Эмоциональный интеллект ребенка: определение и методики развития

Эмоциональный интеллект ребенка: определение и методики развития

Практикующий социальный психолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми. Знает, как помочь ученикам с низким эмоциональным интеллектом.

Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность отслеживать свои эмоции, а также эмоции и чувства других людей, различать их и использовать для руководства своим мышлением и действиями.

Историческая справка

Именно такое определение впервые ввели Джон Майер и Питер Сэловей в 1990 году в своей статье с одноимённым названием. Чуть позже к команде присоединился Дэвид Карузо, который стал автором единственного признанного научным сообществом теста для определения уровня ЭИ – MSCEIT (The Mayer Salovey Caruso Emotional Intelligence Test).

Авторы выделили четыре составляющие ЭИ:

  • восприятие — способность распознавать эмоции по мимике, жестам, позе, поведению и голосу;
  • понимание — знание, как определять причины появления эмоции, устанавливать связь между эмоцией и мыслью;
  • управление — умение подавлять, побуждать и направлять эмоции;
  • использование — активизация мозга с помощью эмоций.

В России знакомство с понятием произошло благодаря журналисту Дэниэлу Гоулману, который в 1995 году опубликовал книгу «Эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence (EI)). Он взял за основу концепцию Майера и Сэловея, добавил собственное видение и использовал новый термин — Emotional Quotient (EQ).

Особенности эмоционального интеллекта детей

Особенности ЭИ младших школьников:

  • непосредственны и откровенны;
  • оптимистичны и позитивны;
  • легко эмоционально отзываются на события;
  • чувствуют страх в учёбе из-за нового опыта и низких оценок;
  • резко меняют эмоциональный настрой;
  • незрело определяют свои и чужие чувства и эмоции.

Уже в этом возрасте детей можно разделить на три группы по эмоциональному состоянию: дети с повышенной чувствительностью, эмоционально стабильные и дети со слабым выражением эмоций.

Особенности ЭИ подростков:

  • нестабильно проявляют эмоции и чувства, с которыми не всегда могут совладать;
  • осознают собственную исключительность и неповторимость;
  • противопоставляют себя окружающим, что приводит к конфликтам;
  • не понимают, что происходит с их эмоциональным состоянием.

Зачем развивать

Эмоциональный интеллект стоит развивать ещё в дошкольном возрасте.

Родительские установки «не кричи», «не смейся так громко», «не злись» и им подобные приводят к понижению ЭИ, так как родитель как бы запрещает ребёнку чувствовать и проявлять эмоции.

Человек с высоким уровнем ЭИ способен находить общий язык с окружающими людьми, внимательно относиться к своим и чужим проблемам, контролировать эмоциональные реакции и стать в будущем востребованным специалистом на работе. К таким людям чаще тянутся другие эмоционально незрелые сверстники. ЭИ тесно связан с психологическим здоровьем — чем он выше, тем человек более уравновешен и менее подвержен психосоматическим заболеваниям.

Зачем это детям:

  • поможет в общении;
  • повысит продуктивность в учёбе;
  • научит контролировать себя и эмоции и разбираться в людях;
  • укрепит уверенность в себе;
  • позволит быстро принимать решения.

В жизни ребёнка будут разные эмоции: негативные и позитивные. Родители могут познакомить его с картой эмоций — кругом, где цветом и словами обозначена каждая эмоция. Важно научить ребёнка правильно ей пользоваться. Для этого нужно задавать вопрос самому себе: «Что я сейчас чувствую?» и искать подходящее описание в круге. Так ребёнок сможет ориентироваться в своих эмоциональных реакциях.

Как определить уровень эмоционального интеллекта

Эти методики и тесты может использовать родитель ещё до похода к специалисту, чтобы определить уровень на момент «сейчас». После коррекционной работы нужно пройти тест ещё раз, чтобы оценить результат.

Методика ЭмИн

Тест включает 40 вопросов, на каждый из которых ребёнок должен выбрать ответ из четырёх возможных, от «полностью согласен» до «полностью не согласен».

Результат скажет о межличностном и внутриличностном ЭИ.

Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир эмоций»

За 15 минут ребёнок должен дорисовывать детали к трём фигурам, чтобы получить картинку со смыслом.

Результат выявит эмоциональную ориентацию ребёнка на мир людей или вещей.

Тест Холла

Опросник предлагает 30 утверждений, на которые нужно ответить от +3 (полностью согласен) до −3 (совершенно не согласен) баллов.

Результат подсчитывается по шкалам, показывает уровень эмоциональной осведомлённости, управления эмоциями, самомотивации, эмпатии и управления эмоциями других людей.

Тест SREIT

Опросник из 33 утверждений, которые нужно оценить от 1 (совершенно не про меня) до 5 (точно про меня) баллов.

Результат говорит об общем уровне ЭИ и трёх компонентах: оценка и выражение эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций при решении проблем.

Тест ЭмIQ–2

Опросник из 66 вопросов, в каждом из которых пять вариантов ответов.

Результат сообщает об общем уровне ЭИ и пяти компонентах: самоанализ и самозащита, самоконтроль, выражение эмоций, социальная чуткость и самооценка чуткости.

Если уровень развития ЭИ ребёнка средний и ниже, отчаиваться не стоит. ЭИ подвижен, и его можно развивать.

Как развивать эмоциональный интеллект

Игры и упражнения могут стать лучшим вариантом для развития ЭИ. Задания не должны казаться ребёнку полноценными занятиями.

Игры на развитие ЭИ

«Кубик настроений»

Изготовьте картинки с изображением эмоций. Вы задаёте вопрос: «Какое у тебя настроение?» или «Что ты чувствуешь, когда ссоришься с лучшей подругой?», а ребёнок должен выбрать подходящую картинку и объяснить, что он чувствует и почему.

«Зеркало»

Вы без слов показываете эмоцию с помощью мимики и жестов, а ребёнок старается угадать. Затем нужно поменяться ролями. Можно играть не только вдвоём, но и командами.

«Я радуюсь, когда. »

По очереди с ребёнком составляете список «Я радуюсь, когда. ». Сюда можно включить любые моменты от хорошей погоды до часовой беседы друг с другом.

Упражнения на работу с эмоциями

«Подушка злости»

Заведите подушку, которую можно бить, пинать и топтать при появлении агрессии. Это позволит ребёнку выплёскивать негативные эмоции.

«Дневники добра»

Для отслеживания позитивных эмоций составьте:

  • «Дневник побед», куда можно записывать что-то, что удалось сделать впервые;
  • «Дневник хорошего воспоминания», где хранятся лучшие моменты каждого дня;
  • «Дневник успеха», который помнит только хорошее.

После игр и упражнений повысится уровень эмоционального интеллекта, и родители смогут наблюдать ребёнка, который:

  • обладает богатым эмоциональным словарём;
  • не стремится к совершенству и перфекционизму;
  • не позволяет другим портить себе настроение;
  • способен переключаться от негатива к позитиву;
  • наслаждается своей жизнью и не залезает в чужую;
  • умеет отказывать;
  • может увлекаться делом и не ждать при этом награды.

Развитием эмоционального интеллекта чаще всего занимается психолог. Правда, это понятие ЭИ достаточно молодое: в России им стали интересоваться буквально несколько лет назад. Поэтому, возможно, у вашего школьного психолога ещё не было такой практики. Тогда вы можете взять эту функцию на себя или доверить её профессионалам.

Читайте также:
Мотивация к школе - как настроить ребенка на учебу читать онлайн

Например, в «Домашней школе Фоксфорда» есть наставники — персональные помощники семьи, которые знают ответы на все вопросы по обучению и помогают ребёнку развивать soft skills — так называемые «гибкие навыки», которые помогают эффективно и самостоятельно действовать в разных ситуациях. К ним относится и эмоциональный интеллект. А ещё есть психолог, который помогает справиться со сложными ситуациями.

Какие книги можно почитать

Если интересная тема эмоционального интеллекта ребёнка:
  • Джон Готтман, Джоан Декклер «Эмоциональный интеллект ребёнка. Практическое руководство для родителей»;
  • Анна Быкова «Как подружить детей с эмоциями. Советы “ленивой мамы”».
Если хотите почитать с ребёнком:
  • Седрик Рамадье «Моя книжка злится», «Моей книжке страшно»;
  • Жо Витек, Кристин Руссе «Большое маленькое сердце»;
  • Жаклин Крупи, Джен Портер, серия книг «Я такой разный»;
  • Корнелия Спилман «Когда я злюсь»;
  • М. Лебедева «Радуюсь, злюсь, боюсь. Азбука развития эмоций»;
  • серии книг «Капризные сказки» и «Книга первых чувств» издательства «Феникс-Премьер».

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно

Интересное по рубрике
Найдите необходимую статью по тегам

Подпишитесь на нашу рассылку
Мы в инстаграм

Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством

Посмотреть

Рекомендуем прочитать

Реальный опыт семейного обучения

Звонок по России бесплатный

Пишите нам письма

Посмотреть на карте

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.

Что такое эмоциональный интеллект и как учить современных детей быть счастливыми

Сегодня каждый уважающий себя родитель считает необходимым как можно раньше отдать ребёнка во всевозможные кружки по типу «Маленький эрудит», «Умники и умницы», «Вундеркиндики». В три года современные мамы и папы требуют от детей знание английского языка, умение считать до 100 и рисунки в стиле Ван Гога.

Но почти никто из современных родителей не уделяет внимание развитию эмоционального мира малыша, его чувств, эмоций, коммуникативных способностей – того, что входит в понятие «эмоциональный интеллект». Взрослые считают, что эти процессы у ребёнка должны развиваться сами, без посторонней помощи. И это является большим заблуждением.

Обеднённая эмоциональная сфера начинает «тормозить» развитие интеллектуальных процессов. К тому же повышенная технологизация жизни, постоянное использование гаджетов взрослыми и детьми приводят к появлению феномена «засушливого сердца»: дети становятся неэмоциональными, менее отзывчивыми к чувствам других людей и пониманию своих собственных эмоций, их эмоциональный интеллект не развивается.

Так что же делать? Ответ прост – развивать эмоциональный интеллект ребёнка, учить его пониманию себя и других.

В этой статье вы познакомитесь с понятием эмоционального интеллекта, узнаете, влияет ли его развитие на успешность в школьном обучении, а также получите представление о методах и способах развития сферы эмоций и чувств вашего ребёнка.

Содержание:

  • Эмоциональный интеллект: понятие и компоненты
    • Как эмоциональный интеллект помогает ребёнку в школьном обучении?
    • Нужно ли развивать ЭИ?
  • Признаки низкого эмоционального интеллекта
  • Диагностика EQ
  • Развитие сферы эмоций и чувств у детей
    • Ранний возраст (с рождения до 3 лет)
    • Дошкольный возраст (4-7 лет)
    • Школьный возраст (7-10 лет)
    • Подростковый возраст (10-18 лет)
  • Практические советы родителям — что нужно делать на каждой стадии развития
  • Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта у ребёнка

Эмоциональный интеллект: понятие и компоненты

Эмоциональный интеллект (англ. – emotional intelligence) – это вид интеллекта, отвечающий за распознавание человеком собственных эмоций и эмоций окружающих людей, а также за управление ими. Ученые заинтересовались им относительно недавно. Первая работа, посвященная его изучению, появилась в 1990 году. Ее авторы – Питер Сэловей и Джон Майер – выделяют четыре составляющие эмоционального интеллекта:

  1. Восприятие эмоций – способность человека распознавать собственные эмоции и эмоции другого человека (по мимике, жестам, позе, поведению, голосу).
  2. Понимание эмоций – умение определять причины появления той или иной эмоции у себя и других, устанавливать связь между эмоциями и мыслями.
  3. Управление эмоциями – умение подавлять эмоции, пробуждать и направлять свои и чужие чувства для достижения целей.
  4. Использование эмоций для стимуляции мышления – пробуждение в себе креативности, активизация работы мозга с помощью собственных эмоций.

Иными словами, теория развития эмоционального интеллекта состоит в прохождении ребенком пути от понимания эмоций к управлению ими.

Как эмоциональный интеллект помогает ребенку в школьном обучении?

Специфика современного образовательного процесса требует от сегодняшнего школьника повышенной внимательности, быстрого реагирования на изменяющиеся условия, развитых коммуникативных навыков, подавления сиюминутных желаний для достижения поставленных задач.

Интересны результаты недавнего исследования уровня эмоционального интеллекта учащихся старших классов, проведенного в средней школе Оренбургской области в 2018 году:

Школьники с высоким и средним уровнем развития чувственной сферы адаптированы к условиям школьной жизни, легче устанавливают и поддерживают контакты с учителями и одноклассниками, успешны в процессе обучения.

Дети с низким и очень низким уровнем развития эмоционального интеллекта испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями, часто конфликтуют с ними или оказываются изолированы от коллектива. Они зачастую не справляются с эмоциональным состояниям в стрессовых и критических ситуациях. Успеваемость этих детей удовлетворительная.

Переживаете, что у вашего ребёнка есть проблемы в общении со сверстниками в школе, детском саду или что у него не складываются отношения с учителями? Узнайте, как обстоят дела на самом деле, чтобы иметь возможность помочь своему ребёнку. Слушайте звук вокруг и определяйте местоположение ребёнка в режиме реального времени с помощью приложения для заботливых родителей «Где Мои Дети» из AppStore и GooglePlay.

Нужно ли развивать эмоциональный интеллект?

Однозначно, нужно. Чтобы определить, на каком уровне развития находится сфера эмоций и чувств вашего ребенка, необходимо знать признаки и критерии низкого эмоционального интеллекта, а также методы его диагностики.

Признаки низкого эмоционального интеллекта

Уровень эмоционального интеллекта называют «коэффициентом эмоционального интеллекта» или EQ.

Человек с низким уровнем EQ:

  • не способен к сочувствию, сопереживанию другому человеку. Его не трогает ни чужая печаль, ни чужая радость. Принять чужую помощь и поддержку такой человек тоже не может, ему непонятны мотивы людей;
  • близкие отношения по типу любви, дружбы такому человеку недоступны, поскольку дружба требует взаимных уступок, обмена эмоциями, сострадания и эмоциональной поддержки. Даже если такой человек и создает семью, теплой атмосферы любви и внимания там не будет;
  • не умеет контролировать свои эмоции. Часто такой человек демонстрирует то безудержную радость, то неконтролируемую ярость, то затяжную печаль. Он не всегда понимает, что с ним происходит и как помочь себе в таких ситуациях. В эмоционально напряженных ситуациях такие люди тоже теряются.
  • не понимает, что его собственные неконтролируемые эмоции могут привести к плачевным последствиям; в любой неприятной ситуации винит других людей, но не себя.
  • не умеет говорить о чувствах, не может ответить на вопрос «Что ты сейчас чувствуешь?», не прислушивается к собственным ощущениям.
Читайте также:
Ребёнок левша: сложности в школе, особенности развития и обучения

Диагностика EQ

В настоящее время существуют 3 группы методик для измерения уровня EQ у подростков и взрослых:

  • методики, исследующие отдельные способности, входящие в состав эмоционального интеллекта;
  • методики, где человек оценивает себя сам;
  • методики, где проводится самооценка и оценка уровня эмоционального интеллекта членами семьи испытуемого, его коллегами, друзьями.

Для диагностики уровня эмоционального интеллекта дошкольников и школьников используются проективные рисуночные тесты по типу «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций», а также опросники разного уровня сложности.

Если для вас представляет сложность самому диагностировать эмоциональный интеллект ребенка, обратитесь к психологу детского сада или школы.

Развитие сферы эмоций и чувств у детей

С какого возраста нужно развивать эмоциональный интеллект? С рождения. С самого первого дня жизни ребенка. Расскажем подробнее, как происходит развитие эмоций и чувств ребенка на каждом этапе взросления.

Ранний возраст (с рождения до трёх лет)

Как только ребёнок появляется на свет, начинается развитие его эмоционального интеллекта. Он видит улыбки родных и близких, чувствует их прикосновения, учится принимать и распознавать эмоции счастья, любви, заботы.

На третьей неделе жизни у младенца появляется комплекс оживления – особая эмоционально-двигательная реакция, обращённая ко взрослому, которая выражается сначала в зрительном сосредоточении на лице мамы и папы, затем появляется улыбка, двигательное оживление и гуление.

Знакомство ребёнка с эмоциями страха, грусти, боли происходит, когда начинаются колики, режутся зубки или мама долго не подходит к нему.

Дошкольный возраст (4-7 лет)

В дошкольном возрасте продолжается развитие эмоционального интеллекта. Ребёнок знакомится с названиями эмоций, учится определять их у себя и других людей, узнает способы преодоления гнева и агрессии.

Главное в этом возрасте для ребёнка – полноценное проживание всего спектра чувств. Но в этом их не всегда поддерживают родители. Вспомните, как часто Вы слышали от своих мам и пап, а, может, и сами нередко говорили своему ребёнку: «Не плачь!», «Расстроился из-за ерунды», «Распустил нюни», «Не дерись, ты же девочка». Это не что иное, как подавление эмоций ребёнка, их обесценивание, которое не только не способствует развитию эмоционального интеллекта, но и заставляет ребёнка стыдиться себя и собственных чувств.

Психологи предупреждают, что сдерживание сильных эмоций в дошкольном возрасте может привести к неврозам и психологическим проблемам во взрослой жизни.

При поступлении в детский сад ребёнок приобретает первые навыки социального взаимодействия, учится заводить друзей, общаться со сверстниками и взрослыми.

Школьный возраст (7-10 лет)

В школьном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие эмоционального интеллекта ребёнка. Он приобретает умение признавать и принимать собственные чувства и эмоции, учится контролировать их. Ребёнок начинает понимать чувства других людей, находить с ними общий язык, представлять себя на месте другого человека, сопереживать ему.

Главными источниками познания мира чувств и эмоций для ребёнка являются семья и школа. В школе ребёнок принимает участие в жизни класса, взаимодействует с одноклассниками и учителями.

Ребёнок может столкнуться с ситуациями травли, неприятия одноклассниками, предвзятым отношением учителей. Трудные ситуации играют особую роль в жизни ребёнка, давая ему возможность испытывать свои способности, что в одних случаях принесёт радость и гордость за собственные достижения, а в других – послужит причиной для гнева и разочарований. Здесь эмоциональный интеллект становится своеобразным регулятором жизни, закрепляет нужную эмоциональную информацию и отсеивает ненужную.

Подростковый возраст (10-18 лет)

Этот возраст характеризуется «бурей» эмоций и чувств, с которой подросток не всегда может совладать. Юноша или девушка начинают осознавать собственную исключительность и неповторимость, вместе с тем противопоставляя себя окружающим, что нередко приводит к конфликтам как со сверстниками, так и со взрослыми.

Подростку сложно перерабатывать свои эмоции, он часто не понимает, что с ним происходит. Эмоциональные проявления в подростковом возрасте нестабильны: от бурной радости к неконтролируемым вспышкам агрессии.

Поэтому родителям важно в этот непростой для всех период взросления ребёнка стать для него не строгим диктатором, требующим беспрекословного подчинения и соблюдения всех норм и правил, а понимающим и сопереживающим другом. Мамы и папы не должны отвергать или обесценивать сложные и порой противоречивые эмоции, мысли и поступки своего ребёнка.

Практические советы родителям

Родителям важно понимать, что не бывает хороших или плохих эмоций. Каждая эмоция, испытываемая ребёнком, важна и нужна для полноценного и гармоничного его взаимодействия с окружающим миром. Через понимание и «проживание» своего и чужого эмоционального состояния ребёнок должен прийти к управлению, созиданию и изменению мира вокруг себя в лучшую для него сторону. Именно это и станет залогом его счастливого будущего.

Развитие эмоционального интеллекта предполагает постепенное освоение ребёнком каждого этапа:

Понимание собственных чувств

На этом этапе ребёнок знакомится со всем многообразием эмоционального мира, узнаёт название каждой эмоции, как она выражается, прислушивается к себе, учится отличать одну эмоцию от другой, понимать причину её появления.

Родителям на этом этапе рекомендуется:

  • рассказывать ребёнку о чувствах и эмоциях посредством наглядного материала: картинок, пособий, детской литературы с иллюстрациями;
  • читать сказки и смотреть вместе мультфильмы с насыщенным эмоциональным содержанием;
  • озвучивать свои чувства и чувства ребёнка в различных ситуациях: «Я сейчас очень зла из-за того, что ты разбил чашку», «Вижу, что ты расстроен, потому что сломалась твоя любимая машинка», «Бабушка рада, что ты ей подарил такой замечательный рисунок»;
  • спрашивать ребёнка каждый день: «Какое у тебя сегодня настроение?», «Что ты сегодня чувствовал?».
Читайте также:
Развитие памяти у детей - эффективные упражнения читать онлайн

Понимание чувств другого человека

Ребёнок узнает, что эмоции и чувства есть не только у него, но и у других людей, учится определять, что испытывает другой человек по его мимике, позе, поведению, учится поддерживать и сопереживать.

Родителям будет полезно:

  • не «лепить» из себя идеального, счастливого и довольного жизнью 24 часа в сутки. Ребёнок должен видеть вас настоящими: иногда расстроенными, иногда уставшими, а иногда и разозлёнными. Только тогда он научится понимать чувства других людей и изменять своё поведение в соответствии с ними: «Папа сегодня расстроен, у него неприятности на работе, давай мы с тобой не будем сегодня играть в шумные игры, а посмотрим мультфильм в твоей комнате»;
  • обсуждать поведение героев сказок и мультфильмов: «Как ты думаешь, что почувствовала Василиса Премудрая, когда Иван-царевич сжёг лягушачью кожу без спроса?», «Как ты считаешь, какое настроение было у Колобка, когда он укатился от бабушки и дедушки?»;
  • развивать у ребёнка чувство эмпатии, сочувствия. Не забывайте, что мама и папа для своих детей являются образцом для подражания. Если в Вашей семье нет доверительных отношений, атмосферы любви, принятия и поддержки, для ребёнка все эти чувства так и останутся недоступными.

Управление собственным поведением

Как только ребёнок научится понимать и анализировать то, что он чувствует, он сможет контролировать и управлять своим эмоциональным состоянием.

  • научить ребёнка приемлемым способам избавления от злости и гнева: побить подушку, разорвать бумагу, потопать ногами;
  • научить прислушиваться к телесным ощущениям;
  • подобрать вместе с ребёнком способы поднятия настроения: пойти погулять на свежем воздухе, посмотреть мультфильм, послушать весёлую музыку.

Социальное взаимодействие и использование эмоционального ресурса в достижении целей

Чтобы стать счастливым и успешным человеком в будущем, ребёнку необходимо научиться взаимодействовать с окружающими его людьми: устанавливать и поддерживать межличностные отношения, вовремя оказать помощь и поддержку, разрешать конфликты, уметь работать в команде. Этого можно достигнуть, только хорошо ориентируясь в собственных чувствах и чувствах других людей. И – как верхушка пирамиды – использовать свой эмоциональный ресурс для достижения поставленных целей, личностного роста и самореализации.

Родителям важно:

  • развивать у ребёнка коммуникативные навыки посредством совместных игр со взрослыми и сверстниками, просмотра мультфильмов и фильмов, чтения литературы на тему дружбы и друзей;
  • развивать адекватную самооценку, самостоятельность, уверенность в собственных силах. Ребёнок должен осознавать ответственность за каждый сделанный им поступок и быть готовым к последствиям.

Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта ребёнка

Психологи рекомендуют использовать игры и упражнения для обогащения чувственной сферы и развития эмоционального интеллекта детей разных возрастов. Все они могут быть использованы родителями для того, чтобы помочь своему ребёнку понять себя и других людей.

Игры с эмоциональными пиктограммами

Изготовьте картинки с рожицами с эмоциями радости, грусти, гнева, испуга, удивления, спокойствия и др. Можете использовать их отдельно или сделать так называемый «Кубик настроений». Ребёнку задается вопрос «Какое у тебя сегодня настроение?», и он выбирает соответствующую картинку. Впоследствии можно усложнить игру описанием определённых ситуаций, например: «Катя поссорилась со своей лучшей подружкой Машей. Как ты думаешь, что она почувствовала? Какое у неё сейчас настроение?»

Упражнение «Покажи эмоцию»

Ребёнок с помощью мимики, жестов и позы передаёт ту или иную эмоцию – мама с папой угадывают и наоборот. Можно устроить соревнование на самое лучшее изображение эмоции.

Просмотр мультфильмов, фильмов, чтение литературы с последующим обсуждением чувств героев.

Игра «Я радуюсь, когда….»

Ребёнок вместе с мамой и папой по очереди рассказывают, в каких ситуациях они радуются, боятся, огорчаются, удивляются и т.д.

Избавляемся от гнева

В ситуациях, когда ребёнок злится или сильно огорчен, помогут «мешочек гнева» или «подушка злости», которые можно бить, кидать или топтать. Так ребёнок избавляется от накопившихся у него сильных эмоций без причинения вреда окружающим.

Эмоциональный интеллект ребенка: зачем он нужен и как его развивать


Кадр из фильма «Маленькая мисс Счастье» ©Fox Searchlight

Как работает эмоциональный интеллект

Стать специалистом по чувствам означает освоить несколько навыков, объясняет Марк Брэккет , директор Йельского центра эмоционального интеллекта. Во-первых, признавать эмоции в себе и других («Да, я действительно огорчен!»). Во-вторых, понимать причины и последствия эмоций («Эта хандра из-за погоды или из-за курса валют?»). В-третьих, точно маркировать происходящее («Моя досада обусловлена растерянностью»). В-четвертых, выражать эмоции социально приемлемым способом («В этом племени уволенные рвут на себе волосы»). В-пятых, управлять своими эмоциями («Я постою на голове и все пройдет»), а также помогать другим людям справиться с чувствами («Я принес тебе чай и готов тебя выслушать»).

Почему бы вообще не забыть про все эти эмоции?

Герой с волевым подбородком, который успешно действует, не испытывая ни страха, ни сомнений, — это миф. Без эмоций люди не смогут даже контрольную написать, да и вообще на нее не придут: незачем. Работы американского невролога Антонио Дамасио ясно показывают , что, отключив эмоции, человек и вовсе лишается способности принимать решения. По большому счету эмоция — это дополнительная информация. Если человек понимает, что с ней делать, то это сильно помогает в решении разных жизненных задач.

Зачем это детям

Родители, как правило, стараются сосредоточиться на развитии академических навыков. Считается, что детям важнее уметь производить арифметические операции с грибочками, чем вовремя догадаться, что кто-то сейчас заплачет. С этим готовы поспорить американские ученые, которые уверяют , что эмоциональная компетентность играет решающую роль в академическом успехе. И это объяснимо. Почти тридцать лет назад первопроходцы в изучении эмоционального интеллекта — Майер и Саловей — доказали , что чувственная сфера прямо влияет на внимание, память, способность к обучению, на умение общаться и даже на физическое и умственное здоровье.

Психологи из Орегонского университета добавляют , что школьники с развитым эмоциональным интеллектом лучше концентрируют внимание, легче налаживают отношения в школе и более эмпатичны, чем их неподкованные товарищи.

Кадр из фильма «Кудряшка Сью» ©Warner Bros.

Много ли зависит от родителей

Вообще-то, да. Психологи считают, что детям растить эмоциональный интеллект помогает родительская отзывчивость, а также коучинговый подход к эмоциям : папа и мама рассказывают о своих переживаниях, а заодно своим примером демонстрируют, что с чувством можно не только стучать кулаком по столу, но и работать. К тому же многое зависит от обстановки в семье. Чем благополучнее домашняя атмосфера, тем больше шансов научиться распознавать полутона настроения по наклону головы бабушки. В 2011 году британские ученые опубликовали исследование , изучавшее жизнь 17 000 детей. Из него стало очевидно, что уровень психического благополучия сильно коррелировал с будущим успехом.

Читайте также:
Гиперактивный ребенок - правила воспитания, советы родителям читать онлайн

С какого возраста нужно развивать эмоциональный интеллект

В 2–4 года дети вполне распознают базовые эмоции: счастье, печаль, грусть, страх. Чем лучше посетитель детского сада разбирается в эмоциях, чем больше знает слов для их обозначения, тем меньше у него поведенческих проблем.

Кадр из фильма «Трудный ребенок» ©Universal

Как развивать эмоциональный интеллект у детей от 2 до 7 лет

Психолог и педагог детского центра «Дом гнома» Ирина Беляева рекомендует четыре шага для развития эмоционального интеллекта у детей до 7 лет.

  • Показать эмоцию. Можно изображать разные чувства, рисовать рожицы, демонстрировать крупные планы из мультфильмов.
  • Называть эмоции. В Йельском центре эмоционального интеллекта даже разработали специальную шкалу настроения , на осях которой нужно отмечать свое состояние и называть его. Особенно важно замечать счастливые моменты: «Ты сильно воодушевлен. Кажется, тебя посетило вдохновение. Вижу, ты польщена», — говоря с детьми о положительных переживаниях, мы расширяем их картину мира.
  • Попросить ребенка изобразить ярость, смятение и замешательство.
  • Обсудить личный опыт. В каких ситуациях ребенок испытывал те или иные эмоции, что помогло? Заодно имеет смысл расшифровать телесные знаки: что я чувствую и в каком именно месте. Стучит ли у меня в висках, подкатывает ли ком к горлу и откуда взялись эти слезы? Что хочет сказать язык тела другого человека: ему интересно меня слушать или он старается не уснуть?

Полезно создавать книги эмоций. Туда вклеивается лицо ребенка с комментариями. «Тут я сердит и сжал кулаки». Важное знание для ребенка — эмоции не навсегда, они проходят, меняются, а еще на них можно влиять.

Кадр из фильма «Леон» ©Sony/Columbia

Как развивать эмоциональный интеллект у детей от 7 до 10 лет

Клинический психолог, психотерапевт Екатерина Блюхтерова, создательница «Мастерской домашней психологии», советует следующие шаги.

  • Проявлять свои родительские эмоции. Ребенку необходимо знать, что папа не просто так с изменившимся лицом бежит к пруду, а он очень-очень разгневан тем, что из его ботинок сделали домики для хомяков. «Мама озабочена, дедушка в эйфории, дядя боится грозы» — это нужно детям не просто проговаривать, но и показывать мимикой и языком тела.
  • Озвучивать чувства ребенка. Даже в 8 лет не просто разобраться, что с тобой происходит, пока родитель не скажет: «Вижу, ты места себе не находишь от досады». При этом важно поддерживать ребенка и утешать.
  • Не ставить запрета на детские чувства, но находить им социально приемлемый выход. «Давай поплачем, а потом пойдем в чулан топать ногами и рвать салфетки».
  • Использовать терапевтические истории, которые предлагают стратегию поведения в сложной для ребенка ситуации. «Одна девочка тоже пришла в новый класс…»

Кадр из фильма «Клуб “Завтрак”» ©Universal

Как развивать эмоциональный интеллект у подростков

Подросткам могут помочь все вышеперечисленные пункты. На что стоит обратить внимание особо.

  • Провокационное поведение подростка легко перепутать с эмоциональной глухотой. С 12 лет у детей начинает работать биологическая программа на отделение от родителей, поэтому многие вещи подростки делают, чтобы им поскорее сказали: «Кажется, тебе пора!»
  • Родителям важно признать, что у ребенка появилась масса сложных, новых и раздирающих ощущений, не отвергать и не обесценивать их. Можно вспомнить себя в этом возрасте, рассказать о своем опыте и посочувствовать человеку, который проходит через все это сейчас.
  • Полезно обсуждать книги и фильмы о нравственных дилеммах и сложном моральном выборе. Это поможет подростку взглянуть на мир глазами другого человека.

И что — действует?

Да, это работает. Исследования Университета Британской Колумбии, Иллинойского университета в Чикаго и Университета Лойолы подводят результаты программ по развитию эмоционального интеллекта, которые американцы внедрили в школах, и солидарно заявляют : у детей и впрямь улучшаются психическое здоровье, социальные навыки и результаты обучения. Причем все это оказывается полезным даже спустя годы.

Что читать по теме

Психолог Ирина Беляева рекомендует родителям книги «Эмоциональный интеллект» Д.Гоулмана и «Эмоциональный интеллект ребенка» Д.Готтмана и Д.Деклер . Обсуждать эмоции с детьми можно на примере детских книг: для 3-летних подойдет игровая книга Михаила Яснова «Большая книга эмоций» , книга Джудит Виорст «Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, плохой день» , серии Русе Лагеркранц «Моя счастливая жизнь» и Дороти Эдвардс «Моя озорная сестренка» . Лучше выбирать книги с рассказами про детей, а не антропоморфных животных, так как истории про людей дети скорее воспринимают как истории о себе. С 5 лет можно размышлять над книгами Оскара Бренифье, например «Что такое чувства?» . С 7 лет и до старости — развивать эмоциональный интеллект при помощи художественной литературы, кино, искусства, даже при помощи компьютерных игр. Важно обсуждать с ребенком, почему здесь такие герои, такие картинки, такая музыка, такой цвет. В любой хорошей книге есть что обсудить: от «Саши и Маши» Анни М.Г.Шмидт до «Гамлета» и «Братьев Карамазовых» .

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

марина костенко
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Эмоции (от лат. Emovea – потрясаю, волную) – состояние, которое возникает у человека в процессе взаимодействия с окружающей средой или при удовлетворении своих потребностей.

Без эмоций и чувств невозможно восприятие окружающего мира. Эмоции и чувства направляют наше внимание на важные события, они готовят нас к определённым действиям и влияют на наш мыслительный процесс. Без эмоционального осознания, мы не в состоянии в полной мере понять нашу собственную мотивацию и потребности, а также эффективно общаться с другими людьми.

Наши чувства и эмоции влияют на здоровье и личную жизнь, на успех в работе, помогают сделать отличную карьеру, добиться успеха практически в любом начинании, но могут и в одночасье все это разрушить.

Поэтому умение регулировать собственное эмоциональное состояние одно из важнейших умений в жизни каждого человека.

В последние годы назрела необходимость в конструировании нового понятия – «Эмоциональный интеллект». В 1990 году американские психологи Питер Саловэй и Джон Майер выпустили статью под названием «Эмоциональный интеллект».

Читайте также:
Что должен знать и уметь ребенок к 1 классу - готовимся к школе

Эмоциональный интеллект (EQ-показатель эмоционального интеллекта человека) – это способность распознать собственные чувства и эмоции, понимать эмоции и чувства других людей, чтобы выстраивать на основе этого понимания конструктивные взаимоотношения с окружающими.

Благодаря эмоциональному интеллекту мы понимаем, почему в конкретной ситуации почувствовали, например, раздражение и повели себя неким образом.

Основатели модели «эмоционального интеллекта» Д. Майер и П. Сэловей выделяют четыре еёсоставляющие:

1. Управление эмоциями. Мы чувствуем эмоции в каждый момент жизни. Они сопровождают и часто определяют наши поступки, отношения с близкими и коллегами. Если мы не понимаем, как именно наши эмоции могли повлиять на наши мысли или действия, мы будем делать много необдуманных поступков, будем обижаться и чувствовать вину, будем постоянно иметь дело с неоправданными надеждами (допустим, у ребенка отобрали любимую игрушку. В ответ он начинает кричать, плакать, может даже лезть в драку. Почему? Потому что он испытывает эмоции – обиду, грусть, злость.

Когда ребенок не понимает своих чувств, он начинает просто реагировать на ситуацию. Однако, когда он понимает, что чувствует, то начинает «решать». Ребенку, как и любому взрослому, прежде чем начать исправлять, нужно понять свое отношение к произошедшему.

Когда ребенок знает себя – свои реакции на различные события, предпочтения, когда понимает свое настроение и отношение к происходящему, ему становится гораздо легче регулировать свое поведение.

2. Понимание того, почему у меня возникают именно эти эмоции и именно в этой ситуации. То есть умение устанавливать причинно-следственные связи между обстоятельствами и эмоциями. Это помогает либо избавиться от причины (а не эмоции, которая есть следствием, либо реально подготовиться и настроиться, что во многом уменьшит силу эмоциональной реакции, которая возникла.

3. Ответственность за свои эмоции. Как часто мы слышим «Он меня обидел» или «Меня ничего не радует». Родители склонны перекладывать ответственность на детей за свои эмоциии чувства на ребенка: «Ты обидел маму» или «Папа рассердился из-за тебя». Часто мы ищем внешние источники улучшения настроения. На самом деле, только мы сами решаем, какие эмоции чувствовать в этот самый момент, реагировать ли на обидные слова ребенка, злится ли на ребенка. Хотите обижаться – обижайтесь, злиться – злитесь. Никто не может вызвать у нас какие-либо эмоции, если мы сами того не захотели.

4. Понимание эмоций и чувств других людей и уважение к ним, либо эмпатия. Именно эмпатия во многом помогает создать гармоничные отношения. Важно понимать, что наше поведение или слова могут обидеть другого человека или он может неправильно их понять. Понимая эмоции другого человека, мы можем оказать эмоциональную поддержку, найти подход.

Развитие эмоционального интеллекта помогает безопасно проходить неприятные эмоции и переключаться на более приятные, находить радость даже в мелочах.

Это вовсе не означает, что человек с высоким EQ никогда не грустит, не злится, не расстраивается. Он просто может адекватно выйти из этого состояния, не сделав «плохо» ни себе, ни тем, кто вокруг. В идеале, родители должны этому учить детей с самого маленького возраста.

В чем смысл и значение развития эмоционального интеллекта?

Это выстраивание отношений в любых условиях для того, чтобы быть успешным в современном обществе. Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития (IQ) на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным человеком.

Конечно, ни в коем случае, нельзя недооценивать умственное и логическое развитие человека, если человек не наделен достаточным уровнем IQ, он не только не сможет увидеть проблемы недостаточности своего EQ, но и не сможет его эффективно повысить. Это говорит о взаимозависимости развития умственного и эмоционального развития.

Как писал Дэвид Карузо, очень важно понимать, что «эмоциональный интеллект – это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов».

Итак, развитие общества, государства зависит от количества успешных людей, живущих в этом государстве. Модернизация российского образования в качестве одной из основных целей предполагает воспитание личностей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, креативностью. А дошкольное образование – база становления ребёнка, как личности.

Как мы знаем, одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» вступившего в силу ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.

Насколько детям необходимо изучать свой организм и окружающий мир, настолько им также необходимо изучать и свой внутренний мир. Высокий уровень развития логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Поэтому не менее важно, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта,а именно:

1. умением контролировать свои чувства так, чтобы они не «переливались через край»;

2. способностью сознательно влиять на свои эмоции;

3. умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);

4. способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;

5. способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Но результаты мониторингов показывают:

У детей слабо сформированы эмоционально – мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым;

У детей недостаточно выработаны положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе игры;

У детей недостаточно развиты навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод переживания.

А эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка.

Таким образом, в связи с теми изменениями, которые происходят в российском обществе и образовании, проблема развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в последние годы приобрела особую актуальность.

Поэтому перед нами стоит определенные задачи по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Для ребёнка развитый эмоциональный интеллект – основа успешного и, главное, счастливого будущего.

Детям особенно сложно понять весь яркий спектр чувств и эмоций, разобраться с разочарованиями и сомнениями, поражениями и даже с победами. Ребёнок с развитым эмоциональным интеллектом в любой ситуации сделает для себя правильные выводы, и, напротив, ребёнок со слаборазвитыми социальными навыками и низким интеллектом может уйти в себя, стать закомплексованным, скованным в общении или даже агрессивным.

Читайте также:
Как закончить школу экстерном - инструкция, последствия

Этого не случится, если начать развивать эмоциональный интеллект в самом раннем возрасте.

Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста.

Программа по развитию эмоционального интеллекта дошкольников состоит из трех блоков.

Первый блок – направлен на знакомство детей с базовыми эмоциями, обучение их вербальному и невербальному выражению через ролевые образы; умение различать оттенки настроений, их соотнесение с определённым состоянием человека, сказочного персонажа, ролевого образа; осознание и понимание детьми собственных эмоций и других людей.

Второй блок – формирование у детей навыков вербального и невербального продуктивного взаимодействия с окружающими, обмен ролями партнеров по общению, оценку эмоций и принятие позиции другого; моделирование эмоционально значимых ситуаций, стимулирующих детей к пониманию причин эмоциональных проявлений участников и выбор оптимальных способов поведения.

Третий блок – направлен на обучение детей эмоциональному проживанию игровой ситуации различного модального содержания (радостного, печального и т. д., произвольному выражению эмоций, открытому проявлению эмоций социально приемлемыми способами, конструктивным способам управления собственным поведением и эмоциональным состоянием; овладение навыками самоконтроля и саморегуляции; вовлечение в ситуации самостоятельного принятия решения.

Как развивать эмоциональный интеллект и научить этому ребенка?

1. Развивать свой собственный EQ.

Мы воспитываем не словами, а действиями.Не получится так: «Сын, я терплю, терплю, а потом как сорвусь на всех, но ты таким не будь, ты должен вести себя иначе».

Для того, чтобы научиться управлять своими эмоциями, для начала надо научиться их распознавать и проговаривать. Поэтому сначала мы учим ребенка называть то, что сейчас чувствуем с позиции «Я»: «Я злюсь», «Мне неприятно», «Я радуюсь». Пока ребенок еще не разговаривает, мы озвучиваем его эмоцию: «Ты злишься», «Ты обиделся», «Тебе неприятно»,а не свою: «Меня обидели», «Ты меня разозлил».

2. На следующем этапе мы учим определять причинно-следственные связи между событиями, что произошли, своими эмоциями и действиями.Здесь уже идет анализ: «Я разозлилась, потому что… И поэтому я…» – вот полная картина.

С детьми можно обсуждать различные ситуации: реальные и из историй, книг, мультиков. Читая сказки, необходимо обратить внимание на настроение, эмоции, мысли, действия героев.

3. На последнем этапе мы находим альтернативный способ поведения или реакции, путь или возможность выхода из ситуации, которая сложилась.

– нарисуйте «когда я злюсь», «когда я радуюсь», «я – счастливый», «мне грустно»;

– картинки с эмоциями (для детей и родителей).

1. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта. // Вопросы психологии, 2007,-N 5. (С. 57-65).

2. Изотова Е. И. Амплификация эмоционального развития детей в условиях дошкольного учреждения. // Психолог в детском саду, 2007, -N 1. (С. 57-74).

3. Нгуен Минь Ань. Развитие эмоционального интеллекта. // Ребенок в детском саду, 2007,- N 5. (С. 80-87).

4. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. – М. : Педагогика, 1986.

Развитие эмоционального интеллекта дошкольника Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гиниятуллина Эльмира Дамировна

Статья посвящена изучению проблемы развития эмоционального интеллекта дошкольника. В работе обосно-вывается необходимость развития данного личностного качества, а также его значение для успешной социализа-ции личности. Автором в статье описаны десять основных шагов успешного развития эмоционального интел-лекта ребенка.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гиниятуллина Эльмира Дамировна

THE DEVELOPMENT OF THE PRESCHOOL EMOTIONAL INTELLIGENCE

The article is devoted to problems of development of emotional intelligence of the preschooler. The work substanti-ates the necessity of development of this personality and its importance for the successful socialization of a personality. The author describes ten main steps in the successful development of a child’s emotional intelligence .

Текст научной работы на тему «Развитие эмоционального интеллекта дошкольника»

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКА

Гиниятуллина Эльмира Дамировна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия имени Ф. К. Салманова, воспитатель,

РФ, ХМАО-Югра, г. Сургут E-mail:giniyatuШna_e_d@mail.ru

THE DEVELOPMENT OF THE PRESCHOOL EMOTIONAL INTELLIGENCE

Municipal budgetary educational institution gymnasium named after F.K. Salmanov, educator,

Russia, Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Ugra, Surgut,

Статья посвящена изучению проблемы развития эмоционального интеллекта дошкольника. В работе обосновывается необходимость развития данного личностного качества, а также его значение для успешной социализации личности. Автором в статье описаны десять основных шагов успешного развития эмоционального интеллекта ребенка.

The article is devoted to problems of development of emotional intelligence of the preschooler. The work substantiates the necessity of development of this personality and its importance for the successful socialization of a personality. The author describes ten main steps in the successful development of a child’s emotional intelligence.

Ключевые слова: интеллект, эмоциональный интеллект, развитие эмоционального интеллекта.

Keywords: intelligence, emotional understanding, emotional intelligence personality.

Жизнь современного ребенка уже не представить без таких предметов, как планшет, телефон, компьютер. Проблема детей XXI века – это отсутствие умений общаться как со взрослыми, так и со своими сверстниками. Они менее отзывчивы к чувствам и эмоциям своих друзей, товарищей и собеседников. А ведь, без эмоций и чувств невозможно полноценное восприятие окружающего мира.

Еще Л. С. Выготский, говорил, что эмоциональное развитие детей дошкольного возраста является одним из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции – это основное звено психической жизни человека, и прежде всего, в жизни ребенка. В связи с этим, одним из требований российского дошкольного образования, которое отражено в ФГОС ДО, является развитие социального и эмоционального интеллектов, эмоциональной отзывчивости и сопереживания у детей дошкольного возраста.

Так, что же входит в понятие «эмоциональный интеллект»?! К эмоциональному интеллекту относятся способности понимания эмоций, оценивания и выражения их, умение применять знания об эмоциональной сфере человека в практической деятельно-

сти, умение регулировать эмоции. Все это способствует эмоциональному и интеллектуальному росту личности ребенка[1].

В дошкольном возрасте активизируются познавательные процессы в межличностном общении. Это тот период, когда ребенок овладевает навыками человеческих взаимоотношений через общение с близкими людьми, через игровое взаимодействие со своими сверстниками. Такое общение особо значимо в процессе становления эмоциональной сферы, что способствует развитию познавательных способностей ребенка.

Читайте также:
Агрессивный ребенок - причины злости и методы воспитания

У детей дошкольного возраста уже развиты некоторые виды эмоций, такие как: зависть, гнев, страх, испуг, стыд, радость, любовь, смущение, застенчивость. В этот, благоприятный для развития эмоционального интеллекта, период можно прививать, так называемые, полезные эмоциональные привычки – навыки, связанные с получением и проявлением эмоциональных состояний. В это время детей можно познакомить с различными способами снятия напряжения и управления своими эмоциями. Именно, приобретенные в этот период, навыки оказывают решающее воздействие на всю дальнейшую жизнедеятельность человека [2].

Библиографическое описание: Гиниятуллина Э.Д. Развитие эмоционального интеллекта дошкольника // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2019. № 2(56). URL: http://7universum.com/ ru/psy/archive/item/6919

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

Воспитатель детского занимает одно из важных мест в жизни ребенка дошкольного возраста, ведь он является свидетелем его ежедневных выборов – иногда успешных, а иногда и нет. И в первую очередь, воспитатель получает возможность управлять развитием его эмоционального интеллекта. Он своим поведением, терпеливым и внимательным отношением к ребенку завоевывает у него авторитет, и сам становится ярким примером для подражания.

Больше шансов на успех у тех воспитателей, которые, прежде всего, обращаются к лучшим качествам воспитанников, постоянно их совершенствуя. В этом воспитательном процессе эффективным методом является похвала за хорошее поведение, которая стимулирует ребенка к дальнейшим его улучшениям. Воспитатель, обращая должное внимание на потребности детей, постепенно узнает все их достоинства и недостатки.

Личность ребенка накапливает не только позитивный, но и негативный опыт. Из этого следует, что в своей профессиональной деятельности педагогическому работнику необходимо постоянно наблюдать за особенностями общения ребенка. В итоге, это позволит укрепить его положительные стороны общения с помощью развития тех индивидуальных качеств, которые способствуют более эффективному общению. Поэтому детский сад имеет особое значение в жизни дошкольника.

Воспитание ребенка в детском саду включает следующие задачи [4]:

– научить детей распознавать и открыто выражать свои эмоции;

– помочь детям в осознании собственных потребностей и потребностей других людей;

– привить детям навыки культурного общения.

Воспитатель должен подбирать способы оптимальных взаимоотношений с ребенком, которые наиболее соответствуют его потребностям и ожиданиям. Прежде всего, он должен стать образцом чуткого отношения к каждому воспитаннику, и дети, подражая своему наставнику, будут с теплотой и пониманием относиться друг к другу. Таким образом, от взрослого зависит, в каком направлении будет развиваться эмоциональная зрелость его подопечных.

Конечно же, необходимо в процессе развития эмоционального интеллекта ребенка привлекать к сотрудничеству и его родителей. Только, сообща воздействуя на личность ребенка, можно добиться успеха. А это возможно лишь в атмосфере взаимного доверия и плодотворного сотрудничества.

Традиционно, выделяются десять основных шагов успешного развития эмоционального интеллекта ребенка.

1. Принятие своего ребенка таким, какой он есть. Весь его физический облик, индивидуальный мир, особенности характера и духовно-нравственные качества – это та данность, которая нуждается в полном принятии и безусловной любви [2].

2. Развитие пяти основных чувств ребенка. Этот метод помогает раскрыть перед ребенком весь мир во всем его многообразии. Для этого

можно использовать коробочки эмоций, в которых содержатся разные предметы, вызывающие определенный отклик, переживания, воспоминания. Малыш не понимает суть многих чувств, но ему можно, например, дать послушать звуки счастья, ощутить его запах или вкус. Пусть ребенок послушает, как поет соловей или звенит колокольчик; дайте ему возможность попробовать мороженое, или ощутить аромат цитрусовых плодов. Для ребенка более понятны его собственные ассоциации.

Детям нравятся тактильные сказки. Не надо приобретать какие-то новые вещи, можно использовать любые домашние предметы. Здесь важно, чтобы, слушая сказку, ребенок мог понюхать ароматические масла, прикоснутся к капелькам воды, или послушать звуки прекрасной музыки.

3. Спорт. Физические упражнения способствуют развитию речевых навыков, умственных способностей, улучшают настроение ребенка. Исследователями установлено, что занятия спортом повышают физическую выносливость, восстанавливают кровообращение, повышают иммунитет детей. Нагрузки детям очень полезны, т. к. в природе ребенка заложена готовность к двигательной активности, в процессе которой познается окружающий мир.

4. Приключения. Дети любят необычные ситуации, новые приключения. Поэтому создавайте им необычный мир, ломая стереотипы. В приключениях важным компонентом являются моменты с позитивной окраской: важны приятные знакомства, интересные игровые пространства. В такой атмосфере более успешно проходит социализация, а также, развитие символического мышления, с помощью которого понимаются намерения и мотивация других людей.

5. Музыка. Слушайте с ребенком классическую музыку, которая общается с человеком исключительно через чувства. Для ее понимания не нужно знать язык музыканта или видеть его движения. Поэтому для ребенка музыка является самым простым и действенным способом знакомства с миром эмоций.

6. Чтение. Чтение формирует нравственно здорового человека. Детям дошкольного возраста нужны сказки, воодушевляющие и эмоционально насыщенные. Взрослым необходимо прививать детям любовь к чтению книг. Через фантазийный мир книги развивается творческое воображение, значительно пополняется словарный запас, развиваются представления о жизни и нравственности. А национальные сказки помогают лучше понимать свои и чужие эмоции, связывать их появление с определенными ситуациями.

7. Игра. Ребенок дошкольного возраста развивается в игровой деятельности. Поэтому взрослым необходимо принимать участие в играх, проявляя всю гамму чувств на примерах разных персонажей. Важным моментом является показ как положительных, так и отрицательных эмоций, обращая внимание на их взаимосвязь с поступками. В будущем это послужит детям примером взаимодействия в реальном мире.

8. Сон. Сон важен для восстановления сил любого человека, а для ребенка он является жизненной

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

необходимостью. В процессе сна дети расслабляются, что способствует их физическому развитию, развитию мышления и памяти. Как пример расслабленного состояния, наше сердце, которое постоянно сжимается и разжимается.

Работу сердца можно показать в игре: всем, взявшись за руки, образовать контур сердца. А затем необходимо в порядке очередности сильно напрягать и расслаблять все мышцы тела, или даже падать на мягкое покрытие пола. Все это проделывается несколько раз. При постоянной практике этой игры ребенок получит навык быстрого перехода из одного состояния в другое.

9. Социализация. Дети усваивают нормы и правила общения в процессе взаимодействия с другими людьми: со взрослыми и сверстниками. Поэтому особое значение имеют коллективные занятия: в семье, в детском саду и в других ситуациях. Родителям можно проводить совместные уборки, заниматься творчеством. Приход гостей с детьми – это возможность организации интересных игр. Общаясь, дети познают эмоциональную азбуку: учатся определять настроение окружающих, их отношение к детям и, конечно, получают навыки распознавания эмоций, проявленных в разных ситуациях.

Читайте также:
Как приучить малыша ухаживать за собой - полезные советы,

Нельзя игнорировать получение негативных чувств, т. к. это позволит в дальнейшем правильно

ориентироваться в реальной действительности, которая изобилует отрицательными эмоциями. Не лишайте ребенка посещения детского сада и коллективного обучения – именно, в этом пространстве дети лучше всего развивают свой эмоциональный интеллект [3].

10. О любви. Будьте открыты со своим ребенком. Не скрывайте того, что чувствуете негативное отношение к его проступкам. Но самое главное -говорите ребенку о своей любви к нему, о важности его появления в семье. Обнимайте, целуйте своего малыша и не уставайте говорить о том, как вы счастливы рядом с ним!

Эмоции оказывают большое влияние на жизнь каждого человека, непосредственно влияя на всю его повседневную деятельность. Их развитие связано с созданием специальных условий воспитания. Оптимальный воспитательный режим для ребенка способствует построению позитивного образа самого себя, развивает эмпатию, формирует социальные навыки, характеризующие уровень эмоционального интеллекта, развитие которого должно быть одним из приоритетных направлений в работе детского сада. Именно в дошкольный период закладывается понимание важности этой особой сферы – сферы эмоционального отношения к окружающим людям.

1. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. – СПб.: БХВ- Петербург, 2012. – 288 с.

2. Готтман Д. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей / Д. Готтман. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018 – 272 с.

3. Шиманская В. А. Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить. Важная книга для занятий с детьми / В. А. Шиманская. – М.: Бомбора, 2017. – 128 с.

4. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я / О. В. Хухлаева.- М.: Генезис, 2001. – 280 с.

Развитие эмоционального интеллекта у детей: 10 шагов к успеху

EQ: как научить ребенка понимать чувства – свои и других людей

Виктория Шиманская психолог, специалист по развитию эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект — это основа понимания собственных эмоций и чувств окружающих. О десяти работающих способах развития детского EQ рассказывает Виктория Шиманская — психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта у детей «Монсики», автор книги «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить» и мама двоих детей.

Развитый эмоциональный интеллект — залог личного благополучия и успеха, однако работать над ним нужно с раннего детства. Именно поэтому сегодня перед родителями стоит сложная задача воспитать не только здорового и образованного ребенка, но еще и эмоционально развитого, то есть счастливого и потенциально успешного в будущем.

1. Первое и самое важное — принять своего ребенка таким, какой он есть. Вся его индивидуальность, особенности характера, внешности и духовные качества — это данность, которая нуждается в полном принятии и безусловной любви.

2. Развитие всех пяти чувств. Раскройте перед ребенком этот мир во всем его многообразии. Тут замечательными помощниками могут стать коробочки эмоций, в которых собраны предметы, напоминающие определенное чувство, переживание, навык. Очень сложно объяснить ребенку, что такое счастье, но ему можно дать послушать, как оно звучит, каков его аромат и вкус. Дайте ребенку послушать колокольчик, ощутить аромат апельсина и попробовать на вкус шоколад. Детские ассоциации сработают лучше любых слов!

Особенно хорошо воспринимаются ребенком тактильные сказки. Здесь вашими помощниками могут стать любые предметы, которые есть в доме. Рассказывая сказку, дайте ребенку понюхать приятные ароматы аромамасел, ощутить прикосновение капелек воды или послушать звуки музыки.

3. Спорт. Физическое развитие напрямую связанно с развитием речевых и других важных функций мозга. Доказано, что во время физической активности улучшается мозговая деятельность, восстанавливается кровообращение, налаживается работа всех жизненно важных процессов. При этом наш мозг рассчитан на ходьбу на расстояния до 19 километров в день! Движение — это жизнь, поэтому спорт для детей важен как кислород.

4. Приключения. Создавайте для ребенка каждый день новые приключения. Ломайте шаблоны и показывайте этот мир с новой стороны. Очень важно, чтобы это были позитивные моменты, приятные знакомства, интересные игровые пространства. Такая атмосфера способствует социализации и развитию символического мышления, благодаря которому мы учимся понимать намерения и мотивацию других людей.

5. Музыка. Не пренебрегайте классической музыкой, ведь она общается с нами исключительно через чувства. Для ее понимания не нужно знать языка или видеть движений музыканта. Поэтому для ребенка это самый простой и действенный способ познакомиться с миром эмоций.

6. Чтение. Читайте ребенку сказки с воодушевлением, с эмоциями. Старайтесь привить ему любовь к книгам. Покажите, насколько интересен мир фантазии. Такой поход развивает воображение, расширяет словарный запас, но самое главное — с помощью сказки ребенок лучше начинает понимать свои и чужие эмоции.

7. Игра — это еще один ключ к развитию EQ. Играя с ребёнком, вы можете проявлять самые разные чувства, показывать на примере вымышленных персонажей как негативные, так и позитивные эмоции, обращать его внимание на их намерения и поступки. Этот бесценный опыт ребенок с успехом будет переносить и в реальную жизнь.

8. Сон. Недостаток сна негативно влияет почти на все сферы жизни. А ребенку на стадии развития полноценный сон и умение расслабляться просто жизненно необходимы. Для того чтобы научиться переходить в расслабленное состояние, можно взять пример с нашего сердца — за всю жизнь оно бесконечное количество раз сжимается и разжимается.

Разучите игру «Сердце»: возьмитесь за руки и образуйте ими контуры сердца. Сильно-сильно напрягаем все мышцы тела — и расслабляемся, можно даже упасть, если игра на мягком полу. И так несколько раз. Практикуйте эту игру вместе с ребенком — так он научится быстро переходить из одного состояния в другое.

Отдельное внимание стоит уделить ритуалу укладывания. Очень важно придерживаться устоявшихся традиций — например, чистим зубы, обливаем ноги контрастной водой, после чего укладываем ребенка в кровать. Читаем сказку при свете настольной лампы около 10-12 минут, выключаем свет, целуем, говорим, как сильно любим, подтыкаем одеяло и выходим из комнаты.

Читайте также:
Как держать ручку - веселые упражнения для детей

9. Социализация. С самого раннего возраста приучайте ребенка к коллективным занятиям — имеется в виду опыт общения вдвоем или втроем. В семье — это совместная уборка или творчество. С гостями — это пара интересных игр для двух или трех детей. Именно в общении с детьми происходит практическое освоение чувств и эмоций. Контактируя со сверстниками, ребенок учится определять настроение окружающих, их отношение к нему и, конечно, распознавать эмоции, вызванные различными ситуациями.

Не лишайте ребенка негативных ощущений, позвольте ему правильно ориентироваться в реальности, в которой впоследствии он неизбежно столкнется с обидами и раздражением. Не бойтесь детских садов и коллективного обучения — в этой среде дети лучше всего развивают свой эмоциональный интеллект.

10. Про любовь. Будьте открыты со своим ребёнком. Говорите ему о своих положительных и не очень эмоциях, а самое главное — о своей любви. Пусть каждый новый день начинается и заканчивается объятиями и словами: «Сегодня замечательный день! Я тебя очень люблю! Я счастлива, что ты у меня есть!».

Ну и напоследок — не забывайте о том, что главную роль в развитии эмоционального интеллекта играет мама, именно через нее ребенок начинает познавать мир. Материнская любовь, ласка и доброта учат ребенка самым прекрасных и положительным эмоциям. Поэтому прежде всего просто любите своих детей такими, какие они есть.

Полный набор первоклассника: что входит в список покупок?

Лето. Совсем скоро ребёнок пойдёт в первый класс. Как правильно подготовиться к этому знаменательному событию? Какую купить форму, какие канцтовары и какой букет цветов, как обустроить рабочее место школьника? Детально разбираемся в этих вопросах и составляем полный список того, что нужно первокласснику в школу.

Прежде всего, важно позаботиться о безопасности юного школьника! В набор первоклассника обязательно стоит включить средство для связи: недорогой смартфон или умные часы. С их помощью можно не только связаться с ребёнком, но и посмотреть его местоположение и маршрут (например, если он ходит один домой из школы) или послушать звук вокруг (чтобы исключить вероятность буллинга и других проблем с адаптацией в школе). Для этого установите на любой гаджет приложение « Где мои дети » и будьте всегда в курсе, что происходит с вашим ребёнком!

Содержание:

  • Школьная одежда
  • Пенал и его содержимое
  • Тетради и обложки
  • Дневник
  • Подставка для книг
  • Ранец
  • Средства для связи
  • Всё для ИЗО
  • Уроки труда
  • Рабочее место
  • Праздничный букет цветов
  • Удобный список покупок для родителей
  • Во сколько обойдутся сборы в первый класс?
  • Советы родителям первоклашек

Школьная одежда

Советуем купить школьную форму заранее. Так вы сможете с лёгкостью подобрать нужный цвет, размер, материал. Для зимы отлично подойдёт шерсть, в демисезонный период – хлопчатобумажные и льняные изделия.

Форма для девочки, как правило, представляет собой блузу и сарафан. Вместо юбки отдайте предпочтение сарафану с молнией, расположенной сбоку.

Для мальчиков предпочтительнее классика – брюки, жилет и сорочка.

Для уроков физкультуры в летний период отлично подойдут футболка и шорты. Зимой – спортивный костюм. Обувь – кеды или кроссовки.

Выбрать сумку для обуви несложно. Главное подобрать водоотталкивающий материал с учётом внешних характеристик.

Пенал и его содержимое

В магазинах канцтоваров можно найти два вида пеналов: с одним отделением и с несколькими секциями. Рекомендуем приобрести футляр с несколькими секциями. Так вероятность что-либо потерять сводится к нулю. Кроме того, сразу видно, где что лежит. Ребёнок приучается систематизировать вещи, наводить порядок, быть аккуратным.

Простые карандаши выбирайте с мягким стержнем. Купите сразу несколько штук.

Ручки нужны как синие, так и цветные (зелёные и красные). Обязательно шариковые, средней толщины, оборудованные резиновой прокладкой, которая предотвратит появление мозолей на нежных детских пальцах.

Линейки рекомендуем покупать деревянные. Они гипоаллергенны, редко ломаются, безопасны, впитывают остатки чернил на бумаге. Размер линейки – 20 см.

При выборе ластика нет особых рекомендаций. Научите ребёнка пользоваться им, чтобы в тетради не образовывались дыры.

Точилка для карандашей может быть с закрытым или открытым корпусом.

Тетради и обложки

Тетради должны быть в крупную клетку и линейку по 12 листов. На первое время хватит от 4 до 10 штук.

Тетрадь первоклассника должна выглядеть опрятно. Плотный материал, хорошо склеенные края, специальные липкие ленты, которые фиксируют обложку на разворотах — то, что определяет её долговечность.

Дневник

Требования к дневнику просты – твёрдый переплет, плотная белая бумага внутри. И, конечно, внешний вид, который устроит ребёнка.

Подставка для книг

Переносная подставка пригодится для школы, стационарная – для дома. Покупка такого незамысловатого аксессуара будет способствовать сохранению правильной осанки. Плюс ко всему, это необходимый атрибут для начальной школы.

Ранец

Обратите внимание на внешний вид ранца – основание должно быть жёстким. Наличие светоотражающих элементов обеспечит ребёнку безопасность при переходе через дорогу – в темноте водитель сможет вовремя среагировать и заметить малыша.

Подробная инструкция о том, как выбрать ранец для первоклассника с рейтингом лучших моделей на разный кошелёк.

Средства для связи

Школа – новый важный этап в жизни ребёнка. Теперь определённую часть дня он будет проводить вне зоны досягаемости родителей. Поэтому важно подумать о средствах связи с юным школьником.

И здесь родителям есть из чего выбрать: телефон или детские GPS-часы. Если модный смартфон не вписывается в ваш бюджет или вы переживаете, что ребёнок ещё не готов к такому « серьёзному » гаджету – присмотритесь к умным часам. Они выполняют все те же главные функции, что и обычный телефон, но их невозможно потерять, а цены на некоторые модели приятно радуют глаз.

С помощью современных технологий вы не только сможете связаться с ребёнком, но и посмотреть его местоположение и маршрут (например, если он ходит один домой из школы) или послушать звук вокруг (чтобы исключить вероятность буллинга и других острых проблем, пагубно сказывающихся на состоянии школьника). Для этого установите на любой гаджет приложение « Где мои дети » .

При покупке детских смарт-часов с функцией GPS в официальном магазине бессрочная лицензия « Где мои дети » предоставляется абсолютно бесплатно!

Читайте также:
Ребенок ворует деньги или мелочь в магазине - читать онлайн что делать

Всё для ИЗО

Краски

Первоклашке отлично подойдёт гуашь, состоящая из 6 цветов. Большие наборы ребёнку не нужны.

Кисти

Натуральный ворс, классическая круглая форма – вот, на что нужно обращать внимание при покупке кистей. На уроке у первоклашки должны быть кисти разных размеров: тонкая, средняя, крупная.

Стакан-непроливайка

Очень нужная вещь на парте первоклассника на уроке ИЗО. Крышка не откроется, если упадёт – это раз. Не будет пятен на школьной форме – это два.

Альбом или бумага для рисования

Что лучше купить: альбом или бумагу для рисования? Мы рекомендуем остановиться на втором варианте. Так исключаются неаккуратные попытки вырвать рисунок.

Палитра

Палитра должна быть пластиковая, с круглыми или прямоугольными ячейками, удобная в использовании. Для того, чтобы оценить такой параметр, как удобство, попробуйте подержать палитру в руках самостоятельно.

Уроки труда

Ножницы

Хорошие ножницы должны быть сделаны из металла, без острых концов и иметь небольшие кольца для захвата.

Пластилин

Не скупитесь на покупке пластилина. Дайте возможность ребёнку насладиться лепкой и полностью погрузиться в творчество. Для этого выбирайте мягкий пластилин различных оттенков, дощечку и фартук с рукавами.

Для основных работ потребуется клей ПВА, для склеивания мелких деталей – клей-карандаш.

Картон и цветная бумага

В начальной школе детям часто приходится заниматься изготовлением поделок, поэтому нужно позаботиться о покупке односторонней и двусторонней цветной бумаги, а также тонкого и плотного картона.

Учтите, что все советы по выбору канцтоваров не являются единственно верными. Если вы сомневаетесь в покупке, уточните у преподавателя, как лучше поступить, чтобы угодить всем участникам образовательного процесса: ребёнку, учителю и вам.

Рабочее место

Помимо школьного набора, родителям стоит позаботиться о рабочем месте дома. Чтобы ребёнку было комфортно делать уроки, важно правильно подобрать мебель для первоклассника.

Стул должен соответствовать установленным стандартам размеров согласно росту школьника. Лучше, если спинка будет повторять физиологическое строение позвоночника ребёнка и правильно его поддерживать.

Стол также должен иметь подходящий размер – если нет возможности приобрести стол с регулируемой высотой, тогда нужно подумать о приобретении подставки для ног.

Магазины

Существует множество магазинов, которые продают школьную форму и канцелярию. В июне и июле всё это можно приобрести со скидками в размере 50%, но учтите, что в конце августа производители и продавцы канцтоваров скидки делать не будут. Школьная форма и канцелярия становится на порядок дороже. Успейте купить всё заранее!

Вот список тех самых магазинов в Москве:

  1. Перекрёсток.
  2. Ашан.
  3. Мега.
  4. Белая дача.
  5. Haul.
  6. Лабиринт.

Узнайте, кому и как можно получить выплаты в 10 000 рублей на школьника в 2021 году, чтобы получить дополнительные средства для сбора своего первоклассника!

Праздничный букет цветов

Каким должен быть букет цветов для учителя? Однозначно, слишком вычурный и дорогостоящий букет – не ваш вариант. Но в то же время букет ко Дню знаний не должен выглядеть слишком дёшево. Важно, кому он будет подарен, и кто его будет дарить. Вряд ли найдутся люди, которым понравится первоклашка с несоразмерно длинным букетом гладиолусов.

Возраст получателя цветов также следует учитывать. Молодая учительница, скорее всего, положительно воспримет букет нежных оттенков. Отдайте предпочтение лилиям или герберам. Если не все бутоны раскрыты, смотреться такой букет ещё изысканнее.

Учителю более старшего возраста подойдут крупные цветы насыщенных тонов. Отлично будут смотреться розы, георгины, пионы или хризантемы.

Преподавателю старше 65 лет подойдут розы, каллы, без обёртки и лишней мишуры.

Если первый учитель у ребёнка – мужчина, пусть первоклассник подарит ему букет гладиолусов, декоративных подсолнухов.

Удобный список покупок для родителей

Чтобы ничего не забыть купить, воспользуйтесь нашим чек-листом!

Во сколько обойдутся сборы в первый класс?

Финансовая сторона вопроса – отдельная тема, очень волнующая любого родителя. Мы подсчитали все категории необходимых товаров и вывели общую смету, а также дали несколько советов по экономии! Ищите всю информацию в статье Как собрать ребёнка в первый класс и не стать банкротом?

Советы родителям первоклашек

Две ошибки родителей при психологической подготовке ребёнка к школе:

  1. Не нужно проводить дополнительную подготовку ребёнка к школе летом. Не надо писать, читать и учить с ребёнком каждый день – дайте ему отдохнуть. Школа начнётся 1 сентября. Помните, ваш ребёнок ничего не забыл, он просто не хочет сейчас этого делать, и его можно понять.
  2. Не обещайте ребёнку, что школа будет праздником. Рассказывать ребёнку неправдоподобные истории равноценно обману.

Как подготовить и адаптировать ребёнка к школе?

  1. Повысьте статус вашего ребёнка. Искренне поздравьте его с таким знаменательным событием – с первым походом в школу. Устройте праздник и подарите подарок.
  2. Укрепите иммунитет. Когда ваш ребёнок придёт в класс, он встретится с другими детьми, поэтому позаботьтесь уже сейчас о его здоровье. Подходящий витаминный комплекс вы сможете подобрать в любой аптеке. Проводите больше времени на свежем воздухе.
  3. Приучите к новому режиму. Постепенно начинайте приучать будущего первоклассника вставать в то время, которое требует школьный график.

Подробнее о том, как помочь ребёнку с адаптацией в школе, читайте в нашем материале Адаптация детей в школе: трудности первоклассников.

Как помочь ребёнку не потерять интерес к школе?

Если вы столкнетесь с тем, что ребёнок устал ходить в школу, есть несколько вариантов решения этой проблемы:

  1. Предложите ребёнку провести время вместе. К примеру, посетить кафе, кинотеатр. Так он сможет расслабиться и отвлечься от повседневных проблем.
  2. Поговорите с ребёнком о том, почему посещение школы настолько необходимо. Сконцентрируйте его внимание на положительных аспектах, которые предлагает современное образование. Расскажите, что в процессе обучения он приобретёт навыки, необходимые во взрослой жизни.

Ребёнок не хочет учиться и делать уроки: советы психолога, что делать родителям в такой ситуации и как вернуть мотивацию.

Поддерживайте ребёнка, верьте в него, и тогда школа принесёт максимальный результат. Начните разговаривать с ним, аргументированно доказывать свою точку зрения и, скорее всего, ребёнок после 11 лет учёбы в школе искренне захочет продолжать развиваться. А не это ли самое главное?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: