Гиксосы – кто такие, как повлияли на Древний Египет читать онлайн

Кто такие гиксосы?

Кто такие гиксосы?

Вопрос об идентификации неуловимых и загадочных гиксосов действительно очень интересен. Энциклопедии сходятся во мнениях по этому поводу в одном: «Гиксосы – кочевые племена, „властители пустынных нагорий“, в переносном смысле – властители чужих земель (гиксосы, греческая форма египетского термина „хека-хасут“), вторгшиеся в Египет около 1700 гг. до н. э.». Но если прочие феномены египетской цивилизации (пирамиды, храмы, фараоны, зооморфные божества, загадочные мумии, иероглифы и другие таинственные вещи), на первый взгляд, не вызывают сомнений в своей явной «актуальности» и «интересности» (ну кто, например, поспорит, что загадка Сфинкса или пирамид – вещь, действительно, интригующая) – то загадка гиксосов может сразу и не впечатлить. Действительно, кочевники себе и кочевники, мало ли их путешествовало по просторам древнего мира. Но сведения о гиксосских племенах сразу приобретут весомость, если уточнить, что гиксосы не просто вторглись в Египет, но и правили им более 100 лет и даже основали целую династию гиксосских царей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

1. Кто такие «древние» Гиксосы

1. Кто такие «древние» Гиксосы Скалигеровская история считает, что якобы в 1786 году до н.э. в Египет вторглись полчища пришельцев – Гиксосов [51], с.254. Правили они Египтом двести лет [51], с.254.Время их правления считается «темным периодом египетской истории», а также «периодом

1. 1. Были ли Гиксосы пастухами?

1. 1. Были ли Гиксосы пастухами? Бругш, цитируя Манефона, сообщает нам прелюбопытную вещь: «Весь их народ назывался Гиксос, то есть „Цари-Пастухи“» [92], с.239. Египтологи, видимо буквально поняв слова Манефона, так и называют царей Гиксосов – царями-пастухами. Наверное,

6. Расстановка сил: кто такие «белые», кто такие «красные»?

6. Расстановка сил: кто такие «белые», кто такие «красные»? Наиболее устойчивым стереотипом в отношении Гражданской войны в России является противостояние «белых» и «красных» — войск, лидеров, идеи, политической платформы. Выше мы рассмотрели проблемы установления

Гиксосы: кто есть кто?

Гиксосы: кто есть кто? Но остается вопрос: может быть, гиксосы упоминаются под иным именем? С кем из известных народов их можно соотнести?Энциклопедия Брокгауза и Эфрона сообщает: «По всей вероятности, это был союз азиатских племен, называемых в египетских памятниках Сати

«Еврейский вопрос» и гиксосы

«Еврейский вопрос» и гиксосы Как уже говорилось выше, существует ряд теорий, сводящий воедино гиксосское правление и библейских евреев в Египте. Но делают они это по-разному. Эти теории можно разделить на несколько групп. Первая: евреи – и есть пришлые гиксосы, Иосиф

Гиксосы в Египте (1-я пол. XVII – сер. XVI в. до н. э.)

Гиксосы в Египте (1-я пол. XVII – сер. XVI в. до н. э.) Спустя примерно два десятилетия после раздела Египта между XIII и XIV династиями и начала II Переходного периода он был завоеван группой азиатских народов, известной как гиксосы. Присутствие гиксосов привело к большим изменениям

Гиксосы — завоеватели и фараоны

Гиксосы — завоеватели и фараоны Как древняя Нитокрис правила Египтом накануне падения Древнего царства, так и закат Среднего тоже лег на женские плечи. В XIX веке до н. э. на египетский престол взошла дочь Аменемхета III. Звали ее Нефрусобек — что в переводе означает

1. Кто такие «древние» гиксосы

1. Кто такие «древние» гиксосы Скалигеровская история считает, что якобы в 1786 году до н. э. в Египет вторглись полчища пришельцев — ГИКСОСОВ [1447], с. 254. Правили они Египтом двести лет [1447], с. 254. Время их правления считается «темным периодом египетской истории», а также

1.1. Были ли гиксосы простыми пастухами?

1.1. Были ли гиксосы простыми пастухами? Бругш, цитируя Манефона, сообщает нам прелюбопытную вещь: «Весь их народ назывался Гиксос, то есть „ЦАРИ-ПАСТУХИ“» [99], с. 239. Египтологи, видимо буквально поняв слова Манефона, так и называют царей Гиксосов — царями-пастухами.

Глава 15 Гиксосы и еврейские патриархи

Глава 15 Гиксосы и еврейские патриархи Археология, история и БиблияЗначение источников, относящихся к первой половине 2-го тысячелетия до н. э., резко возрастает. Теперь, описывая политические события и военные кампании, можно оперировать именами и датами. Материалы

Гиксосы

Гиксосы Это были западные семиты, происходившие из государства, где-то на севере Святой Земли в Сирии. Они притащили за собой очень неприятное для египтян изобретение: колесницу. Египтяне были совершенно не готовы к встрече с этим предметом. Недавно я читал книжку, автор

Гиксосы

Гиксосы Цари Четырнадцатой династии (ок. 1773–1650 гг. до н. э.) правили из Авариса, в то время как цари Тринадцатой династии сохраняли традиции Среднего царства в прежней столице Иттауи. Однако примерно в середине XVII века до н. э.группа, известная под названием «гиксосы»,

Читайте также:
Золотая Орда история образования великого государства, основатель и ордынские правители, столица и герб, освобождение территорий, распад

Глава 3 Гиксосы

Глава 3 Гиксосы Рассказ Манефона о вторжении гиксосов, как и вся написанная им история Египта, не сохранился, но, к счастью, часть его процитировал еврейский историк Иосиф Флавий. Манефон пишет, что в какой-то момент, который мы теперь называем Вторым переходным периодом,

Гиксосы и образование иудеев

Гиксосы и образование иудеев Появление иудейского подвида серых людей напрямую связано с семитским народом гиксосов. Но прежде чем осветить этот процесс, мы уделим внимание Л. Гумилёву, который представляет всплеск активности гиксосов как следствие некоего

О Древнем Египте в период гиксосов (В 3-х частях)

Рубеж XVII-XVI вв. до н.э. Восточное Средиземноморье

В правление царя Египта Дедемеса , 36 правителя XIII царского дома на Египет обрушилась беда. И этому была причина.

Слабые правители XIII Царского дома постепенно утеряли реальный контроль над страной. Правители номов, чиновники, жречество вели себя так, словно над ними не было никакой центральной власти. Каждая группировка, каждый ном в схватке за подданных, которых можно будет обирать и грабить, начал создавать свои мелкие частные армии.

Многие из них отказывались платить налоги в столицу государства, что вело к резкому сокращению египетской армии, падению ее военной мощи. Хаос в стране, бесконтрольность границ, привели к тому, что египетское государство наводнили мигранты из Азии, которые постепенно вытесняли египтян из наиболее плодородных районов страны.

В итоге слабость центральной власти и армии, засилье иностранцев привело к тому, что и должно было произойти. И это притом, что в соседних Сирии и Ханаане (более поздняя Палестина) происходило объединение кочевых племен в единое централизованное государство. Более того эти кочевники, которых египтяне называли хекау хаксуты, а современные ученые гиксосами, вооружили свои армии новейшей военной техникой того времени.

Они начали массово применять боевые колесницы с парой или четверкой, защищенных бронзовым и кожаным доспехом, лошадей. Сами колесничие с ног до головы были защищены ламеллярным металлическим доспехом, что весьма успешно защищало их от египетских стрел. Эти новшества пришли на Ближний Восток из северных степей Евразии.

Египетская же армия формировалась и воевала по старинке: пешим строем. Лучники и копьеносцы со слабым защитным вооружением ничего не смогли противопоставить гиксосам, когда их армия под командованием «властителя стран» Анатгара ( вар.: Антхера ) ворвалась в Египет при царе Дедемесе.

Все верно – кто оставит в покое беззащитного и богатого соседа, если есть возможность его ограбить или завоевать? Так было во все времена, не только при гиксосах.

Завоеватели из Азии так основательно разгромили богатую, но слабо вооруженную страну, что еще 150 лет спустя после изгнания гиксосов, многие египетские храмы и селения стояли в развалинах.

Разграбив Египет гиксосы не ушли.

В дельте Нила они построили свою укрепленную столицу Ха-уару ( по-гречески Аварис ). Второй столицей государства был город Шарухен в Ханаане).

108 лет господствовали гиксосы над Египтом.

Власть их постепенно слабела. Местные правители (в номах) приобретали все большую самостоятельность, а дань, которую они платили завоевателям уменьшалась год от года.

Особенно вольготно чувствовали себя правителя Верхнего (Южного) Египта. Гиксосы разграбили его при Анатгаре, но прочно закрепились лишь в Нижнем (Северном) Египте, дельте Нила, где значительный процент населения составляли выходцы из народов Азии.

Наиболее сильными из правителей Верхнего Египта со временем стали правители области города Ния ( греки называли этот город Фивами, а вслед за греками этот термин используют и современные ученые ).

Поздние источники считали их представителями XVII Царского дома ( XIV-XVI Царские дома – это династии гиксосов ).

Будучи между гиксосами и неграми Куша, сумевшими создать на тот момент свое централизованное государство, правители Нии большое внимание уделили созданию сильной армии.

Они, по примеру гиксосов, создали колесничные отряды, пехоту облачили в защитный доспех ( египетский панцирь того времени – это несколько простеганных слоев льняной ткани или войлока в виде прямоугольника, обернутого вокруг корпуса, с завязками на боку ), построили отличные корабли. Создали отряды великолепно обученной морской пехоты.

Пехота состояла из вооруженных копьями щитоносцев и лучников. Дополнительным вооружением щитоносцев и лучников были боевые топоры, кинжалы, мечи хопеш ( египетская разновидность серповидного секача ). В армии служили всю жизнь. В армию призывался каждый десятый мужчина государства.

При Секенен-Ра Таа Великом , армия Нии (Фив) превратилась в грозную силу.

Секенен-Ра Таа Великий принимает царский титул, и надо понимать, перестает отсылать дань в Ха-уару (Аварис). Разумеется, гиксосам подобное было не по нраву. Но пока Секенен-Ра Таа Великий был жив, гиксосы терпели. Но стоило взойти на трон сыну великого правителя, храбрецу Секенен-Ра Таа III , как новый царь гиксосов, «властитель стран» Аусерра Апопи , решил вернуть в число своих подданных правителей Нии (Фив).

Читайте также:
Великое переселение народов определение по истории, причины

Аусерра Апопи начал провоцировать войну, посылая в Нию посольства с заведомо невыполнимыми требованиями. На каком-то этапе это сработало, и армии двух государств сошлись в битве.

Армию Нии (Фив) вел лично Секенен-Ра Таа III. Кто вел в бой армию гиксосов источники не сообщают.

Битва закончилась победой гиксосов. Секенен-Ра Таа пал в этой битве, изрубленный врагами. А так как в Нии (Фивах) было много сановников, которые имели тесные торговые и иные экономические связи с гиксосами*, то они после гибели Секенен-Ра Таа III настояли, чтобы Ния (Фивы) пошли на мир с Аусерра Апопи, на условиях гиксосов.

У Секенен-Ра Таа III и его супруги царицы Яххотеп было два сына: Камос и Яхмос . Камос взошел на трон и подтвердил условия мирного договора.

Казалось все получилось так, как рассчитывал Ауссера Апопи, но он не учел одного. Царица Яххотеп любила своего мужа, и в ее лице он получил смертельного врага.

Отомстить руками сына

XVI век до н.э. Ближний Восток, Египет

Когда, после гибели своего отца, Секенен-Ра Таа III , на трон Верхнего Египта со столицей в Нии ( греки называли этот город Фивы ), взошел сын погибшего – Уаджхеперра Камос , ему пришлось подписать унизительный мир с царем гиксосов, «властителем стран», Ауссера Апопи .

Однако определенные круги в Нии жаждали мести и реванша. Их лидером и вдохновителем была царица Яххотеп , жена павшего в бою с гиксосами Секенен-Ра-Тааса III, люто ненавидящая азиатов, отобравших у нее супруга.

Два года терпели в Нии, а на 3-й год правления молодого царя, Камосу и Яххотеп представилась возможность отомстить за проигранную войну и гибель отца и мужа.

Большая часть войск Ауссери Апопи оказались в Сирии, где шли жестокие бои между хурритами и враждебными им хеттами и касситами Терки и Вавилона. Можно предположить, что лучшие войска царя гиксосов погибли в Сирии, так как, когда Камос перешел в наступление, гиксосам нечем было защищаться.

Часть сановников царя, связанных торговыми и экономическими интересами с гиксосами, были против войны, но Камос отмел всех их возражения и призвал население своего государства к борьбе за изгнание чужеземцев из долины Нила.

Для поднятия боевого духа войск, которые всего три года назад потерпели поражение от гиксосов в битве, где пал Секенен-Ра Таа III, была проведена пропагандистская акция. В государственном храме бога Амона города Ния, в присутствии воинов и народа, жрецы вручили Камосу «победоносный» меч, который, якобы бог Амон послал молодому царю для изгнания азиатов из Египта.

Армия двинулась в поход на судах по реке Нил и прилегающих каналах. Боевые колесницы двигались берегом параллельно основным силам. Берегом двигались и вспомогательные отряды чернокожих маджаев, задачей которых было уничтожать бедуинов (кочевников азиатов), союзных гиксосам.

Сам Камос плыл на ладье, украшенной золотом. Он так и называл ее «Моя золотая ладья».

Город Нефруи-Си, в котором стоял сильный гарнизон под руководством военачальника Тети , был взят штурмом ( вечером армия Камоса подошла к городу, на рассвете захватила ). Гиксосы и азиаты, жившие в захваченном городе, были перебиты. Жена Тети угодила в плен.

Следующим крупным городом, который был взят молодым полководцем, был город Шмун ( греки называли его Гермополь ), расположенный в Среднем Египте. На этом боевые действия против Ауссера Апопи пришлось приостановить. Государство Куш, расположенное к югу от Верхнего Египта, имело военный союз с Ауссером Апопи и угрожало южным границам государства Камоса. В момент падения Шмуна пришла весть, что старый правитель Куша умер, а новый имеет проблемы, так как не все сановники Куша согласились с его воцарением.

Этим решил воспользоваться Камос. Он развернул армию и флот на юг. В походе участвовали лишь те отряды, которые передвигались по воде. Сухопутные части использовать не стали.

Вторжение египтян в Куш оказалось для местных полной неожиданностью и оказать какого-либо достойного сопротивления они не сумели. Египетские воины беспощадно опустошили берега Нила и надолго вывели Куш из борьбы.

Обеспечив безопасность своих тылов, Камос вновь развернул свои речные рати на север. Основной удар он наносил по богатому Кинопольскому ному, густо заселенному выходцами из Азии, опорой Ауссера Апопи.

Камос с устрашающей жестокостью сносил селения и города, населенные азиатами, истребляя последних. Эта тактика себя оправдала. Десятки тысяч азиатов бежали из Египта в Ханаан и Сирию, спасая свои жизни и детей. Тем самым из Египта изгонялись сторонники и опора гиксосов.

Читайте также:
Первобытное общество - история развития, периодизация

Ауссера Апопи оказался не способен защитить своих подданных и египетские отряды вышли на окраины Ха-уару (Авариса) – египетской столицы гиксосов.

Здесь в руки воинов Камоса попадает огромная добыча. Сначала в открытом бою Камос наголову разгромил прославленные колесничные части гиксосов. А на одном из каналов воины Верхнего Египта захватили около 300 судов типа «Бау», груженных данью подвластных гиксосам правителей Сирии, Ханаана и Финикии.

Золото, лазурит, бирюза, оружие и инструменты из меди, оливковое масло, ладан, различные жиры, мед, ценные породы дерева – все, что предназначалось для казны Ауссера Апопи, стало достоянием Камоса и его воинов. Более того, в руки воинов Камоса угодили несколько жен «властителя стран», позор неслыханный для могущественных правителей того времени.

Пока Камос находился под Ха-уару (Аварисом), где сделал базой своих войск крепость Сака, его отряды разорили оазис Джесджес (Бахарийа), густо населенный выходцами из Азии. В эти же дни в руки воинов Камоса попал личный посланник Ауссера Апопи, который должен был добраться до Куша, чтобы согласовать действия союзников.

Камос продемонстрировал свое презрение к планам своих врагов тем, что приказал провезти посланника Ауссера Апопи по Кинопольскому ному и показать, что осталось в нем от поселений, где жили азиатские сторонники «властителя стран».

Разорив окрестности Ха-уару (Авариса), Камос с победой и огромной добычей вернулся в Нию. Здесь он торжественно отпраздновал свои успехи, а дальше…

То ли подсуетились агенты Ауссера Апопи в Нии, то ли сановники не простили молодому царю своих убытков, вызванных войной и разрывом торговых и иных связей с гиксосами, то ли Камоса поймала какая-то инфекция, но в разгар приготовлений к новому походу старший сын Секен-Ра Таа III скончался.

Месть свершилась. Враги, погубившие мужа, уничтожены

XVI век до н.э. Ближний Восток

Походы правителя Нии ( греки называли город – Фивы ), Камоса , нанесли огромный ущерб гиксосам, серьезно подорвав власть «властителя стран» Ассера Апопи в Египте.

И, что было самым страшным для правителя гиксосов, походы Камоса вынудили десятки тысяч подданных гиксосов из народов Азии – опоры их владычества в Египте, покинуть страну. Сотни тысяч оставшихся были разорены и потеряли веру в своего «властителя стран». А потому, когда в Ха-уару (Аварис) пришла весть о смерти Камоса, там возрадовались.

Но радость длилась недолго. Неутомимая царица Яххотеп весьма быстро и умело направила своего младшего сына, Небпехтиру Яхмоса , продолжать войну с гиксосами. Она дала сыну воинов, окрыленных предыдущими победами, а на себя взяла все остальное: управление тылом, снабжение войск, пополнение армии взамен выбывших, контроль за государством и деятельностью сановников, оставшихся в Нии. Она же сумела вовлечь в военный союз с Верхним Египтом Критскую морскую державу, чей флот вел безжалостную войну на море против кораблей Финикии, главной морской силы гиксосов.

Вступление в войну могущественной Критской державы, контролировавшей в то время практически всю Эгеиду и большую часть Эллады, отрезало гиксосов от снабжения по морю, военными и иными грузами, которые перебрасывались в Ха-уару ( Аварис ) из Сирии и Ханаана ( позднее – Палестина ).

Как военачальник, Яхмос в корне отличался от брата. Если Камос стремился решить все быстрыми и решительными походами, Яхмос не ставил азартно на кон игры свою военную мощь. Он действовал медленно, но методично, отбивая у гиксосов один город за другим.

А потому, когда армия Яхмоса вышла к окрестностям Ха-уару (Аварис), участь Ауссера Апопи была решена. Ему неоткуда было ждать помощи. За спиной воинов ни крепостей, ни городов, ни отрядов войск гиксосов уже не было.

За 11 лет своих походов Яхмос вытеснил гиксосов из всех городов Среднего и Нижнего Египта, заставил подчиняться своей власти правителей египетских номов, предпочитавших власть гиксосов власти Яхмоса. С моря египетскую столицу гикосов блокировал флот Крита.

Положение Ауссера Апопи было практически безнадежным. Ни один из могущественных азиатских соседей его государства вмешаться в эту войну не мог, обремененный собственными проблемами.

В Сирии, Верхней Месопотамии и востоке Малой Азии полыхала война. Отряды хурритов наступали, как в Малой Азии, где они теснили на запад хеттские войска Хантили I , так и вдоль реки Евфрат. Им удалось взять Терку, прежнюю столицу новых владык Вавилона из касситской династии. Агум II , как и его хеттский союзник, явно проигрывал войну с хурритами.

Осада Ха-уару ( Авариса ) длилась не один месяц. Сражения шли на воде и на суше. На канале Паджедку дважды дали бой флоту Ауссера Апопои, пытавшегося прорваться к осажденному городу. Известно и про сражение с одной из армий, которая пыталась деблокировать Ха-уару.

Читайте также:
Империя Карла Великого расцвет и распад государства, особенности правления

И в конце концов египетская столица гиксосов пала. Погиб ли в ней Ауссера Апопи ( шел 33-й год его царствования ) или спасся бегством, источники не сообщают.

Укрепления Ха-уару (Авариса) были срыты, город разграблен.

Задача, которую некогда ставил Камос: изгнать гиксосов из Египта, была решена.

Однако Яхмос и его военачальники понимали: мало изгнать гиксосов из Египта, надо навсегда покончить с их угрозой. Для этого надо было ликвидировать их государство на территории Южной Сирии, Ханаана (Палестины) и Финикии.

И после празднования победы над Ауссера Апопи, Яхмос развернул наступление, как сушей, так и морем на азиатские владения гиксосов.

Его отряды появляются под Газой, блокируют город Шарухен, вторую столицу гиксосов.

И вновь момент выбран на редкость удачно. Соседям не до гиксосов. Вавилоняне сцепились с правителями Приморья. Идут бои по рекам Евфрат и Тигр. Хетты начали теснить хурритов в Малой Азии. И не только. Хурриты не спешат помогать еще и потому, что ждут падения Шарухена, чтобы забрать себе гиксоскую Сирию.

Шесть лет гиксосы Шарухена ждали помощи от бывших союзников и друзей, но так и не дождались ее.

Шарухен пал, а с ним пало и государство гиксосов.

Практически весь Ханаан и часть Финикии были поставлены под контроль Египта, в Сирию не вступали: там, видимо, уже были отряды хурритов. Ни хурриты, ни египтяне на тот момент войны не хотели, а потому Яхмос с победой вернулся в Нию.

Здесь торжественно отметили ликвидацию одного из врагов, а весной обрушились на союзников гиксосов – царство Куш.

Более 550 километров прошла вверх по Нилу речная рать Яхмоса. Кушитские племена стрелков-лучников (иунтиу-сатет) были разгромлены. Отряды Яхмоса дошли до вторых нильских порогов, где была восстановлена крепость Бухен. Она стала оплотом власти Египта в стране Куш.

Египет был объединен и начал быстро превращаться в мировую державу.

Так, в немалой степени, благодаря усилиям царицы Яххотеп, мстящей гиксосам за убитого мужа, Египет не только изгнал завоевателей со своей земли, но и был вновь объединен в единое великое государство.

Гиксосы – кто такие, как повлияли на Древний Египет читать онлайн

Завоевание Египта гиксосами

В конце Среднего Царства в XVIII в. до н. э. в Египет вторгаются иноземные азиатские племена, так называемые «гиксосы»; поздняя историческая традиция, сохранившаяся у античных авторов, объясняет это племенное название «гиксосы» как искажение египетских слов «правители пастухов». Возможно, что в основе этого объяснения есть доля истины. Гиксосские племена наводнили Египет в период между Средним и Новым Царством, завоевали значительную часть страны и господствовали в Египте свыше 100 лет. Гиксосы были по всем признакам группой кочевых племён, стоявших на значительно более низком уровне хозяйственного и культурного развития, чем египтяне. Имеются все основания предполагать, что название «гиксосы» действительно восходит к каким-то египетским словам, может быть к словам — «правители пустынных стран» («хекау хасут»). Так, очевидно, называли египтяне правителей кочевых азиатских племён, живших к северо-востоку от Египта.

Вторжение гиксосов и завоевание ими всей страны было довольно длительным процессом. Воспользовавшись внутренней слабостью Египта, острой социальной борьбой и раздроблением государства на целый ряд мелких самостоятельных княжеств, среди которых несколько выделялись лишь Фивы, где укрепилась династия «царей юга», азиатские племена стали постепенно проникать в дельту и захватывать там пастбища. Отряды азиатских воинов поступали на службу к мелким царькам Нижнего Египта, образуя основу их военной силы. Вожди азиатских племён получали от них большие земельные участки и даже целые области в управление. Вслед за мирным проникновением произошло военное вторжение. Ослабленный изнутри Египет стал добычей азиатских завоевателей, гиксосов. Это, очевидно, произошло ещё при последних царях XIII династии. Античная традиция сохранила шесть имён гиксосских царей. Египетские памятники этого времени, главным образом скарабеи, сохранили значительно большее количество имён, однако крайняя скудость документальных данных всё ещё не позволяет в полной мере охарактеризовать эпоху гиксосского завоевания. Судя по именам гиксосских царей, гиксосы представляли собой довольно сложный конгломерат племён, в состав которого входили семитские племена и племена хурритского происхождения. Гиксосы укрепились в Северном Египте, где, как на то указывает позднейшая египетская и античная историческая традиция, они построили свой главный город Аварис в восточной части дельты. Очевидно, название «Аварис» вполне соответствует египетскому названию «Хат-уарит», которое встречается в надписях гиксосских царей, а также в «папирусе Саллье 1» в качестве города, посвящённого богу пустынь и иноземных стран Сэту. Восточная часть дельты была особенно сильно укреплена гиксосами, на что указывает остаток лагеря, обнаруженного в Вади-Тумилат, около Тель-эль-Иехудиэ. Петри во время раскопок нашёл здесь скарабеи, типично гиксосскую керамику и бронзовое оружие. Особенный интерес представляет этот лагерь с точки зрения изменения военной техники гиксосов. Первоначально лагерь был укреплён лишь массивным земляным валом, что указывает на то, что обороняющиеся строили свою защиту на преобладающем применении отрядов лучников и колесниц, которые должны были исключить всякую возможность рукопашного боя возле лагеря или его штурма. Однако впоследствии этот вал заменяется стенами, что свидетельствует о заимствовании гиксосами элементов древнеегипетской фортификации. Весьма возможно, что такое же гиксосское укрепление находилось в Абусир-эль-Мелек, около входа в Фаюмский оазис. На глубокое проникновение азиатских племён в дельту указывают результаты последних раскопок города Таниса, стены которого были построены по правилам строительной техники хананейских племён Палестины.

Читайте также:
Законы Хаммурапи ℹ️общая характеристика древнего кодекса, содержание статей и значение, основные положения, интересные факты о своде законов Вавилона

Среди гиксосских царей видное место занимал Хиан, имя которого сохранилось в греческой транскрипции Ианнас. На многочисленных печатях Хиана сохранились его титулы — «правитель иноземных стран», «благой правитель», «благой бог», которые указывают на постепенную замену иноземных титулов традиционными титулами египетских фараонов. Возможно, что Хиан господствовал над всем Египтом. Имя его было обнаружено на различных памятниках, найденных на территории Нижнего и Верхнего Египта. На некоторое расширение торговли в эту эпоху указывают находки египетских вещей с именем Хиана далеко за пределами нильской долины, в Сирии и – даже на острове Крит. Очевидно, время царствования Хиана было временем наибольшего усиления гиксосской державы и гиксосских царей, правивших в Египте.


Ткацкий станок. Фреска из Бени-Хасана

ГИКСОСЫ

ГИКСОСЫ – азиатская племенная общность, завоевавшая Египет во 2-й четверти II тысячелетия до Р. Х.

Согласно грекоязычной «Египетской истории» египетского жреца Манефона (III век до Р. Х.), азиатский народ «безвестного происхождения» вторгся в Египет и под предводительством своих вождей, укрепившихся в восточной части Дельты в городе Аварисе (егип. Хат-Уар или Хут-Уарет), в течение длительного времени удерживал власть над египтянами, жестоко угнетая их; однако после продолжительной войны Гиксосы были изгнаны из Египта местными правителями Фив, воссоединившими страну под своей властью и восстановившими ее независимость (Manetho. Fr. 42-52). Согласно Манефону, египтяне называли завоевателей словосочетанием, означающим «цари-пастухи» и звучащим в греческой транскрипции как гиксосы (ὑκσώς). За этим термином, вероятно, стоит египетское «хекау шасу» – правители-кочевники или правители-шасу (шасу – известные по египеским источникам кочевники Синая, тождественные, по-видимому, библейским амаликитянам; к временам Манефона за словом «шасу» оставалось только значение «кочевники, пастухи»). В арабо-мусульманские традиции сохранилось предание о том, что племя амаликитян некогда завоевало Египет и в течение неск. поколений правило им, пока не было изгнано египтянами (Абд ар-Рахман ибн ал-Хакам. Завоевание Египта, ал-Магриба и ал-Андалуса. М., 1985. С. 39, 48, 52). Многие ученые, однако, считают, что за этой транскрипцией у Манефона стоит иное египетское выражение – «хекау хасут» (правители чужеземных стран), этим термином действительно обозначали в египетских царских списках II тысячелетия династию гиксосских царей Авариса (XV династию в царском перечне Манефона); кроме того, так иногда титуловали себя сами цари этой династии.

Египетские археологические и письменные источники XVII-XVI веков до Р. Х. дают представление о том, что в это время на северо-востоке Дельты действительно существовало царство со столицей в Аварисе (современный Телль-эд-Даба; локализован и исследуется австрийской экспедицией М. Битака с 1966 года), возглавлявшееся династией сиро-палестинского (западносемитского) происхождения и временами распространявшее верховный контроль на весь Египет, Южную Палестину и даже Нубию. Ни момент, ни обстоятельства его возникновения точно неизвестны; возможно, ядром гиксосского объединения были амалекиты-шасу Синая, сплотившие вокруг себя соседних кочевников и оседлых хананеев Южной Палестины в конце XVIII века до Р. Х. (бурное время хурритской миграции в Палестину, подводившей черту под египетским влиянием в этих областях) и осуществившие вторжение в Египет в 1-й половине XVII века до Р. Х. Благодаря Гиксосам в Египте, по-видимому, появились новые виды оружия (составной лук, меч), колесницы и лошади (перенятые Гиксосами у хурритов). Главным объектом культа у Гиксосов был азиатский бог, отождествленный с египетским Сетом (Сутехом). Гиксосские цари Авариса проводили политику западносемитско-египетского политического и религиозного синкретизма и со 2-й половины XVII века до Р. Х. приняли полную египетскую царскую титулатуру; первые 6 царей остались в официальном царском списке Египта в качестве законной династии хекау-хасут. На Крите, в Нубии, в Месопотамии были найдены памятники с их именами. Наивысшего расцвета держава Гиксосов достигла при Хайане (Хийане) и Апопи II Аакененра (около 1600 года до Р. Х.); тем не менее уже тогда в Аварисе опасались могущества своего вассала – царя Фив Секененра (известна египетская сказка об Апопи и Секененра). В продолжительное правление Апопи III Ааусерра (середина XVI века до Р. Х.) наследники Секененра Камос и его преемник Яхмос I успешно воевали против Гиксосов: Камос объединил почти весь Египет и осаждал Аварис; Яхмос, будущий основатель Нового царства, захватил город и, преследуя врага, после 3-летней осады взял Шарухен – последний центр Гиксосов в Палестине. Египетские источники начала XVI века до Р. Х. (Табличка Карнарвона и надпись фараона Камоса) повествуют об изгнании Гиксосов. С падением гиксосского гос-ва племена амалекитов-шасу продолжали существовать на своей первоначальной территории (где под именем амаликитян отмечаются для XIII-VIII веков до Р. Х. Библией), пока, наконец, не были ассимилированы арабами.

Читайте также:
Битва на Сомме - хронология событий, исход сражения читать онлайн

Античная и раннехристианская историческая традиция приурочивает переселение ветхозаветных патриархов Иакова и Иосифа в Египет к эпохе правления Гиксосов. Традиция, впервые зафиксированная у Иосифа Флавия, отождествляет Гиксосов, упоминаемых у Манефона, с предками евреев (Ios. Flav. Сontr. Ap. I 74, 91-92, 103). Завоевание Гиксосами Египта соотносится с переселением туда патриарха Иакова, а их изгнание – с Исходом. Эта точка зрения встречается также у святителя Феофила, епископа Антиохийского (Theoph. Antioch. Ad Autol. III 20 sq), и Юлия Африкана (Manetho. P. 107, 111). Современником Яхмоса, разрушившего Аварис, считает Моисея также Птолемей Мендесский (III-II века до Р. Х.?) (Tat. Contr. graec. 38; Clem. Alex. Strom. I 101). Евсевий Кесарийский в «Хронике», называя XVII династию Гиксосами, добавляет, что при них Иосиф управлял Египтом (Euseb. Die Chronik // Werke. Lpz., 1911. Bd. 5. S. 68. (GCS; 20)). В приписываемой Манефону «Книге Сотиса» (III век по Р. Х.) появление Иосифа в Египте датируется еще точнее: 4-м годом «Апофиса» (Апопи), 4-го из гиксосских царей Авариса (Manetho. P. 239).

Исторические источники:

Manetho / Ed., transl. W. G. Waddell. L., 1940;

Греч. и римские авторы о евреях и иудаизме. М., Иерусалим, 1997. Т. 1. C. 63-86;

История Древнего Востока: Тексты и документы / Редактор: В.И. Кузищин. М., 2002. С. 53-57.

Гиксосы

Гиксо́сы — группа кочевых скотоводческих азиатских племён из Передней Азии, захвативших власть в Нижнем Египте в середине XVII в. до н. э. и затем, около 1650 г. до н. э., образовавших свою династию правителей. Свое название они получили от египетского Hqa xAswt «правитель (чужеземных) стран», передаваемое по-гречески ὑκσώς или ὑξώς . Манефон (Иосиф Флавий «Против Апиона» I. 14, 82-83) переводит слово «гиксосы», как «цари-пастухи» или «пленники-пастухи», последнее подтверждается египетским HAq «добыча», «пленник». Время правления гиксосов в истории Древнего Египта принято называть Вторым переходным периодом.

Содержание

Исторические события

Объединение гиксосов образовалось на территории Сирии. Они переняли передовые военные технологии от индоевропейских народов и осуществили экспансию в сторону Египта. Основу гиксосов составляли амореи, к которым также присоединились хурриты и хетты [1] .

Опровергая легенду Манефона о внезапном вторжении гиксосов в Египет, Д. Редфорд полагает, что в XVIII—XVII вв. до н. э., когда Египтом правили слабые XIII и XIV династии, разные азиатские племена постепенно переходили через Суэцкий перешеек и расселялись в дельте Нила [2] . Став в дельте Нила преобладающим населением, гиксосы сделали своей столицей Аварис, где стали править их династии, по Манефону XV и, видимо, XVI. Наибольшего могущества гиксосы достигли при царях Хиане и Апепи, которые смогли продвинуться далеко на юг, достигнув города Кус (Табличка Карнарвона I). Однако подчинить весь Верхний Египет гиксосы так и не смогли. В Фивах в это время правила XVII династия, которая, собрав силы, начала борьбу с гиксосами. Начало борьбы по легенде (Папирус Саллье I — «Гиксосский царь Апопе и фараон Секненра») связано с царём Секненра, который, судя по найденной мумии, по-видимому, погиб в битве. Его сын, Камос, последний царь XVII династии, сражался успешнее. Он собрал войско, двинулся на север (Табличка Карнарвона I), перехватил по пути послание гиксосов к правителю Куша и сумел дойти почти до самого Авариса, но не захватил его (Стела II фараона Камоса). Окончательную победу над гиксосами одержал брат Камоса, первый фараон XVIII династии Яхмос I около 1550 г. до н. э., который изгнал их из Египта и преследовал до южной Палестины, где захватил город Шарухен (Жизнеописание начальника гребцов Яхмоса сына Эбаны).

Читайте также:
Смерды на Руси - права, обязанности, отличия от холопов

Гиксосские цари

Число гиксосских правителей, последовательность их правления и имена точно не известны (список царей приведён в работе фон Бекерата [3] ).

Манефон [4] приводит имена 6-ти гиксосских царей XV династии:

  • Салитис
  • Бнон
  • Апахнан
  • Апопис
  • Ианнас
  • Ассис

В Туринском папирусе № 1874 со списком царей (X. 14-20) перечислены 7 гиксосских царей, однако почти все их имена стерты. Там также сказано, что 6 иноземных царей правили более ста лет (X. 21). В списке упоминается царь Нехси (VII. 1), имя которого встречается на двух архитектурных фрагментах из Авариса [5] . Согласно «Стеле 400 лет» именно этот царь ввёл в Нижнем Египте культ Сета, ставшим главным богом гиксосов. Другие гиксосские цари, имена которых найдены на разных предметах, на самом деле являлись небольшими местными правителями. Некоторые цари переняли египетскую царскую титулатуру, однако три имени имел только один Апопис. В Телль эль-Даба был найден дверной косяк с именем царя Сокархера и титулатурой Hqa xAswt. По мнению большинства исследователей, этнический состав гиксосов был неоднородным, однако многие гиксосы носили имена семитского происхождения (Хиан, Иоам, Якбаал).

Основные исторические документы с упоминанием о гиксосах

Полный список приводится в работе: Redford D.B. Textual Sources for the Hyksos Period // The Hyksos: New Historical and Archaeological Perspectives. Philadelphia, 1997. P. 1-44. Издание исторических документов гиксосского периода: Helck W. Historisch-biographische Texte der 2. Zwischenzeit und neue Texte der 18. Dynastie, Wiesbaden, 1975.

  • Тексты периода борьбы с гиксосами:
    • Стела Бабаи из Эль-Каба
    • Табличка Карнарвона I из Фив (Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1963. С. 76-78; Хрестоматия по истории Древнего Востока. Часть I. М., 1980. С. 59-60; История Древнего Востока. Тексты и документы. М., 2002)
    • Стела II фараона Камоса из Фив (Хрестоматия по истории Древнего Востока. Часть I. М., 1980. С. 60-63. История Древнего Востока. Тексты и документы. М., 2002. С. 55-57)
    • Жизнеописание начальника гребцов Яхмоса сына Эбаны из Эль-Каба (Хрестоматия по истории Древнего Востока. Часть I. М., 1980. С. 63-65. История Древнего Востока. Тексты и документы. М., 2002. С. 58-60)
    • Жизнеописание Яхмоса Пеннехеба из Эль-Каба
    • «Стела Бури»
    • Математический папирус Ринд
  • Поздние тексты:
    • Надпись царицы Хатшепсут в Спеос Артемидос
    • Папирус Саллье I с историей о гиксосском царе Апопе и фараоне Секненра (Фараон Хуфу и чародеи. Сказки, повести, поучения древнего Египта. М., 1958. С. 91-95. Сказки Древнего Египта. М., 1998. С. 131—133)
    • «Стела 400 лет» из Таниса.
    • Сведения Манефона в книге Иосифа Флавия «Против Апиона» I. 14 (Хрестоматия по истории Древнего Востока. Часть I. М., 1980. С. 58-59. История Древнего Востока. Тексты и документы. М., 2002. С. 53-54)

Памятники гиксосского периода

В Восточной Дельте, в местах Телль эль-Даба (Аварис), Телль эль-Ягудийя и Телль эль-Масхута, сохранились остатки крепости, поселений, храмов и кладбищ. Немногочисленная скульптура сохраняет стилистические традиции Среднего царства, но по качеству сильно уступает египетским образцам. Скарабеи, печати и другие мелкие изделия с именами гиксосских царей найдены в Нубии, Малой Азии, Месопотамии и на Крите.

Последствия гиксосского правления

После гиксосского периода в Египте появилось новое военное оснащение: более сложный загнутый назад лук, разные виды мечей и кинжалов, новый тип щита, кольчуга и металлический шлем. Самое важное новшество — двухколёсная военная колесница, запряжённая лошадьми, использование которой на поле битвы привело к изменению тактики ведения военных действий [6] . В Египте возник культ западносемитских божеств: Баала, Анат и Астарты. С Баалом отождествлялся египетский Сет [7] . В древнеегипетском языке появилось много заимствованных слов семитского происхождения [8] .

Гиксосы-завоеватели с севера

Эти чужеземные завоеватели воспользовались смутными временами, чтобы захватить часть территории Египта. Война, которую вел против них фиванский наместник Яхмос, завершилась освобождением страны и легла в основу эпоса о начале Нового царства. Не знаю, по какой причине, но нас постигла божественная кара…» Этими выразительными словами историк Манетон начинает свой рассказ о гиксосских завоевателях в истории, которую […]

Эти чужеземные завоеватели воспользовались смутными временами, чтобы захватить часть территории Египта. Война, которую вел против них фиванский наместник Яхмос, завершилась освобождением страны и легла в основу эпоса о начале Нового царства.

Не знаю, по какой причине, но нас постигла божественная кара…» Этими выразительными словами историк Манетон начинает свой рассказ о гиксосских завоевателях в истории, которую им посвящает. Этим завоевателям удалось сохранять власть над египетскими землями между Средним и Новым царствами, во время II переходного периода, т. е. с 1730-го по 1580 год до н. э. Две гиксосские династии последовательно правили Египтом: XV династия, которую называли также «Великими гиксосами», и XVI династия, которую называли «Малыми гиксосами». Можно с уверенностью утверждать, что они были иноземного происхождения.

Читайте также:
Образование Киевской руси история возникновения и годы существования

Говорят, будто они пришли в Египет из Азии. Манетон называет их «пастухами», неверно толкуя слово «гиксосы» — искаженное древними греками египетское словосочетание «хекау хасу», то есть «владыки из чужих земель». Хотя их точное происхождение остается загадкой, существует множество гипотез на этот счет. Согласно одной из них, гиксосы были племенем, перекочевавшим из Малой Азии, а именно из Месопотамии и Ирана, в сторону Ханаана, а оттуда — в сторону дельты Нила.

Начало завоевания

Проникновению гиксосов в Египет способствовала политическая ситуация в стране, внутренняя слабость, которая, как это часто случается, оставила границы без защиты. Также этому благоприятствовало переселение народов, менявшее карту Азии в 1700 годы до н. э. и постепенно приобретавшее все большие масштабы. Действительно, непрерывный приток азиатской рабочей силы, особенно во времена правления Аменемхета III (1850-1800. до н. э.) и позднее, нарушил демографический баланс на севере. Гиксосы к тому моменту уже на протяжении нескольких поколений жили в Дельте и воспользовались переселением народностей Ближнего Востока, чтобы упрочить свое влияние и захватить власть. Следует уточнить, что северо-восточная часть страны, то есть дельта Нила, являлась наиболее уязвимой территорией Египта. Первое вторжение гиксосов произошло между 1730 и 1720 годом до н. э. В эти годы они захватили власть над частью Дельты, откуда начали совершать нападения, продвигаясь на юг.

Обосновавшись сначала на приграничной территории, расположенной на востоке, они постепенно создали настоящее царство со столицей в городе Аварисе, или Хут-Урете («великий дворец»). Они превратили это поселение в надежно укрепленный город. В результате ряда нападений, за период, примерно равный половине века, гиксосы из Авариса захватили всю дельту Нила до территорий к северу от Гелиополя. Однако это захват происходил скорее мирным путем. Гиксосы просто поспособствовали расколу в стране, и прежнее правительство было вынуждено отступить на юг. Это царство, Южный Египет, к тому моменту включало в себя всего лишь восемь номов, расположенных между Элефантиной и Абидосом. И тогда гиксосские правители провозгласили себя полноправными фараонами Египта.

Династия гиксосов

Хронология этого периода очень сложна, и в ней много неясностей. Манетон перечисляет имена тридцати четырех владык, которые правили южным царством, в то время как в списках хроник названо сто семьдесят шесть гиксосских царей, которые правили на севере чуть меньше двух столетий. На самом же деле две параллельные династии — фиванская династия и династия гиксосов — правили Египтом одновременно. Династия гиксосов, в свою очередь, традиционно разделяется еще на две династии: XV и XVI (1730-1580 гг. до н. э.). Некоторые из этих государей особенно отличились за годы своего правления, например, некий Салитис, который принадлежал к династии Великих гиксосов, чьей столицей был Аварис, город в восточной части Дельты. Салитис царствовал двадцать лет, по всей очевидности, из Мемфиса. Его царство включало все земли дельты и долины Нила до самого Гебелена, включая караванные тропы, что позволило ему обеспечить надежное сообщение с нубийскими союзниками.

Такое положение дел сохранялось до воцарения Апопи I. Этот гиксосский фараон делегировал часть власти одной из династий своих вассалов, которых Манетон ошибочно называет XVI династией. В то же время самовольный вассал Салитиса по имени Якуб-Хар правил примерно на протяжении восемнадцати лет. Он поддерживал хорошие отношения с тремя царями Фив, которые стали преемниками Сехемра-Уакхара-Хотепа. Речь идет об Иниотефе V (Древнем), Иниотефе VI и Собекемсафе II, самом известном из представителей XVII династии. Преемник Якуб-Хара, правитель по имени Хиан (Сеусеренра) принадлежит к династии, которую некоторые исследователи называют Малыми гиксосами.

ГИКСОСЫ В МУЗЕЕ МЕТРОПОЛИТЕН

В нью-йоркском музее Метрополитен хранятся некоторые великолепные экспонаты, датирующиеся этим периодом. Среди прочего; здесь можно увидеть потрясающую золотую корону, которая украшена головами животных (газелей), перемежающихся цветами. Также в этом музее находится прекрасное ожерелье из золота и фаянсовых бусин, которое, по всей очевидности, принадлежало гиксосской принцессе.

Вклад гиксосов

В соответствии с национальной традицией гиксосы изображаются кощунственными и жестокими варварами, которые сжигали деревни, истребляли местных жителей, уничтожали храмы и поклонялись только своему богу, которым был Сет. Однако это лишь одна из версий событий: свидетельства современников редки и, в основном, излагают фиванскую точку зрения на происходящее. Стоит относиться к этим рассказам с осторожностью.

Историки, естественно, придерживаются более критического подхода, подвергая сомнению все эти рассказы и учитывая свидетельства, которые изображают завоевателей с большей беспристрастностью. Следует отметить, что, в отличие от других завоевателей, гиксосы довольно хорошо вписались в жизнь египтян и, более того, они приняли существующий политический строй.

Читайте также:
Союз трех императоров история создания соглашения между Россией

Вместо того чтобы разрушать египетские институты власти, они переняли некоторые традиции, например, сохранили имена фараонов и их титулы: так, гиксосские фараоны, как и египетские, включали имя бога Ра в свое тронное имя. Что касается религии, то они приняли некоторых египетских богов, особенно тех из них, кто имел отношение к богу Авариса, Сету. Его они отождествляли со своими богами Сутехом и Баалом. И наоборот, гиксосские боги, Баал и Астарта, были включены в древнеегипетский пантеон.

Кроме того, гиксосы сохранили культ Ра. Религиозные власти довольствовались тем, что подчеркивали семитское происхождение этих божеств. Однако, несмотря на такую ассимиляцию и невзирая даже на то, что гиксосы переняли иероглифическое письмо, они сумели сохранить свою собственную культуру и образ жизни. Они принесли в Египет новое холодное оружие (топоры, железные кинжалы), а также использование лошадей и колесниц, тем самым сделав существенный вклад в повседневную и экономическую жизнь страны. Отныне в плане военного могущества египтяне могли на равных состязаться со своими соседями. Это, конечно же, не могло не повлиять и на искусство, потому что египетские ремесленники, особенно художники, постоянно включали этот новый мотив в свои произведения.

Тем не менее, гиксосы не повлияли на египетское искусство настолько, чтобы можно было говорить о гиксосском стиле. Действительно, они не поощряли его развитие и не тратили больших средств на создание новых произведений, как это делали египетские фараоны, а напротив, присваивали себе существующие статуи, например, например, монументальных сфинксов царей Среднего царства, установленных в Танисе. По-видимому, гиксосские фараоны сыграли роль катализатора, обеспечив непрекращающееся развитие в различных сферах жизни, не вызвав при этом никаких кардинальных перемен.

Национальная реакция

Прошло немало времени, прежде чем египтяне объединились против гиксосов. Однако, в конце концов, один из представителей фиванской династии, Яхмос, собрал достаточно сторонников, чтобы изгнать этих завоевателей и успешно сразиться с их союзниками, нубийцами, на юге. В традиционной версии этой истории Яхмос представлен как освободитель Египта и основатель XVIII династии (несмотря на то что он был наследником своего собственного брата, что обычно не являлось причиной для создания новой династии).

Яхмос взошел на трон в очень юном возрасте, поэтому в первые годы правления его заменяла регентша, мать фараона, царица Яххотеп. Яхмос также знаменит тем, что его женой была Яхмос-Нефер-тари, первая царица, которая удостоилась имени своего божественного супруга и которая играла роль большую, нежели просто советница. Муж позволил ей стать «той, что правит во главе Обеих Земель». Более того, Яхмос-Нефертари временно носила титул второго служителя Амона, хотя эту должность традиционно занимали только мужчины.

Яхмос начал свою освободительную войну с того, что захватил город Бухен, который удерживали нубийские соседи. Он восстановил свою власть над югом страны, а Нубия с этого момента была передана наместнику, слуге Яхмоса по имени Тура. Эта первая победа в Бухене пробудила национальный дух в египетском обществе. Фиванский правитель воспользовался этими настроениями, сделав свою борьбу против гиксосов настоящей религиозной войной, священным долгом.

Яхмос назвал себя посланником бога солнца, который якобы призвал его прогнать врагов с земель Нила и потребовал, чтобы он восстановил порядок в Египетском царстве, выступив против сил хаоса. Воспользовавшись своей победой, Яхмос двинулся на гиксосов. Он отвоевал у них Гелиополь и Силе, и продвигался дальше до тех пор, пока его войско не окружило столицу гиксосских завоевателей, Аварис. Через некоторое время пал и этот город. Но даже эта победа не удовлетворила Яхмоса, и он преследовал своих врагов до самого Ханаана. Осада города Шарухен продолжалась около трех лет, после чего фиванский правитель оттеснил противника до финикийской границы.

Яхмос реорганизует государство

Настала новая эпоха. Фараон восстановил порядок в правительстве, заменил местных царьков людьми из своего окружения и расширил полномочия жрецов Амона. В области экономики он стимулировал финансовую деятельность путем возобновления торговли. Яхмос приказал заново открыть рудники и карьеры, он распорядился начать масштабное строительство монументальных памятников. Кроме того, он ввел существенные инновации в области архитектуры: этот фараон стал первым из правителей, отделивших царскую гробницу от царского погребального храма.

Однако никто не знает, где же был погребен Яхмос, несмотря на то, что его мумия была обнаружена в Дейр-эль-Бахри. И наконец, Яхмос приказал установить монумент, чтобы сохранить память о своей великой победе над гиксосами, — две стелы в храме Карнака. Эта освободительная война стала одним из главных мифов Нового царства.

Читайте также:
Отличие древнейших людей от животных - что это было?

Гиксосы в древнем Египте

Гиксосы по сей день остаются в значительной степени загадочными. Их этническое происхождение доподлинно неизвестно, как и их судьба после изгнания их из Нижнего Египта. Считается, что гиксосы были семитским народом, который успешно вторгся в Египет в 1782 до н. э., и основал свою столицу Аварис в Нижнем Египте.

Гиксос, переводится как “правители чужих земель”, историки считают, что гиксосы, скорее всего, были торговцами. Во времена процветания их столицы, Аварис, окрепли и стали политической и военной силой в Египте

Египетские летописцы Нового Царства (c. 1570-1069 до н. э.) изображали гиксосов, как оккупационную армию, завоевавшую Нижний Египет, разрушившую храмы и убившую его граждан. Однако нет никаких археологических доказательств, подтверждающих эти утверждения. Гиксосы быстро ассимилировались в египетские культурные нормы, приняли египетское искусство , моду и в измененной форме египетские религиозные обряды.

Факты о гиксосах

  • Историки считают, что гиксосы были смесью этнических групп, и были преимущественно торговцами, моряками, , ремесленниками.
  • Правители гиксосов были ограничены Северным Египтом и никогда не проникали на юг,чтобы покорить Абидос , Фивы и Тинис
  • Гиксосские цари впитали египетскую культуру и ассимилировали себя в преобладающий египетский образ жизни и обычаи
  • Считается, что гиксосы привнесли в Египет новые навыки, включая пивоварение, работу с полудрагоценными камнями и одомашненным зерном
  • Базирующиеся в своей столице Аварисе, цари гиксосов заключили ряд союзов, охватывающих Анатолию, Кипр и Крит
  • Гиксосы поклонялись египетскому богу Сету

Гипотеза появления гиксосов

На протяжении большей части истории Египта страна была изолирована, несмотря на частое прибытие иностранцев в качестве наемников или рабов на золотых приисках Египта. Даже ранние египетские военные кампании редко выходили далеко за пределы Египта. Поэтому, когда гиксосы поселились в северном Египте, они не воспринимались, как угроза египетской безопасности просто потому, что для консервативного египетского мировоззрения любая внешняя угроза целостности страны была немыслима.

В начале Среднего царства Египет был сильной, единой нацией. Многие египтологи считают, что 12-я династия Египта представляет собой высшую точку египетской культуры. Это был “золотой век ” Египта. Однако 13-й династии Египта не хватало сильного и эффективного правителя.

В это время столица Египта была перенесена из Ити-Тави в Фивы в Верхнем Египте. Этот шаг создал вакуум власти в Нижнем Египте.

Одновременно, портовый город Аварис разрастался и процветал, благодаря буму в торговле и коммерции. По мере расцвета Авариса процветало и население. Гиксосы получили коммерческий контроль над восточным районом дельты Нила в Египте. Затем они расширили свои владения на север, заключив договоры и торговые контракты с низшими египетскими правителями, пока не получили в свое распоряжение значительную часть земель, которую они перевели в политическую власть.

Война между Фивами и Аварисом

Гиксосы укрепляли свою власть в северном Египте, нубийцы вторгались на юг. Фивы оставались столицей Верхнего Египта, но оказались между гиксосами на севере и нубийцами на юге. В течении длительного времени шли военные действия между Верхним и Нижним Египтом в борьбе за власть.

Правитель Верхнего Египта, Та О, напал на Аварис, но его компания провалилась. Затем его сын, наследник Камос организовал крупную, военную компанию, также закончившуюся безрезультатно и только его брат, Ахмос изгнал гиксосов из Нижнего Египта и уничтожил Аварис. Гиксосы убежали в Сирию. Что случилось с гиксосами после, остается неизвестным.

Египетское наследие гиксосов

Опыт гиксосов побудил Ахмоса I создать профессиональную египетскую армию. Ахмос I и его преемники хотели, чтобы ни одна иностранная держава никогда больше не хозяйничала на их землях.

Ахмос и цари Нового царства Египта создали буферную зону вокруг Египта. Стабилизировав свои границы, египетские цари стремились завоевать новые территории за пределами своих традиционных земель.

Технологически, если бы не гиксосы, египетская армия не имела бы двух основных военных новшеств, конную колесницу и составной лук. До появления гиксосов египтяне ничего не знали о колеснице и составной луке. Составной лук превосходил по дальности и точности, египетский длинный лук, служивший им на протяжении веков. Другим военным оружием, введенным на поле боя гиксосами, были короткие мечи и бронзовые кинжалы.

Гиксосы внедрили в Египте металлообработку в бронзе, ткацкий станок, способный ткать качественное белье, орошение сельскохозяйственных культур и выращивание овощей и фруктов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: