Хлестаков Иван Александрович – характеристика героя в Ревизор

Образ Хлестакова в комедии «Ревизор»: портрет и поступки

Содержание:

Гоголь создал уникальный образ Хлестакова в комедии «Ревизор», сгруппировав пороки всего чиновничества в одном человеке. Автор привлекает внимание читателей к проблеме бюрократии, пренебрежении властями своими обязанностями. Главный герой олицетворяет всю низменность, наигранность, алчность представителей правления. Портрет Хлестакова состоит из множества негативных привычек, свойственных руководящему звену того времени.

После появления произведения в народе появилось понятие хлестак, хлестаковщина. Оно символизирует бездельничество, ленивых, легкомысленных людей, не несущих ответственности за свои действия.

Саратовская губерния – родина главного героя. Здесь остался его родительский дом, персонаж переехал жить в Петербург. Он стал чиновником, но выполнить главное для себя задание – стать богатым человеком – не смог.

Внешнее описание Хлестакова в комедии «Ревизор» говорит о его приятной наружности, которая привлекала внимание женского пола. Он был шатеном, невысоким. Постоянно бегающие глаза выдавали в нем лгуна, труса.

Какие общечеловеческие пороки воплощены в образе Хлестакова

Герой представляет класс людей, умеющих красноречиво, убедительно врать. Лгун умеет вовремя подобрать нужный глагол, сделать комплимент, убедить собеседника в своей значимости. Он предпочитает жить в иллюзорном мире, где является обеспеченным, состоявшимся человеком. Если рассматривать образ Хлестакова кратко, можно выделить следующие пороки:

  • Трусость. Персонаж не может нести ответственность за свои деяния, рассказы, обещания. Достаточно было чиновникам посетить героя в гостиничном номере, чтобы вызвать в нем нарастающий страх;
  • Слабохарактерность. Будучи хорошим актером, создающим видимость важного члена общества, персонаж является человеком-тряпкой. В реальной жизни он ничего из себя не представляет;
  • Неудачник. Писатель показывает образ маленького человека через главное действующее лицо. Он получает крошечную зарплату от канцелярии, при этом мечтая о красивой жизни. В Петербурге Иван завидовал состоятельным людям, позволявшим себе любые удовольствия, растраты. Он мечтал стать одним из них, но его статус, бедность не давали такой возможности;
  • Азарт. Отец Хлестакова с завидной регулярностью материально поддерживал сына, отправляя ему последние копейки. Иван тратил все средства на карточные игры, постоянно проигрывая все до нуля.

Тест личности главного героя указывает на его несостоятельность. Главными пороками являются завистливость, самовлюбленность, постоянный обман. Персонаж в глубине души обвиняет весь мир в своих неудачах, не замечая проблемы в себе.

Поступки Хлестакова – комедия «Ревизор»

Основная тема произведения четко прослеживается в поступках Ивана Александровича. Его жизнь наполнена безнравственностью. Тяга к азартным играм постоянно возвращает героя к нищете. Жизнь преподнесла ему очередной урок. Персонаж возвращается в родительский дом. Его сопровождает слуга, вместе они останавливаются в уездном городке, в небольшой гостинице. Характеристика Хлестакова в комедии «Ревизор» в поступках:

  • Грубое отношение к слуге. Неспособность героя расплатиться за жилье, питание не мешает ему вести себя подобно важному господину, помыкать, грубить;
  • Взяточничество. Для Ивана взять взятку – лишь способ дополнительно заработать. Ему льстит, что сам городничий заискивает перед его персоной. Это дает возможность потребовать большую сумму денег. Герой не чурается брать драгоценности;
  • Персонаж очень быстро освоил новую роль – Хлестаков-ревизор; описание поведения героя указывает на его желание получить максимальную выгоду от своего положения;
  • Привычка набираться долгов, зная, что рассчитываться с ними нечем. Хлестаков уверен, чтобы добиться своего, не нужно трудиться. Он ждет счастливый случай. Сейчас его время пришло – чиновники готовы давать взятки, ему не отказывают в займах. Нельзя упускать такой шанс;
  • Завышенная самооценка заставляет героя смотреть на окружающих с пренебрежением, считать всех глупцами;
  • В отношениях с женским полом персонаж также проявляет себя как нечестный, подлый человек. Он предлагает руку и сердце сначала жене своего друга городничего, после – дочери.

Образ и характеристика Хлестакова — героя комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Личность и поведение этого героя, наряду с другими причинами, послужили причиной того, что чиновники уездного города приняли его за ревизора. Характеристика образа Хлестакова поможет глубже изучить картину развращённых нравов и преступной действительности.

Значение фамилии Хлестакова

Интересно, что в ранних редакциях пьесы Гоголь называл главного героя Хласковым, Скакуновым, Перепёлкиным. Эти фамилии больше подходили персонажу водевиля, а не комедии, поэтому автор, чтобы подчеркнуть новизну образа главного героя, назвал его Хлестаковым.

Фамилия эта произошла от слова «хлестать», у которого много смыслов. К Хлестакову из них относятся следующие:

  • пустословить, врать;
  • хлёско — повеса, волокита, нахал;
  • хлестун — тунеядец, праздный шатун.

Фамилия главного героя раскрывает черты его характера: любовь к праздности, нежелание трудиться, пустословие, умение бойко врать, нахальное волокитство.

Возраст, происхождение, род занятий

В Петербурге главный герой служил мелким чиновником (коллежским регистратором) в канцелярии департамента. Карьера его не задалась, так как, по словам слуги Осипа, он не занимался делом, вместо того, чтобы идти на службу, часто гулял по проспекту да играл в карты. Отец героя, понимая, что сын не сможет добиться повышения по службе, вызвал его к себе в имение.

Внешность, характеристика речи

В «Замечаниях для господ актёров» автор комедии отмечает, что Хлестаков — «тоненький, худенький» молодой человек, одетый по моде. Добчинский, передавая жене городничего своё впечатление о приезжем, говорит, что он шатен, а «глаза такие быстрые, как зверьки».

Гоголь пишет, что «речь его отрывиста, и слова вылетают из его уст совершенно неожиданно», так как он не может сосредоточиться на одной мысли.

Говорит Хлестаков бессвязно, перескакивает в разговоре с одного предмета на другой, не заканчивает фразы, говорит много лишних слов, например: «Я ведь тоже разные водевильчики… Литераторов часто вижу».

Разговаривая с дамами, он вставляет в свою речь немногие французские слова и фразы, которые знает, например, «компрене ву». Его речь при этом сочетает прозаизм с выспренним стилем. «Вы говорите по-столичному», — с восторгом восклицает Марья Антоновна (действие 5, явление 12).

Читайте также:
Cочинение на тему героизм к ОГЭ/ЕГЭ по русскому

Отношение к жизни

Хлестаков — ветреный, легкомысленный человек, представляющий тип людей, которых называли в канцелярии пустейшими. Он щёголь и франт, быстро проматывающий отцовские деньги, чтобы удовлетворить своему тщеславию. Затем он посылает Осипа на рынок продавать фрак. После получения новой присылки денег всё повторяется. Хлестаков говорит: «Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия». Живя в Петербурге, вместо того, чтоб больше уделять внимание службе, он развлекался: гулял по проспекту, смотрел в театре водевили, играл в карты.

Хлестаков не желает жить в деревне, куда его вызвал из Петербурга отец. Он говорит городничему: «За что ж, в самом деле, я должен погубить жизнь с мужиками? Теперь не те потребности, душа моя жаждет просвещения» (действие 2, явление 8).

Черты характера и поведение.

Хлестаков — не злой и не грубый человек, но немного глуповат, любит порисоваться перед дамами, любит вкусно поесть, модно одеться и гулять по проспекту, посещать театры.

Он простодушен и вовсе не собирался выдавать себя за ревизора или другого высокого должностного лица. Это встревоженные чиновники и объятый страхом городничий представили, что он ревизор, и Хлестаков совершенно непреднамеренно подыграл им. Он вообще долго не догадывался, что его принимают за проверяющего, а простодушно думал, что все угождают ему, потому что хотят доставить ему удовольствие и познакомить с городом.

Хлестаков — легкомысленный и глуповатый человек. Эти черты проявились в том, что он вовремя уехал из города только под давлением хитрого и предусмотрительного Осипа.

Он трусоват, опасается, что городничий за неоплаченные обеды упрячет его в тюрьму. Когда тот заходит в комнату, Хлестаков бледнеет, съёживается и смотрит на него, испуганно выпучив глаза.

Затем, в ходе разговора, герою почудилась угроза в демонстративной заботе городничего, и это побудило его к оправданию и даже самообороне: он говорит, что обед в гостинице ужасный, за что же такое ему терпеть.

Когда городничий предлагает ему переехать на другую квартиру, Хлестаков снова понял это по-своему — что тот намекает на тюрьму. Испуганный молодой человек снова обороняется и даже истерично угрожает, гордо заявляя, что служит в Петербурге.

Герой любит прихвастнуть, приврать. Когда он поселился в доме городничего, в разговоре с его женой начал хвастаться, как прекрасно он живёт в Петербурге. Причём в письме к С. Т. Аксакову Гоголь пишет, что Хлестаков забывает, что лжёт, и сам начинает верить тому, что говорит. Лжёт он вдохновенно, с чувством.

Главная причина его вранья — желание самоутвердиться, ведь он понимает, что ничтожен и неинтересен для других.

Отношение к Хлестакову других персонажей

Главное в отношении к главному герою городничего и других чиновников — это страх и подобострастие. Страх возрастает из-за того, что ревизор оказался странным: тоненьким, худеньким. «Как его узнаешь, кто он!» — говорит городничий (действие 3, явление 9).

Жена городничего Анна Андреевна и дочь Марья Антоновна были от Хлестакова в восторге. «…Какое тонкое обращение! сейчас можно увидеть столичную штучку», — восклицает Анна Андреевна (действие 3, явление 8). Она считает его образованным, светским человеком.

Городской помещик Добчинский восхищён Хлестаковым, он говорит о нём: «…Не генерал, а не уступит генералу: такое образование и важные поступки-с».

Слуга Осип видит недостатки своего барина, но, конечно, не смеет поучать его. Нравоучения для него Осип произносит только когда остаётся один. Он осуждает и даже презирает барина за то, что тот любит пустить пыль в глаза, быстро тратит деньги, а потом посылает Осипа на толкучку продавать фрак, чтобы не сидеть голодным.

Как развивается образ Хлестакова на протяжении пьесы

В начале пьесы мы видим трусоватого главного героя, который, хоть и боится попасть в тюрьму, но бодрится.

Когда городничий, приняв его за ревизора, приглашает переселиться из гостиницы в свой дом, простодушный Хлестаков не догадывается, что его тот принял за другого человека. После посещения богоугодных заведений герой говорит, что ему нравится, что здесь проезжающим показывают всё в городе. «В других городах мне ничего не показывали», — простодушно добавляет он (действие 3, явление 5).

Хлестаков совсем не собирался выдавать себя за вельможу, но обед в богоугодном заведении с всякими винами способствовал его словоохотливости и красноречию. Он сам забывает, что лжёт о своей роскошной жизни.

Герой долго не догадывается, почему к нему такое уважение, и только в четвёртом действии, после того, как ему надавали взаймы кучу денег, он сообразил, что чиновники принимают его за государственного человека, возможно, за генерал-губернатора.

Типичность характера героя

Н. В. Гоголь указывал на типичность образа Хлестакова, в том смысле, что и в людях, которые не лишены хороших достоинств, есть некоторые черты характера Хлестакова. В письме к С. Т. Аксакову автор пьесы писал, что каждый «хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым».

Писатель-революционер А. И. Герцен писал о николаевской России: «Нет определённых воззрений, нет определённых целей, и вечный тип Хлестакова, повторяющийся от волостного писаря до царя».

Оценка героя автором и литературными критиками

Н. В. Гоголь в письме к С. Т. Аксакову писал, что Хлестаков — это человек «пустой, как называют, но заключающий в себе много качеств, принадлежащих людям, которых свет не называет пустыми».

В «Замечаниях для господ актёров» автор указывал: «Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет».

Об образе Хлестакова мнения литературных критиков различны.

Читайте также:
Загадки для детей 6 лет с ответами на логику, смекалку и воображение

В. Г. Белинский не считал Хлестакова главным действующим лицом комедии (в противовес Гоголю), он называл таким лицом городничего. Критик писал, что «Хлестаков является в комедии не сам собою, а совершенно случайно, мимоходом, и притом не сам…»

Критик Аполлон Григорьев писал, что Хлестаков становится смелее в хвастовстве под влиянием благоприятных обстоятельств, что он не действует с расчётом: «Ему всё нипочём, всё трын-трава».

Советский критик А. К. Воронский считал, что Хлестаков «лишён всякого ядра, он тот, кого из него хотят сделать». Городничий сделал из него «ревизора», чиновники, подобострастно слушающие его, сделали из него лгуна, а жена и дочь городничего сделали из него ловеласа и жениха. Из города он уезжает только тогда, когда Осип убедил его. «Он во всём подчиняется», — пишет А. К. Воронский.

Советский и российский литературовед Ю. В. Манн считает, что этот образ — художественное открытие Гоголя, что он отличается от традиционного типа комедийного интригана «полнейшей непреднамеренностью», что несвойственно «сознательному лжецу, самозванцу».

Вывод

Хлестаков — один из наиболее известных образов русской литературы, типический характер. Понятие «хлестаковщина», произошедшее от его фамилии, обозначает враньё, хвастовство.

Новаторство Гоголя в том, что в комедии «Ревизор» он создал смелый характер простодушного лжеца, в корне переосмыслив традиционный тип интригана, который обычно присутствовал в комедиях.

Характеристика образа Хлестакова, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Образ и характеристика Хлестакова в комедии “Ревизор”, описание внешности и характера

Хлестаков.
Художник
А. Константиновский

Иван Александрович Хлестаков является главным героем знаменитой комедии “Ревизор” Н. В. Гоголя.

Ниже представлен цитатный образ и характеристика Хлестакова в комедии “Ревизор”, описание внешности и характера героя.

Смотрите:
Краткое содержание комедии
– Все материалы по комедии “Ревизор”

Образ и характеристика Хлестакова в комедии “Ревизор”, описание внешности и характера

“. Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой‑нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде. “ (“Замечания для господ актеров”, пьеса “Ревизор”)

Рассмотрим более детально цитаты из пьесы, касающиеся этого персонажа.

Полное имя героя – Иван Александрович Хлестаков:

“. Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга. “ (из списка действующих лиц, пьеса “Ревизор”)

Молодой, лет двадцати трех или четырех с небольшим.” (Бобчинский о нем, действие 1 явление III)

“. молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький. ” (“Замечания для господ актеров”, пьеса “Ревизор”)

Анна Андреевна. А собой каков он: брюнет или блондин?

Добчинский. Нет, больше шантрет*, и глаза такие быстрые, как зверки, так в смущенье даже приводят.” (действие 3 явление II) (*шантрет – шатен, человек с волосами каштанового цвета)

“. А ведь какой невзрачный, низенький, кажется, ногтем бы придавил его. ” (городничий о нем, действие 2 явление VIII)

“. худенький, тоненький – как его узнаешь, кто он. “ (городничий о нем, действие 3 явление IX)

Недурной наружности. ” (Бобчинский о нем, действие 1 явление III)

Душенька Осип, какой твой барин хорошенький!” (Марья Антоновна о Хлестакове, действие 3 явление X)

“. Осип, душенька! какой миленький носик у твоего барина. ” (Марья Антоновна о Хлестакове, действие 3 явление X)

“. как вдруг, по моей петербургской физиономии и по костюму, весь город принял меня за генерал‑губернатора. ” (Хлестаков о себе в письме действие 5 явление VIII)

“. в партикулярном платье*, ходит этак по комнате, и в лице этакое рассуждение. ” (Бобчинский о нем, действие 1 явление III) (*партикулярное платьеобычная “гражданская” одежда, не военная униформа)

“. И сукно такое важное, аглицкое! рублев полтораста ему один фрак станет, а на рынке спустит рублей за двадцать; а о брюках и говорить нечего – нипочем идут. “ (слуга Осип о нем, действие 2 явление I)

“. Отдает фуражку и тросточку. “ (автор о Хлестакове, действие 2 явление II)

“. а как наденет фрачишку – ну точно муха с подрезанными крыльями. ” (городничий о нем, действие 3 явление IX)

“. Иной раз все до последней рубашки спустит, так что на нем всего останется сертучишка да шинелишка…” (Осип, действие 2 явление I)

Хлестаков носит невысокий чин коллежского регистратора (“елистратора”). В народе “елистратором” называли регистратора, чиновника самого низшего класса в “Табели о рангах”:

“. Добро бы было в самом деле что‑нибудь путное, а то ведь елистратишка простой. ” (Осип о нем, действие 2 явление I)

“. Я еду в Саратовскую губернию, в собственную деревню. “ (Хлестаков о себе, действие 2 явление VIII)

“Он умнее своего барина. ” (о слуге Осипе и его барине Хлестакове, “Замечания для господ актеров”, пьеса “Ревизор”)

“. Я служу в Петербурге. “ (действие 2 явление VIII)

“. Вы, может быть, думаете, что я только переписываю. ” (на работе Хлестаков переписывает документы, действие 3 явление VI)

“. Нет, я бы послал его самого потолкаться в канцелярию. ” (Хлестаков о своей службе в канцелярии, действие 2 явление VIII)

“. Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж. ” (на верхних этажах обычно селились небогатые жильцы, действие 3 явление VI)

“. делом не занимается: вместо того чтобы в должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки играет. “ (Осип о Хлестакове, действие 2 явление I)

“. Нет, батюшка меня требует. Рассердился старик, что до сих пор ничего не выслужил в Петербурге. Он думает, что так вот приехал да сейчас тебе Владимира в петлицу и дадут. “ (действие 2 явление VIII)

“. Пиши ко мне в Саратовскую губернию, а оттуда в деревню Подкатиловку. “ (действие 5 явление VIII)

“. Я, право, заплачу… Мне пришлют из деревни. ” (о себе, действие 2 явление VIII)

“. Профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул, и не горячится. А стало бы, и очень бы стало на прогоны; нет, вишь ты, нужно в каждом городе показать себя. “ (слуга Осип о нем, действие 2 явление I)

“. Батюшка пришлет денежки, чем бы их попридержать – и куды. пошел кутить: ездит на извозчике, каждый день ты доставай в кеятр билет, а там через неделю, глядь – и посылает на толкучий продавать новый фрак. “ (слуга Осип о нем, действие 2 явление I)

“. А я, признаюсь, смерть не люблю отказывать себе в дороге, да и к чему? Не так ли. “ (Хлестаков о себе, действие 4 явление IV)

“. Эй, Осип, ступай посмотри комнату, лучшую, да обед спроси самый лучший: я не могу есть дурного обеда, мне нужен лучший обед. “ (действие 2 явление I)

“. Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия. ” (Хлестаков о себе, действие 3 явление V)

“. Я – признаюсь, это моя слабость, – люблю хорошую кухню. “ (Хлестаков о себе, действие 4 явление VI)

“. С проезжающим знакомится, а потом в картишки – вот тебе и доигрался. ” (Осип о проигрыше Хлестакова в Пензе, действие 2 явление I)

“. Да, если б в Пензе я не покутил, стало бы денег доехать домой. Пехотный капитан сильно поддел меня: штосы удивительно, бестия, срезывает. Всего каких‑нибудь четверть часа посидел – и всё обобрал. А при всем том страх хотелось бы с ним еще раз сразиться. Случай только не привел. “ (действие 2 явление III)

“. Скажите, пожалуйста, нет ли у вас каких‑нибудь развлечений, обществ, где бы можно было, например, поиграть в карты. ” (Хлестаков о себе, действие 3 явление V)

“Нет, не говорите, иногда очень заманчиво поиграть. ” (Хлестаков о себе, действие 3 явление V)

“. каждый день ты доставай в кеятр билет. “ (Осип о Хлестакове, действие 2 явление I)

“. Я ему прямо скажу: как хотите, я не могу жить без Петербурга. За что ж, в самом деле, я должен погубить жизнь с мужиками. “ (действие 2 явление VII)

“. Ну, конечно, кто же сравнит с Петербургом! Эх, Петербург! что за жизнь, право. “ (действие 3 явление VI)

Анна Андреевна. Ах, какой приятный!

Марья Антоновна. Ах, милашка!

Анна Андреевна. Но только какое тонкое обращение! сейчас можно увидеть столичную штучку. Приемы и все это такое… Ах, как хорошо!” (действие 3 явление VIII)

“. Вы говорите по‑столичному. “ (Марья Антоновна о нем, действие 4 явление XII)

“. Привыкши жить, comprenez vous* в свете и вдруг очутиться в дороге: грязные трактиры, мрак невежества…” (Хлестаков о себе, действие 3 явление VI)

(*в переводе с фр. — “понимаете ли”)

“. несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими.” (Гоголь о Хлестакове, “Замечания для господ актеров”, пьеса “Ревизор”)

“. Ужасно как хочется есть! Так немножко прошелся, думал, не пройдет ли аппетит, – нет, черт возьми, не проходит. “ (слова Хлестакова, действие 2 явление III)

“. Хлестаков (испугавшись). Вот тебе на! Эка бестия трактирщик, успел уже пожаловаться! Что, если в самом деле он потащит меня в тюрьму. “ (действие 2 явление VII)

“. У дверей вертится ручка; Хлестаков бледнеет и съеживается. “ (действие 2 явление VII)

“. Хлестаков (храбрясь). Да вот вы хоть тут со всей своей командой – не пойду. “ (действие 2 явление VIII)

“Если б, признаюсь, не такой случай, который меня. (посматривает на Анну Андреевну и рисуется перед ней) так вознаградил за всё. ” (действие 3 явление VI)

Хлестаков (рисуется). Помилуйте, сударыня, мне очень приятно, что вы меня приняли за такого человека, который. ” (действие 4 явление XII)

Хлестаков (рисуется). А ваши глаза лучше, нежели важные дела. ” (действие 4 явление XII)

“. Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было. “ (действие 5 явление VIII)

Почтмейстер называет афериста Хлестакова скверным мальчишкой:

“. Ну, скверный мальчишка, которого надо высечь; больше ничего. “ (действие 5 явление VIII)

“. Сосульку, тряпку принял за важного человека. ” (городничий о Хлестакове, глава 5 строфа VIII)

По словам Добчинского, Хлестаков кажется образованным и важным человеком:

“. Нет, не генерал, а не уступит генералу: такое образование и важные поступки‑с. “ (Добчинский, действие 3 явление II)

“. С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: «Ну что, брат Пушкин?» – «Да так, брат, – отвечает, бывало, – так как‑то всё…» Большой оригинал. “ (глава 3 строфа VI)

“. Да, и в журналы помещаю. Моих, впрочем, много есть сочинений: «Женитьба Фигаро», «Роберт‑Дьявол», «Норма». Уж и названий даже не помню. “ (глава 3 строфа VI)

“. Я ведь тоже балы даю. ” (Хлестаков не дает балы, на самом деле, глава 3 строфа VI)

“. Я, знаете, этак люблю в скучное время прочесть что‑нибудь забавное. “ (глава 4 строфа VI)

“. Я, говорит, и написать и почитать люблю, но мешает, что в комнате, говорит, немножко темно. “ (глава 3 строфа II)

“. Это правда. Я, признаюсь, сам люблю иногда заумствоваться: иной раз прозой, а в другой и стишки выкинутся. “ (Хлестаков о себе, глава 3 строфа V)

“. Я сам, по примеру твоему, хочу заняться литературой. Скучно, брат, так жить; хочешь наконец пищи для души. Вижу: точно нужно чем‑нибудь высоким заняться. “ (Хлестаков о себе, глава 5 строфа VIII)

“. Вот еще насчет женского полу, никак не могу быть равнодушен.” (Хлестаков о себе, глава 4 строфа V)

“. А дочка городничего очень недурна, да и матушка такая, что еще можно бы. “ (глава 4 строфа II)

“. а я, как нарочно, задал тону и перемигнулся с одной купеческой дочкой…” (глава 2 строфа VII)

Почтмейстер, мне кажется, тоже очень хороший человек. По крайней мере, услужлив. Я люблю таких людей.” (Хлестаков о себе, глава 4 строфа IV)

“. Я люблю радушие, и мне, признаюсь, больше нравится, если мне угождают от чистого сердца, а не то чтобы из интереса. “ (глава 4 строфа II)

Когда Хлестаков оказывается проездом в городе N, местные чиновники принимают его за столичного ревизора. Хлестаков пользуется этим положением и одурачивает по сути весь город. В конце концов аферист вовремя сбегает из города, избежав наказания. Городничий и его коллеги поздно понимают, что имели дело с аферистом, а не с ревизором.

Читайте также:
Евгений Онегин цитаты о любви главных героев романа А.С. Пушкина

Это был цитатный образ и характеристика Хлестакова в комедии “Ревизор” Гоголя, описание внешности и характера героя в цитатах.

Образ и характеристика Хлестакова в комедии Гоголя “Ревизор”: описание внешности и характера

Меню статьи:


Мы привыкли уже к тому, что, в основном, жизнь преподносит нам сюрпризы в виде неприятностей и сложностей. Наверное, поэтому истории с обратным течением обстоятельств воспринимаются нами как нечто из ряда вон выходящее. Такие ситуации кажутся в некой мере ироничными. История, рассказанная в повести Николая Васильевича Гоголя «Ревизор», кроме того, что по своей сути является подарком судьбы, так еще и основана на доле абсурда. Такое сочетание делает произведение уникальным и привлекательным.

Биография Хлестакова

Естественно, что при прочтении произведения мы в первую очередь обращаем внимание на главного героя. Итак, Иван Александрович Хлестаков – молодой помещик, дворянин, который однажды попал в неловкую ситуацию.

Ему довелось серьезно проиграться в карты. Для того чтобы немного исправить свое положение, он едет к своим родителям в поместье.

Так как путь его длинный, он, невзирая на отсутствие финансов, останавливается в гостинице города N. Вот здесь- то ему улыбается удача.

Его принимают за долгожданного ревизора из Москвы. Дерзкое поведение и манера держаться в обществе не оставляют чиновникам сомнений – по их мнению так может себя вести только ревизор.

Предлагаем ознакомиться с “характеристикой Тараса Бульбы” в одноименной повести Н.В. Гоголя

Так как в городе N. дела обстояли не идеально, а чиновники то и дело отступали от своих обязанностей, конечно не в пользу жителей города, а в пользу своего кармана, то проблем, связанных с проверкой их работы, избежать честным путем невозможно. Никому из них не хочется терять свое злачное место, поэтому все как один они отправляются к Хлестакову и вручают ему взятки – залог того, что они останутся при должности и избегут проблем.

Сначала Хлестаков пребывал в недоумении, но затем решил воспользоваться ситуацией сполна. С деньгами в кармане он успешно ретировался с города. Новости о его фиктивности в качестве ревизора стали известны слишком поздно – обвинять Хлестакова и требовать с него возвращение денег – глупое занятие. В таком случае пришлось бы признать факт взяточничества, а это стало бы крахом карьеры чиновников.

Читайте также:
Обрыв краткое содержание романа Ивана Гончарова - читать онлайн

Внешность Хлестакова

Как и большинство плутов и негодяев, Хлестаков обладает приятными, располагающими к доверию чертами лица. У него волосы каштанового цвета, «милый носик» и быстрые глаза, которые заставляют смутиться даже решительных людей. Он невысокого роста. Его комплекция далека от грациозных и физически развитых юношей – он излишне худой.

Такие физические данные значительно портят впечатление, производимое им. Но хитрый Хлестаков находит ловкий способ исправить ситуацию – дорогой и ухоженный костюм.

Иван Александрович понимает, что первое впечатление о нем всегда складывается исходя из его внешнего вида, поэтому не может себе позволить допустить здесь промашку – одежда из дорогой ткани, пошита исходя из модных тенденций. Всегда вычищена до блеска – такой внешний фактор значительно отвлекает внимание общества от внутренней сути человека.

Семья Хлестакова, образование

Как же нужно было выглядеть и как себя вести, чтобы в первой половине XIX века сойти за ревизора?

В первую очередь, нужно было родиться аристократом. Человеку, имеющему простонародное происхождение, создать видимость принадлежности к высшему обществу – дело крайне затруднительное.

Манера говорить, пластика движений, жестикуляция – этому необходимо было учиться много лет. Для людей дворянского происхождения такой стиль был обычным делом, они перенимали его у своих родителей, их знакомых, приходивших в гости.

Иван Александрович не был светилом высшего общества, но все же был дворянином по происхождению. Его родители владеют имением Подкатиловка. О состоянии дел и важности имения известно мало – тот факт, что родители присылали деньги своему сыну, говорит, что имение не было убыточным, оно приносило достаточный доход, чтобы обеспечить жизнь всей семьи хотя бы самым необходимым.

Об образовании Хлестакова не известно ничего. Вполне вероятно, что он получил «среднее» по качеству образование. Такой вывод можно сделать исходя из занимаемой им должности. Хлестаков работает коллежским регистратором. Этот вид гражданской службы находился в самом конце списка Табеля о рангах. Если бы родители Хлестакова были людьми состоятельными, они бы смогли обеспечить с помощью связей или денег своему сыну лучшую должность. Так как этого не произошло, то говорить о большом доходе семьи или о важности их на фоне аристократии нецелесообразно.

Читайте также:
Раневская Любовь Андреевна характеристика героини из пьесы А.П. Чехова "Вишневый сад", описание образа и характера, отношения с другими персонажами, история жизни

Теперь подытожим все данные: финансовая нестабильность всегда была присуща Хлестаковым, их доход никогда не был высок (если бы они были богаты когда-либо, то смогли бы обрасти связями или знакомствами в период материального взлета своей семьи), а значит отправить сына обучаться за границу или же нанять ему высоко квалифицированных преподавателей у них не было денег.

Отношение к службе

Точный возраст Хлестакова не указан. Гоголь ограничивает его рамками 23- 24 с небольшим лет. В основном люди такого возраста полны энтузиазма и желания реализовать себя. Но это не случай Хлестакова. Иван Александрович довольно несерьезно относится к своей работе, его мало интересуют повышения и возможность карьерного роста. Его работа не сложная и заключается в переписывании бумаг, но усердствовать в делах службы Хлестакову лень. Вместо того чтобы работать, он отправляется на прогулку, или же играет в карты.

Такая его беспечность связана, в первую очередь, с тем, что Хлестаков не страдает нехваткой денег. Да, живет в небогатой квартире, которая расположена на четвертом этаже, но, судя по всему такое положение вещей не смущает Ивана Александровича. Вполне вероятно, что он не привык жить в роскошных апартаментах и поэтому не стремится исправить сложившуюся жилищную ситуацию. Для Хлестакова ценности жизни заключены в других вещах – досуге и одежде. Но ситуация кардинально меняется, когда Хлестакову нужно остановиться в незнакомом городе – здесь он останавливается только в самых лучших апартаментах. Вполне вероятно, что такой ход связан с желанием Хлестакова создать впечатление человека настолько богатого, чтобы все окружающие, не знающие настоящего положения вещей, начали ему завидовать. Возможно, что расчет ставится не только на чувство зависти, с помощью которого Иван Александрович самоутверждается, но и на возможность получить какие-то бонусы со стороны местных чиновников или владельца гостиницы.

К этому факту добавляется еще и то, что Хлестаков не в состоянии конкурировать с богачами Петербурга, в котором он живет основное время и работает. Съем дешевого жилья позволяет ему сэкономить деньги на те вещи, которые бы его выделили из таких же по состоянию, как и он – на атрибуты внешнего вида. Ему ведь не обязательно приглашать всех к себе домой или распространяться без надобности о месте нахождения своего жилья, а вот состояние и дешевизна костюма могут сослужить ему плохую репутацию. Так как для Хлестакова важна жизнь напоказ, на манер очень обеспеченных аристократов, то ему ничего не остается, как экономить на постоянном жилье.

Родители Ивана Александровича обескуражены отсутствием продвижения сына по службе. Судя по всему, они делали большую ставку на его способности. Отец периодически выражает свое возмущение на этот счет, но сын всегда находит оправдание – не все сразу. Повышение нужно заслуживать долго. По факту, такое оправдание – ложь, позволяющая скрыть истинное положение вещей.

Жизнь в Петербурге

Иван Александрович не мыслит свою жизнь без Петербурга. Именно в этом месте собрано все, что так мило его сердцу – возможность провести время в разнообразных удовольствиях. Он с охотой каждый день ездит в театр, не отказывает себе в удовольствии поиграть в карты. К слову, желающих поиграть он находит всегда и везде, но не у всех и не всегда у Хлестакова получается выиграть – оставаться с носом для него привычное дело.

Иван Александрович любит изысканную кухню и не отказывает себе в удовольствии вкусно и сытно поесть.

Характеристика личности

Прежде всего, Хлестаков выделяется в обществе умением красиво и складно врать – для человека предпочитающего жить иллюзией состоятельности, создавать видимость значимого человека, это необходимость.

Иван Александрович осознает своих пробелы в знаниях, но не спешит их искоренять – фиктивный успех, созданный его ложью, высокомерным и напыщенным видом, окрыляют его.

Все же время от времени он читает книги и даже пытается что-то писать самостоятельно, но, судя по тому, что о его работах нет никаких отзывов со стороны других персонажей, можно сделать вывод, что эти попытки не увенчались успехом.

Хлестаков любит, когда его хвалят и восхищаются ним, это еще один повод выдумать что-то о своей жизни. Он обожает быть в центре внимания – такого успеха сложно добиться в Петербурге, но в провинции, где даже его манера говорить на столичный манер вызывает бурю положительных эмоций – это легкое дело.

Хлестаков не отличается смелостью, он не готов отвечать за свои поступки. Когда к нему в гостиничный номер приходят чиновники, его сердце переполняет страх перед возможностью быть арестованным. По своей сути он тряпка, но зато хороший актер – он умеет создать видимость человека значимого и очень умного, хотя на самом деле ни первое, ни второе не соответствует истинному положению вещей.

Отношение Хлестакова к женщинам

Гоголь умалчивает о взаимоотношениях Хлестакова с женщинами в Петербурге, но активно расписывает поведение Ивана Александровича с представительницами женского пола в провинции.

Хлестаков умеет играть на публику и вызывать у людей чувство симпатии – это касается не только показателей воспитанности и показной аристократичности. Хлестаков – умелый обольститель и соблазнитель. Ему приятно общество женщин и их внимание.

Вряд ли он ставит перед собой цель обзавестись женой. Для Хлестакова любовные увлечения – своеобразный способ игры, манипуляции людьми.

Читайте также:
«Шаганэ ты моя, Шаганэ»️ анализ стихотворения С.А. Есенина, история создания, жанр, стихотворный размер, кому посвящено

Приехав в город N и познакомившись с женой и дочерью губернатора, он не упускает возможности пококетничать с обоими женщинами. Сначала он признается в любви дочери, но уже через пару минут клянется в любви матери. Хлестакова такой факт нисколько не смущает. Кроме того, когда Марья Антоновна (дочь губернатора) становится случайным свидетелем нежности Хлестакова по отношению к своей матери, Иван Александрович, пользуясь глупостью женщин и возникшим у них чувством влюбленности по отношению к нему, оборачивает всю ситуацию в пользу свадьбы с Марьей Антоновной – при этом ни мать, ни дочка не понимают своего унизительного положения и не чувствуют себя обиженными. Уезжая из города, Хлестаков понимает, что его сватовство было игрой только для него, все остальные, и Марья Антоновна в том числе, воспринимают все за чистую монету. Его не беспокоит дальнейшая судьба молодой девушки и возможность травмировать ее своим поступком – он покидает город со спокойной душой.

Таким образом, Иван Александрович Хлестаков – это типичный негодяй, способный ради своего удовольствия привнести горе и хлопоты другим людям. Он не ценит заботу о себе со стороны родителей и не спешит ответить окружающим за оказанное по отношению к нему добро тем же. Скорее всего, наоборот – он ловко пользуется доверчивостью и простодушием окружающих.

Характеристика образа Хлестакова в цитатах

Гоголевский персонаж предстает центральным действующим лицом известного гоголевского текста. Более того, Хлестаков уже стал именем нарицательным, ведь «отцу» персонажа – Николаю Гоголю – удалось создать один из самых удачных, ярких и емких литературных типов. Вот, например, как описывает Хлестакова его творец:

Хлестаков, молодой человек лет двадцати трёх, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Тем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде…

Ремарка о месте образа Хлестакова в сюжете гоголевского текста
Герой попадает в один из маленьких, провинциальных городков Российской империи случайно. И так же случайно Хлестаков порождает вокруг себя вихрь ошибок. Мужчина постоянно оступается и спотыкается. Впрочем, поначалу события складываются для Хлестакова успешно. С приездом героя почти совпадает прибытие в город ревизора – строгого российского чиновника, который намеревался проверить дела в городке. И вот: жители города ожидают прибытия чиновника, и принимают нашего героя за него.

Хлестакову удается успешно мимикрировать под ревизорскую личину. Со временем гоголевский герой раскрывает свою истинную сущность. Нам герой – повеса и картежник, транжира родительских денег. Мужчина любит женское общество, жаждет власти, влияния и денег. К нижестоящим, крепостным, слугам Хлестаков относится подчеркнуто пренебрежительно. Крестьян герой обзывает подлецами, мошенниками, бездельниками и дураками. Достается и верному слуге Хлестакова.

При этом Хлестаков, кажется, очень наивен. Герою приносят деньги как взятку, между тем, мужчина воспринимает эти «подношения» как заем, восклицая:

Дайте, дайте мне взаймы, я сейчас же расплачусь с трактирщиком…

Как оценить образ Хлестакова?

Конечно, литературоведов озадачивало, как правильно оценить образ Хлестакова – в положительном или отрицательном ключе. Нет, Гоголь не намеревался представить своего персонажа злобным бандитом, аферистом, хитрым интриганом или пройдохой. Больше того, в нашем герое настолько мало хитрости, что Осип – слуга героя – порой проявляет в поступках куда больше мудрости, чем его хозяин.

Хлестаков – это жертва обстоятельств, круговорота случайных событий. Герой вызывает всеобщие симпатии, потому что для образа Хлестакова характерными являются такие черты, как милая внешность, обходительность, обаятельность (особенно всех завораживает улыбка мужчины), а также благовоспитанность. Герой принадлежал к аристократическому роду, но проявлял такую же неприспособленность к жизни, где приходилось самостоятельно зарабатывать себе на проживание, как и все дворяне. Душа мужчины жаждала петербургской жизни.

Гоголь оценивает Хлестакова максимально нейтрально. Писатель представляет героя как молодого человека возрастом около «двадцати трех – двадцати четырех лет». Герой отличался жеманность и худобой, осанка у героя – красивая, тонкая, стройная. Однако молодой человек был «несколько приглуповат и, как говорят – без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими».

«Паспорт героя», согласно гоголевскому тексту

1. Полностью гоголевский герой назывался Иваном Александровичем Хлестаковым. Городничий подчеркивает «невзрачность», то есть мелковатость, низкорослость героя, который совсем не походил на мощного ревизора. Однако сама наружность Хлестакова «недурна», молодой человек явно вызывает интерес у дам, благосклонность зрелых красавиц и юных девиц.

2. До того как герой приехал в провинциальные края, Хлестаков служил в петербургской канцелярии в чине коллежского регистратора. Это – самый низкий чин, согласно российской Табели о рангах:

Добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой.

Однако же в Саратовской области у Хлестакова имелась собственная деревня, которая звалась Подкатиловкой. Туда-то гоголевский герой и направлялся, пока по вине стечения обстоятельств, не заехал в город N. В Петербурге же Хлестаков занимает небольшие апартаменты, расположенные на верхнем этаже. Верхотуры тогда занимали люди, не хвастающиеся тугим кошельком:

…Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж…

3. К службе у героя сердце, похоже, не лежало. Посему вместо исправной и честной работы, молодой человек прожигает жизнь в увеселительных заведениях:

…делом не занимается: вместо того чтобы в должность, а он идет гулять по прошпекту, в картишки играет «Нет, батюшка меня требует. Рассердился старик, что до сих пор ничего не выслужил в Петербурге. Он думает, что так вот приехал да сейчас тебе Владимира в петлицу и дадут…»

Итак, русский писатель подчеркивает, что Хлестаков любил вести раздольный образ жизни, предаваться разнообразным удовольствиям, тратить деньги на мелочи и увеселения. Экономия Хлестакову никак не давалась, поэтому герой периодически оказывался совершенно «на мели» и выпрашивал деньги из родительских сбережений:

«Профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул, и не горячится. А стало бы, и очень бы стало на прогоны; нет, вишь ты, нужно в каждом городе показать себя. » «…Батюшка пришлет денежки, чем бы их попридержать – и куды. пошел кутить: ездит на извозчике, каждый день ты доставай в кеятр билет, а там через неделю, глядь – и посылает на толкучий продавать новый фрак…»

4. Хлестакову свойственна любовь к роскоши. Поэтому герой ни в чем себе не отказывает, живет не по карману, покупает самые дорогие вещи, предпочитает вкусные кухонные изыски, театральные представления, азартные игры, в которые чаще проигрывал, чем выигрывал:

«А я, признаюсь, смерть не люблю отказывать себе в дороге, да и к чему? Не так ли. » «…Эй, Осип, ступай посмотри комнату, лучшую, да обед спроси самый лучший: я не могу есть дурного обеда, мне нужен лучший обед…» «Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия» «Я – признаюсь, это моя слабость, – люблю хорошую кухню» «Скажите, пожалуйста, нет ли у вас каких‑нибудь развлечений, обществ, где бы можно было, например, поиграть в карты. » «…иногда очень заманчиво поиграть…» «…С проезжающим знакомится, а потом в картишки – вот тебе и доигрался. » «Да, если б в Пензе я не покутил, стало бы денег доехать домой. Пехотный капитан сильно поддел меня: штосы удивительно, бестия, срезывает. Всего каких‑нибудь четверть часа посидел – и всё обобрал. А при всем том страх хотелось бы с ним еще раз сразиться. Случай только не привел…»

5. Хлестаков склонен ко лжи. Драма персонажа состоит в том, что герой порой изобретает альтернативную действительность, в которую верит. Например, по словам псевдо-ревизора, он любит сочинительство, пишет литературные тексты, издавая рассказы и статьи собственного производства в журналах. Хлестаков, как герой говорит, часто читает книжки. Однако даже у читателя и возникает симпатия к нерадивому гоголевскому персонажу, все же Хлестаков – аферист. Пусть мошеннический характер гоголевского персонажа носит случайный характер, все же Гоголь не оправдывает Хлестакова, а изображает образ молодого человека объективно.

Читайте также:
Cочинение на тему героизм к ОГЭ/ЕГЭ по русскому

Иван Александрович Хлестаков — образ и характеристика героя комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Образ жизни мелкого чиновника

Сын зажиточного помещика, Иван Александрович Хлестаков живёт в Петербурге, занимает одну из низших канцелярских должностей. Ничтожное жалование и средства, высылаемые отцом, молодой щёголь проматывает мгновенно. Карьерой не озабочен, стараний, чтобы выбиться в люди, не прилагает. В этом образе представлен совсем иной тип мелкого чиновника, чем в Башмачкине или в Чичикове. Это прожигатель жизни, претендующий на жизненные блага, которые недоступны ему по статусу. Отсюда дорогая одежда, которая через неделю после покупки отправляется на вещевой рынок. Отсюда изысканные блюда и напитки, заказываемые на протяжении трёх дней после получения денег от отца, а потом заменяемые кашей и чёрствым хлебом. Отсюда увлечение театром, картами, шумными вечеринками, желание всегда и всюду производить впечатление значительной, интересной, важной фигуры.

Хлестаков в роли ревизора

Эта потребность натуры Хлестакова объясняет, почему опытные в обмане и обращении с начальством чиновники принимают «вертопраха», «сосульку, тряпку за важного человека». Поначалу признаком высокого положения является только столичный вид молодого чиновника и факт, что он не платит за номер. А потом сытный обед, обильная выпивка и всеобщее внимание заставляют Ивана Александровича потерять всякие берега и, наконец, почувствовать себя тем, кем всегда хотел быть. Важной шишкой. Внезапный успех, о причинах которого герой даже не задумывается, кружит ему голову. Ничтожный человек, не способный ни к какому настоящему делу, он счастлив и окрылён успехом в чужой роли. Его главное качество — стремление пускать пыль в глаза, притворяться чем-то значительным — разворачивается в полной мере. Гоголь писал: «Он не лгун по ремеслу, он сам позабывает, что лжёт, и уже сам почти верит в то, что говорит». Наслаждаясь неожиданным счастьем, Хлестаков не понимает смысла своих поступков, у него «лёгкость в мыслях необыкновенная». Поведение героя лишено всякой логики: он просит руки Марьи Антоновны, почти забыв, что только что объяснялся в любви её матери.

Плохой ли человек Хлестаков

В «Ревизоре» городская администрация во главе с городничим посрамлена. Значит ли это, что Хлестаков представляет в пьесе силы добра? Разумеется, нет. Он не стремился доказать чиновникам порочность их образа жизни, не пытался преобразовать жизнь и нравы города. Хлестаков живёт и действует в рамках общепринятого среди взяточников и бездельников закона: степень уважения к лицу всецело зависит от занимаемого им места. Такое устройство мира ему кажется справедливым. Важно лишь подняться повыше в социальной иерархии. Поэтому, начав врать, он упоминает абсолютно все аспекты общественной жизни, от управления департаментом и многочисленных курьеров до визитов во дворец, иностранных дипломатов, писательства, театра. Хлестаковым система наказывает сама себя. Люди, совершающие должностные преступления, в глубине души ожидают и боятся, что их настигнет карающая рука правосудия. В «петербургской штучке» чиновники увидели того, кого ждали.

К отрицательным персонажам героя нельзя отнести. Он не зол, не подл, никому не желает плохого, никого не хочет обмануть. Он просто до предела легкомыслен. Действует и говорит по первому побуждению, без всякого расчёта. В жизни столичного жуира всё происходит словно само собой, независимо от его воли.

Читайте также:
Обрыв краткое содержание романа Ивана Гончарова - читать онлайн

Значение образа

Иван Александрович — сын своего времени. Никогда в жизни ему, дворянину, не приходилось заботиться о средствах к существованию, о себе. Достаточно бездумно плыть по течению, полагаясь на удачу. Образ Хлестакова, человека, не способного повзрослеть, обрести хоть какую-то ответственность, имеет и вневременное значение. Самодостаточность человека определяется, прежде всего, осознанностью поведения, осмысленностью слов и действий, способностью развиваться. Хлестаков не достоин называться личностью, поскольку его сущность состоит в стремлении спрятать свою пустоту за маской, которая кажется привлекательной для окружающих. Одна из авторских ремарок к его реплике гласит: «рисуется». Рисоваться, представляться кем-то другим — единственно возможная манера поведения этого персонажа. Ведь самого его, в сущности, нет.

Характеристика образа Хлестакова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Иван Александрович Хлестаков

Иван Александрович Хлестаков – главный герой бессмертной комедии Николая Васильевича Гоголя. Это мелкий служащий из Петербурга, которого чиновники одного провинциального городка приняли за ревизора. В образе Хлестакова и остальных персонажей автор сконцентрировал типичные пороки российского общества Николаевской эпохи. Образ главного героя послужил появлению такого понятия, как «хлестаковщина».

Описание героя

Общая характеристика персонажа

Иллюстрация П. Боклевского

Ивану Хлестакову приблизительно 22-23 года. Герой имеет дворянское происхождение, его отец – не очень состоятельный помещик, владелец небольшой деревни в Саратовской губернии. Сам Хлестаков живет в Петербурге и занимает маленькую чиновничью должность в канцелярии. Выше коллежского регистратора подняться по карьере он не способен, так как очень ленив и безответственен: может не пойти на службу ради прогулки по бульвару или игры в карты.

Внешность, поведение, речь героя

Автор описывает Хлестакова, как «тоненького и худенького», модно одетого молодого человека. Он шатен, у него привлекательная внешность и живые, «как зверьки» глаза. Хлестаков обладает талантом легко располагать к себе людей разных возрастов, причем, как женщин, так и мужчин. Видя, что производит впечатление, Хлестаков начинает вести себя важно и напыщенно. Он большой любитель пофантазировать и в разговоре часто выдает себя за того, кем на самом деле не является. Так, одному собеседнику он может представиться генералом, другому – писателем. Упиваясь враньем, заходит так далеко, что называет Пушкина близким приятелем: «с Пушкиным на дружеской ноге». Обманщик Хлестаков настолько виртуозен, что люди перестают понимать, когда он говорит правду, а когда лжет. Легкомысленность, лживость и внутренняя пустота – одни из самых характерных черт натуры Хлестакова.

Речь героя бессвязна и нелогична, «слова вылетают из его уст совершенно неожиданно». Хлестаков не умеет строить законченные фразы, поэтому говорит обрывочно, на ходу меняя предмет обсуждения. В его речи много ненужных слов: «Я ведь тоже разные водевильчики… Литераторов часто вижу». В беседах с дамами любит пустить пыль в глаза, щеголяя французскими фразами, из которых самая частая: «компрене ву». Подобно аристократам, разговаривает вежливо, нередко пользуется сложными речевыми оборотами, вставляет умные слова.

Хлестаков трепетно заботится о своем внешнем виде. Ведь, во многом благодаря ему, он добивается расположения в обществе. Он тщательно следит за модой, заказывает у портных дорогие костюмы: «сукно такое важное, аглицкое! Рублёв полтораста ему один фрак станет».

Образ жизни, интересы и характер героя

В комедии нет упоминания о том, насколько образован главный герой. Вероятно, автор намеренно опускает этот момент, чтобы читатель сам сделал вывод, что у Хлестакова нет высшего по тем меркам образования. Того образования, которое ему смогли дать родители, было достаточно лишь для маленькой должности, которую он занимал в канцелярии.

Красивая жизнь, прогулки по проспекту, посещение театров и светских мероприятий – это то, без чего Хлестаков не представляет своей жизни. Еще он очень любит вкусно поесть и сыграть партию-другую в карты, хотя почти никогда не выигрывает. Все эти возможности предоставляет ему Петербург, куда герой перебрался ради праздной жизни. Хлестаков обожает столицу, она дает ему все, о чем он мечтает. Здесь всегда есть чем заняться, легко найти любое развлечение или просто посетить роскошные магазины. Но большой город предполагает большие денежные траты, а так как работать герой не любит, он прожигает те деньги, которые ему присылают родители.

Иллюстрация А. Константиновского

Хлестаков любит женщин, и они отвечают ему взаимностью. Умение производить впечатление, говорить вычурные комплименты («предложить вам стул? Но нет, вам должно не стул, а трон»), театрально ухаживать – все эти средства герой пускает в ход для обольщения очередной красавицы. Нередко он даже не обращает внимания на возраст дамы. Так, играя роль «ревизора», он недвусмысленно заявляет: «дочка городничего очень недурна, да и матушка такая». Он легко заигрывает с обеими женщинами: сначала признается в чувствах дочери, и буквально сразу же клянется в вечной любви матери. Несмотря на царившие в то время строгие моральные правила, в этой ситуации никто не испытывает неловкости: ни обе дамы, ни, тем более, Хлестаков. Герой не стремится встретить настоящую любовь или спутницу жизни. Его отношение к женщинам можно назвать манипулированием, направленным на достижение определенной цели.

Родители Хлестакова живут в Саратовской губернии, в своей деревне Подкатиловке. Туда и направляется герой, но волею случая оказывается в городе N. Несмотря на все минусы своего характера, Хлестаков не планирует нарочно изображать из себя важное государственное лицо. Перепуганные чиновники уездного города уверены, что к ним приехал ревизор. Никого из них не смущает его возраст, никто из них не задается простым вопросом: как молодому человеку удалось так быстро дослужиться до высокой должности? Таким образом, Хлестакову ничего не остается, как подыграть глупым чинушам. При этом он не сразу догадывается, что его воспринимают, как ревизора. Он думает, что руководство города настолько гостеприимно, что готово оказывать почести любому заезжему гостю.

Читайте также:
Загадки для детей 6 лет с ответами на логику, смекалку и воображение

Иллюстрация Д. Кардовского

Несмотря на важные манеры и внешнюю самоуверенность, в душе герой оказывается трусоватым. При малейшей угрозе разоблачения Хлестаков предпочитает не ввязываться в конфликт и часто спасается бегством. Его трусость ярко проявляется в эпизоде с городничим. Хлестаков боится, что градоначальник упечет его в тюрьму за неоплаченные обеды, и буквально вжимается в стену, когда тот заходит в комнату. Искреннюю заботу городничего он принимает за скрытую угрозу, а предложение сменить квартиру – за намек на тюрьму. Хлестаков, почти в истерике, начинает козырять своей службой в Петербурге и угрожать городничему.

Отношение персонажей комедии к Хлестакову

Герои пьесы по-разному относятся к Хлестакову, но всех их объединяют угодничество, страх и заискивание. Городничий испытывает страх от того, что «ревизор» неожиданно оказался не таким, каким он его себе представлял – молодым и худеньким: «Как его узнаешь, кто он!» – озадаченно произносит он. Супруга градоначальника Анна Андреевна и его дочь Марья Антоновна – без ума от Хлестакова, его манер и поведения: «…Какое тонкое обращение!». Помещик Добчинский уважительно отзывается о важности Хлестакова: «Не генерал, а не уступит генералу: такое образование и важные поступки-с». Слуга Хлестакова Осип знает о недостатках барина, но не вправе указывать ему. Свои нравоучения он произносит в отсутствие Хлестакова. Он недоволен тем, что его барин представляется не тем, кто есть на самом деле, быстро спускает все деньги, а потом заставляет Осипа продавать вещи на барахолке, чтобы не умереть от голода.

Роль героя в произведении

Н.В. Гоголь создал собирательный образ, который продемонстрировал пороки современного писателю общества. Одной из основных проблем в 19 веке в России было чинопочитание. Оно было широко распространено в государственных органах не только центральных городов, но и в далеких провинциях, до которых, по словам Городничего, «скакать три года». Сам же Хлестаков лишен этих недостатков. По мере того, как ему становится понятно заблуждение чиновников, он вживается в уготованную ему роль, помыкает представителями городской знати, легко обманывает их ради своей выгоды. Его роль в пьесе – показать, насколько глупо и невежественно общество.

В образе Хлестакова проявилось новаторство писателя. Гоголь создал героя, которого еще не было в русской литературе. Теперь на месте классического интригана перед читателем предстал образ простодушного лжеца. Хлестаков «показал», каким беспринципным и лживым может быть человек из среды чиновников. Сочетание ничем не обоснованной гордости вкупе с глупостью демонстрирует тип личности, полностью лишенной каких-либо моральных основ.

Развитие героя по мере сюжета

По мере развития сюжета образ Хлестакова претерпевает некоторые изменения. Лучше всего это видно, когда автор помещает своего героя в различные ситуации с участием разных действующих лиц. В начале комедии Хлестаков представлен типично отрицательным персонажем. Но к середине повествования герой проявляет некоторую сообразительность и пользуется сложившейся ситуацией, манипулируя чиновниками в свою пользу. Не будучи изначально мошенником, Хлестаков становится им, и в этом превращении главную роль играют все те же чиновники, наделившие его статусом значительного лица. Именно в городе N случается то, что всегда было мечтой Хлестакова – ощущение собственной значимости. Власти уездного города, погрязшие в коррупции, становятся той самой почвой, на которой пышно расцветают таланты Хлестакова.

Отношение автора к герою

Исследователи творчества Н.В. Гоголя затруднялись в определении образа Хлестакова, сомневались, к какому типу героя (положительному или отрицательному) причислять данного персонажа. Сам же Гоголь не ставил перед собой задачу представить героя законченным аферистом или злодеем-интриганом. Напротив, Хлестаков – это довольно симпатичный, обходительный и благовоспитанный молодой человек. Так сложилось, что принадлежность к дворянскому роду не приносит ему тех доходов, которые необходимы ему для полноценной жизни в столице. Этот персонаж скорее можно рассматривать, как жертву внешних обстоятельств.

Автор нейтрально относится к созданному им образу. Но в своей пьесе он утверждает, что Хлестаков никого не собирался обманывать. Он лишь удачно воспользовался ситуацией, которая ему представилась. Несмотря на то, что образ Хлестакова принято считать олицетворением лживости и пустоты, именно этот герой помогает обнажить все изъяны российского общества того времени.

Прототипы

Когда Н.В. Гоголя спрашивали, с кого он списал Хлестакова, он отвечал: «Я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Тем не менее, есть предположение, что к написанию пьесы прямое отношение имеет А.С. Пушкин.

Ситуация, больше похожая на анекдот, была известна не только в России, но и в Европе. Однажды Пушкин, собиравший материал для написания повести о пугачевском восстании, оказался в Нижегородской губернии. Там то и приняли местные власти великого поэта за ревизора, приехавшего с проверкой. Также имеет право на жизнь версия, что сюжет комедии был взят Гоголем из заметок литератора Павла Свиньина о его путешествии в Бессарабию.

И, все же, реальным прототипом Хлестакова признан подпоручик Платон Волков. В один прекрасный день городничий Макшеев сделал донесение начальству, что в город прибыл господин в карете, на платье которого он заметил мальтийский крест. Волков надолго задержался в городе, выдавая себя за чиновника императорской канцелярии. Постепенно аппетиты его росли. Так, он вытребовал себе квартиру, экипаж и продовольствие за счет городского бюджета. В свою очередь, обещал местным чиновникам свою протекцию в получении доходных мест в Петербурге.

Читайте также:
Пьер Безухов - характеристика героя, жена графа, духовные искания

Очередным возможным прототипом Хлестакова мог стать аферист Роман Медокс, который буквально потряс российское общество своими непостижимыми авантюрами. Медоксу на протяжении всей жизни удавалось обманывать общество, выдавая себя за совершенно другого человека. Эти аферы он проворачивал ради баснословных сумм, которые оседали в его кармане. Апофеозом его «деятельности» стала поездка на Кавказ, где он выдал себя за царского посланника.

Экранизации героя

Комедия «Ревизор» была экранизирована несколько раз. В 1952 году режиссер Владимир Петров поставил одноименный фильм по сюжету пьесы. Роль Хлестакова исполнил популярный советский актер Игорь Горбачев. В 1977 году вышел фильм Леонида Гайдая «Инкогнито из Петербурга». Фильм снят в стиле комедии, содержащей множество смешных и поучительных сцен. В главной роли снялся актер Сергей Мигицко. В 1982 году знаменитый режиссер Московского театра сатиры Валентин Плучек стал автором фильма по пьесе Н.В. Гоголя с Андреем Мироновым в главной роли. Наконец, в 1996 году на экраны выходит работа режиссера Сергея Газарова «Ревизор». Образ обаятельного афериста воплотил на экране популярный российский актер Евгений Миронов.

  1. Александрова И.В. Литературный генезис образа лжеца в «Ревизоре» Н.В. Гоголя: (Н.В. Гоголь и А.А. Шаховской) // Вопросы рус. лит. — Львов. -1991.
  2. Турбин В.Н. Герои Гоголя. — М.: Просвещение, 1983.
  3. Скатов Н. Иван Александрович Хлестаков и другие. // Скатов Н. Литературные очерки. — М., 1985.
  4. Маркович В.М. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» // Анализ драматического произведения. — М., 1988.
  5. Докусов А.М., Маранцман В.Г. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» в школьном изучении: Пособие для учителя. — 2-е изд. — Л: Просвещение, 1975.

Иван Александрович Хлестаков («Ревизор»)

Иван Александрович Хлестаков — мелкий петербургский чиновник, отпрыск дворянского рода. Этот глуповатый и легкомысленный персонаж — вовсе не интриган, он просто делает то, чего от него ждут чиновники губернского города — берёт взятки. Образ Хлестакова играет важную роль в выявлении преступных действий чиновников.

Образ героя

Хлестакову на момент повествования чуть больше двадцати лет, как становится известно из текста, вырос он в дворянской, пусть и не очень состоятельной, семье. Всё своё время он проводит в увеселениях, чем отдаленно напоминает другого известного персонажа — Евгения Онегина, вот только, в отличие от него, Хлестаков абсолютно глуп, легкомыслен, не думает о своём поведении и совершенно не умеет планировать свою жизнь. Все его поступки случаются под давлением обстоятельств, кажется, он вообще не задумывается о совершённых им действиях.

Герой вольно обращается с деньгами, кроме того, одержим азартными играми, хотя постоянно проигрывает. Примечательно, что за его долги полностью расплачиваются престарелые родители. Хлестаков презирает честный труд, не отличается старательностью и прилежанием. Несмотря на то, что он имеет чиновническое звание, его карьера застывает на одном месте без возможности дальнейшего развития. Это неудивительно: Хлестаков страшно глуп, не имеет представления даже о базовых вещах. Так, к примеру, он полностью беспомощен в быту.

Одновременно, всё вышеперечисленное не мешает Хлестакову пользоваться огромным успехом у представительниц прекрасного пола. Герой прекрасно разбирается в женской психологии, немного говорит на французском языке, ради собственных корыстных целей умеет понравиться интересующей его особе. Некая театральность, манерность его поведения располагают к нему дам, а также заставляют поверить других чиновников его министерскому статусу ревизора.

Особенность раскрытия образа Хлестакова

Образ Хлестакова раскрывается всесторонне, чему способствуют самые нестандартные ситуации, в которых то и дело оказывается герой. Если на момент начала повествования он пестрит отрицательными чертами, то уже к середине, всё-таки пользуется выпавшим на его долю случаем, проявляя минимальную смекалку, начинает «водить за нос» остальных чиновников, хотя делает это весьма сомнительными способами.

На самом деле, Хлестаков очень слабый, даже трусливый человек, но эти качества полностью уравновешиваются его невероятной наглостью, благодаря которой он без зазрения совести пользуется благами своего мнимого положения и даже признается в чувствах сразу двум женщинам. Это приводит к тому, что Хлестаков сам начинает путаться в собственной лжи.

Психологический портрет героя

Главными чертами характера этого персонажа является трусость и абсолютная безнравственность: совершая множество дурных поступков, он совершенно не считает себя виноватым, а патологическая ложь героя перерастает все мыслимые границы, так, к примеру, Хлестаков называет себя известным писателем, вот только никак не может вспомнить собственные произведения.

Глупость и безграмотность героя также не играют ему на руку: чудесные истории и похвальба выглядят несуразно, поскольку персонаж не обладает выдающимися ораторскими данными и не умеет врать правдоподобно. Хлестаков неспособен сосредоточиться на одной мысли, поэтому из его уст слова вылетают совершенно неожиданно. Речь его часто бессвязна, фразы он иногда не заканчивает.

Очень любит этот герой приврать, причём сам же начинает верить в свою ложь. Его желание приврать, прихвастнуть исходит из желания самоутвердиться, быть интересным для окружающих.

Заключение

Образ Хлестакова — своего рода нерукотворный памятник Н. В. Гоголя всем бесчестным и беспринципным чиновникам. Он как нельзя лучше отражает то, как низко может пасть человек, одержимый страстью сребролюбия и гордости в сочетании с глупостью и полным отсутствием моральных принципов. Безусловно, стоит понимать, что автор слегка утрировал портрет своего героя, но, тем не менее, вряд ли бы кто-то из людей пожелал встретить на своём жизненном пути человека, даже отдаленно напоминающего собой главного героя известной комедии Гоголя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: