Фонетический разбор слова [деревья] звуко-буквенный анализ слова

Звуко – буквенный разбор слова – деревья?

Русский язык | 1 – 4 классы

Звуко – буквенный разбор слова – деревья?

Деревья – 7 букв, 7 звуков.

(д * ир * эв * j * а)

д – (д * ) – согл, парн, зв, мягк.

Е – (и) – гласн, безударн.

Р – (р * ) – согл, непарн, зв, мягк.

Е – (э) – гласн, ударн.

В – (в * ) – согл, парн, зв, мягк.

я – (й), (а) : й – согл, непарн, зв, мягк.

, а – гласн, безударн.

‘ * – это запятая наверху.

Звуко буквенный разбор слова опять?

Звуко буквенный разбор слова опять.

Звука буквеный разон слово дерево?

Звука буквеный разон слово дерево.

Звуко буквенный разбор слов в деревья, хлопьями, ночью?

Звуко буквенный разбор слов в деревья, хлопьями, ночью!

Как разобрать слово деревья по звуко буквеному разбору?

Как разобрать слово деревья по звуко буквеному разбору.

Звуко буквенный разбор слова ягода и рисунок?

Звуко буквенный разбор слова ягода и рисунок.

Звуко – буквенный разбор слова ягода.

Звуко – буквенный разбор слова много?

Звуко – буквенный разбор слова много.

Звуко буквенный разбор слова вдруг?

Звуко буквенный разбор слова вдруг.

Помогите пожалуйста сделать звуко – буквенный разбор слово : дерево?

Помогите пожалуйста сделать звуко – буквенный разбор слово : дерево.

Звуко – буквенный разбор слов?

Звуко – буквенный разбор слов.

Пушистый, жили, шишек, деревьях?

Пушистый, жили, шишек, деревьях.

Звуко буквенный разбор.

Вы зашли на страницу вопроса Звуко – буквенный разбор слова – деревья?, который относится к категории Русский язык. По уровню сложности вопрос соответствует учебной программе для учащихся 1 – 4 классов. В этой же категории вы найдете ответ и на другие, похожие вопросы по теме, найти который можно с помощью автоматической системы «умный поиск». Интересную информацию можно найти в комментариях-ответах пользователей, с которыми есть обратная связь для обсуждения темы. Если предложенные варианты ответов не удовлетворяют, создайте свой вариант запроса в верхней строке.

Тебе надо списывать по (в понедельник – до чашки в пятницу помыла.

Это легко шила звучит с шипящими буквами тоесть там всего 4 буквы а также 4 звука , поровну .

Шила [шы́ла] 4 буквы – 4 звука.

Завод[ит]ся (Ед. Ч. ), ( что делает? 1 спр. ) Весел[им]ся (Мн. Ч. ) ( что делают? 2 спр. ) Бре[ет]ся (Ед. Ч. ) (что делает? 1 спр. ).

Веселимся – окончание (им) Заводится – окончание (ит) Бреется – окончание (ет) Расчешите – окончание (ите).

Насколько я помню затащить.

1. Петушиным 2. Белое , красное , чёрное , жёлтое море 3. Новый год ( праздник ) 4. Нуу . Морской .

В интернете можно встретить множество людей, которые не дописывают слова или же укорачивают их. Сейчас можно встретить множество безграмотных лиц, которые делают ошибки в каждом слове, ведь так и хочется подарить словарь, который поможет им в исправ..

Хоть и парные эти согласные, Но они всё равно очень разные. Зуб и суп, кров и плов, Что писать в конце слов? То ли звонкий, то ли потише, Кот — кота, год — года. Различим без труда. И в конец букву верно напишем. Звонкие согласные в середине сло..

Береза кудрявая, красивая и безумно яркая! ______________________.

Звуко-буквенный разбор: план, примеры

Содержание:

Фонетический разбор – это характеристика звукового состава и строения слова. Такой анализ позволяет видеть орфограмму, правила сочетаний звуков, орфоэпические нормы языка.

Как сделать звуко-буквенный разбор?

Перед фонетическим разбором необходимо вспомнить, что:

  • все звуки и буквы делятся на гласные и согласные;
  • существуют сильная и слабая позиции;
  • есть йотированные гласные, обозначающие два звука;
  • согласные разделяются по мягкости и твердости, глухости и звонкости;
  • буквы Ь и Ъ не имеют звуков.

Порядок фонетического разбора:

  1. записать данное для разбора слово;
  2. разделить его на слоги, т.е. произнести части слова на одном выдохе;
  3. поставить ударение;
  4. составить транскрипцию в квадратных скобках, для чего несколько раз нужно произнести слово вслух и записать его так, как оно слышится;
  5. сравнить слово, написанное по правилам орфографии и в транскрипции, посчитать количество букв и звуков;
  6. выписать каждую букву отдельно столбиком;
  7. рядом с ней указать звук, который она обозначает;
  8. дать характеристику звука: гласныйсогласный, глухойзвонкий, парныйнепарный, твердыймягкий, для Л, М, Н, Р, Й добавить, что они сонорные.
Читайте также:
Кроме того выделяется запятыми или нет, примеры обособления

Пример устного фонетического разбора

Выполним фонетический разбор слова эксплуатация.

Слово состоит из шести слогов: экс-плу-а-та-ци-я, потому что в нем шесть гласных – Э, У, А, А, И, Я. Ударение падает на четвертый слог. Медленно проговорим слово по слогам. В слове 12 букв, 13 звуков. Количество букв и звуков не совпадает, т.к. Я обозначает два звука, потому что стоит после гласного. Охарактеризуем звуки по порядку их следования.

  • Буква Э обозначает звук [э], гласный, безударный.
  • Буква К (ка) обозначает звук [к], согласный, глухой, парный, твердый, парный.
  • Буква С (эс) обозначает звук [с], согласный, глухой, парный, твердый, парный.
  • Буква П (пэ) обозначает звук [п], согласный, глухой, парный, твердый, парный.
  • Буква Л (эл) обозначает звук [л], согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный.
  • Буква У обозначает звук [у], гласный безударный.
  • Буква А обозначает звук [а], гласный, безударный.
  • Буква Т (тэ) обозначает звук [т], согласный, глухой, парный, твердый, парный.
  • Буква А обозначает звук [а], гласный, ударный.
  • Буква Ц (цэ) обозначает звук [ц], согласный, глухой, непарный, твердый, непарный.
  • Буква И обозначает звук [ы], гласный, безударный.
  • Буква Я обозначает два звука: [й`], согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный; звук [а], гласный, безударный.

Примеры письменного фонетического разбора

Эксплуатация – экс-плу-а-та’-ци-я [эксплуатацый`а], 6 слогов

э – [э] – гласный, безударный;

к – [к] – согласный, глухой, парный, твердый, парный;

с – [с] – согласный, глухой, парный, твердый, парный;

п – [п] – согласный, глухой, парный, твердый, парный;

л – [л] – согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный;

у – [у] – гласный, безударный;

а – [а] – гласный, безударный;

т – [т] – согласный, глухой, парный, твердый, парный;

а – [а] – гласный, ударный;

ц – [ц] – согласный, глухой, непарный, твердый, непарный;

и – [ы] – гласный, безударный;

я – [й`] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный, сонорный;

[а] – гласный, безударный.

12 букв, 13 звуков

Яблочный – яб’-лоч-ный [й`аблач`ный`], 3 слога

я – [й`] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный, сонорный;

[а] – гласный, ударный;

б – [б] – согласный, звонкий, парный, твердый, парный;

л – [л] – согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный;

о – [а] – гласный, безударный;

ч – [ч`] – согласный, глухой, непарный, мягкий, непарный;

н – [н] – согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный;

ы – [ы] – гласный, безударный;

й – [й`] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный, сонорный.

8 букв, 9 звуков

Абстракционизм – аб-страк-ци-о-низм’ [апстракциыан`изм], 5 слогов

а – [а] – гласный, безударный;

б – [п] – согласный, глухой, парный, твердый, парный;

с – [с] – согласный, глухой, парный, твердый, парный;

т – [т] – согласный, глухой, парный, твердый, парный;

р – [р] – согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный;

а – [а] – гласный, безударный;

к – [к] – согласный, глухой, парный, твердый, парный;

ц – [ц] – согласный, глухой, непарный, твердый, непарный;

и – [ы] – гласный, безударный;

о – [а] – гласный, безударный;

н – [н`] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, парный, сонорный;

и – [и] – гласный, ударный;

з – [з] – согласный, звонкий, парный, твердый, парный;

м – [м] – согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный

Звуко-буквенный разбор слова

Звуко-буквенный или фонетический разбор слова нередко вызывает трудности у школьников. Основы звуко-буквенного анализа закладываются еще при обучении чтению. И если ребенок пропустил или не усвоил эти основы – в дальнейшем ему будет сложно.

Понять звуко-буквенный разбор важно еще в начальной школе, потому что дальше он не меняется, хотя задания остаются во всех классах. И та информация, которая используется во процессе фонетического разбора, очень нужна для понимания правил орфографии.

Основа звуко-буквенного разбора – классификация звуков русского языка

В основе звуко-буквенного анализа лежит разделение звуков русского языка.

Первое – все звуки делим на гласные и согласные.

Гласные звуки: все, что надо о них знать

Гласные – образуются голосом (отсюда и название). Их можно «пропеть». Кроме того, при их произнесении поток воздуха проходит через ротовую полость свободно, не встречая препятствий, которые примешивают к голосу шум.

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 9 класса 3 четверти

Гласных звуков в русском языке всего 6 – [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. По крайней мере, именно так требуется отвечать от школьника. На самом деле гласных звуков больше, но школьники используют упрощенный вариант. Поэтому мы остановимся на нем.

И вроде бы, где здесь «засада»? Буква А обозначает звук [а], буква О – звук [о]. Но не все так просто. Школьник должен учесть, что гласные могут быть ударными и безударными. Последние встречаются в безударном слоге. И если в безударной позиции стоит О, то она обозначает звук [а]. Э в безударной позиции произносится как [и]. Буквы А, У, И в безударном положении своего качества не меняют.

Еще один нюанс касается употребления буквы и после шипящих и ц. Здесь мы по правилам орфографии пишем и, но звук слышим [ы]. Например, в слове «машина» буква И обозначает звук [ы]. Поэтому родители нередко возмущаются, что при изучении фонетики у ребенка начинается путаница в голове – и он начинает делать ошибки.

Есть в русском языке «особенные» буквы – это Е, Ё, Ю, Я. И хитрость в том, что они могут обозначать разные звуки в зависимости от позиции в слове.

Два звука они обозначают, если стоят в начале слова, после гласной или после мягкого или твердого знака. В таком случае первый звук будет [й], а дальше идет соответствующий гласный: Я – [а], Ю – [у], Ё – [о], Е – [э]. Ну и буква Е в безударном положении также, как Э дает звук [и].

Если эти буквы стоят после согласного, они его смягчают (кроме всегда твердых). Тогда согласный [й] не появляется.

Согласные звуки

Согласных в русском языке значительно больше. Их больше, чем букв, потому что одна и та же буква может, в зависимости от последующих звуков, может обозначать как мягкий звук, так и твердый.

«Смягчают» согласные буквы е, ё, ю, я, и. При этом «смягчиться могут не все согласные звуки, а лишь те, которые имеют мягкую пару. Это б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х. Каждая из этих букв может обозначать как твердый звук, так и мягкий. Например, в «быть – бить» буква Б в первом случае обозначает звук [б], а во втором – [б’]. Обратите внимание, что мягкость звука обозначатся «запятой сверху».

Среди согласных встречаются всегда твердые – Ж, Ц, Ш. Независимо от тех букв, которые стоят после них, они сохраняют твердость. И всегда мягкие – Й, Ч, Щ.

Еще одна сложность в том, что иногда согласные могут стать мягкими, если после них идет другой мягкий согласный. Например, в слове «барабанщик» мягкий [щ’] смягчает идущий перед ним Н.

Именно поэтому в процессе звуко-буквенного разбора следует несколько раз произнести слово вслух, внимательно прислушиваясь к его звучанию. Это поможет избежать ошибок.

Глухие и звонкие согласные

Еще одна важная характеристика согласных звуков. И опять мы имеет буквы, которые образуют пары по глухости-звонкости – Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С. Эти буквы, в зависимости от позиции в слове, могут обозначать разные звуки.

То есть Буква Б в конце слова и перед глухим согласным будет обозначать звук [п]. Мы пишем ДУБ, а произносим [дуп]. Иногда глухие согласные могут «озвончаться», если после них идет звонкий согласный, например, в слове ПРОСЬБА буква С обозначает звук [з]. Проверьте, произнесите это слово вслух.

Есть согласные, всегда глухие. С ними все просто. Это – Х, Ц, Ч, Щ.

И есть всегда звонкие – Й, Л, М, Н, Р. Эти буквы обозначают только звонкий согласный звук, независимо от «окружения».

Отличие глухих и звонких согласных – в наличии голоса. Звонкие состоят из голоса и шума, глухие – только из шума.

Поскольку голос образуется голосовыми связками, положение и работу которых мы увидеть не можем, воспользуемся следующим приемом. Произнесем звонкий согласный, например, М или Р. И приложим в этот момент ладонь к горлу. Будет ощутима характерная вибрация – это голосовые связки «включились». Если же произнести глухой звук – такой вибрации не будет.

Читайте также:
Опошлить ударение на какой слог падает и почему

Еще один способ – произнести звук шепотом, без голоса. Глухой звук своего качества не поменяет. А звонкий парный «превратится» в свою глухую «напарницу», то есть вместо В мы услышим [ф].

Наиболее распространенные ошибки звуко-буквенного разбора

Иногда школьники считают, что глухой парой звонкой согласной Г является Х.

Так происходит часто у выходцев из южных регионов, где звук Г произносят не так, как в литературном языке. Правильное произношение – это «взрывной» Г, то есть корень языка смыкается полностью с верхним небом. И поток воздуха резко «разрывает» эту преграду. Вместо этого в диалектном варианте встречает «щелевой» звук, когда не образуется полной «смычки», а между языком и небом остается щель, через которую идет поток воздуха. И в «глухом» варианте, то есть произнесенный без голоса, этот звук дает [х]. Это ошибочный вариант, связанный с неправильным произношением. Литературная «пара» — Г-К.

Школьники часто забывают, что в безударной позиции О, Э, Е меняют свое качество.

Именно поэтому надо учиться не просто действовать по правилам, а слушать и слышать звуки речи.

Это важный навык, который помогает не только правильно делать звуко-буквенный разбор, но и отрабатывать правильное произношение. Последнее помогает еще и при изучении иностранных языков.

Порядок звуко-буквенного разбора

Звуко-буквенный разбор слова удобно делать по схеме.

  1. Написать слово
  2. Разделить его на слоги и записать количество слогов.
  3. Если слогов больше одного, поставить ударение.
  4. Теперь ниже выписываем по одной букве и рядом – тот звук, который эта буква обозначает.

Если буква обозначает два звука – от нее ставится два тире и каждый звук пишется на отдельной строке.

  1. Даем характеристику гласных звуков. Сначала пишем, что звук гласный. Потом, через запятую, ударный или безударный. Ударный гласный в слове один, тот, на который мы поставили ударение. Остальные – безударные. Если в слове один гласный – то он всегда ударный.
  2. Даем характеристику согласных. Они могут быть глухие или звонкие, твердые или мягкие. То есть каждый согласный звук имеет три характеристики: согласный, глухость-звонкость, твердость-мягкость.
  3. Считаем количество букв и звуков и записываем на верхней строке – рядом с разбираемым словом или ниже, подведя горизонтальную черту.

Итак, мы научились делать звуко-буквенный разбор осмысленно. Оказывается, он совсем не так страшен. И часто помогает понять, где именно в слове могут возникнуть сложности правописанию.

Звуко-буквенный анализ слов

Диана Ильинская
Звуко-буквенный анализ слов

Цели и задачи: развитие звуко-буквенного анализа и синтеза слов; учить соотносить звук с буквой и символом.

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. Современная школа, согласно ФГОС, требует от детей, поступающих в первый класс, не столько какой-либо суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, которая формируется в процессе усвоения системы знаний в той или иной области действительности.

Поэтому уже в дошкольном возрасте надо помочь детям овладеть определенной системой знаний, которая станет основой будущего изучения предмета. Звуковой анализ — это определение, во-первых, порядка звуков в слове, во-вторых, выделение отдельных звуков, в-третьих, различение звуков по их качественным характеристикам. Для русского языка свойственно противопоставление гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных.

Умение слышать и выделять все звуки по порядку предупреждает в будущем при письме пропуск букв.

Дети пяти лет после занятий в средней группе подготовлены к овладению звуковым анализом: они умеют интонационно выделить звук и определить первый звук в словах.

Но чтобы ребенок мог проанализировать слово, его звуковой состав должен быть материализован. Сказанное слово ускользает, и выделить в нем на слух какие-то части, элементы ребенку очень трудно. Его нужно показать дошкольникам в предметном плане, представив звуковую структуру в виде модели.

Читайте также:
Как пишется алюминий по правилам орфографии русского языка

С этой целью используется картина-схема звукового состава слов. На ней изображается предмет, слово-название которого ребенок разбирает и ставит ряд фишек под рисунком по количеству звуков в слове.

Рисунок помогает все время видеть предмет, название которого анализируется. Схема дает возможность определить количество звуков в слове и проконтролировать правильность ее заполнения фишками.

Основной вид упражнений, развивающий фонетические способности учащихся,– это фонетический разбор.

Знакомство с учебной программой показывает, что под фонетическим разбором понимается звуко-буквенный разбор. Однако в методике различают собственно фонетический (или звуковой, и фонетико-графический (или звуко-буквенный) разбор. Цель первого – характеристика звуковой структуры слова без обращения к буквам, второй включает в себя собственно фонетический разбор лишь как свою первоначальную ступень, так как главной задачей он имеет выяснение соотношение звуковой структуры слова с её буквенным обозначением.

Собственно звуковой разбор дети выполняют в подготовительный период обучения грамоте. С переходом к изучению букв звуковой анализ несправедливо почти полностью исключается из употребления.

Однако, отмечая важность собственно фонетического разбора, нельзя не признавать, естественным, что основным видом упражнений с момента знакомства детей с буквами становится звуко-буквенный разбор в своих двух разновидностях.

Если мы хотим добиться, чтобы ребенок реально оперировал звуками, то есть чтобы развивался его фонетический слух, целесообразно проводить звуковой разбор в такой последовательности.

1. Произнеси и послушай слово

2. Найди ударный слог

3. Произнеси слово по слогам

4. Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй

5. Обозначь выделенный звук условным значком

6. Действуй так до конца слова

7. Произнеси подряд все названные звуки. Послушай, получилось ли слово.

Прокомментируем каждый пункт этого плана.

1. Произнеси и послушай слово. Этот этап в работе над словом исключительно важен для развития фонематического слуха ребёнка, которому предъявляется объект предстоящего анализа. Звучащее слово существует мгновение. Затем исчезает. Оно невидимо, неосязаемо. При этом необходимо следить за тем, чтобы учащиеся произносили слова в соответствии с нормами русского литературного произношения. Таким образом, первый этап работы со словом при звуковом анализе становится ещё и средством воспитания у учащихся культуры устной речи.

2. Найди ударный слог. До вычленения отдельных звуков в слове необходимо найти ударный слог, так как от этого иногда зависит лексическое значение слова.Например: [замо‘к], [за‘мок]. При этом дети должны знать, что ударный слог есть только в полном слове.

3. Произнеси слово по слогам. Ученик должен дважды произнести слово. В первый раз он произносит его целиком с вопросительной или звательной интонацией, которая помогает легко найти ударный слог. Второй раз слово произносится по слогам.

4. Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй. Это собственно начало звукового анализа слова. Детей надо научить звук протянуть, искусственно удлинить его или как-то по-другому обозначить. Например, если звук взрывной ([к], [д], его можно повторить [ккот] или произнести с усилием на выдохе. Это поможет лучше услышать звук. Вычленяя звук в полном слове, ребёнок контролирует, не искажается ли при этом слово, так как между лексическим значением и звучанием слова существует неразрывная связь. Искажение одного из элементов этой целостной связи разрушает её.

5. Обозначь выделенный звук условным значком. На этапе звукового анализа слова его запись условными значками каждого звука не должна быть связана с буквенной символикой. Со временем эти условные значки дети, ведомые педагогом, соотнесут с транскрипционными значками и запишут слово так: [п’ис’мо]. На первых порах для звукового анализа используются слова, в которых нет орфограмм.

Звуко-буквенный анализ – один из важнейших видов работы, который способствует формированию в дальнейшем орфографической зоркости, развитию фонематического слуха; развитию умений вычленить звуки в слове, правильно их назвать и охарактеризовать; умения соотнести слово с его звуковой схемой и многому другому.

Работу звукобуквенного анализа словая провожу следующим образом:

I.Раздаю карточки (картинка, написание слова в клеточках, пустые клеточки для написания звуков; звуки и цветные схемы (цветными квадратиками или раскрашенные цветными карандашами)появляются в процессе работы):

Читайте также:
Тем временем запятая обзор всех случаев и правил обособления

1. Что изображено на рисунке?

2. Делим слово на слоги (проводим линию цветным карандашом, ставим ударение (цветным карандашом).

3. Посчитайте клеточки с буквами?

4. Посчитайте пустые клеточки?

5. Каких клеточек больше (или меньше?

6. Давайте выясним, почему пустых клеточек больше (меньше, столько же? Буква Ю- дает два звука [й] и [у], а в слове деревья – ь – не обозначает звука [], но буква я – даст два звука [й] и [а] мчать – не дает звука).

7. Произносим слово,слушаем себя: выясняем, что буква Ю – дает два звука.

8. Печатаем звуки в пустые клеточки.

9. Выясняем, все ли звуки произносятся так же, как и пишутся (печатаются, то есть сверяем, написание слова со звуковой схемой. (Например, в слове лев- буква в даст звук [ф]; в слове деревья – ь – не обозначает звука [], но буква я – даст два звука [й] и [а], плод – буква д- даст звук [т]).

10. Даем характеристику звуков (гласный – ударный, безударный, согласный – твердый. мягкий, звонкий. глухой, раскрашивая квадратики цветными карандашами (зеленый, синий. красный, либо выкладываем цветные квадратики (зеленый, красный, синий) в соответствии с характеристикой звука.

В своей работе опирались на исследования: А. М. Бородич, Г. С. Швайко, А. И. Максаковой, А. Н. Гвоздева, Е. В. Колесниковой, Г. Г. Голубевой, Г. А. Тумаковой, В. В. Гербовой, Т. А. Ткаченко, А. К. Бондаренко, Е. А Стребелевой, Т. Б. Филичевой, Н. В. Новоторцевой и др.,использую таблицы:

Дидактическая игра по развитию навыков чтения, звуко-буквенного анализа, внимания «Подбери имена» Дидактическая игра “Подбери имена”. Для детей 5-7 лет. Способствует развитию навыков чтения, звуко-буквенного анализа, внимания и развитию.

Дидактическая игра «Цепочка слов» Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах. Игровой материал: карточки с предметными картинками (карандаш –.

Дидактическая игра «Поле слов» Дидактическая игра «Поле слов». Цель: • активизация в речи синонимов и антонимов; • расширение многозначности слов-прилагательных; • введение.

Игра «Азбука важных слов» Дети старшего дошкольного возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте, поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звуко-буквенный анализ, синтез слов» Цели: Обучающие: 1. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи: • развитие фонематических процессов; • формирование навыков анализа.

Конспект логопедического занятия «Звуко-буквенный анализ слов» Цели: 1. Повторить что такое звуки, буквы. 2. Упражнять в выделении гласных и согласных из слов. 3. Развивать навыки звукового анализа.

Лэпбук «Звуко-буквенный анализ слов» Лэпбук – замечательная находка для всех. Его можно использовать как для совместной работы с ребёнком, так и ребёнок может использовать его.

Наглядное пособие «Звуковой анализ слов» Автор: Лошакова Надежда Александровна Учитель-логопед, МОУ д/с № 294, г. Волгоград Актуальность: Навык выделения звука из слова появляется.

Памятка для родителей по выполнению звуко-буквенного анализа Памятка для родителей по выполнению звуко-буквенного анализа (пошаговая инструкция по выполнению). Важно знать: Мы слышим и произносим звуки.

Конспект занятия по чтению слов, звуко-буквенному анализу Тема: Чтение слов, звукобуквенный анализ. Цели: Образовательные: – способствовать развитию звука буквенного анализа; – способствовать.

Фонетический разбор слова – как правильно его делать, о чем надо помнить и каких ошибок избегать

Следуйте моей инструкции и пользуйтесь лайфхаками.

Сегодня мы с вами будем говорить про фонетический разбор. Он сложный потому, что в нем куча всяких нюансов. В этой статье я постараюсь дать вам пошаговый план разбора и рассказать о лайфхаках, которые помогут всегда получать за этот разбор только пятерки.

Ставим ударение

Его надо поставить правильно. То есть, не катАлог, а каталОг, не звОнит, а звонИт. Если затрудняетесь – гуглите или смотрите в орфоэпический словарь. Если вы у доски – ну… пусть небо поможет вам.

Ударение ставится просто черточкой над ударной буквой. Никаких дополнительных комментариев и пояснений давать не надо.

Делим на слоги

Запомните, фонетический слог – это НЕ слог для переноса. В нем легко может быть одна буква. Сколько в слове гласных, столько должно быть отмечено слогов. Например, в слове «аэроплан» слоги будут такие: а-э-ро-план.

Читайте также:
Ударение в словах как правильно ставить, проверка, правила постановки

Видите, в двух слогах всего по одной букве. При переносе, конечно, вы так делить не будете, но вам этот перенос сейчас вообще без разницы. Вам надо слоги правильно выделить и всё.

Выписываем в столбик все буквы

Каждую букву надо писать с новой строки. Потому что рядом со всеми этими буквами вы будете писать потом характеристику их звуков.

Если буква обозначает два звука, надо сразу оставить место для характеристики этих двух звуков. Например:

Вот видите, тут ё обозначает два звука, это прямо слышится: «йолка», поэтому я букву «ё» напишу как бы между двух строк, а на этих строках у меня будут её звуки – согласный «й» и гласный «о».

Определяем, сколько звуков обозначает каждая буква

Тут вам надо запомнить, что е, ё, ю, я всегда включают в себя два звука в трех случаях:

  1. Когда с них начинается слово: яблоко, ягода.
  2. Когда перед ними находится какой-нибудь гласный: сияние, терпение.
  3. Если перед ними есть мягкий или твердый знак: вьюн, въезд.

Давайте подробнее разберем каждую букву.

Я – «й» + «а». Не «аблоко», «агода», а «йаблоко», «йагода».

Ё – «й» + «о». Мы не говорим «вёт», «пёт», мы говорим «вьйот», «пьйот».

Е – «й» + «э». Не «эхать» и не «вьэхать», а «йэхать», «вьйэхать».

Ю – «й» + «у». Не «ула» и не «вьуга», а «йула», «вьйуга».

Не забывайте еще про букву «и». Она тоже может обозначать два звука, но только тогда, когда находится после Ь или Ъ. Мы никогда не говорим «вороби», мы говорим «воробьйи».

Если анализируемая вами буковка обозначает два звука – надо от нее провести две линии и написать на отдельных строках каждый звук.

Бывает и другая ситуация. Когда несколько букв «сливаются» в один звук. В этом случае от них ставятся две черточки к одному звуку. Например, «тьс» всегда сливается в «ц», а удвоенные согласные – в один долгий согласный звук.

Характеризуем звуки

Теперь надо каждому звуку дать характеристику. Сначала надо понять, гласный он у вас или согласный. Тут, по идее, легко. Если вы произносите этот звук и он ни на что не натыкается – он гласный. Все гласные можно произнести «на одном дыхании», просто меняя положение губ. Смотрите: «аоуыиэ». Вот я за один раз их все произнес. И преград для воздуха никаких не было.

Когда вы поняли, какой перед вами звук, надо написать через черточку, гласный он или согласный.

Как дать правильную характеристику гласным

У них только один признак – наличие или отсутствие ударения. Если на звук падает ударение – значит, он ударный. Если нет – безударный.

С гласными вообще все просто, главное – не напутать с ударением и поставить его в слове правильно.

Обратите внимание, когда звук ударный, вы значок ударения тоже должны в нем поставить. Выглядеть это всё будет примерно так.

Все, переходим к согласным.

Как дать правильную характеристику согласным

У них признаков побольше, давайте разбирать каждый по отдельности.

По твердости/мягкости

Надо указать, твердые они или мягкие. Анализируемые вами звуки будут мягкими только в двух случаях:

  1. Перед и, я, ю, ё, е. Возьмем для примера слово «пилюля» (тут все три согласных мягкие), небо (мягкий «н»).
  2. Перед Ь: зять (мягкий «т»), моль (мягкий «л»).

Обратите внимание, есть согласные звуки в нашем прекрасном русском языке, которые абсолютно всегда твердые. Это «ж», «ш» и «ц». И есть такие, которые всегда мягкие: «ч», «щ», «й». Этих три, и этих три. Так и запоминайте.

Еще вот хорошая картинка, сохраните ее прямо сейчас себе на телефон, чтобы не потерять.

Парные по твердости/мягкости

Подумайте, есть ли у вашего согласного пара по твердости мягкости. Если она есть – произнесите все слово еще раз и вдумайтесь, какой звук он в нем обозначает. Если взять «сено», то там «н» будет твердым, а если «в сене» – мягким.

Читайте также:
Суффиксы причастий - правило правописания гласных, исключения

То есть парные могут легко быть как твердыми, так и мягкими.

Лайфхак. Если у звука нет пары по твердости/мягкости – он всегда либо твердый, либо мягкий.

Вот прямо вглядитесь в эти два списка и запомните их. Пусть они у вас в мозгу отпечатаются, чтобы вы их никогда больше не путали.

По звонкости/глухости

Если вы произносите согласный с голосом, то он звонкий. Если просто делаете шум, без голоса – он глухой. Например: «Здорово!» – тут все согласные звонкие. А вот в слове «шастать» все согласные глухие.

Вот вам хорошая картинка для запоминания:

Среди звонких согласных выделяется отдельная группа – сонорные. Произнесите их все несколько раз вот в таком порядке и прямо вот запомните этот порядок: «рлмнй», «рлмнй», «рлмнй».

Про каждый из этих звуков надо говорить: «звонкий, сонорный».

Парные по звонкости/глухости

Пары по звонкости и глухости нет у сонорных звуков. Они всегда произносятся с голосом. Еще есть четыре звука, которые произносятся без голоса (они глухие) и пары у них тоже нет. Это «х», «ц», «ч», «ш».

Посмотрите еще раз на картинку выше, там все парные по звонкости/глухости написаны друг под другом.

Считаем буквы и звуки

Когда вы проанализировали каждый звук, надо «отчеркнуть» весь разбор и написать, сколько у вас букв и сколько звуков.

В учебниках русского чаще всего даются для разбора такие слова, в которых это количество разное. Так что будьте настороже, внимательно смотрите, какие у вас буквы и какие от них протянуты стрелочки к звукам.

Важные правила, о которых дети всегда забывают

Разберем несколько самых важных моментов, о которых дети очень часто забывают.

Безударные гласные

В безударном положении гласный «о» обозначает (абсолютно всегда) звук «а». Мы не говорим «мОлОко», как бабушка в деревне. Мы говорим «малако».

Гласный «е» («э») в безударном положении обозначает звук «и». Мы говорим не «хлебать», а «хлИбать», не «деревянный», а «диривянный».

Оглушение

Вот разбираете вы слово «раб». У него на конце звук «б», который произносится вроде бы звонко. Но. Если у этого согласного есть пара по звонкости/глухости, то он обязательно будет глухим. Мы не говорим «раб», мы говорим «рап». Не «плод», а «плот», не «раз», а «рас».

Если пары нет – тогда будет то, что есть. Например, сонорный «р» так и будет «р»: «пар», «жар», «угар».

Ассимиляция по звонкости и глухости

Это когда глухой согласный перед любым звонким становится звонким, а звонкий перед глухим – глухим. В школе эти процессы иногда называют оглушением (это в корне неверно) и озвончением.

  1. Кадка – [катка].
  2. Просьба – [проз’ба].

Смягчение

Если у согласного есть пара по твердости и мягкости, то перед «е», «ё», «ю», «я», «и» он всегда будет мягким. И мягкость вам надо будет показать апострофом.

Смотрите: «мерили» – [м’ер’ил’и].

Но если у согласного пары по мягкости нет, то он будет твердым. Тут сразу важный момент, гласный после него тоже будет другой. Смотрите:

  1. Парашют – [парашут].
  2. Жили – [жыли].
  3. Шире – [шыр’и].
  4. Вожжи – [вожы]. Над «ж» тут надо еще нарисовать черточку сверху, чтобы показать, что он долгий.

Перед мягким знаком происходит то же самое. Согласные, которые могут быть мягкими, будут мягкими, а всегда твердые так и будут всегда твердыми. Сравните:

  1. Тишь – [т’иш].
  2. Молчишь – [малч’иш].
  3. Тень – [т’эн’] – «н» может быть мягким, поэтому он перед мягким знаком и будет мягким.
  4. Встань – [фстан’].

Как разбирать и не ошибаться

Первая рекомендация. Надо очень внимательно произносить каждое слово. Прямо вот произносить и наблюдать за каждым звуком.

Вторая. Надо разбирать как можно больше. Когда я пришел в вуз, там весь первый семестр шла фонетика и мы занимались только тем, что транскрибировали слова. Ошибались, конечно, путались, но потом освоились и начали транскрибировать правильно.

Третья. Гуглите. Гуглите все слова, которые вы разбираете. Лучше так: разобрать самому, а потом погуглить и проверить себя. Школьникам лень это делать, конечно, но надо заставить себя это делать.

Читайте также:
Не с наречиями - разбор правил, как пишется, на примерах

Полезные материалы по теме

Направляю вас на статьи, связанные с фонетикой. Я старался их писать понятным языком, давать максимум примеров.

Еще советую посмотреть три моих подборки с курсами подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Там очень хорошие программы, которые часто стоят дешевле, чем репетиторство. Я надеюсь, они будут вам полезны.

Кроме платных материалов в этих статьях я даю ссылки на бесплатные электронные пособия по подготовке к экзаменам. Их составляли учителя из обычных школ, пособия очень хорошие, скачивайте их и используйте.

По поводу учебников – рекомендую вам вот эту книгу: «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Отличная вещь. В ней собрана вся теория по русскому языку, которую вы должны знать.

У меня есть курс по копирайтингу, я там даже взрослым дядям и тетям рекомендую эту книгу. Если им надо подтянуть русский.

Заключение

В этой статье я попытался объяснить вам, как делать фонетический разбор слова. Чтобы закрепить знания, посмотрите два вот этих ролика. Они от разных авторов, там объясняются правила разбора и приводятся примеры.


Уважаемые читатели, была ли эта статья для вас полезна? Стало ли вам теперь более понятно, как надо делать фонетический, или звуко-буквенный разбор слова? Напишите, пожалуйста, в комментариях, чем мне нужно дополнить статью, какие недостатки в ней надо исправить.

Порядок фонетического разбора слова

Фонетический разбор слова — что это значит

Фонетический разбор слова — это анализ произношения слова: составление транскрипции, характеристика звуков речи и способов их передачи на письме.

Грамотный фонетический разбор должен показать:

  • из каких звуков состоит слово;
  • какой звук является ударным;
  • как характеризуется каждый звук по глухости-звонкости, твердости-мягкости, имеются ли пары по этим показателям;
  • как звуки переданы на письме, совпадает ли количество звуков и графических символов для их передачи — букв;
  • делится ли слово на слоги.

Звуко-буквенный анализ слова позволяет определить, насколько хорошо усвоен раздел «Фонетика», развит ли у ученика фонематический слух (умение вычленять отдельные звуки из слов в потоке речи) и может ли он не механически, а осознанно применить свои знания о звуках. Алгоритм действий несложен. Каждый этап полного фонетического разбора важен и не может быть пропущен.

Порядок фонетического разбора

  1. Произнести слово и внимательно выделить каждый звук, который слышится при произнесении.
  2. Сделать транскрипцию слова — запись в квадратных скобках звучания слова, т.е. всех звуков, из которых оно состоит с пометками возле мягких согласных.
  3. Определить, сколько слогов в слове.
  4. Обозначить ударение.
  5. Соотнести каждый звук с его графическим обозначением (буквой) — выписать буквы столбиком, а рядом — звук/звуки, соответствущие им в данном слове.
  6. Охарактеризовать каждый звук:
  • гласный — согласный;
  • гласный: ударный — безударный;
  • согласный: твердый — мягкий парный/непарный, глухой — звонкий парный/непарный.

7. Определить количество звуков и букв и сделать вывод об их соотношении.

При выполнении фонетического разбора важно помнить:

  • разбираются именно звуки, а не буквы;
  • один звук может быть передан несколькими буквами, и наоборот, одна буква может обозначать несколько звуков;
  • звуки делятся на группы в зависимости от произношения, а буквы не произносятся, они являются лишь графическими символами звуков, которыми мы пользуемся в речи, поэтому буквы относят к гласным и согласным лишь условно;
  • нет звуков Е, Ё, Ю, Я, после согласных им соответствуют звуки [э, о, у, а]; в начале слова, после гласных и после разделительных знаков — йотированные [йэ, йо, йу, йа];
  • парность-непарность звука не является его отдельной характеристикой — звук может быть парным по твердости-мягкости, но непарным по глухости-звокости, а может вообще не иметь пары ни по одной характеристике;
  • сонорные [м, н, л, р, й] и их мягкие пары — это согласные звуки, которые произносятся с участием голоса, в отличие от других согласных;
  • мягкость непарного мягкого согласного обозначать необязательно.

Образец письменного фонетического разбора

Осы так и вьются над поляной.

вью́т-ся 2 слога [вйуца]

в [в’] — согл., звонк. парн., мягк. парн.

ю [й] — согл., звонк. непарн., мягк. непарн.

[ц] — согл., глух. непарн., тверд. непарн.

Читайте также:
Как пишется ручка по правилам русского языка - объяснение

6 букв, 5 звуков

Мело, мело по всей земле.

ме-ло́ 2 слога [м’ило]

м [м’] — согл., звонк. сонорн., мягк. парн.

л [л] — согл., звонк. сонорн., тверд. парн.

о [о] — гл., ударный

4 буквы, 4 звука

Бабушка накинула плед на плечи.

плед 1 слог [пл’эт]

п [п] — согл., глух. парн., тв. парн.

л [л] — согл., звонк. сонорн., мягк. парн.

е [э] — гл., ударный

д [т] — согл., глух. парн., тверд. парн.

4 буквы, 4 звука

Образец устного фонетического разбора

В слове вьются 6 букв и два слога, первый слог вьют — ударный.

Буква В соответствует звонкому, мягкому согласному звуку [в’]. Имеет глухую пару [ф] и твердую пару [в].

Буква Ь не обозначает звука, но указывает, что последующая буква Ю дает два звука. Это разделительный Ь.

Буква Ю соответствует двум звукам: [й] и [у]. Звук [й] согласный, мягкий непарный и звонкий непарный. Звук [у] гласный, ударный.

Буквы Т и С обозначают согласный звук [ц]. Он всегда твердый и всегда глухой.

Буква Я соответствует одному звуку [а]. Это гласный безударный звук.

Слово вьются произносится с помощью 5 звуков, записывается с помощью 6 букв: Ь не имеет звукового значения, буква Ю обозначает два звука, сочетание букв ТС имеет одно звуковое значение.

Приложение: звуки русского языка

Звонкие и глухие согласные
звонкие б б’ в в’ г г’ д д’ ж з з’ л л’ м м’ н н’ р р’ й’
глухие п п’ ф ф’ к к’ т т’ ш с с’ х х’ ц ч’ щ’

Звонкие непарные согласные: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], глухие непарные согласные: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

«Кроме того». Запятые нужны или нет?

Словосочетание «кроме того» («кроме этого») может выступать в роли вводного словосочетания или дополнения. Запятые ставятся в зависимости от выполняемой им функции и контекста.

Вводное словосочетание

В большинстве случаев выражение «кроме того» является вводным. Словосочетание «кроме того» вводит в предложение фразу, дополняющую ранее упомянутое обстоятельство. Его можно заменить синонимами «сверх того», «вдобавок», «к тому же».

  • Пример: «Кроме того, мне сегодня нужно готовиться к зачету». «К тому же, мне сегодня нужно готовиться к зачету».
  • Пример: «Вчера мы, кроме того, опоздали на важную встречу». «Вчера мы, вдобавок, опоздали на важную встречу».

Вводное словосочетание не может изменяться. К нему или от него невозможно задать вопрос. Оно не является членом предложения, поэтому его можно переставить или удалить из предложения. Это не окажет существенного влияния на структуру и смысл текста.

Обычно оно находится в начале или середине предложения. Чаще всего вводное словосочетание обособляется запятыми, за исключением отдельных случаев.

Одиночное вводное словосочетание

Вводное словосочетание отделяется одной запятой в начале предложения. В средней части предложения оно обособляется двумя запятыми с двух сторон.

  • Пример: «Кроме того, кто тебе разрешил заходить в мой кабинет без стука?».
  • Пример: «В нашем вагоне, кроме того, было очень душно».

В обособленном обороте

Внутри обособленного оборота (деепричастного, причастного, уточняющего, присоединительного и т. д.) вводное словосочетание «кроме того» не отделяется запятой, если оно расположено в начале оборота. Запятые ставятся лишь по границам всего оборота.

  • Пример: «Женщина накормила потерявшуюся собаку, кроме того хромавшую на правую переднюю лапу, и решила приютить ее». Вводное словосочетание не отделяется запятой в начале причастного оборота «хромавшую на правую переднюю лапу».

В середине оборота вводное словосочетание обособляется двумя запятыми. Весь оборот также обособляется запятыми.

  • Пример: «Люди радовались прекращению холодного дождя, лившего, кроме того, на протяжении трех дней, и грелись на солнце». Вводное словосочетание обособляется внутри причастного оборота «лившего на протяжении трех дней». Запятые ставятся также по границам всего оборота.

В обособленном при помощи тире или скобок обороте вводное словосочетание выделяется запятыми всегда, при любом местоположении.

  • Пример: «Кое-как написал он лозунг (кроме того, сделав три ошибки в словах) и повесил его на стену». Вводное словосочетание отделяется запятой в начале деепричастного оборота, так как находится внутри скобок.

С союзом

Запятая между сочинительным союзом («и», «а», «но», «да») и вводным словосочетанием ставится, если удаление вводного словосочетания никак не влияет на структуру и смысл предложения.

  • Пример: «Мой друг прекрасно играет в футбол и, кроме того, обладает отличным чувством юмора». «Мой друг прекрасно играет в футбол и обладает отличным чувством юмора». Без вводного словосочетания структура и смысл предложения не изменились.
Читайте также:
Как пишется алюминий по правилам орфографии русского языка

Не разделяются запятой сочинительный союз и вводное словосочетание, если при удалении вводного словосочетания нарушается структура предложения, теряется смысл. В этом случае они образуют единую конструкцию и обособляются вместе.

  • Пример: «Мы решили перенести прогулку на завтра, так как устали на работе, а кроме того, и погода начинала портиться». «Мы решили перенести прогулку на завтра, так как устали на работе, а и погода начинала портиться». Структура предложения без вводного словосочетания нарушилась.

Не отделяется запятой присоединительный союз от вводного словосочетания в начале предложения. Если автор выделяет вводное словосочетание интонацией, то постановка запятой допускается.

  • Пример: «И кроме того, для раскрытия этого дела у нас недостаточно информации».
  • Пример: «Но, кроме того парня, ей никто больше не нравился».

Вводное словосочетание всегда отделяется запятой от оборота с союзом «чтобы» или «как».

  • Пример: «Кроме того, чтобы перейти вброд через реку, понадобится прочная палка для опоры».
  • Пример: «Он объяснил нам ситуацию и научил, кроме того, как нужно действовать в случае опасности».

При однородных членах

Если вводное словосочетание разделяет ряд однородных членов и обобщающее слово, то перед вводным словосочетанием ставится тире, а после него — запятая. Если предложение сложное, то перед тире ставится еще одна запятая, разделяющая его части.

  • Пример: «Все свободное место на полках занимали статуэтки, миниатюрные модели машин, мягкие игрушки, — кроме того, все эти предметы были покрыты толстым слоем пыли».

В сложном бессоюзном предложении

Вводное словосочетание может стоять на границе между частями бессоюзного сложного предложения или однородными членами. Если оно связано по смыслу со следующим за ним предложением или словом, то не отделяется от него запятой.

  • Пример: «У него не было настроения для прогулки, кроме того поднялся сильный ветер».

Два вводных словосочетания

Всегда разделяются запятой находящиеся рядом вводные слова или словосочетания.

  • Пример: «Кроме того, вероятно, всю нашу работу придется переделывать заново».

С усилительной частицей

Не отделяется запятой усилительная частица («ведь», «все-таки», «все», «все же», «даже», «и», «ни», «же», «уж», «неужели», «разве») от вводного словосочетания.

  • Пример: «Ведь кроме того, нужно еще и любить свое дело».

Дополнение

Сочетание предлога «кроме» с местоимением «того» является членом предложения, выполняя функцию дополнения. Оно отвечает на вопросы «кроме кого?», «кроме чего?».

  • Пример: «Кроме («чего?») того пирожного, девочке понравился также клубничный десерт».
  • Пример: «Он не мог ни о чем думать, кроме («чего?») того происшествия».
  • Пример: «Кроме («кого?») того старика, в доме проживали еще двое его сыновей».

Словосочетание «кроме того» является частью обособленного дополнения и не обособляется отдельно. Запятыми выделяется все дополнение целиком. Одной запятой оно отделяется в начале и конце предложения. В середине предложения дополнение с «кроме того» выделяется двумя запятыми с двух сторон.

  • Пример: «Кроме того золотого перстня с рубином, она носила и другие украшения».
  • Пример: «На собрание явились все студенты, кроме того рыжеволосого парня».
  • Пример: «На уроке, кроме того задания, мы учились решать и более сложные задачи».

Запятые могут присутствовать и после «кроме того», если того требует конструкция предложения или есть необходимость обособления оборотов, вводных слов, обращений.

  • Пример: «Она готова была подарить сестре любую свою вещь, кроме того, разумеется, самого любимого платья». Запятыми обособляется вводное слово «разумеется».
  • Пример: «Кроме того, пожелтевшего от времени, альбома с зарисовками, в сундуке обнаружились старые засохшие краски». Запятыми обособляется причастный оборот «пожелтевшего от времени».
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: