Государственный мониторинг земель – структура и уровни, виды

Понятие, задачи и виды мониторинга земель

Рубрика: Сельское хозяйство

Статья просмотрена: 51669 раз

Библиографическое описание:

Дамдын, О. С. Понятие, задачи и виды мониторинга земель / О. С. Дамдын. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 1 (36). — Т. 2. — С. 165-166. — URL: https://moluch.ru/archive/36/4146/ (дата обращения: 17.11.2021).

Принятие эффективных управленческих решений по соблюдению земельного законодательства зависит в первую очередь от наличия точных научно обоснованных данных о качественном состоянии земель и происходящих в них изменениях. Источником получения таких данных является мониторинг земель.

Мониторинг земель – система наблюдений за состоянием земель для своевременного выявления различных изменений, их оценки, а также предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

Мониторинг — преимущественно техническая и информационно-аналитическая работа, связанная с применением технических средств контроля за состоянием земель, взятием проб почв и проведением почвенно-геоботанических обследований, анализов и измерений химического и биологического состава почв, их физического состояния. Можно сказать, что мониторинг это одновременно мера предупредительного, текущего и последующего контроля.

Мониторинг имеют право осуществлять только государственные органы управления земельным фондом РФ, порядок осуществления устанавливается Правительством РФ. Мониторинг земель является составной частью мониторинга состояния окружающей природной среды, входит в Единую государственную систему экологического мониторинга (ЕГСЭМ 1 ) и проводится в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

Суть мониторинга заключается в слежении за динамикой процессов происходящих в почвах, в целях выявления причин и источников негативных изменений, принятия научно обоснованных решений по совершенствованию земельного законодательства, внесению необходимых корректировок в правовой режим земель и порядок землепользования.

Мониторинг ведется на всей территории РФ по отношению к любым земельным участкам независимо от форм собственности, целевого назначения и характера использования, что, в свою очередь, означает, что сотрудники государственной службы мониторинга имеют право проводить необходимые замеры и обследования там и тогда когда это предусмотрено, а собственники и землепользователи не имеют права препятствовать этим действиям.

Государственный мониторинг в зависимости от целей наблюдения и территориального охвата может быть:


федеральным, охватывающим всю территорию РФ;

региональным, охватывающим территории, ограниченные физико-географическими, экономическими, административными и иными границами;

локальным (местным), ведущимся на объектах ниже регионального уровня, вплоть до территорий отдельных землепользователей, землевладельцев, собственников и арендаторов земельных участков.

Предметом мониторинга является целостный земельный фонд РФ независимо от форм собственности на землю и их целевого назначения.

Объектом мониторинга являются все земли в стране вне зависимости от форм собственности на земли, их целевого назначения и характера использования.

Мониторинг земель осуществляется отдельно применительно к землям сельскохозяйственного назначения, землям населенных пунктов и поселений, землям промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения и т. д.

Согласно п. 2 ст. 67 Земельного кодекса Российской Федерации ведение государственного мониторинга земель направлено на выполнение следующих задач:


своевременное выявление изменений состояния земельных ресурсов, оценка уже происшедших изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении либо об устранении последствий негативных процессов, происходящих в почвенном слое земель. В целях ее осуществления органы проводят систематические наблюдения за состоянием водной и ветровой эрозии почвенного слоя земель, вероятностью потери гумуса либо ухудшения структуры, за загрязнением земель пестицидами, другими токсичными веществами, за состоянием береговой линии рек, морей, водохранилищ, за уровнем загрязнения земель свалками, местами захоронения опасных радиоактивных отходов, автомобильными стоянками и т. д;

информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за рациональным использованием и охраной земельных ресурсов, землеустройства, а также осуществлением иных функций государственного и муниципального управления землями, обеспечение контроля за рациональным использованием и охраной земель;

обеспечение населения Российской Федерации информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель. Пользование данными, полученными государственными органами по мониторингу земель, представляется возможным как для граждан, так и для юридических лиц, международных организаций. В целях осуществления последних двух задач государственного мониторинга земель применяются различные способы собирания необходимой информации.

Получение информации при осуществлении мониторинга может производиться с использованием:


дистанционного зондирования (съемка и наблюдение с космических аппаратов, самолетов);

сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарны и иных участков, межевых знаков;

наземных съемок, наблюдений и обследований;

соответствующих фондов данных.

В содержание мониторинга земель входит выполнение наблюдений по нескольким направлениям: изучаются процессы, связанные с изменением плодородия почв (опустынивание, развитие эрозии, потеря гумуса, заболачивание, засоление), зарастанием сельскохозяйственных земель сорняками и кустарником, загрязнением земель пестицидами, тяжелыми металлами и другими веществами. Также наблюдение ведется за процессами образования оврагов, оползней и другими природными явлениями, состоянием земель, занятых хозяйственными объектами, включая места захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов.

Все приемы, средства и методы осуществления мониторинга земель подразделяются в зависимости от сроков и периодичности их проведения на три вида:


Читайте также:
Киотский протокол 1997 года - краткое содержание соглашения

базовые (проводятся для получения данных о состоянии земель на момент начала ведения мониторинга) осуществляются впервые на той или иной территории и носят общий характер;

периодические (проводятся для получения данных о состоянии земель за определенный период — раз в три года и более) осуществляются впервые на той или иной территории и носят общий характер;

оперативные (проводятся для получения данных о состоянии земель на текущий момент) фиксируют все текущие изменения состояния земельных ресурсов.

Данные мониторинга применяют для вынесения решений о возможном размещении того или иного объекта, определении разрешенных видов землепользования, то есть служат предупреждению такого землепользования, которое способно привести к ухудшению земель. Мониторинг также фиксирует отклонения от разрешенного поведения, выявляя правонарушения, связанные с загрязнением, заражением и иными видами деградации земель и его данные, в этом случае, служат доказательством при привлечении нарушителей к ответственности.

Данные полученные в ходе проведения мониторинга, систематизируются, накапливаются и передаются на вечное хранение в государственный фонд, а также ежегодно обобщаются и используются для подготовки ежегодного Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, который ежегодно предоставляет служба земельного кадастра РФ.

Земельный кодекс Российской Федерации. http://www.zemkodeks.ru .

Краткий курс по земельному праву: учеб. пособие/ Г.С. Антосевич. – М. Издательство «Окей-книга», 2008. – 123 с.

1 Помимо мониторинга земель в ЕГСЭМ входит мониторинг состояния других природных объектов, осуществляемый различными федеральными министерствами и ведомствами. Общее руководство ЕГСЭМ выполняет МПР России.

КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ
И МОНИТОРИНГ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ


УДК 504.064.36

Организационная структура мониторинга земель

Кращенко К.В., ТулГУ, студентка 3-го курса, г. Тула

Рассматривается организационная структура мониторинга земель.

От правильного использования почв зависит функционирование всех отраслей народного хозяйства, благосостояние общества.
Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации. Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами. Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов [4].
Целью мониторинга является информационное обеспечение, управление природоохранной деятельностью и экологической безопасностью [4].

Задачами государственного мониторинга земель являются [2]:

  1. Своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;
  2. Информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
  3. Обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
    Структура мониторинга земель определяется административно-территориальным делением, использованием земель по их целевому назначению.

Структура мониторинга земель по административно-территориальной иерархии имеет следующие уровни [3]:

  1. Мониторинг земель Российской Федерации;
  2. Мониторинг земель республик в составе Российской Федерации,
  3. Автономных областей и автономных округов, краев и областей;
  4. Мониторинг земель районов и городов.

На каждом уровне административно-территориального деления структура мониторинга земель предусматривает следующие подсистемы, соответствующие категориям земель [3]:

  1. Мониторинг земель сельскохозяйственного назначения;
  2. Мониторинг земель населенных пунктов;
  3. Мониторинг земель объектов промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения;
  4. Мониторинг земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
  5. Мониторинг земель лесного фонда;
  6. Мониторинг земель водного фонда;
  7. Мониторинг земель запаса.

В зависимости от территориального охвата различают глобальный, национальный, региональный и локальный мониторинг земель [2,1]. Глобальный мониторинг земель проводят в соответствии с Международной геосферно-биосферной программой “Глобальные изменения”. Он позволяет оценить современное состояние всей природной системой Земли с целью предупреждения возникающих экстремальных ситуаций. Наблюдение ведут базовые станции в различных регионах планеты, которые нередко располагаются в биосферных заповедниках.

Региональный мониторинг – это слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то крупного региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы. Он охватывает крупные территории (север европейской части России, зоны чернобыльской аварии и др.)
Локальный мониторинг земель ведется на территориальном уровне, ниже регионального, вплоть до территории отдельных землепользований и элементарных структур ландшафтно-экологических комплексов.

На основе характера изменения состояния земель различают также фоновый и импактный мониторинг [2,3].

Фоновый мониторинг это наблюдение за состоянием земель, не подвергающихся воздействию человека, его проводят в биосферных заповедниках. Импактный мониторинг это наблюдения за состоянием земель в местах непосредственного воздействия антропогенных фактов.

В зависимости от сроков и периодичности проведения наблюдения за состоянием земель мониторинги подразделяют на [1,4]:

  1. Базовые (исходные, фиксирующие состояние объектов наблюдений на момент начала ведения мониторинга земель);
  2. Периодические (проводимые через один год и более, т.е. с определенными интервалами);
  3. Оперативные (проводимые непрерывно);
  4. Ретроспективные (исторический анализ предшествующих наблюдений).

Ввиду существенных зональных различий земель в Российской Федерации (равнинные и горные территории), многообразия способов их использования, широкого развития негативных процессов и явлений (эрозия, дефляция, заболачивание, солонцовость, деградация пастбищ, техногенное загрязнение и др.), которые часто вызывают необратимые изменения количественного и качественного состава земельных ресурсов и создают критическую экологическую ситуацию, весьма актуальна организация постоянно действующей сети государственного мониторинга земель. В настоящее время имеются крайне необходимые для проведения этих работ материалы и документы и, прежде всего, почвенные, геоботанические, геологические, геоморфологические, ландшафтные и др. тематические карты России, а также серии карт основных показателей экологического состояния почв, негативных процессов и явлений, характерных для земельных ресурсов страны, и на некоторые территории – результаты оценки их динамики во времени и пространстве.

В окончательном виде система государственного мониторинга земель Российской Федерации должна включать следующие разделы [4,1]:

  1. Концепцию ведения государственного мониторинга земель как информационной базы их рационального использования и защиты от прямых потерь, деградации и загрязнения.
  2. Ландшафтно-экологическое (природно-хозяйственное) районирование земельных ресурсов как научной основы для размещения сети государственного мониторинга земель.
  3. Научно обоснованную и экономически целесообразную схему полигонов государственного мониторинга земель.
  4. Нормативно-техническую базу системы ведения наблюдений за состоянием земель с отражением принципов размещения и режима работы наблюдательного комплекса.

В результате осуществления мониторинга земель собирают оперативную информацию о негативных изменениях, происходящих в земельном фонде и его отдельных категориях, что является основой для ведения земельного кадастра, оценки эколого-экономической ущербов (рисков), планировании природоохранных мероприятий.

Приложение. Порядок осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения

Приложение
к приказу Министерства
экономического развития РФ
от 26 декабря 2014 г. N 852

Порядок
осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения

ГАРАНТ:

См. Порядок осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, утвержденный приказом Минсельхоза России от 24 декабря 2015 г. N 664

1. Настоящий Порядок определяет механизм осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения (далее – государственный мониторинг земель).

2. Государственный мониторинг земель в Российской Федерации осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Порядок организации деятельности и взаимодействия территориальных органов и структурных подразделений Росреестра при осуществлении государственного мониторинга земель устанавливается Росреестром.

3. В рамках государственного мониторинга земель осуществляются систематические наблюдения за фактическим состоянием и использованием земель, выявление изменений состояния земель, оценка качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов, оценка и прогнозирование развития негативных процессов, обусловленных природными и антропогенными воздействиями, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия, обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

4. Государственный мониторинг земель подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель.

5. В рамках мониторинга использования земель осуществляется наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением.

Полученные по итогам мониторинга использования земель сведения используются при осуществлении государственного земельного надзора для обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан информацией об использовании земель.

6. В рамках мониторинга состояния земель осуществляются наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель.

7. При проведении мониторинга состояния земель выявляются количественные характеристики изменения площадей земель и земельных участков различных категорий, видов разрешенного использования и видов земельный угодий.

При проведении мониторинга состояния земель выявляются изменения качественных характеристик состояния земель под воздействием следующих негативных процессов: подтопления и затопления, переувлажнения, заболачивания, эрозии, опустынивания земель, загрязнения земель тяжелыми металлами, радионуклидами, нефтью и нефтепродуктами, другими токсичными веществами, захламления отходами производства и потребления, вырубок и гарей на землях лесного фонда, образования оврагов, оползней, селевых потоков, карстовых и других процессов и явлений, влияющих на состояние земель.

8. При осуществлении государственного мониторинга земель необходимые сведения получаются с использованием:

а) дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);

б) сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков;

в) наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);

г) сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости;

д) землеустроительной документации;

е) материалов инвентаризации и обследования земель, утвержденных в установленном порядке;

ж) сведений о количестве земель и составе угодий, содержащихся в актах органов государственной власти и органов местного самоуправления;

з) данных, представленных органами государственной власти и органами местного самоуправления;

и) результатов обновления картографической основы (результатов дешифрирования ортофотопланов или сведений топографических карт и планов);

к) данных государственного лесного реестра, а также лесохозяйственных регламентов лесничеств (лесопарков).

9. Съемки, наблюдения и обследования, осуществляемые в ходе проведения государственного мониторинга земель, в зависимости от срока и периодичности проведения делятся на:

а) базовые (проводятся для получения данных об использовании и состоянии земель на момент начала осуществления государственного мониторинга земель);

б) периодические (проводятся для получения данных об использовании и состоянии земель за период 3-х лет);

в) оперативные (проводятся для получения данных об использовании и состоянии земель на текущий момент).

При подготовке итоговых материалов государственного мониторинга земель указывается, какие виды съемки, наблюдения и обследования использовались.

10. В ходе осуществления государственного мониторинга земель Росреестр запрашивает сведения об использовании и состоянии земельных участков у федеральных органов исполнительной власти, к компетенции которых относится регулирование деятельности в отношении той или иной категории земель или вида разрешенного использования земельных участков, а также у федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся соответственно в собственности Российской Федерации, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, или земель, государственная собственность на которые не разграничена.

11. Предоставление сведений, указанных в пунктах 15 и 16 настоящего Порядка, осуществляется на основании запросов Росреестра, направляемых в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица Росреестра, либо в форме документа на бумажном носителе (в случае невозможности направления в форме электронного документа).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления представляют указанные в пунктах 15 и 16 настоящего Порядка сведения в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица соответствующего органа власти, либо в форме документа на бумажном носителе (в случае невозможности направления в форме электронного документа).

12. В качестве объектов государственного мониторинга земель определяются земли (независимо от форм собственности и форм осуществляемого на них хозяйствования) субъекта Российской Федерации в целом, административного муниципального образования (муниципальный район, городское поселение, городской округ, иные муниципальные образования), постоянно действующего полигона, эталонного стационарного участка, а также земельный участок или группа земельных участков.

13. При проведении мониторинга использования земель земельные участки изучаются в соответствии с установленными для них категориями и видами разрешенного использования.

14. Каждый объект государственного мониторинга земель описывается набором показателей, определяющих его состояние и использование.

15. Показателями мониторинга использования земель являются:

– общая площадь земель (земельных участков) соответствующей категории (для объекта государственного мониторинга земель – земли определенной категории, установленной статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации*);

– общая площадь земельных участков, имеющих соответствующий вид разрешенного использования (в случае, если государственный мониторинг земель проводится в отношении земельных участков, имеющих определенный вид разрешенного использования);

– площадь земель или земельных участков, в отношении которых выявлено использование их не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

– площадь земель или земельных участков, в отношении которых выявлено неиспользование земель и земельных участков;

– площадь земель или земельных участков, в отношении которых выявлены иные нарушения земельного законодательства, за исключением порчи земель;

– площадь распределения земель по формам собственности (в разрезе категорий и видов разрешенного использования), исходя из данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

– площадь застроенных земель в разрезе категорий;

– общая площадь внесенных в государственный кадастр недвижимости земель лесного фонда по видам использования лесов;

– иные показатели, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. Показателями мониторинга состояния земель являются:

а) количественные показатели состояния земель:

– общая площадь земель (земельных участков) соответствующей категории (в разрезе категорий земель, установленных статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации);

– общая площадь земельных участков, имеющих соответствующий вид разрешенного использования (в случае если государственный мониторинг земель проводится в отношении земельных участков, имеющих определенный вид разрешенного использования);

– общая площадь земельных участков общего пользования, внесенных в государственный кадастр недвижимости, занятых улично-дорожной сетью, коммуникациями, скверами, парками, городскими лесами (для земель населенных пунктов);

– общая площадь санитарно-защитных и охранных зон объектов, внесенных в государственный кадастр недвижимости, расположенных на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и иного специального назначения;

– количество объектов, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, расположенных на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и иного специального назначения, в отношении которых отсутствуют сведения в государственном кадастре недвижимости санитарно-защитных и (или) охранных зонах (в случае если установление таких зон предусмотрено законодательством);

– общая площадь учтенных в государственном кадастре недвижимости санитарно-защитных и охранных зон объектов, расположенных на землях особо охраняемых территорий и объектов;

– количество объектов, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, расположенных на землях особо охраняемых территорий и объектов, в отношении которых отсутствуют сведения в государственном кадастре недвижимости о санитарно-защитных и (или) охранных зонах (в случае если установление таких зон предусмотрено законодательством Российской Федерации);

б) качественные показатели состояния земель (с указанием степени развития негативного процесса):

– площадь земель, подверженных линейной эрозии (слабая, средняя, сильная, очень сильная степень развития);

– площадь земель, подверженных опустыниванию (слабая, средняя, сильная, очень сильная степень развития);

– площадь подтопленных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);

– площадь заболоченных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);

– площадь переувлажненных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);

– площадь нарушенных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);

– площадь захламленных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);

– площадь земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению (слабая, средняя, сильная степень развития);

– площадь земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная степень развития);

– площадь земель, загрязненных тяжелыми металлами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная степень развития);

– площадь земель, подверженных иным негативным процессам (с указанием наименования и степени развития негативного процесса).

17. Оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных (периодических, оперативных) наблюдений, направленности и интенсивности изменений и сравнения полученных показателей со значениями базового наблюдения и нормативного показателя.

Показатели состояния земель выражаются как в абсолютных, так и в относительных значениях, отнесенных к определенному периоду или сроку.

По результатам оценки состояния земель составляются прогнозы и рекомендации с приложением к ним тематических карт, диаграмм и таблиц, характеризующих динамику и направление развития изменений, в особенности имеющих негативный характер.

18. Данные, полученные в ходе проведения государственного мониторинга земель, используются при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации.

19. Государственный мониторинг земель осуществляется с использованием автоматизированной информационной системы государственного мониторинга земель, являющейся информационной подсистемой единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

Оператором автоматизированной информационной системы государственного мониторинга земель является Росреестр.

20. Полученные материалы и данные государственного мониторинга земель накапливаются и хранятся в архивах (фондах) и базах данных автоматизированной информационной системы государственного мониторинга земель.

Информация, полученная при осуществлении государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения) предоставляется оператору государственного фонда данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2013 г. N 681 “О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)”**.

21. Информация о результатах государственного мониторинга земель (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами) является общедоступной.

22. Доступ федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к информации о результатах государственного мониторинга земель (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами) осуществляется на безвозмездной основе посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Доступ физических и юридических лиц к информации о результатах государственного мониторинга земель (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами) обеспечивается путем ее размещения на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, а также с использованием федеральной государственной информационной системы “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)”.

Предоставление информации о результатах государственного мониторинга земель, доступ к которой ограничен федеральными законами, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о государственной тайне, о коммерческой тайне или иной охраняемой законом тайне.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 41, ст. 3993; N 52, ст. 5276; 2005, N 1, ст. 15, 17; N 10, ст. 763; N 30, ст. 3122, 3128; 2006, N 1, ст. 17; N 17, ст. 1782; N 23, ст. 2380; N 27, ст. 2880,2881; N 31, ст. 3453; N 43, ст. 4412; N 50, ст. 5279, 5282; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 23, 24; N 10, ст. 1148; N 21, ст. 2455; N 26, ст. 3075; N 31, ст. 4009; N 45, ст. 5417; N 46, ст. 5553; 2008, N 20, ст. 2251, 2253; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3597, 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 19; N 11, ст. 1261; N 29, ст. 3582, 3601; N 30, ст. 3735; N 52, ст. 6416, 6419, 6441; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 47, 54; N 13, ст. 1688; N 15, ст. 2029; N 25, ст. 3531; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4284; N 30, ст. 4562, 4563, 4567, 4590, 4594, 4605; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7027, 7043; N 50, ст. 7343, 7359, 7365, 7366; N 51, ст. 7446, 7448; 2012, N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4322; N 53, ст. 7643; 2013, N 9, ст. 873; N 14, ст. 1663; N 23, ст. 2881; N 27, ст. 3440, 3447; N 30, ст. 4080; N 52, ст. 6961, 6971,6976, 7011; 2014, N 30, ст. 4218, 4225, 4235; N 43, ст. 5799.

** Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4383

Государственный мониторинг земель — структура, задачи и показатели состояния

Государственный мониторинг земель — контроль общего состояния земельного фонда.

Он является частью системы по наблюдению за состоянием окружающей среды.

Главными целями мониторинга являются оценка состояния земельных участков и ликвидация причин негативных экологических процессов.

Основные задачи

Одной из первостепенных задач мониторинга является разработка планов рационального использования земельных ресурсов. Он регулирует процессы приватизации и эксплуатации земли. Также к задачам государственного мониторинга земель относится:

  • контроль состояния земли, выявление изменений состава почвы;
  • информирование физических и юридических лиц об экологической обстановке на земельных участках;
  • организация работы федеральных и муниципальных органов, регулирующих земельные отношения в регионах страны;
  • развитие пастбищ и внедрение севооборотов с технологией травосеяния;
  • реализация полномочий и программ по земельному надзору.

Мониторинг земель осуществляется Росреестром. Эта государственная организация изучает структуру почвенного покрова России и создает публичные кадастровые карты.

Основные обязанности и задачи Росреестра определены в постановлении правительства Российской Федерации № 457, подписанном в 2009 г.

Порядок осуществления

Порядок осуществления государственного мониторинга устанавливается правительством России.

Процедура данного мероприятия определяется на основе методических и нормативно-правовых актов, разработанных Федеральной службой земельного кадастра.

В процессе мониторинга уполномоченные лица обязаны осуществлять следующие действия:

  • поиск, передача, обработка и хранение информации об экологических процессах в окружающей среде;
  • анализ данных об изменениях состава почвенного покрова на земельных полигонах;
  • выявление негативных воздействий на почву и оценка их опасности для окружающей среды;
  • определение связей между состоянием земель и влиянием антропогенного фактора на природу;
  • подготовка и проведение мероприятий, направленных на поддержание природного разнообразия почвы и сокращение влияния негативных факторов на земельные участки;
  • создание технической документации или баз данных, где указываются сведения о текущем состоянии земельного фонда РФ, и ведение учета.

Мониторинг земель осуществляется государственными структурами, управляемыми Федеральным агентством кадастра: службой геодезии и картографии, министерством сельского хозяйства и природных ресурсов.

Эти органы создают единый план защиты земельных участков и ежегодно обновляют кадастровые топографические карты.

Они также сотрудничают с министерством образования и разрабатывают программы просвещения детей и лиц подросткового возраста в области экологии и природопользования.

Федеральные службы осуществляют мониторинг при помощи следующих методов:

  • Дистанционное зондирование: наблюдение за земной поверхностью посредством спутниковых устройств, средств малой авиации и беспилотных летательных аппаратов.
  • Обследование земель при помощи материалов инвентаризации и сведений, указанных в землеустроительных документах и государственном кадастре недвижимого имущества.
  • Дешифрование ортофотопланов и топографических карт. На основе результатов обновления картографической основы прогнозируются изменения состава почвенного покрова. При помощи дешифрования можно подготовить аналитические записки, где указываются потери земель от природных и антропогенных катастроф.

    Государственные органы контролируют состояние земельных полигонов, находящихся на территории всех субъектов Российской Федерации, вне зависимости от формы собственности и их сельскохозяйственного значения. Объектами мониторинга признаются административные муниципальные образования, стационарные участки и постояннодействующие полигоны.

    Каждый объект характеризуется рядом параметров, определяющих условия его использования.

    Важно соблюдать следующие принципы ведения мониторинга земель:

    • точность и достоверность данных — информация должна соответствовать настоящему состоянию земельных ресурсов;
    • своевременность — в кадастровых документах необходимо указывать только актуальную информацию;
    • эргономичность и эффективность — методы и технологии, применяемые для контроля земель, должны быть экономически выгодными;
    • централизованное руководство — контроль осуществляется по единой методике на всей территории Российской Федерации;
    • наглядность — сведения, не являющиеся государственной или коммерческой тайной, должны храниться в открытом доступе.

    Эти принципы определены в Положении о государственном мониторинге, подписанном в 2009 г.

    Виды и уровни

    Контроль земель осуществляется различными методами и зависит от масштаба земельного фонда и применяемых инструментариев. На основе этих факторов подразделения ООН разработали больше 5 классификаций мониторинга. Но эксперты выделяют 2 основных вида контроля земель:

  • Мониторинг использования. Представляет собой наблюдение за применением земельных участков в соответствии с их предназначением. Во время измерения земельных угодий определяются площади участков, используемых по целевому назначению.
  • Мониторинг состояния характеризуется наблюдением за процессами изменения качественных и количественных показателей почвенных угодий. Определяется площадь земель, загрязненных нефтяными продуктами, тяжелыми металлами и бытовыми отходами. Отдельно рассчитывается площадь подтопленных, заболоченных, переувлажненных и радиоактивных территорий.

    На основе проведенных исследований производится оценка состояния почвенного покрова.

    Результаты измерений сравниваются с номинальными значениями. Эти параметры указаны в Земельном кодексе РФ.

    Также выделяют следующие классификации мониторинга земель:

  • По целям наблюдения: оперативный, тактический и стратегический.
  • По частоте: разовый, регулярный и периодический.
  • По масштабу: локальный, региональный и федеральный.
  • По организации: индивидуальный и групповой.
  • По используемым инструментариям: стандартизированный, матричный и специализированный.

    В зависимости от вида мониторинга, производится планирование сельскохозяйственных угодий. При помощи этих классификаций определяются основы ландшафтной системы земледелия и землепользования.

    В соответствии с особенностями порядка выполнения работ, выделяют следующие административно-территориальные уровни государственного мониторинга земель:

  • Федеральный: формирование организационных структур и единой политики в области экологии. Этот уровень включает в себя процессы по организации межведомственного информационного взаимодействия и изучению состояния земель на полигонах федерального уровня.
  • Региональный: контроль земельных участков на отдельной территории. На этом уровне организуются информационные кадастровые структуры, обслуживающие отдельные субъекты и муниципальные образования Российской Федерации.
  • Объектный: наблюдение за частными хозяйствами и полигонами. На этом уровне государство напрямую взаимодействует с индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, предоставляя им информацию о состоянии и условиях использования земельных участков.

    На каждом из административно-территориальных уровней присутствуют отдельные подсистемы, включающие в себя мониторинг населенных пунктов, промышленных и транспортных объектов, лесного фонда и земель сельскохозяйственного назначения.

    Охрана земель

    Одной из основных задач экологического мониторинга является охрана почвы — комплекс экономических и организационных мер, направленных на защиту земельного фонда России от воздействия антропогенных факторов, катаклизмов и чрезвычайных ситуаций (стихийных аварий и экологических катастроф).

    Эта система предназначена для восстановления и увеличения плодородия почвенных покровов.

    Она осуществляется с учетом особенностей местности и выполняет следующие функции:

    • сохранение наибольшего количества земельных участков, пригодных для земледелия;
    • защита почв от воздействия ветровой эрозии, наводнений, вредителей, бактерий и заболачивания;
    • устранение последствий катаклизмов и экологических катастроф;
    • поддержание стабильного уровня мелиорации — гидрологических, почвенных и агроклиматических условий, повышающих урожайность земли;
    • сохранение и изоляция естественных экосистем.

    Основные меры регулирования охраны земли прописаны в Земельном кодексе Российской Федерации. Они формируются государственными органами страны и согласованы с принципами земельного законодательства.

    Глобальный мониторинг

    Российская Федерация принимает участие в международной программе ЮНЕП, координирующей действия региональных и континентальных организаций по защите окружающей среды. Она была разработана ООН в конце 70-х гг. прошлого столетия. Программа ЮНЕП осуществляет глобальный мониторинг состояния и эксплуатации земли на территории всех государств мира.

    Система глобального мониторинга включает в себя несколько тысяч рабочих станций, измеряющих различные экологические показатели на планете. Механизмы, контролирующие развитие почвенного покрова планеты, определяют качественный состав земли и отслеживают ее взаимодействие с экосистемой. Глобальный мониторинг основывается на подсистемах, определяющих состояние земельных участков на ограниченной местности. Результаты измерений, полученные региональными или государственными структурами, автоматически передаются международным экологическим организациям. На основе приобретенной информации выявляются изменения в составе почвы.

    Глобальный мониторинг имеет строгую иерархию. При этом система обеспечивает автономию локальных экологических организаций, позволяя им дополнять и интегрировать информацию, передаваемую вышестоящим инстанциям. Контролирующие органы могут проводить совместные исследования почвенного покрова.

    Схемы глобального мониторинга земель активно внедряются на территории России. В стране создаются системы, определяющие количество радиоактивных изотопов в почве, и механизмы по измерению влияния антропогенных факторов на развитие земельных участков. В нынешнее время создаются подсистемы фонового наблюдения за состоянием земель при помощи биосферных заповедников.

    Внедрение схем глобального мониторинга в России осуществляется при поддержке правительства и государственных экологических инстанций. В будущем эти системы смогут вносить огромный вклад в защиту окружающей среды планеты.

    Принципы ведения мониторинга земель

    Лекция 1

    Государственный мониторинг земель

    1. Основные понятия государственного мониторинга земель.

    2. Содержание мониторинга земель.

    3. Принципы ведения мониторинга земель.

    4. Единая система экологического мониторинга в РФ.

    Земля – особый, наиболее ограниченный и дефицитный ресурс современного мирового сообщества. Земля – ресурс особого рода, она пространственно ограничена и ничем не заменима. Контроль над ней является основным условием существования государства.

    Специфичность землисостоит в том, что она одновременно выступает в пяти ипостасях: земля – территория страны, главная государствообразующая составляющая; земля – всеобщий пространственный базис, постоянно поддерживаемый за счет определенного соотношения категорий земель; земля – главное средство производства в сельском и лесном хозяйствах; земля – основной компонент окружающей природной среды; земля – кладовая водных, минеральных, лесных, и других ресурсов.

    Среди особенностей земли, как средства производства чаще всего выделяют следующие:

    – земля обладает уникальным свойством – плодородием;

    – земля – основа всего живого на планете, включая и человека;

    – земля не является результатом человеческого труда, как другие средства производства, она – продукт природы;

    – земля пространственно ограничена и ничем не заменима;

    – земля, в отличие от других средств производства, в меньшей степени подвержена моральному и физическому износу;

    – земля характеризуется постоянством местоположения;

    – земля, как средство производства, используется в тесном взаимодействии с другими природными ресурсами (водой, солнечной энергией, воздухом и т. д.);

    – земля изменчива в пространстве.

    Основные понятия государственного мониторинга земель

    Загрязнение всех компонентов окружающей среды и необходимость в детальной информации о состоянии биосферы заставляют вести постоянные наблюдения за содержанием тех или иных загрязняющих веществ в окружающей среде, то есть мониторинг и, в частности, мониторинг земель. Необходимость в общем мониторинге человеческой деятельности постоянно возрастает. Достаточно сказать, что за последние годы синтезировано более 4 млн. новых химических соединений. Ежегодно производится более 30 тыс. видов химических веществ в количестве более 1 т. каждое.

    Идея глобального мониторинга окружающей человека природной среды и сам термин “мониторинг”(от лат. мonitor – предостерегающий, наблюдающий, впередсмотрящий)появились в 1971г. в связи с подготовкой к проведению Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде. На первом Межправительственном совещании по мониторингу (г. Найроби, 1979) мониторингом было принято называть систему повторных наблюдений одного или более элементов окружающей природной среды в пространстве и во времени с определенными целями в соответствии с заранее подготовленной программой.

    Мониторинг земель является составной часть мониторинга за состоянием окружающей природной среды и входит в Единую государственную систему экологического мониторинга (ЕГСЭМ), предусмотренную Министерством экологии и природных ресурсов РФ Приказ от 27 ноября 1992 года №13 «О создании и развитии Единой государственной системы экологического мониторинга России».

    Мониторинг земель –система наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

    Объектом государственного мониторинга земель являются все земли Российской Федерации.

    Цель мониторинга – информационное обеспечение, управление природоохранной деятельностью и экологической безопасностью.

    Задачами государственного мониторинга земель являются:

    1. своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

    2. информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

    3. обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

    В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным. Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами. Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

    Выделяется также глобальный мониторинг. Глобальный мониторинг –система наблюдений за общепланетарными изменениями биосферы. Глобальный мониторинг земель проводят в соответствии с Международной геосферно-биосферной программой “Глобальные изменения”. Он позволяет оценить современное состояние всей природной системы Земли с целью предупреждения возникающих экстремальных ситуаций. Наблюдение ведут базовые станции в различных регионах планеты, которые чаще всего располагаются в биосферных заповедниках.

    Структура мониторинга земель по административно-территориальному делению имеет следующие уровни:

    1. Мониторинг земель Российской Федерации;

    2. Мониторинг земель республик в составе Российской Федерации;

    3. Мониторинг земель автономных областей и автономных округов, краев и областей;

    4. Мониторинг земель районов и городов.

    На каждом уровне административно-территориального деления структура мониторинга земель предусматривает следующие подсистемы, соответствующие категориям земель:

    1. Мониторинг земель сельскохозяйственного назначения;

    2. Мониторинг земель населенных пунктов;

    3. Мониторинг земель объектов промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения;

    4. Мониторинг земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

    5. Мониторинг земель лесного фонда;

    6. Мониторинг земель водного фонда;

    7. Мониторинг земель запаса.

    Мониторинг сельскохозяйственных земель является частью государственного экологического мониторинга и призван обеспечить наибольшую эффективность в достижении целей, для которых он организован, оптимальное взаимодействие его с природными и социальными факторами, надёжную и всестороннюю охрану земель, их рациональное использование.

    Мониторинг земель включает в себя:

    а) сбор информации о состоянии земель в РФ, ее обработку и хранение;

    б) непрерывное наблюдение за использованием земель, исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;

    в) анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

    Ведениегосударственного мониторинга земель в настоящее время возложено на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).Оно функционирует в составе Министерства экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития). Ответственными за сбор и обработку данных, полученных в ходе проведения мониторинга земель, являются территориальные органы и организации Федерального агентства кадастра объектов недвижимостии другие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, участвующие в осуществлении мониторинга.

    Съемки, наблюдения и обследования, осуществляемые в ходе проведения мониторинга, в зависимости от срока и периодичности проведения делятся на:

    а) базовые (проводятся для получения данных о состоянии земель на момент начала ведения мониторинга);

    б) периодические (проводятся для получения данных о состоянии земель за определенный период, раз в 3 года и более);

    в) оперативные (проводятся для получения данных о состоянии земель на текущий момент).

    Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, систематизируются и передаются на хранение в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства (Госфонд материалов землеустройства).

    Данные мониторинга земель необходимы для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, других субъектов земельных отношений. Данные мониторинга используются при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в РФ, ежегодно представляемого в Правительство РФ.

    Порядок предоставления данных мониторинга земель установлен административным регламентом Роснедвижимости по предоставлению государственной услуги «Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства», утвержденного приказом Минэкономразвития №376 от 14 ноября 2006 года «Об утверждении административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги «Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства».

    Содержание мониторинга земель

    В состав мониторинга земель входят систематические наблюдения (съемки, обследования, изыскания) за их состоянием, выявление изменений, а также оценка:

    – состояния землепользований, угодий, полей, участков;

    – процессов изменения плодородия почв (опустынивание, развитие водной и ветровой эрозии, потеря гумуса, ухудшение структуры почв, заболачивание и засоление), зарастания и закустаривания сельскохозяйственных угодий, загрязнения земель пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами, другими токсичными веществами;

    – состояния береговых линий рек, морей, озер, заливов, водохранилищ, лиманов, гидротехнических сооружений;

    – процессов, вызванных образованием оврагов, оползнями, селевыми потоками, землетрясениями, карстовыми, криогенными и другими явлениями;

    – состояния земель населенных пунктов, объектов нефте- и газодобычи, очистных сооружений, навозохранилищ, свалок, складов горюче-смазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, мест захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов, а также других промышленных объектов.

    Принципы ведения мониторинга земель

    Цели и задачи мониторинга земель обуславливают следующие принципыего ведения.

    1. Совместимости и сопоставимости разнородных данных. Работы по мониторингу должны проводиться с применением единых классификаторов, форматов, данных нормативно-технической базы, единой государственной системы координат и высот. Это основной принцип ведения мониторинга земель.

    2. Единства методов и технологий. Должна быть налажена согласованность ведения мониторинга земель.

    3. Достоверности и точности. Соответствие данных мониторинга земель фактическому состоянию и использованию земельного фонда.

    4. Полноты сведений мониторинга. Информация должна быть полной и достаточной для решения конкретных задач.

    5. Непрерывности ведения мониторинга земель. Мониторинг должен проводиться систематически.

    6. Наглядности. Наглядность подразумевает использование текстов, карт, атласов, схем и др.

    7. Доступности. Сведения мониторинга земель должны быть доступными для пользователей. Исключением являются сведения, составляющие государственную тайну.

    8. Экономичности и эффективности.Мониторинг должен вестись на современном уровне при минимальных затратах средств и труда, с применением методов, технологий, способов, обеспечивающих получение, систематизацию и хранение данных мониторинга земель.

    9. Централизованного руководства. Правильное ведение мониторинга земель в масштабах государства возможно, если руководство осуществляется из единого центра.

    Мониторинг осуществляется исходя из единой системы показателей на основе методологических и нормативно-технических документов, утвержденных Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

    Получение информации при осуществлении мониторинга может производиться с использованием:

    а) дистанционного зондирования (съемка и наблюдение с космических аппаратов, самолетов);

    б) сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков, межевых знаков и т.п.;

    в) наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);

    Конспекты юриста

    Государственный мониторинг земель

    ЗК РФ, Ст 67. Государственный мониторинг земель .

    Государственный мониторинг земель – часть гос. экологического мониторинга (гос. мониторинга окружающей среды), система наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв.

    Объект государственного мониторинга земель – все земли в РФ.

    Результаты государственного мониторинга земель систематизируются и хранятся в гос. фонде данных гос. экологического мониторинга (гос. мониторинга окружающей среды). Информация о результатах гос. мониторинга земель общедоступна.

    Задачи государственного мониторинга земель:

    • – своевременное выявление изменений состояния земель, оценка и прогнозирование этих изменений, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия;
    • – обеспечение органов гос. власти информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, включая реализацию полномочий по гос. земельному надзору (в том числе для проведения административного обследования объектов земельных отношений);
    • – обеспечение органов местного самоуправления информацией о состоянии ОС в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, в том числе по муниципальному земельному контролю;
    • – обеспечение юр. лиц, ИП, граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

    Росреестр осуществляет государственный мониторинг земель (за исключением земель с/х назначения) в соответствии с пунктом 5.1.13 постановления Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе гос регистрации, кадастра и картографии».

    Осуществление мониторинга в отношении земель с/х назначения и земель иных категорий, используемых или предоставленных для нужд сельского хозяйства, регулируется ФЗ от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ “О гос. регулировании обеспечения плодородия земель с/х назначения”.

    Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Порядок осуществления мониторинга установлен приказом Минэкономразвития России от 26.12.2014 № 852 «Об утверждении Порядка осуществления гос мониторинга земель, за исключением земель с/х назначения».

    Каждый объект мониторинга описывается набором показателей, определяющих его состояние и использование.

    Виды государственного мониторинга земель в зависимости от целей наблюдений

    1. Мониторинг использования земель . Наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением.

    Показатели мониторинга использования земель:

    • – общая площадь земель (участков) соответствующей категории;
    • – общая площадь земельных участков, имеющих соответствующий вид разрешенного использования (в случае, если гос. мониторинг земель проводится в отношении участков, имеющих определенный вид разрешенного использования);
    • – площадь земель или участков, в отношении которых выявлено использование их не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
    • – площадь земель или участков, в отношении которых выявлено неиспользование;
    • – площадь земель или участков, в отношении которых выявлены иные нарушения земельного законодательства, за исключением порчи земель;
    • – площадь распределения земель по формам собственности (в разрезе категорий и видов разрешенного использования), исходя из данных Единого гос. реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
    • – площадь застроенных земель в разрезе категорий;
    • – общая площадь внесенных в государственный кадастр недвижимости земель лесного фонда по видам использования лесов;
    • – иные показатели, определенные в соответствии с законодательством.

    2. Мониторинг состояния земель. Наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель.

    Количественные показатели мониторинга состояния земель:

    • – общая площадь земель (участков) соответствующей категории;
    • – общая площадь участков, имеющих соответствующий вид разрешенного использования (в случае если мониторинг проводится в отношении участков, имеющих определенный вид разрешенного использования);
    • – общая площадь участков общего пользования, внесенных в гос кадастр недвижимости, занятых улично-дорожной сетью, коммуникациями, скверами, парками, городскими лесами (для земель населенных пунктов);
    • – общая площадь санитарно-защитных и охранных зон объектов, внесенных в государственный кадастр недвижимости, расположенных на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и иного спец. назначения;
    • – количество объектов, сведения о которых внесены в гос. кадастр недвижимости, расположенных на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и иного спец. назначения, в отношении которых отсутствуют сведения в гос кадастре недвижимости санитарно-защитных и (или) охранных зонах;
    • – общая площадь учтенных в гос кадастре недвижимости санитарно-защитных и охранных зон объектов, расположенных на землях особо охраняемых территорий и объектов;
    • – количество объектов, сведения о которых внесены в гос. кадастр недвижимости, расположенных на землях особо охраняемых территорий и объектов, в отношении которых отсутствуют сведения в гос. кадастре недвижимости о санитарно-защитных и (или) охранных зонах.

    Качественные показатели (с указанием степени развития негативного процесса):

    • – площадь земель, подверженных линейной эрозии (слабая, средняя, сильная, очень сильная степень);
    • – площадь земель, подверженных опустыниванию (слабая, средняя, сильная, очень сильная);
    • – площадь подтопленных земель (слабая, средняя, сильная);
    • – площадь заболоченных земель (слабая, средняя, сильная);
    • – площадь переувлажненных земель (слабая, средняя, сильная);
    • – площадь нарушенных земель (слабая, средняя, сильная);
    • – площадь захламленных земель (слабая, средняя, сильная);
    • – площадь земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению (слабая, средняя, сильная);
    • – площадь земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная);
    • – площадь земель, загрязненных тяжелыми металлами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная);
    • – площадь земель, подверженных иным негативным процессам (с указанием наименования и степени развития негативного процесса).

    Оценка состояния земель

    Оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных (периодических, оперативных) наблюдений, направленности и интенсивности изменений и сравнения полученных показателей со значениями базового наблюдения и нормативного показателя.

    При осуществлении мониторинга необходимые сведения получаются с использованием:

    • – дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);
    • – сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков;
    • – наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);
    • – сведений, содержащихся в гос. кадастре недвижимости;
    • – землеустроительной документации;
    • – материалов инвентаризации и обследования земель, утвержденных в установленном порядке;
    • – сведений о количестве земель и составе угодий, содержащихся в актах органов гос. власти и органов местного самоуправления;
    • – данных, представленных органами гос. власти и органами местного самоуправления;
    • – результатов обновления картографической основы;
    • – данных гос. лесного реестра, а также лесохозяйственных регламентов лесничеств.

    По результатам оценки состояния земель составляются прогнозы и рекомендации с приложением к ним тематических карт, диаграмм и таблиц, характеризующих динамику и направление развития изменений, в особенности имеющих негативный характер.

    Данные, полученные в ходе проведения государственного мониторинга земель, используются при подготовке гос. (национального) доклада о состоянии и использовании земель в РФ.

    Государственное регулирование экономики

    Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.

    Государственное регулирование экономики – определение термина

    Государственное регулирование экономики (ГРЭ) – комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для приведения экономической системы в нужное состояние. Осуществляется ГРЭ путем воздействия на ценообразование, социальную сферу, эмиссионную политику, бюджетную политику, иные экономические показатели.

    Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.

    Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.

    Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.

    Роль государства в экономике

    Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:

    • создание нормативно-правовых актов, регулирующих экономические, политические, социальные процессы;
    • проведение антимонопольного регулирования, что создает условия здоровой конкуренции между производителями и улучшает качество товаров и услуг;
    • распределение дохода путем регулирования налогообложения и выплат социальных пособий (пенсии, стипендии, декретные, больничные и пр.);
    • развитие научной деятельности;
    • контроль за использованием возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, недр;
    • регулирование отраслевой структуры экономики;
    • проведение сдерживающей либо стимулирующей экономической политики;
    • контроль за важнейшими социально-экономическими показателями;
    • производство общественно необходимых благ.

    –>

    Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы

    Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.

    Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.

    Принципами ГРЭ являются:

    • Применять рыночные инструменты регулирования при наличии возможности их применения. Т.е. при прочих равных условиях, давать бизнесу возможности роста и развития, но при необходимости финансировать отрасли, непривлекательные для бизнеса.
    • Строить отношения с частным бизнесом на принципах государственно-частного партнёрства, исключая монополизацию отраслей и организаций.
    • Мероприятия ГРЭ должны быть направлены на поддержание стабильности экономического развития.
    • Осуществлять более жесткое ГРЭ в кризисные периоды, а также жестко контролировать сферу международных экономическо-политических отношений.
    • Обеспечение защищенности уязвимых групп населения путем перераспределения доходов.

    • прямые;
    • косвенные.

    Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.

    Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.

    Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: