Государственная социальная помощь – что это такое

Кто имеет право на выплаты и бесплатные услуги в рамках социального контракта

Что такое социальный контракт?

Социальный контракт – это соглашение, которое заключается органами соцзащиты с гражданами и семьями, доход которых по независящим от них причинам ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.

По этому соглашению орган социальной защиты населения обязуется оказать государственную социальную помощь, в том числе социальные услуги, денежную выплату, необходимые товары, а получатели помощи берут на себя определенные обязательства, например: пройти переобучение, трудоустроиться, развивать собственное дело.

Подробности об обязательствах можно узнать из приложения № 8.6 к государственной программе Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».

Чем отличаются пособия от социального контракта?

В отличие от выплаты пособий социальный контракт направлен на то, чтобы помочь нуждающимся перейти на самообеспечение.

Выплаты по контракту должны использоваться только по целевому назначению. Так, соцконтракт на обучение с последующим трудоустройством обязует гражданина выйти на работу.

Как можно потратить средства в рамках соцконтракта?

На профессиональное обучение или получение дополнительного профобразования, на поиск работы и открытие собственного бизнеса.

Кроме того, нуждающиеся семьи смогут использовать средства социального контракта на преодоление трудной жизненной ситуации: покупку товаров первой необходимости и лекарств, обуви и одежды, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, а также на лечение, школьные товары и услуги дошкольного и школьного образования.

Размер выплаты в рамках социального контракта зависит от условий, установленных в конкретном регионе.

Что изменилось?

Недавно в программу были внесены изменения, благодаря которым расширились возможности использования средств социального контракта. Теперь при необходимости их можно будет направить на решение текущих проблем, например на покупку одежды, обуви и школьных товаров для детей.

При открытии ИП можно направить средства социального контракта в том числе на расходные материалы и на аренду (не более 15% назначаемой выплаты).

Были упрощены правила трудоустройства для граждан с социальным контрактом. Теперь они смогут оформиться на работу сразу, если нет необходимости проходить стажировку.

Как мы уже отмечали, денежные средства должны быть использованы только на мероприятия, связанные с выполнением обязательств по социальному контракту. В подтверждение целевого использования денежных средств, полученных по социальному контракту, предоставляются товарные и кассовые чеки, договор купли-продажи, расписки и т. п.

Что будет, если гражданин не выполнит условия соцконтракта?

Это является основанием для прекращения контракта, а значит, прекратятся и положенные в его рамках выплаты.

А если вы прекратили индивидуальную предпринимательскую деятельность по собственной инициативе в период действия соответствующего соцконтракта, то вам нужно будет возвратить деньги, полученные в качестве государственной социальной помощи.

Как долго государство будет оказывать поддержку в рамках соцконтракта?

Помощь назначается на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации, которая будет указана в контракте.

Этот срок может быть продлен органом социальной защиты населения по основаниям, установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Где социальный контракт уже можно оформить?

Сейчас заключено 58 тыс. социальных контрактов в 21 пилотном регионе. Это Республики Алтай, Башкортостан, Коми, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Тыва, Кабардино-Балкарская, Удмуртская, Чувашская; Алтайский, Пермский и Приморский края, Вологодская, Ивановская, Курганская, Липецкая, Нижегородская, Новгородская, Саратовская и Томская области.

В 2021–2022 годах субсидии из федерального бюджета будут предоставлены всем субъектам Российской Федерации.

Субъекты РФ могут предусмотреть дополнительные параметры получения и использования контракта. Например, в некоторых регионах средства, полученные в рамках соцконтракта, можно использовать для погашения задолженности по ЖКХ.

Куда обращаться?

В центры социальной защиты населения или МФЦ по месту жительства.

Возможности для малообеспеченных граждан

Что такое социальный контракт

Это особый вид поддержки малообеспеченных граждан – контракт между государством и гражданином. Государство предоставляет гражданину денежные выплаты и социальные услуги. Взамен гражданин обязан реализовать мероприятия программы социальной адаптации, для того чтобы выйти из кризисной ситуации и поднять уровень своего дохода и дохода своей семьи.

Какие основные мероприятия предлагает программа социальной адаптации:

  • Поиск работы – срок до 9 месяцев.
  • Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (ИП) – срок до 12 месяцев.
  • Ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ) – срок до 12 месяцев.
  • Иные мероприятия, направленные на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации (необходимо уточнять в органе соцзащиты населения по месту жительства) – срок до 6 месяцев.
  • Прохождение дополнительно оплачиваемого государством обучения длительностью до 3-х месяцев с предоставлением стипендии на время обучения в размере половины прожиточного минимума для трудоспособного населения (для ЛПХ, ИП и ищущих работу).

Кто может обратиться за услугой:

  1. Малообеспеченные семьи, среднедушевой доход которых не превышает прожиточный минимум, установленный в регионе их проживания.
  2. Малоимущие одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых не превышает прожиточный минимум, установленный в регионе их проживания.
Читайте также:
Основные идеи Эмиля Дюркгейма в социологии и их значение

Поставщик услуги: Региональные органы социальной защиты населения.

Как получить услугу:

Вариант 1. Обратиться с заявлением и документами в орган соцзащиты населения по месту жительства или в МФЦ (при наличии такой возможности в регионе).

Вариант 2. Отправить заявление по почте.

Вариант 3. Через Единый портал государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru (при наличии такой возможности в регионе).

Необходимые документы:

    Заявление на предоставление услуги, в котором необходимо указать сведения:

  • – о составе семьи;
  • – о размере доходов каждого члена семьи;
  • – об имуществе семьи на правах собственности;
  • – о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг;
  • Документы, подтверждающие информацию, указанную в заявлении (паспорт, свидетельства о браке и рождении детей, выписка из Домовой книги, ИНН работающих членов семьи, справки о доходах, свидетельство о праве собственности и др).
  • Полный список документов необходимо уточнять в органе соцзащиты населения по месту жительства.

    Сроки оформления услуги

    Необходимо уточнять в органе социальной защиты населения по месту жительства.

    На какой срок заключается социальный контракт

    Контракт заключается на срок от трех месяцев до одного года в зависимости от выбранного мероприятия социального контракта. Срок контракта может быть продлен органом социальной защиты населения, но не более, чем на половину срока, заключенного контракта.

    Каковы размеры выплат в рамках социального контракта

    • По поиску работы – ежемесячная выплата в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в течение 1-го месяца после заключения соцконтракта и 3-х месяцев после трудоустройства.
    • По ИП – единовременная выплата 250 тысяч рублей.
    • По ЛПХ – единовременная выплата 100 тысяч рублей.
    • По тяжелой жизненной ситуации – ежемесячная выплата в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в течение срока действия контракта.

    Виды государственной социальной помощи:

    • Денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты).
    • Натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

    Кто имеет право получить услугу:

    1. Малообеспеченные семьи, среднедушевой доход которых не превышает прожиточный минимум, установленный в регионе их проживания.
    2. Малоимущие одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых не превышает прожиточный минимум, установленный в регионе их проживания.

    Поставщик услуги: Региональные органы социальной защиты населения.

    Как получить услугу:

    Вариант 1. Обратиться с заявлением и документами в орган соцзащиты населения по месту жительства или в МФЦ (при наличии такой возможности в регионе).

    Вариант 2. Отправить заявление по почте.

    Вариант 3. Через Единый портал государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru (при наличии такой возможности в регионе).

    Необходимые документы:

    1. Заявление на предоставление услуги, в котором необходимо указать сведения:
      • – о составе семьи;
      • – о размере доходов каждого члена семьи;
      • – об имуществе семьи на правах собственности;
    2. Документы, подтверждающие информацию, указанную в заявлении (паспорт, свидетельства о браке и рождении детей, выписка из Домовой книги, ИНН работающих членов семьи, справки о доходах, свидетельство о праве собственности и др).

    Полный список документов необходимо уточнять в органе соцзащиты населения по месту жительства.

    Сроки оформления: Необходимо уточнять в органе социальной защиты населения по месту жительства.

    Кто имеет право на получение субсидии:

    1. Семьи со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума.
    2. Одиноко проживающие граждане с доходом ниже установленного прожиточного минимума.
    3. Граждане, если они тратят на оплату жилищно-коммунальных услуг больше максимально допустимой доли расходов на оплату этих услуг в совокупном доходе семьи. Размер допустимой доли может быть разным в зависимости от региона.

    Важное условие получения субсидии:

    Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и ЖКУ или при заключении и выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

    Поставщик услуги: Территориальный орган, уполномоченный на принятие решения о предоставлении субсидий (например, Центр муниципальных услуг, Управление жилищного и коммунального хозяйства и др.).

    Кто может подать заявление на получение субсидии:

    1. Собственник жилого помещения.
    2. Наниматель жилого помещения.
    3. Другой член семьи по доверенности за того, кто служит в армии, проходит принудительное лечение или отбывает наказание в местах лишения свободы.

    Как оформить:

    Подать заявление и пакет документов:

    • Лично в МФЦ или в территориальный орган, уполномоченный на принятие решения о предоставлении субсидий.
    • Через Интернет в личном кабинете на Едином портале государственных услуг (www.gosuslugi.ru).
    • Почтой на адрес территориального органа, уполномоченный на принятие решения о предоставлении субсидий.

    Необходимые документы:

      Заявление о предоставлении субсидии, в котором следует указать:

    • – сведения о документе, подтверждающем право владения или пользования жилым помещением;
    • – сведения о лицах, зарегистрированных по месту жительства совместно с заявителем (в случае совместного проживания с членами семьи);
    • – сведения об опекуне (если установлено опекунство);
    • – сведения о попечителе (если установлено попечительство);
    • – сведения о доходах (заявителя и членов семьи в случае совместного проживания).
    Читайте также:
    Социология Сорокина - типы мобильности, концепции
  • Паспорта членов семьи, проживающих в данном жилом помещении (для детей младше 14 лет – свидетельства о рождении).
  • Документ, подтверждающий право пользоваться жилым помещением (свидетельство о собственности, договор найма).
  • Счета и чеки, подтверждающие оплату коммунальных услуг за предыдущий месяц.
  • Справки о доходах заявителя и членов его семьи за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии.
  • Документы, подтверждающие отсутствие доходов (например, справка из Центра занятости об отсутствии выплат по безработице – для с безработных граждан).
  • Соглашение о погашении задолженности (при наличии задолженности по оплате коммунальных услуг).
  • Реквизиты счета для перечисления субсидии.
  • Список необходимых документов может различаться в зависимости от региона. Информацию следует уточнять по месту жительства в органе, уполномоченном на принятие решения о предоставлении субсидий

    Срок предоставления услуги:

    Государственная социальная помощь – что это такое

    • Главная >
    • Пациентам >
    • Часто задаваемые вопросы >
    • Льготные категории граждан

    “Льготник” – это кто? В каких нормативных документах указаны права граждан на получение помощи государства?

    Ответ: Право на льготу, т.е. получение государственной социальной помощи (ГСП) отдельным категориям граждан определено Федеральным Законом Российской Федерации № 178-ФЗ от 17.07.1999 года “О государственной социальной помощи”.

    Льгота – это что? Государственная социальная помощь (ГСП) – это только бесплатные лекарства?

    Ответ: Не только. Государственная социальная помощь (льгота) – это “предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров”. Виды государственной социальной помощи поделены на:

    • Социальное пособие – это безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
    • Субсидия – это имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.
    • Набор социальных услуг – это перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом.
    • Социальная доплата к пенсии – это предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”) в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
    • Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.
    • Социальный контракт – это соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин – реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
    • Программа социальной адаптации – это разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, и включают в себя виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.

    Кто может стать льготником? Какие категории граждан могут рассчитывать на государственную социальную помощь?

    Ответ: “Льготники” бывают двух видов: “Федеральные” и “Региональные”. Чем они отличаются:

    “Федеральные льготники” – к ним относятся согласно статье 6.1 Федерального Закона Российской Федерации № 178-ФЗ от 17.07.1999 года “О государственной социальной помощи”:

    1. Инвалиды войны;
    2. Участники Великой Отечественной войны;
    3. Ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 – 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона “О ветеранах” (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ);
    4. Военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
    5. Лица, награжденные знаком “Жителю блокадного Ленинграда”;
    6. Лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
    7. Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
    8. Инвалиды;
    9. Дети-инвалиды.
    Читайте также:
    Анархизм - описание движения, определение, виды, идеи

    “Региональные льготники” – перечень категорий граждан определяется каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно (статья 5.1 Федерального Закона Российской Федерации № 178-ФЗ от 17.07.1999 года “О государственной социальной помощи”), которая гласит: “органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.”

    Чем отличаются “федеральные” льготники от “региональных”?

    Ответ: Отличий несколько:

    1. Перечень категорий граждан имеющих право на получение государственной социальной помощи по федеральной льготе является “закрытым”, а перечень категорий граждан по региональной льготе может изменяться.
    2. Федеральные льготники, имеющие право на получение государственной социальной помощи, получают ее за счет средств, выделяемых для этих целей непосредственно из “федерального бюджета”. Это значит что приобретенный для федеральных льготников “анальгин” (условно) будет распределяться только среди федеральных льготников. Отпуск “анальгина” (условно), приобретенного для федеральных льготников, распределению среди региональных льготников запрещен.
    3. Региональные льготники, имеющие право на получение государственной социальной помощи, получают ее за счет средств, выделяемых для этих целей непосредственно из “регионального бюджета”. Это значит что приобретенный для региональных льготников “аспирин” (условно) будет распределяться только среди региональных льготников. Отпуск “аспирина” (условно), приобретенного для региональных льготников, распределению среди федеральных льготников запрещен.
    4. Денежные средства, направляемые для обеспечения необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан по “федеральной льготе” и “региональной льготе” отличаются.

    Как узнать, являетесь ли Вы “федеральным льготником”?

    Ответ: Чтобы узнать, являетесь ли Вы “федеральным льготником”, Вам необходимо:

    1. Сходить в Вашу поликлинику (лечебно-профилактическое учреждение) и задать своему лечащему врачу вопрос “Могу ли я рассчитывать на получение государственной социальной помощи, согласно Федерального Закона Российской Федерации № 178-ФЗ от 17.07.1999 г.?”
    2. Если врач Вам даст положительный ответ, то Вам придется уточнить к какой “виду льготников” Вы будете относиться?
    3. Если Вы имеете право на получение государственной социальной помощи по федеральной льготе, то Вам придется еще сходить в территориальное отделение Пенсионного Фонда. В Пенсионном Фонде Вы должны будете написать заявление установленного образца с предоставлением копий следующих документов: паспорта (или свидетельства о рождении ребенка), СНИЛС (пенсионное удостоверение), справки об инвалидности (при наличии) или другого документа, подтверждающего Ваше право на получение государственной социальной помощи. Пенсионный Фонд после рассмотрения Вашего заявления (в случае положительного ответа) должен выдать Вам справку о том, что Вы начиная с определенной даты имеете право на получение государственной социальной помощи. Это будет Вашим основным документом с которым Вам будет необходимо являться ежемесячно в свою поликлинику (лечебно-профилактическое учреждение) для получения “льготных рецептов”, дающих право после их выдачи получить в аптечной организации лекарственного препарата или изделия медицинского назначения (ИМН).
    4. Финалом оформления Вашего права на получение государственной социальной помощи должно стать внесение соответствующей записи в Вашей “амбулаторной карте”.

    Как стать “региональным льготником”?

    Ответ: Чтобы стать “региональным льготником” Вам необходимо:

    1. Сходить в Вашу поликлинику (лечебно-профилактическое учреждение) и задать своему лечащему врачу вопрос “Могу ли я рассчитывать на получение государственной социальной помощи, согласно Федерального Закона Российской Федерации № 178-ФЗ от 17.07.1999 г.?”
    2. Если врач Вам даст положительный ответ, то Вам придется уточнить к какой “виду льготников” Вы будете относиться?
    3. Если Вы имеете право на получение государственной социальной помощи по региональной льготе, то “поход в Пенсионный фонд” не требуется. По предъявлению паспорта (или свидетельства о рождении ребенка), СНИЛС (пенсионного удостоверения), справки об инвалидности (при наличии) или другого документа, подтверждающего Ваше право на получение государственной социальной помощи, Вам оформят это право в Вашей поликлинике.
    4. Финалом оформления Вашего права на получение государственной социальной помощи должно стать внесение соответствующей записи в Вашей “амбулаторной карте”.
    Читайте также:
    Индустриальное общество - определение, особенности, отличия

    Можно ли одновременно и “федеральным льготником” и “региональным льготником”?

    Ответ: Прямого запрета получать государственную социальную помощь по “федеральной льготе” и по “региональной льготе” в законодательстве РФ не существует. А все, что не запрещено законом, то.

    На какой срок распространяется право на льготу (получение государственной социальной помощи)?

    Ответ: Право на получение государственной социальной помощи дается до конца календарного года.

    Государственная социальная помощь

    Размер государственной социальной помощи в расчете на месяц составляет:

    – для малоимущей семьи – в размере разницы между суммой величин прожиточных минимумов, установленных в Московской области для соответствующих основных социально-демографических групп населения, к которым относятся члены малоимущей семьи, и общим доходом семьи;
    – для малоимущего одиноко проживающего гражданина – в размере разницы между величиной прожиточного минимума, установленной в Московской области для соответствующей основной социально-демографической группы населения, и общим доходом гражданина;
    – для семей, состоящих из граждан, являющихся пенсионерами, – в размере разницы между 150 процентами суммы величин прожиточных минимумов, установленных в Московской области для соответствующих основных социально-демографических групп населения, к которым относятся члены семьи, и общим доходом семьи;
    – для одиноко проживающего гражданина, являющегося пенсионером, – в размере разницы между 150 процентами величины прожиточного минимума, установленной для соответствующей основной социально-демографической группы населения, и общим доходом гражданина;
    – для семей, состоящих из ветеранов Великой Отечественной войны, а также для одиноко проживающих ветеранов Великой Отечественной войны – в размере разницы между 200 процентами суммы величин прожиточных минимумов, установленных в Московской области для соответствующих социально-демографических групп населения, и общим доходом семьи или доходом одиноко проживающего гражданина.

    При этом размер государственной социальной помощи на одного члена семьи или одиноко проживающего гражданина не может быть менее 300 рублей, и не должен превышать 1000 рублей в месяц или 6000 рублей в календарном году, а на одиноко проживающего ветерана Великой Отечественной войны или члена семьи, состоящей из ветеранов Великой Отечественной войны, не может быть менее 300 рублей и не должен превышать 1000 рублей в месяц или 7000 рублей в календарном году.

    Расчет размера государственной социальной помощи на одного члена семьи или одиноко проживающего гражданина производится на основании сведений о доходах членов семьи (одиноко проживающего гражданина) за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании ему государственной социальной помощи.

    Получателями государственной социальной помощи, оказываемой на основании социального контракта являются малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величин прожиточных минимумов (величины прожиточного минимума), установленных (установленной) в Московской области для основных социально-демографических групп населения (соответствующей основной социально-демографической группы населения).

    Размер государственной социальной помощи, оказываемой на основании социального контракта, определяется с учетом мероприятий, предусмотренных социальным контрактом, и не может превышать 250 000 рублей.

    Не чаще одного раза в пять лет на срок от трех месяцев до одного года – для ГСП, оказываемой на основании социального контракта.

    Государственная социальная помощь, в том числе оказываемая на основании социального контракта, назначается гражданам по месту жительства или по месту их пребывания. Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта не влечет за собой прекращение оказания или отказ в назначении государственной социальной помощи без социального контракта или экстренной социальной помощи.

    Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации. В социальном контракте должны быть установлены:

    1) предмет социального контракта;
    2) права и обязанности граждан и уполномоченного органа при оказании государственной социальной помощи;
    3) виды и размер государственной социальной помощи;
    4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта;
    5) срок действия социального контракта;
    6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.

    К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся:

    1) поиск работы;
    2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;
    3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;
    4) ведение личного подсобного хозяйства;
    5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

    Государственная социальная помощь, в том числе оказываемая на основании социального контракта, назначается по представленному в территориальное подразделение Министерства по месту жительства или месту пребывания заявлению заявителя от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”.

    Читайте также:
    Генеральная совокупность в статистике, в социологии, основные понятия

    В заявлении указывается способ получения государственной социальной помощи, в том числе оказываемой на основании социального контракта (перечисление на счет, открытый в кредитной организации; перечисление на счет федерального почтового отделения связи либо через кассу территориального подразделения Министерства по месту жительства или пребывания заявителя).

    К заявлению прилагаются:

    а) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    б) документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства или по месту пребывания в Московской области, выданный в установленном порядке органом регистрационного учета (если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность)(если нет в наличии, запрашивается МФЦ);
    в) справка о доходах заявителя и всех членов его семьи за три календарных месяца, предшествующие подаче заявления об оказании государственной социальной помощи;
    г) выписка из домовой книги или иной документ, подтверждающий количество лиц, зарегистрированных по месту жительства или пребывания заявителя(запрашивается МФЦ).

    Для назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта дополнительно прилагаются:

    а) справка Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о наличии или отсутствии в собственности заявителя и членов его семьи недвижимого имущества (если нет в наличии, запрашивается МФЦ);
    б) справка Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации о наличии или отсутствии в собственности заявителя и членов его семьи транспортных средств (если нет в наличии, запрашивается МФЦ);
    в) справка об оказании социальной поддержки, предусмотренной законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области в сфере занятости населения, государственной службой занятости заявителю и членам его семьи за последние три года, предшествующие дате обращения за назначением государственной социальной помощи, в том числе оказываемой на основании социального контракта (если нет в наличии, запрашивается МФЦ).

    Документы представляются в копиях с предъявлением подлинников для сверки.

    В случае отсутствия у заявителя копий представленных документов их изготовление обеспечивается специалистом территориального подразделения Министерства. По усмотрению заявителя заявление может быть подано лично, почтовым отправлением и в форме электронного документа с электронно-цифровой подписью с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, Государственную информационную систему Московской области “Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области, а также через многофункциональный центр в порядке, определяемом соответствующими нормативными правовыми актами.

    Кто имеет право на государственную социальную помощь?

    Актуальные темы

    1. Кто имеет право на государственную социальную помощь?

    Государственная социальная помощь оказывается двумя способами: без заключения социального контракта и с заключением социального контракта.

    Получателями государственной социальной помощи без заключения социального контракта являются малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, проживающие на территории автономного округа, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход нижнее величины прожиточного минимума, установленной в Югре, действующей на момент обращения малоимущих граждан в орган социальной защиты населения, к которым относятся:

    1) одиноко проживающие пенсионеры;

    2) супружеские пары пенсионеров;

    3) семьи, не имеющие трудоспособных членов семьи.

    Получателями государственной социальной помощи на основании социального контракта являются граждане, проживающие на территории автономного округа, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, действующей на момент обращения малоимущих граждан в органы социальной защиты населения, к которым относятся:

    1) одиноко проживающие граждане трудоспособного возраста;

    2) граждане, входящие в состав семьи, состоящей только из трудоспособных членов семьи;

    3) граждане, входящие в состав семьи, состоящей из двух и более трудоспособных членов семьи;

    4) граждане, входящие в состав семьи, не имеющей несовершеннолетних детей, с одним трудоспособным членом семьи;

    5) граждане, входящие в состав семьи, имеющей несовершеннолетних детей, с одним трудоспособным членом семьи;

    6) граждане, входящие в состав многодетной семьи.

    2. На что оказывается государственная социальная помощь малоимущим гражданам?

    Ответ: Государственная помощь на основании социального контракта оказывается для реализации мероприятий программы социальной адаптации, к которым относятся:

    Читайте также:
    Феминизм - определение, история развития, основные идеологии движения женщин

    2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования. Это могут быть даже курсы вождения автотранспортным средством или женские курсы красоты: обучение на мастера маникюра, педикюра и др.

    3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (как для впервые открывающих индивидуальное предпринимательство и выходящих на самозанятость, так и на развитие бизнеса);

    4) ведение личного подсобного хозяйства.

    3. В каком размере выплачивается государственная социальная помощь?

    Ответ: размер поддержки для трудоспособных граждан в 2021 году составит:

    1. Для реализации мероприятия по поиску работы:

    – ежемесячно в размере, равном величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в автономном округе за второй квартал года, предшествующего году заключения социального контракта (17 500 рублей).

    Срок предоставления выплаты: не более 4 месяцев в течение года (предоставляется в течение 1 месяца с даты выполнения мероприятия, предусматривающего регистрацию в органах занятости населения в качестве безработного или ищущего работу, и (или) в течение 3 месяцев с даты подтверждения факта трудоустройства).

    Для получения выплаты государственной социальной помощи гражданину необходимо в течение 1 месяца с даты заключения социального контракта зарегистрироваться в органах занятости населения в качестве безработного или ищущего работу с последующим трудоустройством, либо в случае нахождения на учете в органах занятости населения в течение месяца с даты его заключения трудоустроиться.

    Первая выплата в размере 17 500 руб. будет возможна после подтверждения постановки на учет в Центре занятости населения в качестве безработного или ищущего работу во время действия социального контракта.

    2. Для реализации мероприятия по прохождению профессионального обучения и дополнительного профессионального образования:

    – ежемесячно в размере, равном 0,5 величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в автономном округе за второй квартал года, предшествующего году заключения социального контракта (8750 рублей), или единовременно в размере фактической стоимости курса обучения на одного обучающегося, но не более 30 000 рублей за 1 курс.

    Срок предоставления выплаты:

    – не более 3 месяцев в течение года;

    – единовременно, после предоставления гражданином документального подтверждения факта окончания обучения.

    3. Для реализации мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности:

    Под индивидуальной предпринимательской деятельностью понимается коммерческая деятельность, в том числе деятельность в рамках ведения крестьянско-фермерского хозяйства гражданина, с которым заключен социальный контракт, в статусе индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого).

    Единовременно в размере, заявленном получателем государственной социальной помощи на осуществление предпринимательской деятельности (бизнес-план), но не более 250 000 рублей.

    Срок предоставления выплаты:

    – единовременно, после постановки на учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход, либо если гражданин состоит на учете в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход на момент обращения;

    – единовременно, после предоставления гражданином документального подтверждения факта окончания обучения

    4. Для реализации мероприятия по ведению личного подсобного хозяйства:

    – единовременно в размере, заявленном получателем государственной социальной помощи на осуществление личного подсобного хозяйства (бизнес-план), но не более 100 000 рублей.

    Срок предоставления выплаты:

    – единовременно, после постановки на учет в Налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, либо если гражданин состоит на учете в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход на момент обращения;

    – единовременно, после предоставления гражданином документального подтверждения факта окончания обучения.

    4. Куда необходимо обратиться, чтобы получить более подробную индивидуальную консультацию и как подать заявление на назначение государственной помощи?

    Ответ: для получения поддержки гражданину необходимо подать заявление в Центр социальных выплат Югры через МФЦ, посредством сайта Госуслуг, либо направив его почтовым отправлением непосредственно в Центр социальных выплат.

    Единая горячая линия по всем мерам поддержки 8-800-301-44-43.

    Виды государственной социальной помощи

    Виды государственной социальной помощи и категория получателей Условия предоставления государственной социальной помощи
    Адресное социальное пособие

    Получателями адресного социального пособия являются:

    – малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Волгоградской области;

    – инвалиды всех групп, дети-инвалиды, а также лица трудоспособного возраста, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, инвалидами I группы и пенсионерами старше 80 лет, входящие в состав малоимущей семьи, или малоимущие одиноко проживающие граждане;

    – неработающие лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), неработающие пенсионеры по возрасту, входящие в состав малоимущей семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане;

    – родители погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, входящие в состав малоимущей семьи, или малоимущие одиноко проживающие граждане;

    – граждане, обучающиеся по очной форме обучения в профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования или их филиалах;

    – дети до 16 лет (учащиеся до 18 лет), входящие в состав малоимущей семьи, или малоимущие одиноко проживающие граждане;

    – граждане, обучающиеся по очной форме обучения в профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования или их филиалах.

    Адресное социальное пособие гражданам, предоставляется на шесть месяцев с месяца обращения за его предоставлением и выплачивается единовременно за весь период предоставления из расчета:

    – 213,0 руб. в месяц малоимущим одиноко проживающим гражданам;

    – 213,0 руб. в месяц на каждого члена семьи малоимущим семьям, состоящим из двух человек;

    – 161,0 руб. в месяц на каждого члена семьи малоимущим семьям, состоящим из трех и более человек.

    Повторное назначение адресного социального пособия малоимущим семьям и малоимущим гражданам осуществляется по истечении полутора лет со дня его предыдущего назначения.

    Получателями единовременного социального пособия являются:

    – малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Волгоградской области;

    – граждане, утратившие жизненно необходимое имущество в результате стихийных бедствий, обвала, аварии, разрушения жилища, происшедших по причине природного или техногенного характера, пожара и других чрезвычайных ситуаций

    Единовременное социальное пособие социальное пособие малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам предоставляется

    – ремонт либо приобретение жизненно необходимых бытовых приборов, сантехнического оборудования, приобретение твердого топлива, на оплату проезда к месту лечения в размере 5335,0 руб., но не более суммы фактически произведенных расходов.

    – первичное приобретение и установку индивидуальных приборов учета энергетических ресурсов выплачивается в размере 3201,0 руб., но не более суммы фактически произведенных расходов.

    Единовременное социальное пособие предоставляется при условии обращения граждан за ним не позднее трех месяцев с даты осуществления ими расходов.

    Единовременное социальное пособие предоставляется гражданам без учета доходов на неотложные нужды в связи с утратой имущества при повреждении или полном уничтожении жилого помещения или надворных построек, в которых пострадали скот, корма, продовольственные заготовки, в случаях:

    – стихийного бедствия (ураган, наводнение, оползень, землетрясение, засуха, мороз, град);

    – обвала или разрушения жилища, аварии, происшедших по причине природного или техногенного характера;

    – пожара и других чрезвычайных ситуаций.

    Компенсация предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также отдельным категориям граждан.
    К отдельным категориям относятся:

    – участники и инвалиды Великой Отечественной войны;

    – вдовы погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны;

    – реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий;

    – инвалиды и семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов до 18 лет;

    – не работающие одиноко проживающие пенсионеры в возрасте 70 лет и старше.

    Данным категориям лиц компенсация затрат на газификацию жилья предоставляется без учета дохода

    Компенсация затрат на газификацию жилья оказывается гражданам, проживающим в негазифицированном жилье, а также в случае перевода теплоснабжения жилых домов на автономное отопление или на индивидуальное поквартирное отопление при условиях:

    – наличия уличного газопровода, при этом оплата затрат на прокладку уличного газопровода заявителю не производится;

    – неподключения газопотребляющих аппаратов либо если обращение за компенсацией последовало не позднее трех месяцев после их подключения;

    – перевода теплоснабжения жилых домов на автономное отопление или на индивидуальное поквартирное отопление, производимого по решению органа местного самоуправления;
    нахождения негазифицированного жилья в собственности заявителя либо члена его семьи, которые проживают в этом домовладении;

    кража (утрата) документов, денежных средств;

    отсутствие средств на проезд к месту постоянного жительства вследствие нахождения в медицинских организациях и организациях социальной защиты населения, предоставляющих услуги в стационарной форме, неполучения пенсии в связи с переосвидетельствованием для подтверждения группы инвалидности в федеральном государственном казенном учреждении “Главное бюро медико-социальной экспертизы” по Волгоградской области;

    Получателями социальной помощи на основании социального контракта являются малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Волгоградской области

    Социальная помощь на основании социального контракта предоставляется однократно в виде единовременной выплаты или ежемесячного пособия на осуществление следующих мероприятий:

    б) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;

    в) ведение личного подсобного хозяйства;

    г) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

    Размер государственной социальной помощи на основании социального контракта, продолжительность и периодичность выплаты определяются в зависимости от нуждаемости в помощи и обязательных для реализации мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.

    1) на реализацию мероприятия, предусмотренного подпунктом “а” , выплачивается гражданину, зарегистрированному в органах занятости населения в качестве безработного или ищущего работу, в течение одного месяца с даты заключения социального контракта и 3 месяцев с даты подтверждения факта трудоустройства гражданина в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленном в Волгоградской области за второй квартал года, предшествующего году заключения социального контракта, в размере 10 892,0 рубля ;

    на оплату услуг по профессиональному обучению (дополнительному профессиональному образованию) в размере стоимости курса обучения, но не более 30 000 рублей за курс обучения;

    на материальную поддержку в период прохождения обучения – в размере половины величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в области в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” за второй квартал года, предшествующего году заключения социального контракта, но не более 3 месяцев;

    на возмещение работодателю оплаты труда получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта в период его стажировки в размере фактически понесенных расходов, но не более минимального размера оплаты труда за один месяц с учетом размера страховых взносов, подлежащих уплате в государственные внебюджетные фонды, но не более 3 месяцев;

    2) на реализацию мероприятия, предусмотренного подпунктом “б” выплачивается в размере не более 150 000 рублей на одного предпринимателя или самозанятого гражданина. Денежные средства направляются для приобретения основных средств, материально-производственных запасов, имущественных обязательств (не более 15 процентов назначаемой выплаты), расходов, связанных с постановкой на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход, в размере фактически понесенных расходов (не более 5 процентов суммы, выделенной гражданину в рамках социального контракта), при условии соблюдения требований федеральных законов “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” и “О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход”;

    3) на реализацию мероприятия, предусмотренного подпунктом “в” в размере не более 100 000 рублей при условии постановки на учет гражданина в качестве плательщика налога на профессиональный доход. Денежные средства направляются для приобретения необходимых для ведения личного подсобного хозяйства товаров, а также продукции, относимых к сельскохозяйственной продукции, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 458 “Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства”;

    4) на реализацию мероприятия, предусмотренного подпунктом “г”социальная помощь на основании социального контракта выплачивается в размере, равном величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в Волгоградской области за второй квартал года, предшествующего году заключения социального контракта, в размере 10 892,0 рубля, но не более 6 месяцев.

    Социальное пособие на погребение

    Выплата социального пособия производится на погребение гражданам, осуществившим захоронение умерших из числа:

    -не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являвшегося пенсионером гражданина;

    -умерших несовершеннолетних членов семьи не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и не являющихся пенсионерами родителей, законных представителей (опекунов, попечителей) на день смерти этого несовершеннолетнего;

    мертворожденного ребенка по истечении 154 дней беременности

    Социальное пособие на погребение назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти.

    Размер пособия на погребение равен стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, но не превышает 6500,0 руб., с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля текущего года, исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год, в соответствии с коэффициентом индексации, определенным Правительством Российской Федерации.

    Возмещение специализированным службам стоимости услуг по погребению

    Возмещение стоимости услуг специализированной службе по вопросам похоронного дела, осуществляющей свою деятельность на территории соответствующего муниципального образования, производится на основании договора в случаях:

    -если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером;

    рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности;
    если личность умершего не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки

    Компенсационные выплаты вкладчикам, пострадавшим от деятельности финансовых компаний

    В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18.11.1995 № 1157 “О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров” осуществляются компенсационные выплаты вкладчикам, пострадавшим от деятельности финансовых компаний, привлекавших денежные средства физических лиц на условиях срочности, платности, возвратности без соответствующей лицензии и не выполнившие перед ними своих финансовых обязательств.
    Компенсация выплачивается гражданам Российской Федерации, имеющим право на получение компенсации, без ограничения возраста и независимо от наличия льгот

    Размер компенсации определяется как сумма невозвращенных вкладов в одну или несколько компаний без учета процентов, пеней, премий по вкладам, но не более установленного Советом Федерального фонда максимального размера. В настоящее время максимальный размер компенсации инвалидам и ветеранам ВОВ увеличен до 250 000,0 руб., всем остальным вкладчикам до 35 000,0 руб.

    Для регистрации на предмет получение компенсации необходимо предоставить следующие документы:

    – паспорт и его ксерокопию (листы паспорта, содержащие сведения о ФИО, дате рождения, регистрации, данные старого паспорта);

    – подлинники или нотариально заверенные копии документов, подтверждающие неисполненные обязательства компании (договор, вексель, акции, сертификат акции и др.) и/или решение суда, определение арбитражного суда, исполнительный лист и иные документы. Указанные документы должны подтверждать факт и размер внесения денежных средств в компанию.

    – для ветеранов и инвалидов ВОВ – документы, подтверждающие льготы;

    – для наследников – компенсация выплачивается на основании свидетельства о праве на наследство;

    – сберегательную книжку Сбербанка РФ.

    Выплаты производятся Федеральным общественно-государственным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров из средств, являющихся собственностью Фонда.

    Анкетный опрос: структура анкеты,виды вопросов

    Анкетный опрос — такая разновидность метода опроса, при котором общение между социологом (исследователем) и респондентом опосредуется анкетой.

    Анкета — разновидность вопросника, используемого для сбора эмпирических сведений при письменном опросе. Анкета представляет собой документ, имеющий массовый тираж и содержащий совокупность вопросов, сформулированных и связанных между собой по определенным правилам.

    Различают следующие виды анкетирования. По способу доставки: раздаточное (анкета оставляется респонденту для заполнения, а затем собирается в условленное время), почтовое (рассылка по почте), прессовое (публикация анкеты средствами массовой информации). По степени участия анкетера: в его присутствии, когда он инструктирует респондента перед началом опроса и помогает ему в случае надобности непосредственно в процессе опроса, в его отсутствии, когда контакт с респондентом ограничивается вводным инструктажем при вручении ему анкеты и контрольным просмотром при ее возвращении.

    Огромная популярность анкетирования обусловлена его несомненными достоинствами:

    Действительно, с помощью анкетирования можно в короткий срок, относительно недорого и с небольшим числом анкетеров (или совсем без них при почтовом или прессовом опросе) обследовать большие совокупности людей. Однако достоинства анкетирования могут быть реализованы только тогда, когда в точности выполняются соответствующие правила и учитываются особенности этого метода.

    По сравнению с интервью анкетирование имеет принципиальные особенности:

    1) респондент воспринимает вопрос в виде текста, а не в виде устной речи;

    2) возникает повышенная самостоятельность респондента, в результате чего снижается или совсем исчезает возможность контроля восприятия и понимания вопросов респондентом, его искренности, аккуратности и полноты ответов и т.д.

    Связанное с этими особенностями снижение качества получаемых сведений устраняется или сводится к минимуму тщательным соблюдением всех методических требований к разработке анкеты и организации самой процедуры анкетирования.

    Процесс анкетирования состоит из трех этапов:

    1) подготовительный, включающий разработку программы опроса, сетевого графика работ, инструментария, пилотаж, тиражирование инструментария, подбор и подготовку анкетеров;

    2) оперативный — собственно процесс анкетирования, имеющий собственные стадии поэтапной реализации;

    3) результирующий, во время которого производится обработкаполученной эмпирической фактуры и содержательный анализ ее результатов.

    Анкетирование осуществляется силами команды, в которую входят собственно исследователи (профессиональные социологи) и привлекаемый актив, состоящий, как правило, из непрофессиональных, но обладающих определенными психологическими, нравственными, демографическими и интеллектуальными качествами. Главное из этих качеств — умение и наличие навыков общения с людьми. Анкетеры могут не знать целей и задач исследования, поэтому с ними перед опросом обязательно проводится инструктаж о порядке и сроках его проведения, а также сдачи анкет.

    Основным средством общения между анкетером и респондентом является анкета, поэтому тщательность ее проектирования и разработки методики проведения анкетирования представляют собой необходимое условие успешности этой процедуры. Каждое социологическое исследование — это уникальная исследовательская разработка, в которой используется особая методика.

    Однако несмотря на разнообразие анкет все они имеют общую структуру. Каждая анкета обязательно состоит из трех частей: вводной, содержательной и заключительной.

    На титульном листе или в «шапке» анкеты указывается (если это необходимо) название организации, проводящей опрос и название самой анкеты, отражающее тему или проблему опроса («Анкета избирателя», «Наши дети» и т.п.). Далее следует вводная часть, цель которой — заинтересовать респондента, сформировать установку на активное сотрудничество с исследователем, ознакомить с техникой заполнения анкеты. Часто во введении подчеркивается важность достоверных и искренних ответов, анонимность опроса.

    Содержательная часть начинается с наиболее простых вопросов, стимулирующих интерес респондента к опросу. К середине анкеты сложность вопросов нарастает и снижается к ее концу. Этим учитывается утомляемость респондента в процессе заполнения.

    Заключительная часть (паспортичка), как правило, представляет собой социально-демографический блок вопросов, в которых определяются объективные характеристики респондента (пол, возраст, образование и т.п.). Завершается анкета словами благодарности за участие в опросе.

    Главной, конечно же, является содержательная часть. Ее композиция (характер и виды задаваемых вопросов, их последовательность, типы используемых шкал и т.д.) определяется задачей получения максимально достоверной информации. Разработка анкеты требует высокого профессионализма. Это предполагает, прежде всего, владение технологией составления анкеты. Она включает: операционализацию концептуальных понятий исследования, приведение в соответствие с ними эмпирических индикаторов, составление для каждого из индикаторов одного или нескольких вопросов анкеты.

    Формулировка вопросов — самый сложный этап разработки анкеты.

    Поэтому большое значение имеет типологизация вопросов, без знания которой вообще невозможно грамотно разработать анкету.

    По предметному содержанию вопросы подразделяются на:

    – вопросы о фактах. Их цель — получение информации о конкретных явлениях, событиях, фактах;

    – вопросы о знании. С их помощью выясняется уровень информированности и знания респондента. Это, как правило, вопросы экзаменационного или тестового типа;

    – вопросы о мнении. Ответами на вопросы этого типа выступают личные оценочные суждения. По ним определяется отношение человека к определенным явлениям;

    – вопросы о мотивах. Они помогают выяснить субъективные представления человека о мотивах своих действий.

    По своей логической природе вопросы подразделяются на:

    – основные вопросы. По ответам на них делаются выводы об исследуемом явлении. Они составляют большую часть анкеты;

    – вопросы-фильтры задаются для отсечения части опрашиваемых или разделения их по какому-либо признаку;

    – контрольные вопросы служат для проверки устойчивости, непротиворечивости, искренности и правдивости ответов;

    – наводящие вопросы задаются для помощи респонденту в правильном понимании и осмыслении основного вопроса. Они помогают дать более точный ответ.

    По своей психологической природе вопросы делятся на:

    контактные, служащие для установления контакта с респондентом. Их цель — привлечь интерес к опросу. Как правило, это первый или один из первых вопросов анкеты. Он должен быть простым и касаться самого респондента;

    – буферные вопросы. Их цель — переключение внимания респондента от одной темы к другой. Кроме формулировки вопроса в них часто имеется небольшая преамбула, поясняющая необходимость предлагаемой группы вопросов;

    – прямые вопросы направлены на выявление отношения респондента к исследуемой проблеме, его собственной позиции;

    – косвенные вопросы позволяют респонденту скрыть свою позицию и ответить от имени группы, коллектива в безличной форме. Они дают возможность усилить критичность высказываемых оценок. Как правило, эти вопросы используют при изучении частных сторон жизни людей, их отношения к властям, непосредственному начальству.

    По характеру ответов на вопросы они подразделяются на:

    – открытые, которые предлагают респонденту дать письменный ответ в произвольной форме. Для ответа после формулировки открытого вопроса следует несколько пустых строчек. Их количество показывает респонденту, насколько полным ожидают от него ответ;

    – закрытые вопросы позволяют респонденту выбор из нескольких сформулированных исследователем вариантов ответа. При этом возможны две ситуации: респондент может выбрать любое количество ответов (неальтернативный вопрос) или только один (альтернативный вопрос). В рамках вопросов этого типа различают дихотомические вопросы, когда предлагается выбор только одного из двух вариантов ответа «да» или «нет»;

    – полузакрытые вопросы содержат наряду с набором предлагаемых ответов так называемую открытую часть, в которой респондент может дать свой ответ, если ни один из предложенных его не устраивает.

    Большое значение для успеха анкетного опроса имеет правильная графика оформления анкеты.

    К числу таких правил можно отнести следующие:

    – шрифты текстов вопросов и ответов должны быть разными;

    – все вопросы должны быть пронумерованы, а каждый вариант ответа должен иметь соответствующий только ему шифр;

    – тексты вопроса и всех вариантов ответа на него должны располагаться на одной странице. Разрывать их (располагать на разных страницах) категорически запрещается;

    – для снятия психологического напряжения у респондента в объемных анкетах рекомендуется вставлять забавные рисунки;

    – оптимальной считается такая длина анкеты, которая требует на заполнение не более 30-35 мин, что соответствует 30-40 содержательным вопросам. Большая длина вызывает рост ошибок;

    – вопросы не должны содержать элементов внушения, а их формулировка должна быть нейтральной;

    – для повышения качества анкеты рекомендуется провести ее пилотаж.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: