Хожу как пишется – подробное объяснение правила

Как правильно пишется слово ходишь?

Правильный вариант написания слова: ходишь

Правило

Мягкий знак в конце

Начнем с мягкого знака:

  • в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.

Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).

  • Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

  • Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Морфологический разбор слова ходишь

1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: ходить (инфинитив);
Постоянные признаки: 2-е спряжение, непереходный, несовершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.

Читайте также:
Цемент ударение в слове на какой слог падает - объяснение

Примеры использования и цитаты

Мурзам твоим не подражая, Почасту ходишь ты пешком, И пища самая простая Бывает за твоим столом; Не дорожа твоим покоем, Читаешь, пишешь пред налоем И всем из твоего пера Блаженство смертным проливаешь; Подобно в…

«Фелица» — Державин Гавриил

Куда, говорит, ты ходишь. … Не скажу, не скажу. Вася. Вот, говорит, куда ты ходишь? Я говорю: есть девушка, красавица, живет с матерью, туда, говорю, и хожу… Грушенькой зовут.

«Не так живи, как хочется» — Островский Александр

— Как же ты это ходишь, чёрт голландский, — рассердился Звиздулин, с остервенением глядя на своего партнера vis-a-vis. — Разве так можно ходить? У меня на руках был Дорофеев сам-друг, Шепелев с женой да Степка…

Правильное написание НЕ и НИ: примеры, правила, разъяснения

Содержание статьи:

Краткий видео-обзор статьи:

В русском языке одними из самых труднозапоминаемых остаются правила правописания «не» и «ни».

Частицы НЕ, НИ в словах, правило их употребления всегда вызывают множество трудностей. И как не запутаться, что и когда писать? В этой статье вам будет предложено на конкретных примерах разобраться с основополагающими моментами и запомнить их.

Чтобы писать грамотно, для начала Вам необходимо хорошо выучить группы слов, которые всегда будут писаться слитно или раздельно с частицей НЕ.

Всегда слитно НЕ пишется с теми словами, которые нельзя употребить без «НЕ».

Например: нехватка (сущ.), невзрачный (прил.), нелепый (прил.), невежда (сущ.), невмоготу (нар.), ненароком (нар.) и другие.

Как видите, эти слова относятся к разным частям речи, и систематизировать как-либо их нельзя. Поэтому их нужно просто запоминать.

Всегда раздельно НЕ пишется:

  1. С глаголами — Примеры: не приготовил, не выполнил, не смог, не выучил;
  2. С деепричастиями (отвечают на вопросы: Что делая? Что сделав?) — Примеры: не приготовив, не выучив, не танцуя, не играя, не покидая;
  3. С краткими причастиями (отвечают на вопрос: Что сделан?) — Примеры: не написан, не прочитан, не нарисован;
  4. С числительными (отвечают на вопросы: Сколько? Который?) — Примеры: не три, не второй;
  5. Со сравнительной степенью прилагательных (оканчиваются на – е, -ее, -ше) — Примеры: не прекраснее, не лучше, не громче;
  6. Со словами: худший, лучший, меньший, больший;
  7. Со словами: далеко, отнюдь, вовсе, совсем (в значении вовсе).

Отдельное внимание стоит здесь обратить еще на один момент.

В русском языке существует приставка НЕДО -, которая также всегда пишется слитно с глаголами, имеющими значение неполноты действия.

Например: недоставать (не хватать), недосыпать (слишком мало спать, не высыпаться), недосмотреть (за ребенком), недоедать (слишком мало есть).

Итак, для того чтобы не ошибиться в постановке правильной частицы в русском языке, необходимо следовать определенному алгоритму.

  • Во-первых, что следует сделать – определить часть речи. От этого простого шага будет зависеть очень многое;
  • Во-вторых, нужно посмотреть, относится ли слово к той группе, в которой НЕ всегда пишется раздельно или, наоборот, никогда не употребляется без НЕ.
  • В-третьих, проверьте нет ли приставки НЕДО- с глаголом, имеющим значение неполноты действия;
  • После этого, в зависимости от того, какая часть речи перед вами, следуйте одному из нижеследующих правил.

Частица НЕ с разными частями речи

С существительными и прилагательными

НЕ пишется слитно, если слова без НЕ не употребляются (небрежный, невежда, ненастный и т.п.) или к слову можно подобрать близкое по значению слово – синоним без не.

Примеры: Он говорит неправду (т.е. ложь). Нам предстоит неблизкий (далекий) путь.

НЕ пишется раздельно, если есть противопоставление, выраженное союзом А и нельзя подобрать синоним.

Примеры: Нас постигла не удача, а разочарование. Помещение не большое, а маленькое. К сожалению, я не специалист в этой сфере.

С наречиями

НЕ пишется слитно с наречиями, оканчивающимися на -о, -е, если они без НЕ не употребляются (нелепо, неряшливо, нечаянно и др.), если слово нельзя заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением.

Примеры: Разговаривайте, пожалуйста, негромко (тихо). В этой ситуации я выглядела совершенно нелепо.

НЕ пишется раздельно с наречиями на -о, -е, если в предложении есть противопоставление с союзом А, с другими наречиями (не на -о, -е), которые могут употребляться без НЕ (не вовремя, не по-зимнему и др.).

Примеры: Мы шли не быстро, а медленно. Ты одета совсем не по-зимнему.

Также НЕ с наречиями пишется раздельно в том случае, когда НЕ употребляется в сочетаниях: вовсе не, ничуть не, совсем не, далеко не, никогда не, отнюдь не, нисколько не.

Примеры: Я чувствую себя совсем не плохо. Он далеко не идеально выполнил эту работу.

С местоимениями

НЕ с местоимениями пишется раздельно.

Примеры: не я, не она, не твой, не сами.

С отрицательными и неопределенными местоимениями (некто, нечто, некого, нечего и т.п.) НЕ пишется слитно. Но если между НЕ и местоимением этих групп есть предлог, то в таком случае НЕ будет писаться раздельно.

Примеры: Некто зашел в комнату и спрятался за занавеской. В сложившейся ситуации мне было не у кого просить помощи. Здесь просто не к чему придраться.

С причастиями

НЕ пишется слитно с причастиями, которые не употребляются без НЕ (ненавидящий, негодующий); причастиями, у которых есть приставка НЕДО- (недооценивавший, недоговоривший и т.п.) и причастиями, у которых нет зависимых слов.

Примеры: Недоумевающий человек выбежал из автобуса со скоростью света. Недолюбливавший кашу, он отодвинул тарелку в сторону. Ненаписанное сочинение не давало мне покоя.

НЕ пишется раздельно с причастиями, у которых есть зависимые слова (т.е. в причастном обороте), со всеми краткими причастиями (не сделана, не прочитана и т.п.) и в предложениях, в которых есть противопоставления с союзами А, НО.

Примеры: Сад наполняли цветы не увядшие, а свежие. В ресторане нам подали овощи не отваренные, а запеченные. Это был спортсмен, не победивший, но участвовавший в соревнованиях. Книга была не прочитана (краткая форма причастия). Отчет, не отправленный начальнику вовремя, будет зафиксирован (зависимое слово: не отправленный кому? – начальнику).

С деепричастиями

НЕ с деепричастиями пишется раздельно. Исключительными являются случаи, когда деепричастие образовано от глагола, который без «НЕ» не употребляется (ненавидя, негодуя и др.).

Примеры: Не отдохнув, он поехал на работу. Ненавидя друг друга, они продолжали совместный проект.

Итак, вы ознакомились с основными правилами написания НЕ с различными частями речи.

Читайте также:
Правила по русскому языку - основные правила, определения и упражнения

По аналогии, давайте рассмотрим особенности правописания с частицей НИ.

Частица НИ с разными частями речи

  1. НИ пишется слитно в отрицательных местоимениях (ничей, никакой, никого и т.п.), если они не отделены предлогом (ни у кого, ни с кем и т.п.)
  2. НИ пишется слитно в отрицательных наречиях (никак, никуда, нигде и т.п.)

В остальных же случаях, частица «НИ» пишется раздельно.

Как вы видите, с НИ информации для запоминания в разы меньше. И поэтому теперь, когда усвоено правило НЕ, НИ, слитно или раздельно они пишутся, важно научиться различать случаи, когда необходимо писать частицу НЕ, а когда НИ.

Чем отличаются частицы НЕ и НИ?

Правило написания этих неударяемых частиц зависит, в первую очередь, от их значения. Поэтому рассмотрим разные случаи употребления НЕ, НИ, правило и примеры для более точного понимания.

НЕ, НИ: правило, примеры

Частица «НЕ» используется:

В простых предложениях, если она имеет значение отрицания при глаголе, причастии или деепричастии.

Примеры: Я не хочу читать. Не интересующаяся историей молодежь.

В составном глагольном сказуемом при отрицании частице «НЕ» в первой и второй его части, дает утвердительный смысл.

Примеры: Не могу не сообщить. Не смогу не купить.

В вопросительных и восклицательных предложениях в сочетаниях с местоимениями, наречиями и частицами (только не, как не, чего не, чего только не и т.п.)

Примеры: Кого я только не знаю! Как не порадовать любимого человека?

В придаточной части сложного предложения в сочетании с союзом ПОКА.

Примеры: Стой тут, пока не скажу! Сиди, пока не придут за тобой.

В составе устойчивых сочетаний, которые обозначают предположение (далеко не, ничуть не, отнюдь не, вовсе не, нисколько не) и отрицание (чуть ли не, едва ли не, вряд ли не).

Примеры: Едва ли не каждый был виновен в этом. Им было принято отнюдь не справедливое решение.

В составе сочинительных союзов: не то; не то – не то; не только – но; не то что не – а; не то чтобы не – а.

Примеры: Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется (А. П. Чехов). Отдай кольцо и ступай; не то я с тобой сделаю то, чего ты не ожидаешь (А. С. Пушкин).

Частица «НИ» используется:

Для усиления отрицания.

Примеры: Ни кусочка нигде я не могла найти. У нас не было ни одного шанса.

При повторении, приобретая значение союза.

Примеры: Он не мог найти ни книгу, ни тетрадь. Ни он, ни его родители не замечали происходящего.

В придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла.

Примеры: Делайте, пожалуйста, все, что ни скажу! Куда ни посмотрю, повсюду беспорядок.

В устойчивых сочетаниях со значением категорического приказания: ни с места, ни слова, ни шагу назад и т.п.

В устойчивых оборотах, представленных сочетанием двух противопоставляемых понятий: ни рыба ни мясо; ни жив ни мертв; ни дать ни взять и т.п.

Теперь, когда мы разобрали все примеры НЕ и НИ в предложениях, правило должно стать более понятным. Главное, постарайтесь попрактиковаться и придумать несколько собственных примеров на каждый пункт правил. Тогда материал лучше закрепится в памяти. Успехов!

Читайте также:
Закупорить ударение - как правильно произносится это слово и почему?

«Чтобы» или «что бы». Как правильно писать: слитно или раздельно

Слово, как и все вокруг, развивается от меньшего к большему, от простого к сложному. Слово «чтобы» первоначально формировалось из совершенно разнородных и не соответствующих окончательному варианту букв. Началось все с частиц «а» и «бы», которые в старославянском языке образовали «абы» — аналог современного «чтобы»: «За чужим не гонюся, абы свое было цело».

Но это еще не все. Были также частицы «да» и «бы», превратившиеся в «дабы», что еще ближе к «чтобы»: «Гнездо разбойничье надо найти и до конца выжечь, дабы больше путников не тревожили». Следующим вариантом стало слово «чтоб», уже совсем похожее на «чтобы». Помните, как в кинофильме «Бриллиантовая рука»: «Чтоб ты жил на одну зарплату!».

Классики литературы очень любят слово «чтобы» и часто его используют:

«Величавость — это непостижимое свойство тела, чтобы скрыть недостаток ума» (Франсуа де Ларошфуко).

«Любовь — это соревнование между мужчиной и женщиной за то, чтобы доставить друг другу как можно больше счастья» (Стендаль).

«Не стоит ехать вокруг света, чтобы сосчитать кошек в Занзибаре» (Генри Дэвид Торо).

«Жизнь слишком важна, чтобы рассуждать о ней серьезно» (Оскар Уайльд).

«Для того чтобы быть счастливым, нужно иметь хороший желудок, злое сердце и вовсе не иметь совести» (Дени Дидро).

Слово «что» может быть вопросительным или относительным местоимением. Частица «бы» с таким местоимением всегда пишется раздельно. Ее можно опустить или переставить в предложении без существенного изменения его смысла. Сравните для примера: «Что бы вы могли мне предложить?» и «Что вы могли бы мне предложить?» Смысл предложения не изменился, верно? Значит, в этом случае «что» и «бы» пишутся раздельно.

В русском языке есть устоявшиеся сочетания слов, в которых «что бы» всегда пишется раздельно. И тут не надо пытаться переставить частицу «бы», чтобы проверить написание, — достаточно их запомнить. Это, например, «что бы ни случилось» или «во что бы то ни стало». Обратите внимание, что в последнем все слова пишутся раздельно, а всего их шесть!

«Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех» (Борис Акунин).

«Что бы ни случилось, хотя бы ты вдруг превратилась в старуху, я все-таки любил бы тебя — за твою душу, за нрав» (признание в любви А. П. Чехова своей жене Ольге Книппер).

«Что бы я сделал, если бы был человеком-невидимкой?» (тема школьного сочинения). Сравните: «Что я сделал бы, если бы был человеком-невидимкой?»

Елена Донецкова, старший преподаватель Домашней школы «ИнтернетУрок» по русскому языку; профессиональный стаж 28 лет:

— Как правильно писать «чтобы» или «что бы»? А может, «что-бы»? Можно пойти простым путем и запомнить несколько моментов.

Во-первых, через дефис «бы» не пишется никогда.

Во-вторых, попробовать произнести предложение, искусственно выдерживая паузу между «что» и «бы», убрать или переставить «бы». Если пауза, перестановка или отсутствие «бы» не искажает смысла фразы, значит, «что бы» надо писать раздельно. «Что бы мне вкусненькое съесть?» — «Что мне вкусненькое съесть?» Если эта пауза покажется неуместной, отсутствие или перестановка «бы» изменяет смысл фразы или делает ее бессмысленной, значит, «чтобы» надо писать слитно. «Чтобы получить хороший результат, нужно серьезно тренироваться».

А теперь для осознанного выбора написания. Все дело в частях речи. Если перед нами союз «чтобы», то пишем слитно, ведь это одно слово. А если перед нами местоимение «что» с частицей «бы», то пишем раздельно, ведь эта частица всегда пишется отдельно от слова. Союз «чтобы» употребляется в сложных предложениях, он обозначает цель, является служебной частью речи, и к нему нельзя задать вопрос. «Мы встретились сегодня, чтобы поговорить». Сравните: «Что бы тебе подарить на юбилей?» (что именно? что конкретно?).

Александр Букин, кандидат филологических наук; педагогический стаж 8 лет:

— «Чтобы» является союзом, поэтому «бы» не может быть отделено от него. Пример: «Я вышел на улицу, чтобы покричать от радости». В случае раздельного написания мы говорим про местоимение «что» и частицу «бы». Пример: «Что бы ты без меня делал?» На самом деле выяснить, что именно нужно писать, достаточно просто. Союзную форму можно исключить, и в большинстве случаев не происходит сильного изменения смысла предложения. В то время как если убрать местоимение с частицей, получится совершенно иной смысл предложения. Особенно ярко это заметно, где «что» является вопросительным местоимением.

Юлия Головина, преподаватель русского языка в онлайн-школе Тетрика:

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 5 класса 3 четверти

— В случае с написанием двух сочетаний «чтобы» и «что бы» нужно иметь в виду, какие перед нами части речи. Определить ответ на этот вопрос нам помогает контекст. Рассмотрим один интересный пример, в котором встречаются обе разновидности написания. Поставим перед собой речевую ситуацию со следующим предложением: «Что бы мне такого съесть, чтобы похудеть?». В первой части этого предложения отчетливо видно: слово «что» — это вопросительное местоимение. Частицу «бы» здесь можно опустить, поэтому написание будет раздельным (Что такого съесть?). Во втором же случае «чтобы» — это подчинительный союз. Его цель — соединить две грамматические основы в сложноподчиненном предложении (одна грамматическая основа главная, а вторая — зависимая), и, соответственно, частицу «бы» здесь опустить не получится. Написание слитное.

Как правильно написать объяснительную о пропуске занятий в вузе, чтобы не отчислили (+ образцы)

Часто студентов пугают объяснительными, которыми придется отчитываться перед куратором, преподавателем и даже ректором за совершенные проступки. Правда в том, что с помощью правильно оформленной объяснительной можно исправить общее впечатление и доказать оправданность своего поступка. Если речь идет о пропуске занятий, то можно считать объяснительную записку письменным доказательством того, что студент не просто прогулял занятие, а у него были на это весомые причины. Как правильно составить объяснительную о пропуске и что действительно считается уважительной причиной – разберем подробнее.

Что такое объяснительная записка?

Объяснительная – это официальный документ, написанный студентом, где он поясняет причины состоявшегося события или факта, произошедшего непосредственно с автором записки, и за которые он несет личную ответственность. Чаще всего такая записка пишется по собственной инициативе студента, для прояснения сложившейся ситуации. Однако, документ может составляться и по требованию адресата, например, куратора, декана или преподавателя, того кто будет принимать решение о необходимости назначения дисциплинарного наказания.

Объяснительная записка – это возможность доказать свою правоту и предоставить факты в свое оправдание. Письменное оформление является обязательным, так как это служит гарантией, что в дальнейшем студент не сможет изменить свои слова.

Студент вправе отказаться от предоставления подобных документов, но тогда к нему могут применить дисциплинарное наказание.

Срок предоставления объяснительной записки

Сразу необходимо уточнить важный факт: строгие нормы по предоставлению объяснительной закреплены только в ТК РФ. У сотрудника есть всего 2 дня на предоставление записки перед тем, как ему могут предъявить дисциплинарное взыскание.

Что же касается ВУЗов, то сроки предоставления объяснительной устанавливаются администрацией. У студента, как правило, срок четко не ограничен, но он должен быть разумным. Чаще всего предоставить объяснительную о пропуске занятий требуют на следующий день, но могут быть и отсрочки до 2-3 дней.

Какими способами можно написать объяснительную записку

На практике предусмотрено всего 2 способа написания объяснительной:

  1. От руки – это самый простой и распространенный вариант, особенно если документ необходимо предоставить в кратчайшие сроки. Записка, оформленная от руки, позволяет идентифицировать автора, сверив почерк. Такой вариант оформления является наиболее приемлемым.
  2. В печатном виде – такой способ больше подходит для организаций, с установленными нормами по ведению документации. Однако, студент тоже может предоставить объяснительную набранную на компьютере. Но в обязательном порядке нужно поставить от руки подпись и дату. Она и будет гарантировать достоверность напечатанного документа.

При этом наиболее важным является не сам способ написания, а правильность оформления, и соблюдение всех общепринятых норм написания объяснительной.

Правила оформления объяснительной записки

Каждое высшее учебное заведение может устанавливать свои нормы и правила составления внутренней документации. Особенно если речь идет об объяснительной от студента. Строгих норм, установленных законодательством, нет, однако есть общепринятая форма, которая применима для большинства организаций и учреждений.

Стандартные требования к оформлению:

  1. Документ оформляться на листе А4 с соблюдением отступов по краям: примерно 2-3 см с левого края, 1 см с правой стороны и по 1,5 см сверху и снизу листа.
  2. Максимальный объем письма не может быть более 2 страниц.
  3. Текст оформляется в официально-деловом стиле, неприемлемо использование ненормативной и сленговой лексики.
  4. Изложенные факты должны быть достоверными, и их можно каким-либо способом проверить.
  5. Изложение ведется от первого лица: «Я пропустил занятие…».
  6. Недопустимо наличие исправлений и зачеркиваний.

Шаблон написания объяснительной

Хотя строгих норм по написанию документа студентом нет, но все же есть определенная структура, которую нужно соблюдать при оформлении объяснительной записки. Она должна содержать три основные составляющие: шапку, с указанием адресата и автора, основную часть и дату с подписью.

Шапка

Шапка (штамп) – это верхняя часть документа, располагающаяся с правой стороны листа, где в столбик указываются данные адресата и автора записки.

Сначала пишется, на чье имя оформляется документ – указывается должность, место работы (учебное заведение) и ФИО руководителя учебного заведения (заведующего кафедрой, куратора). Заполнение данных осуществляется в дательном падеже. Как правило, у куратора и старосты группы должен быть образец написания подобного документа. Поэтому его лучше переписать с образца, чтобы не допустить неприятных ошибок.

Читайте также:
Горами ударение как правильно ставится в слове?

Ниже прописываются данные автора (от кого предоставлена записка): должность и ФИО. Под должностью стоит понимать общепринятую для ВУЗов форму «студент» с указанием факультета, формы обучения, группы и курса. Информация прописывается в родительном падеже.

Основная часть

Тело записки представляет собой небольшой текст, имеющий название (заглавие) и написанный в произвольном порядке основной текст объяснительной.

Заглавие пишется посередине листа, сделав небольшой отступ от «шапки». В обязательном порядке первая буква пишется заглавной, и в конце не ставится точка. В нашем случае заглавие будет иметь вид: «Объяснительная записка».

Основная часть оформляется с красной строки, с соблюдением отступа от края листа. В тексте пояснения автор указывает обстоятельства (пропуск пары в конкретный день или время) и причину, по которой он не смог присутствовать на занятиях. Здесь описывается произошедшее событие, уточняются конкретные промежутки времени, и, при наличии, делаются ссылки на подтверждающие документы, которые могут быть приложены к объяснительной.

К примеру, если студент посещал врача, тогда он может в качестве доказательств предоставить запись из амбулаторной карты или любое другое заключение, на котором будет указана дата, соответствующая пропущенному учебному дню, подпись и печать врача.

Дата и подпись

В конце документа в обязательном порядке ставится дата написания записки, и подпись студента. Дата указывается с левой стороны, а подпись ставится с правой стороны под основным текстом. В некоторых случаях рядом с подписью может требоваться написание ФИО учащегося в сокращенной форме (фамилия и инициалы). Особенно это касается ситуаций, когда текст набирался на компьютере.

Образцы составления объяснительной за пропуск

Совершенно неважно, сколько по времени было пропущено занятии: 10 минут, или несколько пар. Если преподаватель уже поставил в журнал отметку об отсутствии студента на занятии, тогда для подтверждения уважительности причины необходимо написать объяснительную. В ней студент должен честно расписать события, повлекшие за собой отсутствие его на парах. В отдельных случаях достаточно банального указания времени и причины пропуска.

В качестве доказательств можно использовать справки, акты, давать ссылки на сообщения СМИ (если произошло ДТП или другое происшествие).

Вот два примера объяснительных, которые соответствуют правилам:

«Примеры объяснительных»
Скачивание начнётся сразу после клика по иконке PDF

Что можно считать уважительной и неуважительной причиной пропуска занятий

Пропуск занятий может быть вынужденным, по уважительной причине и умышленным – без уважительной причины. В зависимости от этого также будет приниматься решение о необходимости дисциплинарного наказания.

Неуважительные причины

За неуважительную причину систематических прогулов вполне могут не допустить к сдаче сессии, особенно если у студента накопилась большая академическая задолженность. В редких случаях возможно применение крайних мер, вплоть до отчисления.

Неуважительными причинами считаются:

  1. Самовольный уход с занятий без ведома и разрешения преподавателя.
  2. Уход в случае длительного отсутствия преподавателя . Студенты лично, без особых распоряжений принимают решение о возможности уйти, аргументируя свой поступок фразой: «Студенты ждут 15 минут».
  3. Отсутствие на парах с объяснением случившегося : «Я проспал…», «У меня не зазвонил будильник…» и другие, которые можно считать обычной халатностью;
  4. При отсутствии любых объяснений со стороны студента.

Уважительные причины

Уважительная причина – это обстоятельства, которые невозможно отменить или предугадать заранее, и они, в большинстве случаев, не зависят непосредственно от учащегося.

К уважительным причинам можно отнести:

  1. Болезнь , в случае если студент может предоставить больничный лист, справку, заключение врача или выписку из амбулаторной карты, где будет указана дата, совпадающая с днем пропуска занятий. Причем болезнь близких родственников тоже может стать уважительной причиной, если студент сможет доказать, что его присутствие с больным было необходимым.
  2. Задержки, поломки, аварии, произошедшие с транспортным средством , если студент добирается в ВУЗ общественным или другим транспортом. В качестве доказательства можно использовать фотографии, протоколы, выдержки из СМИ, билеты.
  3. Похороны родственников . Как правило, в таких ситуациях не требуется доказательств, но в исключительных случаях возможно предоставление копии свидетельства о смерти.
  4. Форс-мажорные обстоятельства : поломка лифта, аварийная ситуация дома с вызовом мастера (не считается уважительной причиной, если мастер был вызван по собственной инициативе), посещение квартиры коммунальными службами и другое. Можно предоставить заключение или акт от соответствующей организации.
  5. Погодные условия . Уважительной причиной будет считаться любые непредвиденные погодные условия, которые реально затрудняют возможность добраться в учебное заведение: сильный ураган, обильное выпадение снега и других осадков, препятствующее передвижению транспорта.
  6. Участие студента в общественно важных мероприятиях : конкурсы талантов, олимпиады, посещение других инстанций, с предоставлением подтверждений от организации.
Читайте также:
Перенос слов и деление на слоги - задания, правописание

А также можно считать уважительной причиной, если студент заранее уведомил о своем отсутствии в конкретный день, и предоставил какое-либо подтверждение своего будущего пропуска.

В отдельных случаях достаточно обычного звонка преподавателю с объяснением обстоятельств, к примеру, сломался автомобиль или автобус, или он попал в пробку, и будет на паре в течение ближайшего времени. Некоторым студентам могут пойти на уступки не поставят «пропуск».

В качестве заключения стоит отметить, что любой пропуск нужно не только подтвердить объяснительной и предоставить аргументы в свое оправдание, но и в дальнейшем отработать пропущенные семинары и лекции, чтобы устранить академическую задолженность.

Как правильно написать объяснительную о пропуске занятий в вузе, чтобы не отчислили (+ образцы)

Часто студентов пугают объяснительными, которыми придется отчитываться перед куратором, преподавателем и даже ректором за совершенные проступки. Правда в том, что с помощью правильно оформленной объяснительной можно исправить общее впечатление и доказать оправданность своего поступка. Если речь идет о пропуске занятий, то можно считать объяснительную записку письменным доказательством того, что студент не просто прогулял занятие, а у него были на это весомые причины. Как правильно составить объяснительную о пропуске и что действительно считается уважительной причиной – разберем подробнее.

Что такое объяснительная записка?

Объяснительная – это официальный документ, написанный студентом, где он поясняет причины состоявшегося события или факта, произошедшего непосредственно с автором записки, и за которые он несет личную ответственность. Чаще всего такая записка пишется по собственной инициативе студента, для прояснения сложившейся ситуации. Однако, документ может составляться и по требованию адресата, например, куратора, декана или преподавателя, того кто будет принимать решение о необходимости назначения дисциплинарного наказания.

Объяснительная записка – это возможность доказать свою правоту и предоставить факты в свое оправдание. Письменное оформление является обязательным, так как это служит гарантией, что в дальнейшем студент не сможет изменить свои слова.

Студент вправе отказаться от предоставления подобных документов, но тогда к нему могут применить дисциплинарное наказание.

Срок предоставления объяснительной записки

Сразу необходимо уточнить важный факт: строгие нормы по предоставлению объяснительной закреплены только в ТК РФ. У сотрудника есть всего 2 дня на предоставление записки перед тем, как ему могут предъявить дисциплинарное взыскание.

Что же касается ВУЗов, то сроки предоставления объяснительной устанавливаются администрацией. У студента, как правило, срок четко не ограничен, но он должен быть разумным. Чаще всего предоставить объяснительную о пропуске занятий требуют на следующий день, но могут быть и отсрочки до 2-3 дней.

Какими способами можно написать объяснительную записку

На практике предусмотрено всего 2 способа написания объяснительной:

  1. От руки – это самый простой и распространенный вариант, особенно если документ необходимо предоставить в кратчайшие сроки. Записка, оформленная от руки, позволяет идентифицировать автора, сверив почерк. Такой вариант оформления является наиболее приемлемым.
  2. В печатном виде – такой способ больше подходит для организаций, с установленными нормами по ведению документации. Однако, студент тоже может предоставить объяснительную набранную на компьютере. Но в обязательном порядке нужно поставить от руки подпись и дату. Она и будет гарантировать достоверность напечатанного документа.

При этом наиболее важным является не сам способ написания, а правильность оформления, и соблюдение всех общепринятых норм написания объяснительной.

Правила оформления объяснительной записки

Каждое высшее учебное заведение может устанавливать свои нормы и правила составления внутренней документации. Особенно если речь идет об объяснительной от студента. Строгих норм, установленных законодательством, нет, однако есть общепринятая форма, которая применима для большинства организаций и учреждений.

Стандартные требования к оформлению:

  1. Документ оформляться на листе А4 с соблюдением отступов по краям: примерно 2-3 см с левого края, 1 см с правой стороны и по 1,5 см сверху и снизу листа.
  2. Максимальный объем письма не может быть более 2 страниц.
  3. Текст оформляется в официально-деловом стиле, неприемлемо использование ненормативной и сленговой лексики.
  4. Изложенные факты должны быть достоверными, и их можно каким-либо способом проверить.
  5. Изложение ведется от первого лица: «Я пропустил занятие…».
  6. Недопустимо наличие исправлений и зачеркиваний.

Шаблон написания объяснительной

Хотя строгих норм по написанию документа студентом нет, но все же есть определенная структура, которую нужно соблюдать при оформлении объяснительной записки. Она должна содержать три основные составляющие: шапку, с указанием адресата и автора, основную часть и дату с подписью.

Шапка

Шапка (штамп) – это верхняя часть документа, располагающаяся с правой стороны листа, где в столбик указываются данные адресата и автора записки.

Сначала пишется, на чье имя оформляется документ – указывается должность, место работы (учебное заведение) и ФИО руководителя учебного заведения (заведующего кафедрой, куратора). Заполнение данных осуществляется в дательном падеже. Как правило, у куратора и старосты группы должен быть образец написания подобного документа. Поэтому его лучше переписать с образца, чтобы не допустить неприятных ошибок.

Читайте также:
«В то время как» где ставить запятые, правила пунктуации

Ниже прописываются данные автора (от кого предоставлена записка): должность и ФИО. Под должностью стоит понимать общепринятую для ВУЗов форму «студент» с указанием факультета, формы обучения, группы и курса. Информация прописывается в родительном падеже.

Основная часть

Тело записки представляет собой небольшой текст, имеющий название (заглавие) и написанный в произвольном порядке основной текст объяснительной.

Заглавие пишется посередине листа, сделав небольшой отступ от «шапки». В обязательном порядке первая буква пишется заглавной, и в конце не ставится точка. В нашем случае заглавие будет иметь вид: «Объяснительная записка».

Основная часть оформляется с красной строки, с соблюдением отступа от края листа. В тексте пояснения автор указывает обстоятельства (пропуск пары в конкретный день или время) и причину, по которой он не смог присутствовать на занятиях. Здесь описывается произошедшее событие, уточняются конкретные промежутки времени, и, при наличии, делаются ссылки на подтверждающие документы, которые могут быть приложены к объяснительной.

К примеру, если студент посещал врача, тогда он может в качестве доказательств предоставить запись из амбулаторной карты или любое другое заключение, на котором будет указана дата, соответствующая пропущенному учебному дню, подпись и печать врача.

Дата и подпись

В конце документа в обязательном порядке ставится дата написания записки, и подпись студента. Дата указывается с левой стороны, а подпись ставится с правой стороны под основным текстом. В некоторых случаях рядом с подписью может требоваться написание ФИО учащегося в сокращенной форме (фамилия и инициалы). Особенно это касается ситуаций, когда текст набирался на компьютере.

Образцы составления объяснительной за пропуск

Совершенно неважно, сколько по времени было пропущено занятии: 10 минут, или несколько пар. Если преподаватель уже поставил в журнал отметку об отсутствии студента на занятии, тогда для подтверждения уважительности причины необходимо написать объяснительную. В ней студент должен честно расписать события, повлекшие за собой отсутствие его на парах. В отдельных случаях достаточно банального указания времени и причины пропуска.

В качестве доказательств можно использовать справки, акты, давать ссылки на сообщения СМИ (если произошло ДТП или другое происшествие).

Вот два примера объяснительных, которые соответствуют правилам:

«Примеры объяснительных»
Скачивание начнётся сразу после клика по иконке PDF

Что можно считать уважительной и неуважительной причиной пропуска занятий

Пропуск занятий может быть вынужденным, по уважительной причине и умышленным – без уважительной причины. В зависимости от этого также будет приниматься решение о необходимости дисциплинарного наказания.

Неуважительные причины

За неуважительную причину систематических прогулов вполне могут не допустить к сдаче сессии, особенно если у студента накопилась большая академическая задолженность. В редких случаях возможно применение крайних мер, вплоть до отчисления.

Неуважительными причинами считаются:

  1. Самовольный уход с занятий без ведома и разрешения преподавателя.
  2. Уход в случае длительного отсутствия преподавателя . Студенты лично, без особых распоряжений принимают решение о возможности уйти, аргументируя свой поступок фразой: «Студенты ждут 15 минут».
  3. Отсутствие на парах с объяснением случившегося : «Я проспал…», «У меня не зазвонил будильник…» и другие, которые можно считать обычной халатностью;
  4. При отсутствии любых объяснений со стороны студента.

Уважительные причины

Уважительная причина – это обстоятельства, которые невозможно отменить или предугадать заранее, и они, в большинстве случаев, не зависят непосредственно от учащегося.

К уважительным причинам можно отнести:

  1. Болезнь , в случае если студент может предоставить больничный лист, справку, заключение врача или выписку из амбулаторной карты, где будет указана дата, совпадающая с днем пропуска занятий. Причем болезнь близких родственников тоже может стать уважительной причиной, если студент сможет доказать, что его присутствие с больным было необходимым.
  2. Задержки, поломки, аварии, произошедшие с транспортным средством , если студент добирается в ВУЗ общественным или другим транспортом. В качестве доказательства можно использовать фотографии, протоколы, выдержки из СМИ, билеты.
  3. Похороны родственников . Как правило, в таких ситуациях не требуется доказательств, но в исключительных случаях возможно предоставление копии свидетельства о смерти.
  4. Форс-мажорные обстоятельства : поломка лифта, аварийная ситуация дома с вызовом мастера (не считается уважительной причиной, если мастер был вызван по собственной инициативе), посещение квартиры коммунальными службами и другое. Можно предоставить заключение или акт от соответствующей организации.
  5. Погодные условия . Уважительной причиной будет считаться любые непредвиденные погодные условия, которые реально затрудняют возможность добраться в учебное заведение: сильный ураган, обильное выпадение снега и других осадков, препятствующее передвижению транспорта.
  6. Участие студента в общественно важных мероприятиях : конкурсы талантов, олимпиады, посещение других инстанций, с предоставлением подтверждений от организации.

А также можно считать уважительной причиной, если студент заранее уведомил о своем отсутствии в конкретный день, и предоставил какое-либо подтверждение своего будущего пропуска.

Читайте также:
Правила по русскому языку - основные правила, определения и упражнения

В отдельных случаях достаточно обычного звонка преподавателю с объяснением обстоятельств, к примеру, сломался автомобиль или автобус, или он попал в пробку, и будет на паре в течение ближайшего времени. Некоторым студентам могут пойти на уступки не поставят «пропуск».

В качестве заключения стоит отметить, что любой пропуск нужно не только подтвердить объяснительной и предоставить аргументы в свое оправдание, но и в дальнейшем отработать пропущенные семинары и лекции, чтобы устранить академическую задолженность.

«Объяснительная» – что необходимо знать работнику при ее написании

Цель статьи – научить работника, правильно давать объяснения в случаях, когда их запросил наниматель.

Нередко возникают ситуации, при которых работника просят написать «объяснительную», как соблюсти свои права и требования закона в такой ситуации?

Вооружившись знаниями, полученными при прочтении статьи, вы не только сможете защитить себя от нападок руководства, но и сбережете свои нервы и деньги.

Также если при наложении взыскания имело место нарушение требований законодательства, вы узнаете, как можно обжаловать действия руководителя в контролирующих органах либо в суде.

Порядок предоставления «объяснительной»

В первую очередь надо понять, в каком виде: устно или письменно, от вас требуют предоставить объяснения:

• если руководитель устно выражает просьбу написать объяснение, работник так же вправе давать объяснения в устной форме, эту позицию следует озвучить;

• требование о предоставлении письменных объяснений должно быть вручено работнику письменно, в форме «уведомления о необходимости предоставить объяснения».

Причины, по которым важно получить от работодателя письменный запрос о даче разъяснений:

• в полученном «уведомлении» будет зафиксирован сам факт или событие, по которому от вас требуют дать разъяснения (время его совершения, обстоятельства и возможные претензии к вам со стороны руководства);

• для написания объяснений вам предоставляется временной отрезок – 2 рабочих дня после даты получения «уведомления». Причем срок разбирательства должен быть отодвинут в том случае, если на следующий день после полученного «уведомления о предоставлении объяснений» вы на законных основаниях, не приступили к работе, например, заболели или ушли в отпуск;

• до окончания срока, в течение которого от вас ждут пояснений, администрация не имеет оснований для принятия решения о наказании;

• только по истечении срока предоставления объяснений можно издавать «приказ о привлечении к ответственности».

И последнее, вы даете пояснения исключительно только о том, о чем вас спрашивают, что не позволит работодателю подтасовать документацию под ваше объяснение.

Порядок привлечения к «дисциплинарной ответственности», закрепленный законодательством

С целью установить виновных лиц и определить степень их вины руководитель должен:

• назначить комиссию по проведению внутреннего расследования;

• уведомить сотрудника о необходимости дать объяснения;

• соблюсти сроки предоставления объяснений;

• придерживаться сроков привлечения к ответственности;

• ознакомиться с результатами служебного разбирательства и принять решение в отношении лиц, подлежащих ответственности;

• ознакомить виновных с «приказом о привлечении к ответственности».

Если в вашей ситуации администрация пренебрегла и/или вы не согласны с наложенным на вас взысканием, в момент ознакомления с приказом напишите о своем несогласии непосредственно на самом бланке.

В каких случаях можно отменить взыскание

Если работодатель нарушил вышеперечисленные требования, можно настаивать на отмене приказа о взыскании.

Следует отметить, что Трудовой кодекс не освобождает руководителя от обязанности учитывать такое обстоятельство, как «уважительные причины», приведшие к нарушению.

Поэтому причиной отмены наказания могут служить так называемые условия «форс-мажора», то есть «обстоятельства непреодолимой силы», которые человек не может предусмотреть и не в силах им противостоять.

По результатам служебного расследования администрации необходимо подписать соглашение с работником «о порядке возмещения ущерба, нанесенного работодателю, действиями/бездействиями работника».

Возмещение ущерба возможно.

Если работник, признанный виновным по результатам внутреннего разбирательства, не оспаривает выводы комиссии.

Если вина установлена по вступившему в законную силу решению судебных или контролирующих органов.

Удержание суммы ущерба из заработка возможно «исключительно по письменному заявлению» сотрудника.

Если согласие по возмещению ущерба не достигнуто, то взыскание возможно только по решению суда.

Неправомерные действия работодателя при удержании с вас денежных средств в счет покрытия ущерба, понесенного работодателем, без достаточных на то оснований можно обжаловать в органах прокуратуры, государственной трудовой инспекции либо суде.

Обсуждают (24): Обсуждение

Комментарии (42)

Проработав более 20 лет в кадровой службе, пришла к мнению что статью об обязанностях работодателя читает только кадровик и трудовая инспекция. Не один раз сталкивалась с ситуацией, когда от работника требовали дать объяснения только устно, а он “бедняга” старательно писал сам на себя донос. Но раньше я не могла ему помочь, будучи представителем администрации. Вот и родилась эта статья.

Увольняемые тоже читают про обязанности работодателя.

Когда меня сокращали в 1994 году, я очень тщательно изучила главу “Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров” (в то время действовал КЗоТ).

Читайте также:
Горами ударение как правильно ставится в слове?

Обращалась в совет трудового коллектива, в комиссию по трудовым спорам, но не лично, а через заказные письма.

Уважаемая Наталья Сергеевна, Ваша статья “интересная”, но для жизни – бесполезная! Моя личная “проза жизни”: проработал 44 года на одном предприятии (награды, уважение и т.д.). Всё “изменилось” после за моего обращения к Президенту. Началась травля. Первый выговор за 40 лет “безупречной” (по одному из приказов) работы дали по рапорту начальника отдела, на котором в тот же день (! – какие там “2 дня”?) появилась резолюция работодателя “В приказ о выговоре” без всяких “объяснительных”. Потом, на суде появились бумажки, что “объяснительная” была затребована (устно), но я якобы “отказался” их давать, хотя в том же рапорте говорится, что я всё-таки (тоже устно) “объяснил” причину (причём – уважительную для меня). Через пару месяцев – второй выговор за “нарушение”, по которому проводилось служебное “расследование”. Причём, рапорт начальника отдела о проступке (с датой его “совершения”), содержащий по уверениям юристов “клевету” (!), и приказ работодателя о наказании различаются на 35 дней (а по “закону” – должно быть не более “месяца” – не так ли?). Госинспекция по труду эти выговора отменила, работодатель подал в суд на госинспекцию (я – “третье” лицо). И судья (между прочим – член городской квалификационной комиссии судей) признала выговора “законными” (!). 1-й выговор – написав в решении, что я мог бы дать письменную “объяснительную и после 2-х дней, а 2-й выговор (несмотря на ссылку на соответствующее постановление ВС) посчитав “срок” со дня окончания “расследования”, а не со дня “совершения проступка”. Так что при нашей насквозь прогнившей судебной системе – не имеет значения: читает ли работник обязанности работодателя. Судьи-преступники, которые плюют на “законы”, почти всегда работника “засудят”. Вы – юрист и сами признаёте, что будучи в “администрации” (т.е. – в Системе) не прилагали усилий для защиты прав работников. Судьи – такие же “юристы”, и “защищая” преступную власть нынешних “слуг народа” и свои “кресла” всегда готовы наплевать на права этого самого НАРОДА! Дальше у меня пошли три подряд увольнения. Незаконность двух первых “чудом” (не могу назвать иначе) удалось доказать в суде. По третьему дошёл до ВС, но с государственной судебной мафией бороться бесполезно. Угрохал кучу здоровья, заболел, теперь пытаюсь выжить на нищенскую пенсию и жду – когда мой рак подведёт теперь мою уничтоженную жизнь к концу. Если завтра дадут автомат – с удовольствием прихвачу сколько-то преступных госчинуш с собой.

Словари

131 шофёр

ШОФЁР – сущ., м., употр. часто

Морфология: (нет) кого? шофёра, кому? шофёру, (вижу) кого? шофёра, кем? шофёром, о ком? о шофёре; мн. кто? шофёры, (нет) кого? шофёров, кому? шофёрам, (вижу) кого? шофёров, кем? шофёрами, о ком? о шофёрах

1. Шофёром называют водителя автомобиля, автобуса, такси и т. д.

Работать шофёром. | Первоклассный шофёр. | – Куда едем? – поинтересовался шофёр. – За город, – уклончиво ответила Нина. | Шофёр всё время тормозил и переключал скорости.

2. Личным, персональным шофёром называют водителя, который постоянно сопровождает в поездках на машине какого-либо высокопоставленного чиновника, бизнесмена и т. д.

Возле лифта личный шофёр президента вежливо остановился, давая мне возможность самому нажать кнопку вызова.

шофёрский прил.

ШОФЁР, шофёра, муж. (франц. chauffeur). Водитель автомобиля.

ШОФЁР, -а, мн. -ы, -овпрост.) -а, -ов, муж. Водитель автомобиля. Ш. такси.

| жен. шофёрка, -и (прост.).

| прил. шофёрский, -ая, -ое.

Человек, профессия которого – управление автомобилем, вождение автомобиля.

В сорок втором году во время бомбежки под Великими Луками убило шофера Штирлица – тихого, вечно улыбавшегося Фрица Рошке (Ю. Сем.).

Наш товарищ шофер ловко вел по оживленным улицам автомобиль – плавно, бесшумно, быстро и осторожно. Серафимович, Под развесистой клюквой.

ШОФЁР 1 , -а, м. Шутл.

Шафер (на свадьбе).

Шофёр, это слово являет собой еще одно подтверждение того, что возвращение буквы «ё» в русский язык помогло бы снизить число ошибок: шофёр, но не шо/фер. Во множественном числе буква «ё» сохраняется, а значит, сохраняется и ударение на втором слоге: шофёры (не шофера/).

шофёр, -а; мн. шофёры, -ов

Сошел я с парома

И сразу направился прямо

И четыре испуганных дамы

За каждым шофёром

Носились весь день по пятам…

Н. М. Рубцов, Фальшивая колода

Какая зловещая трасса!

Какая суровая быль!

Шофёры высокого класса

Газуют сквозь ветер и пыль.

Н. М. Рубцов, На автотрассе

Сведения о происхождении слова:

Слово сохраняет в исходной форме ударение на последнем слоге, как во французском языке, из которого оно пришло в русский, ср. chauffeur, буквально ‘истопник, кочегар’.

Читайте также:
Балашиха ударение на какой слог ставится и почему

Профессиональная речь:

В профессиональном общении распространено ударение мн. шофера́, шоферо́в и т. д., но только там оно и уместно:

Шел с мячом я, юный бездельник.

Белобрысый гудел, дуря.

Он сказал: «Пройдешь в академики –

возьмешь меня в шофера́».

А. А. Вознесенский, «Был он мой товарищ по классу. »

шофёр (неправильно шо́фер), мн. шофёры, род. шофёров и в просторечии шофера́, шоферо́в.

шофёр, шофёры, шофёра, шофёров, шофёру, шофёрам, шофёром, шофёрами, шофёре, шофёрах

Заимствование из французского, в котором chauffeur от chauffer – “греть, топить”. Первоначально так называли кочегара.

Из фр. яз. в XX в. Фр. chauffeur (первоначально в знач. «кочегар», затем «шофер») является производным от chauffer – «греть, топить».

ШОФЁР а, м. chauffeur m. кочегар.

1. Шофферы. Разбойники во Франции, жгли ноги своим жертвам. чтобы узнать, где те хранят деньги. Михельсон 1888. Вслед за крупными разбоями прекратились мелкие. Перевелись шуаны, пуделя ( barbets) и шофферы (chauffeurs). РВ 1891 7 287.

2. Педаль на автомобиле < ? >. Чудинов 1902.

3. Водитель автомобиля. БАС-1. Вчера шофферы и шоффезы оставили временно свои шкуры и клеенки и оделись в беспорочно белые платья и костюмы, как если бы на их совести не было даже ни одной раздавленной собаки. Неделя 1989 15. Для борьбы же с солдатами и казаками пора построить начиненные динамитом автомобили. А вместо шофферов, на каждый автомобиль посадить по автомату. РБ 1907 10 2 96. Затянут в черный бархат, шоффэр – и мой клеврет – Коснулся рукоятки, и, вздрогнувши мотор, Как жеребец заржавший пошел на весь простор, И ветер восхищенный сорвал с меня берэт. Северянин Фиолетовый транс. Вещи, забытые седоками в экипаже, шофферы обязаны немедленно возвращать по принадлежности. Сборник вопросов и ответов по курсу автомобилизма. СПб., 1914. // РР 1969 5 69. Нельзя по морю, шоффэр? .. а на звезду? И. Северянин Сегодня не приду. // Душенко 319. Его < Барятинского> сопровождал легендарный шоффер из Монако. Он себя не отделяет от барина и говорит всегда “nous” <мы>. Вел. кн. Николай Михайлович Зап. // Гибель монархии 46. Тяжко жить без лимузина, Лимузину – без бензина, А шофёру без очек, Это тоже пятачек. Хлеб и НЭП. // Бузотер 1924 1 6. После обеда подали зловонно-бензиновый мотор с двумя зловонно-сигарными немцами: мы сели, шофер загудел сиреной, и мотор пустился на гору. Тэффи Экскурсия. // Т. 1999 3 -1 183. Прощай, мотор мой скоропёрый, Прощай, веселый мой гараж, Прощай, товарищи шоферы, Я больше не увижу вас! Нева 1998 7 211. Прощай, жена, прощайте дети, Прощай, любимый мой гараж! Прощайте, други мотористы, Я больше не увижу вас. 50-е гг. 20 в. Нева 1998 7 211. Вот уже три недели не разговаривает жена с шофером 3-го класса В. Цупраковым, мотивируя это тем, что с водителем разговаривать не разрешается. ЛГ. // Слов. кат. 99. Есть по Чуйскому тракту дорога, Много ездит по ней шОферов. Народная песня. Мне платок забрыжжет новый Этот шОфер-грубиян. В. Курбатов Встреча. // Суперанская Удар. 129.

4. Народный заседатель.. Сл. жарг. 1991.

5. устар. Тракторист. Через несколько лет <после 1919 г.> появляется слово тракторист, но в том же значении вы встретите и другие слова: машинист, вожатый, рулевой, даже шофер. В. А. Ицкович. // РР 1978 6 86 – Лекс. СИС 1937: шофёр.

– (не: шо́фер), а, мн. шофёры, ов, м., одуш. (фр. chauffeur букв. истопник, кочегар: топливом в первых двигателях внутреннего сгорания были дрова и уголь).

Водитель автомобиля, автобуса.

Шоферня (собир., прост. пренебр.) – шоферы.

Шофёрский – относящийся к шоферу, шоферам.

Шофёрить (прост.) – работать шофером.

|| Ср. авиатор, машинист, пилот.

– Человек, которого кормит баранка.

– Человек, достаточно ловкий, чтобы водить машину, и достаточно умный, чтобы её не иметь.

– Человека какой профессии козырёк над крышей защищает от ошибок экскаваторщика?

– Кто такой дальнобойщик?

– Название этой распространённой профессии буквально переводится как подогреватель.

– Поэма русского поэта Сергея Городецкого «. Владо».

ШОФЁР -а; шофёры, -ов и (разг.) -шофера́, -о́в; м. [франц. chauffeur]. Водитель автомобиля. Ш. автобуса, такси. Работать шофёром. Первоклассный ш.

Шофёришка, -и; мн. род. -шек, дат. -шкам; м. Уничиж. Шоферю́га, -и; м. Грубо. (=шофёр). Шофёрский, -ая, -ое. Ш-ие права. Ш-ие курсы. Ш-ое дело. Ш-ие привычки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: