Древняя география – представление людей о частях света в древности

География Древнего Мира – основные этапы развития науки

  1. Накопление географических знаний
  2. Представление о частях света
  3. Появление календаря
  4. Представления о шарообразности Земли
  5. Появление понятий широта и долгота

Первые географические наблюдения человек начал делать ещё до возникновения государств. На стенах некоторых пещер найдены примитивные карты, оставленные первобытными людьми. Однако с появлением цивилизаций в Египте, Месопотамии, Китае возникла потребность в принципиально более глубоких познаниях окружающего мира. Правители должны были знать особенности земель, которыми они управляли, а торговцы составляли карты, с помощью которых можно было добраться до отдаленных регионов. Как же происходило развитие географии в древности?

Накопление географических знаний

Изначально география являлась исключительно описательной наукой. Ее основной задачей был сбор информации о близлежащих территориях. Примерно в III тысячелетии до н.э. египтяне стали отправлять научные экспедиции в соседние регионы. Они пытались пройти сухопутным путем вглубь Африки, а также плавали по Средиземному и Красному морю.

Аналогично накапливались географические знания в Китае, Ассирии, Вавилоне. В древности обмен информацией между разными государствами проходил очень медленно. Например, древние греки имели очень смутное представление об Индии, а про существование Китая долгое время просто не знали. Только во II в. до н.э. возник Великий Шелковый путь, по которому товары могли перемещаться от тихоокеанского побережья Китая до средиземноморских стран. Есть свидетельства о посланнике Китая, который прибыл к римскому императору Октавиану Августу, проведя в дороге более 4 лет. Впрочем, подобные контакты носили единичный характер, а многие представления римлян и китайцев друг о друге носили откровенно сказочный характер.

Большой вклад в накопление географических знаний внесли финикийцы. Они выходили на своих кораблях в Атлантический океан, где открыли Канарские и Азорские острова. В районе 600 г. до н. э. финикийская экспедиция по указанию фараона Нехо II смогла впервые в истории обогнуть Африку. При этом они плыли из Красного моря на юг, огибая Африку против часовой стрелки. Геродот, описывавший это путешествие, сомневался в рассказах моряках, которые говорили, что «солнце оказывалось у них на правой стороне». Однако на самом деле это лишь подтверждает, что финикийские корабли действительно находились в Южном полушарии.

Наиболее полное представление о географических познаниях во времена античности можно получить по труду Страбона «География». Он занимает 17 томов и почти полностью сохранился до наших дней.

Представление о частях света

Древние греки были первыми, кто разбил весь известный им мир (ойкумену) на несколько частей света. Они знали только о существовании Африки, Европы и Азии, однако долгое время не догадывались, что Европа и Азия образуют единый материк Евразию. Дело в том, что первая территория Азии, которая была известна грекам – это полуостров Малая Азия (современная Турция), на побережье которого располагались Троя, Эфес, Милет. Всё сообщение между греческими полисами и городами в Азии осуществлялось исключительно по морю. Граница между Европой и Азией проходила по черноморским проливам – Босфору и Дарданеллам. Лишь ближе к III в. до н.э греки узнали, что существует и сухопутный путь в Азию, проходящий севернее Азовского моря.

Появление календаря

Периодичность многих географических процессов и явлений на Земле связана с длительностью астрономического года. Древний Египет был первой цивилизацией, в которой появился календарь. Это произошло ещё в 4 тыс. до н.э. Необходимость в его создании была связана с разливами Нила, которые могли погубить урожай. Происходили они почти ровно через год, поэтому календарь помогал предсказывать разлив реки, что давало возможность вовремя собрать урожай. Интересно, что построен древнеегипетский календарь был не на движении Солнца или Луны, а на восхождениях звезды Сириуса. Жрецы заметили, что появление на небосводе этой звезды непосредственно перед восходом Солнца указывает на скорый разлив реки. Также египтяне определили и продолжительность года – 365 суток. При этом високосных годов в Египте не использовали.

Чуть позже календарь появился и в Древнем Шумере. Он был основан на движении Луны, и поэтому содержал только 354 дня в году. Позднее вавилоняне определили истинную продолжительность года и переработали календарь, сделав его лунно-солнечным.

В Римской республике во время правления Гая Юлия Цезаря появился юлианский календарь, который предусматривал добавление одного дополнительного дня каждые четыре года. Дело в том, что реальная продолжительность астрономического года примерно равна 365,25 суткам, и использование високосных годов позволяет скомпенсировать возникающую ошибку округления.

Читайте также:
Озера России - самые крупные с описанием характеристик и фото

Представления о шарообразности Земли

Не только первобытные люди, но и ученые древнейших цивилизаций полагали, что Земля имеет плоскую форму. Однако наблюдения за природой подсказывали географам, что это не так. Древнегреческий философ Анаксимандр в VI в. до н.э. первым поставил под сомнение плоскостность планеты. Однако он полагал, что она имеет форму цилиндра, а не сферы.

Через несколько десятилетий после него Парменид впервые формулирует теорию о шарообразности Земли. Однако доказательства появились позже. Аристотель указывал на следующие факты:

  • в разных районах Земли на небосводе можно наблюдать разные звезды;
  • во время лунного затмения тень, отбрасываемая нашей планетой на спутник, всегда имеет круглую форму;
  • при появлении корабля на горизонте сначала становится видна только его мачта, и лишь по мере приближения судна к наблюдателю появляется его корпус;
  • при наблюдении гор с корабля с большого расстояния кажется, будто их верхушки поднимаются прямо из воды.

Ещё позже Эратосфену удалось вычислить диаметр земного шара. Для этого он сравнил расстояние между городами Сиена (современная название – Асуан) и Александрия, а также показания солнечных часов в этих населенных пунктах. В результате Эратосфен получил значение в 40 008 км, очень близкое к современным оценкам. В сочинениях римлянин Плиния Старшего (I в. н.э.) о шарообразности планеты рассказывается как об общепринятом факте.

Появление понятий широта и долгота

Большой вклад в развитие географии внес Марин Тирский. Он считается основателем математической картографии. Именно Марин предложил для определения координат на карте использовать меридианы и параллели. При этом нулевая долгота у него проходила через легендарный Остров блаженных, расположенный якобы в Атлантическом океане, а для отсчета широты он использовал остров Родос.

Представление древних людей о Земле

Первые представления о Земле и её форме складывались постепенно. Вначале они были очень далеки от современных. В Древней Индии считали, что Земля лежит на спинах трёх слонов, а те стоят на огромной черепахе.

Представление индийцев о Земле

В более полном описании древние индийцы представляли Землю в виде
полусферы, опирающейся на слонов. Слоны стояли на огромной черепахе,
а черепаха на змее, которая свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство.

Представлений древних индийцев о Земле

Когда животные начинали шевелиться — на Земле случались землетрясения.

В представлении древних египтян: внизу — Земля (бог земли Геб), над ней — богиня неба (богиня неба Нут), слева и справа — корабль бога Солнца (бог солнца Ра), показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката.

Представлений древних египтян о земле

Древним славянам Земля казалась похожей на большое яйцо, внутри которого находится плоская Земля, причем в верхней части расположен мир людей,
а в нижней — ночная страна. Вокруг земли, подобно белку расположены 9 небес, каждое из которых имело свое предназначение — одно для солнца и звезд, второе — для месяца, третье — для туч и ветров.

Представление славян о Земле

В Древней Руси считали, что Земля плоская, что она — такой плоский толстый блин, который лежит на спинах трёх огроных рыб или китов, плавающих на
поверхности безбрежного океана.

Представление о Земле в Древней Руси

Жители Вавилонского царства представляли Землю в виде горы. На западном склоне которой находится Вавилония. К югу от Вавилона раскинулось море, а на востоке расположены горы, через которые не решались переходить. Поэтому им и казалось, что Вавилония расположена на западном склоне «мировой» горы.

Представление о Земле жителей Вавилона

Древние греки представляли Землю как диск. Сушу со всех сторон омывает река Океан. Над Землей раскинулся медный небосвод, по которому движется Солнце.

Представление древних греков о Земле

Викинги считали, что мир зародился в северных льдах. В центре мира находится гигантский ясень. У его корней находится холодное подземное царство, в котором обитают великаны, крону населяют боги, а мир людей расположен посредине ствола. По этому дереву беспрестанно бегает белка, которая приносит новости орлу, восседающему высоко в ветвях, а змее, прячущейся в корнях.

Представление викингов о Земле

Географические представления древних

На полотнах, созданных историками,— бесчисленная череда культур, существовавших и исчезнувших в глубокой древности. Эти культуры кажутся нам то очень сходными, то бесконечно разнообразными. На картах и схемах источников они то выстраиваются в стабильные ряды, то как бы внезапно «ломаются», исчезают, сменяются новыми. За этим встает проблема взаимосвязанности древнего мира. Каким он был, этот мир: связанным или разобщенным? Был ли он заполнен мозаикой калейдоскопичных культур, которые развивались сами по себе, или развитие это было сложным, взаимообусловленным и взаимозависимым?

Читайте также:
Почему петух кукарекает - народные поверья и научное объяснение

Более ста лет назад выдающийся английский этнограф Э. Тэйлор утверждал, что «мир, известный древним, представлял весьма ограниченную область, расположенную вокруг их собственной страны», и взгляд этот был типичным. При этом Тэйлор отнюдь не фантазировал: в основе его умозаключений лежали изученные им свидетельства — письменные и устные. Почти всегда в них говорилось, что за пределами родной страны жили какие-то иные, порой очень странные люди. Им могли приписывать всяческие ужасы, физические и душевные уродства. Таковыми были, по рассказам скифов, одноглазые люди — аримаспы — или же люди козлоногие, обитавшие где-то в районе Урала. У Гомера южный край Земли населяли карлики-пигмеи, постоянно сражавшиеся с журавлями, и рассказам такого рода нет числа.

Геродот, которого по праву считают не только «отцом истории»» но и географии, спорил в IV веке до новой эры не только о числе известных ему материков, но и об их величине: «Если же правы ионяне, то я могу сказать, что эллины и сами ионяне не умеют считать: они утверждают, что существуют три части света — Европа, Азия и Ливия (Африка). К ним, однако, придется причислить еще и четвертую…— египетскую Дельту».

Геродот хотя и не знает, омывается ли Европа с востока и севера морями, но уверен, что эта часть света очень велика и равна по длине Азии и Африке, вместе взятым. А вообще-то край ведомой ему земли в сущности почти граничил с Элладой: уже за Истром (Дунаем), как думал историк, лежат беспредельные и необитаемые области. На юго-востоке ойкумена отодвигалась, правда, значительно дальше — до Инда, но и за этой страной лежала «песчаная пустыня», «мрак».

«Мрак» этот не рассеялся и спустя почти две тысячи лет. В XIII веке великий исландский писатель Снорри Стурлусон свел воедино в «Круг земной» все саги своего народа. Кроме богатейшего исторического материала XI—XIII веков из этой антологии мы узнаем и о географических представлениях древних исландцев. С географического описания начинается, к примеру, сага об Инглингах:

«К северу от Черного моря расположена Великая, или Холодная Швеция… В Швеции много больших областей. Там много также разных народов и языков. Там есть великаны и карлики, и черные люди… Там есть также огромные звери и драконы…»

Любопытны все же парадоксы развития географической науки! В XIII веке энтография, или же география народов, находится на уровне туманных легенд, а за 1600 лет до этого многие образованные греки уже знали, что планета наша шарообразна. В III веке до новой эры Эратосфен в Александрии при помощи своеобразного математического метода сумел вычислить длину окружности Земли. У него получилось 39 690 километров! — ошибка в 310 километров кажется и ныне ничтожной. В середине II века до новой эры великий астроном Гиппарх предложил употреблять сетку параллелей и меридианов. А спустя еще триста лет Клавдий Птолемей создал свою знаменитую «Географию» с двадцатью семью картами, на которых были нанесены около восьми тысяч различных географических пунктов — от Канарских островов до Китая. Однако карты Птолемея, определив целую эпоху в развитии науки, вряд ли могли дать многое для этногеографии. А ведь она и интересует нас в первую очередь.

Итак, древний мир населяли разобщенные народы. Этносы жили тогда своей обособленной жизнью, а их представления друг о друге и об окружающих землях наполнялись диковинными фантазиями и были очень далеки от реальности.

К такому заключению еще недавно приходили многие исследователи на основании свидетельств людей, оставивших записи о своем времени. Логика заставляла думать, что все это, только в еще большей степени, можно было отнести и к отдаленным эпохам — эпохам бронзы и камня. Однако, к счастью, помимо свидетельств людей, склонных очень часто, как известно, заблуждаться, история располагает вполне объективными данными, правда, нуждающимися в умелом их прочтении — данными науки археологии.

Читайте также:
История матрешки - кратко о создании куклы

Какой видели Землю наши предки: Старинные географические карты самых странных форм

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Прообраз древней карты

Изначально «предки» карт выглядели как схематичные рисунки на стенах пещер, жилищ, древней посуде (например, тарелках), каменных плитах.

Например, эта «звездная» фреска, найденная археологами, была создана в древней Иордании и представляет собой, по версии ученых, космологическую карту. В центре расположен «известный мир», «первый океан», «второй мир» и «второй океан». С восьми точек, которые, скорее всего, символизировали острова, располагались «запредельный мир» и «небесный океан». Прямоугольник, расположенный внизу справа, по версии историков, к делу не относится – это чертеж какого-то здания (возможно, храма).

Самая древняя карта мира

Одной из первых сохранившихся карт, о которых известно ученым, считается древняя реликвия, найденная на территории Ирака. Эта карта, получившая большую известность и повлиявшая на представления людей о мире, была создана в Вавилоне.

Мир на ней изображен плоским, круглым, а центром его обозначен, как можно догадаться, сам Вавилон. Изображение, найденное на куске глиняной плиты, датировано VII веком до нашей эры.

Анаксимандр опередил свое время

Настоящий прорыв в области географии и картографии произошел, когда появилась карта, составленная Анаксимандром из Милета (610 – 540 г.г. до н.э.). Землю он представил себе в виде овала, который вытянут с востока на запад.

Анаксимандр, которого уважал и считал великим мудрецом сам Аристотель, был не только географом, но и астрономом. Он пытался сравнивать Землю с другими космическим объектами, а также много размышлял над происхождением Вселенной, придя к выводу, что она рождается, доходит до пика своего развития, погибает, а потом возрождается вновь.

Ни сама карта мира, нарисованная Анаксимандром, ни ее копии до наших дней не сохранились, но Геродот писал, что мир на ней древний ученый изобразил в форме барабана, вокруг которого расположен океан.

До наших дней дошли сведения и о карте Гекатея Милетского, жившего примерно в тот же период, но чуть позднее. Согласно ей, мир состоит из трех частей – Европы, Азии и Ливии. Все три «материка» располагаются вокруг Средиземного моря. Его карта была сделана на основе данных Анаксимандра.

Очень похоже изобразил такое представление о мире священник-энциклопедист Исидор Севильский в своем труде «Этимологии» (VII в.). В форме буквы «Т» изображено море, а буквой «О» обозначен океан. И здесь уже есть Африка.

Отцом географии (собственно, он первый и ввел в употребление этот термин) считают Эратосфена, который во II столетии до н.э. написал трехтомный труд, который так и назывался – «География». В нем указывалось, что земля имеет форму шара, и данное утверждение ученый подтвердил своими математическими вычислениями. Увы, в своем первоначальном виде этот труд до современных ученых не дошел – о нем известно из пересказов римских авторов. Также не сохранилась и карта Эратосфена, однако она оказала неоценимое влияние на исследования географов средневековья.

Кстати, именно Эратосфен стал первым обозначать на картах меридианы – правда, эти обозначения еще не были столь точны. А еще именно он поделил мир на пять климатических зон.

Наиболее интересные древние карты

А вот такую карту создал в 400-х годах до нашей эры историк Геродот:

Карта Помпония Мелы – самого раннего римского географа, который создал научный труд «Описательная география», – делит Землю на пять зон, три из которых необитаемы. Мела считал, что южные земли нашей планеты недоступны северянам, поскольку их отделяет от умеренных широт засушливая территория невыносимой жары.

Как и многие предшественники, Каспийское море он считал заливом Северного океана. И это немудрено, ведь в 43 году, когда Помпоний Мела создавал свой труд, большая часть нашей планеты была не изучена.

Еще одна интересная находка, мозаичная карта, обнаруженная в Мадабе (Иордания) при археологических раскопках раннехристианского храма св. Георгия, представляет собой древний Иерусалим. Панно изготовлено примерно в VI веке. На нем изображены церкви и другие сооружения. Они показаны так реалистично, что современные ученые даже смогли их идентифицировать – например, хорошо виден расположенный в центре Храм Гроба Господня. По мнению ученых, это самая старая карта Святой Земли.

Читайте также:
Почему Солнце светит днем - объяснение простыми словами детям

Карта Птолемея как ориентир для потомков

Огромный труд проделал великий ученый из Александрии Клавдий Птолемей. Примерно в 150 году он составил карту мира, к которой прилагалось еще около 30 отдельных, более детальных карт. Весь трактат назывался «Руководство по географии».

Птолемей обозначил расположение даже очень отдаленных зон – от Египта и до скандинавских земель и от Атлантики до Индокитая. Обнаружена эта реликвия была много веков спустя и долгое время, вплоть до эпохи географических открытий, являлась основным картографическим документом для путешественников и ученых. Впоследствии ее усовершенствовали.

Такие материки, как Азия, Европа и Африка, на доработанной карте стали более оформленными, а вместо Вавилона в качестве центра мира был указан Иерусалим.

Карта Птолемея разделена на равные части параллелями и меридианами. Средиземноморская зона и Ближний Восток изображены более или менее верно, но по мере удаления на юг знания Птолемея о других землях становятся более расплывчатыми. Например, Индийский океан он обозначает как внутреннее море, а неизведанная часть африканского континента на юге расширяется и окружает его, соединившись с Азией. Представлений об Антарктиде пока нет – это «неизведанная земля». Ну а Азия, по его мнению, была настолько огромной, что занимала даже ту территорию, на которой, как выяснилось много лет спустя, расположен Тихий океан.

Недавно Чикагский университет оцифровал все древние карты и опубликовал шеститомный труд по истории географии и картографии с пояснениями. Этот масштабный проект по древней картографии начали еще в 1980-х годах и, возможно, он еще будет дополняться новыми археологическими и историческими находками.

В продолжение темы можно почитать подробнее о путешествии Христофора Колумба.

Текст: Анна Белова

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Формирование географических представлений в Древнем мире

Алгоритм эпохи. Для первобытнообщинного строя и рабовладельческих государств задачи географии сводились к расширению пространственного кругозора, накоплению эмпирического материала. Формировалось мироощущение человека в пространстве своего местожительства. Первичные географические мотивы были представлены бытийной географией, дошедшей до наших дней, но утратившей свои позиции в научной географии. В ее основе лежало понятие «места» или топоса (с греческого – место, участок земли), формирующего у человека свойства топофилии и топофобии, т.е. представления о хороших и плохих местах, хорошей и плохой охоте, дружелюбных и плохих народах (Преображенский, 1997).

В рабовладельческом обществе важной составной частью культуры становится отношение человека не только с природой, но и с людьми и самим собой. В этом случае человек отстаивает ценность и целостность личности в зеркале культурного мифа. Мифологическое сознание исходило из умения человека с помощью ритуалов воспроизводить акт творения подобный божественным силам, создавая жертвенники, алтари, храмы. Так рождался освещенный (сакральный) центр мира, который характеризовал сакральность места. Место становилось частью чего-то общего, потаенного (божественного), которому греческие философы дали название «хорос», т.е. пространство. Оно было результатом творения и имело космоцентрический характер, включая в себя идеальные слои (макрокосм), Ойкумену (мезокосм) и место жизни человека (микрокосм). Таким образом, уже у античных философов понятия «пространство» и «место» разделяются. Место становится частью пространства.

География, как и все другие науки древнего мира, развивалась первоначально внутри философии. Философы рассматривали мир как природное единство, а всю деятельность людей как одно из проявлений вещей. Человек объединялся с природой, включался в нее. В то же время в мифологической форме выражалась мысль об очеловечении природы, придания ей человеческих черт. Географические идеи были связаны с единой географией, изучающей нераздельное пространство с помощью описательного метода. Региональное направление в развитии географии было описательным. Объяснение имело религиозно-мифологическую, а затем натурфилософскую основу, умозрительно истолковывающую природу. Базировалось оно на геоцентрическом понимании мироздания. В то же время, были высказаны некоторые умозрительные идеи (о шарообразности Земли и ее сферах, зависимости человека от природы), на многие столетия «осветившие» путь развития географии. Возник и уникальный метод эмпирических обобщений и передачи геоинформации – картографический.

Наибольших успехов достигли древние греки, которые сумели методом абстрагирования оперировать не только эмпирическими данными, но и их идеальными образами (моделями), что и позволило возникнуть научному знанию в Древней Греции. В то же время в Египте, Месопотамии, Индии, Китае, Центральной и Южной Америке при высокой культуре этого не произошло. «Эти греки были поверхностны – из глубины», – писал Ф.Ницше.

Читайте также:
Сообщение о морских обитателях для детей - описание подводного мира

География возникла в глубокой древности в связи с практической деятельностью людей – охотой, рыболовством, кочевым скотоводством, примитивным земледелием. Круг фактических знаний первобытного человека определялся характером его деятельности и непосредственным природным окружением. С наблюдением тесно связано и умение ориентироваться в пространстве. Острая наблюдательность и хорошее знание отдельных фактов сочеталось с неразвитостью мышления. Отсюда неумение объяснять многие природные процессы и явления (засухи, землетрясения, наводнения и др.), что нашло свое выражение в анимизме (представление о духах и душе) и магии (чародействе, волшебстве, колдовстве). Представление первобытного человека о происхождении вещей неизбежно было фантастическим и передавалось в устной форме из поколения в поколение. Оно приобретало форму мифов, т.е. народных сказаний о богах и легендарных героях, о происхождении мира.

Основные путешествия совершались с целью торговли и завоевания новых земель. Самая древняя карта, по мнению Л.Багрова, известна с 3800 г. до н.э. На глиняной табличке была изображена северная часть Двуречья с рекой (Евфрат) и двумя горными цепями. Еще в III тыс. до н.э. шумерийцы создали мифы о сотворении мира, потопе и рае. В Вавилоне была популярна астрология, объясняющая воздействие небесных светил на судьбы людей.

Древние греки обладали на редкость цельным и ясным миропониманием. Во время архаического этапа развития Древней Греции центром научной мысли явился Милет (ионическая колония в Малой Азии), где возникла первая натурфилософская школа. Последователи этой школы пытались объяснить строение Вселенной естественными причинами, исходя из целостной картины мира, единого материального начала: воздуха у Анаксимена, воды у Фалеса, «апейрона» или абстрактной материи у Анаксимандра, огня у Гераклита. Однако истолкование природных явлений у ионийских натурфилософов было умозрительным. Землетрясения, например, они объясняли следствием трескания земли от засухи или после сильных дождей.

Развитие мореплавания и торговли привело к появлению первых географических описаний. Их называли периплами и периэгезами. Первые описывали берега и представляли собой прообраз современных лоций. Вторые – участки суши и являлись начальной формой страноведческих описаний. Авторов таких описаний называли логографами. Известным логографом был Гекатей из Милета (546-480 г до н.э.), который обобщил периплы и периэгезы и составил описание всех известных стран. По мнению Дж.Томсона в работе Гекатея проявлялся «известный интерес к климату, обычаям, флоре и фауне, так что она стоит того, чтобы ее называли общей географией, первой географией, о которой нам что-либо известно» (1953, с 81).

Первую карту Ойкумены составил Анаксимандр. «Древние изображали Ойкумену круглой, посредине же, по их мнению, лежит Эллада, и посредине последней – Дельфы. Ученые, много путешествуя, оставили после себя интересные работы. В своей «Истории в девяти книгах» Геродот (485-425 до н.э.) дает полное описание мира, известного грекам.

Эвдокс Книдский (ок. 480-355 до н.э.) обосновал идею о климатических поясах, положив в основу их формирования наклон падения солнечных лучей на земную поверхность по мере возрастания широты (отсюда с греческого «климат» означает «наклон»). Он впервые применил гномон для определения широтного положения географических объектов.

Наука классической Греции нашла свое завершение в трудах Аристотеля (384-322 до н.э.). По его мнению окружающий человека мир имеет четыре первичных элемента: огонь, воздух, воду и землю. Источником движения является эфир, слагающий небо. Это уже был подход компонентной географии. Сочетания названных элементов формируют сферы: внешнюю небесную, сферу огня (верхнюю атмосферу), нижнюю (воздушную), сферу воды и земли (в центре). Тем самым он признавал идею о шарообразности Земли. В своей знаменитой работе «Метеорология», которая к сожалению не сохранилась, он дает описание основных сфер, используя все накопленные знания. Его «Метеорология» – первый опыт общеземлеведческого описания.

Аристотель дифференцировал науки и знание о природе приобрело форму естествознания. Он же стоял у истоков общего землеведения и компонентной географии.

Ученые классической Греции обратили внимание на зависимость человека от природной среды. Первым был Гекатей. Затем Гиппократ вводит понятие «фюзис», придавая ему значение окружающей человеческий организм природы. Ойкумену по условиям жизни он делил на три полосы: холодную северную (Скифия), умеренную среднюю (входила Греция) и жаркую сухую южную (Ливия, Египет). Сравнивая жителей этих полос, Гиппократ делает вывод о том, что их тело и дух зависят от климата. Так было положено начало географическому детерминизму, очень важному естественно-научному положению, которое объясняло зависимость живых существ, человека, да и общества в целом от природных условий. Однако многие историки (например, Ксенофонт), а также Аристотель и Платон использовали это положение в политических целях, объясняя право греков управлять другими народами расцветом греческой культуры и благоприятными природными условиями.

Читайте также:
Воздух это что такое простыми словами для детей

Эпоха эллинизма началась походами А.Македонского и развитием торговых отношений Греции с восточными странами. Философия этого периода отходит от естественно-научного направления и углубляется в проблемы этики и морали. Если создателем первой карты считают Анаксимандра, то основоположником математико-картографического направления стал Эратосфен Киренский (276-194 до н.э.), заложивший основы математической географии. Он впервые применил термин «широта» и «долгота» и при построении карты Ойкумены использовал 7 параллелей и перпендикулярные им меридианы (Забелин, 1976). Он возглавлял Александрийскую библиотеку, был хранителем величайшей сокровищницы античной науки и литературы. Его обширный труд «Географические записки» был первым, где упоминался термин «география» (вместо периплов и периэгезов). Он включал в себя не только описание Ойкумены, но и вопросы математической и физической географии. Впервые были определены размеры Ойкумены и введена сетка меридианов и параллелей. Сравнивая величины угла падения лучей полуденного солнца в Александрии и Сиене (Тропик Рака), Эратосфен первым определил окружность Земли по меридиану. Полученная величина равнялась 252 тыс. стадий (около 40 тыс.км). Проводил он и географическое районирование с выделением сфрагид. Описание их начинается с выделения границ, которые проводились обычно по естественным рубежам (хребтам, рекам, морям), и включает номенклатурно-топографические данные о климате, народах и сельскохозяйственных культурах. Тем самым «География» Эратосфена объединила в себе физическую, математическую (картографическую) и региональную географии.

Границы Ойкумены расширились в период римских завоеваний, которые диктовали заказ на историко-страноведческие описания и математическую географию (измерение расстояний по дорогам, специальные земельные работы в военных целях, межевание земель и др.).

В эпоху расцвета римской империи (I-II в.в.н.э.) преобладали географические описания страноведческого плана, часто связанные с историей. Наиболее крупные работы принадлежат Страбону, греку из Амасии (64 до н.э. – 23 н.э.). Им написана «География» в 17 книгах. В первой он касается истории географии. Во второй – общегеографических представлений. В своих суждениях он опирался на идеи предшественников. Особенно на работы Эратосфена. Все остальные книги посвящены региональным описаниям Иберии, Британии, Кавказа, Малой Азии и др. Однако, данные о природе этих регионов традиционно скудны и отрывочны. В таких страноведческих описаниях Страбон видел прикладное значение географии и ее пользу для правящих кругов государства, военных и торговцев. Поэтому его считают главным идеологом описательно-страноведческой (хорографической) географии.

Клавдий Птоломей (90-160 г.г.) последний из великих ученых античности, уделявших внимание географическим проблема. В своих работах «Великое построение» и «Руководство по географии» он обобщил известные факты об Ойкумене и теоретические идеи своих предшественников. По его мнению следует различать «географию» и «хорографию». Первая охватывает линейное изображение известной части Земли со всем, что на ней находится. В ее сферу входят вопросы выяснения фигуры и размеров Земли, разработка проекций и определение географических координат для создания карт Ойкумены. Хорография занимается описанием отдельных местностей, «…приводя в своих описаниях даже такие мелочи, как, например, гавани, селения, округа, притоки главных рек и т.д.» (Птоломей, 1953). Его «Руководство по географии» вплоть до XVII в. выдержало более 50 изданий.

Таким образом, наиболее важными достижениями эпохи Древнего мира можно назвать:

— появление натурфилософии с целостными естественно-научными представлениями, которые противопоставлялись религиозно-мифологическому объяснению и базировались на мировоззрении космоцентризма и единства мироздания;

— становление единой географии на базе целостного мышления того времени, в котором объединялись многие стороны философии, истории, математики, естествознания, этнографии и других направлений. Географические идеи формировались в единстве указанных воззрений и не составляли самостоятельного направления. «Я считаю, – писал Страбон, – что наука география, которой я теперь решил заниматься, так же, как и всякая другая наука, входит в круг занятий философией» (1964, с.7).

— появление описательно-страноведческого направления, которое способствовало накоплению географических фактов о различных регионах Ойкумены и образованию единой географии. Первыми страноведческими описаниями стали периплы (описание берегов), периэгезы (описание суши) и периоды (объезды земли). С обобщением подобных сочинений выступил Гекатей. Эти описания были тесно связаны с историей, поэтому основное внимание уделялось внешним чертам земной поверхности (топографии), описанию народов, политического строя, городов и т.д.;

Читайте также:
Клест - что это за птица, как выглядит, что ест и где водится

— появление математико-географического направления, которое по мнению некоторых ученых (Эратосфена, Птоломея) претендовало на роль «общей географии». Дальнейшее развитие этого направления привело к возникновению геодезии и картографии;

— зарождение физико-географического или общеземлеведческого направления, связанного с попыткой объяснения описываемых природных явлений. Развивались идеи о фигуре Земли, тепловых поясах, соотношении суши и моря.

Как древние люди представляли себе Вселенную

Урок 15. География 5 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока “Как древние люди представляли себе Вселенную”

А что такое Вселенная? Под Вселенной обычно понимают огромное пространство, которое заполнено звёздами, планетами, галактиками, чёрными дырами и все эти составляющие находятся во взаимодействии друг с другом.

Если посмотреть на карту Вселенной, можно увидеть, что звёзды иногда располагаются не поодиночке, а собираются в скопления. В таком скоплении может быть всего три-четыре звезды, а может быть и несколько десятков и даже сотен звёзд. Небольшое количество звёзд, собранных вместе свидетельствует о том, что эти светила образовались не очень давно. А огромные по численности их скопления, которые обычно имеют форму шара, – признак того, что эти звёзды гораздо «старше».

Звезды вместе с планетами входят в состав галактик. Система галактик очень подвижна. Все звёзды постоянно перемещаются. Они появляются, «живут» и «умирают» (т.е. взрываются). Если говорить о светилах, подобных Солнцу, то срок их жизни составляет примерно 10-15 миллиардов лет.

Как велика Вселенная? Она столь огромна, что астрономы вынуждены измерять её протяжённость в световых годах. Световой год обозначает расстояние, которое преодолевает свет за один год. Поскольку свет путешествует со скоростью 300 000 км в секунду, один световой год равен 9, 5 млрд км.

Иными словами, это и есть весь мир. Наша планета – лишь часть необъятной Вселенной, одно из бесчисленных небесных тел.

Теперь поговорим, о представлениях древних народов о Вселенной. Тысячелетиями люди восхищались звёздным небом, наблюдали за движением небесных светил. И всегда задавали себе волнующий их вопрос: как же устроена Вселенная? Если вглядываться в звёздное небо, то мы увидим различные созвездия, планеты, их спутники и солнечные системы – все они составляющие Вселенной, но часть из них невозможно увидеть без помощи специальных приборов – телескопов.

В древние времена не существовало таких телескопов, и люди тысячелетиями наблюдали за движением Луны, Солнца, планет почти невооружённым глазом, поэтому понятно, что современные взгляды о строении Вселенной возникли не моментально, а складывались постепенно, и самые ранние догадки значительно отличались от того, что мы знаем сегодня. Различные народы мира по-разному представляли себе Вселенную. Долгое время центром Вселенной считалась Земля.

Некоторые народы считали, что Земля плоская и держится на трёх китах, которые плавают в безбрежном всемирном океане. Следовательно, эти киты и были в их глазах основной основ, подножием всего мира. Увеличение географических сведений связано прежде всего с путешествиями и мореплаванием, а также с развитием простейших астрономических наблюдений.

Древние индийцы полагали, что Земля плоская и опирается на спины гигантских слонов, которые, в свою очередь, покоятся на черепахе. Огромная черепаха стоит на змее, которая олицетворяет небо и как бы замыкает земное пространство.

Представления о Земле древних индийцев

К примеру, египтяне представляли себе устройство Вселенной в форме мифа.

Геб – бог земли и Нут – богиня неба очень любили друг друга, и поэтому вначале наша Вселенная была слита воедино. Каждый вечер Нут рождала звезды, которые появлялись на небе. Каждое утро перед восходом солнца она проглатывала их. И так продолжалось изо дня в день, из года в год. Но однажды Геб из-за этого назвал Нут свиньёй, которая поедает своих поросят. Тогда вмешался Ра – бог солнца и позвал Шу – бога ветра для того, чтобы он разделил небо и землю. Так Нут вознеслась на небо в виде коровы, а Геб остался на земле. Иногда на помощь своему мужу Шу приходила Технуд, но она очень быстро уставала поддерживать небесную корову и начинала плакать, а её слезы падали дождём на землю.

Читайте также:
Созвездие - это что такое, сколько их существует читать онлайн

Представления о Земле древних египтян

Иной виделась Вселенная народам, живущим на берегах рек Тигр и Евфрат (территория Месопотамии). Земля, по их мнению, – это гора, которую со всех сторон окружает море и которая держится на двенадцати колоннах.

Представления о Земле жителей Месопотамии

Иначе представляли себе Землю древние евреи. Они жили на равнине, и Земля казалась им равниной, на которой кое-где возвышаются горы. Особое место евреи отводили ветрам, виновникам дождя или засухи. По их мнению, место обитания ветров находилось в нижнем поясе неба и отделяло собой Землю от небесной воды: снега и дождя. Под Землёй находились воды, которые питали моря и реки. Представлений о форме всей Земли у древних евреев, по-видимому, вообще не было.

Представления о Земле древних евреев

Теперь поговорим о представлениях древнегреческих учёных о Вселенной. Очень много они сделали для развития взглядов о строении Вселенной.

Так философ Фалес Милетский представлял Вселенную в виде жидкой массы, внутри которой находится большой пузырь, имеющий форму полушария. Над пузырём находился небесный свод, а на нижней поверхности, наподобие пробки, плавает плоская Земля. Нетрудно догадаться, что представление о Земле как о плавающем острове Фалес основывал на том факте, что Греция расположена на островах. В философии Фалеса первоначалом бытия является вода – это активная субстанция и источник жизни в самом прямом смысле, т.е. жизнь как бы содержится в воде и передаётся всему живому. Одной из причин такого выделения роли воды считается зависимость греков от моря как среды передвижения и источника основных жизненных благ.

Представления Фалеса о Вселенной

Великий древнегреческий математик Пифагор первым предположил, что Земля вовсе не плоская, а имеет форму шара. Правильность этого предположения доказал и другой великий грек – Аристотель. Аристотель предложил свою модель строения Вселенной, или систему мира. В центре Вселенной, по мнению учёного, расположена неподвижная Земля, вокруг которой вращаются восемь небесных сфер, твёрдых и прозрачных (в переводе с греческого «сфера» – шар). Далее располагалась Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн и сфера неподвижных звёзд. Небесные тела: планеты, Луна, Солнце, звёзды, неподвижно закреплены. Девятая сфера обеспечивает движение всех остальных сфер, это – двигатель Вселенной или, как его назвал Аристотель, перводвигатель.

Представления Аристотеля о Вселенной

Аристотель первым использовал для доказательства шарообразности Земли наблюдения за лунными затмениями. Его доводы основывались на трёх фактах:

1. тень от Земли, падающая на полную Луну, всегда круглая. Во время затмений Земля бывает повёрнута к Луне разными сторонами. Но только шар всегда отбрасывает круглую тень.

2. корабли, удаляясь в море от наблюдателя, не постепенно теряются из виду за счёт далёкого расстояния, а почти мгновенно как бы “тонут”, исчезая за линией горизонта.

3. некоторые звёзды можно увидеть только из определённых частей Земли, а для других наблюдателей они не видны никогда.

Взгляды Аристотеля прочно утвердились в науке, хотя даже некоторые его современники не были с ним согласны. Древнегреческий учёный Аристарх Самосский считал, что центром Вселенной является не Земля, а Солнце, другие же планеты движутся вокруг него: Меркурий, Венера, Земля со спутником Луна, Марс, Юпитер, Сатурн и замыкает всё это – сфера неподвижных звёзд. Однако в его распоряжении было очень мало доказательств и эти гениальные догадки были в то время отвергнуты и забыты. И прошло ещё около 1700 лет, прежде чем это удалось доказать польскому учёному Копернику.

Представления Аристарха Самосского о Вселенной

Представления Аристотеля и многих других учёных развил величайший древнегреческий учёный Клавдий Птолемей – астроном, математик, оптик, теоретик музыки и географ. Наблюдая за движением звёзд и планет, Птолемей выдвинул собственную теорию Вселенной, которая известна как Птолемеева модель строения солнечной системы. Птолемей пришёл к ошибочному выводу, что Земля является центром вселенной, а все остальные небесные тела вращаются вокруг неё: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн (пять, известных в то время, планет), а также «сфера неподвижных звёзд». Эта сфера и ограничивает пространство Вселенной. В результате теория его стала общепризнанной. Свои взгляды Птолемей подробно изложил в грандиозном труде «Великое математическое построение астрономии» или «Альмагест» в 13 книгах. Система Птолемея хорошо объясняла видимое движение небесных тел. Она позволяла определять и предсказывать их расположение в тот или иной момент. Эта система господствовала в науке на протяжении тринадцати веков, а книга Птолемея была настольной для многих поколений астрономов.

Читайте также:
Сообщение о подснежнике - описание и легенда о цветке

Пчелы и жизнь улья

  • ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ
  • Название: пчела медоносная (Apis mellifera)
  • Ареал: Европа, Западная Азия и Африка; в остальных регионах Азии, а также в Америке и Австралии распространена человеком.
  • Количество в типичном улье: от 10 000 до 60 000 рабочих пчел; матка; в определенное время года небольшое количество трутней и молодых маток.
  • Стадии развития: яйцо, личинка, куколка, взрослая особь.
  • Продолжительность жизни: 21 день развития от яйца до взрослой особи; летом рабочая пчела живет около 30 дней.

Пчелиная семья обладает строгой социальной организацией, при которой все работы в улье, такие как строительство сотовых ячеек для откладываемых маткой яиц и хранения пищи или сбор нектара, выполняют рабочие пчелы.

Существует около 20 000 видов пчел, но только около 800 из них являются действительно общественными (эусоциальными). Поразительные подробности организации их сообщества (семьи) можно узнать, наблюдая за жизнью пчелы медоносной, или домашней (Apis mellifera).

История пчел

Пчела медоносная – очень успешное в эволюционном плане общественное насекомое, обитавшее первоначально в Европе, Африке и Западной Азии. Дикие медоносные пчелы устраивают свои гнезда в естественных полостях и укрытиях: дуплах старых деревьев, углублениях в земле или расщелинах скал. Человек предоставляет им искусственное жилье – ульи.

Устраивая гнездо в естественной полости, медоносные пчелы строят из воска двусторонние листы сот, которые крепятся к потолку полости. Образующие соты шестиугольные ячейки сделаны из воска, выделяемого расположенными на брюшке пчелы железами.

Расстояние между соседними листами сот (т. н. «пчелиное пространство») обычно от 6 до 9 мм – вполне достаточно для движения пчел по их поверхности. Пчеловоды стараются воссоздать аналогичные условия в улье, устанавливая в нем съемные рамки, расстояние между которыми также равно пчелиному пространству. На рамку крепится основание сот, на котором пчелы строят ячейки.

Выведение потомства

Медоносные пчелы пользуются ячейками сот для двух целей: как емкостями для хранения пищи (меда и пыльцы растений) и для выведения потомства (расплода). В природе пчелы, как правило, заполняют ячейки сот в определенном порядке. Ячейки с яйцами располагаются в центре и в нижней части сот, а мед хранится в верхних и боковых ячейках. Ячейки с пыльцой располагаются между ячейками с яйцами и медом. В улье, однако, соты в нижних ящиках содержат в основном расплод, а в верхних ящиках находится только мед и пыльца. Такое распределение содержимого ячеек объясняется тем, что нижняя и верхняя секции улья разделены проволочной сеткой, называемой ограничителем матки. Ее ячейки достаточно велики, чтобы пропустить рабочую пчелу, но слишком малы для прохода матки. В результате матка ограничена нижней секцией улья, где она и откладывает яйца, а пчеловод может вынимать верхние ящики с наполненными медом сотами, не тревожа матку. В ульях медоносные пчелы живут в таком же высокоорганизованном сообществе, как и в природе. Большинство пчел – это рабочие пчелы, самки с недоразвитыми половыми органами, в некоторых ульях их насчитывается до 60-80 тыс. Матка – тоже самка, но с полностью сформировавшимися половыми органами. Ее единственная функция – откладывать яйца, все рабочие пчелы появляются из яиц, отложенных одной маткой. Весной и летом матка также откладывает небольшое количество яиц, из которых появляются самцы, называемые трутнями. Трутни не работают, и у них отсутствует жало, которым рабочие пчелы защищают улей от врагов. Их единственное назначение – спариться с матками, после чего они погибают.

Жизнь царицы

Оставшиеся в гнезде рабочие пчелы выращивают новую матку, после чего семья начинает очень быстро увеличиваться. Однако пчелы, которых разводят в ульях, не создают роев. При увеличении их количества пчеловоды добавляют к ульям дополнительные секции, понижая тем самым перенаселенность улья.

В отличие от матки, рабочие пчелы живут около 30 дней летом и до 6 месяцев зимой. Рабочая пчела развивается в закрытой ячейке за 21 день, проходя через три стадии: яйцо (около трех дней), личинка (около семи дней) и куколка (11 дней). В последний день развития пчела при помощи жвал разрушает восковую крышку, закрывавшую ячейку, и немедленно приступает к работе. В соответствии со своим возрастом она выполняет различные задачи. Молодая пчела почти все время проводит в улье: сначала чистит ячейки сот, затем ухаживает за потомством, кормит матку и строит или ремонтирует ячейки. Несколько позже она перемещается ближе к выходу из улья и работает приемщиком пищи, забирая нектар и пыльцу у возвращающихся в улей пчел-сборщиц, или же становится сторожевой пчелой, защищая улей от чужаков. Наконец, на последнем этапе своей жизни она становится сборщицей, улетая в поисках воды, нектара и пыльцы на расстояние до 11 км от улья. Охрана улья и добыча пищи – самые опасные работы, поэтому их выполняют «пожилые» пчелы, приближающиеся к концу жизни.

Читайте также:
Как летают птицы - как они взлетают, садятся и планируют

Труд и конфликты

Жизнь в улье хорошо организована, причем каждая особь в первую очередь заботится о семье.

В хорошую погоду пчелы-сборщицы улетают из улья за водой, нектаром и пыльцой. Если они находят участки с богатыми нектаром нетронутыми цветами, они берут нектар и без промедления воз-вращаются в улей, чтобы сообщить о находке своим остающимся в улье родственницам и таким образом увеличить число сборщиц на этом богатом участке. Если иметь возможность наблюдать за поверхностью сот, например, через стеклянную стенку исследовательского улья, то можно увидеть, как возвратившаяся пчела, окруженная «зрителями», двигается по сотам вверх и вниз, описывая восьмерку, т. н. «виляющий танец». Этим танцем, одной из наиболее сложных форм общения в мире животных, пчела сообщает зрителям о направлении, в котором расположен богатый источник пищи, и о расстоянии до него. Особенно важна такая информация, когда запасы нищи в семье невелики.

Сборщицы могут узнавать об уменьшении запасов пищи. «Разгрузка» пчелами-приемщицами сборщиц, возвращающихся с дальних кормушек, не занимает много времени. Наоборот, если сборщица должна длительное время ожидать помощи приемщиц, это говорит об одновременном возвращении многих сборщиц с большим количеством нектара, т. е. об увеличении запасов пищи. Весной и летом любая пища, не употребленная сразу, закладывается на хранение в соты. Она понадобится зимой или когда плохая погода не позволит собирать нектар. Со временем хранящийся в сотах нектар превращается в мед.

Феромоны

Другой известный пример коллективных действий пчел – защита улья. Всякий раз при возникновении угрозы сторожевые пчелы выделяют вещества тревоги или феромоны, уловив которые, защитники собираются у входа, и каждая старается поразить врага. Это, несомненно, самоотверженное поведение, поскольку, ужалив врага, пчела теряет жало и погибает. Яд, находящийся на жале пчелы, также содержит феромон тревоги, привлекающий к месту схватки новых защитников и стимулирующий их нападение на врага.

Однако не всегда в улье медоносных пчел сотрудничество происходит в полной гармонии. Часто считают, что у медоносных пчел яйца может откладывать только матка, но это не так. Хотя рабочие пчелы не могут спариваться, у них сохраняется функционирующий яичник, и они могут откладывать неоплодотворенные яйца, из которых развиваются самцы. Почему же они выращивают потомство мат-ки, а не свое собственное? Как ни странно, но не матка препятствует рабочим пчелам участвовать в воспроизводстве; это делают все остальные рабочие пчелы.

Этот момент жизни пчелиной семьи получил название «рабочая полиция», он заключается в поедании пчелами любых обнаруженных ими яиц своих сестер. Пчелы легко определяют, какие яйца необходимо уничтожать, поскольку матка метит откладываемые ею яйца своим феромоном. Такой каннибализм практикуется в связи с тем, что у всех рабочих пчел улья одна мать, но во время брачного полета она спаривается примерно с 30 трутнями, т. е. у пчел довольно много отцов. Это означает, что любая пчела генетически ближе к своим братьям и сестрам, произведенным маткой, чем к любому «племяннику», развившемуся из яйца другой рабочей пчелы. В результате каждая пчела препятствует размножению остальных и сотрудничает с ними в уходе за потомством матки. Этим медоносные пчелы гарантируют передачу следующему поколению семьи максимального количества своих собственных генов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: