Государственная пошлина определение, закон, виды, ставки и размеры

Что такое государственная пошлина?

Максим Иванов
Автор статьи
Практикующий юрист с 1990 года

Под государственной пошлиной понимается денежный сбор, который обязаны уплатить лица, обращающиеся в государственные органы за той или иной услугой.

Он может быть оплачен только в денежной форме. На практике в подавляющем большинстве случаев госпошлина вносится безналичным способом путем перечисления денег по определенным реквизитам.

Пошлина оплачивается до обращения за какой-либо услугой, и в подтверждение ее уплаты гражданин вместе с документами подает квитанцию.

В большинстве случаев в законе не указан точный размер суммы, а лишь говорится о том, какой процент и от чего она составляет.

Размеры сбора практически для всех видов юридически значимых действий указаны в ст. 333.19 НК РФ .

Как рассчитать размер государственной пошлины при обращении в суд?

Есть два способа:

  • самостоятельное определение;
  • при помощи специальной программы — так называемого «калькулятора пошлины». Для расчета необходимо лишь указать сумму иска и правильно выбрать категорию дела.

У данных способов имеются недостатки. Так, к недостаткам первого способа можно отнести вероятность ошибки в расчетах. При втором методе вы рискуете сделать ошибку при выборе категории дела, для которого сбор рассчитывается. Кроме того, необходимо понимать, что калькулятор применяется только при обращении в суд. Для остальных случаев он не подходит.

При подаче иска в суд лучше всего пользоваться калькулятором пошлины, так как это позволит избежать ошибок.

При обращении в арбитражный суд

В подавляющем большинстве случаев иски в арбитражный суд носят имущественный характер и направлены на взыскание денег с нарушителя договора.

По такого рода заявлениям определение размера пошлины не представляет трудности.

Достаточно лишь рассчитать, какую сумму составит процент от цены иска.

Кроме того, на сайте любого арбитражного суда в сети интернет есть калькулятор пошлины, который позволяет очень точно определить ее размер.

К примеру, если физлицо подает иск с требованиями имущественного характера, цена которого составляет 1 млн. руб, величина сбора составит 23 тыс. руб.

При подаче иска в суд общей юрисдикции

Для начала необходимо понять, к какой категории относится иск. Это обусловлено тем, что суды общей юрисдикции рассматривают большое количество самых разнообразных дел.

Для исков о взыскании денежных суммы пошлина рассчитывается как процент от цены заявления. Для неимущественных исков, например, о расторжении брака она, как правило, установлена в твердой денежной сумме.

Кроме того, для так называемых административных исковых требований об оспаривании действий органов власти РФ сбор тоже устанавливается в твердой денежной сумме.

В некоторых случаях при подаче заявления гражданин освобождается от уплаты госпошлины. К таковым относятся иски о защите прав потребителей, о взыскании задолженности по заработной плате и об усыновлении ребенка.

При подаче документов в суд общей юрисдикции необходимо четко понимать, к какой категории дел относится ваш иск, так как это напрямую влияет на размер пошлины.

Определяем размер пошлины при обращении в мировой суд

Расчет размера при обращении в мировой суд аналогичен описанному выше. Никаких особенностей в этом плане законодательство не содержит.

Как определить размер государственной пошлины при обращении в районный суд?

Методика определения пошлины в районный суд ничем не отличается от вышеописанной. Вы также можете воспользоваться калькулятором (как правило, они есть на порталах судей того или иного региона) или подсчитать размер сбора самостоятельно.

Отсрочка при уплате госпошлины

В ряде случаев, например, когда у истца из-за его материального положения нет возможности уплатить государственную пошлину сразу, он может подать заявление о рассрочке или отсрочке ее уплаты.

Рассрочка представляет собой разделение суммы сбора на несколько частей, а отсрочка предоставляет возможность выплатить деньги позже.

Законодательство РФ не содержит четких критериев, когда изменяется порядок уплаты этой суммы, и целиком и полностью возлагает данный вопрос на усмотрение суда.

Возврат государственной пошлины

Основания для возврата сбора установлены в ст. 333.40 НК РФ и к ним, в частности, относятся:

  • уплата в большем размере, чем установлено законом;
  • исковое заявление или жалоба возвращены заявителю;
  • заявителю отказано в совершении нотариального либо иного действия, за которое установлена пошлина;
  • до обращения в государственный орган гражданин отказался от совершения действия;
  • заключения между сторонами мирового соглашения.

В ряде случаев госпошлина не может быть возвращена заявителю. Это расторжение брака, внесение исправления в актовую запись и т.д.

К последствиям неверного расчета данного сбора относится увеличение сроков рассмотрения дела. То есть если гражданин не полностью уплатил пошлину, суд оставляет иск без рассмотрения.

Резюме

Сам по себе расчет государственной пошлины несложен. Основной трудностью является правильно определить, к какой категории гражданских дел относится тот или иной иск. Квалифицированный юрист, проанализировав все обстоятельства дела, сможет правильно выбрать данную категорию.

Поэтому при подаче иска мы рекомендуем проконсультироваться с профессиональным юристом. Наши специалисты, имея большой опыт участия в различных судебных процессах, помогут вам избежать всех вышеописанных проблем.

Людмила Разумова
Редактор
Практикующий юрист с 2006 года

Комментарии

в каких случаях лицо, участвующее в деле, освобождается от уплаты государственной пошлины:

а) АО обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления ФСС о взыскании страховых взносов от несчастных случаев на производстве и пени за счет имущества АО;

б) государственное учреждение «Театр музыкальной комедии» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными акта Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов РФ и предписания управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ на бесспорное списание сумм нецелевого использования средств федерального бюджета;

в) прокурор области обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжения главы города «О сдаче автобусных маршрутов в аренду»;

г) ИМНС РФ обжаловала решение арбитражного суда по иску АО о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного НДС в кассационном порядке;

д) ФГУП, должник по исполнительным документам, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по взысканию исполнительского сбора;

е) управление Центрального банка РФ по республике обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа на нарушение валютного законодательства.

От уплаты государственной пошлины по делам, арбитражными судами, освобождаются (статья 333.37 НК РФ)

1) прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;
1.1) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков;
2) истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка;
3) авторы результата интеллектуальной деятельности — по искам о предоставлении им права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу (принудительная лицензия).

Читайте также:
Цена - понятие в экономике, виды и функции, формула

а) АО обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления ФСС о взыскании страховых взносов от несчастных случаев на производстве и пени за счет имущества АО;
б) государственное учреждение «Театр музыкальной комедии» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными акта Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов РФ и предписания управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ на бесспорное списание сумм нецелевого использования средств федерального бюджета;
в) прокурор области обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжения главы города «О сдаче автобусных маршрутов в аренду»;
г) ИМНС РФ обжаловала решение арбитражного суда по иску АО о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного НДС в кассационном порядке; — д) ФГУП, должник по исполнительным документам, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по взысканию исполнительского сбора;
е) управление Центрального банка РФ по республике обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа на нарушение валютного законодательства.

при этом «в» — ст.333.37 п.1 пп.1; «г»- ст.333.37 п.1 пп.1.1;«е»-ст.333.35 п.1 пп.5.

При подачи заявления в суд об обращении взыскания на заложенное имущество в рамках уже возбужденного дела о банкротстве (в отношении должника введена процедура наблюдения) должен ли кредитор оплачивать государственную пошлину?

Готов предложить вам услуги по представлению ваших интересов в суде. Сам арбитражный управляющий.

В решении апелляционного суда сказано: ” Взыскать с. Ф.И.О. в доход бюджета муниципального образования города Казани государственную пошлину в размере 300 рублей.” Я уплатила 150 руб (половина от суммы пошлины по иску по гражданскому делу), о чем имеется квитанция (я ее прилагала) в деле.(на сайте суда в калькуляторе гос. пошлины рассчитывается сумма 150 руб.) Возникает 2 вопроса. 1. Как я могу доказать, что пошлина уплачена и уплачена верно? 2. Могу ли данный факт использовать в кассационной жалобе как факт нарушения судом норм материального права?

  • Screenshot_2017-10-23-21-28-18.PNG

Неправильное исчисление госпошлины, если оно имело место на самом деле, не влияет на разрешение предмета спора. Основание для отмены решения нижестоящего суда по такому основанию как неправильное применение норм материального права касается их применения при разрешении существа спора, т.е. это те нормы, на основании которых суд принимал решение не в Вашу пользу. Вы можете указать на неправильное исчисление госпошлины, если это на самом деле так, решение в этой части может быть изменено на правильную сумму

ТЕМА 7.2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА

Государственная пошлина относится к числу федеральных налогов и сборов. Удельный вес государственной пошлины в доходах федерального бюджета в 2006 г. составляет 0,5 %. В отличие от налогов, пошлина представляет собой возмездный платеж, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика государственными органами юридически значимых действий, включая выдачу документов. В отличие от налогов взимание пошлин всегда связано со специальной целью – покрытие издержек учреждения, в связи с деятельностью которого они взимаются. Размер пошлины определяют исходя из характера и размера услуги (принцип эквивалентности) и устанавливают, как правило, в конкретной сумме.

После изучения материалов данной темы студенты смогут:

Оглавление

7.2.1. Плательщики, порядок
и сроки уплаты государственной пошлины

В соответствии с Налоговым кодексом РФ государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый с организаций и физических лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.

При этом выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.

Плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица в случае, если они:

1) обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных НК РФ;

2) выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с НК РФ.

Государственная пошлина, как правило, уплачивается до совершения в отношении плательщика юридически значимых действий или выдачи документов (см. табл. 7.2).

В том случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях. Если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно или несколько лиц освобождены от уплаты государственной пошлины, ее размер уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от уплаты пошлины. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицами, не освобожденными от уплаты.

Сроки уплаты государственной пошлины

Вид юридически значимого действия

Срок уплаты пошлины

При обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям

До подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной)

Если плательщики выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины

В 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда

При обращении за совершением нотариальных действий

До совершения нотариальных действий

При обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов)

До выдачи документов (их копий, дубликатов)

При обращении за проставлением апостиля

До проставления апостиля

При обращении за совершением иных юридически значимых действий

До подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, должностным лицом или кассой органа, которым производилась оплата.

По ходатайству заинтересованного лица ему может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины на срок до шести месяцев. На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются.

7.2.2. Размеры государственной пошлины
за совершение различных действий

Размеры государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, включая выдачу документов, установлены гл. 25.3 НК РФ. Они являются едиными на всей территории РФ. Ставки государственной пошлины зависят от характера совершаемых государственными органами действий и установлены либо в твердой сумме, выраженной в рублях, либо в процентах к соответствующей сумме (например, при вывозе культурных ценностей ставки – в процентах к их стоимости). В некоторых случаях установлены комбинированные ставки пошлины с использованием регрессивной шкалы (например, при подаче в суд общей юрисдикции или арбитражный суд искового заявления имущественного характера). Примеры размеров государственной пошлины за совершение различных действий приведены в табл. 7.3.

Читайте также:
Аудиторское заключение определение, виды, структура, цель, что должно содержать

Следует отметить, что с вступлением в действие гл. 25.3 НК РФ в 2005 г. перечень видов действий, за которые взимается государственная пошлина, был существенно расширен. Так, например, были установлены размеры государственной пошлины:

  • за совершение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;
  • за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора;
  • за совершение уполномоченным органом действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг;
  • за совершение регистрационных действий, связанных с осуществлением деятельности на рынке ценных бумаг;
  • за государственную регистрацию в Государственном судовом реестре, судовой книге или бербоут-чартерном реестре;
  • за государственную регистрацию воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации;
  • за получение ресурса нумерации оператором связи и др.

Размеры государственной пошлины за совершение различных действий

Размер государственной
пошлины

1. По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями

4 % цены иска, но не менее 200 руб.

от 10 001 до 50 000 руб.

400 руб. плюс 3 % суммы, превышающей 10 000 руб.

от 50 001 до 100 000 руб.

1600 руб. плюс 2 % суммы, превышающей 50 000 руб.

от 100 001 до 500 000 руб.

2600 руб. плюс 1 % суммы, превышающей 100 000 руб.

свыше 500 000 руб.

6600 руб. плюс 0,5 % суммы, превышающей 500 000 руб., но не более 20 000 руб.

2. За совершение нотариальных действий

за удостоверение доверенностей, требующих нотариальной формы в соответствии с законодательством РФ

за удостоверение брачного договора

за удостоверение доверенностей на право пользования и (или) распоряжения автотранспортными средствами:

3. За государственную регистрацию актов гражданского состояния

за государственную регистрацию заключения брака, включая выдачу свидетельства

за государственную регистрацию расторжения брака, включая выдачу свидетельств:

200 руб. с каждого из супругов

4. За совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации

за выдачу паспорта гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию

5. за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий

за государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц и (или) государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий

за открытие филиала банка

за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя

за выдачу и обмен паспорта гражданина Российской Федерации

за право вывоза:

10 % стоимости ценностей

5 % стоимости ценностей

10 % стоимости ценностей

5 % стоимости ценностей

за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц

за предоставление лицензии на осуществление банковских операций при создании банка

0,1 % заявленного уставного капитала создаваемого банка, но не более 40 000 руб.

за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы

7.2.3. Льготы по уплате государственной пошлины

По уплате государственной пошлины Налоговым Кодексом РФ установлен широкий перечень льгот, которые предоставляются определенным категориям граждан и организаций в следующих формах:

1. Полное освобождение от уплаты государственной пошлины.

Например, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в Конституционном суде РФ, при обращении в органы или к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния, от уплаты государственной пошлины освобождены:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы;
  • участники и инвалиды Великой Отечественной войны.

Например, за совершение нотариальных действий от уплаты государственной пошлины освобождаются органы государственной власти, органы местного самоуправления, обращающиеся за совершением нотариальных действий в случаях, предусмотренных законом; общественные организации инвалидов; физические лица – за удостоверение завещаний имущества в пользу государства.

Кроме того, государственная пошлина не уплачивается в следующих случаях:

1) за выдачу приглашения на въезд в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства в целях его обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении;

2) за продление срока действия разрешения на временное пребывание в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в РФ в целях осуществления благотворительной деятельности или доставки гуманитарной помощи либо по обстоятельствам, связанным с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или со смертью близкого родственника;

3) за вывоз культурных ценностей, истребованных из чужого незаконного владения и возвращаемых собственнику;

4) за государственную регистрацию прав РФ, субъекта РФ, муниципального образования на государственное, муниципальное недвижимое имущество, не закрепленное за государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющее соответственно государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации, муниципальную казну;

5) за государственную регистрацию арестов недвижимого имущества;

6) за государственную регистрацию ипотеки, возникающей на основании закона;

7) за государственную регистрацию соглашения об изменении содержания закладной, включая внесение соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

8) за государственную регистрацию возникшего до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на объект недвижимого имущества при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества.

2. Освобождение от обложения государственной пошлиной отдельных операций.

Например, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются истцы по искам:

  • о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений;
  • о взыскании пособий;
  • о взыскании алиментов;
  • о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;
  • о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;
  • при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка;
  • по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов, и др.

По делам, рассматриваемым в арбитражных судах , от уплаты государственной пошлины освобождаются:

1) прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;

Читайте также:
Эмиссия денег - понятие и виды денежной эмиссии, система РФ

2) истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка.

Освобождаются от уплаты государственной пошлины физические лица за государственную регистрацию актов гражданского состояния в следующих случаях:

  • за выдачу свидетельств при исправлении или изменении записей актов о рождении в связи с усыновлением (удочерением);
  • за внесение исправлений и или изменений в записи актов гражданского состояния и выдачу свидетельств в связи с ошибками, допущенными при государственной регистрации актов гражданского состояния по вине работников, производящих государственную регистрацию актов гражданского состояния;
  • за выдачу справок о регистрации актов гражданского состояния для представления в уполномоченные органы по вопросам назначения либо перерасчета пенсий или пособий;
  • за выдачу свидетельств о смерти при исправлении и изменении записей актов о смерти необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных лиц на основании закона о реабилитации жертв политических репрессий, а также за выдачу повторных свидетельств о смерти лиц указанной категории;
  • за выдачу извещений об отсутствии записей актов гражданского состояния для восстановления утраченных записей актов гражданского состояния в установленном порядке.

3. Установление необлагаемой суммы.

Например, от уплаты государственной пошлины при рассмотрении исковых заявлений имущественного характера или исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в случае, если цена иска не превышает 1 млн руб. освобождаются:

  • общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;
  • истцы – инвалиды I и II групп;
  • ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;
  • истцы – по искам, связанным с нарушением прав потребителей;
  • истцы – пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ, – по искам имущественного характера к Пенсионному фонду РФ, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

4. Понижение ставки государственной пошлины.

Например, инвалиды I и II групп уплачивают государственную пошлину в размере 50 % по всем видам нотариальных действий.

Государственная пошлина в 2021 году

Государственная пошлина — это денежный сбор, взимаемый за совершение уполномоченными госорганами юридически значимых действий в отношении заявителей. Он уплачивается гражданином или юридическим лицом в бюджет в размерах, установленных законодательством.

Что такое государственная пошлина

В ст. 333.16 второй части Налогового кодекса РФ законодателем дан ответ на вопрос, что такое госпошлина, или государственная пошлина, — это сбор, взимаемый с граждан или юридических лиц при обращении в госорганы за совершением юридически значимых действий. Такие действия перечислены законодательством, для каждого из них установлен свой размер платы с заявителя в пользу государства.

Государственная пошлина установлена и регулируется главой 25.3 Налогового кодекса РФ. Она относится к федеральным налогам, то есть органы власти в регионах не имеют права на своем уровне устанавливать какие-либо нормы, касающиеся госпошлины. Но большая часть средств зачисляется в местные бюджеты.

Как распределяются поступившие средства между бюджетами, указано в нормах Бюджетного кодекса РФ. По общему принципу, изложенному в ст. 50 БК РФ, в федеральный бюджет зачисляется государственная пошлина, для которой не установлено правило зачисления в региональный бюджет. На практике, исходя из 61.1 – 61.6, это означает, что большинство средств поступает в местный бюджет субъекта РФ. В федеральный бюджет попадают суммы, уплаченные за рассмотрение дела в арбитражном, Верховном или Конституционном суде, за регистрацию юридических лиц или регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юрлиц. В соответствии с законодательством, когда взыскивается госпошлина в доход местного бюджета по решению суда, это законно, хотя налог и является федеральным.

Плательщики

Плательщиком госпошлины может оказаться любое лицо — как юридическое, так и физическое. Мы становимся плательщиками пошлины, когда:

  • обращаемся за совершением юридически значимых действий в органы, уполномоченные на их совершение (в том числе к нотариусу или в суд);
  • выступаем ответчиками в судах (любого уровня), где решение принято не в нашу пользу, а истец по делу освобожден от уплаты госпошлины.

Самый простой пример: уплата пошлины при подаче заявления на брак или развод в ЗАГС, при получении копии свидетельства о рождении и т. д.

За что уплачивается госпошлина

Государственная пошлина уплачивается за совершение государственными органами юридически значимых действий в отношении гражданина или организации, которые за их совершением обратились.

Юридически значимые действия, для производства которых требуется заплатить пошлину, перечислены в Налоговом кодексе.

В ст. 333.17 – 333.33 НК РФ указано, за что платят госпошлину:

  • при обращении в суды — как арбитражные, так и общей юрисдикции, к мировым судьям;
  • при обращении в Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ;
  • при обращении к нотариусу за совершением нотариальных действий (например, составлением доверенности);
  • за государственную регистрацию актов гражданского состояния (регистрация браков, рождений, смертей, разводов и пр.);
  • при получении паспортов граждан России и загранпаспортов;
  • при приобретении гражданства России;
  • за государственную регистрацию программы для ЭВМ, базы данных;
  • за госрегистрацию лекарственных препаратов;
  • за госрегистрацию юридических лиц, политических партий, СМИ, выпусков ценных бумаг, прав собственности, транспортных средств;
  • за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях компаний;
  • за право вывоза культурных ценностей;
  • за выдачу разрешений на вывоз с территории России, на ввоз на ее территорию видов животных и растений, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения;
  • другие юридически значимые действия.

Особенность уплаты государственной пошлины в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств устанавливаются статьями 333.20, 333.22, 333.25, 333.27, 333.29, 333.32 и 333.34 НК РФ.

Порядок и сроки уплаты. Возврат госпошлины

Государственная пошлина взимается за последующее юридически значимое действие и поэтому уплачивается в большинстве случаев до его совершения. Налоговым кодексом указаны такие сроки уплаты пошлины:

  • при обращении в суды — до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы;
  • при обращении за совершением нотариальных действий — до совершения нотариальных действий;
  • при обращении за выдачей документов (дубликатов) — до выдачи этих документов (дубликатов);
  • при обращении за проставлением апостиля — до проставления апостиля;
  • при обращении за государственной регистрацией прав, ограничений, договоров и т. д. — до подачи соответствующих заявлений, а если они были поданы в электронном виде — до принятия их к рассмотрению;
  • при совершении иных юридически значимых действий — до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.
Читайте также:
Валютный курс - режимы, классификация валют, виды, функции

Проигравшие судебный спор ответчики вносят средства в бюджет после вступления судебного постановления в законную силу в добровольном порядке (ст. 318 НК РФ установлен срок 10 дней с момента вступления решения в силу), в противном случае следует принудительное взыскание суммы судебными приставами с уплатой исполнительского сбора.

Особенности уплаты государственной пошлины за совершение действий по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней установлены в статье 333.32 НК РФ.

В НК РФ не указано, как уплачивается госпошлина, основные принципы уплаты:

  • производится в порядке, установленном уполномоченным органом в инструкциях, административных регламентах;
  • осуществляется в банках через операциониста или терминал, банкомат, если есть такая возможность и госорган примет чек в качестве платежного документа, или онлайн (через сайт или приложение банков, например «Сбербанк Онлайн»), если это допускается;
  • реквизиты указывает госорган, их можно найти на официальных сайтах судов, налоговой, уточнить в отделениях;
  • в ряде случаев подтверждение оплаты при обращении не требуется, госорган производит проверку внесения средств самостоятельно (например, при подаче заявлений в ЗАГС); при подаче искового заявления в суд, заявления в ФНС о регистрации юрлица потребуется приложить оригинал платежного документа (квитанции, чека);
  • средства вправе внести заявитель или другое лицо, иное лицо не вправе требовать возврата внесенных средств.

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме по месту совершения юридически значимого действия. Документ, подтверждающий уплату:

  • квитанция — если пошлина уплачена наличными; выдается либо банком, либо должностным лицом или кассой госоргана, в который производилась оплата;
  • платежное поручение с отметкой банка — если пошлина уплачена в безналичной форме.

Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в общем порядке.

Отсрочка или рассрочка уплаты госпошлины предоставляется на срок до одного года по ходатайству заинтересованного лица. Проценты в случае рассрочки не начисляются.

Уплаченную государственную пошлину допускается вернуть в следующих случаях:

  1. Если она переплачена (сумма оплаты больше, чем установленный размер пошлины).
  2. Если суд вернул заявление или жалобу, отказав в рассмотрении.
  3. Если нотариус отказал в совершении нотариальных действий.
  4. Если лицо отказывается от совершения действия, за которое уплачена госпошлина, до обращения в госорган.
  5. Если гражданину отказывают в выдаче паспорта (в случаях, определенных законом).
  6. В некоторых других случаях.

Для возврата суммы госпошлины необходимо в течение 3 лет со дня ее уплаты подать заявление в государственный орган, совершающий действия, за которые эта пошлина уплачена. К заявлению прикладывают квитанцию с подтверждением оплаты, решение о возвращении жалобы, иска, оставлении их без рассмотрения и т. д. Вернуть излишне уплаченную сумму должны в течение 1 месяца.

Судам общей юрисдикции, мировым судьям, арбитражным судам, Конституционному Суду РФ и конституционным (уставным) судам субъектов РФ предоставлено право освобождать плательщика от уплаты госпошлины, исходя из его имущественного положения.

Льготы по уплате госпошлины

Налоговым кодексом РФ установлены льготы по уплате государственной пошлины для отдельных категорий физических лиц и организаций. Этот список содержится в статье 333.35 НК РФ.

Также льготы и освобождения от уплаты госпошлины за конкретные виды нотариальных действий, госрегистрацию и обращение в суд определены в статьях 333.36 – 333.39 НК РФ.

Размеры государственной пошлины

В Налоговом кодексе размер государственной пошлины устанавливается для каждого вида юридически значимого действия, он также зависит от категории плательщиков. Все размеры установлены в статьях 333.19, 333.21, 333.23, 333.24, 333.26, 333.28, 333.30, 333.31, 333.32, 333.32.1, 333.32.2, 333.33 НК РФ.

Особенности уплаты госпошлины по различным основаниям регулируются статьями 333.20, 333.22, 333.25, 333.27, 333.29, 333.34 НК РФ.

Зачисление

Согласно БК РФ, в какой бюджет поступает госпошлина, зависит от ее назначения.

100% в бюджет субъектов РФ зачисляется госпошлина:

  • по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами;
  • за совершение нотариальных действий;
  • за госрегистрацию межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, их отделений, за госрегистрацию изменений их учредительных документов;
  • за госрегистрацию региональных отделений политических партий;
  • за госрегистрацию договора о залоге транспортных средств, включая выдачу свидетельства и его дубликата;
  • за выдачу квалификационного аттестата, предоставляющего право осуществлять кадастровую деятельность;
  • за выдачу свидетельства о государственной аккредитации региональной спортивной федерации;
  • за регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта РФ, за выдачу дубликата свидетельства о такой регистрации;
  • за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием пользования участками недр местного значения;
  • за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома цветных и черных металлов;
  • за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ;
  • за действия органов исполнительной власти субъектов РФ, связанные с лицензированием и аккредитацией образовательных учреждений;
  • за предоставление лицензии на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции в части, произведенной из конфискованного сырья;
  • за выдачу свидетельств об аккредитации в целях признания компетентности организации в соответствующей сфере науки, техники и хозяйственной деятельности для участия в проведении мероприятий по контролю;
  • за действия органов исполнительной власти субъектов РФ по проставлению апостиля на документах об образовании, ученых степенях и званиях;
  • за выдачу органом исполнительной власти субъекта РФ специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.

100% в бюджет поселений зачисляется госпошлина:

  • на совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления поселения, уполномоченными на совершение нотариальных действий, за выдачу органом местного самоуправления поселения специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.

100% в муниципальные бюджеты зачисляется госпошлина:

  • по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации);
  • за государственную регистрацию транспортных средств, в том числе временную — по месту их пребывания, за выдачу различных свидетельств автовладельцам и т. д.;
  • за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции;
  • за выдачу органом местного самоуправления муниципального района специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
  • за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления муниципального района, уполномоченными в соответствии с законодательными актами РФ на совершение нотариальных действий в населенном пункте, который расположен на межселенной территории и в котором отсутствует нотариус.

В бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя подлежит зачислению государственная пошлина за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления, по нормативу 100%.

Читайте также:
Лизинг - определение и значение, виды операций, признаки

Государственная пошлина: что нового в 2021 году

В соответствии с ФЗ-374 от 23.11.2020 с 1 января 2021 года вступают в силу изменения в ст. 333.33 НК РФ, вводятся новые пошлины для заявителей:

  • за регистрацию недвижимости на реорганизованное форме преобразования юрлицо — в размере 1000 рублей;
  • за внесение о юрлице данных в реестр операторов финансовых платформ — в размере 35 000 рублей;
  • за получение специального права на производство этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) — 9 500 000 рублей.

Вводятся новые основания для предоставления льгот, освобождаются от обязанности по уплате госпошлины лица, регистрирующие права на недвижимость, возникшие до вступления в силу ФЗ-122 от 21.07.1997, граждане, приобретающие жилые помещения или доли в них в связи с утратой прежнего жилья в результате ЧС.

В качестве вывода: государственная пошлина относится к федеральным налогам, уплачивается за совершение госорганами юридически значимых действий в пользу заявителя. Размер устанавливается НК РФ, существуют льготы для отдельных лиц, оплата производится в банках заранее или непосредственно при обращении по реквизитам, указанным госорганом.

Государственная пошлина определение, закон, виды, ставки и размеры

Фактически ни одно государство, при формировании своего бюджета, не может обойтись без использования в своей налоговой системе, сборов и пошлин. И хотя размер собираемых пошлин в бюджете государств, занимает, как правило, не значительное место, тем не менее, им придается важное самостоятельное финансовое значение.

Пошлины, в отличие от налогов имеют целью лишь покрытие издержек государственного учреждения, а не извлечение дохода. Пошлины и сборы не имеют финансового значения, присущего налогам. При уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель (за что конкретно уплачивается пошлина) и специальные интересы (плательщик в той или иной мере непосредственно ощущает возмездность платежа). Налоги тоже могут иметь специальную цель (целевые налоги), однако они никогда не бывают индивидуально (непосредственно) возмездными. В этом смысле сборы и пошлины являются индивидуальными платежами. Но поскольку государство обязано предоставлять основной объем своих услуг независимо от способности получателя оплатить их, покрытие государственных расходов не может осуществляться за счет индивидуальных платежей, дающих какие-либо права. “Принцип правового государства отвергает коммерциализацию государственного управления и ограничивает расходы, связанные с оказанием услуг государством в ответ на платежеспособный спрос»
Цель взыскания пошлины или сбора (пошлинный принцип) состоит лишь в покрытии без убытка, но и без чистого дохода, издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина. Но этот принцип далеко не всегда соблюдается на практике. Довольно часто плата за услуги превышает связанные с ней расходы. Мало того, в ряде случаев не платеж устанавливается ради покрытия расходов, а само действие признается обязательным ради взыскания платежа. Это утверждение справедливо, например, в отношении введения различных регистраций и т.п.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что пошлины и сборы, хотя и взимаются в связи с оказанием индивидуальных услуг, не могут рассматриваться как платежи по обязательствам, договорные платежи. Это – денежные повинности, взимаемые в индивидуальном порядке в связи с услугой публично-правового характера.
Следует особо подчеркнуть, что пошлина или сбор выплачиваются не за услугу, а в связи с услугой, причем с той, которую оказывает государственный орган, действуя в общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции. Так, уплата пошлины при подаче искового заявления в суд сопряжена с правом конкретного лица на судебную защиту, однако определяется общественно полезной функцией суда — поддержанием режима законности.
Пошлина не обеспечивает существование государственного органа, так как он может финансироваться и из других источников. Наоборот, взимание пошлины обусловлено реализацией каким-либо государственным органом своих функций.
Характер пошлин и сборов предполагает использование иных принципов при определении размера платежа, нежели те, которые применяются при налогообложении. Учет платежеспособности лица в этом случае не может быть определяющим, ибо приведет не к установлению равенства, а к его нарушению. Действительно, лица, получающие одну и ту же услугу, платили бы разные суммы пошлины. Поэтому размер пошлины или сбора определяют исходя из характера и размера услуги (принцип эквивалентности) и устанавливают, как правило, в конкретной сумме. Денежная сумма может быть неэквивалентна расходу, понесенному в связи с оказанием услуги. Однако это не означает абсолютной свободы при определении размера платежа.
Размер пошлины или сбора, во-первых, должен быть обоснован. При определении их сумм нельзя исходить лишь из финансовых соображений — размеры сумм необходимо сопоставлять с целями, ради которых установлены платежи. В тех случаях, когда платеж с разумной точки зрения несопоставим с выгодой, полученной плательщиком, или с расходом, понесенным государственным органом, пошлинный принцип следует считать нарушенным. Размер пошлины или сбора, во-вторых, не должен ограничивать возможность граждан использовать основные конституционные права, возможность получать от государственных органов те или иные услуги, поскольку эти права предоставляются гражданам вне всякой зависимости от внесения каких-либо платежей.
Виды пошлин различны. Выделяют пошлины, взимаемые в связи с предоставлением административных услуг (например, за рассмотрение ходатайства о получении или прекращении гражданства); пошлины, взимаемые за предоставление какого-либо права (например, за выдачу разрешений на право охоты); пошлины, взимаемые как компенсация за определенные расходы общества в интересах конкретных лиц (например, пошлины с владельцев крупнотоннажных транспортных средств, оказывающих повышенное разрушающее действие на автодороги). Выделяют также пошлины, взимаемые в определенных сферах государственной деятельности: судебные, таможенные, нотариальные и др.
В российском законодательстве существуют три вида пошлин: государственная, регистрационная, таможенная.
Государственная пошлина взимается за ряд услуг в пользу плательщика — принятие исковых заявлений и других документов судом, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдача документов и др., а также за предоставление особого права (например, право на охоту.
Регистрационные пошлины взимаются при обращении лица с заявкой о выдаче патентов на изобретение, промышленный образец, полезную модель и др.
Таможенные пошлины взимаются при совершении экспортно-импортных операций.
Налоговый кодекс РФ называет в качестве плательщиков государственной пошлины физических лиц и организаций (п. 1 ст. 333.17 Налогового кодекса РФ).
Под объектом взимания государственной пошлины необходимо понимать юридически значимое действие, совершение которого обуславливает возникновение у заинтересованного лица обязанности уплаты пошлины. С принятием Налогового кодекса РФ перечень юридически значимых действий, за которые предусматривается уплата государственной пошлины, был значительно расширен. В данный перечень включены такие действия, за совершение которых ранее взимались сборы или иные платежи, например: за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц ранее взимался сбор; лицензионный сбор взимался за совершение действий связанных с лицензированием; пробирная плата взималась за клеймение изделий из драгоценных металлов государственным пробирным клеймом и связанные с этим действия, ныне все перечисленные действия должны оплачиваться государственной пошлиной.
В Налоговом кодексе РФ представлены следующие группы юридически значимых действий:
– действия, связанные с рассмотрением дел в судах общей юрисдикции, мировыми судьями;
– действия, связанные с рассмотрением дел в арбитражных судах;
– действия, связанные с рассмотрением дел Конституционным Судом РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ;
– нотариальные действия;
– действия, связанные с государственной регистрацией актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами;
– действия, связанные с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ, а также с въездом в РФ или выездом из РФ;
– действия по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;
– действия, связанные с осуществлением федерального пробирного надзора;
– государственная регистрация, а также прочие юридически значимые действия.
Сроки уплаты государственной пошлины установлены п. 1 ст. 333.18 Налогового кодекса РФ. По общему правилу, государственная пошлина уплачивается или до совершения действий (например, до совершения нотариальных действий) или до подачи заявлений и иных документов на совершение юридически значимых действий.
В главе 25.3 содержится ряд исключений из данного правила. Так, государственная пошлина уплачивается в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда:
– лицами, выступающими ответчиками в судах, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины (подп. 2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ)
– при затруднительности определения цены иска в момент его предъявления в суд общей юрисдикции, мировому судье размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела (подп. 9 п. 1 ст. 333.20 НК РФ)
– при доплате государственной пошлины в случае увеличении истцом размера исковых требований (подп. 10 п. 1 ст. 333.20 и подп. 3 п. 1 ст. 333.22 НК РФ)
– при доплате государственной пошлины, в случае если суд выйдет за пределы исковых требований (подп. 10 п. 1 ст. 333.20 и подп. 3 п. 1 ст. 333.22 НК РФ)
Сроки уплаты государственной пошлины, установленные Налоговым кодексом РФ, могут быть изменены органом, совершающим юридически значимое действие, по ходатайству заинтересованного лица об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины в порядке, установленным ст. 333.41 Налогового кодекса РФ.
Государственная пошлина должна быть уплачена по месту совершения юридически значимых действий. Согласно Гражданскому кодексу РФ платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов (ст. 140 Гражданского кодекса РФ). Данное правило закреплено и в общей части Налогового кодекса РФ (ст. 58 Налогового кодекса РФ) и продублировано в статье, регулирующей порядок уплаты государственной пошлины.
Доказательством уплаты государственной пошлины наличными денежными средствами является:
– квитанция, выдаваемой плательщику банком;
– квитанция, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который произведена оплата.
Лишь при предоставлении указанных доказательств, подтверждающих уплату государственной пошлины в соответствующий бюджет, уполномоченный орган (должностное лицо) вправе совершить юридически значимое действие в отношении плательщика.
До введения в действие главы 25.3 Налогового кодекса РФ иностранным организациям, не имеющим в Российской Федерации ни рублевых счетов, ни филиалов, ни представительств, физическим лицам, не являющимся налоговыми резидентами РФ, предоставлялось право уплачивать государственную пошлину через уполномоченных представителей-резидентов Российской Федерации, имеющих валютные и рублевые счета.
Обязанность по уплате государственной пошлины возникает:
– в случае обращения за совершением юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ;
– если указанные лица выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:
1) уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено законодательством;
2) возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и должностными лицами.
вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;
3) прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.
При заключении мирового соглашения до вынесения судебного решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда.
Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции;
4) отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие;
5) отказа в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, удостоверяющего в случаях, предусмотренных законодательством, личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и на территории Российской Федерации, проездного документа беженца.
Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию заключения брака, перемены имени, внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, в случае, если впоследствии не была произведена государственная регистрация соответствующего акта гражданского состояния или не были внесены исправления и изменения в записи актов гражданского состояния.
Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина.
Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины. К данному заявлению прилагаются: решения, определения и справки судов, организаций, осуществляющих действия, за которые уплачивается (взимается) государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, в соответствующих случая – акты налоговых проверок организаций и должностных лиц, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины, в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, – копии указанных платежных документов.
Возврат суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата.
При прекращении государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с ним на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина уплаченной государственной пошлины.
Возврат уплаченной государственной пошлины в случаях, если решения судов приняты полностью или частично не в пользу государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, производится за счет средств бюджета, в который производилась уплата.
Плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Указанный зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в орган либо должностному лицу, в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия.
Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет. К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины прилагаются: решения, определения и справки судов, организаций, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.
Функции по обеспечению соблюдения положений налогового законодательства возложены на налоговые органы. Они осуществляют проверку правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в государственных нотариальных конторах, органах записи актов гражданского состояния и других органах, организациях, осуществляющих в отношении плательщиков действия, за осуществление которых в соответствии с действующим налоговым законодательством взимается государственная пошлина.

Читайте также:
Заемный капитал - управление, формула, анализ, недостатки, учет

Статья 333.19 НК РФ. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (действующая редакция)

1. По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

1) при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска:

до 20 000 рублей – 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей;

от 20 001 рубля до 100 000 рублей – 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей;

от 100 001 рубля до 200 000 рублей – 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;

от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей – 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей;

свыше 1 000 000 рублей – 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей;

2) при подаче заявления о вынесении судебного приказа – 50 процентов размера государственной пошлины, установленной подпунктом 1 настоящего пункта;

3) при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера:

для физических лиц – 300 рублей;

для организаций – 6 000 рублей;

4) при подаче надзорной жалобы – в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера;

5) при подаче искового заявления о расторжении брака – 600 рублей;

6) при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных корпораций, должностных лиц, а также административного искового заявления об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации:

Читайте также:
Анализ финансового состояния предприятия - методы, примеры

для физических лиц – 300 рублей;

для организаций – 4 500 рублей;

6.1) при подаче административного искового заявления об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами:

для физических лиц – 300 рублей;

для организаций – 4 500 рублей;

7) при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:

для физических лиц – 300 рублей;

для организаций – 2 000 рублей;

8) при подаче заявления по делам особого производства – 300 рублей;

9) при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы – 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;

10) утратил силу с 1 января 2013 года. – Федеральный закон от 27.12.2009 N 374-ФЗ;

11) при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда – 2 250 рублей;

12) при подаче заявления об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, – 300 рублей;

13) при подаче заявления об отмене решения третейского суда – 2 250 рублей;

14) при подаче заявления по делам о взыскании алиментов – 150 рублей. Если судом выносится решение о взыскании алиментов как на содержание детей, так и на содержание истца, размер государственной пошлины увеличивается в два раза;

15) при подаче административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок:

для физических лиц – 300 рублей;

для организаций – 6 000 рублей;

16) при подаче административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении – 300 рублей.

2. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статьи 333.20 настоящего Кодекса.

Федеральный закон от 31.12.1995 г. № 226-ФЗ

Утратил силу – Федеральный закон от 02.11.2004 г. N 127-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О государственной пошлине” Принят Государственной Думой 24 ноября 1995 года Одобрен Советом Федерации 19 декабря 1995 года (В редакции Федерального закона от 14.11.2002 г. N 137-ФЗ) Статья 1. Внести изменения и дополнения в Закон Российской Федерации “О государственной пошлине” (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 11, ст. 521; N 24, ст. 1292; N 34, ст. 1966, 1976; 1993, N 10, ст. 359; N 14, ст. 486; N 32, ст. 1236; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 1, ст. 3; N 35, ст. 3503), изложив его в следующей редакции: “Закон Российской Федерации О государственной пошлине Статья 1. Понятие государственной пошлины Под государственной пошлиной понимается установленный настоящим Законом обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами. Статья 2. Плательщики государственной пошлины Плательщиками государственной пошлины являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (далее – граждане) и юридические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий или выдачей документов. Если за совершением юридически значимого действия или за выдачей документа одновременно обратилось несколько лиц, государственная пошлина уплачивается в полном размере одним из них или несколькими лицами в согласованных между ними долях. Статья 3. Объекты взимания государственной пошлины Государственная пошлина взимается: с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд Российской Федерации; за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти и консульских учреждений Российской Федерации; за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния; за выдачу документов указанными судами, учреждениями и органами; за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также за совершение других юридически значимых действий, определяемых настоящим Законом. Статья 4. Размеры государственной пошлины 1. По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина взимается в следующих размерах: 1) с исковых заявлений иму- щественного характера при цене иска: до 1 млн. рублей – 5 процентов от цены иска свыше 1 млн. рублей до 10 – 50 тыс. рублей + 4 процента от млн. рублей суммы свыше 1 млн. рублей свыше 10 млн. рублей до 50 – 410 тыс. рублей + 3 процента млн. рублей от суммы свыше 10 млн. рублей свыше 50 млн. рублей до 100 – 1 млн. 610 тыс. рублей + 2 млн. рублей процента от суммы свыше 50 млн. рублей свыше 100 млн. рублей до 500 – 2 млн. 610 тыс. рублей + 1 млн. рублей процент от суммы свыше 100 млн. рублей свыше 500 млн. рублей – 1,5 процента от цены иска 2) с исковых заявлений о – однократный размер минимально- расторжении брака го размера оплаты труда 3) с исковых заявлений о – 20 процентов от минимального расторжении брака с лицом, приз- размера оплаты труда нанным в установленном порядке безвестно отсутствующим или неде- еспособным вследствие психическо- го расстройства, либо с лицом, осужденным к лишению свободы на срок свыше трех лет 4) с исковых заявлений о – размер государственной пошлины разделе имущества, находящегося в определяется в соответствии с общей собственности (выделе доли подпунктом 1 настоящего пункта, из него) если спор о признании права собственности на это имущество ранее не разрешался судом, либо в соответствии с подпунктом 5 настоящего пункта, если спор о признании права собственности на это имущество судом ранее был разрешен 5) с исковых заявлений неи- – 10 процентов от минимального мущественного характера, а также размера оплаты труда – для граж- с исковых заявлений имущественно- дан; десятикратный размер мини- го характера, не подлежащих оцен- мального размера оплаты труда – ке для юридических лиц 6) с жалоб на решения и – 15 процентов от минимального действия (или бездействие) орга- размера оплаты труда нов государственной власти, орга- нов местного самоуправления, об- щественных объединений, иных ор- ганизаций, должностных лиц, нару- шающих права и свободы граждан 7) с заявлений, с жалоб по – 10 процентов от минимального делам особого производства размера оплаты труда 8) с кассационных жалоб на – 50 процентов от размера госу- решения суда дарственной пошлины, взимаемае- мой при подаче исковых заявлений (жалоб) неимущественного харак- тера, а по спорам имущественного характера – от размера государс- твенной пошлины, исчисленной из суммы, оспариваемой стороной или другим лицом, участвующим в деле 9) за повторную выдачу копий – 1 процент от минимального раз- (дубликатов) решений, приговоров, мера оплаты труда за страницу определений, постановлений суда, документа копий (дубликатов) других доку- ментов из дела, выдаваемых судом по просьбе сторон или других лиц, участвующих в деле, а также за выдачу копий (дубликатов) назван- ных документов, выдаваемых судом по просьбе заинтересованных лиц За исковые заявления, содержащие одновременно требования имущественного и неимущественного характера, взимается одновременно государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера и для исковых заявлений неимущественного характера. 2. По делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина взимается в следующих размерах: 1) с исковых заявлений иму- щественного характера при цене иска: до 10 млн. рублей – 5 процентов от цены иска, но не менее минимального размера оплаты труда свыше 10 млн. рублей до 50 – 500 тыс. рублей + 4 процента млн. рублей от суммы свыше 10 млн. рублей свыше 50 млн. рублей до 100 – 2 млн. 100 тыс. рублей + 3 млн. рублей процента от суммы свыше 50 млн. рублей свыше 100 млн. рублей до 500 – 3 млн. 600 тыс. рублей + 2 млн. рублей процента от суммы свыше 100 млн. рублей свыше 500 млн. рублей до 1 – 11 млн. 600 тыс. рублей + 1 млрд. рублей процент от суммы свыше 500 млн. рублей свыше 1 млрд. рублей – 16 млн. 600 тыс. рублей + 0,5 процента от суммы свыше 1 млрд. рублей, но не свыше тысячекрат- ного размера минимального разме- ра оплаты труда 2) с исковых заявлений по – двадцатикратный размер мини- спорам, возникающим при заключе- мального размера оплаты труда нии, изменении или расторжении договоров, и по спорам о призна- нии сделок недействительными 3) с исковых заявлений о – 20 процентов от минимального признании недействительными (пол- размера оплаты труда – для граж- ностью или частично) ненорматив- дан; десятикратный размер мини- ных актов государственных орга- мального размера оплаты труда – нов, органов местного самоуправ- для организаций ления и иных органов 4) с иных исковых заявлений – десятикратный размер минималь- неимущественного характера, в том ного размера оплаты труда числе с заявлений о признании права, о присуждении к исполнению обязанности в натуре 5) с заявлений о признании – десятикратный размер минималь- организаций и индивидуальных ного размера оплаты труда предпринимателей несостоятельными (банкротами) 6) с заявлений об установле- – пятикратный размер минимально- нии фактов, имеющих юридическое го размера оплаты труда значение 7) с заявлений о вступлении – по размеру государственной в дело третьих лиц, заявляющих пошлины, взимаемой при подаче самостоятельные требования на искового заявления неимуществен- предмет спора ного характера, а по спорам иму- щественного характера – по раз- меру государственной пошлины, исчисленной исходя из оспаривае- мой третьим лицом суммы 8) с заявлений о выдаче ис- – пятикратный размер минимально- полнительного листа на принуди- го размера оплаты труда тельное исполнение решения тре- тейского суда 9) с апелляционных и касса- – 50 процентов от размера госу- ционных жалоб на решения и поста- дарственной пошлины, взимаемой новления арбитражного суда, а при подаче искового заявления также на определения о прекраще- неимущественного характера (под- нии производства по делу, об ос- пункты 2-8 настоящего пункта), тавлении иска без рассмотрения, о а по спорам имущественного ха- наложении судебных штрафов, о рактера – от размера государс- выдаче исполнительного листа на твенной пошлины, исчисленной ис- принудительное исполнение решений ходя из оспариваемой заявителем третейского суда и об отказе в суммы выдаче исполнительного листа За исковые заявления, содержащие одновременно требования имущественного и неимущественного характера, взимается одновременно государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера и для исковых заявлений неимущественного характера. 3. По делам, рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации, государственная пошлина взимается в следующих размерах: 1) с запроса или ходатайства – пятнадцатикратный размер мини- мального размера оплаты труда 2) с жалобы юридического ли- – пятнадцатикратный размер мини- ца мального размера оплаты труда 3) с жалобы гражданина – однократный размер минимально- го размера оплаты труда Государственная пошлина не взимается с запросов судов, с запросов о толковании Конституции Российской Федерации, с ходатайств Президента Российской Федерации по спорам о компетенции, когда он в этих спорах не является стороной, с запросов о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. 4. За совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти и консульских учреждений, а также за составление ими проектов документов, выдачу копий и дубликатов документов государственная пошлина взимается в следующих размерах: 1) за удостоверение догово- ров, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества (земельных участков, жилых домов, квартир, дач, сооружений и иного недвижимого имущества): детям, супругу, родителям – 0,5 процента от суммы догово- ра, но не менее четырехкратного размера минимального размера оп- латы труда другим лицам – 1,5 процента от суммы догово- ра, но не менее десятикратного размера минимального размера оп- латы труда 2) за удостоверение догово- ров дарения транспортных средств: детям, супругу, родителям – 0,5 процента от суммы догово- ра, но не менее четырехкратного размера минимального размера оп- латы труда другим лицам – 1,5 процента от суммы догово- ра, но не менее десятикратного размера минимального размера оп- латы труда 3) за удостоверение прочих – 1,5 процента от суммы догово- договоров, предмет которых подле- ра, но не менее четырехкратного жит оценке разме минимального размера опла- ты труда 4) за удостоверение догово- – 0,5 процента от суммы, на ко- ров поручительства торую принимается обязательство, но не менее двукратного размера минимального размера оплаты тру- да 5) за удостоверение догово- – двукратный размер минимального ров, предмет которых не подлежит размера оплаты труда оценке 6) за удостоверение завеща- – однократный размер минимально- ний го размера оплаты труда 7) за удостоверение доверен- ностей на право пользования и (или) распоряжения имуществом (за исключением имущества, предусмот- ренного подпунктом 8 настоящего пункта): детям, супругу, родителям – 50 процентов от минимального размера оплаты труда другим лицам – однократный размер минимально- го размера оплаты труда 8) за удостоверение доверен- ностей на право пользования и (или) распоряжения автотранспорт- ными средствами: детям, супругу, родителям, – однократный размер минимально- близким родственникам го размера оплаты труда другим лицам – пятикратный размер минимально- го размера оплаты труда 9) за удостоверение прочих – 20 процентов от минимального доверенностей размера оплаты труда 10) за совершение морского – пятнадцатикратный размер мини- протеста мального размера оплаты труда 11) за свидетельствование – 10 процентов от минимального верности перевода документа с од- размера оплаты труда за страницу ного языка на другой перевода документа 12) за совершение исполни- – 1 процент от взыскиваемой сум- тельной надписи мы 13) за принятие на депозит – 0,5 процента от принятой де- денежной суммы нежной суммы 14) за совершение протеста – 1 процент от неоплаченной сум- векселя в неплатеже, неакцепте и мы недатировании акцепта и за удос- товерение неоплаты чека 15) за хранение документов – 10 процентов от минимального размера оплаты труда за каждый месяц хранения 16) за свидетельствование – 3 процента от минимального верности копий документов, храня- размера оплаты труда за страницу щихся в делах государственных но- копии документа или выписки из тариальных контор, органов испол- него нительной власти и консульских учреждений, а также выписок из документов 17) за свидетельствование – 1 процент от минимального раз- верности копий других документов мера оплаты труда за страницу и за свидетельствование выписок из документов 18) за свидетельствование подлинности подписи: на заявлениях и других доку- – 5 процентов от минимального ментах (за исключением банковских размера оплаты труда карточек) на банковских карточках (с – однократный размер минимально- каждого лица, на каждом докумен- го размера оплаты труда те) 19) за выдачу свидетельств о праве на наследство: наследникам первой очереди – 1 процент от стоимости насле- дуемого имущества другим наследникам – 2 процента от стоимости насле- дуемого имущества в отношении имущества, нахо- дящегося за границей: при получении свидетельства – однократный размер минимально- о праве на наследство го размера оплаты труда при окончательном определе- – в размерах, определенных в нии стоимости наследственного настоящем пункте соответственно имущества, подлежащей выплате на для наследников первой очереди и территории Российской Федерации других наследников 20) за принятие мер к охране – однократный размер минимально- наследственного имущества го размера оплаты труда 21) за выдачу свидетельства – 20 процентов от минимального о праве собственности на долю в размера оплаты труда имуществе, находящемся в общей собственности супругов, нажитом во время брака, в том числе за выдачу свидетельства о праве собственности в случае смерти од- ного из супругов 22) за выдачу дубликатов до- – 50 процентов от минимального кументов, хранящихся в делах го- размера оплаты труда сударственных нотариальных кон- тор, органов исполнительной влас- ти и консульских учреждений 23) за составление проектов – 1 процент от суммы, на которую сделок, предмет которых подлежит заключается сделка, но не менее оценке 50 процентов от минимального размера оплаты труда 24) за составление проектов: сделок, предмет которых не – от одного до трех минимальных подлежит оценке размеров оплаты труда доверенностей, заявлений и – 20 процентов от минимального

Читайте также:
Внебюджетные фонды - понятие, характерные черты, виды

Структура и виды цен

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Понятие цены и ее сущность
  2. Какие бывают цены
  3. Из чего состоит цена

Цена — важный показатель эффективности работы любого бизнеса. Ясное понимание структурной составляющей цены, рыночного разнообразия ее видов помогает эффективно формировать ценовую политику фирмы, управлять прибылью и другими значимыми показателями.

Понятие цены и ее сущность

Само по себе понятие цены не имеет на сегодняшний день однозначного толкования. Существует определение цены как формы выражения ценности общественных благ, проявляющейся в момент их обмена. Цена может выступать не только в привычной, денежной форме, но и в натуральной, в виде процентов, а ключевым моментом является именно обмен.

Говоря о товарном рынке, часто цену определяют как денежное выражение стоимости. Рынок в подавляющем большинстве использует денежную оценку в ходе обмена. Можно сказать, что цена — это количество денег или товаров, услуг, за которые продавец готов продать, а покупатель желает купить единицу товара или услуги.

При любом подходе к определению цены ясно, что влияние ее на рынок огромно.

Цена выступает как:

  • посредник обмена товара на деньги, измеритель сделки;
  • значимая составляющая конъюнктуры рынка;
  • показатель соотношения спроса и предложения, его уровня, структуры;
  • фактор, влияющий на объем производства и его территориальное размещение;
  • фактор налогообложения;
  • фактор, влияющий на уровень жизни населения, уровень реальных доходов групп населения;
  • инструмент формирования прибыли;
  • инструмент конкурентной борьбы в условиях рынка и т.д.

Какие бывают цены

При всем разнообразии видов цен и классификаций можно выделить некоторые устойчивые категории, по которым распределяются цены.

Сфера товарного обслуживания:

  1. Оптовые. По ним предприятия продают продукцию в значительных объемах.
  2. Розничные. По ним товары продаются конечному потребителю, как правило, населению, небольшими партиями или единично.
  3. Закупочные. Государственные цены закупки продукции у сельхозпроизводителей (например, для создания госрезерва, для нужд армии). Распространены ограниченно.
  4. Тарифы. Стоимость услуг проезда на транспорте, почтовой, междугородной телефонной связи, мобильных операторов и др. Могут иметь отношение как к опту (крупные грузовые перевозки), так и к рознице (перевозки пассажиров).
Читайте также:
Что такое криптовалюта - суть, плюсы и минусы, майнинг

Отражение транспортных расходов: франко-отправления, франко-назначения, франко-склад. Соответственно, цены отражают расходы поставщика по перевозке до пункта отправления, назначения или до склада потребителя.

Виды (формы) продаж:

  1. Контрактные (по договору). Фактические цены, установленные договоренностью продавца и покупателя.
  2. Выставочные. Цены выставок и ярмарок, как правило, пониженные, для привлечения покупателей к товару.
  3. Биржевые. Котировки, уровни цены продукта, реализуемого через биржу.
  4. Аукционные. Цены товаров, реализуемых на аукционе.

Стадии продаж: цены спроса, предложения и цена сделки – это цены, по которым покупатель готов приобрести товар, продавец – продать его, и фактическая цена, по которой реализован товар.

Степень регулирования: цены подразделяются на регулируемые (государство позволяет варьировать их, но в определенных пределах регулируются продажи социально значимых товаров) и свободные (цены целиком формирует рынок). Кроме того, есть понятие жестко фиксированных цен, относящееся к нерыночной экономике.

Устойчивость во времени: твердые, подвижные, скользящие, с фиксацией – варианты цен, прописанных в договоре. Соответственно, твердая цена не изменяется во все время действия документа, подвижная может меняться в момент поставки, вслед за изменением рыночной цены. Скользящая состоит из базовой величины, которая изменяется по заранее установленной договором формуле вслед за рыночными колебаниями стоимости. Она устанавливается на продукцию, имеющую длительный период изготовления.

Цены с последующей фиксацией могут детализироваться в договоре, в том числе:

  • периоды фиксации;
  • базовая величина (расчетные цены исходя из конкретного заказа или средние справочные цены осуществленных сделок из специальных СМИ, экспертное мнение, цены на товар от крупных производителей);
  • сроки согласования;
  • сроки применения фиксации.

Помимо названных, можно еще выделить ряд категорий цен:

  • Отраслевые. Цены сельскохозяйственной отрасли, промышленности, строительной сферы, торговли, связи и пр. Цены в рамках одной отрасли, например, на растениеводческую и животноводческую продукцию в сельском хозяйстве.
  • Мировые. Применяются в качестве условной средней величины для товаров, имеющих хождение в рамках нескольких государств. Как правило, их задают страны, являющиеся производителями определенных товаров. В этой же категории по отношению к конкретному государству можно рассматривать и внешнеторговые цены на продукцию (экспортные и импортные). Они могут значительно отличаться от цен на внутреннем рынке. На их формирование напрямую влияет конкурентная борьба и цены, предлагаемые мировыми конкурентами.
  • Внутрифирменные, или трансфертные. Применяются внутри фирмы между ее подразделениями; компаниями, входящими в одно объединение; между дочерними фирмами, филиалами за рубежом. Такие цены обычно составляют коммерческую тайну.
Читайте также:
Функции Центрального банка России - защита и обеспечение рубля

Из чего состоит цена

Различают состав и структуру цены. Состав цены выражен абсолютными показателями (рубли), а структура цены показывается в процентах.

Базовые элементы цены следующие:

  1. Себестоимость продукции.
  2. Прибыль производителя. В сумме: оптовая цена без НДС.
  3. Акциз по подакцизным товарам. В сумме: оптовая цена без НДС.
  4. НДС. В сумме: оптовая цена с НДС, покупная цена для оптовиков.
  5. Надбавка оптовика. В сумме: цена продажи оптовика-посредника, покупная цена магазина.
  6. Торговая наценка. В сумме: розничная цена.

Включение НДС в цену товара возможно на любой стадии купли-продажи в данной схеме, с учетом особенностей системы налогообложения участников сделки.

Показатель структуры цены – более наглядный показатель для анализа и выводов. Определив, какую долю в цене составляют затраты, прибыль, какова налоговая нагрузка, цену можно оптимизировать. Например, если структура показывает резкое увеличение себестоимости – это неблагоприятный знак. Производитель рискует снижением конкурентоспособности, необходимо задействовать имеющиеся резервы для исправления ситуации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: