Души мертвые и живые в поэме Гоголя – кто является мертвыми душами

Тема живой и мёртвой души в поэме Н. В. Гоголя

В поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» раскрываются самые злободневные темы современного ему общества. Одна из них – тема живой и мёртвой души в русской действительности. И главным героем произведения становится «делец» нового типа Чичиков, которого трудно назвать просто деловым человеком потому, что слишком много в его облике неприятного. Отрицательные черты в характере преобладают, поэтому Чичиков больше «делец», чем предприниматель, да и сами «дела» его уважения не вызывают, так как заранее рассчитаны на манипуляции с законом.

Автор показывает главного героя сначала в его деятельности, когда он активно приобретает мёртвые души, и гораздо позже Гоголь сообщает, как сформировался данный характер. Уже в начале произведения герой изображён предприимчивым, изобретательным человеком, который заранее просчитывает и продумывает все свои действия. В первый же день приезда в губернский город Чичиков расспросил слуг в трактире обо всех «значительных чиновниках» и «значительных помещиках». Его интересовали также болезни и эпидемии в крае за последние годы, и выяснял всё приезжий очень обстоятельно, что говорило об определённых целях и деловитости господина, который времени даром не терял.

Коллежский советник Павел Иванович Чичиков был человеком солидным, но держался в соответствии с обстоятельствами: с Маниловым он мил и услужлив, подыгрывает сентиментальному фразёрству хозяина, а с Коробочкой настойчив и хитёр, так как стремится переиграть расчётливую и жадную помещицу. Совершенно другим предстаёт Чичиков перед читателями, когда видим его в общении с чиновниками города: герой «очень искусно умел польстить каждому», он делал это с умыслом, стремясь заручиться поддержкой в будущем, ведь ему нужна помощь при оформлении бумаг на купленные души.

Чичикова нисколько не волновала щекотливость вопроса, двусмысленность его предпринимательства; он делал свои покупки открыто, не таясь перед помещиками, как будто совершал самое обычное дело. Чичиков хорошо изучил нравы людей, обладающих немалой собственностью, и знал, что жажда наживы преобладает у них над всеми остальными чувствами и качествами. Ради малейшей выгоды, они продадут хоть воздух, хоть умерших крестьян. Даже заподозрив в Чичикове мошенника, они охотно оформляют с ним сделку, так как к нарушению закона относятся спокойно: в России, по мнению тех же помещиков и чиновников, «мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет». Все видят в окружающих плутов, но сохраняют при этом дружеские отношения. И Чичиков на балу у губернатора примыкает к группе «толстых» чиновников, потому что, по его мнению, «толстые умеют лучше на этом свете обделывать свои дела».

Чичиков жаден и скуп, как и все те, с кем он имеет дело (кроме Манилова), но при необходимости даёт взятки и платит за несуществующих крестьян, так как выгода впереди. Деньги все берут охотно, что и позволяет говорить о низком уровне духовности помещичье-чиновничьего племени, превыше всего ценящего богатство.

Ситуация со сделками вокруг приобретения душ умерших крестьян позволила Гоголю поднять тему живой и мёртвой души. Оказалось, что крестьяне обладают добрым нравом, их труд и дела имеют большую жизнеутверждающую силу, и этим они отличаются от своих хозяев, превосходя помещиков по многим качествам. Так, мужики, когда-то принадлежавшие Собакевичу, все были с положительными характеристиками: «хороший столяр», «дело смыслит и хмельного не берёт», «хорошего нрава и не вор». Плотник Пробка Степан, богатырского телосложения, сильно поразил воображение Чичикова, ставшего «хозяином» умершего крестьянина, и он представил себе, как этот трудолюбивый работник «исходил с топором» все окрестные имения, зарабатывая для своей семьи необходимые средства. И каретник Михеев славился своей искусной работой, его кареты отличались особым качеством. Эти люди в поэме не вовлечены в действие, так как они умерли, но о них помнят и говорят, как о живых. Значит, добрыми делами оставили они о себе добрую память.

Сам Чичиков также не похож на тех, с кем вступает в сделки. В сравнении с омертвевшими душами помещиков и чиновников, его душевные качества имеют отличие: данный герой обладает особой энергией и живучестью, так как даже после разоблачения, когда становится известна истинная цена его «богатству», не теряется, не считает себя проигравшим, а продолжает своё восхождение вверх, к мечте о собственном поместье. Почему он такой? И в одиннадцатой главе автор сообщает, как сформировалась такая натура.

Задатки делового характера у Чичикова заложены с детства, когда отец давал сыну наказы «беречь и копить копейку», создавать себе условия для продвижения к благополучию: «. больше всего угождай учителям и начальникам. водись с теми, кто побогаче. не угощай и не потчевай никого». И Павлуша ещё в школе начал «делать деньги», продавая еду проголодавшимся детям. Спекуляции в детстве, затем расторопность, услужливость, изворотливость и даже особое усердие на службе стали приносить свои плоды. Автор сообщает о некоторых свойствах этой личности: «Чичиков был самый благопристойный человек, какой когда-либо существовал на свете. Хотя он должен был вначале протираться в грязном обществе, но в душе всегда сохранял чистоту, любил, чтобы в канцеляриях были столы из лакированного дерева, и всё было бы благородно». Гоголь с сарказмом подчеркнул «сохранность чистоты души» у героя, сказав, что на самом деле подразумевается любовь к некоторому комфорту.

Последующие планы Чичикова шли гораздо далее того, что он имел. Послужив в канцелярии обычным чиновником, он сумел кое-чего добиться. Мечтал при этом перебраться “в службу по таможне”, где больше возможностей для обогащения. А когда перешёл, то и провернул там несколько махинаций. Тогда и появились планы о приобретении мёртвых душ, чтобы потом купить (или взять в аренду) земельные участки, стать помещиком. Мечта Чичикова не далека от реальности, ведь земли, насколько ему было известно, “отдаются даром” при условии владения крепостными душами. Кто проверял бы, живые они или мёртвые? Ревизские списки велись не всегда образцово, да и друзей среди чиновников Чичиков приобрести успел.

К какой же группе отнести главного героя, к живым или мёртвым душам поэмы? Автор ответа не даёт, но есть в произведении замечательные размышления о народе, о «дивной красоте» русской души, о «несметном богатстве русского духа»: «И мёртвыми покажутся. все добродетельные люди других племён (видимо, помещичьего и чиновничьего роду-племени), как мертва книга пред живым словом».

Далее Н.В.Гоголь отмечает, что не было у него цели показать добродетельного человека, а захотел он «припрячь и подлеца», происхождение которого «темно и скромно». В результате получился такой многоплановый образ предпринимателя, купца, чиновника, будущего помещика Чичикова. А выводы о душе главного героя писатель-сатирик предоставил сделать читателям.

Н.В.Гоголь, пользуясь возможностью путешествовать со своим героем по Руси, делает интересные выводы. Он высказывает в конце первого тома надежду на процветание русского государства и сообщает свою мечту о благополучной жизни народа, особая духовность которого вызывала искреннее восхищение у писателя, так как именно душа русского крестьянина была, по мнению Гоголя, по-настоящему живой.

Читайте также:
Денисов Василий Федорович - характеристика и образ героя в романе

Мёртвые и живые души в поэме Н. В. Гоголя: образ помещиков и крестьян

  • Гоголь
  • Н.В.Гоголь не случайно выбирает названием для своей поэмы именно словосочетание «Мёртвые души». Несмотря на то, что по ходу сюжета произведения становится ясно, что оно подразумевает под собой души умерших крестьян, скупаемые Чичиковым, мы также понимаем, что выражение обладает аллегорическим значением. Мёртвыми душами в произведении являются в том числе и живые люди, по тем или иным причинам утратившие важные человеческие качества, очерствевшие умом и душою. В первую очередь, к их числу относятся помещики, с которым взаимодействует Чичиков. Но относится ли к ним сам герой?

    Безусловно, Чичиков — предприимчивый и деловой человек. Ему не чуждо ничто человеческое: он мечтает о большое семье и делает всё, чтобы однажды передать будущим детям собственноручно заработанный капитал. Однако мы видим, что желание приращения богатства превосходит в Чичикове простые человеческие ценности, что негативно сказывается на его личности. Стремясь возыметь выгоду, Павел Иванович способен на обман. Он несправедливо поступает с дочерью своего начальника, притворившись влюбленным в нее для получения повышения в должности, а после бросив несчастную девушку. Подобное поведение закладывается в герое ещё в детстве, когда отец Чичикова, наставляя сына, учит его «беречь копейку».

    Деньги становятся для Чичикова главной ценностью. Теперь он способен пойти на обман, нарушение закона и принципов морали, только бы не расставаться с нажитым. Обратимся к эпизоду, где Чичиков не помогает больному и старому учителю, который души не чаял в послушном и примерном ученике Павлуше. Это горько разочаровывает преподавателя, ведь у Чичикова были деньги, и подобный поступок не может быть оправдан.

    Приезжая в город NN, герой смотрит на людей исключительно с точки зрения выгоды. Он вступает в близкие дружеские отношения для того, чтобы люди передали ему мёртвые души. Даже встретившуюся на дороге молодую симпатичную девушку он оценивает по материальному состоянию, предполагая, какое приданое могли бы дать за неё, будь она его невестой.

    Мы можем сделать вывод, что душа Чичикова не должна называться живой до тех пор, пока в ней сосредоточено столько алчности и расчёта. Каждый человек стремится к безбедной жизни, однако путь к успеху не должен прокладываться через обман, преступления и страдание других людей, а потому Павел Иванович Чичиков — мёртвая душа.

    Понятие о ревизской душе

    С самого начала повествования автор заинтриговывает читателя столь необычным названием. По определению душа никак не может быть мёртвой. Столкновение в одном словосочетании противоположных по смыслу понятий было сделано намеренно. Гоголь показывает абсурдность описываемых событий, которые происходили в то время как в некоторой степени происходят и сейчас.

    Принято считать, что поэма — полностью творение Гоголя. Мало известен тот факт, что Пушкин сам кратко рассказал Гоголю историю о том, как в Бессарабии имена умерших людей отдавались беглым крестьянам из российских губерний.

    Чичиков — яркий представитель чиновника и бюрократа, готового на мошенничество с бумагами ради собственной выгоды. На что только он ни готов, чтобы купить списки мёртвых мужиков по дешёвке и выдать их за живых. Ведь именно они сделают его богатым помещиком, что позволит ему занять более выгодное социальное положение. Самое интересное, что нашлись люди, готовые продать своих умерших мужиков, да подороже.

    Существуют тематические сайты с достаточными объёмами информации, которые дают возможность изучить понятие ревизских душ более подробно.

    Популярные сочинения

    • Цель в жизни человека — сочинение рассуждение
      У каждого человека есть тайная цель, скрытое стремление в жизни. Кто-то хочет воплотить свою детскую мечту и стать пожарным или космонавтом
    • Сочинение Новогодняя сказка
      Зима – это волшебное изумительное время года. Зимой природа одевается в белую уникальную одежду из снега, которая блестит и переливается в лучах морозного солнышка. Зимой можно кататься на коньках и лыжах
    • Сочинение по картине Лель. Весна Нестерова (5, 8 класс)
      Большую часть пространства картины «Лель. Весна», написанную художником Михаилом Васильевичем Нестеровым, занимает великолепная природа. Она словно проснулась после долгой зимней спячки

    «Мёртвые» помещики

    Гоголь в название своей поэмы вложил ещё более глубокий смысл. Он показывает не только то, как низко готов пасть человек в погоне за наживой, но и то, что можно умирать оставаясь живым. Он раскрывает образ жизни большей части помещиков того времени:

    • Собакевич — не знает, что такое недуг и страдания;
    • Ноздрёв — врун, картёжник и пьяница, не знающий меры. Может перепить всех мужиков, при этом оставаясь здоровее трезвых. «Кровь с молоком» — пишет про него Гоголь. И он же «исторический человек», так как всегда попадает в непонятные ситуации.
    • Манилов — просто мечтающий бездельник, любующийся природой;
    • Коробочка — торгашка, готовая продать всё что угодно для собственного обогащения. В одноимённой статье Сергей Ежов дал точное описание людей такой породы — «души мёртвые, деньги живые»;
    • Плюшкин — тряпичник, заваливший свой дом хламом и рухлядью, почему-то решивший превратить своё поместье в свалку.

    Чисто внешне они вполне здоровы, бодры и веселы. Однако, что представляет собой человек такого типа — пустую оболочку, без содержания. Каждый из помещиков удовлетворяет естественные потребности, но нет никакого развития, стремления к созиданию, помощи окружающим. Так и получается, что плоть ещё жива, а внутри человек мёртвый. С каждой главой читатель наблюдает «омертвление» духовного в помещиках. Это выражается деталями — мелочностью, закладкой в книжке всегда в одном и том же месте.

    Критики пытались поспорить с автором, как можно назвать душу мёртвой, если человек испытывает страсти, присущие живым. Однако алчность, грубость и хитрость только подчёркивают бездуховность, мертвенность души. Недаром Гоголь расположил помещиков в таком порядке: от Манилова как олицетворения начальной стадии деградации до Плюшкина — полностью падшего человека.

    Сочинение 2

    Чичикова можно назвать центральным героем произведения. По задумке автора, помещики в данном произведении должны были быть показаны как персонажи, чья душа умерла. А насчет того, находится ли жизнь в сердце главного героя, у читателя могут возникнуть некоторые сомнения.

    Если вспомнить героя данного произведения в период его детства, то он характеризовался как человек, который не походил ни на мать, ни на отца. Также у него не было приятелей или друзей, жизнь относилась к нему так, словно ей было все равно на юношу. Когда настал учебный период в жизни мальчика, родной отец дал такое наставление Чичикову, при котором он должен был угождать тому, кто занимает должность «повыше, покрупнее», искать лишь выгоду в отношениях с людьми, не стоит никому помогать, а также нужно постоянно экономить средства. Также он побуждал его к тому, чтобы он занимался взяточничеством и поддерживал коррупцию.

    Читайте также:
    Выскочка кратко - читать онлайн пересказ произведения Пришвина

    Будучи довольно неглупым человеком, он решил следовать заветам отца, при этом делая финансовые средства своим главным товарищем в жизни. Он их буквально «добывал», чтобы накопить и преумножить имеющиеся средства. Получая в школе бесплатные сладости, он их не кушал, а оставлял на тот день, чтобы выгодно их перепродать. Далее, когда он отправляется на службу в армию, там он проявляет себя храбрым человеком. Там он впервые хотел пойти на аферу, однако она не удалась. Однако он не сдался, как это сделало бы большинство людей, а продолжал настойчиво и упорно идти к своей цели. Достаточно вспомнить эпизод, когда Чичиков тренировал мышку для того, чтобы ее продать как можно дороже.

    И сама идея того, что он стремится перепродавать что-либо, показывает задумку автора показать новый тип людей в обществе, которых можно назвать предпринимателями. Он показывает Чичикова расчетливым человеком, который заводит отношения ради своей выгоды, при этом обманывая многих людей, с которыми ему приходится иметь дело. Однако нельзя сказать, что душа Чичикова умерла окончательно. Он еще имеет цели, причем некоторые из них наполнены самыми прекрасными мечтами. Например, он мечтает завести собственную семью в лице супруги и детей. В этой задумке героя автор показывает его добрым человеком, который не стремится жить лишь ради собственного блага. Писатель видит в нем надежду на исправление. Поэтому, можно сделать вывод, что душа Чичикова, хоть и не является примером для подражания, все еще жива и готова исправляться.

    Другие темы: ← Роль лирических отступлений в произведении Мертвые души↑ ГогольНоздрев в произведении Мертвые души →

    «Живой» русский народ

    В противоположность помещикам Гоголь ставит простой русский народ. Именно он — живая душа России. Даже умерев, мужик для помещика остаётся живым, о нём грустят, жалеют о потере. Однако их жалость объясняется лишь алчностью, ведь живой мужик приносил пользу и деньгу. Но даже мертвеца готовы продать да подороже, как живого. В списке Чичикова каждая «мёртвая» душа характеризуется своим ремеслом или умением, в точности как самый настоящий крепостной мужик.

    Несмотря на то что поэма «Мёртвые души» задумывалась как трёхтомник, Гоголю удалось в одном томе обозначить основные проблемы страны того периода:

    • крепостное право с бесчеловечным отношением к ревизским душам, как живым, так и мёртвым;
    • паразитское существование помещиков, омертвение их как класса.

    Подразумевалось, что во втором томе начнётся духовное перерождение Чичикова. Однако после смерти писателя были найдены лишь рабочие версии и черновики.

    По поводу третьего тома до сих пор ведутся споры, возможно, Гоголь собирался писать о жизни Чичикова в Сибири и о том, как в лучшую сторону изменились помещики в мыслях и поступках. Но и в одном томе, поэма до сих пор заставляет задуматься о смысле и ценности человеческой жизни в современном мире.

    Кто такие «живые души» в поэме

    Мертвым душам в одноименной поэме противопоставлены живые — это народ, многострадальный и трудолюбивый. В поэме раскрываются искалеченные судьбы простых крестьян. Мастер-сапожник Максим Телятников, который хотел иметь свой дом и лавочку, спивается. Заплатив в большом объеме оброк барину, он был обманут поставщиком гнилой кожи.

    Даже об умерших Гоголь рассуждает как о живых, оживляя их силой своего воображения. Они живут в памяти людей, значит, живы душой. Бессмысленна смерть Григория Доезжай-не-доедешь, который умирать не хотел, но заворотил в кабак, а потом прыгнул прямо в прорубь. Печальна судьба крепостных Плюшкина, вынужденных всю жизнь прятаться от жандармов.

    Ярким является образ Абакума Фырова, которому понравилась свобода и он решил пристать к бурлакам. Чаще всего тяжелый труд бурлацкой ватаги заканчивался шумными гуляньями и хороводами. Гоголь видит, что все лучшие качества народа или задавлены, или были изуродованы крепостным правом либо властью помещиков и чиновников.

    Но несмотря на социальную подавленность, он с восхищением описывает смелость, выносливость и тягу к свободе простых людей. Каретник Михей создавал экипажи небывалой красоты. Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме. И даже у главного героя наблюдаются проблески живой души. В книге описаны моменты, когда Чичиков вспоминает, как сильно его любила мать.

    Освещенные проблемы

    • Трудности на пути становления России — это главная тема поэмы. К ним относится взяточничество, бездеятельность и безразличность дворян, тяжелое положение крестьян. Гоголь хотел внести свой вклад в развитие родины, раскрывая и осуждая человеческие пороки.
    • Омертвление общества. Падение нравственности четко прослеживается у представителей господствующего класса. Помещики готовы пойти на все ради прибыли. Высшее общество не думает о судьбе простого народа, а просто использует его для достижения своих целей.
    • Кризис гуманизма. Человеческая жизнь ничего не стоит. Крепостных могут продать, проиграть в карты или заложить как украшение. Рабство узаконено официально и не считается противоестественным.
    • Невежество и моральное убожество. Присуще всем главным персонажам книги. Из-за омертвения души они не способны видеть свои недостатки и самостоятельно справиться с ними. ​

    Таким образом, в своей поэме Гоголь изобразил все минусы и негативные стороны русской действительности. Писатель испытывает досаду и сожалеет о том, что крестьяне — живые души, представители большей части населения России, находятся в позорной зависимости от мертвых душ. Своим произведением Гоголь хотел привлечь внимание думающих людей и показать нетерпимость такого положения в России.

    Заметки на полях

    Поэмой, крупного стихотворного произведения с повествовательным или лирическим сюжетом, называют также древнюю и средневековую эпопею. Ведущей ветвью жанра долгое время считалась поэма на всенародно-историческую или всемирно-историческую (религиозную) тему («Энеида» Вергилия, «Божественная комедия» Данте, «Лузиады» Л. ди Камоэнса, «Освобождённый Иерусалим» Т. Тассо, «Потерянный рай» Дж. Мильтона, «Генриада» Вольтера, «Мессиада» Ф. Г. Клопштока, «Россияда» М. М. Хераскова, и др.).

    Построение произведения «Мёртвые души» и предполагалось по аналогии с «Божественной комедией» Данте (по замыслу). На яростные протесты цензуры против такого несколько странного названия — «Мёртвые души» — Гоголь ответил, прибавив к главному названию ещё одно — «Похождения Чичикова», то есть по повествованию поэма напоминает похождения, путешествия, странствия Одиссея, которые описал великий Гомер.

    Мысли, которыми делится Гоголь

    Писатель с помощью лирических отступлений выражает собственное отношение не только к событиям и людям, описываемым им. Они заключают в себе, кроме этого, утверждение высокого предназначения человека, значимости великих общественных интересов и идей. Источником лиризма автора являются думы о служении своей стране, о ее печалях, судьбах и скрытых гигантских силах. Это проявляется независимо от того, высказывает ли Гоголь свой гнев или горечь по поводу ничтожества персонажей, изображенных им, говорит ли он о роли в современном обществе писателя или о бойком живом русском уме.

    Читайте также:
    Материнская любовь определение и аргументы, рассуждение о родительской любви

    Живые души в поэме Мертвые души Гоголя

    Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» по задумке самого писателя должна была отобразить всю Россию, показать общественную действительность страны первой половины 19 века. Гоголь работал над своим произведением около 5 лет. «Мертвые души» – бессмертная поэма, содержащая в себе глубокие размышления писателя.

    В самом названии поэмы Гоголь отражает ее смысл, и одновременно говорит читателю о дальнейшем развитии сюжета. Павел Иванович Чичиков ездит по стране с целью покупки «мертвых душ», которыми являются недавно умершие крестьяне. До новой ревизии такие крепостные у помещиков в списках значатся как «живые». В дальнейшем Чичиков планирует заложить «мертвые души» и разбогатеть за счет этого.

    Разъезды Чичикова позволяют читателю познакомиться с сатиристическими образами помещиков и чиновников губернии. Души этих людей затвердели из-за безразличия и черствости. Именно они представлены в поэме как истинные «мертвые души», то есть как люди «мертвые духом». Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин предстают пустыми материалистами, желающими обогатиться на продаже списков об уже умерших людях.

    «Мертвые души» помещиков противопоставлены в поэме живому духом народу. Крестьяне, жизнь которых проходит в труде, представляют духовную жизнь страны, Это люди, которые хранят традиции России, показывают красоту и величие своей страны. Они живут под гнетом помещиков. Гоголь любит народ, писатель выражает надежду на счастливое будущее, которое ждет страну. Поэтому в конце первого тома «Мертвых душ» Россия проставлена в образе свободной быстрой тройки коней, мчащейся вдаль, к светлому новому будущему.

    Душа человека не может умереть, она бессмертна, об этом говорит церковь. Лишь в материальном мире, где правят корысть и желание обогащения, живого человека от мертвого отличает наличие души. Такой материальный мир представлен в поэме образами помещиков. Ему противопоставлен другой мир, идеальный, где люди предстают свободными, равными.

    Таким образом, в поэме Гоголя «Мертвые души» существуют два мира «материальный» и «духовный». В первом душа является всего лишь отличием живого человека от мертвого. Причем отсутствие духовных ценностей, такие качества как черствость и безразличие могут привести к умерщвлению души у живого человека, это можно увидеть на примере гоголевских помещиков. В «духовном» мире душа бессмертна. «Живые души» в поэме – это простые люди, крестьяне. Жизнь народа трудна, крепостные поднимают восстания, убегают из владений помещиков. Гоголь видит будущие перемены, и надеется на то, что они улучшат жизнь людей.

    2 вариант

    Одной из самых лучших поэм в литературе стала поэма Гоголя «Мертвые души». Он потратил на написание этой поэмы 17 лет, но он так и не смог сделать задуманное. Поэма, над которой Гоголь много времени потратил с мыслями над судьбами всего человечества и России. В самом названии заключен особый смысл. В этом произведении описываются мертвые души помещиков крепостных крестьян и других.

    Когда мы слышим о поэме Гоголя мы сразу представляем себе Чичикова, за которым тянутся помещики как плед. И о них это правильная мысль ведь именно эти образы были, более часты в обсуждении не зря же поэма была названа «Мертвые души». Многие, наверное, задаются вопросом, есть ли в поэме живые души ведь мертвые есть значит где-то в станицах произведения, прячутся и живые? И вообще есть ли те живые души или все люди обладают только злом как помещики?

    Если вы внимательно углубитесь в поэму, то вы увидите те самые живые души, о которых столько вопросов. Автор, скорее всего не хотел сразу раскрывать их и поэтому он совсем немного сделал акцент на них. Мертвыми душами считаются не только чиновники и помещики, но и все обыватели. Они являются духовно убитыми людьми. Но так же в поэме встречаются не только одни мертвые души, но и светлые образы простых людей, которые трудолюбивые честные и свободолюбивые.

    Именно беглые и умершие крестьяне, мастер Михеев печник, Милушкин и некоторые другие персонажи являлись живыми душами в этой мрачной поэме. На образы этих людей почти не обращают никакого внимание, так как они достаточно редко встречаются и наверняка, после первого прочтения вы их даже не заметите, но именно этих героев автор разделяет между мертвыми и живыми душами. Гоголь показал нам, что жизнь помещиков и чиновников бессмысленна они растрачивают свою жизнь на обман и мошенничество. В повседневной жизни помещиков одни ничтожные дни сменяются другими. Но на всем этом мрачном фоне возвышается величие Руси. Все будущее Руси писатель сравнивает именно с народом. Как бы крепостное право не калечило и не уничтожало людей, оно не может уничтожить их душу и их нравственные понятие. Но, не смотря на это, крестьяне изображены не во всех хороших красках. Например, Лакей Петруша спит, даже не раздевшись, и от него исходит некий запах Селифан наоборот любитель выпить. Но даже для них у Гоголя находятся какие-то добрые и теплые слова.

    По мнению Гоголя именно народ смог сохранить в себе те, самые кажется которые, характерны живым душам, они честны, добры и самолюбивы. Именно из-за этого он связывает народ с будущим и светлым Руси. Об этом автор хотел написать в продолжение своего произведения, но он не смог, он просто не успел. И нам остается лишь догадываться, о чем именно, о хотел нам рассказать.

    Сочинение 3

    Поэма «Мертвые души» – одно из самых известных миру произведений. Н.В. Гоголь планировал, что поэма будет написана в трех томах, но в итоге второй том автор уничтожил, а третий так и не написал.

    Это произведение своего рода призма, через которую можно увидеть, как достоинства, так и недостатки России того времени. Словосочетанием «мертвые души» автор обозначает не только умерших крепостных. В поэме в образе мертвых душ предстают чиновники и обыватели настолько безразличные и черствые к окружающим, что души их давно мертвы.

    Главное действующее лицо поэмы – Павел Иванович Чичиков. В поэме образ России раскрывается в первую очередь через его мировоззрение. Посетив усадьбы помещиков он пришел к выводу, что души у этих помещиков довольно скверные и черствые. На первый взгляд кажется, что Коробочка, Манилов, Ноздрев и Собакевич абсолютно не похожи, но кое – что их все – таки связывает. Это их бесполезность. Собственно, эта бесполезность характеризует жизненный уклад помещиков России. Автор описывает помещиков как гниющую часть государства, а не как его опору, ведь на мертвые души нельзя положиться. Взять в пример хотя бы Плюшкина, у которого полно всякого добра, включая не одну сотню душ. Но добро это никому не приносит пользы. Из – за скупости Плюшкина и его страсти к накопительству, все его хозяйство пришло в упадок. Все, что его заботит это вещи, к людям он относится враждебно и с недоверием.

    Читайте также:
    «Записки охотника» сборник рассказов И.С. Тургенева краткое содержание

    В своем произведении Гоголь подобно прорицателю показывает читателю тяжелые события того времени, а затем указывает путь хоть и не к близкому, но все же благоприятному будущему. Самое большое зло всей России писатель именовал крепостным правом. Из – за крепостного права вымирали крестьяне, разрушалась экономика и культура.

    По словам автора, мертвые души помещиков воплощают самодержавие. В описании героев поэмы теплится надежда на воскрешение страны и тепло человеческих душ. В противовес обладателям мертвых душ Гоголь ставит простых трудолюбивых крестьян, которых смело можно назвать «живыми душами». В отличие от помещиков они не никчемны, они постоянно что – то создают не только для себя, но и для других, они приносят пользу всей России. Несмотря на свое бесправие и отсутствие свободной жизни, они добросовестны и талантливы.

    Также читают:

    Картинка к сочинению Живые души в поэме Мертвые души

    Популярные сегодня темы

    Александр Николаевич очень талантливый писатель, драматург, основоположник театров. Он жил в обеспеченной семье. В их семье было 4 человек, рос без матери, она умерла, когда он был совсем маленький.

    Главный герой рассказа – десятилетний мальчик Петька. Он младший помощник в парикмахерской. Ему не особо нравится однообразная, «грязная» жизнь в городе, где он рано начинает видеть всю неприглядную сторону мира,

    Путин Владимир Владимирович – человек, которого сейчас знают даже маленькие дети. Он, как и любой президент, некоторыми хвалится, а некоторыми подвергается критике. Но не все знают интересные факты, которыми, на самом деле, полна жизнь президента.

    А.П.Чехов повествует нам о встречи двух давних друзей, уже позабывших друг о друге, у одного из них появилась семья. Они с восторгом вспомнили себя в детстве, рассказывали друг о друге

    Тоня, была дочерью Анны и Александра Громеко, а так же супругой Юрия Живаго, от которого родила двоих очаровательных детей. Еще, будучи в подростковом возрасте ее муж потерял родителей и воспитывался

    «Души «мертвые» и живые в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».»

    Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» по задумке самого писателя должна была отобразить всю Россию, показать общественную действительность страны первой половины 19 века. Гоголь работал над своим произведением около 5 лет. «Мертвые души» — бессмертная поэма, содержащая в себе глубокие размышления писателя.

    В самом названии поэмы Гоголь отражает ее смысл, и одновременно говорит читателю о дальнейшем развитии сюжета. Павел Иванович Чичиков ездит по стране с целью покупки «мертвых душ», которыми являются недавно умершие крестьяне. До новой ревизии такие крепостные у помещиков в списках значатся как «живые». В дальнейшем Чичиков планирует заложить «мертвые души» и разбогатеть за счет этого.

    Разъезды Чичикова позволяют читателю познакомиться с сатиристическими образами помещиков и чиновников губернии. Души этих людей затвердели из-за безразличия и черствости. Именно они представлены в поэме как истинные «мертвые души», то есть как люди «мертвые духом». Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин предстают пустыми материалистами, желающими обогатиться на продаже списков об уже умерших людях.

    «Мертвые души» помещиков противопоставлены в поэме живому духом народу. Крестьяне, жизнь которых проходит в труде, представляют духовную жизнь страны, Это люди, которые хранят традиции России, показывают красоту и величие своей страны. Они живут под гнетом помещиков. Гоголь любит народ, писатель выражает надежду на счастливое будущее, которое ждет страну. Поэтому в конце первого тома «Мертвых душ» Россия проставлена в образе свободной быстрой тройки коней, мчащейся вдаль, к светлому новому будущему.

    Душа человека не может умереть, она бессмертна, об этом говорит церковь. Лишь в материальном мире, где правят корысть и желание обогащения, живого человека от мертвого отличает наличие души. Такой материальный мир представлен в поэме образами помещиков. Ему противопоставлен другой мир, идеальный, где люди предстают свободными, равными.

    Таким образом, в поэме Гоголя «Мертвые души» существуют два мира «материальный» и «духовный». В первом душа является всего лишь отличием живого человека от мертвого. Причем отсутствие духовных ценностей, такие качества как черствость и безразличие могут привести к умерщвлению души у живого человека, это можно увидеть на примере гоголевских помещиков. В «духовном» мире душа бессмертна. «Живые души» в поэме – это простые люди, крестьяне. Жизнь народа трудна, крепостные поднимают восстания, убегают из владений помещиков. Гоголь видит будущие перемены, и надеется на то, что они улучшат жизнь людей.

    Сочинение 3

    Поэма «Мертвые души» – одно из самых известных миру произведений. Н.В. Гоголь планировал, что поэма будет написана в трех томах, но в итоге второй том автор уничтожил, а третий так и не написал.

    Это произведение своего рода призма, через которую можно увидеть, как достоинства, так и недостатки России того времени. Словосочетанием «мертвые души» автор обозначает не только умерших крепостных. В поэме в образе мертвых душ предстают чиновники и обыватели настолько безразличные и черствые к окружающим, что души их давно мертвы.

    Главное действующее лицо поэмы – Павел Иванович Чичиков. В поэме образ России раскрывается в первую очередь через его мировоззрение. Посетив усадьбы помещиков он пришел к выводу, что души у этих помещиков довольно скверные и черствые. На первый взгляд кажется, что Коробочка, Манилов, Ноздрев и Собакевич абсолютно не похожи, но кое – что их все – таки связывает. Это их бесполезность. Собственно, эта бесполезность характеризует жизненный уклад помещиков России. Автор описывает помещиков как гниющую часть государства, а не как его опору, ведь на мертвые души нельзя положиться. Взять в пример хотя бы Плюшкина, у которого полно всякого добра, включая не одну сотню душ. Но добро это никому не приносит пользы. Из – за скупости Плюшкина и его страсти к накопительству, все его хозяйство пришло в упадок. Все, что его заботит это вещи, к людям он относится враждебно и с недоверием.

    В своем произведении Гоголь подобно прорицателю показывает читателю тяжелые события того времени, а затем указывает путь хоть и не к близкому, но все же благоприятному будущему. Самое большое зло всей России писатель именовал крепостным правом. Из – за крепостного права вымирали крестьяне, разрушалась экономика и культура.

    По словам автора, мертвые души помещиков воплощают самодержавие. В описании героев поэмы теплится надежда на воскрешение страны и тепло человеческих душ. В противовес обладателям мертвых душ Гоголь ставит простых трудолюбивых крестьян, которых смело можно назвать «живыми душами». В отличие от помещиков они не никчемны, они постоянно что – то создают не только для себя, но и для других, они приносят пользу всей России. Несмотря на свое бесправие и отсутствие свободной жизни, они добросовестны и талантливы.

    Читайте также:
    Комедия Недоросль - смысл названия, в чём заключается трагизм

    Души «мертвые и живые» в поэме Н. Гоголя «Мертвые души»

    Вершиной творчества Н. В. Гоголя стала поэма «Мертвые души». Приступая к созданию этого произведения, автор писал Жуковскому, что «вся Русь явится в нем». И действительно здесь нашло отражение «все хорошее и дурное, что есть в России от нас». (Гоголь).

    Сюжет поэмы строится на купле-продаже так называемых «мертвых душ» — крестьян, уже умерших, но числящихся в ревизских списках как живые. Однако, читая поэму, мы понимаем, что понятие «мертвые души» относится не только к умершим людям, но и к тем живым, которые обладают «неподвижным холодом души и бесплодной пустыней сердца».

    Главный герой поэмы, плут и авантюрист Чичиков, стремясь прикупить «мертвые души», побывал у пяти помещиков, каждый из которых хуже предыдущего.

    Галерея образов помещичьих типов начинается с Манилова. В его облике сначала бросается в глаза именно «приятность», его желание всем нравиться. Любуясь собственными тонкими манерами, гордясь ими, Манилов преисполнен веры в то, что он является носителем подлинной культуры.

    Впечатление, которое производит вначале Манилов, по мере более близкого знакомства с ним изменяется. «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: какой приятный и добрый человек! В следующую затем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: черт знает, что такое! И отойдешь подальше; еси же не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную».

    Неотразимым по уму и образованности представляется Манилову и сам Чичиков, с первой встречи завоевавший симпатии помещика. Несмотря на то, что Манилов знаком с Чичиковым совсем недавно, он называет его бесценным другом. Нельзя без смеха читать его рассуждения о том, как государь, узнав об их дружбе, пожалует их званием генералов.

    Жизнь представляется Манилову чем-то похожим на идиллические пасторали. Никаких столкновений и конфликтов он не видит и видеть не хочет. Знание жизни он подменяет пустыми фантазиями и создает свой иллюзорный мир. В его голове постоянно возникают какие-то фантастические прожекты, но он не способен ни к какому действию. Манилов лишен мысли и всякого живого стремления, а та «возвышенность», которой он так гордится — это всего лишь бессознательный маскарад, скрывающий подлинную «мертвую» суть героя.

    Если Манилов пытается рядиться в одежды выспренности, то в образе Коробочки обмельчание человека, духовная нищета предстает в своем естественном состоянии. Помещицу отличает своеобразная, слишком уж незатейливая «простота», которая находит отражение и в ее внешнем облике, и в ее отношениях с людьми. «Эх, отец мой, обращается она к Чичикову, да у тебя-то, как у борова, вся спина и бок в грязи! Где так изволил засалиться?»

    Не случайно мы встречаемся с Коробочкой сразу после Манилова. Ее житейская непосредственность контрастирует с внешней утонченностью предыдущего помещика. Образ Коробочки — это выражение прозаизма и обыденности, расчетливого и цепкого практицизма. Все мысли и желания этой помещицы сосредоточены на постоянном накоплении и упрочении своего состояния. Коробочка, в отличие от Манилова, не бездеятельный фантазер, а трезвый, вечно копошащийся у своего жилья приобретатель.

    Однако хозяйственность Коробочки помогает обнаружить ее внутреннее убожество. Приобретательские стремления заполоняют все сознание помещицы, не оставляя места ни для каких иных чувств. Из всего она стремится извлечь пользу. Она и крепостными крестьянами торгует с такой же расчетливостью, как продает пеньку, сало или птичьи перья. С такой же мерой она подходит и к предложению Чичикова о продае мертвых душ. Старуху пугает необычность сделки, но и выгоду она упустить не хочет.

    Чичиков метко называет Коробочку «дубинноголовой». Сочетание патриархальной замкнутости с грубым стяжательством определяет крайнюю степень бедности ее духовной жизни. Весь мир для нее замкнулся в поместье, вне которого она не видит ничего важного.

    Точно так же, как при переходе повествования от Манилова к Коробочке ясно ощущается внутреннее сопоставление этих образов, в главе, посвященной Ноздреву, выявляется контраст между этим новым действующим лицом и Коробочкой. В противоположность мелочной помещице, Ноздрев отличается буйной удалью, «широким» размахом натуры. Он очень активен и подвижен. Ни на минуту не задумываясь, Ноздрев готов заняться любым деом — всем, что только приходит ему в голову. Однако энергия Ноздрева лишена какой-либо направляющей идеи, цели. С одинаковой легкостью он начинает любое предприятие и бросает его, сразу же забывая о том, что еще некоторое время назад привлекало его внимание. Все, что он затевает, кончается либо пустяками, либо разного рода «историями».

    Изображая быт этого помещика, Гоголь иронически оттеняет его чрезвычайную привязанность к животным, которые были предметом его особых забот. Очень выразительно дана, например, писателем картина ноздревской псарни. Лишь завидев его, собаки летят ему настречу, а он с ними «как отец среди семейства». Эта замечательная деталь показывает подлинную сущность героя, который никогда и ни в чем не считается с людьми.

    Важную черту характера Ноздрева составляет наглость. Со всеми людьми он держится запанибрата, каждого тут же считает другом, но также легко забывает свои слова и свои отношения с людьми. Одного и того же человека Ноздрев называет то другом, то подлеом. Это отсутствие у помещика моральных критериев очень тонко раскрывается Гоголем.

    Ноздрев предстает человеком «многосторонним»: он и шулер, и собачник, и хвастун, и кутила, и плут, Однако вся эта многосторонность, замечательно раскрытая Гоголем, лишена какого-либо положительного начала. Писатель показывает Ноздрева как мелкого человека без всяких моральных принципов и представлений о порядочности.

    Следующий, с кем мы знакомимся, — Собакевич. Его никак нельзя причислить к людям, которые витают в облаках. Напротив, он обеими ногами стоит на земле, трезво оценивая жизнь и людей. Когда это необходимо, Собакевич умеет добиваться того, чего хочет.

    Характеризуя быт этого помещика, Гоголь оттеняет то, что здесь все «было упористо, без пошатки». Физическая крепость и уродливая неуклюжесть видны в портрете Собакевича, похожего на медведя средней величины. Сравнение с медведем дано автором не только с внешней стороны: оно подводит к раскрытию психологических особенностей героя. Животное начало главенствует в натуре Соакевича. Не случайно ему досталась и такая фамилия. Он не помышляет ни о каких духовных запросах. По его мнению, единственным делом может быть только забота о собственном существовании, которое он не склонен усложнять.

    Читайте также:
    Рецензия на роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» отзыв, мнения и впечатления критиков и читателей о прочитанном, анализ и тема исторического произведения автора

    Насыщение желудка стоит у Собакевича на первом месте, потому-то и все радости жизни связаны у этого героя, прежде всего, с сытной едой. «У меня, когда свинина, всю свинью подавай на стол, баранина всего .барана тащи, гусь — всего гуся! Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует».

    Собакевич враждебно относится к культуре и просвещению. Он считает эти понятия глупой и ненужной людям выдумкой. Однако Собакевич не чужд трезвого и расчетливого практицизма. Он хорошо понимает свою выгоду, знает окружающую его обстановку и людей. Провести такого помещика вряд ли кто сможет. Он неуклонно стремится к обогащению и любого обведет вокруг пальца.

    Интересно поведение Собакевича в разговоре с Чичиковым относительно мертвых душ. Чичикову и не пришлось издалека подходить к столь щекотливой теме. Собакевич ничуть не удивился и предложил Чичикову сделку так, как будто речь шла о самом обычном деле.

    Практическая хватка, которая выделяет Собакевича среди других помещиков, неотделима от его психологического облика. Он обладает способностью активного действия, но это не только не уменьшает, а как раз усиливает его низменные стремления. Однако и то исчезновение подлинно человеческих качеств, которое дано в образе Собакевича, не исчерпывает меры падения человека. Мелочность, ничтожность достигают предельного выражения в образе Плюшкина, который завершает портретную галерею помещиков в романе. Подобно Коробочке и Собакевичу, Плюшкин поглощен заботами о наколении богатств; подобно им, он находится во власти эгоистических чувств и желаний. Но накопление стаовится единственной жизненной целью этого помеика. Ненасытная жадность ведет к тому, что Плюшкин теряет ощущение значимости вещей, перестает отличать важное от мелочи, полезное от ненужного. Именно на малосущественном и незначительном и сосредоточено внимание Плюшкина. «Он уже позабывал сам, сколько у него было чего, и помнил только, в каком месте стоял у него в шкафу графинчик с остатком какой-нибудь настойки, на котором он сам сделал наметку, чтобы никто воровским образом ее не выпил, да где лежало перышко и сургучик».

    Плюшкин превращается в настоящего раба вещей. Жажда накопления толкает его на путь самоограничения. Он не позволяет себе нормально питаться и носить хорошие вещи. Характерно, что при встрече с ним Чичиков долго не мог разобрать, к какому полу принадлежит то существо, которое он увидел, он не мог понять, ключник это или ключница.

    Когда-то Плюшкин был нормальным человеком и имел семью. Он отличался опытностью и знанием жизни. В отличие от других персонажей, биографий которых Гоголь не дает, Плюшкин изображен в процессе своего развития. Не случайно именно в этой главе показана наибольшая мера угасания человеческого — наибольшая потому, что Плюшкин был не всегда таким, каким он предстает перед читателем. Эта душа могла бы жить.

    Мы понимаем, что, по мысли Гоголя, человек не является плохим от рождения, а становится чудовищем. Ненасытная скупость разрушает связи Плюшкина с людьми. Он не испытывает потребности в чеовеческом общении не только потому, что дружеские, как и все остальные человеческие чувства из него выетрились, но и потому, что общение с окружающими может нанести ему материальный ущерб. Всякое посещение друзей, как и приезд гостей, означает расходы, а их-то Плюшкин боится более всего, Даже о своих детях помещик рассуждает так же.

    Но самое интересное, что накопление богатств превращается у Плюшкина в полную его противоположность. В его имении гниют сено и хлеб, материи, если к ним прикоснутся, становятся пылью.

    Таким образом, один за другим следуют в поэме образы помещиков, и каждый из них ничтожнее предыдущего: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин. Все гоголевские помещики — характеры яркие, запоминающиеся, Но при всем их внешнем разнообразии суть остается низменной: владея живыми душами, сами они давно превратились в души мертвые.

    Такими же мертвыми душами предстают перед нами и чиновники губернского города. В сцене бала заметно, что их лица все сливаются в одно, ничем не примечательное, а различаются разве что наличием или отсутствием бородавки. Интерес их сосредоточен лишь на сплетнях, тщеславии и зависти, Они все бездельники и такие же «мертвые души», как и помещики.

    Причины омертвления души человека Гоголь показывает в образе Чичикова. Безрадостное детство, служба, на которой процветает взяточничество, общество безнравственных людей — все это сформировало в нем расчетливого подлеца. Если внимательно посмотреть, то Чичиков наглее Ноздрева и черствее Собакевича. Да, он отличается от помещиков своей предприимчивостью, энергией и умом. Он дает людям очень меткие характеристики, Однако Чичиков — «мертвая душа», потому что он не ценит в жизни ничего, кроме денег. В образе Чичикова Гоголь показывает появление в русском обществе нового человека, представителя нарождающейся буржуазии. Все высокие чувства, в том числе и любовь, оцениваются им только с точки зрения материальной выгоды.

    Кто же в поэме воплощает живое начало? По выражению А. И. Герцена, Гоголь разглядел в поэме позади «мертвых душ — души живые». Это души крестьян, воплощение русского национального характера. Это и талантливый каретник Михей, и сапожник Телятников, и кирпичник Милушкин и, конечно, плотник Степан Пробка, Все эти люди умерли, но они оказываются живее своих хозяев. Именно для них Гоголь находит теплые слова. Именно о них он думает: «Что вы сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?»

    Но самым главным «живым» образом в поэме становится образ Руси. Живая душа русского человека живет в народе, в его языке и песнях, в плодах его труда. В лирических отступлениях Гоголь создает удивительно возвышенный образ Руси и народа, который в конце поэмы перетекает в образ Руси-тройки, несущейся в будущее. Каким будет это будущее, автор не знает, но для него важно, что образ Руси связан с движением, а, значит, он не мертвый, не застойный. Писатель мечтает о возрождении души, о развитии всего того лучшего, что есть в русском народе. И поскольку он пишет о духовном мире, о возвышенном, передачей которого призвана заниматься лирика, он называет свое произведение поэмой.

    Души живые и мертвые в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

    Поэма Гоголя «Мертвые души» – одно из лучших произведений мировой литературы. Над созданием этой поэмы писатель работал на протяжении 17 лет, но так и не завершил задуманное. «Мертвые души» – итог многолетних наблюдений и раздумий Гоголя над человеческими судьбами, судьбами России.
    В названии произведения – «Мертвые души» – заключен его основной смысл. В этой поэме описываются и мертвые ревизские души крепостных, и мертвые души помещиков, погребенные под ничтожными интересами жизни. Но интересно, что первые, формально мертвые, души оказываются живее, чем дышащие и говорящие помещики.
    Павел Иванович Чичиков, осуществляя свою гениальную аферу, посещает поместья провинциального барства. Это дает нам возможность «во всей красе» увидеть «живых мертвецов».
    Первым, кому Чичиков наносит визит, оказывается помещик Манилов. За внешней приятностью, даже слащавостью этого барина скрывается бессмысленная мечтательность, бездеятельность, пустословие, ложная любовь к семье и крестьянам. Манилов считает себя воспитанным, благородным, образованным. Но что мы видим, заглянув к нему в кабинет? Запыленную книгу, которая уже два года раскрыта на одной и той же странице.
    В доме у Манилова всегда чего-то недостает. Так, в кабинете только часть мебели обтянута шелковой материей, а два кресла покрыты рогожей. Хозяйством управляет «ловкий» приказчик, который разоряет и Манилова, и его крестьян. Этого помещика отличает праздная мечтательность, бездеятельность, ограниченность умственных способностей и жизненных интересов. И это несмотря на то, что Манилов кажется интеллигентным и культурным человеком.
    Второе имение, которое посетил Чичиков, было имение помещицы Коробочки. Это также «мертвая душа». Бездушие этой женщины заключается в поразительно мелких жизненных интересах. Кроме цен на пеньку и на мед, Коробочку мало что волнует. Даже в продаже мертвых душ помещица только боится продешевить. Все, что выходит за рамки ее скудных интересов, попросту не существует. Она говорит Чичикову, что не знает никакого Собакевича, а, следовательно, его и на свете–то нет.
    В поисках помещика Собакевича Чичиков сталкивается с Ноздревым. Гоголь пишет про этого «весельчака», что он был одарен всеми возможными «задорами». На первый взгляд, Ноздрев кажется живым и деятельным человеком, но на самом деле он оказывается совершенно пустым. Его поразительная энергия направлена лишь на кутежи и бессмысленное мотовство. К этому добавляется еще и страсть к вранью. Но самое низкое и отвратительное в этом герое – «страстишка нагадить ближнему». Это тот тип людей, «что начнут гладью, а закончат гадью». Но Ноздрев, один из немногих помещиков, вызывает даже симпатию и жалость. Жаль только, что свою неукротимую энергию и любовь к жизни он направляет в «пустое» русло.
    Следующим помещиком на пути Чичикова оказывается, наконец, Собакевич. Он показался Павлу Ивановичу «весьма похожим на средней величины медведя». Собакевич – этакий «кулак», которого природа «просто рубила со всего плеча». Все в облике героя и его дома основательно, обстоятельно и масштабно. Мебель в доме помещика такая же тяжелая, как и хозяин. Каждый из предметов Собакевича как бы говорит: «И я тоже Собакевич!»
    Собакевич – рачительный хозяин, он расчетлив, зажиточен. Но все он делает только для себя, только во имя своих интересов. Ради них Собакевич пойдет на любое мошенничество и другое преступление. Весь его талант ушел только в материальное, полностью забыв про душу.
    Галерею помещичьих «мертвых душ» завершает Плюшкин, чья бездушность приняла совершенно бесчеловечные формы. Гоголь рассказывает нам предысторию этого героя. Когда-то Плюшкин был предприимчивым и трудолюбивым хозяином. Соседи заезжали к нему поучиться «скупой мудрости». Но после смерти его жены подозрительность и скупость героя усилились до высшей степени.
    У этого помещика накопились огромные запасы «добра». Таких запасов хватило бы на несколько жизней. Но он, не довольствуясь этим, ходит каждый день по своей деревне и собирает всякий мусор, который складывает у себя в комнате. Бессмысленное накопительство привело Плюшкина к тому, что сам он кормится объедками, а его крестьяне «мрут, как мухи» или сбегают.
    Галерею «мертвых душ» в поэме продолжают образы чиновников города N. Гоголь рисует их как единую безликую массу, погрязшую во взятках и коррупции. Собакевич дает чиновникам злую, но очень точную характеристику: «Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет». Чиновники бездельничают, мошенничают, крадут, обижают слабых и трепещут перед сильными.
    При известии о назначении нового генерал-губернатора инспектор врачебной управы лихорадочно думает о больных, умерших в значительном количестве от горячки, против которой не было принято надлежащих мер. Председатель палаты бледнеет от мысли, что он совершил купчую на мертвые крестьянские души. А прокурор вообще пришел домой и внезапно умер. Какие же грехи были за его душой, что он так сильно испугался?
    Гоголь показывает нам, что и жизнь чиновников пуста и бессмысленна. Они – просто коптители воздуха, растратившие бесценную жизнь на подличанье и мошенничества.
    Рядом с «мертвыми душами» в поэме встают светлые образы простых людей, которые являются воплощением идеалов духовности, мужества, свободолюбия, таланта. Это образы умерших и беглых крестьян, прежде всего мужики Собакевича: чудо-мастер Михеев, сапожник Максим Телятников, богатырь Степан Пробка, умелец-печник Милушкин. Также это и беглый Абакум Фыров, крестьяне восставших деревень Вшивая-спесь, Боровки и Задирайлова.
    Именно народ, по мнению Гоголя, сохранил в себе «живую душу», национальную и человеческую самобытность. Поэтому именно с народом он связывает будущее России. Об этом писатель замыслил написать в продолжении своего произведения. но не смог, не успел. Нам остается лишь догадываться о его мыслях.

    Читайте также:
    Кратко Иван Царевич и Серый Волк - суть сказки

    Мёртвые ли души у героев «Мёртвых душ»?

    № 2009 / 13, 23.02.2015

    Мно­гие го­ды, на­чи­ная со школь­ной ска­мьи, нам вну­ша­ли и вну­ши­ли, что «Мёрт­вые ду­ши» Н.В. Го­го­ля это са­ти­ра, а под «мёрт­вы­ми ду­ша­ми» пи­са­тель под­ра­зу­ме­вал не толь­ко и не столь­ко умер­ших кре­с­ть­ян – «ре­виз­ские ду­ши»

    М ногие годы, начиная со школьной скамьи, нам внушали и внушили, что «Мёртвые души» Н.В. Гоголя это сатира, а под «мёртвыми душами» писатель подразумевал не только и не столько умерших крестьян – «ревизские души», сколько изображённых им помещиков и чиновников. Такой взгляд на гоголевскую поэму почитался как бы истиной в последней инстанции и не подвергался никакому сомнению ни гоголеведами, ни академической наукой, не говоря уже о многочисленной учебной и научно-популярной литературе.

    Однако ещё В.Г. Белинский в своё время предостерегал: «Нельзя ошибочнее смотреть на «Мёртвые души» и грубее понимать их, как видя в них сатиру». Тогда же С.П. Шевырев подчёркивал типичность гоголевских персонажей: «…Маниловых много и в столице… Коробочек пропасть по всей Москве… от взбаламошных Ноздрёвых также у нас тесно…». И никаких при этом аналогий с «мёртвыми».







    «Мертвые души». Чичиков у Плюшкина. Гравюра
    на дереве Е. Е. Бернардского по рисунку А. А. Агина. 1846.

    Валериан Майков вообще отметил, что читатели поэмы увидели в её героях «бездну сил и страшную способность наслаждаться». А.В. Дружинин писал: «Гоголь любил Ноздрёва и Чичикова. Манилов и Собакевич имели место в сердце Гоголя именно потому, что гоголевское воззрение на людей отличалось могучею всесторонностью, равно охватывающей все стороны жизни…», что «герои творца «Мёртвых душ»… смелы… правдивы, они на своём месте и сами про то знают. Его Ноздрёвых, Маниловых и Плюшкиных никто не назовёт госпитальными фигурами, кисло взирающими на свет божий». И т.д.

    О какой сатире, о каких «омертвевших душах владельцев живых и мёртвых крестьянских душ» 1 может при этом идти речь? Но такие речи ведутся. И не одно десятилетие, став общим местом всех работ о «Мёртвых душах» – «поэме, слишком уж перенаселённой мёртвыми – как в прямом, так и в переносном смысле» 2 .

    Читайте также:
    Стихи про дождь короткие четверостишия про дождик для детей, красивые и трогательные стихотворения известных русских поэтов о дождливой погоде

    Сегодня фактически каждый, кто в той или иной мере касается гоголевской поэмы, настойчиво и последовательно, с завидным упорством, «укладывает» её содержание в прокрустово ложе антитезы: «”мёртвая” и живая душа», «мёртвые души – как умершие крепостные и как духовно омертвевшие помещики и чиновники», «покупка мёртвых душ и мертвенность как характерологический признак живущего» 3 .

    Кто же стоял у истоков такой антитезы? Кто первым перенёс заглавие поэмы на её персонажей? – Александр Иванович Герцен. 29 июля 1842 года он запишет в своём дневнике: «…не ревизские – мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы и tutti quanti (решительно все – итальянск. – А.К. ) – вот мёртвые души…». Дневник был опубликован и стал достоянием литературной общественности в 1875 году. Но уже в 1851 году в очерке «О развитии революционных идей в России», появившемся сначала в немецком журнале и затем вышедшем отдельной книгой во Франции, Герцен проводит мысль, что «вытащенные на белый свет» Гоголем «поместные дворяне» и есть, по замыслу писателя, подлинные «мёртвые души». Однако первое впечатление от гоголевской поэмы у Герцена было совершенно иным.

    Прочитав «Мёртвые души», он, по горячим, как говорится, следам, пишет в своём дневнике 11 июня 1842 года: «Портреты его (Гоголя. – А.К. ) удивительно хороши, жизнь сохранена во всей полноте; не типы отвлечённые, а добрые люди, которых каждый из нас видел сто раз». Не «мёртвые души», а «добрые люди», чья «жизнь сохранена (т.е. передана, изображена писателем. – А.К. ) во всей полноте», которые встречаются буквально на каждом шагу: каждый их «видел сто раз».

    Если посмотрим на гоголевских героев непредвзято, незашоренно, то увидим следующее.

    Манилов по своей натуре, как замечает Гоголь, человек «обходительный и учтивый», а также приветливый, открытый, радушный, сама любезность, переходящая, правда, порою в приторность. Он верх интеллигентности: ни грубого слова не скажет, ни на дурные поступки не способен. Его до слёз трогают слова Чичикова о «гонениях» и «преследованиях», какие тот «претерпел», «соблюдая правду», «подавая руку и вдовице беспомощной, и сироте-горемыке».

    Манилов мягок и либерален по отношению к своим крестьянам: «Когда приходил к нему мужик и, почёсывая рукою затылок, говорил: «Барин, позволь отлучиться на работу, подать заработать», – «Ступай», – говорил он…». Он хорошо обращается с учителем, состоявшим при его детях, и не прочь, как и многие родители в наше время, потешить своё самолюбие, показывая гостям, что знают и могут делать его дети. А его трогательно-нежное отношение к жене, отвечавшей ему взаимностью, чего, по правде говоря, так не хватает современным семьям.

    Коробочка по всем работам о «Мёртвых душах» проходит исключительно как «дубинноголовая». Но так её называет не повествователь, а Чичиков. И его можно понять: окрылённый быстротой, с какой ему удалось провернуть своё «дельце» с Маниловым, он раздражён непонятливостью и неподатливостью Коробочки. В этом вопросе Гоголь берёт сторону Чичикова, входит в положение мошенника, столкнувшегося с неожиданным препятствием, и прямо осуждает её за то, что доводы Чичикова, «ясные как день», отскакивают от неё, «как резиновый мяч отскакивает от стены».

    В чём же её «дубинноголовость»? Что не может с ходу понять «великодушие» Чичикова, освобождающего её от платы («подати») за умерших крестьян как за живых, да ещё берущего на себя все расходы по «купчей»? Это не «дубинноголовость», а естественная реакция продавца, которому предлагают продать то, что до того он не только не считал «товаром», но даже не подозревал о самой возможности существования такового.

    Да, Коробочка не отличается сообразительностью, тугодумна, меркантильна, однако в человечности ей не откажешь. Она хорошая, заботливая хозяйка. Крестьянские избы в её деревушке, «по замечанию, сделанному Чичиковым, показывали довольство обитателей, ибо были поддерживаемы как следует: изветшавший тёс на крышах везде был заменён новым; ворота нигде не покосились, а в обращённых к нему крестьянских крытых сараях заметил он где стоявшую запасную почти новую телегу, а где и две». Коробочка выказывает неподдельное сочувствие беде, приключившейся с Чичиковым: «Эх, отец мой, да у тебя-то, как у борова, вся спина и бок в грязи. Да не нужно ли чем потереть спину?». Она внимательна и предупредительна. Не случайно Белинский отметил, что в главе, посвящённой Коробочке, Гоголь «осязательно воспроизводит целую сферу, целый мир жизни во всей его полноте (выделено мной. – А.К. )».

    На Собакевича, его внешность и вкусы, Гоголь (заслужив в том справедливый упрёк со стороны Белинского) также глядит глазами Чичикова, соглашаясь не только с его утверждением: «…медведь! Совершенный медведь!», – но дополняя и подкрепляя его своими комментариями: «Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила… но просто рубила со своего плеча: хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не оскобливши, пустила на свет, сказавши: «Живёт!» Такой же самый крепкий на диво стаченный образ был у Собакевича…».

    Однако внешность внешностью, вкусы вкусами, а вот заботой о своих крестьянах Собакевич ничуть не уступает, если не превосходит, Коробочку, прекрасно сознавая, что его благополучие во многом зависит от их благополучия, от того, как им живётся, как устроен их быт, где на первом месте, говоря современным языком, их жилищные условия. «Деревенские избы мужиков, – заметил Чичиков, – …срублены были на диво: не было кирчёных (т.е. из гладко отёсанных брёвен. – А.К. ) стен, резных узоров и прочих затей, но всё было пригнано плотно и как следует… всё, на что ни глядел он, было упористо, без пошатки…». А как уважительно, не без гордости, что у него были такие «мастеровитые» люди, Собакевич говорит о своих, уже умерших, работниках – каретнике, плотнике, печнике, сапожнике…

    Мобилен, подвижен, душа на распашку Ноздрёв. Он принадлежал, по словам Гоголя, к людям, что «называются разбитными малыми, слывут ещё в детстве и в школе за хороших товарищей и при всём том бывают весьма больно поколачиваемы… Они всегда говоруны, кутилы, лихачи, народ видный». Ноздрёв врун, хвастун, сплетник, не чистый на руку картёжник, нацелен на скандалы, имеет «страстишку нагадить ближнему», и всё это происходит «просто от какой-то неугомонной юркости и бойкости характера». Вместе с тем он незлобив и незлопамятен и «через несколько времени уже встречался опять с теми приятелями, которые его тузили, и встречался как ни в чём не бывало…».

    Читайте также:
    Стихи про дочку - подборка самых душевных от лица мамы и папы

    Есть у Манилова, Коробочки, Собакевича и Ноздрёва и одна общая черта: гостеприимство и хлебосольство.

    Даже у Плюшкина душа не столько «омертвевшая», сколько «очерствевшая». Ему доступна радость, пусть минутная, но тем не менее радость. При воспоминании о товарище детства, с которым «вместе по заборам лазили», на его лице заскользил «тёплый луч». Ему не чуждо чувство благодарности. В знак признательности Чичикову, что тот берётся «принять издержки по купчей на свой счёт», Плюшкин готов напоить гостя «дорогим напитком» – чаем с сахаром, цена на который «поднялась немилосердная», а также оставить ему после смерти, «в духовной», карманные часы, да «не какие-нибудь томпаковые (латунные. – А.К. ) или бронзовые», а «хорошие серебряные», хотя и «немножечко поиспорченные», чтобы вспоминал о нём Чичиков.

    Что же касается самого Чичикова, то со своей неунывающей натурой, неустанной деятельностью, предпринимательской изобретательностью он в поэме вообще «живее всех живых».

    И всё-таки была одна сторона жизни, одна её составляющая, относительно которой души гоголевских персонажей были действительно «мертвы» – это общественные интересы. Где у гоголевских героев «интересы общие, живые?», – вопрошал Герцен, расставаясь с первым впечатлением от поэмы, когда общественный деятель взял в нём верх над просто читателем. Тогда же к «важным недостаткам» поэмы относит это и П.А. Плетнёв. «В ней, – пишет он, – нет того, что мы ещё не встречаем в нашей жизни – серьёзного общественного интереса». Но вправе ли упрекать писателя, что в его произведении нет того, чего ещё нельзя встретить в жизни?

    Почувствовав всю несправедливость подобного упрёка, Плетнёв тут же замечает, что сам по себе отмеченный им «недостаток» поэмы «нисколько не говорит против Гоголя», в том нет никакой его вины, виновато общество, лишённое «серьёзных общественных интересов». Гоголь лишь «возвратил обществу то, чего оно могло ему дать».

    Да, души героев гоголевской поэмы «мертвы», но не ко всем общественным интересам, а лишь к общественно-политическим . И только потому, что таковых в жизни нашего общества тогда вообще не было. А жило оно исключительно интересами общественно-бытовыми . Общественно-бытовая жизнь в «губернском городе NN» била ключом. Балы, обеды с карточными играми и обильным застольем поочерёдно устраивались «городскими сановниками»: губернатором, вице-губернатором, полицмейстером, председателем палаты, откупщиком, городским главою. С этой точки зрения у помещиков и чиновников гоголевской поэмы души даже очень живые, и «мёртвых душ» в герценовском понимании среди них нет и не могло быть по причине отсутствия тогда у нас их источника – общественно-политической жизни с её особыми, специфическими интересами.

    Для Герцена, нацеленного на радикальное, революционное преобразование России, всё, что тому не способствовало, не говоря уже, противодействовало, являлось вредным, антижизненным, «мёртвым». Поначалу он попадает под обаяние гоголевской поэмы, что сразу же получает отражение в его дневнике, и находится под впечатлением от изображённых там «добрых людей» почти в течение месяца. Но вот он начинает сознавать всю губительность для дела преобразования России политической инертности, полнейшего равнодушия к происходящему на просторах страны, общественно-политической «мертвенности». Изображённые Гоголем помещики и чиновники, показавшиеся ему при первом знакомстве «добрыми людьми», в свете разворачивающейся борьбы за будущее России предстали на то не только не способными, но даже вредными, ко всему «серьёзно-общественному» равнодушными, безучастными, в полном смысле «мёртвыми душами».

    Постепенно всю ненависть к «России дворянчиков», схоронившихся «в деревенской глуши», «вдали от дорог и больших городов», Герцен переносит на персонажей «Мёртвых душ». В его сознании они теряют свои конкретные очертания, сливаясь в один неприглядный образ «племени» крепостников-помещиков, где не могло быть никаких «добрых людей», а были только «пьяницы и обжоры, угодливые невольники власти и безжалостные тираны своих рабов, пьющие жизнь и кровь народа» 4 , с которыми он и вёл непримиримую, бескомпромиссную борьбу.

    Однако поэма Гоголя не давала никакого повода, даже малейшего намёка для такого рода обобщений, таких помещиков там просто не было, что явно не устраивало Герцена, считавшего крепостничество главной тогда у нас бедой. И в очерке «О развитии революционных идей в России» он «дополнил» содержание поэмы такими картинами помещичьего быта, которые должны были подтвердить правоту и оправданность прямого переноса её заглавия на персонажей, делая вводимый им в оборот обобщённый образ «мёртвых душ» осязаемым, наглядным, впечатляющим и запоминающимся, отражавшим суровые реалии российской действительности тех лет.

    С отменой крепостного права образы «мёртвых душ» – помещиков, «пьющих жизнь и кровь народа», потеряли для Герцена всякий смысл. К ним, да и к самой поэме Гоголя, Герцен с тех пор ни разу не возвращался.

    Сколько же ещё можно смотреть на «Мёртвые души» глазами Герцена-революционера? Давайте поверим первому его впечатлению от чтения поэмы, прислушаемся не только к Белинскому, предостерегавшему от взгляда на «Мёртвые души» как на сатиру, но и к Плетнёву, заметившему: у Гоголя «никто не смешон, потому что в жизни и действиях каждого есть истина, убеждающая читателя» 5 . И постараемся понять эту истину, поэзию их жизни, жизни «в деревенской глуши», вдали «от дорог и больших городов» и общественно-политических интересов 6 …

    1 История русской литературы в четырёх томах. Т. 2. Л., 1981. С. 570.

    2 Золотусский Игорь. Гоголь. Изд. 5-е. М., 2005. С. 233.

    3 История всемирной литературы. Т. 6., 1989. С. 382.

    4 Герцен А.И. О литературе. М., 1962. С. 250 .

    5 Плетнёв П.А. Статьи. Стихотворения. Письма. М., 1988. С. 57 .

    6 См.: Курилов А.С. «Мёртвые души», или Поэзия жизни провинциальной России //
    Филологические науки. 2004. № 6. С. 55 – 64.

    2484. Сочинение Живые и мертвые души в поэме Гоголя Мертвые души Русский язык

    Сочинение — Живые и мертвые души в поэме Мертвые души. Русский язык и литература

    В произведении Гоголя можно разглядеть, как хорошие, так и дурные стороны в России. Мёртвыми же душами автор позиционирует ни покойников, а чиновников и обывателей, чья душа затвердела от чёрствости и безразличия к другим.

    Одним из главных героев поэмы был Чичиков, который посетил пять помещичьих усадеб. И в этой череде поездок Чичиков делает для себя вывод, что каждый из помещиков, обладатель скверной и запачканной души. В начале может показаться, что Манилов, Собакевич, Ноздрев, Коробочка совершенно разные, но всё-таки их связывает обыкновенная никчёмность, которая и отражает весь помещичий устой в России.

    Читайте также:
    Недоросль - краткое содержание по действиям и явлениям

    Сам же автор является в этом произведении подобно пророку, которой описывает эти страшные события в жизни Руси, а после вырисовывает выход пусть к далёкому, но светлому будущему. Сама суть человеческой неприглядности в поэме описывается, в тот момент, когда помещики рассуждают как ими быть с «мёртвыми душами», совершить обмен или выгодную продажу, а может и вовсе кому-то подарить.

    И несмотря на то, что автор описывает достаточно бурную и активную жизнь города, по своей сути это всего на всего пустая суета. Самое страшное, что мёртвая душа это обыденное явление. Также Гоголь объединяет во едино всех чиновников города, в одно безликое лицо, которое отличается только наличием на нём бородавок.

    Так со слов Соба-кевича, можно увидеть, что все вокруг мошенники, христопродавцы, что каждый из них ублажает и покрывает другого, ради собственной выгоды и благополучия. И над всем этим смрадом возвысилась чистая и светлая Русь, которая как надеяться автор обязательно возродиться.

    Живые души по мнению Гоголя есть исключительно у народа. Который под всем этим прессом крепостного право, сохранил живую русскую душу. А живёт она в слове народа, в его деле, в остром уме. В лирическом отступлении автор создал тот самый образ идеальной Руси и его богатырского народа.

    Сам же Гоголь не знает, какой путь выберет Русь, но он надеяться, что в нём не будет таких персонажей, как Плюшкин, Собакевич, Ноздрев, Коробочка. И только с пониманием и прозрением, всей этой без духовности русский народ может встать с колен, воссоздав идеальный духовный и чистый мир.

    Вариант 2

    В поэме Гоголя можно разглядеть Россию, как и с хорошей стороны, так и с плохой. К мертвым душам писатель относит ни покойников, а чиновников и обывателей, чье сердце затвердело и стало каменным от безразличия на судьбы простых граждан. Поэт пишет это произведение, прочувствовал всю боль и печаль народа.

    Чиновники Манилов, Ноздрев, Коробочка, Собакевич, совершено разные люди, но их соединяет никчемность, которая отражает весь устой властителей. Каждый чиновники покрывают другого в неправде, воровстве ради своей выгоды, лишь бы откусить чей-то кусочек и положить себе в карман. В их душах словно черви в яблоке ползают и уже прогрызли свои ходы, которые с каждым разом становятся все больше, и больше. И подгнивая выделяют отвратный запах самой личности чиновников. Они словно одно безликое существо, которое существует питаясь лишь живыми, цветущими, душами. Эти «живые» души подвергаются постоянным заключениям и подавлениям.

    Настоящую душу России имеют русские мужики, которые сохранили человечность. В крепостном праве остаются благоразумный народ, на котором держится фундамент всей Руси. Именно в них заключается сама душа, сам тот центр, само то ядро, которое и держит всю суть страны. Гоголь пишет о крестьянах так, что выставляет их словно цветущие цветы, которые, не смотря на все трудности, прорастают через камни, разрушая их.

    Гоголь яростно верит, что Россия пойдет по светлому будущему. Верит в скрытые таланты народа, которые могу подняться из глубин и показать, что не все потеряно. Он надеется на то, что даже и в мертвых душах чиновниках пронзится луч светлого и измениться их жизнь, их отношение к добрым душам, которые умеют жить, дышать полной грудью.

    Разное отношение всегда можно получить. Но и в вера в добро не угаснет никогда. Потому что большое и верное, любящее покрывает все. Так как надежда Гоголя дает понять, что и в зачерствевшем сердце имеется отголоски добра, любви. На примере показан Чичиков, как он с теплотой в сердце отзывается о матери и вспоминает свое детство, окутанное лаской и заботой. Именно в такие моменты ты и веришь, что можно изменить худшие недостатки в лучшее. В рост, процветание, доверие и хорошее отношение. Послание писателя дает понять и раскрыть, как же несовершенен человек в своей жизни, как он имеет право отклонятся от пути добра, но все же ему всегда дается шанс вернуться к светлому пути.

    Сочинение 3

    Великий русский писатель Н.В.Гоголь работал в сложное время для России. Неудачное восстание декабристов подавлено. По всей стране суды и репрессии. Поэма «Мертвые души» — портрет современности. Сюжет поэмы несложный, характеры героев написаны просто и читаются легко. Но во всем написанном чувствуется печаль.

    У Гоголя понятие «мертвые души» имеет два значения. Мертвые души – это умершие крепостные, и помещики с омертвевшими душами. Писатель считал большим злом России рабское крепостное право, которое способствовало вымиранию крестьян, разрухе культуры и экономики страны. Говоря о помещичьих мертвых душах, Николай Васильевич воплощал в них и самодержавную власть. Описывая своих героев, он надеется на возрождение Руси, на теплые человеческие души.

    Россия раскрывается в произведении глазами главного героя Чичикова Павла Ивановича. Помещики описаны в поэме не как опора государства, а как загнивающая часть государства, мертвые души, на которые нельзя опереться. У Плюшкина гибнет хлеб, без пользы для людей. Манилов беззаботно хозяйствует в заброшенной усадьбе. Ноздрев, приведя хозяйство в полный упадок, играет в карты и пьянствует. На этих образах писатель показывает, что творится в современной России. «Мертвым душам», угнетателям, Гоголь противопоставляет простых русских людей. Людей, лишенных всяких прав, которых можно купить и продать. Они предстают в образе «живых душ».

    Гоголь с большой теплотой и любовью пишет о способностях крестьян, об их трудолюбии и талантах.

    Плотник Пробка, здоровый богатырь, исходил почти всю Россию, построил множество домов. Красивые и прочные экипажи делает каретник Митяй. Печник Милушкин складывает добротные печи. Из любого материала мог пошить сапоги сапожник Максим Телятников. Крепостные люди у Гоголя показаны как добросовестными работниками, с увлечением занимающиеся своим делом.

    Гоголь горячо верит в светлое будущее своей России, в огромные, но до поры до времени скрытые таланты народа. Он надеется, что даже в мертвые души помещиков пробьется лучик счастья и добра. Его главный герой Чичиков П.И. вспоминает любовь матери и свое детство. Это вселяет надежду автору, что даже у черствых людей, что-то человеческое осталось в душе.

    Произведения Гоголя веселые и печальные одновременно. Читая их можно посмеяться над недостатками героев, но в то же время задуматься, а что можно изменить. Поэма Гоголя — яркий пример отрицательного отношения автора к крепостному праву.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: