Еще весны душистой нега анализ, тема, композиция

Анализ стихотворения «Ещё весны душистой нега» Фета

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 25.

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 25.

Написанное Афанасием Фетом стихотворение “Ещё весны душистой нега” ярко демонстрирует, каким мастером слова он являлся. Это произведение относится к пейзажной лирике. Краткий анализ “Ещё весны душистой нега” по плану можно использовать на уроке литературы в 6 классе, чтобы помочь учащимся лучше понять его смысл.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Еще весны душистой нега.

История создания – произведение написано в 1854 году и в том же году, только спустя несколько месяцев, оно уже появилось на страницах “Современника”.

Тема стихотворения – природа в предчувствии весны.

Композиция – стихотворение состоит из двух частей. В первой Фет описывает природу, которая ещё не пробудилась от зимнего сна, а во второй делает вывод, что, несмотря на это, весна уже близко.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – ямб.

Эпитеты“душистая весна”, “весть живая”, “пролётные журавли”, “сизый румянец”, “степная красавица”.

Метафоры“березник желтеет”, “солнце греет”, “зарей гремит телега”, “нега не успела снизойти”, “краснеет липа” .

Олицетворения – “соловей не смеет запеть” .

История создания

Природа всегда была безусловной ценностью для Афанасия Фета – это одна из основных тем его лирики. Он считал крайне важным фиксировать даже мимолётные изменения в ней – и одно из таких изменений описывается в стихотворении “Ещё весны душистой нега”.

К моменту написания этого стихотворения поэт был близок с литературным кружком “Современника”. В этом журнале его и напечатали в 1854 году, спустя всего несколько месяцев после того, как оно было написано.

Стихотворение посвящено природе, которая находится в пограничном состоянии между зимой и весной. Холод ещё не отпустил землю, но какие-то небольшие признаки подсказывают наблюдательным людям, что скоро настанут тёплые дни.

Лирический герой, наблюдающий за природой, находит в ней одухотворённость, которая и выражается в стихотворении.

Композиция

Произведение состоит из трёх пятистрочных строф. Первые две составляют первую часть произведения, они объединяются одной темой – описанием зимнего пейзажа. При этом автор делает акцент на слове “ещё” , показывая, что это временное состояние природы и в то же время намекая на вторую, завершающую часть.

В её основе лежит противопоставление: если первые две показывают зиму, то в третьей Фет дает возможность проявиться ноткам весенней природы, таким как пролетающие с юга журавли.

При этом сюжет стихотворения – это сменяющие друг друга, полные естественной красоты картины, причём кажется, что автор объединил две в одну: первая – это зима, в которой не чувствуется и намёка на те метаморфозы, которые проявляют себя весной. Есть только предвкушение лирического героя. Фет показывает, что зима не вечна, более того, весна придёт ей на смену совсем скоро.

Во второй части появляется образ степной красавицы, наблюдающей за природными явлениями. Она видит пролетающих журавлей и понимает, что скоро весна.

Композиция построена таким образом, чтобы показать синтез природы и человека, их родство и близость, основанные на многолетнем наблюдении.

Произведение написано в жанре лирического стихотворения. Это прекрасный образец пейзажной лирики, написанный с лёгкой, светлой грустью. Наблюдающий за природными изменениями лирический герой несколько меланхоличен, он размышляет об окружающем мире, как бы погружаясь в него.

Автор предпочёл для описания природы и связанных с ней чувств пяти- и четырёхстопный ямб. Интересно, что он не только использовал чередование мужской и женской рифмы, но и сложную сплетенную рифмовку.

Средства выразительности

Для описания природных явлений поэт использует различные тропы:

  • Эпитеты – “душистая весна”, “весть живая”, “пролётные журавли”, “сизый румянец”, “степная красавица” .
  • Метафоры – “зарей гремит телега”, “нега не успела снизойти”, “солнце греет”, “краснеет липа”, “березник желтеет” .
  • Олицетворения – “соловей не смеет запеть “.

К ним добавляется лексический повтор “ещё” , который создаёт синтаксический параллелизм и используется для того, чтобы сделать акцент на главной мысли произведения: предощущая изменения в природе, человек знает, что они постепенны, они не могут произойти моментально.

«Еще весны душистой нега» анализ стихотворения Фета по плану кратко – тема, идея, жанр

Написанное Афанасием Фетом стихотворение “Еще весны душистой нега” ярко демонстрирует, каким мастером слова он являлся. Краткий анализ “Еще весны душистой нега” по плану может быть использован на уроке литературы в 6 классе, чтобы помочь учащимся лучше понять его смысл.

Читайте также:
Перед весной бывают дни такие.. анализ, жанр, стихотворный размер

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Еще весны душистой нега.

История создания – произведение было написано в 1854 году и в том же году, только спустя несколько месяцев, оно уже появилось на страницах “Современника”.

Тема стихотворения – природа в предчувствии весны.

Композиция – стихотворение состоит из двух частей. В первой Фет описывает природу, которая еще не пробудилась от зимнего сна, а во второй делает вывод, что, несмотря на это, весна уже близко.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – ямб.

Эпитеты“душистая весна”, “весть живая”, “пролетные журавли”, “сизый румянец”, “степная красавица”.

Метафоры“зарей гремит телега”, “нега не успела снизойти”, “соловей не смеет запеть”.

Олицетворения – “солнце греет”, “краснеет липа”, “березник желтеет“.

История создания

Природа всегда была безусловной ценностью для Афанасия Фета – это одна из основных тем его лирики. Он считал крайне важным фиксировать даже мимолетные изменения в ней – и одно из таких изменений описывается в стихотворении “Еще весны душистой нега”.

К моменту написания этого стихотворения поэт был близок с литературным кружном “Современника”. В этом журнале его и напечатали в 1854 году, спустя всего несколько месяцев после того, как оно было написано.

Стихотворение посвящено природе, которая находится в пограничном состоянии между зимой и весной. Холод еще не отпустил землю, но какие-то небольшие признаки подсказывают наблюдательным людям, что скоро настанут теплые дни.

Лирический герой, наблюдающий за природой, находит в ней одухотворенность, которая и выражается в стихотворении.

Композиция

Произведение состоит из трех пятистрофных строчек. Первые две составляют первую часть произведения, они объединяются одной темой – описанием зимнего пейзажа. При этом автор делает акцент на слове “еще”, показывая, что это временное состояние природы и в то же время намекая на вторую, завершающую часть.

В ее основе лежит противопоставление: если первые две показывают зиму, то в третьей Фет дает возможность проявиться ноткам весенней природы, таким как пролетающие с юга журавли.

При этом сюжет стиха – это сменяющие друг друга, полные естественной красоты картины, причем кажется, что автор объединил две в одну: первая – это зима, в которой не чувствуется и намека на те метаморфозы, которые проявляют себя весной. Есть только предвкушение лирического героя. Фет показывает, что зима не вечна, более того, весна придет ей на смену совсем скоро.

Во второй части сюжет развивается так, что в нем появляется человек – женщина, наблюдающая за природными явлениями. Она видит пролетающих журавлей и понимает, что скоро весна.

Таким образом, композиция построена таким образом, чтобы показать синтез природы и человека, их родство и близость, основанные на многолетнем наблюдении.

Стихотворение написано в жанре элегии, которую Афанасий Фет очень любил. Это прекрасный образец пейзажной лирики, написанный с легкой, светлой грустью. Наблюдающий за природными изменениями лирический герой несколько меланхоличен, он размышляет об окружающем мире, как бы погружаясь в него.

Автор предпочел для описания природы и связанных с ней чувств пяти- и четырехстопный ямб. Интересно, что он не только использовал чередование мужской и женской рифмы, но и сложную сплетенную рифмовку.

Средства выразительности

Для описания природных явлений поэт использует привычные тропы:

  • Эпитеты – “душистая весна”, “весть живая”, “пролетные журавли”, “сизый румянец”, “степная красавица”.
  • Метафоры – “зарей гремит телега”, “нега не успела снизойти”, “соловей не смеет запеть”.
  • Олицетворения – “солнце греет”, “краснеет липа”, “березник желтеет“.

К ним добавляется лексический повтор “еще”, который создает синтаксический параллелизм и используется для того, чтобы сделать акцент на главной мысли произведения: предощущая изменения в природе, человек знает, что они постепенны, они не могут произойти моментально.

Анализ стихотворения Фета Еще весны душистой

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Еще весны душистой нега.
История создания – произведение было написано в 1854 году и в том же году, только спустя несколько месяцев, оно уже появилось на страницах “Современника”.

Читайте также:
С поляны коршун поднялся анализ стиха Тютчева - тема, идея, жанр

Тема стихотворения – природа в предчувствии весны.

Композиция – стихотворение состоит из двух частей. В первой Фет описывает природу, которая еще не пробудилась от зимнего сна, а во второй делает вывод, что, несмотря на это, весна уже близко.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – ямб.

Эпитеты – “душистая весна”, “весть живая”, “пролетные журавли”, “сизый румянец”, “степная красавица”.

Метафоры – “зарей гремит телега”, “нега не успела снизойти”, “соловей не смеет запеть”.

Олицетворения – “солнце греет”, “краснеет липа”, “березник желтеет“.

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Бунина Чужая
    Первый брак великого русского поэта Ивана Алексеевича Бунина, к сожалению, оказался не удачным. Нужно заметить, что поэт очень сильно переживал по этому поводу, и когда он понял, что в его душе просто уже не хватает места,
  • Анализ стихотворения Бунина Северная береза
    Знаменитое стихотворение «Березка» великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина было написано в 1906-1911 годы. Начать анализ данного произведения нужно с того, что отметить данное произведение относится к пейзажной лирике.
  • Анализ стихотворения Лермонтова Одиночество
    В своих стихотворениях Лермонтов часто обращается к теме одиночества. Он словно ощущает себя лишним в обществе. В своих произведениях писатель закладывает личный опыт и переживания, переполняющие его душу. В 1830 году Лермонтов написал
  • Анализ стихотворения Северянина Запевка
    Игорь Васильевич Лотарёв, который известен под псевдонимом Игорь Северянин – это лирический поэт двадцатого века, который сочинял свои стихи уже с восьми лет. Взялся он за чернила в столь раннем возрасте благодаря влиянию Алексея
  • Анализ стихотворения Заболоцкого Можжевеловый куст
    Многие стихотворения разных художников, имеют в своей структуре образность, то есть обозначение предмета с особым смыслом. Этот способ написания стихотворения, является довольно распространенным, им пользовались как

Стихотворение «Еще весны душистой нега…» было написано в 1854 году уже известным поэтом, признанным мастером пейзажной лирики. Автор рисует картину только зарождающейся весны, скорее, ее предощущения:

Еще весны душистой нега

К нам не успела низойти,

Еще овраги полны снега,

Еще зарей гремит телега

На замороженном пути.

Стихотворение невелико по объему — в нем всего три пятистрочные строфы. Две из них композиционно продолжают друг друга, подчеркивая зимние приметы окружающего пейзажа. Солнце греет «едва лишь в полдень», еще прозрачны и голы деревья, «и соловей еще не смеет занять в смородинном кусте» — не пришло еще его время. Но третья строфа представляет собою антитезу двум предыдущим, и в ней-то и есть главная мысль поэта, тонко чувствующего грядущее пробуждение природы:

Но возрожденья весть живая

И, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.

Ощущение возрождения природы витает в воздухе, оно передается человеку и проецируется автором непосредственно на человека — степную красавицу, по себе чувствующую холод, но мечтательно ожидающую весну, как ожидает ее и вся природа. Эта зарисовка живой картины передает один неуловимый миг, с помощью используемых автором художественных средств создавая яркое эмоциональное впечатление. Этой цели, как всегда у автора, служат эпитеты («душистая весна», «замороженный путь», «пролетные журавли»). Большую роль в данном случае играет синтаксический параллелизм, подчиненный, как уже было сказано, композиционному замыслу настроения произведения.

В первых двух строфах это повторы, как отдельных слов («еще»), так и выбранной автором синтаксической модели. Третья строфа, как антитеза, начинается с союза «но» и является выразительным средством передачи авторской идеи, подчиненным общей цели. Создание напряженно-эмоциональной картины природы, передача тонкого, почти неуловимого чувства лирического героя, его радости, трепетной новизны ощущения — вот черты, отличающие пейзажную лирику Фета и дающие ему право называться тонким художником природы, вдохновенным мастером поэтического творчества.

Композиция

Произведение состоит из трех пятистрофных строчек. Первые две составляют первую часть произведения, они объединяются одной темой – описанием зимнего пейзажа. При этом автор делает акцент на слове “еще”, показывая, что это временное состояние природы и в то же время намекая на вторую, завершающую часть.

В ее основе лежит противопоставление: если первые две показывают зиму, то в третьей Фет дает возможность проявиться ноткам весенней природы, таким как пролетающие с юга журавли.

Читайте также:
Русская литература второй половины 19 века общая характеристика, обзор писателей, особенности развития, основные проблемы и направления

При этом сюжет стиха – это сменяющие друг друга, полные естественной красоты картины, причем кажется, что автор объединил две в одну: первая – это зима, в которой не чувствуется и намека на те метаморфозы, которые проявляют себя весной. Есть только предвкушение лирического героя. Фет показывает, что зима не вечна, более того, весна придет ей на смену совсем скоро.

Во второй части сюжет развивается так, что в нем появляется человек – женщина, наблюдающая за природными явлениями. Она видит пролетающих журавлей и понимает, что скоро весна.

Таким образом, композиция построена таким образом, чтобы показать синтез природы и человека, их родство и близость, основанные на многолетнем наблюдении.

Композиция и жанр

Стихотворение относится к пейзажной лирике. Фета считали мастером в этом направлении, а его творчество стало примером для многих русских поэтов.

Автор обратился к одному из своих любимых жанровых направлений — элегии. Произведения в этом стиле по настроению отличаются легкой грустью, которой переполнен лирический герой. Он поддался меланхолии и рассуждает об окружающей природе. В последних строках лирический герой заметно воодушевляется, становится виден его душевный подъем и надежда, что скоро все будет иначе, ведь наступит весна. При этом поэт не пытается восклицать, все понятно исключительно благодаря сюжету и удачно подобранным словам.

Стихотворный размер — четырех- и пятистопный ямб. Стих был написан при помощи мужской и женской рифмы.

Сюжет стихотворения — прекрасные, живописные картины, что приходят на смену друг другу. При этом поэт объединил словно 2 из них в одну:

  • в первой зимней части нет и следа весны, а лишь предчувствия лирического героя.
  • во второй части развития сюжета появляется женщина, которая стоя во дворе, видит журавлей и осознает, что скоро придет весна.

Композиция выстраивается так, чтобы показать синтез природы и человека, их близость и родство, что появилось за счет многолетних наблюдений.

Стихотворение написано в жанре элегии, которую Афанасий Фет очень любил. Это прекрасный образец пейзажной лирики, написанный с легкой, светлой грустью. Наблюдающий за природными изменениями лирический герой несколько меланхоличен, он размышляет об окружающем мире, как бы погружаясь в него.

Автор предпочел для описания природы и связанных с ней чувств пяти- и четырехстопный ямб. Интересно, что он не только использовал чередование мужской и женской рифмы, но и сложную сплетенную рифмовку.

Особенности композиции и жанра

По жанру стихотворение относится к элегии. Проводя анализ стиха «Еще весны душистой нега», нельзя не отметить, что Афанасий Афанасьевич очень любил это направление и часто использовал его в своих творениях, таких как «Ночь тиха».

Поэзия является чудесным образцом пейзажной лирики, созданным с легкой и светлой грустью. Лирический герой отчасти меланхоличен, он размышляет об окружающем мире, словно погружаясь в него, пропуская все через себя.

При написании автор использовал четырех- и пятистопный ямб. Эти размеры подчеркивают и доносят мысли автора до читателя. Строки при этом чередуются в мужской и женской рифме в сплетенной рифмовке.

Поэзия состоит из трех пятистрофных строк. Первые две представляют основную часть стихотворения, их автор объединил единой темой — описанием зимнего пейзажа. Но в то же время Фет акцентирует внимание на слове «еще», демонстрируя тем самым, что это ненадолго, уже скоро все переменится.

Основой стихотворения служит противопоставление: первые две строки описывают зиму, а в третьей проявляются признаки весенней поры в виде пролетающих в небе журавлей.

Сюжет изображает сменяющие друг друга пришлые картины, наполненные естественной красотой. При этом кажется, будто автор их объединяет в одну, то есть в зиму, где нет и намека, что снег скоро будет таять, но зато есть лирический герой и его предвкушение перемен. Благодаря этому кажется, что холода не будут длиться вечно.

Во второй части развитие сюжета происходит за счет появления женщины, которая наблюдает за природными переменами. Она видит пролетающий ключ журавлей над своей головой и осознает, что весна придет совсем скоро. Нужно отметить, завершая анализ стихотворения, что весенние мысли Фет излагает в этой части. Композиция строится так, чтобы продемонстрировать читателю синтез человеческой натуры и природы, их неземное и неощутимое единство.

Читайте также:
Реакция помещиков на предложение о покупке мертвых душ, анализ

Средства выразительности

Для описания природных явлений поэт использует привычные тропы:

  • Эпитеты – “душистая весна”, “весть живая”, “пролетные журавли”, “сизый румянец”, “степная красавица”.
  • Метафоры – “зарей гремит телега”, “нега не успела снизойти”, “соловей не смеет запеть”.
  • Олицетворения – “солнце греет”, “краснеет липа”, “березник желтеет“.

К ним добавляется лексический повтор “еще”, который создает синтаксический параллелизм и используется для того, чтобы сделать акцент на главной мысли произведения: предощущая изменения в природе, человек знает, что они постепенны, они не могут произойти моментально.

Анализ стихотворения Фета «Еще весны душистой нега…»

Стихотворение «Еще весны душистой нега…» было написано в 1854 году уже известным поэтом, признанным мастером пейзажной лирики. Автор рисует картину только зарождающейся весны, скорее, ее предощущения:
Еще весны душистой нега

К нам не успела низойти,

Еще овраги полны снега,

Еще зарей гремит телега

На замороженном пути.

Стихотворение невелико по объему — в нем всего три пятистрочные строфы. Две из них композиционно продолжают друг друга, подчеркивая зимние приметы окружающего пейзажа. Солнце греет «едва лишь в полдень», еще прозрачны и голы деревья, «и соловей еще не смеет занять в смородинном кусте» — не пришло еще его время. Но третья строфа представляет собою антитезу двум предыдущим, и в ней-то и есть главная мысль поэта, тонко чувствующего грядущее пробуждение природы:

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролетных журавлях,

И, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.

Ощущение возрождения природы витает в воздухе, оно передается человеку и проецируется автором непосредственно на человека — степную красавицу, по себе чувствующую холод, но мечтательно ожидающую весну, как ожидает ее и вся природа. Эта зарисовка живой картины передает один неуловимый миг, с помощью используемых автором художественных средств создавая яркое эмоциональное впечатление. Этой цели, как всегда у автора, служат эпитеты («душистая весна», «замороженный путь», «пролетные журавли»). Большую роль в данном случае играет синтаксический параллелизм, подчиненный, как уже было сказано, композиционному замыслу настроения произведения.

В первых двух строфах это повторы, как отдельных слов («еще»), так и выбранной автором синтаксической модели. Третья строфа, как антитеза, начинается с союза «но» и является выразительным средством передачи авторской идеи, подчиненным общей цели. Создание напряженно-эмоциональной картины природы, передача тонкого, почти неуловимого чувства лирического героя, его радости, трепетной новизны ощущения — вот черты, отличающие пейзажную лирику Фета и дающие ему право называться тонким художником природы, вдохновенным мастером поэтического творчества.

Анализ стихотворения Афанасия Фета «Еще весны душистой нега»

Лирика Афанасия Фета наполнена чувствами и эмоциями. По мнению поэта, творчество существует, чтобы воспевать красоту природы, окружающего мира и любви. Анализ стихотворения Фета «Еще весны душистой нега» показывает мастерство автора в жанре. Произведение пронизано трепетом и нежностью по отношению к природе. Чтобы понять, что именно хотел донести автор, следует изучить историю создания.

  1. История создания
  2. Основная тема
  3. Композиция и жанр
  4. Средства выразительности

История создания

Для Афанасия Афанасьевича еще со студенческих лет существовало 3 главные ценности: природа, любовь и поэзия. Фет считал, что только эти темы следует поднимать в творчестве, а на все остальные он сам для себя поставил табу. Природу автор всегда описывал посредством личного восприятия. Для него было важно зафиксировать в ней все, даже самые незначительные перемены. Фет в своем творчестве не просто описывал пейзажи, что относились к какому-то определенному времени года, а старался запечатлеть более короткие промежуточные состояния природы.

Так и в этом стихотворении Афанасий Афанасьевич описывает природу, что вот-вот проснется от зимней спячки. Он постарался зафиксировать тот короткий момент, когда весна еще полностью не наступила, но уже ощущается, что холода скоро уйдут. Существенных изменений в природе при этом не наступает — снег все также лежит и все вокруг замерзшее, но подсознательно человек чувствует, что скоро потеплеет. А от этого и душа его начинает радоваться.

«Ещё весны душистой нега» поэт написал в 1954 году. Несколькими месяцами позже его и другие свои стихотворения Фет отдал в печать литературному журналу «Современник». На момент публикации Афанасий уже успел стать знаменитым и заработать себе доброе имя.

Автор был участником литературного сообщества журнала и сблизился с Тургеневым и Некрасовым. Но несмотря на его дружественные отношения с великими поэтами, их творчество практически не повлияло на Фета и его мировосприятие. Стиль поэта был новаторским, уникальным.

Основная тема

Основная тема стихотворения — природа в пограничном состоянии между зимой и весной.

Читайте также:
Анализ Премудрый пескарь Салтыкова-Щедрина - тема, идея

Лирический герой наблюдает за природой и находит ее живой. Свои мысли он выражает в строках стихотворения. И хоть видно, что холод еще не отступил, но по людям уже заметно — близятся теплые деньки. Поэт говорит о поздней зиме, и потому он решил охарактеризовать ее, добавив в описание теплоты, весеннего оттенка. Автор делает акцент на таких особенностях, как покрасневшая липа и начинающем желтеть березняке.

Главная мысль — ощущая изменения в природе, человек понимает их постепенность, что они не могут наступить в один момент.

Образ весны раскрывается довольно своеобразно. Афанасий Афанасьевич отрицает ее приход, хоть и описывает явления, которые явно указывают на ее приближение. Впервые весна упоминается в момент отрицания, а затем в заключительных пяти строках. Автор воспевает не слишком поэтичные вещи — кусты смородины, румянец на щеках у девушки. Но за счет этих деталей он дает понять, что приближается не какая-то абстрактная весна, а русская.

Образ зари также появляется в стихотворении. Она символизирует тепло солнца. Уже на рассвете природа отличается своей чистотой и нежностью, она совершенно не такая, как ночью. Связь зари и весны неразрывна. Наступление нового дня, все равно что приход весны. Творческим личностям это время года дает возможность прикоснуться к прекрасному и переродиться.

Композиция и жанр

Стихотворение относится к пейзажной лирике. Фета считали мастером в этом направлении, а его творчество стало примером для многих русских поэтов.

Автор обратился к одному из своих любимых жанровых направлений — элегии. Произведения в этом стиле по настроению отличаются легкой грустью, которой переполнен лирический герой. Он поддался меланхолии и рассуждает об окружающей природе. В последних строках лирический герой заметно воодушевляется, становится виден его душевный подъем и надежда, что скоро все будет иначе, ведь наступит весна. При этом поэт не пытается восклицать, все понятно исключительно благодаря сюжету и удачно подобранным словам.

Стихотворный размер — четырех- и пятистопный ямб. Стих был написан при помощи мужской и женской рифмы.

Сюжет стихотворения — прекрасные, живописные картины, что приходят на смену друг другу. При этом поэт объединил словно 2 из них в одну:

  • в первой зимней части нет и следа весны, а лишь предчувствия лирического героя.
  • во второй части развития сюжета появляется женщина, которая стоя во дворе, видит журавлей и осознает, что скоро придет весна.

Композиция выстраивается так, чтобы показать синтез природы и человека, их близость и родство, что появилось за счет многолетних наблюдений.

Средства выразительности

Для придания стихотворению яркости и уникальности поэт задействовал ряд художественных приемов. К примеру, Фет часто использовал слово «еще», чтобы придать произведению параллелизма и обратить внимание к его основной мысли. Помимо этого, поэт текст полон традиционных тропов:

  1. Метафоры — «зарей гремит телега», «нега не успела снизойти», «соловей не смеет запеть» .
  2. Эпитеты — «душистая», «сизый», «пролетные», «живая», «степная»;
  3. Олицетворения — «солнце греет», «краснеет липа», «березняк желтеет».

В тексте также была использована антитеза, противопоставление третьей строфы первым двум.

Проанализировав стихотворение, можно уверенно сказать, что Фет — это настоящий художник природы. Ему под силу было запечатлеть ее самые незначительные, но такие прекрасные изменения. Это небольшое стихотворение дает возможность самому все прочувствовать и пропустить через себя все те эмоции, что наступают в преддверии весны, когда дышать становится легче и вся природа начинает постепенно пробуждаться от трех месяцев спячки.

Анализ стихотворения «Ещё весны душистой нега» Фета

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 25.

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 25.

Написанное Афанасием Фетом стихотворение “Ещё весны душистой нега” ярко демонстрирует, каким мастером слова он являлся. Это произведение относится к пейзажной лирике. Краткий анализ “Ещё весны душистой нега” по плану можно использовать на уроке литературы в 6 классе, чтобы помочь учащимся лучше понять его смысл.

Читайте также:
Зеленая лампа краткое содержание рассказа Александра Грина, анализ произведения, главные герои, жанр, смысл, тема мечты и реальности, проблематика

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Еще весны душистой нега.
История создания – произведение написано в 1854 году и в том же году, только спустя несколько месяцев, оно уже появилось на страницах “Современника”.

Тема стихотворения – природа в предчувствии весны.

Композиция – стихотворение состоит из двух частей. В первой Фет описывает природу, которая ещё не пробудилась от зимнего сна, а во второй делает вывод, что, несмотря на это, весна уже близко.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – ямб.

Эпитеты – “душистая весна”, “весть живая”, “пролётные журавли”, “сизый румянец”, “степная красавица”.

Метафоры – “березник желтеет”, “солнце греет”, “зарей гремит телега”, “нега не успела снизойти”, “краснеет липа” .

Олицетворения – “соловей не смеет запеть” .

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Есенина Не жалею, не зову, не плачу…
    Поэт, в своих работах, не любил поднимать философские темы, утверждая, что жизнь и смерть – это не главное, что должно быть в литературе. Но, все-таки и он прибегнул однажды к этому вопросу, создав достаточно тонкое и неземное стихотворение
  • Анализ стихотворения Благодарность Лермонтова (За все, за все тебя благодарю я)
    После первого прочтения может сложиться ощущение, будто Лермонтов в стихотворении За все, за все тебя благодарю я.. обращается к девушке, с которой имеет какие-то отношения. Подобное ощущение может складываться
  • Анализ стихотворения Вчера я шел по зале освещенной Фета
    Когда Фет окончил обучение в Московском университете, в который автор поступил, чтобы вернуть себе доброе имя своего отца, а также положенное ему в обществе положение и наследство, он отправляется служить в кирасирский полк
  • Анализ стихотворения Поражена потерей невозвратной Некрасова
    Стихотворение рассказывает о первой чувственной любви русского поэта, которая осталась в его сердце надолго. В центре событий Авдотья Панаева. Кроме того, в тот момент Панаева находилась в законном браке
  • Анализ стихотворения Осень Бальмонта
    Бальмонт единственный поэт, которому немного попозже стали подражать другие писатели. За все время своей деятельности ему удалось создать огромное количество разных произведений.

«Еще весны душистой нега…» Афанасий Фет

Еще весны душистой нега К нам не успела низойти, Еще овраги полны снега, Еще зарей гремит телега На замороженном пути.

Едва лишь в полдень солнце греет, Краснеет липа в высоте, Сквозя, березник чуть желтеет, И соловей еще не смеет Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая Уж есть в пролетных журавлях, И, их глазами провожая, Стоит красавица степная С румянцем сизым на щеках.

Композиция

Произведение состоит из трёх пятистрочных строф. Первые две составляют первую часть произведения, они объединяются одной темой – описанием зимнего пейзажа. При этом автор делает акцент на слове “ещё”, показывая, что это временное состояние природы и в то же время намекая на вторую, завершающую часть.

В её основе лежит противопоставление: если первые две показывают зиму, то в третьей Фет дает возможность проявиться ноткам весенней природы, таким как пролетающие с юга журавли.

При этом сюжет стихотворения – это сменяющие друг друга, полные естественной красоты картины, причём кажется, что автор объединил две в одну: первая – это зима, в которой не чувствуется и намёка на те метаморфозы, которые проявляют себя весной. Есть только предвкушение лирического героя. Фет показывает, что зима не вечна, более того, весна придёт ей на смену совсем скоро.

Во второй части появляется образ степной красавицы, наблюдающей за природными явлениями. Она видит пролетающих журавлей и понимает, что скоро весна.

Композиция построена таким образом, чтобы показать синтез природы и человека, их родство и близость, основанные на многолетнем наблюдении.

История создания

Для Афанасия Афанасьевича еще со студенческих лет существовало 3 главные ценности: природа, любовь и поэзия. Фет считал, что только эти темы следует поднимать в творчестве, а на все остальные он сам для себя поставил табу. Природу автор всегда описывал посредством личного восприятия. Для него было важно зафиксировать в ней все, даже самые незначительные перемены. Фет в своем творчестве не просто описывал пейзажи, что относились к какому-то определенному времени года, а старался запечатлеть более короткие промежуточные состояния природы.

Читайте также:
Подснежник краткое содержание рассказа Бунина - читать онлайн

Так и в этом стихотворении Афанасий Афанасьевич описывает природу, что вот-вот проснется от зимней спячки. Он постарался зафиксировать тот короткий момент, когда весна еще полностью не наступила, но уже ощущается, что холода скоро уйдут. Существенных изменений в природе при этом не наступает — снег все также лежит и все вокруг замерзшее, но подсознательно человек чувствует, что скоро потеплеет. А от этого и душа его начинает радоваться.

«Ещё весны душистой нега» поэт написал в 1954 году. Несколькими месяцами позже его и другие свои стихотворения Фет отдал в печать литературному журналу «Современник». На момент публикации Афанасий уже успел стать знаменитым и заработать себе доброе имя.

Автор был участником литературного сообщества журнала и сблизился с Тургеневым и Некрасовым. Но несмотря на его дружественные отношения с великими поэтами, их творчество практически не повлияло на Фета и его мировосприятие. Стиль поэта был новаторским, уникальным.

Произведение написано в жанре лирического стихотворения. Это прекрасный образец пейзажной лирики, написанный с лёгкой, светлой грустью. Наблюдающий за природными изменениями лирический герой несколько меланхоличен, он размышляет об окружающем мире, как бы погружаясь в него.

Автор предпочёл для описания природы и связанных с ней чувств пяти- и четырёхстопный ямб. Интересно, что он не только использовал чередование мужской и женской рифмы, но и сложную сплетенную рифмовку.

сравнительный анализ стихотворений фета «еще весны душстой нега» и тютчева «еще земли печален вид»

Natalia Chudomeh

Мастер (1878) 8 лет назад

Фет как никто умел быть наблюдательным и видеть, как в окружающей нас природе и человеческой душе готовятся и происходят изменения, будь то наступление весны или первая любовь.

Стихотворение «Ещё весны душистой нега… » запечатлевает такой момент в природе, когда весна ещё не наступила, но ощущение весны уже возникло. Казалось бы, в природе ничего не изменилось: снег не растаял, дороги замёрзшие, деревья без листьев, но по каким-то малым приметам и просто интуитивно человек уже ждёт весны и радуется её приходу.

Посмотрим начальную строку “Ещё весны душистой нега… ”. Фет прибегает к одному из своих любимых образных выражений — “нега”. В современном лексиконе это слово кажется устаревшим, а в поэтическом словаре XIX века оно употреблялось часто, и Фет охотно использовал его. Это существительное, однокоренное прилагательному “нежный”, глаголу “нежиться”; их смысловое значение — удовольствие с оттенком мягкости, тонкости, изящества.

Звуковая инструментовка также обращает на себя внимание. В двух первых стихах выделяются звукосочетания со звуком [н] .

Ещё весны душистой нега К нам не успела низойти.

Картина уточняется некоторыми деталями, рисующими зиму: это снег, замороженный путь. Во второй строфе зарисовка продолжается, усиливается динамика благодаря использованию большого числа глаголов, три из которых, кроме того, находятся в позиции рифмующихся: “греет”, “желтеет”, “смеет”. Говоря о зиме, Фет вводит в стихотворение яркие весенние краски: “заря”, “краснеет”, “желтеет”. Отрицая то, что весна уже наступила, он как бы приближает её приход, упоминая о том, что “солнце греет”, что соловей поёт в смородинном кусте. Образ весны возникает из отрицаний и обобщается в последней строфе, которая начинается с антитезы: “Но возрожденья весть живая // Уж есть… ” Особую роль приобретают звуки, связанные со словом “жизнь”: “возрожденья”, “живая”, “провожая”.

Стихотворение движется от отрицания к утверждению и завершается образом степной красавицы “с румянцем сизым на щеках”. Фет сделал предметом искусства в общем-то не поэтические вещи: смородинный куст, сизый румянец. Однако это точные детали, которые позволяют почувствовать и понять, что речь идёт не о весне вообще, а о весне в России, которую Фет знает и, несомненно, любит, несмотря на все упрёки современников в безыдейности.

Интересно сравнить это стихотворение с тютчевским «Ещё земли печален вид…». написанным существенно раньше.

Читайте также:
Стих для 2 лет про новый год: сборник простых стишков для детей

Общее для Тютчева и Фета — философское осмысление единства человека и природы. Однако у Тютчева, особенно в ранней лирике, образы, связанные с природой, тяготеют к отвлечённости, обобщённости, условности. В отличие от Тютчева, у Фета они на уровне деталей более конкретны, нередко предметны. Вы увидите это, если оттолкнётесь от тематической близости стихотворений, особенностей их построения, совпадения отдельных слов, и отметите особенности образного ряда у обоих поэтов, символику деталей у Тютчева и их конкретность у Фета. Обратите внимание на контекст, в котором у Тютчева и Фета звучат одни и те же ключевые слова: “весна”, “нега”. Сопоставьте такие образы, как “мёртвый стебль”, “редеющий сон” (Тютчев) и “телега”, “пролётные журавли” (Фет) ; “блестят и тают глыбы снега” (Тютчев) и “овраги полны снега” (Фет). Обратите внимание на сочетания: “соловей… в смородинном кусте”, “красавица степная”, “с румянцем сизым” (“высокое” и “низкое”).

Средства выразительности

Для описания природных явлений поэт использует различные тропы:

  • Эпитеты – “душистая весна”, “весть живая”, “пролётные журавли”, “сизый румянец”, “степная красавица”.
  • Метафоры – “зарей гремит телега”, “нега не успела снизойти”, “солнце греет”, “краснеет липа”, “березник желтеет”.
  • Олицетворения – “соловей не смеет запеть“.

К ним добавляется лексический повтор “ещё”, который создаёт синтаксический параллелизм и используется для того, чтобы сделать акцент на главной мысли произведения: предощущая изменения в природе, человек знает, что они постепенны, они не могут произойти моментально.

Стихотворение А.А. Фета «Еще весны душистой нега. »

А.А. Фет заслуженно и широко известен как тонкий лирик, чуткий художник, создавший яркие, незабываемые картины природы, отразив сложнейшие переживания человеческой души. Фета-лирика не интересовали общественные и политические проблемы современности, за что его как представителя «чистого искусства» осуждали и высмеивали революционно-демократические литературные деятели. Главными для поэта стали «вечные» темы: природа, любовь, красота. Его стихи музыкальны, его образы волнуют звуками, запахами, они почти ощутимы, зримы, как прекрасные яркие мгновения жизни. Природа у Фета одухотворена и гармонична душе человека, она взаимосвязана с настроением и мироощущением лирического героя. Как писал сам Аф. Фет в предисловии к третьему выпуску стихотворений «Вечерние огни», он хотел бы найти в поэзии «убежище от всех житейских скорбей», и таким убежищем становится для него прежде всего природа, ее неуловимый мир, пронизанный мыслью о красоте и вечности. Стихотворение «Еще весны душистой нега. » было написано в 1854 году уже известным поэтом, признанным мастером пейзажной лирики. Автор рисует картину только зарождающейся весны, скорее, ее предощущения: Еще весны душистой нега К нам не успела низойти, Еще овраги полны снега, Еще зарей гремит телега На замороженном пути. Стихотворение невелико по объему — в нем всего три пятистрочные строфы. Две из них композиционно продолжают друг друга, подчеркивая зимние приметы окружающего пейзажа. Солнце греет «едва лишь в полдень», еще прозрачны и голы деревья, «и соловей еще не смеет занять в смородинном кусте»- не пришло еще его время. Но третья строфа представляет собою антитезу двум предыдущим, и в ней-то и есть главная мысль поэта, тонко чувствующего грядущее пробуждение природы: Но возрожденья весть живая Уж есть в пролетных журавлях, И, их глазами провожая, Стоит красавица степная С румянцем сизым на щеках Ощущение возрождения природы витает в воздухе, оно передается человеку и проецируется автором непосредственно на человека — степную красавицу, по себе чувствующую холод, но мечтательно ожидающую весну, как ожидает ее и вся природа. Эта зарисовка живой картины передает один неуловимый миг, с помощью используемых автором художественных средств создавая яркое эмоциональное впечатление. Этой цели, как всегда у автора, служат эпитеты («душистая весна», «замороженный путь», «пролетные журавли»). Большую роль в данном случае играет синтаксический параллелизм, подчиненный, как уже было сказано, композиционному замыслу настроения произведения. В первых двух строфах это повторы как отдельных слов («еще»), так и выбранной автором синтаксической модели. Третья строфа, как антитеза, начинается с союза «но» и является выразительным средством передачи авторской идеи, подчиненным общей цели. Создание напряженно-эмоциональной картины природы, передача тонкого, почти неуловимого чувства лирического героя, его радости, трепетной новизны ощущения — вот черты, отличающие пейзажную лирику Фета и дающие ему право называться тонким художником природы, вдохновенным мастером поэтического творчества.

Читайте также:
«Поздний час» анализ рассказа Ивана Бунина, краткое содержание произведения, основная тема, главный смысл

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Фет А.А. / Разное / Стихотворение А.А. Фета «Еще весны душистой нега. »

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Стихотворение и анализ «Еще весны душистой нега…»

Еще весны душистой нега

К нам не успела низойти,

Еще овраги полны снега,

Еще зарей гремит телега

На замороженном пути.

Едва лишь в полдень солнце греет,

Краснеет липа в высоте,

Сквозя, березник чуть желтеет,

И соловей еще не смеет

Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролетных журавлях,

И, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках

Краткое содержание

К. Крыжицкий. Ранняя весна. 1904

Читая стихотворные строки, мы погружаемся в поэтический монолог. Поэт в смятении ждёт наступления весенней поры, как настоящего чуда. Перед читателями сменяются картинки, наполненные природной красотой. Мы понимаем, что зимний холод не вечен. Затем появляется женщина – «красавица степная», наблюдающая за переменами в окружающем мире. Она видит над головой пролетающих журавлей и осознаёт: весенняя пора совсем рядом.

История создания

Автор, в период написания данного стихотворения, тесно дружил с создателями журнального издания «Современник». На страницах этого издания, в 1854 г., было впервые напечатано это произведение. Поэт в это время сблизился с такими известными членами гуманитарного кружка при журнале, как И. Тургенев и Н. Некрасов.

Жанр, направление, размер

Стихотворные строки представляют жанр элегии. Это удивительный пример пейзажной поэтики, включающей в себя аккорды лёгкой грусти. Поэта, наблюдающего за переменами в природе, отличает меланхоличность.

Фет живописует природу пятистопным и четырёхстопным ямбом. В произведении используется чередование женской и мужской рифмы.

Композиция

Композиционное решение построено так, чтобы продемонстрировать неразрывность человека и окружающего мира:

  • произведение состоит из трёх пятистрочных строф. Две первые строфы – это первая часть стихотворения, объединённая общей тематикой под названием «зимний пейзаж».
  • третья строфа содержит противопоставление: если первые две строфы рисуют зиму, то в третьей поэт демонстрирует нотки весенней природы – это пролетающие журавли.

Композиция строится так, чтобы продемонстрировать читателю синтез человека и природы, основанный на многолетнем наблюдении.

Образы и символы

Природа одухотворена, тесно взаимосвязана с мироощущением лирического героя. Этому способствуют следующие образы:

  • образ зари – заря символизирует огонь, рождённый солнцем. В отблесках зари поэт видит загадочный мир, вдохновляющий его. Заря связана с весной: это время года для земли, как заря — для нового дня;
  • образ степной красавицы – он может быть истолкован и как юная дева, и как красивая метафора. Поэт описывает «сизый румянец» на щеках, свидетельствующий о холоде, но одновременно подчёркивающий женственность;
  • образ весны – этот образ появляется из отрицания поэтом её прихода и обобщается в заключительном пятистишии: «Но возрожденья весть живая уж есть…».
Темы и настроение

Основная тема – мир природы предчувствует скорый приход весеннего тепла. Произведение посвящено окружающему миру, находящемуся на границе зимы и весны. В это время холода ещё не покинули землю, но заметные признаки уже говорят людям о том, что скоро придёт тепло.

Произведение погружает читателя в задумчивое, меланхолическое настроение. В заключительных строчках происходит душевный «взлёт» героя, ощущается его воодушевление из-за появления первых сигналов наступающей весенней поры.

Основная идея

Идея произведения – предчувствие скорой весенней поры. Поэт буквально растворён в природной красоте, очарован ближайшим обновлением мира. Такая одновременность происходящего создаёт особенное чувственное пространство, способное раскрыть человеческую душу.

Средства выразительности

Фет использует следующие выразительные средства, чтобы описать природные явления:

  • эпитеты – «душистая весна», «пролётные журавли», «степная красавица», «сизый румянец»;
  • метафоры – «нега не успела снизойти», «соловей не смеет запеть», «зарёй гремит телега»;
  • олицетворения – «солнце греет», «краснеет липа», «березник желтеет».

Поэт использует лексический повтор «ещё», создающий синтаксический параллелизм. Он применяется для того, чтобы сделать акцент на важной мысли данного произведения: чувствуя скорые перемены в природе, человек знает, что они произойдут, но постепенно.

Читайте также:
«Поздний час» анализ рассказа Ивана Бунина, краткое содержание произведения, основная тема, главный смысл

«Еще весны душистой нега…», анализ стихотворения Фета

Стихотворение «Еще весны душистой нега…» было написано знаменитым русским поэтом Афанасием Афанасьевичем Фетом в 1854 году. Через несколько месяцев после своего создания оно впервые было напечатано в журнале «Современник» вместе с рядом других стихотворений поэта. На момент написания произведения имя А. А. Фета уже было широко известно, поэт сблизился с литературным кружком журнала «Современник», где состояли такие признанные мастера слова, как И. Тургенев и Н. Некрасов. Несмотря на дружбу Фета с другими поэтами, их влияние на его поэзию было минимальным: А. А. Фет являлся новатором в области стиха и следовал своему уникальному стилю.

Стихотворения А. А. Фета считаются вершиной русской пейзажной лирики, к этому литературному направлению принадлежит и произведение «Еще весны душистой нега…». При создании стихотворения поэт обратился к одному из своих любимых лирических жанров: элегии. Творческие работы такого стиля отличает лёгкая грусть, которой проникнуты авторские строки. Меланхолическое, задумчивое настроение стихотворения создаёт ощущение наблюдения за окружающим миром. В последних строках произведения происходит душевный подъем лирического героя, заметно его воодушевление из-за появления первых сигналов наступающей весны.

Элегия «Еще весны душистой нега…» посвящена теме природы, как и большинство произведений А. А. Фета. В творчестве поэта любовь к пейзажам тесно переплетается с любовью к родным краям, но при этом в стихотворении нет мотивов гражданской лирики. Центральное место занимает мироощущение лирического героя, наблюдающего преисполненную одухотворённости природу.

Произведение состоит из трёх строф, каждая из которых состоит из пяти строчек. Первые две строфы логически объединяют друг друга, выстраиваются в единую композицию. В них поэт описывает зимний пейзаж с его приметами: «овраги полны снега», «лишь в полдень солнце греет». Третья же строфа создана при помощи приёма противопоставления, в ней появляются нотки весенней природы: «пролётных журавлях», «возрожденья весть».

Сюжет стихотворения представляет собой череду живописных картин, которые сменяют друг друга. Автор словно рисует два пейзажа: на первом из них ещё лежит снег, а солнце начинает греть только к полудню. Лирический герой наблюдает зиму, в которой пока нет намёка на весенние метаморфозы; но он их предвкушает, на это указывает постоянно повторяющееся слово «ещё». Фет понимает, что зима не будет вечной, и весна вот-вот придёт. На втором пейзаже, нарисованном автором, также изображена зима, однако человек – «красавица степная» – уже испытывает ощущение прихода весны, которое витает в воздухе вместе с пролетными журавлями. В короткой зарисовке поэту удаётся показать взаимоотношения человека и природы, синтез чувств, который знаком каждому, кто наблюдал перемены в окружающем мире.

Строки стихотворения написаны четырёхстопным и пятистопным ямбом, стихотворным размером с ударением на втором слоге в стопе, и объединены сплетенной рифмовкой, имеющей схему ABAAB с чередованием женских и мужских рифм.

Стихотворение «Еще весны душистой нега…» отличает многообразие троп, которые и создают уникальный по красоте пейзаж пробуждающейся природы. Среди них такие средства художественной выразительности, как многочисленные эпитеты («красавица степная», «замороженном пути», «весны душистой»), метафора («возрожденья весть живая»), антитеза (третья строфа на фоне первых двух), олицетворения («солнце греет», «краснеет липа», «березник желтеет»), синтаксический параллелизм с помощью лексического повтора («еще»). Последняя стилистическая фигура активно используется автором для того, чтобы подчеркнуть настроение предощущения изменений в природе. Наступление весны не может произойти резко, все перемены являются постепенными, плавными, и поэт рассказывает о них как будто бы миг за мигом. В то же время отмечается и быстротечность момента, это проявляется в быстрой смене характера стихотворения в заключительной строфе.

Афанасий Афанасьевич Фет является гением пейзажной лирики. Его необычайно красивое и задумчивое стихотворение «Еще весны душистой нега…» наполнено удивительной любовью к природе, имеющей столь много обличий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: