Эффект Пигмалиона – как проявляется психологический феномен

Эффект Пигмалиона (или Розенталя): примеры, эксперименты

Эффект Пигмалиона или эффект Розенталя – это психологический феномен, суть которого заключается в том, что человек, на уровне подсознания строит линию поведения, опираясь на мнение и ожидания окружающих.

Мы часто, сами того не осознавая, сталкиваемся в жизни с эффектом Пигмалиона. Наиболее ярким примером тому являются дети с девиантным поведением. От них не ждут ничего хорошего. Подсознательно отношение к таким детям соответствующее. В итоге они оправдывают ожидания окружающих.

Об эффекте Пигмалиона говорит еще один феномен: будучи убежденными в чем-либо, мы повсеместно находим подтверждения своей правоты. К примеру, руководитель предвзято относится к одному из своих подчиненных. И, несмотря на все его заслуги перед компанией, начальник будет искать огрехи в его работе, а неудачи других сотрудников будет подсознательно оправдывать.

Эффект Пигмалиона также именуют самосбывающимся пророчеством. Ожидаемое сбывается. С чем это связано? Существует предположение, что головной мозг тем или иным образом фильтрует поступившую информацию и концентрирует внимание согласно полученным установкам.

История появления эффекта Пигмалиона

Свое название феномен получил в честь персонажа древнегреческой мифологии — античного скульптора Пигмалиона. Однажды Пигмалион создал из слоновой кости статую прелестной девушки. Увидев результат своей работы, создатель без памяти влюбился в свое творение. Он осыпал ее поцелуями, преподносил дорогие подарки, неустанно восхищался ею.

Потом скульптор обратился за помощью к богине любви Афродите. Принеся ей дары, Пигмалион от всего сердца попросил о встрече с женщиной, похожей на статую. Его чувство и желание были настолько искренними, что богиня сжалилась над ним и оживила статую.
Этот миф является четкой демонстрацией того, что искренняя вера человека способна на многое.

Эффект Пигмалиона в психологии заключается в том, что человек, убежденный в подлинности информации, строит свою линию поведения таким образом, что эта информация находит подтверждение.

Эффект Пигмалиона и исследования в области психологии

Эффект Пигмалиона также принято называть эффектом Розенталя, благодаря американскому психологу Роберту Розенталю, который в процессе экспериментальных исследований открыл этот феномен.

Первый эксперимент Роберта Розенталя — «крысиная мотивация»

В ходе эксперимента, проводимого Р. Розенталем, участникам было предложено выполнить определенные действия с несколькими группами лабораторных крыс: наблюдать за поведением грызунов в специально сооруженном лабиринте.

Первой экспериментальной группе подопытных охарактеризовали как «сообразительных», второй – с ограниченными умственными способностями. В первой группе исследователи отмечали благосклонное отношение к подопытным со стороны участников эксперимента. Это наблюдалось в проявлении ласки, всяческого поощрения при верном выполнении подопытными поставленных задач. Тем самым наблюдатели оказывали положительное влияние на поведение «сообразительной» группы крыс.

Второй эксперимент Роберта Розенталя — «Ученики-отличники»

Спустя некоторое время Роберт Розенталь совместно с психологом и директором школы Ленорой Якобсон провели похожий эксперимент. В роли испытуемых здесь выступали учителя. В начале учебного года они выбрали учеников разных классов младшей школы. По тестовым показателям уровень IQ и таланта данных учеников оказался несколько выше, чем у одноклассников. В действительности указанные ученики не обладали никакими выдающимися способностями и были выбраны случайным образом. Однако учителям сообщили обратное. Повторное исследование в конце года выявило повышенные результаты в контрольной группе и увеличение уровня IQ.

Психологи сделали заключение, что преувеличенные ожидания учителей оказали влияние на развитие учеников.

Преподаватели в ожидании высоких показателей подходили к процессу обучения контрольной группы другим образом. Предоставляли свободу творчества, поощряли учеников. Розенталь и Якобсон приравняли этот феномен к эффекту Пигмалиона.

Проверка эффекта Пигмалиона в армии обороны Израиля

Еще один эксперимент был проведен в израильской армии. Военнослужащие были разделены на 3 группы. Первой группе поставили целью преодолеть расстояние в 30 км, второй — 40 км, а третьей — 60 км. Фактически дистанция была равной. Однако убежденность солдат в достоверности сведений была настолько прочной, что одно и то же расстояние они преодолели за разное время: третья группа финишировала последней.

Ключевые моменты данного явления по мнению Розенталя

Розенталь определил ряд важных особенностей данного эффекта:

  1. Ожидания человека влияют на характер полученных им данных.
  2. Риск эффекта Розенталя значительно возрастает, если экспериментатор и испытуемый были заведомо знакомы.
  3. Женщины, в отличие от мужчин, более склонны к проявлению эффекта Пигмалиона.

Исходя из указанных особенностей, экспериментаторы могут совершать следующие ошибки:

  • регулирование числовых результатов: занижение слишком высоких баллов и повышение излишне низких показателей;
  • стремление к усреднению полученных данных.

Эти причины свидетельствуют о том, что эффект Пигмалиона является угрозой достоверности психологических исследований. Причем оказывать воздействие феномен может как во время эксперимента, так и при подсчете результатов.

Эффект Пигмалиона в повседневной жизни

Эффект Розенталя нередко проявляется в жизни любого человека:

  • наиболее распространенный пример — заниженная самооценка. Человеку сложно добиться карьерного роста, если он оценивает свои умственные способности ниже среднего уровня. По причине неприятия себя и своей внешности возникают трудности в личной жизни;
  • проявление данного феномена наблюдается и в медицине. При совместном конструктивном настрое врача и пациента в период лечения результаты в большинстве случаев окажутся положительными. В свою очередь негативные эмоции лечащего врача пагубно влияют на общее состояние пациента. В результате – ухудшение состояния здоровья
  • в педагогике также возможно проявление эффекта Пигмалиона. При пренебрежительном отношении учителя к ученику показатели в учебе ребенка окажутся низкими. Это влечет за собой плохую успеваемость, девиантное поведение. В данном примере причина такого поведения ученика кроется в самом учителе, его субъективном отношении к воспитаннику. Ребенок подсознательно перенимает навеянный ему образ хулигана и лентяя.
Читайте также:
Виды темперамента психологическая характеристика и описание черт характера сангвиника, холерика, флегматика, меланхолика, таблица с достоинствами и недостатками

Этим феноменом поясняются высокие показатели успеваемости «фаворитов» преподавателей и низкие показатели учеников, которых учителя по ряду причин недолюбливают.

Эффект Розенталя и бизнес

В последнее время актуальным становится изучение влияния эффекта Пигмалиона (Розенталя) на карьерный рост в различных сферах бизнеса. Ряд исследований зафиксировали корреляцию между производительностью компании и убежденностью в успехе ее управляющего.

Различия между успешным работником и аутсайдером напрямую зависят от отношения к ним руководства. Администрация либо проявляет доверие в отношении своих подчиненных, либо нет. Ключевое место в этой ситуации занимает поведение руководства.

Осознанно либо бессознательно управляющий, который мысленно завышает планку для своих сотрудников, воодушевляет их на достижение высоких показателей. Невербальные знаки, благосклонное отношение очень тонко ощущаются.

И наоборот, руководитель, сомневающийся в силах и возможностях своих подчиненных, в конечном счете оправдывает свои же ожидания.

Сотрудник, который опасается неудач и недовольства руководства, будет предотвращать ситуации, влекущие за собой трудности. Например, отступится от сделки, опасаясь получить отказ.

Анализ других исследований продемонстрировал, что молодые специалисты находятся в большей зависимости от точки зрения начальства. И эта точка зрения является фундаментальной для их грядущего карьерного роста или, наоборот, стагнации.

Как использовать Эффект Пигмалиона в своих целях

Эффект Пигмалиона способен коренным образом повлиять на жизнь человека:

  • зная о существовании этого феномена, человек может созерцать его в действии, минимизировать негативное влияние и использовать в целях саморазвития;
  • как таковой эффект Розенталя не является приемом развития интеллекта и ментальных способностей. Он выступает в роли мотивации. Обеспечив благоприятные созидающие установки и избавившись от негативных мыслей, в наших силах достигнуть высоких результатов в учебе, работе, спорте и других сферах. Чья-то мимолетная похвала, взгляд, интонация влияют на повышение нашей самооценки. Вера людей вдохновляет нас. Это затрагивает наши ожидания относительно самих себя. Люди, уверенные в себе и своих способностях, формируют характер и поведение таким образом, что все их действия приводят к желанному результату;
  • отслеживая пагубное влияние феномена, возможно взять его под контроль и противостоять негативным установкам. Ведь пессимистические ожидания эквивалентны порочному кругу. Нужно обладать большой силой воли, чтобы находить позитивное в ряде негативных обстоятельств;
  • наша уверенность в способностях родных и близких нам людей откроет для них доступ к скрытым внутренним резервам. Частично в этом и заключается актуальная в наше время техника визуализации желаний. Особенно это очень важно в процессе воспитания детей. Обязательно говорите своим детям, что им под силу любые трудности, они со всем справятся. И положительный результат не заставит себя ждать!
  • зная принцип работы эффекта Розенталя и взяв его под контроль, возможно добиться больших успехов в сфере бизнеса. Он ценен улучшением производительности компании. Необходимы лишь позитивное отношение к своим подчиненным и вера в их способности.

Заключение

Эффект Пигмалиона (Розенталя) поясняет ряд загадочных явлений. Теория носит серьезный и спорный характер. Однако факт ее достоверности неоднократно доказан на практике и подтвержден реальными примерами. Все проведенные опыты, которые были направлены на подтверждение реальности данного феномена, имели успех.

В то же время не стоит забывать, что у каждого человека существует предел возможностей. Неразумно завышать требования – они снижают мотивацию. Цель должна быть трудной, но достижимой. Лишь при таких условиях продуктивность возрастет.

Научная электронная библиотека

§ 7.5. Пси-феномены и субфизическая (субфотонная) материя (Psy-phenomenons and subphyscal (subphoton) matter)

В данном параграфе коротко осветим вопросы, касающиеся связи парапсихологических явлений и субфизической (субфотонной) материи.

Рассмотрим следующие вопросы.

1. Понятие пси-феноменов, классификация.

2. Принципы общетеоретических и методологических основ классификации явлений, описанных в парапсихологической литературе.

3. Гипотезы о причинных основах, объясняющих, описанные в парапсихологической литературе, явления.

1°. Понятие пси-феноменов, классификация

Под пси-феноменом (парапсихологическим феноменом) обычно понимается любой из нескольких типов событий, которые не могут быть объяснены известными законами природы, или знание, полученное иначе, чем обычными сенсорными путями. Дисциплина, занимающаяся изучением таких феноменов, называется парапсихологией.

В настоящий момент какой-либо научной классификации пси-феноменов не существуют. Известные в парапсихологической литературе классификации пси-феноменов в основном содержат субъективный, зачастую мистико-религиозный, ненаучный характер. Для построения более или менее научной классификации пси-феноменов необходимо выработать базовый принцип, на основе которого осуществляется деление пси-феноменов на группы. В основе этого базового принципа должны лежать научные методы и научные теории (гипотезы).

Наиболее близко, на наш взгляд, к разработке данного принципа подошел А.Ю. Панасюк[337]. За основу своей классификации пси-феноменов он взял классификацию психических явлений в психологии (психические процессы, психические состояния, психические свойства). Основываясь на данной классификации, Парасюк разделил пси-феномены на 3 группы: пси-процессы, пси-состояния, а так же пси-действия.

1) К пси-состояниям он отнес: состояние зомбированности, левитацию, астральную проекцию, пси-трансформацию структуры тканей организма, различные трансовые состояния.

2) К пси-действию он отнес автоживопись, автомузыку, автописьмо.

Читайте также:
Педагогические способности понятие, общая характеристика, виды

3) Пси-процессы Парасюк делит на пси-процессы экстрасенсорного восприятия (телепатия, психометрия, предвидение, анима-контакт, ясновидение, яснослышание, яснознание, ретрокогниция) и пси-процессы экстрасенсорного воздействия:, подразделяющиеся на пси-процессы экстрасенсорного физического воздействия (психокинез и полтергейст) и пси-процессы экстрасенсорного энергоинформационного воздействия (ворожба, заговор, заклятие, зомбирование, наговор, проклятие, сглаз, целительство, экстрасенсорное внушение)[338].

В то же время следует отметить, что предложенная Панасюком аналогия пси-феноменов и пси-явлений обладает рядом недостатков. Позитивной стороной данной аналогии является то, что она основана на методологической базе научной психологии. Негативной стороной является допущение ряда неточностей, противоречащих эмпирическим данным психологической науки. Подобные неточности, на наш взгляд, делают данную классификацию околонаучной. Это связано со следующим причинами.

Во-первых, «экстрасенсорное восприятие» можно назвать некой особенностью восприятия, своеобразной способностью индивида и соответственно – психическим свойством, а не психическим процессом.

Во-вторых, среди психических процессов в психологии не выделяется такого отдельного элемента как «воздействие» или «экстрасенсорное воздействие». Подобное воздействие опять же следует отнести именно к способностям – к конкретным возможностям, проявляющихся в конкретных видах деятельности.

В-третьих, в психологии также не принято выделять какое-либо действие как отдельное психическое явление. Любые действия следует отнести к тому или иному психическому состоянию (мотивационному, эмоциональному, волевому, деятельностному, связанному, например, с вниманием).

В-четвертых, в описываемых Панасюком явлениях заметна путаница между явлениями, относящимися к психике, и не имеющим к ней никакого отношения.

В-пятых, данная Панасюком классификация не является исчерпывающей, так как она не охватывает весь пласт явлений, описанный в парапсихологической литературе.

В-шестых, предлагая свою классификацию, Панасюк не выдвигает какие-либо теории, объясняющие парапсихологические явления. А без выдвижения каких-либо объясняющих гипотез теряется не только смысл классификации, но и возникает большая вероятность ошибок, путаниц, усложнений.

В-седьмых, предложенные Панасюком термины «физическое воздействие» и «энергоинформационное воздействие» не соответствуют общепринятым значениям. Так, если речь идет о психокинезе и полтергейсте, то ни о каком «физическом» воздействии тут речи нет. В данном случае мы наблюдаем явления, которые противоречат физическим законам и при их объяснении мы не можем использовать термины, описывающие законы и свойства физической материи.

Что касается понятия «энергоинформационное воздействие», то, как известно, такого термина в науке еще не выработано. Данное понятие чаще встречается в околонаучной и ненаучной литературе, при этом понятие «информация» довольно часто путается с понятием «энергия» или данные понятия даже отождествляются (например, есть утверждение, что энергия есть информация, а информация – есть энергия[339]). В общепринятом смысле, информация не есть энергия, поскольку энергия всегда подразумевает под собой определенную силу, а информация не является силой, она лишь может способствовать возбуждению различных энергий и сил. Поэтому рассуждая об «энергоинформационном воздействии» в первую очередь необходимо установить, о какой энергии и каких силах идет речь.

На основании указанных замечаний предложим свою классификацию, описываемых в парапсихологической литературе явлений.

1. Парапсихологические состояния

Сюда мы относим две группы феноменов:

1) феномены, возникающие в трансовых и суггестивных состояниях: состояние зомбированности, астральная проекция, пси-трансформация структуры тканей организма, левитация, появление различных творческих способностей: автоживопись, автомузыка, автописьмо.

2) феномены, связанные с особым эмоциональным, волевым, мотивационным, деятельностным состоянием: ворожба, заговор, заклятие, наговор, проклятие, сглаз, полтергейст «привязанный к человеку».

2. Парапсихологические способности

В данную группу мы относим феномены, связанные с экстрасенсорными способностями: телепатия, психометрия, предвидение, анима-контакт, ясновидение, яснослышание, яснознание, ретрокогниция, психокинез, способность зомбировать, целительство, экстрасенсорное внушение

3. Природные аномальные явления

К данной группе мы относим явления, не связанные с влиянием пси-факторов: полтергейст «не привязанный к человеку», геопатогенные зоны, смерч, торнадо

К данной группе явлений мы относим объективно несуществующие явления, представления о которых присутствуют в индивидуальном и массовом сознании по ряду причин. Сюда мы относим феномены жизни после смерти: реинкарнацию, воскресение мертвых, посмертное воздаяние, закон кармы и т.п.

Прежде чем раскрыть содержание указанных групп явлений и дать им объяснение, укажем, на основании каких принципов мы предложили данную классификацию.

2°. Принципы общетеоретических и методологических основ классификации явлений, описанных в парапсихологической литературе

На наш взгляд, в основу классификации парапсихологических явлений должны лечь представления о субфизической материи и ее свойствах (§§ 4.3; 4.4).

Неотъемлемым элементом в анализе данных представлений должно стать обоснование универсальности механических представлений.

Д.И. Менделеев (имеющий прямое отношение к парапсихологии, как известно, в 1875 году он возглавил при Петербургском университете специальную медиумическую комиссию) писал, что при создании теории, призванной объяснить какие-либо странные факты, исследователи должны полностью отбросить мистические соображения[340]. Передавая эту мысль другими словами, мы должны понимать, что за любыми явлениями скрывается определенная механика. Другое дело, эта механика имеет свое объяснение на определенном уровне материи, в зависимости от того к какому классу относится рассматриваемое явление. Так у физических явлений должна быть субфизическая основа и соответствующая ей механика. В основе психики, помимо установленных в настоящий момент физико-биохимических основ, также должна лежать и субфизическая материя.

Таким образом, мы можем предположить, что если откинуть все мистико-религиозные объяснения описываемых в парапсихологической литературе явлений, то вполне возможно выявить за каждым пси-феноменом определенную механику.

Вполне возможно, что парадоксальность и загадочность пси-феноменов как раз и заключается в том, что за их объяснением скрывается именно субфизическая материя – прямо не проявляющаяся в нашей физической материи реальность.

Читайте также:
Эмоциональный голод - что это такое и как он связан с перееданием читать онлайн

Здесь возникает логичный вопрос, какова же эта механика и возможно ли ее описание в рамках категорий физической материи? При ответе на данный вопрос мы должны исключить возможность прямолинейной экстраполяции механических свойств на иные формы объективной реальности, что в философии принято называть механицизмом. Мы должны понимать, что у любого явления есть своя причинная основа на нижележащих уровнях материи, другими словами – в основе любой формы материи лежит определенная механика.

Например, современная молекулярная биология и генетика сделала огромный шаг к раскрытию механизмов кроссинговера, передачи наследственности, синтеза белков и т.п. Но это же все механика, как угодно ее не назови, это конкретные механизмы, лежащие в основе биологических явлений. Говоря о физических основах, мы также можем сделать заключение, что здесь имеется также конкретная механика, в субстрате которой должны лежать принципы самосборки физической материи из субфизической. И это тоже механика, как ее не назови. Другое дело, субфизика должна оперировать совершенно иными представлениями о заряде, массе, энергии. Это совершенно другие понятия, их нельзя сводить к физическим.

Таким образом, мы можем предположить, что универсальность механических представлений есть не просто ключ к познанию мира, это и наглядный пример таких свойств материи как движение и развитие. При выяснении сущности любого явления всегда есть возможность разложить это явление на составляющие элементы и выявить в них определенную механику, т.е. процессы движения составных элементов рассматриваемого явления. Другое дело, что с учетом достижений физики
XX–XXI вв. сделать это будет достаточно сложно.

3°. Гипотезы о причинных основах, объясняющих, описанные в парапсихологической литературе, явления

Рассмотрим вышеуказанные группы явлений (в соответствии с нашей классификацией) и дадим им обоснование в виде тех или иных гипотез.

Первая группа явлений «Парапсихологические состояния»

Мы связываем феномены данной группы именно с психическими состояниями, поскольку данные феномены проявляются в определенных состояниях (трансовых и суггестивных).

Как известно, на сегодняшний день наукой полностью не установлены механизмы работы психики (в том числе и сознания), механизмы, лежащие в основе состояний сна и тем более промежуточных состояний между сном и бодрствованием, которые, по суди дела, и являются трансовыми и суггестивными состояниями.

Почему необычные феномены возникают именно в этих состояниях? Ответ связан с объяснением самого механизма психики (сознания, подсознания, бессознательного). В соответствии с нашими предположениями именно в промежуточных состояниях между сном и бодрствованием возникает возможность максимально задействовать резервы психики, а точнее – включать и выключать механизмы, ответственные за тот или иной феномен. Рассмотрим данные феномены и дадим им оценку.

Под состоянием зомбированности обычно понимается состояние, при котором человек, полностью теряет контроль над собой и своим телом или подчиняется чьим-то приказам.

Теоретическую возможность подобного состояния можно объяснить следующим образом.

Подобное состояние условно можно сравнить с состоянием сна, когда у человека теряется контроль с внешним миром. С физиологической точки зрения можно предположить, что в таком состоянии активируется какой-либо эмоциональный центр при выключении связей с другими центрами. Человек становится внушаемым и может выполнять какие-либо команды.

В нашем исследовании[341] мы обосновываем не только возможность такого состояния, но и представляем теоретическую модель возможности создания психологического оружия, позволяющего «зомбировать» массы, управлять мотивацией людей.

Принцип действия психологического оружия можно объяснить следующим. В мозг человека «закачиваются» (неважно каким способом) информационные (фотонные) образы, представляющие собой конкретный код (программу к действию). Они формируют эмоциональные центры «гештальты». Затем подается стартовый «кодон», например, какой-либо голос, изображение и другое. Данный кодон запускает физические и биохимические реакции в мозге, формирует эмоциональные мысли и соответствующую (запрограммированную) мотивацию. Возможно также запускать данные программы, используя эффект галлюцинаций, например, «запущенный» образ-галлюцинация мотивирует человека совершить какое-либо действие.

Астральная проекция или выход из физического тела. Данный феномен подразумевает способность человека получать какую-либо информацию, находящуюся за пределами зоны видимости (слышимости). В парапсихологической литературе предполагается, что подобный феномен можно объяснить «выходом из физического тела» и попаданием в зону непосредственно воспринимаемого события. В соответствии с нашими предположениями данный феномен можно объяснить механизмом «считывания» информации посредством субфизического взаимодействия. Возможно, что посредством субфизического взаимодействия из любой точки пространства можно «скачать» необходимую по запросу информацию. Механизм данного взаимодействия подробно описан в наших исследованиях.

Пси-трансформация структуры тканей организма – изменение структуры тканей организма под влиянием психики. Данный эффект можно объяснить механизмом внушения и срабатыванием защитных реакций организма, которые могут проявляться например в виде ожога (при внушении что к коже человека прикасается якобы раскаленное железо, на самом деле предмет прикосновения комнатной температуры).

Левитация – потеря веса при медитации. Данный феномен можно объяснить таким свойством субфизической материи как вызывать антигравитационные эффекты.

Появление различных творческих способностей: автоживопись, автомузыка, автописьмо. Феномен можно объяснить механизмом «скачивания» информации посредством субфизического взаимодействия.

Феномены, связанные с особым эмоциональным, волевым, мотивационным, деятельностным состоянием: ворожба, заговор, заклятие, наговор, проклятие, сглаз, полтергейст «привязанный к человеку».

Мы связываем рассматриваемые феномены именно с определенным психическим состоянием, поскольку именно подобное состояние открывает необходимые резервы психики и приводит к результирующему эффекту.

Читайте также:
Перфекционизм - что это такое и чем опасно читать в статье онлайн

Подробную характеристику с объяснением рассматриваемых эффектов делать не будем. Укажем лишь на то, что в их основе лежит субфизической взаимодействие, которое активируется посредством его обращения от объекта феномена к субъекту.

Вторая группа феноменов, связанных с экстрасенсорными способностями: телепатия, психометрия, предвидение, анима-контакт, ясновидение, яснослышание, яснознание, ретрокогниция, психокинез, способность зомбировать, целительство, экстрасенсорное внушение

Данные феномены также напрямую связываются с субфизической материей и ее свойствами.

Третья группа феноменов: природные аномальные явления.

К данной группе мы относим явления, не связанные с влиянием пси-факторов: полтергейст «не привязанный к человеку», геопатогенные зоны, смерч, торнадо

Можно предположить, что в основе данных феноменов лежит также субфизическая форма материя. В случае полтергейста «не привязанный к человеку» мы встречаемся с антигравитационными эффектами. Геопатагенные зоны мы можем объяснить существованием участков земной поверхности, через которые проходит интенсивное субфизическое излучение, исходящее из центра Земли.

В механизмах образования смерча и торнадо помимо известных объяснений, выдвигаемых в науке, мы можем предположить и влияние субфизической материи.

Четвертая группа феноменов: феномены жизни после смерти (псевдо-феномены): реинкарнация, воскресение мертвых, посмертное воздаяние, закон кармы и т.п. В парапсихологической литературе данные феномены нередко рассматриваются наряду с такими пси-феноменами, как «регрессии в прежние жизни», ксеноглоссия и ксенолалия – способность говорить на мертвых языках (под гипнозом (ксеноглоссия) и без гипноза (ксенолалия).

В рассматриваемом параграфе мы не будем останавливаться на причинах веры в души и «загробные жизни». В то же время укажем, что рассматриваемые феномены (регрессии в прежние жизни, ксеноглоссия и ксенолалия) можно объяснить без обращения к «гипотезы жизни после смерти». Вполне возможно, что любая информация может содержаться даже в крохотных элементарных частицах и при определенных условиях «считываться» людьми, чем и можно объяснить рассматриваемые феномены.

Подробное описание вышерассмотренных феноменов мы представим в отельном исследовании под названием «Теоретическая психология».

В данном параграфе мы сформулировали принципы классификации явлений, описанных в парапсихологической литературе, и предложили авторскую классификацию пси-феноменов. Мы выделили: парапсихологические состояния, парапсихологические способности, природные аномальные явления и псевдо-феномены. На основе гипотезы о субфизической (субфотонной) материи мы выдвинули предположения, объясняющие описанные в парапсихологической литературе явления.

Заключение к главе 7

Рассмотренная нами гипотеза основ психики, разумеется, требует детальной проверки и проработки. В настоящем исследовании мы лишь обозначили направления развития науки в области изучения психических явлений и их основ. В последующих наших исследованиях, в частности в «Теоретической психологии» мы вернёмся к данным вопросам.

Психологический эффект Пигмалиона, или ожидания сбываются!

Автор: sun craft · Опубликовано 17.06.2020 · Обновлено 11.11.2021

Эффект Пигмалиона – это явление, которое состоит в том, что человек, убежденный в верности той или иной информации, непроизвольно ведет себя таким образом, что данная информация получает подтверждение.

История вопроса

Мифологический царь Кипра и, по совместительству, греческий скульптор Пигмалион, по легенде, создал статую девушки удивительной красоты. И чем дольше любовался он делом свих рук, тем больше находил в нем замечательных достоинств. Вскоре Пигмалиону стало казаться, что ни одна из земных женщин не способна сравниться со статуей, которую он изваял. Назвав свое творение Галатеей, Пигмалион проводил дни и ночи напролет, восхищаясь красавицей из слоновой кости, любуясь ее нагими прелестями, одаривая ее щедрыми дарами, шепча нежные слова любви…

В день праздника влюбленный скульптор обратился к Афродите со страстной мольбой оживить его любимую, и богиня любви откликнулась на его просьбу. Не помня себя от счастья, помчался Пигмалион в свою мастерскую, где ждала его прекраснейшая из женщин. Живая, теплая и любящая – Галатея оказалась именно такой, какой и хотел видеть ее тот, кто ее придумал. Пигмалион получил то, что хотел, – его вера и страстное желание помогли мечте воплотиться в реальность. Подобный психологический феномен оправдывающихся ожиданий и лежит в основе эффекта Пигмалиона.

Эффект Пигмалиона (или эффект Розенталя) — это психологический феномен, который заключается в том, что ожидания человеком реализации пророчества во многом определяют характер его действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества.

Или, проще говоря, когда мы твердо убеждены, в достоверности какой-либо информации, мы зачастую действуем таким образом, что эта самая информация получает реальное подтверждение. Убедительным доказательством этому служит знаменитый эксперимент, проведенный в 1968 году американскими психологами Робертом Розенталем и Ленорой Якобсон.

Дети Розенталя

Исследователи Розенталь и Якобсон в самом начале учебного года явились в одну из школ Сан-Франциско для того чтобы определить уровень интеллекта учащихся. В результате, в каждом из классов ими было отобрано по несколько учеников, которые, по мнению психологов, были наделены выдающимися умственными способностями. «Если даже пока эти дети никак не заявили о себе, – в ближайшее время их интеллектуальный потенциал непременно раскроется! Ждите!» – заверили порядком удивленных учителей Якобсон и Розенталь. У педагогов был повод для удивления, – дело в том, что учащиеся, которых исследователи прочили в интеллектуальные светила, пока никак не демонстрировали особой склонности к умственной деятельности. Ну, то есть в числе отстающих они не значились, но и «звезд с неба» тоже не хватали. «Что ж, исследователям, наверное, виднее» – рассудили учителя и стали ждать от перспективных учеников обещанных результатов.

Читайте также:
Коллективное бессознательное - понятие, концепция Юнга

Между тем, учащихся с якобы высоким уровнем IQ психологи выбрали абсолютно случайно, «от фонаря»! Самое интересное, что когда в конце учебного года Розенталь и Якобсон снова пожаловали в уже знакомую школу с целью измерить коэффициент интеллекта учеников, они обнаружили, что те самые дети, которые были объявлены ими особо способными, и впрямь показали высокий уровень IQ!

То есть, эксперимент вполне убедительно доказал эффект Пигмалиона: мы получаем то, во что верим. Так, школьные учителя, уверовавшие в высокий интеллектуальный потенциал отдельных учеников, вольно или невольно передали свои ожидания этим ученикам, а те, в свою очередь, оправдали надежды поверивших в них учителей и достигли значительных результатов. Одним словом, что хочешь – то и получишь.

Особенно это касается детей из неблагополучных семей, от которых зачастую никто и ничего хорошего не ждет. Не удивительно, что худшие ожидания окружающих в подобных случаях оправдываются. И напротив, нередко, стоит иногда авансом похвалить такого ребенка, поверить в него, как, окрыленный этой верой, он «расправляет плечи» и преображается буквально на глазах.

Впрочем, речь идет, конечно, не только о детях. Руководители, связывающие свои позитивные ожидания с определенными сотрудниками, оптимистично настроенный врач, уверенный в том, что его пациент благополучно излечится от болезни, – тоже так или иначе, создают особый микроклимат, в котором самооценка и вера в себя у подчиненного или пациента растет, а его успехи – множатся.

Эффект Пигмалиона (Розенталя), когда ожидания сбываются

Эффект Пигмалиона – это явление, которое состоит в том, что человек, убежденный в верности той или иной информации, непроизвольно ведет себя таким образом, что данная информация получает подтверждение.

История вопроса

Мифологический царь Кипра и, по совместительству, греческий скульптор Пигмалион, по легенде, создал статую девушки удивительной красоты. И чем дольше любовался он делом свих рук, тем больше находил в нем замечательных достоинств. Вскоре Пигмалиону стало казаться, что ни одна из земных женщин не способна сравниться со статуей, которую он изваял. Назвав свое творение Галатеей, Пигмалион проводил дни и ночи напролет, восхищаясь красавицей из слоновой кости, любуясь ее нагими прелестями, одаривая ее щедрыми дарами, шепча нежные слова любви…

В день праздника влюбленный скульптор обратился к Афродите со страстной мольбой оживить его любимую, и богиня любви откликнулась на его просьбу. Не помня себя от счастья, помчался Пигмалион в свою мастерскую, где ждала его прекраснейшая из женщин. Живая, теплая и любящая – Галатея оказалась именно такой, какой и хотел видеть ее тот, кто ее придумал. Мастер получил то, что хотел, — его вера и страстное желание помогли мечте воплотиться в реальность. Подобный психологический феномен оправдывающихся ожиданий и лежит в основе эффекта Пигмалиона.

Эффект Пигмалиона (или эффект Розенталя) — это психологический феномен, который заключается в том, что ожидания человеком реализации пророчества во многом определяют характер его действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества.

Или, проще говоря, когда мы твердо убеждены, в достоверности какой-либо информации, мы зачастую действуем таким образом, что эта самая информация получает реальное подтверждение. Убедительным доказательством этому служит знаменитый эксперимент, проведенный в 1968 году американскими психологами Робертом Розенталем и Ленорой Якобсон.

Дети Розенталя

Исследователи Розенталь и Якобсон в самом начале учебного года явились в одну из школ Сан-Франциско для того чтобы определить уровень интеллекта учащихся. В результате, в каждом из классов ими было отобрано по несколько учеников, которые, по мнению психологов, были наделены выдающимися умственными способностями. «Если даже пока эти дети никак не заявили о себе, — в ближайшее время их интеллектуальный потенциал непременно раскроется! Ждите!» — заверили порядком удивленных учителей Якобсон и Розенталь. У педагогов был повод для удивления, — дело в том, что учащиеся, которых исследователи прочили в интеллектуальные светила, пока никак не демонстрировали особой склонности к умственной деятельности. Ну, то есть в числе отстающих они не значились, но и «звезд с неба» тоже не хватали. «Что ж, исследователям, наверное, виднее» — рассудили учителя и стали ждать от перспективных учеников обещанных результатов.

Между тем, учащихся с якобы высоким уровнем IQ психологи выбрали абсолютно случайно, «от фонаря»! Самое интересное, что когда в конце учебного года Розенталь и Якобсон снова пожаловали в уже знакомую школу с целью измерить коэффициент интеллекта учеников, они обнаружили, что те самые дети, которые были объявлены ими особо способными, и впрямь показали высокий уровень IQ!

Самоисполняющееся пророчество

То есть, эксперимент вполне убедительно доказал: мы получаем то, во что верим. Так, школьные учителя, уверовавшие в высокий интеллектуальный потенциал отдельных учеников, вольно или невольно передали свои ожидания этим ученикам, а те, в свою очередь, оправдали надежды поверивших в них учителей и достигли значительных результатов. Одним словом, что хочешь – то и получишь.

Самоисполняющееся пророчество — сила, с помощью которой наши ожидания влияют на реальность порой без нашего ведома. Разбираемся, насколько этот феномен распространен и силен в видео:

Читайте также:
Манипуляция людьми - приемы и способы защиты

Особенно это касается детей из неблагополучных семей, от которых зачастую никто и ничего хорошего не ждет. Не удивительно, что худшие ожидания окружающих в подобных случаях оправдываются. И напротив, нередко, стоит иногда авансом похвалить такого ребенка, поверить в него, как, окрыленный этой верой, он «расправляет плечи» и преображается буквально на глазах.
Впрочем, речь идет, конечно, не только о детях. Руководители, связывающие свои позитивные ожидания с определенными сотрудниками, оптимистично настроенный врач, уверенный в том, что его пациент благополучно излечится от болезни, – тоже так или иначе, создают особый микроклимат, в котором самооценка и вера в себя у подчиненного или пациента растет, а его успехи – множатся.

Лилия Илюшина, InHa.ru

Зависть. Что делать когда завидуешь ты и когда завидуют тебе

Эффект Пигмалиона: что вы внушаете своим детям, не осознавая этого?

Что такое Эффект Пигмалиона? «Это явление, с которым вы, так или иначе, уже знакомы, но возможно никогда вам не объясняли его суть. Если перед состязанием в беге вы говорите своему ребенку: «ты упадешь, бегать – это не твое», то ребенок действительно упадет, без вариантов. Потому что вы заставили его поверить, что это случится. И есть нечто, что обязывает его исполнить ваше предсказание. Но если вместо этого тому же самому ребенку вы скажете: «беги, лети, не останавливайся, и если ты вдруг упадешь, я буду рядом, чтобы помочь тебе встать», этот ребенок выступит лучше, чем если бы вы совсем ничего ему не сказали …». В этой статье мы расскажем вам о том, какой силой обладают ваши слова, и как они определяют поведение ваших детей. Узнайте, как использовать эту силу!

Это явление известно как Эффект Пигмалиона и действует на протяжении всей нашей жизни. Вера в нас других людей придает нам достаточно сил, чтобы достичь наиболее сложных целей.

«Поступай с человеком так, как он того заслуживает, и он останется прежним; поступай с ним так, будто он заслуживает лучшего, и он изменится в лучшую сторону».

Эффект Пигмалиона: легенда

Легенда рассказывает об Эффекте Пигмалиона…

Легенда о Пигмалионе берет начало в античной Греции. Как рассказывает Овидий, царь Пигмалион был страстно увлечен скульптурой. Не найдя себе супругу, он посвятил себя созданию статуй прекрасных женщин. Однажды он изваял статую такой красоты и совершенных пропорций, что потерял голову от любви к ней. Поэтому он умолял богов оживить ее. Афродита, богиня любви, сжалилась над бедным скульптором и дала ей жизнь. Пигмалион назвал ее Галатеей, и она стала его возлюбленной и спутницей жизни.

Что такое Эффект Пигмалиона?

Эффект Пигмалиона состоит в том, что ожидания или убеждения другого человека о нас меняют наше поведение или продуктивность, чтобы соответствовать этим ожиданиям.

Таким же образом мы сами можем использовать Эффект Пигмалиона в отношении других людей, но делать это следует с большой осторожностью. Если мы поощряем человека, то можем добиться того, что он раскроет весь свой потенциал, но если используем Эффект Пигмалиона в негативном ключе, можем разрушить все его надежды.

Наверняка вам знаком Эффект Плацебо. Простая лимонная конфетка, которую вам дал врач (или Пигмалион в этом случае), может вылечить головную боль. Только лишь потому, что так сказал врач.

Как мы видим, предсказание события способствует его исполнению.

Научное объяснение подтверждает Эффект Пигмалиона. Когда кто-то верит в нас, наша лимбическая система увеличивает скорость нашего мышления, что делает нас более внимательными и эффективными.

Это явление также известно как самосбывающееся пророчество, если имеется сильное желание в исполнении задуманного, высока вероятность, что это произойдет.

Что такое Эффект Пигмалиона?

«То, о чем мы думаем, становится реальностью, и это – действительно мощное оружие».

Сила Эффекта Пигмалиона и ярлыки, которые мы навешиваем нашим детям

В одной деревне Ганы, в Африке, есть одна очень любопытная традиция. Когда рождается ребенок, ему дается духовное имя, которое зависит от дня его рождения. Каждому дню соответствует ряд личностных характеристик, которые присваиваются детям.

Так, рожденные в понедельник, наделяются именем «Kwadwoy», что означает «мир». Этих детей принято считать тихими, спокойными и миролюбивыми. В том время как рожденные в среду зовутся «Kwaku», воители. Им соответствует плохое поведение и импульсивность.

Эффект Пигмалиона и сила слов

Было проведено исследование на предмет частоты появления этих имен в регистре сведений о судимости несовершеннолетних, совершивших какое-либо преступление. По данным этого регистра было установлено, что процент малолетних преступников с именем «Kwaku» значительно превышает процент тех, кто носит имя «Kwadwoy».

Эти результаты продемонстрировали негативное влияние «навешивания ярлыков» детям в таком раннем возрасте.

Неужели действительно виновато имя? Конечно же нет. Ответственность за это несет общество, с его ожиданиями и неосознанно сформированными установками для этих детей.

Как использовать Эффект Пигмалиона? Что следует говорить ребенку, и о чем лучше молчать?

В западной культуре мы также сталкиваемся с Эффектом Пигмалиона в самых разных его проявлениях.

Читайте также:
Самосознание личности - определение, структура, виды

Хотя родители делают это неосознанно, те ярлыки, которые они навешивают на своих детей, могут иметь очень негативный и продолжительный эффект на самооценку ребенка. Мы передаем это не только словами, жесты, взгляды, комментарии… также играют фундаментальную роль.

Парадокс состоит в том, что зачастую наши негативные ожидания с течением времени становятся личностными качествами детей, когда, напротив, нам бы совсем не хотелось, чтобы это произошло.

Это случается, когда мы не отдаем себе отчета в том, что «я»-концепция ребенка основывается на ожиданиях и убеждениях, которые внушают ему взрослые, чаще всего такие авторитетные фигуры, как родители или учителя.

Эффект Пигмалиона и сила слов

Представьте себе ситуацию, когда мы начинаем сравнивать разных детей. >

В том числе, можно прийти к автоматическому наказанию, всякий раз ругая ребенка, который обычно ведет себя плохо, даже если в этот раз он не сделал ничего плохого. Этот дифференцированный подход не только влияет на самооценку ребенка, но и провоцирует к плохому поведению, за которое его порицают.

В итоге, то, что мы говорим ребенку о его способностях, непосредственно влияет на его собственное представление о том, что он способен сделать.

Точно так же как страх заставляет нас приближать то, чего мы боимся, вера в себя, даже если нам передал ее другой человек, может дать нам крылья.

«Веришь ли ты, что способен на то или иное свершение, или веришь, что не способен, в любом случае ты будешь прав…»

В заключение оставляю вам забавное видео о силе Эффекта Пигмалиона.

Источник: Кристина Мартинес Де Тода, психолог Cognifit

Эффект Пигмалиона – Pygmalion effect

Эффект Пигмалиона или эффект Розенталя – это психологическое явление, при котором высокие ожидания приводят к повышению производительности в данной области. Эффект назван в честь греческого мифа о Пигмалионе , скульпторе, который влюбился в вырезанную им статую, или, наоборот, в честь психолога Роберта Розенталя . Розенталь и Ленора Якобсон в своей книге применили эту идею к ожиданиям учителей от учеников, влияющих на их успеваемость, – точка зрения, которая была частично опровергнута последующими исследованиями.

Розенталь и Якобсон считали, что высокие ожидания приводят к лучшим результатам, а низкие ожидания ведут к худшему, причем оба эффекта приводят к самоисполняющемуся пророчеству . Согласно эффекту Пигмалиона, цели ожиданий усваивают свои положительные ярлыки, и те, у кого есть положительные ярлыки, соответственно преуспевают; аналогичный процесс работает в противоположном направлении в случае заниженных ожиданий. Идея, лежащая в основе эффекта Пигмалиона, заключается в том, что увеличение ожидания лидером производительности ведомого приведет к более высокой производительности ведомого. В социологии эффект часто упоминается в отношении образования и социального класса . Критике подвергся и эффект Пигмалиона.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 исследование Розенталя – Якобсона
  • 2 Критика эффекта Пигмалиона
  • 3 Взгляды студентов на учителей
  • 4 На рабочем месте
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Дальнейшее чтение
  • 8 Внешние ссылки

Исследование Розенталя – Якобсона

Роберт Розенталь и Ленор Джекобсон «s исследование показали , что, если преподаватель возглавлял ожидать повышенную производительность от детей, то производительность детской была усовершенствована. Это исследование подтвердило гипотезу о том, что на реальность могут положительно или отрицательно влиять ожидания других, так называемый эффект ожидания наблюдателя . Розенталь утверждал, что предвзятые ожидания могут повлиять на реальность и создать самореализующиеся пророчества.

В начале исследования всем ученикам одной начальной школы Калифорнии был проведен замаскированный тест на IQ. Эти баллы учителям не разглашаются. Учителям сказали, что некоторые из их учеников (около 20% школы, выбранной случайным образом), можно ожидать, что они будут в этом году «интеллектуальными блюмерами», добившись большего, чем ожидалось, по сравнению с их одноклассниками. Имена шароваров были известны учителям. В конце исследования все студенты были снова протестированы с помощью того же теста IQ, который использовался в начале исследования. Все шесть оценок как в экспериментальной, так и в контрольной группах показали средний прирост IQ от до теста до после теста. Однако первоклассники и второклассники показали статистически значимый прирост в пользу экспериментальной группы «интеллектуальных блумеров». Это привело к выводу, что ожидания учителей, особенно в отношении детей младшего возраста, могут влиять на успеваемость учащихся. Розенталь считал, что даже отношение или настроение могут положительно повлиять на учеников, если учитель узнает о «цветах». Учитель может уделять больше внимания ребенку и даже по-другому относиться к нему в трудные времена.

Розенталь предсказал, что учителя начальной школы могут подсознательно вести себя таким образом, чтобы способствовать и поощрять успех учеников. По окончании Розенталь предположил, что в будущем можно будет провести исследования, чтобы найти учителей, которые будут поощрять своих учеников естественным образом, не меняя их методов обучения. Исследование Розенталя и Якобсона эффекта Пигмалиона подверглось критике как за слабую методологию, так и за недостаточную воспроизводимость (см. « Пигмалион в классе» ).

Предыдущее исследование, которое мотивировало это исследование, было проведено психологами в 1911 году в отношении Умного Ганса , лошади, получившей известность благодаря тому, что она должна была уметь читать, писать по буквам и решать математические задачи, используя свое копыто для ответа. Многие скептики предполагали, что вопрошающие и наблюдатели непреднамеренно сигнализировали Умному Гансу. Например, всякий раз, когда Умному Гансу задавали вопрос, поведение наблюдателей обычно вызывало у субъекта определенное поведение, которое, в свою очередь, подтверждало их ожидания. Например, Умному Гансу предлагалось решить математическую задачу, и аудитория становилась очень напряженной, когда он приближал ногу к нужному числу, тем самым давая Гансу подсказку, необходимую для того, чтобы нажимать правильное количество раз.

Читайте также:
Направленность личности - определение, виды, структура

Критика эффекта Пигмалиона

Педагог – психолог Роберт Л. Торндайк показал , что качество исследования Пигмалиона влияния индуцирования учителей ожидания на IQ было бедно. Проблема с исследованием заключалась в том, что инструмент, используемый для оценки показателей IQ детей, имел серьезные недостатки. Средний показатель интеллектуального интеллекта для детей в одном обычном классе находился в диапазоне умственно отсталых, что было крайне маловероятным результатом в обычном классе в садово-парковой школе. В конце концов Торндайк пришел к выводу, что находки Пигмалиона бесполезны. Более вероятно, что повышение показателей IQ по сравнению с диапазоном умственно отсталых было результатом регрессии к среднему , а не ожиданий учителя. Более того, метаанализ, проведенный Рауденбушем, показал, что, когда учителя знакомились со своими учениками в течение двух недель, индукция, предшествующая ожидаемому, была сведена практически к нулю.

Взгляды студентов на учителей

Учителя также страдают от детей в классе. Учителя отражают то, что проецируют на них их ученики. Эксперимент, проведенный Дженкинсом и Дено (1969), отправил учителей в класс детей, которым было сказано быть внимательными или невнимательными к лекции учителей. Они обнаружили, что внимательные учителя оценили свои педагогические навыки как более высокие. Подобные результаты Херрелла (1971) предполагают, что, когда учитель был предварительно настроен на то, чтобы в классах было тепло или холодно, учитель начал тяготеть к их предварительному условию. Для развития этой концепции Кляйн (1971) провел такое же исследование с участием учителей, все еще не знающих о каких-либо предварительных условиях в классе, но с классом, полным единомышленников, которым было дано указание действовать по-разному в периоды в течение лекции. «Кляйн сообщил, что между поведением студентов в естественных и положительных условиях не было большой разницы». В более наблюдательном исследовании, направленном на устранение подобных эффектов Хоторна , Оппенландер (1969) изучил верхние и нижние 20% учащихся шестого класса школы, которая отслеживает и организует своих учеников в соответствии с такими критериями.

На рабочем месте

Ожидания лидера от сотрудника могут изменить поведение лидера. Такое поведение, которое проявляется по отношению к сотруднику, может повлиять на поведение сотрудника в пользу ожиданий лидера. Чем больше сотрудник занимается учебной деятельностью, тем выше ожидания от руководителя. В свою очередь, сотрудник больше участвует в обучающем поведении. Лидеры будут демонстрировать больше лидерских качеств, таких как обмен лидерами (доверие, уважение, обязательства и т. Д.), Постановка конкретных целей и предоставление дополнительных возможностей обучения для сотрудников, а также предоставление обратной связи сотрудникам. Эти факторы были вызваны моделью эффекта Пигмалиона Розенталя.

Виды интеллекта — классификация в психологии

Нам всем хочется чувствовать себя умными. И какое же бывает разочарование, когда пройдя тест на уровень интеллекта, неожиданно получаешь не слишком высокий балл. А вы не задумывались о том, что интеллект бывает разный? Согласитесь, пытаться определить, у кого выше уровень умственных способностей – у физика-теоретика или у художника, — так же невозможно, как решить, что вкуснее – шашлык на углях или клубничное мороженое.

Почему интеллект разный

Само понятие «интеллект» стало популярным в начале XX века. Именно тогда же появились и первые тесты. И одновременно с этим многие психологи заговорили о невозможности сравнения интеллекта людей исключительно количественным способом.

Интеллект – это совокупность качеств и свойств личности, определяющих способности к мыслительной деятельности. И как в любых других способностях, недостаток одних качеств может компенсироваться высоким уровнем развития других. Например, в общении с людьми не очень хорошее развитие речи может компенсироваться умением слушать, способностью сопереживать, сочувствовать, готовностью помочь и т. д.

Умственные способности, как и любые другие, проявляются в деятельности. Нельзя определить уровень интеллекта человека, если он просто лежит на диване. Известный психолог Дж. Гилфорд выделяет более 100 первичных мыслительных способностей, связанных с разными аспектами деятельности человека. И те, что определяют высокий уровень интеллекта в одной области, совершенно не нужны в другой, поэтому и не развиваются, а их низкий уровень даже незаметен. Так, вербальные способности, необходимые для педагога или писателя, малозначимы для математика. Для него важнее умение оперировать цифрами и логическое мышление.

К тому же люди отличаются не только уровнем умственных способностей, но и характером мышления. Мышление математика и художника разное, не хуже или лучше, а просто разное.

Есть еще и творческое мышление – совершено особый тип мыслительной активности, который считается высшим уровнем познавательных процессов и высоко ценится в любом виде деятельности. Но оно не вписывается ни в один тест интеллекта. Потому что тесты стандартизированы, а творческое мышление нестандартное, оригинальное, и человек, наделенный им, не может дать однозначного ответа на многие задания теста.

Виды интеллекта (по Г. Гарднеру)

Попытки составить классификацию интеллекта предпринимались с середины XX века, когда стало понятно, что умственные способности отличаются качественно, и нельзя стричь всех под одну гребенку. Классификаций много, но наибольшую популярность в психологии имеет теория Говарда Гарднера, который выделил 8 типов (или видов) интеллекта.

Читайте также:
Стресс понятие, виды и характеристика, причины, фазы, факторы и признаки процесса

Логико-математический интеллект

Он связан с логическим мышлением и математическими способностями. Именно логика долгое время считалась основой умственных способностей вообще, и она определяет различные качества интеллекта:

  • умение мыслить упорядоченно и выстраивать иерархические структуры понятий;
  • способность оперировать цифрами, давать количественную оценку явлений;
  • наличие дедуктивного и индуктивного мышления;
  • владение основными мыслительными операциями в рамках формальной логики: анализом, сравнением, обобщением, синтезом;
  • способность работать с базами данных, систематизировать и структурировать информацию;
  • понимание графиков, схем и таблиц.

Те, у кого высокий уровень логико-магического интеллекта, достигают успеха в точных науках, в конструкторском деле, там, где требуется абстрактное и логическое мышление. Большинство стандартных тестов интеллекта оценивают в основном именно способности к логике.

Вербально-лингвистический интеллект

Вербальные способности или умение понимать и передавать информацию в речевой форме играют огромную роль в жизни человека. И умственное развитие ребенка напрямую связано с овладением речью. Еще в XIX веке было замечено,что глухонемые люди, не обученные специальному языку, по уровню интеллекта соответствуют 3-4-летнему ребенку.

Лингвистический интеллект предполагает наличие следующих качеств:

  • способность к осмысленному восприятию и анализу звуков речи и их сочетаний;
  • умение составлять речевые сообщения в соответствии с нормами и требованиями языка;
  • владение письменной речью, умение писать связные, логичные тексты, в том числе литературного, публицистического и научного характера;
  • умение правильно строить свою речь в соответствии с конкретной ситуацией: соблюдать правила речевого этикета, вести беседу, диалог, монолог, дискуссию.

В той или иной степени вербальный интеллект есть у всех психически полноценных, здоровых людей. Однако уровень его может сильно отличаться в зависимости от активности центра речи в головном мозге, от вербальных способностей и от речевых навыков, приобретенных не только в детстве, но и в старшем возрасте. Лингвистический интеллект очень динамичен и хорошо развивается. Правда, если ребенок по каким-то причинам не получил элементарные речевые навыки до 3-4 лет, то впоследствии это плохо скажется не только на вербальном интеллекте, но и на общем уровне умственных способностей.

Визуально-пространственный интеллект

В широком понимании это способность ориентироваться в пространстве, воспринимать и оценивать форму и размеры окружающих предметов и их удаленность друг от друга. Но эта способность включает в себя еще один важный аспект – она предполагает развитие образного мышления и всего, что с этим связано:

  • умение создавать, фиксировать образы на уровне сознания и сохранять их в памяти;
  • развитое воображение;
  • способность воплощать образы в различных формах: рисунок, скульптура, конструирование, схема и т. д.

Этот вид интеллекта предполагает способность анализировать увиденное, делать выводы на основе именно визуальной информации. Если учесть, что в форме зрительных образов человек получает до 80 % всей информации из внешнего мира, то становится понятно, насколько важен этот тип интеллекта.

Натуралистический интеллект

Человек – часть физического мира. Его существование и благополучие во многом зависит от способности анализировать события, происходящие в этом мире. Умение быстро оценить обстановку, по мельчайшим признакам определять приближение природной катастрофы или стихийного бедствия, отличать съедобное от несъедобного, врага от добычи – все это натуралистический интеллект. И он сыграл огромную роль не только в адаптации, но и в эволюции человека.

В настоящее время высокий уровень натуралистического интеллекта обеспечивает успех не только в таких сферах, как сельское хозяйство, разведение животных и геология, но и, вообще в естественных науках: биологии, физике, химии и т. д.

Межличностный или интерперсональный интеллект

Мы являемся не только частью природного мира, но и часть социума. Поэтому наш успех и даже нередко само существование зависят от качества общения с другими людьми. Интерперсональный интеллект включает в себя следующие качества личности:

  • умение строить взаимодействие с другими людьми;
  • владение средствами вербальной и невербальной коммуникации;
  • умение правильно воспринимать и понимать другого человека (социальная перцепция);
  • способность работать в команде, подчиняться и руководить;
  • организаторские способности.

Уровень развития интерперсонального интеллекта во многом определяет статус человека в обществе, его качества лидера. От этого типа умственных способностей зависит, кем вы станете: ведущим или ведомым, сможете ли сделать карьеру в социальной сфере, например, в менеджменте, политике и т. д.

Внутриличностный (интраперсональный) интеллект

Этот вид умственных способностей связан с самосознанием и включает в себя очень важные для человека качества:

  • способность погружаться в свой внутренний мир, анализировать свои чувства, мысли, поступки;
  • склонность к рефлексии как оценке своих поступков сквозь призму нравственных норм и традиций общества;
  • готовность к одиночеству и даже потребность в нем как в важном условии творчества и самосовершенствования;
  • умение формировать самооценку и ее адекватное восприятие, понимание своих сильных и слабых сторон, недостатков и достоинств.

Внутриличностный интеллект предполагает активность высшего уровня сознания, поэтому его иногда называют духовным. Возможно, сформировался этот вид мыслительных способностей на позднем этапе эволюции человека, и именно в нем личность проявляется как высшее духовное существо.

Музыкально-ритмический интеллект

Умственные способности человека предполагают умение анализировать не только звуки речи, но и звуки музыки, понимание мелодии и чувства ритма. Такому виду интеллекта, как музыкально-ритмический, обычно не придается серьезного значения. И действительно, без способности к глубокому анализу музыкального произведения вполне можно прожить и даже прослыть высокоинтеллектуальным человеком.

Читайте также:
Как поднять настроение - простые, но действенные способы читать онлайн

Однако есть люди, у которых в комплексе умственных способностей этот вид интеллекта занимает важное место. К ним относятся не только музыканты и певцы, но и актеры, педагоги, ораторы. Ведь способность воспринимать и передавать мелодию напрямую влияет на интонационность речи. Музыкальный интеллект включает в себя следующие качества:

  • способность к анализу музыки, в том числе мелодичности, ритма, тембра, темпа и т. д.;
  • умение воспроизводить мелодию на слух;
  • оценка эмоционального характера и интонационности музыки;
  • различение особенностей звучания разных музыкальных инструментов и различных тембров голоса (бас, баритон, сопрано, тенор и т. д.);
  • умение придавать речи яркую интонационную окраской.

Несмотря на кажущуюся малозначимость этого вида интеллекта, ученые доказали, что музыкальные способности у наших далеких предков сформировались раньше вербальных. И дело тут не только в понимании музыки, но и в том, что долгое время общение основывалось не на членораздельных звуках, а на музыкальной интонации, передающей разнообразные чувства и состояния.

Да и в настоящее время музыкально-ритмический интеллект необходим для придания речи выразительности, для умения использовать вокальные возможности голоса в вербальном общении: убеждать, уговаривать, восторгаться, возмущаться, сомневаться и т. д.

Кинестетический (тактильный или телесный) интеллект

Это познание и осмысление реальности через ощущения, прикосновения, движения. Необходимость чувствовать и понимать свое тело требуется не только в спорте, но и во многих видах предметной деятельности. Высокий уровень этого вида интеллекта проявляется в работе талантливых скульпторов, резчиков по дереву, виртуозных граверов и кузнецов. Без него не освоить привычных нам рукоделий, не научиться хорошо вязать и вышивать, работать с глиной или декоративным стеклом.

Когда человек сетует, что у него «руки не из того места растут», то он имеет в виду неразвитость кинестетического интеллекта. А формироваться эти умственные способности начинают в самом раннем детстве. Можно сказать, это первый вид интеллекта, который развивается у малышей. Поэтому детские психологи такое большое значение придают развитию мелкой моторики руки и вообще кожной чувствительности детей.

Эмоциональный интеллект

Виды интеллекта не ограничиваются классификаций Г. Гарднера, время от времени появляется описание еще одного вида. Это связано с многообразием проявлений умственных способностей человека. А может, мы продолжаем эволюционировать и постепенно обретаем все новые и новые способности? Так или иначе, но в последнее время все чаще говорят о таком виде интеллекта, как эмоциональный.

О важности этого вида интеллекта стали говорить сравнительно недавно – в конце XX века и тогда же начались его исследования в психологии. Эмоциональный интеллект можно определить как совокупность способностей человеку к эмоциональному познанию мира и других людей. Он включает в себя 3 аспекта:

  • Умение воспринимать окружающее через призму эмоций, давать эмоциональную оценку событиям и явлениям, поступкам и другим людям.
  • Способность понимать эмоциональное состояние других людей, анализировать его и строить свои отношения с окружающими на основании этого анализа. Проявляется эта сторона не только в понимании, но и в сочувствии, в эмпатии, то есть в способности переживать чужие эмоции.
  • Способность управлять своими эмоциональными состояниями, сочетание высокого уровня эмоциональности и высокого уровня рационального контроля.

Эмоциональный интеллект начинает формироваться очень рано. Совсем маленький ребенок в возрасте 6-8 месяцев уже способен понимать чувства взрослого и реагировать на улыбку улыбкой, а на нахмуренные брови слезами. Но до полноценного осмысления эмоций, а тем более до осознанного контроля их проявлений еще очень далеко. Этого уровня эмоционального интеллекта достигает не каждый взрослый.

Данный вид интеллект играет важную роль в жизни современного человека, он не только помогает строить отношения с окружающими, но и дает возможность избежать негативных последствий стресса, фрустрации и депрессионных состояний. Гармоничное сочетание эмоциональности и уравновешенности, экспрессивности и рациональности, умение регулировать сферу своих чувств – очень важные условия успеха в современном обществе. Поэтому многие психологические курсы предлагают программы по развитию эмоционального интеллекта.

Каждый из перечисленных видов интеллекта имеет свою специфику и требует особого подхода к процессу формирования. У каждого из них свои системы получения, обработки и хранения информации. Даже характер информации, с которой работает мышление в рамках того или иного интеллекта, совершено различный. Если говорить языком компьютерщиков, то у каждого интеллекта свои базы данных и операционная система.

Но это не мешает им гармонично сосуществовать в рамках одного сознания. Правда, высокий уровень развития всех видов интеллекта настолько большая редкость, что даже у гениев встречается не всегда.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: