Экзистенциализм – характерные черты и идеи направления

Экзистенциализм — характерные черты и идеи направления философии, представители

Экзистенциализм – это направление в философии, главной темой изучения которого является человек, его насущные проблемы и смысл жизни. Экзистенциализм – слово латинского происхождения, в переводе означает “существование”.

Философия Кьеркегора

Основоположником данной идеи принято считать датского философа Серена Кьеркегора, жившего в XIX веке. Он заметил, что в философии обращают слишком большое внимание на проблему сущности (эссенции) и бытия в целом, но не рассматривают саму проблему существования отдельно взятого человека. Он ввел понятие “экзистенции” и считал, что философия должна направить силы на то, чтобы помочь человеку разобраться в самом себе, в своем предназначении и в смысле своего существования.

В своих работах Кьеркегор выделяет понятия:

  • Неподлинное существование – бездумная жизнь, когда человек не задумывается зачем он рожден и живет по инерции, так же как все, беря за пример жизнь других людей.
  • Подлинное существование – экзистенция, когда человек ищет свой собственный путь в жизни, не подчиняясь обществу, становясь хозяином своей судьбы.

Рис. 1. Карл Теодор Ясперс

По пути к экзистенции человек проходит через 3 стадии развития:

  • Эстетическая. Когда человек живет ради получения сиюминутных удовольствий, основывая свою жизнь на несущественном, и просто “плывет по течению” вместе со всеми. Вследствие пресыщения, итогом этой стадии всегда являются разочарование, тоска и отчаяние.
  • Этическая. Человек делает обдуманный выбор и ставит в основу своей жизни выполнение долга. Нравственность и добродетель становятся основными спутниками личности на данной стадии развития, а чувство устойчивости и уверенности сопровождают человека на протяжении жизни.
  • Религиозная. Внешний мир с его страстями перестает управлять человеком. Он сделал осознанный выбор, нашел смысл жизни и живет, согласно своим убеждениям и принципам.

    Переход от одной стадии к другой возможен лишь при сознательном выборе человека и его волеизъявлении. Идя по дороге отчаяния, переживаний, забот и страхов, человек, в конечном итоге приходит к вере и находит в ней успокоение. Вера дает осознание подлинного существования, надежду и смысл жизни.

    Кьеркегор считал, что основная задача человека — обрести самого себя, ибо человек не рождается с осознанием своего предназначения. Сам философ пришел к выводу, что он достиг той самой экзистенции, которой надо добиться каждому человеку. Поэтому, на его надгробном камне высечены слова: “Этот единичный”, дающие понять, что главное в человеке – его индивидуальность и отделенность от общества.

    Важно! Сторонники экзистенциализма считают, что настоящая свобода человека – это свобода от общества.

    Коротко о понимании идеи

    Экзистенциализм рассматривает суть бытия с онтологической точки зрения и считает, что жизнь — это что-то, что не должно быть постигнуто ни путем опыта, ни путем рационалистических и логических размышлений и выводов, а быть чем-то трансцендентным. Иными словами, философия экзистенциализма предполагает наличие иррационального взгляда на вещи, где человек и его жизнь будут рассматриваться как нечто выходящее за рамки логического объяснения.

    Рационализм рассматривает человека и все существующее как объект. Экзистенциализм же считает правильным рассматривать реальность как единство субъекта и объекта.

    Еще одно философское течение, называемое “философией жизни”, имеет иррационалистическую идею. Но экзистенциализм, в отличие от философии жизни, стремится к познанию мира не через “переживания”, а через нечто выходящее за его рамки и среднее между “чувственным” и “рациональным”.

    Рис. 2. Мартин Хайдеггер

    Причины и проблемы

    Причины появления экзистенциализма:

    • Обесценивание личности и жестокое обращение с человеком (рабство, концлагеря, массовая гибель на войнах);
    • Страх уничтожения человечества (экологические катастрофы, создание оружия массового поражения);
    • Стремительное развитие науки и техники и их использование против человечества (военная техника, отравляющие вещества);
    • Жесткий тоталитарный режим , обесценивающий человека как личность;
    • Беспомощность человека перед силами природы (стихийные бедствия, катаклизмы);
    • Экономические, политические, нравственные, социальные кризисы (войны, революции, резкая смена времен и власти, быстрый рост технического прогресса).

    Основные проблемы экзистенциализма:

    • Человеческие чувства , надежды, тревоги, страхи, переживания (А. Камю “Миф о Сизифе”, А. Грин “Алые паруса”, А. И. Куприн “Гранатовый браслет”);
    • Поиск смысла жизни (Жан-Поль Сартр “Тошнота”, А. С. Грибоедов “Горе от ума”, Л. Н. Толстой “Война и мир”);
    • Поиск человеком самого себя и своего места в жизни (Сартр “Тошнота”, Л. Н. Толстой “Война и мир”, Р. Бредбери “И по-прежнему лучами серебрит простор луна”);
    • Проблема выбора ( Ф. М. Достоевский “Преступление и наказание”, М. Е. Салтыков-Щедрин “Премудрый пескарь”);
    • Одиночество человека в обществе , отрешенность от мира (Альбер Камю “Посторонний”, Г. Г. Маркес “Сто лет одиночества”, М. Шолохов “Судьба человека”, Ф. Кафка “Охотник Гракх”);
    • Существенные несоответствия между ожиданиями и реальностью (А. С. Пушкин “Евгений Онегин”, А. П. Чехов “Ионыч”, А. Н. Островский “Гроза”);
    • Проблема личностной свободы человека (Ф. М. Достоевский “Братья Карамазовы”, Сартр “Мухи”, М. Булгаков “Мастер и и Маргарита”).

    Направления

    Впервые термин “экзистенциализм” появляется в работах немецкого философа, психолога и психиатра Карла Ясперса в 1931 году. К. Ясперс выделял 2 направления в экзистенциализме:

  • Религиозный. Носит символический, мифопоэтический характер. Основные представители этого направления: К. Ясперс, Г. Марсель, Н. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер, Ф. Достоевский и др.
  • Атеистический. Носит критический и нигилистический характер. Основные представители этого философского течения: Ж-П Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти, М. Хайдеггер, С. Де Бовуар и др.

    Рис. 3. Жан-Поль Сартр. Фото 1967 года

    Философия Ясперса

    Немецкий философ впервые ввел понятие “пограничной ситуации”. С экзистенциалистской точки зрения, человек может понять и “найти” себя только в “пограничной ситуации”.

    Например, в каких-либо смертельно-опасных условиях, когда осознание приближающейся смерти заставляет человека по-иному посмотреть на мир и жизнь в целом, и наступает “озарение”. Ясперс считал, что люди живут неосознанной, бессмысленной жизнью. Решение проблемы он видит в приспособлении человека к миру, во всеобщем гуманизме и в осознанном созидании мира на Земле.

    Важно! Экзистенциалисты придают особое значение страху в жизни человека, а Кьеркегор утверждал: “Страх есть головокружение свободы”.

    Философия Хайдеггера

    Мартин Хайдеггер — немецкий философ, основатель учения о Бытии, посвятил свою жизнь углубленному изучению проблем экзистенциализма. В основе его философии лежит анализ экзистенции. В результате размышлений о феноменологии, мыслитель создал “фундаментальную онтологию” (учение о жизни человека в мире).

    Важнейший труд Хайдеггера “Бытие и время”, опубликованный в 1927 г., признан одной из монументальных работ XX века.

    Читайте также:
    Что такое мораль

    Философ предполагал, что экзистенция – это и есть бытие человека, которое происходит в окружающем его мире, называется “бытие в мире” и состоит из:

    • “Бытия с другими” — обезличивает человека, делает его таким же, как все.
    • “Бытия самого себя” — возможно лишь при осознании собственного я. Человеку, чтобы не потерять себя среди “бытия с другими”, нужно противопоставлять себя другим, отстаивая свою идентичность. Это и есть истинная свобода человека.

    Хайдеггер считал, что основной заботой человека должно быть отстаивание своей уникальности и идентичности в затягивающем человека мире.

    Философия Хайдеггера явилась сильнейшим толчком для развития современной мысли.

    Рис. 4. Альбер Камю в 1957 году

    Философия Ж-П Сартра

    Философ из Франции Жан-Поль Сартр является ярким представителем атеистического экзистенциализма. В своих работах он выделял проблему выбора как основную проблему экзистенциальной философии.

    Основной тематикой во всей философии Сартра является тема свободы выбора человека. Философ считал, что, делая какой-либо важный выбор в своей жизни, человек создает свою судьбу. Такой выбор мыслитель называет экзистенциальным. Исходя из учений Сартра, можно сделать вывод, что свобода человека абсолютна и зависит лишь от его желаний. Иными словами, человек свободен до тех пор, пока у него есть желания, которые станут причиной сделанного им выбора и принятых им решений. Но свобода означает ответственность: за себя, свою жизнь, свои решения и действия.

    Основной идеей философии Сартра является приоритетность внутреннего мира для человека. Но полное осознание себя возможно лишь через общение и взаимоотношения с другими людьми.

    В своем основном труде под названием “Тошнота” писатель указывает на то, что человек изначально не имеет цели, а жизнь его пуста и бессмысленна, но лишь через осознание и выбор он приходит к осмыслению, придавая жизни значимость и ценность.

    Философия Камю

    А. Камю — один из сторонников атеистического экзистенциализма. В своих трудах он выделял проблему смысла жизни, считая, что человеческая жизнь бессмысленна. Одна половина человечества не придает жизни особой значимости, поглощенная ежедневными мелкими бытовыми заботами, другая же, вкладывая в жизнь смысл, растрачивает энергию и целенаправленно идет к своей гибели. В итоге — и те, и другие придут к смерти, к пустоте.

    А. Камю выделял абсурд, как основную идею экзистенциализма.

    Писатель приводит 2 основных доказательства бессмысленности бытия (абсурдности):

    • Смерть. Смерть неизбежна, и с ее приходом вся пройденная человеком жизнь перестает иметь значение, все прожитое кажется несущественным и теряет смысл.
    • Ничтожность человека относительно природы . Смертный человек – ничто по сравнению с природой, существующей много лет.

    Важно! Идею абсурдности бытия А. Камю четко обрисовывает в своем эссе “Миф о Сизифе”.

    Потому писатель приходит к выводу, что смысл жизни человека заключен не в окружающей его действительности, а просто в существовании как таковом.

    Изучая взгляды сторонников экзистенциализма, можно сделать вывод, что они едины в главном, хотя каждый привнес в эту философию что-то свое. Труды всех основных представителей этого философского направления в значительной степени повлияли на литературу, культуру, искусство и философию в целом. В нынешней философии прослеживается смещение внимания в сторону человека, его проблем и смысла его существования.

    Еще больше полезной информации по этой теме вы найдете в предложенном видео.

    Что такое Экзистенциализм

    Экзистенциализм (от лат. exsistentia — “существование”) — философское течение, а также направление в литературе, возникшие в начале 19 века, которые уделяют внимание существованию человека, его одиночеству и оторванности, поискам его “Я” и смысла жизни, который выражался бы в полной свободе от внешнего окружения и в свободе выбора.

    Датский философ Сёрен Кьеркегор (в России его фамилия переводится также как Киргегард) считается первым философом, кто высказывал экзистенциональные идеи. Сам термин экзистенциализм был введён немецким философом Фрицем Хайнеманом в 1929 году.

    Экзистенция (лат. exsistentia — “существование”) — понятие в философии, обозначающее бытиё конкретного человека, существование, в процессе которого человек становится неповторимой личностью.

    Основные идеи экзистенциализма:

    • в центре находится существование каждого конкретного человека, его “Я”;
    • внешняя жизнь человека и окружающая его среда не важны, важно лишь его внутреннее бытиё;
    • пессимистичный способ восприятия мира: жизнь представляется трагичной и бессмысленной;
    • человек свободен в своём выборе;
    • у жизни нет цели, то, что важно, — это само существование, бытиё;
    • отрицание науки.

    Эти идеи поддерживаются представителями буржуазии. Экзистенциалисты имеют различные политические, социальные и религиозные взгляды. Но схожи они тем, что важнейшими эмоциями человека считают отрицательные эмоции: страдание, страх, озабоченность и другие.

    Экзистенциальные проблемы

    Экзистенциальные проблемы или экзистенциальный кризис — это состояние, которое появляется у человека, когда он не может понять, в чём смысл его жизни, в чём её ценность и для чего он живёт. Как правило, такими вопросами задаются люди, которые живут в развитых странах. Потому что их основные потребности уже удовлетворены и борьба за выживание окончена.

    • “В чём смысл строить отношения, если все люди умирают в одиночку?”
    • “Какова цель моей жизни?”
    • “Какой смысл того, чем я занимаюсь, если меня скоро забудут?”
    • “Как понять, что то, что я делаю, — хорошо?”

    Цели экзистенциализма

    Экзистенциализм уделяет большое внимание образованию человека. В частности, образование должно подготовить ребёнка к жизни. А именно:

    • научить его распознавать своё истинное “Я”. Французский философ Жан-Поль Сартр говорил, что есть “Я”, которым мы являемся в определённый момент, потому что существуем, и есть “Я”, которым мы становимся, потому что работаем над собой;
    • помочь ему самореализоваться. Для самореализации очень важно понимать себя, свои эмоции;
    • подготовить его к трагедиям в жизни. А именно принять факт своей будущей смерти и научиться наслаждаться жизнью;
    • научить принимать собственные решения; объяснить, что человек свободен в своём выборе;
    • помочь ему социально приспособиться. Экзистенциализм учит, что в первую очередь под социальной адаптацией понимается умение ценить не только свою свободу, но и свободу других людей;
    • помочь ребёнку развить в себе уникальные черты характера;
    • привить ему чувство ответственности. Экзистенциалисты уверены, что человек сам делает свой выбор и сам же за него отвечает.

    История экзистенциализма

    Основоположником экзистенциализма считается датский философ Сёрен Кьеркегор. Ещё в первой половине 19 века философ высказывал близкие экзистенциализму идеи.

    Читайте также:
    Возникновение христианства - время и место появления

    Помимо работ Кьеркегора, экзистенциалисты также черпали вдохновение из трудов таких учёных-философов, как Фридрих Ницше, Зигмунд Фрейд, Эдмунд Гуссерль, Освальд Шпенглер, Анри Бергсон, Георг Зиммель и др.

    Неслучайно понятие экзистенциализма ввёл именно немецкий философ Хайнеман в 1929 году. Атмосфера в Германской империи после Первой мировой войны служила хорошей почвой для расцвета отрицательных эмоций: никчёмность жизни, покинутость, страх, одиночество.

    Личность в экзистенциализме

    Человек свободен в выборе и сам определяет своё поведение. Всё, что не относится к внутреннему “Я” человека, не имеет значения, весь мир крутится, потому что существует человек. Существование человека очищено от социальных условностей.

    Люди отчуждены друг от друга. Экзистенциалисты понимают, что взаимоотношения между людьми невозможно устранить, но отношения считаются побегом от своего “Я”, они истощают внутренний мир человека. А природа — это что-то инородное, не относящееся к внутреннему миру личности.

    Сторонники теории не верят, что природа создаёт человека таким, какой он есть. Они считают, что сущность человека не предопределена, не даётся ему заранее и вообще отсутствует. Человек сам выбирает свою сущность и естество.

    Представители экзистенциализма

    Философы-экзистенциалисты:

    • Сёрен Кьеркегор;
    • Фридрих Ницше;
    • Зигмунд Фрейд;
    • Эдмунд Гуссерль;
    • Мартин Хайдеггер;
    • Карл Ясперс;
    • Освальд Шпенглер;
    • Анри Бергсон;
    • Георг Зиммель;
    • Николай Александрович Бердяев;
    • Лев Исаакович Шестов.

    Писатели-экзистенциалисты:

    • Жан-Поль Сартр;
    • Альберт Камю;
    • Габриэль Марсель;
    • Симона де Бовуар.

    В книгах данных авторов присутствуют идеи экзистенциализма. Они воспевают такие экзистенциальные понятия, как отчуждение, одиночество, свободу, абсурд, страх, пустоту.

    Считается, что экзистенциалисты находили в романах Фёдора Достоевского, Франца Кафки и Генрика Ибсена зачатки своих идей. Известно, что Жан-Поль Сартр и Ницше, прочитав произведение Фёдора Достоевского “Братья Карамазовы”, затем цитировали рассуждения Ивана Карамазова о Боге, в частности его взгляд, что, если Бога нет, всё дозволено.

    Экзистенциализм Кьеркегора

    Кьеркегор утверждал, что постигнуть существование с помощью его осмысления невозможно. Можно только испытать его на опыте, то есть прожить. По мнению философа, каждый человек имеет своё внутреннее “Я”, которое нельзя понять из внешнего окружения. Человек может понять кто он и реализовать свою экзистенцию только бессознательно, отвлёкшись от всего внешнего.

    Экзистенциализм Ницше

    По мнению Ницше, Бога больше нет, человек может рассчитывать только на собственную волю. Причём воля должна быть именно к власти, в этом состоит сущность человека. Философ считал, что внутреннее “Я” человека — это его инстинкты. Экзистенциализм Ницше тесно связан с нигилизмом.

    Нигилизм

    (От лат. nihil — “ничто”) философское понятие, введённое Ницше, связанное с обесцениванием ценностей, бессмысленностью жизни и отсутствием чего-то постоянного и неизменного.

    Экзистенциализм Гуссерля

    Гуссерль отрицал важность внешнего окружения, реальный мир. Есть только реальность конкретного человека, которая может быть понята, опираясь на собственные ощущения и впечатления.

    Гуссерль писал о “чистом сознании” человека, которое существует независимо от человека, хоть и находится в нём. Такое сознание приводит к “идеальному бытию”, которое невозможно познать опытным путём или путём осмысления — одним лишь созерцанием.

    Экзистенциализм Сартра

    Сартр превыше всего ставит индивидуальность каждого человека. При этом субъективность человека первична, она формирует то, чем человек является, его сущность. Философ считал, что человек самостоятельно делает свой выбор и становится кем-то. У человека нет заложенной в нём кем-то или чем-то (природой или обществом) сущности, он свободен принимать решения и определять свою сущность.

    Экзистенциализм и религия

    Среди экзистенциалистов есть и атеисты (Жан-Поль Сартр, Фридрих Ницше), и католики (Габриэль Оноре Марсель), и протестанты (Карл Ясперс).

    При этом экзистенциализм и религия не направлены против друг друга. Экзистенциалисты считают, что вера — нелепое понятие, но всё же полагают, что она имеет важное значение для познания истины.

    Атеистический экзистенциализм

    Атеисты-экзистенциалисты критикуют религию. По их мнению, происхождение человека необъяснимо. Но человек свободен в выборе своего существования и своей сущности. Его существование не предопределено никакой высшей силой.

    Экзистенциалисты уверены, что мир враждебен по отношению к человеку, поэтому нужно отрешиться от него, от всего внешнего окружения и обратиться внутрь себя. Человек начинает испытывать страх (Angst) от чувства одиночества, оторванности от мира, безразличности ко всему происходящему. Этот страх, в отличие от боязни (furcht), не возникает из-за чего-то конкретного. Он овладевает человеком полностью. Жизнь, по мнению философов, лишена смысла, а существование — цели.

    Религиозный экзистенциализм

    Религиозные экзистенциалисты считают, что для подлинной жизни необходимо установить связь с богом. Они согласны с идеей атеистов-экзистенциалистов, что мир враждебен, но уверены, что когда человеком овладевает страх, в этот момент человек обращается внутрь себя и пытается найти Бога внутри себя. При этом именно Бог повелевает человеку, как тот должен жить.

    “Позитивный” экзистенциализм

    В 1951 году Ватикан обвинил экзистенциализм в излишнем пессимизме. После чего католические экзистенциалисты создали новое направление — “позитивный” экзистенциализм. Среди представителей этого направления были Никола Аббаньяно, Эрриго Пачи, Армандо Ведальди. Философы основывают свои взгляды на религии, мотивируя это схожестью последней с философией.

    По мнению последователей “позитивного” экзистенциализма, у человека есть много возможностей. Он не даёт человеку замкнуться в себе и отсоединиться от всего мира. Они утверждают, что у человека всегда есть возможность найти свой истинный путь в жизни, несмотря на неудачи и страдания.

    Смотрите также значение Религия.

    Трансценденция

    Трансценденция (от лат. transcendere — “переступать”) — термин в философии, означает перемещение из одной области в другую, как правило, из реальной и земной в потустороннюю.

    У экзистенциалистов есть много определений слова “трансценденция”. По мнению одних, трансценденция есть истинное бытиё. Необходимо в неудобном и недружественном мире, скованном социальными условностями, найти способ существовать истинно. Религиозные экзистенциалисты считают, что достичь такого подлинного бытия можно только с помощью трансценденции, т. е. контакта с Богом.

    По мнению других философов, трансценденция — это выход сознания человека за его границы; ситуация, при которой сознание перемещается из настоящего в будущее.

    Главное об экзистенциализме простыми словами: кратко и понятно

    Экзистенциализм – это философское течение 20 века, утверждающее уникальность человеческого бытия — превосходство человека над тем, что в него вложено природой. Но не все в этой философии так оптимистично – ее основоположники во времена всеобщего человеческого кризиса призывали отречься от «религиозного или философского порыва» и веровать только в себя. По-другому просто бы не получилось.

    Читайте также:
    Сунниты и шииты - чем отличаются, карта расселения

    Причины возникновения

    Экзистенциализм как философское течение возникает в эпоху глубочайшего человеческого кризиса. 20 век — 2 мировые войны, повсеместные кровавые революции, тоталитарные и фашистские режимы, экономические кризисы. Наружу выплескивается все плохое, антихристианское, что есть в человеке — стремление к превосходству и уничтожению, жестокость, агрессия.

    Когда традиционная цивилизация распадается, общество все еще остается, но связано оно теперь очень слабо — потеряна вера в человека, прогресс, науку. В этот момент происходит освобождение индивидуальности, наступает тотальное одиночество, люди осознают обособленность друг от друга. Важно отметить, что социальные катаклизмы подорвали основы религий, и теперь уже представителей новых поколений ничего не связывало, но они страстно желали обрести иную веру, чтобы их принципы имели морально обоснование, чтобы сложилась новая система взглядов. Поэтому экзистенциализм, философия жизни без Бога (даже в религиозном истолковании учения божество сильно отличается от того, что мы привыкли видеть в традиционных верованиях), стал ответом на злободневные вопросы, сформировавшиеся в 20 столетии.

    Сущность экзистенциализма заключается в том, чтобы объяснить человечеству его вековые заблуждения. Так, развеялись мифы о судьбе, аде и рае, всемогущем законе наследственности и т.д., ведь основной принцип новой системы взглядов гласил: человек никем не рождается, зато стать может всем, чем угодно, под влиянием среды, окружения и эпохи. Так, экзистенциализм является философией людей, которые делают себя сами и несут полную ответственность за результат.

    Сущность философии

    Характерная черта экзистенциализма – разделение человеческого бытия на сущность и существование. Чтобы разобраться в нем, необходимо вникнуть в перевод и суть самого понятия, которым окрестили новое учение.

    Смысл понятия

    Философия экзистенциализма строится на двух важнейших понятиях. Чтобы понять сложные латинские слова, достаточно правильно их перевести. Existentia — это существование. Essentia — сущность. Эти два понятия противостоят друг другу, а само учение строится на решение вопроса, что из этого основа бытия. Экзистенциализм заявляет — существование предшествует сущности. То есть человек не рождается кем-то, по факту рождения он не имеет сущности. Его сущность формируется его существованием — поведением, обстановкой, внешними факторами. Человек сам создает свою жизнь, его бытие уникально, в этом и состоит смысл экзистенциализма. Незачем перекладывать ответственность на фантомов, ведь причины всех бед и радостей кроются в нас самих.

    Экзистенциализм — прививка собственного достоинства.

    Философы до экзистенциалистов полагали, что сущность предшествует существованию. То есть, в человека с рождения заложен его характер — Богом, природой, Вселенной, макаронным монстром — кто во что верит. Экзистенциалисты же считали, что человек сам творит свою судьбу, его поступки формируют его сущность. С рождения человек ничего собой не представляет, не имеет сущности. Лишь в процессе существования он становится индивидуальностью, и только он, human being, влияет на развитие своей жизни. Ведь “Бог умер” (как говорил немецкий философ Ницше).

    Основные идеи

    Учения экзистенциализма – это довольно внушительные томики, и каждый кратко пересказать невозможно, это займет не одну статью. Но в основных пунктах большинство теоретиков сошлись, и именно их Многомудрый Литрекн предлагает Вам оценить.

    • Экзистенция — жизнь человека как индивидуального существа рассмотренная изнутри и определяющая себя. Происходит “здесь и теперь” и опирается на самобытие и самосознание.
    • Главная идея наиболее точно сформирована Сартром: «основе бытия не сущность, а существование, а это существование создает сущность». Для сравнения, у Гегеля, философа 19 века было так: «В основе всего есть сущность, что есть истинное бытие, потом она проявляется в существовании». Экзистенциализм — обратная трактовка сущности и существования.
    • У каждого своя сущность. Индивидуальная. У тарелки — тарелочность, у Пелевина — пеливиность, у морковки — морковность, у человека — экзистенция. На становлении сущности не влияют заложенные природой, Богом, вселенной (нужное подчеркнуть) факторы, сущность формируется существованием. Только в процессе бытия человек становится личностью, то есть весь смысл в том, что все в руках у человека. Таковы основные идеи экзистенциализма.

    Направления

    По Сартру, экзистенциализм делится на религиозный и атеистический. Две категории противоречат одна другой, но только в одном пункте.

    1. Религиозный экзистенциализм позволяет вступать в диалог с миром и Богом, осуществлять транседнентость (если не можете прочитать это слово до конца, проще сказать, преодолеть пропасть между человеком и тем, кому он обязан своим сотворением).
    2. Атеистический экзистенциализм предполагает невозможность диалога между человеком и человеком. Один никогда не сможет полностью понять другого. Любят приводить такой пример:

    Кошелка яиц — все вместе, но каждое едино.
    Соединить их можно только в яичницу, но тогда не будет яиц.

    Характеристика экзистенциализма не заканчивается делением на направления. У каждого основоположника, писателя и мыслителя он имеет свои индивидуальные свойства. Так, Альбер Камю пишет об этой философии весьма резко, его манифест экзистенциализма – книга «Посторонний», где главный герой – не человек, а идея. Мерсо подчиняется инстинктам и трактует знаки и символы природы, полностью отвергает мораль и традиционные ценности, в его сердце нет типичных для людей чувств. В то же время Жан Поль Сартр более сухо и научно трактует данное понятие, в его исполнении (роман «Тошнота») герой, наделенный новым мировоззрением, лишь смутно осознает свое отчуждение от общества, свою непонятную тоску. Он все еще находится в социуме, влачит такую же, как у всех, жизнь, и доходит до сути самокопанием, анализом, словом, разумом, а не инстинктом, как Мерсо.

    Проблемы и темы

    Основные проблемы философии экзистенциализма (смысл жизни, проблема ответственности и духовного одиночества человека, проблема свободы) перечислены здесь с примерами из литературы, где подробно обсуждается подобная проблематика.

    1. уникальность человеческой жизни. Нет одинаковых впечатлений, все мы каждое действие или явление ощущаем по-своему. (Эрих-Мария Ремарк, «На западном фронте без перемен»)
    2. общество и технический прогресс. Последующее разочарование в нем, так как человек перестает быть столь значимым, как в прежние времена. (Борис Виан, «Пена дней»).
    3. внутренний мир человека vs окружающая среда (Франц Кафка, «Превращение»).
    4. проблема пограничного состояния. Личность проявляется только в моменты кризиса, когда сознание, куда вдолблены стереотипы, отключается. (Франц Кафка, «Приговор»)
    5. проблема свободы. Отказ от слепой веры и надежда только на себя. (Альбер Камю, «Посторонний»).
    6. одиночество. Один человек не в силах понять другого, каждый заточен в своем теле. (Франц Кафка, «Замок»).
    7. проблема поиска смысла жизни. (Жан-Поль Сартр, «Тошнота»).
    Читайте также:
    Марксизм — теория коммунизма, основоположники и их труды

    Основоположник

    Философы экзистенциализма многим обязаны феноменологии, основоположником которой был Эдмунд Гуссерль.

    Эдмунд Гуссерль — немецкий логик.
    А это значит дважды немец и дважды логик (А. В. Павлов)

    Феноменология — теория о феноменах, а феномен — это проявление чего-то в чем-то. Например, Дух Божий проявляется в иконах, богословской литературе. «Назад, к самим вещам» — тезис Гуссерля. Человеческое сознание — реальность, находящаяся у нас в голове. Куда проявляется эта реальность? До Гуссерля мир внешний проявлялся в сознании, а у Гуссерля позиция другая. Единичное, индивидуальное сознание проявляется в мире внешнем.

    Сами по себе фрагменты реальности ничего не значат, только мы можем наполнить их своими собственными смыслами, ценностями и значениями. Ценностно-смысловая интерпретация знаков реальности может быть произведена только человеческим сознанием, а не наоборот.

    Основные представители

    Сёрена Кьеркегора принято считать отцом-основателем экзистенциализма, однако этого термина он даже не употреблял. В основу его теории ложится идея первородного греха. Адам и Ева, ослушавшись Бога, попробовали яблоко с древа познания. Отвернувшись от Веры, они встали на путь разума, но стало ли лучше? Уйдя от одной несвободы, они попали в плен другой — общества. Итог: одна несвобода оборачивается другой несвободой. В этом «отчаянии» и рождается экзистенциализм.

    У экзистенциалистов личный опыт особенно влияет на характер его мышления, поэтому среди религиозных философов, например, можно встретить множество русских фамилий.

    1. Религиозные экзистенциалисты: Карл Ясперс, Габриэль Марсель, Николай Бердяев, Мартин Бубер, Лев Шестов и даже Федор Достоевский.
    2. Атеистические экзистенциалисты: Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар, Альбер Камю.

    Представители экзистенциализма полагали, что еще одним важным теоретиком новой философии является Мартин Хайддегер. Его принято считать старшим из экзистенциалистов и называть философом, вынужденным стать поэтом. У него был такой пытливый ум и философское строение мозга, что ему приходилось облекать свои мысли в доступную для читателей форму. Он уделил большое внимание понятию экзистенция и бытия.

    Его интересует сам человек, точнее,
    как всякого немца, его интересует все.

    Современные экзистенциалисты

    Экзистенциализм – это относительно новая философия, пережившая расцвет в середине 20 века. Нашу эпоху принято называть ренессансом экзистенциализма. Проблемы у нас не изменились, технологии все так же развиваются, человек становится нужен все меньше (разве только чтобы танцевать в костюме робота Алеши на фестивале новых технологий). В чем смысл такого существования — вопрос вечный. Поэтому среди современных писателей много экзистенциалистов, мы же приведем основных:

    1. Умберто Эко
    2. Жак Деррида
    3. Мишель Фуко
    4. Ролан Барт
    5. Андре Глюксманн
    6. Виктор Пелевин

    Экзистенциализм как философское направление

    Понятия экзистенциализма

    Экзистенциализм, от латинского «exsistentia», означает «существовать». Философское направление XX века. Метод изучения – интуиция (понимание, подсознание, чутье). Изучает существование человека как уникальное явление бытия.

    Представителя данного философского направления называют экзистенциалист.

    Бытие – это реальность (материя, природа), окружающая человека. Также бытие – это вещественная форма общества.

    Онтология – учение о бытии.

    Философия экзистенциализма

    Экзистенциализм – это философия существования. Его главная идея – осознание человеком своего места в бытие. Связь между человеком и бытием едина.

    Принцип философии – это противопоставления личности и общества. Свободный человек должен нести ответственность за все им совершенное, не перекладывать ответственность на обстоятельства.

    Причины возникновения

    Экзистенциализм возник в Европе между первой и второй мировыми войнами. Общество было озадачено гибелью миллионов людей, крушением христианских ценностей, утратой веры в гуманизм. Это было время исторических потрясений.

    Перед человечеством встали проблемы:

    • появление фашистских, диктаторских режимов, подавление личности;
    • кризисы политические, экономические, нравственные;
    • совершенствование оружия, использование отравляющих газов;
    • возможность гибели государств и цивилизаций;
    • возрастание жестокости, создание лагерей для военнопленных и мирного населения;
    • беззащитность человека перед технократическим миром.

    Предпосылки возникновения экзистенциализма

    Внешние предпосылки возникновения экзистенциализма – это трагические исторические события, утраты человеческие, материальные и нравственные. Духовный кризис человека. Потеря внутреннего «я».

    Внутренние предпосылки основаны на той части личности, которая не может быть понята научно или разумом, а только интуитивно.

    Основные направления экзистенциализма

    Существует два вида этого философского направления:

    1. Атеистический или светский экзистенциализм. Человек полностью несет ответственность за свою судьбу. Он абсолютно одинок. Сам формирует свою личность и образ жизни, без помощи людей или высшего существа. Не надеется ни на кого. Последователи атеистического экзистенциализма: Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Альберт Камю. «Человек сам руководит собой, сам принимает решения, живет вне общего порядка вещей» (Сартр).
    2. Религиозный экзистенциализм. Признает высшие силы. Человек есть творение Бога по образу и подобию Его. Смысл существования личности – обращение к Богу, а источник совершенствования – вера. Последователи религиозного экзистенциализма: Карл Ясперс, Габриэль Марсель, Николай Александрович Бердяев, Лев Исаакович Шестов. «Религиозным человеком движут личные отношения к другим людям, по руководству Всевышнего» ( Марсель).

    Экзистенциальные проблемы

    Основными экзистенциальными проблемами являются проблемы бытия:

    1. Проблема смысла жизни. Человек анализирует, переосмысливает свою жизнь, свой внутренний мир, особенно в трудные времена. Трудности создают пограничные ситуации, которые возникают от сильных переживаний (чувство вины, страх смерти). В результате может быть нравственное очищение, обновление, духовное развитие. Однако нервные перенапряжения могут причинить вред.
    2. Проблема выбора. Свобода выбора – это основная экзистенциальная потребность человека. Философы считают, что человек сам несет ответственность за свою жизнь. Он является воплощением свободы, и свободен в принимаемых решениях. Свобода выбора есть трудное испытание для личности. Отказ от свободы есть отказ от личности в себе.
    3. Проблема одиночества. Человек – существо социальное, но свобода выбора обычно приводит к одиночеству. Когда невозможно совместное сосуществование, окружающая реальность становится чужой. Внутренние переживания, из-за несовместимости ценностей, приводят к выбору себя.
    4. Проблемы философии. Главными считаются:
    • признание человека центром изучения;
    • осмысление свободного существования человека как уникального явления;
    • отход от рационального (научного) изучения человека;
    • признание экзистенциализма иррациональным (не постигаемым наукой, разумом);
    • отличие от классической онтологии.

    Основные философы – экзистенциалисты:

    К основным философам-экзистенциалистам относятся:

    • Россия: Николай Александрович Бердяев, Лев Исаакович Шестов;
    • Германия: Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Мартин Бубер.
    • Франция: Габриэль Марсель, Жан-Поль Сартр, Альберт Камю.
    Читайте также:
    Сознание в философии и психологии, структура, уровни, свойства

    Экзистенциализм в литературе

    Наиболее ярко экзистенциализм описан у Жан-Поля Сартра. Герои его книг испытывают одиночество в обществе. Это результат свободы личности, право быть собой, а не частью безликой массы. Обыденная жизнь для них серьезное испытание. Это плата за то, чтобы не быть «как все».

    Также внутренний мир человека описывали: Федор Михайлович Достоевский, Альберт Камю; Симона де Бовуар, Жан Ануй, Андре Мальро.

    Современный экзистенциализм

    Современники считают, что свобода – это трудный, ежедневный выбор. Личная независимость порождает личную ответственность за мир, созданный собою. Невозможно быть свободным без ответственности. Гораздо легче и удобнее быть незаметной частью общества. Отсутствие выбора – тоже выбор.

    5 характерные черты экзистенциализма как направлен

    Экзистенциализм -ИИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОВР ФИЛ ИИ И ЛИТ РЕ СТАВЯЩЕЕ В ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ И ИЗОБРАЖЕНИЯ ЧЕЛ ОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ И УТВЕРЖДАЯЩЕЕ ИНТУИЦИЯ В КАЧ ВЕ ОСНОВНОГО МЕТОДА ПОСТИЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ НАПРАВЛ ФИЛОСОФИИ “%В АКЦЕНТИРУЯЩЕЕ НА УНИКАЛЬНОСТИ БЫТИЯ ЧЕЛ И В ОТЛИЧИИ ОТ РОДСТВЕННЫХ ФИЛОСОФ ОЙ АНТРОПОЛОГИИ И ПЕРСОНАЛИЗМА ОТ КОТ Э ОТЛИЧАЕТ ИДЕЯ ПРЕОДОЛЕНИ А НЕ РАСКРЫТИИ ЧЕЛОВЕКОМ ССОБСТВЕННОЙ СУЩНОСТИ И БОЛЬШ АКЦЕНТОМ НА ГЛУБИНУ ЭМОЦ ОЙ ПРИРОДЫ не просто философское направление, а, скорее, культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей,По Ясперсу, это пограничные ситуации — между жизнью и смертью, особо важные для человека, его дальнейшей судьбы. С этого момента человек осознает себя и становится самим собой, он соприкасается с трансцедентальностью — высшим бытием. Вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена к трансцеденции — к полному раскрепощению энергии и пониманию некого высшего абсолюта. Человек приближается к транцеденции, абсолюту, высвобождает энергию, осознает себя через так называемые «шифры» трансцедентального: эротику, секс; единство себя с собственным внутренним миром (согласие с собой); свободу и смерть. с которыми он сталкивается.Экзистенциализм: кзистенциализм: кратко о самом главном. Экзистенциализм — направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире. Экзистенциали Проблемы экзистенциализма
    Актуализации и расцвету экзистенциализма в 20-е — 70-е гг. XX в. способствовали следующие причины:

    нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними;
    бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулеметы, мины, бомбы, применение отравляющих веществ в ходе боевых действий и т. д.);
    опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа);
    усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах, концлагеря, трудовые лагеря);
    распространение фашистских и иных тоталитарных режимов, полностью подавляющих человеческую личность;
    бессилие человека перед природой и перед техногенным обществом.
    Экзистенциалистская философия распространилась в ответ на эти явления.

    Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты:

    уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;
    разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;
    проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его «Я»);
    проблема бессмысленности жизни, одиночества, заброшенности (человек одинок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он чувствовал бы себя нужным);
    проблема внутреннего выбора и проблема поиска человеком своего как внутреннего «Я», так и внешнего — места в жизни.Экзистенциализм Сёрена Кьеркегора
    Основателем экзистенциализма считается датский философ Сёрен Кьеркегор (1813 — 1855). Он поставил вопрос: почему философия занимается таким большим количеством всевозможных вопросов — сущностью бытия, материей, Богом, духом, пределами и механизмами познания — и почти не уделяет внимания человеку, более того, растворяет конкретного человека с его внутренним миром, переживаниями во всеобщих, абстрактных, как правило, не интересующих его и не касающихся его насущной жизни вопросах? Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к человеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое «Я». Философом были выделены понятия:Философские взгляды родоначальника экзистенциализма Серена Кьеркегора
    Родоначальником экзистенциализма считается выдающийся датский философ Серен Кьеркегор (1813 — 1856).

    Его философские взгляды сформировались под влиянием немецкого романтизма и реакции на гегелевскую философию. Одним из существенных источников направленности философии Кьеркегора было осознание им неблагополучия мира. Начало философии, по мнению датского мыслителя, вытекает не из удивления, как учили Платон и Аристотель, а из отчаяния. Последнее порождается тем, что мир наполнен нетерпимым злом.

    Исследование философских проблем в сочинениях Кьеркегора опирается на переиначенную гегелевскую диалектику. Он перетолковывает многие понятия Гегеля и отвергает предложенное им помещение человека в исторически конкретную систему реализации объективного духа, усматривая в этом подчинение человека истории и лишение его самостоятельности и ответственности за свои поступки. Кьеркегор был против претензий философии не только проектировать социальную действительность, но и объяснять ее. Действительность для Кьеркегора есть то, что наше “я” обнаруживает в себе самом.

    Душа, по Кьеркегору, первична, а тело вторично. Он считал, что человек есть синтез души и тела, временного и вечного, свободы и необходимости.

    Родоначальник экзистенциализма выступил против рационалистической философии и ее учения об истине. Для него “истина есть субъективность”. Критерием истины у Кьеркегора выступает страстная субъективная уверенность в своей правоте. Предмет его интереса — не всеобщая, а личная истина. Позже близкий к такому пониманию истины известный русский философ Л. Шестов отстаивал сходную позицию.

    В ходе жизни личность, согласно представлениям копенгагенского философа, может обретать три сменяющие друг друга облика и проходить три сменяющие друг друга стадии, которые противоположны одна другой. Эти стадии или ступени следующие: эстетическая, этическая и религиозная.

    На эстетической ступени человек обращен к внешнему миру, погружен в чувственную жизнь, и целью его жизни являются удовольствия. Символ этой стадии — Дон Жуан. Погоня за удовольствиями приводит к пресыщению, и уделом эстетического сознания становятся сомнение и разочарование, тоска и отчаяние. Человек осознает несовершенство такой жизни и переходит на следующую ступень жизни — этическую. На этой стадии жизни стремление к наслаждению замещается чувством долга, и человек добровольно подчиняется нравственному закону. Личность выбирает себя как нравственное существо, сознательно стремящееся идти путем добродетели. Символ этой стадии — Сократ.

    Читайте также:
    Мировые религии - описание традиционных и современных

    неподлинное существование — полная подчиненность человека обществу, «жизнь со всеми», «жизнь как у всех», «плывя по течению», без осознания своего «Я», уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания;
    подлинное существование — выход из состояния подавленности обществом, сознательный выбор, нахождения себя, превращение в хозяина своей судьбы.
    Подлинное существование и есть экзистенция. В своем восхождении к подлинному существованию человек проходит три стадии:

    эстетическую, когда жизнь человека определяется внешним миром. Человек «плывет по течению» и стремится только к удовольствию;
    этическую, когда человек делает сознательный выбор, осознанно выбирает себя, теперь им движет долг;
    религиозную, когда человек глубоко осознает свое призвание, полностью обретает до такой степени, что внешний мир не имеет для него особого значения, не может стать препятствием на пути человека. С этого момента и до конца своих дней человек «несет свой крест», превозмогая все страдания и внешние обстоятельства.
    С точки зрения Кьеркегора, человек – это синтез конечного и бесконечного, временного и вечного, свободы и необходимости. И этот синтез не происходит сам по себе и не дается человеку от природы – его необходимо сознательно создать, определенным образом построив свою жизнь. Следовательно, основная задача, которая ставится перед человеком в жизни, — это обретение собственной самости. Кьеркегор полагал, что он достиг той цели, которая, по его мнению, стоит перед любым человеком: не случайно задолго до смерти он предложил такой текст на собственный надгробный камень – «Этот Единичный». «Этот Единичный» и есть самость, человек, достигший максимальной отделенности от других.

    Наиболее значимыми представителями экзистенциализма XX века были:

    Карл Ясперс (1883 — 1969);
    Мартин Хайдеггер (1889 — 1976);
    Жан-Поль Сартр (1905 — 1980);
    Альбер Камю (1913 — 1960).
    Экзистенциализм Карла Ясперса
    Немецкий философ Карл Ясперс (1883 — 1969) был одним из первых, кто поднял экзистенциалистские проблемы в XX веке. Это им было сделано в работе «Психология мировоззрений», вышедшей в 1919 году, т.е. после окончания первой мировой войны. Согласно Ясперсу, человек обычно живет «заброшенной», не имеющей большого смысла жизнью — «как все». При этом он даже не подозревает о том, кто он такой в действительности, не знает своих скрытых способностей, возможностей, подлинного «Я».

    Однако в особых случаях истинная натура, данные скрытые качества выходят наружу. По Ясперсу, это пограничные ситуации — между жизнью и смертью, особо важные для человека, его дальнейшей судьбы. С этого момента человек осознает себя и становится самим собой, он соприкасается с трансцедентальностью — высшим бытием. Вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена к трансцеденции — к полному раскрепощению энергии и пониманию некого высшего абсолюта. Человек приближается к транцеденции, абсолюту, высвобождает энергию, осознает себя через так называемые «шифры» трансцедентального: эротику, секс; единство себя с собственным внутренним миром (согласие с собой); свободу и смерть.

    Экзистенциализм Мартина Хайдеггера
    Мартин Хайдеггер (1889 — 1976) занимался разработкой самих основ экзистенционалистического понимания предмета и задач философии. Экзистенция, по Хайдеггеру, есть бытие, к которому человек сам себя относит, наполненность бытия человека конкретикой; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее.

    Бытие человека происходит в окружающем мире (именуется философом «бытие в мире»). В свою очередь, «бытие в мире» состоит из: «бытия с другими» и «бытия самого себя». «Бытие с другими» засасывает человека, направлено на его полную ассимиляцию, обезличивание, превращение в «такого, как все». «Бытие самого себя» одновременно с «бытием с другими» возможно только при отличии «Я» от других. Следовательно, человек, желая остаться самим собой, должен противостоять «другим», отстаивать свою идентичность. Только в этом случае он будет свободен. Отстоять свою идентичность в поглощающем человека окружающем мире — главная проблема и забота человека.

    Экзистенциализм Жана-Поля Сартра
    Основной проблемой экзистенциональной философии Жана-Поля Сартра (1905 — 1980) является проблема выбора. Центральным понятием сартровской философии является «для-себя-бытие». «Для-себя-бытие» — высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира. Однако полностью осознать себя человек может только через «для-другого-бытие», т.е. различные взаимоотношения с другими людьми. Человек видит и воспринимает себя через отношение к нему «другого».

    По Сартру, важнейшим условием жизни человека, ее «стержнем» и основанием активности является свобода. Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом, второстепенном (например, какую одежду надеть сегодня), а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные ситуации, жизненно важные для человека проблемы). Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором. Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое. Вся жизнь человека — это цепочка различных «маленьких жизней», отрезков разного бытия, связанная особыми «узлами» — экзистенциональными решениями. Например: выбор профессии, выбор супруга, выбор места работы, решение изменить профессию, решение принять участие в борьбе, пойти на войну и т. д.

    По Сартру, свобода человека абсолютна (то есть безотносительна). Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Например, сидящий в тюрьме заключенный свободен, пока он чего-либо хочет: сбежать из тюрьмы, сидеть дальше, покончить жизнь самоубийством. Человек обречен на свободу (в любых обстоятельствах, кроме случая полного подчинения внешней реальности, но это тоже выбор).

    Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответственности. Человек ответственен за все, что он совершает, за самого себя («Все, что со мной происходит, — мое»). Единственное, за что человек не может отвечать, — это за свое собственное рождение. Однако во всем остальном он полностью свободен и должен ответственно распоряжаться свободой, особенно при экзистенциональном (судьбоносном) выборе.

    Экзистенциализм Альбера Камю
    Альбер Камю (1913 — 1960) сделал главной проблемой своей экзистенциональной философии проблему смысла жизни, полагая, что жизнь человека в сущности бессмысленна. Большинство людей живет своими мелкими заботами, радостями, от понедельника до воскресенья, из года в год и не придает своей жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняют жизнь смыслом, тратят энергию, мчатся вперед, рано или поздно понимают, что впереди (куда они изо всех сил идут) — смерть, Ничто. Смертны все — и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие.

    Читайте также:
    Философия Федора Михайловича Достоевского кратко и понятно об идеях, мировозрении и взглядах писателя, основные темы и проблемы творчества, особенности книг и произведений

    Жизнь человека — абсурд (в переводе — не имеющая оснований). Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни:

    соприкосновение со смертью: при соприкосновении со смертью, особенно близкой и внезапной, многое, ранее казавшееся важным для человека, — увлечения, карьера, богатство — теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия;
    соприкосновение с окружающим миром, природой: человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой («Я чувствую запах травы и вижу звезды, но никакое знание на Земле не может мне дать уверенность, что этот мир мой»).
    В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека.

    Стоит отметить, что Философия экзистенциализма по сей день очень популярна в современной Западной Европе и актуальна для нее. В настоящее время наблюдается тенденция смешения центра тяжести философских исследований на проблемы человека, его жизни в окружающем мире, поиска самого себя, сохранение уникальности и смысла жизни.

    Экзистенциализм. Основные идеи и представители: С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель, Х. Ортега-и-Гассет

    Экзистенциализм и философская антропология

    Учебная цель: рассмотреть связь онтологии с антропологией, основные образы человека в философии, философско-религиозные поиски персонализма, «возврат к богу» и «любовь к Богу» – мировоззренческая установка западных религиозных философов, как путь нравственного совершенствования западного человека и возврата к человечности.

    Ключевые слова: экзистенциализм, прагматизм, персонализм, философская антропология.

    Важное место в панораме философских течений 20 столетия занимает экзистенциализм (от лат.existentia – существование). Это иррационалистическая философия, возникшая в русле стремления создать новое мировоззрение, принципиально отличающееся от университетской западной философии с ее первостепенным вниманием к абстрактным онтологическим и гносеологическим проблемам. Основной интерес рассматриваемого течения сосредоточен на конкретном человеке с его каждодневными заботами, печалями, горестями, переживаниями.

    Укрепляется мнение, что все основные проблемы философии можно свести к вопросу о том, что есть человек и каково его место в жизни (немецкий религиозный философ М. Шелер). Или, как отмечал французский персоналист Э. Мунье, – существование человека – первая проблема философии. Антропологическую переориентацию философии поддержали несколько влиятельных течений: неотомизм, персонализм, философская антропология и наиболее яркое – экзистенциализм.

    Течение, именуемое экзистенциализмом, объединяет философов порой совершенно различных убеждений и интересов. Что у них общего? Позиция, согласно которой не сущность (лат. «эссенция»), а существование (лат. «экзистенция») должно явиться основным предметом философских размышлений.

    Экзистенциализм – философское течение, центральной проблемой которого явилось существование человека со всем комплексом его социальных и психологических проблем.

    У истоков этих идей стояли: датчанин С. Кьеркегор (1813-1855), русские религиозные философы Н.А. Бердяев (1874-1948), Л.Н. Шестов (1866-1938), испанский мыслитель Мигель де Унамуно (1864-1936). Начиная с 20-х годов экзистенциализм активно развивается и достигает своего пика в период 30-60-х годов ХХ в. Видные представители: К. Ясперс (1883-1969), М. Хайдеггер (1889-1979) – в Германии; Ж.П. Сартр (1905-1980), А. Камю (1913-1960), Г. Марсель (1889-1973) – во Франции; Х. Ортега-и-Гассет (1883-1955) – в Испании.

    С известной долей условности экзистенциализм подразделяют на религиозный (Бердяев, Шестов, Марсель, Ясперс) и атеистический (Сартр, Камю, Мерло-Понти, де Бовуар). Экзистенциалистические воззрения М. Хайдеггера (его функциональная онтология) стоят особняком: их, чаще всего, не причисляют ни к тому, ни к другому из указанных направлений, хотя в ряде работ они отнесены к атеистическому.

    Родина экзистенциализма Германия и Франция. Важнейшие экзистенциалистические концепции возникли во второй трети 20 века в рамках немецкой и французской ветвей:

    1) немецкий экзистенциализм: К. Ясперс (1883-1969), М. Хайдеггер (1889-1976).

    2) французский экзистенциализм: Ж.П. Сартр (1905-1980), А. Камю (1913-1960), Г. Марсель (1889-1973), М. Мерло-Понти (1908-1961).

    Общие концептуальные идеи экзистенциалистов:

    – Подлинная реальность, заслуживающая внимания философии, есть существование человеческой личности.

    – Человек сначала существует – живет, чувствует, страдает, мыслит, действует – и лишь после того обретает свою сущность.

    – Свою сущность, как и цель жизни, человек выбирает сам.

    – Человек не может (не должен) стремиться к всеобщим целям, снимая с себя ответственность за свои поступки.

    – Жизнь абсурдна и бессмысленна, бытия в ином мире и высшего справедливого воздаяния не существует (атеистический экзистенциализм).

    – Объективной истины нет. Всякая истина – результат человеческих переживаний, предпочтений и выбора.

    – Человек способен к преобразованию мира.

    Таким образом, мировоззрение экзистенциалистов пронизано индивидуализмом, субъективизмом и пессимизмом. Однако оно не лишено и ряда ценных элементов. Важнейшие из них: пристальное внимание к человеческой личности, призыв не подчиняться толпе, делать свободный выбор и нести за него ответственность.

    Серен Кьеркегор (1813-1855) – датский философ, теолог, писатель. Сам Кьеркегор называл свою философию экзистенциальной. Экзистенциальное мышление связано с внутренней духовной жизнью личности и принципиально отличается от абстрактного и безличного научного мышления. Он отвергает «научный способ философствования» и рассматривает его как попытку сконструировать неподлинное человеческое «Я», в то время как новая философия должна решить прежде всего проблемы «Я», причем не ограничиваясь областью рационально познаваемого.

    «Я», по Кьеркегору, – это живой реальный человек, а также те категории, которые раскрывают его сущность и не являются сугубо классическими: отчаяние, жизнь, смерть, страх, выбор, вина». Кьеркегор обращал пристальное внимание на неустойчивость человеческого бытия, которое есть своего рода «растревоженная экзистенция». Человеческое «Я» всегда трагично, этот трагизм порождается всем многообразием существования: неисчерпаемостью «Я», желанием увидеть «Я» через «Ты», заражающим человеческую личность безумием мира, преследующим человека страхом и отчаянием.

    К. рассматривает человека как экзистенцию, акцентируя внимание на различных ее состояниях, например на состоянии:

    – страха – трепетного состояния жгучего опасения перед неизвестным и таинственным;

    – выбора – выбора человеком самого себя, своего уникального и неповторимого «Я» и т.д.

    Центральным в философии К. является учение о трех сферах бытия духовного индивида («Единичного»), или о трех стадиях его земного развития и одновременно о трех образах жизни.

    Переход от стадии к стадии осуществляется путем выбора человека на пути к Богу:

    Читайте также:
    Православие - определение, история возникновения, виды

    1) эстетическая стадия – чувственный способ жизнедеятельности, характеризующийся хаотичностью, случайностью с соответствующей формой существования (эстетизмом) и человеком, поглощенным этой стадией (эстетикой);

    2) этическая стадия, на которой «этический человек», «этик», нравственно ответствен, его отчаяние перед лицом мира – это отчаяние личности, концентрирующей все силы души в акте отчаяния, в попытке через духовность проложить путь к вере;

    3) религиозная стадия – это стадия абсолютного отчаяния, в религиозном существовании «единичный» – это грешник, изначально виноват перед Богом, причем именно это понимание изначальной виновности и несовершенства приводит человека к вере, не содержащей ничего рационального («вера есть парадокс»).

    Философия К, фиксирующая основные категории и диалектику человеческого существования, во многом явилась основой философского течения ХХ в. – экзистенциализма.

    Мартин Хайдеггер (1889-1976). Центральным вопросом философии Х. является проблема бытия и его смысла.

    Основная работа «Бытие и время» (1927) подчинена трем задачам:

    1) выявить фундаментальную структуру «здесь-бытия» как бытия-в-мире;

    2) показать, что бытие-в-мире является временным и историчным;

    3) на основе временности «здесь-бытия» осознать необходимую принадлежность времени к смыслу бытия.

    Понятие (Dasein – нем.) «здесь-бытие» выступает основой его экзистенциальной онтологии.

    Х. ставит вопрос о том, что есть бытие само по себе, и решает его через рассмотрение человеческого бытия, поскольку только оно наделено возможностью понимания бытия. Человеческое бытие, изначально наделенное сознание, это Dasein «здесь-бытие». Человеку непосредственно открыто бытие, поэтому понимание бытия – это его бытийная определенность. Х критикует европейскую философскую традицию, отождествляющую бытие с сущим, с миром вещей и явлений. По Х, рационалистическая философия неверно истолковывала бытие как нечто временное. Х понимает «временность» как внутреннее переживание человека, как исходную онтологическую основу экзистенциальности «здесь-бытие».

    По Х, бытие-в-мире – это априорные формы человеческой личности, которые составляют субъективное бытие человека. Такие априорные формы (забота, тревога, страх, совесть, вина) выражают духовный опыт личности, чувствующей свою временность, однократность, неповторимость и смертность. По Х, сущность Dasein «здесь-бытие» заключена в его экзистенции, в специфическом способе бытийствования; Dasein «здесь-бытие» – это бытие, наделенное сознанием, это «здесь-присутствие», через которое «говорит» само бытие. Специфика человека определяется через особое положение человеческого сущего в бытии, поэтому, анализируя Dasein «здесь-бытие», можно создать фундаментальную онтологию, т.е. учение о бытии как таковом.

    Экзистенция, по Х, – это бытие, сознающее свою конечность и направленное к «ничто», поэтому априорные формы человеческой личности, модусы человеческого существования, которые определяются через смерть и есть различные способы соприкосновения с «ничто», и составляют структуру экзистенции. Чтобы постичь смысл бытия, человек должен осознать свою смертность; сосредоточенность на будущем дает личности подлинное существование. Х делает вывод (достаточно спорный), что существование в страхе есть сама сущность человека.

    Только он один осознает конечность своего бытия и видит, что оно есть не что иное, как «бытие к смерти». Пытаясь спастись от своей сущности, человек хочет забыться в суете общественной жизни. Но это ему не помогает. Остается лишь одно – набраться мужества взглянуть в лицо «бытию к смерти», т.е. своему Ничто. Человек лишь постоянно ощущая себя в преддверии смерти, в состоянии оценить каждый миг жизни в его значимости и полноте, и освободиться от давления разного рода общественных целей, следования идеалам, оперирования научными абстракциями.

    Х определяет философию как нечто, дающее человеку возможность стать тем, чем он может быть.

    Карл Ясперс (1883-1969) – второй крупный представитель немецкого экзистенциализма, философ и психиатр.

    Специфическим моментом экзистенциализма Ясперса прежде всего выступает его учение о «пограничных ситуациях». С его точки зрения, человеческое существование с наибольшей полнотой раскрывается именно в этих ситуациях, проявляющихся как наивысшие потрясения, вызванные чьей-либо болезнью, страданием, смертью, неискупимой виной и т.д. В «пограничных ситуациях» человек обнаруживает враждебность и жесткость окружающего мира и освобождается от всякого рода идеальных интересов и научных представлений о действительности, т.е. от «трансцендентального бытия-в-себе». В такие моменты он отходит от груза своих повседневных забот, т.е. от «наличного бытия-в-мире». В итоге он обнаруживает мир своего глубокого интимного существования. Поддаются чтению прежде недоступные «шифры бытия», открывается мир подлинных переживаний Бога.

    В целом акт достижения «безусловного бытия», по Я, трехступенчат. Первая – связана с осознанием ограниченности только предметного истолкования мира, вторая – с прояснением экзистенции, третья – с решением главной задачи – понимания Бога. Как видим, поиск смысла бытия в данном случае связан не с рассудочной деятельностью, не с использованием строго научного понятийного аппарата, а с фантазией, с игрой воображения, характеризующейся особой силой, яркостью и необычностью создаваемых образов.

    Я полагал, что способностью к философствованию обладает каждый человек. Имея возможность высказаться и в то же время быть услышанным, он тем самым проявляет стремление к установлению истинной коммуникации, а , значит, к философствованию. По Я, истинная философия – это философия коммуникативная. Благодаря коммуникации человек выделяется из мира живых существ и может обрести самого себя или свою самость.

    Я принадлежит концепция «осевого времени», согласно которой центральным событием мировой истории была «осевая эпоха» (8-3 вв. до н.э.). Тогда «доистория» преобразовалась в «осевое время» и из традиционных культур выделились культуры: китайская, индийская, персидская, иудейская, древнегреческая. По Я, в «осевую эпоху» сложились основополагающие категории, с помощью которых мы сегодня мыслим. Были заложены основные принципы мировых религий.

    Экзистенция (по Я.) – это необъективируемая человеческая самость, это нечто, противостоящее целостному бытию мира, это особое бытие, это «Я» поскольку, поскольку оно не становится объектом.

    Трансценденция (по Я.) – это непостижимый предел всякого бытия и мышления, это охват всего охватываемого, основа всего действительного. Трансценденция постигается не познанием, а экзистенцией и выступает ее своеобразной границей.

    Жан Поль Сартр (1905-1980). Его роман «Тошнота» (1938) стал образцом экзистенциалистской литературы. «Тошнота» – это одно из тех экзистенциальных состояний, которые создают трагическое мироощущение личности. Экзистенциализм Сартра – это философия пессимизма, порожденного абсурдностью человеческого существования.

    Кроме того, С вводит категорию «ничто», которой придается центральное онтологическое значение. Разрыв бытия и сознания трактуется при помощи «ничто». «Ничто» источник движения, активности и качественного многообразия.

    Сущность и существование: У вещей сущность предшествует существованию. Например: нож делают исходя из определенных представлений, для чего и каким он должен быть. У человека существование предшествует сущности. Человек сначала рождается, живет, а уж после, в процессе своего существования, обретает свою сущность. Что ценного в этих абстрактных суждениях? Идея о том, что никто не предписывает человеку его сущность и нравственный облик. Человек делает себя сам. Свобода человека неистребима.

    Читайте также:
    Религия Древнего Египта - характеристика и основные идеи, факты

    Альбер Камю (1913-1960) – Основные произведения: «Миф о Сизифе» 1942, «Бунтарь» или «Бунтующий человек» 1952, «Чума».

    В центре его философии – абсурдность человеческой жизни, существование как область неснимаемых антиномий. Он определяет личность как «абсурдного человека». Основой такого понимания существования является сам опыт жизни, которая конечна, т.е. неминуемо закончится смертью. («Миф о Сизифе»).

    По Камю, «есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, – значит ответить на фундаментальный вопрос философии». («Бунтарь» или «Бунтующий человек»).

    Активная жизненная позиция побудила Камю к сопротивлению фашизму. Свой роман «Чума» он заканчивает предупреждением – «микроб чумы никогда не умирает», намекая тем самым на «микробы» фашизма и других «заразных болезней» человечества.

    Габриэль Марсель (1889-1973) в своем раннем труде «Метафизический дневник» выработал экзистенциалистскую концепцию морали и этических ценностей. Он впервые во французской философии использовал феноменологию в качестве наиболее адекватного метода философских исследований.

    Хосе Ортега-и-Гассет испанский философ и общественный деятель в своей известной работе «Восстание масс» (1930) он говорит об опасности разрушения культуры безликой, агрессивной массой. Противостояние духовной элиты и бессознательной социальной массы – тревожный феномен 20 века. Опасения философа оказались ненапрасными. Примерно с середины столетия порожденная псевдоценностями толпы «массовая культура», все стремительнее стала «захватывать» здоровые духовные начала личности и общества.

    Отличие православия от протестантизма и католицизма

    Из школьного курса истории мы знаем, что на Русь неоднократно нападали захватчики из католических стран под знаменами Христа. Как такое могло случиться, не все ли веруют в одного Спасителя? Это вопрос встал особенно остро после возвращения русских людей к православной вере. Моя подруга посещает евангельскую церковь и активно приглашает меня на богослужения. Я решила выяснить основное отличие православия от протестантизма и католицизма, обратившись с этим вопросом к священнику и достоверным источникам. В статье мы коснемся основных отличий данных конфессий, чтобы получить представление о правде и вымыслах.

    Раскол единой церкви

    Чтобы понять отличия православия от католицизма и протестантизма, нужно совершить мысленное путешествие в глубину веков. На Седьмом Вселенском Соборе в 787 году произошел раскол единой церкви, который окончательно утвердился в 1054 году. С того момента христианский мир распался на две независимые ветви — православие и католицизм. Главой католической церкви остался Папа Римский, а главой православия — Константинопольский Патриарх.

    По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро – пропустить невозможно!
    Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

    Основой символа веры остался воскресший Иисус Христос, а разногласия касались только обрядовости и некоторых убеждений. Все христиане (католики или православные) верят в триединство божественной ипостаси, в наследование царства божьего по заветам Иисуса и в его искупительную жертву. Несмотря на взаимные анафемы католической и православной церкви, основа веры осталась единой у всех. А крестовые походы на Русь явились следствием анафем. В 1965 году обе конфессии примирились и не враждуют.

    А кто такие протестанты, откуда они появились? Это были католики, которые выразили протест против догматов римско-католической церкви. К православию протестанты не имеют никакого отношения. Если рассматривать раскольничество в лоне православной церкви, то нашими «протестантами» можно назвать староверов, не подчинившихся реформе Никона (1650-1660 гг).

    Принципы католицизма

    Чем отличаются догматы католической церкви от других? Принципиальным отличием являются догматы о:

    • непорочном зачатии Богородицы;
    • посмертном чистилище;
    • значимости индульгенций для души человека;
    • непогрешимости Папы Римского в своих деяниях;
    • преемственности Папы Римского от апостола Павла;
    • нерасторжимости священных брачных уз;
    • особенностях почитания святых мучеников.

    К другим отличиям относится учение о нисхождении Святого Духа от Отца и Сына, запрет на брак принявшего сан священника, крещение возлиянием воды на голову и правило наложения крестного знамения.

    Католика можно сразу отличить от православного по способу наложения крестного знамения: он касается рукой сначала левого плеча, а потом правого. Также крестятся католики не щепоткой, а всей ладонью.

    Православие

    После вселенского раскола православная ветвь была под началом Константинопольского Патриарха. В наше время существует несколько автокефальных (независимых) православных церквей, которые решают свои вопросы на Соборах. Своим главой православные церкви почитают не патриарха, а самого Иисуса Христа.

    Православные священники могут заключать брак. Запрет на брачные узы существует только у монахов. Также и по остальным пунктам, перечисленным в разделе о католицизме, православные каноны отличаются от католических. В частности, в православной традиции отсутствует догмат о непогрешимости Папы Римского.

    Православного человека можно сразу отличить от католика по осенению себя крестом: справа налево тремя перстами (щепоткой). А старообрядцы отличаются от православных двоеперстным осенением.

    Протестантизм

    Кто такие протестанты и есть ли разница с христианством? Это течение возникло на европейском континенте в 16 веке как протест против всеобъемлющего господства римско-католической церкви. Единого центра у протестантского движения не существует, в этом течении находится множество церквей с разными названиями. Первыми протестантскими церквями были:

    • англиканская церковь;
    • лютеранская церковь;
    • кальвинизм.

    Позже выделились и другие течения:

    • баптисты;
    • евангелисты;
    • методисты;
    • адвентисты;
    • пятидесятники;
    • иные.

    Некоторые протестантские течения не признаны как церковь и отнесены к сектам — мормоны, иеговисты. Протестанты категорически отрицают поклонение иконам, святым и монашество, но признают триединство Бога. Протестанты твердо убеждены, что спасение души зависит от принятия Иисуса Христа личным спасителем, поэтому человеку не нужны посредники между ним и Богом.

    У протестантов нет молитвословов, в храмах не возжигают свечи, а на молитвенных служениях поют песни в честь Иисуса Христа. В некоторых протестантских церквях принято танцевать под славословия. Особенно этим отличаются неопротестантские церкви, где люди хлопают в ладоши и пританцовывают в славословиях Иисусу. Также там не принято почитать Богоматерь как равную Богу, она считается простой смертной женщиной.

    Читайте также:
    Иудаизм, краткая история религии, идеи, понятия и священная книга

    Протестантское движение отличается активной миссионерской деятельностью, особенным (братским) укладом жизни и взаимопомощью. Общины проповедуют равенство между всеми членами и живут единой семьей. Современная англиканская церковь придерживается консерватизма в своих воззрениях, и сейчас уже ведутся разговоры о признании ею верховенства Папы Римского.

    В протестантских церквях монашество отсутствует как вообще подлежащее рассмотрению явление. Верующие ведут обычный образ жизни, но подчиненный местным церковным уставам. Разводы разрешены, но неодобряемы. Главой общины является пастор, который считается образцом для подражания.

    Отличия между конфессиями

    Рассмотрим принципиальные отличия конфессий на сравнительных примерах.

    Внутренняя организация церквей

    В православии существует немало автокефальных поместных церквей, которые отличаются некоторыми нюансами в обрядах и каноническими формами.

    В России все церкви подчиняются Московскому патриархату.

    В католицизме всё держится на авторитете Папы Римского. Некоторой свободой наделены монашеские ордена. Непогрешимость Папы признается почти всеми церквями, за исключением традиционалистов и старокатоликов.

    В протестантском движении нет единого организующего центра. Каждая община существует независимо от другой, признавая авторитет Иисуса Христа.

    Брак и монашество

    В православии развито монашеское движение, отличительной чертой которого является обет безбрачия. Белое духовенство (священники) могут вступать в брак (только раз).

    В католической церкви все священнослужители дают обет безбрачия, независимо от монашеского пострига.

    Протестантизм полностью отрицает монашество и признает институт брака. Члены общины могут жениться и разводиться. Расторжение брака допустимо, но не везде приветствуются. В некоторых церквях запрещены повторные браки.

    Авторитеты

    В православной вере высшим авторитетом почитается Иисус Христос и святое Евангелие. Насущные вопросы православия решаются на Вселенском Соборе большинством голосов.

    В католицизме высшим авторитетом считается мнение Папы Римского и его позиция относительно духовных вопросов. Также признается и авторитет святого писания как основа вероисповедания. Вопросы общины католики решают на своих Вселенских Соборах.

    В протестантизме высшим авторитетом считается Евангелие. Однако способов толкования Евангелия настолько много, что сойтись в едином мнении верующим не удается. В каждой общине существует свой взгляд на послания апостолов, который считается единственно верным.

    Учение о святой Марии

    В православной церкви Богоматерь считается безгрешной, так как не имела первородного греха. Также православные уверяют, что после успения Богородица была взята на небеса.

    Католики поддерживают веру православных в непорочность Девы Марии. На ней не было никакого греха.

    В протестантских церквях Мать Христа считается обычной женщиной, образцом святости и праведного поведения.

    Догмат о посмертном чистилище

    В православной церкви существует догмат о мытарствах, то есть посмертных испытаниях души.

    В католической церкви говорят о чистилище, которое проходит каждая душа для очищения от грехов.

    В протестантских церквях отвергают как мытарство души, так и чистилище.

    Церковные Таинства

    В православной и католической церкви признают 7 церковных Таинств:

    • крещение;
    • покаяние;
    • евхаристия;
    • брак;
    • миропомазание;
    • соборование;
    • священство.

    В протестантских церквях признают только два таинства — крещение и причастие (евхаристия).

    Таинство крещения

    В православной и католической церкви крестят новорожденных детей. В протестантской церкви крещение принимают, как правило, в сознательном возрасте. Погружение в воду в протестантских общинах не обязательно. Если проводят крещение водой, то в реке.

    Таинство причастия

    В православных храмах причащаются дрожжевым хлебом и вином. Это касается как духовенства, так и паствы.

    В католических костелах причащаются безжрожжевым хлебом. Духовенство причащается хлебом и вином, паства — только хлебом.

    В протестантских церквях нет единого обычая причащения, все зависит от устава общины.

    Тайна исповеди

    В православной церкви исповедуют грехи перед каждым причастием, исповедь принимает священник. Покаяние может быть произведено и без причастия.

    В католической вере исповедь может быть и без присутствия священника, а также и с его присутствием — по желанию.

    В протестантских церквях не признается никакое посредничество между Богом и человеком, поэтому каяться в грехах можно без свидетелей.

    Форма богослужений

    В православных храмах обрядовое служение проводят по восточному (византийскому) образцу. Музыкального сопровождения во время службы нет, в хоре принимают участие женщины и мужчины.

    В католических храмах богослужения (мессы) проводят по латинскому либо восточному образцу. На мессах играет органная музыка, в хоре участвуют только мальчики (мужчины).

    В современных протестантских церквях богослужения проходят без обрядовой части, в основном это проповеди и прославление Бога. Присутствует хоровое пение и сопровождение на различных музыкальных инструментах, вплоть до современной ударной установки. Во время прославления верующие могут танцевать и хлопать в ладоши.

    Почитание икон

    В православной церкви развито поклонение иконам и почитание креста (распятия). Верующие обращаются непосредственно к иконе с молитвой веры.

    В католической церкви почитают распятие и иконы. Но во время молитвы к иконе не обращаются, а только лишь стоят перед ней.

    В протестантских церквях признают только крест без распятия. Нет никаких икон и скульптур, это считается идолопоклонством.

    Почитание святых и умерших

    В православной и католической церкви принято почитание святых угодников. Также принято молиться за умерших.

    В протестантских церквях культ умерших отвергается, святых угодников не почитают.

    Примирение церквей

    Раскол и последующая вражда между христианскими конфессиями были ликвидированы на Втором Ватиканском Соборе в 1965 году. С этого момента римская католическая церковь признала в православии свою возлюбленную сестру, а протестантские движения назвала христианскими объединениями. Это был большой прогресс среди христиан мира, так как официально были признаны все конфессии и движения истинными и допустимыми.

    Многовековая вражда закончилась, анафемы были сняты, и весь христианский мир с облегчение вздохнул на зависть врагам. Несмотря на то, что православие и католицизм продолжают считать свои учения единственно правильными, открытой вражды между ними нет. Сегодня никто не преследует протестантов и старообрядцев, считая их раскольниками и сектантами. В мире воцарились любовь и согласие, как и заповедовал всем своим последователям Иисус Христос.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: