Этикет сочинение – образец для подготовки к ЕГЭ

Сочинение на тему Речевой этикет

Что такое речевой этикет? Зачем он нужен в обществе?

Речевой этикет – это свод установленных манер поведения в окружающем людском пространстве. Без базовых знаний о правилах грамотного общения с человеком трудно заводить благоприятные знакомства, решать проблемы в команде и тому подобное.

В каждой стране совершенно разные принципы и порядки. На одной местности принято подходить к незнакомцу и вести с ним дружелюбную беседу, в иной среде, например в России, это неприемлемо. Особенно если тон у незнакомца слишком повышен или у того имеются недружелюбные намерения.

Так или иначе, для облегчения разговора между людьми и для придачи диалогу самостоятельности, деловитости и оживленности был принят речевой этикет. В него входят свод рекомендаций, предписывающих правильное или по-другому желаемое поведение человека к посторонней личности. Придерживаясь этих правил, с большей вероятностью можно устроить познавательный и приятный диалог между совершенно незнакомыми людьми.

Первое и самое главное в общении друг с другом – это взгляд, который должен быть хотя бы изредка устремлен на собеседника, иначе тот будет чувствовать резкую незаинтересованность оппонента в разговоре.

Второе – это, конечно же, комплименты. Они необходимы для того, чтобы оказать человеку внимание, расположить его к себе. Чрезмерное их употребление естественным образом вредит успешному построению диалога, поэтому умелая благодарность человеку за его расположенность к разговору способствует верному поведению при коммуникации.

Еще одним важным пунктом манер общения является извинение. Иногда за перебор в нецензурных выражениях в разговоре или по иной причине необходимо попросить прощение для того, чтобы у оппонента не затаилась обида на говорящего. Именно поэтому ценны такие люди, которые при любых обстоятельствах могут найти в себе силы принять ошибку и постараться принести извинения за сказанное.

В заключение стоит сказать, что речевой этикет – это грамотно составленный перечень правил и принципов для эффективного общения с окружающими людьми. Соблюдая его, можно умело изъясняться, лаконично выдавать свои мысли, не нагружать оппонента лишней информацией и ни в коем случае не усугублять беседу непристойным поведением.

Речевой этикет необходим для того, чтобы без труда заводить новых друзей, приводить в движение любой скучный разговор, решать сложные конфликтные ситуации и самостоятельно строить свою манеру поведения в обществе. Для того чтобы люди оставались, прежде всего, людьми. А не аморальными личностями.

2 вариант

Вся наша жизнь состоит из свода норм и правила. Все люди, живущие в обществе, обязаны придерживаться их, независимо от возраста. Давайте на минуту представим, что отменили, например, правила дорожного движения. Что будет происходить на наших улицах? Как люди будут переходить дорогу? А если отменят конституцию или уголовный кодекс, то в обществе вообще начнутся беспорядки и хаос.

Такой же вывод можно сделать и про речевой этикет, который является набором установленных правил в общении. Причём для каждой сферы жизни, имеются свои определённые нормы. Ведь именно чёткое следование ряду элементарных правил, позволяет нам понимать друг друга и общаться с удовольствием. Следует отметить, что умение правильно и красиво говорить, отличает нас от первобытных людей. Каждая социальная роль в обществе, подразумевает свои речевые конструкции, характерные для той иной профессии. Например, вы легко можете определить профессию человека, если пообщаетесь с ним и послушаете его речь. Внимательный собеседник, легко сможет отличить учителя от механика, продавщицу от бизнес-леди.

Изучив речевой этикет, вы легко сможете выбирать направление для разговора, сумеете поддержать беседу с деловым партнёром, другом или соседом. Иногда важно знать не только, что говорить собеседнику, а как это говорить, какой выбрать тон. Всему этому учит речевой этикет. Ведь это не только набор определённых правил общения, но и сложная наука, которая позволяет нам правильно выражать свои мысли, учиться контролировать эмоции, подбирать слова.

Силу слова нельзя переоценить. Речь также как внешность или манеры может оставить о человеке плохое или хорошее впечатление. Соблюдение элементарных норм речевого этикета обязательно для каждого человека. Если ваш собеседник старше вас, вы обращаетесь к нему на «вы», если вы только познакомились с человеком, вы обращаетесь к нему на «вы», независимо от возраста и статуса и т.д.

К сожалению, в современном мире люди всё чаще пренебрегают правилами речевого этикета, что приводит к ссорам и конфликтам. Если каждый из нас будет уважать собеседника и придерживаться правил общения, мир станет добрее и грамотнее.

Рассуждение Что такое Речевой этикет

Каждый человек объясняет значение понятия речевого этикета по-своему. Как правило, давая определение речевого этикета, люди выделяют умение следить за своей речью, уместно использовать свои слова, согласно установленным нормам определённого общества.

Подобно стандартному этикету, речевой этикет обуславливает соблюдение правил приличия и культурного поведения. Следование установленным нормам такого этикета крайне необходимо для налаживания контактов и связей с собеседниками.

Для максимально понятного объяснения данного понятия важно первоначально выяснить, что именно входит в речевой этикет. Составляющими этикета данного типа являются слова, выражения и словосочетания, применяемые для вежливого общения: приветствия, выражения благодарности, обращения, прощания и прочего.

Изучение речевого этикета, как и соблюдение его основных правил, является обязательным условием не только для социализации человека, но и для её правильного функционирования в коллективах.

Вежливый и благовоспитанный человек, обладающий высоким уровнем культурного развития, в обыденных ситуациях применяет нормы не только стандартного, но и речевого этикета.

При упоминании элементарных основ речевого этикета первоначально нужно научиться грамотному выражению мыслей и мнений, остроумному отношению к каким-либо ситуациям. В качестве одного из многих немаловажных примеров такого поведения можно привести обязательное приветствие при встрече. К незнакомцам, в особенности к старшим по возрасту, нужно обращаться на «Вы». При обращении с определённой просьбой нельзя забывать о применении таких словесных форм, как: «Будьте добры», «Пожалуйста» и так далее. При прощании необходимо обратиться к собеседнику, произнеся: «До свидания» либо: «До встречи».

Помимо этого, особой важностью обладает навык удерживания эмоций под контролем, способность избегать применения грубостей, неприличных выражений и слов, оскорбительных высказываний в адрес других людей. Среди грубых нарушений языкового этикета выделяют и применение чрезмерного количества вводных слов, жаргонизмов и так называемых «слов-паразитов».

Личность, соблюдающая нормы речевого этикета, использует в своей речи исключительно те слова, в значении которых она не сомневается. При игнорировании таких норм, хоть и в попытках показать себя в качестве культурной и эрудированной личности, человек может прибегать к применению иностранных слов, афоризмов и цитат, значения которых он не может истолковать правильно.

Исходя из всего вышеописанного, необходимо заметить, что изучение основ речевого этикета очень важно для каждого человека, желающего быть достойным звания благовоспитанного и компетентного человека.

Также читают:

Картинка к сочинению Речевой этикет

Популярные сегодня темы

Произведение под названием «Горе от ума» написано гениальным писателем 19 века Александром Грибоедовым. По вкладу, внесенному в русскую и мировую литературу, он подобен Александру Сергеевичу Пушкину.

Читайте также:
Толстой Война и мир - краткое содержание романа, анализ и описание

Что может быть замечательнее похода в зоопарк? Я очень ждал этого события. Мне не терпелось поскорее очутиться в царстве животных.

На то, чтобы одарить «коллегу» таким прозвищем, у Толстого нашлись веские причины. И это совсем не обидное «наименование». Даже наоборот…

Одиссей со своими друзьями добрался по морю до страны циклопов, чтобы узнать, какой народ там живет. Первое, что они увидели, причалив к берегу, – пещеру циклопа Полифема, который жил в одиночестве и пас баранов.

Выражение «блудный сын» возникло из притчи о блудном сыне, записанной в Библии в Евангелии от Луки. Эта притча рассказывает о том, как богатый человек по просьбе одного из сыновей, разделил всё своё состояние между двумя наследниками

Сочинение, эссе на тему «Каждый хочет быть исключением из правил»: аргументы, рассуждения, примеры

Сочинение рассуждение на тему «Этикет»

Описание темы: 3 подтемы: речевой этикет; деловой этикет; этикет был всегда

Этикет – это не просто правила поведения, которые приняты и поддерживаются в определенной группе людей. Это способ самоидентификации общества, возможность создать определенный стиль поведения, который принято считать подобающим. И для того, чтобы вписаться в любое общество, необходимо учитывать правила этиката.

Речевой этикет

Именно речь отличает человека от животного. Способность делиться своими мыслями позволила нашему виду достигнуть небывалого доминирования на планете. Слово – одновременно мощный, могущественный и очень опасный инструмент, который может как принести великое благо, так и существенный вред.

Речевой этикет – это способ держать слова под контролем и применять их так, как это принято и уместно в определенном обществе. Каждый микросоциум – это отдельная лингвистическая вселенная, где есть свои законы и особенности. В суде, в банке, на светском рауте, на сталепрокатном заводе, на молодежной вечеринке, — в каждом случае существует определенный речевой этикет, который следует соблюдать. Иначе человек будет выглядеть по меньшей мере странно.

Потому каждому необходимо учиться двум ключевым основам мастерства речевого этикета: понимать особенности социума, в котором ты находишься и уметь контролировать свою речь в соответствии с этими особенностями.

Деловой этикет

Правила поведения в современном обществе выходят далеко за пределы базовых норм приличия. Деловой этикет – это целая система понятий и норм о том, как подобает себя вести человеку в деловой среде. Манеры, речь, внешность, допустимые способы ведения бизнеса, — все эти категории охватываются деловым этикетом.

Ключевой особенностью делового этикета является четкое распределение ролей: каждый участник делового процесса на разных его этапах может занимать различные позиции, и вести себя должен соответствующим образом. Роли подчиненного, руководителя, представителя компании, клиента, партнера и прочие обычные для делового мира позиции, из которых приходится действовать участникам экономических отношений, имеют определенные нормы, которых принято придерживаться. Несоблюдение делового этикета может быть не просто воспринято с осуждением, но и стать причиной вполне ощутимых финансовых убытков.

Также следует отметить, что деловой этикет – понятие многогранное. Ведь речь идет не только о правилах поведения для отдельных людей, но и для компаний в целом. Этикет регулирует нормы, которых должны придерживаться юридические лица, чтобы достойно существовать в экономической среде. В этом случае правила этикета формируют своеобразную «матрешку», где правила для коллектива накладываются на индивидуальные правила для отдельных людей.

Знание и соблюдение делового этикета – необходимые элементы любого бизнес-взаимодействия в современном обществе.

Этикет был всегда. Правила хорошего тона

Человечество задавало общепринятые правила поведения на протяжении тысяч лет. Сами правила менялись, трансформировались исторические условия, но сам факт присутствия правил этикета всегда был незыблемым.

Простой пример: еще каких-то двести лет назад женщина в брюках была чем-то невозможным и неприемлемым, а при встрече было принято снимать шляпы и кланяться. Сегодня же женщины повсеместно ходят в брюках, а шляпы носят лишь единицы. Однако сам факт наличия правил, регулирующих стиль одежды, нормы поведения и приемлемые речевые обороты в том или ином обществе всегда были.

Исходя из этого, следует понимать, что бунтовать против этикета – бессмысленно. Общество всегда имело свойство относиться негативно к тем, кто игнорирует общепринятые нормы. А значит, наиболее эффективный и простой способ взаимодействия с любым обществом – это игра по его правилам.

«Этика как наука нравственности»

Этика – учение о морали, нравственности. Она дает ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки. Этика не может снять с личности ответственность за принимаемые решения. за этику нельзя спрятаться, на нее можно опереться. Этика становится действенной в той степени, в какой она получает продолжение в нравственной активности тех, кто имеет с ней дело, изучает ее. В противном случае она бесполезна и может вызвать лишь раздражение и досаду. Общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому, включая этику и психологию делового общения, а также используя социально-психологические тренинги по общению.

Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, птичье гнездо, звериное логово. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер; так, в одном из фрагментов Гераклита говорится, что этос человека есть его божество. Такое изменение смысла поучительно: оно выражает связь между кругом общения человека и его характером. Отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами. Они отличаются, с одной стороны, от эффетов как свойств тела и, с другой стороны, от дианоэтических добродетелей как свойств ума. К примеру, страх – природный эффект, память – свойство ума, умеренность, мужество, щедрость – свойства характера. Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотель ввел термин «этика».

Для точного перевода аристотелевского понятия этического с греческого языка на латинский Цицерон сконструировал термин «moralis» (моральный). Он образовал его от слова «mos» (mores – множественное число) – латинского аналога греческого «этос», означавшего характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай. Цицерон, в частности, говорил о моральной философии, понимая под ней ту же область знания, которую Аристотель называл этикой. В IV веке н. э. в латинском языке появляется термин «moralitas» (мораль), являющийся прямым аналогом греческого термина «этика».

Оба этих слова, одно греческого, другое латинского происхождения, входят в новоевропейские языки. Наряду с ними в ряде языков возникают свои собственные слова, обозначающие ту же самую реальность, которая обобщается в терминах «этика» и «мораль». Это – в русском языке «нравственность», в немецком языке – «Sittlichkeit».

Читайте также:
Мечта и реальность в романе Мастер и Маргарита, примеры и аргументы

В первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» — разные слова, но один термин. Со временем ситуация меняется. В процессе развития культуры, в частности, по мере выявления своеобразия этики как области знания за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой главным образом подразумевается соответствующая ветвь знания, наука, а под моралью (нравственностью) – изучаемый ею предмет. Существуют также различные попытки разведения понятий морали и нравственности. Согласно наиболее распространенной из них, восходящей к Гегелю, под моралью понимается субъективный аспект соответствующих поступков, а под нравственностью – сами поступки в их объективно развернутой полноте: мораль – то, каким видятся поступки индивиду в его субъективных оценках, умыслах, переживаниях вины, а нравственность – то, какими на самом деле являются поступки человека в реальном опыте жизни семьи, народа, государства. Можно выделить также культурно-языковую традицию, которая понимает под нравственностью высокие основополагающие принципы, а под моралью – приземленные, исторически изменчивые нормы поведения; в этом случае, например, заповеди бога именуются нравственными, а наставления школьного учителя – моральными.

Мораль предстает в двух взаимосоотнесенных, но тем не менее различных обличиях:

А – как характеристика личности, совокупность моральных качеств,. Добродетелей, например, правдивость, честность, доброта,

Б – как характеристика отношений между людьми, совокупность моральных норм (требований, заповедей, правил), например, «не лги», «не кради», «не убий».

Соответственно этому анализ морали можно разделить на две рубрики:

Моральное измерение личности – мораль как мера господства человека над самим собой, показатель того, насколько человек ответственен за себя, за то, что он делает;

Моральное измерение общества – мораль характеризует человека с точки зрения его способности жить в человеческом общежитии. Пространство морали – отношения между людьми.

Человеческая деятельность настолько разнообразна, что универсальные моральные нормы оказываются часто недостаточными для регулирования человеческого поведения в конкретных, специфических областях деятельности.

Профессиональная (функционально-дифференцированная, ролевая) этика относится к подразумеваемому или конкретно определенному набору норм или кодексу поведения, которыми руководствуются принимающие решения в своих различных профессиональных ролях. Такого рода ролевая этика часто обеспечивает полезное влияние на разрешение этически спорных вопросов, возникающих в процессе профессиональной деятельности (например, надо ли врачу говорить пациенту, что тот безнадежно болен?). Большинство этических дилемм, ассоциируемых с различными видами профессиональной этики (медицинская этика, журналистская этика, этика бизнеса и др.), включают некий вид противоречия между функционально-дифференцируемой и универсальной этикой. Профессиональная деятельность приводит к множеству этических по своему характеру вопросов, которые не рассматриваются и не могут быть решены средствами универсальной этики. Профессиональная этика изучает профессиональную мораль как конкретизацию общих нравственных принципов и норм применительно к особенностям того или иного вида профессиональной деятельности.

Представители социальных наук часто используют описательный подход как инструмент изучения этики. Описание фактов и объяснение морального поведения и представлений о морали характерны для антропологов, социологов, историков. Описание моральных воззрений, кодексов поведения, убеждений применяется при разработке корпоративной этической политики, когда требуется выработать систему взглядов на различные «острые» вопросы, например, сексуальные домогательства, или при составлении этических кодексов торговых фирм и т. д.

Сторонники нормативного подхода ставят перед собой задачу сформулировать и доказать истинность основных норм морали. Они пытаются создать некую идеальную модель, от которой истинный порядок, наблюдаемый в действительности, далек. Согласно нормативному подходу, теория этики должна служить основанием принятия индивидом и обществом целой системы моральных принципов и благ.

Этика деловых отношений занимается анализом взаимоотношений деловых партнеров с позиции толкования нравственных оценок причин успехов или неудач в какой-либо деятельности, в частности, в коммерческой.

Деловые отношения – это один из типов общественных отношений как взаимосвязь между партнерами, коллегами и даже конкурентами, возникающая в процессе совместной деятельности на рынке и в коллективе. На уровне деловых отношений в бизнесе работники должны быть ориентированы на партнера, на потребителя, что повышает интерес к работе. Чтобы удачно осуществить любое предприятие (например, заключить сделку), нам следует стремиться понять партнера делового общения.

Этика переговоров – это составная часть бизнеса. Она выражает кодекс сводных правил общения партнеров в процессе деловых отношений и переговоров. В задачи этики деловых отношений входят:

• изучение исторического опыта в области деловой этики,

• рассмотрение современной деловой этики,

• интеграция с международной деловой культурой, с ее морально-психологическими стандартами,

• изучение форм и правил ведения деловых отношений,

• моральное воспитание современных бизнесменов.

Культурное общение включает в себя прежде всего свободное владение языком. В деловом общении она выражается в оценке уровня мышления собеседника, его жизненного опыта и в обращении к собеседнику на понятном для него языке.

Сочинение в формате ЕГЭ. Алгоритм работы.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Материал предназначен для учителей и учеников. В нём подробно рассматривается композиция сочинения в формате ЕГЭ 2020-2021. Материал готовился для использования на электронной доске.

Скачать:

Вложение Размер
Сочинение в формате ЕГЭ. Композиция 31.21 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Сочинение в формате ЕГЭ 2021.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем , поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему . Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста , которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру- иллюстрации . Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика)

по проблеме исходного текста .

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ВНИМАНИЕ! В задании к сочинению НЕТ указаний об использовании примеров из художественной литературы. ВСЕ примеры-иллюстрации из текста.

1. Проблема (=тезис) …. Над этой проблемой размышляет … . (Этой проблемой заинтересовался…) отрывка (фрагмента), предоставленного нам для работы. Писатель (ФИО) исследует проблему … +Тезис.

2. Первый пример-иллюстрация. Автор отрывка повествует о …. (цитата и/или краткий пересказ фрагмента).

3. Комментарий (пояснение к первому примеру) . Действительно, … (в самом деле,…)

4. Второй пример-иллюстрация . Мне кажется особенно важной мысль о … (Рассказывая о …, повествуя о…) писатель упоминает о … Пете, (подчеркивает, рассказывает …)…

5 . Комментарий (пояснение ко второму примеру). (ФИО) хочет сказать, что… (Повествуя о действиях …. писатель даёт оценку…,/ герой отрывка поступает …., потому что…)

6. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями и её анализ . Оба эти примера, дополняя друг друга, позволяют автору показать… (позволяют читателю понять, осознать , почувствовать…), потому что…

7 . Позиция автора. Таким образом, размышляя о (проблема…), автор приходит к следующему выводу: … (подводит читателя к выводу…, к мнению о том, что…) (дает возможность читателю понять, что…)

8. Моё отношение к позиции автора и обоснование моей позиции . Заключение. Невозможно не согласиться с писателем …., поскольку … (Я согласен с позицией…, так как… ) СМ. п. 1-й! Здесь обязательно должна прозвучать проблема, только переданная другими словами!!

ВНИМАНИЕ! В задании к сочинению НЕТ указаний об использовании примеров из художественной литературы. ВСЕ примеры-иллюстрации из текста.

Композиция сочинения ЕГЭ 2021

2. 1-й пример-иллюстрация. (ТЕКСТ)

3. Комментарий (пояснение к 1-му примеру).

4. 2-й пример-иллюстрация. (ТЕКСТ)

5. Комментарий (пояснение ко 2-му примеру).

6. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями и её анализ.

7. Позиция автора.

8. Моё отношение к позиции автора и обоснование моего отношения. СМ. п. 1-й. Т.е ВЫВОД из ТЕЗИСА (=проблемы ), в котором надо вспомнить формулировку проблемы и ещё раз пересказать (перетолковать) её, НО ДРУГИМИ СЛОВАМИ .

ВНИМАНИЕ! В задании к сочинению НЕТ указаний об использовании примеров из художественной литературы. ВСЕ примеры-иллюстрации из текста.

Текст из демоверсии 2021

  1. С детства, со школьной скамьи человек привыкает к сочетанию слов

«любовь к родине». (2)Осознаёт он эту любовь гораздо позже, а разобраться в сложном чувстве любви к родине, то есть что именно и за что он любит, дано уже в зрелом возрасте.

(3)Чувство это действительно сложное. (4)Тут и родная культура, и родная история, всё прошлое и всё будущее народа, всё, что народ успел совершить на протяжении своей истории и что ему совершить ещё предстоит. (5)На одном из первых мест в сложном чувстве любви к родине находится любовь к родной природе.

(6)Для человека, родившегося в горах, ничего не может быть милее скал и горных потоков, белоснежных вершин и крутых склонов. (7)Казалось бы, что любить в тундре? (8)Однообразная заболоченная земля с бесчисленными стёклышками озёр, поросшая лишайниками, однако ненец-оленевод не променяет свою тундру ни на какие там южные красоты. (9)Одним словом, кому мила степь, кому ‒ горы, кому ‒ морское, пропахшее рыбой побережье, а кому ‒ родная среднерусская природа, тихие красавицы реки с жёлтыми кувшинками и белыми лилиями, доброе, тихое солнышко маленького города. (10)И чтобы жаворонок пел над полем ржи, и чтобы скворечник – на берёзе перед крыльцом.

(11)Было бы бессмысленно перечислять все приметы русской природы. (12)Но из тысяч примет и признаков складывается то общее, что мы зовём нашей родной природой и что мы, любя, быть может, и море, и горы, любим всё же сильнее, чем что-либо иное на всём белом свете.

(13)Всё это так. (14)Но нужно сказать, что это чувство любви к родной природе в нас не стихийно, оно не только возникло само собой, поскольку мы родились и выросли среди природы, но и воспитано в нас литературой, живописью, музыкой, теми великими учителями нашими, которые жили прежде нас, тоже любили родную землю и передали свою любовь нам, потомкам. (15)Разве не помним мы с детства наизусть лучшие строки о природе Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Алексея Толстого, Тютчева, Фета? (16)Разве оставляют нас равнодушными, разве не учат ничему описания природы у Тургенева, Аксакова, Льва Толстого, Пришвина, Леонова, Паустовского. (17)А живопись? (18)Шишкин и Левитан, Поленов и Саврасов, Нестеров и Пластов ‒ разве они не учили и не учат нас любить родную природу?

(19)В ряду этих славных учителей занимает достойное место имя замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. (20)Иван Сергеевич прожил долгую и богатую жизнь. (21)Он был моряком, путешественником, охотником, этнографом. (22)Но, главное, он был талантливым и ярким писателем. (23)Последние двадцать лет жизни Соколова-Микитова были связаны с Карачаровом на Волге, где у Ивана Сергеевича в ста шагах от воды, на краю леса был простой бревенчатый домик. (24)Широкая гладь воды, перелески и деревеньки на том берегу, обилие цветов, лесных птиц, грибов ‒ всё это ещё больше сближало писателя с родной природой. (25)Из охотника, как это часто бывает с людьми под старость, он превратился во внимательного наблюдателя, и не только потому, что, скажем, ослабло зрение или рука, но и потому, что проснулось в душе бережное, любовное, воистину сыновнее отношение к русской природе. (26)В эти годы Иван Сергеевич пишет лучшие свои страницы о родной русской природе, о деревьях и птицах, о цветах и зверях.

(27)Добрый и мудрый человек учит нас тому, что природа есть наше не только материальное, но и духовное богатство, знание природы и любовь к ней воспитывают чувство патриотизма, чувство человечности, доброты, развивают чувство прекрасного. (28)Поколения русских людей будут учиться этому у Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, как они учатся у Тургенева и Аксакова, у Некрасова и Пришвина, у Паустовского и Леонова.

(По В.А. Солоухину*)

  • Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997) ‒ русский советский писатель и поэт, яркий представитель «деревенской прозы».

Информация о тексте*

Примерный круг проблем

1. Проблема любви к Родине. (Что такое Родина? В чём заключается любовь к Родине?)

1. Понятие «Родина» многогранно. Это и родная культура, и родная история, всё прошлое и всё будущее народа, всё, что народ успел совершить на протяжении своей истории и что ему совершить ещё предстоит. На одном из первых мест в сложном чувстве любви к Родине находится любовь к родной природе.

2. Проблема взаимосвязи любви к Родине и любви к природе. (Как связаны любовь к Родине и любовь к природе?)

2. Любовь к родной природе формирует в человеке любовь к Родине. Из тысяч примет и признаков окружающего мира складывается то общее, что мы зовём нашей родной природой и что мы любим сильнее, чем что-либо иное на свете.

3. Проблема влияния искусства на чувство любви к родной природе, Родине. (Как искусство влияет на чувство любви человека к родной природе, Родине?)

3. Искусство воспитывает в нас любовь к природе, Родине. Писатели, поэты, художники передали нам любовь к родной земле, научили нас любить родную природу и Родину.

4. Проблема отношения к родной природе. (Как относился к родной природе И.С. Соколов-Микитов? Как влияет творчество И.С. Соколова- Микитова на читателей?)

4. Для таких писателей, как И.С. Соколов-Микитов, характерно бережное, любовное, воистину сыновнее отношение к русской природе. Творчество писателя помогает понять, что природа есть не только материальное, но в первую очередь духовное богатство, знание природы и любовь к ней воспитывают чувство патриотизма, человечности, доброты, развивают чувство прекрасного.

5. Проблема влияния природы на художника и его мировоззрение. (Какое влияние оказала природа на И.С. Соколова-Микитова?)

5. Родная природа пробуждает в художнике бережное, любовное, сыновнее отношение к Родине, к окружающему миру; превращает его из охотника во внимательного наблюдателя.

1. Проблема . Как зарождается в человеке чувство глубокой привязанности к родной стране? Над этим вопросом размышляет советский писатель В.А. Солоухин. В тексте этого яркого представителя «деревенской прозы» поднимается проблема взаимосвязи любви к Родине и любви к природе.

2,3. Пример-иллюстрация + комментарий . Как отмечает автор, быть настоящим патриотом не так просто. С детства человек слышит о необходимости любить Отечество, но осознает это сложное чувство многим позже, когда становится взрослым. В.А. Солоухин считает, что человек, любящий родной край, испытывает необъяснимую тягу к миру природы, ощущает с ней неразрывную связь . Например, для того, кто вырос в тундре, нет ничего милее «однообразной заболоченной земли», которую он не готов променять ни на что другое. Невзрачное, зато родное и близкое для патриота важнее чего-то яркого и красивого, но чужого .

4,5. Пример-иллюстрация +комментарий . Эта необыкновенная способность русского человека ценить родную природу становится крепче благодаря искусству. Конкретизируя данную мысль , автор подчеркивает, что во многих произведениях изображаются самые простые приметы природного мира, но даже в обыденном можно увидеть красоту . Наблюдательность и умение в любой мелочи находить что-то прекрасное помогают творцу достучаться до сердца каждого жителя России.

7. Позиция автора . Итогом размышлений становится такая позиция В.А. Солоухина : любовь к Родине формируется благодаря любви к природе. Из тысяч примет окружающего мира складывается то общее, что русский человек любит сильнее всего на свете.

8. Моё отношение к позиции автора и обоснование моего отношения = ВЫВОД (СМ. п. 1) .

Нельзя не согласиться с мнением автора. Я считаю, что только тот человек может по-настоящему понять Отечество, который с любовью и уважением относится к родной природе и культуре . Еще в XIX веке М.Ю. Лермонтов писал: «Люблю Отчизну я, но странною любовью!» Особенно милым сердцу поэта оказывается обыкновенный деревенский пейзаж. Действительно, Родину любят не за красоту; это более глубокое и сильное чувство, с которым тесно связаны такие понятия, как человечность и доброта.

ВЫВОД. Таким образом, любовь к природе – это неотъемлемая составляющая любви к Родине, обогащающая человеческую жизнь.

1. Проблема была сформулирована так:

Как зарождается в человеке чувство глубокой привязанности к родной стране?

Соответствует ли ВЫВОД этой проблеме? Есть ли ответ на поставленный вопрос?

2. Какая часть композиции сочинения пропущена? Как она могла бы выглядеть?

Композиция сочинения ЕГЭ 2021

2. 1-й пример-иллюстрация. (ТЕКСТ)

3. Комментарий (пояснение к 1-му примеру).

4. 2-й пример-иллюстрация. (ТЕКСТ)

5. Комментарий (пояснение ко 2-му примеру).

6. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями и её анализ.

7. Позиция автора.

8. Моё отношение к позиции автора и обоснование моего отношения. СМ. п. 1-й. Т.е ВЫВОД из ТЕЗИСА (=проблемы ), в котором надо вспомнить формулировку проблемы и ещё раз пересказать (перетолковать) её, НО ДРУГИМИ СЛОВАМИ .

Примеры, приведенные мной, показывают, что чувство любви к родине формируется у человека на протяжении всей жизни, становится более глубоким и осознанным.

Примеры, приведенные мной, показывают, что чувство любви к родине «возникает не стихийно», оно крепнет, набирает силу при созерцании неяркого обаяния родных мест и под воздействием русской литературы.

Академическое познание, изучение творческого созидания никогда не встанет вровень с художественным восприятием этого созидания. Великое искусство потому и зовут великим, что оно понятно для всех, по крайней мере, для большинства. Вовсе не обязательно быть докой-специалистом, чтобы читать «Войну и мир» или смотреть и слушать «Лебединое озеро». Сложностью и недоступностью формы не так уж и редко маскирует посредственный художник недостаток таланта. Это не означает, что произведения великих, гениальных художников никогда не бывают сложными и непонятными. Разница между сложностью малоталантливого и сложностью гениального художника скорей всего в том, что в первом случае сложность топчется на одном месте, она статична, во втором — она движется, самораскрывается, обнаруживая все новые возможности произведения.

Восприятие художественного образа по сути и качественно то же, что и его создание. Разница здесь, вероятно, лишь в масштабности… Несомненно, во всяком случае, то, что восприятие образа процесс также творческий. Именно это-то обстоятельство и таит в себе великую опасность культурного иждивенчества.

Под маской скромности (где уж нам, дескать?) таится обычная трусость либо обычная лень, и человек лишь пользуется созданными до него художественными ценностями, даже не пытаясь создать что-то свое. Пусть не гениальное, но свое! Пресловутый максимализм (либо стать Микеланджело, либо совсем не заниматься творчеством) никогда не содействовал благу общенародной культуры. Игнорировать собственный талант (какой бы он ни был по величине) на том основании, что есть люди способней тебя, глушить в себе творческие позывы так же безнравственно, как безнравственно заниматься саморекламой, шумно преувеличивая собственные, нередко весьма средние возможности.

«Уничижение паче гордости», — говорится в пословице. Найти свое лицо — нравственная обязанность каждого. Но к лицу ли человеку подобострастие? Растерянность перед более талантливым унижает его. Настоящий художник ждет от других обычного уважения. Ему совсем незнакомо чувство собственного превосходства. Чем больше талант, тем меньше высокомерия и гордости у его обладателя. Между величиной таланта, силой художественного образа и уровнем нравственности существует самая прямая зависимость. Стыд, совесть, целомудрие, духовная и физическая чистота, любовь к людям, превосходное знание разницы между добром и злом — все эти нравственные свойства художника отображает питаемый им художественный образ. Художественный образ не может быть создан бесстыжим, бессовестным художником, человеком с грязными руками и помыслами, с ненавистью к людям, человеком, не знающим разницы между добром и злом. Да и вообще, возможно ли подлинное творчество в неспокойном или злом состоянии? Вряд ли… Злой человек склонен более к разрушению, чем к творчеству, и нельзя путать вдохновение созидателя с геростратовским…

Подлинный художественный образ всегда нов, то есть стыдлив, словно невеста, целомудрен и чист. Свежесть его ничем не запятнана. Настоящий художник, как нам кажется, тоже стыдлив, ведь и само творчество требует уединения, тайны. Вынашивание и рождение образа не может совершаться публично, у всех на виду. Публичным, известным всем или множеству должно стать впоследствии творение художника, но отнюдь не он сам. Не потому ли гениальные творения древних русских живописцев не подписаны? Древние художники и архитекторы предпочитали остаться безвестными. Ведь значит же что-то это известное и совсем не случайное обстоятельство.

Как писать сочинение ЕГЭ? Лайфхаки для высоких баллов

Анастасия Мудрецова

Каждого выпускника мучает вопрос, как писать сочинение ЕГЭ. Понятно, что нужно готовиться. Но как делать это эффективно? Хочу поделиться своим планом, рассказать несколько лайфхаков и принципов. В конце статьи вас ждет приятный бонус, чтобы начать подготовку прямо сейчас!

Как писать сочинение ЕГЭ? Главная сложность

Каждого ученика ждёт итоговое сочинение и сочинение по русскому. Многим придётся сдавать экзамены по литературе, обществознанию, истории и т.д. За год надо готовиться к 2, 3, 4 и более сочинениям!

Хорошо это или плохо — не нам судить. Учеников я разделяю на 2 типа. Первые любят или способны хорошо писать. На листе бумаги они готовы излить все свои эмоции и размышления. И если вы один из таких людей, то не надейтесь, что максимальный балл так просто попадет вам в карман — ведь свободных тем на экзамене не будет. В большинстве случаев наши размышления не помогут.

Второму типу приходится куда сложнее. Сочинение для таких людей — наказание, о котором лучше и не думать. Зато они точно не заблудятся в своих размышлениях.

Мы учим писать сочинения по всем предметам на онлайн-курсах по подготовке к ЕГЭ. Каждый третий ученик нашего центра сдает ЕГЭ на 80+, в прошлом году мы помогли поступить на бюджет 140 тысячам выпускников со всей России. Консультация бесплатно!

План, как писать сочинение ЕГЭ на высокие баллы

Здесь я хочу дать несколько советов, которыми пользуюсь сама — думаю, они вам пригодятся.

1. Подготовьте знания по предмету

Не обязательно учить все, но важно иметь представление, как и о чем писать текст. Все остальное можно отработать на практике.

2. Ознакомьтесь со структурой сочинения

Стоит ли говорить о таких элементарных вещах? Позиция автора, комментарий, проблема, аргументы… На деле многие ученики этого не знают. Проблема еще и в том, что разные учителя учат оформлять по-разному. Если вы путаетесь, обязательно загляните на сайт ФИПИ. Еще важно знать критерии: за что вам снимут баллы, а за что сразу поставят «ноль».

3. Изучите чужие работы

Оставляйте в закладках те сочинения, которые пригодятся вам как шаблон. Не путайте это с клише. Клише помогут составить сочинение, но не научат писать и запоминать информацию.

Практика всегда полезна! Но иногда мы просто не способны проанализировать, чего не хватает нашим работам. Непонятно, почему не получается выделить проблему, позицию автора, написать комментарий и аргументы. Читая разные сочинения, мы находим для себя новые идеи. Видим, как пишет другой человек, сравниваем это со своим текстом.

Я выделю несколько плюсов, почему вам обязательно следует изучать чужие работы.

Вы получаете новые знания, ведь сочинение можно воспринимать как некий анализ темы или произведения. Если вы понимаете, что не напишите сочинение по какому-то конкретному вопросу, обратитесь к чужой работе. Естественно, я говорю о хороших сочинениях, написанных на максимальный балл.

Где найти такие работы? Я думаю, у вас есть знакомые, которые пишут сочинения на максимальный балл. Попросите у них тетради, в которых выставлены оценки и написаны комментарии учителя. Еще полезно заходить на сайты с сочинениями. Там эксперты ЕГЭ также оценивают работы учеников. Кстати, одно образцовое сочинение ждет вас в конце статьи! Можете начинать подготовку, как только дочитаете.

Просматривая чужие сочинения, вы узнаете новые методы. Хорошо иметь в голове шаблон, но всегда полезно увидеть, как пишет другой человек.

Не игнорируйте сочинения с ошибками. Проверяя работы, учитель пишет, за что снижает баллы. Интересно, что разные ученики часто допускают похожие ошибки. Если вы узнаете, что другие делают не так, вы это запомните и исправите. Вспоминаем притчу: «Мудрый человек учится на чужих ошибках, умный — на своих, дурак не учится вообще».

4. Не забывайте о практике

Иногда приступить к сочинению гораздо труднее, чем написать его. При подготовке я тоже часто откладываю сочинения.

Когда я пишу на проверку, обычно выделяю два метода написания. Если не знаю, что писать, я просматриваю весь материал по данной теме. Иногда сложно понять, что от тебя хотят увидеть, поэтому обязательно смотри другие сочинения. Это не будет считаться списыванием или несамостоятельной работой (конечно в том случае, если ты не списываешь все). Ты просто смотришь материал по непонятной тебе теме, а значит, изучаешь её.

Но! Многие при подготовке все время пользуются материалами. И здесь я использую второй метод. Если тема попалась несложная, я обращаюсь только к своим знаниям. Именно так при проверке текста можно понять, что я выучила, а что нужно повторить.

Что полезнее: слушать или записывать?

Моторная память отлично помогает при подготовке. Многие учителя говорили мне, что информация запомнится лучше всего, если я буду писать текст. Я всегда думала, что мне проще анализировать информацию на слух. Но проблема оказалась не в том, что я ничего не запоминала при письме, а в том, что я неправильно использовала моторную память.

Что лучше: слушать и смотреть или записывать информацию? И то и другое отлично срабатывает. Но важно различать ситуации, когда мы запоминаем при письме, а когда делаем простой конспект.

Вспомните, как вас заставляли писать конспекты со скоростью света, когда учитель объясняет тему. Вопрос: запомните ли вы хоть что-нибудь, пытаясь слушать его и параллельно с этим писать? Конечно, нет — в этом проблема школьной подготовки.

Конспекты — это отдельная вещь, где ты пишешь, чтобы потом посмотреть и вспомнить весь материал. Лучший способ при подготовке: послушать учителя, понять информацию, а потом записать нужный материал в тетрадь. Так часто делают на профессиональных курсах.

Как писать сочинение ЕГЭ, применяя моторную память, или Метод для ленивых

Учитывая то, что сочинение — это текст с большим объемом слов, нужно приучать себя к письму. Здесь я расскажу про один из самых эффективных лайфхаков, который необходим для подготовки. Когда оставалось не так много времени до декабрьского сочинения, я решила посвятить его переписыванию всевозможных сочинений по нужным мне темам. Просто завела тетрадь и писала туда все, что найду, все аргументы, которые не могла привести сама.

Посвятив этому делу несколько дней, я подготовилась качественнее, чем когда пыталась писать сочинения сама. Именно тогда я поняла, насколько моторная память эффективна, просто надо научиться ею пользоваться.

Если вы хотите использовать моторную память, чтобы писать сочинение ЕГЭ на максимум, вот несколько простых правил:

  1. Заведите тетрадь только для сочинений.
  2. Выберите темы, которые больше всего вызывают у вас затруднения.
  3. Найдите по ним сочинения. Помните, что стоит переписывать сочинения с высокими оценками, чтобы лучше запомнить метод написания.
  4. Записывайте все, что вам понравится, но вдумчиво. Не стоит в это время слушать или смотреть что-то, погрузитесь в свое дело полностью. Представьте, как будто вы пишете диктант. В это время вы стараетесь написать правильно каждое слово. Я помню, о чем писала диктанты, даже если они были месяца два назад. Так и следует использовать моторную память!

Это очень просто, но отнимает большое количество времени. Тем не менее, я назвала такой подход «методом для ленивых». Дело в том, что по эффективности он не уступает обычному написанию сочинения. Переписывать гораздо легче, чем писать все самому. Но это ни в коем случае не должно заменить вашу собственную подготовку. Вы можете переписывать чужие сочинения, но на экзамене придется писать самостоятельно.

Надеюсь, что вам пригодилась эта информация. Я рассказала, как писать сочинение ЕГЭ, перечислила лайфхаки, которыми пользуюсь сама. Да, подготовка к сочинению — это адский труд для каждого. Но, если выработать план подготовки, всё возможно.

Бонус! Транскрипция сочинения 2020 года на максимальный балл

Какова роль искусства на войне? Именно над этим вопросом задумывается известный русский советский писатель Константин Георгиевич Паустовский.

Чтобы привлечь внимание читателей к проблеме, автор рассказывает о советских людях, которые бесстрашно сражались в годы войны на свою Родину. В их числе были актеры и музыканты, которые днем воевали на фронте и работали в тылу (предложения 7,8), а ночью «устраивали концерты» и «разыгрывали спектакли». Откуда они брали силы на всё это? Из истории, рассказанной К.Г. Паустовским, мы можем для себя понять, что именно искусство служило для них источников энергии, вдохновляющей на ночные представления, которые так нужны были уставшим от войны людям. Но главный акцент автор делает на скрипаче Егорове, который смог сыграть мелодию Чуковского на изуродованном инструменте так, что казалось, «от нее томительного напева… разорвется, не выдержит сердце». Тем самым Паустовский показывает нам, насколько важна сила искусства, какое влияние оно способно оказать на людей.

Позиция автора ясна: искусство способно творить с людьми невероятные вещи: оно дает им силы даже в самые трудные минуты жизни, даруя веру в себя.

Я полностью согласна с мнением К.Г. Паустовского. Роль искусства на войне огромна. Именно оно (искусство) поднимало дух бойцов и работников тыла в годы Великой Отечественной войны. Музыка, поэзия, театр давали людям силы и дарили надежду на светлое будущее. Советская армия победила благодаря «Ленинградской симфонии», «Смуглянке», стихам Ахматовой и многим другим произведениям искусства, которые поднимали дух советскому народу, побуждая его на подвиги. Все это навсегда останется в нашей памяти.

Подводя итог всему вышесказанному, мне бы хотелось еще раз подчеркнуть, что искусство – это неотъемлемая составляющая в годы войны, так как именно в нем таятся жизненные запасы энергии, так сильно необходимые людям.

Научим решать ЕГЭ на сотку.

Записывайся на пробный урок

Еще одно сочинение на максимальный балл

Что можно назвать настоящим шедевром?

Отвечая на этот вопрос, К.Г. Паустовский рассуждает о литературном гении Лермонтова. По мнению автора, поэт оставил потомкам множество стихотворных и прозаических шедевров, наполненных «жаром души», каждую строчку которых любит не одно поколение. Читатель понимает, что истинные шедевры остаются в сердцах людей надолго, «почти навсегда», рождают новые мысли, образы, чувства, духовно обогащают.

Однако, по мысли автора, шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. К.Г. Паустовский обращает внимание читателя на описание осенних пейзажей, отмечая детали окружающего мира: «каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью». Таким образом, люди окружены шедеврами, которые осветляют жизнь, рождают высокие стремления и открывают «величайшее хранилище сокровищ» — землю.

К. Г. Паустовский убежден: шедевр – это совершенное творение природы и человеческого гения, в котором заключается то, что никогда не может примелькаться – «совершенство человеческого духа, сила человеческого чувства, моментальная отзывчивость на все, что нас окружает».

Я согласна с мнением писателя. Думаю, что настоящий шедевр открывает новые грани личности человека, вызывает изумление и радость, напоминает о том, как прекрасна жизнь. Так, в очерке Г.И. Успенского «Выпрямила» главный герой ощущает на себе воздействие силы скульптуры Венеры Милосской. Это великое произведение мирового искусства оказалось способно «выпрямить» скомканную человеческую душу, подарить давно забытое ощущение счастья, поэтому статую можно считать истинным шедевром.

В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что шедевры наполняют жизнь человека, содержат в себе то, что может сделать его счастливее.

Сочинение Зачем нам нужен речевой этикет? 7 класс

Люди каждый день общаются между собой. Это так просто, но при этом очень сложно. Никогда не стоит забывать про силу слова. Никто из нас не захочет оставить о себе плохого впечатления или оскорбить любимого человека не самым аккуратным выражением. Для этого и существует речевой этикет. Он регулирует правила общения. Речь человека может оставлять о нем приятное или не очень приятное впечатление. Человек с развитой культурой речи обычно оставляет более благоприятные мнение о себе.

Речевой этикет составляет часть воспитания. Чтобы научиться красиво говорить, завлекать человека своим разговором, потребуются годы практики, но обязательными для любого человека являются лишь основы речевого этикета. Они необходимы, чтобы речь была понятной и уважительной. Например, в первый раз начиная разговор с человеком, мы говорим с ним на «Вы». Это тоже часть речевого этикета. Однако даже основы даются не так легко – потребуется довольно много времени, чтобы не обдумывать каждое свое слово, а уверенно говорить. Речевой этикет требует от человека таких качеств, как сдержанность и терпение.

Правила речевого этикета изменчивы. Они меняются в зависимости от социального статуса, культуры народов, сферы деятельности. Например, с человеком, имеющим низкий социальный статус, мы общаемся с меньшей уважительностью, чем с человеком, умеющим высокий статус.

Не все считают, что речевой этикет необходим. Это правила, это рамки, ограничивающие нашу речь, нашу свободу. Но если подумать, то к чему приведет общение без соблюдения правил? Люди не будут задумываться, прежде чем говорить. Беспорядок в речи приведет лишь к конфликтам между собеседниками. Людям будет только сложнее выразить собственные мысли.

Я считаю, что речевой этикет необходим, чтобы избежать конфликтов во время общения, оставить о себе более менее хорошее впечатление. Речевой этикет может помочь нам правильно выразить свою мысль. Правила необходимы во всем, в том числе и в нашей речи. К сожалению, не все задумываются об этом, хотя часто пользуются речевым этикетом. Нам необходимо больше обращать внимание на то, что мы говорим.

Вариант 2

Жизнь человека невозможна в одиночестве, без общения с другими людьми. В повседневной жизни нам постоянно приходиться встречаться с самыми разными людьми, обращаться к ним с просьбой, приветствовать, благодарить, поздравлять с праздниками, извиняться. Для того чтобы быстро устанавливать отношения, лучше понимать друг друга, люди выработали правила поведения в различных ситуациях. Эти правила нигде не зафиксированы, никто не может потребовать их выполнения в приказной форме, однако их применение значительно облегчает совместную деятельность людей, упрощает разрешение сложных жизненных ситуаций. Образованный и интеллигентный человек сумеет правильно оценить ситуацию, поддержать разговор, грамотно и понятно изложить свое мнение. Комплекс правил поведения называется этикетом. В основе его лежит моральный принцип, который гласит, что нужно поступать с другими так, как хотели бы, чтоб поступали с вами.

Культура речи основана на общечеловеческих принципах добра, морали, искренности, поэтому воспитанные люди разных национальностей легко найдут общий язык. Универсальными правилами речи являются сдержанность, вежливость, грамотность, приветливое отношение к собеседнику, умение использовать стандартные выражения.

Речевой этикет является частью поведенческого этикета. По речи человека можно понять его ум, характер, уровень образования, культурность и деловитость. Правила речевого этикета усваиваются с детства, вместе с воспитанием и обучением. Родители учат детей здороваться, благодарить, извиняться, и этим закладывают основы культурного общения.

Правила речевого этикета могут помочь в разрешении конфликтной ситуации, вовремя сказанные этикетные слова снимут напряженность и успокоят собеседников. Надо чувствовать состояние собеседника, не затрагивать неприятные ему темы, проявлять теплое, уважительное отношение. Ценится умение задавать вопросы, показывать свой интерес к разговору и личности собеседника.

Очень важно соблюдение этикета при первом общении, знакомстве с кем-либо. Когда мы попадаем в незнакомый коллектив, мы хотим наладить контакт с его членами. Вежливая спокойная речь, приветственные слова, негромкий голос, покажет новым знакомым, что новичку можно доверять, он приветлив и не агрессивен. Соблюдение общих правил показывает, что это «свой», и подсознательно к нему возникает симпатия и расположение.

Знание правил речевого этикета необходимо каждому, кто хочет достичь успеха в жизни, найти друзей, обрести единомышленников.

Сочинение рассуждение на тему Зачем нам нужен речевой этикет?

Каждый из нас всю свою жизнь совершенствуется в самых разных сферах. Начиная с самого детства, наши родители обучали нас определенным правилам и нормам поведения. Так зачем это?

Сегодня мы поговорим о том, что такое речевой этикет и зачем он нам нужен.

Речевым этикетом можем назвать установленные правила общения. Под этим подразумевается полный набор правил вежливости и соблюдения определенной культуры. Речевой этикет так же затрагивает нормы употребления слов и их нормы использования.

Хоть речевые нормы считаются едиными, но все же интересен тот факт, что каждая страна имеет свои особенности их использования.

С помощью культуры речи возможно узнать не только уровень образованности человека, а и род его деятельности. Ведь даже в различных структурах и организациях этикет имеет свои отличия.

Культура речи являются очень удобным инструментом для общения людей из одного круга, благодаря им мы с легкостью находим с ними общий язык.

Речевой этикет имеет множество правил и норм общения. Мы узнаем о них на протяжении всей жизни и важно, чтобы каждый из нас умел ими пользоваться.

В современном мире культура нашего разговора отошла на задний план, что является плохим показателем правильного развития населения. Именно поэтому нынешнее поколение стает более “свободным” от правил и норм речевого этикета.

Мы имеем возможность сравнить нынешнюю культуру общения с той настоящей, которая царила у наших бабушек и дедушек. Возьмем следующий пример… Давайте вспомним, как мы обращаемся к своим родителям? На “ты”? Конечно, сейчас уже почти не осталось семей, где выдерживаются те нормы этикета, где в обращении на “вы” к своим родителям, выражается все уважение и благодарность их детей.

Речевой этикет как своеобразное искусство владения словом. Он невероятно богат на различные правила, потому давайте знакомиться с ними постепенно и главное – использовать их в повседневной жизни. Ведь разговор – это мысленный портрет вашей личности.

Культура речи – это первое, на что обращает ваш собеседник внимание, поэтому дабы создать положительное впечатление о вашей персоне, следует думать перед тем, как что-то сказать.

“Секреты подготовки к сочинению в форме ЕГЭ”

На интернет-просторах существует множество планов, клише, шаблонов по написанию сочинения в формате ЕГЭ. Уважаемые коллеги многое делают для того, чтобы облегчить обучающимся нелегкий процесс подготовки к экзамену. Зачастую эти рекомендации носят назидательный характер, и не очень ясна цель написания сочинения. Обучающийся вправе строить текст свободно, но задание все же диктует определенную логику. Здесь представлена логическая схема сочинения.

Содержимое разработки

Государственное бюджетное образовательное учреждение лицей № 395 Красносельского района Санкт-Петербурга

Методические рекомендации по написанию сочинения

по русскому языку в формате ЕГЭ

Автор: Дружинина Татьяна Викторовна,

преподаваемый предмет: русский язык и

На интернет-просторах существует множество планов, клише, шаблонов по написанию сочинения в формате ЕГЭ. Уважаемые коллеги многое делают для того, чтобы облегчить обучающимся нелегкий процесс подготовки к экзамену. Зачастую эти рекомендации носят назидательный характер, и не очень ясна цель написания сочинения. Обучающийся вправе строить текст свободно, но задание все же диктует определенную логику.

Эксперт при проверке проверяет логику сочинения трижды: наличие абзацев, переходы (скрепы) между абзацами и наличие причинно-следственных связей внутри абзацев.

Исходя из задания к сочинению, которое само по себе является его планом, я составила короткую логическую схему:

Четкая формулировка проблемы текста

(конкретное словосочетание с сущ. в род. п. или вопрос по тексту)

Комментарий по проблеме (с 2 примерами-иллюстрациями):

1 – (причинно-следственные связи: тезис (суждение) – док-во (пример из текста) – вывод) Л

2 – (причинно-следственные связи: тезис (суждение) – док-во (пример из текста) – вывод) Л

Авторская позиция Л

Своя позиция (одно сложное предложение, четко сформулированная мысль) Л

Аргументация своего мнения:

1 аргумент (причинно-следственные связи: тезис-доказательство-вывод) Л

2 аргумент (причинно-следственные связи: тезис-доказательство-вывод) Л

Вывод сочинения Л

Таким образом, сочинение представляет собой две зеркальные части: информационная обработка текста (абзацы 1-4) и собственно свое сочинение (абзацы 5-8). Становится ясна цель сочинения: проверка умения информационной обработки текста и составления своего текста. Обучающийся, понимающий цель работы, может свободно излагать свои мысли по предложенной логической схеме.

1-ый абзац – формулировка проблемы с помощью вопроса или словосочетания с существительным в родительном падеже. Например: «В тексте ФИО автора поставлена проблема…» (если обучающийся хорошо не владеет речью, не стоит делать пространных вступлений).

2-3 абзацы (возможно объединение в один, но н рекомендую) – комментарий проблемы. Здесь важно выделить в тексте 2 примера, с помощью которых автор раскрывает перед читателем проблему. Оба абзаца должны иметь причинно-следственные связи (это должно быть мини-рассуждение): тезис (суждение, условно говоря, о чем автор пишет, какую мысль высказывает) – конкретный пример из текста (ситуация) – микровывод, восходящий к проблеме.

4 абзац – четко и ясно сформулированная авторская позиция (возможна цитата из текста).

5 абзац – позиция обучающегося, согласие или несогласие с авторской позицией. Здесь важно пояснить свою точку зрения.

6-7 абзацы – аргументы, подтверждающие свою точку зрения. Оба аргумента имеют такое же строение, что и комментарии (должны иметь причинно-следственные связи: тезис (суждение, условно говоря, название литературного произведения) – конкретный пример из текста – микровывод, восходящий к своей позиции).

8 абзац – вывод, восходящий к проблеме текста. Итог одновременно своих рассуждений и всего сочинения.

Как показывает практика, самыми распространенными недочетами являются следующие:

тема сформулировано общо, не конкретно по тексту,

в комментарии один пример вместо двух или просто дан пересказ ключевых фрагментов текста,

ошибки при цитировании

авторская позиция сформулирована расплывчато, не всегда по заявленной проблеме, часто происходит смешение формулировок по двум смежным проблемам,

после формулировки позиции нет её объяснения, которое должно являться переходом к аргументации,

нет аргументов вообще,

при аргументации назван автор произведения, но нет его названия («в общеизвестном романе Ф.М. Достоевского…» – в таком случае аргумент может быть засчитан в качестве жизненного),

при комментировании проблемы и аргументации собственного мнения не прослеживаются причинно-следственные связи, т.е. нет выводов, восходящих к соответствующим позициям по схеме.

определять идею любого текста (= главную проблему)

действовать четко по заданию

выявлять причинно-следственные связи в тексте и составлять свои микротексты (абзацы) по заданной теме

делать переходы (скрепы) между абзацами

аргументировать свое мнение обязательно (даже если это будут два жизненных примера – теряется всего 1 балл)

Для тренинга можно предлагать тренировочные задания по составлению логических схем. Многие обучающиеся утверждают, что составить схему сложнее, чем написать сочинение. Полагаю, это говорит о том, что они не свободно владеют правилами и навыками написания сочинения в формате ЕГЭ.

Пример задания. Дан текст из Открытого банка заданий (в Открытом банке заданий есть много небольших содержательных текстов. http://85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416). Предлагается кратко заполнить согласно заданию схему текста, которая будет являться основой будущего сочинения. Эта работа позволит избежать многих логических ошибок непосредственно при написании сочинения.

(1) Несколько раз я слышал странное мнение, что “Три мушкетёра” Александра Дюма – книга вредная и ненужная и что её не следует давать читать детям. (2) Потому что её герои занимаются чёрт-те чем: пьют вино, дерутся на шпагах, развратничают, воруют бутылки через дырку в потолке магазина, убивают женщину и так далее и тому подобное. (3) Первый раз такое мнение я услышал на писательском семинаре в Дубултах в 1990 году от кого-то из молодых писателей. (4) Второй раз я услышал такое мнение от одного известного питерского фантаста на семинаре Б.Н. Стругацкого. (5) Третий раз я услышал аналогичное мнение от старой дамы, профессорши, университетской преподавательницы, в случайно слышанной по радиопередаче.

(6) Она вообще выступала за запрещение много чего в русской и нерусской детской литературе: в частности, книги и фильмы о Малыше и Карлсоне, потому что Карлсон, во-первых, живёт на крыше, а значит – бомж, и уже одним этим подаёт дурной пример для подростков, во-вторых, он всё время врёт, без меры ест сладкое, подставляет вместо себя других, когда требуется отвечать за содеянное, и прочее, и тому подобное. (7) Запрещению подлежат Буратино и Винни-Пух – практически по тем же причинам, сказка про Машу и трёх медведей – за то, что маленькая героиня пришла в чужой дом, всё там съела, поломала, а потом убежала от заслуженного наказания.

(8) Вот и мушкетёры Александра Дюма угодили под каблук этой дамы. (9) А такой переворот в её мыслях произошёл после посещения США, где борьба за политкорректность достигла таких масштабов, что в некоторых штатах Америки запретили Тома Сойера с Гекльберри Финном и изъяли все подозрительные места из классических детских книжек.

(10) Так что, дорогие читатели, пока ещё на школьных дворах не пылают костры из книг, в которых политкорректность не дотягивает до необходимого уровня, срочно покупайте “Трёх мушкетёров” и читайте, перечитывайте, давайте читать другим. (11) Пока не настал День Гнева.

(По А. Етоеву)

Формулировки проблем (ту, которую будете комментировать и высказывать авт. позицию, подчеркните):

Комментарий (тезис (суждение) – аргумент (пример) – вывод)

1 пример _____________________________________________________________________

2 пример _____________________________________________________________________

Авторская позиция по выбранной проблеме_____________________________________________________________

Своя позиция __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Аргумент 1 (тезис (суждение) – аргумент (пример) – вывод) __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Аргумент 1 (тезис (суждение) – аргумент (пример) – вывод) __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сборник сочинений для подготовки к ЕГЭ

Эта книга поможет понять, как написать сочинение на Едином государственном экзамене по русскому языку. Все сочинения написаны мною в процессе подготовки к экзамену в 11 классе. Занимательно, что одни и те же фразы можно использовать для написания сочинений на разные темы. Уверена, что аргументы, примеры и структура предлагаемых текстов помогут Вам успешно справиться со второй частью экзамена. Желаю удачи!

Оглавление

  • Исходный текст

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сборник сочинений для подготовки к ЕГЭ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.

Прилетела синичка, попробовала расковырять намерзь. Но снег был тверд, и она озабоченно поглядела по сторонам, словно спрашивая: «Как же теперь быть?»

Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил ее кнопками и через каждый сантиметр расставил конопляные зерна. Первое зернышко оказалось в саду, зернышко под номером тридцать — в моей комнате.

Синичка все видела, но долго не решалась слететь на окно. Наконец она схватила первую коноплинку и унесла ее на ветку. Расклевав твердую скорлупку, она выщипала ядро.

Всё обошлось благополучно. Тогда синичка, улучив момент, подобрала зернышко номер два…

Я сидел за столом, работал и время от времени поглядывал на синичку. А она, все еще робея и тревожно заглядывая в глубину форточки, сантиметр за сантиметром приближалась по линейке, на которой была отмеряна ее судьба.

— Можно, я склюю еще одно зернышко? Одно-единственное?

И синичка, пугаясь шума своих собственных крыльев, улетела с коноплинкой на дерево.

— Ну, пожалуйста, еще одно. Ладно?

Наконец осталось последнее зерно. Оно лежало на самом кончике линейки. Зернышко казалось таким далеким, и идти за ним так боязно!

Синичка, приседая и настораживая крылья, прокралась в самый конец линейки и оказалась в моей комнате. С боязливым любопытством вглядывалась она в неведомый мир. Ее особенно поразили живые зеленые цветы и совсем летнее тепло, которое овевало озябшие лапки.

— Ты здесь живешь?

— А почему здесь нет снега?

Вместо ответа я повернул выключатель. Под потолком ярко вспыхнула электрическая лампочка.

— Где ты взял кусочек солнца? А это что?

— Что такое книги?

— Они научили зажигать это солнце, сажать эти цветы и те деревья, по которым ты прыгаешь, и многому другому. И еще научили насыпать тебе конопляных зернышек.

— Это очень хорошо. А ты совсем не страшный. Кто ты?

— Что такое Человек?

Объяснить это маленькой глупой синичке было очень трудно.

— Видишь нитку? Она привязана к форточке.

Синичка испуганно оглянулась.

— Не бойся. Я этого не сделаю. Это и называется у нас — Человек.

— А можно мне съесть это последнее зернышко?

— Да, конечно! Я хочу, чтобы ты прилетала ко мне каждый день. Ты будешь навещать меня, а я буду работать. Это помогает Человеку хорошо работать. Согласна?

— Согласна. А что такое работать?

— Видишь ли, это такая обязанность каждого человека. Без нее нельзя. Все люди должны что-нибудь делать. Этим они помогают друг другу.

— А чем ты помогаешь людям?

— Я хочу написать книгу. Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает ее, положил бы на своем окне по тридцать конопляных зерен…

Но, кажется, синичка совсем не слушает меня. Обхватив лапками семечко, она неторопливо расклевывает его на кончике линейки.

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

В наши дни люди нередко становятся жестокими, выплескивают свою злость на беззащитных существ. В таких условиях важно оставаться Человеком, не уподобаясь другим, защищая слабых.

Так что же такое Человек? В чем его сущность? Эту важную проблему поднимает

Е. Носов в тексте.

Автор описывает случай с синичкой. Проголодавшись, она преодолевает свой страх и залетает в квартиру рассказчика. Синичка заводит с ним разговор, спрашивая, что же такое Человек, на что рассказчик отвечает, что это тот, который не обидит слабых. Е. Носов подчеркивает, что рассказчик не только не оставил синичку в неволе, но и разрешил ей прилетать каждый день.

Таким образом, позиция автора заключается в следующем: ни при каких обстоятельствах настоящий Человек никогда не обидит младших.

Я полностью согласна с автором. Люди должны беречь, охранять меньших братьев.

Во-первых, мысль о необходимости бережного отношения к природе облагораживает человека и формирует его внутренний мир. Так, М. Пришвин в произведении «Кладовая солнца» рассказывает о Блудовом болоте. Из его сказа-были мы узнаем о вкусной ягоде, сосновом боре, пении птиц. Пришвин рассказывает о мельчайших деталях, потеря которых невосполнима и горестна. Все богатство природы автор называет кладовой солнца. В произведении М. Пришвина прослеживается мысль о нравственной ценности природы, способной пробудить в человеке любовь к прекрасному.

Во-вторых, любое вмешательство в природу очень опасно. М. Булгаков в произведении «Собачье сердце» рассуждает над злободневной проблемой опасности преобразования природы человеком. Перед нами Профессор Преображенский и его открытие — Шарик — результат эксперимента по пересадке животному человеческих органов. В итоге животное полностью очеловечивается, получает качества уголовника Клима Чугункина, и даже помогает очищать Москву от бродячих животных. Булгаков показал, что данный опыт — опасный эксперимент, и вмешательство в природу опасно.

Текст Е. Носова заставил меня задуматься над тем, что нужно любить и защищать животных. Может быть, главная мысль автора и заключалась в том, что человек становится Человеком, когда начинает это осознавать.

Исходный текст

В купе поезда, куда я вошел с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочками-аппликациями на носках.

Обутая и ободренная, дама ушла в коридор, скучая, смотрела в окно. Инвалид принялся заправлять постели.

Ничего не скажешь, делал он эту работу одной рукой довольно ловко, хотя и не очень споро, — привык, видать, заниматься домашними делами. Но одна рука есть одна рука, и он устал изрядно, пока заправил две постели.

– — Мурочка! Все в порядке, — известил он даму и присел к столику.

Дама вошла в купе, пальчиком подправила не совсем ловко заделанную под матрац простыню и победительно взглянула на меня:”Вот как он меня любит!”

Инвалид по-собачьи преданно перехватил ее взгляд, подтвердил:”Вот как я ее люблю!”

Потом они перепирались насчет нижнего места, и дама снисходительно уступила:

— Ну, хорошо, хорошо! — Поцеловала усталого спутника, мужа, как выяснилось потом, пожелала ему спокойной ночи и стала устраиваться на нижнем месте.

Сходив в туалет, инвалид попытался молодецки вспрыгнуть на вторую полку — не получилось. Он засмущался, начал извиняться передо мной, спрашивать у Мурочки: не потревожил ли ее?

— Да ложись ты, ради Бога, ложись! Что ты возишься? — строго молвила дама, и супруг ее снова заизвинялся, заспешил.

Дело кончилось тем, что мне пришлось помочь ему взобраться на вторую полку. Поскольку были мы оба фронтовики, то как-то и замяли неловкость, отшутились. Познакомились. Инвалид был известный архитектор, ехал с ответственного совещания, жена его сопровождала, чтобы ему не так трудно было в пути.

Долго не мог уснуть архитектор на второй полке, однако шевелиться боялся, чтоб не потревожить свою Мурочку. И я подумал, что любовь, конечно, бывает очень разная и, наверное, я ее понимаю как-то упрощенно, прямолинейно или уж и вовсе не понимаю. Во всяком разе, такую вот любовь, если это в самом деле любовь, мне постичь было непосильно.

В наше время, когда люди все чаще путают настоящую любовь со слепой, очень важно уметь различать их.

Насколько опасна слепая любовь? Над этой актуальной проблемой рассуждает В.Астафьев в тексте.

Автор описывает случай в поезде. Находясь в одном купе с инвалидом войны, он наблюдает за его отношениями с женой. Он расправляет для нее постель, неловко забирается на вторую полку, боится пошевелиться, дабы не потревожить жену. Она же ведет себя высокомерно, всем своим видом показывая гордость за то, как он ее любит, тем самым вызывает осуждение писателя. В.Астафьев говорит, что ему никогда не удастся постичь такой преданной, безропотной любви.

Таким образом, позиция автора заключается в следующем: не нужно слепо любить свою вторую половину, не замечая недостатков.

Я полностью согласна с автором. Слепая любовь может довести человека до отчаяния.

Люди, которые слепо любят дорогих им людей, приносят тем самым несчастья и им, и себе. Ярким примером тому является любовь Простаковой к Митрофанушке в пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль». Мать настолько слепа, что не видит, кем на самом деле является ее сын. В итоге из Митрофанушки вырос невежа, а Простакова утратила смысл своего существования, смысл жизни.

Совершенно по-другому проявляется настоящая, самоотверженная любовь. М.А.Булгаков пишет об этом в произведении «Мастер и Маргарита». Маргарита способна на глубокую, преданную любовь. Именно ее любовь, чистая и открытая, помогает Мастеру выбраться из трясины, начать жить новой жизнью, вновь обрести веру в себя. Так, М.Булгаков показывает, что любовь способна воскресить человека.

Текст В.Астафьева заставил меня задуматься о том, как важно отличать слепую любовь от настоящей. Может быть, главная мысль автора и заключалась в том, чтобы помочь читателям научиться разбираться в своих чувствах.

Исходный текст

О несправедливости говорят и пишут с древних времён — возможно, с тех пор, как человечество вообще научилось говорить и писать. Что же такое несправедливость — всё ещё не ясно.

Очень непросто прийти к согласию в этом вопросе, поскольку в данном случае спор ведётся с достаточной долей заинтересованности. Каждый хочет, чтобы с ним обошлись «справедливо», и жалуется на «несправедливость», однако пытается так истолковать ситуацию, чтобы сразу же стала очевидной несправедливость по отношению к нему. И каждый обладает достаточным самомнением, чтобы судить «справедливо» об отношении к другим людям, и совсем не замечает, что другие возмущаются его мнимой «справедливостью». Так проблема искажается страстями и окутывается предрассудками. Целые поколения застревают в этих предрассудках, и замечаешь порой, как само слово «справедливость» вызывает язвительную улыбку.

От предыдущих поколений человечеству досталось по наследству убеждение, будто люди от рождения равны и вследствие этого с ними надо обходиться одинаково. Однако сущность справедливости состоит как раз в неодинаковом обхождении с неодинаковыми людьми.

Если бы люди были действительно равны, жизнь была бы предельно простой и справедливость было бы чрезвычайно легко найти. Стоило бы только сказать: одинаковым людям — одинаковую долю или всем всего поровну. Тогда справедливость можно было бы обосновывать арифметически и создавать механически; и все были бы довольны, потому что люди стали бы не чем иным, как одинаковыми атомами, своего рода всюду катящимися механическими шариками, которые были бы похожи внешне и имели бы внутренне одинаковый душевный склад. Как наивно, как просто, как мелко!

На самом же деле люди не равны ни телом, ни душою, ни духом. Они родятся существами различного пола, с различным здоровьем и силой, с совершенно различными предрасположенностями, дарами, инстинктами и желаниями, они принадлежат к различному духовному уровню, и с ними (в силу справедливости!) надо обходиться различно. В этом заключается основа и главная трудность справедливости: людей — бесконечное множество; все они различны; как сделать, чтобы каждый получил согласно справедливости? Если люди неодинаковы, значит, и обходиться с ними надо каждый раз согласно их живому своеобразию. Иначе возникает несправедливость.

Таким образом, справедливость означает именно неравенство: беречь ребёнка, помогать слабому, снисходить к уставшему, ухаживать за больным; проявлять больше строгости к безвольному, больше доверия честному, больше осторожности к болтуну; герою оказывать почести.

Справедливость поэтому — искусство неравенства, и она присуща лишь благородным душам. У неё обострённое чувство реальности; проистекающая от доброго сердца и живой наблюдательности, она отвергает механический подход к людям. Она хочет индивидуально подойти к каждому случаю, располагая человека к состраданию. Она старается уловить в человеке его сущность и своеобразие и соответственно этому обходиться с ним.

В нашем мире, полном несправедливости, очень важно оставаться верным себе и своей совести.

Так ли это важно — быть справедливым? Над этой актуальной проблемой рассуждает И.Ильин в тексте.

Автор описывает людей, которым присущ дар справедливости, как добрых, отзывчивых, внимательных к чужой беде. Он подчеркивает, что далеко не каждый обладает этим даром, а те, в ком дар заложен, способны чувствовать других людей, бескорыстно помогать им.

Таким образом, позиция автора заключается в следующем: чувство справедливости — важнейшее качество человека, делающее его личностью.

Я полностью согласна с автором. Справедливые люди очень ценятся в обществе, помогают ему развиваться.

Справедливые люди и сами поступают так, как велит им совесть. Ярким примером тому является Татьяна Ларина, главная героиня романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Она не смогла предать мужа, и на предложение Онегина остаться с ним, ответила, что будет век верна мужу. Совестливая и честная по натуре, Татьяна не может поступить несправедливо с человеком, который всегда желал ей только добра. Главная героиня — идеал А.С.Пушкина, которого наделил он лучшими нравственными чертами, какие могут быть в человеке.

Немаловажно и то, что окружающие ценят справедливых людей и уважают их. Наташа Ростова в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» — яркий тому пример. Девушка относится справедливо ко всем окружающим ее людям, и они платят ей тем же. Она не осуждает их пороки, а, напротив, честно, по совести мирится с ними, находит в людях положительные стороны. Они же отвечают ей взаимностью. Так, Л.Н.Толстой показал, как справедливость Наташи повлияла на отношение к ней других людей.

Текст И.Ильина заставил меня задуматься о том, как важно быть справедливым человеком. Может быть, главная мысль автора и заключалась в том, чтобы разбудить в читателях чувство справедливости.

Исходный текст

Я — старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели ли они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.

Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас.

В нашем мире, где межнациональная рознь приняла глобальный характер, важно не поддаваться на провокации и быть верным своим принципам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: