Двойники Раскольникова в Преступлении и наказании – роль героев

Сайт здоровой семьи

Содержание:

Раскольников и его «двойники» в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского

Повествовательная структура романа Достоевского «Преступление и наказание» достаточно сложна. В центре произведения — образ главного героя, Родиона Раскольникова, с его идеей «разрешить кровь по совести».

Все остальные персонажи так или иначе связаны с Раскольниковым. Главный герой окружен в романе «двойниками», в сознании которых по-разному преломляется его идея.

Характеристика образа Лужина

Один из двойников Раскольникова в романе — Петр Петрович Лужин. Достоевский характеризует этого героя резко отрицательно. Это богатый человек, блестящий делец, приехавший в Петербург в надежде устроить свою карьеру.

«Пробившись из ничтожества», он привык «болезненно любоваться собой», высоко ценил свой ум и способности. Главная же мечта Лужина была о женитьбе. Более всего ему хотелось «возвысить до себя», облагодетельствовать какую-нибудь бедную девушку, непременно красивую и образованную, ибо он знал, что женщинами можно «весьма и весьма много выиграть в Петербурге».

Эти мечты, болезненное самолюбование — все это свидетельствует о душевной неуравновешенности героя, о его цинизме. «Пробившись из ничтожества» с помощью денег, в душе и по характеру он остался прежним. Лужин — деловой человек, который более всего на свете ценит деньги, добытые «трудом и всякими средствами».

Он уважает себя, считает себя умным, прогрессивным человеком, трудящимся на благо всего общества. У Лужина даже есть своя теория, которую он с удовольствием развивает перед Раскольниковым. Эта «теория разумного эгоизма» гласит: «возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано». Лужин считает: если каждый будет действовать, руководствуясь лишь собственным интересом, то в обществе будет больше преуспевающих граждан, «устроенных частных дел». Следовательно, «приобретая единственно и исключительно себе», человек трудится на благо «всеобщего преуспеяния», на благо экономического прогресса.

В жизни Петр Петрович последовательно руководствуется своей теорией. Женитьба на Авдотье Романовне тешит его болезненное самолюбие, к тому же она может способствовать его карьере. Раскольников выступает против этого брака, и Лужин быстро находит способ исправить ситуацию. Чтобы очернить Родиона в глазах родных и вернуть расположение Дуни, он обвиняет Соню в воровстве, подложив ей ассигнацию.

Анализируя теорию Лужина, мы замечаем ее поразительное сходство с теорией Раскольникова, в которой тоже доминирует личный интерес человека.

«Наполеонам все дозволено», — безапелляционно утверждает Раскольников. В убийстве старухи-процентщицы, безусловно, присутствует и личный интерес героя. Один из мотивов этого убийства — желание Раскольникова проверить свою теорию, выяснить к какому же типу людей относится он сам: «…тварь ли я дрожащая или право имею?»

Теория Раскольникова, по его мнению, тоже призвана спасти человечество от мирового зла, направлена на развитие прогресса. Магометы, Наполеоны, Ликурги — люди будущего, которые «двигают мир и ведут его к цели». Они «разрушают настоящее во имя будущего».

Характерно, что теория Лужина крайне не нравилась Раскольникову. Возможно, интуитивно он чувствовал в ней сходство со своими собственными идеями. Недаром же он замечает Петру Петровичу, что по его, лужинской, теории выходит, что и «людей можно резать». Как замечает Ю. Карякин, этим сходством, вероятно, и объясняется безотчетная ненависть Раскольникова к Лужину.

Таким образом, Лужин опошляет теорию главного героя, предлагая «экономический» вариант этой теории. Лужин — «двойник» Раскольникова в жизненно-бытовом плане.

Крайнее же выражение идеи Раскольникова, ее философский контекст мы находим в образе Свидригайлова.

Характеристика образа Свидригайлова

Этот образ в романе очень сложен. Свидригайлов «нигде не однолинеен, не так уж однотонно черен». Именно Свидригайлов восстанавливает доброе имя Дуни Раскольниковой, открыв Марфе Петровне истинное положение вещей. Он помогает осиротевшей семье Мармеладова, организовав похороны Катерины Ивановны и пристроив малолетних детей в «сиротские заведения». Аркадий Иванович помогает и Соне, снабдив ее средствами для поездки в Сибирь.

Это, безусловно, умный человек, проницательный, по-своему тонкий. Он прекрасно разбирается в людях. Так, он сразу же понял, что за человек Лужин, и решил воспрепятствовать браку с ним Авдотьи Романовны.

Как замечает В.Я. Кирпотин, «потенциально Свидригайлов — человек большой совести и большой силы», но все задатки его загублены образом жизни, российскими общественными условиями, отсутствием у этого героя каких-либо идеалов, четких нравственных ориентиров. К тому же от природы Свидригайлов наделен пороком, бороться с которым он не может, да и не желает. Речь идет о склонности героя к разврату. Живет он, подчиняясь лишь зову собственных страстей.

При встрече с Раскольниковым Свидригайлов замечает, что между ними есть «какая-то общая точка», что они — «одного поля ягоды». Кроме того, и сам писатель в известной степени сближает героев, развивая в изображении их один и тот же мотив. Это мотив ребенка, мотив невинности и чистоты. О Раскольникове сказано, что у него «детская улыбка», в первом сне своем он видит себя семилетним мальчиком. Соня, с которой он все больше сближается, напоминает ему ребенка. Детское выражение было и на лице Лизаветы в момент нападения на нее Раскольникова. Свидригайлову же дети являются в кошмарных сновидениях, напоминая о совершенных им злодействах.

И уже в развитии этого мотива обнаруживается разница между героями: если Раскольников эту детскость и чистоту несет в себе (это лучшее в герое), то для Свидригайлова — это поруганная чистота и невинность. Недаром Раскольников чувствует отвращение, разговаривая с Аркадием Ивановичем: ведь Свидригайлов покушается на то, что присутствует в глубине души Родиона.

В дальнейшем различие между ними становится все ощутимее. Преступление Раскольникова символизировало собой протест против несправедливости и жестокости окружающего мира, невыносимых условий жизни.

Читайте также:
Данко кратко читать легенду Горького из Старухи Изергиль

Безусловно, вторичными мотивами его явились и бедственное положение героя и его семьи, и желание проверить свою теорию. Но, совершив убийство, Раскольников уже не может жить по-прежнему: он «как будто ножницами себя отрезал ото всех», ему не о чем говорить с окружающими. Чувство мучительного отчуждения от людей вдруг охватывает его.

Однако, как отмечает В.Я. Кирпотин, и до и после преступления для Раскольникова значимы понятия добра и зла, в душе его сохранились идеалы.

Так, после совершения убийства герой помогает Мармеладовым. Последние двадцать рублей Раскольников отдает на похороны Семена Захаровича.

Ничего подобного мы не находим в натуре Свидригайлова, который совершенно опустошен, духовно мертв. Большой жизненный опыт, самодостаточность, тонкий ум соседствуют в душе его с цинизмом и безверием. «Оживить» его не может даже любовь к Дуне, лишь на мгновение пробуждающая в душе его порывы благородства и истинно человеческих чувств.

Свидригайлов скучает в жизни, ничто не занимает его ум и сердце, он ни во что не верит. При всем том Аркадий Иванович потакает всем своим желаниям, как хорошим, так и дурным. Погубив совсем юную девочку, он не испытывает никаких угрызений совести. Лишь однажды, в предсмертную ночь, его посещает кошмарное видение в образе загубленной девочки. Причем эта гнусная история, видимо, не единственное злодеяние Свидригайлова. О нем ходит много сплетен и слухов, к которым, впрочем, он равнодушен. Да и сам Аркадий Иванович вряд ли считает все эти истории чем-то из ряда вон выходящим. Для этого человека, похоже, не существует каких-либо моральных границ.

Характерно, что вначале Раскольникову кажется, будто в Свидригайлове «таится какая-то власть над ним», он притягивает Родиона. Но вскоре Родиону становится «тяжело» и «душно» с этим человеком, Раскольников начинает считать его «самым пустейшим и ничтожнейшим злодеем в мире».

Таким образом, по пути зла Свидригайлов идет гораздо далее Раскольникова. И в этом отношении символично даже имя этого персонажа. Имя «Аркадий» происходит от греческого слова «аркадос», что означает «житель Аркадии», буквально — «пастух».

Характерно, что в православной культуре слово это часто употреблялось в значении «пастырь» — то есть руководитель в духовной жизни, учитель, наставник. И в каком-то смысле Свидригайлов — действительно учитель Раскольникова на пути зла, так как в своем цинизме и безверии он во многом «превосходит» Родиона. Свидригайлов постоянно демонстрирует «высшее», «мастерское» владение раскольниковской теорией в виде практических воплощений ее.

Характеристика героини Сони Мармеладовой

Третий «двойник» Раскольникова в романе — это Соня Мармеладова. «Двойничество» ее лишь внешнее. Превратившись в проститутку, она тоже смогла «преступить черту», определенную нравственную границу. Однако мотивом действий Сони явился не эгоизм, не индивидуалистическая теория, не протест против мирового зла. Она жертвует собой, чтобы спасти от голодной смерти малолетних детей Катерины Ивановны.

Если в теории Раскольникова изначально заложен вред для общества, то Соня приносит вред лишь самой себе. Если Родион свободен в своем выборе между добром и злом, то Соня этой свободы лишена. Писарев отмечал, что «Софья Семеновна также сумела бы броситься в Неву, но, бросаясь в Неву, она не могла бы выложить на стол пред Катериною Ивановною тридцать целковых, в которых заключается весь смысл и все оправдание ее безнравственного поступка»

Соня — натура деятельная, активная, она пытается спасти семью от неминуемой гибели. На жизненном пути ее поддерживают кротость, доброта, вера в Бога. Раскольникова притягивает Соня, потому что он начинает отождествлять ее с собой, считая их жизненные положения похожими. Однако вскоре он замечает, что не понимает се, она кажется ему странной, «юродивой». И эго непонимание обнажает различия между ними.

«Преступление» Сони отлично от преступления Раскольникова, поэтому душа ее жива, наполнена верой, любовью, милосердием, Соня чувствует свое единение с людьми.

Двойники Родиона Раскольникова их роль в романе «Преступление и наказание» имеет огромное значение у поэта. Таким образом, Раскольников имеет в романе духовных «двойников». Назначение их различно. Лужин и Свидригайлов своим внутренним обликом дискредитируют теорию Раскольникова. При всем том Лужин — это примитивное воплощение теории героя, воплощение ее на жизненно-бытовом уровне. Свидригайлов же воплощает идею Раскольникова па глубинном, философском уровне. Образ Свидригайлова как бы обнажает дно пропасти, к которой ведет индивидуалистическая теория героя. Соня — лишь внешний «двойник» героя, ее «двойничество» поверхностно.

Двойники Раскольникова в романе “Преступление и наказание” (тема “двойничества”)

Раскольников
(Г. Тараторкин,
фильм 1969 г.)

Тема “двойничества” является одной из важных тем для анализа романа “Преступление и наказание” Достоевского.

Двойники Раскольникова в романе “Преступление и наказание” (тема “двойничества”)

“. у Достоевского, — почти каждый из ведущих героев его романов имеет по нескольку двойников, по-разному его пародирующих: для Раскольникова — Свидригайлов, Лужин, Лебезятников

В каждом из них (то есть из двойников) герой умирает (то есть отрицается), чтобы обновиться (то есть очиститься и подняться над сами собою). “ (М. М. Бахтин, книга “Проблемы поэтики Достоевского”, 1963 г.)

Если присмотреться, у Раскольникова имеется больше чем три двойника. Многие второстепенные герои романа также могут в каком-то смысле считаться двойниками главного героя.

Ниже представлены материалы о двойниках Раскольникова в романе “Преступление и наказание” Достоевского.

“Тут, как бы вам это выразить, своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!” (Свидригайлов о теории Раскольникова и своей теории, часть 6 глава V)

Господин Петр Петрович Лужин является двойником Раскольникова, потому что он, как и Раскольников, изобретает свои теории, которых потом придерживается. Так, Лужин является автором теории о бедных женах, а также сторонником теории целого кафтана.

Читайте также:
«Галоша» краткое содержание рассказа М.М. Зощенко для читательского дневника, анализ произведения, главные персонажи, отзывы

Согласно теории целого кафтана, все в мире должно строиться на личном интересе. Эта теория по сути очень похожа на теорию Раскольникова, которая оправдывает преступления со стороны избранных, “право имеющих”:

“А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать. ” (Раскольников о теории Лужина о “целом кафтане”, часть 2 глава V)

“Он было попробовал ему излагать систему Фурье и теорию Дарвина, но Петр Петрович, особенно в последнее время, начал слушать как-то уж слишком саркастически. ” (Лебезятников излагает свои теории Лужину, часть 5 глава I)

“Это был один из того бесчисленного и разноличного легиона пошляков, дохленьких недоносков и всему недоучившихся самодуров, которые мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить всё, чему они же иногда самым искренним образом служат.” (о Лебезятникове, часть 5 глава I)

“Потом поймешь. Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила… смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь… свою (это всё равно!). Ты могла бы жить духом и разумом, а кончишь на Сенной. ” (РаскольниковСоне, часть 4 глава IV)

“Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки. А старушонку эту черт убил, а не я. ” (Раскольников о себе, часть 5 глава IV)

Потому, потому я окончательно вошь, — прибавил он, скрежеща зубами, — потому что сам-то я, может быть, еще сквернее и гаже, чем убитая вошь, и заранее предчувствовал , что скажу себе это уже после того, как убью!” (часть 3 глава VI)

“Я ведь только вошь yбил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную.” (часть 5 глава IV)

“Я хотел тебе только одно доказать: что черт-то меня тогда потащил, а уж после того мне объяснил, что не имел я права туда ходить, потому что я такая же точно вошь, как и все!” (Раскольников — Соне об убийстве, часть 5 глава IV)

“Пусть, пусть я подлец, она же и сердца высокого, и чувств, облагороженных воспитанием, исполнена.” .(Мармеладов о себе и о жене, часть 1 глава II)

“. такова уже черта моя, а я прирожденный скот!” (Мармеладов о себе, часть 1 глава II)

Я низкий человек, Дуня.” (Раскольников о себе, часть 6 глава VII)

“— Эх, Родион Романыч, не совсем словам верьте; может, и не совсем будет на покой! Ведь это только теория, да еще моя-с, а я вам что за авторитет? Я, может быть, и сам от вас кой-что даже и теперь скрываю-с. Не всё же мне вам так взять да и выложить, хе-хе! Второе дело: как какая выгода? Да известно ли вам, какая вам за это воспоследует сбавка?” (Порфирий о явке с повинной, часть 6 глава II)

Катерина Ивановна

Катерину Ивановну Мармеладову также можно считать двойником Раскольникова. Она, как и сам главный герой, образованна, умна, горяча и горда. Она, как и Раскольников, понимает, что с ее умом и образованием она достойна лучшей жизни:

“. совсем даже не для такой доли и была воспитана, а воспитана была в «благородном, можно даже сказать, в аристократическом полковничьем доме», и уж вовсе не для того готовилась, чтобы самой мести пол и мыть по ночам детские тряпки.” (мысли Катерины Ивановны, часть 5 глава II)

Дуня Раскольникова отчасти тоже является двойником своего брата Родиона Раскольникова. Раскольников переступает черту, то есть совершает преступление, лишая жизни старуху и ее сестру. Дуня же готова “переступить” черту, переступить через себя и выйти замуж не по любви за Лужина ради того, чтобы спасти семью от нищеты. По сути Дуня идет на преступление против самой себя и лишает себя шанса выйти замуж по любви или, если и не по любви, то хотя бы за достойного человека, который бы любил ее.

Кроме того, Дуня и Раскольников могут считаться двойниками и потому, что они очень похожи не только внешне, но и по характеру:

“А знаете, Авдотья Романовна, вы сами ужасно как похожи на вашего брата, даже во всем! — брякнул он вдруг. ” (Разумихин о Дуне, часть 3 глава II)

Это были материалы о двойниках Раскольникова в романе “Преступление и наказание” Достоевского, анализ темы “двойничества” в произведении.

Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

По мнению Достоевского, люди, сосуществуя между собой, вынуждены относиться друг к другу с любовью и терпением или уничтожать подобных себе. Образы двойников Раскольникова в романе «Преступление и наказание», преломляясь через его теорию, полностью ее опровергают. Сознание главного героя также раскрывается писателем через образы антиподов, воплощающих лучшие стороны убеждений Родиона.

  1. Герой-двойник Свидригайлов
  2. Образ Лужина
  3. Характеристика Лебезятникова
  4. Антиподы Раскольникова

Герой-двойник Свидригайлов

Еще Лермонтов использовал в своем творчестве двойников как особый художественный прием, который характеризуется тем, что писатель предоставляет читателю своеобразный способ оценки и понимания главного персонажа через характеры и поступки других действующих лиц, имеющих с ним сходные черты. Достоевский решает проблему двойничества в романе, продолжив лермонтовские традиции.

В системе двойников наиболее близки Раскольникову Лужин, Свидригайлов и Лебезятников. Каждый из них представляет отдельное звено теории Раскольникова, но все трое ему противны. Свидригайлов с первых страниц вызывает у читателя неприязнь. Первое, чем похожи герои, — у обоих за плечами преступление. Они убийцы, но не считают это преступлением. В понимании Раскольникова убийство старухи-процентщицы — это польза человечеству, так как, по его мнению, она стала воплощением вселенского зла.

Читайте также:
«Витя Малеев в школе и дома» краткое содержание повести Н.Н. Носова

Свидригайлов тоже не собирается каяться в своем проступке, хотя по его вине погибли люди. Встретившись с Раскольниковым, он видит, что они одного поля ягода, однако точной копией себя его признать не может. Родион для него стал в какой-то мере тайной, интересным объектом. Однако и тот, присматриваясь к Свидригайлову, пытается его понять, но в итоге «ничего хорошего» не находит, ведь в нем нет ни совести, ни чести.

Писатель в своем сочинении как бы старается предостеречь героя от ошибок этого господина, иначе придется долго мучиться от угрызений совести. У него, как и у Раскольникова, существует «своего рода теория, что единичное злодейство позволительно». Только он не сомневается и не терзается от мысли, что делает что-то не так:

  1. Этот человек уверен, что имеет право на все.
  2. Он не задумывается над своими поступками, не рассуждает, хороши они или плохи.
  3. Воплощает в жизнь теорию Раскольникова, несколько ее видоизменив.

Факты говорят о его причастности к убийству жены Марфы Петровны, хотя прямых доказательств нет. Кроме того, по рассказам героев-очевидцев, он повинен в смерти крестьянина из его деревни и девочки-подростка. В прошлом Свидригайлов увлекался карточными играми и числился в своих кругах шулером. Подслушав признание Раскольникова в убийстве, подлец Свидригайлов шантажирует его сестру Дуню, желая склонить девушку к разврату. Не получив желаемого, мужчина влюбляется по-настоящему.

Не добившись ответного чувства от любимой женщины, Свидригайлов начинает осознавать, как пуста и никчемна его жизнь.

Чувствуя большую вину перед людьми и Богом, он оказывает помощь семье Мармеладовых и Дуне. Но раскаяние наступает слишком поздно, когда трудно что-то исправить. Не в силах пережить муки совести и принять от судьбы справедливое наказание, он сводит счеты с жизнью.

Образ Лужина

Кроме Свидригайлова непосредственным участником интриги в романе становится Лужин, за которого собирается замуж Дуня, чтобы спасти от бедности мать и брата. В свои 45 лет он «служит в двух местах и уже имеет свой капитал» и думает об открытии адвокатской конторы. Больше всего на свете Лужин любит деньги. Наглый и расчетливый до мелочей, он хочет жениться на бедной и скромной девушке, чтобы она всю жизнь знала свое место и была ему благодарна, «а он-то будет безгранично владычествовать».

Склонный к индивидуализму и придерживаясь теории «разумного эгоизма», Лужин не является сторонником христианской морали и считает ее ненужной для развития прогресса. Он живет «для себя одного», ему «все позволено». Жалость и сострадание ему недоступны. Теории Раскольникова и Лужина похожи в том, что оба стремятся перешагнуть через свое социальное положение, пренебрегая человеческими законами. Но если Лужин делает свои благодеяния по расчету, то у Раскольникова большая часть теории посвящена сверхчеловеку.

Но в результате Родион приходит к раскаянию, отвергая свои прежние выводы о людях, которые на все имеют право, и никчемных «тварей дрожащих». Лужин, в противовес Раскольникову, физически никого не убивает, но теория его провозглашает убийство духовное, что еще страшнее. Однако Петр Петрович способен и на физическое убийство, если это будет нужно для его целей, и сделает это хладнокровно и без раскаяния.

Характеристика Лебезятникова

Образ Лебезятникова Достоевский вводит в роман в качестве карикатуры на героев Чернышевского, беседующих об устройстве российского общества. Этот несколько заносчивый и самоуверенный персонаж служит в министерстве Лужина. Называя себя образованным человеком, он совершенно не владеет иностранными языками, да и на русском изъясняется слабовато. В компании сильных мира сего может льстить без умолку, а с равными себе способен приврать и наговорить кучу пошлостей.

«Скверным мерзавцем» называет этого человека Катерина Ивановна Мармеладова. Андрей Семенович старается создать впечатление сторонника модных в обществе течений, в частности, нигилизма, называет себя пропагандистом прогрессивных идей. Но поскольку эти взгляды ему не принадлежат, «продвижение» идет неважно. Его коньком в разговорах является устройство в обществе новой «коммуны». Он часто говорит о трезвом образе жизни, сам не пьет.

Для квартирной хозяйки Лебезятников вполне порядочный человек, так как вовремя вносит оплату. Его пропагандистская деятельность «модных» идей заключается в следующем:

  1. Он приносит соседям «вольнодумные» книги.
  2. Не может защитить свои взгляды даже в беседе с Лужиным.
  3. Придерживаясь «прогрессивных» идей, считает, что искусство бесполезно для общества, а брачные отношения устарели и лишают человека свободы.

Говоря об идеальном обществе, он не представляет в нем сострадания и благотворительности. Когда избивает Мармеладову, оправдывает себя тем, что мужчины и женщины должны быть равными и в драке, хотя сам первый ее оскорбил.

Двойником Раскольникова его можно считать, поскольку оба увлечены новыми идеями, под влиянием которых совершают безнравственные поступки.

Антиподы Раскольникова

Антиподом Раскольникова является его друг Дмитрий Разумихин. Он оптимист, общителен и открыт для людей, любит жизнь такой, какая она есть. В его жизни тоже не все хорошо, но этот юноша умеет справляться с неудачами, двигается вперед, борется с нуждой и бедностью, никогда не впадает в отчаяние. Молодой человек учится в университете и надеется на реализацию своих планов.

Раскольников же всегда мрачен, замкнут от взаимодействия с людьми, нужда сделала его злым. По-своему борясь с нищетой, герой считает, что цель оправдывает средства. Если Дмитрий не делит людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих», то его друг, подвергаясь постоянным сомнениям, увлекается мыслями о сверхчеловеке.

Читайте также:
Семья Курагиных в романе Толстого "Война и Мир - история семейства

Герои имеют много общего: молодость, образованность, порядочность и благородство, которые не зависят от происхождения. Однако альтруист Разумихин хочет достичь своей мечты упорным трудом, а Раскольникову ближе легкий путь достижения цели — через преступление.

Антиподом главного героя в романе выступает и Соня Мармеладова, в которой Родион чувствует добрую душу. Девушка тоже совершает преступление, переступая через себя, когда начинает заниматься проституцией. Однако Соня, нарушив моральные нормы, никому ничего не доказывает, а просто спасает семью от голода. Тем не менее девушка считает себя великой грешницей и просит у Бога покаяния. Раскольников же из-за своей безумной теории лишает жизни человека, тем самым убивая в себе личность, поэтому и мучается.

Как двойником, так и антиподом главного героя можно считать следователя Порфирия Петровича, который понимает муки Раскольникова и по-своему ему сочувствует. Хороший психолог, он обладает проницательностью и аналитическим умом, сразу отметив, что Миколка старуху не убивал.

Вопреки своему понятию о честности и порядочности Порфирий Петрович нередко при допросах специально старается запутать людей или представить целый спектакль, играя в нем разные роли. Как и Раскольников, он циничен и не доверяет никому, выступает против бунта.

Двойники и антиподы Раскольникова общаются между собой, реализуют свои планы и убеждения, подводя героя к двойственности выводов. К примеру, мысли о неизбежности какого-то процента жертв ради высокой цели (по Лужину) уживаются в нем с желанием помочь падшей Соне, сделать какое-то благое дело (по Разумихину). Однако борьба «разумного эгоизма» с «единичным добром», которая совершается в душе Раскольникова, отражается в спорах представителей тех и других начал.

Двойники Раскольникова Лужин и Свидригайлов – сочинение

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой, бывший студент Родион Раскольников, на практике проверяет свою теорию, утверждающую право убийства одних другими. Совершив убийство, он испытывает нравственные муки. Чтобы развенчать теорию Раскольникова и показать ее бесчеловечность, Достоевский вводит его двойников – Лужина и Свидригайлова.

В восприятии Раскольникова Лужин – торжествующее зло. Именно против лужиных и направлен бунт Раскольникова. Петр Петрович – делец. Он щегольски одевается, следит за своим внешним видом, наедине любуется своим лицом в зеркале и вообще доволен собой и уверен в себе. Всё хорошо, но что-то неуловимое делает лицо этого героя неприятным и отталкивающим. Самодовольство, самоуверенность и пошлость – вот преобладающие краски в описании Лужина.

Доказательством безнравственности Лужина служит то, что он решил жениться на Дуне, сестре Раскольникова, чтобы впоследствии ею помыкать. Или история с подброшенными Соне на поминках ста рублями, чтобы обвинить ее в воровстве. При первом же появлении Лужин излагает теорию «разумного эгоизма». Главные слова здесь – «расчет», «наука», «эгоизм». И Раскольников понимает, что Лужин ему идейно близок. Сущность его «экономической теории» чем-то напоминает теорию Раскольникова: и в том, и в другом случае разрешено «резать». Паучья расчетливость «делового человека» вызывает в Раскольникове отвращение, которое тем больше, чем яснее видит он свое сходство с Лужиным. У Лужина нет христианских критериев добра и зла.

Аркадий Иванович Свидригайлов – умный, наблюдательный, но жестокий, непорядочный, циничный человек. Свидригайлов тоже имеет свою «теорию». Он исповедует жизненную позицию «всё дозволено». Он виновник смерти жены Марфы Петровны, преследовал Дуню, из-за него погибла дворовая девочка. Отсюда и мысль о самоубийстве.

С Раскольниковым их сближает неограниченное своеволие, крайний индивидуализм, необузданность эгоистических желаний и цинизм. Свидригайлов не заметил, как переступил нравственный закон. Свидригайлова убивает то, что спасет Раскольникова, – любовь. В нем проснулась совесть. На его примере Достоевский показывает один из возможных путей Раскольникова. Перед уходом из жизни Свидригайлов помогает Сонечке, сиротам Мармеладовым.

Введя в роман психологических «двойников» Раскольникова, Достоевский развивает мысль о несостоятельности его теории.

Сочинение 2

Читающие «Преступление и наказание» впервые, не замечают всех тонкостей произведения. Казалось бы, зачем автор создал того или иного героя, ведь его история никак не связана с судьбой Раскольникова? Но каждый персонаж по-своему важен. Все действующие лица со своими характерами и особенностями помогают раскрыть личность главного героя – Родиона Раскольникова.

Образ мрачного Раскольникова является центром произведения. Неслучайно у героя столь говорящая фамилия – молодой человек весьма противоречив, его личностные качества словно разрозненные кусочки мозаики. Каждый персонаж в романе олицетворяет какой-то из этих кусочков. Кого можно назвать двойниками главного героя?

Дмитрий Разумихин – активный, жизнерадостный, стойко сносящий любые испытания, единственный друг главного героя. Родион же – полная противоположность. Он апатичен и не умеет справляться с проблемами. Оптимизм Разумихина остро контрастирует с мрачностью Раскольникова. У друзей есть и сходства. Молодые и благородные, они мечтают о светлом будущем. Но у героев разные пути достижения цели. Разумихин трудится, пытаясь выбраться из нищеты, а Раскольников ради идеи совершает убийство.

Петр Петрович Лужин – подлый лицемер под маской благородства. Сходство его с главным героем в том, что на пути к цели оба не брезгуют ничем. Образ Лужина оттеняет эгоистичность Раскольникова.

Свидригайлов – человек, лишенный нравственности, способный на все, на любые ужасные поступки, вплоть до убийства. Родион совершает преступление и нисколько не раскаивается. Оба героя полны противоречий, каждый из них способен на благородные поступки, но это не умаляет их вины за совершенные деяния.

Читайте также:
Стихи про маму трогательные до слез, четверостишья от дочери

Лебезятников Андрей Семёнович – глупый, но добрый безобидный человек, не выносит подлостей и словно становится карикатурой на Раскольникова, который одержим своей теорией.

Следователь Порфирий Петрович – в какой-то мере относится к двойникам Раскольникова. Он тоже был молод и одержим модными тогда теориями, но вовремя остановился, и теперь понимает студента, сошедшего с пути, сочувствует ему и старается помочь.

Среди женских образов романа тоже есть двойники Раскольникова. Например, его сестра, внешне похожа на него, родственная душа главного героя. Автор в описании Авдотьи Романовны обращает внимание на ее ум, гордость и независимость. Но, в отличие от Раскольникова, девушка становится на правильный путь и не совершает ужасных ошибок.

И, конечно, Соня Мармеладова. Она добрая, верующая, но, как и Раскольников, она является преступницей, отверженной. Но, в отличие от Родиона, Соня раскаивается и жаждет искупить вину. Образ Сони развенчивает ужасную теорию Раскольникова.

Двойники позволяют раскрыть сложную личность Родиона Раскольникова, каждая черта характера раскрывается в ком-то из героев. Благодаря такому приему приходит понимание совершенных поступков и неизбежного наказания за совершенное преступление.

Двойники Раскольникова в романе Преступление и наказание

Достоевский написал огромное количество разных произведений. Но одним из лучших является роман «Преступление и наказание». Там главным героем является Раскольников. В нем переплетаются сразу несколько характеров. Он может быть жестоким, решительным, а также сострадать и понимать других людей. Его нельзя определить плохой это герой или хороший. И для того чтобы это понять автор вводит несколько его двойников.

Одним из выразительных и очень сильно похожим на Раскольникова является Лужин. Он влюблен в сестру главного героя Дуню. Он показывает к чему может привести жизнь. За все время своего существования он ни разу не признал того что человек может быть бескорыстным или благородным. Он просто в это не верил. Но зато на сто процентов он был уверен в том, что каждый человек может и готов сделать все для того чтобы получить выгоду и как можно больше. Он старается заботиться и любить только себя, а до окружающих ему дела вовсе нет.

Еще одним двойником Раскольникова является Свидригайлов. Он является дворянином. Он может быть спокойным и добрым, но вместе с тем еще он может быть злым и циничным. И хотя автор его описывает таким, но тем не менее, когда Катерине и Сонечке нужны были деньги, он делает все для того чтобы им помочь. Кроме этого немного погодя он стал задумываться над тем, действительно ли он может быть таким злым, как кажется.

Еще одним двойником нашего главного героя является Порфирий Петрович. Именно ему удается вывести и доказать вину главного героя. Он делает все для того чтобы Раскольников признался во всем, а также и покаялся во всех своих грехах, которые успел сотворить. И когда Порфирий это делал с Раскольниковым, то сам стал вспоминать о своих грехах, и ему также захотелось в них признаться.

После прочтения произведения можно увидеть, что двойников Раскольникова здесь имеется очень много. Они имеются практически в каждом из героев романа. Автору удалось подчеркнуть в своем романе все ценности человеческой жизни и доказать людям, что их ни в коем случае не нужно терять или менять на что-либо другое. Также он заставляет каждого человека взглянуть на тех людей, которые находятся рядом с ним и оценить кто действительно нужен ему, а без кого ему будет жить намного лучше.

Вариант 4

Главный герой Достоевского в романе «Преступление и наказание» не единственный, кем овладела мысль о возможности использовать других людей для достижения своих целей. Лучше или хуже они Раскольникова, можно проследить по тому, как они пришли к этой идее и как осуществляют её своих действиях.

Явными двойниками Родиона Раскольникова являются Лужин и Свидригайлов. А следователь Порфирий Петрович признаётся, что идеей сверхчеловека, которому всё дозволено, переболел и он в юности, но отрёкся от неё и встал на путь прямо противоположный – борьбы с преступниками.

Ведь за каждым преступлением стоит человек, решивший, что он имеет право поступать как ему заблагорассудится и не ограничивать себя рамками выработанных человечеством законов и нравственных устоев.

При этом Раскольников, как умный и наблюдательный человек, видит себя со своей «умственной теорией» отражённым и в Лужине, и в Свидригайлове, как в кривых зеркалах.

Лужин представляет, образно говоря, выпуклое зеркало. Он как человек во сто крат хуже главного героя и является законченным подлецом и нравственным уродом.

Те выводы, к которым Родион Раскольников пришёл ценой изматывающих душу размышлений о судьбах человечества и его вождей, сочинив при этом целую теорию о крови по совести, Лужин имел готовыми, как паук, не сомневающийся в том, что имеет право заполучить жертву в хитро сплетённую паутину.

Как он распорядится ею – всё зависит от ближайших задач. Например, Дуню, сестру Родиона, он рассчитывал использовать как средство для вхождения в общество. Такая жена из бедного сословия ничего не будет ему стоить, но её красота и образованность принесут дивиденды. А ещё слаще Лужину было представлять, как безраздельно он будет владычествовать над беззащитной женщиной.

Соню Мармеладову он планировал сделать средством для мщения Раскольникову за несостоявшееся сватовство. Цинично подбросив ей деньги и объявив воровкой, он готов был походя растоптать человеческое достоинство невинной девушки.

Читайте также:
Волков характеристика героя из романа И.А. Гончарова "Обломов", описание образа и внешности, отношения с окружающими, род занятий и интересы, сравнение с Обломовым

Ни на секунду в душе Петра Лужина не возникло сомнений, сожалений по поводу личного права выбирать жертвы для своих целей. Это ли не теория Раскольникова в действии?

В Аркадия Свидригайлова главный герой может смотреться как в своё отражение в зеркале с вогнутой, уходящей вглубь перспективой. На его дне отражено то, что уже состоялось.

Если Раскольников только размышляет, имеет ли он право убить человека и после этого нормально существовать, то Свидригайлов «проверил» это на деле, и не один раз. На его совести забитый до смерти работник, повесившаяся девочка, смерть жены Марфы Петровны. Главному герою Аркадий Иванович внушает, что они одного поля ягоды. Только моральные страдания Раскольникова ему не ведомы.

Казалось бы, безнаказанный господин продолжает наслаждаться жизнью, посещает рестораны. Но что стало с его душой? Ему мерещатся призраки его жертв, за ним с того света «приходит» Марфа Петровна. Он боится оставаться один и по сути психически болен.

Его надежда на спасение – соединить жизнь с чистым существом, у которого душа не затуманена греховными помыслами. Такую душу он нашёл в Дуне Раскольниковой. Но ответить на его чувство девушка не может. Глубина нравственного падения так безнадёжна, что возврата в мир нормальных человеческих отношений у Свидригайлова нет. Остаётся только пустить пулю в лоб.

Таким образом, Раскольников и его двойники убеждают, что к жизни нужно относиться очень ответственно. Стремление вложить её в рамки какой-то теории несостоятельны и неразумны. За заблуждения и ошибки человек несёт ответственность и получает уроки ценой не только личных испытаний и наказаний, но страданий близких ему людей.

Сочинение на тему Лужин и Свидригайлов как двойники Раскольникова

Произведение Достоевского считаются одним из популярнейших в современном мире. Данные герои считаются одними из второстепенных героев литературного произведения «Преступление и наказание». Но тем не менее обоих героев считаются двойниками главного героя Родиона Раскольникова. Так чем же схожи эти герои?

У каждого из этих героев существуют собственные теории, которые раскрываются в ходе нарастания сюжета. В их теориях есть множество сходств. Например, теория о том, что идеальных людей не существует.

Далее подробно рассмотрим теорию Раскольникова о людях. Теория заключается в том, что люди готовы на все, при этом им не важны жертвы, на которые необходимо пойти для того чтобы добиться успеха в жизни. Именно благодаря этой теории Родиону пришлось решиться на страшное преступление в своей жизни. Далее рассмотрим теорию Лужина. Ее можно назвать экономической. Суть теории состоит в пропаганде индивидуализма, ее можно считать безобидной, так как она несет за собой различных преступлений. В ходе развития сюжета, читатель начинает понимать, что данная теория не очень хороша, как кажется вначале. Герой оправдывает страшные последствия, говоря, что это проявление индивидуализма.

Теория второго героя не менее интересная, чем теория Раскольникова и Лужина. Она также как и предыдущая оправдывает страшные поступки, но в данном случае это не проявление индивидуализма. Теория полностью оправдывает тех, кто совершал страшные поступки во имя своей цели. Три теории действительно имеют множество общего, но они все также имеют различные отличия, которые не оправдывают главных героев литературного произведения. Наверное, именно отсюда вывод о том, что Родион Раскольников не виновен. Но он по своим личным побуждениям совершил убийство, и теперь должен ответить за свой поступок.

Также этих героев литературного произведения называют дойниками, потому что они совершают подобные преступления и пытаются оправдать себя и свои поступки. Именно Раскольникова, Лужина и Свидригайлова называют главными подлецами всего произведения. Потому что один наклеветал на бедную девушку Соню. Девушка не брала 100 рублей, но герой обвинил ее. А вот Свидигайлова подозревают в жесточайшем преступлении. Ест большая вероятность, что он отравил свою же жену. Эти все поступки объединяют этих героев.

Двойники Раскольникова

Популярные сочинения

Уже в самом начале произведения становится понятно, что Герасим положительный персонаж повести. Это порождает чувство симпатии нему.

Произведение Валентина Распутина «Уроки французского» учит людей всегда оставаться человечными во что бы то ни стало. Главный герой – Одинокий мальчик

Я часто задумываюсь о том, что же такое «внутренний мир человека»? Внутренний мир человека – это его

Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Зеркальное отражение героя

В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» двойниками Раскольникова является целый ряд героев. Читая произведение впервые, мы не можем понять всех нюансов и тонкостей содержания. Детективный сюжет полностью захватывает наше воображение. При более внимательном рассмотрении замысла писателя возникает ряд вопросов. Кажется непонятным появление на страницах книги некоторых личностей, история и судьба которых далека от жизни главного героя. На самом деле у Достоевского нет ни одного лишнего действующего лица. Каждый из персонажей несёт свою смысловую нагрузку и служит более полному раскрытию личности главного героя. Тема двойничества в романе «Преступление и наказание» имеет очень важное значение.

Безусловно, в центре романа стоит мрачная фигура Родиона Раскольникова. Автор неслучайно наделил своего героя говорящей фамилией. Личность молодого человека противоречива и, как мозаика, состоит из разрозненных, будто несвязанных между собой частей. У каждой из них в романе появляется своё зеркальное отражение в виде отдельно взятого героя. Познакомимся с ними подробнее.

Двойники Родиона Раскольникова

Единственный друг

По сюжету повествования первым из двойников героя появляется Дмитрий Разумихин. Молодой человек – противоположность главного героя. Он активен, общителен и жизнерадостен. Студент стойко переносит удары судьбы, строит планы и не впадает в отчаяние. Его друг, напротив, мрачен и неразговорчив, не умеет справляться с жизненными проблемами. На фоне оптимизма Разумихина апатичность Раскольникова становится ярче и понятнее читателю. «Подлец человек!

Читайте также:
Вишнёвый сад 🍒 краткое содержание пьесы Чехова, характеристика главных героев, история создания, сюжет, смысл произведения, проблематика

Почтенный жених

В зеркальном отражении главного героя, мы заметим ещё одного двойника. Это счастливый избранник Сестры Раскольникова, Пётр Петрович Лужин. Лицемерный человек, пытающийся казаться честным и благородным, на самом деле имеет подлую и лживую натуру. Какая же черта характера нашего героя выпукло изображается в этом образе? Лужин, идя к своей цели, руководствуется принципом: «Все средства хороши». Он пользуется бедственным положением Дуни, оговаривает Соню, заботясь лишь о своём благополучии. Раскольников, проверяя свою теорию, действует так же. Образ Петра Петровича Лужина помогает понять эгоистическую сущность идеи главного героя.

Мрачный Свидригайлов

Загадочная фигура Свидригайлова вызывает неприязненное отношение читателя. Это порочный человек, для которого не существует законов нравственности и морали. Он способен на убийство, растление малолетних детей, измену жене и другие гадкие поступки. Но его фраза: «Мы одного поля ягоды», – обращённая к Раскольникову, даёт нам понять, что у героев есть схожие черты. Родион Раскольников так же, как и загадочный господин Свидригайлов, совершает преступление. По его вине гибнут люди, а он не чувствует раскаяния. Подобное поведение роднит его с этим отрицательным персонажем. Фигура Свидригайлова полна противоречий так же, как образ главного героя. Он способен на благородные поступки: помогает осиротевшим детям Мармеладова, даёт деньги Соне Мармеладовой. Но его отвратительная сущность от этого не меняется. Знакомство с ним показывает, к каким страшным последствиям может привести отрицание заповедей христианства и безнаказанность.

Лебезятников Андрей Семёнович

Этот герой, по замыслу автора, в гротескной форме отображает увлечение молодёжи новыми теориями. Он пародия на одержимость Раскольникова своей теорией. Лебезятников глуп, но добр и безобиден. Ему неприятна подлость Лужина так же, как Родиону Раскольникову.

Мудрый следователь

Порфирия Петровича в какой-то степени тоже можно отнести к двойникам главного героя. Умудрённый опытом человек понимает запутавшегося студента, искренне сочувствует ему. Он сам сумел вовремя остановиться и разобраться в модных современных теориях и теперь пытается спасти Раскольникова: «Станьте солнцем, вас все и увидят! Солнцу, прежде всего, надо быть солнцем!»

Женские двойники героя

Отдельные черты характера молодого человека отображаются в героинях рассказа. Описывая Авдотью Романовну Раскольникову, писатель указывает на её внешнее сходство с братом, обращает внимание на их родственные души. Девушка умна, горда и независима так же, как и её брат. Но в отличие от него эти черты характера помогают ей выбирать правильный путь в жизни, разбираться в людях и не совершать роковых ошибок.

Самый важный в жизни героя человек – Софья Семёновна Мармеладова. Верующая в бога, добрая Соня отличается от Раскольникова. Но есть в них и нечто общее: оба совершили преступление, нарушили закон, стали отверженными. Только Соня считает себя грешницей и жаждет принять страдание, чтобы искупить свою вину, а Родион Раскольников уверен в своей правоте. Образом Сони Ф.М. Достоевский пытался донести до читателя основную мысль произведения и окончательно развенчать бесчеловечную теорию Раскольникова.

Роль двойников в романе

Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Достоевского помогают разобраться в сложном характере главного героя, рассмотреть отдельно взятые черты характера, будто через увеличительное стекло. Благодаря этому приёму, мы понимаем мотивы поступков и осознаём неотвратимость наказания за совершённое преступление.

Роман Достоевского и воплощения-двойники Раскольникова

Меню статьи:

«Преступление и наказание» – чрезвычайно сложное произведение. Читатель волен воспринимать поверхность романа, воплощенную в виде сюжета. Но также среди букв текста скрываются двойники Раскольникова – образы героев, отражающих черты Родиона, словно зеркальная гладь.

Дорогие, наши книголюбы! Предлагаем ознакомиться с характеристикой Родиона Раскольникова в романе Федора Достоевского “Преступление и наказание”

Первое чтение произведения не раскрывает всю палитру специфичности «Преступления и наказания», не дает «раскусить» тонкости и спрятанные в глубине текста акценты. Сюжет романа – это детектив, поэтому читатель, впервые открывая и погружаясь в повествовательные глубины, оказывается захваченным сетью увлекательных событий. Однако идея, толкнувшая Достоевского на создание «Преступления и наказания», намного более обширна, чтобы полностью воплотиться в одном лишь сюжете.

При внимательном и подробном изучении романа (если читатель превратиться в исследователя или литературного критика) можно увидеть, что роман пестрит образами персонажей, которые не влияют прямо на жизнь центрального героя – Родиона Раскольникова. Возникает вопрос, зачем писатель поместил на страницы произведения фигуры, присутствие которых в романе не понятно.

Но если подойти к замыслу Достоевского ближе, то мы найдем ответы на поставленные вопросы: каждый персонаж имеет уникальное значение и играет определенную роль. Лишних ролей на сцене нет, все учтено: в механизме задействована каждая упоминаемая шестеренка.

Личность главного героя распадается, раскалывается на совокупность фрагментов, осколков. Читатель, пожалуй, без труда отметит необычность и символичность фамилии центрального персонажа: раскол возникает внутри души Родиона, в тексте неоднократно говорится, что Раскольников – это словно две разные личности. Но это еще не все, ведь личность главного героя раскалывается еще и так, что черты-осколки попадают в образы других персонажей. Чем-то этот лейтмотив напоминает сказку о «Снежной королеве», где осколок льда попадает в глаз Кая – главного героя. Так же и личность Раскольникова преломляется в чертах других действующих лиц романа. Итак, мы выяснили, что двойники Раскольникова – это отдельные персонажи произведения, поэтому стоит остановиться на характеристике этих героев детальнее.

Читайте также:
Анализ главы Фаталист в романе Герой нашего времени - значение

Дмитрий Разумихин

Двойником главного героя «Преступления и наказания» является и лучший друг Раскольникова. Это первый в ряду зеркальных отражений Родиона. Дмитрию свойственны противоположные Раскольникову черты: активность, жизнерадостность, общительность и открытость. Жизнь Разумихина не менее сложна, чем жизнь Раскольникова. Однако молодой человек сумел устоять перед жизненными невзгодами, пойти вперед, вопреки нищете, нужде и отчаянью. Разумихин не позволяет негативным эмоциям овладеть собой.

Раскольников не смог продолжить учебу из-за бедности. Разумихин же учится в Петербургском университете, как и прежде. Дмитрий не теряет надежды на будущее: юноша полон планов и энергии на реализацию замыслов. Раскольников – прямая противоположность Дмитрию. Родиону свойственная мрачность, замкнутость, отстраненность от общества и полное неумение решать проблемы. Дмитрий словно подсвечивает, делает ярче отдельные черты Раскольникова, которые, таким образом, становятся доступнее пониманию читателей.

Разумихин – оптимист, Раскольников – напротив, впадает в отчаянье, мрачность, жестокость. Нищета портит личность героя, делая Родиона жестоким и злым. Раскольников убежден, что люди – подлые существа, но не менее подлыми являются те, кто считает других таковыми. Дмитрий бы не разделил людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих», подобно товарищу. Апатичность и склонность Раскольникова к сомнениям, скепсису, цинизму и нигилизму позволяет герою увлечься идеями о сверхчеловеке. Это возможно, благодаря наличию в Раскольникове черты высокомерия, которая отсутствует у Разумихина.

Между тем, двойники обязаны иметь и сходство: это молодость, уровень образования, ум, талант, порядочность и природное благородство, не связанное с происхождением. Дмитрий и Родион имеют одинаковые мечты. Однако для Дмитрия, в отличие от Раскольникова, важным является и путь достижения этой мечты, цели. Родион же, судя по всему, приверженец идеи о том, что цель оправдывает средства. Собственно, это утверждение реализуется в поступке Раскольникова: избавление от вселенского зла, улучшение человечества предполагает возможность убийства. «Право имеющие» личности, властные и волевые люди не ограничиваются принятыми нравственными устоями.

Для достижения цели Дмитрий выбирает путь усердного, упорного и тяжелого труда, а Раскольников – быстрый путь преступления, в надежде получить легкие деньги.

Петр Лужин

Петр Петрович тоже описан как двойник Родиона. Лужин собирается жениться на Дуне – сестре Раскольникова. Однако Петр вовсе не положительный персонаж. Брак для Лужина – лишь способ насытиться зависимым положением несчастной девушки, насладиться безвыходным положением Дуни. Лицемерие, подлость и лживость – основные черты личности Лужина. Между тем, герой тщательно маскирует эти качества, стараясь повсеместно демонстрировать благородство натуры и честность.

Все кто читает книги – умные и крутые ребята. Предлагаем вашему вниманию краткое содержание повести Федора Достоевского “Белые ночи”, который не включен в школьную программу за его “нетипичность” для творчества этого автора.

Лужин – это выражение предыдущего утверждения о том, что цель оправдывает средства. Мужчина не останавливается перед тем, чтобы оклеветать девушку (Соню Мармеладову), чтобы взять в жены нелюбимую женщину. Все это – ради потакания собственным капризам и удовлетворения эгоистичных интересов.

Раскольников – более сложная натура, чем Лужин. У Родиона есть теория, для проверки которой подходят все средства. Однако в корне такой методики верификации своей теории Раскольников действуют эгоистично – так же, как Лужин.

Образ Свидригайлова изначально несимпатичен читателю. Мрачность, порочность, игнорирование моральных и нравственных норм – характерные черты личности героя. Среди мерзких поступков Свидригайлова есть и прелюбодеяние, и сексуальные извращения, связанные с растлением несовершеннолетних, и даже убийство. Свидригайлов – вдовец, но когда-то из тюрьмы героя выкупила богатая помещица. Впрочем, теперь женщина мертва (смерть жены Свидригайлова достаточно загадочна).

Персонаж сам высказывает мнение о наличии сходства между ним и Раскольниковым. Первое, что роднит героев, – это преступление. Родион – убийца, как и Свидригайлов. Проступок ни Свидригайлов, ни Раскольников постыдным не считают, не признавая его за преступление. В контексте мировоззрения Раскольникова убийство ростовщицы – это необходимая жертва, это услуга человечеству со стороны его – Родиона. Ведь старуха – это воплощение зла. Так же и Свидригайлов: герой не чувствует вины, не кается за то, что люди погибли из-за его ошибки.

Однако нельзя отрицать наличие положительных черт в Свидригайлове. Мужчина выручает Сонечку Мармеладову деньгами, также старается помочь сиротам – детям покойного бывшего чиновника Мармеладова. Как мы помним, Раскольников тоже отдает вдове Мармеладова – Катерине – последние средства, оставаясь без гроша в кармане.

Лебезятников

Снова Достоевский награждает очередного персонажа красноречивой фамилией. Черта, которая выпячивается образом Андрея Семеновича, – это бездумная подверженность молодых людей новомодным веяниям в области философии и идеологии. Гротеск – это основной художественный прием, который употребляет автор для создания персонажа Лебезятникова. Герой – двойник Раскольникова, потому что Родион тоже увлечен новыми идеями: прежде всего, это концепция сверхчеловека (встречающаяся также в трудах Фридриха Ницше), нигилизм, а также стремление разделять людей не на сословия, а на «право имеющих» и слабую, инертную, серую массу (ведомые и ведущие).

Однако Лебезятников при этом безобиден: герой глупо копирует поведение и речь авторитетов, не понимая ни слова. Глупость и доброта не делают Лебезятникова опасным. Раскольников же, имея незаурядный ум, талант и качественное образование, становится опасной личностью, когда начинает проверять философско-теоретические построения на практике. Андрей Семенович – это образ, с помощью которого Достоевский создает пародию на увлеченность Раскольниковым новыми идеями.

Порфирий Петрович

Достоевский наделяет следователя чертами двойника Раскольникова: опытный мужчина, за плечами которого – груз прожитых лет, страданий и боли, – один из немногих, кто способен понять Раскольникова. Интересно, что следователь – это родственник Дмитрий Разумихина, единственного верного друга Родиона.

Читайте также:
Стихи про ромашку короткие четверостишия про полевой цветок для детей

Несмотря на то, что Порфирию Петровичу всего 35 лет, мужчина чувствует себя старым человеком. Разумихин положительно отзывается о следователе. Когда Порфирий Петрович взялся за дело об убийстве Алены Ивановны и Лизаветы, то понял, что дело непростое.

В Раскольникове следователь замечает черты, раскрывающие юношу. Порфирий Петрович – мастер психологического анализа, мужчина, обладающий проницательным и аналитическим складом ума.

Порфирий понимает, что маляр Миколка, взявший на себя вину, не убивал старушек. Раскольникова следователь жалеет, искренне сочувствуя юноше. С Раскольниковым героя, однако, сближает склонность к цинизму, недоверию и скептицизму. Вопреки тому, что персонаж говорит о себе как о человеке честном, Порфирий Петрович нередко дурачит людей и разыгрывает разные роли. Кроме того, характер героя трудно назвать простым и приятным: Порфирия Петровича отличает язвительность, едкость, ядовитость и скверность натуры.

Кроме мужских двойников Раскольникова, Достоевский выводит на сцену и женщин, проявляющих черты схожести с главным героем.

Дуня (Авдотья)

Авдотья Романовна – сестра центрального персонажа «Преступления и наказания». Героиня имеет второстепенный характер, но присутствие образа сестры Родиона тоже играет роль в романе. Девушке – около 22 лет, Дуня на несколько лет младше брата. Подобно Разумихину, Дуня преодолевает жизненные невзгоды, опираясь на труд и усердие.

Девушка – гувернантка у богачей. Работать воспитательницей Дуне позволяют хорошие манеры и образование. Авдотья помогает брату и матери, которая тоже трудится, не покладая рук.

Дуня и Раскольников похожи внешне. Достоевский описывает девушку так: красивая, высокая, худощавая; глаза – темные, волосы – русые, но оттенок волос светлее, чем у Родиона.

У Дуни гордые черты лица, но одновременно и добрые. Раскольникову свойственна болезненная бледность, Дуне же – обыкновенная бледность, сочетающаяся со здоровьем и свежим внешним видом девушки.

Воспитание, доброта, твердость характера и сила воли помогают девушке преодолевать трудности. Кроме того, для образа Дуни характерны целомудренность и чистота, храбрость и благоразумие, широта ума, благородство, терпение, великодушие, отзывчивость, пылкость сердца.

Сонечка Мармеладова

Софья Семеновна, как и Порфирий Петрович, убеждают Раскольникова в необходимости признать вину за убийство. Мармеладова – подруга жизни и духовный двойник Родиона. Герои кажутся совершенно непохожими, ведь Софья – глубоко верующий, религиозный человек, тогда как Раскольников атеист.

Но Соня близка главному герою «Преступления и наказания», ведь девушка, подобно Родиону, тоже преступает нравственную черту. От нужды и нищеты мачеха Сони заставляет девушку выйти на панель, на грязные улицы Петербурга, чтобы выручить денег от торговли собственным телом.

Соне недавно исполнилось 18 лет. Внешность девушки – как у ангела: миниатюрная, худенькая блондинка. Детское выражение лица, голубизна глаз, светлые волосы – все это словно отражает внутренний мир героини, чистый и невинный, несмотря на то что Соня вынуждена была стать проституткой. Кротость, робость, безответность, трудолюбие и честность, а также простота – основные качества девушки.

Соня проникается к Раскольникову искренними чувствами. Поначалу девушка раздражает героя, но в итоге Родион раскрыл душу и признался в преступлении Мармеладовой. Вместо осуждения, Соня испытывает к Раскольникову жалость, ведь юноша нанес душе страшную травму. После этого Соня не бросает Родиона, отправляясь за возлюбленным на каторгу, в ссылку.

Раскольников не считает, что совершил преступление. Между тем, вина и совесть мучают главного героя. Соня же воспринимает себя как грешницу, желая искупительного страдания. Мармеладова показывает Родиону, что только возвращение к Богу, переоценка христианства поможет юноше преодолеть душевный раскол.

Самоотверженность, наивность, доверчивость и благородство – еще один набор качеств, присущий Соне как персонажу-двойнику Раскольникова. Соня – это выражение аспектов, которые спят внутри Родиона, но проснутся, когда герой примет спасение в религии и вере.

Соня терпела обиды и унижения: от мужчин, от близких людей, от мачехи, ради которой девушка согласилась на моральное падение. Благодаря деньгам, зарабатываемым Соней больная чахоткой Катерина могла кормить детей. Мармеладова – это зеркало, которое помогает Достоевскому продемонстрировать ошибочность теории Родиона, как и лживость концепций, далеких от гуманизма.

Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Литеровед публикует краткое сочинение на тему «Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание», в котором раскрываются основные функции персонажей, так или иначе отражающих теорию главного героя.

Замысел романа «Преступление и наказание» появился, когда Ф. М. Достоевский отбывал каторгу. Писатель задумывается о причинах преступлений, соразмерности их наказаниям.

Герой романа Родион Раскольников – бывший студент, мещанин, живет в крайней бедности. Достоевский в письме редактору, повествующем о будущем романе, упоминает об идеях, носящихся в воздухе. Одну из них подхватил и воплотил в жизнь Раскольников.

Молодой человек совершает убийство, оправдывая его бесчеловечной теорией. По его мнению, люди делятся на две категории: «тварей дрожащих» и «право имеющих». Первые созданы для работы и воспроизведения населения. Они простые исполнители чужой воли, не способные вносить изменения в жизнь. Вторые призваны способствовать развитию цивилизации, движению человечества вперед. Если для достижения великих целей понадобится совершить преступление, то они имеют на это полное право.

Раскольников желает доказать себе, что он относится к разряду «необыкновенных» людей. Он ищет подтверждения своей теории в жизни. Его арифметика укладывается в простую формулу: убить одну вредную старушонку и сделать сотни добрых дел на ее деньги. Он считает свою теорию правильной.

Чтобы показать ущербность и античеловечность теории Раскольникова, Достоевский вводит в повествование «двойников», отражающих и по-своему преломляющих ее положения. В каждом из них герой «умирает», чтобы очиститься, подняться над самим собой. Глядя на этих людей, Раскольников осуждает их поступки, он возмущен их низостью, не понимая, что не так уж далеко ушел от них в своих умозаключениях и поступках. Возможность спасти душу автор дает только Раскольникову.

Читайте также:
Дом в котором кратко - читать онлайн пересказ

Самым бледным отражением главного персонажа является Андрей Семенович Лебезятников. Худосочный, золотушный внешне, он чрезвычайно самоуверен в общении с другими людьми. Он служит в каком-то министерстве, не отличается большим умом, но обладает страстным и увлекающимся нравом. Лебезятников имеет претензии на то, чтобы быть современным человеком, интересующимся общественными теориями. Он проповедует идеи Дарвина и Фурье. Кроме того, Андрей Семенович поклонник идей коммуны, не осуждает супружеские измены, противник христианской веры. Его отрицание больше походит на идейную пародию. Достоевский относится к нему с презрением, называя его «недоучившимся самодуром». Он считает, что такие, как Лебезятников, способны опошлить любую, даже очень хорошую идею.

С Раскольниковым его объединяет стремление к вседозволенности, которую он понимает гораздо мельче, на уровне межличностных отношений. Раскольников же мечтал чуть ли не все человечество осчастливить.

Другим двойником Раскольникова является Петр Петрович Лужин, жених его сестры. Он вызывает его негодование своим желанием жениться на Дуне. Впервые упоминание о нем на страницах романа появляется в письме Пульхерии Александровны, матери Родиона. «Человек он деловой и занятой», «благонадежный и обеспеченный», «весьма солидный и приличный», немного угрюмый и высокомерный – такими эпитетами награждает она его. Если бы не последние несколько слов, то создается портрет вполне добропорядочного человека. Пульхерия Александровна не может лгать, но и полную правду сказать сыну тоже не осмеливается. Поэтому появляется несколько искренних слов о характере жениха. Жениться Лужин хочет на девушке без приданого не случайно. Он желает быть благодетелем для своей жены и видит в этом свою выгоду. Девушка всю жизнь будет чувствовать себя обязанной ему.

Приехав в Петербург, Лужин остановливается у Лебезятникова, которого когда-то опекал. До него дошли слухи, что его бывший опекаемый стал прогрессивным человеком, мыслящим высокими категориями. Он надеется подучиться у него немного общению с молодыми идейными людьми, каковым считал и будущего родственника Раскольникова.

Что касается идей, то у Лужина есть своя теория, имеющая сходство с теорией Раскольникова. Исходя из нее, Петр Петрович прежде всего заботится о себе. Разъясняет он свои убеждения на примере кафтана. Если поделиться с ближним и разделить кафтан пополам, то оба они останутся наполовину голыми. А если в обществе будет больше устроенных людей, которые никому не помогают, а пекутся только о себе, то общество от этого только выиграет и окрепнет. Приобретая для себя, он делает хорошо для всех. Лужин идет дальше Лебезятникова, тут уже появляется забота об обществе.

Крайний эгоизм и забота о людях сближают его теорию с идеей Раскольникова. На самом деле и Раскольников, и Лужин думали исключительно только о себе, прикрываясь заботой о других. Более всего Лужин ценил деньги. Разрыв с Дуней раздражает его тем, что он потерял возможность получить в жены вечно обязанного ему человека. Отсутствие угрызений совести, тщеславие, бездушие, эгоизм являются основными чертами Лужина.

Аркадий Иванович Свидригайлов – третий двойник, самый яркий из трех, самый загадочный. О нем мы также узнаем из письма Пульхерии Александровны. Свидригайлов является главной причиной сватовства Лужина. Он влюбился в Дуню, которая работала у них в доме. Девушка отвергла его ухаживания. Жена Свидригайлова, Марфа Игнатьевна, разобралась в деле и сосватала девушку за своего родственника Лужина. Свидригайлова обвиняют в ряде преступлений. В частности, высказывается мысль, что он повинен в смерти своей жены. Ни одно из его преступлений не доказано.

Аркадий Иванович – умный, сильный человек. Он встречается с Раскольниковым и говорит ему, что они очень похожи, чем вызывает возмущение молодого человека. Раскольникову претит мысль сходства с этим негодяем. Только ведь Раскольников убил двух женщин, топором зарубил, значит, сходство все-таки есть, нравится это ему или нет.

Они оба не верят в бога, оба горды и своевольны. С главным героем Свидригайлова объединяют муки совести, стремление помочь людям. Аркадий Иванович, в отличие от Раскольникова, делает добрые дела. Он поместил в пансионат детей Катерины Ивановны. Он дает денег Соне, чтобы она смогла поехать за Раскольниковым на каторгу. Свидригайлов помогает материально Дуне, которая отказала Лужину и осталась без средств. Этот герой не смог найти пути к спасению души и кончает жизнь самоубийством.

Рассматривая образ главного героя в системе его двойников, Достоевский вскрывает антигуманистическую суть теории Раскольникова, обличает ее бесчеловечность. Герой, будучи уверен в правильности своей теории, не приемлет образа жизни своих двойников. Он осуждает их, обнажая пороки. Эти герои вызывают у нас негативные чувства, а убийца Раскольников симпатию. Это связано с тем, что они не хотят меняться в лучшую сторону, главный герой же находится на пути к очищению. Он понимает, в конце концов, что он не старуху убил, а себя.

Людей должна объединить любовь к богу, по мнению Достоевского. В этом убеждает читателя образ Сони Мармеладовой, которая смогла спасти душу героя. Автор явно симпатизирует своему герою, так как позволяет воскреснуть его грешной душе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: