Характеристика Воланда в романе Мастер и Маргарита

Воланд («Мастер и Маргарита»)

Кто такой Воланд

Воланд — этакий злой дух, вариация «дьявола», покровителя тёмного царства. Само имя Воланд имеет немецкое происхождение. В поэме Гёте «Фауст» Мефистофель (повелитель тьмы) иногда называет себя «дворянин Воланд». Кроме того, в старинной немецкой литературе злого духа называли «Фаланд». Это имя, кстати, в романе «Мастер и Маргарита» называют работники Варьете, когда пытаются вспомнить имя посетившего их Воланда.

В романе Воланд описывается как солидный мужчина сорока с небольшим лет, опрятно одетый в дорогой заграничный костюм. Странными в нём выступают лишь некоторые детали: глаза разного цвета, одна бровь выше другой, разные коронки на разных сторонах рта, сам рот какой-то кривой.

Воланд считается повелителем «царства Тьмы» и противопоставляется Иешуа — «повелителю сил Света». Однако характер этих героев у Булгакова существенно отличается от христианского. Иешуа, например, здесь представлен как добрый, но наивный чудак. Рай и ад в романе не упоминаются вообще, а «боги» упоминаются во множественном числе.

Что же касается Воланда, то в романе он выступает скорее как учёный-исследователь, наблюдающий за поведением низших существ — людей. Воланд не совершает зла, он только смотрит, как злые и глупые поступки совершают сами люди. Воланд может их лишь немного «наказать», чтобы показать им их глупость и ничтожность. Вместе с тем достойным людям он может давать дельные советы. В конце концов, именно Воланд является в романе покровителем любви и помогает двум влюблённым — Мастеру и Маргарите — соединиться и обрести вечный покой.

Гностический характер образа Воланда

Воланд в романе вовсе не «отец лжи», а честный, справедливый, благородный и даже милосердный персонаж; так, он пытается уберечь Бездомного и Берлиоза от необдуманных поступков, когда рассказывает им об их будущем. Воланд, по мнению некоторых исследователей, олицетворяет именно справедливость. Действительно, для кого-то справедливость может показаться жестокой, ведь мало кто готов отвечать за свои слова и поступки и нести заслуженное наказание. Однако внешнее «добро» на деле может быть безобразным, если его получают незаслуженно. Если недостойный получает «добро», значит, где-то у кого-то достойного пришлось это «добро» отобрать.

Воланд выполняет свои обещания, даже с избытком: так, он исполняет два желания Маргариты вместо обещанного одного. Воланд не желает быть жестоким. Даже наказывая людей за их аморальные поступки (взяточничество, жадность, доносительство и др.), он знает меру: например, оторвав голову конферансье Бенгальскому, он затем приказывает вернуть её обратно. Воланд простил Фриду, убившую своего ребёнка, причём сделал это по просьбе Маргариты.

Таким образом, Воланда можно охарактеризовать как «надзирателя за злом». Само зло он не умножает, а лишь следит за ним и при необходимости пресекает. Воланд «забирает души» тех, в ком поселилось зло, причём это зло люди сами пускают в себя.

Театральность Воланда

Неоднократно отмечался «театральный» характер этого персонажа. Сама роль дьявола для него — это лишь маска, поскольку у него нравственные понятия вполне основательные и правильные. Воланд носит яркий костюм, имеющий запоминающиеся и немного неестественные, абсурдные детали. Он эффектно появляется и столь же красиво и необычно исчезает. Воланд в некотором смысле «показывает людям фокусы», устраивает представления и вовлекает в них саму публику.

Прообразы Воланда

Некоторые исследователи считают, что таким прототипом мог стать сам товарищ Сталин. Действительно, во внешности и характере у Воланда есть что-то от «вождя народов». Сталин относился к Булгакову значительно более дружественно, чем к другим «неправильным» писателям, и Булгаков, в свою очередь, также уважал Сталина.

Другие исследователи называют в качестве прообраза Воланда… Иисуса Христа. Многое в Воланде выдаёт то самое «второе пришествие Христа». Как и полагается «второму пришествию», «спаситель» появляется неузнанным и имеет мрачную и суровую внешность. Воланда называют «мессир», что может указывать на «Мессию». Черты мифического «спасителя» присутствуют у Воланда в избытке.

Заключение

Образ Воланда — один из самых запоминающихся в русской литературе. И один из самых загадочных и спорных: являясь «повелителем тьмы», он выступает весьма положительным героем.

Характеристика Воланда в романе «Мастер и Маргарита» (М.А. Булгаков)

Уважаемые читатели нашего интернет-журнала Литеровед, предлагаем вам сочинение на тему «Характеристика Воланда в романе «Мастер и Маргарита» (М.А. Булгаков)», в котором раскроем все характерные черты одного из самых загадочных и запоминающихся героев гениального произведения М.А. Булгакова.

Есть книги, которые на долгие годы становятся спутниками человека. Они словно не подвластны старению и увяданию, а остаются всегда молодыми и актуальными. Каждое новое поколение, перечитывая эти книги, всякий раз открывает для себя что-то новое и важное, что помогает глубже понимать не только прошлое и настоящее, но и тот мир, в котором им посчастливилось родиться и жить, то есть понимать жизнь со всеми ее тайнами и секретами. Роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, бесспорно, можно отнести к числу именно таких произведений. Оно дорого для читателей глубиной мысли, своим немеркнущим художественным очарованием, захватывающим сюжетом и правдивостью изображенных картин.

Читайте также:
«Князь Игорь» описание и краткое содержание оперы А. Бородина, история создания, жанр произведения, характеристика действующих лиц, сюжет, интересные факты

В романе много героев, но одним из самых ярких и загадочных персонажей произведения является Воланд. Произведение изначально задумывалось как роман о дьяволе, о чем свидетельствуют первые названия произведения: «Копыто инженера», «Черный маг», «Сын Гибели», «Гастроль Воланда», «Жонглер с копытом». И только после нескольких редакций автором были включены в повествование образы Мастера и Маргариты, и произведение получило название, которое привычно для современного читателя, — «Мастер и Маргарита».

Воланд – это и есть тот самый дьявол, нечистая сила, повелитель зла. В романе о нем говорят как о князе тьмы и духе зла.

Впервые в романе повелитель тьмы появляется на Патриарших прудах в образе иностранца чуть старше сорока лет. Вид у незнакомца был ухоженный: лицо с немного кривым ртом, глубокими морщинами на облысевшем лбу и острым подбородком гладко выбрито, одет модно и со вкусом. На нем был дорогой костюм серого цвета, ноги обуты в заграничные туфли, подобранные в цвет костюма, серый берет на голове был лихо заломлен за ухо. Под мышкой незнакомец нес трость с черным набалдашником, похожим на голову пуделя. Он был высокого роста, будто возвышался над всеми прохожими. Автор отмечает, что на зубах у него были коронки, с одной стороны платиновые, с другой – золотые.

В другой раз читатель видит героя в домашней обстановке. На нем грязная, длинная, заплатанная на плече ночная рубашка, на ногах стоптанные ночные остроносые туфли. Халат его был засаленный и старый. Вместо трости герой использовал шпагу, на которую опирался. Однако настоящий наряд сатаны состоит из длинного черного плаща, подбитого огненной материей, черных туфель, длинной острой шпаги с золотой рукоятью и черных перчаток. В любой одежде сатана выглядит внушительно и завораживающе.

Описывая портрет Воланда, писатель делает особый акцент на глаза героя, несколько раз отмечая, что один глаз черный, а другой зеленый. Такая особенность органов зрения наталкивает читателя на мысль о двойственности внутреннего мира героя, в нем сочетаются человеческие и сверхчеловеческие качества. Действительно, он, как и простые смертные, подвержен болезням и слабостям. Перед балом он жалуется на боль в колене, которая, по его мнению, досталась ему от «очаровательной ведьмы», с которой он познакомился на Чертовой горе еще в шестнадцатом веке. Булгаковский герой умеет быть серьезным, задумчивым, но может и остроумно шутить, паясничать, иронизировать. Однако Воланд умеет и знает то, что не умеет и не знает ни один человек: герой может перемещаться во времени, он знает и прошлое, и будущее всех людей на планете, поэтому может предсказывать им, например, смерть, как председателю МАССОЛИТа Михаилу Александровичу Берлиозу. Воланд умеет читать чужие мысли и видит человека, как говорят, насквозь. Он сразу признается, что определил в Никаноре Ивановиче Босом, председателе домоуправления, плута и мошенника. И оказывается прав. Но самое главное – Воланд бессмертен, он живет вечно.

Герой обладает удивительной способностью перемещаться во времени и пространстве. Когда-то он был на балконе у Понтия Пилата, пятого прокуратора Иудеи; беседовал с Кантом, великим мыслителем. Он приехал в Москву, чтобы узнать, насколько изменились люди с течением времени, что их волнует и заботит, как расставлены у них приоритеты в жизни. Для достижения этих целей он устраивает москвичам своеобразный экзамен в виде сеанса черной магии в театре-варьете, результат которого нисколько не удивил Воланда: за тысячи лет люди нисколько не изменились. У них в приоритете так же, как и раньше, материальные ценности, а нравственные, духовные задвинуты на вторые позиции. Гуляя по Москве 30-х годов двадцатого столетия, встречаясь с людьми, беседуя с ними, Воланд делает вывод, что человечество в большинстве своем все так же волнуют вопросы, связанные с выгодой, материальными благами, оно все так же легкомысленно, и хотя людям не чуждо милосердие, однако их безнадежно испортил квартирный вопрос.

Как мы уже сказали, Воланд – это сам дьявол. Но чем больше читатель знакомится с героем романа, тем больше он недоумевает, так как булгаковский Воланд предстает перед нами в совершенно ином образе. Люди привыкли, что дьявол – это воплощение зла, наглый обманщик, однако в произведении Воланд – замкнутый исследователь, терпеливый наблюдатель. Он не совершает никакого зла, а предоставляет человеку право выбора, от которого зависит, будет ли этот человек впоследствии наказан или нет. Сеанс черной магии в театре-варьете – это тоже своего рода наблюдение. Герою было интересно, какой выбор сделают современные москвичи: смогут ли отказаться от тех материальных ценностей, которые будут предложены на сцене, или же отнесутся к предложению команды черного мага с настороженностью. Воланд также наблюдает за Маргаритой после бала и ждет, попросит ли она за своего возлюбленного, Мастера, неожиданно исчезнувшего из уютной квартирки на Арбате, и за его сожженный роман, или сделает другой выбор. У Воланда каждый получает по заслугам. Он добр к Маргарите, которая вынесла все тяготы и достойно сыграла роль королевы бала у сатаны, поэтому дарит ей и ее возлюбленному вечный покой в царстве тьмы. А москвичей, забывших, что, кроме красивых нарядов и денег, есть в мире и другие, более важные и нужные, ценности, наказывает, оставив тех, кто решил приобрести на сеансе черной магии новые одежды, без выбранных нарядов. Он наказывает бездушных родственников, которые радуются смерти близких, если речь идет о получении наследства. Получают по заслугам и продажная администрация, и нечестные работники общепита, и мнимые литераторы, заботящиеся не о правдивости в искусстве, а о получении квартир, дач, путевок в санаторий и возможности посещать «Грибоедов». Не миновали наказания и Никанор Иванович Босой за доносительство и взятки, Степан Лиходеев – за пьянство. Так герой вершит справедливость.

Читайте также:
«Сон в летнюю ночь» краткое содержание пьесы Уильяма Шекспира

Складывается впечатление, что характер Воланда состоит из положительных качеств: он никогда не лжет, предпочитая говорить правду, выполняет данные обещания, нет в нем излишней жестокости, кровожадности и порочности. Он вежливый, тактичный, благоразумный, умеет расположить к себе человека, очаровать его с первой минуты разговора. Ведя беседу, Воланд говорит мягко и дружелюбно, при этом часто улыбается или смеется, хотя глаза его остаются совершенно холодными, не выражают никаких эмоций. С ним интересно разговаривать, дискутировать, так как герой умен и начитан, знает несколько иностранных языков, умеет на них общаться. Он изъездил весь мир, побывал везде, поэтому много видел и знает, может подержать любую тему разговора.

Читая произведение, ловишь себя на мысли, что образ Воланда не внушает никакого страха, от него веет благородством и спокойствием. Читатель думает: в чем же подвох, может ли сатана быть таким положительным? И, закрывая последнюю страницу гениального произведения, отвечает на свой вопрос: наверное, может.

Образ Воланда, действительно, ни одного читателя не может оставить равнодушным: его можно любить или ненавидеть, его можно критиковать, им можно восхищаться, его можно бояться, но оставаться равнодушным совершенно невозможно. Это, действительно, один из самых загадочных, неоднозначных и привлекательных образов «закатного романа» великого русского писателя и драматурга М.А. Булгакова. Об этом свидетельствуют многочисленные критические статьи, научные и исследовательские работы, в которых авторы выражали свое видение этого загадочного, незаурядного образа.

Воланд в романе “Мастер и Маргарита”: образ, характеристика, описание характера и внешности

Иван Бездомный,
Воланд (в центре) и Берлиоз.
Иллюстрация Г. Калиновского

Воланд является одним из самых ярких персонажей знаменитого романа “Мастер и Маргарита” М. А. Булгакова.

Ниже представлен цитатный образ и характеристика Воланда в романе “Мастер и Маргарита”: описание внешности и характера героя.

Смотрите:
– Краткое содержание романа
– Все материалы по роману “Мастер и Маргарита”

Образ и характеристика Воланда в романе “Мастер и Маргарита”

Воланд – это дьявол, воплощение нечистой силы, повелитель злых сил. В романе его также называют духом зла, князем тьмы и т.д.:
“. Вчера на Патриарших прудах вы встретились с сатаной. ”
“. держите их! У нас в доме нечистая сила. ”
“. Я к тебе, дух зла и повелитель теней. ”
“. передо мной сидит посланник дьявола. ” (Азазелло – посланник дьявола-Воланда)
“…потешавшим князя тьмы…”

Возраст Воланда – за 40 лет. Но это условные цифры. Настоящий возраст темных сил исчисляется тысячелетиями:
“. лет сорока с лишним. ”
“. ведьмой, с которой я близко познакомился в тысяча пятьсот семьдесят первом году. ” (Воланд существовал и в 1571 году, и раньше)

“. Рот какой‑то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. ”
“. скривил и без того кривой рот. ”
“. Брови черные, но одна выше другой. ”
“. разные глаза, брови. “

У Воланда глаза разного цвета. Булгаков не завершил свой роман, поэтому в тексте есть разногласия. В одних эпизодах левый глаз – черный, в других эпизодах – правый:
“. Два глаза уперлись Маргарите в лицо. Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый – пустой и черный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней. ”
“. Правый глаз черный, левый почему‑то зеленый. ”
“. закричал он, и левый зеленый глаз его, обращенный к Берлиозу, засверкал. ”
“. левый, зеленый, у него совершенно безумен, а правый – пуст, черен и мертв. ”
“. профессора с пустым и черным глазом. ”
“. не спуская с Маргариты огненного глаза. “


У Воланда низкий, тяжелый голос:
“. приглушив свой низкий голос, сказал.
“. произнеся низким, тяжелым голосом и с иностранным акцентом следующие слова. ”
“. из спальни донесся низкий голос. ”
“. Дурак! – отчетливо сказал где‑то бас чрезвычайно похожий на бас консультанта. ”
“. неожиданно услышал тяжелый бас. ”
“. Голос Воланда был так низок, что на некоторых словах давал оттяжку в хрип. ”
“. над горами прокатился, как трубный голос, страшный голос Воланда. “

Читайте также:
Жанры литературы определение, виды, описание, основные признаки и особенности, примеры жанров современной и художественной литературы

Воланд – вездесущее бессмертное существо. Он существует вне времени:
“. я лично присутствовал при всем этом. И на балконе был у Понтия Пилата. ”
“. Человек лично был знаком с Понтием Пилатом, чего же вам еще интереснее надобно. ”
“. Вздор! Лет через триста это пройдет. Мне посоветовали множество лекарств. ” (о больном колене)

Герой обладает неограниченными возможностями и силой:
“. обладает какою‑то необыкновенной силой. ”
“. насколько микроскопически малы их возможности по сравнению с возможностями того, в чьей свите я имею честь состоять. ”
“. Всесилен, всесилен. ”
“. А за деньгами он не постоит. миллионер. ”
“. всесильный Воланд был действительно всесилен. “

Он творит чудеса и невероятные “штуки”:
“. овладеть такой личностью, которая проделывает штуки вроде той, жертвой которой стал Степан Богданович, будет не так‑то легко. ”
“. каким‑то чудом мастер был возвращен к ней, что из пепла возник роман. “

Воланд – загадочное и незаурядное существо:
“. Загадочный профессор брезгливо скривил и без того кривой рот. ”
“. Он личность незаурядная и таинственная на все сто. Но ведь в этом‑то самое интересное и есть. “

Он является очень вежливым существом:
“. спросил Воланд вежливо, но суховато. ”
“. Тот в ответ улыбнулся ей вежливо и равнодушно. ”
“. Ну, что же, если спокойнее, то и считайте, – вежливо ответил Воланд. “

Воланд ведет себя дружелюбно и порой мягко:
“. Незнакомец дружелюбно усмехнулся. ”
“. Виноват, – мягко отозвался неизвестный. ”
“. Зачем? – продолжал Воланд убедительно и мягко. “

Он нередко улыбается в разговоре:
“. Наконец Воланд заговорил, улыбнувшись. ”
“. Держу пари, – сказал Воланд, улыбаясь Маргарите. ”
“. отвечал Воланд, понимающе улыбаясь. ”
“. Вы хотите со мной поспорить? – улыбнувшись, спросил Воланд. “

Воланд иногда даже смеется и хохочет. Но его глаза при этом не смеются:
“. вскричал он, смеясь, но не сводя несмеющегося глаза с поэта. ”
“. иностранец ничуть не обиделся и превесело рассмеялся. ”
“. трясясь от хохота проговорил профессор. “

Он является умным, проницательным существом:
“. великий Воланд! Он выдумал гораздо лучше, чем я. ”
“. проговорил неизвестный, проницательно глядя на обоих литераторов. ”
“. заговорил посетитель, проницательно улыбаясь. “

Воланд одинок и холост:
“. мессир холост, как вы, конечно, сами понимаете. ”
“. Один, один, я всегда один, – горько ответил профессор. “

Воланд знает все о прошлом, настоящем и будущем:
“. таинственный консультант точно знал заранее всю картину ужасной смерти Берлиоза. ”
“. заранее знал о смерти Берлиоза и лично видел Понтия Пилата. “

Он знает множество языков и объездил весь мир:
“. О, я вообще полиглот и знаю очень большое количество языков, – ответил профессор. ”
“. где я только не бывал. “

Воланд ежегодно проводит “бал у сатаны”, где собираются самые разные грешники. Приехав в Москву, он тоже устраивает здесь свой традиционный бал:
“. Ежегодно мессир дает один бал. Он называется весенним балом полнолуния, или балом ста королей. Народу. ”
“. Николай Иванович провел упомянутую ночь на балу у сатаны. ”
“. она была на балу у сатаны. “

Свита Воланда состоит из нескольких персонажей. В свиту входят Коровьев, Азазелло, кот Бегемот и Гелла:
“. рекомендую вам, донна, мою свиту. Этот валяющий дурака – кот Бегемот. С Азазелло и Коровьевым вы уже познакомились, служанку мою Геллу рекомендую. “

Воланд и его свита наказывают людей за нехорошие поступки:

Воланд справедлив с теми, кто этого заслуживает:
“. Говорите! И теперь уж говорите без стеснения: ибо предложил я.
“. заговорил Воланд, – не будем наживать на поступке непрактичного человека в праздничную ночь. ”
“. итак, это не в счет, я ведь ничего не делал. Что вы хотите для себя. “

Воланд оказывается добр к Маргарите и ее возлюбленному Мастеру:

Характеристика образа Воланда в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Михаил Булгаков написал удивительную историю о настоящей любви и самопожертвовании — «Мастер и Маргарита». Характеристика образа Воланда в романе довольно интересна, так как он выступает в качестве ключевой фигуры. Мессир принял участие в событиях сразу двух временных отрезков. Именно он стал вершителем судеб двух влюблённых, а также позволил мастеру достойно окончить его произведение.

  1. Внешний вид
  2. Характеристика мессира
  3. Свита и окружение
  4. Цель приезда
  5. Символика Воланда
  6. Справедливость сатаны
  7. Значение образа

Внешний вид

Описание Воланда (ударение на «о») в романе довольно подробное. Он выглядит как мужчина в возрасте примерно 40 лет. Но на самом деле дьявол бессмертен, поэтому сколько он прожил, не знает никто. Все персонажи, с которыми он повстречался, описывали профессора по-своему. Только в одном они совпадали — мессир хромал, так его наказала одна знакомая ведьма.

Читайте также:
Тема семьи в Войне и мире - анализ отношения к родителям, идеалы

Внешний вид у него довольно интересный:

  • тёмные волосы;
  • несимметричные брови;
  • глаза разного цвета;
  • зубы покрыты коронками;
  • лоб в морщинах;
  • кожа сухая.

Воланд представлен как гладковыбритый мужчина среднего роста с тёмной шевелюрой и кривым ртом. У него разные глаза — левый чёрный, а правый зелёный. Его зубы с одной стороны украшены платиновыми коронками, а с другой — золотыми. Лицо покрыто загаром, а кожа на вид сухая. Мессир разговаривает низким голосом с хрипотцой.

Его одежда в течение всего романа менялась в зависимости от случая. На торжественных мероприятиях Воланд надевал классический дорогой костюм. А дома выглядел неряшливо: засаленный халат, стоптанные туфли, старая пижама. Когда сатана принял своё истинное обличье, то был в черной сутане, накидке, перчатках.

Характеристика мессира

Герой романа изображён как интересная личность. Он обладает неоднозначными чертами характера. В нем сочетается сатанинское и божественное начало. Невозможно разделить поступки Воланда на хорошие и плохие, так как не существует четкой границы между злом и добром.

Сначала автор не раскрывает истинный образ профессора, чтобы выдержать интригу. Но постепенно сущность мессира проявляется, и становится понятно, что это дьявол. При этом Булгаков время от времени показывает его в непривычных образах:

  • волшебника;
  • провидца;
  • могущественного мага.

Считается, что прототипом Воланда стал Мефистофель из произведения Гете. А портрет персонажа Булгаков писал из статьи о демонологии, а также из книги «История сношений человека с дьяволом». Его герой обладал косоглазием, хромотой, несимметричными густыми бровями. Но только внешне сатана был похож на привычные образы, описанные в различной литературе. В большинстве случаев дьявол пытается задеть все темные чувства человеческой души. A Воланд путем провокации исследует истинную сущность людей. Он раскрывает и плохие, и хорошие стороны жителей Москвы на представлении в театре Варьете.

Свита и окружение

Такой неоднозначный персонаж Булгакова, Воланд, вершил правосудие не в одиночку. У него были свои соратники, которые прислуживали и помогали ему. Это удивительные и неординарные личности. Свита Воланда:

  • Коровьев, или Фагот;
  • кот Бегемот;
  • Азазелло;
  • Гелла.

Хотя в литературе прислужники дьявола обычно сеют хаос, компания в романе Булгакова, скорее, связана с шутками и каламбурами. Воланд наделял своих помощников заданиями, которые помогли бы им раскрыть пороки и наказать виновных. Таким образом они очищают людей от их темных сторон.

Действия Фагота и Бегемота привели к пожару в доме Грибоедова. Но они дали людям второй шанс для воздвижения нового храма культуры и побудили их к творчеству. Азазелло выступал в качестве переговорщика, так как ему приходилось общаться с другими персонажами. А Гелла верно служила Воланду уже много лет, она была ловкой и умелой.

Свита Воланда совмещает в себе добро и зло. Она заставляет человека выбрать правильный путь, сбрасывает с его глаз пелену, которая скрывает действительность. Сам мессир в этом случае становится вершителем судеб.

Цель приезда

Только погрузившись в события романа, становится понятно, зачем профессор приехал в Москву. Литераторам он говорит, что его вызвали для расшифровки рукописей чернокнижника. А он является единственным, кто мог разобраться с этими книгами. Администрация театра думает, что мессир приехал для демонстрации сеанса черной магии. А Маргарита уверена, что его целью является проведение весеннего бала.

У Воланда много ответов, как обличий и имен. И только заведующий буфетом Сокол узнал настоящую причину приезда профессора в Москву. Он всего лишь хотел понаблюдать за жителями города и понять, насколько они изменились. Именно для этого он организовал представление в театре. Уже множество столетий дьявол знаком с человеческой душой. Он пытается исследовать её и понять причину совершения дурных поступков. А в Москве мессир пришел к выводу, что люди остались прежними. Они такие же легкомысленные, жаждут денег. Но больше всего их испортил квартирный вопрос.

Символика Воланда

Если давать характеристику Воланда из «Мастера и Маргариты», то можно заметить, что он использовал некую символику. Она ничем не помогала, но придавала ему более таинственный образ. Основные символы внешнего вида и поведения дьявола:

  • театральность;
  • чертовщина;
  • пудель;
  • луна.

Всем действиям Вологда присуща театральность. В его одежде и поведении есть много неестественных, ярких деталей. Он любит неожиданные появления и эффектные исчезновения, странные костюмы. Даже его бас звучит так, словно дьявол участвует в театральном спектакле.

С чертовщиной можно столкнуться практически в каждом событии, происходящем в романе. Многие персонажи повторяют слова, указывающие на тёмные силы.

Жители Москвы словно сами призывают сатану, а он отвечает на их приглашение. Но чертовщина больше связана с самими горожанами, чем с Воландом.

На протяжении всего романа за сатаной следует луна. Ее свет, как и в других литературных произведениях, всегда представляет темные силы. Ведь все плохие дела обычно вершатся под покровом ночи. Но в романе Булгакова луна представлена как разоблачающий элемент. Она выставляет истинную сущность людей и помогает вершить правосудие. Именно ее сияние делает Маргариту ведьмой, даже волшебный крем не возымел бы такого действия.

Читайте также:
Запорожская Сечь - описание законов и нравов в повести Н.В. Гоголя

Согласно Википедии, черный пудель олицетворяет Мефистофеля. Но он встречается и в романе Булгакова. Собачья голова украшала рукоять трости Воланда. А также она была изображена на медальоне королевы и появилась на подушечке, которая стояла под ногой Маргариты.

Справедливость сатаны

В романе «Мастер и Маргарита» главная тема — это борьба добра и зла. Воланд приехал в столицу, чтобы объяснить значение этих понятий. Но вместо того, чтобы творить плохие дела, он встретил людей, которые в будущем могут стать обитателями темного загробного мира. Это были москвичи:

  • служители искусства;
  • работники общепита;
  • наследники умерших родственников;
  • продажная администрация.

Все жадные, лицемерные, коварные люди ответили за свои поступки. Воланд прибыл в столицу именно для того, чтобы наказывать подобных подлецов. Но персонажи, которые обладали чистой душой и добрым сердцем, были вознаграждены за это. Примером служит история Маргариты и Мастера.

И сатана, и Бог позволили им покинуть грешный земной мир, избавиться от всех проблем. Даже Понтий Пилат — герой религиозного романа — снова встретился с Иешуа и забыл о казни. У Воланда есть возможности для наказания людей за их злодеяния. Но сам он при этом никого не оговаривает. Зато карает всех доносчиков, шпионов и предателей.

Тема добра и зла пропитывают весь роман вплоть до мелочей. Она отражается в таблице ценностей каждого персонажа, но интерпретируется ими по-разному. К примеру, Маргарита вышила для своего возлюбленного желтым шелком чёрную шапочку. Для Мастера тёмный цвет ассоциируется с покоем и тишиной. А жёлтая буква «М» означает славу и божественную власть.

Значение образа

Воланд был создан Булгаковым, чтобы указать людям на их пороки. Тот, кто не умеет различать зло и добро, стать хорошим не сможет. Но приравнять справедливость профессора к доброте невозможно. Мессир просто указывал на ошибки, заставлял человека их исправлять или отвечать за них. Если люди смогли осознать свои поступки, перекрыть их добрыми делами, то они избегали мести сатаны. Римский и Бездомный наконец-то посмотрели на мир новым взглядом, они перебороли темную сущность своей души и начали жить по-другому.

А причастность Маргариты к дьявольскому балу и слабая воля Мастера не позволили им перенестись в свет. Но они оба жертвовали собой ради любви. За это Воланд наградил их вечным покоем в своём темном царстве: «Туда, туда! Там ждёт уже вас дом и старый слуга, свечи уже горят, а скоро они потухнут, потому что вы немедленно встретите рассвет. По этой дороге, Мастер, по этой!» (цитатный отрывок из романа).

Мессира невозможно причислить ни к абсолютному злу, ни к добру. Его поступки продиктованы только жаждой справедливости. А его образ в романе послужил своеобразным зеркалом для остальных персонажей. В нем они смогли разглядеть свои ошибки и пороки.

Профессор помог москвичам наладить свою жизнь, избавиться от плохих качеств.

Основная идея романа Михаила Булгакова — это обязательное наказание за все совершенные злодеяния. В каждой строчке произведения содержится это истина. Прошлое в нём соединяется с будущим, тьма пересекается со светом, а плохие поступки — с хорошими. Воланд в этой системе находится где-то посередине. Персонаж не олицетворяет ни рай, ни ад. Он только часть той силы, что вечно хочет зла, но совершает благо.

Воланд – Мастер и Маргарита

ВОЛАНД — центральный персонаж романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (1928-1940), дьявол, явившийся в «час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах», чтобы справить тут, в Москве, «великий бал сатаны»; ставший, как ему и полагается, причиной многих необычайных событий, которые произвели смуту в мирной жизни города и доставили немало беспокойства его обитателям.

В процессе создания романа образ В. играл ключевую роль. Этот персонаж был отправным пунктом художественного замысла, который затем претерпел множество изменений. Будущий роман о Мастере и Маргарите зачинался как «роман о дьяволе» (слова Булгакова из его письма «Правительству СССР», 1930). В ранних редакциях В., еще не нашедший своего имени, называемый то герр Фаланд, то Азазел, был главным лицом, поставленным в центре повествования. На это указывают едва ли не все варианты названия романа, отмеченные в рукописях с 1928 по 1937 год: «Черный маг», «Копыто инженера», «Консультант с копытом», «Сатана», «Черный богослов», «Великий канцлер», «Князь тьмы» и др. По мере того как расширялась «даль свободного романа» (получила развитие «античная» линия, появились Мастер и Маргарита, а также многие другие лица), В. утрачивал функцию героя. В «окончательной» редакции он был оттеснен с главных ролей и стал тритагонистом сюжета, после Мастера и Маргариты, после Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата. Утратив верховенство в иерархии образов, В. тем не менее сохранил очевидное первенство с точки зрения сюжетного присутствия. Он участвует в пятнадцати главах романа, тогда как Мастер появляется только в пяти, а Иешуа лишь в двух главах.

Читайте также:
Коробочка Мертвые души - описание образа, характеристика

Имя В. автор почерпнул из «Фауста» Гете: возглас Мефистофеля «Plate! Junker Voland kommt» («Дорогу! — черт идет!»; перевод Н.А.Холодковского; сцена «Вальпургиева ночь»). Источником образа для Булгакова послужила книга М.Н.Орлова «История сношений человека с дьяволом» (1904), а также статьи о сатане, о демонологии «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона.В изображении дьявола писатель использовал некоторые традиционные атрибуты, эмблемы, портретные описания: хромота, косоглазие, кривой рот, черные брови — одна выше другой, трость с набалдашником в виде головы пуделя, берет, лихо заломленный на ухо, правда, без пера, и проч. Тем не менее булга-ковский В. существенно отличается от образов сатаны, запечатленных художественной традицией. Как показывают исследования, эти отличия усиливались от одной редакции к другой. «Ранний» В. был намного ближе к традиционному типу искусителя, ловца человеческих душ. Он совершал святотатства и требовал кощунственных действий от других. В «окончательном» варианте эти моменты исчезли. Своеобразно интерпретируется Булгаковым провокация дьявола. Традиционно сатана призван спровоцировать все темное, таящееся в душе человека, как бы разжечь его. Смысл провокаций В. — исследование людей, каковы они на самом деле. Сеанс черной магии в театре-варьете (классическая провокация) обнаружил в собравшихся там зрителях как дурное (алчность), так и хорошее, показав, что милосердие иногда стучится в людские сердца. Последний вывод, убийственный для сатаны, булгаковского В. нисколько не уязвляет.

Мессир В., как его почтительно именует свита, состоящая из ломаки-регента Коровьева, Фагота, демона Азазелло, кота Бегемота и ведьмы Геллы, — отнюдь не богоборец и не враг роду человеческому. Вопреки ортодоксальному толкованию, отказывающему дьяволу в истине, ибо «он ложь и отец лжи» (Иоанн, VII, 44), В. причастен к истине. Он безусловно различает добро и зло: обычно же сатана — релятивист, для которого эти понятия относительны. Более того, В. наделен властью наказывать людей за зло, ими совершенное; сам ни на кого не клевещет, зато карает клеветников и доносчиков.

На всем протяжении романа В. не пытается улавливать души. Не нужны ему и души Мастера с Маргаритой, к которым он проявил столько бескорыстного участия. Строго говоря, В. не дьявол (греч. §1сфоХо^ значит «разбрасывающий»), понимаемый как злая воля, разъединяющая людей. В. решительно вторгается в судьбу Мастера и Маргариты, разлученных волею обстоятельств, соединяет их и находит им «вечный приют». Столь явное преступление дьявольских полномочий Булгаков обозначил в эпиграфе романа, взятом из «Фауста» Гете: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Философско-религиозным источником образа В. явилось дуалистическое учение мани-хейцев (III-XI вв.), согласно которому Бог и дьявол действуют в мире, выражаясь словами романа, каждый по своему ведомству. Бог повелевает горними сферами, дьявол распоряжается на земле, верша справедливый суд. На это указывает, в частности, сцена В. с глобусом, на котором тот видит все происходящее в мире. Следы манихейской доктрины явно обнаруживаются в диалоге В. с Левием Матвеем на крыше дома Пашкова. В ранней редакции решение судьбы Мастера и Маргариты поступало к В. в форме приказа, который приносил «неизвестный вестник», появившийся под шорох летящих крыльев. В окончательном варианте Ле-вий Матвей передает просьбу наградить Мастера и его возлюбленную покоем. Два мира, света и тени, сделались, таким образом, равноправными.

Характеристика Воланда в романе Мастер и Маргарита

Место в системе образов. Является одним из самых ярких персонажей. “Профессор” черной магии, на самом деле повелитель злых сил, предстаёт в человеческом облике – в образе.

Дьявол, воплощение нечистой силы. В романе его также называют духом зла, князем тьмы и т.д.: “. Вчера на Патриарших прудах вы встретились с сатаной. “; “. держите их! У нас в доме нечистая сила. “; “. Я к тебе, дух зла и повелитель теней. “; “. передо мной сидит посланник дья-вола. ” (Азазелло – посланник дьявола-Воланда); “…потешавшим князя тьмы…”

Возраст – за 40 лет. Но это условные цифры. Настоящий возраст темных сил исчисляется ты-сячелетиями: “. лет сорока с лишним. “; “. ведьмой, с которой я близко познакомился в тысяча пятьсот семьдесят первом году. ” (Воланд существовал и в 1571 году, и раньше);

Внешноять, манеры: “. ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые. “; “Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут книзу, на высоком облысевшем лбу были прорезаны глубокие параллельные острым бровям морщины. Кожу на лице Воланда как будто бы навеки сжег загар. ” “. Положив острый подбородок на кулак. ” Кривой рот и разные брови: “. Рот какой то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. ” “. скривил и без того кривой рот. ” “. Брови черные, но одна выше другой. ” “. разные глаза, брови. “

Читайте также:
Сочинение по картине Подвиг молодого киевлянина - примеры

Глаза разного цвета. Булгаков не завершил роман, в тексте есть разногласия. В одних эпизо-дах левый глаз – черный, в других эпизодах – правый: “. Два глаза уперлись Маргарите в лицо. Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый – пустой и черный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней. ” “. Правый глаз черный, левый почему то зеленый. ” “. закричал он, и левый зеленый глаз его, обращенный к Берлиозу, засверкал. ” “. левый, зеленый, у него совершенно безумен, а правый – пуст, черен и мертв. ” “. профессора с пустым и черным глазом. ” “. не спуская с Маргариты огненного гла-за. “

Голос: “. приглушив свой низкий голос, сказал. “. произнеся низким, тяжелым голосом и с иностранным акцентом следующие слова. ” “. из спальни донесся низкий голос. ” “. Дурак! – отчетливо сказал где то бас. чрезвычайно похожий на бас консультанта. ” “. неожиданно услы-шал тяжелый бас. ” “. Голос Воланда был так низок, что на некоторых словах давал оттяжку в хрип. ” “. над горами прокатился, как трубный голос, страшный голос Воланда. “

Одежда на Патриарших прудах: “. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набал-дашником в виде головы пуделя. ” “. и не жарко ему в перчатках. “

“Домашняя” одежда, когда он находится в квартире №50: “. на артисте было только черное белье и черные же остроносые туфли. ” “. Воланд широко раскинулся на постели, был одет в од-ну ночную длинную рубашку, грязную и заплатанную на левом плече. ” “. в том самом виде, в каком был в спальне. Все та же грязная заплатанная сорочка висела на его плечах, ноги были в стоптанных ночных туфлях. Воланд был со шпагой, но этой обнаженной шпагой он пользовался как тростью, опираясь на нее. ” “. Воланд молча снял с кровати свой вытертый и засаленный ха-лат. “

Настоящая одежда (“костюм сатаны”): “. одетый в черную свою сутану. Его длинная широ-кая шпага. ” “. Плащ Воланда вздуло над головами. ” “. на спинку стула наброшен был траурный плащ, подбитый огненной материей, на подзеркальном столике лежала длинная шпага с поблескивающей золотом рукоятью. ” “. к черным туфлям на ногах сатаны. ” “. Воланд указал рукою в черной перчатке с раструбом туда. “

Характер и личность – вездесущее бессмертное существо. Он существует вне времени: “. я лично присутствовал при всем этом. И на балконе был у Понтия Пилата. ” “. Человек лично был знаком с Понтием Пилатом, чего же вам еще интереснее надобно. ” “. Вздор! Лет через триста это пройдет. Мне посоветовали множество лекарств. ” (о больном колене)

Обладает неограниченными возможностями и силой: “. обладает какою то необыкновен-ной силой. ” “. насколько микроскопически малы их возможности по сравнению с возможностя-ми того, в чьей свите я имею честь состоять. ” “. Всесилен, всесилен. ” “. А за деньгами он не постоит Миллионер. ” “. всесильный Воланд был действительно всесилен. “

Творит чудеса и невероятный “штуки”: “. овладеть такой личностью, которая проделывает штуки вроде той, жертвой которой стал Степан Богданович, будет не так то легко. ” “. каким то чудом мастер был возвращен к ней, что из пепла возник роман. “

Загадочное и незаурядное существо: “. Загадочный профессор брезгливо скривил и без того кривой рот. ” “. Он личность незаурядная и таинственная на все сто. Но ведь в этом то самое ин-тересное и есть. “

Очень вежлив: “. спросил Воланд вежливо, но суховато. ” “. Тот в ответ улыбнулся ей веж-ливо и равнодушно. ” “. Ну, что же, если спокойнее, то и считайте, – вежливо ответил Воланд. “

Ведет себя дружелюбно и порой мягко: “. Незнакомец дружелюбно усмехнулся. “; “Вино-ват, – мягко отозвался неизвестный. “; “. Зачем? – продолжал Воланд убедительно и мягко. “

Нередко улыбается в разговоре: “. Наконец Воланд заговорил, улыбнувшись. ” “. Держу па-ри, – сказал Воланд, улыбаясь Маргарите. ” “. отвечал Воланд, понимающе улыбаясь. ” “. Вы хотите со мной поспорить? – улыбнувшись, спросил Воланд. ” Воланд иногда даже смеется и хо-хочет. Но его глаза при этом не смеются: “. вскричал он, смеясь, но не сводя несмеющегося глаза с поэта. ” “. иностранец ничуть не обиделся и превесело рассмеялся. ” “. трясясь от хохота про-говорил профессор. “

Читайте также:
Сочинение на тему: "Родительская любовь" примеры рассуждений о проявлении материнской и отцовской заботы, аргументы из литературы

Умное существо: “. великий Воланд! Он выдумал гораздо лучше, чем я. “

Проницательное существо: “. проговорил неизвестный, проницательно глядя на обоих лите-раторов. ” “. заговорил посетитель, проницательно улыбаясь. “

Одинок и холост: “. мессир холост, как вы, конечно, сами понимаете. ” “. Один, один, я все-гда один, – горько ответил профессор. “

Знает всё о прошлом, настоящем и будущем: “. таинственный консультант точно знал зара-нее всю картину ужасной смерти Берлиоза. ” “. заранее знал о смерти Берлиоза и лично видел Понтия Пилата. “

Знает множество языков, объездил весь мир: “. О, я вообще полиглот и знаю очень боль-шое количество языков, – ответил профессор. ” “. где я только не бывал. “

Ежегодно проводит “бал у сатаны”, где собираются самые разные грешники. Приехав в Москву, он тоже устраивает здесь свой традиционный бал: “. Ежегодно мессир дает один бал. Он называется весенним балом полнолуния, или балом ста королей. Народу. ” “. Николай Иванович провел упомянутую ночь на балу у сатаны. ” “. она была на балу у сатаны. “

Свита Воланда состоит из следующих персонажей: Коровьев, Азазелло, кот Бегемот и Гелла: “. рекомендую вам, донна, мою свиту. Этот валяющий дурака – кот Бегемот. С Азазелло и Ко-ровьевым вы уже познакомились, служанку мою Геллу рекомендую. “

Наказывают людей за нехорошие поступки: “. Мне этот Никанор Иванович не понравился. Он выжига и плут. Нельзя ли сделать так, чтобы он больше не приходил. ” “. отозвался Азазелло и обратился к Варенухе: – Хамить не надо по телефону. Лгать не надо по телефону. Понятно? Не будете больше этим заниматься. “

Справедлив с теми, кто этого заслуживает: “. Говорите! И теперь уж говорите без стеснения: ибо предложил я. “. заговорил Воланд, – не будем наживать на поступке непрактичного человека в праздничную ночь. ” “. итак, это не в счет, я ведь ничего не делал. Что вы хотите для себя. “

Отношение к Мастеру и Маргарите. Воланд добр к Маргарите и Мастеру: “. ответил Во-ланд. – Ну, желаю вам счастья. “

Поделись с другом в социальной сети

Сочинение Воланд в романе Мастер и Маргарита (Характеристика и образ) Булгакова 11 класс

Воланд, без преувеличения – центральная фигура романа. Именно о нем эпиграф: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», и, действительно, если посмотреть на дела Воланда, то в итоге он дает именно благо. Не то банальное мещанское «добро», к которому стремится большинство второстепенных персонажей и, которое оттеняется аристократическим достоинством фигуры сатаны, но именно благо в его подлинном смысле.

Конечно, сам Воланд – не благостный персонаж. Он не может предложить подлинного блага в конечном смысле. Даже Мастеру и Маргарите он дает только вечный покой.. но где?

Без преувеличения образ Воланда многогранен и, по сути, неуловим. Он меняется как узоры калейдоскопа. Такой тон задает автор с самого начала: «. рот кривой. правый глаз черный, левый почему-то зеленый, брови черные, но одна выше другой». Лицо его как бы ускользает от пристального взгляда, его подлинный облик непонятен. Сам герой представляется разными именами и профессиями, зачастую отражает представления о мире, того с кем общается. Поэтому во многом мы можем сравнить образ Воланда с подобием чистого зеркала, в котором отражается общество того времени. Сатана выявляет пороки людей и дает соответствующие последствия. Многие после этого вразумляются.

Булгаков, хотя и увлекался мистикой, был православным, а в православии непринято писать иконы Господа и также изображать Его любыми другими способами искусства. Поэтому единственной доступной для него фигурой представителя высших сил остается именно Дьявол. Он не обладает милостью Господа, поэтому так циничен. Да Воланд обличает пороки, но он также и искушает людей, подталкивает на совершение различных пакостей, за которые в дальнейшем и подвергает всяческим мытарствам. В итоге многие герои глубже узнают себя, становятся, как ни странно, на путь праведников. К примеру, Иван Бездомный. Вот какой трудный вопрос ставит в том числе Булгаков – если Господь попустительствует расхолаживанию людей, то дьявол наоборот помогает им становиться лучше, хотя и через страдания? Однако не совсем так, ведь Воланд обречен только на Царство тьмы и другим может предложить только его, хотя и под оболочкой благородства и аристократического достоинства.

Сочинение 2

В произведении Воланд является проводником и неким звеном между миром реальным и мистичным. Как правило, он берет на себя роль наблюдателя, избегает агрессивного вмешательства в явления и процессы.

Это вполне логично. Ведь для того, чтобы менять события и творить «чудеса» существуют его подчиненные – Азазелло, кот Бегемот и др. Сам же Воланд предпочитает молча оценивать их деятельность и ее последствия, находясь в сторонке. Но адепты и сами отлично справляются.

Читайте также:
Отрочество - краткое содержание по главам, характеристика героев

Персонаж чем-то схож с Сатаной. Образ прописан весьма иносказательно. Во-первых, Воланд способствовал помешательству некоторых москвичей, разум которых оказывался слишком хрупким для того, чтобы осознать присутствие сверхъестественных событий. Однако назвать его отрицательным героем язык не поворачивается.

Мало того, в Воланде есть даже некая тяга к справедливости. Ведь он наказывает только лишь тех, кто имеет моральные недостатки. Преследует людей нечестивых, подлых и мерзких, некоторых из которых даже можно охарактеризовать, как низких, жалких, ничтожных.

Соответственно, герой предстает перед читателем неким «Робин Гудом из мира магии», «молчаливым мстителем», «гласом темной справедливости», «адским ангелом отмщения».

Способности «темного владыки» безграничны. Он заранее знает обо всем, что может случиться, помнит то, что происходило тысячи лет назад, видит намного больше, чем «простые смертные». Именно поэтому человеческие поступки его смешат.

Однако пара Мастера и Маргариты сумела «умилить» его. Проникнувшись искренней любовью, самозабвенностью и страданиями героев, Воланд дарует им свободу.

Это характеризует его не только как мрачного, мистичного героя, наделенного высшей степенью власти и тягой к справедливости, но и как милосердного. Впрочем, любой правитель обязан иногда быть снисходительным по отношению к своим подданным.

К чертам Воланда также можно причислить таинственность, загадочность, флегматичность, прозорливость, умение видеть людей насквозь и.т.д.

Воланд отличается от Дьявола тем, что не искушает людей, а испытывает их путем сложных жизненных обстоятельств. Как правило, все проверки нестандартные и яркие. Что же касается реакции людей, она тоже отличается.

«Финальной точкой», которую темный владыка ставит при столкновении с любым представителем человеческого рода, является предоставляемый им выбор: герой предлагает личности, наконец, определиться, на чью сторону встать?

Варианта два – Свет или Тьма.

Образ Воланда

Несмотря на то, что в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд олицетворяет собой образ Дьявола, персонаж этот, подобно остальным героям романа, вовсе не так однозначен.

Воланд прибывает в Москву в 1935 году и представляется консультантом по черной магии, профессором в области чародейства, артистом. В своем романе Булгаков описывает его как человека, одетого в дорогую одежду, с тростью, лет сорока с небольшим, с глазами разного цвета.

Нескольким героям Воланд раскрывает свое истинное лицо повелителя тьмы. Воланд не является воплощением абсолютного зла, поскольку способен проявлять милосердие и совершать справедливые поступки.

Князь тьмы пребывает в Москву затем, чтобы увидеть москвичей массово, для чего и устраивает сеанс черной магии в Варьете. Воланд хотел понять, как изменились люди за последние несколько веков, и изменились ли вообще. Посмотрев со сцены в зрительный зал, оценив поведение зрителей, он приходит к выводу, что люди остались прежними. Это самые обычные люди, которые любят деньги, бывают легкомысленными, «квартирный вопрос только испортил их…».

Оценивать поступки людей, наводить порядок и совершать возмездие Воланду помогает его свита в лице Коровьева, Азазелло, Кота-Бегемота и Геллы. Шутовское поведение первых троих призвано оттенить серьезность и величие властелина тьмы, а также подчеркнуть абсурдность происходящих событий, участниками которых из-за своих собственных пороков, в том числе, из-за глупости, трусости, мелочности, невежества, становятся жители города.

Главные характеристики персонажа Воланда сводятся к его всесильности и справедливости. На протяжении всего романе князь тьмы не причинил зла ни одному человеку. Негатив исходит не от него, люди сами являются источниками своих бед. Воланд лишь наблюдает и констатирует пороки москвичей, наказывает за их грехи, воздает по заслугам. Таким образом, с помощью созданного им образа дьявола, пропуская сюжет через призму удивительных и таинственных событий, Булгаков рисует сатирическую картину общества того времени.

В своем романе автор обличает такие человеческие пороки как жадность, лицемерие, воровство, взяточничество и многое другое. За свои грехи горожане жестоко расплачиваются, однако наказание им воздается вполне справедливое. Другие герои произведения, наоборот, сумели сохранить в себе духовную чистоту, доброе сердце и светлую душу, и Воланд прощает им их ошибки, а некоторых щедро награждает. В этом и проявляется всесильность и высшая справедливость Воланда в романе «Мастер и Маргарита». Благодаря обличительной роли этого персонажа, герои романа открываются перед читателем словно книга, на страницах которой начертаны все их чувства, мечты, поступки.

Вариант 4

Воланд – практически главный герой романа. Это сам дьявол, который вершит правосудие в Москве, который сам видел события исторической части романа и рассказывает о них, который запросто общается со Светлыми силами…

В общем, это практически самый могущественный герой романа. Но он не так уж часто что-то делает сам, наказывает, творит волшебство. У него есть целая свита, вот разным её участникам он позволяет заниматься «рутиной». Например, в театре, где должно проходить его представление, «фокусник» садится в кресло и наблюдает за зрителями, делает выводы о современных москвичах.

Читайте также:
Сочинение на тему - Героическая смерть Тараса Бульбы, описание

Булгаков сделал своего героя не кровожадным, не безумным, а спокойным и благородным. Воланд умён, он не жаждет крови, но несёт справедливость. Именно он помогает Мастеру обрести покой, помогает Маргарите найти своего возлюбленного. И Воланд более человечен, чем можно предположить. У него даже болит колено! Он лечится, смеётся, что одна ведьма так отомстила ему. Воланд сам разговаривает с Берлиозом и Бездомным, притворяется, для развлечения, иностранцем. Для него оказывается важным наказать именно Берлиоза, который не верит в Иисуса, а соответственно, и в самого Воланда.

Внешний вид его благороден, но противоречив. Один глаз его зеленый – живой, другой – черный – мертвый. По акценту его можно принять то за немца, то за француза… Но эта игра быстро надоедает темному повелителю, дальше он уже не притворяется, не «прибедняется».

Почти всё время Воланд невозмутим. Он слишком много помнит и знает, чтобы уже удивляться. Его образ вызывает уважение у практически всех читателей. Я слышала, что христиане многие были возмущены, что Булгаков создал своего Воланда таким не отталкивающим, а интересным.

Сильный, значимый образ, который мне очень нравится. Но всё-таки, думаю, с таким лучше не связываться. От такой силы лучше держаться подальше… Все мы не без греха, мало ли! Это Маргарита и Мастер были в отчаянии.

Сочинение 5

Особенностью романа Булгакова является практически полное отсутствие в нем Господа. Высшее положительное начало в нем проявляется только через образ Спасителя-Иешуа, но он выглядит сначала земным и вполне простым человеком, хотя и с неординарными взглядами, и только в завершении предстает в свете. Тем не менее, роман Булгакова, безусловно, является романом об инфернальных сущностях и о дьяволе.

На самом деле такое не удивительно, ведь именно дьявол, согласно учениям, является властителем этого мира. Господь в этом смысле предстает трансцендентным, как далекая и высшая награда, которая достижима только путем практически полного исключения себя из мира при жизни. Тут нужно напомнить, в романе главные герои не обретают Царства Небесного, хотя и поступают положительно, являются в какой-то степени примерами достойных людей, но и они оказываются поглощенными сатаной.

Собственно Воланд отсылает читателя к Фаусту, где дьявол называет себя Воландом перед людьми. Каноническим образом Воланд у Булгакова не является злом в привычном и повседневном смысле этого слова, да он способен на различные проделки, но по большей части, все они являются следствием поведения самих людей. Также следует вспомнить о роли дьявола и его свиты в религии, они созданы по попустительству Господа, дабы наказывать грешников, Воланд сначала беседует с людьми, и только увидев какие-то греховные склонности, воздает по заслугам.

Внешность Воланда представляется довольно скупо. Согласно некоторым исследователям, автор копировал некоторых известных ему людей и привносил различные детали в облик, но такое рассмотрение требует глубокого и детального исследования. Если говорить кратко, то Булгаков изображает сатану простым человеком с немного нестандартной внешностью, такой как глаза разного цвета и небольшая асимметрия лица.

Повадки Воланда аристократические, он склонен к простым и ясным поступкам, при этом обладает сдержанностью в общении с другими людьми и собственной свитой и даже не проявляет существенной иронии, хотя и мог бы. На самом деле, хотя Воланд презрительно говорит о милосердии, он сам поступает довольно милостиво по отношению к другим людям. Тем не менее, такое поведение, конечно, обуславливается просто его функцией, которая позволяет действовать только в рамках ответа на грехи, но не со собственной воле.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Воланда в романе Мастер и Маргарита

Популярные сегодня темы

Пушкин – самый любимый писатель, как в России, так и в ближнем зарубежье. Его произведения перечитывают по много раз, стихи легко заучиваются наизусть. С детства нам знаком его портрет: лицо с живыми ясными глазами, курчавые волосы, бакенбарды

Василий Шукшин – известный русский актер и писатель второй половины двадцатого века. Он умудрялся совмещать актерскую и писательскую деятельности и у него это выходило, безусловно

Россия. Как много в этом слове. Для кого-то это страна рек, озер, парков и бескрайних лесов, для некоторых это музеи, театры, архитектура и достопримечательности. А некоторые видят в ней большой научный и экономический потенциал

Жанровая направленность произведения представляет собой драматическую пьесу в стиле реализма, основной тематикой которого являются взаимоотношения интеллигенции и народа в период революционных потрясений.

Старый солдат в отставке, по прозвищу Кукушка, приехал зимой в караулку сторожить лес от вырубания. Он был бедный, а прозвище у него такое потому, что в молодости он сторожил скот.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: