Дуэль Безухова и Долохова в романе Война и мир – анализ эпизода

Дуэль Пьера и Долохова (анализ эпизода и причина) в романе Война и мир

В сюжете легендарного романа «Война и мир» есть множество героев, которые играют важную роль в развитии событий. Один из таких героев – Пьер Безухов. Вместе с ним читатель проходит личностный рост героя, переосмысление ценностей. Изменения Пьера видны на протяжении всего романа.

Одним из важных моментов в жизни Пьера стала дуэль с Долоховым. Это злосчастное событие стало концом совместной жизни Пьера и Элен. Решение пожениться на этой женщине стало одним из худших решений Безухова: он перенес разочарование и боль, никаких положительных эмоций. Она ведь вышла за него замуж по расчету, чувств не было. А Пьеру было лестно иметь красавицу-жену, даму из высшего общества Петербурга. Только презрение и холод Элен могла дать Пьеру. Это только расстраивало его, замыкало в себе.

Люди в обществе смеялись на Безуховым. Кто будет рад такой жене? Пьеру постоянно намекали на отношения Элен и Долохова. Кроме того, он получил по этому поводу письмо от анонима. Несмотря на это, он не ожидал предательства как от жены, так и от Долохова, ведь когда-то Пьер оказал ему помощь в трудную минуту, разместил его в своем доме и одолжил денег. Апогеем конфликта стал тост Долохова за хорошеньких женщин и их любовников. Пьеру не оставалось ничего другого, кроме как вызвать Долохова на дуэль, чтобы защитить свою честь. Тот согласился без лишних раздумий.

Оба по-разному отнеслись к предстоящей дуэли: Пьер чувствовал волнение, совсем не спал в ночь накануне, Долохов был уверен в себе, так как не раз участвовал в дуэлях.

Пьера обуревали сомнения, он хотел было отказаться от этой затеи, но никто не изменил своего решения. Раньше Безухов никогда не стрелял и не держал в руках оружие. Он просит секунданта помочь научиться обращаться с оружием. Пьер от волнения первый нажал на курок и попал в Долохова, чем удивил окружающих. В ответ прозвучал второй выстрел, но Пьер остался невредим, так как пуля прошла мимо него. Растерянная улыбка осветила лицо Пьера

Пьер был очень расстроен за Долохова, его мучало чувство вины. Он спрятался в лесу ото всех, чтобы побыть наедине с собой.

Придя в себя после ранения, Долохов в первую очередь думал о матери, которая не переживет смерть сына. Он попросил Николай Ростова рассказать матери о ранении. Это повергло Николая в шок: как такой буян мог так нежно к кому-то относиться?

Пьер мучился в бессоннице всю ночь после дуэли, она не отпускала его. Он много думал об отношениях с женой, не мог понять, правильно ли он сделал, назначив дуэль. Итогом его размышлений стало решение закончить отношения с Элен, ведь ни к чему хорошему они не могли привести, оба только обременяли друг друга. Между супругами произошел неприятный разговор и поставлена точка в отношениях. Как настоящий мужчина Пьер оставил немалую часть своего состояния Элен и удаляется в Петербург.

Вот так сложно, волнительно и сумбурно закончился, один из самых неудачных эпизодов жизни Пьера Безухова. Он отправляется на поиски себя и новой жизни, ведь впереди его ждет еще множество событий.

2 вариант

Момент дуэли Пьера с Долоховым можно назвать кульминационным, так как мировоззрение главного персонажа начинает кардинально меняться именно в этот момент. Неизбежным этапом, Лев Николаевич Толстой, показал этап взросления, который, по мнению автора, не может проходить безболезненно. Пьер с трудом принимает решение по вызову на поединок своего экс-приятеля, однако, лишь приняв его, перед ним могли бы открыться новые дороги и пути.

Брак Курагиной и Безухова можно с раннего этапа назвать ошибочным, ведь любви между супругами в нем не было. Для Элен было важно то, что у ее мужа есть большие суммы денег, а для Безухова был приятным тот факт, что он живет с одной из самых красивых девушек, что есть в Петербурге. Молодой человек еще не знал того, что он может столкнуться с человеческой неблагодарностью, выраженной в крайне высокой степени. Ведь он помогал Долохову во всем, обеспечил его жильем, и дал денег. Взамен на его доброту, герой обнаружил, что Элен изменила ему с Долоховым. Для него это становится шокирующим и ужасным поступком, который он не может и не хочет прощать. Между ними разгорается самый настоящий конфликт, который возникает в первую очередь по той причине, что Элен начинает вести себя весьма вульгарно и неприлично. Когда Долохов предлагает выпить за замужних дам, Пьер осознает, что почти все окружающие люди знают правду, и смеются над ним.

Когда Пьер читал бумагу, в которой сообщалось об измене его жены, Долоховым она была вырвана из рук для того, чтобы зачитать окружающим. В этот момент Пьер принимает решение вызвать Долохова на поединок. Его оппонент сразу же принимает данный вызов. С учетом того, что у Пьера не было опыта в стрельбе, и он даже не знал, как осуществлять выстрел, и целиться, а его оппонент был опытным стрелком, то стоит сказать о том, что автор хотел показать, как порой неожиданно поступает судьба с героями. Пьер был любим судьбой, и поэтому она благоволила ему практически во всем. Исключением не стал и случай с дуэлью. Когда во время дуэли, он ранит своего неприятеля, то ему становится очень совестно и грустно, в отличие от Долохова, который расстраивается только по одной причине – что он не попал в оппонента. Данные чувства очень сильно и ярко раскрывают характеры героев. Главному герою приходится бежать с места дуэли, и ему очень нехорошо от своего поступка. В этот момент он начинает ценить человеческую жизнь еще больше.

Анализ эпизода дуэли

Одним из центральных героев романа «Война и мир» является Пьер Безухов, становлению личности которого Толстой посвятил не один эпизод. Наверное, самым значительным событием в жизни героя была его дуэль с Федором Долоховым.

Читайте также:
«Обыкновенное чудо» краткое содержание пьесы Е.Л. Шварца, анализ

Причиной конфликта стала связь Долохова с женой графа, Элен, женщиной развратной и глубоко циничной, брак с которой был роковой ошибкой для Пьера и попыткой заполучить наследство для Элен.

Наивный и добродушный граф не мог даже представить, что Долохов, друг в прошлом, может стать любовником его жены в настоящем. Еще не так давно Федор был гостем в его доме, которому оказали услугу в знак старой дружбы, а теперь эта помощь только усиливала желание опозорить Пьера, посмеяться над ним перед всеми.

Сидя за столом и поднимая тост за хорошеньких женщин, Долохов не чувствовал себя ни обязанным графу, ни виноватым перед ним, скорее наоборот, он был на высоте и его улыбка походила на издевку. Эти чувства не изменились и во время дуэли: уверенный в себе и своей победе, без тени сомнения и капли сожаления о содеянном, он даже не предполагал другого варианта исхода событий.

Настрой Пьера Безухова разительно отличался: даже осознавая то, что ему намеренно была нанесена обида, о чем знали знали все вокруг, и что Долохов просто играл с ним, граф, не считая вспышки гнева тогда за столом, откровенно боялся своего соперника. Законный муж боялся любовника, ведь второму ничего не значило убить человека, в то время как первый, зная свою правоту, не мог допустить мысли, что ему придется стрелять в живого человека.

На первый взгляд, результат дуэли очевиден: опытный стрелок против того, кто никогда не держал в руках оружия. Пьер спрашивает секунданта о том, как правильно ходить и как стрелять, целится в соперника не глядя и… попадает! А Долохов, упав на снег, но движимый желанием отомстить, поднимает курок на стоящего прямо перед ним графа и промахивается. Таков закон судьбы: удача на стороне новичков и тех, у кого чистое сердце, а любое злодеяние рано или поздно будет наказано.

Дуэль раскрывает истинную сущность героев. Долохов, каким бы повесой он не был, после ранения больше всего обеспокоен тем, что будет с его матерью и сестрой, когда они узнают о случившемся. Пьер в смятении бежит в лес, словно убегая от самого себя. Произошедшее заставляет его задуматься о смысле жизни, пересмотреть свои взгляды. Он осознает, что их брак с Элен был лицемерием, решает с ней расстаться и уехать в Петербург.

Таким образом, дуэль Долохова и Безухого становится переломным моментом и началом нового этапа в жизни графа.

Также читают:

Картинка к сочинению Дуэль Пьера и Долохова (анализ эпизода и причина)

Популярные сегодня темы

Незабываемые летние ночи в Петербурге. По опустевшим улицам бродит молодой человек. Его можно увидеть в разных местах города, и он всегда в одиночестве. Поведение неспешное и задумчивое

Произведение под названием «Кролики и удавы» написано советским писателем Искандером. Анализ данного произведения представлен в этой статье.

В романе Бесы автор показывает, насколько бывает беспощадной к судьбам и жизням людей машина революции. Своим безразличием и восторженность она перемалывает, вгрызаясь в историю ломая ее ход.

В своем произведении «История одного города» Салтыков – Щедрин ловко переплетает фантастику с реальностью. Этот шедевр автора многие называют рассказом, что не совсем верно.

Александр Сергеевич Пушкин, родился в самом конце 18 века, а точнее 6 июня 1799 года и является одним из ярчайших представителей Российской литературной классики. Будучи поэтом и писателем он внес неоценимый вклад

Дуэль Пьера и Долохова (причина, анализ эпизода)

В романе «Война и мир» есть особый эпизод — конфликт Пьера Безухова и Долохова, который привел к дуэли.

Начать стоит с того, что Пьер Безухов в принципе не был принят тем обществом, в котором жил. У него не было друзей среди высшего света, над ним многие смеялись. Герой чувствовал себя очень неуютно в этой обстановке. После женитьбы жизнь молодых супругов не заладилась. Элен в открытую насмехалась над своим мужем, выражала свое к нему презрение. В обществе ходили слухи об изменах жены. Пьер Безухов был погружен размышлениями по этому вопросу. Его волновало, были ли эти измены в реальности.

Появился слух, будто бы Элен и Долохов любовники. Как-то Пьер обедал в английском клубе, где был и Долохов. Все веселились кроме Пьера. Долохов решил поиздеваться над ним и поднял тост, намекавший на связь Долохова и Элен. Это вывело обиженного мужа из себя. Пьер вызвал Долохова на дуэль.

Долохов легко относился к будущему поединку. Он знал, что обязательно одержит победу, так как имеет большой опыт в таких делах. Всю ночь он провел в веселье. У него даже не возникло мыслей о подготовке к поединку.

Пьер был сначала возбужден мыслью о дуэли с обидчиком. Ему казалось, что таким образом он отомстит за оскорбленную честь. Однако, как меньше времени оставалось до события, тем больше Пьер раскаивался в своем решении. Он не умел пользоваться оружием, не знал кодекса дуэлянтов. А самое главное, Пьер понимал, что не стоит Элен таких жертв. Эта низменная и эгоистичная женщина не стоит того, чтобы ее защищали на дуэлях.

В самом начале у Пьера возникла мысль отменить все это, но от идеи перемирия он отказался. Герой считал, что это покажет его слабость и мягкость. Первая пуля, выпущенная Долоховым, в свою цель не попала. Для героя, так твердо уверенного в своем решении, это несвойственно. Таким образом, автор подчеркивает легкомыслие героя и несерьезность его намерений. Долохов не хотел обижать Пьера.

Пуля Пьера, наоборот, попала в цель. Долохов получил ранение. Пьер сожалел о своем поступке, но он был рад, что не убил Долохова. Ему не хотелось совершать преступление.

Читайте также:
Мильон терзаний краткий конспект статьи И.А. Гончарова по комедии "Горе от ума", тезисный план, анализ, оценка и характеристика критиком героев, главная мысль

После ранения Долохов показывает себя совершенно с другой стороны. Он не думает о себе. Герой просит Ростова отвезти его и переживает о матери и сестре. Таким образом, автор хочет сказать нам, что внешний облик бывает обманчив. Внешне Долохов выглядел несерьезно, но очень любил свою мать и сестру, заботился о них, был нежным и ласковым. Это сильно поразило Николая, который был совсем другого мнения о товарище.

В этом эпизоде автор хочет показать, как меняется мировоззрение персонажей после дуэли, а также раскрытие их образов после события.

Анализ дуэли 2

Одним из главных героев романа «Война и мир» является Пьер Безухов. Читатель знакомится с его духовным ростом и переосмыслением жизненных ценностей на протяжении всего произведения.

Одним из ключевых событий, повлиявших на становление личности Пьера, является его дуэль с Долоховым. С этого происшествия заканчивается совместная жизнь Безухова с Элен. Брак с этой женщиной был с самого начала большой ошибкой Пьера и, кроме разочарования и боли, ничего ему не принёс. Элен вышла замуж за Безухова из-за корыстных соображений. Пьеру, в свою очередь, было приятно осознавать себя мужем самой красивой женщины высшего света Петербурга. Элен никогда не любила Безухова, относилась к нему холодно и с презрением. Семейная жизнь не давала Пьеру счастья, а только удручала его. В свете насмехались над Безуховым и намекали ему на связь Элен с Долоховым. Полученное им недавно анонимное письмо, тоже свидетельствовало об этом. В то же время, Пьер сомневался в измене жены. Он считал такое невозможным, так как Долохов был во многом обязан ему. Когда-то Безухов помог ему, приютил в своём доме и дал в долг денег. Конфликт Пьера с Долоховым в английском клубе разрешил его сомнения. Предполагаемый соперник произнёс тост за хорошеньких женщин и их любовников и тем самым спровоцировал Пьера вызвать его на дуэль.

Безухов очень переживал за случившееся и не спал всю ночь перед поединком. Долохов, напротив, был спокоен и уверен в исходе дуэли, так как являлся опытным стрелком.

Перед началом поединка Пьера вновь грызли сомнения в правильности решения. У него даже появлялась мысль об отмене дуэли. В итоге, ни один из соперников не отказался от неё. До этого случая Пьер никогда не держал в руках оружия, но ему было неудобно признаться в этом. Он попросил секунданта, напомнить ему, как обращаться с пистолетом. Безухов первым нажал на курок и удивительно – ранил Долохова. Противник не отказался от ответного выстрела, собрал последние силы и, сидя выстрелил в прямо стоящего перед ним, растерянно улыбающегося Пьера, но не попал в него.

Безухову было очень жаль Долохова. От вины перед ним он готов был расплакаться и в смятении убежал в лес.

Долохова, пришедшего в себя после дуэли, беспокоили только мысли о матери, которая не сможет пережить вида умирающего сына. Он просит Ростова предупредить её о своём ранении, чем очень удивляет его. Николай никогда не подозревал, что за внешним легкомыслием буяна и повесы скрывается нежная душа любящего и заботливого сына.

После дуэли Пьер всю ночь не спал, вспоминал и анализировал свои отношения с женой; осуждал и, в то же время, оправдывал себя за дуэль. В конце концов, Безухов признаёт, что его семейная жизнь была сплошным лицемерием со стороны обоих супругов. Он принимает окончательное решение – расстаться с Элен. Между супругами происходит неприятное объяснение. Пьер, как благородный человек, оставляет Элен большую часть своего состояния и уезжает в Петербург.

Так заканчивается один из не самых удачных витков жизни Безухова и начинается очередной поиск смысла жизни.

Дуэль Пьера Безухова и Долохова

Несколько интересных сочинений

Человек слова довольно весомое словосочетание. Несет огромный смысл, значение для общества. Сегодня редкость найти человека, умеющего держать слово.

Сочинение Александра Пушкина Евгений Онегин считается одним из его популярных произведений. Произведение насквозь пронизано любовью, темой, которая близка каждому. Главными выступают Онегин и Татьяна

Главный персонаж рассказа – старая богатая барыня, живущая в большом особняке в центре Москвы. Среди крепостных, окружавших помещицу, был дворник. Герасим был весьма крупного телосложения

Золотое правило этики существует с зарождения человечества. Оно учит нас взаимодействовать с чужими людьми так, как нам хочется, чтобы взаимодействовали с нами в конкретной ситуации.

Друг познается в беде – многие знают эту поговорку, но поверить в нее можно только проверив на собственном опыте. Человек общается с людьми, которые близки ему по характеру, увлечениям, вкусам

Причина дуэли Пьера и Долохова в романе Толстого «Война и мир»

Дуэль Пьера и Долохова относится к одному из ключевых моментов в романе. Кроме того, она оказывает влияние на мировоззрение главного героя произведения «Война и мир». Автор пытался показать, что в процессе взросления человек сталкивается с неизбежными болезненными этапами жизни. Пьер Безухов долго раздумывал, прежде чем вызвать на дуэль человека, с которым дружил, но именно это событие и помогло ему выбрать жизненный путь.

  1. Причина дуэли
  2. Основные события и последствия
  3. Роковой день
  4. Дальнейшее развитие

Причина дуэли

Одной из основных причин разногласий между Пьером и Долоховым, является брак Безухова и Курагиной. Он изначально был неправильным. Пьера радовала мысль, что его женой стала самая красивая девушка Петербурга. Элен же привлёк этот брак тем, что муж её был богат и обладал высоким общественным статусом.

В тот момент герой даже не подозревал, к каким ужасным последствиям может привести его доброта. В тяжёлый момент он выручил хорошего друга Долохова, оказав ему материальную поддержку и даже предложил жить в своём доме. Вместо того чтобы отблагодарить Пьера, он становится любовником его жены — Элен Курагиной. Дружба для него ничего не значила. Безухову стало об этом известно из анонимной записки, и ссоры избежать не получилось.

Читайте также:
Ассоль Алые паруса характеристика образа в повести Грина, что означает

В романе Толстого «Война и мир» дуэль происходит из-за развратного поведения Элен и насмешек Долохова. Увидеть это можно в следующих сюжетных линиях:

  1. Издевательски выглядел тост, произнесённый за столом — «За замужних дам».
  2. Элен относилась неуважительно к мужу, так как не любила его.
  3. Об измене было известно всему светскому обществу, и они в своём кругу подшучивали над Пьером.

Под влиянием всех этих обстоятельств герой срывается и вызывает Долохова на поединок, несмотря на то что почти не умеет стрелять. Кого вызвал на дуэль Пьер Безухов для него было совсем неважно — друг или враг, здесь была затронута честь. Этот эпизод является переломным для поведения обоих героев. Момент вызова очень важен для дальнейшего развития действий романа.

Основные события и последствия

После объявления о дуэли Пьера постоянно мучили угрызения совести. В последнюю ночь он очень много думал и понял, что его жена — лживая развратница. Безухов даже нашёл оправдание Долохову, так как, возможно, сам в подобной ситуации повёл бы себя так же. Он очень боится убить своего бывшего друга, но и простить ему содеянное не может.

Роковой день

Дуэль произошла в Сокольниках. В этот момент читатель может лучше познакомиться с сущностью Долохова. Ему было прекрасно известно, что соперник совсем не стрелок, но тем не менее он не изъявил желания остановить дуэль.

Секунданты всячески пытались оттянуть начало поединка, так как понимали, что скоро произойдёт убийство.

Дальнейшее развитие событий при анализе кратко можно объединить в следующие этапы:

  1. Первым стрелял Долохов, но в цель не попал. Тем самым герой проявил всю несерьёзность намерений.
  2. Безухов же дурачится не стал и попал в соперника. Долохов упал, но попытался ползти и выстрелить второй раз.
  3. Пьер очень пожалел о содеянном, ведь он не хотел быть убийцей. Стреляться дальше и добивать соперника он не стал, а от пуль, летящих в него, даже не закрывался.
  4. После произошедшего у обоих героев изменилось мировоззрение. Долохов вдруг стал любящим и заботливым сыном, а у Безухова поменялся характер и отношение к некоторым вещам.

Спустя день после дуэли, Пьер решил вызвать свою супругу на разговор. Герой уже не выглядел таким нерешительным и застенчивым. Он сообщил Курагиной, что разводится с ней и переезжает.

Дальнейшее развитие

Переломный период в жизни Пьера Безухова начался в момент, когда он назначил дуэль Долохову. Ранее герой был очень мягким и стеснялся лишний раз вставить слово, однако после поединка ему удалось приобрести новые качества — характер стал тверже. В этот момент Безухов полностью переосмыслил свою жизнь и окончательно повзрослел. Кроме того, он наконец-то решился уйти от неверной супруги и объявил ей о разрыве.

Личность Пьера раскрылась после его ухода в общественную деятельность. Он стал заметной политической фигурой.

Момент дуэли с Долоховым очень важен, без него не получится проследить эволюцию образа. Чтобы полностью понять, почему Пьер вызвал Долохова на дуэль, нужно сделать краткий анализ и выявить, каковы причины войны между героями произведения «Война и мир».

Анализ эпизода дуэль Пьера с Долоховым по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.)

Том 2, часть 1, глава 4 и 5

Л.Н. Толстой в своем романе “Война и мир” раскрывает мысль о предопределенности человеческой судьбы. Мы даже можем назвать автора этого произведения фаталистом. Очень ярко эта мысль доказывается в сцене дуэли Долохова и Пьера. Пьер, штатский человек, совершенно не умеющий стрелять, перед началом дуэли узнает от секунданта Несвицкого, куда надо нажимать. И ему удается ранить Долохова, прекрасно владеющего оружием. Эпизод, в котором рассказывается о дуэли Безухова и Долохова, символически можно назвать “Неосознанным поступком”. Начинается эпизод с изображения обеда в Английском клубе. Гости обедают за столом, произносят тосты в честь императора, пьют за его здоровье.

Лишь Пьер ничего не видит и не слышит, его не интересует происходящее вокруг него, все его мысли заняты чем-то одним – тяжелым и неразрешимым. Он постоянно задается вопросом: в самом ли деле его жена изменяет ему с Долоховым? Как только его взгляд пересекается с глазами Долохова, красивыми и наглыми, Пьер чувствовал, как нечто отвратительное, ужасное поднимается в его душе. Последние сомнения рассеиваются, когда Долохов произносит тост за прекрасных женщин и их любовников.

Конфликт назревает, его завязка происходит в тот момент, когда Долохов перехватывает листок, который предназначен Безухову. Пьер возмущен и обескуражен, он даже не успевает ничего сообразить, слова сами вырываются из его уст. Робко и неуверенно он вызывает своего обидчика на дуэль. Он ни на минуту не задумывается о том, к чему она может привести. Секунданты тоже не осознают этого.

Перед дуэлью Долохов проводит время в клубе, слушая песни цыган. Он уверен в своих силах, он намерен убить Безухова, но все же на душе у него неспокойно. Пьер делает вид, что занят делами, которые вовсе не касаются поединка. Однако по его осунувшемуся лицу видно, что он не спал всю ночь.

Графа все еще преследуют сомнения, правильно ли он поступил, он думает о том, а как бы он сам вел себя на месте Долохова. Безухов не знает, как ему быть: то ли срочно бежать оттуда, то ли остаться и участвовать в поединке. Однако он отказывается от последней возможности избежать дуэли. Когда его секундант Несвицкий делает попытку примирить его с Долоховым, Безухов отказывается, называя это глупостью. Соперник же вообще не желает ничего слышать.

Обе стороны отказались от примирения, но дуэль все равно не начинается. Причиной тому является неосознанность поступка, нерешительность, которую подчеркивает и состояние природы: туман и оттепель.

Читайте также:
Обломов и Штольц сопоставительная характеристика героев в романе И.А. Гончарова, смысл их спора в произведении, воспитание, социальное положение и взгляды персонажей

Но вот поединок начался. Дуэлянты стали расходиться. У Долохова на лице – подобие улыбки, осознание своего превосходства и отсутствие всякого страха. Безухов торопится, он идет быстро, сбивается с протоптанной дорожки, будто стремится убежать. Это не свойственная для него ситуация, и он хочет, чтобы она поскорее закончилась.

Может быть, поэтому он первым делает выстрел, наугад, не целясь, и ранит Долохова. Следующий выстрел за Долоховым. Это момент наивысшего напряжения данного эпизода. Соперник промахивается. Далее наступает развязка, в которой автор описывает переживания героев. Пьер преисполнен раскаяния, он едва сдерживает рыдания. Он пытается убежать от своего страха, от ужаса ситуации и устремляется в лес. У Долохова нет сожаления, он не думает о своей боли, но зато мысленно переживает за мать, которой причиняет немало страданий.

Исход дуэли, по мнению автора, предначертан свыше и является верхом справедливости. Пьер по-приятельски принял Долохова в своем доме, в память о дружбе оказал ему помощь, а тот ответил предательством, соблазнив его жену. Однако при этом Пьер не примеряет на себя роль судьи, он благодарен Богу, что Долохов остался жив, и глубоко раскаивается в содеянном.

Безухов показывает себя гуманистом, он уже перед дуэлью был готов раскаяться, но не страх был тому причиной, а его уверенность в виновности Элен. Пьер пытается найти оправдание Долохову. Граф настолько явственно видит всю низость и ничтожество Элен, что ему становится стыдно за свое участие у дуэли, за то, что он мог взять грех на душу и убить человека из-за женщины, совершенно того недостойной.

Николай Ростов, увозя раненого Долохова после дуэли домой, узнал, что тот, являясь одновременно буяном и бретером, еще и любящий сын и брат, которого ждут дома старушка мать и горбатая сестра. Этим замечанием автор подчеркивает, что не все в жизни так ясно и понятно, как порой кажется. Жизнь оказывается намного сложнее, чем мы ее себе представляем. Писатель учит нас быть справедливыми и терпимыми к недостаткам людей. В эпизоде дуэли Долохова с Безуховым автор говорит о том, что мы не можем судить, что справедливо, а что нет, и что не все то, что очевидно на первый взгляд, однозначно и легко решаемо.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Дуэль Пьера Безухова и Долохова в романе “Война и мир”: причины и последствия, описание в цитатах

Пьер Безухов (слева) и
Долохов (с бумагой)
(актеры С. Бондарчук и
О. Ефремов)

Дуэль Пьера Безухова и Долохова является одним из ярких эпизодов романа “Война и мир” Льва Толстого.

В этой статье представлено цитатное описание причин и последствий дуэли Пьера Безухова и Долохова в романе “Война и мир”: что привело к дуэли, как Пьер вызвал Долохова на поединок, кто был их секундантами, каковы были обстоятельства поединка, чем закончилась дуэль, каково было состояние Пьера после дуэли и т.д.

В романе описание дуэли и связанных с ней событий можно найти в следующих главах:
том 2 часть 1 глава IV подозрения Пьера и вызов на дуэль;
том 2 часть 1 глава V ход дуэли;
том 2 часть 1 глава VI состояние Пьера после дуэли.

Смотрите: Все материалы по роману “Война и мир”

Дуэль Пьера Безухова и Долохова в романе “Война и мир”: причины и последствия, описание в цитатах

“Пьер вспоминал невольно, как Долохов, которому было возвращено всё после кампании, вернулся в Петербург и приехал к нему. Пользуясь своими кутежными отношениями дружбы с Пьером, Долохов прямо приехал к нему в дом, и Пьер поместил его и дал ему взаймы денег. Пьер вспоминал, как Элен улыбаясь выражала свое неудовольствие за то, что Долохов живет в их доме, и как Долохов цинически хвалил ему красоту его жены, и как он с того времени до приезда в Москву ни на минуту не разлучался с ними.” (том 2 часть 1 глава IV)

“. я хлопотал за него и призрел его, помог ему.” (Пьер о Долохове, том 2 часть 1 глава IV)

“Анна Михайловна завела глаза, и на лице ее выразилась глубокая скорбь.

— Ах, мой друг, он очень несчастлив, — сказала она. — Ежели правда, что̀ мы слышали, это ужасно. И думали ли мы, когда так радовались его счастию! И такая высокая, небесная душа, этот молодой Безухов!

— Долохов, Марьи Ивановны сын, — сказала она таинственным шопотом, — говорят, совсем компрометировал ее. Он его вывел, пригласил к себе в дом в Петербурге, и вот. Она сюда приехала, и этот сорви-голова за ней, — сказала Анна Михайловна.

Говорят, сам Пьер совсем убит своим горем.” (том 2 часть 1 глава II)

“Пьер, по приказанию жены отпустивший волоса, снявший очки и одетый по модному, но с грустным и унылым видом, ходил по залам.” (Пьер в английском клубе, март 1806 г., том 2 часть 1 глава III)

“Да, ежели бы это была правда; но я не верю, не имею права и нe могу верить».” (том 2 часть 1 глава IV)

“«Да, он очень красив, думал Пьер, я знаю его. Для него была бы особенная прелесть в том, чтоб осрамить мое имя и посмеяться надо мной, именно потому, что я хлопотал за него и призрел его, помог ему. Я знаю, я понимаю, какую соль это в его глазах должно бы придавать его обману, ежели бы это была правда. Да, ежели бы это была правда; но я не верю, не имею права и нe могу верить».” (том 2 часть 1 глава IV)

Однажды Пьеру присылают анонимное письмо, в котором говорится об изменах Элен с Долоховым и о том, что один лишь Пьер не замечает обмана:

“Этот неразрешенный, мучивший его вопрос, были намеки княжны в Москве на близость Долохова к его жене и в нынешнее утро полученное им анонимное письмо, в котором было сказано с тою подлою шутливостью, которая свойственна всем анонимным письмам, что он плохо видит сквозь свои очки, и что связь его жены с Долоховым есть тайна только для одного его. Пьер решительно не поверил ни намекам княжны, ни письму, но ему страшно было теперь смотреть на Долохова, сидевшего перед ним.” (том 2 часть 1 глава IV)

“Пьер сидел против Долохова и Николая Ростова. Лицо его было уныло и мрачно.” (том 2 часть 1 глава IV)

“— Ну, теперь за здоровье красивых женщин, — сказал Долохов, и с серьезным выражением, но с улыбающимся в углах ртом, с бокалом обратился к Пьеру.

— За здоровье красивых женщин, Петруша, и их любовников, — сказал он.

Пьер, опустив глаза, пил из своего бокала, не глядя на Долохова и не отвечая ему. Лакей, раздававший кантату Кутузова, положил листок Пьеру, как более почетному гостю. Он хотел взять его, но Долохов перегнулся, выхватил листок из его руки и стал читать. Пьер взглянул на Долохова, зрачки его опустились: что-то страшное и безобразное, мутившее его во всё время обеда, поднялось и овладело им. Он нагнулся всем тучным телом через стол.

Услыхав этот крик и увидав, к кому он относился, Несвицкий и сосед с правой стороны испуганно и поспешно обратились к Безухову.

— Полноте, полно, что́ вы? — шептали испуганные голоса. Долохов посмотрел на Пьера светлыми, веселыми, жестокими глазами, с тою же улыбкой, как будто он говорил: «А, вот это я люблю».

— Не дам, — проговорил он отчетливо.

Бледный, с трясущеюся губой, Пьер рванул лист.

— Вы. вы. негодяй. я вас вызываю, — проговорил он, и двинув стул, встал из-за стола. В ту самую секунду, как Пьер сделал это и произнес эти слова, он почувствовал, что вопрос о виновности его жены, мучивший его эти последние сутки, был окончательно и несомненно решен утвердительно. Он ненавидел ее и навсегда был разорван с нею.” (том 2 часть 1 глава IV)

Таким образом причиной дуэли Пьера и Долохова становится связь Элен с самим Долоховым, а поводом к дуэли служит конфликт молодых людей за столом в Английском клубе.

Читайте также:
Образ Сони Мармеладовой - характеристика и роль, описание комнаты

В предстоящей дуэли секундантом Долохова выступает его приятель Николай Ростов, а секундантом Пьера его знакомый князь Несвицкий:

“Несмотря на просьбы Денисова, чтобы Ростов не вмешивался в это дело, Ростов согласился быть секундантом Долохова, и после стола переговорил с Несвицким, секундантом Безухова, об условиях дуэли. Пьер уехал домой, а Ростов с Долоховым и Денисовым до позднего вечера просидели в клубе, слушая цыган и песенников.” (том 2 часть 1 глава IV)

— Вот видишь ли, я тебе в двух словах открою всю тайну дуэли. Ежели ты идешь на дуэль и пишешь завещания да нежные письма родителям, ежели ты думаешь о том, что тебя могут убить, ты — дурак и наверно пропал; а ты иди с твердым намерением его убить, как можно поскорее и повернее, тогда всё исправно.” (том 2 часть 1 глава IV)

“Осунувшееся лицо его было желто. Он видимо не спал эту ночь.” (том 2 часть 1 глава IV)

“Он взял в руки пистолет, стал расспрашивать о способе спуска, так как он до сих пор не держал в руках пистолета, в чем он не хотел сознаваться. — Ах, да, вот так, я знаю, я забыл только, — говорил он.”

“Он должен думать, что и я боюсь его. И действительно я боюсь его», думал Пьер. ” (том 2 часть 1 глава IV)

“Пройдя шагов шесть и сбившись с дорожки в снег, Пьер оглянулся под ноги, опять быстро взглянул на Долохова, и потянув пальцем, как его учили, выстрелил. Никак не ожидая такого сильного звука, Пьер вздрогнул от своего выстрела, потом улыбнулся сам своему впечатлению и остановился. Дым, особенно-густой от тумана, помешал ему видеть в первое мгновение; но другого выстрела, которого он ждал, не последовало. Только слышны были торопливые шаги Долохова, и из-за дыма показалась его фигура. Одною рукою он держался за левый бок, другой сжимал опущенный пистолет. Лицо его было бледно.” (том 2 часть 1 глава V)

“Пьер, едва удерживая рыдания, побежал к Долохову, и хотел уже перейти пространство, отделяющее барьеры, как Долохов крикнул: — к барьеру! — и Пьер, поняв в чем дело, остановился у своей сабли. Только десять шагов разделяло их. Долохов опустился головой к снегу, жадно укусил снег, опять поднял голову, поправился, подобрал ноги и сел, отыскивая прочный центр тяжести. Он глотал холодный снег и сосал его; губы его дрожали, но всё улыбаясь; глаза блестели усилием и злобой последних собранных сил. Он поднял пистолет и стал целиться.

— Боком, закройтесь пистолетом, — проговорил Несвицкий.

— Закройтесь! — не выдержав, крикнул даже Денисов своему противнику.

Пьер с кроткою улыбкой сожаления и раскаяния, беспомощно расставив ноги и руки, прямо своею широкою грудью стоял перед Долоховым и грустно смотрел на него. Денисов, Ростов и Несвицкий зажмурились. В одно и то же время они услыхали выстрел и злой крик Долохова.

— Мимо! — крикнул Долохов и бессильно лег на снег лицом книзу.” (том 2 часть 1 глава V)

“«Что ж было? — спрашивал он сам себя. — Я убил любовника, да, убил любовника своей жены. Да, это было. Отчего? Как я дошел до этого? — Оттого, что ты женился на ней», — отвечал внутренний голос.” (том 2 часть 1 глава VI)

“«Но в чем же я виноват? — спрашивал он. — В том, что ты женился не любя ее, в том, что ты обманул и себя и ее. ” (Пьер о себе)

“. а вся разгадка была в том страшном слове, что она развратная женщина: сказал себе это страшное слово, и всё стало ясно!”

“«Она во всем, во всем она одна виновата, — говорил он сам себе; — но что́ ж из этого? Зачем я себя связал с нею, зачем я ей сказал этот: «Je vous aime»*<*Я вас люблю>, которое было ложь и еще хуже чем ложь, говорил он сам себе. Я виноват и должен нести. Что́? Позор имени, несчастие жизни? Э, всё вздор, — подумал он, — и позор имени, и честь, всё условно, всё независимо от меня.”

“Да я никогда не любил ее, говорил себе Пьер; я знал, что она развратная женщина, повторял он сам себе, но не смел признаться в этом.” (том 2 часть 1 глава VI)

“Ночью он позвал камердинера и велел укладываться, чтоб ехать в Петербург. Он не мог оставаться с ней под одной кровлей. Он не мог представить себе, как бы он стал теперь говорить с ней. Он решил, что завтра он уедет и оставит ей письмо, в котором объявит ей свое намерение навсегда разлучиться с нею.” (том 2 часть 1 глава VI)

“— Коли вы не отвечаете, то я вам скажу. — продолжала Элен. — Вы верите всему, что́ вам скажут. Вам сказали. — Элен засмеялась, — что Долохов мой любовник, — сказала она по-французски, с своею грубою точностью речи, выговаривая слово «любовник», как и всякое другое слово, — и вы поверили! Но что́ же вы этим доказали? Что́ вы доказали этою дуэлью? То, что вы дурак, que vous êtes un sot, так это все знали!” (том 2 часть 1 глава VI)

“— Нам лучше расстаться, — проговорил он прерывисто.

— Расстаться, извольте, только ежели вы дадите мне состояние, — сказала Элен. — Расстаться, вот чем испугали!”

“Через неделю Пьер выдал жене доверенность на управление всеми великорусскими имениями, что́ составляло бо́льшую половину его состояния, и один уехал в Петербург.” (том 2 часть 1 глава VI)

“Долохов выздоровел, и Ростов особенно сдружился с ним в это время его выздоровления. Долохов больной лежал у матери, страстно и нежно любившей его.” (том 2 часть 1 глава X)

“Участие Ростова в дуэли Долохова с Безуховым было замято стараниями старого графа, и Ростов вместо того, чтобы быть разжалованным, как он ожидал, был определен адъютантом к московскому генерал-губернатору.” (том 2 часть 1 глава X)

“Дело Пьера с Долоховым было замято, и, несмотря на тогдашнюю строгость государя в отношении дуэлей, ни оба противника, ни их секунданты не пострадали. Но история дуэли, подтвержденная разрывом Пьера с женой, разгласилась в обществе.” (том 2 часть 2 глава VI)

“Я мог еще после дуэли с Долоховым быть послан солдатом.” (Пьер о себе, том 3 часть 3 глава IX)

“— Одно, за что́ я благодарю Бога, это за то, что я не убил этого человека, — сказал Пьер.

— Отчего же? — сказал князь Андрей.

— Нет, убить человека не хорошо, несправедливо. ” (том 2 часть 2 глава XI)

“Когда Пьер отошел от Кутузова, Долохов, подвинувшись к нему, взял его зa руку.

— Очень рад встретить вас здесь, граф, — сказал он ему громко и не стесняясь присутствием посторонних, с особенною решительностью и торжественностью. — Накануне дня, в который Бог знает кому из нас суждено остаться в живых, я рад случаю сказать вам, что я жалею о тех недоразумениях, которые были между нами, и желал бы, чтобы вы не имели против меня ничего. Прошу вас простить меня.

Пьер улыбаясь глядел на Долохова, не зная что сказать ему. Долохов со слезами, выступившими ему на глаза, обнял и поцеловал Пьера.” (том 3 часть 2 глава XXII)

“В числе отбитых Денисовым и Долоховым русских пленных был Пьер Безухов.” (том 4 часть 3 глава XI)

О дальнейшей судьбе Долохова нет информации в романе.

Это было цитатное описание причин и последствий дуэли Пьера Безухова и Федора Долохова в романе “Война и мир” Льва Толстого.

Дуэль Пьера и Долохова (анализ эпизода и причина) в романе Война и мир

В романе «Война и мир» есть особый эпизод — конфликт Пьера Безухова и Долохова, который привел к дуэли.

Начать стоит с того, что Пьер Безухов в принципе не был принят тем обществом, в котором жил. У него не было друзей среди высшего света, над ним многие смеялись. Герой чувствовал себя очень неуютно в этой обстановке. После женитьбы жизнь молодых супругов не заладилась. Элен в открытую насмехалась над своим мужем, выражала свое к нему презрение. В обществе ходили слухи об изменах жены. Пьер Безухов был погружен размышлениями по этому вопросу. Его волновало, были ли эти измены в реальности.

Появился слух, будто бы Элен и Долохов любовники. Как-то Пьер обедал в английском клубе, где был и Долохов. Все веселились кроме Пьера. Долохов решил поиздеваться над ним и поднял тост, намекавший на связь Долохова и Элен. Это вывело обиженного мужа из себя. Пьер вызвал Долохова на дуэль.

Долохов легко относился к будущему поединку. Он знал, что обязательно одержит победу, так как имеет большой опыт в таких делах. Всю ночь он провел в веселье. У него даже не возникло мыслей о подготовке к поединку.

Пьер был сначала возбужден мыслью о дуэли с обидчиком. Ему казалось, что таким образом он отомстит за оскорбленную честь. Однако, как меньше времени оставалось до события, тем больше Пьер раскаивался в своем решении. Он не умел пользоваться оружием, не знал кодекса дуэлянтов. А самое главное, Пьер понимал, что не стоит Элен таких жертв. Эта низменная и эгоистичная женщина не стоит того, чтобы ее защищали на дуэлях.

В самом начале у Пьера возникла мысль отменить все это, но от идеи перемирия он отказался. Герой считал, что это покажет его слабость и мягкость. Первая пуля, выпущенная Долоховым, в свою цель не попала. Для героя, так твердо уверенного в своем решении, это несвойственно. Таким образом, автор подчеркивает легкомыслие героя и несерьезность его намерений. Долохов не хотел обижать Пьера.

Пуля Пьера, наоборот, попала в цель. Долохов получил ранение. Пьер сожалел о своем поступке, но он был рад, что не убил Долохова. Ему не хотелось совершать преступление.

После ранения Долохов показывает себя совершенно с другой стороны. Он не думает о себе. Герой просит Ростова отвезти его и переживает о матери и сестре. Таким образом, автор хочет сказать нам, что внешний облик бывает обманчив. Внешне Долохов выглядел несерьезно, но очень любил свою мать и сестру, заботился о них, был нежным и ласковым. Это сильно поразило Николая, который был совсем другого мнения о товарище.

В этом эпизоде автор хочет показать, как меняется мировоззрение персонажей после дуэли, а также раскрытие их образов после события.

Анализ эпизода дуэли

Одним из центральных героев романа «Война и мир» является Пьер Безухов, становлению личности которого Толстой посвятил не один эпизод. Наверное, самым значительным событием в жизни героя была его дуэль с Федором Долоховым.

Причиной конфликта стала связь Долохова с женой графа, Элен, женщиной развратной и глубоко циничной, брак с которой был роковой ошибкой для Пьера и попыткой заполучить наследство для Элен.

Наивный и добродушный граф не мог даже представить, что Долохов, друг в прошлом, может стать любовником его жены в настоящем. Еще не так давно Федор был гостем в его доме, которому оказали услугу в знак старой дружбы, а теперь эта помощь только усиливала желание опозорить Пьера, посмеяться над ним перед всеми.

Сидя за столом и поднимая тост за хорошеньких женщин, Долохов не чувствовал себя ни обязанным графу, ни виноватым перед ним, скорее наоборот, он был на высоте и его улыбка походила на издевку. Эти чувства не изменились и во время дуэли: уверенный в себе и своей победе, без тени сомнения и капли сожаления о содеянном, он даже не предполагал другого варианта исхода событий.

Настрой Пьера Безухова разительно отличался: даже осознавая то, что ему намеренно была нанесена обида, о чем знали знали все вокруг, и что Долохов просто играл с ним, граф, не считая вспышки гнева тогда за столом, откровенно боялся своего соперника. Законный муж боялся любовника, ведь второму ничего не значило убить человека, в то время как первый, зная свою правоту, не мог допустить мысли, что ему придется стрелять в живого человека.

На первый взгляд, результат дуэли очевиден: опытный стрелок против того, кто никогда не держал в руках оружия. Пьер спрашивает секунданта о том, как правильно ходить и как стрелять, целится в соперника не глядя и… попадает! А Долохов, упав на снег, но движимый желанием отомстить, поднимает курок на стоящего прямо перед ним графа и промахивается. Таков закон судьбы: удача на стороне новичков и тех, у кого чистое сердце, а любое злодеяние рано или поздно будет наказано.

Дуэль раскрывает истинную сущность героев. Долохов, каким бы повесой он не был, после ранения больше всего обеспокоен тем, что будет с его матерью и сестрой, когда они узнают о случившемся. Пьер в смятении бежит в лес, словно убегая от самого себя. Произошедшее заставляет его задуматься о смысле жизни, пересмотреть свои взгляды. Он осознает, что их брак с Элен был лицемерием, решает с ней расстаться и уехать в Петербург.

Таким образом, дуэль Долохова и Безухого становится переломным моментом и началом нового этапа в жизни графа.


Причина дуэли Безухова с Долоховым

Брак Безухова и Элен Курагиной с самого начала оказался ошибкой. Супруги не любили друг друга. Пьера тешила мысль об обладании самой красивой женщиной Петербурга, а Элен воодушевляли титул и деньги Безухова. Наивный Пьер не подозревал, что человеческая неблагодарность может перейти все границы: он выручил Долохова, предложил ему пожить у себя, помог материально. В “благодарность” товарищ стал любовником его супруги. Об этом Безухов узнаёт из анонимной записки.

Конфликт, который происходит между мужчинами в английском клубе, становится естественным следствием развратного поведения Элен и насмешек Долохова над своим благодетелем. Когда из уст товарища звучит тост о замужних дамах и их любовниках, Пьер понимает, что измены супруги являются тайной лишь для него одного, весь Петербург смеётся над ним. В этот момент Долохов вырывает из рук Пьера бумагу, которую он получил, чтобы озвучить, накал достигает апофеоза. Пьер вызывает Долохова на дуэль, тот принимает вызов, не раздумывая.

Если учесть, что Пьер никогда в жизни не держал оружия в руках, а Долохов был отличным стрелком, то результат дуэли – игра автора с судьбами персонажей. Толстой показывает закон жизни: новичкам и дилетантам всегда везёт, а ещё – тем, у кого чистая душа. Пьер любим судьбой, удача сопутствует ему в самые страшные моменты жизни.

Роковой день

Неопытный дуэлянт мучится совестью, за ночь перед встречей с оппонентом, он окончательно понимает, что его супруга – лживая, ничтожная, развратная женщина. Он даже оправдывает Долохова, понимая, что сам поступил бы также, если бы подобная ситуация случилась с ним. Пьер боится убить человека, но простить обидчика он не может. Секунданты отлично понимают, что скорее всего во время дуэли погибнет Безухов – неловкий, неопытный, беспомощный, как ребёнок. За несколько минут до выстрела секундант объясняет Пьеру, куда нажимать, чтобы оружие выстрелило… Безухов очень волнуется и спешит, поэтому, видимо, стреляет первым. Он случайно попадает в Долохова, ранит его. Этот факт ужасает героя, Долохов же, имея право выстрелить практически в упор, почему-то промахивается. Он очень расстроен, что не попал. Пьер в ужасе от того, что ранил человека. Этот момент очень ярко характеризует главного героя. В романе “Война и мир” много подобных фатальных моментов, которые очень реалистичны и вместе с тем – невероятны.

Главный герой убегает с места, где всё произошло, он на грани сумасшествия – винит себя, шепчет слова раскаяния, к нему приходит понимание того, как хрупка человеческая жизнь.

Основные события и последствия

После объявления о дуэли Пьера постоянно мучили угрызения совести. В последнюю ночь он очень много думал и понял, что его жена — лживая развратница. Безухов даже нашёл оправдание Долохову, так как, возможно, сам в подобной ситуации повёл бы себя так же. Он очень боится убить своего бывшего друга, но и простить ему содеянное не может.

Роковой день

Дуэль произошла в Сокольниках. В этот момент читатель может лучше познакомиться с сущностью Долохова. Ему было прекрасно известно, что соперник совсем не стрелок, но тем не менее он не изъявил желания остановить дуэль.

Секунданты всячески пытались оттянуть начало поединка, так как понимали, что скоро произойдёт убийство.

Дальнейшее развитие событий при анализе кратко можно объединить в следующие этапы:

  1. Первым стрелял Долохов, но в цель не попал. Тем самым герой проявил всю несерьёзность намерений.
  2. Безухов же дурачится не стал и попал в соперника. Долохов упал, но попытался ползти и выстрелить второй раз.
  3. Пьер очень пожалел о содеянном, ведь он не хотел быть убийцей. Стреляться дальше и добивать соперника он не стал, а от пуль, летящих в него, даже не закрывался.
  4. После произошедшего у обоих героев изменилось мировоззрение. Долохов вдруг стал любящим и заботливым сыном, а у Безухова поменялся характер и отношение к некоторым вещам.

Спустя день после дуэли, Пьер решил вызвать свою супругу на разговор. Герой уже не выглядел таким нерешительным и застенчивым. Он сообщил Курагиной, что разводится с ней и переезжает.

Дальнейшее развитие

Переломный период в жизни Пьера Безухова начался в момент, когда он назначил дуэль Долохову. Ранее герой был очень мягким и стеснялся лишний раз вставить слово, однако после поединка ему удалось приобрести новые качества — характер стал тверже. В этот момент Безухов полностью переосмыслил свою жизнь и окончательно повзрослел. Кроме того, он наконец-то решился уйти от неверной супруги и объявил ей о разрыве.

Личность Пьера раскрылась после его ухода в общественную деятельность. Он стал заметной политической фигурой.

Момент дуэли с Долоховым очень важен, без него не получится проследить эволюцию образа. Чтобы полностью понять, почему Пьер вызвал Долохова на дуэль, нужно сделать краткий анализ и выявить, каковы причины войны между героями произведения «Война и мир».

Непосредственно эпизод

Место действия дуэли происходит в Сокольниках. Здесь проявляется скорее истинная сущность Долохова, чем Пьера. Он понимает, что Безухов не умеет стрелять, но не собирается останавливать дуэль. При этом секунданты пытаются замедлить приготовления к поединку, понимая суть происходящего убийства.

Дальнейшее развитие событий при рассмотрении кратко и анализе эпизода происходит в следующем порядке, который можно разделить на такие этапы:

  1. Первая пуля Долохова не попадает в цель. Это показывает несерьезность намерений дуэлянта и обстоятельств.
  2. Пуля Безухова, наоборот, попадает в цель. Долохов получает ранения, но пытается доползти и выстрелить.
  3. Пьер сожалеет о моменте, он не хотел становиться убийцей и потому не добивает своего соперника, не пытается закрыться от возможной пули.
  4. У обоих героев начинает меняться душевное состояние. Долохов предстает любящим сыном и боится разволновать маму. Безухов же переживает переворот сознания и характера.

На следующий день после события происходит сцена разговора между Курагиной и Безуховым. Последний становится не похож на прежнего, застенчивого Пьера. Он принимает решение окончательно разлучиться с женой и переехать в Петербург.

Лев Николаевич Толстой всегда говорил о художественном произведении как о собрании мыслей, «сцепленных между собой» и только в таком сцеплении существующих. А всё произведение – «лабиринт сцеплений». Смысл его рождается из «сцепления» образов, эпизодов, картин, мотивов, деталей. Толстой всегда иронически отзывался о тех читателях, которые пытаются найти отдельные мысли в отдельных сценах. Каждая малая сцена уже несёт «большую» мысль всего романа. Она как грань, как один из поворотов в «лабиринте».

Дуэль Пьера с Долоховым является одним из важнейших рубежных событий на жизненном пути Пьера, окончанием одного этапа и началом другого.

Уже во время обеда, предшествующего дуэли, Пьер сидел, «остановив глаза, с видом совершенной рассеянности… Лицо его было уныло и мрачно». Он полностью погружен в себя. Создается ощущение, что его мучит проблема, которую он не может для себя разрешить. В нем как будто сталкиваются два начала: свойственное ему благодушие и начало, чуждое ему: агрессивность, эгоизм, присущее таким героям, как Долохов, Анатоль Курагин, Наполеон. Оба эти начала продолжают бороться в Пьере на протяжении всего эпизода.

И постепенно то состояние, которое Лев Николаевич называл словом «война», начинает овладевать героем:

Пьер взглянул на Долохова, зрачки его опустились, что-то страшное и безобразное, мутившее его во все время обеда, поднялось и овладело им.

Далее, казалось бы, победа этого начала не была столь безоговорочной, так как Пьер не был уверен в вине Долохова и в своем праве судить его. Но надежда оказалась иллюзорной, потому что тут же отрезвляюще зазвучало, что «именно в те минуты, когда ему приходили такие мысли, он с особенно спокойным и рассеянным видом…спрашивал: «Скоро ли и готово ли?». А дальше, в ответ на робкую мысль, что то, что они с Долоховым затеяли, «ужасно глупо», звучит резкое:

Нет, об чем же говорить. Все равно…

Разум Пьера уже не подчиняется ему, герой не управляет собой. И это происходит не только с Пьером, но и с другими героями. Добрейший и честнейший Николай Ростов «недоброжелательно смотрел на Пьера» за обедом. Создается впечатление, что взоры героев подернуты пеленой. Ведь не зря, наверное, на поляне, где происходит дуэль, стоит такой туман, что герои плохо видят друг друга уже за сорок шагов. Они из-за тумана «неясно» различают, что в противоположные стороны разошлись люди, а не абстрактные фигуры. Для Долохова все, что происходит на поляне, — не дуэль, а охота: ему убить человека значит то же самое, что охотнику не упустить медведя. Но все-таки что-то героев смущает, что-то они различают в тумане, что-то их останавливает. Они медлят начинать. Все молчат.

Но для автора очевидно, что дело должно совершиться независимо от воли людей. И оно совершилось, несмотря на то что в Пьере всё же продолжается борьба. Автор говорит, что «Пьер быстрыми шагами пошел вперед, сбиваясь с протоптанной дорожки…», но подчиняясь окрику Долохова, стал целиться. На его лице улыбка «сожаления и раскаяния», но он беспомощен перед той силой, которая овладела им во время обеда.

После этого эпизода своей жизни Пьер на некоторое время погрузится в странное состояние. Он не сможет связать воедино исторические и жизненные факты, у него появится ощущение, что его разум работает вхолостую, он потеряет чувство целостности мира, который для него распадется на отдельные мелкие части, будучи ввергнутым в состояние «войны».

Так маленький эпизод становится лабиринтным поворотом большого романа, а заключённая в нём мысль – гранью той главной, которая на языке Толстого звучит как «война и мир».

Читаемое в разделе:

  • Смотр под Браунау. Анализ эпизода романа «Война и мир»
  • Красота истинная и ложная в романе Толстого «Война и Мир»
  • «Разное счастье» героев «Войны и мира»
  • Проблемы гуманизма в романе «Война и мир»
  • Образ Николая Ростова и его роль в эпилоге романа «Война и мир»
  • Пьер и Андрей в романе Толстого «Война и мир»
  • Женские образы в романе «Война и мир»

Ранее опубликованные в разделе:

  • Сочинение на тему: Образ Наташи в романе «Война и мир»
  • Пьер и Андрей в романе Толстого «Война и мир»
  • «Разное счастье» героев «Войны и мира»
  • Женские образы в романе «Война и мир»
  • Проблемы гуманизма в романе «Война и мир»
  • Наполеон и Кутузов в романе «Война и мир»

Новые материалы раздела:

  • Встреча Бориса Друбецкого с Пьером в доме старого графа Безухова
  • «Жизнь по совести» Николая Ростова («Война и мир») и полковника Б. («После бала»)
  • Образ Николая Ростова и его роль в эпилоге романа «Война и мир»
  • Смотр под Браунау. Анализ эпизода романа «Война и мир»
  • Красота истинная и ложная в романе Толстого «Война и Мир»

Цитаты

…Массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках… Пьер был несколько больше других мужчин в комнате… Умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд, отличавший его от всех в этой гостиной… Улыбка у него была не такая, какая у других людей, сливающаяся с неулыбкой. У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьёзное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое — детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения… Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и ещё менее умел из него выйти… Кроме того, он был рассеян… Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нём выкупались выражением добродушия, простоты и скромности.

Последствия события

Эпизод, при котором Безухов решается вызывать Долохова, становится переломным моментом в жизни героя. Если раньше он был застенчив и во всем сомневался, после этого характер становится тверже. Происходит момент окончательного взросления и переосмысления собственной жизни.

Безухов решается на окончательный уход от Курагиной. Начинается новый этап, связанный с уходом героя в масонство. Раскрытие личности происходит в другом направлении, а именно в общественном, герой становится заметной фигурой в политическом масштабе.

Эпизод дуэли важен для рассмотрения эволюции образа Пьера. Из скромного и немного неказистого героя он становится более решительным и принимает решение поменять свою жизнь. Раскрытие идет в общественном плане, Безухов становится членом масонской ложи и влиятельным человеком.

Значение дуэли в жизни главного героя

Дуэль служит заключительным этапом, который приводит героя к мысли о том, что он выбрал неправильный путь, совершил большую ошибку, выбрав себе в супруги Элен. Он осознаёт, что втянут в чужую игру, что не хочет продолжать жить в унизительном положении рядом с непорядочной женщиной. Этап отношений с Элен закончен, Пьер стал гораздо твёрже, решительнее и опытнее. Он почувствовал, как легко можно лишить человека жизни, не имея на то ни права, ни оснований. Пьер чувствует необходимость изменить свой образ жизни, уйти от всех, найти смысл жизни, который стал бы для него спасением.

В нашей статье содержится анализ эпизода “Дуэль Пьера Безухова с Долоховым”. Этот материал будет полезен при подготовке к написанию сочинений по теме.

Дуэль Пьера с Долоховым (анализ эпизода том 2, часть 1, главы 4 и 5)

В своем романе-эпопее «Война и мир» Толстой показал все многообразие человеческих отношений. Дружба, любовь, ненависть, духовные искания и разочарования, самоотверженность солдат на войне и бессмысленные интриги светского общества – все это есть ни что иное, как жизнь, которую делают такой люди. На страницах романа буквально кипят страсти: любовь, преданность, ненависть.

Одним из главных персонажей романа является Пьер Безухов, в образе которого писатель раскрыл сложный процесс внутреннего становления личности. Толстой показывает Пьера в самых разных жизненных ситуациях, открывая в нем новые черты и качества.

Дуэль Безухова с Долоховым – один из переломных моментов в жизни первого. Описание самого смертельного состязания занимает в романе несколько страниц. Вместе с тем, подробно рассказано о событиях, подготавливающих эту сцену, а также то, что происходит с участниками дуэли после случившегося.

На мой взгляд, своеобразной завязкой действия является женитьба Пьера на Элен Курагиной. Писатель изображает ее развратной женщиной, меняющей любовников как перчатки. Она выходит замуж за Пьера не по любви, а по расчету, из-за наследства, а потому не уважает будущего мужа, считая его дураком. Естественно, что подобное поведение жены могло привести только к одному – дуэли с одним из ее любовников, которым по иронии судьбы становится Долохов.

Сцена дуэли очень важна, потому что она ставит точку в отношениях Пьера с Элен. Спор между Безуховым и Долоховым завязывается на званом обеде в честь Багратиона, устроенном в Английском клубе. Сидя напротив Долохова и Николая Ростова, Безухов думает «о чем-то одном, тяжелом и неразрешенном». Оказывается, что этим мучившим его вопросом был намек княжны в Москве на близость Долохова к его жене и полученное им в нынешнее утро анонимное письмо. Всякий раз, когда нечаянный взгляд его встречался с «наглыми» глазами Долохова, Пьер чувствовал, «как что-то ужасное, безобразное поднималось в его душе, и он скорее отворачивался».

Безухов знает, что Долохов не остановится перед тем, чтобы опозорить старого приятеля: «Для него была бы особенная прелесть в том, чтоб осрамить мое имя и посмеяться надо мной, именно потому, что я. помог ему». Так думает Пьер, в то время как Долохов и Николай Ростов, насмешливо и неодобрительно поглядывая на него, пьют за хорошеньких женщин.

В данной ситуации муж Элен боится соперника. Приучив себя додумывать все до конца и быть откровенным с самим собой, он честно признается себе: «Ему ничего не значит убить человека… Он должен думать, что и я боюсь его. И действительно, я боюсь его…».
Но в душе Пьера, преодолевая страх, поднимается бешенство. И когда Долохов с серьезным выражением, но с улыбающимся «в углах ртом, с бокалом обратился к Пьеру», это бешенство вскипает, ищет выхода. Произнеся тост за красивых женщин и их любовников, Долохов выхватывает из рук Пьера листок с текстом кантаты. Такое поведение было бы вполне возможным при их приятельских отношениях, но сейчас «что-то страшное и безобразное…поднялось и овладело Пьером». В порыве гнева он вызывает Долохова на дуэль.

И вот – дуэль в Сокольниках. В этой ситуации больше проявляется настоящая сущность Долохова, нежели Пьера. Он знает, что Безухов не умеет стрелять, однако не делает никаких попыток, чтобы остановить кровопролитие. Наоборот, когда секунданты Несвицкий и Денисов делают, как полагается, попытку примирения, Долохов им отвечает: «Никаких извинений, ничего решительно».

Оба секунданта понимают, что происходит убийство. Поэтому они медлят минуты три, когда уже все готово. Кажется, ничто не может спасти Пьера. Понимает ли это Долохов? Чем виноват перед ним Безухов? За что он готов убить человека? Вряд ли Долохов глубоко задумывался над этими вопросами, считая причиной дуэли нанесенное ему прилюдное оскорбление.

«Становилось страшно», – пишет Толстой. Однако происходящее уже нельзя было остановить.

Пьер, нелепо вытянув вперед правую руку, «видимо, боясь, как бы из этого пистолета не убить самое себя», стреляет первым и ранит соперника. Оба они поступают после выстрела так, как должны поступать именно эти два человека, с этими характерами. Раненый Долохов, упав в снег, все еще целится. В этом действии заключена его сущность: по мере сил – добить до конца, отомстить во что бы то ни стало.

А Пьер стоит, «беспомощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой грудью» перед Долоховым так, что даже его секундант Денисов, не выдержав, кричит: «Зак`гойтесь!» К счастью, Долохов промахнулся…

Душевное состояние, в котором находятся соперники во время дуэли, меняется на противоположное после нее. Жестокий и решительный Долохов, подъезжая к дому после дуэли, поражает Ростова и читателя. Он плачет, беспокоясь за свою мать, которая, узнав о дуэли, может сильно разволноваться и не пережить этого. Здесь молодой человек предстает преданным и горячо любящим сыном.

Пьер после дуэли всю ночь размышляет: из его воображения не выходит «умирающее лицо» Долохова. Он вспоминает свою жизнь, начиная со дня женитьбы и заканчивая дуэлью. Пьер, переживая свое заблуждение и разочарование, приходит к выводу о необходимости разрыва с Элен.

Объяснение супругов на следующий день заканчивается гневным припадком Пьера. Мы не видим в нем того растерянного, беспомощного человека, каким он предстает во время дуэли. Пьер в бешенстве. Он принимает решение навсегда разлучиться с женой и уехать в Петербург.

С этого момента у Безухова начинается новый этап жизни, связанный с масонством. Он раскрывается как личность уже в другом направлении – Толстой показывает не личную его жизнь, а общественную.

Таким образом, дуэль Пьера с Долоховым является как бы переломным моментом в жизни Безухова. Поэтому в контексте всего произведения этот эпизод играет важную роль – позволяет читателю более глубоко понять эволюцию образа Пьера.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: