Госрегулирование экономики – инструменты, методы

Экономическая теория

Государственное регулирование рыночной экономики (ГРРЭ)

1. ГРРЭ: объекты, субъекты, методы , инструменты.

(ГРРЭ)в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

В силу ряда причин наиболее развитый механизм ГРЭ сложился в некоторых странах Западной Европы (во Франции, ФРГ, Нидерландах, Скандинавских странах, Австрии, Испании), в Японии, рядё быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабее развито ГРЭ в США, Канаде, Австралии. Тем не менее ГРЭ и в этих странах играет заметную роль, особенно в периоды ухудшения конъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции.

Особенно важна роль ГРЭ в развивающихся странах, создающих независимую экономику, в бывших социалистических странах, осуществляющих переход от планового хозяйства к рыночному.

Объекты ГРЭ — это сфёры, отрасли, регионы, а также условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, мешающие нормальному функционированию экономики и не разрешаемые без вмешательства государства.

Основные объекты ГРЭ:

• секторальная, отраслевая и региональная структуры хозяйства;

• условия накопления капитала;

• социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;

Данные объекты охватывают макроэкономические процессы: хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами; условия конкуренции; отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами. .

Суть государственной антициклической политики состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях фазы подъема задача ГРЭ — притормозить рост спроса, капиталовложений и производства.

ГРЭ в области отраслевой и территориальной структур осуществляется при помощи финансовых стимулов, обеспечивающих привилегированные условия отдельным отраслям и регионам, находящимся в состоянии затяжного кризиса, или поощрения развития новых отраслей и видов производств.

Важнейшим объектом ГРЭ является накопление капитала. ГРЭ в этой области в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектов хозяйства.

Регулирование занятости — это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Это соотношение должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных работниках, но не приводить к чрезмерному росту заработной платы и резкому снижению занятости.

Основная направленность регулирования денежного обращения — • борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Государство осуществляет регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, а также путем участия в международной экономической интеграции.

Еще один из основных объектов регулирования — цены. Динамика и структура цен отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.

Цели ГРЭ. Основной целью ГРЭ является экономическая и социальная стабильность, укреплёние существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.

От этой основной цели распространяются так называемые опосредующие конкретные цели, без осуществления которых генеральная основная цель не может быть достигнута. Это следующие цели:

• выравнивание экономического цикла;

совершенствование отраслевой и региональной структур хозяйства;

• улучшение окружающей среды.

Названные цели, во-первых, неодинаковы по значению и масштабам и, во-вторых, находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не может быть поставлена и достигнута вне зависимости от других. Например, невозможно представить стимулирование НИОКР без создания благоприятных условий накопления капитала, выравнивания конъектуры, совершенствования отраслевой структуры экономики, стабильного денежного обращения. Приоритетное положение отдельных целей ГРЭ постоянно изменяется в зависимости от хозяйственной ситуации, экономических задач, выступающих на передний план.

Направления, методы, формы и инструменты государственного регулирования экономики

Общий перечень возможных направлений государственного

вмешательства в экономику выглядит развернуто:

• разработка «правил игры» для субъектов рыночной экономики;

• создание государственного сектора и управление им;

• разработка и реализация программ развития экономики;

• борьба искусственной монополией и регулирование естественных монополий;

• контроль над ценами и заработной платой;

• регулирование учетной ставки;

• установление сроков, норм и методов амортизации;

• стимулирование внешнеэкономической деятельности, фирм и компаний;

• защита интересов национального капитала (таможенная политика, льготы, гарантии).

Методы государственного регулирования экономики делятся на: правовые, административные, экономические.

Правовое регулирование состоит в установлении государством правил и норм поведения фирм-производителей и потребителей. Система законодательства определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и др.

Административное регулирование включают в себя меры по регулированию, лицензированию, квотированию и т. д. С помощью системы административных мер осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом.

Административное регулирование является формой прямого регулирования экономики. Прямые методы регулирования заключаются в административном воздействии на функционирование и результативность деятельность хозяйствующих субъектов. Среди методов прямого ГРЭ преобладают различные формы целевого финансирования секторов экономики, регионов, фирм в виде субвенций или субсидий, включающих дотации, пособия, а также льготных кредитов.

Читайте также:
Виды кредитов: по целям, срокам, способам погашения, типу заемщика

Прямо воздействовать на экономику государство может и через инвестиции в определенные отрасли хозяйства. Инвестирование может идти по двум направлениям: 1) развитие государственного предпринимательства — осуществляется в капиталоемких и малорентабельных отраслях. Например, таких как угольная промышленность, железнодорожный и водный транспорт, содержание автомобильных дорог. Для обеспечения высокого уровня развития экономики государство осуществляет инвестирование в отрасли, обеспечивающие научно-технический прогресс, а также проведение научных исследований и подготовку квалифицированных кадров; 2) субсидирование предприятий негосударственного сектора, предоставление им товаров, услуг по низким ценам.

Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. В ряде стран сфера действия административных мер ограничивается областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике. Самыми крупномасштабными государственными административными акциями по регулированию экономики в послевоенных Западной Германии и Японии были денежная реформа и разукрупнение ведущих концернов.

Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста. Экономические методы относятся к методам косвенного регулирования и включают:

1) Финансовую политику — предполагает использование бюджетно-налогового и фискального механизма для достижения национально-экономических и социальных целей. Государственный бюджет— это доходы и расходы центрального правительства и местных властей. Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства и социальной стабилизации. В первую очередь интерес представляет не фискальная, а регулирующая роль налогов. Государственное регулирование при помощи налогов зависит от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров налоговых льгот.

2) Денежно-кредитную политику – предполагает использование метода косвенного воздействия Центрального банка на элементы рыночного механизма и, прежде всего, оптимальность денежного обращения. При помощи средств денежно-кредитной политики государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в желаемом направлении.

3) Программирование, прогнозирование и планирование -их применение связано с усложнением хозяйственных связей и необходимостью использования комплексных методов в достижении кратко, средне- и долгосрочных целей. Объектами таких целевых программ являются отрасли, регионы, социальные условия, направления научных исследований и т. д. Программы бывают обычные, целевые, чрезвычайные.

Где уровень экономического развития высок, необходимая степень регулирования рынка может быть достигнута только экономическими средствами, и прежде всего косвенными формами регулирования. И наоборот: там, где степень развитости экономической системы невысока, где существуют искажения в рыночной системе, без административного вмешательства государства в рыночные отношения не обойтись.

Таким образом, экономическая политика правительства — это определенная регламентация норм и правил поведения хозяйственных субъектов посредством экономического инструментария.

Инструментами ГРЭ являются:

1. В кредитной политике.

нормирование обязательных банковских резервов. Обязательные резервы — это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов ЦБ. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Увеличение нормы резервов ведет к сокращению денежной массы, и наоборот;

• варьирование учетной ставки банковского процента (ставки рефинансирования). Учетная ставка рефинансирования -это ставка процента, по которой ЦБ выдает кредиты коммерческим банкам. Повышение учетной ставки ведет к сокращению предложения денег в экономике, а ее снижение — к увеличению предложения денег;

• проведение операций на валютном рынке. Этот инструмент де-нежного регулирования предполагает покупку или продажу ЦБ страны государственных ценных бумаг. Покупая ценные ‘бумаги у коммерческих банков, ЦБ тем самым увеличивает денежные ресурсы коммерческих банков, повышая их кредитные возможности, и способствует предложению денег. Эффект от продажи ценных бумаг – обратный.

2. В бюджетной политике:

рёгулирование государственных расходов;

• осуществление государственных закупок;

• выпуск государственных внутренних займов;

• поддержка и регламентирование государственного предпринимательства. ,

3. В фискальной политике.

регулирование налогового обложения имущества граждан и юридических лиц;

• введение муниципальных налогов.

4. В социальной политике.

регулирование минимальных ставок оплаты труда;

• установление размеров пенсий, пособий по безработице и т. д.

5. Во Внешнеэкономической политике.

• законодательное установление ставок таможенных пошлин, обменных курсов валют;

• использования иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений.

Все приведенные методы и инструменты государственного регулирования необходимо использовать комплексно, так как применение какого-либо одного из методов не может оказать положительного эффекта.

Для ГРЭ существуют ограничения. Например, в рыночной экономике недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, административный контроль над ценами и др.). Однако государство не должно полностью отказаться от планирования. Планирование на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства в форме национальных целевых программ является необходимым элементом рыночной экономики. Но нё надо забывать, что рынок во многом является саморегулирующейся системой, и в основным влиять на него следует косвенными, экономическими методами.

Денежная система государства и ее элементы.

Деньги — важнейшая макроэкономическая категория. Наиболее характерная черта денег их высокая ликвидность т.е. способность быстро и с минимальными издержками обмениваться на любые другие активы (ценные бумаги, имущество предприятий, патенты, недвижимость и т.д.)

В каждом государстве существует национальная денежная система. Денежная система — это форма организации денежного обращения .* в стране, сложившаяся исторически и закрепленная законом.

Основные элементы денежной системы:

• денежная единица (рубль, доллар, евро): масштаб цен способ и средство измерения и выражения стоимости товара в денежных единицах);

Читайте также:
Макроэкономика это, предметы и цели исследования, особенности

• виды денежных знаков (бумажные и разменные монеты);

• порядок эмиссии и обращения денег (обеспечение, выпуск, изъятие);

• регламентация безналичного оборота;

• государственные органы, осуществляющие регулирование денежного обращения.

Основными формами современных денег являются наличные и безналичные деньги. Наличные деньги — это денежные средства в виде бумажных денег — банковских билетов (банкнот) и разменных монет. Безналичные деньги — это денежные средства на банковских счетах, используемые для оплаты взаимных расчетов посредством перечисления с одного счета на другой. Хранение денег на текущих счетах получило в странах с рыночной экономикой наибольшее распространение. Функционирование этих счетов обеспечивается посредством чеков. Чек — это переводной вексель, выставленный на банк и оплачиваемый по предъявлению.

Совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент, определяет денежную массу. Количество денег в стране контролируется государством. На практике эту функцию осуществляет Центральный Банк.

Для измерения денежной массы используются денежные агрегаты — это виды денег и денежных средств, отличающихся друг от друга степенью ликвидности. В разных странах выделяются денежные агрегаты разного Состава. Чаще всего используются следующие:

• М„ — наличные деньги;

• М, — наличные деньги, чеки, вклады до востребования в банках;

• М 2 — наличные деньги, чеки, вклады до востребования и не большие срочные вклады; р • М 3 — наличные деньги, чеки, любые вклады; — наличные деньги, чеки, вклады к ценные бумаги (акции, облигации, ГКО, ОФЗ, коммерческие бумаги). ‘ Цена денег формируется на денежном рынке в результате взаимодействия спроса и предложения денег. Спрос на деньги это общее количество денег, которое домашние хозяйства, бизнёс и правительство хотели бы иметь в своем распоряжении в данный момент в зависимости от имеющегося уровня доходов и ставки процента по не денежным активам. •

Общий спрос на деньги распадается на две составляющие: спрос на деньги для сделок и спрос на деньги как средство сохранения богатства. Спрос на деньги для сделок обусловлен тем, что населению, предприятиям и правительству деньги нужны для покупки товаров и услуг.

Спрос на деньги для сделок зависит от:

; • объема номинального ВВП, с ростом которого спрос на деньги увеличивается;

• скорости обращения денег, чем она выше, тем меньше денег необходимо для торговых сделок, и наоборот.

Спрос на деньги как средство сохранения богатства объясняется тем, что часть своих доходов население сберегает. Существует 3 варианта сбережения:

• сохранять доходы в виде наличных денег;

• покупать ценные бумаги; n .’

• приобретать недвижимость и другие материальные ценности (особенно в период инфляции).

В нормально функционирующей экономике выбор обычно осуществляется между деньгами и ценными бумагами. У каждого из этих. вариантов есть достоинства и недостатки.

Деньги не приносят дохода, но они абсолютно ликвидные. Это их преимущество. При этом издержки хранения денег равны проценту, который можно было бы получить, положив деньги в банк. Ценные бумаги (для упрощения сведем их все к государственным облигациям) приносят устойчивый доход в виде процента, но они менее ликвидные. Существует также и определенный риск, связанный с падением курса ценных бумаг. Выбор между деньгами и облигациями определяет колебание процентной ставки. Ее повышение ведет к спросу на облигации и сокращению спроса на деньги. Снижение уровня процентной ставки сопровождается сокращением спроса на облигации и ростом спроса на деньги. Таким образом, очевидна обратная зависимость между спросом на деньги и ставкой процента.

Предложение денег — это количество денег, которое предлагается в данный момент центральным и коммерческими банками на рынке. Выделяют две основные формы предложения денег. Первая предложение собственно денег. В этом случае предложение денег связано с наличными деньгами и вкладами на текущих счетах. Вторая — предложен не почти денег, то есть денежных средств, выполняющих основные функции денег (денежные чеки, краткосрочные сберегательные и срочные вклады, краткосрочные государственные ценные бумаги и сберегательные облигации). Спрос и предложение денег определяется состоянием денежного рынка. Равенство спроса на деньги и предложения денег свидетельствует о равновесии на денежном рынке. Цена равновесия — это равновесная ставка процента или «цена денег».

Подвижная ставка процента удерживает в равновесии денежный рынок. Корректировка ситуации с целью достижения равновесия возможна потому, что экономические агенты меняют структуру своих активов в зависимости от движения процентной ставки.

Формы, методы и инструменты государственного регулирования экономики

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику.

Методы государственного регулирования можно подразделить на две группы:

1) прямые(административные) методы;

2) косвенные (экономические) методы.

В условиях рыночной экономики государство в основном должно использовать экономические рычаги, хотя есть области, где в условиях рынка могут быть эффективно применены административные методы. Области эффективного применения административных методов:

  • казенные предприятия, государственные учреждения, другие организации финансируемые из госбюджета, ресурсы бюджета;
  • контроль над монопольными рынками;
  • регулирование побочных эффектов рыночных процессов;
  • разработка стандартов, контроль над их соблюдением всеми участниками рынка;
  • определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения (гарантия минимальной зарплаты, пособия по безработице, пенсии по старости или инвалидности);
  • защита национальных интересов в системе мировых хозяйственных связей.

Административные методы – меры запрета, разрешения, ограничения. К методам прямого воздействия относятся:

  • контроль за финансовыми операциями государственных предприятий, их структурой и хозяйственной целесообразностью;
  • установление цен и тарифов, производственных заданий для предприятий государственного сектора;
  • государственные инвестиции и расширение основного капитала государственных предприятий;
  • инвестиции в жилищное и дорожное строительство, на развитие сферы образования и здравоохранения;
  • государственные заказы, государственные закупки;
  • различные социальные выплаты;
  • нормативные требования к казначейству и сертификации продукции.
  • ограничение по выпуску определенных видов продукции.
Читайте также:
Организация это, типы, задачи, разница с предприятием

К прямым методам воздействия также относятся принятие законодательных актов, государственные заказы, государственные инвестиции, субсидии, лицензирование, дотации, квотирование, определение параметров экологической безопасности. Если государство применяет административные методы, у предпринимателя не остается выбора. В условиях рыночной экономики применение административных методов должно быть осторожным и ограниченным.

Косвенные методывоздействиявлияют на интересы хозяйственных субъектов через налоговую систему, кредит, таможенные сборы и т. д., т.е. опосредовано. Экономические методы воздействуют мягче, они оставляют предпринимателю свободу выбора, он сам решает выгодно или невыгодно продолжать свою деятельность после воздействия государства.

Инструменты косвенного государственного регулирования:

  • налоги;
  • ставка рефинансирования;
  • таможенные пошлины;
  • валютные курсы и т. п.

В смешанной рыночной экономике особенно в переходный период должно быть разумное сочетание прямых и косвенных методов.

Вывод: рыночная экономика имеет ряд недостатков, ряд проблем которые она решить не в состоянии. Поэтому для большинства развитых стран мира сегодня характерна смешанная экономика, в которой государство сглаживает негативные стороны рынка. Несмотря на разницу во взглядах экономистов на степень государственного вмешательства в экономику, все сходятся в необходимости государственного регулирования рыночной экономики. Государство может влиять на экономические процессы с помощью прямых и косвенных методов, причем предпочтительным является использование более мягких экономических методов.

Госрегулирование экономики – инструменты, методы

2. Методы и инструменты государственного регулирования экономики
Методы реализации структурной политики гос-ва (совокупность мер гос-ва, оказывающих воздействие на структуру, пропорции экономики)

  • косвенные:
    • налоговые льготы,
    • политика ускоренной амортизации,
    • льготные кредиты,
    • субсидирование расходов на научно-исследовательские работы и т.п.
  • прямые:
    • гос.заказы на продукты и услуги
    • госинвестиции
    • запрет на производство некоторых видов продукции

Инструменты гос. регулирования:

  • экономическое прогнозирование
  • экономическое программирование
  • бюджетирование
  • индикативное и стратегическое планирование

Экон.прогнозирование – научное предвидение возможного состояния экономики в будущем.
Экон.программирование – процесс разработки и раелизации программ экономики или отдельных сфер (развивается после 2 мировой войны)
Бюджетирование –процесс разработки и реализации гос.бюджета страны (региона на рег. уровне)
Индикативное планирование – процесс формирования системы показателей, отражающих состояние целей развития страны, совокупность мер гос. воздействия на экономику страны для достижения поставленных целей. (Заставить частный бизнес получить показатели невозможно)
Индикативное план-е имеет особенности:
1) рекомендательный характер (частный бизнес будет выполнять рекомен-и при наличие стимула)
2) оно имеет вариантный характер ( разрабатывается как минимум 3 варианта: пессимистический, оптимистический, реальный)
Методы – административные и экономические.
Административные – базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.
Экономические методы государственного регулирования подразделяются на методы денежно-кредитной и бюджетной политики.
Основные инструменты государственного регулирования: фискальная политика; денежная политика; политика регулирования доходов; социальная политика; государственное регулирование ценообразования; внешнеэкономическое регулирование. При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении.
Налоги широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. (налоговая система, налоговые ставки, льготы).
Основные экономические инструменты денежной политики – регулирование учетной ставки; установление и изменение размеров минимальных резервов; операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.
Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственные капиталовложения направляются в государственный сектор экономики – комплекс хозяйственных объектов, принадлежащих государству, функционирование которых необходимо для экономики страны, но не выгодно с точки зрения частного капитала.
Внешнеэкономическое регулирование – меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического опыта. Кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена пошлин во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных межгосударственных объединениях.

Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться в различных целях, в разных сочетаниях и с разной интенсивностью.

Хотите себе такую же шпаргалку? Её сделают здесь

Способы, методы и инструменты государственного регулирования экономики

Государство, осуществляя регулирование социально-экономических процессов, использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ западных теорий и мирового опыта позволяют говорить как о формировании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования.

Рассмотрим универсальные средства госрегулирования, применяемые в последнее время.

Общепринято деление способов государственного регулирования на правовые, административные, экономические.

Правовое регулирование состоит в установлении государством правил “экономической игры” для фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и т.д.

Административное регулирование включает в себя меры по регулированию, контингентированию (от лат. достающийся на долю – установленное для определенных целей предельное количество, норма чего-либо), лицензирование (от лат. – свобода, право, разрешение), квотирование (позднелат. – доля, часть, норма чего-либо допускаемого) и т.д.

С помощью системы административных мер (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения) осуществляется контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В ряде стран сфера действия административных мер ограничивается областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения.

Экономическое регулирование предполагают воздействие на характер рыночных связей через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста. С этой целью используется:

Читайте также:
Выгодно ли брать кредит - плюсы, минусы, подводные камни

бюджетная и фискальная политика;

прогнозирование и планирование.

Методы государственного регулирования экономики – это влияние государства на сферу предпринимательства, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики с целью создания условий их эффективного функционирования в соответствии с направлениями государственной экономической политики.

Каждый метод основывается на использовании совокупности инструментов (регуляторов, рычагов).

Методы ГРЭ классифицируются по двум признаками:

По формам влияния методы ГРЭ делят на две группы: методы прямого и непрямого (косвенного) влияния.

В зависимости от способов влияния выделяют правовые, административные, экономические и пропагандистские методы.

Методы прямого влияния непосредственно действуют на функционирование субъектов рынка. К ним относятся:

-определение стратегических целей развития экономики и их отображение в индикативных и других планах, целевых программах;

-государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнения работ и услуг;

-государственная поддержка программ, заказов и контрактов;

-нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;

-правовые и административные ограничения и запрещение производства определенных видов продукции;

-лицензирование операций экспорта и импорта товаров, т.е. внешнеторговых операций.

Основными инструментами прямого государственного регулирования являются: нормативно-правовые акты, макроэкономические планы и целевые комплексные программы, государственные заказы, централизованно установленные цены, нормативы, лицензии, квоты, государственные бюджетные затраты, лимиты и т. д.

Методы косвенного регулирования – предполагают воздействие государства на экономические интересы товаропроизводителей, создание таких рамок их деятельности, в которых она может быть выгодной или невыгодной, т.е. косвенное регулирование – это влияние на экономические интересы.

К ним относятся:

налогообложение, уровень налогообложения и система налоговых льгот;

регулирование цен, процентные ставки по кредиту и кредитные льготы;

таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.

К методам косвенного регулирования относятся инструменты фискальной, бюджетной, денежно-кредитной, инвестиционной, амортизационной, инновационной и других направлений экономической политики, а также методы морального убеждения.

Из сути этих методов видно, что прямые методы ограничивают свободу экономического выбора, а порой ее исключают. В то же время косвенные методы оставляют полную свободу выбора для хозяйствующих субъектов, нисколько ее не ограничивая. В этом неоспоримое преимущество последних перед первыми.

Хозяйственный опыт всех современных развитых стран, в которых господствует рыночная экономика, свидетельствует, что государство осуществляет экономические функции главным образом на основе косвенных методов. В этом они принципиально отличаются от стран с централизованно управляемой экономикой, где господствуют административные методы воздействия. Поэтому перевод экономики этих стран на рыночные основы означает и перемещение акцентов в методах государственного регулирования с административных (прямых) на косвенные методы.

Вместе с тем при всей важности косвенных методов и все возрастающей их значимости невозможен мгновенный переход к их господству. Сама постепенность и, как теперь становится все очевиднее, длительность процессов разгосударствления и формирования смешанной экономики рыночного типа могут потребовать на переходный период сохранения административных методов в тех сферах, для которых они не характерны. Это относится, например, к сфере ценообразования, а также к области внешнеэкономической деятельности.

Существуют и такие сферы деятельности, где административные методы достаточно эффективны, а их применение не просто желательно, а необходимо. Это контроль над монополистическими рынками; обеспечение экологической безопасности общества и сохранения невоспроизводимых природных ресурсов; разработка ряда важных общенациональных стандартов, направленных на сохранение здоровья, безопасных условий жизни и труда и контроль за их соблюдением;

определение и поддержание минимально необходимых параметров жизни людей (гарантированный минимум заработной платы, социальные выплаты и пособия); защита национальных интересов страны в системе мирохозяйственных связей. Административные методы плохи не сами по себе, а только тогда, когда они экономически не обоснованы и вторгаются в чужеродную для них область.

Правовые методы ГРЭ – это деятельность государства по установлению обязательных для выполнения юридических норм (правил) поведения.

Правовое регулирование экономики имеет свой предмет, поскольку связан с юридическим определением способов, инструментов и процедур реализации.

Предметом правового регулирования экономики являются:

-отношения между государством (государственными органами) и обществом, гражданами, субъектами хозяйственной деятельности;

-отношения “внутри” государства, между ее органами по поводу распределения полномочий, определение их правового статуса;

-отношения между субъектами хозяйственной деятельности (производитель – посредник, заказчик – подрядчик, должник – кредитор, собственник – арендатор и т. д.);

-экономические отношения между людьми.

Основой правового регулирования является разработка и юридическое закрепление норм (правил) поведения субъектов экономических отношений.

Традиционно в каждой норме определяют три основных элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию.

Гипотеза – это такой элемент нормы, в котором отмечаются условия, обстоятельства, ситуации в сфере экономических отношений, с наступлением которых норма вступает в силу.

Диспозиция – часть нормы, которая определяет права или обязанности участников отношений.

Санкция – это часть нормы, которая предусматривает мероприятия административно-правового принуждения в случае невыполнения обязанностей участниками экономических отношений.

Основными формами правового регулирования экономики в РФ являются: Конституция и законы РФ; указы и распоряжения Президента РФ; указы и распоряжения Правительства, нормативно-правовые акты центральных органов (министерств, ведомств); нормативные акты местных государственных администраций и органов местного самоуправления.

Согласно Конституции РФ только законами определяются:

-права и свободы человека и гражданина, гарантии этих прав и свобод; основные обязанности гражданина;

-способы использования природных ресурсов исключительно (морской) экономической зоны, континентального шельфа, освоение космического пространства, организации и эксплуатации энергосистем, транспорта и связи;

-основы социальной защиты, формы и виды пенсионного обеспечения, основы регулирования труда и занятости, брака, семьи, охраны детства, материнства, отцовства; воспитание, образования, культуры и здравоохранения; экологической безопасности;

Читайте также:
Экономика - виды, функции, основные вопросы и термины, законы

-правовой режим собственности;

-правовые основы и гарантии предпринимательства; правила конкуренции и нормы антимонопольного регулирования;

-основы внешних сношений, внешнеэкономической деятельности, таможенного дела;

-основы регулирования демографических и миграционных процессов;

-организация и деятельность органов исполнительной власти, основы государственной службы, организации государственной статистики и информатики и т. д.

Исключительно законами РФ определяются:

-Государственный бюджет и бюджетная система; система налогообложения, налоги и сборы;

-основы создания и функционирование финансового, денежного, кредитного и инвестиционного рынков;

-статус национальной валюты, а также статус иностранных валют на территории РФ; -порядок образования и погашения государственного внутреннего и внешнего долга;

-порядок выпуска и оборота государственных ценных бумаг, их виды и типы;

-порядок образования и функционирования свободных и иных специальных зон, которые имеют экономический или миграционный режим, отличный от общего.

Административные методы ГРЭ – это инструменты прямого влияния государства на деятельность субъектов рынка. Они делятся на способы запрещения, разрешения и принуждения.

Запрещение — это запрет какой-либо деятельности, признание каких-либо товаров и услуг и их компонентов общественно вредными, ненужными, не допускаемыми к применению. Например, государство может ввести запрещение транзита, т. е. следование через находящуюся под его суверенитетом территорию неугодных ему лиц, грузов и транспортных средств других государств в целях обеспечения безопасности или по другим причинам. Некоторые страны проводят политику запрета внешнеэкономических связей. В США, например, торговые запреты существуют в отношении Ирака, Сирии, КНДР, Вьетнама, Кубы, Ливии.

Разрешение — это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления, обладающим соответствующим правом. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, на ввоз и вывоз ряда товаров (лекарств, продовольствия). Например, в Великобритании существует особое разрешение на расширение производственных мощностей. Оно выдается местными властями по согласованию с органами пожарного надзора, контроля над окружающей средой и др. Такое разрешение требуется при оформлении страхования на вновь возведенный объект.

Принуждение — один из методов управления, основанный на порицании и применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, несвоевременная уплата налогов, уменьшение налогооблагаемой базы приводят к взиманию штрафов с налогоплательщиков.

Их признаки: прямое влияние государственных органов или должностных лиц на действия исполнителей через установление: обязанностей, норм поведения, безальтернативного выбора способов решения задач; обязательность выполнения приказов, распоряжений; ответственность субъектов хозяйствования за уклонение от выполнения приказов.

В экономически развитых странах в нормальных условиях административные методы играют второстепенную роль. Так, сфера административных мер ограничивается преимущественно защитой окружающей среды, созданием благоприятных условий для жизнедеятельности малообеспеченных слоев населения, а также предотвращением развития теневого бизнеса.

Использование административных мер становится целесообразным тогда, когда рыночный механизм и экономические методы ГРЭ оказываются недостаточными или действуют чересчур медленно.

Основными инструментами административного регулирования являются лицензии, квоты, санкции, нормы, стандарты, государственные заказы, цены и т.д.

Лицензии – это специальные разрешения, которые выдаются субъектам предпринимательской деятельности на осуществление отдельных видов деятельности. Лицензирование направлено на защиту экономических интересов страны, общества и его членов как потребителей товаров и услуг.

Составным элементом лицензирования является перечень видов предпринимательской деятельности, которые имеют лицензионный (разрешительный) статус.

Квота – доля в производстве или сбыте продукции, устанавливаемая в рамках закона или различными соглашениями.

Квотирование осуществляется с целью создания конкурентной среды, защиты отечественного рынка, стабилизации цен на внутреннем рынке.

Санкции – это система мероприятий, направленных на наказание субъектов рынка, которые не выполняют установленных правил деятельности.

За невыполнение субъектами рынка определенных обязательств, в порядке экономических санкций, государство может требовать уплату неустойки, штрафов, пени, а также изымать выручку в государственные или местные бюджеты.

Норма – это, во-первых, научно обоснованная мера общественно необходимых затрат ресурсов на изготовление единицы продукции заданного качества, во-вторых, правила поведения людей и осуществление определенных видов экономической деятельности.

Норматив – поэлементная составная нормы, характеризующая количество выработанных или использованных в потреблении товаров (работ, услуг, ресурсов) на любую единицу, например, на душу населения, на одного занятого, на единицу времени (площади, объема) и т.п.

С помощью норм и нормативов осуществляются планово-экономические расчеты, регулирование в сферах производства, труда, социальной защиты населения, охраны окружающей природной среды.

Стандарты – это единые нормы и требования, предъявляемые к промышленному сырью и готовой продукции (по типам, маркам, параметрам, размерам , качеству изделий, по величине измерений, методам апробирования и контроля, правилам паковки, маркировки и правилам сохранности продукции, технологии производства).

Объектами стандартизации являются конкретная продукция, нормы и нормативы, требования, методы, сроки, обозначения и т.д.

Соблюдение государственных стандартов является обязательным для всех субъектов экономической деятельности.

Государственный заказ является инструментом как административного, так и экономического регулирования.

Цены тоже могут использоваться и как инструменты административного регулирования.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Методы и инструменты государственного регулирования экономики

В современных условиях применяются разнообразные методы воздействия на экономику. К ним относятся:

1) 1)государственные методы. Среди них следует выделить программирование, прогнозирование, планирование, налоговое регулирование, регулирование цен и т.д.;

2) негосударственные методы. К ним относятся общественные рычаги воздействия на экономику (соглашения между товаропроизводителями о рынках сбыта, ценах; функционирование различных ассоциаций, обществ потребителей и т.д.);

3) институциональные методы. Они представлены товарными и фондовыми биржами, коммерческими банками, рекламными агентствами и другими учреждениями, обслуживающими рыночное хозяйство.

Комбинация этих методов позволяет создать эффективный рыночный механизм.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами в целях стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределение доходов.

Читайте также:
Метод цепных подстановок понятие в экономическом анализе, недостатки

Свои функции по регулированию экономики государство осуществляет с помощью определенных методов и инструментов. Анализ западных теорий и мирового опыта позволяет говорить как о формировании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном наборе методов и инструментов ГРЭ.

Методы государственного регулирования экономики подразделяются на косвенные (экономические) и прямые (административные). В рыночной экономике преобладают экономические методы регулирования.

Экономические методы регулирования рыночных отношений представляют собой методы, основанные на управлении интересами и через интересы. Экономическое регулирование осуществляется через кредитно-денежную, налоговую, бюджетную, социальную, ценовую и внешнеэкономическую политику государства, а также путем использования программирования, прогнозирования и планирования.

Кредитно-денежная политика предполагает использование государством метода косвенного воздействия на элементы рыночного механизма и, прежде всего, оптимальность денежного обращения. Основные инструменты кредитно-денежной политики – норма обязательных резервов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции Центрального банка с государственными ценными бумагами на фондовом рынке. Эти инструменты позволяют государству противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них инвестиционный процесс, производство и занятость, оказывать воздействие на движение курса акций.

Налоговая политика. Инструментарий налоговой политики включает: налоговые скидки на инвестиции («налоговый кредит»), систему ускоренной амортизации основного капитала, специальные налоговые льготы. С помощью налоговой политики государство налаживает эффективное стимулирование экономического роста, организует перераспределение доходов, распространяет систему прогрессивного налогообложения, освобождает от налогообложения ту часть доходов, которая идет на благотворительные цели.

Бюджетная политика включает в себя: регулирование государственных расходов; осуществление государственных закупок; выпуск государственных внутренних займов; поддержку и регламентирование государственного предпринимательства. В рамках бюджетной политики государство оказывает косвенное воздействие на экономику посредством бюджетных субсидий на развитие отстающих районов страны, отстающих отраслей. Бюджетная политика помогает осуществить структурные преобразования производства, сглаживает региональные диспропорции, снижает остроту проблемы вынужденной безработицы.

Важное место в воздействии государства на экономические процессы занимает государственное предпринимательство. Наблюдается рост государственного сектора в экономике, причинами которого являются необходимость поддержания национальной обороны, инфраструктурное обеспечение макроэкономических процессов, рост народонаселения, урбанизация, охрана окружающей среды и т.д. Сфера государственного предпринимательства достаточно широка. Оно развито в таких отраслях, где срок окупаемости и капиталоемкость сравнительно высоки. Это энергетика, добывающая промышленность, транспорт, связь, то есть отрасли низкорентабельные и поэтому мало привлекательные для частного бизнеса. Государство берет на себя развитие этих отраслей, тем самым, способствуя нормальному функционированию всех сфер экономики.

Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля национального дохода передается от относительно богатых к относительно бедным слоям населения.

При формировании социальной политики используют такие инструменты, как регулирование минимальных ставок оплаты труда, установление размеров пенсий, пособий по безработице и т.д. В связи с проблемой инфляции используется всесторонний контроль за динамикой зарплаты и цен. Регулирование цен осуществляется с помощью косвенных методов. При этом используют инструменты, влияющие на цены через соотношение между спросом и предложением на рынке. Здесь важную роль играет эмиссионная политика, направленная на ограничение денежной массы в обращении, и налоговая политика (например, отмена ряда налогов, снижение налоговых ставок). Применяется и прямое регулирование цен путем их «замораживания», установления определенного уровня цен на отдельные товары.

Во внешнеэкономической политике государство использует такие инструменты, как законодательное установление ставок таможенных пошлин и обменных курсов валют, использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений.

Важными формами государственного регулирования являются программирование, прогнозирование и планирование. Их применение связано с усложнением хозяйственных связей и необходимостью применения комплексных методов в достижении кратко-, средне- и долгосрочных целей. Объектами таких целевых программ являются отдельные отрасли, регионы, социальная сфера, направления научных исследований и т.д. Программы бывают обычные, целевые, чрезвычайные.

Наиболее распространены общенациональные программы по восстановлению экономики, структурной перестройке, приватизации, стабилизации экономики.

В условиях рыночной экономики применяется планирование экономики в рамках довольно продолжительного периода – 4 – 5 лет. Такие планы разрабатываются правительствами Японии, Франции, Южной Кореи. Эти планы отличаются от планов командно-административной экономики тем, что не имеют директивного характера. Это индикативные планы, то есть планы целевого, рекомендательного характера при определенном ресурсном обеспечении со стороны государства.

Экономические методы государственного регулирования не ограничивают свободу предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или понижение учетной ставки являются мерами, направленными на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Экономические методы регулирования адекватны природе рынка.

Административные методы регулирования экономики базируются на силе государственной власти, и включает в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Административные меры заметно сужают свободу экономического выбора. Но они вполне обоснованны в ситуациях, когда ничем не ограниченная свобода отдельных субъектов оборачивается тяжелыми потерями для остальных и для рыночной экономики в целом.

К административным методам регулирования относятся:

1) прямой государственный контроль над монопольными рынками. Монополист может натворить в экономике много пагубных дел. Его трудно обуздать с помощью экономических методов воздействия. Монопольные рынки весьма неодинаковы. Поэтому к ним применяются и различные административные меры воздействия. Например, там, где государственная монополия признана естественной, оправдано полномасштабное администрирование. Здесь имеются в виду директивное планирование производства, издержек и цен, прямой контроль за качеством и потребительскими свойствами товаров и услуг, гарантированное материально-техническое снабжение (фундаментальная наука, оборона, энергетика, железная дорога и т.д.).

Читайте также:
НДФЛ простыми словами 💡 расшифровка, расчет ставки подоходного налога

Несколько иного отношения со стороны государства заслуживают групповые монополии. По отношению к ним применяются мягкое администрирование (планирование, допустимые пределы колебания цен:

1. определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения, той «планки», ниже которой – нищета. В данном случае имеются в виду: гарантированный минимум заработной платы, пособия по безработице, социальные выплаты;

2. лицензирование и квотирование, субсидии, субвенции, дотации, льготное кредитование, инвестиции со стороны государства. Целью таких мероприятий является: достижение приоритетов экономического развития, защита общественно необходимых секторов экономики и отдельных групп населения. Государство осуществляет прямое воздействие на размер, структуру и направление развития национального рынка путем государственного заказа. Через инвестиции государство обеспечивает развитие отраслей, определяющих научно-технический прогресс, а также подготовку квалифицированных кадров и проведение научных исследований;

3. разработка стандартов и контроль за их соблюдением. Это жесткие стандарты, гарантирующие населению жизнь в условиях экологической безопасности;

4. правовые методы. Государство возлагает на себя обязанность гаранта, обеспечивающего правовые нормы поведения всех субъектов рыночной экономики.

Следует отметить, что жесткое разграничение экономических и административных методов, возведение между ними непроницаемой стены, а тем более, предпочтение какому-то одному методу в ущерб другому, несостоятельно, так как само разграничение этих методов до некоторой степени носит условный характер.

Дело в том, что с одной стороны, элемент администрирования несет в себе любой экономический регулятор. Например, денежное обращение ощутит влияние такого экономического приема, как изменение нормы процента по кредитам, не раньше, чем будет принято административное решение о ее повышении, скажем с 20 до 30%.

С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое, так как он косвенно оказывает влияние на поведение субъектов рынка. Например, жесткий административный контроль государства над завышением цен побуждает предприятия искать другие источники роста доходов: снижать издержки, изменять номенклатуру выпускаемой продукции и т.д.

В государственном регулировании экономики существуют ограничения, связанные с требованиями рынка. Так, недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм. К примеру, тотальное директивное планирование, натуральное распределение материально-технических средств и т.д. Необходимо рациональное сочетание экономических и административных методов, так как одностороннее увлечение теми и другими может привести к разрушению рыночного механизма.

Среди экономических регуляторов нет ни одного идеального. Каждый из них дает положительный результат в одном случае, а в другом, вызывает негативные явления. Например, стимулируя внедрение новой техники и технологии, государство способствует освобождению работников, усложняет ситуацию на рынке труда. Поэтому оно должно позаботиться о вовлечении в производство высвобождаемых работников.

Нужно творчески применять все методы государственного регулирования, но для каждого из них необходимо определить те экономические зоны и ситуации, те ниши, где его применение более целесообразно.

Вопросы для самопроверки

1. Решение, каких проблем не подвластно рыночному механизму?

2. Какова главная задача государства в развитии рыночной системы?

3. Назовите и охарактеризуйте основные функции государства.

4. Какие методы использует государство для воздействия на экономику?

5. Что такое государственное регулирование экономики?

6. Охарактеризуйте экономические и административные методы государственного регулирования экономики.

7. Почему необходимо рациональное сочетание экономических и административных методов государственного регулирования экономики.

1.Камаев В.Д., Абрамова М.А., Александрова Л.С. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.,1999. – 635 с.

2. Мостовая Е.Б. Основы экономической теории. – М.: Инфра – М, 1997

3. Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Экономическая теория. – М.: Инфра – М, 2003

4. Экономическая теория./ под. ред. Видяпина В.И., Добрынина А.И., Журавлевой Г.П., Тарасевича Л.С. – М.: Инфра – М, 2002

5. Экономическая теория / под. ред. В.Д. Камаева. – М.: Владос,1998

6.Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. – М., 1997. – 783 с.

[1] К факторным доходам относятся: доход наемных работников, рентный доход, ссудный процент, прибыль корпорации.

[2] Трансфертные платежи – это выплаты государства отдельным частным лицам и фирмам (в виде пенсий, пособий, денежных и натуральных выплат), увеличивающие возможности их потребителей.

Дата добавления: 2015-01-13 ; просмотров: 3665 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Госрегулирование экономики – инструменты, методы

12. Государственное регулирование экономики: формы, методы, инструменты

Объекты гос.регулирования:

1) экономический цикл и его отдельные фазы. Антициклическая политика – во время кризисов и депрессий стимулировать спрос, инвестиции, занятость. Для этого увеличиваются гос.расходы, предоставляются финансовые льготы. Во время подъема предпринимаются меры для сокращения перепроизводства товаров и перенакопления капиталов;

2) секторальная, отраслевая и региональная структуры рынка. Структурная политика позволяет поддерживать отдельные оторсли и регионы;

3) условия накопления капитала;

4) занятость – меры по поддержке соотношения между спросом и предложением рабочей силы (поддержание уровня естественной занятости);

5) денежное обращение – меры по снижению инфляции, снижение дефицита госбюджета;

6) платежный баланс – регулируется с помощью воздействия на экспорт и импорт, движение капиталов, повышение/понижение курса национальных валют и т.д.;

7) цены – регулирование тарифов на услуги ж/д, телеграфа, почты, установленных государственных монопольных цен и т.д. Для этого вводятся или отменяются таможенные ограничения, изменяются учетные ставки, изменяют налоги, осуществляется денежная эмиссия, выдаются гос.субсидии (доплаты) производителю или потребителю и т.д.осуществляется;

8) научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы;

9) условия конкуренции – антимонопольная политика;

10) социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;

11) подготовка и переподготовка кадров;

12) окружающая среда;

13) внешнеэкономические связи.

Для воздействия на экономику государство использует различные методы, инструменты, средства, которые в совокупности образуют механизм государственного регулирования.

Читайте также:
Предельные издержки - как рассчитать по формуле

Основными методами государственного регулирования экономики являются экономические и административные.

– К экономическим методам относятся:

· средства бюджетно-налоговой политики – означает разработку, утверждение и исполнение бюджета государства;

· средства денежно-кредитной политики – представляет собой систему государственных мер по поддержанию стабильности цен и валюты, необходимого объема денежной массы.

· государственное предпринимательство играет важную роль в регулировании экономики, особенно в условиях кризиса, когда частные инвестиции резко сокращаются. Увеличивая вложения в предприятия государственного сектора, правительство препятствует общему экономическому спаду и образованию массовой безработицы.

– Административное регулирование осуществляется с помощью лицензирования, квотирования, принудительного разукрупнения монополий или картелирования и др.

Экономические методы оказывают регулирующее влияние на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов рынка. В условиях спада производства государство применяет методы, стимулирующие экономическую активность. Наоборот, при «перегреве» экономики они стремятся снизить эту активность.

Административные методы регулирования оправданы при решении вопросов охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности страны. Они необходимы при разработке стандартов, нормативов и осуществлении контроля за их соблюдением. Без них невозможно эффективное проведение внешнеэкономической деятельности.

Государственное регулирование предполагает использование различных инструментов, прежде всего, прогнозирования и программирования.

Прогнозирование — это научное предвидение будущего состояния экономики, направленное на решение крупномасштабных, стратегических задач.

Основой программирования является государственный бюджет и государственный сектор в сфере производства. Прежде всего, с помощью программ решаются задачи структурной перестройки, осуществления капитальных вложений, достижения экологического равновесия и др.

Возврат страховки по кредиту.

Почему нужно возвращать страховку

Возврат страховки по кредиту — популярная сегодня услуга, которой пользуются многие заемщики. Чтобы вернуть страховой взнос клиент должен написать заявление и направить его в офис страхователя. На это заемщику отводится 14 дней с даты подписания договора. Страховка по кредиту в некоторых случаях составляет 30% от суммы кредита.
См. также: Тест: можно ли вернуть страховку по кредиту?

При этом очень сильно вырастает переплата по кредиту. При получении денег их часть идет на оплату страховки. Т.е на руки при получении кредита 130 тыс. рублей, к примеру, вы получите 100 тыс. рублей. Поэтому вернуть эти 30 тыс. рублей однозначно стоит — это уменьшит переплату по кредиту

В этом случае организация не сможет отказать и будет вынуждена вернуть деньги в 14-ти дневный срок с момента получения такого заявления. Если клиент не успевает подать заявление в период охлаждения, деньги ему могут и не вернуть. Тут все зависит от страховой организации и действий заемщика.

Если вам нужна юридическая помощь с возвратом страховки, вы подписали договор и вам не рассказали о страховке, то лучше обратиться к квалифицированным юристам за возвратом.

Быстрый возврат денег за страховку

  • Бесплатная консультация по анализу документов
  • Быстрый возврат страховки по кредиту, если не прошло 14 дней
  • Оплата по факту за успешный возврат
  • Возможен возврат коллективной страховки
  • Быстрый результат, минимум волокиты

Что такое страховка и зачем она нужна?

Добровольное страхование при получении кредита — самая распространенная дополнительная услуга, которую навязывают банки и другие кредитные организации. Именно страховка приводит к бОльшей финансовой нагрузке на заемщика и как следствие, к увеличившейся переплате по займу.

Страховка гарантирует банку возврат кредитных средств за счет страховой организации при наступлении страхового случая. С помощью страховки банк минимизирует риски по возврату денег, особенно в случае с ипотечным кредитованием и автозаймами.

Страховка удобна и заемщикам, которым при наступления страхового случая не нужно будет выплачивать ежемесячные взносы по займу в течение определенного времени, закрепленного договором. Вместо них это будет делать страховая организация. В России очень негативно относятся к такой услуге, но и для клиентов она может быть полезной.

Как отказаться от полиса и чем это чревато?

Отказаться от страхового полиса на стадии подачи заявки очень просто. Достаточно сообщить о своем отказе сотруднику организации и не подписывать дополнительное соглашение на присоединение к страхованию. Однако для клиента это может выйти «боком». Среди самых распространенных последствий отказа можно выделить:

  • Отрицательное решение по займу без полиса. Банки часто отказывают в займе клиентам, которые не заключают договор страхования. Это обуславливается тем, что кредитор никак не защищен от возможного невозврата займа по займу в случае, если заемщик и его кредитная история не самые лучшие. В таких случаях к положительному решению банк может склониться именно из-за подключенной страховки и наоборот, отказать из-за ее отсутствия.
  • Значительное повышение % ставки. Еще одна частая уловка банка, которая грозит клиентам, которые откажутся от полиса. Обычно кредитные организации предлагают 1 кредитный продукт с разными тарифами со страховкой и без нее. Наличие полиса снижает процентную ставку для заемщика на 5-10 процентных пунктов, отсутствие таковой увеличивает ее на 10-15 пунктов. Естественно заемщик старается выбрать вариант подешевле и берет займ со страховкой, забывая, что ему придется оплатить высокий страховой взнос за счет тела кредита. Это может быть намного дороже стандартного повышения процентной ставки.
  • Значительное изменение условий кредитования в худшую для заемщика сторону. Помимо повышения процентной ставки отказ от страховки по кредиту может привести к уменьшению лимита кредитования, намеренному увеличению срока займа или его уменьшению и т.д. Банкам очень выгодно подключать заемщика к страховке, поэтому они всяческими методами будут вынуждать клиентов оформлять займ с полисом.

Возврат страховки: основные нюансы

Если вы присоединились к договору страхования, получили одобрение по займу и хотите отказаться от полиса, сделать это можно в течение 5 дней с момента заключения такого договора. Главное условие — отсутствие страхового случая в течение этого периода. В некоторых банках клиенту дается 14-30 дней для возврата страховки (Сбербанк, ВТБ), что закреплено договором, поэтому перед его подписанием нужно тщательно читать все документы.

Читайте также:
Утечка мозгов из России причины научной эмиграции за рубеж, последствия, статистика, динамика и масштабы угрозы социально-экономического явления

14-дневный период «охлаждения» ввели согласно указу ЦБ РФ от 20.11.2015 N 3854-У. По усмотрению страховая организация или банк может ввести более длительный период охлаждения.

Деньги страхователь должен вернуть заемщику в 10-тидневный период с момента получения соответствующего заявления на возврат страховки по кредиту. Часто страхователи задерживают выплаты, поэтому по истечению 10 дневного срока клиенту лучше обратиться в Роспотребнадзор с соответствующей жалобой.

Если вы подаете заявление на страхование в тот же день, что и получили кредит, то скорее всего, договор страхования ее не начал действовать, поэтому клиент получит 100% от страхового взноса.
Если прошло 1-3-5 дней, то заемщик получит не 100% от уплаченной страховой премии, а лишь ее часть за вычетом суммы пропорциональной периоду, который прошел с даты получения полиса до даты получения страхователем заявления от клиента.

То есть, если клиент направил заявление на возврат страховки через 4 дня после после получения полиса, то страхователь удержит ее часть за эти 4 дня, в течение которых клиент был официально застрахован. Сумма за столь короткий срок будет небольшой.

Закон об охлаждении и возврате страховки в 14-тиднейвный срок не относится к КАСКО (автострахованию) и ипотечным кредитам, где обязательное страхование объекта недвижимости обусловлено законом. Указ об охлаждении затрагивает потребительские и товарные кредиты, нецелевые займы и любые другие виды кредитов, по которым не предусмотрено обеспечение.

Возврат страховки по шагам — что делать заемщику?

В 14-тидневный срок после заключения договора страхования клиенту нужно написать заявление на отказ от страхования. Идеальным вариантом будет позвонить или обратиться лично в свою страховую организацию и попросить предоставить образец такого заявления.

Если этого сделать не удастся, писать бумагу нужно по стандартной схеме с обязательным указанием ФИО и паспортных данных, данных договора страхования (номер, дата заключения и другие важные условиях), причины расторжения договора страхования (отсутствие необходимости в страховке, законодательно закрепленное право на отказ от страховки в течение 14 дней и т.д.)

Также в заявлении нужно указать номер счета и банковские реквизиты для возврата страховки. Их можно найти в банке, где у вас открыт счет. В заявлении нужно проставить дату и подпись.

Также заемщику нужно сделать копию своего кредитного договора и паспорта, а также документ об уплате страховой премии. Весь пакет документов следует подать в офис своей страховой компании. Многие заемщики несут бумаги в банк, что совершенно не верно. При индивидуальном страховании заявление на отказ от страховки подается в страховую организацию, а не в банк.

Доставить бумаги до адресата можно несколькими способами:

  1. Отнести их в отделение лично. В этом случае клиенту нужно подготовить 2 экземпляра документов, указав это в заявлении. Одно нужно отдать сотруднику страховой компании, а на втором обязательно попросить проставить дату приема заявления и печать организации. Это нужно для того, чтобы впоследствии подтвердить, что документы были сданы страховой в 14-тидневный срок, а не позже.
  2. Отправить заказным письмом с уведомлением и описью вложения по Почте. Не стоит беспокоиться о медлительности Почты России и задержках при отправлении, потому что датой передачи заявления будет считаться штамп Почты России о получении письма, а не фактическая дата, когда оно дойдет до адресата.

В течение 10 дней после получения такого заявления страховая компания должна вернуть деньги. Однако практика показывает, что организации всячески затягивают эту процедуру и фактически возвращают деньги только через месяцы.

Почему могут отказать в возврате страховки?

Если заемщик направил заявление на отказ от страхования в течение 14-ти дней с момента заключения договора, отказать страховая компания не сможет по закону. Однако есть ряд случаев, когда страховой агент может вынести отказ.

Во-первых, это законно, когда наступает страховой случай и организация исполняет свои обязанности. Например, заемщик взял кредит, а через день его уволили с работы (полис по случаю потери работы), либо он попал в больницу с серьезным заболеванием и не сможет в ближайшее время работать (полис по страхованию жизни и здоровья). В этой ситуации страхователь будет выплачивать ежемесячные платежи по кредиту вместо клиента согласное условиям заключенного договора.

Во-вторых, отказать в выплате страховки организация может в случае, если клиент подаст соответствующее заявление по прошествии 14-тидневного срока охлаждения. В этом случае страховая компания не обязана возвращать деньги. Клиенту можно будет попытаться вернуть деньги через суд, доказав, что страховка была навязана.

В-третьих, отказ придет в случае, если заключался договор коллективного страхования. Ее вернуть в 14-ти дневынй срок не удастся. Клиенту останется лишь подать иск в суд и пытаться признать пункты договора о присоединении к коллективной страховке ничтожными, в соответствии с п.2 ст. 15 Закона о защите прав потребителей в РФ. Согласно этому пункту, продавцам услуг запрещено обуславливать приобретение одних услуг безоговорочным приобретением других услуг.

В-четвертых, страховая компания может отказать в выплате страховки по истечению 3-х лет. В этом случае наступит срок исковой давности и клиенту откажут в рассмотрении иска в суде.

В-пятых, отказ может прийти в том случае, если заявление заполнено неверно или отсутствуют какие-то обязательно документы в пакете. Поэтому так важно обратиться в свою страховую компанию и получить полный перечень необходимых документов для подачи заявления и его образец.

Читайте также:
Экономические показатели деятельности предприятия, анализ и расчет

Особенности возврата страховки при досрочном погашении

Если у клиент есть займ на 3 года + страховка на весь срок, а он через год исправного погашения решил закрывать займ досрочно, то может вернуть страховую премию, но не всегда. Все зависит от конкретной ситуации: договора кредита и страхования.
Читайте также: Можно ли вернуть страховку при досрочном погашении: судебная практика

В каждом конкретном случае это отдельный вопрос.

Какие бывают страховки?

В первую очередь все страховки делятся на коллективные и индивидуальные. По договорам индивидуального страхования клиент заключает договор непосредственно со страховой компанией. Итог — взаимоотношения: страховая компания — физическое лицо.

По договорам присоединения к коллективному страхованию клиент заключает договор о присоединении к страховке с банком, который является страховым агентом. Итог: взаимоотношения: страховая компания — банк (юридическое лицо).

После такого разделения страховки делятся по видам. Одни из них являются необязательными и их можно вернуть, другие же нельзя. Рассмотрим виды страховок, возврат по которым сделать не удастся:

  • КАСКО. Оформляется при покупке машины в кредит.
  • Страхование недвижимости актуально для ипотечных кредитов и займов под залог недвижимости.

К необязательным видам страховки можно отнести:

  • Страхование жизни и здоровья заемщика — добровольная страховка, регулируемая ст. 935 ГК РФ.
  • Полис на случай потери трудоспособности, работы, сокращения и т.п. В этом случае страховая компания будет выплачивать кредит за заемщика в течение 4-10 месяцев в зависимости от условия договора. В течение этого срока клиент должен найти работу. Даже если он этого не сделает, страховая компания перестанет выплачивать заем после указанного срока и клиенту придется искать деньги на погашение ежемесячных взносов самому. Обычно такая страховка длится только в течение срока действия кредитного договора.
  • Титульное страхование (ипотечные кредиты) тоже не является обязательным, несмотря на строгое условие банков обязательно оформлять эту страховку при получении ипотеки.
  • Страхование имущества по потребительским кредитам

Почему нельзя отказаться от страховки при автокредите и ипотеке?

Дело в том, что обязательность страхования по этим кредитам закреплена законодательно. То есть, в этих случаях страховка не является навязанной дополнительной услугой, она закреплена законодательством и включена в условия получения кредита. Это значит, что от нее нельзя отказаться, как от дополнительно навязанной услуги, как в случае с потребительскими займами и прочим.

Обязательность наличия страховки для приобретаемого имущества от утраты обуславливается ст. 935 ГК РФ и ст. 31 ФЗ «Об ипотеке». Согласно этим документам банк вправе требовать от клиента обязательное страхование приобретаемого имущества на случай порчи, утри и т.д. При этом титульное страхование, страховка жизни и здоровья, потери работы и т.д при ипотеке и автокредитах являются необязательными.

Такая страховка будет полезна и для заемщиков, если наступит страховой случай. Например, автомобиль могут угнать, тогда клиенту придется продолжать выплачивать кредит за машину, которой нет и неизвестно, вернется ли она к хозяину, а в случае со страхованием это будет делать страховая компания.

Коллективная страховка и возврат денег по ней

После выступления в силу указа Центробанка о периоде охлаждения банки начали искать различные ухищрения, чтобы этого избежать. Кредиторы начали подключать клиентов к коллективной страховке.

Пятидневный период для возврата премии не действует по договорам присоединения к коллективному страхованию, потому что по указу ЦБ такая возможность закреплена за страхователем и физическим лицом, а не юридическим. При коллективном страховании договор заключается между страхователем и банком, который является юридическим лицом. Таким образом, указ ЦБ РФ на такие взаимоотношения не распространяется.

Выход найдется и в этом случае, если страховая организация предусматривает в своих документах возможность отказа от присоединения к коллективному страхованию при предоставлении соответствующего заявления. Тогда заемщику нужно написать заявление на отказ от присоединения к коллективному страхованию и возврат денег по страховому взносу. Такие пункты редки в условиях страховых компаний, но имеют место быть.

Сейчас коллективную страховку можно также вернуть, на это есть решение суда, поддержанное Роспотребнадзором — см. http://72.rospotrebnadzor.ru/content/465/79981/

Прежде чем писать заявление на отказ от страхования клиента, клиентам нужно убедиться, что процентная ставка по кредиту существенно не изменится. Иногда выгоднее оставить страховку, чем отказаться от нее, получив обратно страховой взнос и увеличенный процент по кредиту.

Успешный опыт возврата денег за страховку

В интернете достаточно много отзывов от заемщиков, которым удалось вернуть страховку по потребительским и товарным кредитам в течение 14-ти дней после заключения договора страхования.

Все они утверждают, что деньги им вернули не в течение 10, а гораздо позже, но деньги все-таки вернули.

Отзыв по отказу страховки в Сбербанке.

Отзыв о возврате навязанной страховки по автокредиту.

Отзыв о возврате страховки в Сбербанке.

Отзыв о получении страховки по кредиту Почта Банка, страховщиком по которому является организация Кардиф.

В каких банках какой размер страховки

Об этом в видео

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: