Фонетический разбор слова листья, транскрипция, ударение

Как сделать звуко – буквенный анализ слова ЛИСТЬЯ?

Фонетический разбор слова ЛИСТЬЯ

в этом слове два слога, первый слог является ударным,

буква Л передает звук Л’ – согласный, мягкий, звонкий непарный,

буква И передает звук ´И – гласный, ударный,

буква С передает звук С’ – согласный, мягкий, глухой (парный, з-с),

буква Т передает звук Т’ – согласный, мягкий, глухой (парный, д-т),

буква Ь не предает самостоятельного звука,

буква Я передает два звука:

Й’ – согласный, мягкий, звонкий непарный,

А – гласный, безударный.

Итого в слове 6 букв и 6 звуков.

Звуко – буквенный анализ слова (он же морфологический разбор слова) ЛИСТЬЯ делаем так:

В слове ” листья ” – шесть букв и шесть звуков. В слове два слога, первый – ударный, второй – безударный.

[л’] – согласный звонкий звук, парный мягкий;

[и] – гласный ударный звук;

[с’] – согласный глухой звук, парный мягкий;

[т’] – согласный глухой звук, парный мягкий;

ь – мягкий знак не обозначает звука;

[й’] – согласный звонкий звук, непарный мягкий;

[а] – гласный безударный звук.

Мягкий знак не обозначает звука, а буква я дает нам в этом слове два звука – [й’] и [а].

Слово ” листья “, относится к имени существительному, имеет средний род и находятся во множественном числе.

Слово “листья”, состоит из шести букв и шести звуков. В слове находится три согласных буквы – это ” л, с, т ” и две гласные буквы ” и, я “. А вот ” ь “, не является не согласной и не гласной буквой, он лишь используется для смягчения звуков.

Слово листья звучит, на мой взгляд, вот так:

Если бы было задание указать слово со всеми мягкими согласными звуками, то оно вполне подошло бы, так как в нем мягкий согласный [т’] влияет на предыдущий [c] и смягчает его, что называется ассимиляцией по мягкости.

Охарактеризуем каждый звук:

начальный согласный [л’] мягкий, парный, звонкий непарный;

второй звук [и] гласный ударный;

третий согласный звук [с’] глухой парный, мягкий парный;

четвертый согласный звук [т’] глухой парный, мягкий парный;

пятый звук [й’] – звонкий непарный, мягкий непарный;

[а] – гласный безударный.

В итоге в слове 6 букв, 6 звуков.

После разделительного мягкого знака буква я обозначает два звука.

В слове два слога: ли-стья.

Несмотря на то, что в слове “листья” имеются сложнейшие для разбора буквы и звуки, в итоге окажется, что звуков и букв одинаковое количество:

Звуко-буквенный разбор существительного “листья”:

В слове имеется два слога, ударение при этом падает на гласную первого слога.

  1. Буква “Л” обозначает на письме звук “Л’”, являющийся согласным, звонким, непарным, мягким. И сонорным.
  2. Буква “И” обозначает ударный звук “И” – он является гласным.
  3. Буква “С” соответствует в этом слове звуку “С’” – он согласный, глухой, парный и мягкий.
  4. Буква “Т” передаёт в данном слове звук “Т’” – он также согласный, глухой, парный и мягкий.
  5. Буква “Ь” не обозначает никакого звука. Несёт в данном случае разделительную функцию.
  6. Гласная “Я” включает в себя два звука: согласный “Й”, являющийся звонким, непарным и мягким, и “А” – это безударный гласный звук.
Читайте также:
Диктанты 3 класс по русскому языку для 1 четверти, тексты

В имени существительном “листья” 6 букв и 6 звуков.

Фонетический разбор слова – листья?

Русский язык | 1 – 4 классы

Фонетический разбор слова – листья.

Листья – 2слога 2 гласн, 4согласн.

я – й – согласный, звонкий, непарный, мягкий.

А – гласныйЮ, безударный.

Фонетический разбор слова листья)?

Фонетический разбор слова листья).

Как сделать фонетический разбор слова листьев?

Как сделать фонетический разбор слова листьев?

Фонетический разбор слова : ясную, листьями?

Фонетический разбор слова : ясную, листьями.

Фонетический разбор слово листьев?

Фонетический разбор слово листьев.

Фонетический разбор слов деревья, листья, путь?

Фонетический разбор слов деревья, листья, путь.

Фонетический разбор слов : “пришел”?

Фонетический разбор слов : “пришел”.

, “праздник” “сжигает” “листья”.

Сделать фонетический разбор слов : резкие, листья?

Сделать фонетический разбор слов : резкие, листья.

Разбор по составу : снижаясь фонетический разбор слова : прощаясь морфологический разбор слова : лист?

Разбор по составу : снижаясь фонетический разбор слова : прощаясь морфологический разбор слова : лист.

Помогите с фонетическим разбором слова Листья?

Помогите с фонетическим разбором слова Листья.

Фонетический разбор слова хрупкие, листья?

Фонетический разбор слова хрупкие, листья.

На этой странице находится вопрос Фонетический разбор слова – листья?, относящийся к категории Русский язык. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям учащихся 1 – 4 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие вопросы и ответы на них в категории Русский язык. Если ответы вызывают сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.

Тебе надо списывать по (в понедельник – до чашки в пятницу помыла.

Это легко шила звучит с шипящими буквами тоесть там всего 4 буквы а также 4 звука , поровну .

Шила [шы́ла] 4 буквы – 4 звука.

Завод[ит]ся (Ед. Ч. ), ( что делает? 1 спр. ) Весел[им]ся (Мн. Ч. ) ( что делают? 2 спр. ) Бре[ет]ся (Ед. Ч. ) (что делает? 1 спр. ).

Веселимся – окончание (им) Заводится – окончание (ит) Бреется – окончание (ет) Расчешите – окончание (ите).

Насколько я помню затащить.

1. Петушиным 2. Белое , красное , чёрное , жёлтое море 3. Новый год ( праздник ) 4. Нуу . Морской .

В интернете можно встретить множество людей, которые не дописывают слова или же укорачивают их. Сейчас можно встретить множество безграмотных лиц, которые делают ошибки в каждом слове, ведь так и хочется подарить словарь, который поможет им в исправ..

Хоть и парные эти согласные, Но они всё равно очень разные. Зуб и суп, кров и плов, Что писать в конце слов? То ли звонкий, то ли потише, Кот — кота, год — года. Различим без труда. И в конец букву верно напишем. Звонкие согласные в середине сло..

Береза кудрявая, красивая и безумно яркая! ______________________.

Читайте также:
Ведь выделяется запятыми или нет, обособление части речи

Фонетический (звуко-буквенный) разбор слов

Содержание:

Фонетический анализ определяет буквенный и звуковой состав слова, поэтому имеет ещё одно название – звуко-буквенный разбор.

Как сделать фонетический (звуковой) анализ слова?

Работа по проведению фонетического анализа слова заключается:

  • в правильном написании слова и определении в нем ударения;
  • в разделении на слоги и установлении мест слогового переноса частей словоформы;
  • в записи слова согласно произношению – в транскрипции;
  • в подробной характеристике каждой фонемы;
  • в подсчете количества букв и звуков.

Правила разбора на звуки

Каждая буква в слове – графическая фиксация (написание) звука или звуков. Все звуки русского языка поделены на гласные и согласные. Гласные – [а], [э], [и], [у], [ы], [о] – состоят только из голоса. В образовании согласных участвуют не только голосовые связки и легкие, но и полость рта, поэтому в них присутствует шум.

Среди твердых и мягких согласных имеются глухие: [х/х’], [п/п’], [т/т’], [ф/ф’], [х/х’], [ч’], [ш], [щ’], [ц] и звонкие: [й’], [к/к’], [н/н’] , [г/г’], [з/з’] , [в/в’], [р/р’] , [л/л’], [д/д’], [ж], [м/м’], [б/б’], среди которых выделяют сонорные. В сонорных голоса больше чем шума. Их девять – [м/м’], [н/н’], [р/р’], [л/л’], [й’].

При фонетическом анализе слова необходимо определить, какой звук – гласный или согласный. Если гласный, нужно указать – ударный он (произносится сильно, отчетливо) или безударный (произносится с меньшей силой и отчетливостью).

Согласные звуки характеризуются по следующим параметрам: по глухости и звонкости [п] – [б], твердости и мягкости [п] – [п‘] с указанием парности. Необходимо обозначать, имеет ли звук пару по этим критериям. Например: глухой [п] имеет пару по звонкости – [б] и по мягкости – [п‘].

Кроме того, необходимо указывать на «сонорность» звука, если он сонорный.

При более детальной характеристике указывается наличие «шипения» в звуке, пишется – «шипящий».

Также при звуковом анализе необходимо помнить, что не все буквы языка обозначают звуки. Например, разделительные знаки «Ь» и «Ъ» звуков не обозначают. Есть в фонетике непроизносимые согласные, которые тоже не обозначают звуков, например, «счастливый» – [щ’асл’ивый’]. Эту особенность при звуковом анализе необходимо учитывать. При разборе напротив таких букв пишется – «не обозначает звука».

Не стоит забывать, что некоторые буквы в определенных позициях слова обозначают два звука. Это буквы «е», «ё», «ю», «я». Они, в начале слова, после – «Ь», «Ъ» и гласной, всегда обозначают два звука: [й‘э]; [й‘о]; [й‘у]; [й‘а]. Бывает и вариант [й‘и] – «язык»: [й’изык].

План фонетического анализа слова

Фонетический анализ каждого слова производится не беспорядочно, а по определенному плану.

  1. Указывается орфографически правильное написание слова.
  2. Словоформа делится на слоги, обозначается ударение.
  3. Определяется место возможного переноса частей слова.
  4. Слово записывается так, как произносится – в транскрипции.
  5. Дается поочередная характеристика всех звуков слова.
  6. Указывается количество букв и фонем, случаи несоответствия букв и звуков.
  7. Создается цветовая схема разобранного слова.

Примеры фонетического (звукового) разбора

Слоги: я-зы́к (2 слога; ударение падает на 2-й слог)

Перенос: вариантов не имеется.

Транскрипция: [й’изык]

я [й’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (непарный, всегда произносится мягко)
[и] — гласный, безударный
з [з] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)
ы [ы] — гласный, ударный
к [к] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
Читайте также:
Начальная форма глагола - правило определения инфинитива ,примеры

В слове 4 буквы и 5 звуков.

Буква «я» обозначает 2 звука — [й’], [и].

Цветовая схема слова —

Слоги: я (1 слог; ударный)

Перенос: вариантов не имеется.

Транскрипция: [й’я]

я [й’] — согласный, сонорный, звонкий непарный, мягкий непарный
[и] — гласный, ударный

1 буква — 2 звука.

Буква «я» обозначает 2 звука — [й’], [а].

Цветовая схема слова —

Слоги: ли́-стья (2 слога; ударение падает на 1-й слог)

Перенос: лис–тья

Транскрипция: [л’ист’й’а]

Л [л] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий
и [и] — гласный, ударный
с [с] — согласный, парный глухой, парный твёрдый
т [т] — согласный, парный глухой, парный мягки
ь [-] — не обозначает звука
я [й’] — согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий
[а] — гласный, безударны

В слове 6 букв и 6 звуков.

Буква «ь» не обозначает звука, «я» — обозначает 2 звука — [й’], [а].

Цветовая схема слова —

Слоги: лёг-кий (2 слога; ударение падает на 1-й слог)

Перенос: лёг-кий

Транскрипция: [л’охк’ий’]

Л [л , ] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий
ё [о] — гласный, ударный
г [х] — согласный, непарный глухой, парный твёрдый
к [к , ] — согласный, парный глухой, парный мягкий
и [и] — гласный, безударный
й [й’] — согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий

В слове 6 букв и 6 звуков.

  • Буква «ё» обозначает звук [о],
  • Буква «г» обозначает звук [к].

Цветовая схема слова —

Звуко-буквенный (фонетический) разбор слова

Звуко-буквенный раз­бор сло­ва — это харак­те­ри­сти­ка зву­ко­во­го и бук­вен­но­го соста­ва сло­ва. Чтобы его выпол­нить, пишет­ся тран­скрип­ция — точ­ная запись зву­ко­во­го соста­ва слова.

Звуко-буквенный раз­бор сло­ва необ­хо­дим для осо­знан­но­го овла­де­ния рус­ским язы­ком, гра­мот­но­го напи­са­ния слов, осо­бен­но в тех слу­ча­ях, когда в сло­вах есть без­удар­ные глас­ные, непро­из­но­си­мые соглас­ные, бук­вы, обо­зна­ча­ю­щие два зву­ка, бук­вы, не обо­зна­ча­ю­щие зву­ков и пр.

Фонетический раз­бор выпол­ня­ет­ся в несколь­ко эта­пов. Звуко-буквенный раз­бор пред­по­ла­га­ет деле­ние сло­ва на сло­ги в соот­вет­ствии с коли­че­ством глас­ных зву­ков, поста­нов­ку уда­ре­ния, запись зву­ча­ния сло­ва. Затем про­во­дит­ся фоне­ти­че­ский ана­лиз каж­до­го зву­ка. Фонетический раз­бор завер­ша­ет­ся под­сче­том коли­че­ства букв и звуков.

Буквы и звуки

Чтобы пра­виль­но выпол­нить звуко-буквенный раз­бор сло­ва, научим­ся раз­ли­чать, что на бума­ге мы видим бук­вы, а когда про­из­но­сим сло­во, то слы­шим зву­ки. Буквы — это гра­фи­че­ские зна­ки, с помо­щью кото­рых мож­но обо­зна­чить зву­ки речи.

В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют глас­ные и соглас­ные звуки.

Гласные буквы и звуки

Гласные зву­ки обра­зу­ют­ся при сво­бод­ном про­хож­де­нии воз­ду­ха изо рта. Они состо­ят толь­ко из голо­са. В рус­ском язы­ке имеются

Гласные зву­ки [а], [о], [у], [э], [ы] зву­чат после твер­дых соглас­ных зву­ков, а бук­вы «и», «е», «ё», «ю», «я» и «ь» обо­зна­ча­ют, что преды­ду­щий соглас­ный звук явля­ет­ся мяг­ким. Эта фоне­ти­че­ская мяг­кость обо­зна­ча­ет­ся спе­ци­аль­ным знач­ком — апо­стро­фом:

  • лён [л’ о н]
  • редис [р’ и д’ и с]
  • соль [с о л’]
Читайте также:
Несомненно запятые - правила обособления в предложениях

Для выпол­не­ния звуко-буквенного раз­бо­ра сле­ду­ет поста­вить в сло­ве ударение.

Под уда­ре­ни­ем глас­ные зву­ки зву­чат отчет­ли­во, а без уда­ре­ния они искажаются:

до́мик [д о м’ и к], окно́ [а к н о]

  • после соглас­ных бук­вы «е», «я» без уда­ре­ния соот­вет­ству­ет зву­ку [и]

cте­на́ [с т’ и н а] , ряби́на [р’ и б’ и н а]

Каждый глас­ный звук в оди­ноч­ку или в соче­та­нии с одним или с несколь­ки­ми соглас­ны­ми соглас­ны­ми обра­зу­ет фоне­ти­че­ский слог:

  • бо-ло-то
  • кра-со-та
  • у-ди-ви-тель-ный
  • ли-ни-я

Согласные буквы и звуки

В рус­ской речи зву­чат 36 соглас­ных зву­ков. При их про­из­но­ше­нии выды­ха­е­мый воз­дух трет­ся об губы, язык и щеки, в резуль­та­те чего воз­ни­ка­ет шум.

Всегда звон­кие соглас­ные [л], [м], [н], [р] про­из­но­сят­ся с уча­сти­ем голо­са и мини­маль­ным шумом.

Если соглас­ные зву­ки про­из­но­сят­ся с бо́льшей долей голо­са и шума, то обра­зу­ют­ся звон­кие согласные:

Каждому звон­ко­му соглас­но­му соот­вет­ству­ет пар­ный глу­хой соглас­ный, кото­рый про­из­но­сит­ся с боль­шей долей шума, чем голоса:

  • [б] — [п];
  • [в] — [ф];
  • [г] — [ к];
  • [д] — [т];
  • [ж] — [ш];
  • [з] — [с].

Буквы «х», «ц», «ч», «щ» обо­зна­ча­ют глу­хие соглас­ные [х], [ц], [ч’], [щ’], у кото­рых нет пар­ных звон­ких согласных.

Согласные зву­ки быва­ют твер­дые и мягкие:

Выполняя звуко-буквенный ана­лиз, учи­ты­ва­ем, что бук­вы «й», «ч» и «щ» обо­зна­ча­ют все­гда мяг­кие зву­ки [й’], [ч’], [щ’],

Как научиться делать звуко-буквенный разбор

Для того, что­бы научить­ся делать звуко-буквенный раз­бор сло­ва, важ­но пони­мать, что часто орфо­гра­фи­че­ская запись сло­ва и его зву­ча­ние не сов­па­да­ют. В сло­ве может быть:

  • оди­на­ко­вое коли­че­ство звуков;
  • зву­ков боль­ше, чем букв;
  • букв боль­ше, чем звуков.

Примеры

  • не́бо [н’ э б а] — 4 бук­вы, 4 звука
  • ярлы́к [й ‘а р л ы к] — 5 букв, 6 звуков
  • купа́ть [к у п а т’] — 6 букв, 5 звуков

При запи­си зву­ко­во­го соста­ва сло­ва сле­ду­ет учи­ты­вать, что бук­вы «е», «ё», «ю», «я» могут обо­зна­чать два зву­ка в сле­ду­ю­щих пози­ци­ях в слове:

1. в нача­ле слова:

  • е́ дкий [ й’ э т к’и й’]
  • ё мкий [ й’ о м к’ и й’]
  • ю́ ный [ й’ у н ы й’]
  • я́ сли [ й’ а с’ л’ и]

2. после дру­гих глас­ных звуков:

  • по е зди́ть [п а й’ э з’ д’ и т’]
  • по ё м [п а й’ о м]
  • ка ю́ та [к а й’ у т а]
  • ма я́ к [м а й’ а к]

3. после раз­де­ли­тель­ных «ь» и «ъ»:

  • жюль е́ н [ж у л’ й’ э’ н]
  • въ е́ хать [в й ‘э х а т’]
  • курь ё з [к у р’ й’ о с]
  • отъ ё м [а т й’ о м]
  • рь я́ ный [р’ й’ а н ы й’]
  • изъ я́ н [и з’ й’ а н]
  • вь ю́ нок [в’ й’ у н о к]
  • предъ ю биле́йный [п р’ и д й’ у б’ и л’ э й’ н ы й’]
Читайте также:
Новый год как пишется - верные варианты написания фразы

Как видим, в таких сло­вах все­гда боль­ше зву­ков, чем букв.

После соглас­ных зву­ков бук­вы «е», «ё», «ю», «я» обо­зна­ча­ют их мягкость:

  • с е л [с’ э л]
  • н ё с [н’ о с]
  • л ю к [л’ у к]
  • п я ть [п’ а т’]

Записывая зву­ча­ние сло­ва, сле­ду­ет учи­ты­вать, что в рус­ском язы­ке про­ис­хо­дит фоне­ти­че­ский про­цесс оглу­ше­ния звон­ких соглас­ных, нахо­дя­щих­ся перед глу­хим соглас­ным и в кон­це сло­ва, и, наобо­рот, озвон­че­ния глу­хих соглас­ных перед звон­ким соглас­ным, кро­ме «л», «м», «н», «р», «в», «й»

  • ло́жка [ло ш к а], ви́тязь [в’ и т’a с’ ], о́тблеск [о д б л’ и с к];
  • сма́зка [с м а с к а], дробь [д р о п’ ], сдви́нуть [ з д в’ и н у т’];
  • все [ ф с’ э], пруд [п р у т ], вокза́л [в а г з а л].

В сло­вах с бук­во­со­че­та­ни­ем «зж» слы­шит­ся длин­ный мяг­кий звук [ж’]:

  • брю зж а́ть [б р’ у ж’ а т’]
  • мо зж ечо́к [м а ж’ и ч’ о к]

В кон­це гла­го­лов бук­во­со­че­та­ния -тся и -ться зву­чат как [ца]:

  • бои́тся [б а и ц а];
  • стели́ться [с’ т’ и л и ц а].

В сло­вах, в кото­рых есть «ь», кото­рый обо­зна­ча­ет мяг­кость преды­ду­ще­го соглас­но­го зву­ка или явля­ет­ся мор­фо­ло­ги­че­ским зна­ком, ука­зы­ва­ю­щим на при­над­леж­ность сло­ва к жен­ско­му роду, букв насчи­ты­ва­ем боль­ше, а зву­ков меньше:

  • знать [з н а т’] — 5 букв, 4 звука;
  • речь [р ‘э ч’] — 4 бук­вы, 3 звука.

Мягкие соглас­ные зву­ки могут смяг­чать преды­ду­щий соглас­ный звук.

Послушаем, как зву­чат слова:

  • све́чка [ с’ в’ э ч’ к а]
  • гво́зди [г во з’ д’ и]
  • жизнь [ж ы з’ н’]
  • зо́нтик [з о н’ т’ и к]

Образец фонетического разбора

Источник изоб­ра­же­ния: fedsp.com

Пример звуко-буквенного разбора

Чтобы выпол­нить звуко-буквенный раз­бор, запи­шем сло­во и поста­вим в нем уда­ре­ние. Разделим его на фоне­ти­че­ские сло­ги. Учитывая все фоне­ти­че­ские изме­не­ния в сло­ве, запи­шем по вер­ти­ка­ли бук­вы и соот­вет­ству­ю­щие им зву­ки сло­ва в квад­рат­ных скоб­ках. Дадим фоне­ти­че­скую харак­те­ри­сти­ку каж­до­му звуку.

Например, выпол­ним фоне­ти­че­ский раз­бор сло­ва «ёлоч­ный»:

ёлоч­ный [й’ о л а ч’ н ы й’]

ё-ло-чный — 3 сло­га. Первый слог ударный.

  • бук­ва «ё» — [й’] — соглас­ный, звон­кий непар­ный, мяг­кий непарный;
  • [о] — глас­ный ударный;
  • бук­ва «л» — [л] — соглас­ный звон­кий непар­ный, твер­дый парный;
  • бук­ва «о» — [а] — глас­ный безударный;
  • бук­ва «ч» — [ч’] — соглас­ный, глу­хой непар­ный, мяг­кий непарный;
  • бук­ва «н»- [н] — соглас­ный звон­кий непар­ный, твер­дый парный;
  • бук­ва «ы» — [ы] — глас­ный безударный;
  • бук­ва «й» — [й’] — соглас­ный, звон­кий непар­ный, мяг­кий непарный.

В сло­ве «ёлоч­ный» 7 букв, 8 звуков.

Видеоурок «Фонетический разбор слов»

Для закреп­ле­ния мате­ри­а­ла посмот­ри­те видео по теме урока.

Транскрипция слова. Фонетический разбор слова

  1. Основные понятия
  2. План фонетического разбора
    1. Фонетическая транскрипция видео
    2. Таблицы соответствия букв и звуков для фонетического разбора
  3. Примеры фонетического разбора
  4. Примеры заданий с элементами фонетического разбора
Читайте также:
Диктанты по русскому языку - 10 класс 2 четверть

Основные понятия

Умение анализировать слово с точки зрения его произношения поможет школьнику понять случаи несоответствия того, что мы слышим, тому, что мы пишем, поможет систематизировать знания о фонетике и орфографии (в частности, о принципах орфографии), научит правильно произносить и правильно писать слова. Наиболее распространённым видом такого анализа является фонетический разбор, для которого необходимы сведения о звуках речи.

Фонетический разбор начинается с правильной записи слова, деления его на слоги, постановки ударения.

Затем нужно записать слово так, как оно звучит, то есть сделать его транскрипцию.

Чтобы не ошибиться, нужно произносить слово вслух, обращая внимание на то, как оно и помнить основные правила:

Например, слово МОРОЗ:

мо-рОз, ударение падает на второй слог.

Осталось посчитать количество звуков и букв.

В этом слове оно одинаково: букв 5 и звуков 5.

План фонетического разбора

Таким образом, фонетический разбор делается по следующему плану:

  1. Запись слова, деление на слоги, постановка ударения.
  2. Транскрипция.
  3. Характеристика звуков.
  4. Объяснение случаев несовпадения звуков и букв, изменения звуков.
  5. Подсчёт количества букв и звуков, объяснение в случае несовпадения.

Фонетическая транскрипция видео

Таблицы соответствия букв и звуков для фонетического разбора

С помощью фонетического разбора можно проиллюстрировать случаи оглушения и озвончения согласных, объяснить необходимость проверки безударных гласных постановкой их в сильную позицию (под ударение), рассмотреть примеры несовпадения количества звуков и букв и т. д.

Примеры фонетического разбора

7 букв, 8 звуков; буква Я обозначает 2 звука, так как находится после гласной.

5 букв, 4 звука; звуки Д и Т сливаются в долгий [т¯], происходит оглушение звука Д.

Примеры заданий с элементами фонетического разбора

Возможны занимательные задания, помогающие пробудить интерес школьников к фонетике и орфоэпии, внимательное отношение к орфографии.

Например: определите, какие слова получатся, если произнести в обратном порядке звуки, из которых они состоят? Код, араб, ель, рай, лёд.

(Ответы: ток, пара, лей, яр, толь).

Для выполнения задания детям нужно записать транскрипцию слова и затем прочитать её наоборот: рай — [рай] — [йар] – яр.

Или задание такого типа: определите, сколько раз в предложении «Не трудиться – так и хлеба не добиться» встречаются мягкие согласные.

(Ответ 5: [н’] – 2 раза, [д’] [л’] [б’] – по 1 разу).

Для выполнения этого задания ученикам нужно записать транскрипцию всего предложения. Необходимо помнить, что в потоке речи звуки влияют друг на друга, изменяются. Например, КАК БЫ будет звучать [кагбы], то есть происходит озвончение звука [к] под влиянием последующего звонкого [б]. Подобные задания могут встретиться в олимпиадах по русскому языку.

Правила транскрибирования текста

Правильное деление на слоги помогает переносить слова с одной строки на другую, но необходимо помнить, что деление на слоги не всегда совпадает с делением слова на части для переноса. Правила переноса представлены в таблице:

Правила переноса слов

Фонетическая транскрипция и фонетический разбор

Урок 8. Русский язык 10 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Читайте также:
Скорее всего запятые нужны или нет - правила обособления

Получите невероятные возможности

Конспект урока “Фонетическая транскрипция и фонетический разбор”

вспомним, как правильно выполнять фонетическую транскрипцию.

повторим всё, что нужно учитывать при фонетической транскрипции.

потренируемся делать фонетический разбор.

Мы знаем, что наша речь состоит из звуков. И эти звуки мы даже можем обозначить на письме.

Но это отдельные звуки. А если нам вдруг захочется увидеть, как произносится слово или фраза?

Тогда нам понадобятся особые правила.

Чтобы увидеть, как произносится слово, нам придется обратиться к транскрипции. Это графическая запись звучания слова.

В транскрипции звуки передаются при помощи букв и дополнительных звуков.

Транскрипция слова особенно важна при изучении иностранного языка. Иногда мы видим слово, но не знаем, как его прочитать, потому что не знаем, как оно произносится. Тогда на помощь приходит транскрипция. При изучении родного языка она тоже важна, потому что позволяет узнать все тонкости произношения.

Рассмотрим основные правила транскрипции. Первое, что бросается в глаза при транскрибировании – это квадратные скобки. В такие скобки заключается всё, что транскрибируется – это и слово, и фраза, и предложение, и текст.

Чтобы отобразить произношение слова арбуз, нам понадобится заключить слово целиком в квадратные скобки.

Второе, что обращает на себя внимание – в транскрипции мы не увидим заглавных букв и знаков препинания, таких, как точки или запятые. Если мы транскрибируем фразу, и нам нужно обозначить паузу, придется воспользоваться / – для малой паузы. И // – для большой.

Поместим в транскрипцию предложение «А вот и арбуз».

Заглавной буквы нет. В конце фразы мы ставим две черты – обозначая паузу, где стояла точка.

Удивительно, но в транскрипции даже имена собственные будут писаться с маленькой буквы. Это немного обидно. Но таково правило.

А вот что обязательно должно быть в транскрипции, так это ударение. Оно непременно ставится в каждом слове.

[арбу́с] [па́ша] [го́ды]

В некоторых служебных словах – например, в предлогах – ударений нет. Ударение в таком случае переносится на самостоятельное слово. Но бывает и наоборот – служебные слова «перетягивают» на себя ударение.

Нужно обратить внимание и на обозначение мягкости в транскрипции. Она обозначается не при помощи мягкого знака, а при помощи уже знакомого нам значка.

Признаком мягкости согласного в слове обычно служит мягкий знак или буквы е, ё, ю, и, я.

При этом нам нужно помнить о непарных мягких согласных [ч] [щ], [й]. В таких словах, как [чʼа́шка] [бо́йʼ] нет мягкого знака или нужных гласных. Но мягкость согласных обозначается все равно.

Нужно помнить и о непарных твёрдых согласных. [ж] [ш] [ц]. В транскрипции слов [жыр] [цырк] мягкости у согласных не будет. И нас не должны смущать такие сочетания как жы и шы в транскрипции.

Необычно в транскрипции обозначается и длительность. Для нее тоже есть особый символ – горизонтальная черта. Она ставится над звуком, длительность которого мы хотим выделить.

Читайте также:
Приставочно-суффиксальный способ образования слов - правила

Так в транскрипции слова длинный мы не указываем два звука [н], а указываем один долгий. В транскрипции слова класс – один долгий [с].

И если мы говорим о длительности, нужно вспомнить о букве щ. Дело в том, что звук этой буквы обозначается в транскрипции по-разному. В некоторых лингвистических школах можно встретить звук [щ] с обозначением мягкости. Но иногда считается, что знака для такого звука нет. И тогда этот звук обозначается при помощи мягкого долгого [ш]. Или даже краткого мягкого [ш]. Это зависит от учебников, которыми вы пользуетесь.

А некоторые знаки в транскрипции и вовсе отсутствуют. Знаки букв ь, ъ, е, ё, ю, я. Этот момент нужно рассмотреть поподробнее.

То есть, мы не можем записать в транскрипции слово [изъян] вот так. Это неверно.

Твёрдый знак в транскрипции вообще не употребляется. А у букв е, ё, ю, я – двойная роль.

Если эти буквы стоят в слове после согласных, то они обозначают звуки [э], [о] [у] [а] с предшествующей мягкостью. То есть, согласные перед этими гласными становятся мягкими. А сами гласные теряют свой [й] и переходят в другое качество.

Согласные стали мягкими, а буквы ю, е, я обозначают вот такие звуки.

Если же эти буквы стоят не после согласных, то они обозначают два звука – [йэ], [йо], [йу], [йа]. Это возможно в позиции после гласных. После букв мягкий знак и твердый знак. И в начале слова.

В таком случае буквы обозначают два этих звука.

Как видим, при транскрипции слова нам нужно помнить о многом.

Но даже если мы это учтем – мы не будем застрахованы от ошибок! Ведь нужно помнить, что у звуков есть сильные и слабые позиции. В словах происходят самые разные фонетические процессы, и поэтому некоторые звуки переходят в иное качество.

Так, в слове уползти звук [о] будет заменен звуком [а], а звук [з] – звуком [сʼ].

Давайте посмотрим на слабые позиции звуков и на фонетические процессы, которые с этим связаны.

Для начала, нам нужно учитывать слабые позиции гласных звуков. Ведь безударные гласные произносятся иногда совершенно иначе!

В транскрипции мы пишем так, как произносим.

Нужно учитывать при этом и слабые позиции согласных звуков по глухости/звонкости.

На конце слов и перед глухими звонкие согласные оглушаются.

Например, в слове резцы оглушается звук [з] перед глухим звуком [ц]. В слове гвоздь на конце слова оглушаются сразу два звука.

Но бывает так, что глухие перед звонкими озвончаются.

В слове молотьба озвончается звук [тʼ] перед звонким [б].

В слове сдобный озвончается звук [с] перед звонким [д].

Нужно учитывать и слабые позиции согласных звуков по твёрдости/мягкости. Дело в том, что согласные могут смягчаться перед другими мягкими согласными.

Это заметно в слове вести – тут мягкий [сʼ]. Снег – то же самое, мы произносим [сʼ], рознь – произносим [зʼ].

Читайте также:
Как пишется деревня по правилам русского языка, примеры

Особенно часто такое происходит в сочетаниях ст, зт, сн, зн.

Но иногда бывает так, что согласные звуки полностью уподобляются друг другу.

Тогда два разных звука начинают звучать как один длительный. Например, в слове сжечь при произношении появляется длительный [ж], в слове высший – длительный [ш].

Но иногда два звука начинают вместе звучать как совершенно другой звук.

В слове биться два звука начинают звучать как длительный [ц].

В слове грузчик два звука начинают звучать как [щ].

А некоторые звуки вообще исчезают из транскрипции! Это непроизносимые согласные. В слове солнце мы теряем звук [л]. В слове яростный не произносится [т]. В слове здравствуй потерянным оказывается [в].

Нужно помнить об этой особенности русского языка. И не указывать в транскрипции звуки, которые мы не произносим.

Итак, какие правила транскрипции мы можем выделить?

· Текст берётся в квадратные скобки.

· Нет заглавных букв, точек, запятых.

· Обязательно ставится ударение.

· Мягкость обозначается вот таким знаком.

· Длительность звука обозначается чертой.

· Нет твёрдого знака, нет букв е, ё, ю, я.

Но иногда нам требуется не сделать транскрипцию, а выполнить фонетический разбор слова. Но зачем? Ведь основные правила транскрипции нам известны!

Но фонетический разбор позволяет нам дать характеристику каждому звуку.

Это практически транскрипция, только усложнённая. С разделением слова на слоги и с указанием, как соотносится количество букв и звуков.

Посмотрим, что нам понадобится для фонетического разбора.

Разбирать мы будем слово счастье.

Для начала делим слово на слоги. Их два – сча́-стье.

Ставим ударение. Оно падает на первый слог.

Теперь нам нужно развернуть транскрипцию. Для этого мы вертикально записываем все буквы, а потом все звуки. Каждый звук при этом берётся в квадратные скобки.

Теперь основное. Нам нужно дать характеристику каждому звуку.

Буквы с и ч обозначают звук [щ] – согласный, глухой, мягкий. Обратите внимание – мы воспользовались вот таким знаком.

Буква а обозначает звук а – гласный и ударный.

Буква с обозначает звук [сʼ] – он согласный, глухой и мягкий.

Буква тэ обозначает звук [тʼ] – согласный, глухой, мягкий.

Буква ь не обозначает звуков.

Буква е после ь обозначает два звука – [й] и [э].

Звук [йʼ] – согласный, сонорный, мягкий.

Звук [э] – гласный, безударный.

Нам осталось указать количество букв и звуков.

У нас 7 букв и 6 звуков в этом слове.

Итак, каков порядок фонетического разбора?

· Сначала нужно провести слогораздел и узнать, сколько в слове слогов.

· Потом мы ставим ударение.

· Делаем транскрипцию слова.

· Даём полную характеристику каждому звуку.

· Указываем, как соотносится количество букв и количество звуков.

Как правильно пишется слово «заросли»

Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Читайте также:
Приставочно-суффиксальный способ образования слов - правила

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова лоцманский (прилагательное):

Ассоциации к слову «заросли&raquo

Синонимы к слову «заросли&raquo

Предложения со словом «заросли&raquo

  • Густые заросли кустарника скрывали значительную часть равнины от глаз.

Цитаты из русской классики со словом «заросли»

  • В другом месте рыбой лакомились 2 кабана. Они отъедали у рыб только хвосты. Пройдя еще немного, я увидел лисицу. Она выскочила из зарослей , схватила одну из рыбин, но из предосторожности не стала ее есть на месте, потащила в кусты.

Сочетаемость слова «заросли&raquo

  • густые заросли
    лесные заросли
    непроходимые заросли
  • заросли кустарника
    заросли кустов
    заросли камыша
  • в сторону зарослей
    в глубине зарослей
    края зарослей
  • заросли расступились
    заросли кончились
    заросли раздвинулись
  • скрыться в зарослях
    исчезнуть в зарослях
    прятаться в зарослях
  • (полная таблица сочетаемости)

Какими бывают «заросли»

Значение слова «заросль&raquo

ЗА́РОСЛЬ , -и, ж. Густо разросшиеся растения (кустарники, деревья). (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «зарасти&raquo

ЗАРАСТИ́ , –расту́, –растёшь; прош. заро́с, –ла́, –ло́; сов. (несов. зарастать). 1. Покрыться какой-л. растительностью. (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «заросли&raquo

  • Вдохновение входит в нас как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой.

Отправить комментарий

Дополнительно

  • Разбор по составу слова «зарасти» (морфемный разбор)
  • Цитаты со словом «заросли» (подборка цитат)
  • Перевод слова «заросли» и примеры предложений (английский язык)
Значение слова «заросль&raquo

ЗА́РОСЛЬ , -и, ж. Густо разросшиеся растения (кустарники, деревья).

Значение слова «зарасти&raquo

ЗАРАСТИ́ , –расту́, –растёшь; прош. заро́с, –ла́, –ло́; сов. (несов. зарастать). 1. Покрыться какой-л. растительностью.

Предложения со словом «заросли&raquo

Густые заросли кустарника скрывали значительную часть равнины от глаз.

В глубине поднимались деревья, густые заросли кустарника обрамляли усадьбу с обеих сторон.

Мощное сильное тело позволяло им свободно передвигаться в густых зарослях трав и кустарника.

Синонимы к слову «заросли&raquo
  • ольшаник
  • малинник
  • ивняк
  • гущина
  • ежевичник
  • (ещё синонимы. )
Ассоциации к слову «заросли&raquo
  • трава
  • заросль
  • кусты
  • лес
  • деревья
  • (ещё ассоциации. )
Сочетаемость слова «заросли&raquo
  • густые заросли
  • заросли кустарника
  • в сторону зарослей
  • заросли расступились
  • скрыться в зарослях
  • (полная таблица сочетаемости. )
Какими бывают «заросли»
  • камышовые
  • мангровые
  • тростниковые
  • непролазные
  • вересковые
  • (ещё. )
Морфология

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: