Эпоха Ренессанса – представители и выдающиеся деятели, особенности

Деятели эпохи Возрождения: список и достижения

Как в жизни любого человека за черной полосой неудач следует белая, в начале 14 века для европейцев закончился период мрачного Средневековья, сменившийся эпохой Возрождения. Она позволила возродить почти исчезнувшее наследие Античности и создать великие произведения искусства. Немаловажную роль в развитии человечества сыграли и деятели науки эпохи Возрождения.

Парадигма

Кризис и уничтожение Византии привели к появлению в Европе тысяч эмигрантов-христиан, которые привезли с собой книги. В этих манускриптах были собраны знания античного периода, полузабытые на западе континента. Они стали основой гуманизма, ставившего во главу угла человека, его идеи и стремление к свободе. Со временем в городах, где возросла роль банкиров, ремесленников, торговцев и мастеровых, стали возникать светские центры науки и просвещения, которые не только не находились под властью католической церкви, но и нередко боролись с ее диктатом.

Живопись Джотто (эпоха Возрождения)

Деятели искусства в Средние века создавали произведения преимущественно религиозного содержания. В частности, долгое время основным жанром живописи была иконопись. Первым, кто решился вывести на своих полотнах обычных людей, а также отказаться от канонической манеры письма, присущей византийской школе, был Джотто ди Бондоне, которого считают пионером Проторенессанса. На фресках церкви Сан Франческо, расположенной в городе Ассизи, он использовал игру светотени и отошел от общепринятого композиционного строения. Однако главным шедевром Джотто стала роспись капеллы дель Арена в Падуе. Интересно, что сразу же после этого заказа художника позвали украсить городскую ратушу. В работе над одной из картин, для того чтобы добиться наибольшей достоверности в изображении «небесного знамения», Джотто консультировался с астрономом Пьетро д’Абано. Таким образом, благодаря этому художнику живопись перестала изображать людей, предметы и явления природы согласно определенным канонам и стала более реалистичной.

Леонардо да Винчи

Многие деятели эпохи Возрождения имели разносторонний талант. Однако никому из них не сравниться по его многогранности с Леонардо да Винчи. Он проявил себя как выдающийся живописец, архитектор, скульптор, анатом, естествоиспытатель и инженер.

В 1466 году Леонардо да Винчи отправился учиться во Флоренцию, где кроме живописи изучал химию и черчение, а также приобрел навыки работы с металлом, кожей и гипсом.

Уже первые живописные полотна художника выделили его среди товарищей по цеху. За свою долгую, по тем временам, 68-летнюю жизнь Леонардо да Винчи создал такие шедевры, как «Мона Лиза», «Иоанн Креститель», «Дама с горностаем», «Тайная вечеря» и пр.

Как и другие выдающиеся деятели эпохи Возрождения, художник интересовался наукой и инженерным делом. В частности, известно, что изобретенный им колесцовый пистолетный замок использовался вплоть до 19 века. Кроме того, Леонардо да Винчи были созданы чертежи парашюта, летательной машины, прожектора, зрительной трубы с двумя линзами и пр.

Микеланджело

Когда обсуждается вопрос о том, что дали миру деятели эпохи Возрождения, список их достижений обязательно содержит произведения этого выдающего архитектора, художника и скульптора.

К числу наиболее известных творений Микеланджело Буонарроти относятся фрески потолка Сикстинской капеллы, статуя Давида, скульптура Бахуса, мраморное изваяние Мадонны Брюгге, живописное полотно «Мучения Святого Антония» и многие другие шедевры мирового искусства.

Рафаэль Санти

Художник родился в 1483 году и прожил всего 37 лет. Однако великое наследие Рафаэля Санти ставит его в первые строчки любого символического рейтинга «Выдающиеся деятели эпохи Возрождения».

К числу шедевров художника относятся «Коронование Марии» для алтаря Одди, «Портрет Пьетро Бембо», «Дама с единорогом», многочисленные фрески, заказанные для Станцы делла Сеньятура и др.

Вершиной творчества Рафаэля считается «Сикстинская мадонна», созданная для алтаря храма монастыря св. Сикста в Пьяченце. Эта картина производит на любого, кто ее видит, незабываемое впечатление, так как изображенная на ней Мария непостижимым образом соединяет в себе земную и небесную сущности Богоматери.

Альбрехт Дюрер

Известные деятели эпохи Возрождения были не только итальянцами. К их числу относится и немецкий живописец и мастер гравюр Альбрехт Дюрер, который родился в Нюрнберге в 1471 году. Наиболее значимыми его работами являются «Алтарь Ландауэра», автопортрет (1500 год), полотно «Праздник венков из роз», три «Мастерские гравюры». Последние считаются шедеврами графического искусства всех времен и народов.

Тициан

Великие деятели эпохи Возрождения в области живописи оставили нам изображения своих наиболее известных современников. Одним из выдающихся портретистов этого периода европейского искусства был Тициан, происходивший из известного рода Вечеллио. Он увековечил на полотне Федерико Гонзага, Карла V, Клариссу Строцци, Пьетро Аретино, архитектора Джулио Романо и многих других. Кроме того, его кисти принадлежат полотна на сюжеты из античной мифологии. О том, насколько высоко художника ценили современники, свидетельствует тот факт, что однажды кисть, упавшую из рук Тициана, поспешил подобрать император Карл V. Монарх объяснил свой поступок тем, что прислуживать такому мастеру — это честь для любого.

Сандро Ботичелли

Художник родился в 1445 году. Изначально он собирался стать ювелиром, однако потом попал в мастерскую Андреа Верроккьо, у которого в свое время учился Леонардо да Винчи. Наряду с произведениями религиозной тематики художник создал несколько картин светского содержания. К шедеврам Ботичелли относятся полотна «Рождение Венеры», «Весна», «Паллада и Кентавр» и многие другие.

Данте Алигьери

Великие деятели эпохи Возрождения оставили свой неизгладимый след и в мировой литературе. Одним из наиболее выдающихся поэтов этого периода является Данте Алигьери, родившийся в 1265 году во Флоренции. В возрасте 37 лет он был изгнан из родного города из-за своих политических взглядов и скитался до последних лет своей жизни.

Еще в детстве Данте влюбился в свою ровесницу Беатриче Портинари. Повзрослев, девушка вышла замуж за другого и умерла в возрасте 24 лет. Беатриче стала музой поэта, и именно ей он посвящал свои произведения, в том числе повесть «Новая жизнь». В 1306 году Данте приступает к созданию своей «Божественной комедии», над которой работает почти 15 лет. В ней он изобличает пороки итальянского общества, преступления римских пап и кардиналов, а в «раю» помещает свою Беатриче.

Уильям Шекспир

Хотя идеи Возрождения попали на Британские острова с некоторым опозданием, там также были созданы выдающиеся произведения искусства.

В частности, в Англии творил один из самых известный драматургов в истории человечества – Уильям Шекспир. Его пьесы уже более 500 лет не сходят с театральных подмостков во всех уголках планеты. Его перу принадлежат трагедии «Отелло», «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Макбет», а также комедии «Двенадцатая ночь», «Много шума из ничего» и многие другие. Кроме того, Шекспир известен своими сонетами, посвященными таинственной Смуглой даме.

Читайте также:
Народные промыслы России - виды древнего искусства

Леон Баттиста Альберти

Эпоха Возрождения способствовала и изменению облика европейских городов. В этот период были созданы великие архитектурные шедевры, включая римский собор св. Петра, лестницу Лауренцианы, Флорентийский собор и пр. Наряду с Микеланджело, к числу знаменитых архитекторов эпохи Возрождения относится известный ученый Леон Баттиста Альберти. Он внес огромный вклад в зодчество, в теорию искусства и литературу. В сферу его интересов входили также проблемы педагогики и этики, математика и картография. Он создал один из первых научных трудов по архитектуре, озаглавленный «Десять книг о зодчестве». Эта работа имела огромное влияние на последующие поколения его коллег.

Теперь вам известны наиболее известные деятели культуры эпохи Возрождения, благодаря которым человеческая цивилизация вышла на новый виток своего развития.

10 самых важных персонажей эпохи Возрождения

Основные из них Персонажи эпохи Возрождения это группа авторов, художников, историков и политиков, чьи работы выделялись в этот период в Западной Европе. Это культурное движение стало одним из важнейших исторических этапов: процветали искусство и наука, что позволило человечеству перейти в современную эпоху..

Также было признано греко-латинское начало, влияние которого проявлялось не только в искусстве, но и в политике. Это повлияло на будущие исследования человека и его отношения с миром. За это время были сделаны первые исследования в Америке.

В это время произошел распад феодализма как экономической и политической системы, и он был заменен капитализмом. Кроме того, рост торговцев произошел как новый правящий социальный класс.

10 персонажей, имеющих большое значение в эпоху Возрождения

Леонардо да Винчи

Родившись Леонардо ди Пьеро да Винчи, он признан самой представительной фигурой этого периода благодаря вкладу и изобретениям, сделанным в различных областях знаний. Он выделялся как скульптор, художник, изобретатель, инженер, ученый, анатом, архитектор и даже градостроитель.

За его гением лежит изобретение будущего вертолета, боевого танка, машины и подводной лодки. Вот почему большинство экспертов квалифицируют его как единственного человека с таким количеством талантов, которые существовали до сих пор..

Он известен такими важными работами, как Мона Лиза, Тайная вечеря и Витрувианский человек, которые были изучены, проанализированы и вдохновили последующие поколения.

Лоренцо де Медики

Он был правителем Флорентийской Республики, государственным деятелем и покровителем нескольких важных художников во времена итальянского Ренессанса. У него также была большая чувствительность к искусству и философии.

Такие артисты, как Боттичелли и Веррочио, стали известны в Италии благодаря поддержке Лоренцо Медичи. Даже его вмешательство в несколько классических работ позволило восстановить их для удовольствия интеллектуалов и публики..

Именно поэтому эксперты провозглашают Лоренцо Медичи «крестным отцом Ренессанса».

Miguel Angel

Также известный как Микеланджело Буонарроти, он был архитектором, художником и скульптором, который считался одним из великих художников эпохи Возрождения. Благодаря своим впечатляющим работам он был каталогизирован его коллегами как “божественный”.

Во-первых, он преуспел в искусстве скульптуры, которое он даже сказал, было его любимым выражением. Тем не менее, он также сделал важные картины, в том числе великие работы в своде Сикстинской капеллы, по приказу папы Юлия II.

Другие работы, которые могут быть упомянуты этого художника: La Piedad, это находится в базилике Сан-Педро; Дэвид, во Флоренции; и Мадонна Брюгге, в церкви Богоматери Брюгге.

Как архитектор, он признан за развитие дворца Фарнезе, а также принимал участие во время строительства базилики Святого Петра.

Рафаэль Санцио

Он преуспел как художник, архитектор и инспектор древностей, поэтому он стремился заботиться о работах и ​​сохранении различных греко-латинских сооружений.

Несмотря на его внезапную смерть в возрасте 37 лет, он оставил важное наследство в живописи, графике и архитектуре. Хотя в то время это не было широко признано, это в настоящее время считают одной из великих фигур этого исторического движения.

Наиболее важные работы этого художника находятся в музеях Ватикана и на станциях Ватикана, где фрески Школа Афин.

Николас Макиавелли

Макиавелли был итальянским дипломатом, политиком, писателем и философом, которого эксперты в этой области считали отцом современной политологии..

Его политические мысли суммированы в его посмертной (и популярной) работе Принц, который предполагает предположения о политике, социальном порядке и классовых структурах.

В этой работе автор ссылается на римскую систему и ее законы, что говорит о том, что она соответствовала нескольким принципам, раскрытым классическими учителями..

Он даже предположил, что лучшим типом правительства является республика, поскольку она обеспечивает баланс между всеми органами, которые являются частью общества..

Донателло

Донателло был одним из главных скульпторов раннего Возрождения. Он был мастером монументальной скульптуры, а также рельефов, одного из великих вкладов этого художника.

Он работал не только с мрамором, но и с другими материалами, такими как бронза, дерево и терракота. По этой причине можно найти самые разнообразные произведения его авторства..

Его наиболее признанные работы Дэвид из бронзы, которая находится в музее Барджелло; и Дэвид мрамора, расположенного в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре.

Данте Алигьери

Алигьери был итальянским поэтом-писателем Божественная комедия, считается одним из классиков сегодня. Благодаря его прозе он считается одним из первых деятелей, продемонстрировавших литературный переход от средневековья к современности.

Он также был активным участником политической жизни в своей стране, что принесло ему ряд проблем, которые привели его в изгнание..

Так называемый «верховный поэт» является автором нескольких работ, таких как Vita Nuova, в которой он выразил жизненную силу любви, которую он испытывал к своему любимому Беатрис; и Из вульгарного красноречия, серия очерков, которые углубили использование и преобразование языка. Считается, что последнее является одним из наиболее важных исследований по этому вопросу..

Джорджо Вазари

Некоторые эксперты квалифицируют Вазари как одного из первых историков искусства, учитывая, что он записал как значимые события, так и важных художников, которые выделялись во время Ренессанса, термин, придуманный им.

Его работа включает в себя серию биографий, статистических данных, легенд, мифов и анекдотов, которые преобладали в этот период. Эта информация была собрана в работе Жизнь самых прекрасных художников, скульпторов и архитекторов, опубликовано в 1550 г..

Читайте также:
Архитектура Древнего Египта - описание храмов и пирамид

Другие работы включают дизайн Дворца Уффици и фресок, расположенных в Палаццо Веккьо во Флоренции.

Альберто Дуреро

Также известный как Альбрехт Дюрер, он был самым важным художником эпохи Возрождения в Германии. Его картины, исследования, рисунки и живописные трактаты также оказали влияние на художников Нидерландов..

Благодаря работам итальянских художников Дюрер провел серию исследований по анатомии человека, которые были составлены в посмертной работе Четыре книги о человеческих пропорциях.

Его картины, гравюры и рельефы в классическом стиле контрастируют с консервативным и жестким форматом, который был в Германии того периода..

Сандро Боттичелли

Боттичелли был частью самой важной группы художников во время первого периода итальянского Ренессанса.

Его работа характеризуется наличием высоких контрастов в цветах, chiaroscuro, выражением эмоций через лица и тело, а также в основном религиозной и мифологической программой..

Среди его шедевров выделяются Рождение Венеры, Палас и Кентавр, Весна и Крепость.

Эпоха Ренессанса — выдающиеся деятели и характерные черты эпохи

Эпоха Ренессанса — период европейской культуры в XIV и XV веках, который характеризуется усилением гуманистических тенденций, развитием рационалистической, натуралистической и технической мысли, расцветом художественной и музыкальной литературы. Возрождению приписывают преодоление разрыва между средневековьем и современной цивилизацией.

Предпосылки и зарождение

Многие историки утверждают, что идеи, характеризующие эту эпоху, возникли в конце XIII века во Флоренции, в частности, в трудах Данте Алигьери и Петрарки, а также в картинах Джотто ди Бондоне. Некоторые авторы датируют Ренессанс довольно точно, одна из предложенных отправных дат — 1401 год, когда Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески соревновались за контракт на строительство бронзовых дверей для Баптистерия во Флорентийском соборе.

Другие видят общую конкуренцию между художниками и полиматами (определение для выдающегося человека эпохи Возрождения, который в нынешнем понимании являлся эрудитом), такими как Брунеллески, Гиберти, Донателло и Мазаччо, за художественные заказы, катализатором творчества, характерного для этого периода.

Во времена Ренессанса деньги и искусство шли рука об руку. Художники полностью зависели от меценатов, в то время как последние нуждались в деньгах для развития художественного таланта. Италия обогатилась в XIV, XV и XVI веках за счёт расширения торговли в Азии и Европе. Добыча серебра в Тироле увеличила поток денег, а роскошь из восточного мира, привезённая домой во время Крестовых походов, повысила благосостояние Генуи и Венеции.

Хронологическая периодизация эпохи выглядит следующим образом:

  • Проторенессанс и Треченто (Раннее Возрождение) — с XIII до XIV века.
  • Кватроченто (Высокое Возрождение) — до XV века.
  • Чинквеченто (Поздний этап) — XVI век.

    Жюль Мишле охарактеризовал Ренессанс XVI века во Франции как период европейской культурной истории, который представлял собой разрыв со средневековьем, создавая современное понимание человечества и его места в мире.

    Социально-политическая ситуация в Италии

    Уникальные политические структуры позднего Средневековья Италии привели некоторых учёных к предположению, что её необычный социальный климат поспособствовал появлению культурного расцвета. Италия как политическое образование не существовала в раннем современном периоде. Вместо этого она была разделена на более мелкие территории:

  • Королевство Неаполь контролировало юг.
  • Республика Флоренция и Папские государства — в центре.
  • Миланцы и генуэзцы — на севере и западе.
  • Венецианцы на востоке.

    Указывается, что Отто Фрайзинг, немецкий епископ, посетивший Северную Италию в XII веке, заметил широко распространённую новую форму политической и социальной организации, отметив выход Италии из феодализма таким образом, что её общество основывалось на купцах и коммерции. С этим было связано антимонархическое мышление, представленное в раннем ренессансном цикле фресок «Аллегория добра и зла» Лоренцетти Амброджо, где он заложил послание о достоинствах справедливости и республиканизма.

    Города и государства за пределами центральной Италии, такие как Флоренция, также были известны своими торговыми республиками, особенно Венецианской. Хотя на практике они были олигархическими и мало походили на современную демократию, они всё же имели её черты. Относительная политическая свобода, которую они предоставляли, способствовала академическому и художественному прогрессу.

    Местоположение некоторых итальянских городов, таких как Венеция, составило им хорошую службу. Торговцы привозили с собой идеи из дальних уголков земного шара, особенно из Леванта. Венеция была кратким путём Европы для торговли с Востоком и производителями тонкого стекла, а Флоренция являлась столицей текстильной промышленности. В результате финансовое состояние страны дало возможность появлению крупных государственных и частных художественных проектов.

    Культурные условия во Флоренции

    Историки отмечают несколько особенностей, уникальных для флорентийской культурной жизни, которые, возможно, послужили зарождению Ренессанса именно во Флоренции. Особо подчёркивается роль, которую Медичи, олигархическое семейство, сыграли в покровительстве и стимулировании искусства. Лоренцо Медичи был катализатором огромного количества меценатства, побуждая своих сограждан заказывать работы у лучших художников Флоренции, в том числе у Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли и Микеланджело Буонарроти.

    Возрождение, безусловно, развивалось и до прихода к власти Лоренцо Медичи.

    Некоторые учёные утверждают, что Флоренция стала центром Ренессанса случайно, только потому, что выдающиеся деятели эпохи родились именно там. Тем не менее многие историки не согласны с этой теорией, утверждая, что эти люди смогли достичь своего положения из-за преобладающих в то время культурных условий.

    Общие особенности

    Возрождение значимости человека в эпоху Ренессанса заключалось в отвергнутых идеалах средневекового аскетизма. Отрицая схоластику и иерархию «Тёмных веков», новая эра подчеркнула необычайное достоинство человека и ценность его земной жизни. Любопытство и желание познать мир вылились в великие географические и научные открытия.

    Ренессанс также являлся периодом процветания искусства. Средневековье не окружало античные памятники особым почтением, а древняя мысль была всего лишь набором мудрых фраз. Антиквариату было дано новое значение. Он стал критерием оценки эпохи Возрождения, каноном красоты в искусстве и философии. Появилась печать, которая революционизировала весь мир. Книги, которые до сих пор были почти недоступны и недостижимы для большинства людей, стали общим благом, повлияв на скорость передачи идей и мыслей.

    Ренессанс оставался эпохой, в которой латынь всё ещё доминировала. Это был универсальный язык, используемый образованной Европой. Ренессансная латынь, однако, была более прозрачной, чем средневековая, обретая древнее великолепие и красоту. Таким образом развивались литература и национальные языки.

    Характеристика Ренессанса была сформирована важными событиями в Европе:

  • Стремление к национальному объединению.
  • Растущее значение городов.
  • Развитие национальных языков.
  • Изобретение печати.
  • Распространение меценатства.
  • Отход от универсализма Европы.
  • Распад единой феодальной структуры.
  • Появление Реформации и гуманизма.

    Реформация и гуманизм считаются двумя наиболее важными течениями эпохи Возрождения. Например, первое сыграло большую роль в Германии и Англии, а гуманизм — в Италии и Испании.

    Философские течения

    Гуманизм — это философское и культурно-нравственное движение, созданное в XV веке в Италии, которое было очерчено уже в XIV веке многими аспектами средневековой культуры, направленными на возрождение знания литературы и классических языков. Он был главным интеллектуальным течением Ренессанса. Хотя многие современные мировоззренческие установки основаны на гуманизме эпохи Возрождения, его не следует отождествлять с современными формами, которые присутствуют в экзистенциализме и персонализме.

    Читайте также:
    Архитектура Древнего Рима - инженерные достижения и их черты

    Эта тенденция имела две характерные черты: увлечение культурой Древней Греции и Рима, а также антропоцентризм. Сильная привязанность к древней культуре, в свою очередь, отличает ренессансную форму гуманизма от других тенденций. Гуманизм возродил исследования классической латыни и греческого языка, что привело к обновлению древней науки и философии, а также классической поэзии и искусства.

    Поставив человека в центр интересов, гуманизм заложил основы для современного индивидуализма. Он сосредоточился на человеческих вопросах, достоинстве и свободе. Направление способствовало физическому, умственному и интеллектуальному развитию, а также гармоничному сосуществованию в обществе, подчёркивая возможности человеческого разума и ценность знаний о мире.

    В список известных представителей ренессансного гуманизма входят, среди прочих, голландский богослов Эразм Роттердамский, английский писатель (и святой католической церкви) Томас Мор, французский писатель Франсуа Рабле, итальянский поэт Петрарка, философ Джованни Пико делла Мирандола и Леонардо да Винчи.

    Реформация — религиозное движение, появившееся в Европе XVI века, в котором иерархия церкви и обычаи духовенства были подвергнуты критике. Это было второе основное течение Ренессанса, направленное на обновление духовенства, реформирование доктрин и практик римско-католической церкви в условиях кризиса.

    Мартин Лютер в «Тезисах об индульгенциях» требовал перевода Библии на национальные языки. Реформационные движения способствовали религиозным войнам и расколам между людьми, в результате чего власть Ватикана была ослаблена. Национальные церкви были созданы в разных странах и стремились стать независимыми от папства.

    Ещё одним следствием Реформации стало активное развитие литературы, особенно на национальных языках. Протестанты всё больше и больше привязывались к знанию Священного Писания, чему способствовали многочисленные переводы, особенно на национальные языки.

    Кратко можно выделить следующие отличительные тенденции эпохи:

  • Гуманистический взгляд на природу человека.
  • Антропоцентризм.
  • Познание мира.
  • Уважение к плодам человеческого труда.
  • Возрождение светских идеалов жизни.
  • Образ Бога как Творца, который позволяет человеку наслаждаться чарами природы.
  • Борьба за развитие литературы на национальном языке.
  • Возвращение к древности, возрождение античной философии, изучение великих произведений древней литературы.
  • Создание чувства патриотизма и национальной гордости.
  • Формирование нового идеала человека, всесторонне образованного, свободного от суеверий и авторитетов.

    Это время также характеризуется уникальным и органичным слиянием различных сфер деятельности человека. Искусство, архитектура и наука были тесно связаны в период Возрождения.

    Искусство и наука

    Такие художники, как да Винчи, включили в свои работы научные принципы, например, анатомию, для воссоздания человеческого тела с необычайной аккуратностью. Архитекторы изучали математику, чтобы точно спроектировать и создать огромные здания с обширными куполами.

    Научные открытия привели к серьёзным изменениям в мышлении: Галилей и Декарт представили новый взгляд на астрологию и математику, в то время как Коперник предположил, что Солнце, а не Земля, является центром Солнечной системы.

    Открытие в 1492 году Нового Света Христофором Колумбом подтолкнуло людей к новому умонастроению, заставив задуматься о величине окружающего мира. По мере столкновения протестантской Реформации и Контрреформации Северный Ренессанс продемонстрировал решительный сдвиг в акценте с аристотелевской натурфилософии на химию и биологические науки (ботаника, анатомия и медицина). Готовность подвергать сомнению ранее утверждённые истины и искать новые ответы привела к периоду значительных научных достижений.

    Во Флоренции, Риме, Венеции и других итальянских городах художники обратились к античности. Они снова начали изображать людей и даже библейских персонажей. Мифологические темы также стали очень популярными. На родине Ренессанса была создана портретная живопись, а прототип ландшафтного барокко был популярен в позднем искусстве Нидерландов. Важной новинкой стало изобретение сходящейся геометрической, линейной и воздушной перспективы.

    Художники эпохи Возрождения основывались на трёх важных принципах:

  • Возобновившийся интерес к систематическим исследованиям древнего искусства.
  • Изучение человека (в рамках гуманизма).
  • Открытие и овладение принципами линейной перспективы.

    Благодаря им произошла настоящая революция в искусстве Запада.

    Как отмечают специалисты, переход от скульптуры, типичной для средневековья, к скульптуре эпохи Возрождения был довольно плавным. Самым важным правилом скульптуры Ренессанса было стремление к реализму, согласно которому люди хотели как можно точнее подражать природе, человеку и его телу и выразительнее демонстрировать свои чувства. Именно поэтому скульпторы постоянно совершенствовали свою технику и мастерство. Они были склонны к монументализму и композиционным паттернам, основанным на простых геометрических формах.

    Театр начинает приобретать большое значение в общественной жизни. Выступать на публике теперь могут как и профессиональные труппы, так и бродячие актёры — частые литературные персонажи того времени.

    В XV веке музыка уже считалась искусством — результатом знаний, умений и таланта. Внимание было уделено ценности музыки и её влиянию на людей. Возник общий, объединяющий музыкальный язык, в частности, полифонический стиль франко-фламандской школы. С появлением и ростом буржуа возрастал и спрос на музыку.

    Хотя вокальная музыка ещё была популярна в какой-то мере, инструменты начали играть всё более важную роль. Особенно популярным в качестве сопутствующего и сольного инструмента была лютня. Растёт число мастерских по изготовлению инструментов, где создаются целые «семьи», соответствующие хоровой аранжировке, например, альт, тенор и бас-флейты. Эталоном считался эвфонический звук, подчёркивающий согласованность голосов.

    Мода Западной Европы в период 1500—1550 годов характеризуется объёмной одеждой и изобилием слоёв (что являлось одной из реакций на малый ледниковый период, особенно в Северной Европе и на Британских островах). Контрастные ткани, скошенные черты, обилие вышивки, накладные планки и другие формы поверхностного орнамента стали править балом. Высокие узкие линии костюмов позднесредневекового периода сменились широким силуэтом, коническим для женщин и квадратным для мужчин. Рукава платьев были надуты, разрезаны и повёрнуты назад, чтобы показать контрастные накладки.

    XIV век также ознаменовался восстановлением интереса людей (а особенно — вельмож) к уходу за собой.

    Читайте также:
    Теория цвета в живописи определение в колористике, описание базового цвета

    Ренессанс в России

    Тенденции Возрождения из Италии и Центральной Европы в некоторых отношениях повлияли и на Россию. Царь Иван III представил архитектуру этой эпохи на Руси, пригласив нескольких итальянских инженеров, которые принесли с собой новые строительные технологии и элементы стиля эпохи Возрождения, в целом следуя традиционным устоям русского зодчества.

    На Руси сложилась своеобразная традиция каменной шатровой архитектуры в середине XVI века. Этот стиль являлся совершенно уникальным и не был похож на современную архитектуру Возрождения в других странах Европы, хотя некоторые исследователи называют его «русской готикой» и сравнивают с европейской готической архитектурой раннего периода.

    К XVII веку влияние европейской живописи привело к тому, что русские иконы приобрели черты реализма, но в то же время следовали большинству старых канонов иконописи. Постепенно появился новый тип светской портретной живописи под названием «парсуна», являющийся переходным стилем между абстрактной иконографией и реальными картинами.

    В целом страна получила некоторые архитектурные и технологические идеи европейского Возрождения, но в основном не была с ним связана из-за большого расстояния между Россией и сердцем ренессансного движения, а также сильной приверженности русских к своему византийскому наследию.

    Закат эпохи

    Учёные считают, что упадок Ренессанса был результатом влияния нескольких факторов. К концу XV века многочисленные войны охватили итальянский полуостров. Испанские, французские и немецкие захватчики, сражавшиеся за итальянские территории, вызвали разрушения и нестабильность в регионе.

    Кроме того, изменение торговых маршрутов привело к периоду экономического спада и ограничило количество денег, которые богатые меценаты могли вложить в искусство.

    Позже в движении, известном как Контрреформация, католическая церковь подвергла цензуре художников и писателей в ответ на протестантскую Реформацию. Многие мыслители того времени боялись быть слишком смелыми, что подавляло творчество. К тому же в 1545 году Совет Трента учредил римскую инквизицию, которая сделала гуманизм и любые взгляды, бросившие вызов католической церкви, актом ереси, караемой смертью.

    К началу XVII века исторический период Ренессанса угас, уступив место эпохе Просвещения.

    Основные представители эпохи Возрождения

    ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА (1304—1374) — родоначальник итальянского Возрождения, великий поэт и мыслитель, политический деятель. Выходец из пополанской семьи Флоренции, он многие годы провел в Авиньоне при папской курии, а остаток жизни — в Италии. Петрарка много ездил по Европе, был близок с папами, государями. Его политические цели: реформа церкви, прекращение войн, единство Италии. Петрарка был знатоком античной философии, ему принадлежит заслуга собирания рукописей античных авторов, текстологической их обработки.

    Гуманистические идеи Петрарка развивал не только в своей гениальной, новаторской поэзии, но и в латинских прозаических сочинениях — трактатах, многочисленных письмах, в том числе в его основном эпистолярии «Книге о делах повседневных». [1, c.3]

    О Франческо Петрарке принято утверждать, что он сильнее, чем кто-либо – во всяком случае, в его времена – сосредоточен на себе. Что но был не только первым «индивидуалистом» Нового времени , но и гораздо более того – поразительно законченным эгоцентриком. [6, c.235]

    В произведениях мыслителя на смену теоцентрическим системам средневековья пришел антропоцентризм ренессансного гуманизма. Петрарковское «открытие человека» дало возможность для более глубокого познания человека в науке, литературе, искусстве.

    ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1454—1519) — гениальный итальянский художник, скульптор, ученый, инженер. Родился в Анкиано, около селения Винчи; отец его был нотариусом, перебравшимся в 1469 г. во Флоренцию. Первым учителем Леонардо был Андреа Вероккио. [7, c.110]

    Интерес Леонардо к человеку и природе говорит о его тесной связи с гуманистической культурой. Созидательные способности человека он считал безграничными. Леонардо одним из первых обосновал идею познаваемости мира посредством разума и ощущений, которая прочно вошла в представления мыслителей XVI века. Сам он говорил о себе: «Я бы постиг все тайны, добравшись до сути!» [10, c.103]

    Исследования Леонардо касались широкого круга проблем математики, физики, астрономии, ботаники, других наук. Его многочисленные изобретения были основаны на глубоком изучении природы, законов ее развития. Он был новатором и в теории живописи. Наивысшее проявление творчества Леонардо видел в деятельности художника, научно постигающего мир и воспроизводящего на полотне. О вкладе мыслителя в ренессансную эстетику позволяет судить его «Книга о живописи». Был воплощением созданного Возрождением «универсального человека». [1, c.305]

    НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ (1469—1527) — итальянский мыслитель, дипломат, историк.После реставрации во Флоренции власти Медичи был отстранен от государственной деятельности. В1513—1520 годах находился в изгнании. К этому периоду относится создание наиболее значительных произведений Макиавелли — «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции», снискавших ему европейскую славу. Политический идеал Макиавелли — Римская Республика, в которой он видел воплощение идеи сильного государства, народ которой «много превосходит государей и в добродетели, и в славе». («Рассуждения о первой декаде Тита Ливия»). Идеи Н. Макиавелли оказали весьма значительное влияние на развитие политических учений.

    ТОМАС MOP(1478—1535) — английский гуманист, писатель, государственный деятель.

    Родился в семье лондонского адвоката, получил образование в Оксфордском университете, где примыкал к кружку оксфордских гуманистов. При Генрихе VIII занимал ряд высоких государственных постов. Очень важное значение для формирования и развития Мора как гуманиста имела его встреча и дружба с Эразмом Роттердамским. Был обвинен в государственной измене и казнен 6 июля 1535 года.

    Самое известное произведение Томаса Мора — «Утопия», в котором отразилось и увлечение автора древнегреческой литературой и философией, и влияние христианской мысли, в частности трактата Августина «О граде Божьем», а также прослеживается идейная связь с Эразмом Роттердамским, гуманистический идеал которого был во многом близок Мору. Его идеи оказали сильное воздействие на общественную мысль. [1, c.479]

    ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (1469—1536) — один из наиболее выдающихся представителей европейского гуманизма и наиболее многосторонний из тогдашних ученых.

    Эразм, незаконнорожденный сын бедного приходского священника, свои юные годы провел в монастыре августинцев, который ему удалось покинуть в 1493 году. Он с большим увлечением изучал произведения итальянских гуманистов и научную литературу, стал крупнейшим знатоком греческого и латинского языков.

    Наиболее известное произведение Эразма — созданная им по образцу Лукиана сатира «Похвала Глупости» (1509), которая всего за одну неделю была написана в доме Томаса Мора. Эразм Роттердамский пытался синтезировать культурные традиции античности и раннего христианства. Он верил в естественную доброту человека, хотел, чтобы люди руководствовались требованиями разума; среди духовных ценностей Эразма — свобода духа, воздержанность, образованность, простота. [1, c.395]

    Читайте также:
    Лунная соната история создания произведения Людвига ван Бетховена

    ТОМАС МЮНЦЕР (около 1490—1525) — немецкий теолог и идеолог ранней Реформации и Крестьянской войны 1524— 1526 годов в Германии.

    Сын ремесленника, Мюнцер получил образование в университетах Лейпцига и Франкфурта-на-Одере, откуда вышел со степенью бакалавра богословия, и стал проповедником. Испытал влияние мистиков, анабаптистов и гуситов. В первые годы Реформации Мюнцер выступал приверженцем и сторонником Лютера. Затем он развил свое учение о народной Реформации.

    В понимании Мюнцера главные задачи Реформации заключались не в установлении новой церковной догмы или новой формы религиозности, а в провозглашении близкого социально-политического переворота, который должен быть произведен массой крестьян и городской бедноты. Томас Мюнцер стремился к республике равноправных граждан, в которой люди будут заботиться о том, чтобы господствовали справедливость и право.

    Для Мюнцера Священное Писание подлежало свободному толкованию в контексте современных событий, — толкованию, непосредственно обращенному к духовному опыту читателя.

    Томас Мюнцер был схвачен после поражения восставших в неравном бою 15 мая 1525 года и, после жестоких пыток, казнен.

    Заключение
    Завершая рассмотрение философских исканий эпохи Возрождения, необходимо отметить неоднозначность оценок ее наследия. Несмотря на общее признание уникальности ренессансной культуры в целом, этот период долгое время не считался оригинальным в развитии философии и, следовательно, достойным выделения в качестве самостоятельного этапа философской мысли. Однако двойственность и противоречивость философского мышления этого времени не должна умалять его значения для последующего развития философии, ставить под сомнение заслуги мыслителей Ренессанса в преодолении средневековой схоластики и создании основ философии Нового времени.

    Самое важное открытие Ренессанса – открытие человека. В античности чувство рода не благоприятствовало развитию индивидуальности. Стоицизм, выдвигая идею личности и ответственности, и христианство, настаивая на реальном существовании души, лежащей вне сферы и юрисдикции мирской власти, создали новую концепцию личности. Но социальная система средневековья, построенная на статусе и обычае, обескураживала личность, упирая на значение класса и группы.

    Ренессанс пошел дальше моральных установок стоицизма и духовной уникальности христианства и увидел человека во плоти – человека в его отношениях к себе, к обществу, к миру. Человек стал вместо Бога центром Вселенной. Многие страны участвовали в Ренессансе, но с начала и до конца доля Италии была наибольшей. Италия никогда не порывала с античностью, мертвая тяжесть единообразия не давила ее так, как в других странах. Здесь кипела общественная жизнь, невзирая на войны и вторжения, и города-государства Италии были островками республиканизма среди моря европейских монархий. Первенство в международной торговле и финансах сделало итальянские города богатыми и создало условия для расцвета наук и искусств.

    Деятели Возрождения сформулировали новые взгляды на общественную жизнь. Библейские рассказы о райской жизни Адама и Евы, о жизни евреев в Земле Обетованной, учение Августина (Аврелия) о церкви как царстве божьем на земле уже никого не устраивали. Деятели Возрождения попытались изобразить нужное человеку общество без всяких упоминаний Библии или учения святых отцов. Для них, деятелей Возрождения, общество – это необходимая среда жизни человека. Оно не на небе, не дар божий, а на земле и результат человеческих усилий. По их мнению, общество, во-первых, должно строится с учетом природы человека; во-вторых – для всех людей; в-третьих – это общество далекого будущего. Наибольшее влияние на историю философской мысли и на исторические судьбы европейских народов оказало учение деятелей Возрождения на государственное устройство. Это их учение о монархии и о коммунистическом строе. Первое из них было идейной основой утвердившегося позже Абсолютизму, а второе – способствовало созданию различного рода коммунистических теорий, в том числе и марксистского коммунизма.

    На этом мы завершаем обзор необозримой истории философской мысли эпохи Возрождения. На фундаменте этой мысли на протяжении полутора-двух столетия выросла целая плеяда неповторимых и великих философов из них Джон Локк и Никколо Макиавелли.

    Таблица №1. Философия эпохи Возрождения.

    Эпоха Ренессанса – представители и выдающиеся деятели, особенности

    Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от “ri” – “снова” или “заново рожденный”) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

    Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века.

    Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.

    Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

    В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

    Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканья и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

    Читайте также:
    Скульптура определение, история происхождения изобразительного искусства

    Проторенессанс

    Проторенессанс тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения. Этот период делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию. Все открытия совершались на интуитивном уровне. В конце XIII века во Флоренции возводится главное храмовое сооружение — собор Санта Мария дель Фьоре, автором был Арнольфо ди Камбио, затем работу продолжил Джотто, спроектировавший кампанилу Флорентийского собора.

    Ранее всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано). Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Центральной фигурой живописи стал Джотто. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло ее развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.

    Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы. Некоторые исследователи причисляют к Позднему Возрождению и 1630-е, но эта позиция вызывает споры среди искусствоведов и историков. Искусство и культура этого времени настолько разнообразны по своим проявлениям, что сводить их к одному знаменателю можно только с большой долей условности. Например, Британская энциклопедия пишет, что «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 году». В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая с опаской смотрела на всякое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности как краеугольные камни ренессансной идеологии. Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий — маньеризм. В Парму, где работал Корреджо, маньеризм добрался только после смерти художника в 1534 году. У художественных традиций Венеции была собственная логика развития; до конца 1570-х гг. там работали Тициан и Палладио, чьё творчество имело мало общего с кризисными явлениями в искусстве Флоренции и Рима.

    Северное Возрождение

    Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко.

    Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».

    Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.

    Выдающиеся представители — Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший, Лукас Кранах Старший, Питер Брейгель Старший. Предренессансным духом проникнуты и некоторые произведения мастеров поздней готики, таких, как Ян ван Эйк и Ганс Мемлинг.

    Человек эпохи Возрождения

    Философы Возрождения от Эразма до Монтеня преклонялись перед разумом и его творческой мощью. Разум — это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным. Для гуманиста мудрость являлась высшим благом, доступным людям, и поэтому своей важнейшей задачей они считали пропаганду классической античной литературы. В мудрости и познании, верили они, человек обретает настоящее счастье — и в этом состояло его подлинное благородство. Улучшение человеческой природы через изучение античной литературы — краеугольный камень ренессансного гуманизма.

    Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.

    Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены, выверены и напечатаны многие античные тексты. Почти все гуманисты так или иначе занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.

    В целом, преобладающая в данную эпоху пантеистическая мистика Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Окончательное становление научного метода и последовавшая за ней Научная революция XVII ст. связаны с оппозиционным Возрождению движением Реформации.

    В XV веке (1459) во Флоренции возрождается Платоновская академия в Кареджи.

    Философы эпохи Возрождения
    Николай Кузанский
    Леонардо Бруни
    Марсилио Фичино
    Николай Коперник
    Пико делла Мирандола
    Лоренцо Валла
    Манетти
    Пьетро Помпонацци
    Жан Боден
    Мишель Монтень
    Томас Мор
    Эразм Роттердамский
    Мартин Лютер
    Томмазо Кампанелла
    Джордано Бруно
    Николо Макиавелли

    Истинным родоначальником эпохи Возрождения в литературе принято считать итальянского поэта Данте Алигьери (1265—-1321), который истинно раскрыл сущность людей того времени в своем произведении под названием “Комедия”, которое впоследствии будет названо “Божественной комедией”. Этим названием потомки явили свое восхищение грандиозным созданием Данте. В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304—1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. В XIV—XVI веке итальянская литература пережила расцвет — лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313—1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469—1527), поэмы Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595) выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран.

    Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо, «Дон Кихоте» Сервантеса, и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.

    «Рождение Венеры» — одно из первых со времён античности изображений обнажённого женского тела

    С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур — в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни. Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и Лопе де Вега (1562—1635, Испания)

    Читайте также:
    Культура ислама кратко об особенностях развития мусульманского искусства

    Изобразительное искусство

    Для живописи эпохи Возрождения характерно обращение профессионального взгляда художника к природе, к законам анатомии, жизненной перспективе, действию света и другим идентичным естественным явлениям.

    Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзаж как элемент сюжета на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.

    Архитектура

    Главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы. Наибольший вклад в развитие ренессансной архитектуры внесли пять мастеров:

    Филиппо Брунеллески (1377—1446) — основоположник ренессансной архитектуры, разработал теорию перспективы и ордерную систему, вернул в строительную практику многие элементы античной архитектуры, создал первые за многие столетия купол (Флорентийского собора), до сих пор доминирующий в панораме Флоренции.
    Леон Баттиста Альберти (1402-72) — крупнейший теоретик ренессансной архитектуры, создатель её целостной концепции, переосмыслил мотивы раннехристианских базилик времён Константина, в палаццо Ручеллаи создал новый тип городской резиденции с фасадом, обработанным рустом и расчленённым несколькими ярусами пилястр.
    Донато Браманте (1444—1514) — зачинатель архитектуры Высокого Возрождения, мастер центрических композиций с идеально выверенными пропорциями; на смену графической сдержанности архитекторов кватроченто у него приходят тектоническая логика, пластичность деталей, цельность и ясность замысла (Темпьетто).
    Микеланджело Буонаротти (1475—1564) — главный архитектор Позднего Возрождения, руководивший грандиозными строительными работами в папской столице; в его постройках пластическое начало выражается в динамичных контрастах как бы наплывающих масс, в величественной тектоничности, предвещающей искусство барокко (собор Святого Петра, лестница Лауренцианы).
    Андреа Палладио (1508—1580) — родоначальник первой фазы классицизма, известной как палладианство; с учётом конкретных условий бесконечно варьировал различные сочетания ордерных элементов; сторонник открытой и гибкой ордерной архитектуры, которая служит гармоничным продолжением окружающей среды, природной или городской (Палладиевы виллы); работал в Венецианской республике.

    За пределами Италии итальянские влияния наслаивались на местные средневековые традиции, порождая национальные изводы ренессансного стиля. Для иберийского ренессанса характерно сохранение готического и мавританского наследия вроде мелкой ажурной резьбы (см. платереско и мануэлино). Во Франции эпоха Возрождения оставила памятники в виде причудливо декорированных луарских шато с готическими наклонными крышами; эталоном французского ренессанса считается Шамборский замок Франциска I. В елизаветинской Англии архитектор Роберт Смитсон проектировал рационально-прямолинейные особняки с огромными окнами, заливавшими интерьеры светом (Лонглит, Хардвик-холл).

    Церковь Святого Духа во Флоренции (арх. Ф. Брунеллески)

    В эпоху Возрождения (Ренессанса) профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникается новым гуманистическим мироощущением. Высокого уровня достигает искусство вокальной и вокально-инструментальной полифонии в творчестве представителей «Ars nova» («Нового искусства») в Италии и Франции XIV в., в новых полифонических школах — английской (XV в.), нидерландской (XV—XVI вв.), римской, венецианской, французской, немецкой, польской, чешской и др. (XVI в.).

    Появляются различные жанры светского музыкального искусства — фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии (Л. Маренцио, Я. Аркадельт, Джезуальдо да Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня (К. Жанекен, К. Лежён). Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку — у франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре, Орландо ди Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы (А. и Дж. Габриели).

    В период Контрреформации ставился вопрос об изгнании многоголосия из религиозного культа, и только реформа главы римской школы Палестрины сохраняет полифонию для католической церкви — в «очищенном», «прояснённом» виде. Вместе с тем в искусстве Палестрины нашли отражение и некоторые ценные завоевания светской музыки эпохи Возрождения. Складываются новые жанры инструментальной музыки, Лютня — один из самых популярных музыкальных инструментов эпохи Возрождения выдвигаются национальные школы исполнения на лютне, органе, вёрджинеле.

    В Италии расцветает искусство изготовления смычковых инструментов, обладающих богатыми выразительными возможностями. Столкновение различных эстетических установок проявляется в «борьбе» двух типов смычковых инструментов — виолы, бытовавшей в аристократической среде, и скрипки — инструмента народного происхождения. Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров — сольной песни, кантаты, оратории и оперы, способствовавших постепенному утверждению гомофонного стиля.

    Эпоха Возрождения | 10 известных художников и их шедевры

    Эпоха Возрождения или Ренессанс, датируемая 14-17 веками, была периодом истории Европы, в котором происходило большое культурное развитие. Слово «Ренессанс» означает «перерождение», и этот период назван так, потому что он был отмечен возобновлением интереса к древней греко-римской культуре. Он начался в Италии и распространился по всей Европе, что привело к значительным изменениям в различных областях, которые окажут глубокое и продолжительное влияние на западную цивилизацию. Хотя в эпоху Возрождения произошли события во многих областях, все же эта эпоха наиболее известна своими художественными достижениями, которые оказали беспрецедентное влияние на последующее европейское искусство. Итальянский художник и архитектор из Флоренции Джотто ди Бондоне считается первым из многочисленных великих художников, которые внесли свой вклад в эпоху Возрождения. Джотто ди Бондоне, ознаменовавший верхушку изобразительного искусства в эпоху Возрождения, был во главе с Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэлем. Вместе они создали некоторые из самых известных работ в западном искусстве. Здесь представлены 10 самых известных художников эпохи Возрождения вместе со своими шедеврами.

    1. Тинторетто
    2. Тициан
    3. Альбрехт Дюрер
    4. Иероним Босх
    5. Джотто
    6. Сандро Боттичелли
    7. Донателло
    8. Рафаэль
    9. Микеланджело
    10. Леонардо Да Винчи

    Тинторетто

    Продолжительность жизни: октябрь 1518 г. — 31 мая 1594 г.

    Национальность: итальянец

    Венецианская школа, разработанная в Венеции в эпоху Возрождения, дала новый импульс в живописи в сторону пышных цветов и световых эффектов. Венецианский стиль оказал большое влияние на последующее развитие западной живописи. Наряду с Тицианом и Веронезе, Тинторетто был одним из трех венецианских гигантов во времена эпохи Возрождения. Во времена Ренессанса художники в Италии разработали перспективу, чтобы создать иллюзию трехмерного пространства. Тинторетто расширил эту технику до предела, используя длинные и широкие перспективы. Стиль Тинторетто был новаторским и драматичным. Его искусство известно своей радикальной природой, яркостью и современностью. Тинторетто был высоко индивидуалистическим художником, чья техника развивалась в течение всей его карьеры. Его эксперименты со светом и пространством привели к достижению яркого визионерского качества в его более поздних работах. Тинторетто считается одним из самых значительных художников позднего Ренессанса.

    Шедевр: Тайная вечеря (1594)

    Тайная вечеря (1594)

    Другие известные работы:

    • Распятие (1565)
    • Тело Святого Марка, привезенное в Венецию (1566)

    Тициан

    Продолжительность жизни: 1488/1490 — 27 августа 1576

    Национальность: итальянец

    Тициан — самый важный художник венецианской школы 16-го века. Он был универсальным художником, знатоком портретов; ландшафтных фонов и мифологических и религиозных предметов. За свою долгую карьеру Тициан экспериментировал со многими различными стилями живописи. На самом деле он радикально пересмотрел свой стиль и технику в последние годы. Свободные мазки и тонкость тона в его более поздних работах, не имеют аналогов в западном искусстве. Тициан использует цвета и методы рисования, особенно его акцент на прикосновениях кисти и даже иногда на кончиках пальцев, оказал глубокое влияние не только на художников позднего итальянского ренессанса, но и на будущие поколения западного искусства. Он также известен тем, что изменил историю искусства и покровительства, позволив королям и высшим санам Церкви совершать сексуальные соблазнения так же легко, как распятия. Тициан был провозглашен современниками как «Солнце среди маленьких звезд». Сегодня искусствоведы считают его одним из величайших художников всех времен.

    Шедевр: Венера Урбинская (1538)

    Венера Урбинская (1538)

    Другие известные работы: —

    • Успение Богородицы (1518)
    • Вакх и Ариадна (1523)

    Альбрехт Дюрер

    Продолжительность жизни: 21 мая 1471 г. — 6 апреля 1528 г.

    Национальность: немец

    Альбрехт Дюрер был блестящим художником и рисовальщиком, его наибольшее художественное влияние было оказано на печатное производство. Он начал свою карьеру в качестве ученика Михаэля Вольгемута, который возглавлял большую мастерскую и был лидером среди художников, возрождающих стандарты немецкой гравюры в то время. Еще в двадцатилетнем возрасте Дюрер завоевал свою репутацию и влияние в Европе благодаря своим высококачественным гравюрам на дереве. Он продолжил революцию в печатном производстве, подняв его до уровня самостоятельной художественной формы, и он считается одной из главных фигур в истории печатного искусства. Дюрер общался с крупнейшими итальянскими художниками своего времени, включая Рафаэля и Да Винчи. Его введение классических мотивов в северное искусство было важным вкладом в германское возрождение. Альбрехт Дюрер считается величайшим немецким художником эпохи Возрождения. Он оказал глубокое влияние на художников последующих поколений, особенно в печати.

    Шедевр: Меленколия I (1514)

    Меленколия I (1514)

    Другие известные работы: —

    • Автопортрет в возрасте двадцати восьми лет в пальто с меховым воротником (1500)
    • Молящиеся руки (1508)

    Иероним Босх

    Продолжительность жизни: 1450 — 9 августа 1516 г.

    Национальность: голландец

    Иероним Босх был первым художником, который изобразил инновационные существа и царства, непостижимые для человека. Однажды он сказал: «Бедный — это ум, который всегда использует изобретения других и сам ничего не изобретает». Его искусство известно тем, что в нем содержатся гротескные люди, животные, монстры и фантастические существа, неизвестные людям. Наиболее известные картины Босха часто изображают детальное и символическое исполнение Небес и Ада через библейские тематические пейзажи. Среди выдающихся тем в его искусстве — почитание людей, искушаемых злом или похотью; и окончательная судьба грешников, которые поддаются этим искушениям. В течение долгого времени произведения Босха не ценились и не рассматривались «Часто менее приятные, чем ужасные». Однако сегодня Иероним Босх считается одним из первых дальновидных гениев в мире искусства и чрезвычайно индивидуалистическим художником, глубоко понимающим желания и глубочайшие страхи человечества.

    Шедевр: Сад земных наслаждений (1515)

    Сад земных наслаждений (1515)

    Другие известные работы: —

    • Триптих Хейвейн (1516)
    • Страшный суд (1482)

    Джотто

    Продолжительность жизни: 1267 — 8 января 1337

    Национальность: итальянец

    Джотто был самым важным итальянским художником 14-го века, периода, который подпадает под ранний Ренессанс. Джотто произвел революцию в западном искусстве до такой степени, что он почитался как отец европейской живописи на протяжении почти семи веков. Первый из великих художников эпохи Возрождения, Джотто положил начало решительному разрыву с преобладанием византийского стиля и вместо этого вновь ввел «технику рисования точно из жизни, которой пренебрегали более двухсот лет». Картины Джотто известны тем, что они первыми мастерски запечатлели жесты, лица, печали и радости людей и были верны природе. Его цикл фресок в часовне Скровеньи считается высшим достижением эпохи Возрождения и одним из важнейших шедевров западного искусства. Некоторые искусствоведы считают, что никто никогда не рисовал лучше Джотто, и лишь немногие сравнимы с ним.

    Шедевр: поцелуй Иуды (1306)

    поцелуй Иуды (1306)

    Другие известные работы: —

    • Огниссанти Мадонна (1310)
    • Оплакивание (Траур Христа) (1306)

    Сандро Боттичелли

    Продолжительность жизни: 1445 — 17 мая 1510

    Национальность: итальянец

    Боттичелли был, пожалуй, величайшим гуманистическим художником раннего Возрождения. Он написал широкий спектр мифологических и религиозных сюжетов, а также несколько портретов. Боттичелли стремился запечатлеть красоту и добродетель с помощью своих работ. Богиня Венера, которая представляет эти качества, появляется во многих его работах. Искусство Боттичелли известно своим визуальным блеском и декоративным качеством, которого нет в картинах преуспевающих художников эпохи Возрождения. Его картины «Рождение Венеры и Примаверы»две из самых известных картин эпохи Возрождения. Боттичелли вырос, чтобы стать одним из ведущих художников своего времени, но после его смерти его репутация была испорчена до конца 19-го века. Однако с тех пор его искусство снова стало цениться критиками и публикой. Сегодня он стал одним из самых известных художников эпохи Возрождения, чьи работы представляют линейную грацию живописи раннего Ренессанса.

    Шедевр: Рождение Венеры (1486)

    Рождение Венеры (1486)

    Другие известные работы:

    • Примавера (1482)
    • Поклонение волхвов (1476)

    Донателло

    Продолжительность жизни: 1386 — 13 декабря 1466

    Национальность: итальянец

    Донателло вместе со своим другом, известным архитектором Филиппо Брунеллески, совершил поездку в Рим и изучил древнеримские руины, которые до сих пор не изучались в таких подробностях. Донателло и Брунеллески продолжали оказывать большое и глубокое влияние на искусство и архитектуру эпохи Возрождения. Донателло дал другое направление западной скульптуре, уводя ее от господствующего готического стиля, отмеченного мягко изогнутыми линиями и невыразительным лицом, к классическому стилю с драматическими выражениями и детальным реализмом. Он также впервые применил несколько художественных приемов, которые будут иметь огромное влияние на последующие поколения художников эпохи Возрождения. Донателло был ведущим скульптором раннего Ренессанса, и он создал некоторые из самых известных скульптур в мире, включая Бронзового Давида и конную статую Гаттамелаты.

    Шедевр: бронзовый Давид (1440-е годы)

    бронзовый Давид (1440-е годы)

    Другие известные работы: —

    • Конная статуя Гаттамелата (1453)
    • Кающаяся Магдалина (1455)

    Рафаэль

    Продолжительность жизни: 6 апреля 1483 г. — 6 апреля 1520 г.

    Национальность: итальянец

    Высокое Возрождение это термин, используемый для обозначения верхушки изобразительного искусства в Италии эпохи Возрождении. Раффаэлло Санцио да Урбино, наряду с Леонардо да Винчи и Микеланджело, образует троицу великих мастеров Высокого Возрождения. Рафаэль был, пожалуй, самым популярным художником эпохи Возрождения, и даже до конца 19 века его работы ценились больше, чем чьи-либо еще, и его считали лучшей моделью для исторической живописи. Хотя слава Микеланджело и Леонардо превзошла его, Рафаэль по-прежнему считается одним из величайших художников в истории. Он, как никто другой, был мастер в реалистическом изображении эмоций, которые привели его картины в чувство. Его искусством восхищаются во всем мире за его чистоту формы, простоту композиции и визуальный блеск. Многие из его картин, в том числе его шедевр «Афинская школа», считаются краеугольными камнями искусства эпохи Возрождения.

    Читайте также:
    Скульптура определение, история происхождения изобразительного искусства

    Шедевр: Афинская школа (1511)

    Афинская школа (1511)

    Другие известные работы: —

    • Сикстинская Мадонна (1512 г.)
    • Преображенский (1520)

    Микеланджело

    Продолжительность жизни: 6 марта 1475 г. — 18 февраля 1564 г.

    Национальность: итальянец

    Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони был «человеком эпохи Возрождения» или «Универсальным гением», который преуспел в различных областях, включая живопись, архитектуру, поэзию и инженерию. Однако, прежде всего, он считается величайшим скульптором всех времен. В его жизни Микеланджело часто называли Il Divino («божественный»). После его смерти последующие художники попытались подражать его страстному, очень личному стилю, приводящему к маньеризму, следующему главному движению в западном искусстве. Микеланджело, пожалуй, самая влиятельная фигура в истории западного искусства, чьи работы в живописи, скульптуре и архитектуре оказали беспрецедентное влияние на развитие искусства на западе. Его статуя Давидасамая известная скульптура на западе; его фрески на потолке Сикстинской капеллы и Страшный суд на его алтарной стене гарантируют ему место среди величайших художников; и его базилика Святого Петра является наиболее известным произведением архитектуры эпохи Возрождения.

    Шедевр: Давид (1504)

    Другие известные работы:

    • Сотворение Адама (1512)
    • Базилика Святого Петра (1626)

    Леонардо Да Винчи

    Продолжительность жизни: 15 апреля 1452 г. — 2 мая 1519 г.

    Национальность: итальянец

    Леонардо Да Винчи

    Леонардо да Винчи был идеальным человеком эпохи Возрождения, величайшим Вселенским Гением, который, помимо прочего, был художником, математиком, инженером, архитектором, ботаником, скульптором и анатомом. Однако, в течение четырех столетий после его смерти его слава, прежде всего, почивала на лаврах художника. Детальное знание анатомии, света, ботаники и геологии помогло ему создать некоторые из самых известных шедевров в истории. Да Винчи известен тем, что запечатлевает тонкие выражения, благодаря которым его картины выглядят более живыми, чем другие. Он сделал многочисленные вклады в области искусства, включая его пионерские методы, известные как сфумато, плавный переход от света к тени; и чиароскуро, использование сильных контрастов между светом и темнотой для достижения трехмерного эффекта. Да Винчи нарисовал Мона Лизу, самую известную картину в мире. Другие известные работы в его искусстве включают «Тайную вечерю», наиболее воспроизводимую религиозную живопись; и Витрувианский Человек, один из самых воспроизводимых художественных образов. Леонардо да Винчи, без сомнения, самый известный художник эпохи Возрождения.

    Шедевр: Мона Лиза (1517)

    Другие известные работы:

    • Тайная вечеря (1498)
    • Витрувианский человек (1490)

    Эпоха Возрождения

    Эпоха Возрождения или Ренессанса (от фр. Renaissance) представляет собой период европейской истории, ознаменованный многими культурными преобразованиями. Эпоха Возрождения пришла на смену Средним векам и стала промежуточным звеном между ними и эпохой Просвещения.

    Читайте также:
    Дионис бог виноделия в греческой мифологии, описание царства бога вина и веселья, воспитатель Диониса, посох, спутник

    В данной статье мы хотим кратко осветить ключевые моменты эпохи Возрождения, и рассказать интересные факты из этого исторического периода.

    Эпоха Возрождения кратко

    Сразу же нужно сказать, что эпоха Возрождения европейской культуры имела мировое значение. Точные годы Ренессанса установить невозможно, тем более что для каждого европейского государства они отличаются. Однако принято считать, что эпоха Возрождения началась в XIV веке, а закончилась в начале XVII века.

    Чем же ознаменовался этот период? Прежде всего, тем, что на смену средневековому религиозному фанатизму пришла светская культура и гуманизм.

    Антропоцентризм (то есть центральное место во всех культурных и научных изысканиях занимает человек) стал господствующей идеологией.

    Именно тогда возрождается интерес к забытой античной культуре. Собственно от этого и происходит термин «Возрождение».

    Если говорить кратко о Ренессансе, то основным его феноменом было то, что после падение Византийской империи, бежавшие в разные европейские державы византийцы, начали распространять свои библиотеки.

    В городах стали появляться и набирать обороты различные научные и культурные центры, действующие независимо от церкви. Началось это движение в Италии.

    Условно эпоху Возрождения можно разделить на 4 этапа:

    1. Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)
    2. Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века)
    3. Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)
    4. Позднее Возрождение (середина XVI — 1590-е годы)

    С полной уверенностью можно сказать, что на все государства Европы Ренессанс оказал колоссальное влияние.

    По сути, эпоха Возрождения – это переход от феодального общественного устройства к буржуазному. Именно тогда формируются национальные государства, между которыми начинает процветать торговля, и устанавливаются международные дипломатические отношения.

    Неимоверными темпами развивается наука, а книгопечатание увековечивает этот исторический период на века. Географические открытия и появление естествознания стали переломным моментом в осознании человеком самого себя. Закладывается основа всех будущих научных теорий и открытий.

    Человек эпохи Возрождения

    Человек эпохи Возрождения резко отличается от средневекового человека. Для него характерна вера в мощь и силу разума, преклонение перед необъяснимым даром творчества.

    «Портрет молодой женщины» Сандро Боттичелли

    Гуманизм выставляет в центр внимания мудрость человека и ее достижения, как высшее благо для разумного существа. Собственно это и приводит к бурному расцвету науки.

    Читайте также:
    Теория цвета в живописи определение в колористике, описание базового цвета

    Гуманисты считают своим долгом активно распространять литературу античных времен, ведь именно в познании они видят подлинное счастье.

    Одним словом, человек эпохи Возрождения пытается развиваться и улучшать «качество» индивида посредством изучения античного наследия, как единственного основания.

    А интеллект в этом преобразовании занимает ключевое место. Отсюда возникновение различных антиклерикальных идей, часто выступающих необоснованно враждебно к религии и церкви.

    Литература Возрождения

    Если говорить о литературе Возрождения, то она начинается с гениального Данте Алигьери (1265-1321). Написав «Божественную комедию» он, по сути, раскрыл сущность человека своего времени.

    Франческо Петрарка (1304—1374) в своих сонетах воспевает самоотверженную любовь, как смысл жизни. Для него богатство внутреннего мира человека немыслимо без подлинной любви. К слову, мы уже писали про один интересный факт из жизни Петрарки.

    Во многом литература эпохи Возрождения была предопределена новеллами Джованни Боккаччо (1313—1375), трактатами выдающегося Никколо Макиавелли (1469—1527), поэмами Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595).

    Эти представители Ренессанса стали в один ряд с признанными классиками древнегреческого и древнеримского периода истории.

    Уильям Шекспир. Единственный прижизненный портрет.

    В эпоху Возрождения литература условно разделилась на два типа: народную поэзию и античную книжность. Именно это соединение породило такие удивительные, полуфантастические и поэтично-аллегорические произведения, как «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.

    Важно подчеркнуть, что именно тогда начинает четко проглядываться понятие национальной литературы, в отличие от средних веков, когда латынь была единым уделом всех писателей.

    Становятся чрезвычайно популярными драма и театр, а наиболее известными драматургами – англичанин Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и испанец Лопе де Вега (1562—1635).

    Философия эпохи Возрождения

    Коротко сказать о философии эпохи Возрождения достаточно трудно. Можно лишь кратко перечислить самых знаменитых ее представителей.

    Николай Кузанский – один из виднейших немецких мыслителей. Кузанский был универсальным ученым и энциклопедистом. Он отстаивал идеи неоплатонизма, считая смыслом философии соединение противоположностей в Едином.

    Леонардо Бруни – итальянский гуманист, историк и писатель, а также выдающийся ученый своего времени. Он написал биографии Данте и Петрарки. Бруни видел в безграничных творческих возможностях человека смысл философии эпохи Возрождения.

    Знаменитые деятели, ученые и философы Ренессанса – Галилео Галилей, Николай Коперник и Джордано Бруно заслуживают отдельных статей.

    Кратко лишь можно сказать, что Коперник произвел первую революцию в научном мире, став автором гелиоцентрической системы мира.

    Галилей стал основателем экспериментальной физики. Он впервые использовал телескоп в научных целях, сделав ряд важнейших астрономических открытий.

    Джордано Бруно был признан еще своими современниками одним из самых крупных мыслителей эпохи Возрождения. Его философия и многочисленные трактаты привели к конфликту с католической церковью. Бруно многим известен тем, что за свои научные и философские воззрения был приговорен к казни и сожжен на костре в Риме.

    Мишель Монтень – французский философ эпохи Возрождения и автор известной книги «Опыты». Он одним из первых выступил против использования жестокости в педагогике.

    Мартин Лютер – выдающийся немецкий богослов и реформатор. Стал родоначальником Реформации, которая привела к возникновению крупнейшего христианского движения – протестантизма. Именно Реформация во многом предопределила развитие Европы после эпохи Возрождения.

    Томас Мор – английский философ и гуманист. Автор известной книги «Утопия». Непримиримый критик Лютера и идей Реформации.

    Эразм Роттердамский – видный мыслитель, получивший прозвище «князь гуманистов». Отличался свободолюбивыми взглядами. В конце жизни также полемизировал с Лютером.

    Других представителей философии эпохи Возрождения мы лишь перечислим: Марсилио Фичино и Лоренцо Валла, Джаноццо Манетти и Жан Боден, Томмазо Кампанелла и Никколо Макиавелли.

    Художники эпохи Возрождения

    Несомненно, художники эпохи Возрождения заслуживают большего внимания, чем краткое о них упоминание. Но мы лишь приведем самые знаменитые имена.

    Сандро Боттичелли – яркая звезда на небосклоне художественного искусства Ренессанса. Самые знаменитые картины: «Рождение Венеры, «Весна», «Поклонение волхвов», «Венера и Марс», «Рождество».

    «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли. Одно из первых со времён античности изображений обнажённого женского тела. Около 1485 года.

    Пьеро делла Франческа – известный итальянский художник и математик. Он написал такие знаменитые произведения, как «О перспективе в живописи» и «Книжица о пяти правильных телах». Отличался тем, что в совершенстве владел техникой живописи, зная ее научную теорию. Знаменитые картины: «История царицы Савской», «Бичевание Христа» и «Алтарь Монтефельтро».

    Леонардо да Винчи – один из самых знаменитых художников и универсальных ученых не только эпохи Возрождения, но и вообще, всех времен. Обладал уникальными способностями и стал изобретателем многих вещей, появившихся только в 20 веке. Самые известные картины гения да Винчи: «Тайная вечеря», «Мона Лиза», «Мадонна Бенуа» и «Дама с горностаем».

    «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи. Один из главных символов Ренессанса.

    Рафаэль Санти – один из искуснейших художников и архитекторов эпохи Возрождения. За короткую жизнь (а прожил он всего 37 лет), Рафаэль написал множество потрясающих картин, наиболее известные среди которых «Сикстинская Мадонна», «Портрет молодой женщины» и фреска «Афинская школа».

    «Афинская школа» — самая знаменитая фреска Рафаэля.

    Микеланджело Буоанарроти – гениальный художник, скульптор и архитектор Ренессанса. О его творчестве до сих пор слагают легенды и анекдоты. Кроме множества художественных работ, он написал около 300 стихов, дошедших до наших дней. Самые крупные работы: «Мадонна Дони», «Сотворение Адама», статуи «Моисей» и «Давид».

    Тициан Вечеллио – выдающийся художник эпохи Возрождения. Тициану еще не исполнилось 30 лет, как его признали «королем живописцев и живописцем королей». Кстати, мы уже писали про один весьма забавный и интересный факт из жизни Тициана. Крупнейшие работы: «Венера Урбинская», «Похищение Европы», «Несение креста», «Коронование терновым венцом» и «Мадонна Пезаро».

    Теперь вы знаете о том, что собой представляла эпоха Ренессанса. Мы постарались кратко осветить ключевые направления культуры, искусства и науки Ренессанса, а также рассказали о наиболее значимых представителях этих направлений.

    Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: