Господин Простаков – характеристика героя в комедии Недоросль

Образ и характеристика господина Простакова в комедии Недоросль Фонвизина сочинение

Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» представляет собой произведение, идеи, озвученные в котором, актуальны и в современной жизни. Главной задачей автора было описание представителей совершенно разных слоев населения представленного времени, а также освещение их пороков. Характерной чертой произведения является разделение героев на положительных и отрицательных.

Господин Простаков предстает в комедии «Недоросль» как отец семейства Простаковых, являясь родителем Митрофанушки и мужем жестокой и невежественной госпожи Простаковой. В произведении он выступает отрицательным персонажем наряду со своей женой. Его характер отражается через фамилию. Герой достаточно прост как в своих рассуждениях, так и при общении с людьми, он выступает застенчивым и трусливым человеком.

Особый страх он испытывает по отношению к своей жесткой и властной жене, он крайне боится попасть под гнев госпожи Простаковой, поэтому старается ей никогда не перечить и всегда соглашается с ее мнением. Господин Простаков по происхождению является дворянином, но такие черты его характера как лень и безвольность не позволяют ему стать полноправным хозяином своего поместья и распоряжаться крепостными крестьянами.

Отношение госпожи Простаковой к своему мужу крайне пренебрежительное, она открыто называет его «уродом», постоянно унижает и даже избивает. Решения по существованию и функционированию семьи она полностью берет на себя, в обход мнения господина Простакова, которое он, как правило, и не имеет.

Уважения со стороны сына Митрофана по отношению к собственному отцу также нет. Связано это не только с особенностями характера Простакова, но и с его абсолютной безграмотностью. Сын никогда не обращается к нему за советом или за помощью и не воспринимает своего отца серьезно. Можно сказать, что у господина Простакова нет никакого влияния на Митрофанушку. Но сама любовь дворянина к собственному сыну огромна и слепа, он гордится своим сыном, не замечая его ошибок.

Проанализировав слова и мысли Простакова, его поведение и взаимоотношения с другими героями комедии, можно точно определить дворянина как самого безликого участника произведения «Недоросль». Господин Простаков не несет в себе какой-либо индивидуальности и не выражает собственного мнения, так как все его взгляды идентичны идеям его более значимой супруги.

Герой на все события смотрел «глазами» своей жены и полностью мирился с тем, что все решения принимала госпожа Простакова, причиной этого являлась его неприспособленность к жизни, глупость и безвольность. Митрофанушка не воспринимал серьезно своего отца, а крестьяне не видели в нем дворянина и хозяина поместья.

Таким образом, герой господина Простакова не является центральным в комедии, представая тенью других персонажей. Но именно на его примере автор показывает последствия глупости и безвольности человека, что позволяет читателю принять это к сведению и сделать собственный вывод об этом.

Сочинение господин Простаков

В 1781 году Д.И. Фонвизиным была написана комедия «Недоросль». Это произведение затронуло множество проблем, актуальных и в наше время. Например, проблему воспитания и безнравственного поведения людей, которые открылись в образе Митрофанушки, Скотинина и Простаковой. Это персонажи, которым автор отвел главную роль в комедии. Но кроме этих персонажей, в комедии есть и другие. И, хоть им и отведена второстепенная роль, без них комедия не была бы настолько полной. В данном сочинении хотелось бы поговорить о таком персонаже, как господин Простаков.

Простаков – это помещик, владелец имения, отец Митрофанушки и муж госпожи Простаковой. Господина Простакова можно охарактеризовать как робкого, трусливого человека, который во всём потакает своей жене. Простаков настолько ленив и слабохарактерен, что даже не может быть полноценным хозяином в своём доме. Все дела ведёт его жена, которой он безропотно подчиняется.

Наиболее полно образ Простакова можно охарактеризовать, прибегая к высказываниям о нём членов его семьи. Жена отзывается о нём как о рохле: «рохлею родился…» и выставляет его перед всеми в дурном свете, называя «уродом».

На протяжении всей комедии этот человек находится как бы поодаль, в тени. Ему даже отведено мало реплик. Всё за него решает его жена – тиран семьи и поместья, от которой все в буквальном смысле слова плачут. Некая безликость господина Простакова отражает его истинный характер. Характер человека, не имеющего своего мнения, своей позиции в отношении тех или иных жизненных вопросов. Однако его нельзя назвать черствым или бездушным – ведь, насколько помнит читатель, именно он сообщает и рассказывает историю Софьи. Но привычка во всём и везде потакать своей жене приводит к тому, что этот человек становится тенью своей жены. Он даже представился Стародуму как «женин муж». Лень и неведение не дают Простакову проявить себя, как подобает главе семейства. Даже его сыну Митрофанушке приснился сон: «матушка бьёт батюшку». Также Простакова можно обозначить как безграмотного человека. Недаром Правдин отзывается о нём как о «дураке бессчётном».

Семья Простаковых, в своём роде, несчастная семья: жена превратилась в жестокого монстра, сын вырос оболтусом и балбесом, а поместье скоро будет реквизировано государством. Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что беды семьи Простаковых – это следствие пассивности, лени и деградации господина Простакова, который не сумел проявить волю и оказать должного влияния на членов своей семьи.

Читайте также:
Сочинение Любовь сильнее смерти по роману М.А. Булгакова

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика господина Простакова в комедии Недоросль

Популярные сегодня темы

Александр Николаевич Островский является известнейшим русским драматургом и «отцом» русского национального театра. В своих пьесах, Островский не раз изображал социальную несправедливость

Роман Идиот, написанный Фёдором Михайловичем Достоевским, был опубликован в 1868 году. Однако, интерес к этому произведению остаётся прежним среди читателей по всему мир

У нас дома растут разные цветы: фиалки, декабрист, лечебный цветок алое, традесканция. Мне нравиться за ними ухаживать: поливать, рыхлить вокруг землю.

Главным героем поэмы «Мертвые души» является Павел Иванович Чичиков. Павла Ивановича воспитывал больной отец и всегда учил, что нужно быть терпеливым и дожидаться нужного момента.

Гениальнейший русский и советский писатель под псевдонимом Максим Горький создал широкое множество прекрасных, поучительных, учащих нравственности произведений. К числу таких горьковских творений можно отнести пьесу «На дне».

Образ и характеристика господина Простакова в комедии Недоросль Фонвизина сочинение

Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» представляет собой произведение, идеи, озвученные в котором, актуальны и в современной жизни. Главной задачей автора было описание представителей совершенно разных слоев населения представленного времени, а также освещение их пороков. Характерной чертой произведения является разделение героев на положительных и отрицательных.

Господин Простаков предстает в комедии «Недоросль» как отец семейства Простаковых, являясь родителем Митрофанушки и мужем жестокой и невежественной госпожи Простаковой. В произведении он выступает отрицательным персонажем наряду со своей женой. Его характер отражается через фамилию. Герой достаточно прост как в своих рассуждениях, так и при общении с людьми, он выступает застенчивым и трусливым человеком.

Особый страх он испытывает по отношению к своей жесткой и властной жене, он крайне боится попасть под гнев госпожи Простаковой, поэтому старается ей никогда не перечить и всегда соглашается с ее мнением. Господин Простаков по происхождению является дворянином, но такие черты его характера как лень и безвольность не позволяют ему стать полноправным хозяином своего поместья и распоряжаться крепостными крестьянами.

Отношение госпожи Простаковой к своему мужу крайне пренебрежительное, она открыто называет его «уродом», постоянно унижает и даже избивает. Решения по существованию и функционированию семьи она полностью берет на себя, в обход мнения господина Простакова, которое он, как правило, и не имеет.

Уважения со стороны сына Митрофана по отношению к собственному отцу также нет. Связано это не только с особенностями характера Простакова, но и с его абсолютной безграмотностью. Сын никогда не обращается к нему за советом или за помощью и не воспринимает своего отца серьезно. Можно сказать, что у господина Простакова нет никакого влияния на Митрофанушку. Но сама любовь дворянина к собственному сыну огромна и слепа, он гордится своим сыном, не замечая его ошибок.

Проанализировав слова и мысли Простакова, его поведение и взаимоотношения с другими героями комедии, можно точно определить дворянина как самого безликого участника произведения «Недоросль». Господин Простаков не несет в себе какой-либо индивидуальности и не выражает собственного мнения, так как все его взгляды идентичны идеям его более значимой супруги.

Герой на все события смотрел «глазами» своей жены и полностью мирился с тем, что все решения принимала госпожа Простакова, причиной этого являлась его неприспособленность к жизни, глупость и безвольность. Митрофанушка не воспринимал серьезно своего отца, а крестьяне не видели в нем дворянина и хозяина поместья.

Таким образом, герой господина Простакова не является центральным в комедии, представая тенью других персонажей. Но именно на его примере автор показывает последствия глупости и безвольности человека, что позволяет читателю принять это к сведению и сделать собственный вывод об этом.

Сочинение господин Простаков

В 1781 году Д.И. Фонвизиным была написана комедия «Недоросль». Это произведение затронуло множество проблем, актуальных и в наше время. Например, проблему воспитания и безнравственного поведения людей, которые открылись в образе Митрофанушки, Скотинина и Простаковой. Это персонажи, которым автор отвел главную роль в комедии. Но кроме этих персонажей, в комедии есть и другие. И, хоть им и отведена второстепенная роль, без них комедия не была бы настолько полной. В данном сочинении хотелось бы поговорить о таком персонаже, как господин Простаков.

Простаков – это помещик, владелец имения, отец Митрофанушки и муж госпожи Простаковой. Господина Простакова можно охарактеризовать как робкого, трусливого человека, который во всём потакает своей жене. Простаков настолько ленив и слабохарактерен, что даже не может быть полноценным хозяином в своём доме. Все дела ведёт его жена, которой он безропотно подчиняется.

Читайте также:
«Судьба барабанщика» - краткое содержание повести А. Гайдара, главные герои

Наиболее полно образ Простакова можно охарактеризовать, прибегая к высказываниям о нём членов его семьи. Жена отзывается о нём как о рохле: «рохлею родился…» и выставляет его перед всеми в дурном свете, называя «уродом».

На протяжении всей комедии этот человек находится как бы поодаль, в тени. Ему даже отведено мало реплик. Всё за него решает его жена – тиран семьи и поместья, от которой все в буквальном смысле слова плачут. Некая безликость господина Простакова отражает его истинный характер. Характер человека, не имеющего своего мнения, своей позиции в отношении тех или иных жизненных вопросов. Однако его нельзя назвать черствым или бездушным — ведь, насколько помнит читатель, именно он сообщает и рассказывает историю Софьи. Но привычка во всём и везде потакать своей жене приводит к тому, что этот человек становится тенью своей жены. Он даже представился Стародуму как «женин муж». Лень и неведение не дают Простакову проявить себя, как подобает главе семейства. Даже его сыну Митрофанушке приснился сон: «матушка бьёт батюшку». Также Простакова можно обозначить как безграмотного человека. Недаром Правдин отзывается о нём как о «дураке бессчётном».

Семья Простаковых, в своём роде, несчастная семья: жена превратилась в жестокого монстра, сын вырос оболтусом и балбесом, а поместье скоро будет реквизировано государством. Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что беды семьи Простаковых – это следствие пассивности, лени и деградации господина Простакова, который не сумел проявить волю и оказать должного влияния на членов своей семьи.

Краткая характеристика героев в комедии «Недоросль» Фонвизина

Фонвизин в своем произведении попытался отобразить порочные нравы провинциального дворянства того времени. Отдельной темой, на которой автор постарался заострить внимание читателя является проблема воспитания молодого поколения. Образ и характеристика главных героев комедии «Недоросль» поможет понять, кто является положительным, а кто отрицательным персонажем. Каждый из них по-своему индивидуален. Многое можно понять, прочитав их имена и фамилии. Глядя на них видишь, какими показателями характера они наделены и что из себя представляют.

Простакова

Дворянка по происхождению. Мать Митрофанушки. Не любит людей и супруга. При любом удобном случае дает мужу понять, что он никто в доме. Женщина командир. Необразованна. Невоспитанна. Отличается особой жестокостью по отношению к крепостным. Злая, грубая баба. Души не чает в единственном сыне. Питает страсть к деньгам. Ради наживы и выгоды пойдет по головам. Хитра и коварна. Именно она придумала план, как обвести вокруг пальца сиротку и женить на ней сынка. Будущее Митрофана для Простаковой на первом месте. Все для него любимого, но сам сынок вряд ли в состоянии оценить по достоинству всепоглощающую материнскую любовь и заботу.

Простаков

Муж Простаковой. Полностью соответствует фамилии. Этакий простачок. Подкаблучник. Пассивный, безвольный мужчина. Привык, что в доме всем рулит жена. Всегда старается угодить ей, иначе можно попасть под горячую руку супруги, а она у нее тяжелая. Самому не раз приходилось получать оплеухи от женушки. Любит сына. В душе гордится единственным наследником. Правда, непонятно, какие могут быть причины для гордости, если сын, кроме презрения ничего вызывать не может.

Митрофан

Главный герой комедии. Сын Простаковых. Недоросль. Подросток шестнадцати лет от роду. Маменькин сынок. Привыкший, что мамаша и ее окружение выполняют любое желание по щелчку пальца, и не дай бог, кто ослушается юного господина. Избалованный, эгоистичный юноша. Любит деньги. Не уважает старших. Никчемный молодой человек. Учеба для него тяжкий труд. Не по зубам ему гранит науки. Ленив. Зато предложение жениться вызвало у парня неподдельный интерес. Вот бы такое рвение да в нужное русло. Невежественен и глуп.

Скотинин

Брат Простаковой. Дворянин. Любит свиней и деньги. Невежественен. Груб. Необразован. Из-за приданого готов был взять в жены Софью, не питая к ней чувств. Невоспитанный, неотесанный мужик. Копия своей сестры.

Софья

Сирота. Дворянка по происхождению. Племянница Стародума, которую под свое крыло взяли Простаковы. Юное, чистое создание. Богатая наследница, что послужило поводом для стычки между хозяйским сыном и Скотининым. Получила хорошее образование. Честна, порядочна. Доброй души человек. Отличается отзывчивостью. Верная. Любит своего жениха Милона. Готова бороться за свою любовь до последнего.

Стародум

Дядя Софьи. Опекун девушки, вынужден был покинуть племянницу на длительное время, чтобы улучшить положение и встать на ноги для ее блага. Хороший наставник. Дает правильные советы. Сильная, авторитетная личность. Мудрый, рассудительный. Добрый. Все нажитое заработал честным трудом. Прямолинеен.

Милон

Жених Софьи. Честный, порядочный парень. Военный. Искренне любит Софью. Высокоморален. Образован. Скромен. Честь и отвага для него не пустые слова. Достойная партия для любой девушки.

Правдин

Государственный служащий. Чиновник. Честный, порядочный человек. Занимается тем, что подвергает наказанию помещиков, отличающихся жестокостью по отношению к крепостным.

Цыфиркин, Кутейкин, Вральман

Горе преподаватели хозяйского сына. Ни один не получил должного образования. Все они из бывших простых работяг.

Читайте также:
Жестокость и доброта в повести Н.В. Гоголя «Шинель» примеры проявления

Вральман работал кучером. Немец. Учит Митрофана иностранному языку. Хитрый, льстивый. Способен на подлость и обман.

Кутейкин обучает недоросля грамоте. Дьячок. Учитель из него никакой. Расчетлив. Труслив.

Цыфиркин. Из бывших военных. Преподает арифметику. Добрый, честный мужчина. Как учитель ничего из себя не представляет.

Еремеевна

Няня Митрофана. Обычная крестьянка. Женщина верно и преданно, как собака, служит хозяйке на протяжении жизни. Терпеливо сносит оскорбления, рукоприкладство, не выражая недовольства. Получает мизерную зарплату, но попросить поднять жалованье у нее не хватит духа, не в ее это характере. Принимает жизнь такой, какая есть.

Тришка

Крепостной крестьянин. Портной при дворе. Не имеет профессионального швейного образования. Неглуп. Может постоять за себя и огрызнуться в ответ на замечания хозяйки. Отличается рассудительностью.

Кто такой Простаков? Характеристика героя из комедии «Недоросль» Д. Фонвизина

Простаков, характеристика которого является предметом настоящего обзора, – это второстепенный персонаж известной комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Он интересен тем, что оттеняет черты характера своей своенравной супруги, которая занимает видное место в произведении. Он отец главного героя Митрофанушки, и его личность отчасти объясняет нрав молодого человека, который прописан автором как избалованный юноша недалекого ума.

Личность

При анализе данной пьесы следует обратить особенное внимание на ту роль, которую играет в развитии сюжета Простаков. Характеристика этого героя позволит учащимся понять тот образ жизни, который вела эта дворянская семья. Школьникам необходимо указать на говорящую фамилию персонажа, которая с самого начала дает читателям подсказку, чего нужно ждать от этого человека.

И действительно, Простаков по натуре очень простодушен, он почти ни о чем никогда не задумывается, позволяя своей жене вести хозяйство и заниматься воспитанием сына. Он робок и даже забит: всякий может ему нахамить, например, его жена часто ему грубит и не стесняется в выражениях, позволяя себе довольно резкие, презрительные и насмешливые замечания насчет мужа.

Образ героя

Простаков, характеристика которого должна обязательно включать анализ степени его образованности, судя по отзывам окружающих, человек недалекого ума. Это объясняет тот факт, что его жена захватила всю власть в доме и поместье в свои руки. Он не имеет собственного мнения, всецело предоставил своей супруге решение домашних проблем. Герой периодически подчеркивает, что во всем на нее полагается, и это еще раз доказывает, что настоящей хозяйкой в доме является именно она.

Очевидно, Фонвизин в данном случае играет на контрасте: робкий муж и жестокая супруга. Простаков, характеристика которого невозможна без сравнения с образом его жены, под пером талантливого драматурга выглядит ее полной противоположностью. В общих сценах эта разница между персонажами особенно сильно бросается в глаза читателю. Автор создавал комедию положений, в которой каждое действующее лицо является носителем какого-либо недостатка, и одновременно критиковал социальную действительность современного ему времени, когда помещики вели праздный образ жизни.

Социальный подтекст

Характеристика Простакова должна включать анализ его общественного положения: без этого понять задумку автора будет невозможно. Дело в том, что Фонвизин создавал произведение, актуальное для своего времени. Поэтому все его персонажи очень узнаваемы, ситуации типичные для российской действительности второй половины 18-го века.

Герой – дворянин, помещик, т. е. представитель того сословия, которое в рассматриваемое время было привилегированным и считалось господствующим. Эти люди пользовались всеми привилегиями, которые им давало правительство. При Екатерине II они были освобождены от обязательной воинской и гражданской службы, которая отныне делалась добровольной. Поэтому многие оставались в деревне, в своих поместьях, занимаясь хозяйством либо праздно проводя свое время.

К последней категории относится и отец Митрофанушки. Зато заботу о доме взяла на себя госпожа Простакова. Характеристика этой героини показывает образ жестокой, но незаурядной женщины. Она занимается хозяйством и заботится о воспитании своего сына, а ее муж ничего не делает вообще. Он, скорее, напоминает ребенка, который также нуждается в опеке и внимании. Так автор высмеял многих дворян-помещиков, которые не утруждали себя никакими обязательствами и отказывались служить. Поэтому пьеса получилась особенно актуальной, живой и узнаваемой.

Внешность

Характеристика Простакова должна включать и краткий обзор его поведения и внешнего вида. Судя по репликам жены и окружающих, герой выглядит человеком растерянным и рассеянным. Он невнимателен, медлителен, нерасторопен. Часто он не может найтись с ответом, запинается и с трудом подбирает слова. Герой несколько мешковат, его одежда, судя по комментариям супруги, сидит на нем неважно.

Госпожа Простакова, характеристика которой раскрывает ее как женщину властную, но не лишенную некоторого вкуса, заботится о костюме для своего мужа. Очевидно, у него нет чувства стиля, и его совершенно не заботит то, как он выглядит на людях и в обществе. Герой, очевидно, не имеет того, что она называла хорошими, светскими манерами. Он не умеет принять гостей по этикету и только несколько теряется в присутствии посторонних посетителей.

Читайте также:
Умножение в стихах для дошколят и младшеклассников

Сравнение героев

Как правило, больших затруднений у учеников не вызывает характеристика Простаковых. «Недоросль» – это пьеса, которая, как говорилось выше, является комедией положений и характеров. Все персонажи раскрываются как через собственные реплики, так и через высказывания и замечания окружающих. Супруги Простаковы в этом отношении не стали исключением. Несмотря на разительное отличие в их характерах, у обоих есть одна общая черта – это их слепая любовь к сыну. Отец Митрофанушки, так же как и его мать, понимает все его недостатки: лень, глупость и недальновидность, – но не предпринимает никаких попыток для исправления молодого человека. Пожалуй, именно в этом заключается главная ошибка обоих персонажей.

Отношения супругов

При анализе рассматриваемой пьесы важное место занимает характеристика Простаковых. «Недоросль» – это произведение, в котором автор выпукло и живо изобразил представителей дворянского сословия, а также зарождающейся интеллигенции. Родители главного героя весьма узнаваемы по их отношениям друг к другу, а также к сыну. Госпожа Простакова не уважает своего мужа и не воспринимает его как хозяина поместья. В свою очередь, последний мирится с отведенной ему ролью. Вместе с тем этот персонаж интересен тем, что говорит все что думает. Таким образом, характеристика Простакова из комедии «Недоросль» позволяет лучше понять образ его жены, которая занимает главное место во всем произведении.

Он откровенен в своих высказываниях, наивен и простодушен, что вызывает сильное раздражение у его жены, которая предпочитает идти на разные уловки и хитрости, чтобы добиться своего. Часто читатель именно его глазами видит происходящее. Ему хочется верить, так как он настолько добродушен, что неспособен на ложь.

Отзывы

Характеристика Простакова из комедии «Недоросль» должна быть дополнена мнениями читателей и некоторых критиков относительно данного персонажа. К сожалению, школьники, как правило, обращают внимание на его своенравную жену, а также на ее сына, в то время как образ самого хозяина остается в тени. Однако при правильном построении урока учащиеся должны по праву оценить мастерство автора в создании и этого действующего лица. Все читатели единодушно утверждают, что драматург сумел создать по-настоящему цельный и яркий образ, который играет важную роль в сюжете, хотя и не двигает его. Характеристика Простакова из комедии Фонвизина занимала и некоторых известных авторов. Например, знаменитый историк Ключевский дал небольшую зарисовку этого героя, указав, что он по-своему симпатичен читателям как типичный образ дворянина второй половины 18-го века.

Анализ образа и характера Митрофана в комедии «Недоросль»

Митрофанушка Простаков — один из основных персонажей литературного произведения Д. И. Фонвизина «Недоросль». В комедии автор поднимает важные политические и социальные вопросы, преподнося их читателю с сарказмом и иронией. Пьеса написана в 1782 году и имела большой успех. Сегодня образ Митрофана из комедии «Недоросль» стал нарицательным и применяется в значении глупых и невежественных подростков.

  1. Характеристика Простакова-младшего
  2. Отношения с родителями
  3. Внешний вид героя
  4. Значение характера в литературе
  5. Обозначение невежества Фонвизиным
  6. Основные темы пьесы

Характеристика Простакова-младшего

Митрофан Терентьевич Простаков — юноша пятнадцати лет, недоросль. Он дворянин, его отец — помещик Простаков. Представляет собой типичного маменькиного сынка. Родители видят в своём сыне разумного молодого человека, но на деле это, конечно же, расходится с действительностью.

Отношения с родителями

Митрофанушка балованный и изнеженный, мать с отцом воспринимают его, подростка, как дитя и ребёнка. Он обожает вкусно и сытно поесть. Молодой человек растёт бездушным и жестоким, так, например, выражает сочувствие не отцу, которого поколачивают, а матери, что устаёт, когда бьёт батюшку. Недоросль-дворянин изо дня в день позволяет себе плохо относиться к кормилице, которая его растила с малых лет.

Юноша также возмущён и ругается в адрес собственных учителей: «Дай доску, гарнизона крыса! Задавай, что писать…» (цитата). Простаков-младший — это глуповатый человек, с которым разумные люди, пожалуй, дел никогда иметь не будут.

Чтобы добиться своих целей, Митрофан прибегает к угрозам по отношению к родной матери: «пеняй на себя», «здесь и река близко. Нырну, так поминай как звали» и так далее. Юноша всегда был ленив, жил на иждивении родителей, ничем отродясь не занимался.

Простакова вызывает лишь отрицательные эмоции, ведь вырастила такого кошмарного человека, который вдвое её страшен. Недоросль вдобавок смешон и нескладен. Все эпизоды с ним комические и глуповатые. Как возможно набивать до отказа брюхо перед сном, а наутро жаловаться о чувстве голода. Забавно юноше в 15 лет ежедневно подзывать няньку.

Митрофан — это сатирический образ в комедии, но сущность молодого человека пугающая: злобив, бездушен, глуповат, хамоват. Если допустить, что подобные «митрофанушки» воспитаны, например, в половине семей, обществу в этом бессердечии грозит серьёзная опасность.

Внешний вид героя

Весь идейный и художественный образ Митрофана из комедии «Недоросль» отталкивающий и негативный: паренёк с мелкой душой, у него подлое сердце, нравится ябедничать и жаловаться — «опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску». Митрофанушку безгранично любит мать, но он в ответ грубит: «отвяжись, зачем навязалась».

Читайте также:
Жизнь Арсеньева краткое содержание романа - читать онлайн бесплатно

Автор знакомит читателя с недорослем в то время, когда тот вертится и красуется в новеньком кафтане. Матушка юноши расположилась поблизости и ругает работу портного. Молодой человек уже достаточно взросл, он высокого роста, плотного телосложения. Физиономия не особо умная, как и его дела. В целом внешность можно охарактеризовать неуклюжей и отталкивающей.

День за днём основный восторг у дворянина-недоросля вызывает подсмеивание над окружающими, одурачение, баловство. Парня абсолютно точно отлично кормят, он в еде себя не ограничивает, по этой причине у юноши регулярно с силой болит живот.

Тело вымахало, а вот сердцем и характером Митрофана не занимались. Молодой человек убеждён, что ум ему в жизни не пригодится (около трёх лет изучает с учителем азбуку), полагает, будто все трудности на его жизненном пути разрешит и определит своими стараниями его матушка. Ей, надо отметить, практически удалось пристроить родного сынка за обеспеченную наследницу Софию, которая вдобавок очень хороша собой и добра душой.

Значение характера в литературе

Митрофан Терентьевич осознаёт, что он глуп, но для него это вовсе не повод для расстройства. Например, 3 года изучается грамота, но Простаков-младший всё ещё научился читать только по слогам. Если обратить внимание, какие качества Митрофана проявляются в данном фрагменте, так это необразованность, которая равноценна неразвитости и отсутствию культуры, что неприятно и опасно для будущего страны.

Обозначение невежества Фонвизиным

Недоросль посредственен и бездарен, таких в Российском государстве сотни тысяч. Юноша к своим пятнадцати годам совершенно развился, такой личностью с грубым поведением он останется на оставшуюся жизнь. Парень давно желает не учиться, а жениться.

Помещица Простакова со слепой страстностью любит единственного сына. Так обожать может лишь невежда, поэтому её забота приносит вред, а не пользу. Недоросля воспитали таким образом, что он не признаёт авторитетов, в нём нет уважения, он не питает сердечных привязанностей, в нём нет нравственных ориентиров. Родители выполняют каждую прихоть сыночка, тот безмерно эгоистичен, глуп и бессовестен.

Недоросль стало нарицательным словом, сегодня так определяют дураков и недоучек. Через образ Митрофана Простакова Фонвизин демонстрирует деградацию русского дворянского общества. От родителей к детям растут необразованность и неразвитость, а грубые чувства доходят до животных инстинктов. Причиной является неправильное воспитание, из-за него любые поступки и мотивы недоросля в комедии — «злонравия достойные плоды».

Характер Митрофана:

  • жестокость;
  • ограниченность;
  • пустоголовость;
  • леность;
  • бессердечие.

Простаков-младший не боится ничего, но он чрезвычайно труслив. То есть его пугает всё вокруг, и он зовёт на помощь матушку или няню, но вместе с тем ведёт себя по отношению к другим людям нагло и по-хамски.

Основные темы пьесы

Может быть, недоросль-дворянин идейно не такой уж мерзавец, но чрезвычайно избалован и высокомерен. Юноша верит в собственную исключительность, что автору удаётся раскрыть на протяжении пьесы: всё Митрофанушка получает без приложения каких-либо усилий. Он планирует свою будущую жизнь, где видит себя удачливым и богатым помещиком.

Главные проблемы в комедии — безграмотность российского дворянства, неимение приличного воспитания, конфликт младшего и старшего поколений, угнетение крепостных крестьян.

Фонвизин использует приём говорящих имён и фамилий, где сразу становится понятно о персонаже по его имени. Делятся на положительных и отрицательных. Пример отрицательных героев — это Скотинин, Простаковы, Митрофан. Положительные герои более благозвучны — София, Стародум, Правдин. Простаков означает Простак, то есть глупец.

Действие пьесы разворачивается в богатом и зажиточном дворянском семействе, в котором объединяет всех персонажей малообразованный грубиян-недоросль. Балованный заботой и вниманием, молодой человек крайне заносчив и себялюбив. Внешний вид внушает неприятие и отталкивает. Образ недоросля Митрофанушки показывает деградацию юного поколения в Российской Империи. Имя «Митрофан» значит «подобное», так автор указывает на бесконечное подражание сына своей матушке.

Соотношение Госпожи Простаковой и её сына Митрофана:

  1. Мать жестока по отношению к крепостным слугам и к собственному супругу, сын проявляет жестокость в отношении всех, также и в адрес матери.
  2. Простакова безграмотна и бестолкова, её сынок похож в этом на родительницу.
  3. Убеждена, что умнее всех других, помещик-недоросль такого же мнения на свой счёт.

Разумеется, образ риторичен и актуален во все времена. Фонвизин предостерегает от непоправимых ошибок, чтобы малолетними детьми занимались и те вырастали достойными личностями с нравственными ценностями и уважением к окружающим. Подобные «Митрофаны» встречаются из поколения в поколение. Их нужды только физиологические, а духовное воспитание отсутствует вовсе. Такие граждане проводят жизнь в праздности, полагая, что это сила, а не изъян.

“Недоросль” – пьеса Д. И. Фонвизина. Анализ произведения, главные герои

Меню статьи:

Читайте также:
Тема ума в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" - понятие образования

“Недоросль” – пьеса в пяти действиях, принадлежащая перу Дениса Ивановича Фонвизина. Культовое драматическое произведение XVIII века и один из наиболее ярких образцов классицизма. Оно вошло в школьную программу, неоднократно ставилось на театральных подмостках, получило экранное воплощение, а его строки разобрали на цитаты, которые сегодня живут автономно от первоисточника, став афоризмами русского языка.

Сюжет: краткое содержание пьесы “Недоросль”

Сюжет “Недоросли” хорошо знаком всем еще со школьных лет, однако мы все-таки напомним краткое содержание пьесы, чтобы восстановить в памяти последовательность событий.

Действие разворачивается в деревне Простаковых. Его хозяева – госпожа и господин Простаковы и их сын Митрофанушка – живут спокойной жизнью провинциальных дворян. Также в поместье обитает сиротка Софьюшка, которую госпожа приютила у себя в доме, но, как выясняется, не из сострадания, а из-за наследства, которым она вольно распоряжается на правах самопровозглашенного опекуна. В скором будущем Софью планируют отдать за брата Простаковой Тараса Скотинина.

Планы госпожи рушатся, когда Софья получает письмо от своего дяди Стародума, которого до сих пор считали погибшим. Страдум жив и здравствует и едет на свидание с племянницей, а еще он сообщает о состоянии в 10 тысяч доходу, которое передает в наследство горячо любимой родственнице. После такого известия Простакова принимается обхаживать Софью, которую до сих пор мало жаловала, ведь теперь она хочет сосватать ее за любимого Митрофана, а Скотинина оставить ни с чем.

К счастью, Стародум оказался благородным и честным человеком, желающим племяннице добра. Тем более что у Софьи уже был суженый – офицер Милон, который как раз остановился со своим полком в деревне Простаковых. Стародуб знал Милона и дал молодым благословение.

В отчаянии Простакова пытается организовать похищение Софьи и насильно обвенчать ее с сыном. Однако и тут вероломная госпожа терпит фиаско – Милон спасает возлюбленную в ночь похищения.

Простакову великодушно прощают и не отдают под суд, правда, ее имение, которое уже давно вызывало подозрения, передают государственному опекуну. Все разъезжаются и даже Митрофанушка бросает маменьку, ведь он ее не любит, как в общем-то и никого на свете.

Характеристика героев: положительные и отрицательные характеры

Как в любом классицистическом произведении, персонажи в “Недоросли” четко делятся на положительных и отрицательных.

Отрицательные герои:

  • госпожа Простакова – хозяйка деревни;
  • господин Простаков – муж ее;
  • Митрофанушка – сын Простаковых, недоросль;
  • Тарас Скотинин – брат Простаковых.

Положительные герои:

  • Софья – сирота, живет у Простаковых;
  • Стародум – дядя ее;
  • Милон – офицер, возлюбленный Софьи;
  • Правдин – государственный чиновник, приехавший проконтролировать дела в деревне Простаковых.

Второстепенные персонажи:

  • Цыфиркин – учитель арифметики;
  • Кутейкин – учитель, бывший семинарист;
  • Вральман – бывший кучер, выдает себя за учителя;
  • Еремевна – няня Митрофана.

Госпожа Простакова

Простакова – самый яркий отрицательный персонаж, да и вообще наиболее выдающееся действующее лицо пьесы. Она хозяйка деревни Простаковых и именно госпожа, полностью подавив слабовольного супруга, устанавливает барские порядки и принимает решения.

Вместе с тем она абсолютно невежественна, лишена манер, часто груба. Простакова, как и другие члены семейства, не умеет читать и презирает науку. Образованием Митрофанушки мать занимается только потому, что так положено в новосветском обществе, но истинной ценности знаний не понимает.

Помимо невежества, Простакова отличается жестокостью, лживостью, лицемерием, завистливостью.

Единственное существо, которое она любит, это ее сын Митрофанушка. Однако слепая несуразная любовь матери только портит чадо, превращая его в копию себя в мужском платье.

Господин Простаков

Фигуральный хозяин поместья Простаковых. На самом деле всем руководит его властная жена, которой он безумно боится и не смеет молвить слово. Простаков давно утратил собственное мнение и достоинство. Он даже не может сказать, хорош или плох кафтан, сшитый портным Тришкой для Митрофана, потому что боится произнести не то, что ожидает госпожа.

Митрофан

Сын Простаковых, недоросль. В семье его любовно называют Митрофанушкой. А, между тем, этому юноше уже пора выходить во взрослую жизнь, но он абсолютно не имеет о ней представления. Митрофан избалован материнской любовью, он капризен, жесток по отношению к прислуге и учителям, напыщен, ленив. Несмотря на многолетние занятия с учителями, юный барин беспросветно туп, он не выказывает ни малейшего стремления к учебе и знаниям.

А самое жуткое, что Митрофанушка жуткий эгоист, для него ничто не имеет значения, кроме собственных интересов. В конце пьесы он легко бросает маменьку, так безответно любившую его. Даже она для него пустое место.

Скотинин

Брат госпожи Простаковой. Самовлюбленный, ограниченный, невежественный, жестокий и алчный. Тарас Скотинин питает огромную страсть к свиньям, остальное мало интересует этого недалекого человека. У него нет представления о родственных связях, сердечной привязанности и любви. Расписывая, как хорошо заживется его будущей жене, Скотинин говорит лишь о том, что выделит ей лучшую светелку. В его системе координат именно в этом заключается супружеское счастье.

Читайте также:
Футуризм в творчестве Маяковского - особенности и основные черты

Софья

Положительный женский образ произведения. Очень воспитанная, добрая, кроткая и сострадательная девушка. Софья получила хорошее образование, она обладает пытливым умом и жаждой к знаниям. Даже в отравляющей атмосфере дома Простаковых девушка не уподобляется хозяевам, а продолжает вести тот образ жизни, который ей по душе – она много читает, размышляет, со всеми приветлива и вежлива.

Стародум

Дядя и опекун Софьи. Стародум – голос автора в пьесе. Его речи очень афористичны, он много рассуждает о жизни, добродетелях, уме, законе, правительстве, современном обществе, браке, любви и других насущных вопросах. Стародум невероятно мудр и благороден. Несмотря на то что он явно негативно относится к Простаковой и ей подобным, Стародум не позволяет себе опускаться до грубостей и неприкрытой критики,а что до легкого сарказма – его недалекие “родственники” распознать не могут.

Милон

Офицер, возлюбленный Софьи. Образ героя-защитника, идеального молодого мужчины, мужа. Он очень справедлив, не мирится с подлостью и ложью. Милон смел, причем, не только в бою, но и в своих речах. Он лишен тщеславия и низкомерной расчетливости. Все “женихи” Софьи говорили лишь о ее состоянии, Милон же ни разу не упомянул, что его суженая богата. Он искренне любил Софью еще до того, как у нее появилось наследство, а потому в своем выборе молодой человек руководствовался отнюдь не размером годового дохода невесты.

“Не хочу учиться, а хочу жениться”: проблема воспитания в повести

Ключевой проблемой произведения является тема провинциального дворянского воспитания и образования. Главный герой Митрофанушка получает образование только из-за того, что это модно и “так заведено”. На самом деле ни он, ни его невежественная матушка не понимают истинного назначения знаний. Они должны делать человека умнее, лучше, служить ему на протяжении жизни и приносить пользу обществу. Знания добываются трудом и никогда не могут быть насильно помещены в чью-либо голову.

Домашнее образование Митрофана – это пустышка, фикция, провинциальный театр. За несколько лет горе-ученик не овладел ни чтением, ни письмом. Шуточный тест, который устраивает Правдин, Митрофан с грохотом проваливает, но из-за своей глупости не может понять даже этого. Он называет слово дверь прилагательным, потому что ее дескать прилагают к проему, науку историю путает с историями, которые ему в изобилии рассказывает Вральман, а слово “география” Митрофанушка даже выговорить не может… слишком мудреное.

Чтобы показать гротескность образования Митрофана, Фонвизин вводит образ Вральмана, который учит “по-французски и всем наукам”. На самом деле Вральман (фамилия-то говорящая!) никакой не учитель, а бывший кучер Стародума. Он с легкостью обманывает несведущую Простакову и даже становится ее любимчиком, ведь исповедует собственную преподавательскую методику – не заставлять ученика ничего делать через силу. С таким рвением, как у Митрофана, учитель с учеником попросту лодырничают.

Рука об руку с получением знаний и навыков идет воспитание. За него по большей части отвечает госпожа Простакова. Она методично навязывает свою прогнившую мораль Митрофану, который (вот здесь он старателен!) отлично впитывает матушкины советы. Так, во время решения задачи на деление Простакова советует сыну ни с кем не делиться, а все забрать себе. Рассуждая о браке, матушка говорит лишь о достатке невесты, ни разу не упоминая о душевной привязанности и любви. Такие понятие как мужество, смелость, доблесть недорослю Митрофану не знакомы. Несмотря на то что он уже не малыш, его по-прежнему опекают во всем. Парнишка даже не может постоять за себя во время стычки с дядей, он тут же принимается звать маменьку, а с кулаками на обидчика бросается старая нянька Еремеевна.

Смысл названия: две стороны медали

У названия пьесы есть прямое и переносное значение.

Прямое значение названия
Недорослью в старину называли подростков, юношей, которые еще не достигли совершеннолетия и не поступили на государственную службу.

Переносное значение названия
Недорослью также именовали глупца, невежду, недалекого и необразованного человека, вне зависимости от его возраста. С легкой руки Фонвизина именно эта негативная коннотация и закрепилась за словом в современном русском языке.

Всякий человек перерождается из несовершеннолетнего юнца во взрослого мужчину. Это взросление, закон природы. Однако далеко не каждый превращается из темного недоросли-недоучки в образованную самодостаточную личность. Для такого преобразования нужно приложить усилия и упорство.

Место в литературе: Русская литература XVIII века → Русская драматургия XVIII века → Творчество Дениса Ивановича Фонвизина → 1782 год → Пьеса “Недоросль”.

Главной темой комедии “Недоросль” считается, воспитание молодого дворянина, а также политические темы, которые коснулись Петра Первого, не брать на службу недорослей, запрет женитьбы дворян. В произведении пишется о разделении персонажей, воспитания отличаются, и эта тема героев разделяет, у персонажей не одинаковые понимания на жизнь. Разделение персонажей выражается в общении с родителями, это показывается во взаимоуважении между Софьей и отцом, контраст прихотями балованного Митрофана, который не умеет ничего и никого ценить.

Читайте также:
Алые паруса - краткое содержание, характеристика главных героев

Семья Простаковых не образованные, не приемлют в жизни нового и прогрессивного, не самостоятельны, потому что крепостное право не отменили, на семью работают крепостные. Главным для Простаковых – это материальное благополучие. Митрофанушка впитывает поведение и образ жизни деспотической матери. Девушка видит, кто в семье главный, и подстраивается под желания матери. Приходим к такому выводу, что жизнь человека зависит, какое воспитания у личности. Также, к главному относиться образование и культура которая потом выразиться в уважении к ближнего, добропорядочность человека.

Композиция

Пьеса “Недоросль” развивается четко. В начале произведения читатель знакомится с главными героями. В конце первого действия происходит завязка сюжета. Интрига в комедии – из письма Стародума узнают о великом приданом Софьи, после этой новости происходит борьба претендентов на руку Софьи. Раскрываются и характеры действующих лиц. Напряжение нарастает в конце четвертого действия, когда Простакова решает похитить Софью и насильно выдать замуж за Митрофанушка.

В пятой действии комедии становиться известно о неудачном похищении Софьи. Правдин обвиняет Простаковых в похищении и угрожает наказать эту семью. В финале негативные герои наказаны, а добрые награждены.

Второстепенные персонажи

В произведении действуют и другие персонажи: запуганный муж Простаковой, брат Скотинин – любящий собственных свиней, и дворянский «недоросль» — любимец матери, не желающий ничему учиться сын Простаковых Митрофан, избалованный и развращенный материнским воспитанием.

Выведены такие из персонажей: Крепостная няня, бывшая кормилица Митрофана Еремеевна, портной Тишка, учитель – сельский дьячок Кутейкин, немецкий кучер Вральман. Эти персонажи, оставаясь за сценой, становятся главным страдательным образом комедии.

Главные и второстепенные герои в комедии «Недоросль» (для школьников и студентов)

В своей комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизин поднимает острые общественно политические проблемы. Он рассуждает о роли просвещения и воспитания в развитии отдельной личности и государства в целом.

Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении 🙂

Главные и второстепенные герои комедии «Недоросль» – типичные представители социальных слоев России XVIII в. Это столичные и провинциальные дворяне, крепостные крестьяне, военные, представители духовенства, мещане, чиновники.

  1. Характеристика героев
  2. Госпожа Простакова
  3. Господин Простаков
  4. Митрофан
  5. Скотинин
  6. Софья
  7. Стародум
  8. Милон
  9. Тришка
  10. Цитаты по персонажам
  11. Правдин
  12. Стародум
  13. Милон
  14. Софья
  15. Митрофанушка
  16. Простакова
  17. Скотинин
  18. Сочинения по произведению «Недоросль»
  19. «Не хочу учиться, а хочу жениться» – проблема воспитания в повести
  20. Смысл названия: две стороны медали

Характеристика героев

Хотя комедия написана в традициях классицизма, характеристика героев в «Недоросле» лишена шаблонности, свойственной этому литературному направлению. Еще видно четкое деление действующих лиц на положительных и отрицательных, но образы получились не схематичными, а живыми, с яркими индивидуальными чертами.

Госпожа Простакова

Один из центральных персонажей пьесы «Недоросль» – Простакова. Это, пожалуй, самый живой и неоднозначный персонаж.

Дворянка по происхождению, госпожа Простакова владеет поместьем в глубинке России. Полностью подчинив мужа, она распоряжается всем в доме и сама ведет хозяйство. Помещица жестока с крепостными, оскорбляет и бьет их, наказывает за любую провинность.

Простакова невежественна. Знания и учеба для нее – пустая трата времени. Сыну она решает дать образование лишь потому, что это модно и необходимо, чтобы поступить на государственную службу. При этом Простаковой нельзя отказать в уме и хитрости. Именно она придумала план похищения Софьи.

При всех отрицательных чертах характера Простакова искренне любит сына. Он смысл ее жизни. Ради него она готова на все. Но слепая материнская любовь лишь вредит Митрофану.

Господин Простаков

Терентий Простаков – муж госпожи Простаковой и отец Митрофана, провинциальный помещик. У него говорящая фамилия. Это простой, недалекий человек, не имеющий собственного мнения, безвольный и не способный принимать самостоятельные решения. Он полностью подчинился активной и деятельной жене, стал ее тенью. Безвольный помещик позволяет ей оскорблять и даже бить себя. Простаков всей душой любит сына, даже несмотря на то, что тот грубит ему.

Митрофан

Митрофан – один из главных действующих лиц, сын Терентия Простакова и его жены, юноша 15 лет, недоросль. Учебу он считает бесполезной тратой времени. 4 года занятий с домашними учителями прошли для него даром.

Митрофан груб и бессердечен. Он не уважает отца и не питает к нему теплых чувств. С матерью он ласков и почтителен до тех пор, пока она исполняет его прихоти. Когда помещица оказалась в беде и потеряла свою власть, он отворачивается и от нее. Крепостных избалованный юноша не считает за людей и при любом случае оскорбляет их. Даже няню Еремеевну, которая любит его всей душой и защищает до последнего, он обижает без малейшего раскаяния. С учителями он груб и непочтителен.

Митрофан перенял от дядюшки Простакова любовь к свиньям. Небезразличны ему и деньги. Юноша хочет жениться на Софье, узнав, что та получит богатое наследство от Стародума.

Читайте также:
Пьер Безухов - характеристика героя, жена графа, духовные искания

Скотинин

Тарас Скотинин – брат госпожи Простаковой. Он провинциальный помещик, дворянин. Скотинин необразован, гордится, что за всю жизнь не прочитал ни одной книжки. Он груб и жесток, особенно со своими крестьянами, которых колотит за любую провинность. Зато в его деревнях созданы все условий для свиней, главной любви и страсти в жизни Скотинина. К ним он относится лучше чем, к людям.

Софья

Софья происходит из просвещенной дворянской семьи. После смерти родителей она попадает в семью Простаковых, дальних родственников, где ей приходится несладко.

Софья в переводе с греческого означает «мудрость». Ум, рассудительность – главные качества героини. Девушка получила хорошее образование, любит читать. К тому же у нее доброе, отзывчивое сердце.

Она искренне любит Милона и ценит заботу дядюшки Стародума. Софья смиренно терпит издевательства Простаковой, но ее нельзя назвать безропотной. За свою любовь и право самостоятельно выбирать мужа она готова бороться до последнего.

Стародум

Представления Фонвизина об идеальном наставнике и воспитателе воплотились в образе Стародума. Это опекун Софьи и ее дядя. Стародум – сильная личность, но он не стремится подчинить себе племянницу. С девушкой он разговаривает на равных, советует, объясняет, но не приказывает, не пытается давить на нее. Он мудрый наставник и друг для нее.

У Стародума говорящая фамилия. Она сложилась из сочетания 2 слов: «старый» и «думать». Старый – это не столько указание на возраст героя, сколько на его приверженность «старым» ценностям эпохи Петра I, на привычку думать по-старому. Стародум убежден, что долг дворянина – служить Отечеству.

Он не гонится за наградами, а старается делать все по совести. На войне герой не смог заслужить ордены и звания, хотя был тяжело ранен в бою. Оказавшись при дворе, он также не смог получить чинов и привилегий. Но Стародум ни о чем не жалеет.

Для него главное не нажить богатство и получить звания, а остаться честными и благородным человеком с незапятнанной совестью. Не найдя места в современном обществе, герой уезжает в Сибирь, где без хитрости и обмана, честным трудом сколачивает свое состояние.

Стародум прямодушен и искренен, может быть резок, особенно если видит несправедливость. Он не терпит в людях лжи, грубости и подлости. При этом он великодушен и готов прощать ошибки.

Милон

Один из положительных персонажей пьесы – Милон, возлюбленный Софьи. Это образцовый офицер, очень добрый и благородный. Несмотря на молодость, уже показал себя с лучшей стороны в деле, на поле боя. Он смелый и отважный, неустрашимый. Готов отдать жизнь за Отечество.

Успехи на военном поприще не сделали Милона высокомерным. Он остается скромным и почтительным с окружающими. Старается всегда говорить правду и в людях ценит искренность и прямоту.

Милон искренне любит Софью и относится к ней с уважением. Его не интересует приданное девушки, он ценит ее внутренние качества, прекрасную и чистую душу. Софья отвечает взаимностью молодому офицеру.

Тришка

Тришка – один из ярких второстепенных персонажей пьесы, несмотря на то, что появляется по ходу сюжета лишь один раз – в начале 1-го действия. Он слуга в семействе Простаковых. В их доме он выполняет обязанности портного. Характеристика Тришки в пьесе дается устами Простаковой. По ее словам, он мошенник, вор, скот.

Но вскоре становится понятно, что так помещица относится ко всем своим слугам. Тришка же на деле оказывается умнее и благороднее своей госпожи. Он не глуп, сообразителен, сам выучился портняжному мастерству. Тришка – один из немногих не боится возражать Простаковой и умеет постоять за себя, хоть и не раз был наказан за это.

Цитаты по персонажам

В своей комедии Фонвизин поднимает злободневные для того времени проблемы, многие из них не потеряли актуальности и сейчас. Меткие фразы, произнесенные героями, стали афоризмами.

Правдин

  • «…Как мудрено истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды!».
  • «Несчастиям людским, конечно, причиною собственное их развращение».
  • «…Прямое достоинство в человеке есть душа…»

Стародум

  • «Начинаются чины — перестает искренность».
  • «…Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».
  • «Невежда без души — зверь».
  • «…Чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается».
  • «…Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану».
  • «…Лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней».
  • «Наличные деньги — не наличные достоинства. Золотой болван — все болван».
  • «Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу».
  • «…Добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может».

Милон

  • «Храбрость сердца доказывается в час сражения, а неустрашимость души во всех испытаниях, во всех положениях жизни».

Софья

  • «Нельзя не любить правил добродетели. Они — способы к счастью».
  • «Как наружность нас ослепляет!».
Читайте также:
Весенние воды - анализ, история создания, жанр, тема и идея

Митрофанушка

  • «Не хочу учиться, хочу жениться…».

Простакова

  • «…Повинную голову меч не сечет».
  • «Где гнев, тут и милость».

Скотинин

  • «Суженого конем не объедешь, душенька!».
  • «На своё счастье грех пенять».

Сочинения по произведению «Недоросль»

Одним из обязательных видов работ при изучении комедии «Недоросль» является сочинение. Вот несколько образцов.

«Не хочу учиться, а хочу жениться» – проблема воспитания в повести

В комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизин поднимает самые острые и злободневные проблемы, стоявшие перед обществом в те годы. Так, он рассуждает о социально-политической ситуации в России, о произволе помещиков и бесправии крестьян; о роли образования и воспитания.

Причина того, что помещики-самодуры унижают своих крестьян, что дворяне идут на службу не ради блага Отечества, а для получения чинов и званий, кроется в воспитании. Эта тема раскрывается на сопоставлении и противопоставлении представителей молодого поколения – Софьи и Митрофана. На их примере Фонвизин показывает, какую роль играет воспитание для отдельной личности и для государства в целом.

Софья получила от родителей прекрасное воспитание. Она хорошо образованна, умна и начитанна. Но главное ее достоинство, по мнению Стародума, – доброе и чистое сердце. Даже оскорбляющей и унижающей ее Простаковой она никогда не грубит и остается почтительной с ней. А в конце пьесы даже вступается за нее, простив все нанесенные обиды. Девушка ценит любовь и заботу дядюшки Стародума. Она благодарна ему за все, что он делает для нее.

Полная ее противоположность Митрофан. Госпожа Простакова воспитывает сына так же, как воспитывали ее и брата родители. Она убеждена, что «без наук люди живут и жили». Будь ее воля, она и сына не стала бы обучать грамоте. Но по царскому указу он должен получить образование.

К Митрофану ходят учителя, но делается это лишь для галочки. Невежественную помещицу не волнует, что сами не слишком образованные Цыфиркин, Кутейкин и Вральман мало что могут дать ее сыну. Да и сам Митрофан не испытывает никакой тяги к науке и знаниям. Куда интереснее ему гонять голубей. «Не хочу учиться, а хочу жениться», – провозглашает герой, а Простакова всячески поддерживает сына.

Но страшно не только то, что Митрофан остается необразованным юношей в свои почти 16 лет. Гораздо ужаснее, что он растет эгоистом и жестоким человеком. У Простаковой нет уважения к окружающим. Даже с близкими людьми, мужем и братом, она ведет себя грубо. Для нее ничего не стоит оскорбить человека и унизить его.

А уж своих крепостных она и вовсе за людей не считает. Для нее они лишь рабочая сила, обязанная обслуживать ее и платить ей оброк. Митрофанушка растет копией своей матери. Он оскорбляет преданную и обожающую его няню Еремеевну, грубит и диктует свои правила учителям, обижает отца. Ему неведомы жалость и сострадание, он эгоист до мозга костей.

Плоды своего воспитания Простакова пожинает в конце пьесы: управлять поместьем будет Правдин, Митрофан должен отправиться служить в армию. Лишившись власти, жестокая помещица остается одна. От нее отворачиваются все, даже обожаемый сын: «Да, отвяжись, матушка, как навязалась». Стародум подытоживает: «Вот злонравия достойные плоды!», – подчеркивая важность воспитания молодого поколения.

Смысл названия: две стороны медали

Название «Недоросль» для комедии выбрано Фонвизиным неслучайно. В нем заключен важный смысл.

В XVIII в. недорослями называли несовершеннолетних подростков, еще не закончивших образование. Помимо основного, прямого значения, слово «недоросль» имеет и переносное. Так называли невежду, недалекого и необразованного человека, лентяя и лоботряса. Возраст человека при этом не важен. Это оценка применима и к юноше, и к старцу. Благодаря комедии Фонвизина, именно это значение вышло на первый план и закрепилось в русском языке.

Митрофанушка – недоросль в обоих смыслах этого слова. Он не только не получил образование, но и не желает учиться. Знания, которые пытаются ему вдолбить учителя, он считает бессмысленными и бесполезными. Занимается он лишь потому, что иначе не получит разрешения поступить на государственную службу и не сможет получить чины.

Слепая любовь и невежество госпожи Простаковой приводят к тому, что в свои 15 лет Митрофанушка не умеет делать самых элементарных вещей. Для этого у него есть слуги. В результате такого воспитания Митрофанушка вырастает эгоистичным, невежественным, ленивым, грубым, жестоким. Его имя стало нарицательным. Так теперь говорят о людях, которые не желают учиться, недалеких и не способных позаботиться о себе.

Самое страшное для автора, что при неправильном воспитании рано или поздно всякий человек вырастет, достигнет совершеннолетия, но далеко не каждый перестанет быть при этом недорослем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: