Есть в осени первоначальной – анализ стихотворения, история

Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной» Тютчева

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 73.

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 73.

Фёдор Иванович Тютчев – признанный мастер лирики о природе. Его произведения напоминают красочные зарисовки изменений в окружающем мире: зимние узоры, тёплый летний ветерок, дивная осенняя пора, когда природа только начинает увядать. О последней поэт говорит с особой трепетностью и умиротворением. Познакомившись с кратким анализом «Есть в осени первоначальной» по плану, ученики 6-го класса смогут оценить мастерскую передачу чувств и ощущений посредством русского поэтического языка. Краткий разбор произведения поможет им легко справиться с заданиями по лирике Тютчева на уроках литературы.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Есть в осени первоначальной.

История создания: стихотворение написано в 1857 году во время поездки из Овстуга в Москву.

Тема стихотворения: осенняя пора и размышления о жизни.

Композиция: стихотворение состоит из трёх четверостиший.

Жанр: лирическое стихотворение.

Стихотворный размер: размер стихов – ямб, рифма — перекрёстная.

Метафоры: «И льётся чистая и тёплая лазурь».

Эпитеты: «бодрый серп», «отдыхающее поле».

Сравнения: «…день стоит как бы хрустальный».

Олицетворения: «…серп гулял…».

Синекдоха: «…падал колос».

История создания

Говоря об истории создания произведений Тютчева, нужно вспомнить, что поэт много времени проводил в пути, что давало ему возможность постоянно любоваться красотой и изменчивостью русской природы. Стихотворение было написано в 1857 году в августе, когда всё живое готовится к наступлению осени.

Тютчев с дочерью направлялся из Овстуга в Москву, когда его настигло вдохновение. Он стал набрасывать стихи на листке со списком дорожных затрат. Дочь, заметив, что руки отца дрожат от нетерпения, а ухабы на дороге не дают сосредоточиться, дописала вторую часть только что родившегося стихотворения под его диктовку.

Впервые это произведение было опубликовано спустя год в журнале «Русская беседа».

Стихотворение «Есть в осени первоначальной» относится к пейзажной лирике.

Прочитав стихотворение «Есть в осени первоначальной», трудно поверить, что его автор недолюбливал осень. Тютчеву это время года навевало тоску от осознания, что жизнь – явление быстротечное. Но в данном стихотворении поэт изображает чудесный миг, когда природа ещё только готовится попасть под власть холодной зимы и словно замерла во всём своём великолепии.

Тема произведения — осенняя природа. Но пейзажной лирике Тютчева свойственно параллельное отражение размышлений о жизни и месте человека в ней. Поэтому в данной работе есть и вторая тема — размышления о жизни.

Стихотворение озвучивает ряд проблем:

  • Взаимосвязь человека и природы. Начало осени прекрасно, но впереди морозная зима. Период зрелости в жизни людей тоже прекрасен, но юные годы остались позади, а впереди неумолимо приближение старости.
  • Труд и человек. Нелёгок труд крестьянина, но он наполняет жизнь смыслом.
  • Смысл жизни. Наступление осени благоволит подведению итогов уходящего года, оценке его со стороны.

Композиция

Стихотворение состоит из 3-х четверостиший, каждое из них выступает в качестве самостоятельной пейзажной зарисовки. Однако законченность и истинный смысл четверостишия обретают лишь при прочтении всего стихотворения как единого целого.

Стих написан разностопным ямбом. В первых двух четверостишиях рифмовка перекрёстная, а в третьем — кольцевая. Чередуются мужская и женская рифмы. Так создаётся впечатление музыкального звучания. Длинные строки сменяют короткие, характеризуя непостоянство и быстротечность состояния природы.

Это лирическое стихотворение, здесь яркое эмоциональное начало. В нём отражены мысли и чувства лирического героя, его восхищение тихими тёплыми осенними днями и вечерами.
Тютчев — поэт «чистого искусства», не понимающий в поэзии преобладания социальных вопросов. В этом произведении, как и во многих других его работах, сочетаются два художественных направления: реализм и романтизм. Поэтому его строки окрашены точными картинами окружающей природы в сочетании с эмоциональным состоянием автора.

Средства выразительности

Тютчев известен использованием изысканных средств выразительности богатого на поэтику литературного русского языка. Для создания в стихотворении доподлинного ощущения постоянной связи человека и природы поэт использует следующие художественные средства:

  • Изящные эпитеты: «…лучезарны вечера», «…бодрый серп…», «…на праздной борозде» , которые с точностью передают высшую степень восхищения окружающей природой.
  • Метафоры: «И льётся чистая и тёплая лазурь», «…паутины тонкий волос».
  • Олицетворения: «…отдыхающее поле…», «…серп гулял…» .
  • Сравнения: «…день стоит как бы хрустальный» , то есть прозрачный, хрупкий, неосязаемый и для поэта, и для его читателя.
  • Синекдоху: «…падал колос»

В произведении дважды встречаются многоточия, которые создают ощущения недосказанности и возможность «додумать» , представить любому из читателей собственную картину «первоначальной» осенней поры.

Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной» Тютчева

  • Анализ стихов
  • Тютчев
  • Есть в осени первоначальной

Поэт восхищается красотой русской природы. Для него не бывает плохих и хороших времён года. В этом стихотворении он описывает начало сентября. В народе это время называется «бабье лето». Как — будто лето возвращается на какое-то время. И опять стоят тёплые, солнечные денёчки, но не такие жаркие, как летом. Это время любил великий русский поэт Пушкин, это время нравится и мне. Я не люблю жаркое душное лето.

Вот первое четверостишие. «В осени первоначальной»- это и есть две недели сентября. «Короткая, но дивная пора». Вроде как лето вернулось, осень отступила. Стоит мягкая, спокойная погода. Природа готовится к долгому зимнему сну. Воздух уже по-осеннему прохладный, особенно вечером. На закате солнца вечера и кажутся «лучезарными», так облака окрашены в жёлтый и оранжевые цвета. А днём воздух такой чистый, звонкий, как звон хрустальных бокалов. Не досаждают ни комары, ни мухи.

Читайте также:
Мильон терзаний краткий конспект статьи И.А. Гончарова по комедии "Горе от ума", тезисный план, анализ, оценка и характеристика критиком героев, главная мысль

Второе четверостишие. Мы незримо видим скошенные поля, пустые, голые готовые к зиме. Совсем недавно здесь бурлила уборочная страда. Во времена написания стихотворения комбайнов ещё не было, крестьяне рожь и пшеницу жали серпами и складывали в кучи. Потом из них вязали снопы. «Где бодрый серп гулял и падал колос…» На пустых полях лишь пауки плетут паутину и она блестит в лучах заходящего солнца.

Третье четверостишье рассказывает о том, что поле отдыхает. А над ним птицы в стаи собираются. Последний раз, сделав круг, потянулись их караваны к югу, в тёплые края. Поэтому, и не «слышно птиц боле». Но до зимы ещё далеко — ведь на календаре пока середина — конец сентября. И поэтому «льётся чистая и тёплая лазурь». Это можно ощутить, стоит только закрыть глаза, подставить лицо теплым солнечным лучам. Высокое ещё, безоблачное небо кажется таким голубым, чистым и по ощущению тёплым. Стоят последние солнечные денёчки. Но зима не за горами.

Стихотворение хорошо рифмуется, легко запоминается. Так и хочется его не прочитать, а пропеть — до того оно музыкально. А Тютчев — романтический реалист.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Есть в осени первоначальной.
История создания: стих написан в 1857 году во время поездки из Овстуга в Москву

Тема стихотворения: осенняя пора и размышления о жизни.

Композиция: стихотворение состоит из трёх четверостиший.

Жанр: пейзажная лирика.

Стихотворный размер: размер стиха ямб, рифма — перекрёстная.

Метафоры: «И льётся чистая и тёплая лазурь».

Эпитеты: «бодрый серп», «отдыхающее поле».

Сравнения: «…день стоит как бы хрустальный».

Олицетворения: «…серп гулял…».

Метонимия: «…падал колос».

Образы и символы

  • В центре стихотворения «Осенний вечер» находится образ осени. Для лирического героя это не просто очередное изменение в природе, а воплощение внутренних чувств, переживаний. Символ «грустно-сиротеющей земли» означает и всеобщее увяданье, и угасание душевных сил, потерю молодости, прежнего воодушевления.
  • Сам лирический герой ощущает осень в своей душе, она отражает его состояние. Этим родством человека и окружающего мира он подчеркивает естественную связь всего живого, которая помогает нам в трудную минуту. Размышления о неизбежности увядания помогают лирическому герою смириться со своей грустью и ждать неминуемого возрождения. Осень не может длиться вечно.

История создания

Говоря об истории создания произведений Тютчева, нужно вспомнить, что поэт много времени проводит в пути, что давало ему возможность постоянно любоваться красотой и изменчивостью русской природы. Стихотворение было написано в 1857 году в августе, когда всё живое готовится к наступлению осени.

Тютчев с дочерью направлялся из Овстуга в Москву, когда его настигло вдохновение. Он стал набрасывать стихи на листке со списком дорожных затрат. Дочь, заметив, что руки отца дрожат от нетерпения, а ухабы на дороге не дают сосредоточиться, дописала вторую часть только что родившегося стихотворения под его диктовку.

Впервые это произведение было опубликовано спустя год в журнале «Русская беседа».

Прочитав стихотворение «Есть в осени первоначальной», трудно поверить, что его автор недолюбливал осень. Тютчеву это время года навевало тоску от осознания, что жизнь явление быстротечное. Но в данном стихотворении поэт изображает чудесный миг, когда природа ещё только готовится попасть под власть холодной зимы и словно замерла во всём своём великолепии.

Тема произведения — осенняя природа. Но пейзажной лирике Тютчева свойственно параллельное отражение размышлений о жизни и месте человека в ней. Поэтому в данной работе есть и вторая тема — размышления о жизни.

Стихотворение озвучивает ряд проблем:

  • Взаимосвязь человека и природы. Начало осени прекрасно, но впереди морозная зима. Период зрелости в жизни людей тоже прекрасен, но юные годы остались позади, а впереди неумолимо приближение старости.
  • Труд и человек. Нелёгок труд крестьянина, но он наполняет жизнь смыслом.
  • Смысл жизни. Наступление осени благоволит подведению итогов, уходящего года, оценке его со стороны.

Стихотворение «Есть в осени первоначальной» – анализ по плану

Вариант 1

История создания

Говоря об истории создания произведений Тютчева, нужно вспомнить, что поэт много времени проводит в пути, что давало ему возможность постоянно любоваться красотой и изменчивостью русской природы. Стихотворение было написано в 1857 году в августе, когда всё живое готовится к наступлению осени.

Тютчев с дочерью направлялся из Овстуга в Москву, когда его настигло вдохновение. Он стал набрасывать стихи на листке со списком дорожных затрат. Дочь, заметив, что руки отца дрожат от нетерпения, а ухабы на дороге не дают сосредоточиться, дописала вторую часть только что родившегося стихотворения под его диктовку.

Впервые это произведение было опубликовано спустя год в журнале «Русская беседа».

Тема

Прочитав стихотворение «Есть в осени первоначальной», трудно поверить, что его автор недолюбливал это время года. Тютчеву осень навевала тоску от осознания, что жизнь явление быстротечное. Но в данном стихотворении поэт изображает чудесный миг, когда природа ещё только готовится попасть под власть холодной зимы и словно замерла во всём своём великолепии.

Тема произведения — осенняя природа. Но пейзажной лирике Тютчева свойственно параллельное отражение размышлений о жизни и месте человека в ней. Поэтому в данной работе есть и вторая тема — размышления о жизни.

Стихотворение озвучивает ряд проблем:

Взаимосвязь человека и природы. Начало осени прекрасно, но впереди морозная зима. Период зрелости в жизни людей тоже прекрасен, но юные годы остались позади, а впереди неумолимо приближение старости.

Читайте также:
Ермолай Алексеевич Лопахин характеристика героя в пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад", описание образа, черты характера, любовь, роль персонажа в произведении

Труд и человек. Нелёгок труд крестьянина, но он наполняет жизнь смыслом.

Смысл жизни. Наступление осени благоволит подведению итогов, уходящего года, оценке его со стороны.

Композиция

Стихотворение состоит из 3‑х четверостиший, каждое из них выступает в качестве самостоятельной пейзажной зарисовки. Однако законченность и истинный смысл четверостишия обретают, лишь при прочтении как единого целого.

Жанр

Стихотворение «Есть в осени первоначальной» относится жанру пейзажной и философской лирики. Тютчев — поэт «чистого искусства», непонимающий в поэзии преобладания социальных вопросов. В этом произведении, как и во многих других его работах, сочетаются два художественных направления: реализм и романтизм. Поэтому его строки окрашены точными картинами окружающей природы в сочетании с эмоциональным состоянием автора.

Стихотворение написано разностопным ямбом. В первых двух четверостишьях рифмовка перекрёстная, а в третьем — опоясывающая. Чередуются мужская и женская рифмы. Так создаётся впечатление музыкального звучания. Длинные строки сменяют короткие, характеризуя непостоянство и быстротечность природного состояния.

Средства выразительности

Тютчев известен использованием изысканных средств выразительности богатого на поэтику литературного русского языка. Для создания в стихотворении доподлинного ощущения постоянной связи человека и природы поэт использует следующие художественные приёмы:

Изящные эпитеты: «…лучезарны вечера», «…бодрый серп…», «…на праздной борозде», которые с точностью передают высшую степень восхищения окружающей природой.

Метафоры: «И льётся чистая и тёплая лазурь», «…паутины тонкий волос».

Олицетворения: «…день стоит…», «…серп гулял…».

Сравнения: «…день стоит как бы хрустальный», то есть прозрачный, хрупкий, неосязаемый и для поэта, и для его читателя.

Метонимию, точнее её разновидность синекдоху: «…падал колос»

В произведении дважды встречаются многоточия, которые создают ощущения недосказанности и возможность «додумать», представить любому из читателей собственную картину «первоначальной» осенней поры.

Вариант 2

Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» Ф. И. Тютчева — одна из самых прекрасных, поэтичных, мелодичных и совершенных по степени художественного дарования элегий.

Элегия — жанр, в котором доминирует определенная фи­лософская направленность, мотив прощания, ухода, сохране­ния чистоты души. Ф. И. Тютчев использует образы природы для выражения сложного мира человеческой души. При этом в его художественном мире проявляется пристрастие именно к пограничным состояниям души и природы.

Тютчевские эле­гии, мелодичные пейзажные зарисовки — один из способов преодолеть жизненное одиночество. Поэт неоднократно жало­вался на некие «припадки тоски», которые порождало, веро­ятнее всего, ощущение конечности бытия.

Известно, что Федор Иванович не считал себя профессио­нальным поэтом. Его лирические откровения — чаще всего импровизации, зарисовки, сделанные по мотивам живых впе­чатлений. Поэт порой сам ощущал их незавершенность, не­достатки и огрехи. Однако именно благодаря этим качествам они и становятся столь запоминающимися и реалистичными. Необработанный слиток золота порой ценнее и важнее юве­лирно отточенной подделки.

В стихотворении проявляется излюбленная черта поэтики Ф. И. Тютчева — подчеркивание вертикальных координат ху­дожественного пространства. В мировоззрении поэта этот прием связан с идеей перехода от земной жизни к бессмертию, от земли к небу.

Первая строфа в этой связи представляет собой неболь­шую экспозицию. С осенью всегда в поэзии связан мотив за­вершения определенного жизненного цикла природы: весной все расцветает, летом — благоухает, а осенью природа гото­вится к зимнему сну. Ф. И. Тютчев тонко выделяет в осени особый период — первоначальный.

Именно в это время при­рода стоит как бы на грани расцвета своей красоты во всей полноте и неизбежности скорого увядания. Эпитет «хрусталь­ный» в полной мере характеризует хрупкость и кратковремен­ность этого периода. В последней строфе «И лучезарны вече­ра» Ф. И. Тютчев подчеркивает мотив света.

Во второй строфе поэт подчеркивает, что к осени заканчи­вается сбор урожая: «Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все». Интересен ход в построении второй строфы: от обобщенной картины сбора урожая к тончайшей художественной детали: «Лишь паутины тонкий волос Бле­стит на праздной борозде».

Символично, что есть ощущение завершенности земледельческих работ, осознание важности их итогов, но при этом нет чувства беззаботной праздности. Простор и пустота вызывают у лирического героя лишь свет­лую печаль. Однако хрупкая красота мира природы заставляет его, забыв про все, стоять и любоваться: «И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле».

Таким образом, природа у Ф. И. Тютчева выполняет функ­цию гармонизирующего начала. Только в общении с природой человек способен познать ощущение вечности.

Вариант 3

История создания. Произведение “Есть в осени первоначальной…” (1857 г.) Ф. И. Тютчев написал во время возвращения из имения в Москву. Потрясенный великолепным пейзажем поэт почувствовал прилив вдохновения и прямо в дороге перенес пришедшие на ум строки на бумагу. Произведение было впервые опубликовано в 1858 г.

Жанр стихотворения — пейзажная лирика.

Основная тема произведения — особый период в начале осени, т. н. “бабье лето”. Тютчев обратил внимание на особое состояние природы в этот непродолжительный период: “день… как бы хрустальный”. Мимолетное возвращение летнего тепла кажется необъяснимым явлением. Возникает ощущение, что это очарование может быть легко разрушено. Сельскохозяйственные работы уже закончены. Поля опустели. Ничто не нарушает разлитого в природе спокойствия и умиротворения.

Автор подмечает незначительную, но характерную деталь: “паутины тонкий волос… на праздной борозде”. Опустела не только земля, но и воздушные просторы. Птицы улетели на юг; больше не слышно их пения. Человеку предоставляется последняя возможность насладиться теплом. До “зимних бурь” еще далеко, но прекрасная пора “бабьего лета” сменится осенней непогодой и слякотью. Этот период является переходным. Природа словно застывает в хрупком состоянии.

Читайте также:
Почему Мертвые души это поэма, а не роман или повесть, особенности

Композиция стихотворения последовательная. Оно состоит из трех строф, представляющих собой три больших предложения.

Размер произведения — разностопный ямб. Рифмовка перекрестная (первая и вторая строфа) и опоясывающая (последняя строфа).

Выразительные средства. Красоту осеннего пейзажа подчеркивают эпитеты (“дивная”, “лучезарны”, “чистая и теплая”), сравнение (“как бы хрустальный”). Эпитеты “праздный” и “отдыхающее” намекают на закончивших свою работу крестьян. Ощущение незримого присутствия человека достигается с помощью олицетворений: “серп гулял”, “падал колос”.

Главная мысль произведения заключается в том, что человек составляет с природой единое целое. Городские жители давно утратили ощущение этого единства. Жизнь же простых крестьян полностью подчинена смене времен года. Весна — пробуждение природы и начало сельскохозяйственных работ. Лето — расцвет животного и растительного мира, самая горячая пора для земледельца.

Начало осени — “хрустальное” состояние природы, заслуженная возможность для человека отдохнуть. Эта “пауза” необходима для подготовки к суровой русской зиме. Немногие русские поэты (за исключением Пушкина) с такой теплотой и любовью относились к осени. Традиционно это время года ассоциируется с упадком жизненных сил, смертью, тоской и печалью. Произведение Тютчева, напротив, очень оптимистично. Поэт рад, что до зимы еще далеко. В наступлении осени он видит достижение природой особой гармонии и красоты.

Стихотворение «Есть в осени первоначальной» относится жанру пейзажной и философской лирики. Тютчев — поэт «чистого искусства», непонимающий в поэзии преобладания социальных вопросов. В этом произведении, как и во многих других его работах, сочетаются два художественных направления: реализм и романтизм. Поэтому его строки окрашены точными картинами окружающей природы в сочетании с эмоциональным состоянием автора.

Стихотворение написано разностопным ямбом. В первых двух четверостишьях рифмовка перекрёстная, а в третьем — опоясывающая. Чередуются мужская и женская рифмы. Так создаётся впечатление музыкального звучания. Длинные строки сменяют короткие, характеризуя непостоянство и быстротечность природного состояния.

Композиция

Произведение состоит из одной строфы, включающей в себя двенадцать строк. Однако эту строфу можно разделить на три тематические части (катрены).

  1. Так, в первом четверостишии в центре внимания лирического героя находится картина осеннего пейзажа. Он наблюдает за противоречивой природой, в которой соединятся и «зловещий блеск» и «томный, лёгкий шелест» листьев.
  2. Во второй части поднимается тема неизбежного увяданья. Вся природа омрачена, а вместе с ней грустит и человек.
  3. В третьей части отражается неразрывная связь лирического героя с окружающим миром. Человеческие чувства сравниваются с угасанием природы.

Средства выразительности

Тютчев известен использованием изысканных средств выразительности богатого на поэтику литературного русского языка. Для создания в стихотворении доподлинного ощущения постоянной связи человека и природы поэт использует следующие художественные приёмы:

  • Изящные эпитеты: «…лучезарны вечера», «…бодрый серп…», «…на праздной борозде», которые с точностью передают высшую степень восхищения окружающей природой.
  • Метафоры: «И льётся чистая и тёплая лазурь», «…паутины тонкий волос».
  • Олицетворения: «…день стоит…», «…серп гулял…».
  • Сравнения: «…день стоит как бы хрустальный», то есть прозрачный, хрупкий, неосязаемый и для поэта и для его читателя.
  • Метонимию, точнее её разновидность синекдоху: «…падал колос»

В произведении дважды встречаются многоточия, которые создают ощущения недосказанности и возможность «додумать», представить любому из читателей собственную картину «первоначальной» осенней поры.

Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной…» (Ф.И. Тютчев)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 16.07.2020 · Обновлено 16.07.2020

Фёдор Иванович Тютчев – мастер пейзажной лирики, он так живо описывает природу, что для читателя открываются яркие картины и создаётся эффект присутствия. Об осени поэт писал нечасто, так как не любил печального увядания окружающей природы. Многомудрый Литрекон предлагает Вам познакомиться с анализом стихотворения «Есть в осени первоначальной…», разбор которого составлен по плану.

История создания

Ф.И. Тютчев написал данное стихотворение в середине своего творческого пути. Он уже был признанным мастером слова, но все еще не считал свое хобби полноценным видом деятельности. Он занимал важный государственный пост и делал карьеру.

Произведение создано 22 августа 1857 года во время путешествия из родового имения Овстуг в Москву, а напечатано в периодическом издании «Русская беседа» в 1858 году.

Стихотворение «Есть в осени первоначальной» посвящено осени в самом её начале, как о короткой, но прелестной поре года.

Жанр, направление, размер

«Есть в осени первоначальной…» – лирическое стихотворение, принадлежащее к направлению «чистого искусства», пейзажной и философской лирике. В нём переплетается реализм, который выражается в точном описании пейзажа, с романтизмом, пронизанным упоением и восторженностью.

Размер стихотворения «Есть в осени первоначальной…» – ямб. Особенность произведения состоит в том, что в нём много пропусков ударений, что больше заметно в первой строфе. Рифмовка двух первых строф перекрёстная с чередованием женской и мужской рифмы. В третьей строфе прослеживается опоясывающая рифмовка.

Композиция

Композиция стихотворения «Есть в осени первоначальной…» простая. Произведение состоит из 3 строф, каждая из которых несёт в себе законченную мысль.

  1. В первой строфе даётся картина самого начала осенней поры. Поэт поймал переход одного времени года в другое, описав его зыбкость и хрупкость.
  2. Во второй строфе читается светлая печаль о том, что всё пространство пустеет.
  3. В последней строфе писателем создаётся картина осени, полностью вступившей в свои права, но при этом атмосфера не гнетущая, а умиротворяющая.

Образы и символы

Лирический герой, кем выступает сам Ф.И. Тютчев, наблюдает за наступлением осени, выделяя её начало, как время плавного перехода из летнего зноя в осеннюю прохладу, дарящую нечто невидимо-эфемерное, прозрачное. Самое начало осени рождает в авторе тёплые и нежные чувства, которые он выражает с особым трепетом. Он желает, чтобы эти мгновения продлились как можно дольше. Но наступает пора, когда всё меняется, приходит настоящая осень, и поэта одолевает лёгкая грусть перед опустением и тишиной.

  1. «Короткая и дивная пора» – это образ бабьего лета в самом начале осени, когда ещё тепло и только-только начали опадать листья. Стоит ясная и спокойная погода, но, кажется, она в любую секунду может перемениться, поэтому поэт называет её «хрустальной».
  2. «Лишь паутины тонкий волос / блестит на праздной борозде» – для лирического героя это символ застывания природы в осеннем холоде, когда всё вокруг замедляется в ожидании зимы.
  3. «И льётся чистая и тёплая лазурь / на отдыхающее поле…» – в этих строках Ф.И. Тютчев показывает последние тёплые лучи, касающиеся земли, как образ уходящего тепла.
Читайте также:
Сочинение на тему: «Что такое целеустремленность» ✒️ значение слова, рассуждения о качестве человека,примеры в жизни, аргументы из литературы

Темы, проблемы и настроение

В стихотворении «Есть в осени первоначальной…» главным образом представлена основная тема русской природы, которой восхищается автор. Ф.И. Тютчев имеет в виду её переменчивость, подразумевая и быстротечность времени, что подталкивает его всё больше и больше любоваться мимолётными картинами окружающего мира. В произведении он запечатлел такой короткий период осенний поры, почти неуловимый, к которому автор смог подобрать слова. Стихотворение имеет глубину, ощущая которую, можно соприкоснуться с чувствами поэта, с красотой жизни, рассеянной в природе.

Ф.И. Тютчев озвучивает несколько проблем в своём произведении. Их можно заметить по интонациям строк, по словам и даже по знакам препинания.

  • Автор вкладывает в стихотворение тему жизни и её смысла. Осень – это завершение года, то время, когда человек подводит итоги и строит новые планы, оценивает пройденные, безвозвратно ушедшие дни.
  • Поэт говорит о связи природы и человека. Осень для него – это увядание не столько естества окружающего мира, сколько человека. В понимания автора, осень – это приближение старости человека. Юность вместе с летом осталась позади, теперь наступила зрелость, а впереди старость – зима.
  • О крестьянском труде Ф.И. Тютчев пишет с уважением, говоря о том, что уборочная пора была сложной, но меж тем она принесла пользу и радость крестьянам. Осень в понимании поэта – это время, когда труженики могут перевести дух, и вместе с ними «отдыхающее поле» остаётся наедине с небом.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Есть в осени первоначальной…» выражена в ценности момента, в его прямом созерцании. Ф.И. Тютчева стремится видеть, не пропускать ничего вокруг себя, запечатлеть в своём сердце всё великолепие природы.

Важно воспринимать мир как дар за ежедневный труд – вот смысл произведения «Есть в осени первоначальной…».

Средства выразительности

Безусловно, в стихотворении «Есть в осени первоначальной. » можно выделить немало троп, которые создают ту гармоничную атмосферу природы, которую стремился передать Ф.И. Тютчев.

  1. Эпитеты: «дивная пора», «день хрустальный», «лучезарны вечера», «бодрый серп», «праздная борозда», «отдыхающее поле», «чистая лазурь».
  2. Метафора: «пустеет воздух», «льётся лазурь».
  3. Сравнение: «день стоит как бы хрустальный».
  4. Олицетворение: «день стоит», «серп гулял».
  5. Разновидность метонимии – синекдоха: «серп гулял», «падал колос».
  6. Антитеза: «Где бодрый серп гулял и падал колос, / Теперь уж пусто всё – простор везде…»

Многоточие в первой и последней строфе показывает то, что о природе можно говорить и писать бесконечно. Кроме того, в многоточии чувствуется, будто бы автор говорил непосредственно с читателем об изменении в природе и вдруг задумался о жизни и остановился, глядя на поле, о котором он произнёс последнюю строку своего стихотворения.

Стихотворение и анализ «Есть в осени первоначальной…»

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – простор везде,–

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле…

Краткое содержание

Осень не была любимым временем года Федора Ивановича Тютчева, она навевала на него грустные мысли об угасании и неизбежном конце всего живого. Но, как и любой поэт, наделенный художественным воображением, он умел видеть и ценить прекрасное. Его не могло не восхищать золотое убранство лесов, переливающихся на солнце паутинок, разноцветье шуршащих под ногами листьев, ласковое тепло осеннего солнца.

«Золотая осень». Художник В. Поленов

Невероятно красивая и удивительная пора – конец августа. В народе она получила название бабье лето, когда погода еще балует последними теплыми деньками перед наступлением холодов. Тютчев очень выразительно характеризует этот период: «Весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера». И, хотя на календаре еще лето, но уже не так заливисто поют птицы, поля не колосятся, потому что урожай собран, на водную гладь опускаются вечерние туманы, которые и придают вечерам ту самую лучезарность.

Именно в это переходное время возникают мысли о свободе, ведь героя окружает немыслимый простор. Поля тоже опустели, но эта пустота не вызывает грусти. Отдыхающее поле означает то, что люди на нем потрудились на славу и сняли богатый урожай. Все освещено мягкими, теплыми солнечными лучами, которые еще больше подчеркивают отдельные детали. Особенно радует наступление вечера. Все затихает, ни легкий ветерок, ни моросящий дождик не могут омрачить красоту осеннего пейзажа.

Читайте также:
Стихи про ночь короткие четверостишия для детей, красивые стихотворения

Слова поэта «далеко еще до первых снежных бурь» говорят о том, что он сознательно пропускает самую унылую осеннюю пору со слякотью, дождями, пронизывающими ветрами и оголенными деревьями. Он не хочет разрушать то праздничное впечатление, которое сложилось у читателя при виде золотого осеннего великолепия.

Анализ

История создания

Федор Иванович много времени проводил в разъездах, во время этих долгих путешествий у него была возможность созерцать окрестную природу. Но русскую осень он видел очень редко, потому что этот сезон обычно приходился на его пребывание в Европе. Поэтому увиденная им красота так вдохновила его. 22 августа 1857 года поэт со своей дочерью, покинув поместье Овстуг, возвращался в столицу. Окружающий пейзаж настолько восхитил поэта своей нетронутой, первозданной красотой, что он тут же достал блокнот и начал делать наброски будущего стихотворения.

Тютчев так торопился запечатлеть это великолепие, что от волнения у него дрожали руки, к тому же, ухабы на дороге не позволяли сосредоточиться. Тогда дочь взяла карандаш, и под диктовку Федора Ивановича сама записала текст стихотворения. Оно получилось необыкновенно легким и, словно, прозрачным. Поэту удалось уловить ту тонкую грань, которая разделяла два времени года – уходящее лето и наступающую осень. Это произведение было напечатано в 1858 году, в журнале «Русская беседа».

Персонажи и образы

В трех строфах стихотворения автор рисует картину умиротворенной, спокойной осенней природы, которая является центральным персонажем произведения. Здесь нет выраженного лирического героя, присутствует лишь его незримый образ, передающий читателю свои впечатления.

Сначала идет погружение в общую атмосферу осенней поры, возникают вызываемые ею, чувства и ассоциации. Чистый прохладный воздух, мягкие тона остывающего солнца, скрывающегося за горизонтом – всем этим явлениям автор дает меткое определение – «дивная пора!»

Далее взгляд автора переносится на опустевшее поле, уже отдавшее свой урожай, и теперь спокойно отдыхающее от суеты полевых работ. Не звенят серпы и косы, еще недавно взметавшиеся над ним, и только одинокая паутинка, поблескивает в лучах заходящего солнца.

После этого приходит осознание, что вся эта красота преходяща и скоро исчезнет. Но, пока зима еще не накрыла все своей снежной шалью, можно наслаждаться этой недолгой прекрасной порой, дарящей последнее солнечное тепло.

Композиция

Композиция стихотворения линейная, последовательная. Структура определена тремя строфами, состоящими из одного длинного предложения. Каждая строфа представляет собой самостоятельную законченную зарисовку. Несмотря на это, целостность произведения ощущается только при полном его прочтении.

Жанровое направление стихотворения – пейзажная и философская лирика. Тютчев, будучи представителем поэзии «чистого искусства» не допускал даже мысли о том, что в поэтическом тексте могут присутствовать какие-либо социальные вопросы или общественные проблемы. Это произведение принадлежит сразу к двум литературным направлениям – реализму и романтизму. В нем представлены очень реалистичные картины окружающей природы, наполненные эмоциями самого автора.

Размер и средства художественной выразительности

В этом стихотворении Тютчев использует разностопный ямб. В первой и второй строфе рифма перекрестная, в третьей – опоясывающая. Мужские и женские рифмы чередуются друг с другом. Также наблюдается чередование длинных и коротких строчек, что создает ощущение непостоянства и скоротечности природных явлений.

Широко применяются поэтом средства художественной выразительности. Восхищение природой передают изящные эпитеты: «лучезарны вечера», «бодрый серп», «на праздной борозде»; метафоры: «и льется чистая и теплая лазурь», «паутины тонкий волос»; олицетворения: «день стоит», «серп гулял»; сравнения: «день стоит как бы хрустальный». Многоточия в конце первого и последнего четверостишия говорят о недосказанности, автор как бы предлагает читателю самому додумать и нарисовать собственную картину прекрасной осенней поры.

Проблематика и основная идея произведения

Данное стихотворение содержит несколько проблем. Во-первых, это тема смысла жизни. Осень – завершение года, в это время принято подводить итоги и планировать будущее, анализировать допущенные ошибки и делать соответствующие выводы.

Во-вторых, это связь человека с природой. Несмотря на то, что осень – это великолепное время года, ее, так или иначе, сменит зима. Если провести параллель с человеческой жизнью, на смену юности также приходит зрелость, которую сменяет неизбежная старость.

Третья тема – крестьянский труд, о котором очень уважительно отзывается Тютчев. Труд наполняет жизнь человека смыслом и, хотя, он нередко бывает очень тяжелым, его плоды приносят человеку радость и удовлетворение. Наступающая зима уже не будет голодной, потому что собранный урожай прокормит крестьянина до следующей весны. К тому же, бабье лето – это традиционное время для свадеб, появляются новые семьи, рождаются дети, все это говорит о продолжении жизни, человеческого рода. Стихотворение наполнено радостью и умиротворением, теми чувствами, которые автор испытал от созерцания осеннего пейзажа, и которыми захотел поделиться с читателем.

Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной» Тютчева

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Есть в осени первоначальной.
История создания: стихотворение написано в 1857 году во время поездки из Овстуга в Москву.

Тема стихотворения: осенняя пора и размышления о жизни.

Композиция: стихотворение состоит из трёх четверостиший.

Жанр: лирическое стихотворение.

Стихотворный размер: размер стихов – ямб, рифма — перекрёстная.

Метафоры: «И льётся чистая и тёплая лазурь».

Читайте также:
Прикольные стихи на новый год: сборник весёлых и интересных стихов

Эпитеты: «бодрый серп», «отдыхающее поле».

Сравнения: «…день стоит как бы хрустальный».

Олицетворения: «…серп гулял…».

Синекдоха: «…падал колос».

Интегрированный урок литературы и русского языка

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/po-stihu-est-v-oseni-pervonachalnoy/

  • развитие навыков лингвистического анализа поэтического текста;
  • подготовка и написание сочинения-миниатюры на одну из предложенных тем;
  • формирование эстетического вкуса и приобщение учащихся к творчеству Ф.И. Тютчева;
  • воспитание внимания к поэтическому слову и любви к поэзии.

ХОД УРОКА

1. Слово о поэте

Родился Ф.И. Тютчев в самом сердце России – в деревне Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в дворянской семье в 1803 году.

Короткая, но дивная пора –

После долгих лет жизни за границей семья Тютчевых поселилась в столице – Санкт-Петербурге. А летом домашние уезжали отдохнуть в деревню.

История создания

Говоря об истории создания произведений Тютчева, нужно вспомнить, что поэт много времени проводил в пути, что давало ему возможность постоянно любоваться красотой и изменчивостью русской природы. Стихотворение было написано в 1857 году в августе, когда всё живое готовится к наступлению осени.

Тютчев с дочерью направлялся из Овстуга в Москву, когда его настигло вдохновение. Он стал набрасывать стихи на листке со списком дорожных затрат. Дочь, заметив, что руки отца дрожат от нетерпения, а ухабы на дороге не дают сосредоточиться, дописала вторую часть только что родившегося стихотворения под его диктовку.

Впервые это произведение было опубликовано спустя год в журнале «Русская беседа».

Анализ стихотворения.

Какую картину вы мысленно увидели?

О чем, по-вашему, стихотворение?

В стихотворении мы увидели картину ранней осени. Но, мне кажется, оно не только об этом. Как и всякое настоящее произведение искусства, оно имеет несколько смыслов. Давайте попробуем отыскать и другие, те, которые не открываются читателю сразу, а требуют кропотливой, напряженной работы и усилий нашего ума, сердца и воображения одновременно.

В стихотворении нет заглавия, а значит, мы будем называть его по первой строчке – «Есть в осени первоначальной…».

? («Осень», «Ранняя осень», «Золотая осень».)

Но почему-то поэт отказался от этих вариантов. Как вы думаете, почему?

(Потому, наверное, что хотел рассказать не только об осени, но и еще о чем-то.)

При отсутствии заглавия, или, как его называют в науке, при нулевом заглавии, мы должны особенно внимательно отнестись к первой строчке – «Есть в осени первоначальной…». Для нас она будет названием стихотворения. На первом месте, в сильной позиции, в строке стоит слово есть

Что оно обозначает?

– значит «существует, бывает, имеется».)

К какой части речи относится слово есть?

(Это глагол. Он стоит в 3-м лице ед. числа, а его начальная форма – быть

Оно называет действие как временное или постоянное? То, что есть, существует, имеется постоянно, всегда, независимо ни от каких причин. И это короткое емкое слово сразу же дает нам возможность мыслить, размышлять о чем-то вечном, независимом от человека.

На втором месте в строке – в осени

Как вы понимаете значение слова осень?

(Это время года, которое наступает после лета.)

Фёдора Тютчева по праву считают непревзойденным мастером пейзажной лирики. Каждое слово в его стихотворениях хранит определенный смысл. Описание природы и осенней поры выступают перед читателем в оригинальной зарисовке, словно поэт непросто писал стих, а детально рисовал увиденные картины. Он не выделял обыденное, то, что может увидеть каждый. Тютчев глубоко заглядывал внутрь, в саму душу природы, чувствовал ее состояние и настроение, и все эти наблюдения он великолепное передавал рифмой.

Каждый человек периодически восхищается окружающей природой. Наблюдать за ее жизнью и сменой времен года всегда интересно и поучительно. Поэт также увлекался изучением природных явлений, только в отличие от других людей, он умело передавал все самое интересное, завлекая читателя мелодичными строками. Стихи Тютчева с удовольствием изучают люди всех возрастов, немало поклонников его творчества среди детей младшего возраста. Приятные для чтения стихи об осени, легко воспринимаются и разучиваются на память, оставляя в душе читателя самые приятные волнения.

Стихотворение «Есть в осени первоначальной» относится к пейзажной лирике.

Прочитав стихотворение «Есть в осени первоначальной», трудно поверить, что его автор недолюбливал осень. Тютчеву это время года навевало тоску от осознания, что жизнь – явление быстротечное. Но в данном стихотворении поэт изображает чудесный миг, когда природа ещё только готовится попасть под власть холодной зимы и словно замерла во всём своём великолепии.

Тема произведения — осенняя природа. Но пейзажной лирике Тютчева свойственно параллельное отражение размышлений о жизни и месте человека в ней. Поэтому в данной работе есть и вторая тема — размышления о жизни.

Стихотворение озвучивает ряд проблем:

  • Взаимосвязь человека и природы. Начало осени прекрасно, но впереди морозная зима. Период зрелости в жизни людей тоже прекрасен, но юные годы остались позади, а впереди неумолимо приближение старости.
  • Труд и человек. Нелёгок труд крестьянина, но он наполняет жизнь смыслом.
  • Смысл жизни. Наступление осени благоволит подведению итогов уходящего года, оценке его со стороны.

Темы, проблемы и настроение

В стихотворении «Есть в осени первоначальной…» главным образом представлена основная тема русской природы, которой восхищается автор. Ф.И. Тютчев имеет в виду её переменчивость, подразумевая и быстротечность времени, что подталкивает его всё больше и больше любоваться мимолётными картинами окружающего мира. В произведении он запечатлел такой короткий период осенний поры, почти неуловимый, к которому автор смог подобрать слова. Стихотворение имеет глубину, ощущая которую, можно соприкоснуться с чувствами поэта, с красотой жизни, рассеянной в природе.

Читайте также:
Психологический портрет Печорина - стороны героя в произведении

Ф.И. Тютчев озвучивает несколько проблем в своём произведении. Их можно заметить по интонациям строк, по словам и даже по знакам препинания.

  • Автор вкладывает в стихотворение тему жизни и её смысла. Осень – это завершение года, то время, когда человек подводит итоги и строит новые планы, оценивает пройденные, безвозвратно ушедшие дни.
  • Поэт говорит о связи природы и человека. Осень для него – это увядание не столько естества окружающего мира, сколько человека. В понимания автора, осень – это приближение старости человека. Юность вместе с летом осталась позади, теперь наступила зрелость, а впереди старость – зима.
  • О крестьянском труде Ф.И. Тютчев пишет с уважением, говоря о том, что уборочная пора была сложной, но меж тем она принесла пользу и радость крестьянам. Осень в понимании поэта – это время, когда труженики могут перевести дух, и вместе с ними «отдыхающее поле» остаётся наедине с небом.

Композиция

Стихотворение состоит из 3-х четверостиший, каждое из них выступает в качестве самостоятельной пейзажной зарисовки. Однако законченность и истинный смысл четверостишия обретают лишь при прочтении всего стихотворения как единого целого.

Стих написан разностопным ямбом. В первых двух четверостишиях рифмовка перекрёстная, а в третьем — кольцевая. Чередуются мужская и женская рифмы. Так создаётся впечатление музыкального звучания. Длинные строки сменяют короткие, характеризуя непостоянство и быстротечность состояния природы.

Короткая, но дивная пора

(Это время в осени особенное, потому что оно одновременно и удивительное по красоте, и очень короткое. А значит, очень дорогое каждому из нас.)

В природе всего несколько таких дней. Она нам их дарит перед долгой , чтобы мы вспоминали эту дивную

пору долго-долго. Каждый человек понимает это, потому ему хочется запомнить, запечатлеть эти дни в памяти. Он стремится как можно полнее вобрать в себя последнее, быстро уходящее тепло и последнюю красоту осенней природы.

Весь день стоит как бы хрустальный,

Обратите внимание в третьей и четвертой строках на существительные: день

В какой форме они употреблены?

(Существительное день

стоит в форме единственного числа, а существительное
вечера
– во множественном числе.)

Может быть, поэт ошибся: ведь не только вечеров много, но и дней, значит, нужно было бы сказать дни

(Слово день

в единственном числе, поэтому мы как бы видим отдельность, особенность каждого дня.

Это лирическое стихотворение, здесь яркое эмоциональное начало. В нём отражены мысли и чувства лирического героя, его восхищение тихими тёплыми осенними днями и вечерами. Тютчев — поэт «чистого искусства», не понимающий в поэзии преобладания социальных вопросов. В этом произведении, как и во многих других его работах, сочетаются два художественных направления: реализм и романтизм. Поэтому его строки окрашены точными картинами окружающей природы в сочетании с эмоциональным состоянием автора.

Есть в осени первоначальной Анализ стихотворения Тютчева

Образ какой осени создаёт в стихотворении Тютчев?

В этом стихотворении поэт создаёт образ «первоначальной» осени.

Какая это пора? К какому средству создания художественного образа прибегает поэт?

Это «короткая, но дивная пора». Дивная — это эпитет. Слово «дивный» имеет два значения: необычный и прекрасный.

Какое значение слова реализуется в стихотворении? Может быть, оба? Почему эта пора необычная?

Это переход от лета к зиме.

Чем она прекрасна?

Она прекрасна хрустальным днём, лучезарными вечерами, перелётами паутинок, умиротворением, разлитым в природе.

— При помощи какого изобразительно-выразительного средства создан художественный образ «Весь день стоит как бы хрустальный»? Что этим хотел сказать поэт?

Это метафорический эпитет. Осенний воздух и хрусталь похожи своей прозрачностью, чистотой. Общее можно найти в прохладе, свежем ветерке осеннего дня. И в красоте, драгоценности, сближающей хрустальную вещь и похожий осенний день, который дорог тем, что он один из последних. Поэт имел в виду ещё звонкость осеннего дня, чистоту звуков, которые далеко разносятся в тишине. А не так ли непрочна красота осеннего дня, как хрупок хрусталь?

— Таков день, а каковы «осенью первоначальной» вечера? Как вы понимаете этот художественный образ?

Вечера «лучезарны». Лучезарный — сверкающий, сияющий. Вечера тоже прекрасны.

— Тютчев показал нам природу в движении: от дня к вечеру, от осени к зиме. Хотя «далеко до первых зимних бурь», какие приметы осени есть в стихотворении?

Пусто везде — и на земле, и в небе, простор везде, не слышно птиц. Заметнее стали паутинки: их тонкий волос блестит. Это метафора.

— В каком художественном образе присутствует в произведении человек? Как вы его понимаете?

Человек всё лето неистово работал в поле, «где бодрый серп гулял и падал колос»

— И природа, и человек заслужили отдых. Какие художественные образы говорят нам об этом? Как они созданы?

Поэт называет поле «отдыхающим». Это очень необычный эпитет.

— Как создан художественный образ «И пьётся тихая и тёплая лазурь / На отдыхающее поле»? Как вы его понимаете?

Лазурь — это светло-синий цвет, синева . Чистая и теплая лазурь — это небо, которое как бы пьётся на землю, стремясь отпраздновать с ним праздник осени «первоначальной»

— Что хотел сказать поэт созданными художественными образами?

Он рассказал нам о красоте ранней осени, о чистом, прозрачном воздухе, сияющих вечерах, тишине, умиротворении. Чувствуешь умиление красотой природы, читая это стихотворение, и в это же время испытываешь лёгкую грусть, светлую печаль.

Читайте также:
Раневская Любовь Андреевна характеристика героини из пьесы А.П. Чехова "Вишневый сад", описание образа и характера, отношения с другими персонажами, история жизни

Средства выразительности

Тютчев известен использованием изысканных средств выразительности богатого на поэтику литературного русского языка. Для создания в стихотворении доподлинного ощущения постоянной связи человека и природы поэт использует следующие художественные средства:

  • Изящные эпитеты: «…лучезарны вечера», «…бодрый серп…», «…на праздной борозде», которые с точностью передают высшую степень восхищения окружающей природой.
  • Метафоры: «И льётся чистая и тёплая лазурь», «…паутины тонкий волос».
  • Олицетворения: «…отдыхающее поле…», «…серп гулял…».
  • Сравнения: «…день стоит как бы хрустальный», то есть прозрачный, хрупкий, неосязаемый и для поэта, и для его читателя.
  • Синекдоху: «…падал колос»

В произведении дважды встречаются многоточия, которые создают ощущения недосказанности и возможность «додумать», представить любому из читателей собственную картину «первоначальной» осенней поры.

Образы и символы

Лирический герой, кем выступает сам Ф.И. Тютчев, наблюдает за наступлением осени, выделяя её начало, как время плавного перехода из летнего зноя в осеннюю прохладу, дарящую нечто невидимо-эфемерное, прозрачное. Самое начало осени рождает в авторе тёплые и нежные чувства, которые он выражает с особым трепетом. Он желает, чтобы эти мгновения продлились как можно дольше. Но наступает пора, когда всё меняется, приходит настоящая осень, и поэта одолевает лёгкая грусть перед опустением и тишиной.

  1. «Короткая и дивная пора» – это образ бабьего лета в самом начале осени, когда ещё тепло и только-только начали опадать листья. Стоит ясная и спокойная погода, но, кажется, она в любую секунду может перемениться, поэтому поэт называет её «хрустальной».
  2. «Лишь паутины тонкий волос / блестит на праздной борозде» – для лирического героя это символ застывания природы в осеннем холоде, когда всё вокруг замедляется в ожидании зимы.
  3. «И льётся чистая и тёплая лазурь / на отдыхающее поле…» – в этих строках Ф.И. Тютчев показывает последние тёплые лучи, касающиеся земли, как образ уходящего тепла.

Тютчев Есть в осени первоначальной

Родился автор в декабре в 1803 году в Орловской губернии. Начальное образование он получал в домашних условиях. Ему очень сильно нравилась латынь, а также поэзия Древнего Рима. По достижению пятнадцати лет его отправляют учиться в университет, расположенный в Москве – в отделение, которое занимается словесностью.

В университете он задерживается до 1821 года. Далее он устраивается на работу в коллегию по иностранным делам. Здесь его назначают дипломатом и отправляют работать в Мюнхен. В Германии, а затем в Италии поэт проводит чуть более 22 лет. Именно здесь он встречает свою большую любовь — Элеонору. В браке у них рождается три дочери. Второй брак будет позже, после смерти первой супруги. На этот раз избранницей дипломата будет Эрнестина.

Творческий путь Фёдора Ивановича разделяется на три периода. Первый этап относится к более ранним годам – 1810-1820 гг. В это время он пишет легкие и непринуждённые произведения, которые отличаются архаичностью и не совсем похожи на произведения того времени. Во втором период лирика становится более качественной, особенно это касается времени, когда автор проживает за границей.

Имеется и третий период творчества Тютчева. Он относится уже к позднему времени, когда умудрённый жизненным опытом поэт влюбился как юноша и буквально осыпал свою избранницу стихами как восхваляющими, так и горестными текстами.

Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной…»

Произведение под названием «Есть в осени первоначальной…» было представлено на обзор критикам в далеком 57-м году девятнадцатого столетия, а именно – 22 августа. Создано произведение спонтанно, во время возвращения Федора Ивановича Тютчева в Москву. Он ехал вместе со своей дочерью и так сильно вдохновился окружающей природой, что с легкостью написал строки в свою записную книжку.

Данное произведение относится к лирике, созданной уже в зрелом возрасте. На момент написания шедевра Фёдору Ивановичу уже исполнилось 54 года, и за его плечами был большой и плодотворный опыт. Впервые напечатано произведение в 1858-м году. Его опубликовал известный на то время журнал под названием «Русская беседа».

Представленная публике зарисовка очень сильно понравилась своим лиризмом. Здесь описывается осенний период года в самом начале. Именно это время называется в народе – «бабье лето».

То, что на улице было начало осени, указывает эпитет – первоначальной. Он создает особенное раздумье и настроение, позволяя читателю воссоздать в воображении начало осенней поры. Фёдор Иванович Тютчев считается признанным мастером. Он максимально красочно смог передать именно тот период, который олицетворяет смену лета на последующую пору года. Здесь представлена тонкая грань между цветущим летом и зарождением осени.

Особенности природы в произведении

Стоит отметить, что одну из ключевых ролей в стихотворении играют используемые автором всяческие эпитеты. Они позволяют максимально точно раскрыть тончайшие грани натуральной природы. Фёдор Иванович Тютчев именует данную пору года особенным образом, называя ее дивной. Таким образом, автор старается показать читателю, что природа не только красива, и по-особенному необычна во время дней бабьего лета. Такое время особенно притягательно и завораживает своей красотой. Бабье лето – это своеобразный подарок человеку и прощальный жест, указывающий на скорый уход лета.

Не менее интересен используемый эпитет под названием «хрустальный». Он указывает на особенную игру света во время проходящих деньков. Одновременно с этим, его можно отнести и к прозрачности голубого неба, которое постепенно теряет краску, олицетворяющую летний период года. Словом хрустальный автор старается передать исключительную звонкость дня в осенний период. Таким образом, создается определенная хрупкость окружающей природы, которая вот-вот потеряет свою изначальную красоту.

Читайте также:
Сочинение на тему: "Как общество влияет на человека"️ рассуждение о силе общественного мнения, примеры положительного и отрицательного воздействия, аргументы из литературы

Стоит особое внимание уделить и эпитету – лучезарные вечера. Такое словосочетание передает читателю, что в природе постоянно появляются все новые и новые цвета, которые создаются под действием заходящего солнца. Все земля в это время освещена по-особенному теплым светом. Вся картина закрепляется прозрачным и чистым небом, которое отмечает праздник прихода осеннего периода.

Следует отметить, что представленная в стихотворении «Есть в осени первоначальной…» взаимосвязь натуральной природы и жизненного пути человека присуща практически всей лирике Фёдора Ивановича. В произведении особое внимание уделяется полю, которое закрепляется метонимиями, к примеру, падающий колос и прогулки серпа.

Особенности третьей строфы стихотворения

Третья строфа произведения «Есть в осени первоначальной…» особенна интересна. Здесь присутствует своеобразное напоминание, что в скором времени наступит зима, а с ней придут зимние бури.

В шедевре имеется восклицание лирического героя. Тютчев указывает на определенную пустоту, которая мотивируется звенящей тишиной. Такие строки несут только покой и полное умиротворение. Автор отмечает, что как и натуральная природа, так и сам человек рано или поздно нуждаются в перерыве, чтобы по-настоящему насладиться тишиной, а также разлившейся по пространству гармонией.

В строках приводится сравнение осеннего периода с закатом, который в определенный момент возникает на пути практически каждого человека. Фёдор Иванович отмечает не период старения, а время, которое принято называть зрелостью. Это период подтвержденный мудростью, полученной за прожитое время.

Автор старается охватить своим особенным лирическим взором все окружающее пространство – это и опустевшие красивые поля, и различные мелочи, к примеру, тонкий волос паутины. После принятия и изучение прошедших лет на жизненном пути, люди максимально остро начинают ощущать данные моменты. Они понимают свою роль, а также принадлежность к окружающему миру, особенное единство с натуральной природой.

Всё это позволяет максимально точно передать атмосферу осени и сформировать в воображении прозрачность, которые способны навеять легкую грусть и печаль на душе.

Чем интересна структура стихотворения?

Произведение «Есть в осени первоначальной…» состоит из трех, гармонично сочетающихся между собой, строф. Все они написаны с помощью разностопного ямба. Следует отметить, что двухсложная стопа обладает ударением, располагающимся на втором слоге.

Автором используется рифмовка перекрестного типа в первых строфах, а в последней – опоясывающая рифмовка, в которой присутствует охватный тип преподнесения.

Следует также отметить, что весь ритм в произведении весьма музыкальный. Здесь чередуются в правильной последовательности как женские, так и мужские рифмы. Они могут быть как длинными, так и короткими, создавая определенное ощущение непостоянства и недолговечности, связанной с красотой натуральной природы.

Все произведение представлено читателю в виде трех предложений. В строках присутствуют повторения многоточий, которые создают особенную атмосферу для размышления. После прочтения остается ощущение недосказанности, которое способно нарисовать в воображении всевозможные ассоциации.

В произведении имеются не только эпитеты, но и множество иных средств выразительности, стоит рассмотреть основные из них:

Метафора – льется лазурь, которая чистая и теплая.

Сравнение – день стоит на месте, как будто он хрустальный.

Олицетворение – волос тонкой паутины.

Атитеза – пустое все, гуляющий серп.

Фёдор Иванович Тютчев в произведении «Есть в осени первоначальной…» применил особенную разновидность метонимии, именуемую как синекдоха. Это и гуляющий серп, и падающий колос, и тонкая паутина волос. Такие вещи весьма сильно укрепляют весь смысл произведения. Они придают весомость строкам и выделяют их из общего числа других.

Анализ стихотворения Федора Тютчева «Есть в осени первоначальной»

Анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной» поможет сделать разбор произведения на уроке и составить краткий план. Учащиеся поймут, о чем желал сказать литератор, используя чувственные образы. Произведение о величественности окружающего мира никого не способно оставить равнодушным. Стих заставляет задуматься не только о том, что порой остается незамеченным, но и о собственных тайных желаниях.

  1. История создания
  2. Основная мысль
  3. Тематика и идея произведения
  4. Проблематика стихотворения
  5. Жанровое направление и композиция
  6. Средства выразительности

История создания

Федора Ивановича Тютчева можно с уверенностью назвать истинным гением, описывающим красоту природы и меняющим привычные убеждения. Его творения напоминают безупречные портреты, на которых запечатлены узоры, оставляемые морозом на стекле, лазурь, легкий летний бриз, ласкающий кожу, нежная акварель весны и прелестная золотая осень, упоминаемая автором с благоговением и трепетностью. Становится очевидно, что это любимое время года поэта, о котором он жаждет рассказать больше.

Начиная рассуждать о намеках и основных проблемах, представленных в стихотворении, важно вспомнить, что Тютчев, словно таинственный странник, не имеющий пристанища, неустанно исследовал окружающий мир и оценивал величие необъятных просторов Родины, не желая отдыхать. Работа вышла в свет в 1857 году по завершении знойной летней поры.

Вместе с дочерью автор отправился в Москву и в пути обрел вдохновение. Это случилось неожиданно, литератор не помышлял о творческом порыве и создании стихотворной лирики. Он делал записи, отчаянно игнорируя препятствия на дороге. Девушка, сопровождавшая его, заметила, что отец не может сконцентрироваться, поэтому быстро дописала произведение, внимательно слушая поэта. Спустя год состоялась торжественная публикация шедевра в журнале «Русская беседа».

Основная мысль

Поэт намеревался объяснить читателям, что они едины с природными воплощениями, пусть и не у каждого из них осталась надежда на лучшее. Он знал, что:

  • горожане скептически относятся к любым новшествам и не приемлют чудес;
  • крестьяне устали от смены времен года, начиная весной заниматься земледелием постепенно, а летом уставая от непосильного труда.

Покладистые натуры осень считают периодом застоя, упадка сил и безмерной изможденности. Поэт же более оптимистичен: пора представляется ему благотворной и расценивается, как отрада перед наступлением суровой зимы. Природа в эти мгновения чарующе прекрасна. К ней прикованы все взгляды.

Тематика и идея произведения

После прочтения стихотворения «Есть в осени первоначальной», анализ которого сделать несложно по плану, невозможно поверить в то, что когда-то автор сравнивал осень с моментом неминуемой смерти, считал тоскливой, бессмысленной и навевающей невыносимую хандру. Но он не желает упоминать о своей ошибке и утверждает, что в это время природа словно замирает во всей своей непревзойденности, мужественно и терпеливо ожидая прихода беспощадной зимы.

Читайте также:
Стихи про ночь короткие четверостишия для детей, красивые стихотворения

Разговор ведется о характерных особенностях осенней природы. Принципы лирики Тютчева основываются на его стремлении не только отобразить великолепие окружающего мира, но и вспомнить о рассуждениях и намерениях людей, о которых не свойственно задумываться в будничной обстановке. Это лишь один из важных вопросов, обсуждаемых в произведении. Их несколько и каждый заслуживает обсуждения:

  1. Сопоставление человека с силами природы. Когда начинается осень, появляется надежда на беззаботное и перспективное будущее, но мысли о тяжелой зиме не исчезают навсегда. Взрослея, люди приобретают опыт, однако не могут забыть о безмятежных юношеских годах и совершенных ошибках.
  2. Влияние упорного труда на просветление личности. Работа тех, кто не наделен титулом и богатством, поистине тяжела, но без нее жизнь превращается в тоскливое существование и лишается осмысленности.
  3. Предназначение отдельной личности. Осенью подводятся итоги жаркого лета, становится ясно, какие ошибки необходимо исправить. Появляются мысли о грандиозных целях и скрытых талантах, неведомых окружающим.

Делая анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной», стоит выделить и то, что автор негативно воспринимал наступление осени, вспоминая, что жизнь не может быть вечной и беззаботной.

Даже вдохновленная натура может увянуть, словно зачахший цветок. Но проигнорировать незабываемые моменты времени года поэт не смог: ему казалось недопустимым молчать об изяществе природы, готовой к нещадным морозам.

Проблематика стихотворения

Автор пытается уделить внимание нескольким проблемам и делает видимый акцент на некоторых моментах. Их можно разделить на несколько тем:

  1. Отношение человека к природным силам. Наступление осени не менее очаровательно, чем пора юности и невинности, поэтому умиротворенная личность чувствует единение с природой. В произведении литератор упоминает о скорби и сожалении, восхищается красотой окружающего мира и в то же время тоскует по одурманивающей молодости.
  2. Смысл жизни каждой отдельной личности. Осенью, независимо от чьей-либо воли, происходит осмысление случившегося, изменение приоритетов, возникновение новых проблем, требующих незамедлительного решения. Близится не старость, а зрелость. Люди обретают уверенность и становятся расчетливыми. В стихотворении делается акцент на размеренности жизни.
  3. Труд, влияющий на жизнь. Автор с уважением относится к работе крестьян, поскольку она не является простой. Это не радостные хлопоты, а тяжелый труд, который проницательные работники считают благотворным и привычным. Закончив дела, можно расслабиться и отдохнуть.

Все пункты автор раскрывает в своих четверостишиях. Он говорит трепетно, чтобы читатель проникся строками. Стих «Есть в осени первоначальной» короткий, но чувственный.

Жанровое направление и композиция

Стихотворение относится к философской и пейзажной лирике. Тютчев рассматривает искусство, а не общественные проблемы, о которых распускаются сплетни. Его не интересуют материальные потребности и жизнь «блестящих» слоев социума. Он приверженец реализма (упоминание о жизни крестьян в определенный временной период) и романтизма (философские размышления, повествование в стиле наблюдения). Автор точно описывает окружающий мир, рассказывая о собственном состоянии.

Структуру стихотворения составляют строфы, написанные разностопным ямбом, придающим динамичность и непредсказуемость. Каждую из них можно считать уникальным эскизом удивительной картины: «весь день стоит, как бы хрустальный», «отдыхающее поле». Иллюстрации к стихотворению передают настроение поэта. Догадаться о намерении литератора получится, если прочитать произведение целиком.

В первых двух строфах применяется перекрестный вид рифмовки, в последней — опоясывающий, что делает произведение нестандартным. Мужские и женские рифмы комбинируются, что создает ощущение определенного ритма и алгоритмичности. Чередование строк, различающихся по длине, служит намеком на непредсказуемость природы. Творение представляется как сочетание трех предложений с повторяющимися многоточиями, придающими ощущение загадочности.

Средства выразительности

Автор отдал предпочтение не только эпитетам, но и метафорам, антитезам, сравнениям, олицетворениям, синекдохам. Они используются в единственном числе, что создает впечатление массовости и величественности.

Многоточие, завершающее первую строфу, словно намекает, что описать природу несколькими словами невозможно, даже если говорить станет вдохновленный поэт, настоящий мастер речей. Об этом можно размышлять до скончания времен. В то же время есть возможность подумать о многом и осмыслить собственную жизнь, осознав действия.

Стихотворения Тютчева позволяют по-новому воспринять привычные обороты и сочетания слов. Литератор помогает читателям представить красоту окружающего мира, словно талантливый художник. Его творения подталкивают к размышлениям и разрушают наскучившие стереотипы, заставляя активно думать над повествованием.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: