Фетиш ударение в слове на какой слог падает и как это запомнить?

200 слов с правильным ударением, в которых вы, возможно, делаете ошибки

Даже грамотный человек, выучив правила написания слов, может ошибаться в постановке ударений. Правописание некоторые просто зубрят, да и обычно есть время подумать над тем, какую букву поставить в слове. А вот с устной речью ситуация иная – она живая. Вот и появляются самые разные варианты ударений, делая иногда слова и вовсе неузнаваемыми. Давайте разберемся, как правильно произносить некоторые популярные слова, и что стало тому причиной. Заглавной буквой мы выделим ту, на которую и падает ударение в слове.

ЖерлО́

Трудно поверить именно в такую постановку ударения. Но так велят словари – ударение надо делать именно на последний слог. А вот во множественном числе ударение сместится на букву «е». Это правило действует как в отношение жерла вулкана, так и в отношении жерла оружия.

ФетИ́ш

Почему ударение тут падает на последний слог – объяснить просто. Слово это пришло из французского языка, а там именно последний слог оказывается под ударением. Наверняка вы слышали где-то об этом, даже изучая английский язык или испанский. В русском языке оригинальное ударение сохранилось, это даже и хорошо – не придется запоминать очередное исключение из правил. Достаточно лишь помнить происхождение слова.

ЖалюзИ́

Это слово соответствует упомянутому выше правилу. Жалюзи имеет французское происхождение, стало быть, ударение надо ставить на последний слог.

ЧЕ́рпать

Этот глагол происходит от существительного черпак. Такой инструмент предназначен для набора чего-то жидкого или сыпучего. Но с помощью него можно чЕрпать как щебень, так и суп.

СлИ́вовый

Неопытный официант может удивиться тому, что вы заказываете именно слИвовый соус в ресторане. Но только знаток русского языка похвалит вас за верную постановку ударения в этом слове, ведь большинство из нас постоянно делает тут ошибку.

ГрУ́шевый

Давайте закончим с плодами/ягодами. Касающееся производных из сливы правило относится и к грушевым продуктам. Ударение в таких прилагательных тоже надо ставить на первый слог.

СирО́ты

Мало кто знает, что это слово произошло от прилагательного «сирый», которое уже редко и употребляется. Но ударение в слове «сироты» ставить на первый слог просто неграмотно.

НоворождЁнный

Люди часто в этом слове заменяют букве «ё» на «е». Из-за этого легко ошибиться с постановкой ударения. Вот и звучит в повседневной речи слово «новорОжденный». А ведь с «ё» в составе ударный слог очевиден. В русском языке практически всегда интонацией мы делаем акцент на этой букве.

ТанцО́вщица

Предлагаемый словарем вариант выглядит немного скучновато, тогда как в танцовщИце есть нечто задорное, огненное и даже экзотическое. Но все же стоит употреблять слово правильно.

ФлюорогрА́фия

Чего уж стесняться, чаще всего мы вообще заменяем это слово куда более компактным ФЛЮ. Если же кто-то пошлет нас на флюорографИю, то его можно смело поправлять. Обследование лишним не будет, как и знание правильного ударения. А с этим словом даже медики испытывают проблемы.

РефлЕ́ксия

Это слово неправильно произносят даже профессионалы, еще больше увеличивая путаницу. Психологи часто говорят о рефлексИи, но все же стоит поверить в этом вопросе орфографическому словарю.

ПрибылА́, но прИ́были

Этот глагол вполне соответствует правилу постановки ударения на приставку, если слово мужского или среднего рода или на окончание, если оно в женском. А вот во множественном числе ударение приходится на приставку.

О́трочество

Это слово мы произносим все реже и реже, возвращаясь к нему разве что на уроках литературы. Но все же стоит знать, как правильно называть одну из повестей Льва Толстого.

КровоточА́щий

Если в беседе с настоящим филологом ошибочно поставить ударение в этом слове, то у него явно что-нибудь начнет кровоточить.

КУ́хонный

У каждой семьи есть кухня и что-то кухонное. Но правильно ли мы называем эти вещи? Мойдодыр Чуковского, обидевшись на свое неверное свое произношение, наверняка бы погнался бы за невежами.

Читайте также:
Невозможно как пишется по правилам - слитно или раздельно?

ВероисповЕ́дание

Это слово такое длинное и с таким множеством слогов, что ошибиться можно как в его написании, так и в его произношении. Если возникают сомнения, то стоит вспомнить инфинитив глагола «исповЕдовать».

ЗавИ́дно

Чувство зависти возникает у каждого из нас. Неплохо было бы в точности знать, как уметь его описывать.

ОбеспЕ́чение

Существует простое правило, которое позволит легко запомнить правильное ударение в этом слове. Если в нем просматривается печЕнье (обеспечЕнье), то вы сместили акцент явно не в ту сторону.

ДиспансЕ́р

Никаких диспАнсеров в природе не существует, в этом слове ударение надо ставить на последний слог.

ВручИ́т

Не стоит дожидаться, что вам кто-то врУчит награду за грамотность при использовании такого слова. Так говорить – ошибочно.

ХодА́тайство

Неверный вариант с ходатАйством встречается в нашей речи чуть ли не чаще, чем правильный. Но словарь однозначно указывает, как именно надо употреблять это слово. Ударение следует ставить на второй слог.

КвартА́л

С этим словом связан один из главных мифов в области ударений в русском языке. Почему-то считается, что при упоминании части года надо говорить квАртал, а при разговоре о части города – квартАл. Но в реальности все проще – ударение следует ставить на последний слог вне контекста использования слова.

ДоговО́р

Это слово очень популярное, что и приводит к постоянным ошибкам в постановке в нем ударений. В бытовой речи еще можно выделять первый слог, ведь такой вариант встречался даже в словарях прошлого века. Но если мы хотим считаться грамотными людьми, то в любых обстоятельствах нужно говорить «договОр».

ВероисповЕ́дание

Статья 28 Конституции Российской Федерации есть статья, которая гарантирует свободу вероисповЕдания. Надо знать не только свои права, но и как правильно произносить их название.

ФенО́мен

Здесь мы имеем дело со сложным вопросом. Произношение некоторых слов надо просто выучить наизусть и не задумываться о причинах постановки ударения в это место. Из этого числа как раз «феномен». В словарях можно даже найти разное объяснение употребления слова. «ФенОмен» считается научным термином, а вот при указке на какого-то человека с выдающимися талантами или способностями уже можно говорить как фенОмен, так и феномЕн. Но предпочтительным все же считается вариант с ударением на второй слог в любом значении слова. Вы можете стать настоящим фенОменом, правильно выбирая произношение слов.

КаталО́г

Сегодня каталоги товаров переместились в интернет-магазины, а проблема с произношением осталась прежней. Времена меняются, а слово и в прошлом, и теперь следует произносить правильно – каталОг.

В аэропО́ртах

Любой из путешественников немало времени проводит в аэропортах. Но как правильно произносить это слово? Подход здесь примерно такой же, как и с другими словами во множественном числе: «тортов», «шарфов» и «бантов». Так хочется поставить ударение на последний слог, уж больно естественным это кажется! Но мы хотим вас предостеречь! Правильно говорить: «у аэропОрта», «в аэропОртах». Если же требуется обозначить внутреннее местонахождение, то оно будет в аэропортУ. На конце окажется ударная буква «у».

КрасИ́вее

Комплименты любят слушать все, но они должны быть искренними и звучать грамотно. Очевидно, что в прилагательном «красивый» ударение падает на второй слог. Оно сохраняется там и при употреблении в кратких формах и в сравнительной степени – запомнить это просто. А в речи и письме к тому же нельзя ставить «й» в конце этого слова – никакого «красивей».

ОдноврЕ́менно и ОдновремЕ́нно

Наречие одновременно подобно прилагательному одновременный – ударение тут можно ставить и на третий, и на четвертый слог. Оба эти варианта считаются допустимыми и равноправными. Даже драматург Е.Гришковец упомянул об этом явлении в своей пьесе «Одновременно».

Читайте также:
Будучи ударение в слове как правильно ставится и почему

Существует словарь «Русское словесное ударение» от М. В. Зарвы, рекомендуемый для сотрудников прессы. Там правильным вариантом называют «одноврЕменно». Аналогичного мнения придерживаются старые словари Даля и Долопчева. А вот в современных «Орфоэпическом словаре русского языка» и «Словаре трудностей русского языка» говорится о двух допустимых формах произношения, разрешив и «одновремЕнно». А вот говорить «одновремЁнно» уж точно не стоить. И если вы принципиально хотите выбрать один вариант, то уж предпочтите канонический «одноврЕменно».

И еще немного распространенных слов:

А

агЕнт
агронОмия
акрОполь
алкогОль
алфавИт
Амфора
анАлог
анАтом
анонИм
апокАлипсис
арАхис
арЕст
аргумЕнт
асимметрИя
астрОлог
астронОм
атмосфЕра
афЕра
аэропОрты, им.п. мн.ч.

Б

бАнты, им.п.мн.ч
бАржА
бОроду, вин.п.ед.ч.
бУнгало
балОванный, прич.
балУясь
баловАть
блАговест
блуднИца
бралА
бралАсь
бухгАлтеров, род.п. мн.н
бюрокрАтия

В

вЕрба
вЕчеря
вОвремя
вОгнутый
валовОй
вандАлы
вдовствО
вернА
вероисповЕдание
вероисповЕдание
ветеринАрия
взАпуски
взапертИ
взялА
взялАсь
включЁн
включЁнный
включИм
включИт
включИшь
влилАсь
водопровОд
воздухопровОд
ворвалАсь
воспринялА
воспроизведЕние
воссоздалА
вручИт
втрИдорога
вчистУю

Г

гЕнезис
гЕрбовый
газопровОд
гастронОмия
гегемОния
гипОтеза
гналА
гналАсь
гомеопАтия
граждАнство
граждАнство
грошОвый

Д

дОверху
дОгмат
дОнизу
дОсуха
дОсыта
давнИшний
дефИс
дефИс
диалОг
диспансЕр
диспансЕр
добелА
добралА
добралАсь
довезЁнный
договОр
договорЁнность
дождалАсь
дозИровать
дозвонИтся
дозвонЯтся
докраснА
докумЕнт
докумЕнт
донЕльзя
донЕльзя
досУг
досУг
дотрОнуться
дремОта
духовнИк

Е

евАнгелие
еретИк
еретИк

Ж

жалюзИ
жалюзИ, ср.р.и мн.ч.
ждалА
жилОсь

З

зАгнутый
зАгодя
зАгодя
зАнял
зАняло
зАнятый
зАсветло
зАтемно
завИдно
завИдно
завсегдАтай
задОлго
закУпорив
закУпорить
закУпорить
занялА
занятА
запертА
запломбировАть
заселЁн
звалА
звонИм
звонИт
звонИшь
зимОвщик
злОба
знАмение
знАчимость
знАчимый
зубчАтый

И

Издавна
Иконопись
Иксы
Искоса
Искра знания и искрА зажигания
Исстари
Исстари
игУмен
идеОлог
иерОглиф
изОгнутый
избалОванный
избаловАть
издрЕвле
изобретЕние
импЕрский
инАче
инсУльт
инстИнкт
исключИт
искривИться
исчЕрпать

К

кАмбала
кАшлянуть
кОнусы,кОнусов
кУхонный
кУхонный
каталОг
каталОг
каучУк
квартАл
квартАл
кедрОвый
киломЕтр
киломЕтр
клАла
клЕить
клЕить
коклЮш
корЫсть
корЫсть
кормЯщий
крАлась
крАны
красИвее
красИвейший
кремЕнь
кремЕнь
кренИтся
кровоточАщий
кровоточИть

Л

лЕкторы,лЕкторов род.п. мн.ч.
лгалА
лилА
лилАсь
ловкА
ломОта
ломОть
лубОчный
лыжнЯ

М

мАркЕтинг (допустимы оба ударения)
мЕльком
мЕстностей род.п. мн.ч
магазИн
мастерскИ
медикамЕнты
метонИмия
мозаИчный
молОх
молЯщий
монолОг
мусоропровОд
мусоропровОд
мытАрство

Н

нАискось
нАчал
нАчали
нАчатые-убрать
нАчатый
нЕдруг
нЕнависть
нЕнецкий
нОвости,новостЕй
нОгтя, род.п ед.ч.
наОтмашь
навЕрх
навралА
наговОр
надОлго
наделИт
надорвалАсь
нажИвший
нажИлся-убрать
нажитА
назвалАсь
назлО
накренИт
налИвший
налилА
налитА
намЕрение
намЕрение
нанЯвшийся
нарОст
нарОст
нарвалА
насорИт
начАв
начАвший
начАвшись
начАть
начАть
началА
недУг
незадОлго
некролОг
некролОг
ненадОлго
ненадОлго
несказАнно
нефтепровОд
низИна
низведЁн
новоприбЫвший
новорождЁнный

О

обеспЕчение
обеспЕчение
обетовАнный
обзвонИт
облегчИт
облегчИть
облегчИть
облилАсь
обнаружЕние
обнялАсь
обогналА
ободрЁн
ободрЁнный
ободрИть
ободрИть
ободрИшься
ободралА
ободренА
обострЁнный
обострИть
объезднОй
одОбренный
одолжИт
озвУчение
озлОбить
озлОбленный
ознакОмленный
оклЕить
окружИт
опОшлят
оперИться
опломбировАть
определЁн
оптОвый
оптОвый
освЕдомить
освЕдомиться, освЕдомишься
осведомлЁнный
остриЁ
осужденА
отбылА
отдАв
отдалА
откУпорил
откУпорить
отключЁнный
отозвалА
отозвалАсь
оторвалА
Отрочество
оценЁнный

П

пАсквиль
пЕтля
пОнял
пОручни
пОстриг
пУстошь
пУстынь
партЕр
патриАрхия
перезвонИт
перекрОенный
перелилА
петлЯ
пиццерИя
плЕсневеть
платО
плодоносИть
пломбировАть
поИмка
повторЁнный
повторИт
поделЁнный
подзаголОвок
поднЯв
подрОстковый
подчистУю
позвалА
позвонИт, позвонИшь
поискОвый
полилА
положИл
положИть
полтергЕйст
понЯв
понЯвший
понялА
портфЕль
послАла
прИбыл
прИбыло
прИкус
прИнял
прИняли
прИнятый
приручЁнный
предвосхИтить
премировАть
прибЫв
прибылА
приговОр
придАное
призЫв
принУдить
принУдить
принЯть
приручЁнный
прогИб
прожИвший
прозорлИва
проторЁнный
процЕнт
процЕнт
псевдонИм
пулОвер
пургА
путепровОд

Р

рАджа
рАпорт
рОвненько
рОзги
развитОй
ракУшка
рвалА
РевЕнь

С

сЕтчатый
сОгнутый
сОгнутый
сОздало
сабО
свЁкла
свЁкла
сверлИт
сверлИшь
сегмЕнт
сирОты
слИвовый
снялА
снятА
созЫв
созЫв
создАвший
создАл
создалА
создалА
созданА
сорИт
сосредотОчение
срЕдства,им.п.мн.ч.
срЕдствами
стАтуя
столЯр
столЯр

Читайте также:
Паронимы - определение, значение слов, классификация

Т

тАинство
тОртов
тОрты
тОтчас
тУфля
табУ
тамОжня
танцОвщица
твОрОг (двойное ударение)
тигрОвый
толИка
тошнотА
трУбчатый
трубопровОд

У

убралА
убыстрИть
углубИть
углубИть
уговОр
узаконЕние
украИнский
укрепИт
умЕрший
упрОчение

Ф

факсИмиле
фенОмен (необычное явление)
феномЕн (выдающийся человек)
фетИш
флюорогрАфия

Х

Ц

цЕнтнер
цемЕнт
цепОчка

Ч

Ш

Щ

щЁлкать
щИколотка
щавЕль
щемИт

Правильное ударение в словах. 500 правильных вариантов!

Привет Пикабу! Я зарегистрировался на этом сайте 10 минут назад и сразу захотелось поделиться чем-то полезным, чего иногда не хватает под рукой. Поэтому держите: правильное ударение в 500 словах:)

Здесь вас ждут как базовые слова, которые каждый из нас использует ежедневно, так и профессиональные, которые чаще встретишь в какой-нибудь брошюре, чем в обиходе.

бухгАлтеров, род.п. мн.н

жалюзИ, ср.р.и мн.ч.

Искра знания и искрА зажигания

Картинка, чтобы глаза отдохнули от текста

лЕкторы,лЕкторов род.п. мн.ч.

мАркЕтинг (допустимы оба ударения)

мЕстностей род.п. мн.ч

стенА. Во множественном – стЕны. В творительном падеже – со стенОй и со стЕнами.

твОрОг (двойное ударение)

фенОмен (необычное явление)

феномЕн (выдающийся человек)

электропрОвод (провод=проволока – прОвод, а то, что провод=проводит какое-либо вещество – провОд)

языкОвая колбаса, языковАя система

Большинство материала взято с этого источника

Всем спасибо за внимание!

Зачем с буквой Ё слова? По правилам на нее всегда падает ударение.

@sarth, не спи, ты – почти нео!))))

Вас теперь двое.

Грамотности пост#6 Жареная или жаренная?

Мускулатура, подмышки и мыши: этимология

Периодически у почтенной публики возникают вопросы, касающиеся такой интимной части тела, как подмышка.

Во-первых, слитно или раздельно она пишется?

Во-вторых, при чём тут вообще мыши?

Начнём от Адама, то есть с этимологии, и ответим сначала на второй вопрос.

Слово “мышка” (под которой подмышка) действительно происходит от слова “мышь”. А ещё от слова мышь происходит слово “мышца” (в древнерусском произносилось как “мышица”, а писалось до падения редуцированных “мъшьца”).

Дело в том, что перекатывающиеся под кожей бугорки когда-то напомнили нашим предкам бегающих зверьков, и их назвали мышками. Соответственно, то, что находилось под мышкой, живущей в плече, назвали “подмышкой”.

Кстати, слово “мускулы” произошло точно так же. На латыни “мышь” – будет “mus”, а “мышонок”, с уменьшительным суффиксом – “musculus”. Но уже в Древней Греции слово “μῦς” означало и мышь, и мышцу.

Ну а теперь первый вопрос – как правильно написать? Это зависит от того, какой частью речи является это слово в каждом конкретном случае – существительным или наречием.

Существительное отвечает на вопрос “что?” и его производные, в этом случае пишем слитно:

чесать (что?) подмышку

гладкие (что?) подмышки

аромат исходит (от чего?) от подмышек

жмёт (в чём?) в подмышках

А наречие отвечает на вопросы “где?”, “куда?” и пишется раздельно:

Фетиш ударение в слове на какой слог падает и как это запомнить?

Исключите из списка те слова, ударение в которых вы определяете безошибочно. Сосредоточьтесь на оставшихся. Распределите их в отдельные группы по какому-либо признаку. Например, в 1-ую группу внесите слова с ударением на первом слоге, во вторую – с ударением на втором и т.д. Для быстрого заучивания слов из каждой группы, попробуйте придумать с ними какую-нибудь историю (это может быть одно предложение или небольшой текст). И чем она будет фантастичнее и неправдоподобнее, чем ярче будут созданные вами образы, тем быстрее вы запомните нужные слова.

Например, необходимо запомнить следующие слова:

Всё хохотим да хохотим! (С.Белорусец)

38. Вот ведро,
И мусор вот.
Мусор – в мусоропровОд.

Попробуйте сами придумать подобные рифмовки с нужными вам словами.

Ну а если у вас нет способностей к стихосложению, то можно ограничиться и самыми примитивными рифмовками, например, такими:

А вот в немецком языке ударение в словах падает на второй слог:

Читайте также:
По шире или пошире - как правильно пишется, примеры

квартАл
дефИс

Как научить школьника правильно ставить ударение?
Довольно часто ребёнок слышит неверное употребление слова и воспринимает это как норму.
Эффективен для запоминания нормативного произношения слов приём сложения рифмовок. Учащимся предлагается подобрать рифмующееся слово к предложенному учителем.Наиболее созвучные пары слов записываются на доске, после этого идёт работа в группах по составлению рифмующихся строчек .Самые ритмичные , запоминающиеся, смешные стихи разучиваем хором.
(Свёкла- Фёкла)
Тётка Фёкла ела свёклу.

(ЦемЕнт- инструмент)
Я беру свой инструмент,
Быстро развожу цемЕнт.

(квартАл – устал)
Брёл я долго и устал,
Перешёл седьмой квАртал.

Что за странный носорог
Ел и твОрог , и творОГ.

Дети очень любят сочинять стихи, подбирать рифмующиеся слова, но не всегда для такой работы имеется время на уроке. Данный приём вполне уместен на занятиях кружка, а плоды коллективного труда –рифмовки- используются на уроках.
Вольно или невольно ребёнок, читая подобные вирши, правильно ставит ударения, так как без этого строчки не рифмуются.
Слышен в классе диалог:
Обсуждают каталОг.

Детей не нужно баловАть,
Чтоб зубки не пломбировАть.

Повторять такие рифмовки можно хором во время физкультминуток, подбирая различные упражнения на расслабление.
ДремОта и зевОта уходят за ворота.
(потягивание)
Если прикоснёшься к иве,
Станешь ты ещё красИвей.( наклоны)
Стишки быстро запоминаются. А если на уроках создаются речевые ситуации для развития орфоэпических навыков, то успех работы обеспечен.
Постепенно у учителя появляется целая коллекция рифмовок, которые помогают учащимся справиться с проблемами произношения, формообразования.
У меня в ушах звенит,
Телефон опять звонИт.

Вырвали за целый день весь щавЕль и весь ревЕнь.

Рифмовки в готовом виде можно использовать на уроках в различных классах , делиться с коллегами. Даже выпускники берут на вооружение такой дидактический материал для подготовки к ЕГЭ: задания по орфоэпии часто вызывают у них затруднения.
Прием использования рифмовок предлагает Е.И.Никитина (Е.И. Никитина Уроки русского языка в 5 классе Москва” Просвещение”2001)на занятиях по морфологии, орфоэпии.

Если есть всё время тОрты,
не малы ли будут шорты.

Для тренировки нормативного формообразования существительных методист предлагает осложнённое списывание рифмовок:

Уважают человека
у туркмен, татар, узбеков,
у таджиков и армян,
у монголов и цыган,
у якутов и тунгусов,
у башкир и белорусов,
у киргизов и грузин,
у бурят и осетин.
( Б. Успенский).
Для уроков по теме “Окончания существительных” можно предложить и такие рифмовки:

В детской сказке колобок без чулок и без сапог,
Ведь не шьют для колобков ни ботинок, ни носков.

Обошёл я кухню, обнаружил туфлю.

Такие элементы занимательности методически целесообразны, они положительно влияют на речевую культуру ребёнка.
Очень важно, чтобы строки, предназначенные для запоминания, были построены по законам русского языка.

Фетиш ударение в слове на какой слог падает и как это запомнить?

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Орфоэпическая норма — это единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного произношения слова.

Статья:

Орфоэпическая норма — это единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного произношения слова.

Важной стороной орфоэпии является ударение, то есть звуковое выделение одного из слогов слова. Ударение на письме обычно не обозначается, хотя в отдельных случаях (при обучении русскому языку нерусских) его принято ставить.

Отличительные особенности русского ударения — его разноместность и подвижность. Разноместность заключается в том, что ударение в русском языке может быть на любом слоге слова (книга, подпись — на первом слоге; фонарь, подполье — на втором; ураган, орфоэпия — на третьем и т. д.). В одних словах ударение фиксировано на опредёленном слоге и не передвигается при образовании грамматических форм, в других — меняет с место (сравните: тОнна — тОнны и стенА — стЕну — стЕнам и стенАм).

Читайте также:
Фонетический разбор слова листья, транскрипция, ударение

В последнем примере представлена подвижность русского ударения. В этом и состоит объективная трудность усвоения акцентных норм. «Однако,— как справедливо отмечает К.С. Горбачевич, — если разноместность и подвижность русского ударения и создают некоторые трудности при его усвоении, то зато эти неудобства полностью искупаются возможностью различать с помощью места ударения смысл слов (мУка — мукА, трУсит — трусИт, погрУженный на платформу — погружённый в воду) и даже функционально-стилистическую закреплённость акцентных вариантов (лаврОвый лист, но в ботанике: семейство лАвровых). Особенно важной в этом плане представляется роль ударения как способа выражения грамматических значений и преодоления омонимии словоформ». Как установлено учёными, большая часть слов русского языка (около 96%) отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4% и являются наиболее употребительными словами, составляющими базисную, частотную лексику языка.

Соблюдение орфоэпических норм – показатель культуры речи человека. Но большинство слов орфоэпического минимума в повседневной речи мы произносим неправильно.

Есть слова, в которых часто допускаются ошибки, хотя колебания ударения в них недопустимы. Неправильное произношение этих слов компрометирует говорящего и делает его речь безграмотной.

Самый верный помощник Интернет конечно же подскажет, на его просторах мы найдем множество советов о том, как запомнить ударение в слове.

Один из советов: составить предложение со словами, которые нужно запомнить: Например, необходимо запомнить следующие слова:

Составляем с ними предложение:

ВременщИк, духовнИк и еретИк поехали в диспансЕр за каталОгом, но вместо каталОга получили некролОг с приговОром.

Нелепо, но как вариант для запоминания можно использовать.

Часто встречаются рифмовки:

1. Долго ели тОрты
Не налезли шОрты!

2. ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.

3. Фёкла красная, как свЁкла! или
В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!

4. Срубили ель, сорвали щавЕль.

5. Не говори катАлог, а только каталОг.

Можно твОрог, а можно и творОг!

6. Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!

7. С утра перепалки

Из-за ключей в коммуналке.
Забудьте склоки,
Купите брелОки!

8. ФенОмен звонИт по средАм.
ПринЯв договОр по годам,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.

9. ТанцОвщик с танцОвщицей любят
Своих малышей баловАть.
На кУхонный стол по посуде
Пускают котят танцевать.

10. Мы с шофЁром пустились по грЯзи
И, подолгу буксуя в грязИ,
ПрорвалИсь к отделению связи –
Нам типОграф прислал жалюзИ.

11. Кто с правилами дружит,

Тот твердо убежден:

ФарфОр нам очень нужен,

А фАрфор не нужён.

12. Нельзя сказать алфАвит,

А можно алфавИт

Кто говорит алфАвит –

13. Когда мы на машине

Летим во весь опор,

То нас везет не шОфер,

А нас везет шофЁр.

14. И пусть теперь не будет

Секретом для ребят,

Что в парке не статУи,

А стАтуи стоят.

15. А если вы в театр

Вас не пропустят в пАртер,

Пожалуйте в партЕр.

16. Отлетела от костра

И погасла быстро –

Коль неверно, то искрА,

Если верно – Искра! (С.Белорусец)

17. Стол, нам купленный,

И в кухню занесённый,

Зовётся кУхонный,

А вовсе не кухОнный. (С.Белорусец)

18. Труба подзорная при нём,

Смотрит в небо астронОм.

19. Доезжай до поворота:

Вот дворец, вот вход – ворОта.

20. Он начальник, и в момент

Нам подпишет докумЕнт.

21. Красит стены нам маляр,

Полки делает столЯр.

22. Для строителей в момент

Машина привезёт цемЕнт.

23. Как работать неохота,

Одолела нас дремОта!

24. Помогает нам читать,

Учит буквы различать,

Он известен, знаменит,

Читайте также:
Н и "НН" в причастиях, правило написания одной и двух Н

Нужный всем нам алфавИт.

25. Хоть и жжётся, но красива

Всем известная крапИва.

26. Этот камень очень сильный

И достаточно красивый.

Бей его хоть целый день –

Не расколется кремЕнь.

27. В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая,

Втайне зеркальце взялА

И вопрос свой задалА.

28. Вот у Коли, например,

А у Толи и у Веры

Обе мамы – инженЕры.

29. Для приземленья попроси

Пилота выпустить шассИ.

30. Солнце. Жарко. Привези

Нам для окон жалюзИ.

31. Прежде чем дела кончать,

Нужно их сперва начАть.

32. Если есть в тебе таланты,

Завяжи на праздник бАнты.

33. Тяжела была работа,

В теле всём теперь ломОта.

34. Жалко весь, так дайте хоть

Кекса вашего ломОть.

35. Мой сосед-незнайка стонет:

Телефон его не звОнит.

Ждёт, когда кто позвонИт.

36. Я ужасно утомлённый –

Брат не спит новорождЁнный.

Не смыкает ночью глаз,

Криком громким будит нас.

37. Мы целый день с тобой хохочем,

Остановиться всё не хочем.

Сказать вернее – не хотИм,

Всё хохотим да хохотим! (С.Белорусец)

38. Вот ведро,
И мусор вот.
Мусор – в мусоропровОд.

Рекомендуют попробовать самим придумать подобные рифмовки с нужными словами.

Ну а если у вас нет способностей к стихосложению, то, говорят, можно ограничиться и самыми примитивными рифмовками, например, такими:

кОнусы – бОнусы, кОнусов – бОнусов

щавЕль залез на Ель

Последние мне, кстати, очень даже нравятся. И не потому, что у меня нет способностей, а потому что не так много времени.

Совсем не для ленивых, а для любителей языка следующие советы:

Размышления о том, как образовалось данное слово, тоже могут помочь сориентироваться в ударении.

Рассмотрим несколько примеров:
вероисповЕдание – от “веру исповЕдать”

знАчимость – от прил. “знАчимый”

Отрочество – от “Отрок” (подросток)

слИвовый – образовано от “слИва”

опОшлить, опОшлят – от слова “пОшлый”

Есть в русском языке слова, вошедшие в наш язык из французского языка, в котором ударение ставится всегда на последний слог, и эти слова не утратили свою “родную” традицию:

диспансЕр (слово пришло из англ. яз. через посредство франц.яз.)

Кстати, партер – это не только нижний этаж зрительного зала в театре с местами для публики в пространстве от сцены или от оркестра до противоположной стены или до амфитеатра, это еще и нижний этаж дома, и часть сада, засаженная цветами.

В немецком языке ударение в словах падает на второй слог:
квартАл
дефИс

Можно также составить целые ряды слов с одинаковым ударением. Например:
каталОг

но! новостЕй
мусоропровОд

И очень даже путепровОд ! Мне, таки, остановите на «ПутепровОде».
призЫв

но! Отзыв (на публикацию)

прозорлИва (краткое прилаг. ж.р).

но! прожОрлива

но! бАловень (судьбы)

Я советую эти списки не только составлять, но и вывешивать их на каждом шагу: на двери, на компьютере, на холодильнике, и с мыслями «не открою, пока не прочту до конца» начинать тренировку. Помогает!

Как запомнить ударение в словах

Правильно поставленное ударение в словах является одним из главных критериев грамотности разговорной речи. Работая над собой, нужно обязательно уделить внимание этому вопросу. Многие люди с детства запоминают неправильное ударение и механически используют его всю жизнь.

Чтобы переучиться, необходимо запомнить верный вариант и некоторое время следить за своей речью. Но как избежать путаницы, если в уме остаются оба варианта и сложно быстро сообразить, какой из них верный? Помочь могут простые методики, позволяющие запомнить правильное ударение в словах.

Способ 1. Определение ударения через стихотворную форму предложения

Можно выучить ударения с помощью небольших стишков, поскольку рифма позволяет использовать слово только в одной форме. Для этого подойдут следующие рифмованные фразы, указывающие на правильное произношение слов, в которых чаще всего делаются ошибки.

  1. Правильно говорить не “зв О нит”, а “звон И т”.
    Добрый доктор Айболит спрашивает: “Кто звони́т?”
  2. Верное ударение – не “кух О нный”, а “к У хонный”.
    Полотенцем ку́хонным вытер своё ухо я.
  3. Не “кр Е мень”, а “крем Е нь”.
    Поменяю я креме́нь лишь на кожаный ремень.
  4. Нужно говорить не “д О говор”, а “догов О р”.
    Самый важный догово́р утащил нахальный вор.
  5. Правильная форма – не “торт Ы “, а “т О рты”.
    Много ели то́рты – не налезли шорты.
  6. Не “кат А лог”, а “катал О г”.
    Выбрать модный пиджачок вам поможет катало́г.
  7. Не “кв А ртал”, а “кварт А л”.
    В отделении аврал происходит раз в кварта́л.
  8. Не “ж А люзи”, а “жалюз И “. Это слово происходит из французского языка, в котором все ударения ставятся на последний слог.
    Хоть проси, хоть не проси, не закрою жалюзи́.
  9. Не “свекл А “, а “св Ё кла”.
    Позову я свёкров, приготовлю свё́клу.
  10. Не “шарф Ы “, а “ш А рфы” (также не “бант Ы “, а “б А нты”).
    А у нашей Марфы есть в полоску ша́рфы.
  11. Не “красив Е е”, а “крас И вее”.
    Чем человек счастливее, тем выглядит краси́вее.
  12. Не “локт Я “, а “л О ктя”.
    Царапинка у ло́ктя осталась после когтя.
Читайте также:
Украинский ударение на какой слог падает - объяснение с примерами

Способ 2. Распределение ударений по группам

Вам может быть проще запомнить правильное произношение слова, если вы будете воспринимать его как часть группы однотипных терминов. Можно составлять такие группы самостоятельно или воспользоваться следующими:

  • догов О р – пригов О р – разгов О р;
  • докум Е нт – инструм Е нт – медикам Е нт;
  • ср Е дства для д Е тства;
  • звон И т – говор И т;
  • катал О г – диал О г – монол О г – некрол О г;
  • облегч И ть – полеч И ть;
  • стол Я р – мал Я р – школ Я р;
  • шоф Ё р – монт Ё р;
  • цеп О чка для сын О чка;
  • м Е тр – килом Е тр – сантим Е тр – миллим Е тр;
  • водопров О д – газопров О д – нефтепров О д – мусоропров О д;
  • приз Ы в – поз Ы в – соз Ы в;
  • крас И ва – смазл И ва – прозорл И ва.

Способ 3. Определение ударения по происхождению слова

Во многих случаях ударения ставятся в соответствии с происхождением слова. Если знать, как слово было образовано, можно легко запомнить ударение. Например:

  • вероиспов Е дание – веру исповедовать;
  • О трочество – от слова ” О трок” (подросток);
  • оп О шлить, оп О шлят – от слова “пошлый”;
  • новорожд Ё нный – новое рождение;
  • сл И вовый – от слова “слива”.

Заключение

В некоторых случаях правила русского языка допускают двойное ударение. Например, вы можете самостоятельно выбирать вариант произношения слов “обесп Е ч Е ние”, “тв О р О г”, “одновр Е м Е нно”. Но в других случаях ставить правильное ударение необходимо, если вы считаете себя образованным человеком. Грубые ошибки в таких часто используемых в речи словах, как “звонит”, “каталог”, “квартал” существенно ухудшают вашу речь и производят негативное впечатление на окружающих.

Понадобится от нескольких недель до нескольких месяцев, чтобы ошибки полностью исчезли из вашей речи. Желательно попросить кого-то из близких, чтобы вас исправляли в тех случаях, когда вы сами не замечаете, что ошиблись.

Как научить ребенка ставить ударение в словах правильно? Методики и рекомендации

Ударение в русском языке отличается подвижностью. Верно запомнить его место в словах – задача, с которой не справляются даже многие взрослые. Конечно же, сталкиваются с этой проблемой и дети. Как научить ребенка ставить ударение в словах? Существуют простые техники, которые помогут справиться с этой задачей. Регулярность тренировок – залог успеха.

Читайте также:
Ведь выделяется запятыми или нет, обособление части речи

Почему дети ошибаются?

Как научить ребенка ставить ударение в словах правильно? Для начала следует разобраться в том, почему дети ошибаются. Причины возникновения проблемы могут быть различными.

Вам будет интересно: Самоотвод — это добровольный отказ

  • Малыш постоянно слышит ошибочные варианты постановок ударения. Это происходит дома, в садике, с экранов телевизоров. Дети быстро впитывают информацию, поступающую отовсюду. Поэтому начать борьбу с проблемой родителям следует с контроля собственного произношения.
  • Недостаток общения со взрослыми. Дети склонны подражать родителям и другим родственникам, так они обучаются всему. Нехватка общения может негативно повлиять на общее развитие малыша, на его речь. Ребенок должен слышать то, как нужно говорить. В противном случае он будет придумывать собственные слова.
  • Сюсюканье. Взрослые часто сюсюкают с малышами, стараются разговаривать с ними на «детском» языке. Ребенок слышит неправильный вариант слова и не сомневается в том, что так его и нужно произносить.
  • Непонимание самого понятия. Малыш не понимает, что ему нужно ставить ударение. Он просто произносит слова, и какие-то звуки звучат громче других.

Когда начинать занятия?

Вам будет интересно: Онтологический статус: понятие, виды и их описание

Важно не только то, как научить ребенка ставить ударение в словах. Важно также правильно выбрать время для начала занятий. Необходимо учитывать то, что все дети разные. Один ребенок развивается быстро, у другого это происходит медленнее.

Считается, что словарный запас, позволяющий строить фразы, формируется приблизительно к 3-4 годам. Необходимости в систематических занятиях в более раннем возрасте нет. Однако не стоит дожидаться и того момента, когда малыш пойдет в школу. Первоклассника научить правильно говорить сложнее, чем 4-5-летнее дитя. Решить проблему всегда труднее, чем предотвратить ее возникновение.

Как научить ставить ударение: правило №1

Итак, с чего же начать? Что маме и папе следует запомнить в первую очередь? Как научить правильно ставить ударение ребенка быстро и легко? В беседах со своим малышом необходимо всегда произносить слова правильно и четко. Это же нужно делать и в разговорах с другими взрослыми, которые слышит малыш.

Ни в коем случае нельзя коверкать слова, пытаясь сделать их милыми и детскими. С раннего возраста нужно объяснять малышу явления и предметы, комментировать свои действия. Замечательно, если при этом ребенок видит мимику, движение губ.

Как часто заниматься?

Положительный эффект зависит от регулярности занятий. По возможности мамы и папы должны упражняться с малышом каждый день. Однако форму занятий следует постоянно менять. В противном случае чадо начнет скучать, в связи с чем будет хуже воспринимать информацию.

Чем с большим интересом занимается ребенок, тем больше пользы это ему принесет. Поэтому тренировки лучше всего проводить в игровой форме. Скучные упражнения малыш будет воспринимать как развлечения, если родители проявят немного фантазии.

«Угадываем слова»

Как научить ребенка разбираться в том, где ставить ударение в слове? Упражнение «Угадываем слова» поможет в этом. Мама или папа произносит слово с неправильным ударением, а затем обращается к малышу с просьбой исправить свою ошибку. Скажем, можно произнести «кошка» с выделением второго слога, а затем предложить ребенку назвать правильный вариант. Постепенно задачу следует усложнять.

Существует и другая версия этой игры. Ребенку можно предложить выбрать правильный вариант сразу из пары слов с разными ударениями. К примеру, произнести «чашка», выделив сначала первый, а затем второй слог. Как правило, малыши угадывают верный вариант интуитивно, а регулярные тренировки способствуют этому. Также можно предложить ученику перебрать все варианты произнесения слова. После этого он должен выбрать тот, что, на его взгляд, лучше всего звучит.

Читайте также:
Как пишется лестница - морфологический разбор слова и правила

«Позови меня»

Как научить ребенка ставить ударение в словах правильно с помощью упражнения «Позови меня»? Эта техника подразумевает, что предметы потерялись, к примеру, в лесу. Малыш должен позвать их, произнося названия на распев. Скажем, «табурееетка!», «тууумбочка!», «портфееель!».

Слова важно произносить нараспев, при этом их не нужно разделять по слогам. Помимо этого можно звать по именам друзей и знакомых, «искать» любимые игрушки и так далее.

«Молоточек»

Еще одна техника, которая, как правило, нравится маленьким детям, которые еще не ходят в школу. Нужно очень громко произнести выбранное слово и ударить молоточком. Удар совершается в момент произнесения самого громкого слога, что откладывается в памяти ребенка. Сначала малышу можно подсказывать правильное решение, затем он должен научиться определять его самостоятельно.

Использовать молоточек вовсе не обязательно. Как вариант, разрешается бить по столу кулаком или хлопать в ладоши. Это развлечение также придется детям по душе. Главная задача – выделить ударный слог с помощью громкого звука.

Народные методы

Народные методы также не следует сбрасывать со счетов. Их преимущество в том, что их эффективность проверена многими поколениями.

Для начала следует посадить малыша за стол. Свои кулачки он должен поставить на поверхность, расположив один на другом. Подбородок должен располагаться прямо над ними. Далее нужно вместе с ребенком произносить разные слова. Начать можно с простых, переходя к сложным постепенно. Подбородок будет касаться рук во время произнесения ударного звука.

Кубики Зайцева

Как научить первоклассника ставить ударение в словах? Для детей 6-8 лет идеально подходят кубики Зайцева. Особенность их заключается в том, что на каждой стороне изображен слог, а не буква.

Для начала родители могут сами составлять слова. Ребенок должен лишь поставить специальный кубик на ударный слог. Затем задание необходимо усложнить. Малыш должен складывать слоги в слова самостоятельно, подчеркивая ударение. Это занятие не только научит его правильно произносить слова, оно также развивает навыки чтения. К кубикам Зайцева прилагается методическое пособие, которое поможет сделать тренировки максимально эффективными.

Разные упражнения

Разобраться в том, где ставить ударение в слове, помогут и другие упражнения. К примеру, «Крик и шепот». Мама или папа называет проблемное слово. Ребенок должен сначала прокричать его во весь голос, а затем прошептать. Так малыш избавится от привычки разбивать слова на слоги.

«Раскрась букву» — еще одно полезное упражнение, решающее проблему с неправильной постановкой ударения. Если ребенок уже умеет читать и писать, то его можно выполнять. Малыш должен написать проблемное слово, а затем закрасить ударную букву.

Помимо этого

Обязательно стоит обратить внимание сына или дочери на то, что существуют слова, которые имеют одинаковое написание, но отличаются ударением. Скажем, значение слова «атлас» зависит от того, какой слог выделяется.

Также малыш должен запомнить, что ударение всегда падает на гласный звук. Только его можно пропеть, протянуть. Объяснить ребенку необходимо и то, что слово не нужно произносить по слогам, чтобы найти ударный слог. Вместо этого надо произнести его нараспев, «позвать».

Глава 18. Морфология. Частица

§1. Общая характеристика частиц

Частица – это служебная часть речи.

Когда-то лингвистическая традиция противопоставляла частицы речи частям речи (маленькие служебные слова – большим словам с самостоятельным значением) и включала все служебные слова. Затем было осмыслено, что предлоги и союзы – отдельные классы слов, каждый со своими функциями. И термин частица начали употреблять по-новому, в более узком значении.

Как и все «маленькие» слова, частицы имеют ряд важных особенностей:

Читайте также:
Н и "НН" в причастиях, правило написания одной и двух Н

1) не изменяются сами,
2) не являются членами предложения (но некоторые частицы могут входить в их состав).
От прочих несамостоятельных слов их отличает то, что они служат для передачи широкой гаммы дополнительных значений, эмоций, чувств, оценок говорящего. Без частиц, особенно частотно представленных в разговорной речи, русский язык оказался бы менее богатым. Сравним:

Неужели он не позвонил? (удивление) ≠ Он не позвонил? (вопрос)
Как раз об этом я мечтала! (уточнение, подчеркивание, экспрессия) ≠ Об этом я мечтала (сообщение нейтрального характера)
Что за ночь! (восклицание, оценка) ≠ Ночь. (назывное предложение)

Даже из этих примеров видно, что частицы весьма разнообразны. При этом, как и для всех служебных слов, для частиц определяющей является их функция (роль), в соответствии с которой они подразделяются на формообразующие и смысловые.

§2. Формообразующие частицы

Формообразующих частиц совсем немного.
Это частицы: бы, пусть, пускай, да, давай (-те). Они служат для образования форм условного и повелительного наклонений.

Не пошёл бы дождь, мы бы весь день провели на улице.

Частица бы служит показателем условного наклонения глагола. Это компонент глагольной формы. Частица входит в сказуемое вместе с глагольной формой. Значит, формообразующие частицы включатся в состав членов предложений.

Давай съездим за город!

Частица давай – показатель повелительного наклонения. Давай съездим – это побуждение к совместному действию. Здесь это сказуемое определённо-личного предложения.

Значит, формообразующие частицы – это частицы, участвующие в образовании форм условного и повелительного наклонений глагола. В предложении они выступают вместе с глаголом, даже если не стоят рядом, и являются одним членом предложения (отдельно частицы членами предложения быть не могут).

§3. Смысловые частицы. Разряды по значению

Основную массу русских частиц составляют смысловые частицы. Поскольку они могут выражать широкий спектр значений, то важно знать, на какие разряды по значению они делятся.


Разряды по значению:

  1. Отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не
  2. Вопросительные: неужели, разве, ли (ль)
  3. Указательные: это, вон, вот, во (просторечная)
  4. Уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь
  5. Ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то
  6. Восклицательные: что за, ну и, как
  7. Усилительные: же, ведь, даже, уж, всё-таки, ни, ну, ещё, и, да, а
  8. Сомнения: ли, едва ли, вряд ли

1) Частицы и, а, да – омонимичны сочинительным союзам.
И не говори! И не проси! И не жди! (здесь и – усилительная частица)
Да не говори! Да не проси! Да не жди ты его, не приедет он! (да – усилительная частица)
А, будь что будет! (а – усилительная частица)

2) Частица -то омонимична суффиксу –то в неопределённых местоимениях: кто-то, какой-то и т.п.
Он-то знает, что говорит! Мы-то знаем… Иван-то знает. (здесь -то – частица)

3) Частица как омонимична местоимению как.
Как хорошо дышится после грозы!, Как это ужасно!, Как мне плохо! (здесь как – восклицательная частица)
Как пишется слово? (вопросительное местоимение)
Я не знаю, как пишется это слово. (относительное местоимение)

Внимание:

Некоторые частицы могут относиться не к одному, а к разным разрядам, например: ли, ни и др. Сравним:
В доме ни души (= никого, отрицательная) ≠ В комнате не было ни души (усилительная)
Скажи, звонил ли кто-нибудь? (вопросительная) ≠ Зайдёт ли он сегодня? Успеет ли? (сомнение)

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: