел испить горького напитка из чаши жизни.

Уже в первых строках звучит мотив одиночества: «некому руку подать». Особенно тяготит оно человека, в трудные минуты. Лирический герой уже успел убедиться, что далеко не все желания сбываются, поэтому желать можно вечно, но безрезультатно.

Во втором куплете он идет еще на большее откровение, заводя разговор о любви. Видно, что личный опыт его был печальный, так как теперь герой твердо уверен, что вечной любви не существует. Оставаться наедине с собой мужчине тоже невыносимо, так как все, что внутри него ничтожно.

Лирический герой уже созрел и до того, что страсти иллюзия, которая легко развеивается под действием рассудка. Поэтому предаваться им и даже воспринимать страсти всерьез не стоит. Завершающим аккордом в размышлениях становится вывод о том, что жизнь лишь шутка. Кстати, такое видение не ново, например, вспомним слова В. Шекспира: «Вся наша жизнь – игра».

Композиция

Анализируемый стих – монолог-рассуждение автора. Он делится на несколько небольших частей, посвященных разным аспектам человеческого бытия: желаниям, любви, страстям. В последних двух строках автор окончательно подводит черту под сказанным. Формально произведение делится на три катрена.

Произведение можно определить как элегию, это грустные размышления над актуальной для человека проблемой. В стихе яро выражен мотив разочарования. Написан он разностопными строками: четырех- и трехстопным амфибрахием. М. Лермонтов использовал перекрестную рифмовку АВАВ, мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Стихотворение не изобилует средствами выразительности. Тем не менее, они играют важную роль для создания образа лирического героя, отображения его внутреннего мира, воспроизведения эмоционального состояния.

В тексте есть метафоры – «минута душевной невзгоды», «вечно желать», «годы проходят», «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка», «холодное вниманье», «пустая и глупая шутка»; эпитеты –«лучшие годы», «и радость, и муки, и всё там ничтожно». Сравнений в стихотворении нет. Большинство языковых средств служат для характеристики абстрактных понятий. Среди них есть как традиционные тропы, так те, которые выражают оригинальное восприятие М. Лермонтова.

Психологические акценты расставляются при помощи интонации. Поэт использует разные виды синтаксических конструкций : риторические восклицания и вопросы, оборванные предложения. Некоторым строкам выразительности придает аллитерация. Например, в первом куплете автор нанизывает слова с согласными «ж», «з», «с», «ч»: «Желанья. что пользы напрасно и вечно желать. ».

Анализ стихотворения «И скучно, и грустно» Лермонтова

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением И скучно и грустно.
История создания – было написано в 1840 г., когда 27-летний Лермонтов переживал кризис в карьере и личной жизни.

Тема стихотворения – одиночество, раздумья над сущностью человеческой жизни.

Композиция – Произведение являет собой монолог лирического героя, который по смыслу можно разделить на три части. Это мысли о желаниях, любви и страсти. В завершении автор подаёт лаконичный вывод. Формально стихотворение состоит из трёх катренов, что соответствует содержанию.

Читайте также:
Мертвые души - краткое содержание по главам, история создания

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – трёх- четырёх- и пятистопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «минута душевной невзгоды», «вечно желать», «годы проходят», «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка».

Эпитеты – «лучшие годы», «и радость, и муки, и всё там ничтожно».

Основная идея

Главная мысль стихотворения «И скучно, и грустно» проявляется в полном отрицании осмысленности жизни и всего того, что принято считать ее смыслом. Автор настаивает на том, что все духовные ценности — это иллюзия, и бытие пусто. Произведение Лермонтова «И скучно, и грустно» В.Г. Белинский поставил в одну строку с великими произведениями в области поэзии, «которые когда-либо подобно светочам Эвменид освещали бездонные пропасти человеческого духа». Лермонтов, по словам В.Г. Белинского, поет «похоронную песню всей жизни». «Напрасным», «ничтожным» и бессмысленным оказывается каждое из проявлений духовной жизни человека: «Любить на время» — «не стоит труда, а вечно любить невозможно».

Таким образом, смысл стихотворения «И скучно, и грустно» — это подведение печального итога бессмысленной жизни одинокого и опустошенного человека, лишенного опоры в дружбе, любви и призвании.

История создания

Сегодня русскую литературу сложно представить без творчества М. Ю. Лермонтова. Тем не менее сам поэт был несколько разочарован своим талантом. Он считал, что никогда не станет таким же великим, как Пушкин. Его мечты стать выдающимся полководцем тоже были разрушены, так как война была окончена в 1812 году, а проявить себя сейчас было негде.

Михаил Юрьевич рано потерял мать. Влюблялся поэт не раз, но отношения длились недолго. До смерти он хранил тёплые чувства к Варваре Лопухиной, но им не суждено было прожить вместе. Не удивительно, что на протяжении всей своей жизни поэт чувствовал себя одиноко. В его поздних стихах проблемы одиночества и пустоты бытия проявляются всё чаще. От его творчества веет пессимизмом и унынием. Такова история создания анализируемого произведения, написанного в 1840 г.

Анализ по плану стихотворение «И скучно и грустно»

Вариант 1

Знаменитый писатель – Михаил Юрьевич Лермонтов, известен своими великолепными произведениями и стихами. Стихотворение «И скучно, и грустно» — яркий пример его перл, умения выразить свои эмоции и чувства на бумаге, через многочисленные литературные приёмы. Что же хотел сказать этим стихотворением поэт? Это стихотворение Михаил Юрьевич написал за год до своей смерти. Оно носит лирический характер, автор как бы размышляет о всей своей жизни, подводит неутешительные итоги.

Если в начале своего творчества, герой произведений Лермонтова – романтический, то в данном стихотворении уже нет былой легкости, чувствуются ноты разочарования и усталости. Герой рассуждает о смысле жизни, одиночестве и понимает, что у него за всю жизнь не появилось человека, который поддержал бы в трудный период жизни, выслушал.

Печальные мысли и уныние берет вверх и герой понимает, что лучшие годы прошли и уже ничего не вернуть обратно – «а годы проходят – все лучшие годы!». Восклицательные предложения автор использует для усиления.

Не принесла радости и любовь, он устало размышляет, временно любить – бессмысленно, а вечной любви – не существует, так считает герой. Он делает выводы, что вся жизнь – это осуществление желаний, которые, в принципе, не сбудутся. Это все усиливает чувства уныния и безысходности, и герой с сожалением понимает, что уже ничего не изменить.

Стихотворение поэт построил из трёх четверостиший, используя амфибрахий. Автор использует различные литературные приёмы, для усиления он использует пунктуацию, применяя многоточие. Такой приём подчеркивает раздумья героя и даёт возможность подумать для читателя. Эпитетов в стихотворении мало и в основном они используются для противопоставления – «сладкий недуг», «пустая и глупая шутка».

Используя вопросительные предложения, автор не даёт на них ответа, тем самым предоставляя возможность читателю додумать и поразмыслить вместе с лирическим героем. Данное стихотворения отражает позицию писателя, заставляет задуматься над смыслом жизни. С грустью автор вмещает в несколько четверостиший итоги своей жизни. Он противопоставляет себя остальному миру, но к сожалению, ничего не приносит желаемые результаты.

Вариант 2

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «И скучно и грустно…» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1840 году. В этом произведении поэт вы­разил настроение передовых, мыслящих людей эпохи тридца­тых годов, живших в атмосфере трагических противоречий, без­временья, общественного застоя, кризиса вечных ценностей.

Основная тема произведения – размышления о времени и о себе, своем поколении и об отношении к жизни. Стихотворение мы можем отнести к гражданской и философской лирике. Оно построено в виде лирического монолога, напоминающего нам элегию, хотя В.Г. Белинский называл «И скучно и грустно…» сатирой, считая, что это стихотворение стоит в одном ряду с «Думой».

В этом произведении поэт вновь создает образ «героя своего времени», выступая от лица целого поколения. Лирический ге­рой Лермонтова уже не является романтиком, противопоставив­шим свой внутренний мир и свои жизненные ценности пошлым интересам толпы.

Теперь этот герой – реалист, беспощадно анализирующий состояние собственной души, это фигура, отлича­ющаяся скептическим взглядом на мир и на человека в целом. В этом стихотворении звучит мотив безверия, душевной устало­сти, разочарования человека в жизни.

В первой строфе герой говорит о своем одиночестве, беспо­лезно прожитой жизни:

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды….

Желанья. что пользы напрасно и вечно желать.

А годы проходят – все лучшие годы!

Затем он размышляет о любви и понимает обреченность ее: «вечно любить невозможно». В себе же он не находит ни любви, ни радости, ни мук. Все желания его мелки, ничтожны, никчем­ны. Страсти сгорают, побежденные силой холодного рассудка. В финале стихотворения разочарование лирического героя в жиз­ни достигает своего апогея: сама жизнь оказывается «пустой и глупой шуткой».

Читайте также:
Горе от ума краткое содержание комедии Грибоедова, история создания

Совмещение бытового плана и философских раздумий достигается в произведении использованием и разго­ворной, и высокой лексики: «И некому руку подать», «что пользы…», «там прошлого нет и следа»; «В минуту душевной невзгоды», «сладкий недуг».

Таким образом, это стихотворение – беспощадный суд героя над самим собой и собственной жизнью. «Страшен этот глухой, могильный голос подземного страдания, нездешней муки, этот потрясающий душу реквием всех надежд, всех чувств человечес­ких, всех обаяний жизни!

От него содрогается человеческая при­рода, стынет кровь в жилах, и прежний светлый образ жизни представляется отвратительным скелетом… Это не минута духовной дисгармонии, сердечного отчаяния: это похоронная песня всей жизни!

Стихотворение написано сочетанием пятистопного и четы­рехстопного амфибрахия. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («сладкий недуг», «с холодным вниманьем»), метафору и риторические вопросы («что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка»), риторические восклицания и лексический по­втор («А годы проходят – все лучшие годы!»), многосоюзие и ряды однородных членов («И радость, и муки, и все там ничтожно…»).

Таким образом, в этом произведении поэт говорит от лица целого поколения. Это было отмечено В.Г. Белинским, увидев­шим в герое этого стихотворения Печорина.

Вариант 3

История создания

Сегодня русскую литературу сложно представить без творчества М. Ю. Лермонтова. Тем не менее, сам поэт был несколько разочарован своим талантом. Он считал, что никогда не станет таким же великим, как Пушкин. Его мечты стать выдающимся полководцем тоже были разрушены, так как война была окончена в 1812 году, а проявить себя сейчас было негде.

Михаил Юрьевич рано потерял мать. Влюблялся мужчина не раз, но отношения длились недолго. До смерти он хранил теплые чувства к Варваре Лопухиной, но им не суждено было прожить вместе. Не удивительно, что на протяжении всей своей жизни поэт чувствовал себя одиноко.

В его поздних стихах проблемы одиночества и пустоты бытия проявляются все чаще. От его творчества веет пессимизмом и унынием. Такова история создания анализируемого произведения, написанного в 1840 г.

Тема

В центре авторского внимания тема одиночества, к которой постепенно примешиваются проблемы разочарования в жизни, сущности жизни. Главный образ стихотворения – лирический герой. Во время прочтения стиха воображение рисует мужчину, который успел испить горького напитка из чаши жизни.

Уже в первых строках звучит мотив одиночества: «некому руку подать». Особенно тяготит оно человека, в трудные минуты. Лирический герой уже успел убедиться, что далеко не все желания сбываются, поэтому желать можно вечно, но безрезультатно.

Во втором куплете он идет еще на большее откровение, заводя разговор о любви. Видно, что личный опыт его был печальный, так как теперь герой твердо уверен, что вечной любви не существует. Оставаться наедине с собой мужчине тоже невыносимо, так как все, что внутри него ничтожно.

Лирический герой уже созрел и до того, что страсти иллюзия, которая легко развеивается под действием рассудка. Поэтому предаваться им и даже воспринимать страсти всерьез не стоит. Завершающим аккордом в размышлениях становится вывод о том, что жизнь лишь шутка. Кстати, такое видение не ново, например, вспомним слова В. Шекспира: «Вся наша жизнь – игра».

Композиция

Анализируемый стих – монолог-рассуждение автора. Он делится на несколько небольших частей, посвященных разным аспектам человеческого бытия: желаниям, любви, страстям. В последних двух строках автор окончательно подводит черту под сказанным. Формально произведение делится на три катрена.

Жанр

Произведение можно определить, как элегию, это грустные размышления над актуальной для человека проблемой. В стихе яро выражен мотив разочарования. Написан он разностопными строками: четырех- и трехстопным амфибрахием. М. Лермонтов использовал перекрестную рифмовку АВАВ, мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Стихотворение не изобилует средствами выразительности. Тем не менее, они играют важную роль для создания образа лирического героя, отображения его внутреннего мира, воспроизведения эмоционального состояния.

В тексте есть метафоры – «минута душевной невзгоды», «вечно желать», «годы проходят», «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка», «холодное вниманье», «пустая и глупая шутка»; эпитеты –«лучшие годы», «и радость, и муки, и всё там ничтожно». Сравнений в стихотворении нет.

Большинство языковых средств служат для характеристики абстрактных понятий. Среди них есть как традиционные тропы, так те, которые выражают оригинальное восприятие М. Лермонтова.

Психологические акценты расставляются при помощи интонации. Поэт использует разные виды синтаксических конструкций : риторические восклицания и вопросы, оборванные предложения. Некоторым строкам выразительности придает аллитерация. Например, в первом куплете автор нанизывает слова с согласными «ж», «з», «с», «ч»: «Желанья. что пользы напрасно и вечно желать. ».

В центре авторского внимания тема одиночества, к которой постепенно примешиваются проблемы разочарования в жизни, сущности жизни. Главный образ стихотворения – лирический герой. Во время прочтения стихотворения воображение рисует человека, который успел испить горького напитка из чаши жизни.

Уже в первых строках звучит мотив одиночества: «некому руку подать». Особенно тяготит оно человека в трудные минуты. Лирический герой уже успел убедиться, что далеко не все желания сбываются, поэтому желать можно вечно, но безрезультатно.

Во второй строфе он идёт ещё на большее откровение, заводя разговор о любви. Видно, что личный опыт его был печальный, так как теперь герой твёрдо уверен, что вечной любви не существует. Оставаться наедине с собой герою тоже невыносимо, так как всё, что внутри него ничтожно.

Лирический герой уже созрел и до того, что страсти иллюзия, которая легко развеивается под действием рассудка. Поэтому предаваться им и даже воспринимать страсти всерьёз не стоит. Завершающим аккордом в размышлениях становится вывод о том, что жизнь лишь шутка. Кстати, такое видение не ново, например, вспомним слова В. Шекспира: «Вся наша жизнь – игра».

Читайте также:
Жестокость и доброта в повести Н.В. Гоголя «Шинель» примеры проявления

Темы, настроение, проблемы

  • Главной темой произведения «И скучно, и грустно…» является одиночество, а основной проблемой — разочарование в жизни и в себе. В строках стихотворения лирический герой размышляет о желаниях, любви, страстях и нигде не находит пристанища для души. Зачем что-то делать, когда все бессмысленно? Зачем любить, когда это не навсегда? Он постепенно обесценивает те чувства и стремления, которые обычно мотивируют людей жить и бороться с судьбой.
  • Из вышесказанного можно выделить и другие проблемы стихотворения: проблема тоски и поиска смысла жизни. Герой, умудренный опытом, отвергает традиционные ценности и доказывает бессмысленность бытия, лишенного настоящей любви и подлинного увлечения.
  • Быстротечность жизни — тоже тема для размышления поэта. Он с горестью замечает, что лучшие годы уже позади.
  • Настроение стихотворения «И скучно, и грустно…» мрачное, исполненное тоски.

Средства выразительности

В стихотворении автор использует разные средства выразительности. Они играют важную роль для создания образа лирического героя, отображения его внутреннего мира, воспроизведения эмоционального состояния.

В тексте есть метафоры – «минута душевной невзгоды», «вечно желать», «годы проходят», «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка», эпитеты –«холодное вниманье», «лучшие годы», «и радость, и муки, и всё там ничтожно». «пустая и глупая шутка»; Большинство языковых средств служат для характеристики абстрактных понятий. Среди них есть как традиционные тропы, так те, которые выражают оригинальное восприятие М. Лермонтова.

Психологические акценты расставляются при помощи интонации. Поэт использует разные виды синтаксических конструкций : риторические восклицания и вопросы, умолчания. Некоторым строкам выразительность придаёт аллитерация. Например, в первой строфе автор нанизывает слова с согласными «ж», «з», «с», «ч»: «Желанья. что пользы напрасно и вечно желать. ».

Образы и символы

Образ лирического героя в стихотворении «И скучно, и грустно…» отражает мысли и чувства автора. В его лице мы видим типичного представителя просвещенного дворянства того времени — человека ищущего, умного, но глубоко разочарованного в жизни и своих возможностях. Он пресыщен чувствами и наслаждениями, далек от своего народа и страны, эгоистичен и высокомерен. В его отношении к миру сквозит презрение и ощущается обида за «недооцененность».

Жизнь, описанная в стихотворении, — «пустая и глупая шутка». Это заявление подкреплено основаниями: герой так и не нашел среди людей понимания и любви, а также не обрел истинного призвания. Силы его души пропадают даром, ведь все чувства преходящи и нет ни одного, которое бы запомнилось ему. Выходит, что смысла в существовании действительно нет.

Тема, идея произведения

Стихотворение относится к жанру элегии, философской лирики. В нем заключены переживания, размышления автора о жизни, о людях. Тема стихотворения — одиночество – просматривается во многих произведениях Лермонтова. В этом стихотворении она выражена наиболее остро, без олицетворений и аллегорий. Идея – заключена в переживании автора в том, что рядом нет человека, которого можно любить беззаветно, вечно, нет друга, которому можно подать руку, зная, что в трудную для автора минуту друг поступит также.

Тема стихотворения о грусти

В строчках стихотворения застыл широкий смысл восприятия окружающей действительности поэта. Они звучат, как вызов обществу, разрушающему моральные качества человека, сводящему любые стремления к низменным желаниям. Во многих своих произведениях талантливый поэт отобразил образы, по внутреннему ощущению идентичные его натуре. Мотив одиночества, непонимания со стороны окружающих звучит сквозь лирику всей его поэзии. Каждая строчка стихотворения несет глубокий смысл тематики бытия.

События жизни Лермонтова оставили неизгладимые отпечатки на его творчестве, что особенно ярко выражено в данном стихотворении.

С одиночеством поэт столкнулся еще в раннем детстве, когда его мать рано умерла, а конфликт между бабушкой и ее зятем лишил маленького Михаила отца.

Являясь от природы творчески одаренной, уточенной натурой, он не находил союзников в лице окружающих. Никто из его родных и знакомых не понимал поэта, видел мальчика только поверхностно.

Уже во взрослой жизни мотив одинокого человека находит отголоски в творчестве. Грусть, скука, сожаление о мимолетности бурных чувств звучит мелодией тоски в стихотворении. В момент развязки поэт погружается в философские размышления о бессмысленности бытия и несбыточности желаний.

Анализ стихотворения «И скучно, и грустно…» (М.Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 18.11.2019 · Обновлено 18.11.2019

Философская лирика М.Ю. Лермонтова предельно мрачна, но от этого нисколько не проигрывает, ведь в тоске поэта есть феноменальная красота, особенно близкая сердцу русского человека. Стихотворение «И скучно, и грустно…» — достойный образчик этой красоты, и Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ текста по плану. Приятного просвещения!

История создания

Михаил Юрьевич Лермонтов продолжал и развивал пушкинские традиции, но как сказал Белинский: «Это поэт совсем другой эпохи». Творчеству Михаила Юрьевича всегда были присущи пессимистические темы. В его поэзии можно выделить такие романтические мотивы, как одиночество, изгнанничество; измены и разочарования в любви; мотивы обреченности и смерти; судьбы и предопределения.

Наиболее характерный для Лермонтова — это мотив трагического одиночества. Результатом долгих мучений стало произведение «И скучно, и грустно», которое было написано в 1840 г., за год до смерти Михаила Юрьевича. В произведении автор говорит о тоске и разочаровании, словно подводит итог своей жизни. Вполне понятно, что итоги безрадостные: кризис среднего возраста настиг поэта в период, когда он был одинок и несчастен. Всю жизнь он страдал от того, что не достиг того уровня успеха, к которому стремился. К своим стихам он относился с большой долей скептицизма и не воспринимал их как достижение. Военная карьера тоже не удалась. Поэтому автор находился в глубочайшем унынии.

Читайте также:
«Денискины рассказы» В. Драгунского пересказ для читательского дневника

Жанр, настроение, размер

Это произведение относится к жанру элегии, оно проникнуто грустью. Стихотворение «И скучно, и грустно…» напоминает запись в дневнике, душевный порыв, который автор отразил на бумаге. Лирический герой не находит счастья ни в любви, ни в дружбе, разуверяется в себе и в жизни, у него исчезает надежда на исполнение желаний.

Текст относится к направлению романтизма. Его черты мы находим в меланхоличном тоне, мотиве одиночества и разочарования, а также в гордости лирического героя, который, несмотря на все свое несчастье, не нуждается в жалости.

Стихотворный размер — четырех- и трехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Композиция

Композиция произведения «И скучно, и грустно…» состоит из трех четверостиший.

  1. Первое рассказывает о желаниях автора «и некому руку подать/В минуту душевной невзгоды».
  2. Второе же четверостишие посвящено размышлениям о любви «Любить… но кого же. На время — не стоит труда, /А вечно любить невозможно».
  3. В третьей части поэт говорит о страстях: «Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг /Исчезнет при слове рассудка». Последние две строчки стихотворения становятся выводом и чертой, которую автор подводит: «И жизнь, как посмотришь с холодным вниманием вокруг, — /Такая пустая и глупая шутка…».

Образы и символы

Образ лирического героя в стихотворении «И скучно, и грустно…» отражает мысли и чувства автора. В его лице мы видим типичного представителя просвещенного дворянства того времени — человека ищущего, умного, но глубоко разочарованного в жизни и своих возможностях. Он пресыщен чувствами и наслаждениями, далек от своего народа и страны, эгоистичен и высокомерен. В его отношении к миру сквозит презрение и ощущается обида за «недооцененность».

Жизнь, описанная в стихотворении, — «пустая и глупая шутка». Это заявление подкреплено основаниями: герой так и не нашел среди людей понимания и любви, а также не обрел истинного призвания. Силы его души пропадают даром, ведь все чувства преходящи и нет ни одного, которое бы запомнилось ему. Выходит, что смысла в существовании действительно нет.

Темы, настроение, проблемы

  • Главной темой произведения «И скучно, и грустно…» является одиночество, а основной проблемой — разочарование в жизни и в себе. В строках стихотворения лирический герой размышляет о желаниях, любви, страстях и нигде не находит пристанища для души. Зачем что-то делать, когда все бессмысленно? Зачем любить, когда это не навсегда? Он постепенно обесценивает те чувства и стремления, которые обычно мотивируют людей жить и бороться с судьбой.
  • Из вышесказанного можно выделить и другие проблемы стихотворения: проблема тоски и поиска смысла жизни. Герой, умудренный опытом, отвергает традиционные ценности и доказывает бессмысленность бытия, лишенного настоящей любви и подлинного увлечения.
  • Быстротечность жизни — тоже тема для размышления поэта. Он с горестью замечает, что лучшие годы уже позади.
  • Настроение стихотворения «И скучно, и грустно…» мрачное, исполненное тоски.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «И скучно, и грустно» проявляется в полном отрицании осмысленности жизни и всего того, что принято считать ее смыслом. Автор настаивает на том, что все духовные ценности — это иллюзия, и бытие пусто. Произведение Лермонтова «И скучно, и грустно» В.Г. Белинский поставил в одну строку с великими произведениями в области поэзии, «которые когда-либо подобно светочам Эвменид освещали бездонные пропасти человеческого духа». Лермонтов, по словам В.Г. Белинского, поет «похоронную песню всей жизни». «Напрасным», «ничтожным» и бессмысленным оказывается каждое из проявлений духовной жизни человека: «Любить на время» — «не стоит труда, а вечно любить невозможно».

Таким образом, смысл стихотворения «И скучно, и грустно» — это подведение печального итога бессмысленной жизни одинокого и опустошенного человека, лишенного опоры в дружбе, любви и призвании.

Средства художественной выразительности

В произведении «И скучно, и грустно» применяются различные выразительные средства — такие, как эпитеты, метафоры, ассонанс.

  • Эпитеты: «лучшие годы», «и радость, и муки, и всё там ничтожно».
  • Метафоры: «минута душевной невзгоды», «вечно желать», «годы проходят», «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка», «холодное вниманье», «пустая и глупая шутка»
  • Ассонанс (повтор гласных звуков): «И скучно и грустно, и некому руку подать».

Вышеперечисленные тропы придают стиху особую драматичность.

Стихотворение и анализ «И скучно, и грустно…»

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья. что пользы напрасно и вечно желать.

А годы проходят – все лучшие годы!

Любить… но кого же. на время – не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и все там ничтожно…

Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, –

Такая пустая и глупая шутка…

Краткое содержание

Михаил Юрьевич Лермонтов написал стихотворение «И скучно и грустно…» незадолго до своей смерти, в 1840 году. Оно стало своеобразным итогом всей его жизни. Уже само название передает состояние автора. Основная тема – одиночество и смысл бытия. В образе центрального героя сосредоточены боль и сожаление о том, что «некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Вечная любовь также не становится спасительным пристанищем для одинокой души, поскольку, по словам поэта, она невозможна: «Любить… но кого же? На время – не стоит труда, а вечно любить невозможно!»

Оглядываясь, Лермонтов видит вокруг себя безрадостную пустоту, лишенную самой жизни. Такие понятия, как дружба, любовь, товарищество, понимание и участие – не более, чем обман и притворство. От этого и уныние, и тоска, и неверие в то, что в будущем что-то изменится. Ощущение скоротечности времени выражено в словах: «проходят – все лучшие годы», и вся трагедия заключается в том, что он не способен это остановить.

Читайте также:
Краткое содержание Шуточка - можно прочитать онлайн на нашем сайте

Анализ

История создания

Невозможно представить себе русскую литературу без имени Лермонтова, и сегодня его произведениям отводится большое место в литературоведческих исследованиях. Но сам он довольно критически относился к своему таланту, поскольку считал, что никогда не достигнет того пьедестала, на который был возведен гениальный Пушкин. Не принесла удовлетворения и военная карьера, так как проявить себя на этом поприще было попросту негде из-за отсутствия военных действий.

«Лермонтов на Кавказе». Художник М. Решетнёв

Отношения с женщинами у влюбчивого Михаила Юрьевича длились недолго. С любовью всей его жизни, Варварой Лопухиной ему не довелось построить крепкого любовного союза, также, как и с княжной Марией Щербатовой, которой некоторое время был увлечен поэт. Причиной подавленного состояния могла послужить и предшествовавшая созданию стихотворения дуэль с французским атташе Барантом. Таким образом, все эти события нашли отражение в позднем периоде творчества русского поэта. Тоска, пессимизм, уныние – основные составляющие содержания его произведений, к числу которых относится и анализируемое стихотворение.

При жизни М.Ю. Лермонтова был выпущен единственный сборник его стихов, он появился в год его смерти, и включал в себя данное произведение. Многим не понравился чрезмерный пессимизм поэта, однако В.Г. Белинский был другого мнения. Его высокая оценка прозвучала в следующих словах: «Если бы не все стихотворения Лермонтова были одинаково лучшие, то это мы назвали бы одним из лучших».

Персонажи и образы

Повествование ведется от лица единственного персонажа – лирического героя, под образом которого автор подразумевает самого себя. Весь эмоциональный настрой вложен в уста этого незримо присутствующего молодого человека, умного, образованного представителя просвещенного дворянства, так и не нашедшего себя в этом мире.

Жизнь в его представлении – «пустая и глупая шутка», и этот вывод имеет под собой основание: ведь герою так и не довелось встретить ни любви, ни понимания. Не обрел он, по его мнению, и общественного признания. Его жизненные силы уходят от него, словно вода в песок, все чувства непрочны и преходящи, и нет среди них ни одного, которое бы оставило след в его душе.

Возможно, такие настроения были присущи не только Лермонтову, они охватывали немалое число его современников, которые, так же, как и он, считали себя родившимися не то время. Они также испытывали ненужность и бессмысленность своего существования, и, раздираемые внутренними противоречиями, подвергались постоянному самоотравлению этими негативными эмоциями.

Композиция

Композиционно стихотворение представлено тремя катренами (четверостишиями). Выраженного сюжета оно не имеет и представляет собой монолог героя, не нашедшего своего места в этой разочаровавшей его жизни. Во всех трех катренах присутствуют рассуждения о смысле жизни, о любви, о страстях и рассудке. В заключение автор делает горький вывод о бессмысленности бытия, выражая это фразой, что жизнь, «как посмотришь с холодным вниманьем вокруг – такая пустая и глупая шутка…».

Литературное направление анализируемого стихотворения – романтизм. По родовой принадлежности – это лирика, Жанр определяется его содержанием. Поскольку размышления лирического героя представлены в виде монолога, произведение можно назвать элегией. Таким образом, «И скучно, и грустно…» – это гражданская лирика, элегия, наполненная философским смыслом.

Размер и средства художественной выразительности

Лермонтов написал свое стихотворение пятистопным амфибрахием с перекрестной рифмой и чередованием мужских и женских слогов. Схематично это выглядит как АВАВ.

Чтобы усилить значимость каждого слова, поэт применяет многосоюзие: «И скучно, и грустно, и некому руку подать…» В другой строфе: «И радость, и мука, и все там ничтожно. ». Средства художественной выразительности представлены эпитетами: «сладкий недуг», «холодное внимание»; метафорами: «минута душевной невзгоды», «годы проходят», «cладкий недуг исчезнет при слове рассудка»; сравнениями: «жизнь … пустая и глупая шутка».

Риторические вопросы и восклицания словно призывают самим читателям порассуждать над представленными проблемами: «что пользы напрасно и вечно желать?», «любить… но кого же?», «что страсти?», «А годы проходят – все лучшие годы!».

Проблематика и основная идея произведения

Чтобы глубже понять проблему, поднимаемую автором, можно привести слова В.Г. Белинского, который сказал, что Лермонтов исполнил «похоронную песню всей жизни». Это довольно жесткое, но справедливое определение, ведь поэт, действительно, подводит итог своему, как он считает, бессмысленному существованию. Этот глубоко одинокий и опустошенный человек страдает от отсутствия дружеской опоры, любви и невозможности найти применение своему таланту.

Прежде всего, страдания героя вызывает осознание невозможности жить полноценной жизнью, что лучшие годы проходят напрасно, его тяготит одиночество и отсутствие того, кому можно было бы протянуть руку. Он жаждет любви, но боится очередного разочарования: «Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка». Видя всю искусственность и лживость светского мира, поэт чувствует себя в нем одиноким отшельником.

Стихотворение можно назвать вызовом тому обществу, которое рушит все моральные ценности, любые высокие стремления низводит до плотских желаний. Мотив одиночества, непризнанности, неоцененности проходит через всю поэзию Лермонтова, несущую глубокую проблему бессмысленности бытия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: