Ежонок или еженок – как правильно пишется слово

Как правильно пишутся слова ежонок или еженок, и какой корень?

Русский язык | 1 – 4 классы

Как правильно пишутся слова ежонок или еженок, и какой корень.

Пишется ежонок, под ударением после шипящих в суффиксах пишется о.

Ежёнок корень ёж пишется так.

Как правильно пишутся слова увидел, недопрыгнешь?

Как правильно пишутся слова увидел, недопрыгнешь?

Как правильно писать ежонок или ежёнок?

Как правильно писать ежонок или ежёнок?

Как выделить корень и суффикс в словах : Ветер – ветерок, мост – мостик, олень – оленёнок, ёж – ежонок?

Как выделить корень и суффикс в словах : Ветер – ветерок, мост – мостик, олень – оленёнок, ёж – ежонок.

Как пишется слово ежёнок ежонок?

Как пишется слово ежёнок ежонок.

Разбор слова по составу ежонок?

Разбор слова по составу ежонок.

Как пишется правильно?

Как пишется правильно?

Ежёнок или ежонок.

Какой падеж у слова ежонок?

Какой падеж у слова ежонок.

Какое лицо у слова ежонок?

Какое лицо у слова ежонок.

Слово ежонок какой суфикс?

Слово ежонок какой суфикс.

Можете сказать Предложение со словом ежонок?

Можете сказать Предложение со словом ежонок.

Перед вами страница с вопросом Как правильно пишутся слова ежонок или еженок, и какой корень?, который относится к категории Русский язык. Уровень сложности соответствует учебной программе для учащихся 1 – 4 классов. Здесь вы найдете не только правильный ответ, но и сможете ознакомиться с вариантами пользователей, а также обсудить тему и выбрать подходящую версию. Если среди найденных ответов не окажется варианта, полностью раскрывающего тему, воспользуйтесь «умным поиском», который откроет все похожие ответы, или создайте собственный вопрос, нажав кнопку в верхней части страницы.

Тебе надо списывать по (в понедельник – до чашки в пятницу помыла.

Это легко шила звучит с шипящими буквами тоесть там всего 4 буквы а также 4 звука , поровну .

Шила [шы́ла] 4 буквы – 4 звука.

Завод[ит]ся (Ед. Ч. ), ( что делает? 1 спр. ) Весел[им]ся (Мн. Ч. ) ( что делают? 2 спр. ) Бре[ет]ся (Ед. Ч. ) (что делает? 1 спр. ).

Веселимся – окончание (им) Заводится – окончание (ит) Бреется – окончание (ет) Расчешите – окончание (ите).

Насколько я помню затащить.

1. Петушиным 2. Белое , красное , чёрное , жёлтое море 3. Новый год ( праздник ) 4. Нуу . Морской .

В интернете можно встретить множество людей, которые не дописывают слова или же укорачивают их. Сейчас можно встретить множество безграмотных лиц, которые делают ошибки в каждом слове, ведь так и хочется подарить словарь, который поможет им в исправ..

Хоть и парные эти согласные, Но они всё равно очень разные. Зуб и суп, кров и плов, Что писать в конце слов? То ли звонкий, то ли потише, Кот — кота, год — года. Различим без труда. И в конец букву верно напишем. Звонкие согласные в середине сло..

Береза кудрявая, красивая и безумно яркая! ______________________.

Как пишется слово одежонка или одежёнка,ежонок или ежёнок. помогите пожалуйста слова под галочкой. я

Как пишется «ёж» или «ёжь»?

Как писать правильно слово «ёж» или «ёжь»? С мягким знаком или без? Какое правило?

Чтобы верно написать данное слово, обратимся к правилу. Оно касается существительных, которые заканчиваются на шипящие: ж,ш, ч,щ. Согласно правилу, мягкий знак после шипящих ставится, если существительное относится к женскому роду. Приведем примеры таких слов: речь, дочь, рожь, печь, мышь, помощь, полночь. Если же существительное относится к мужскому роду, после шипящей в конце слова мягкий знак не ставится. Примеры таких слов: овощ, сторож, морж, корж, кулич, ёрш, трикотаж, карандаш.

Читайте ще: Что значит быть «настоящей женщиной»?

Теперь вернемся к слову «ёж». Это существительное мужского рода (он, мой), поэтому в конце этого слова мягкий знак не нужен.

После шипящих согласных в русском языке всегда хочется поставить мягкий знак. Разберемся, нужно ли его ставить в слове из вопроса.

Это слово является именем существительным ( называет животное ) мужского рода, одушевленным, относится ко второму склонению. Стоит в форме именительного падежа единственного числа.

Правило, касающееся мягкого знака после шипящих согласных ( ж, ш, щ, ч ) на конце имен существительных, предусматривает мягкий знак после шипящих на конце существительных только женского рода третьего склонения в форме именительного/ винительного падежа единственного числа: печь, речь, помощь, ветошь, блажь.

Существительное еж* под это правило не попадает, следовательно, пишем еж без мягкого знака.

Известна орфограмма русского языка, согласно которой на конце существительных мужского рода после шипящих никогда не пишется мягкий знак.

Читайте также:
Речевые ошибки в русском языке понятие, основные виды, типы и классификация, примеры речевых лексических ошибок, таблица, исправления

Рассмотрим наше слово «ёж». Очевидно, что это существительное мужского рода. «Ёж» — он. Поэтому, по вышеуказанной орфограмме, после шипящей согласной «ж» на конце данного существительного мужского рода не надо писать мягкий знак.

Вывод — слово «ёж» пишется без мягкого знака на конце.

А у меня сразу вспомнилось правило про правописание слова дочь и ночь. Так что в нашем случае мы и имеем это правило. А говорится там, что в для женского рода пишется после шипящих, а для мужского рода не пишется. Да вот так мужчин даже в русском языке обделили и пожалели мягкий знак. Хотя мне это не очень понятно.

Здесь, как и в аналогичных ваших вопросах, применимо только одно правило, а именно:в существительных мужского рода в единственном числе мягкий знак в конце после шипящих НЕ пишется! Соответственно, правильно писать-Еж,карандаш, платёж, мяч.

Для начала определим к какой части речи относится представленное в вопросе слово.

Задаём вопрос «кто?» — ёж*, мы видим, что слово оказывается именем существительным.

Затем определяем род.

Спрашиваем «чей?» — он мой ёж*, а значит слово является мужского рода.

А вот далее вспомним правило по русскому языку, где сказано, что существительные мужс. рода, имеющие в основе слова шипящую согласную букву ( в нашем случае «ж» ), всегда пишутся без мягкого знака, например: шалаш, борщ, муляж, вираж, ключ, трикотаж, плащ, стриж, кирпич, гараж, врач, лещ, карандаш, хвощ, рубеж, шантаж, торгаш, ёрш, стаж.

Читайте ще: Боже, не знаю, что мне уготовано в будущем, но я на тебя рассчитываю

В отличие от существ. — ых женского рода, которые необходимо писать обязательно с «ь».

Примеры: помощь, молодёжь, вещь, ложь, речь, мощь, упряжь, дочь, роскошь, немощь, полночь, ветошь, ночь.

Итак, сейчас очевидно, что правильно писать наше слово нужно следующим образом: ёж.

«Еженка»

Часть речи: Имя существительноеГрамматика: часть речи : имя существительное; одушевлённость : одушевлённое; род : женский; число : единственное; падеж : именительный; отвечает на вопрос : (есть) Кто?Начальная форма: еженка

Какие можно составить предложения со словом «ежом»?

Составлять предложения умеют все ученики, начиная со второго класса. Такое задание помогает развить логику, воображение и закрепить пройденный материал. Вот какие предложения можно составить со словом «ежом»:

  • Мы пришли в лес и увидели кучу желтых листьев с ежом внутри.
  • У Пети в руках была небольшая коробка с ежом внутри.
  • Вася играл с ежом в лесу.
  • Хочется поиграть с ежом, но боюсь его спугнуть.
  • Почему Коля пришел в школу с ежом на руках?

Читайте ще: Интернет-магазин Gretta — обзор ассортимента

Можно придумать много разных предложений с этим словом. Главное, это запомнить правило и правописание слова.

>Как правильно пишется слово Ежонок?

Правильный вариант написания слова: ежонок

Правило

Это слово, которое мы рекомендуем запомнить. Для проверки правильности написания используйте , например, под редакцией Д.Н.Ушакова.

Проверочное слово, которое не вызывает сомнений в написании: ёж.

Буква о после шипящих ж, ч, ш, щ пишется:

1) под ударением в корнях русских слов. где нет чередования с е;

Примеры: изжога, шов, шорох

2) В безударном положении в корнях некоторых слов иностранного происхождения и имен собственных;

Примеры: шоколад, жокей, Шопен, Шотландия

3) Под ударением в суффиксах и окончаниях имен существительных и прилагательных, в суффиксах наречий.

Примеры: девчонка, большого, свежо.

Буква ё пишется под ударением:

1) в корнях русских слов, если возможно чередование с е;

Примеры: печёночный (печень), чёрный (чернеть), шёпот (шептать), жёлтый (желтизна), щёлочь (щелочной)

2) в суффиксе -ёв (ыва)- и окончаниях глаголов;

Примеры: выкорчёвывать, поджёг (поджёг бумагу)

3) в суффиксе -ёр в именах существительных иностранного происхождения;

Примеры: дирижёр, ретушёр, массажёр, ухажёр (русского происхождения, но пишется по подобию с иноязычными словами).

4) в формах местоимений и образованных от них словах;

Примеры: о чём, почём, никчёмный.

5) суффиксах причастий, отглагольных имен прилагательных и имен существительных.

Примеры: тушённый, разглашённый, сожжённый, ночёвка, бечёвка, тушёнка.

Как пишется «ежом» или «ежем»: правило

Чтобы запомнить правописание слов, нужно выучить правила. Если вы будете их знать, то сможете потом интуитивно правильно писать слова русского языка. Вот правило, как пишется слово «ежом» или «ежем»:

Правописание ежонок или еженок

Ежонок или ежёнок?

Правописание гласных ОЁ после шипящих довольно часто становится камнем преткновения. Это неудивительно, потому что в русском языке действительно часть слов пишется через О, а часть – через Ё. Главное тут – разобраться, когда и при каких условиях эти гласные будут стоять на своём месте. Как, например, правильно пишется: еженок или ежонок? Давайте разберёмся.

Читайте также:
Как пишется прелестный - разбор слова и объяснение орфографии

Правописание слова

Прежде всего нужно определить, от какого слова произошло слово еже/онок, потому что именно начальное слово поможет правильно написать гласную после шипящей Ж.

Итак, «родоначальником» существительного ежонок выступает существительное «ёж», оно же и будет целиком являться корнем в слове ежонок: «еж-онок», где «-онок-» – это уменьшительно-ласкательный суффикс. То есть, «ежонок» – это маленький ёж.

Между тем, в русском языке существует правило, согласно которому в существительных мужского рода единственного числа, образованных при помощи суффикса «-онок/ёнок-» под ударением после шипящих пишется буква О:

  • белка – бельчонок;
  • бочка – бочонок;
  • ёж – ежонок.

Однако иногда может возникнуть вопрос, почему, к примеру, в словах «бечёвка», «корчёвка» или «тушёнка» под ударением пишется не О, а Ё?

Потому что в этих случаях действуют другие правила.

  • В слове «бечёвка» уменьшительно-ласкательный суффикс не «-онок/ёнок-», а «-к-», и предыдущей формой выступает слово «бечева». А в случае с чередованием «е/ё» под ударением пишется именно буква Ё.
  • Слова «тушёнка» или «корчёвка» произошли от глаголов «тушить» и «корчевать». Соответственно, тут работает другое правило: существительные, образованные от глаголов при помощи суффикса «-к-» тоже пишутся через Ё.

Есть в русском языке и другие случаи, когда после шипящих под ударением пишется Ё, но мы их рассмотрим в других статьях.

Примеры предложений

  1. Не стоит кормить пойманного на тропинке ежонка коровьим молоком: так вы ему только навредите.
  2. Ежонок, со своими глазками-бусинками, был настолько очарователен, что хотелось его потискать, несмотря на колючую шубку.
  3. В старом сарае поселилась ежиха, которая каждый вечер выводила своего ежонка на прогулку.
  4. Вчера гуляли в лесу: нам навстречу выскочил крошка-ежонок так внезапно, что мы испугались!
  5. — Ежонок, конечно, очень мил, — сказала мама, — но жить ему лучше в природе, а не дома.

Ошибочное написание

Ошибкой будет написать это существительное через Ё: ежёнок.

Заключение

Итак, мы разобрались, что в данном случае работает правило с уменьшительно-ласкательным суффиксом «-онок-»: в существительных, полученных таким способом, под ударением после шипящих пишется гласная О.

«Ежонок» или «ежёнок» – как правильно?

Везет людям с хорошей зрительной памятью: они видят ошибку в слове сразу и не думают о правиле. Для остальных же вопрос о том, как написать – «ежонок» или «ежёнок», стоит ребром. Особенно если не хочется выглядеть неграмотным. Попробуем подойти к проблеме со стороны правил русского языка.

Как пишется правильно: «ежонок» или «ежёнок»?

Вы не сделаете ошибки только в одном случае: если напишете «ежонок».

В этом существительном корень ЕЖ и уменьшительно-ласкательный суффикс ОНОК. Если такой суффикс стоит после шипящих и на него падает ударение — нужно выбирать букву О («грачонок», «медвежонок»).

Примеры предложений

  • Неожиданно к нам на дачный участок притопал крохотный ежонок и стал тыкаться мордочкой в кошачью миску.
  • Ежонок в страхе за свою жизнь инстинктивно свернулся в клубок и таким способом спасся от волка — тот побоялся укусить этот колючий комочек.
  • Катя увидела, как в лагерь пришла ежиха, а за ней смешно семенил маленький ежонок.

Неправильное написание

Из условий правила ясно, что написание «ежёнок» ошибочно.

“Ежонок” как пишется?

Ошибки после шипящих в различных частях речи – не редкость. В этой статье речь пойдут о правописании гласных о и е после шипящих в корне.

В чём трудность написания?

Допустить ошибку в этом слове можно, пренебрегая несложной проверкой. В статье вы найдёте алгоритм нужных действий.

Варианты неправильного написания

Недопустимо писать букву ё(е) после шипящего – «ежёнок».

Как же правильно написать?

Правильный вариант – “ежонок”. Разберёмся, почему писать нужно именно так.

Согласно орфографическим правилам русского языка в корне под ударением после шипящего нужно писать букву о. Однако это правило будет работать только в том случае, если слово нельзя поставить в другую форму или подобрать к нему однокоренные слова с гласной ё(е). Для того чтобы не запутаться и облегчить понимание и запоминание этого правила, воспользуйтесь следующим алгоритмом при проверке слова:

  1. Поставьте ударение в слове;
  2. попробуйте подобрать однокоренные слова с гласной ё(е);
  3. измените форму слова, чтобы появилась гласная ё(е).

Если у вас получилось выполнить пункты 2 и 3, то писать в корне нужно букву ё(е). Если же вы не смогли выполнить эти 2 условия, то выбирать необходимо гласную о. Рассмотрим подробно на примерах:

Читайте также:
Дефис в наречиях - правило и исключения с примерами
Слово Ударный слог Проверочное слово / другая форма Правописание
ж_лтый ж_л желтеть жёлтый
пощ_чина щ_ щека пощёчина
ж_рнов ж_р жернова жёрнов
крыж_вник ж_в крыжовник
ш_рты ш_р шорты
девч_нка ч_н девчонка

Выполним проверку слова “ежонок”:

Слово Ударный слог Проверочное слово / другая форма Правописание
еж_нок еж_ ежонок

Таким образом, правильное написание – “ежонок”.

Примеры употребления в предложении

Собирая грибы в лесу, мы увидели ежонка.

На картинке был нарисован ежонок.

Похожие случаи

Танечка – озорная девчонка!

Шов был сделан аккуратно и незаметно.

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » русский язык » Однокоренные слова (упр. 46-54) Канакина Русский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Однокоренные слова (упр. 46-54) Канакина Русский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

46

Рассмотрите рисунки. Подпишите каждый рисунок.

Подписываем:
Слон и слонёнок Гусь и гусёнок

  • Обозначьте в однокоренных словах корень так: ͡

Корень: слон- и слон-, гусь- и гус-.

  • Составьте предложение по любому рисунку. Запишите его.

В зоопарке стояли рядом слон и слонёнок.

47

Напишите слова. Корень каждого слова «спрятался» в рисунке.

Пишем:
Кубик Грибник Ежонок

• Объясните значение записанных слов.
Кубик – детский конструктор, состоящий из кубов маленького размера.
Грибник – человек, собирающий грибы.
Ежонок – детёныш ежа.

48

Прочитайте. Впишите в слова пропущенный корень –лес- или –бобр-.

перелесок
лесник бобриха
лесной бобровый
лесок бобрёнок

• Составьте предложение с одним из однокоренных слов. Запишите его.

Мы пошли в небольшой лесок за грибами.

49

Прочитайте.

Ры́жий ры́жик рыж не зря:
Ры́жик – ве́стник сентября́.

• Найдите в предложении однокоренные слова. Обозначьте в них корень.

Однокоренные слова: рыжий, рыжик, рыж. Корень –рыж-.

• Спишите предложение. Проверьте себя.

Ры́жий ры́жик рыж не зря:
Ры́жик – ве́стник сентября́.

50

Прочитайте. Найдите однокоренные слова. Запишите каждую пару этих слов. Выделите в них корень.

письмо́ школа перо́ са́харница пыль шко́льник писа́тель пыли́нка са́хар пери́на

Записываем:

Пыль – пылинка, письмо – писатель, школа – школьник, перо – перина, сахарница – сахар.

Выделяем корни:

-пыль-, -пыл-, -пись-, -пис-, -школ-, -школь-, -пер-, -пер-, -сахар-, -сахар-.

51

Прочитайте. Найдите в каждой строке только родственные (однокоренные) слова. Обозначьте в них корень.

  1. Белка, беленький, белить .
  2. Водяной, вода , водить.
  3. Лист, лиса, лисёнок.
  4. Лось , лоскут, лосёнок .
  5. Горный, горка , городок.

Выделяем корень:
Беленький — белить, корень –бел-.
Водяной — вода, корень –вод-.
Лиса — лисенок, корень –лис-.
Лось — лосенок, корень –лос-.
Горный — горка, корень –гор-.

• Выпишите каждое выделенное слово и рядом с ним запишите однокоренное.

Водяной – вода. Лиса – лисенок. Горный – горка.

52

Прочитайте выразительно.

Ежовы рукавицы.
Ежата – детки хоть куда!
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда
В ежовых рукавицах!
Е. Серова

• Объясните, как вы поняли значение выделенных выражений.

Детки хоть куда – хорошие, замечательные дети.
В ежовых рукавицах – воспитывать в строгости.

• Выделите корень в однокоренных словах.

Ежовы, ежата, ежовых – выделяем корень –еж-.

53

Прочитайте. Какая группа слов лишняя? Зачеркните её.

Зачеркиваем: тигр, тигрята, так как это звери, а остальные группы – птицы.

• Вставьте пропущенные буквы.

воробей тигр ворона грач
воробушек тигрята воронята грачиха

• Выделите корень в однокоренных словах.

Выделяем корни: — вороб-, -тигр-, -ворон-, -грач-.

54

Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы и слова.

В сентябре, в сентябре
Утром травы в серебре́,
Как серебряные блюдца,
Блещут лужи на заре́.

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей – еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Речевые игры по словообразованию

Анна Сенич
Речевые игры по словообразованию

В мире животных. (Животные наших лесов, подготовка к зиме.)

1.«Назови детеныша животного». (Словообразование существительных с чередованием звуков в корне слова и без изменения звуковой структуры корня слова).

(Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. Санкт-Петербург, «Союз», 2001, с. 140)

Читайте также:
Местоимения в русском языке - на какие вопросы отвечают, виды

Волк – волчонок еж – ежонок лось – лосенок лиса – лисенок медведь – медвежонок белка – бельчонок заяц – зайчонок олень – олененок бобер –бобренок рысь – рысенок

2. «Один – много» (Морфемное словообразование существительных. Суффиксальный способ).

Один волчонок – много волчат, один ежонок – много ежат, один лосенок – много лосят, один лисенок – много лисят, один медвежонок– много медвежат, один бельчонок – много бельчат, один зайчонок – много зайчат, один бобренок – много бобрят, один олененок – много оленят, один рысенок – много рысят.

3. «Эхо». (Образование причастий).

Пасется – пасущийся, лежит – лежащий, прячется – прячущийся, жует – жующий, бежит – бегущий, спускается – спускающийся, поднимается – поднимающийся, спасается – спасающийся, сбрасывает – сбрасывающий, растет – растущий, пьет – пьющий, плывет – плывущий, защищается – защищающийся, кричит – кричащий, пугается – пугающийся.

4. «Подбери слова-родственники». (Образование однокоренных слов)

Олень – олений, олененок, по – оленьи, олениха, оленина.

Заяц – зайчиха, зайчата, зайчонок, заячий, по – заячьи, зайчатина. Рысь – рысиха, рысенок, рысий, по-рысьи. Медведь – медведица, медвежата, медвежонок, медвежьи, медвежатина. Лиса – лисица, лисенок, лисята, лисий, лис, лисичка, лисонька. Белка – бельчонок, бельчата, беличий, белочка.

Ёж – ежонок, ежата, ежиная, ежиха, ежик, съёжиться. Лось – лосенок, лосята, лосиха, лосятина, лосиный. Бобр – бобрята, бобренок, бобер, бобриха, бобровый.

5. Игра «Назови ласково». (Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов). Медведь – мишка, мишенька, лапа – лапка, морда – мордочка, шкура – шкурка, ухо – ушко, след – следок, хвост – хвостик, зуб – зубик, язык – язычок, голова – головка, головушка.

6. «Назови – чей, чья, чье». (Образование притяжательных прилагательных).

Хвост волка – волчий хвост

голова ежа – ежиная голова

рога лося – лосиные рога

нос лисы – лисий нос

шерсть медведя– медвежья шерсть

хвост белки – беличий хвост

детеныш зайца – заячий детеныш копыта оленя – оленьи копыта

7. «Продолжи предложение». (Образование сравнительной степени прилагательных)

Этот медведь сильный, а другой медведь еще …сильнее. Этот лиса красивая, а другая еще …красивее.

Этот лось крупный, а другой еще …крупнее.

Этот олень умный, а другой еще … умнее.

Эта рысь осторожная, а другая еще … осторожнее.

Этот волк страшный, а другой еще …страшнее. Этот медвежонок забавный, а другой еще … забавнее.

8. «Закончи предложение. Повтори всё предложение.» (Образование возвратных глаголов). Ежиха играет с ежатами, а ежата что делают….играются.

Лисица кормит лисят, а лисята что делают….кормятся.

Волчица прячет волчат, а волчата что делают? …прячутся.

Белка балует бельчат, а бельчата что делают? …балуются. Лиса устраивает нору, а лисята что делают? …устраиваются. Медведица воспитывает медвежат, а медвежата что делают? …воспитываются. Зайчиха спасает зайчат, а зайчата что делают? … спасаются. Мама зайчиха учит зайчонка, а малыш что делает? …учится. Мама зайчиха чешет малыша, а зайчонок что делает…чешется. Мама волчица облизывает малыша, а волчонок что делает…облизывается.

9. «Эхо» (Образование существительных от прилагательных).

Беличья – белка, меховой – мех, лисий – лиса, кожаный – кожа, шерстяной – шерсть, жировой – жир, волчья – волк, ежиная – еж, олений – олень, медвежий – медведь, заячий – заяц,, холодный – холод, теплый – тепло, семейный – семья.

10. «Добавь словечко». (Образование притяжательных прилагательных).

Зимой (чей… наряд выглядит серым (беличий). Мягкие (чьи… рога принуждают оленей жить в редком лесу, чтобы не задевать рогами за сучья (оленьи). (Чей… вой слышен зимой далеко в лесу (волчий). (Чья… шубка спасает ежей от врагов (ежиная). (Чья… хитрость хорошо всем известна из русских народных сказок (лисья). Отличительным признаком зайцев служат (чьи… уши, благодаря которым у него отличный слух (заячьи). (Чья… шерсть очень густая и плотная, чтобы зимой в берлоге медведю было тепло (медвежья).

11. «Закончи предложение» (Образование глаголов совершенного вида).

Этот заяц бежал, а другой уже прибежал.

Этот еж ел, а другой уже съел.

Этот лось прятался, а другой уже спрятался.

Этот олень жевал траву, а другой уже прожевал.

Эта белка отдыхала, а другая уже отдохнула.

Этот лосенок вырастал, а другой уже вырос.

Этот бобер плыл, а другой уже приплыл.

Эта лиса защищалась, а другая уже защитилась.

Этот медведь кричал, а другой уже прокричал.

Этот олень сбрасывал рога, а другой уже сбросил.

12. «Назови действия». (Образование глаголов с помощью приставок).

Читайте также:
Не с наречиями - разбор правил, как пишется, на примерах

Олень бежит – прибежит, забежит, убежит, выбежит, перебежит, отбежит, добежит. Рысь поедает (добычу, выедает, съедает, объедает (у добычи только лакомые кусочки, редко питается падалью, недоедает. Когда хлеб начинает наливаться, медведь появляется на полях, садится на землю и в таком положении ползает туда и сюда, чтобы с большим удобством подносить ко рту колосья. Ползать, уползать, приползать, отползать, переползать, выползать, заползать, сползать. Лось (ходит быстро и подолгу) ходит – уходит, переходит, выходит, заходит, сходит, проходит, отходит. Бобр строит (плотину) – отстроит, построит, перестроит, выстроит, достроит, надстроит, застроит, простроит.

13. «Большой и самый большой» (Образование существительных с помощью суффиксов).

заяц – зайчище лапа – лапища ухо – ушище хвост – хвостище нос – носище глаз – глазище сила – силища

Дидактическая игра на формирование навыка звукового анализа «Веселая карусель» Цель: Развивать фонематическое восприятие; учить подбирать слова к звуковым схемам. Ход игры: Логопед демонстрирует детям карусель.

Перспективный план коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи I. Формирование психологической базы речи. Цель. Развивать у ребенка целенаправленное восприятие, память, мышление. II Развитие импрессивной.

Ёж обыкновенный – отзыв

Нашли ежонка? Не беда! Добро пожаловать сюда! Я расскажу как сделать так, чтоб выжил и подрос ежак.

Здравствуйте, мои дорогие друзья, кто регулярно читает мою страничку, и те, кто просто зашел прочесть данный отзыв! После года отсутствия рада снова быть здесь и писать для вас!

Данный отзыв будет о моём личном опыте спасения крошечного ежоночка, с подробной инструкцией, по спасению, уходу, выкармливанию и запуску его в дикую природу. А также фото и видео из ежиного семейного архива)) .

Введение

___________

Справедливости ради стоит сказать, что моя любовь к животным родилась вместе со мной. Поэтому, с раннего детства до сегодняшнего дня мы постоянно кого-то спасем: слепых котят, щенят, птенцов и черепах. В прошлом году побили рекорд собственного абсурда и приютили богомола. О нём будет отдельный отзыв. Вообще, мы – интересная семья. Помните, как в замечательном фильме Гайдая “Кавказская пленница”?))))))))))))

– Всё время рвётся спасать какую-то девушку.

– Всё ясно: белая горячка.

На ловца и ёж бежит

________________________

И вот, несколько месяцев назад во время прогулки с сыном на детской площадке, увидели группку детей, которые столпились и что-то рассматривали за гаражами. Увиденное было из серии “Хочу это развидеть” (плачу навзрыд). Это было, разорённое собаками, гнездо ежей. В кустах лежала мёртвая ежиха – мать и трое мёртвых, изувеченных ежат. Ванька (сын) сразу начал плакать, и мы с мамами быстро вытолкали ребят играть на площадку, это зрелище было не для их глаз. Собрали трупики в пакет и отнесли в мусор(((

Когда шла по другой дорожке обратно, заметила ещё одного ежонка. Он лежал на раскаленном асфальте брюшком вниз, протянув назад две тощие задние лапки, и очень-очень часто и неглубоко дышал. Глазки были открыты и он не шевелился, а только изредка подёргивался. Он был в агонии.

Дефибриллятор, сестра! Пять кубов адреналина в сердце!

________________________________________________________

Я забрала его в тень на скамейку, детей звать и показывать не стала. Это было печальное зрелище: ежонок было совсем крошечный, размером с крупный каштан. Он не сворачивался, не реагировал на прикосновения, лапки безжизненно висели. На улице было страшное пекло, под 40. Я обмотала бутылку с прохладной питьевой водой носовым платком, уложила её на дно рюкзака, туда же отправила и ежонка, уложив его рядом. Открытый рюкзак поставила в тень. Так мы просидели пару часов. Периодически заглядывала внутрь, но всё было без изменений.

По пути домой рассказывала сыну, что ежонка мы заберем, но его состояние критическое, и нужно быть готовым к тому, что он умрёт. Ваня пообещал быть сильным.

Дома нас ждал приятный сюрприз: ёжка начал сгибать и разгибать задние ножки, пытался встать, припадая на передние лапки. Мы предложили ему водички, и он жадно выдул три крышечки от пластиковой бутылки! (куда только оно там влезло?). Был осмотрен на предмет повреждений, после чего помещен в коробку от обуви, где тут же уснул спокойным сном.

Производим осмотр. Ваши первые действия:

  • определить, присутствует ли рефлекс сворачивания – здоровый дикий ёж любого возраста всегда будет хотя бы пытаться свернуться в клубок или напугать вас фырканьем;
  • осмотреть на предмет явных повреждений туловище и конечности;
  • если ёж ходит, пронаблюдать за походкой – упор должен быть равномерным на четыре лапы, траектория движения ровной, отсутствует синдром «шатающегося ежа»;
  • потрогать уши – они должны быть мягкими, эластичными и немного тёплыми (уши, на ощупь напоминающие бумагу, свидетельствуют об обезвоживании);
  • обратить внимание на глаза и иглы – мягкие, тонкие и светлые иглы говорят о возрасте до 2-х недель; закрытые или наполовину открытые глаза – на возраст до 10-12 дней;
  • аккуратно, используя носовой платок или ватную палочку, заглянуть ежонку в рот – это нам понадобится для определения возраста находки. Первые зубы появляются у ежа с 2-х недельного возраста;
  • осмотреть бока: впалые свидетельствуют об истощении; чрезмерно раздутые – о наличии большого количества глистов;
  • оценить температуру тела (для этого пощупайте живот ёжика и сравните с температурой мочки собственного уха, должна быть примерно одинаковой, 34-35 градусов).

Пациент скорее жив, чем мёртв

Читайте также:
Правила по русскому языку теория по орфографии, синтаксису, пунктуации

_______________________________

Пока ёжа спал, я залезла в интернет и перевернула гору, просто Джомолунгму информации о том, как спасать маленькое ежонко. Для вас обобщу всё, что показалось действительно стоящим. А теперь решительно отметайте всё, что первое приходит на ум для спасения и кормления ежонка, если не уверены, что обладаете весьма специфическими знаниями об особенностях этих животных. Соблюдайте правила осторожного обращения с диким животным (ежи переносят массу неприятных и даже опасных заболеваний).

Необходимая первая помощь:

  • в первую очередь предложите воду. Если жадно пьёт, не останавливайте животное; если не пьёт, но при этом активен, то просто не хочет;
  • в зависимости от температуры тела и окружающей среды согрейте или охладите, для этого удобно использовать бутылку с теплой или прохладной водой. Поместите её рядом с ежонком; если температура среды и зверя в норме, не делайте ничего;не пытайтесь накормить до того, как установите приблизительный возраст, ежатам до 16-ти дней противопоказан твёрдый корм;
  • не пытайтесь самостоятельно вправить вывих или наложить шину на перелом, конечности этих зверей крайне хрупкие и подлежат лечению исключительно у специалиста;
  • ежи редко реагируют на болевой синдром внешними признаками. Не давите и не ощупывайте слишком старательно ножки и тельце, лучше наблюдайте за тем, будет ли он есть и активничать по ночам;
  • внимательно посмотрите, нет ли у ежонка видимых кожных паразитов – блох и клещей;
  • в случае обнаружения на теле ежонка ожогов, глубоких ссадин, проникающих ранений или абсцессов, покажите животное ветеринару.
  • если у ежонка начались судороги или он резко обмяк, можно попробовать сделать непрямой массаж сердца. Для этого необходимо легонько и ритмично надавливать пальцем на середину грудной клетки с частотой раз в секунду на протяжении пары минут. Ни в коем случае сильно не давите.

О вечном. О еде

___________________

Спал он недолго, но после пробуждения ожил и начал возиться. Взяли на руки. Он тут же начал тыкаться мордочкой в ладонь, как делают это все малыши, когда ищут материнский сосок. Стало понятно, что нужно кормить. Возраст нашей находки мы определили примерно около 2-х недель, только показались зачатки первых зубов. Нежелательно, но можно пробовать простую белковую пищу. Мы предложили варёное яйцо, треть которого тут же всосалась внутрь колючего. Более подходящей еды для ежа в доме не нашлось.

Рекомендации по питанию:

  • ежи – насекомоядные животные. И никакого коровьего молока, если не хотите угробить зверя!!
  • не пытайтесь накормить ежонка до того, как установите приблизительный возраст. Ежатам до 16-ти дней противопоказан твёрдый корм.

первых 4 недели жизни ежонка необходимо кормить молоком. В качестве этого продукта подойдет козье молоко, специальные смеси-заменители грудного молока для котят, или безлактозная молочная продукция (по 5 мл. через каждых 2-3 часа с увеличением на 5 мл. каждую последующую неделю);

примерно с 2-х недельного возраста происходит знакомство с твёрдой пищей, в идеале это должны быть живые, придавленные насекомые. Их начинают давать по нескольку штук в качестве прикорма. Рацион можно разнообразить фаршем куриного филе или сердечек, отварным яйцом.

вопреки советам из интернета, не рекомендуется кормить любым кошачьим или собачьим кормом, независимо от класса;

в возрасте 4-х недель ежонка можно полностью перевести на взрослую пищу с 3-4-х разовым кормлением. Следите за тем, чтобы с этого времени у животного постоянно стояла поилка с водой и минимум 70% рациона составляли насекомые (мотыль, опарыш, сверчки, зоофобус, тараканы, кузнечики, слизни и пр.);

каждую неделю производите взвешивание, прибавка веса должна составлять 50-80 грамм в неделю.

помните, что на любые негативные изменения в питании ёжик практически всегда реагирует поносом. В норме кал ежа сформирован, имеет овальную форму и темный (от чёрного до зеленовато-коричневого) цвет, без резкого неприятного запаха и посторонних вкраплений. С поносами ежам успешно помогает справляться хитин, содержащийся в панцире насекомых.

Вес нашего ежонка в день нахождения был 67 грамм. Это очень! очень мало. Отдельного описания заслуживает взвешивание нашего ежа. Поскольку дома нет кухонных весов, мы завернули ежонку в платок и спустились в супермаркет, находящийся в нашем доме. Нужно было видеть глаза бабушки со связкой бананов, когда она, стоя позади нас на взвешивание в отделе овощей, смотрела, как комок носового платка с весом в 67 грамм медленно полз по весам)))))))))))))))))))

Вскоре мы с Ваней купили сачок и начали скакать по лугам и полям за кузнечиками и всякими ползучими гадами. Ловили по 20-40 штук за одну охоту, и этого нам хватало на 2-3 дня, Фаня с огромным удовольствием это всё хрумала. Подсадили на эту охоту и папу, который по выходным тоже начал скакать по полям вместе с нами.

Пестики и тычинки

__________________

Так началась наша история с ежом Нафаней, который очень скоро оказался ежихой Фаней. В тот же вечер мы пошли к местному ветеринару, который заключил, что ежонок здоров и он БАБА (так и сказал))))

Как определить пол ёжика:

переверните колючего на спину и рассмотрите его животик. Если бугорок (пенис) находится ближе к середине живота – имеете дело с самцом. Если возвышенность (вульва) находится рядом с задним проходом – у вас самка.

Суета сует

___________________

И вот настало наше первое утро:

Так началось наше совместное проживание. Фаня обзавелась огромной обрезанной коробкой от монитора, пелёнкой, сеном, мисками и заботливыми сиделками в нашем лице. На хорошем откорме она окрепла и быстро пошла в рост. Все были безмерно счастливы. Особенно я(от этих бесконечных убираний ежиных как, кормлений по часам, гигиенических процедур и бессонных ночей – ежи роют, копают, и работают с шумовым эффектом среднемощного бульдозера). Кошка была ещё счастливей меня, особенно в те мгновения, когда Фане улетал огромный шмат её утреннего куриного филе)))

Советы по содержанию:

Чтобы вырастить дикого ежонка, можно обойтись без специализированного оборудования. Опытным путём было установлено, что понадобятся:

  • плотная картонная коробка, размером примерно 80х50;
  • небольшая картонная коробка без дна с отверстием, которая будет служить домиком зверьку;
  • устойчивая поилка и миска для корма;
  • хирургические пелёнки на дно коробки;
  • бумажные салфетки, туалетная бумага или сено, разбросанные по коробке (обрывками этих материалов ежи обустраивают себе гнездо);
  • резиновые перчатки для смены пелёнок;
  • средство против глистов на основе действующего вещества Паразиквантел в дозировке 10 мг/кг. Запомните: у всех диких ежей всегда есть глисты (на латыни не помню, но в переводе – малый ежиный цепень).

Ежи – очень активные ночные животные, в связи с этим рекомендуется коробку с ним ставить на ночь в ванную или другое отдельное помещение. Никогда не оставляйте ежа без присмотра бегать по дому – провода, узкие щели и человеческие волосы, туго намотанные на лапы, могу серьёзно навредить. Без острой необходимости не купайте ёжика, им не свойственна подобная гигиена. Кроме того, тщательно смотрите за тем, чтобы ёж не сбежал. По мере роста у него меняются зубы, и грызло становится способным к разгрызанию всего вокруг. Так однажды ночью я проснулась от странного чавкающего звука. Кошка была на месте, спала. А на кухне сбежавшая Фаня жадно поедала корм из кошачьей миски, впёршись туда всем телом. Выгрызла угол своей коробки и сбежала.. Была поймана и обезврежена))))

На волю, в пампасы или курс молодого ежа

_________________________________________

Хороший ёж – дикий ёж! С самого первого дня нами было принято решение выкормить и отпустить Фаню в дикую природу. Подготовка к самостоятельной жизни началась буквально с первого дня пребывания у нас. Обратно в дикую природу ежа выпускать можно и нужно, но для этого необходимо соблюсти ряд условий.

Для того, чтобы подготовить маленького ёжика к большому миру,необходимо соблюдать такие условия:

  • не приучать к рукам;
  • периодически заставлять сворачиваться в клубок, создавать условия потенциальной угрозы;
  • стимулировать инстинкт охотника. Вечером выносить на улицу, отпускать в невысокую в траву и подбрасывать животному насекомых для самостоятельной ловли;
  • не возвращать в естественную среду позднее, чем за 2 месяца до предполагаемой спячки (конец сентября – начало ноября, в зависимости от региона);
  • забыть о возвращении в дикую природу, если вес ёжика не достиг минимальных 300 грамм, зверь попросту не успеет набрать положенных 800 грамм и не перенесёт спячку;

И не питайте иллюзий, дикий ёж, выращенный человеком, никогда не привяжется к нему и не станет ласковым и нежным питомцем. Это очень милые и обаятельные животные, которые имеют несколько, довольно весомых, недостатков:

  • ведут шумный, ночной образ жизни;
  • всегда заражены глистами;
  • половозрелые особи неприятно пахнут;
  • много едят и гадят;
  • беспорядочно справляют нужду, иногда даже в собственную миску;
  • в период гона и перед спячкой ежи бывают довольно агрессивны и кусючи;
  • могу поедать экскременты других млекопитающих;
  • ёж, который не впал в зимнюю спячку, проживет максимум 2 года вместо положенных 5-6-ти.

В связи с этим, дикий ёж не самый лучший кандидат в домашние любимцы, особенно для дома, в котором есть другие животные и дети, но прекрасный кандидат для жизни на воле в лесополосе.

Мы добросовестно тренировали Фаню: выводили её гулять в траву, бросали перед ней насекомых и кусочки сырого мяса (но её неуклонно тянуло на собачьи кучи, которые она с вожделением пыталась поедать). К сожалению, получилось не совсем так, как мы планировали. Ежуня к нам очень привыкла и напрочь отказалась бояться детей, собак и всевозможных угроз, стала совсем ручной.

Жить с такой добротой душевной в дикой природе- верная погибель. Поскольку мы больше не могли продолжать ухаживать за Фанькой (одна из причин – было поставлено условие хозяином квартиры, которую мы арендуем. Кошку терпят, ежа сказали убирать), начались поиски нового хозяина.

Кому колючего золота?
_____________________

Мы бросили клич по нашему “уезду” о том, что наша колючая подружка ищет новый дом. К счастью нашлась чудесная девушка, инструктор по йоге по кличке “Йожик”, которая давно мечтала заиметь себе тотемное животное. Она отнеслась к вопросу поселения нового питомца с полной ответственностью: к приезду Фани закупила в промышленных масштабах тараканов и зоофобусов, сена, пелёнок и всего, что понадобится для колючки. В возрасте 1.5 месяцев она переехала в новый дом в соседнем городе. Чуть позже Фаня будет жить на территории частного домовладения в собственном вольере на природе, с правильно организованными спячками. Лучшей судьбы для неё и не придумаешь. Новая хозяйка хотела интегрировать Фаню в дикую природу, но в случае неудачи она останется домашним питомцем. Это первое фото из нового дома.

Как сложилась жизнь у Фани

____________________________

С новой хозяйкой Фани мы постоянно поддерживаем связь и я узнаю от неё последние новости. К сожалению, новости не всегда радостные. Через некоторое время после переезда, Фаня начала сильно хромать. Был сделан рентген, по результатам которого ветврач заключил, что имеет место застарелый перелом (мы нашли её уже со сломанной лапкой – видно, собаки и её потрепали, но не убили – но первый ветеринар этого не увидел). Я обращала внимание на то, что она немного странно ходит, но муж сказал, что мне кажется, на том и успокоились. А перелом в области локтя сросся неправильно, и на его месте образовался ложный сустав. Теперь, когда Фаня вошла в фазу активного роста, эта лапа постоянно воспаляется и сильно беспокоит. Сейчас будет ставиться вопрос об операции: если возможно, будут ставить спицу, если нет, увы, лапку придётся ампутировать по локоток. В любом случае, Фаня теперь в дикую природу никогда не вернется. Но у неё есть заботливая и любящая хозяйка, которая согласна любить её с любым количеством ножек и ухаживать, как за ребенком. Спасибо, что есть настоящие Люди, с большой буквы.

Фаня так и осталась очень ласковой девочкой. Она не фырчит и не колется и лижет руки. Очень выросла, поправилась, и превратилась в настоящую красавицу. Вопреки ожиданиям, она не стала бурого окраса, осталась со светлыми иголками, черной мордочкой и белой грудкой.

Вот немного последних фото. На них Фане 3.5 месяца.

Конечно, иногда не всё происходит так, как планируешь или мечтаешь, но исход истории нашей колючей мышки Фани не самый печальный, как вы считаете?

Рекомендовать ли содержать дикого ежа дома? Это занятие на любителя и не для слабонервных. Но в целом, ежи очень милые и трогательные животные, особенно малыши. Так что, рекомендую ежа! Всем ежей!))))

Будьте неравнодушными и великодушными, защищайте слабых и непременно делайте добро!

Приставки в русском языке

Приставки в рус­ском язы­ке — это зна­чи­мые части слов, кото­рые нахо­дит­ся перед кор­нем или дру­гой при­став­кой и слу­жат как для обра­зо­ва­ния новых слов (автор — со автор, вне — из вне), так и для обра­зо­ва­ния неко­то­рых форм одно­го и того же сло­ва (гром­ко → гром­че, по гром­че).

В зави­си­мо­сти от про­ис­хож­де­ния в рус­ском язы­ке суще­ству­ют искон­но рус­ские и ино­языч­ные приставки.

Происхождение при­став­ки Значение при­став­ки Существующие при­став­ки
Традиционно рус­ские приставки сло­во­об­ра­зо­ва­ние,
формообразование
без-/бес-, в-/во-, воз-/вос-/возо-, вз-/вс-, вы-, до-, за-, из-/ис-/изо-, на-, наи-, недо-, над-/надо-, не-, низ-/нис-/низо-, о-, об-/обо-, обез-/обес-, от-/ото-, па-, пра, по-, под-/подо-, пере-, пре-, пред-/предо-, при-, про-, раз-/рас-/разо-, с-/со-, су-, через-/черес-/чрез-
Иностранные сло­во­об­ра­зо­ва­ние,
нео­ло­гиз­мы
а-, ана-, анти-, архи-, гипер-, гипо-, де-, дез-, дис-, ин-, интер-, инфра-, квази-, кило-, контр-, макро-, микро-, мега-, мата-, мульти-, орто-, пан-, пара-, пост-, прото-, ре-, суб-, супер-, транс-, ультра-, зкстра-, экс-

По напи­са­нию раз­ли­ча­ют при­став­ки, кото­рые пишут­ся оди­на­ко­во и при­став­ки, напи­са­ние кото­рых зави­сит от того, с како­го зву­ка начи­на­ет­ся корень сло­ва. Отдельно мож­но выде­лить смыс­ло­вые при­став­ки, напи­са­ние кото­рых зави­сит от их зна­че­ния в слове.

Правописание приставок

Тип при­ста­вок Вид при­став­ки Условие Примеры
Неизменяемые Взо-, во-, до-, за-, изо-, ко-, на-, над-, надо-, наи., недо-, о-, об-, обо-, от-, пере-, по-, под-, пред-, про- с-, со-, среди-, через-черес- Всегда пишут­ся одинаково Сжечь, обтека­е­мый, насла­жде­ние, отблеск, подпис­чик, происше­ствие, предшествен­ник, доверен­ный, перешеек.
Гласные в приставках Раз-/рас-, роз-/рос- Под уда­ре­ни­ем пишем “о”, без уда­ре­ния – “а” Ро́зваль­ни – разва́л, ро́спись – распи́ска, ро́зыг­рыш – разыгра́ть
Приставки закан­чи­ва­ю­щи­е­ся на “з”, “с” Без-, бес-
Воз-, вос-
Из-, ис-
Низ- , нис-
Раз-, рас-
Роз-, рос-
Через-, черес-
Перед глас­ны­ми и звон­ки­ми соглас­ны­ми пишем “з”, перед глу­хи­ми соглас­ны­ми – “с” Безвкусный-беспре­рыв­но, взрыхленный-вскопан­ный, неизгладимое- исчер­пан­ный, низвергать-ниспро­вер­гать, разбросать-расчистить, розыск-роспуск, чрезмерный-чересполо­си­ца
Пре- и при- Пре- = очень Предлин­ный
= -пере Прервать
При- Приближение Прилететь
Присоединение Пришить
Неполнота дей­ствия Присесть
Близость Примор­ский

Рассмотрим попо­дроб­нее, какие быва­ют при­став­ки в рус­ском языке.

Исконно русские приставки

Первый взгляд на при­став­ку — это ее про­ис­хож­де­ние.

Абсолютное боль­шин­ство при­ста­вок рус­ско­го язы­ка явля­ют­ся искон­но русскими.

К ним отно­сят­ся сле­ду­ю­щие приставки:

Русские искон­ные при­став­ки, закан­чи­ва­ю­щи­е­ся на соглас­ный звук, пишут­ся оди­на­ко­во, неза­ви­си­мо от того, с како­го зву­ка, звон­ко­го или глу­хо­го, начи­на­ет­ся корень сло­ва, например:

  • от бро­сить — от хва­тить
  • под жать — под переть
  • над руб­ка — над кле­ить
  • об думать — об хва­тить
  • вд авить — вх одить
  • пред гор­ный — пред писать.

Правописание приставок раз-/рас-, роз-/рос-

В без­удар­ном поло­же­нии в при­став­ках пишет­ся такая глас­ная, кото­рая слы­шит­ся в этой же при­став­ке под уда­ре­ни­ем. Для это­го сле­ду­ет подо­брать дру­гое сло­во, в кото­ром эта при­став­ка нахо­дит­ся под уда­ре­ни­ем, например:

  • о т рас­ти́ — о́т блеск
  • н а рва́ть — на́ прочь
  • п о д писа́ть — по́д пись
  • н а д писа́ть — на́д пись.

Это пра­ви­ло не рас­про­стра­ня­ет­ся на напи­са­ние при­ста­вок раз-/рас-, роз-/рос-, в кото­рых без уда­ре­ния пишет­ся бук­ва «а», а под уда­ре­ни­ем — «о», напри­мер:

  • р а з вали́ться — ро́з валь­ни
  • р а с писа́ть — ро́с пись
  • р а з ыгра́ть — ро́з ыгрыш
  • р а с пустить — ро́с пуск.

Приставки заканчивающиеся на «з» и «с»

Следует уде­лить вни­ма­ние напи­са­нию рус­ских при­ста­вок, окан­чи­ва­ю­щих­ся на «з» или «с». Их напи­са­ние напря­мую зави­сит от того, с како­го зву­ка начи­на­ет­ся корень сло­ва. Если в корне сло­ва началь­ный звук звон­кий (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р), то пишем при­став­ки без-, вз-/воз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез-, напри­мер:

  • без голо­сый
  • вз дох­нуть
  • из дать
  • низ верг­нуть
  • раз думье
  • роз валь­ни
  • чрез мер­ный.

Если в корне сло­ва началь­ный глу­хой соглас­ный (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ), то пишем соот­вет­ствен­но все те же при­став­ки толь­ко с бук­вой «с», напри­мер:

  • бес козыр­ка
  • вс пылить
  • ис пугать
  • нис про­вер­же­ние
  • рас кле­ить
  • рос пись
  • черес поло­си­ца.

Остается неиз­мен­ной при­став­ка «с», хотя в соста­ве слов про­из­но­сит­ся по-разному.

Вместо «с» перед звон­ки­ми соглас­ны­ми кор­ня этих слов слы­шит­ся звук [з]. Но запом­ним, что в рус­ском язы­ке суще­ству­ет толь­ко при­став­ка с-, неза­ви­си­мо от зву­ча­ния слова.

Начальная бук­ва «з» может быть толь­ко в корне слов:

  • здо­ро­вье
  • здрав­ство­вать
  • здра­ви­ца
  • здрав­ни­ца
  • зда­ние
  • здесь
  • здеш­ний
  • здрав­ствуй
  • нет ни зги
  • и др.

Запомним напи­са­ние слов с началь­ным «с» в корне слов:

Приставки пре- и при-

Приставки пре- и при- тра­ди­ци­он­но назо­вем смыс­ло­вы­ми. Выбор их напи­са­ния в сло­ве зави­сит от семан­ти­ки, или зна­че­ния, приставки.

Различай по значению При- Пре-
Притво­рить дверь (непол­но­та действия) Претво­рить в дело
Приумно­жить (при­бав­ле­ние) Преумно­жить (= очень)
Придавать зна­че­ние (соеди­не­ние) Предавать дру­зей
Прикло­нить­ся к зем­ле (при­бли­же­ние) Прекло­нять­ся перед талан­том (очень уважать)
Прибывать к месту сбо­ра (при­бли­же­ние) Пребывать в горо­де N. (нахо­дить­ся где-либо)
Приёмник (радио­при­ем­ник) Преемник (после­до­ва­тель)
Приврат­ник (сто­рож) Преврат­ный (лож­ный, искаженный)
Придел (при­строй­ка) Предел (гра­ни­ца)
Приста­вить что-либо к чему-либо Преста­вить­ся (уме­реть) — све­топрестав­ле­ние
Призреть (при­ютить, присматривать) Презреть (пре­не­бречь)
Присту­пить (начать) Престу­пить закон (=пере)
Запомнить Привиле­гия, примитив­ный, приверед­ли­вый, привыч­ка, приклю­че­ние, присут­ство­вать, призер, примадон­на, приори­тет, присми­реть, примат, приват­ный (част­ный, неофи­ци­аль­ный), природа, пример Претен­зия, президи­ум, прелюдия, презумп­ция, премье­ра, претен­дент, преамбу­ла, прерога­ти­ва, престиж, прецедент, президент, превали­ро­вать, презен­то­вать, предание, препят­ствие, прекосло­вить, пресло­ву­тый, препона, преферанс

Приставка при— пишет­ся в сло­вах, если она име­ет сле­ду­ю­щие значения:

1. бли­зость место­по­ло­же­ния, рядом

  • при школь­ный
  • При дне­про­вье
  • при город;

2. при­бли­же­ние

  • при ехать
  • при быть
  • при мчать­ся;

3. при­со­еди­не­ние

  • при вин­тить
  • при бить
  • при шить
  • при вязать
  • при швар­то­вать­ся;

4. непол­но­та дей­ствия или дей­ствие на огра­ни­чен­ный срок

  • при лечь
  • при открыть
  • при глу­шить звук
  • при тих­нуть
  • при наря­дить­ся
  • при спу­стить;

5. дове­де­ние дей­ствия до кон­ца, до жела­е­мой цели

  • при думать
  • при щурить­ся
  • при стре­лить
  • при учить;

6. дей­ствие, сопут­ству­ю­щее дру­го­му действию

  • при тан­цо­вы­вать
  • при хло­пы­вать
  • при сви­сты­вать.

Приставка пре- в при­ла­га­тель­ных и наре­чи­ях обо­зна­ча­ет пре­дель­ную сте­пень каче­ства и рав­но­знач­на сло­ву «очень» в словах:

  • пре милый
  • пре доб­рый
  • пре сим­па­тич­ный
  • пре гру­бый
  • пре дерз­кий
  • пре боль­но
  • пре доволь­но и т. д.

В гла­го­лах при­став­ка пре- обо­зна­ча­ет дей­ствие, пре­вос­хо­дя­щее какую-нибудь меру, норму:

  • пре воз­но­сить
  • пре высить
  • пре вос­хо­дить
  • пре уве­ли­чи­вать.

Приставка пре- сино­ни­мич­на при­став­ке пере- в словах:

  • пре рвать — пере рвать
  • пре гра­дить — пере горо­дить.

В ряде слов зна­че­ние эти­мо­ло­ги­че­ских при­ста­вок при- и пре- затем­не­но, поэто­му напи­са­ние этих лек­сем сле­ду­ет запоминать:

  • при­вет, при­чуд­ли­вый, при­мер, при­бор, прилежный;
  • непре­лож­ный, пре­сле­до­вать, пре­ко­сло­вить, пре­ко­сло­вить, пре­сло­ву­тый, пре­смы­кать­ся, пре­стол, пре­ми­нуть, (зна­ки) пре­пи­на­ния, преимущество.

Иноязычные приставки

Наряду с рус­ски­ми при­став­ка­ми в соста­ве мно­гих слов мож­но выде­лить ино­языч­ные при­став­ки, име­ю­щие латин­ское или гре­че­ское происхождение.

Греческая при­став­ка анти- сино­ни­мич­на рус­ской при­став­ке противо-, напри­мер:

  • анти вирус
  • анти ген­ный
  • анти дот
  • анти маг­нит­ный.

Латинская при­став­ка контр- име­ет зна­че­ние «про­тив», напри­мер:

  • контр раз­вед­чик
  • контр меры
  • контр заяв­ле­ние.

Греческая при­став­ка гипер- име­ет зна­че­ние «сверх, боль­ше нор­мы» и сино­ни­мич­на рус­ской при­став­ке сверх-, напри­мер:

  • гипер функ­ция
  • гипер ток­си­коз
  • гипер ком­плекс­ный.

Приставка гипо- име­ет про­ти­во­по­лож­ное зна­че­ние «ниже нор­мы, пони­же­ние», напри­мер:

  • гипо вита­ми­ноз
  • гипо гли­ке­не­мия
  • гипо дина­мия.

Значение иноязычных приставок

Запомним заим­ство­ван­ные сло­ва с началь­ным эле­мен­том пре-:

А вот эти заим­ство­ван­ные сло­ва пишут­ся с началь­ным при-:

Видеоурок

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: