Феминизм – определение, история развития, основные идеологии движения женщин

Краткая история феминизма: что нужно знать о движении за права женщин?

111 лет назад, в январе 1909-го, в мире прошла первая женская автогонка. Маршрут пробега – из Филадельфии в Нью-Йорк и обратно. В связи с этим знаковым событием мы решили вспомнить основные вехи в развитии феминизма и борьбы женщины за право быть увиденными и услышанными – не только на кухне.

Краткая история феминизма: что нужно знать о движении за права женщин?

Профессор истории Дартмутского колледжа Аннелиз Орлек, рассуждая о феминизме, настаивает: исторически на отношение к людям влияли не только их личные достоинства и недостатки, но и биологический пол, а значит, и существующие в конкретный момент времени гендерные нормы. Это выражалось (и выражается) в неравенстве зарплат, доступе к ресурсам и политической власти, в проявлении насилия и многом другом.

Говоря об истории феминизма, важно помнить, что к нему относится множество разных течений, несколько волн идеологического развития, разные виды общественно-политических движений, которые часто пересекались. Объединения черных и белых женщин, бедных и богатых, рабочих и студенток, движения лесбиянок, экофеминисток и даже женщин ку-клукс-клана и женщин-скинхедов.

Вряд ли получится остановиться на одной дате, которую можно считать днем рождения феминизма, учитывая количество разнообразных предпосылок. Но можно говорить об исторической эпохе, когда движение в эту сторону началось: речь идет о периоде распада феодального общества. Тогда женщин стали нанимать на работу и они сами смогли зарабатывать себе на жизнь.

С чего все началось

В 1519 году философом Генрихом Корнелиусом Агриппой было написано вполне феминистское сочинение «О величии и превосходстве женского пола». В XVII–XVIII вв. в Великобритании выходят книги авторства Афры Бен и Мэри Эстел (считающихся первыми правозащитницами в Англии), Мэри Уолстонкрафт («Защита прав женщины», 1792 г.) и другие труды, провозглашавшие идею необходимости равноправия женщин. Среди авторов отметились и известные мыслители-мужчины.

Так, француз Пулен де ля Барр писал, что неравноправное положение женщин – результат главенства грубой мужской силы, а не «предписание природы» (эссе «О равенстве обоих полов»). Вольтер указывал на несправедливость «женской доли». Монтескье отмечал, что женщина должна участвовать в общественной жизни, а Гельвеций доказывал, что гражданская непросвещенность женщин «есть только следствие ее неполного и неправильного воспитания».

Если начало XVIII в. было отмечено отступлением от идеи равенства и популяризацией культа женской «слабости» (до сих пор выражающегося в расхожем стереотипе «слабый пол»), то уже в середине столетия жительницы Европы начали принимать активное участие в общественной жизни, обретали экономическую независимость, пытались вмешиваться в политику, отстаивая право на гражданскую жизнь, образование и т. д. Правда, здесь важно отметить, что подобным активизмом занимались привилегированные женщины из светского общества.

Тем не менее уже в 1793 году ее деятельность запретили, а Олимпию де Гуж казнили. Кстати, ей принадлежит известная фраза: «Если женщина достойна взойти на эшафот, то она достойна войти и в парламент».

Читайте также

Во Франции незадолго до Великой революции 1789 года начали выпускать первый журнал о борьбе женщин за равенство, возникли женские революционные клубы. Однако принятая в 1791 году Конституция отказала женщинам в избирательном праве. В этом же году активистка Олимпия де Гуж представила Национальному собранию Декларацию прав женщины и гражданки с требованиями полного социального и политического равноправия женщин. Тогда же появляется первая женская организация «Общество женщин – революционных республиканок». Тем не менее уже в 1793 году ее деятельность запретили, а Олимпию де Гуж казнили. Кстати, ей принадлежит известная фраза: «Если женщина достойна взойти на эшафот, то она достойна войти и в парламент».

Переломный XIX век

Если рассматривать историю США, то первые ростки феминизма появляются там в 1830-х годах, когда Штаты сотрясали социальные беспорядки. Американский феминизм вырос из нескольких движений, одним из которых стало движение за права фабричных рабочих, отстаивающее увеличение прожиточного минимума не только работающих мужчин, но и женщин, а также безопасные условия труда и уменьшение продолжительности рабочего дня в Массачусетсе и других городах Новой Англии.

Первой американской феминисткой многие называют Эбигейл Смит Адамс, автора знаменитой цитаты: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов». Несколько фем-активисток появилось также в движении за отмену рабства – в пику заявлениям о том, что выступать с трибуны «противоестественно» и «не по-женски». Поэтому Ангелине и Саре Гримке приходилось не только отстаивать освободительные идеи, но и вступать в полемику со «своими», говоря о том, что женщины имеют право высказываться наравне с мужчинами. К ним же примкнули женщины, освободившиеся от рабства.

Важнейшим историческим событием, которое многие считают официальным днем рождения организованного женского движения, стало составление и принятие «Декларации чувств», или, как ее часто называют, «Декларации прав женщин», в рамках съезда, прошедшего в 1848 году в Сенека-Фоллз (Нью-Йорк) под лозунгом «Все женщины и мужчины созданы равными».

Первой американской феминисткой многие называют Эбигейл Смит Адамс, автора знаменитой цитаты: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов».

Англичанка Эммелин Панкхерст была одной из основательниц суфражизма (англ. – «право голоса»). В 1868-м она создала организацию в защиту общественных и политических прав женщин. За год Панкхерст привлекла в нее более пяти тысяч сторонников. После того как члены сочувствующих организаций стали подвергаться арестам, одной из форм протеста женщин стала голодовка. И это привлекло внимание к жестокости законодательства. В итоге в 1894 году благодаря активистам английский парламент принял ряд законов, направленных на улучшение положения женщин, закрепив за ними и право голоса, но только на местных выборах.

Параллельно с Великобританией в США в 1869 году были созданы две похожие организации, которые в 1890-м объединились в Национальную американскую ассоциацию «За женское избирательное право». Благодаря ей женщины были допущены к голосованию, но соответствующий закон в Америке был принят лишь в 1920-м, а в Великобритании право на участие в парламентских выборах замужние женщины получили лишь в 1918 году, а в полном объеме – в 1928-м.

Кстати, первыми в мире женщинами, получившими избирательное право, стали имущие жительницы Новой Зеландии в 1893 году. Постепенно подтянулись и остальные: Австралия – в 1902-м, Финляндия – в 1906-м, Норвегия – в 1913-м, Дания и Исландия – в 1915-м, Россия – в 1917-м…

Читайте также:
Влияние культуры на формирование личности на примерах

Наше время

После Второй мировой войны одной из основных задач женского движения становится борьба за фактическую реализацию прав, ранее прописанных в законодательстве разных стран. В 1945 году в Уставе ООН впервые на международном уровне было прописано равенство мужчин и женщин как основополагающее право человека. В 1979-м в ООН приняли конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Параллельно набирает обороты «вторая волна» феминизма, и движение приобретает все более массовый характер.

Теперь требования феминисток распространяются не только на избирательное право, но и на возможность самим войти во власть. Одной из родоначальниц и теоретиков «второй волны» становится Симона де Бовуар. Появляются первые научные исследования и работы, посвященные критике патриархата и проблемам женщин. Критикуются патриархальные паттерны в культуре, политике, в семейных и сексуальных отношениях. Именно на гребне «второй волны» появляется лозунг: «Личное – это политическое».

С тех пор избранными главами государств и правительств женщины становятся все чаще. Первая, кто возглавил правительство, стала Сиримаво Бандаранаике в Шри-Ланке в 1960 году. Первой женщиной-президентом стала в 1974-м Исабель Перон (Аргентина). Впервые в результате выборов женщина возглавила страну в 1980 году (Вигдис Финнбогадоттир, Исландия). В мусульманских странах впервые возглавила правительство Беназир Бхутто (Пакистан, 1988 год).

Также с 1970-х происходит масштабный пересмотр роли и позиции женщины в искусстве. Всему виной – кризис доверия к культуре модернизма, в которой доминировали мужчины. Феминистское искусство сегодня – одно из полноправных направлений contemporary art.

В 1990-х годах на Западе формируется «третья волна» феминизма. Выдвигаются требования, связанные с проблемами насилия, доступа к контрацепции и репродуктивными правами. К ним добавляется дискуссия о привилегиях и объединение различных феминистских движений.

Критикуются патриархальные паттерны в культуре, политике, в семейных и сексуальных отношениях. Именно на гребне «второй волны» появляется лозунг: «Личное – это политическое».

В конце XX – начале XXI века появляются такие новые направления феминизма, как индивидуалистский феминизм, киберфеминизм, экофеминизм и так далее. С развитием соцсетей трендом становится медиаактивизм – появляется множество блогов, посвященных феминизму и правам женщин как в целом, так и более узконаправленных. Стремительно формируются предпосылки для «четвертой волны» феминизма, в основе которой лежит понятие горизонтальных связей и полного ухода от иерархичности как одного из «китов» патриархального общества. «Любой вклад важен», – говорят активисты, будь то уличная акция, пост в соцсетях или научный труд.

Виды феминизма: история и современность

Теории и практики

В чем заключается либеральный феминизм и почему он первый? Что такое марксистский и социалистический феминизм? За что критикуют радикальный феминизм? И есть ли в феминизме понятие расы? На эти и другие вопросы ответили создательницы образовательного проекта Fem Talks Лана Узарашвили, Катерина Денисова и Настя Красильникова. Т&Р публикуют конспект лекции о видах феминизма, которая прошла в рамках фестиваля Pint of Science.

Катерина Денисова

Исследовательница, выпускница философского факультета МГУ им. Ломоносова

Научные интересы: феминистская теология, феминистская критика и философия психиатрии

Лана Узарашвили

Исследовательница, аспирантка Института философии РАН

Научные интересы: философское исследование Антропоцена и понятия пластичности, колониальность, этничность

Настя Красильникова

Исследовательница, студентка магистратуры НИУ ВШЭ

Научные интересы: феминистская урбанистика, гендерная социология, история феминизма в России, политическая теория

Либеральный феминизм

Либеральный феминизм является по сути первым феминизмом, который проявляется в оформленном виде. Его ассоциируют с США — несмотря на то, что в Великобритании он тоже был, но сама идея либерализма все-таки была больше развита в США.

Точкой отсчета принято считать конференцию в 1848 года. Это первое собрание женщин и мужчин, которые разделяют идею равноправия, где обсуждались современные проблемы женщин и пути их решения.

В чем заключается либеральный феминизм и почему он первый? Либеральный феминизм нацелен на решение базисных проблем женщин : когда у женщин нет собственных средств на проживание, нет своей недвижимости, когда женщина не может путешествовать и развестись. Безусловно, проблемы, которые волновали феминисток второй волны, волновали феминисток первой волны не так сильно, ведь им нужно было решить какие-то базовые вопросы.

Как они планировали эти проблемы решить? Они планировали задействовать государство и решать проблемы на юридическом, политическом и экономическом уровне . В основе лежала дискуссия об образовании для всех. Как мы знаем, образование для женщины не было доступно, кроме домашнего образования для обеспеченных слоев населения. В конце XIX — начале XX века встает вопрос борьбы за право голоса, а из этого вытекают уже другие моменты.

Суть либерального феминизма:

Встраивание в господствующую политическую структуру: либеральные феминистки не стремятся к радикальным переменам, они хотят, чтобы им в существующей системе стало жить чуточку лучше;

Лоббирование интересов женщин через политические реформы, законотворческую деятельность;

Акцент на реформах в общественной сфере (политических, правовых, образовательных), тенденция к разграничению личного и политического — феминисток первой волны не волновали проблемы домашнего насилия, сексуального насилия, стереотипы и т. д.;

Апелляция к «рациональности», постулирование женщин как «равных» мужчинам во всем и обладающих такими же характеристиками и качествами — именно потому, что женщины такие же, как мужчины, они заслуживают равных прав и равных возможностей для самореализации.

Эти тезисы в своих работах использовали представительницы раннего либерального феминизма Элизабет Кэди Стэнтон , Сьюзен Энтони , Эммелин Панкхерст .

Либеральные феминистки верят в концепцию личного выбора, а это значит, что каждая женщина имеет право жить так, как она хочет

И если она идет в проституцию, это ее личный выбор и это окей; если она хочет выйти замуж, это ее личный выбор и это окей. Если она хочет брить ноги — это тоже ее личный выбор. Все это звучит разумно, и нам кажется, что мы действительно имеем право поступать так, как хотим. Но есть социальное конструирование реальности, а это значит, что наши желания, наши действия и наше поведение в определенной степени обусловлены какими-то социальными контекстами .

За что критикуют либеральный феминизм:

Некритичное отношение к государству: по причине либеральные феминистки думают, что патриархальное государство начнет прислушиваться к их доводам и проталкивать инициативы;

Отсутствие классового и расового анализа;

Разграничение «личного» и «политического»: вся наша жизнь так или иначе пронизана политикой;

Игнорирование уникального женского опыта, биологических различий между М и Ж: феминизм равенства говорит: «Мужчины и женщины равны, и поэтому мы достойны равных прав», а феминизм различия говорит: «Мужчины и женщины разные, у нас разная биология, и поэтому у нас разные потребности». Либеральный феминизм первой волны больше феминизм равенства;

Читайте также:
Основные идеи Эмиля Дюркгейма в социологии и их значение

Некритичное отношение к понятию власти;

Некритичное восприятие «мужской» рациональности;

Концепция «личного выбора» как наивная и игнорирующая социальное конструирование реальности;

Индивидуализм как препятствие феминистскому объединению.

Со временем либеральный феминизм немного трансформировался. Сегодняшние либеральные феминистки, например Жанет Рэдклифф и Сьюзен Окин , отвечают на критику либерального феминизма, рассуждают в понятиях рациональности, трансформируя это понятие, рассуждают о личной свободе и пытаются приспособить либеральный феминизм к сегодняшним реалиям .

Авторка очень знаменитой работы «Загадка женственности» Бетти Фридан разбирает феномен массовых депрессий, алкогольных и наркотических зависимостей Америки 1960-х годов. Эта депрессия была вызвана негласной политикой государства, направленной на возвращение традиционной роли женщины: женщине не нужно образование, женщина должна реализовываться в семье. Загадка была в том, что у женщин уже появилось право голоса и появилась независимость, но девушки чувствовали подавляющий дискурс, который говорил: «Мне это не нужно, лучше я посижу дома и буду ухаживать за мужем и детьми».

Если говорить о либеральном феминизме в России, то можно посмотреть на Алену Попову , которая не только оказывает юридическую помощь женщинам, но и, например, лоббирует интересы женщин в Государственной думе. Она и Оксана Пушкина сейчас занимаются законопроектом о домашнем насилии.

Суть либертарианского (индивидуалистического) феминизма:

Для феминизма важна как позитивная, так и негативная свобода. Позитивная свобода — это когда у каждого есть равные возможности развивать свой потенциал, а негативная — это свобода от вмешательства других людей и государства в твою частную жизнь;

Используя лояльное государство для устранения форм угнетения, феминистки противоречат сами себе;

Государство, которое «дает» женщинам права, может так же легко их отнять.

Марксистский феминизм

Говоря о марксистском феминизме, мы в первую очередь говорим о Германии и следующих представительницах: Клара Цеткин , Лили Браун и Александра Коллонтай .

Коллонтай оказала большое влияние на движение, она объединила марксистский феминизм, основой которого является мысль, что женское угнетение может быть уничтожено только с уничтожением капиталистической системы, и женский опыт .

В то время как Энгельс и другие соратники Коллонтай по Коммунистической партии считали, что женщина не особенная и как только мы разрушим капитализм, у женщин все будет хорошо, Коллонтай говорила, что необходимо акцентировать внимание на том, что женщина заключена дома и на ней лежит большое количество обязанностей по дому, воспитанию детей. Она хотела создавать сети общественных заведений, которые бы облегчили гнет домашнего хозяйства: столовые, прачечные, детские сады и так далее. Но в обмен на то, что женщина освобождается от общественного труда, государство ждало от женщины, что она станет работать и приносить пользу государству, а также в обязательном порядке станет матерью. То есть женщине государство облегчает жизнь, а со своей стороны она должна родить граждан для государства.

Такое видение называлось государственным матриархатом , поскольку в анализе Коллонтай нет мужчины как такового и освобождение женщины происходит благодаря государству.

Социалистический феминизм

Исследования о социалистическом феминизме расходятся. Кто-то говорит о том, что социалистический феминизм обгоняет марксистский и такие исследовательницы, как Эмма Голдман и Шарлотта Гилман , начали свою деятельность раньше, чем марксистские феминистки. А другие считают, что социалистический феминизм появился в 1960–70-х годах с появлением движения новых левых.

Различия марксистского и социалистического феминизма

Марксистские феминистки считали, что угнетение женщин — частный случай капиталистического и классового угнетения, а социалистические говорили, что женщина угнетена не только капитализмом, но и социальными отношениями (патриархатом). Мнения разделились и по поводу способа освобождения женщин.

Если марксистские феминистки считали, что единственный способ освобождения женщин — это революционное уничтожение капитализма, то социалистические считали, что для искоренения угнетения необходимо как экономическое, так и социальное изменение общества

Еще одним важным пунктом являлось то, что в марксистском движении считалось, что классовые различия не позволяли женщинам объединиться по признаку пола, а в социалистическом объединение женщин было возможно, так как они имеют общий опыт .

Более поздние авторки марксистского и социалистического феминизма — Хейди Хартманн, Джулиет Митчелл и Суламифь Файерстоун.

Хейди Хартманн внедряла теорию о двойном угнетении, согласно которой женщина угнеталась не только капитализмам, но и патриархатом. На тот момент концепция патриархата была уже сформулирована, поэтому она его использовала.

Джулиет Митчелл говорила, что женщина угнетается по четырем признакам: производственные отношения, воспроизводственные отношения (репродуктивная система), сексуальность и социализация детей.

Суламифь Файерстоун говорила о том, что женщины сами по себе образуют класс и что «…материальный опыт женской телесности имеет такое же значение, как разделение труда в политэкономии».

Радикальный феминизм

Радикальный феминизм отчасти базируется на марксистской теории, но при этом предлагает совершенной новый концепт. Это первый вид феминизма, который начинает смотреть на угнетение женщины как на , что существует само по себе, а не как приложение к более крупной политической теории . По мнению радикальных феминисток, проблема лежит в социальной организации общества, а если более конкретно — в мужском господстве, патриархате.

Патриархат — система социальных структур и практик мужского господства над женщинами, пронизывающая как частную, так и общественную жизнь. Важно отметить, что эти практики пронизывают не только общественную, но и личную жизнь. Радикальные феминистки первыми начинают акцентировать внимание на тех проблемах, которые раньше казались не такими важными.

Термин «патриархат» принадлежит Кейт Миллет , представительнице радикального феминизма. Она говорит о том, что самые главные угнетения женщин проявляются в семье. Впервые начинают говорить о домашнем насилии, изнасиловании, личной власти мужа над женой. О сексуальном насилии очень много говорит авторка Андреа Дворкин . Она является одной из самых ярких критикесс порнографии и считает, что если порнография — это теория, то реальное насилие — это практика. То есть после просмотра порнографических фильмов насилие для мужчин становится нормальным.

Радикальные феминистки стремятся к разрушению патриархата, поскольку патриархальные отношения пронизывают всю систему до самых корней и ее нельзя реформировать, ее можно только разрушить

Еще одной идеей радикального феминизма является мысль, что мужчины и женщины не равны, женщины обладают уникальным женским опытом в силу биологических причин — репродуктивной функцией . И одной из важнейших задач радикального феминизма становится присвоение себе контроля над сексуальностью и репродукцией.

Читайте также:
Анкетирование - правила составления и виды вопросов, оформление
За что критикуют радикальный феминизм:

Неприятие концепции свободного выбора;

Трансфобия (TERF — trans-exclusionary radical feminist);

Отказ секс-работницам в праве на выбор (SWERF — sex worker exclusionary radical feminist);

Понятие «раса» в феминистском разрезе

Раса — это концепт, который обозначает социально-политические конфликты и интересы относительно различных типов человеческих тел . Раса воспринимается не в антропологических или биологических, а в социальных аспектах. Определенные фенотипические признаки (тело, цвет кожи, форма носа, структура волос) интерпретируются в некоторых социальных терминах. То есть человек окружается рядом предубеждений, связанных с его расовой этичностью, которая определяется структурой тела.

Есть много направлений феминизма, которые работают с расой. Самый популярный — это черный и интерсекциональный феминизм . Одна из самых ярких представительниц Анджела Дэвис , она активно поддерживала политику СССР и была достаточно популярна у нас. Вместе с Кимберли Креншоу они говорили, что женский опыт очень вплетен в расовую идентичность и что проблемы черных женщин часто не идентичны проблемам белых женщин.

Суть черного феминизма:

Феминистская теория и антирасистские политики исключают черных женщин и концентрируются на опытах угнетения либо белых женщин, либо черных мужчин;

Патриархат — «белый» конструкт. Черные женщины часто работали вне дома и сталкивались с теми же проблемами, что и белые женщины;

Белые феминистки не хотели вовлекать черных женщин в свою деятельность, чтобы не отпугивать других белых женщин.

Интерсекциональный феминизм

Intersection = пересечение угнетений.

Смысл интерсекционального феминизма заключается в идее, что есть угнетение по гендеру, а есть угнетение по расе, а когда они пересекаются, они образуют новый образ угнетения .

Деколониальный феминизм — одно из свежих направлений, которое обращается к вопросам женщин, которые живут в странах третьего мира. По словам одной из представительниц деколониального феминизма, Чандры Моханти , «Женщина третьего мира — сингулярный монолитный субъект, созданный западной либеральной мыслью».

Для западного феминизма женщины третьего мира — искусственно сконструированный однородный объект изучения.

В России расистские дискурсы заимствуются как неотъемлемая часть всего пакета модерности.

Мы публикуем сокращенные записи лекций, вебинаров, подкастов — то есть устных выступлений.
Мнение спикера может не совпадать с мнением редакции.
Мы запрашиваем ссылки на первоисточники, но их предоставление остается на усмотрение спикера.

История феминизма: от истока до наших дней

Несколько недель назад была опубликована моя статья о феминизме. Суть ее в том, что феминизм — это не ругательство. Один из комментариев в ответ пришел от образованной и читающей дамы, библиотекаря по профессии. Она почему-то думает, что первые феминистки требовали в основном равноправия в оплате труда.

Хотя на самом деле феминистки первой волны, будучи образованными дамами среднего класса, требовали для женщин права на оплачиваемый труд вне дома (порядочным замужним женщинам не полагалось работать по найму), работу в государственных органах, а также права на владение имуществом (собственность замужней дамы автоматически становилась достоянием супруга). И также, права голосовать в выборах (глупые женщины были не в состоянии принять такие важные решения). А что удивляться, в Саудовской Аравии женщины впервые проголосовали в выборах всего год назад, в 2015 году.

Поэтому, наверное, неплохо было бы нашим девушкам знать, хотя бы кратко, историю движения феминизма. Конечно же, в реальности его история так же полна событий, как Великая Отечественная Война. Но хотя бы знайте основные вехи и события, и за что реально боролись и борются феминистки.

Основные исторические вехи развития феминизма

Автор-гость: Ярослава Лебедева

В разные века роль женщины в обществе воспринималась по-разному. Рассмотрим основные исторические вехи развития феминизма.

На протяжении многих лет феминистки добивались равенства прав с мужчинами.

3 волны феминизма

Чего добивались феминистки? Что-то из этих свобод советские дамы получили раньше своих западных сестер, а другое до сих пор россиянкам недоступно.

1 волна (1850—1930)
  • право собственности для замужних
  • приемлемость работы по найму для женщин среднего класса
  • право голосовать на выборах
  • доступ к образованию для всех девушек, независимо от класса
  • разрешение поступать в университет на любой факультет
  • возможность работать в любой профессии, включая политику и юриспруденцию
  • возможность избрания в парламент
  • равенство в оплате труда для работающих
2 волна (1960—1981)
  • поддержка девушек, чтобы мечтать не только о том, чтобы “стать домохозяйкой”
  • устранение дискриминации в рабочей среде
  • равная оплата труда
  • телесная автономия и доступ к контрацептивам, легализация абортов
  • прекратить сексуальную объектификацию женщин, запретить порнографию
  • защита для жертв насилия в семье
3 волна (1990—1999)
  • сексуальная свобода, право наслаждаться сексом и порнографией
  • устранение стигмы в отношении женщин, которые наслаждаются сексом, “устыжения шлюх” (slut shaming)
  • больше убежищ для жертв домашнего насилия
  • увеличение количества женщин в СМИ и высших эшелонах политики
Современный феминизм (возможно, 4 волна: 2000—наши дни)
  • позитивный имидж тела, приемлемость разных стандартов красоты
  • преодоление неравенства по половому признаку в уровне заработков (гендерная пропасть)
  • фокус на предотвращении насилия в семье, сексуального насилия
  • устранение стереотипов “культуры изнасилования“, когда сексуальное насилие нормализуется или замалчивается
  • более эффективные процессы защиты для жертв насилия
  • преодоление стереотипа “жертва сама провоцирует насильника”
  • устранение сексизма во всех сферах
  • законодательство, предотвращающее онлайн-атаки против женщин

Несмотря на то, что феминизм продвинулся далеко вперед, пока еще трудно говорить о полном искоренении сексизма.

Феминизм: краткая история

789 год: Sacre Cyarlemagne

Впервые в истории французский император издает приказ о создании в каждом городе и пригороде школ, там дети обоих полов могли бы получить образование. Монастырь к ХI веку был единственным местом, где женщины могли учиться.

1405: Кристина-обманщица

Писательница Кристина из Пизана наделала много шума своими книгами “Город женщин” и “Взгляд Кристины”. Она первой публично представила свои воспоминания об алых губах и сильных плечах своего любимого, чем вызвала к себе незаурядный интерес.

1509: лысина — признак слабости духа?

Генрих Корнелиус Агриппа, немецкий философ, астролог и врач, когда-то заявил, что женщина биологически стоит выше мужчины. Тот факт, что женщины не лысеют, по его мнению, свидетельствует о силе духа женщины, а их склонность к излишней болтливости только доказывает превосходство женщин над мужчинами, ведь слово — это дар Божий, оно отличает людей от животных, а значит — им надо пользоваться как можно больше.

1832: женщина по имени Жорж Санд — символ литературного феминизма XIX века.

Во весь голос в своем романе “Индиана” она ставит вопрос о браке как о чем-то неестественном и ненавистном для женщины.

Читайте также:
Социология Сорокина - типы мобильности, концепции
1848: равенство прав для американок

Зарождение женского движения в Америке приходится на период разгара аболиционизма (борьбы за отмену рабства), а точнее, именно участие женщин в аболиционистском движении и дает им необходимый опыт и уверенность в собственных силах для того, чтобы начать борьбу за свои права. Однако, если рабство (по крайней мере, на севере США) признавалось социальным злом, то женское бесправие, которое достигало в те времена просто диких масштабов, провозглашалось благом, борьба против которого — социальное зло. В 1848 году Элизабет Стентон и Лукрециией Мут в Нью-Йорке были организованы первые конвенции по правам женщин.

История феминизма официально началась меньше 200 лет назад.

1882: Британский акт о собственности замужних женщин.

Раньше легальный статус женщины исчезал с ее замужеством и собственником имущества автоматически становился ее муж. Новый акт признавал за женщиной право покупки и владения собственностью. На женщин также теперь можно было подать в суд.

1890-е: появление термина “феминизм”

До этого времени своего названия у движения за права женщин не было.

1893: голосовать — не шуметь

Новая Зеландия одной из первых предоставила женщинам право голосовать. За ней последовали Австралия и Финляндия (соответственно 1902 и 1906 годы). В 1920 году подошла очередь американцев. Во Франции это стало возможным лишь в 1944 году. А такие страны, как Швейцария и Португалия, предоставили женщинам право голосовать только в 1970-х годах.

1903: суфражистка Эммелина Пенкхартс создает в Манчестере Женский общественно-политический союз.

Целью является борьба женщин за право голосовать. Примерно на этот же период приходится зарождение движения суфражисток, которое отчасти повлияло на маркетинговую политику лондонских бутиков: они были просто завалены интересными новинками — шляпками, значками и другими мелочами. Суфражистки умудрились сделать своеобразный вклад даже в модные течения — в частности, они носили ленты исключительно фиалкового цвета как символ особого достоинства, зеленые шляпки как символ надежды и белые блузки и юбки как символ чистоты.

1909: рожать, не уходя в подполье

В ряде стран Европы принят первый закон об отпуске по уходу за ребенком. Его предоставляют на 8 недель, но пока не оплачивают (делать это начнут через два года). В законе об отпуске по уходу за ребенком запрещается увольнять с работы беременных женщин.

Раньше женщины не могли владеть имуществом. Их легальный статус исчезал вместе с замужеством.

1919: английский акт по устранению сексуальной дисквалификации

Женщинам позволили быть членами криминального жюри, работать в государственных органах, быть юристами и поступать в университеты, вне зависимости от того, замужем они или нет.

1923: семейное планирование

В Нью-Йорке открывается первое бюро по вопросам планирования семьи; в частности, там предоставляются консультации по контрацепции. Его возглавляет Маргарет Сангер, которая сама родилась в семье, где было 11 детей. Она хочет сломать существующие табу. Чтобы достичь социального расцвета, женщины должны перестать бояться постоянных беременностей.

1937: первый современный журнал для женщин

Группа Provost выпускает журнал “Marie Claire”. Слоган публикации — журнал для женщин, которые еще не смогли себя реализовать. Его тираж, который изначально составлял 800 000 экземпляров, перед Второй мировой войной достиг миллиона.

1956: в Бостоне доктор Грегори Пинкус выпускает противозачаточные таблетки под названием “Эновид”.

Эта комбинация прогестерона и эстрогена — 2-в-одном — поднимет настоящую революцию в сексуальной жизни мужчин и женщин. Женщины перестают бояться беременности и решаются на сексуальную раскрепощенность. Внезапное избавление от возрастной сдержанности привело к такому взрыву сексуальной свободы, что даже сами участники “революции” стеснялись вспоминать об этом спустя десятилетия.

1970: даешь мужские бедра!

Голландия. Женский коллектив под названием “Minas” создает отряд коммандос. Женщины выходят на улицу и щиплют за ноги проходящих мимо мужчин, таким образом доказывая свое равноправие с мужчинами.

Благодаря контрацепции женщины перестали бояться постоянных беременностей. Это стало еще одним шагом к свободе.

1976: закон о домашнем насилии

В Великобритании жертва насилия в семье могла теперь получить защитный ордер против обидчика, даже если она была за ним замужем. Изнасилование в браке стало преступлением. Обидчика теперь могли выселить из дома по жалобе жертвы.

1989: в постели с Мадонной

В ореоле славы, с прагматичным коммерческим подходом ко всему, Мадонна, манипулирует мужчинами, предстает перед миром как классическая self made woman, которой не нужны мужчины для самоутверждения. Мария Луиза Чикконе коллекционирует партнеров обоих полов, причем одни сексуальнее других.

1992: девушки, которые любят девушек

Начало 90-х годов прошлого века ознаменовалось окончательной и безвозвратной победой феминизма. Кроме того, лесбиянки всех сортов и мастей полностью легализуются. Они больше не скрываются и создают лигу “девушек, которые любят девушек”.

1993: рано выходить из лесов

Американская феминистка Сюзан Фалуди в своем эссе “Backlash” в довольно пессимистическом тоне описывает состояние женщин в современной Америке. В то время, как все уже полностью уверены, что война полов закончилась, Сюзан утверждает, что это преждевременные выводы, ничем подобным и не пахнет. Сексуальные домогательства, неодинаковая зарплата, культ красивых стройных женщин и так далее. Сюзан Фалуди становится своеобразным символом радикального феминизма.

1998-2004: культовый сериал “Секс в большом городе”

Впервые в истории показали женский сериал, где девушки не мечтают о замужестве, а с удовольствием вступают в отношения с мужчинами и занимаются сексом, попутно строят карьеру и реально стоят друг за друга как подруги. Одна из героинь, Саманта, сломала множество барьеров, создав образ девушки, которая обожает секс. В отношениях с бойфрендом, она боится превратиться “в одну из этих пар, которые занимаются сексом 3 раза в неделю”. В недавнем интервью Ким Кэттролл призналась, что ей было страшно даже произносить определенные фразы, прописанные для нее в сценарии, потому что никто из окружающих ее дам никогда так не выражался.

2011: “прогулка гулящих” (slut walk)

Первая “прогулка гулящих” (шлюх) организована в Торонто, Канада, в ответ на реплику полицейского офицера, что девушки не должны одеваться как “шлюхи”, чтобы избежать сексуального насилия. Движение быстро распространилось по всему миру. Феминистки отказываются принять факт, что одежда девушки может быть оправданием сексуального насилия. К тому же, большое количество изнасилований проиcходит в странах, где девушки традиционно одеваются консервативно.

2015: первые выборы с участием женщин в Саудовской Аравии

Эта страна стала последней в мире, которая разрешила женщинам голосовать.

Читайте также:
Индустриальное общество - определение, особенности, отличия
2016: женщины могут потерять право на аборты

В США введено более 282 ограничения на аборты с 2010 года, включая период ожидания и количество раз, которое женщина должна увидеть доктора до получения направления. Польша ставила вопрос о полном ограничении абортов. Те же настроения в России и на Украине. Причем эти законодательные изменения коснутся каждой, а возможности повлиять не решения у девушек немного. Идет откат назад?

Феминизм изменил лицо сегодняшнего мира, и, будем откровенны, это лицо стало намного привлекательнее.

Давайте продолжать в том же духе, помогая друг другу, а не презрительно критикуя феминисток. Феминизм на вашей стороне.

Движение феминизма изменило лицо современного мира.

Прочтите также:

  • Феминизм — это не ругательство
  • Жизнь женщины в Древней Руси
  • Почему женщины зарабатывают меньше мужчин? Неравенство в оплате труда по странам мира
  • Как блогер Келли Оксфорд лишила Трампа тысяч голосов, или что такое культура изнасилования

Share this article

Recommended

Отпуск: что полезно для кишечника?

Где лучше встречаться с мужчиной в пандемию?

Что самое важное в жизни?

Хочу, чтобы мужчина любил больше, чем я

Comments Комментарии ( 19 )

История феминизма

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность феминизма

Феминизм (от латинского слова “femina” — “женщина”) является женским движением за равенство полов во всех общественных сферах, иными словами, – движением, цель которого состоит в устранении женской дискриминации.

Это движение родилось в 18 столетии, но активизировалось с конца 60-х годов двадцатого века. Феминистами именуют тех, кто понимает подчиненное положение женского пола, его социальный статус, не равный мужскому статусу, и выражает поддержку идеи эмансипации женщин . Они подвергают критике сформировавшиеся отношения в обществе, делая при этом акцент на анализ полового неравенства и защиту женских прав и интересов.

Предыстория феминизма

Предпосылки распространения феминистской идеологии зародились в период распада общества феодального типа и зарождения отношений буржуазного характера, когда начался период найма женщин для работ и их обращения в собственниц рабочих рук. Также существует точка зрения, связывающая распространение феминистской идеологии с появлением трудов писательниц итальянского происхождения:

  • И. Ногаролла;
  • Л. Черета;
  • К. Пизанская.

Также к писательницам-феминисткам относятся Мэри Эстел и Афра Бенн,которых обычно именуют первыми защитницами прав женщин в Англии. Они занимались защитой права женщины считаться такой же полноправной и свободной, как мужчины. Защищали женщин и некоторые мужчины, так француз Пулена де ля Бара в собственном труде “О равенстве обоих полов” говорил о неравноправном положении женщин, что является итогом подчиненности ее грубой мужской силе, а не «предписанием природы».

Зарождение феминизма

Начало 18 столетия является периодом отступления от идеологии гендерного равенства; особенную популярность в этот период обрела идеология культивирования женской «слабости». Но уже в середине 18 столетия просветители французского происхождения способствовали возрождению феминистской идеологии:

  • Вольтер писал о несправедливости доли женщин;
  • Монтескье — о том, что женщина должна принимать участие в жизни общества;
  • Гельвеций доказывал, что гражданская “непросвещенность” женщин является лишь следствие ее неправильного и неполного воспитания.

Готовые работы на аналогичную тему

На протяженности всего 18 столетия женщины европейских государств старались принимать участие в общественной жизни. Большое число женщин стало обладать экономической независимостью; светские дамы делали попытки вмешательства в политику. Женщины требовали признать их права на гражданскую жизнь: труд, образование, уважение в обществе и семье.

В США первой феминисткой американского происхождения считаются Абигейл Смит Адамс. Она вошла в историю популярной фразой:

Мы не будем подчинятся законам, в принятии которых мы не принимали участие, и власти, которая не отражает наши интересы.

Феминизм «первой волны»

Во второй четверти 19 столетия требования феминисток в различных государствах воплощались в единую общественную акцию и компанию. Изначально приоритетным вопросом являлся доступ женского пола к получению высшего образования, а после и вопрос о законодательных реформах и праве голосования для женского пола как средстве по обеспечению законодательных реформ.

В 1848 году в городе Сенека Фолз (Нью-Йорк, США) участники Движения против рабства (32 мужчины и 68 женщин) подписали Декларацию резолюций и позиций, которая касалась положения женского пола. Декларация считается поворотным моментом в истории мирового и американского феминизма. Суфражизм

С середины 19 столетия образованное женское население начало более активно участвовать в жизни общества, выдвигая требования политического равноправия. Главным центром борьбы явилась Англия, откуда и получила наименование от английского термина «суфражизм», что значит избирательное право и входила в историю политической направленности в феминизме.

В 1867 году в Манчестере создается «Общество женского избирательного права» и члены начали издание «Женского суфражистского журнала». В 1868 общество преобразовалось в Национальную федерацию суфражистских обществ, в течение года объединившую свыше пяти тысяч членов. НФСО старалась распространять идеологию суфражизма в Ирландии, Уэльсе и Шотландии.

В Новой Зеландии женщины обрели активное избирательное право, но не могли быть избранными, в 1893 году, а в Австралии в 1902 году женщины обрели и пассивное, и активное избирательные права. Но в Англии принятие закона по правам женщин принимать участие не только в местных, но и в парламентских выборах все не наступало. Английские женщины обрели избирательное право в ограниченной объеме, а именно лишь замужние женщины, в 1918 году, а в полноценном объеме — в 1928 году.

Феминизм «второй волны»

Прародительницей феминизма «второй волны» считается Симона де Бовуар, хоть она и не считала себя феминисткой. Но конкретно она посеяла догму о естественности сексуального разделения труда, сформировала соотносящее «природное» (женское) с «культурным» (мужским).

К началу 60-х пробуждение социального женского самостоятельного сознания вело к происхождению «второй волны» феминизма.

Феминизм принято различать по следующим факторам:

  • По географии — европейский, американский, постсоветский, третьего мира и постсоциалистический;
  • По этносу — феминизм «черных», «белых», «цветных».
  • По конфессиям — формирующийся исламский, христианский.
  • По методикам и направлению действий — пацифистский, экофеминизм, сепаратистский.
  • По идеологии— социалистический, либеральный, радикальный, марксистский.
  • По принадлежности к течениям в психологии и философии — модернистский, который основан на концепте социального конструирования; постмодернистский и постструктуралистский, психоаналитический.
  • По сексуальным ориентирам и идентификации приверженцев — лесбийский, а также соединяющий всех непризнанных в общественной среде индивидов нетрадиционной сексуальной ориентации квир-феминизма.

Идеи феминизма: от радикальных до популярных

Рубрика: Культурология

Дата публикации: 19.11.2020 2020-11-19

Читайте также:
Социальная защита населения - основные направления и формы

Статья просмотрена: 109 раз

Библиографическое описание:

Подобедова, А. А. Идеи феминизма: от радикальных до популярных / А. А. Подобедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 441-444. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75368/ (дата обращения: 17.11.2021).

В статье рассмотрены периодизация феминизма и его различные движения, имеющие собственных последовательниц, цели и задачи, литературу. Рассмотрены как известные, так и малоизвестные направления феминизма.

Ключевые слова: феминизм, женские общественные движения, история и теория феминизма, направления и движения в феминизме, просветительский феминизм.

The article examines the periodization of feminism and its various movements, which have their own followers, goals and objectives, literature. Both well-known and little-known trends of feminism are considered.

Key words: feminism, women’s social movements, history and theory of feminism, trends and movements in feminism, educational feminism.

Феминизм — общественное движение за равноправие между мужчинами и женщинами [4, 850 с.]. Свод правил и идеологий, политических, общественных и иных движений, которые в основе своей направлены на уравнивание в правах мужчины и женщины — как социального направления, так и в экономической, биологической и иных сферах.

Феминизм противостоит патриархальности и патриархальному строю в обществе, рассматривается как возможность раскрепощения женщины из консервативной или традиционной среды её окружения. В идеале феминизм может быть рассмотрен как способ полного снятия различий и ограничений между двумя индивидами противоположного пола, так и между двумя социо-ментальными категориями — маскулинностью и феминностью.

Определения феминизма можно разделить на частные компоненты данного понятия:

1) Философская теория о положении женщины, её роли и месте в обществе;

2) социально-политическая теория, анализирующая неравенство между полами и пути к его разрешению;

3) социальное движение за равенство между полами;

4) идеология, выражающая интересы женщин и противостоящая различным анти- и нефеминистским теориям;

5) методология исследований, выражающая женский взгляд на мир и свою участь [3].

Эпоха Просвещения дала большое количество трудов французских философов: Вольтера, Дени Дидро, Шарля Луи Монтескье, Жан-Жака Руссо, — которые говорили о важности равноправия между полами. Именно их труды оказали воздействие на европейскую либеральную мысль и обусловили последующее возникновение первых работ именно феминистической направленности: «Декларация прав женщины и гражданки» Олимпии де Гуж (1791), «Защита прав женщин» Мэри Уолстонкрафт (1792) и эссе одного из первых мужчин-феминистов ( профеминистов ) Теодора фон Гиппеля «Об улучшении гражданского состояния женщин» (1792).

Феминизм и его теории развивались «волнообразно», и на каждом этапе своего становления или деятельности у активисток феминистического движения были самые различные задачи и цели.

«Первая волна» (середина XIX — начало XX века) — этот период считается начальным в развитии феминистского сообщества и феминистической мысли. Основными задачами в этот период стали право собственности для замужней женщины (до этого момента всё имущество супругов было приоритетно мужским) и право голоса для женщины.

Европейская феминистская мысль привела к становлению и русской феминистической теории: русское женское движение в Российской Империи зародилось и получило своё мощное развитие в период первой волны европейского феминизма.

Некоторые исследователи определяли иные даты зарождения феминизма в Европе. Русский публицист конца XIX — начала XX века А. В. Амфитеатров (1862–1938) в своей публичной лекции «Женщина в общественных движениях России» (1906) датой начала женского самосознания и становления сильной женской личности называет 1800 год. [2, с. 5]. Такого же мнения придерживался и исследователь конца XIX века К. А. Скальковский (1843–1906): «Конец XVIII века выдвинул в первый раз вопрос об эмансипации женщины. Желая как будто бы доказать, что они достойны тех прав, которые для них требуют философы-новаторы, женщины отличились в это же самое время на разных поприщах» [6, с. 10]. Современные же исследователи феминизма и женских движений в России и мире (И. И. Юкина, Р. Стайтс и другие) придерживаются общепринятой периодизации в «женской эмансипации» — середина XIX века.

Рассматривая развитие женского общественного самосознания и изменение социального статуса женщины в Российской империи, стоит обозначить начальной датой именно 1860-е гг.: с середины XIX века в России стали организовываться первые общественные женские движения, деятельность которых сводилась к благотворительности, культурно-просветительской деятельности, социальной работе.

Следующим важным направлением деятельности общественных женских движений этого периода является вопрос о женском образовании в Российской империи. До второй половины XIX века женское образование в России реализовывали учреждения ведомства Императрицы Марии Фёдоровны, епархиальные духовные училища и частные пансионы. Впоследствии, руководствуясь желаниями активисток женского движения, были открыты высшие женские курсы — Аларчинские курсы, Владимирские курсы, Высшие женские медицинские курсы, Бестужевские курсы (все в Санкт-Петербурге); Лублянские курсы, курсы Герье (Москва); в свою очередь, в крупных городах империи были организованы Казанские и Киевские курсы, Сибирские высшие женские курсы.

Несмотря на все эти достижения в России, уклад жизни многих женщин всё ещё был подчинён патриархальному обществу, которое делало положение женщин в семье и обществе бесправным.

Второй период развития женской мысли и изменения положения женщины в русском обществе — 1880–1910-е гг. (в эти временные рамки мы вносим и заключительный период «жизни» женских сообществ — их общественную и смысловую деконструкцию ). Активные участницы стали формировать новую модель поведения для женских движений — на первый план вышел Всероссийский союз равноправия женщин. Союз был организован в 1905 году; во время проведения I Съезда женщин-делегаток, состоявшегося в октябре того же года был составлен Устав, который структурировал все требования женского сообщества. Наряду с уже обозначенными задачами (борьба за равные права с мужчинами, не только в области образования и медицины, но и получения избирательных прав для соотечественниц), были выдвинуты новые: возможность участия женщин в общественной и политической жизни государства, охрана женского труда. Союз состоял из кружков и организаций на местах. Высшим органом управления было собрание делегатов кружков и организаций. Союз просуществовал до 1917 года. Практически все дореволюционные общества и движения были «лишены смыслового и общественного значения, их роль стала «ничтожно мала», и впоследствии такие общества были деконструированы, как и всё, созданное при «царизме».

Исследователь Г. С. Айвазова приводит иную периодизацию русского дореволюционного феминизма — 1860–1905 гг. — то есть до создания Всероссийского союза равноправия женщин, и 1905–1917 гг. — период активной деятельности [1].

«Вторая волна» европейского феминизма стала развиваться в середине 1960-х г. После получения гражданского права на голосование женщины стали бороться за фактическое равноправие между мужчинами и женщинами. Их требованиями были равные права в политической, экономической, социальной и иной сферах жизни, подтверждающих закрепление равенства полов на этом этапе развития гражданского самосознания.

Читайте также:
Социальная группа, виды, примеры формальных и неформальных

«Третья» и «четвёртая» «волны» феминизма (с 1980-х гг. по настоящее время) поднимают уже более частные, но вместе с тем очень злободневные проблемы в западной цивилизации: равенство по национальному и расовому признакам, сексуальным ориентациям, гендерной идентичности, внося серьёзные изменения в состояние современного гражданского западного общества.

Несмотря на кажущуюся монолитность феминизма как социо-философского понятия, он не подразумевает собой цельный аспект дискурса, в нём существуют различные течения и направления, каждое из которых рассматривает женщину (или женское начало) со своей определённой точки зрения. Часто это достаточно противоположные точки зрения, и активистки данных направлений ведут жаркие дискуссионные споры, стремясь обозначить свою позицию и сделать её главенствующей.

Более традиционными направлениями считаются: либеральный , марксистский , постколониальный и суфражизм .

Наиболее модернистскими стали такие течения феминизма, как культурный , психоаналитический и сексуально-позитивный .

Наиболее воинствующими являются направления: радикальный и сепаратистский феминизм .

Последними сформировались интерсекциональный и постмодернистский феминизм , поп-феминизм и трансфеминизм .

К выше обозначенным стратегиям комплексного изучения «женского» в контексте современных исследований дополнительно можно добавить ещё несколько «малых направлений» феминизма (как частные случаи более больших течений): культурологический феминизм , исследующий женщину, женское и феминность с позиции культуры, как именно в определённый момент была развита теория о женщине в культуре, и просветительский феминизм . В отличие от приведённых выше более радикальных примеров проявления феминизма и его разрушающего влияния на традиционные ценности, просветительским феминизмом можно обозначить деятельность представительниц женского сообщества в России XIX века, которые утверждали важность не только женского воспитания, но и женского образования.

Представительницей просветительского феминизма , сформулированного в рамках исследования, была мемуаристка Христина Даниловна Алчевская (1841–1920) — русский и украинский общественный деятель. Она организовала в 1862 году воскресную женскую школу, впоследствии ставшую образцовым примером для подобного рода заведений в Российской империи, с её именем связано целое общественное движение за народное образование. В написанном Христиной Даниловной трёхтомнике «Что читать народу?» (1884 1889 1906) показаны результаты деятельности этого движения. Алчевская Х. Д. деятельно доказала, что отсутствие читательских навыков и самой возможности читать у малограмотного / безграмотного населения не является преградой для понимания поступков героев в произведении классической русской и иностранной литературы; они воспринимали поступки литературных персонажей со свойственной человеку житейской мудростью [5, 52].

В контексте современного общественного строя (как западного, так и, отчасти, отечественного) феминизм является социокультурные феноменом, который создаёт свою систему ценностей, философских и культурных идей.

Само женское общественное движение являет собой особую социокультурную идею, которая позиционирует гуманистическую мысль и «новую этику». Таким образом, феминизм, как новое направление в современной гуманистической мысли и современной культуре старается своими действиями привить новую модель поведения и поведенческие установки, которые в последующем должны улучшить состояние современного гражданского общества.

1) Айвазова, С.Г., Феминистская традиция в России / Айвазова. — Текст: электронный // a-z.ru: [сайт]. — URL: http://www.a-z.ru/women/texts/aivazova3r-e.htm. (Дата обращения: 11.11.20).

2) Амфитеатров А. В. Женщина в общественных движениях России. — Женева, 1905. — 56 с.

3) Муслумова Т. В. Феминизм: истоки, этапы развития, основные направления / Муслумова. — Текст: электронный // Cyberleninka.ru: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/feminizm-istoki-etapy-razvitiya-i-osnovnye-napravleniya/viewer. (Дата обращения: 13.11.20).

4) Ожегов, С.И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская Академия наук. Институт русского языка имени В. В. Виноградова. — 4-е издание, дополненное. — М: Азбуковник, 1999, — С. 850.

5) Русские писатели. 1800–1917 гг. Биографический словарь. Т.1. А — Г. Главный редактор П. А. Николаев. — Москва: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», НВП «ФИАНИТ», 1992. — С. 52.

6) Скальковский, К.А. «О женщинах. Мысли старые и новые». — М.: Гос. публ. истор. библ. России. — 2012. — 179 с.

Что Такое Феминизм? (Кто Такая Феминистка Простыми Словами)

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Феминизм – знакомое слово, определение которого для многих остается размытым.

Для одних – это движение за равноправие полов, для других – извращенное понятие, рассматривающее мужчин в качестве угрозы.

Понять, что такое феминизм, можно лишь ознакомившись с историей его развития и современной трактовкой.

Либеральный феминизм

Либеральный феминизм является по сути первым феминизмом, который проявляется в оформленном виде. Его ассоциируют с США — несмотря на то, что в Великобритании он тоже был, но сама идея либерализма все-таки была больше развита в США.

Точкой отсчета принято считать конференцию в Сенека-Фоллз 1848 года. Это первое собрание женщин и мужчин, которые разделяют идею равноправия, где обсуждались современные проблемы женщин и пути их решения.

В чем заключается либеральный феминизм и почему он первый? Либеральный феминизм нацелен на решение базисных проблем женщин: когда у женщин нет собственных средств на проживание, нет своей недвижимости, когда женщина не может путешествовать и развестись. Безусловно, проблемы, которые волновали феминисток второй волны, волновали феминисток первой волны не так сильно, ведь им нужно было решить какие-то базовые вопросы.

Как они планировали эти проблемы решить? Они планировали задействовать государство и решать проблемы на юридическом, политическом и экономическом уровне. В основе лежала дискуссия об образовании для всех. Как мы знаем, образование для женщины не было доступно, кроме домашнего образования для обеспеченных слоев населения. В конце XIX — начале XX века встает вопрос борьбы за право голоса, а из этого вытекают уже другие моменты.

Антифеминизм

Антифеминизм, как и сам феминизм, является очень разнообразным явлением. В целом антифеминизм противоположен идеям или действиям феминистского движения. В зависимости от социального и исторического контекста, а также от того, против каких идей и фракций феминизма он выступает, антифеминизм может принимать разные формы. Обычно в основе антифеминизма лежит вера в то, что гендерного неравенства не существует, либо смена пола невозможна или вредна.

Антифеминизм – это не то же самое, что женоненавистничество или сексизм. Женоненавистничество – это дискриминация женщин и отвращение к ним, а сексизм, как правило, он основан на гендерной принадлежности.



Суть либерального феминизма:

  • Встраивание в господствующую политическую структуру: либеральные феминистки не стремятся к радикальным переменам, они хотят, чтобы им в существующей системе стало жить чуточку лучше;
  • Лоббирование интересов женщин через политические реформы, законотворческую деятельность;
  • Акцент на реформах в общественной сфере (политических, правовых, образовательных), тенденция к разграничению личного и политического — феминисток первой волны не волновали проблемы домашнего насилия, сексуального насилия, стереотипы и т. д.;
  • Апелляция к «рациональности», постулирование женщин как «равных» мужчинам во всем и обладающих такими же характеристиками и качествами — именно потому, что женщины такие же, как мужчины, они заслуживают равных прав и равных возможностей для самореализации.
Читайте также:
Анархизм - описание движения, определение, виды, идеи

Эти тезисы в своих работах использовали представительницы раннего либерального феминизма Элизабет Кэди Стэнтон, Сьюзен Энтони, Эммелин Панкхерст.

Либеральные феминистки верят в концепцию личного выбора, а это значит, что каждая женщина имеет право жить так, как она хочет

И если она идет в проституцию, это ее личный выбор и это окей; если она хочет выйти замуж, это ее личный выбор и это окей. Если она хочет брить ноги — это тоже ее личный выбор. Все это звучит разумно, и нам кажется, что мы действительно имеем право поступать так, как хотим. Но есть социальное конструирование реальности, а это значит, что наши желания, наши действия и наше поведение в определенной степени обусловлены какими-то социальными контекстами.

За что критикуют либеральный феминизм:
  • Некритичное отношение к государству: по какой-то причине либеральные феминистки думают, что патриархальное государство начнет прислушиваться к их доводам и проталкивать инициативы;
  • Отсутствие классового и расового анализа;
  • Разграничение «личного» и «политического»: вся наша жизнь так или иначе пронизана политикой;
  • Игнорирование уникального женского опыта, биологических различий между М и Ж: феминизм равенства говорит: «Мужчины и женщины равны, и поэтому мы достойны равных прав», а феминизм различия говорит: «Мужчины и женщины разные, у нас разная биология, и поэтому у нас разные потребности». Либеральный феминизм первой волны больше феминизм равенства;
  • Некритичное отношение к понятию власти;
  • Некритичное восприятие «мужской» рациональности;
  • Концепция «личного выбора» как наивная и игнорирующая социальное конструирование реальности;
  • Индивидуализм как препятствие феминистскому объединению.

Со временем либеральный феминизм немного трансформировался. Сегодняшние либеральные феминистки, например Жанет Рэдклифф и Сьюзен Окин, отвечают на критику либерального феминизма, рассуждают в понятиях рациональности, трансформируя это понятие, рассуждают о личной свободе и пытаются приспособить либеральный феминизм к сегодняшним реалиям.

Авторка очень знаменитой работы «Загадка женственности» Бетти Фридан разбирает феномен массовых депрессий, алкогольных и наркотических зависимостей Америки 1960-х годов. Эта депрессия была вызвана негласной политикой государства, направленной на возвращение традиционной роли женщины: женщине не нужно образование, женщина должна реализовываться в семье. Загадка была в том, что у женщин уже появилось право голоса и появилась независимость, но девушки чувствовали подавляющий дискурс, который говорил: «Мне это не нужно, лучше я посижу дома и буду ухаживать за мужем и детьми».

Если говорить о либеральном феминизме в России, то можно посмотреть на Алену Попову, которая не только оказывает юридическую помощь женщинам, но и, например, лоббирует интересы женщин в Государственной думе. Она и Оксана Пушкина сейчас занимаются законопроектом о домашнем насилии.

Влияние на религию

Влияние феминизма повлияло на многие аспекты религии. В либеральном протестантском христианстве женщины имеют право быть религиозными лидерами. Благодаря христианскому реформизму женщины постепенно стали равны мужчинам, открыли путь к другим более высоким религиозным должностям и получили возможность пересмотреть некоторые убеждения.

Однако это наблюдалось только в протестантском христианстве. В исламе, католицизме и православии это направление развития не получило развития (в частности, в исламе, где женщинам не разрешается занимать какое-либо место среди духовенства).

Марксистский феминизм

Говоря о марксистском феминизме, мы в первую очередь говорим о Германии и следующих представительницах: Клара Цеткин, Лили Браун и Александра Коллонтай.

Коллонтай оказала большое влияние на движение, она объединила марксистский феминизм, основой которого является мысль, что женское угнетение может быть уничтожено только с уничтожением капиталистической системы, и женский опыт.

В то время как Энгельс и другие соратники Коллонтай по Коммунистической партии считали, что женщина не особенная и как только мы разрушим капитализм, у женщин все будет хорошо, Коллонтай говорила, что необходимо акцентировать внимание на том, что женщина заключена дома и на ней лежит большое количество обязанностей по дому, воспитанию детей. Она хотела создавать сети общественных заведений, которые бы облегчили гнет домашнего хозяйства: столовые, прачечные, детские сады и так далее. Но в обмен на то, что женщина освобождается от общественного труда, государство ждало от женщины, что она станет работать и приносить пользу государству, а также в обязательном порядке станет матерью. То есть женщине государство облегчает жизнь, а со своей стороны она должна родить граждан для государства.

Такое видение называлось государственным матриархатом, поскольку в анализе Коллонтай нет мужчины как такового и освобождение женщины происходит благодаря государству.

Социалистический феминизм

Исследования о социалистическом феминизме расходятся. Кто-то говорит о том, что социалистический феминизм обгоняет марксистский и такие исследовательницы, как Эмма Голдман и Шарлотта Гилман, начали свою деятельность раньше, чем марксистские феминистки. А другие считают, что социалистический феминизм появился в 1960–70-х годах с появлением движения новых левых.

Различия марксистского и социалистического феминизма

Марксистские феминистки считали, что угнетение женщин — частный случай капиталистического и классового угнетения, а социалистические говорили, что женщина угнетена не только капитализмом, но и социальными отношениями (патриархатом). Мнения разделились и по поводу способа освобождения женщин.

Если марксистские феминистки считали, что единственный способ освобождения женщин — это революционное уничтожение капитализма, то социалистические считали, что для искоренения угнетения необходимо как экономическое, так и социальное изменение общества

Еще одним важным пунктом являлось то, что в марксистском движении считалось, что классовые различия не позволяли женщинам объединиться по признаку пола, а в социалистическом объединение женщин было возможно, так как они имеют общий опыт.

Более поздние авторки марксистского и социалистического феминизма — Хейди Хартманн, Джулиет Митчелл и Суламифь Файерстоун.

Хейди Хартманн внедряла теорию о двойном угнетении, согласно которой женщина угнеталась не только капитализмам, но и патриархатом. На тот момент концепция патриархата была уже сформулирована, поэтому она его использовала.

Джулиет Митчелл говорила, что женщина угнетается по четырем признакам: производственные отношения, воспроизводственные отношения (репродуктивная система), сексуальность и социализация детей.

Суламифь Файерстоун говорила о том, что женщины сами по себе образуют класс и что «…материальный опыт женской телесности имеет такое же значение, как разделение труда в политэкономии».

Читайте также:
Статистическое наблюдение - методы, примеры исследования

Экофеминизм

Общественное движение экофеминизма появилось в далеком 1974 году, но недавно обрело второе дыхание. Экофеминистки не только сражаются за права женщин в современном обществе, но и много времени уделяют проблемам экологии, защите животных и живой природы. Всё, что угнетено и нуждается в поддержке, должно быть поддержано.

Представителями экофеминизма являются веганы и вегетарианцы, а также приверженцы разнообразных мистических учений. Именно в нем можно встретить гринписовцев, волонтеров и других женщин, считающих, что путь к равноправию и всеобщему благоденствию начинается с работы над собой.

Радикальный феминизм

Радикальный феминизм отчасти базируется на марксистской теории, но при этом предлагает совершенной новый концепт. Это первый вид феминизма, который начинает смотреть на угнетение женщины как на что-то, что существует само по себе, а не как приложение к какой-то более крупной политической теории. По мнению радикальных феминисток, проблема лежит в социальной организации общества, а если более конкретно — в мужском господстве, патриархате.

Патриархат — система социальных структур и практик мужского господства над женщинами, пронизывающая как частную, так и общественную жизнь. Важно отметить, что эти практики пронизывают не только общественную, но и личную жизнь. Радикальные феминистки первыми начинают акцентировать внимание на тех проблемах, которые раньше казались не такими важными.

Термин «патриархат» принадлежит Кейт Миллет, представительнице радикального феминизма. Она говорит о том, что самые главные угнетения женщин проявляются в семье. Впервые начинают говорить о домашнем насилии, изнасиловании, личной власти мужа над женой. О сексуальном насилии очень много говорит авторка Андреа Дворкин. Она является одной из самых ярких критикесс порнографии и считает, что если порнография — это теория, то реальное насилие — это практика. То есть после просмотра порнографических фильмов насилие для мужчин становится нормальным.

Радикальные феминистки стремятся к разрушению патриархата, поскольку патриархальные отношения пронизывают всю систему до самых корней и ее нельзя реформировать, ее можно только разрушить

Еще одной идеей радикального феминизма является мысль, что мужчины и женщины не равны, женщины обладают уникальным женским опытом в силу биологических причин — репродуктивной функцией. И одной из важнейших задач радикального феминизма становится присвоение себе контроля над сексуальностью и репродукцией.

За что критикуют радикальный феминизм:
  • Неприятие концепции свободного выбора;
  • Трансфобия (TERF — trans-exclusionary radical feminist);
  • Отказ секс-работницам в праве на выбор (SWERF — sex worker exclusionary radical feminist);
  • Эссенциализм.

Понятие «раса» в феминистском разрезе

Раса — это концепт, который обозначает социально-политические конфликты и интересы относительно различных типов человеческих тел. Раса воспринимается не в антропологических или биологических, а в социальных аспектах. Определенные фенотипические признаки (тело, цвет кожи, форма носа, структура волос) интерпретируются в некоторых социальных терминах. То есть человек окружается рядом предубеждений, связанных с его расовой этичностью, которая определяется структурой тела.

Есть много направлений феминизма, которые работают с расой. Самый популярный — это черный и интерсекциональный феминизм. Одна из самых ярких представительниц Анджела Дэвис, она активно поддерживала политику СССР и была достаточно популярна у нас. Вместе с Кимберли Креншоу они говорили, что женский опыт очень вплетен в расовую идентичность и что проблемы черных женщин часто не идентичны проблемам белых женщин.

Суть черного феминизма:
  • Феминистская теория и антирасистские политики исключают черных женщин и концентрируются на опытах угнетения либо белых женщин, либо черных мужчин;
  • Патриархат — «белый» конструкт. Черные женщины часто работали вне дома и сталкивались с теми же проблемами, что и белые женщины;
  • Белые феминистки не хотели вовлекать черных женщин в свою деятельность, чтобы не отпугивать других белых женщин.

Течения, связанные с сексуальной ориентацией

Существует несколько направлений феминизма, помимо уже упомянутого лесби-феминизма, которые в основу своего течения ставят человеческую сексуальность. К примеру, трансфеминизм, поддерживающий право человека приобрести тот пол, который он пожелает, и не порицаться за это обществом. Гомосексуальный феминизм ориентируется на свободу человека в выборе сексуальных партнеров. Подобные течения, чаще всего, объединяются в одно общее ЛГБТ-сообщество, которое поддерживает людей с нетрадиционными сексуальными ценностями.

Понятие социального контроля

  • Что такое социальный контроль
  • Механизмы социального контроля
    • В социальной сфере
    • В экономике
    • В религии
  • Типы социального контроля
    • Внутренний контроль
    • Внешний контроль
  • Основные виды внешнего контроля
    • Формальный
    • Неформальный
  • Значение социального контроля в обществе
  • Примеры в повседневной жизни

Что такое социальный контроль

Под понятием социального контроля подразумевают сознательно сформированную систему мер, направленных на сохранение порядка в обществе. Предотвращение отклонений от нормы – главная задача социального контроля.

Сущность понятия можно рассмотреть в широком или узком смысле. В первом случае речь идет о всеобъемлющей совокупности различных вариантов общественного контроля (нравственном, государственном и др.), во втором – о гласности результатов и оценивания деятельности людей, контроле мнения членов социума.

Общественный контроль имеет свои плюсы и минусы, однако его польза очевидна.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Структура социального контроля представлена двумя элементами:

  1. Социальные нормы. Устанавливают определенные правила взаимодействия индивидов с обществом и государством. Пример: законы, обычаи, религиозные каноны, нормы морали и т.д.
  2. Социальные санкции. Создают мотивацию к соблюдению норм, могут быть позитивными или негативными. Пример: почетная грамота, присвоение звания, награждение медалью, увольнение, административный арест, лишение свободы.

Компоненты контроля взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга.

Признаки социального контроля:

  • направленность на профилактику общественных девиаций и борьбу с ними;
  • опора на санкции;
  • шаблонность и категоричность.

Механизмы социального контроля

Существует три главных метода социального контроля:

  1. Изоляция. Заключается в создании нерушимых границ между нарушителем и остальными членами социума (исключая вариант перевоспитания девианта).
  2. Обособление. Метод предусматривает ограничение контактов нарушителя, но не его полную изоляцию. В этом случае возможно исправление субъекта, возвращение к обычной жизни.
  3. Реабилитация. Процесс подготовки нарушителей к будущему законопослушному исполнению различных социальных ролей.

Государство воздействует на индивида с помощью прямых или косвенных, мягких или жестких методов. Например, прямой и жесткий метод – репрессирование, прямой и мягкий – применение норм уголовного кодекса к личности преступника. Косвенным мягким методом выступает работа СМИ, косвенным жестким – действие норм международного права.

В социальной сфере

Общество состоит из отдельных индивидов и их объединений, постоянно и активно взаимодействующих. Обеспечение стабильности и порядка – один из ключевых факторов прогрессивного развития социума. Человечество на протяжении своего существования разрабатывает нормы и ценности, действие которых необходимо поддерживать. Это объясняет наличие в социуме четко обозначенных санкций.

Читайте также:
Генеральная совокупность в статистике, в социологии, основные понятия

Социальный контроль может осуществляться как лично самим индивидом (самоконтроль), так и обществом (организациями, группами, государством). Его проявления могут быть формальными или неформальными.

В экономике

В условиях становления рыночной экономики задача по реализации контроля возлагается на плечи потребителей товаров и услуг. Именно от их активности и заинтересованности зависит спрос на ту или иную продукцию, а значит, и предложение. Правило «невидимой руки» рынка остается актуальным. Производители выпускают на рынок ту продукцию, которая нужна потребителю. Так получается взаимная выгода. Производителю – прибыль, потребителю – продукт.

Механизмы контроля в экономике: экспертиза качества товара, закон «О защите прав потребителей», организации, призванные защищать потребителя (Роспотребнадзор).

В религии

В духовной среде механизмами социального контроля выступают сами религиозные учения, организации, их проповедующие, положения священных писаний. В различные периоды существования человечества церковь меняла уровень своего влияния.

Так, в первобытном обществе, жизнь общества была полностью подчинена языческим воззрениям, благодаря чему сложились первые обычаи, исполняемые всеми членами социума. В эпоху Средневековья, когда произошло становление крупнейших мировых религий, на жизнь европейского сообщества решающее влияние стала оказывать христианская церковь. Ее власть практически не имела границ: духовенство обогащалось за счет взимания налогов и продажи индульгенций, а короли постепенно теряли свой авторитет, проигрывая Папе Римскому.

Сегодня в России, как и во многих других государствах, закреплен светский характер взаимоотношений церкви и официальной власти. Ни одна из религий не может провозглашаться государственной, каждый имеет право на свободный выбор веры. Тем не менее, влияние церкви на жизнь общества по-прежнему велико, но сдерживание индивидов от девиаций здесь происходит лишь с позиции нравственности. Использовать меры принуждения, как это было в Средние века, духовные структуры не могут.

Типы социального контроля

В зависимости от того, каким образом осуществляется направление поведения индивида, выделяют два основных типа контроля: внутренний и внешний. Каждый из них имеет свои специфические черты. Общество находится на высоком уровне развития, если у граждан в большей степени развит внутренний контроль. Цель любого современного государства – всеми средствами и способами добиться должного уровня самоконтроля граждан.

Внутренний контроль

Субъект самостоятельно регулирует свое поведение среди других членов социума. Способность к самоконтролю формируется в процессе становления личности (социализации). Нарушая общепринятые нормы, человек испытывает угрызения совести. Совесть, воля и сознание личности – непосредственные элементы внутреннего контроля. Сдерживать собственные действия субъекту удается посредством проявления сознательных волевых усилий.

Внешний контроль

Это система институтов, форм и способов, обеспечивающих исполнение действующих в социуме норм. Укрепился в обществе за счет возникновения разнообразных социальных институтов (школы, армии, государства, производства и т.д.), деятельность которых урегулирована определенными правилами. Для исполнения этих норм утверждены санкции, применяемые к участникам процесса (образовательного, политического, воинской службы и пр.).

Основные виды внешнего контроля

Особенности внешнего контроля в том, что он обеспечивает стабильность в общественной жизни, прежде всего, благодаря формально определенным санкциям. Но стоит учитывать также и стремление индивидов к всеобщему одобрению и поощрению их действий, что часто выражается в неформальном виде.

Формальный

Предполагает наличие разработанной системы наказаний и мер принуждения, которые применяются к нарушителям общественного порядка. Реализуют эти меры правоохранительные органы. В России это полиция, прокуратура, Федеральная служба исполнения наказаний, судебные приставы, Следственный комитет, ФСБ и другие инстанции, наделенные широкими полномочиями. Деятельность правоохранительных органов жестко регламентирована законом, а поведение сотрудников должно укладываться в рамки современного законодательства. Решения по конкретным нарушениям они принимают в соответствии с нормами права.

Даже недостаточный уровень правовой культуры общества в целом обеспечивает воздержание от запрещенных действий большинства индивидов из-за боязни наказания.

Неформальный

Проявляется в выражении одобрения или порицания поступков отдельных субъектов другими членами социума. Зачастую контроль осуществляется ближайшими родственниками или друзьями, коллегами, соседями, знакомыми. Важную роль также играет сформированное силами СМИ общественное мнение.

Несмотря на то, что формальные санкции к индивиду не могут быть применены, его действие может вызвать осуждение со стороны окружающих. Это может испортить репутацию человека и отношения с другими людьми, вызвать муки совести, что демонстрирует связь с самоконтролем личности. Среди неформальных мер могут быть: похвала или замечание, выговор или благодарность.

Значение социального контроля в обществе

Общественный контроль необходим для нормального функционирования всех социальных институтов и стабильного мироощущения всеми членами общества. Порядок обеспечивает спокойный и размеренный ритм жизни, цивилизованное решение проблем и прогресс.

Социальный контроль имеет следующие функции:

  1. Регулирование. Поведение людей подчинено установленным социальным нормам и санкциям.
  2. Стабилизация. Контроль поддерживает порядок, предоставляя возможность социуму развиваться.
  3. Охрана ценностей. Множество ценностей, выработанных в современном обществе, нуждается в сохранении. Их нужно защищать от посягательств, беречь, передавать последующим поколениям. Социальный контроль необходим для защиты свободы, прав человека, собственности, чести и достоинства.

Примеры в повседневной жизни

Можно привести массу примеров механизмов действия социального контроля в повседневной жизни.

Пример 1. Гражданин Н. работает машинистом электропоезда в московском метро. Однажды он без уважительных причин опоздал на работу, из-за чего был сорван график движения поездов. Многие пассажиры опоздали по своим делам.

Гражданин Н. совершил дисциплинарный проступок и подвел своими действиями большое количество людей. За это работодатель имеет право привлечь безответственного работника к дисциплинарной ответственности – формальные санкции внешнего контроля. Возможно, нарушителю также выразят неодобрение коллеги, обозначив неформальное наказание.

Пример 2. Ученик 11 класса М. обманул своих одноклассников, о чем стало известно. Ребята бурно выразили свое возмущение, стали избегать общения с ним. М. пришлось перейти в другую школу.

В этой ситуации имеют место нормы морали. Формальных санкций общество к нарушителю применить не может, однако всеобщее порицание действий М. вынудило его покинуть коллектив.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: