Ершалаимские главы в романе Мастер и Маргарита – анализ, описание

Ершалаимские главы в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»

В своем нашумевшем произведении Михаил Булгаков использует нестандартный авторский прием. Особую роль играют в романе «Мастер и Маргарита» Ершалаимские главы. Они противопоставляются современной Москве описываемого времени. А герои, присутствующие в обеих частях, в конце встречаются. Пересечение сюжетных линий заставляет персонажей поверить в Господа и нечистую силу.

  1. Центральные персонажи
  2. Смысл и роль Ершалаимских глав
  3. Краткое содержание
  4. Понтий Пилат
  5. Казнь на Лысой горе
  6. Спасение Иуды
  7. Погребение и отмщение

Центральные персонажи

Образы главных героев Ершалаимских глав в романе «Мастер и Маргарита» были позаимствованы писателем из евангельских строк. Тут присутствуют и библейские события, например предательство Иуды, казнь Иисуса Христа, и герои-прототипы. Ввел Булгаков события, схожие с историями из Библии, неспроста.

Действующих лиц в данной части произведения не так много:

  1. Прокуратор Иудеи — Понтий Пилат. Он стал пятым человеком, занимающим столь высокую должность. Он вынужден устраивать допрос Иешуа, хотя испытывает к мыслителю симпатию. Прокуратор понимает, что во многом странник прав. Несмотря на это, представитель власти настолько боится потерять свое влияние, что выносит смертный приговор Га-Ноцри. Это решение не приносит герою счастья, ему приходится до конца жизни сожалеть о содеянном.
  2. Иешуа Га-Ноцри — бродячий мыслитель, рассуждающий о том, что неугодно правительству, за что ему приходится поплатиться собственной жизнью. Прототипом главного героя стал Иисус. Это прослеживается в жизненном описании, мышлении и даже внешности, данной автором персонажу. В нем есть божественные черты, но в произведении Булгакова Иешуа приближен к людям. Он очеловечен, обладает приземленными привычками, мыслями. Его цель — отстаивание высшей истины, продвижение в народные массы идеи о несуществовании плохих людей на земле, проповедничество христианских законов. Бескомпромиссность мыслителя приводит того к смерти.

История жизни Иешуа совершенно противоположна Иисусу из Назарета. Отважный и сострадательный человек не является сыном Божьим, поэтому ему не суждено воскреснуть. В Ершалаимские главы Булгаков вложил следующий смысл — прославление человека как высшей ценности. Авторский Понтий Пилат также отличается от своего прототипа. Он более человечный, благородный, сострадательный. В конце произведения герой таки получает прощение.

Смысл и роль Ершалаимских глав

Московская жизнь в романе «Мастер и Маргарита» и главы о Ершалаиме (номер 2, 16, 25, 26) соединены важной идеей — это обретение истины. Иешуа Га-Ноцри популяризует отсутствие власти, он не боится идти против устоев, пропагандировать собственные мысли. Ища истину, герои ведут диалоги.

Понтий Пилат хотел спасти мыслителя-проповедника, но не может пойти против вышестоящей власти. Должностные обязанности заставляют прокуратора Иудеи казнить ни в чем неповинного человека. Физически Иешуа умирает, но обретает духовную победу над противниками, ведь доказывает таким образом правильность собственных утверждений. Прокуратор же теряет после проступка вечный покой. Истина кроется в его совести.

Роль Ершалаимских глав заключается в противопоставлении Москвы древнему городу. Значение в сравнение автор вложил следующее:

  • Беспокойство современного мира и ценность денег.
  • Степенность и размеренность жизни в Ершалаиме, что подталкивает к поиску истины.
  • Принятие судьбоносных решений, вершение судеб.
  • Контрастность параллельных миров, наталкивающая на размышления о вечных проблемах, например, противостояние добра и зла, выбор между честностью перед самим собой и властью.

Это приводит к логичному выводу, что каждый человек ответственен за свою духовную чистоту и покой. Только от его решений и способности нести за них ответственность зависит судьба.

Краткое содержание

Ершалаимские главы — это неотъемлемая часть романа, ставшая композиционной основой. Авторское решение влияет на смысл, заложенный писателем в произведение. Анализ и краткое содержание этой части позволит написать емкое сочинение или подготовить к литературному уроку презентацию по теме. А также понять, зачем Булгаков создал отсылку к Ершалаиму и библейским историям. Чтобы подробнее разобраться в проблематике, рекомендуется читать произведение полностью.

Понтий Пилат

Перед прокуратором Иудеи предстает странник Иешуа Га-Ноцри. Его привели на допрос к Понтию Пилату. Решение было за высокопоставленным наместником римского кесаря. Допрашивая мыслителя-проповедника, прокуратор проникается симпатией к нему. Приговоренный Иудейским Синедрионом к смертной казни считает всех людей добрыми. Симпатия возникает не только из-за мировоззрения Иешуа, но и по причине удивительного излечения им приступа гемикрании.

Понтий Пилат становится сперва на сторону Га-Ноцри. Он утверждает, что приговоренный — лишь душевнобольной, который никогда не подбивал людей к поиску истины и городским беспорядкам. Главная цель прокуратора — держать мыслителя около себя в Кесарийской резиденции.

Несмотря на это, вершителю судеб приносят доказательства подстрекательства со стороны Иешуа. Эти речи растолковали как проповеди, направленные против власти римского кесаря. Пилат пытается все-таки спасти смертника и подсказывает тому, что говорить, дабы скрыть факт подстрекательства. Арестованный не слушает советчика, говорит правду. Тогда тот решает спасти философа, обращается за помощью к первосвященнику Каифу, выпрашивая для Иешуа помилование. Принято решение отпустить Варраввана.

Казнь на Лысой горе

Всех приговоренных к смерти привозят на Лысую гору. Следом за процессией идут зеваки, желающие посмотреть на зрелище. После распятия глазеющие расходятся, не вынося палящего солнца. Остаются только солдаты. О спасении Иешуа молит Левий Матвей — ученик Га-Ноцри, сборщик податей. Но казненный продолжает мучиться от истязаний. Смерть не приходит. Левий проклинает Господа. Иешуа периодически теряет сознание и снова приходит в себя.

Скоро должен пойти дождь. Распятым смачивают губы влажными губками, из которых также можно испить воды. Несчастных добивают солдаты уколами копий в сердца. В это время они произносят слова прославления прокуратора за его великодушие. Дождь разгоняет солдат. Но гроза не становится причиной для побега Левия Матвея, который снимает труп учителя с креста и похищает его.

Спасение Иуды

Ершалаим напитывался каплями дождя. Прокуратор ожидал вестей с места казни. Понтий Пилат зол, он гневно разбивает кувшин с вином, лежит около стола с едой. Перед властителем показывается начальник тайной службы Афраний. Он рассказал, что все прошло хорошо, горожане не буйствуют. Потом гость поведал историю об Иешуа, который отказался от предсмертного питья и доверительно заглядывал в глаза солдатам, улыбаясь при этом растерянной улыбкой.

Читайте также:
«Князь Игорь» описание и краткое содержание оперы А. Бородина, история создания, жанр произведения, характеристика действующих лиц, сюжет, интересные факты

Га-Ноцри ничего не проповедовал. Он только сказал, насколько порочны трусливые люди. Он никого не винил в своей смерти. Пилат приказывает Афранию похоронить тела казненных людей и позаботиться о безопасности Иуды из Кириафа. До прокуратора дошли слухи, что того должны зарезать в скором времени.

Погребение и отмщение

Нет прокуратору покоя. Мужчина ощущает, что утратил что-то ценное. Свою безнадегу он пытается исправить мелкими поступками. Порой его утешают беседы с Бангой (псом). Афраний отправляется к Низе — возлюбленной Иуды. В это время предатель получает вознаграждение за предательство Иешуа во дворце Каифы.

Стоит праздничная ночь Пасхи. Иуда встречается с Низой. Она попросила встретиться в масличном саду. Там с предателем расправляются мужчины, нанятые Афранием по приказу Понтия Пилата. Лишается Иуда не только жизни, но и кошелька, заполненного тридцатью сребрениками.

Прокуратору снится, как он идет подле с Иешуа. Их путь освещает лунная дорога. Они спорят и ведут счастливую беседу. Пилату кажется, что казни не было. Подле него идет Банга. Мужчина рассказывает о том, что понимает, почему трусость является главным пороком. Сейчас бы он распрощался с карьерой ради спасения жизни мыслителю.

Левий Матвей отдает тело Иешуа. Он собирается отомстить Иуде, убить того. Но о смерти предателя ученику философа сообщает прокуратор.

Ершалаимские главы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — анализ, суть и описание образов

Главные герои Ершалаимских глав

В качестве главных героев в произведении Мастера выступают бродячий мыслитель по имени Иешуа и пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат. В образе Иешуа Га-Ноцри без труда читается схожесть с Иисусом, а сами главы несколько похожи на события, которые описаны в Евангелие.

Иешуа Га-Ноцри

Иешуа Га-Ноцри сохраняет божественные черты своего прототипа. Но Булгаков показывает его более приземленным, очеловеченным. Перед лицом гибели герой отстаивает высшую истину, в этом вопросе он бескомпромиссен. Он уверен, что нет на земле плохих людей, проповедует законы христианства.

Понтий Пилат

В ерашалаимских главах Понтий Пилат является представителем власти. Он вынужден допрашивать Иешуа. В начале он относится к нему с явным пренебрежением. Но в ходе разговора понимает, что герой во многом прав. Прокуратору предстоит сделать сложный выбор между совестью и карьерой. Боясь потерять власть, судья выносит смертный приговор. Но за обман самого себя и за несправедливое и незаслуженное лишение жизни честного человека, вынужден страдать целую вечность. Муки совести теперь всегда будут преследовать Понтия Пилата, не давая обрести покой.

Глава 16

Чтобы избавить Га-Ноцри от мучений, Левий Матвей хочет заколоть его ножом, но опаздывает. Злясь, проклинает и себя, и Бога.

Казнь троих приговорённых происходит на Лысой Горе. Их распинают на крестах, а через несколько часов закалывают копьём. Любопытные, наблюдавшие за процессом казни, расходятся по домам, не выдержав палящих лучей солнца. Когда чёрная туча, заволокла всё небо, ушли и солдаты.

Левий, не обращая внимания на хлынувший ливень, похищает мёртвое тело Иешуа и скрывается с ним.

Смысл Ершалаимских глав

Московская жизнь в романе Булгакова и Ершалаимские главы объединены важной идеей. Она заключается в поиске истины. Ершалаимские главы имеют глубокий философский смысл. Иешуа пропагандирует отсутствие власти, он не боится противопоставлять свои идеи человеку, который занимает гораздо более высокий статус и имеет власть над ним самим. В процессе поиска истины проходит значительная часть диалога героев. Понтий Пилат мог спасти Иешуа, он понимал, что так будет правильно. Но выбор, сделанный человеком власти, только доказывает правоту проповедника. Ограниченный властью и должностными обязанностями, Пилат не может помиловать ни в чем не повинного человека. Этот выбор стоит ему многого: сохранив земную власть Пилат теряет вечный покой. Истина оказывается на стороне совести, и проповедник даже погибая на кресте оказывается прав.

Вариант 2

В произведении Булгакова М.А. основной герой пишет свою книгу, то есть получается, как бы книга в книге. Главы, события которых происходят в Ершалаиме в книге «Мастер и Маргарита» сопоставляются с бытием в городе Москва.

Мыслитель Иешуа становится героем произведения Мастера, как и представитель иудейской власти Понтий Пилат. Те события, которые описаны в романе с чем-то схожи с теми, которые описываются в святой Евангелие.

Иешуа выступает в книге в роли Иисуса, но он более приземленный и очеловеченный. Перед смертью мужчина борется за высшую правду. Мыслитель уверяет, что в мире нет безнадежных и злых людей и отстаивает христианские заповеди.

В книге Мастера представителем власти Иудеи является Понтий Пилат. Он просто обязан допросить Иешуа. В ходе беседы, его изначальное пренебрежительное отношение претерпевает изменение, так как прокуратор видит правду в словах героя. Понтий Пилат стоит на распутье: ему требуется сделать выбор в пользу своей совести или карьеры. Побеждает в итоге желание власти и прокуратор выносит приговор о смерти героя. За свою ошибку ему приходится испытывать мучения совестью и не знать покоя нескончаемые века.

Жизнь в Москве в романе Михаила Афанасьевича Булгакова и Ершалаиимские главы объединяет одна перво идея – это нахождение истины. Эта часть книги наполнена глубоким смыслом. Мыслитель ратует за борьбу против какой-либо власти, он не страшится высказывать собственные мысли и идеи, личности, которая наделена большой властью. В разговоре между мужчинами идет поиск правды. Прокуратор, страшась, потерять свое земное могущество отправляет на казнь безвинного человека, за что и оказывается наказан вечными муками. Всегда истина будет выступать в защиту совести.

Мир Мастера разнится с Москвой автора того времени. В действительности важна финансовая авторитетность и властвует суета, в то время как в мире Мастера жизнь течет медленно и спокойно, принимаются решения о жизни и смерти не спеша в диалоге. Но и в столице каждый день совершаются решение о чей-то жизни и дальнейшей судьбе. Миры такие разные и одновременно очень похожие. Дилемма человека между обязанностью и совестью, нахождением правды бесконечен. Каждый самостоятельно делает свой выбор и берет за него ответ.

Читайте также:
Мечта и реальность в романе Мастер и Маргарита, примеры и аргументы

Ершалаимские главы несут не типичное решение в композиции романа и являются его важной частью, что существенно оказывает влияние на книгу в целом.

Другие сочинения: ← История создания романа «Мастер и Маргарита»↑ БулгаковОсновные темы романа Мастер и Маргарита →

Роль Ершалаимских глав в романе

В «Мастере и Маргарите» история о Га-Ноцри и Понтии Пилате является ярким противопоставлением современной автору Москве. В реальности царят беспокойство и материальные ценности, в то время как в Ершалаиме – степенная и размеренная атмосфера располагает к поиску истины в долгих беседах. Принятие решения имеет судьбоносный характер для обоих героев, но и в Москве в это время решаются судьбы. Контраст двух миров говорит не только о течении времени и разнице в восприятии мира. Он также наталкивает читателя на мысль, что темы, поднимаемые автором, действительно вечны. Противоборство добра и зла оказывается не таким уж и явным – грань между ними еле заметна. Выбор человека между честностью и властью, совестью и долгом, истиной и положением вечен. Каждый сам должен принимать решения и нести за них ответственность.

Таким образом, мы видим, что Ершалаимские главы – не просто неотъемлемая часть произведения Булгакова, а важное композиционное решение, прямым образом влияющее на смысл романа. Данная статья поможет написать сочинение на тему «Ершалаимский мир в романе «Мастер и Маргарита» и описать его основных героев, смысл и роль для всего произведения.

Художественные особенности

Читать библейские части романа по ощущениям получается совсем иначе, нежели московские. Сатирическое описание порочной столицы и проделки воландовской свиты, презентация сеанса черной магии в театре Варьете и полет главной героини на метле — все это проглатывается на одном дыхании и имеет свою атмосферу. Античные главы в романе «Мастер и Маргарита» отличает даже особый авторский слог:

  • неспешный,
  • выдержанный,
  • безэмоциональный.

В изложении иудейских событий полностью отсутствует какая-либо авторская точка зрения и оценка происходящего.

Несмотря на то что история о Понтии Пилате и Иешуа заключена всего в нескольких частях произведения, она играет важнейшую роль как в рамочной композиции романа, так и в смысловой нагрузке книги. Примечательно, что отрывки из фантастического города распределены в тексте булгаковского творения особым образом:

  • Глава 2 «Понтий Пилат» — рассказана Воландом на Патриарших.
  • Глава 16 «Казнь» — снится Бездомному в психиатрической больнице.
  • Главы 25 «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа» и 26 «Погребение» были прочтены Маргаритой после того, как мессир возродил роман Мастера из пепла.

Тридцать вторая глава детища Михаила Афанасьевича трактуется литературоведами двойственно. Будучи соединением ранее не соприкасавшихся мест повествования — Москвы и Ершалаима, «Прощение и вечный приют» официально не считается пятой частью центра композиции, а относится к общей линии повествования. Мостами, связывающими Иудею и столицу на страницах книги, становятся Левий Матвей и Афраний.

Своего последователя Иешуа успевает отправить к Воланду с просьбой даровать вечный покой Мастеру и его преданной музе и возлюбленной.

Начальник секретной стражи при Понтии Пилате, будучи малоприметным персонажем, играет в произведении одну из самых мистических ролей. История с перстнем, полученным за расправу с Иудой, донесшим на Га-Ноцри, роднит его с Князем Тьмы, носящим похожее украшение на руке в московской реальности романа.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Мастер и Маргарита»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Мастер и Маргарита»
  • для самых компанейских — Главные герои «Мастер и Маргарита»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Мастер и Маргарита»
  • для самых любопытных — Анализ «Мастер и Маргарита» Булгаков

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

Библейский прокуратор и герой романа

Многие детали образа прокуратора писатель заимствовал из поэмы о Понтии Пилате, написанной Г. Петровским в 1893 г. Он брал также детали образа из исторических хроник, описывающих сражение при Идиставизо. Упоминание об этой битве, произошедшей под руководством Германика в 16 году, говорит о храбрости Пилата, его достоинстве. Этот древний бой не выдуман. Битва действительно существовала. Но был ли Пилат в действительности участником сражений — неизвестно.

Конец Пилата, который в романе живет в горах и смотрит на луну, — это уже выдумка писателя. Она исходит из германского мифа о человеке, который живет на горном хребте и каждую пятницу спускается к реке отмыть руки, которые, как он чувствует, все еще в крови. Всадник Золотое копье и евангельский Пилат в действительности во многом разнятся. Это образы скопированные, но не идентичные.

Мастер отпускает в финале своего героя, дав ему тот лунный свет, о котором тот мечтал. И одновременно он отпускает свою тоску от неисполненного долга. Он не смог донести современникам истину о любви и распятии этой любви. И только теперь прощает сам себя.

Смысл событий в Москве и Ершалаиме

Автор романа «Мастер и Маргарита» ершалаимские главы обрисовывает детально и пафосно. Он описывает Великую эпоху, когда жили достойные люди, умеющие рисковать в битве, сражаться за свою правду. Здесь нет места смеху.

И также автор преднамеренно изображает беспорядки в Москве, происходящие с приездом Воланда и его свиты, в комическом плане. Ирония скрывает трагичность, которую не замечают жители города, Москвичи считают свои собственные души чем-то вторичным и не столь важным. Важным считается соблюдение государственного закона и доводы разума. Весь трагизм заключается в следующем:

  1. В самом начале председатель Массолита Берлиоз провозглашает — ему нужны доводы существования Иешуа. Тогда же Воланд ему возражает — никаких точек зрения не нужно, если кто-то существовал, то это ощущается сердцем, не разумом. И это трагично, потому как если в человеке нет души, тогда его можно признать угодным обществу или неугодным. И тех кто неугоден убрать любыми способами. Так произошло с Мастером, работа которого признана критиками неугодной. И нечто подобное происходит в Ершалаиме.
  2. Но если Иешуа свят и его гибель священна, он идет на казнь с улыбкой, зная, что гибнет за правду, то Мастер опускает руки. Он больше не борец и не жилец. Так как жизнь это и есть борьба. Мастера не пропускают к Свету. Как сообщается в разговоре между Воландом и учеником Левием Матвеем — «Мастер не заслужил Свет, а заслужил покой».
  3. В московском номере во время выступления людям раздают платья и деньги. Однако за всем этим наблюдает Воланд. Он видит тайные грехи и жадность москвичей. Ему не смешно от этого. Он понимает, что деньги раздать можно, а вот совесть так просто не получить.

Роли здесь распределены четко — свет не пропускает страдающего в свою обитель, а тьма не может принять к себе того, кто был готов жертвовать ради правды, пусть и не до конца. Поэтому удел Мастера на самом деле трагичен.

Это видно в фильме Владимира Бортко, его заключительная глава — это презентация трагичности удела писателя, решившегося описать евангелие, и его спутницы.

Читайте также:
Чацкий и Молчалин сравнение героев комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума", сопоставительная характеристика, общие черты, личные качества, отношение к службе, семье, любви

Ершалаимские главы в романе Мастер и Маргарита

Роман «Мастер и Маргарита», написанный Михаилом Булгаковым, имеет одну композиционную особенность — это наличие романа в романе. Таким образом, кроме основной сюжетной линии, происходящей в Москве, есть еще одна линия, происходящая в Ершалаиме. Эта вторая линия является романом Мастера, его своеобразным изложением евангельской истории об Иисусе Христе.

Главными героями этой истории являются Иешуа Га-Ноцри — нищий бродяга, проповедник истины — и Понтий Пилат — прокуратор Иудеи. Эти герои встречаются тогда, когда Иешуа приговаривается к смертной казни. Понтий Пилат был удивлен, когда осужденный смог угадать его головную боль и вылечить ее. Иешуа поразил героя своей проницательностью. Понтий Пилат понял, что это непростая личность, выдающаяся. Он захотел помочь бродяге, но никак нельзя было изменить приговор, ведь Иешуа не только обвинялся в организации бунта, но еще и в оскорблении государя. Понтий Пилат был очень разочарован в том, что не смог помочь хорошему человеку. Это волновало его всю его жизнь.

Ершалаимские главы сильно выделяются на фоне всего повествования. Во-первых, они написаны необычайно ярким и живым языком. Во-вторых, здесь нет того юмора и комизма, который присущ московским главам. Язык и манера повествования ершалаимских глав характеризуется некой возвышенностью, трагизмом, драматичностью. Сцены, созданные автором, будто бы оживают в сознании читателя.

Между московскими и ершалаимскими главами можно провести в некотором отношении параллель. Мастер чем-то напоминает Иешуа Га-Ноцри, особенно в отношении с Иваном Бездомным. Мастер делится с юным поэтом своим опытом и мудростью, меняет его мировоззрение. Кстати, у Иешуа тоже был ученик — Левий Матвей, но он отличался от Ивана Бездомного. Левий Матвей больше держался за свое понимание учения наставника, в то время как Бездомный принял понимание Мастера.

Для чего автор вообще включил эту историю в роман? Таким образом писатель хотел показать, что говорить истину нелегко. Понтий Пилат мог сказать правду и защитить Иешуа Га-Ноцри, но это стоило бы ему карьеры, а ,возможно, и жизни. За две тысячи лет ничего не изменилось, и в булгаковской Москве действуют те же порядки. Поэты пишут стихи о том, во что не верят, иначе они не смогут получить доход и признание. Но точно как и в Ершалаиме в Москве тоже есть свои искать истины — Мастер, и его искания были награждены покоем и счастьем, но уже не в земном мире.

2 вариант

Стоит сказать о том, что Булгаковым был создан весьма уникальный стиль, в котором он в одной повествовательной линии смог добавить другие. Благодаря этому, можно увидеть, как в этом произведении центральный герой создал произведение, которое отражено автором. Благодаря Ершалаимским главам в данной истории, автор хотел показать сравнение жизни в Москве с тем, что происходило в произведении. Также, можно добавить и тот факт, что центральными персонажами в произведении явился Иешуа, который представлен в образе бродячего мыслителя. Можно выделить пятого прокуратора Понтия Пилата, который также появляется в рассказе довольно часто. Такой персонаж, как Иешуа сравнивается многими читателями с Иисусом. В основном такое сравнение происходит потому, что события, описанные автором, походят на истории из Евангелие.

Сохранены в Иешуа характер и мысли божественного персонажа. Однако, стоит сказать, что он создан Булгаковым лишь в качестве прототипа для божественного героя, так как является более приземленной и очеловеченной фигурой в произведении. Стоит сказать, что перед тем, как ему будет суждено умереть, он стоит до конца на своих принципах, и в этом вопросе он не намерен отступать от взглядов. Верит герой в то, что не существует исключительно плохих или злых людей, и всех можно перевоспитать. Проповедуя христианство, он старается учить людей доброте, пониманию и заботе друг о друге.

Понтия Пилата автор отобразил в качестве человека, у которого в руках находилась власть. Стоит сказать, что он допрашивал главного героя в лице Иешуа. И если вначале он относился к нему, как к безумцу с рядом отрицательных идей, то, поняв его слова глубже, принял многие из них за справедливые и верные. Несмотря на то, что в душе он хотел помиловать Иешуа, но боялся лишиться своей карьеры, и понял, что все-таки казнит героя. Обманув себя в этом вопросе, герой обрек свою душу на вечные муки и страдания, и теперь ей не суждено обрести покой ни в этом, ни в загробном мире. В Ершалаимских главах отображено то, насколько важно оставаться верным своим идеям и принципам. Стоит сказать, что в них заложен огромный философский смысл, который заключался в том, чтобы донести до читателя то, что следует помогать людям и заботиться о ближних. Произведение получилось очень ярким, интересным, и созданным в совершенно нестандартной форме, благодаря чему читать его становится еще интересней и загадочней.

Читайте также:
Два Ивана солдатских сына краткое содержание читать онлайн

Также читают:

Картинка к сочинению Ершалаимские главы в романе Мастер и Маргарита

Популярные сегодня темы

Сегодня я расскажу о том, как мне посчастливилось один раз побывать в театре, где показывают балет и оперу. Этот день запомнился мне навсегда. Помню, как мама предложила мне посетить вместе с ней этот театр

Свое свободное время я привыкла проводить за своим хобби, но не всегда получается весь день посвятить этому. Выходной день у меня один – это воскресение.

В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» меня особенно заинтересовала судьба главного героя – Евгения Онегина.

Пимен не был настоящим историческим лицом, Пушкин не нашел для него и прототипа среди летописцев. Автор собрал его образ по маленьким частицам из характеров разных монахов-летописцев, проживающих на территории древней Руси

Родители на день рождения сделали подарок – билет в дельфинарий. Так родители исполнили мою маленькую заветную мечту. Подарок вызвал у меня чувство радости и благодарности

Ершалаимские главы в романе Мастер и маргарита, анализ двух миров

Между судьбой Мастера, написавшего роман о Понтии Пилате, и судьбой самого Пилата есть некая тонкая связь. Ершалаимские главы в романе Мастер и Маргарита созданы, чтобы показать, как давно длится борьба между Светом и Тьмой. Не зря писатель столько внимания уделяет этим главам и обрабатывает для их написания огромные объемы архивов. Анализ 2 миров в произведении очень важен.

Булгаков должен был ввести в роман параллельную сюжетную линию, чтобы объяснить, насколько все взаимосвязано, как важна судьба, чувство стыда и вера. Проблема в том, что Пилат раскаивается в участии в казни ни в чем невиновного. Критик Латунский никогда бы не почувствовал укола в сердце оттого, что приговорил к литературному «распятию» собрата по перу.

Ершалаимские главы в произведении

Булгаков внутри себя постоянно спорил с Богом, не мог примириться с тем, что в мире много несправедливости. Многочисленные вопросы к судьбе и душевные раны, нанесенные писателю советским режимом, — все это наверняка оставило в нем след и пробудило образы главных героев, столкнувшихся с силами тьмы.

Но для чего автор делает вставки, описывающие казнь Иешуа, в сюжет, если главные события романа происходят в Москве — это кажется лишним, ведь можно было написать роман и без этих глав. Событийно эти миры не пересекаются. Только лишь из описаний понятно, что мир прокуратора иудеи описан Мастером в его собственном романе, который в принципе, мог и не пересказываться.

Смысл событий в Москве и Ершалаиме

Автор романа «Мастер и Маргарита» ершалаимские главы обрисовывает детально и пафосно. Он описывает Великую эпоху, когда жили достойные люди, умеющие рисковать в битве, сражаться за свою правду. Здесь нет места смеху.

И также автор преднамеренно изображает беспорядки в Москве, происходящие с приездом Воланда и его свиты, в комическом плане. Ирония скрывает трагичность, которую не замечают жители города, Москвичи считают свои собственные души чем-то вторичным и не столь важным. Важным считается соблюдение государственного закона и доводы разума. Весь трагизм заключается в следующем:

  1. В самом начале председатель Массолита Берлиоз провозглашает — ему нужны доводы существования Иешуа. Тогда же Воланд ему возражает — никаких точек зрения не нужно, если кто-то существовал, то это ощущается сердцем, не разумом. И это трагично, потому как если в человеке нет души, тогда его можно признать угодным обществу или неугодным. И тех кто неугоден убрать любыми способами. Так произошло с Мастером, работа которого признана критиками неугодной. И нечто подобное происходит в Ершалаиме.
  2. Но если Иешуа свят и его гибель священна, он идет на казнь с улыбкой, зная, что гибнет за правду, то Мастер опускает руки. Он больше не борец и не жилец. Так как жизнь это и есть борьба. Мастера не пропускают к Свету. Как сообщается в разговоре между Воландом и учеником Левием Матвеем — «Мастер не заслужил Свет, а заслужил покой».
  3. В московском номере во время выступления людям раздают платья и деньги. Однако за всем этим наблюдает Воланд. Он видит тайные грехи и жадность москвичей. Ему не смешно от этого. Он понимает, что деньги раздать можно, а вот совесть так просто не получить.

Роли здесь распределены четко — свет не пропускает страдающего в свою обитель, а тьма не может принять к себе того, кто был готов жертвовать ради правды, пусть и не до конца. Поэтому удел Мастера на самом деле трагичен.

Это видно в фильме Владимира Бортко, его заключительная глава — это презентация трагичности удела писателя, решившегося описать евангелие, и его спутницы.

Литература

Лучшие условия по продуктам Тинькофф по этой ссылке

Дарим 500 ₽ на баланс сим-карты и 1000 ₽ при сохранении номера

. 500 руб. на счет при заказе сим-карты по этой ссылке

Лучшие условия по продуктам
ТИНЬКОФФ по данной ссылке

План урока:

Особенности композиции «Мастер и Маргарита» определяются тем, что четыре главы – это роман, заключенный в романе. Ранее встречались подобные композиционные конструкции, но впервые внутренний роман дан не единым, монолитным текстом, а сюжетными обрывками встречается во внешнем романе. Одну главу рассказывает Воланд на Патриарших прудах, другая приснилась Ивану Бездомному в лечебнице, еще две главы читает Маргарита после воскрешения романа Воландом.

Читайте также:
Сентиментализм в литературе - основные темы и идеи, герои и характеры

Произведение состоит из двух пластов, представляющих единую художественную целостность, хотя нет общих героев или сюжетных связей:

Роман внешний отличается стилистически от романа малого, внутреннего. Во внешнем, как бы рамочном романе, описывающем судьбы Мастера и Маргариты, многоликую жизнь Москвы и ее обывателей, поражает пестрота и обилие персонажей. Повествование ведется шутливо-иронически, иногда откровенно игровым тоном, порой пронизано романтическо-лирическим настроением.

Главы, содержащие роман о Понтии Пилате, написанный Мастером, напротив выдержаны в торжественном и неторопливом стиле, события излагаются,как в античных тестах, ритмическим, чеканным и строгим языком. Нет авторской оценки происходящего, создается впечатление абсолютной объективности хроники событий.

Такие разные тексты тем не менее связаны. События в древнем Ершалаиме [1] и сталинской Москве разделяют сотни лет, но все так же силен страх перед властью, свободомыслие преследуется, инакомыслящие уничтожаются, беззаконие и расправа могут вершиться по воле и от имени толпы. Люди склонны к трусости и предательству, их помыслы корыстолюбивы и тщеславны.Честность, верность, любовь, искренность редки.

Краткое содержание ершалаимских глав романа «Мастер и Маргарита»

«Понтий Пилат» (гл.2)

Утром 14 числа месяца нисана [2] прокуратор [3] Иудеи Понтий Пилат [4] страдает от страшной болезни – гемикрании [5] , мучительной головной боли. Секретарь подает на рассмотрение документы осужденного на смерть Синедрионом [6] . Приводят подследственного со связанными руками, лет 27, в старом разорванном хитоне [7] и избитым лицом. Понтий Пилат начинает допрос, но прерывает его, потому что преступник позволил себе обращение «добрый человек». По приказу прокуратора великан кентурион [8] по прозвищу Крысобой [9] бичом [10] объяснил бродяге, что следует обращаться к судье «игемон» [11] .

Арестованный назвался Иешуа [12] по прозвищу Га-Ноцри. Отвечая на вопросы, сказал, что его отец был сириец, родных нет, он скитается по городам, владеет арамейским, греческим языками, понимает по-латыни. Он попытался объяснить, что его речи неправильно понимают, а бывший ранее сборщиком податей [13] человек бродит за ним повсюду, неверно его слова записывает в козлиный пергамент, и зовут его Левий Матвей. Иешуа пояснил, что не призывал уничтожить здание храма, а говорил о неизбежном разрушении храма старой веры и создании храма истины.

Пилат, превозмогая боль, презрительно заметил, что бродяга не может иметь представление об истине. Иешуа, словно читая мысли прокуратора, сказал,что истина в страшной головной боли игемона, которая заставляет его помышлять о смерти. И добавил, что жизнь Пилата скудна от того, что он утратил веру в людей и привязан лишь к любимой собаке. Но пообещал, что боль пройдет и посоветовал оставить дворец и прогуляться, а он готов сопровождать игемона. Секретарь, сначала с удивлением следивший за допросом, теперь смертельно побледнел и перестал писать протокол. Подсудимый позволил себе осуждать жизнь самого прокуратора. За такую дерзость жизнью мог поплатиться не только безумец, но и свидетели. Секретарь с ужасом ждал гнева вспыльчивого Пилата.

Но внезапно боль у прокуратора пропала, он велел развязать арестанта и продолжил допрос. Иешуа на вопросы отвечал, что он не врач, что считает всех людей добрыми, даже свирепого Крысобоя, искалеченного в сражениях добрыми людьми. Прокуратор готов помиловать сумасшедшего философа, но ему подают донос Иуды [14] о высказываниях Иешуа, что любая власть – это насилие, и придет время, когда не станет власти кесаря [15] или любой иной. Прокуратор, понимая смертельную опасность для арестанта, пытается интонацией и взглядом намекнуть на «правильные» ответы. Но для Иешуа правду говорить легко и приятно.

Пилат вынужден утвердить приговор. Сделав распоряжения по подготовке казни, он встречается с президентом Синедриона Каифой [16] и пробует убедить в честь Пасхи помиловать Иешуа. Но первосвященник твердо настоял на освобождении другого приговоренного Вар-раввана, несмотря на угрозы Пилата. Подтвердив на судебном совещании имя помилованного, прокуратор огласил приговор с помоста перед собравшейся толпой, и осужденных под конвоем повезли к месту казни на Лысую гору.

«Казнь» (гл.16)

К закату место казни было оцеплено спешившимися всадниками кавалерийской алы [17] и ярусом вышепехотинской когортой [18] . Кентурия [19] Крысобоя, растянувшаяся по краям дороги, конвоировала повозки с осужденными, палачами и столбами для повешения. В конце шествовали солдаты, за ними двухтысячная толпа любопытных. Конница пропустила в первое оцепление толпу, в оцепление когорты пустили лишь конвой, осужденных и палачей. Страдая от невыносимой жары, солдаты в обоих оцеплениях проклинали казненных и желали им быстрой смерти. Из пик и плащей они устроили себе шатры от солнца, шлемы заменили мокрыми повязками, воды не хватало.

К четвертому часу казни зевак не осталось. В городе было интереснее, там готовились праздновать Пасху. В стороне, безучастно наблюдая за мучениями умирающих на крестах, сидел, прикрывшись капюшоном, начальник тайной службы, исполняя поручение Пилата.

С обратной стороны холма прятался единственный зритель. Он прибежал к началу казни, пытался прорваться сквозь цепь солдат, но, получив удар в грудь, отказался от своих попыток, уединился в расщелине. Иногда он разговаривал сам с собой и записывал увиденное на пергаменте. Это был Левий Матвей. Он, опустив Иешуа одного, мучился дурными предчувствиями. А придя в город, услышал на площади, как объявляли приговор. Он побежал в толпе за приговоренными, молясь о скорейшей смерти для учителя. Решив помочь избежать Иешуа истязаний, украл в хлебной лавке нож, чтобы убить его. Вернувшись, понял, что опоздал. По истечении четырех часов казни стал проклинать себя и Бога, требуя справедливости и чуда.

Внезапно поднялся сильный ветер и появилась огромная туча. Из города прискакал командир когорты, что-то негромко сказал Крысобою и человеку в капюшоне. Солдаты стали собираться, кентурион с палачами направились к повешенным. Палач окликнул Га-Ноцри и протянул к губам на копье мокрую губку, а затем пронзил копьем сердце. После так же закололи других. Человек в капюшоне тронул рукой ногу Иешуа, удостоверившись, что тот мертв, подошел к другим казненным. Начался сильный грозовой ливень, и стражники стремительно покинули гору. Левий Матвей, перерезав веревки, спустил тела учителя и двух разбойников на землю. После он с телом Иешуа исчезает.

Читайте также:
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин - образ и характеристика

«Как прокуратор пытался спасти Иуду…» (гл.25)

Тьма накрыла Ершалаим огромной тучей, пришедшей с моря. Начался ливень и страшный ураган. Во дворце лежал пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат, глядя на осколки и красную лужу у ног. Разозлившись на слугу, Пилат швырнул кувшин с вином на пол, но не велел убирать. Лежа во мраке, он пил вино, закусывая хлебом и устрицами, бормоча что-то, нетерпеливо ожидал кого-то.

Ураган ослабевал, и сквозь шум дождя послышался конский топот вернувшейся с казни алы. К прокуратору вошел присутствовавший во время казни начальник тайной службы Афраний. Пилат настоял, чтобы вошедший переоделся в сухую одежду и разделил с ним трапезу, после стал расспрашивать о настроениях в Ершалаиме, интересуясь, возможно ли вывести войска из города и уехать самому. Гость рассказал о казни, как Га-Ноцри не стал пить предложенный яд и сказал, что не винит никого в своей смерти, упомянув, что один из самых страшных грехов – трусость.

Прокуратор распорядился о погребении тел и стал расспрашивать Афрания об Иуде. Пилат намекнул, что им получены сведения, что Иуду должны убить этой ночью, а деньги, полученные за предательство, подбросят Каифе. Проницательный Афраний понимает скрытый приказ и удаляется.

«Погребение» (гл.26)

Пилат пытается оправдаться перед собой, понимая, сегодня для него безвозвратно потеряно что-то очень важное, и то, что он предпринимает, не в силах ничего исправить. Он кликнул пса, Банга почувствовал настроение хозяина, утешая, положил морду и лапы ему на колени.

Гость Пилата тем временем направился в казармы, откуда через некоторое время выехали повозки в сопровождении пятнадцати солдат и направились к месту казни. После сам Афраний, переодевшись в старый хитон, отправился на Греческую улицу, в одном из домов окликнул женщину, переговорил с ней, и красавица Низа поспешно ушла в город. Тем временем дворец Каифы посетил Иуда, получив деньги за донос, и уже направлялся домой. Низа обогнала его и увлекла за собой. Они условились встретиться за городом, в Гефсимании. Но, когда он прибежал на свидание, вместо Низы его поджидали двое мужчин. Забрав кошель, каждый вонзил нож в Иуду. Наблюдавший за расправой человек подал им записку, которую убийцы упаковали к деньгам и удалились.

Афраний, стараясь быть незамеченным, вернулся во дворец. Прокуратор, заснув, видел сон, как он с Бангой, разговаривая со странствующим философом, бредет по лунной дорожке. Его сон прервал Крысобой, сказав о прибытии начальника тайной службы, который доложил, что Иуду не удалось уберечь от убийц, и он готов понести наказание. Также он предложил версию произошедшего, что Иуду зарезали из-за денег бродяги. Рассказал Афраний и о погребении тел казненных, как нашли похитившего тело Иешуа Левия Матвея, и его участии в захоронении.

Левия Матвея, маленького человека, похожего на нищего, привели к прокуратору, который попросил посмотреть хартию с его записями. Это были какие-то изречения, хозяйственные и поэтические заметки, последние слова о том, что нет большего порока, чем трусость, заставили вздрогнуть Пилата. Левий Матвей отказался от еды, денег и предложенной службы в библиотеке и сознался, что должен зарезать Иуду, но Пилат сообщил, что он его опередил. Лишь на рассвете удалось прокуратору уснуть.

Тема свободы и власти. Образ Понтия Пилата

В «Мастере и Маргарите» Понтий Пилат сам называет себя свирепым чудовищем. Он властный и хладнокровный, но одинокий и замкнутый человек, оттого, что все боятся его. Пилат утратил веру в людей настолько, что любит и доверяет только своему псу.

В диалоге Иешуа и Понтия Пилата противопоставлено ощущение свободы героев. Бродячий философ, несмотря на беззащитность и положение узника, свободен в своих высказываниях и суждениях. Облеченный властью и высоким положением прокуратор труслив, ему страшно потерять то, что у него есть. Его руки не связаны, но он зависим и несвободен. Статус римского наместника поработил его, заставляя жить в ненавистной стране, выполнять тягостные обязанности. Даже наедине, удалив стражу и секретаря, он боится высказать свои мысли, ему по должности позволено лишь выкрикивать хвалы прекрасной власти императора Тиберия [20] .

Допрос Понтия Пилата вырастает в философский диалог с Иешуа об истине и вере, о добре и зле, свободе и власти. Сначала прокуратор думает, что перед ним просто сумасшедший, мечтает поскорее закончить дело и повесить этого странного человека. Но банальные и простодушные ответы оборванца заставляют задуматься. Пилат изумляется, что арестант не боится отвечать ему прямо и правдиво, и понимает, что его собеседник – философ.

На вопрос, что такое истина, он получает не какое-то философское умозаключение, а простой ответ. Истина – в том, что у Пилата болит голова, поэтому арестант является невольным его палачом, ибо то, что прокуратор пытается скрыть от окружающих, изображая из себя всемогущего правителя, мучает его, и он не в силах от этого избавиться. Болезнь Пилата – гемикрания, при которой болит половина головы, – символ душевного раскола, дисгармонии. Пилат думает одно, а вынужден говорить другое. Не имея возможности высказаться открыто, Понтий Пилат пытается спасти Иешуа подсказками, произнося растянуто слово «не», мимикой и взглядом намекая, как следовало бы отвечать, чтобы сохранить свою жизнь. Арестованному ясны эти намеки, но он предпочитает правду, которую «говорить легко и приятно».

Читайте также:
Перед весной бывают дни такие.. анализ, жанр, стихотворный размер

Образ Иешуа Га-Ноцри. Сопоставление с Евангельской основой

Булгаков, выросший в семье преподавателя Духовной академии, обладал серьезными познаниями Священного писания и истории религии. Несоответствия в сравнении образа Иешуа и евангельского Иисуса не случайны. У бродячего философа нет упоминания о матери, отец был сирийцем. Не было и учеников, кроме Левия Матвея. Значит, Иуда в «Мастере и Маргарите» был скорее провокатором, а не предателем. Иешуа моложе, ему 27 лет, он одинок и не понят людьми. На допросе малодушно просит отпустить его, в нем нет убежденности в принесении жертвы для искупления грехов.

Автор умышленно деканонизировал [21] героя. Иешуа Га-Ноцри – добрый человек, но не Богочеловек, а литературный персонаж, олицетворяющий добро. Его сознание не отягощено условностями или предрассудками, он свободен и чист духовно. В каждом человеке он видит прежде всего доброе и светлое начало, для него нет злых людей, обстоятельства и горе делают людей таковыми. Потому Иешуа способен простить любого. Милосердием врачует Пилата, дарует прощение за его трусость.

Иешуа увидел в прокураторе не чудовище, а одинокого и страдающего человека, и Понтий Пилат тоже увидел человека в безликой презренной черни [22] , хотя не раз таких отправлял на казнь. Иешуа искренне верит в то, к чему прокуратор относится скептически, тем не менее, наивная мудрость философа оказалась убедительней трезвого и практического ума Пилата.

В Новом завете прокуратор Иудеи Понтий Пилат, прославившийся как отважный воин и жестокий правитель, трижды отказывался предать смерти Иисуса, на которой упорно настаивали соперник Понтия Пилата первосвященник Каифа и Синедрион. Однако под давлением толпы Пилат вынужден был уступить. После смещения с должности, о его судьбе почти ничего неизвестно. Существуют легенды, что умер Понтий Пилат, покончив жизнь самоубийством. Так в истории Иисус и Понтий Пилат навечно связаны.

Так же неразлучны персонажи романа «Мастер и Маргарита». Двенадцать тысяч лун одинокий прокуратор страдает, ненавидит свою участь и славу, охотно бы поменялся судьбой с оборванцем Левием Матвеем. Пилат получает прощение, раскаявшись в самом страшном для себя грехе. Мастер заканчивает свой роман фразой: «Свободен! Он ждет тебя!». Иешуа и Пилат встречаются, чтобы вечно беседовать друг с другом, уходя по лунной дорожке. Дарованная прокуратору свобода в конце романа означает, что он может теперь не прятать мысли и быть самим собой.

Ершалаимские главы являются философской основой и идейным стержнем для понимания содержания всего романа «Мастер и Маргарита».

Словарь

1. Ершалаим – иудейское название Иерусалима.

2. Нисан – у древних иудеев обозначение первого месяца библейского года, приблизительно март – апрель.

3. Прокуратор – государственная должность управителя провинции Римской империи.

4. Пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат – правитель и наместник римского императора Тиберия в Иудее с 26 по 36 г н.э. Всадник – аристократическое сословие в Римской империи.

5. Гемикрания – заболевание, симптомом которого являются приступы головной боли.

6. Синедрион – высший религиозный и судебный орган в Иудее.

7. Хитон – длинная рубаха без рукавов.

8. Кентурион – командир римского отряда.

9. Марк Крысобой – командующий кентурией, приближенный Понтия Пилата.

10. Бич – длинная плеть, свитая из кожаных ремней, орудие наказания.

11. Игемон – обращение к предводителю, вождю.

12. Иешуа – древнееврейское имя, означает «спасение Бога», Га-Ноцри – «из Назарета».

13. Сборщик податей – человек, собирающий налоги в государственную казну.

14. Иуда – человек, написавший донос на Иешуа.

15. Кесарь – титул римских правителей.

16. Каифа – иудейский первосвященник, возглавлявший Синедрион.

17. Ала – римская конница, эскадрон.

18. Когорта – пехотное подразделение римской армии.

19. Кентурия – отряд из ста человек.

20. Император Тиберий – правитель Римской империи 42 г. до н.э. – 37г.н.э.

21. Деканонизировать – лишить святости.

22. Презренная чернь – презираемые простолюдины, толпа.

Ершалаимские главы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — анализ, суть и описание образов

В своем нашумевшем произведении Михаил Булгаков использует нестандартный авторский прием. Особую роль играют в романе «Мастер и Маргарита» Ершалаимские главы. Они противопоставляются современной Москве описываемого времени. А герои, присутствующие в обеих частях, в конце встречаются. Пересечение сюжетных линий заставляет персонажей поверить в Господа и нечистую силу.

Главные герои Ершалаимских глав

В качестве главных героев в произведении Мастера выступают бродячий мыслитель по имени Иешуа и пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат. В образе Иешуа Га-Ноцри без труда читается схожесть с Иисусом, а сами главы несколько похожи на события, которые описаны в Евангелие.

Иешуа Га-Ноцри

Иешуа Га-Ноцри сохраняет божественные черты своего прототипа. Но Булгаков показывает его более приземленным, очеловеченным. Перед лицом гибели герой отстаивает высшую истину, в этом вопросе он бескомпромиссен. Он уверен, что нет на земле плохих людей, проповедует законы христианства.

Понтий Пилат

В ерашалаимских главах Понтий Пилат является представителем власти. Он вынужден допрашивать Иешуа. В начале он относится к нему с явным пренебрежением. Но в ходе разговора понимает, что герой во многом прав. Прокуратору предстоит сделать сложный выбор между совестью и карьерой. Боясь потерять власть, судья выносит смертный приговор. Но за обман самого себя и за несправедливое и незаслуженное лишение жизни честного человека, вынужден страдать целую вечность. Муки совести теперь всегда будут преследовать Понтия Пилата, не давая обрести покой.

Глава 16

Чтобы избавить Га-Ноцри от мучений, Левий Матвей хочет заколоть его ножом, но опаздывает. Злясь, проклинает и себя, и Бога.

Казнь троих приговорённых происходит на Лысой Горе. Их распинают на крестах, а через несколько часов закалывают копьём. Любопытные, наблюдавшие за процессом казни, расходятся по домам, не выдержав палящих лучей солнца. Когда чёрная туча, заволокла всё небо, ушли и солдаты.

Читайте также:
Пикник на обочине кратко - читать онлайн содержание произведения

Левий, не обращая внимания на хлынувший ливень, похищает мёртвое тело Иешуа и скрывается с ним.

Смысл Ершалаимских глав

Московская жизнь в романе Булгакова и Ершалаимские главы объединены важной идеей. Она заключается в поиске истины. Ершалаимские главы имеют глубокий философский смысл. Иешуа пропагандирует отсутствие власти, он не боится противопоставлять свои идеи человеку, который занимает гораздо более высокий статус и имеет власть над ним самим. В процессе поиска истины проходит значительная часть диалога героев. Понтий Пилат мог спасти Иешуа, он понимал, что так будет правильно. Но выбор, сделанный человеком власти, только доказывает правоту проповедника. Ограниченный властью и должностными обязанностями, Пилат не может помиловать ни в чем не повинного человека. Этот выбор стоит ему многого: сохранив земную власть Пилат теряет вечный покой. Истина оказывается на стороне совести, и проповедник даже погибая на кресте оказывается прав.

Идейное значение ершалаимских сцен романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» читают и любят во многом именно благодаря его «древней» части. Здесь содержится оригинальная версия тех событий, о которых рассказывает нам Евангелие. Главные герои ершалаимских глав — пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат и нищий бродяга Иешуа Га-Ноцри, в котором угадывается Иисус Христос. Зачем Булгаков нам о них рассказывает? Думаю, чтобы дать высокий образец, с которым можно сравнить пошлую московскую жизнь. И написаны эти главы иначе, чем современная часть романа. Как торжественно и тревожно звучит: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над ипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами, базары, караван-сараи, переулки, пруды… Пропал Ершалаим — великий город, как будто не существовал на свете». Кажется, будто переносишься на две тысячи лет назад, во времена Христа, и воочию наблюдаешь давнюю трагедию. Пилат впервые видит Иешуа и сперва относится к нему с нескрываемым презрением. И лишь когда невзрачный арестант исцеляет его от страшной и прежде неистребимой головной боли, прокуратор начинает постепенно понимать, что перед ним — незаурядный человек. Пилат сначала думает, что Иешуа — великий врач, потом — что великий философ. Прокуратор надеется спасти понравившегося ему человека, убедившись во вздорности выдвинутых против Га-Ноцри обвинений в намерении разрушить ершалаимский храм. Однако тут всплывает куда более серьезное прегрешение — нарушение «закона об оскорблении величества». И Пилат трусит перед жестоким кесарем Тиверием. Иешуа пытается убедить прокуратора, что «правду говорить легко и приятно». Пилат же знает, что поступить «по правде» — отпустить ни в чем не повинного арестанта может стоить ему карьеры. Осудив Иешуа на смерть, прокуратор старается соблюсти букву закона, но одновременно хочет поступить по совести и спасти осужденного от смерти. Понтий Пилат вызывает главу Синедриона Кай-фу и убеждает его помиловать Га-Ноцри. Но первосвященник сам подстроил ловушку для Иешуа с помощью Иуды из Кириафа. Кайфе нужно погубить нового проповедника, своим учением подрывающего власть иудейского духовенства. Когда Пилат понимает, что казнь неизбежна, его начинает мучить совесть. Пытаясь успокоить ее, прокуратор организует убийство предателя Иуды, но все напрасно. Лишь во сне Пилат может вновь увидеться с казненным Иешуа и закончить спор об истине. Наяву же он с ужасом сознает, что последствия собственного малодушия необратимы, что «казнь была». Только в финале романа раскаяние в конце концов освобождает прокуратора от вечных мук, и он вновь встречается с Га-Ноцри. Но встреча эта происходит не на земле, а в звездном небе. История Пилата и Иешуа доказывает, что отнюдь не все люди добрые, как полагает Га-Ноцри. Последний рассказывает нам, каким должно быть общество, живущее по заветам христианства. Но от этого идеала очень далека как древняя Римская империя, так и современная Булгакову Москва. Среди персонажей московских сцен нет ни праведников, ни тех, кто раскаивается в содеянном зле. Мастер способен написать гениальный роман о Понтий Пилате. Однако он уже не считает, что «правду говорить легко и приятно». Кампания травли убедила Мастера, что это совсем не так. Автор романа о Пилате оказался сломлен неблагоприятными жизненными обстоятельствами, оставил надежды на публикацию своего произведения, отказался от борьбы. Мастер теперь не верит, что все люди добрые. Он, в отличие от Иешуа, не готов умереть за свои убеждения. Да и не дело писателя погибать за роман. Нет в булгаковской Москве и тех, кого, подобно Пилату, мучает нечистая совесть. Лишь на мгновение прозревает собственную бездарность поэт Рюхин, не верящий в те бодрые революционные лозунги, которые озвучивает в праздничных стихах. Однако тут же заливает свое горе водкой. Невозможно представить себе Берлиоза, Латунского или других гонителей Мастера, мучающихся угрызениями совести. Персонажи московских сцен выглядят на порядок мельче персонажей сцен ершалаимских. С образом Понтия Пилата связана и тема власти, волновавшая Булгакова. Писатель видел произвол режима, установившегося в стране после 1917 года. На примере из истории зарождения христианства он пытался понять, почему государственная власть оказывается враждебна свободной личности. Иешуа утверждает, что «всякая власть является насилием над людьми, и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Чтобы опровергнуть идеи Га-Ноцри, Пилат-не находит ничего лучшего, как произнести неискреннюю здравицу в честь презираемого им императора Тиверия. Это понадобилось прокуратору. Для демонстрации присутствующим при допросе секретарю и солдатам конвоя своей лояльности кесарю и несочувствия мысли красноречивого арестанта о царстве справедливости, где в императорской власти отпадет всякая нужда. И тут же не фальшивой декларацией, а делом доказывает, что Иешуа прав в своей оценке существующей власти. Обрекая на мучительную казнь невиновного, Пилат свершает не имеющее никаких оправданий насилие. Когда-то прокуратор был храбрым воином. Теперь же, став наместником Иудеи, он боится свершить правое дело, освободить от наказания человека; неповинного в преступлении. Поэтому Иешуа перед распятием утверждает, что одним из главных человеческих пороков является трусость. Пилат, по крайней мере, помнил былые бои и когда-то спас от гибели великана Марка Крысобоя. Последнего только полученное в сражении при Идиставизо увечье заставило ненавидеть людей и сделало убежденным палачом. Персонажи же московских сцен «Мастера и Маргариты», в отличие от Пилата и Крысобоя, боев и подвигов уже не помнят, хотя от окончания кровопролитной гражданской войны их отделяет не более чем десяток лет. Здесь показаны люди, власть которых более ограничена, чем у прокуратора Иудеи. Они, в отличие от Понтия Пилата, не вольны в жизни и смерти граждан. Но довести до нищеты и гибели неугодных оказывается вполне в пределах власти литературных начальников вроде Берлиоза, Лавровича или Латунского. А пьяница и развратник Степа Лиходеев на посту директора театра «Варьете» наглядно свидетельствует о деградации власти по сравнению с римской эпохой. То, что было трагедией в древнем Ершалаиме, в современной Булгакову Москве выродилось в фарс «Варьете». И у Иешуа и у Мастера есть по одному ученику — Левий Матвей и Иван Бездомный. Матвей — фанатик. Для него превыше всего собственное понимание учения Иешуа. Бездомный же до встречи с Мастером — человек невежественный. А после этой встречи, по совету автора романа о Понтии Пилате, навсегда бросает занятия поэзией. Однако и превратившись в профессора-историка Ивана Николаевича Понырева, Бездомный обрел веру не в гениальность своего учителя, а в собственное всезнание: «Ивану Николаевичу все известно, он все знает и понимает. Он знает, что в молодости он стал жертвой гипнотизеров, лечился после этого и вылечился». С Мастером, Иешуа и Пилатом бывший поэт встречается теперь только во сне, в ночь весеннего полнолуния. И в данном случае Иван Николаевич — лишь сниженное подобие Левия Матвея. Ершалаимские сцены «Мастера и Маргариты» — это идейный центр романа, тот эталон высокой трагедии, по которому проверяется современная Булгакову московская жизнь. И выясняется, что праведник точно так же обречен на гибель в Москве, как и в Ершалаиме. Но в древних главах нам не хочется смеяться ни над одним из персонажей, а вот в московской части романа смех, по замыслу автора, призван замаскировать трагизм происходящего, подготовить нас к оптимистическому финалу, когда Мастер и его возлюбленная получают заслуженную награду — покой.

Читайте также:
Пикник на обочине кратко - читать онлайн содержание произведения

Роль Ершалаимских глав в романе

В «Мастере и Маргарите» история о Га-Ноцри и Понтии Пилате является ярким противопоставлением современной автору Москве. В реальности царят беспокойство и материальные ценности, в то время как в Ершалаиме – степенная и размеренная атмосфера располагает к поиску истины в долгих беседах. Принятие решения имеет судьбоносный характер для обоих героев, но и в Москве в это время решаются судьбы. Контраст двух миров говорит не только о течении времени и разнице в восприятии мира. Он также наталкивает читателя на мысль, что темы, поднимаемые автором, действительно вечны. Противоборство добра и зла оказывается не таким уж и явным – грань между ними еле заметна. Выбор человека между честностью и властью, совестью и долгом, истиной и положением вечен. Каждый сам должен принимать решения и нести за них ответственность.

Таким образом, мы видим, что Ершалаимские главы – не просто неотъемлемая часть произведения Булгакова, а важное композиционное решение, прямым образом влияющее на смысл романа. Данная статья поможет написать сочинение на тему «Ершалаимский мир в романе «Мастер и Маргарита» и описать его основных героев, смысл и роль для всего произведения.

Диалог героев

Смысл разговора между игемоном и бунтарем, как и весь роман Булгакова в целом сводится к вопросам добра и зла, свободы и ее отсутствия, власти и анархии. Глубоким посылом для читателя выступает то, как образ и слова Иешуа смогли повлиять на иудейского прокуратора, коснуться его души и возродить ее.

Символизм носит в себе даже недуг, который мучает Пилата — гемикрания, поражающая невыносимой болью ровно половину головы. Натура ершалаимского судьи двойственна, его душа еще не полностью закостенела на беспринципной службе, а значит и он сам находится в состоянии дисгармонии и замешательства.

Появление Га-Ноцри играет для прокуратора и его духовной кармы решающую роль. Пораженный тем, как тонко чувствует философ истину, заключавшуюся в желании Пилата погладить свою собаку Бангу, способную хоть ненамного облегчить его страдания, игемон меняется и сам. Прощение проповедника станет для него самым главным смыслом как на остаток жизни, так и после нее. Анализ эпизодов общения судьи и арестанта позволяет говорить о связи античного романа с Москвой тогдашнего периода и его сравнении с ней.

Толпа олицетворяет собой столичное общество, стадные инстинкты которого, как и бездумное потребительство обличаются Воландом и свитой на представлении в театре Варьете. Сам Иешуа и его истина — это будто бы Мастер и истинное литературное искусство, живущее в нем. В лице игемона воплощена вся сущность советской власти и литературной системы. Все четыре основные сюжетные линии произведения Булгакова тесно переплетены между собой в виртуозной задумке гениального русского писателя. Мистику удалось затронуть и раскрыть тему дьявольщины и евангелических текстов новаторски и гармонично.

Ершалаимские главы. Краткое содержание

Глава 2. Понтий Пилат

Во дворец Ирода Великого к прокуратору Иудеи Понтию Пилату приводят на допрос Иешуа Га — Ноцри. Иудейский Синедрион вынес ему смертный приговор, который должен утвердить Пилат, наместник римского кесаря в Иудее.

Читайте также:
Перед весной бывают дни такие.. анализ, жанр, стихотворный размер

Во время допроса Пилат проникается симпатией к арестованному, который считает всех людей добрыми. Он смог таинственным образом помочь прокуратору, сняв жестокий приступ гемикрании, при котором болит полголовы.

Понтий Пилат решает, что Га- Ноцри — бродячий философ, который вовсе не подбивал народ на всякие беспорядки. Он хочет спасти Иешуа, объявив, что тот душевнобольной, и при этом поместив его в свою резиденцию в Кесарии Стратоновой.

Однако Понтию Пилату подают документ, свидетельствующий, что Иешуа произносил такие речи, которые должны быть квалифицированы как направленные против власти римского кесаря. Понтий Пилат пытается втайне от записывающего все секретаря подсказать Иешуа, чтобы тот скрыл этот факт.

Однако арестованный полагает, что правду говорить легко и приятно. Он говорит, что человечество перейдет в царство истины, когда не будет никакой власти человека над человеком. Понтий Пилат, как наместник власти кесаря, должен осудить Иешуа Га-Ноцри.

Однако он хочет спасти полюбившегося ему философа, пытаясь заставить первосвященника Каифу, президента иудейского Синедриона, помиловать Иешуа. На казнь осуждены четыре человека, и одного из них в честь праздника Пасхи Синедрион должен отпустить.

Однако все оказывается напрасным — на Каифу не действуют даже угрозы. Он говорит, что Синедрион планирует отпустить Вар-раввана. Понтий Пилат выходит на помост перед всей ершалаимской толпой и объявляет, что будет отпущен разбойник Вар-равван.

Глава 16. Казнь

Приговоренных к казни везут на Лысую гору. Процессию сопровождают многочисленные любопытные. Вскоре после распятия толпа, не выдержав палящего солнца, покидает место казни. Остаются только солдаты, бывшие в оцеплении.

На горе притаился ученик Иешуа, Левий Матвей, который до встречи с учителем был сборщиком податей. Он очень страдает оттого, что не смог избавить Иешуа от истязаний. Так, Левию Матвею не удалось заколоть учителя ножом, который он специально для этой цели украл в хлебной лавке.

Теперь ученик молит Бога, чтобы он послал Иешуа избавление. Однако смерть не приходит, и Левий Матвей проклинает Бога. Страдания мучают Иешуа менее других распятых, потому что он постоянно теряет сознание. Приближается грозовая туча. По приказу командира когорты распятым дают воды, поднеся ко рту губку.

Первому воду подносят Иешуа, и он просит, чтобы дали и другим. Затем несчастных убивают уколом копья в сердце, повелевая славить прокуратора за его великодушие.

Начинается гроза, на месте казни остается только Левий Матвей. Он снимает со столбов трупы и похищает тело Иешуа.

Глава 25. Как прокуратор пытался спасти Иуду

Ершалаим накрыла страшная черная туча, и началась гроза. Прокуратор ждет вестей о казни. Он возлежит перед столом с яствами. Около прокуратора красная лужа, похожая на кровь: рассердившись на раба за то, что тот не смотрит в лицо, будто что-то украл, прокуратор разбил кувшин с вином.

Является начальник тайной службы прокуратора Афраний, он докладывает, что казнь свершилась и беспорядков в городе нет. Отвечая на вопросы Пилата, Афраний рассказывает, как вел себя Иешуа перед повешеньем: он отказался от положенного по закону напитка, заглядывал людям в глаза и улыбался растерянной улыбкой.

Иешуа ничего не проповедовал, но сказал, что одним из главных человеческих пороков он считает трусость. Кроме того, как передает Афраний, Иешуа сказал, что «благодарит и не винит за то, что у него отняли жизнь». «Кого?» — спрашивает глухим голосом Пилат. Афраний отвечает, что этого он не сказал.

Пилат велит Афранию тайно предать земле тела казненных и позаботиться о безопасности Иуды из Кириафа, которого, как он якобы слышал, должны зарезать этой ночью «тайные друзья Га-Ноцри», Афраний его хорошо понимает: прокуратор заказывает убить Иуду.

Глава 26. Погребение

Прокуратор ощущает страшную тоску и, понимая, что упустил что-то очень важное, безнадежно пытается исправить положение мелкими и ничтожными действиями. Некоторое утешение он находит лишь в общении с Бангой, своим любимым, верным и бесстрашным псом, боящимся только грозы.

Афраний между тем тайно навещает Низу, молодую женщину, в которую влюблен Иуда. Последний в это время идет ко дворцу Каифы, где получает плату за предательство Иешуа Га-Ноцри. В Ершалаиме праздничная ночь Пасхи.

В городе Иуду встречает Низа и назначает ему свидание в масличном саду в Гефсимании. Там Иуду встречают трое мужчин, среди которых Афраний, и убивают его, забрав кошелек с тридцатью
сребрениками. А Понтий Пилат ждет Афрания с известиями и засыпает.

Ему грезится, что он идет рядом с Иешуа по лунной дороге, они о чем-то спорят. Прокуратор счастлив, думая, что казни не было. Рядом с ним верный Банга. Понтий Пилат говорит Иешуа, что трусость — не один из самых главных человеческих пороков, а единственный главный. И еще он понимает, что теперь бы загубил свою карьеру, чтобы спасти ни в чем не повинного человека — философа и врача Иешуа Га-Ноцри. Пробуждение Понтия Пилата тем ужасней, чем прекрасней были его мечты.

Он просыпается и сразу вспоминает, что казнь была. Явившийся Афраний докладывает, что Иуда мертв, а конверт с деньгами и с запиской «Возвращаю проклятые деньги» подброшен Каифе.

Афраний говорит также, что тело Иешуа нашли у Левия Матвея, который не хотел его отдавать, но, узнав, что Га-Ноцри будет похоронен, смирился.

Ученика приводят к прокуратору , и Пилат просит его показать пергамент со словами учителя. Левий упрекает Пилата в смерти Га- Ноцри, тот замечает, что сам Иешуа не винил никого. Левий Матвей говорит, что убьет Иуду, но прокуратор сообщает ему, что сам уже сделал это.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: