Донельзя ударение в слове на какой слог – правила произношения

Как правильно ставить ударение дОнельзя или донЕльзя?

Слово донельзя не так уж и часто употребляется в речи обычными людьми, поэтому и возникают трудности при произношении данного слова, особенно учитывая тот факт, что данного слово может встретиться в КИМах ЕГЭ по русскому языку.

В словаре указано, что правильно говорить донЕльзя, ставя ударение на второй слог.

Согласно акцентологической норме русского языка наречие донельзя правильно произнесем с ударным вторым слогом:

до-нель-зя.

Произношение этого слова с ударным первым слогом “донельзя” устарело, а вариант произношения “донельзя” с ударным последним слогом является просторечным, то есть за границей нормы русского литературного языка.

Согласно правилам орфоэпии (произношения) современного русского языка, правильное ударение в этом слове должно падать на второй слог: донЕльзя. Раньше также допускалось ударение на первый слог: дОнельзя – в настоящее время этот вариант произношения является устаревшим и встречается только в театральных постановках по произведениям прошлых веков. Вариант ужарения на последний слог является неверным, ошибочным, хотя, некоторые так тоже говорят.

Правильный вариант произношения этого слова – донЕльзя, то есть ударным будет второй слог. И не смотря на то что очень многие в речи испозуют вариант с первым ударным слогом – это неверно, говорить “дОнельзя” по современным правилам нашего языка неправильно.

В соответствии с правилами русского языка, правилами ударения в слове “донельзя” нужно ставить ударение на второй слог – донЕльзя. Я раньше тоже произносила неправильно, но вопреки всему ставила ударение на последний слог.

Правильно произносить следует так: донЕльзя, то есть с ударением на второй слог. дОнельзя – это разговорный вариант, который не является нормой.

Напомню, что это наречие, и оно пишется слитно, в одно слово.

Орфоэпические словари говорят нам, что в слове “донельзя” ударение ставится на второй слог, на гласную “е” – “донЕльзя”.

Правда, очень часто это слово произносится с ошибкой, ударение ставят на первый слог, на гласную “о” – “дОнельзя”. Запомните – такое произношение в современном русском языке считается ошибочным.

Правильно – донЕльзя.

Разговорная речь порой берет абсолютно неправильные ненормированные ударения, что создает ошибки, которые режут слух. Так и в случае с наречием меры и степени ДОНЕЛЬЗЯ. Люди путают его со словом нельзЯ и ставят ударение на последнем слоге, однако это разные слова, и ударение у них разное. Еще более грубой ошибкой является произношение дОнельзя.

Я бы не рекомендовала использовать это слово в деловых и официальных документах, ибо во многих словарях отмечается, что слово “донельзя” – чисто разговорное.

Тем не менее, не помешало бы знать, как произносить это слово правильно.

Наречие – коварная часть речи, не всегда алгоритм одинаков.

Так, например, ударение в наречиях с приставкой “до” может падать на:

  • собственно, саму приставку (дОсуха, дОверху);
  • на корень (сюда нужно отнести, как раз-таки, наше слово донЕльзя);
  • на суффикс (добелА, докраснА).

Правильным вариантом постановки ударения в слове донельзя будет тот, когда ударным окажется второй слог, то есть букваЕ. В других случаях школьный учитель это посчитает ошибкой.

Хотя в обычном разговоре встречаются все три варианта: дОнельзя, донЕльзя, донельзЯ.

От существительного ХОР формы множественного числа в современном языке русском (литературном) имеют ударение

как на корне, так и на окончании: оба варианта равноправны, причем во всех падежных формах.

Читайте также:
Неужели как пишется по правилам русского языка

Заглянула я в словарь-справочник по современному произношению и ударению в русском языке, который указывает на допустимость употребления (как литературной нормы) той и другой формы этого слова в числе множественном.

Одинаково правильно говорить “самодеятельные хОры” и “самодятельные хорЫ”,

“в конкурсе участвовало несколько хОров” или “много хорОв”. Слово хор обозначает “группу, коллектив поющих”, также оно может иметь значение “музыкального произведения для хорового исполнения”.

И в значениях таких слово хор во всех падежных формах числа множественного может употребляться с двояким ударением.

Однако слово хоры имеет и еще одно значение — специальное. Так называются а) галерея в помещении церковном, на которой стояли и пели музыканты, размещался хор, а также б) балкон парадного зала в верхне части.

У Пушкина есть строчки (“Евгений Онегин”):

Ударение в слове с таким значением одно-единственное считается правильным — на первый слог.

На юге России настил из досок под самым потолком, между печью и стеной, тоже называют хОры, а никак не с другим ударением. Это областной русский говор.

Именно в таком значении русские писатели употребляли это слово в своих произведениях.

ДОНЕЛЬЗЯ

В сумерки сырые

Пред тем обегав двадцать мест,

Я проклял жизнь и мостовые,

Однако сутки на вторые,

И помню, в самый день торжеств,

Пошел, взволнованный доне́льзя,

К театру с пропуском в оркестр.

Б.Л. Пастернак, Высокая болезнь

Было всяких вывертов

Больше чем доне́льзя

Ноги в джинсах вытертых

Вытянул как рельсы.

В. Корнилов, Платформа 126-го км

Смотреть что такое ДОНЕЛЬЗЯ в других словарях:

ДОНЕЛЬЗЯ

ДОНЕЛЬЗЯ, нареч. (книжн). Как нельзя более, до крайней степени. Д.устал.

ДОНЕЛЬЗЯ

донельзя нареч. разг. До предела возможного.

ДОНЕЛЬЗЯ

донельзя нареч. разг. (с прил.)to the utmost, in the extreme; as . as can be он устал, голоден донельзя — he is as tired, hungry as can be он донельз. смотреть

ДОНЕЛЬЗЯ

донельзя См. очень. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. донельзя безбожно, ужасно, беспредельно, чудовищно, очень, до ужаса, до безумия, адски, до черта, сильно, исключительно, отчаянно, до чертиков, чертовски, зверски, по-черному, жутко, безмерно, безумно, страшно, бешено, дико, сил нет до чего, невозможно, еще как, дьявольски, ну очень, до жути, невероятно, сил нет как Словарь русских синонимов. донельзя см. очень Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. донельзя нареч, кол-во синонимов: 32 • адски (30) • безбожно (27) • безмерно (43) • безумно (50) • беспредельно (40) • бешено (45) • в высшей степени (40) • дико (71) • до безумия (25) • до жути (25) • до предела возможного (1) • до ужаса (25) • до черта (83) • до чертиков (73) • дьявольски (47) • еще как (24) • жутко (52) • зверски (55) • исключительно (137) • невероятно (94) • невозможно (83) • ну очень (9) • отчаянно (46) • очень (192) • по-черному (34) • сил нет до чего (23) • сил нет как (28) • сильно (190) • страшно (99) • ужасно (78) • чертовски (57) • чудовищно (40) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: адски, безбожно, безмерно, безумно, беспредельно, бешено, в высшей степени, дико, до безумия, до жути, до предела возможного, до ужаса, до черта, до чертиков, дьявольски, еще как, жутко, зверски, исключительно, невероятно, невозможно, ну очень, отчаянно, очень, по-черному, сил нет до чего, сил нет как, сильно, страшно, ужасно, чертовски, чудовищно. смотреть

Читайте также:
Части речи в русском языке - самостоятельные грамматические признаки, правило

ДОНЕЛЬЗЯ

нареч. разг.Как нельзя более, до крайнего предела.[Доктор] к подобным экскурсиям привык донельзя. Тургенев, Вешние воды. [Калачник] был почти на голову. смотреть

ДОНЕЛЬЗЯ

доне/льзя, нареч., устар. Донельзя устал.Синонимы: адски, безбожно, безмерно, безумно, беспредельно, бешено, в высшей степени, дико, до безумия, до ж. смотреть

ДОНЕЛЬЗЯ

1) Орфографическая запись слова: донельзя2) Ударение в слове: дон`ельзя3) Деление слова на слоги (перенос слова): донельзя4) Фонетическая транскрипция . смотреть

ДОНЕЛЬЗЯ

разг.万分 wànfēn, 极[端] jí[duān]он донельзя устал – 他疲乏极了Синонимы: адски, безбожно, безмерно, безумно, беспредельно, бешено, в высшей степени, дико, до б. смотреть

ДОНЕЛЬЗЯ

разг.au dernier point, au possible; à l’extrême, outre mesureСинонимы: адски, безбожно, безмерно, безумно, беспредельно, бешено, в высшей степени, дик. смотреть

ДОНЕЛЬЗЯ

bis zum äußersten, bis aufs äußerste, über alle MaßenСинонимы: адски, безбожно, безмерно, безумно, беспредельно, бешено, в высшей степени, дико, до бе. смотреть

ДОНЕЛЬЗЯ

нар. книжн. all’inverosimile, estremamente, senza limite донельзя устал — stanco morto Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: адски, безбожно, безмерно, безумно, беспредельно, бешено, в высшей степени, дико, до безумия, до жути, до предела возможного, до ужаса, до черта, до чертиков, дьявольски, еще как, жутко, зверски, исключительно, невероятно, невозможно, ну очень, отчаянно, очень, по-черному, сил нет до чего, сил нет как, сильно, страшно, ужасно, чертовски, чудовищно. смотреть

ДОНЕЛЬЗЯ

доне́льзя, нареч.Синонимы: адски, безбожно, безмерно, безумно, беспредельно, бешено, в высшей степени, дико, до безумия, до жути, до предела возможног. смотреть

ДОНЕЛЬЗЯ

донельзя bis zum äußersten, bis aufs äußerste, über alle MaßenСинонимы: адски, безбожно, безмерно, безумно, беспредельно, бешено, в высшей степени, ди. смотреть

ДОНЕЛЬЗЯ

разг.son dereceСинонимы: адски, безбожно, безмерно, безумно, беспредельно, бешено, в высшей степени, дико, до безумия, до жути, до предела возможного. смотреть

ДОНЕЛЬЗЯ

дон’ельзяСинонимы: адски, безбожно, безмерно, безумно, беспредельно, бешено, в высшей степени, дико, до безумия, до жути, до предела возможного, до уж. смотреть

ДОНЕЛЬЗЯ

нареч.Синонимы: адски, безбожно, безмерно, безумно, беспредельно, бешено, в высшей степени, дико, до безумия, до жути, до предела возможного, до ужаса. смотреть

ДОНЕЛЬЗЯ

донельзяСинонимы: адски, безбожно, безмерно, безумно, беспредельно, бешено, в высшей степени, дико, до безумия, до жути, до предела возможного, до ужа. смотреть

ДОНЕЛЬЗЯ

приставка – ДО; корень – НЕЛЬЗЯ; Основа слова: ДОНЕЛЬЗЯВычисленный способ образования слова: Приставочный или префиксальный¬ – ДО; ∩ – НЕЛЬЗЯ; Слово До. смотреть

ДОНЕЛЬЗЯ

донельзя безбожно, ужасно, беспредельно, чудовищно, очень, до ужаса, до безумия, адски, до черта, сильно, исключительно, отчаянно, до чертиков, чертовски, зверски, по-черному, жутко, безмерно, безумно, страшно, бешено, дико, сил нет до чего, невозможно, еще как, дьявольски, ну очень, до жути, невероятно, сил нет как

ДОНЕЛЬЗЯ

нареч. разг.al extremo, hasta más no poderон донельзя упрям — él es terco hasta más no poder

ДОНЕЛЬЗЯ

Przysłówek донельзя Potoczny do niemożliwości

ДОНЕЛЬЗЯ

Ударение в слове: дон`ельзяУдарение падает на букву: еБезударные гласные в слове: дон`ельзя

ДОНЕЛЬЗЯ

Лен Лед Зоя Зонд Золя Золь Зло Лень Леня Леон Зея Зенд Лодзь Зело Лье Енол Ельня Ель Донья Донельзя Дон Ляд Лян Нед Недоля Доля Доле Нель Нло Озен Ден Дельно Дез Язь Язон Оля Олень Дея Дно Олдь Дол Ноль Нея. смотреть

Читайте также:
Стилистически нейтральные синонимы в русском языке определение, как подобрать и чем заменить, примеры употребления в предложениях

ДОНЕЛЬЗЯ

разг. au dernier point, au possible; à l’extrême, outre mesure

ДОНЕЛЬЗЯ

донельзя = разг. to the utmost, utterly, as can be; он донельзя устал he was tired as could be; он донельзя упрям he is obstinate in the extreme.

ДОНЕЛЬЗЯ

ДОНЕЛЬЗЯ нареч. до крайней, последней возможности: на сколько можно, до чего можно. Он глуп донельзя. Полезай донельзя!

ДОНЕЛЬЗЯ

ДОНЕЛЬЗЯ нареч. (разг.). До последнего предела, как нельзя более, крайне. Он донельзя упрям. Наелся донельзя.

ДОНЕЛЬЗЯ

донельзя, дон′ельзя, нареч. (книжн.). Как нельзя более, до крайней степени. Д. устал.

ДОНЕЛЬЗЯ

нареч. разг. мейлінше, шамадан тыс;- он донельзя упрям ол мейлінше қасарғыш, қырсық, тоң мойын

ДОНЕЛЬЗЯ

донельзянареч στό ἐπακρο<ν>: я устал

κατακουράστηκα, εἶμαι τσακισμένος ἀπό τήν κούραση.

Донельзя ударение в слове на какой слог – правила произношения

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ (постановка ударения) проверяются в задании 4.

От учащихся требуется выписать одно из четырёх слов, в котором неверно выделено ударение — ударная гласная обозначена большой буквой. В ответ вписывается слово без изменений, без выделений большими буквами. Обратите внимание на букву Ё: если слово с ошибкой содержало эту букву, её нужно писать и в ответе. Например, из четырёх слов:

первое имеет неверно выделенное ударение. Выписываем это слово в ответ без изменения, с буквой Ё. Обращаем внимание на то, что вопрос о возможном написании Е вместо Ё решается просто: перед каждым экзаменуемым на экзамене будет бланк, в котором указаны ВСЕ разрешённые буквы и знаки. На данный момент времени в образцах бланках буква Ё есть.

Для тренировки в отработке навыка постановки ударения РЕШУЕГЭ предлагает как слова из Орфоэпического минимума ФИПИ (2019 год), так и слова, не вошедшие или вышедшие из него.

В задания с повышенным уровнем сложности наряду со словами с явно ошибочным ударением включены слова, имеющие два варианта ударения.

Орфоэпический словник ФИПИ 2019

Важной стороной орфоэпии является ударение, то есть звуковое выделение одного из слогов слова. Ударение на письме обычно не обозначается, хотя в отдельных случаях (при обучении русскому языку нерусских) его принято ставить.

Отличительные особенности русского ударения — его разноместность и подвижность.Разноместность заключается в том, что ударение в русском языке может быть на любом слоге слова (книга, подпись — на первом слоге; фонарь, подполье — на втором; ураган, орфоэпия — на третьем и т. д.). В одних словах ударение фиксировано на определённом слоге и не передвигается при образовании грамматических форм, в других — меняет своё место (сравните: тОнна — тОнны и стенА — стЕну — стЕнам и стенАм). Последний пример демонстрирует подвижность русского ударения. В этом и состоит объективная трудность усвоения акцентных норм. «Однако, — как справедливо отмечает К.С. Горбачевич, — если разноместность и подвижность русского ударения и создают некоторые трудности при его усвоении, то зато эти неудобства полностью искупаются возможностью различать с помощью места ударения смысл слов (мУка — мукА, трУсит — трусИт, погрУженный на платформу — погружЁнный в воду) и даже функционально-стилистическую закреплённость акцентных вариантов (лаврОвый лист, но в ботанике: семейство лАвровых).

Особенно важной в этом плане представляется роль ударения как способа выражения грамматических значений и преодоления омонимии словоформ». Как установлено учёными, большая часть слов русского языка (около 96%) отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4% и являются наиболее употребительными словами, составляющими базисную, частотную лексику языка.

Читайте также:
Окончание - правила правописания, значение и роль, примеры подборки

Приведём некоторые правила орфоэпии в области ударения, которые помогут предупредить соответствующие ошибки.

Имена существительные

бАнты, неподвижн. ударение на 1-ом слоге.

бОроду, вин.п., только в этой форме ед. ч. ударение на 1-ом слоге

бухгАлтеров, род. п. мн. ч., неподвижное ударение на 2-ом слоге

вероисповЕдание, от веру исповЕдать

диспансЕр, слово пришло из англ. яз. через посредство франц.яз., где удар. всегда на последнем слоге

жалюзИ, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге

знАчимость, от прил. знАчимый

Иксы, им. п. мн. ч., неподвижн. ударение

квартАл, из нем. яз., где ударение на 2-ом слоге

киломЕтр, в одном ряду со словами

сантимЕтр, децимЕтр, миллимЕтр…

кОнусы, кОнусов, неподвиж. ударение на 1-м слоге во всех падежах в ед. и мн. ч.

крАны, неподвижн. ударение на 1-ом слоге

кремЕнь, кремнЯ, удар. во всех формах на последнем слоге, как и в слове огОнь

лЕкторы, лЕкторов, см. слово бант(ы)

мЕстностей, род. п. мн. ч., в одном ряду со словоформой пОчестей, чЕлюстей…, но новостЕй

мусоропровОд, в одном ряду со словами газопровОд, нефтепровОд, водопровОд

некролОг, см. каталОг

нОвости, новостЕй, но: см. мЕстностей

нОготь, нОгтя, неподвижн. ударение во всех формах ед. ч. Отрочество, от Отрок — подросток

партЕр, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге

призЫв, в одном ряду со словами позЫв, отзЫв (посла), созЫв, но: Отзыв (на публикацию)

сирОты, им. п. мн. ч., ударение во всех формах мн. ч. только на 2-ом слоге

срЕдства, им. п. мн. ч.

созЫв, см. призЫв

столЯр, в одном ряду со словами малЯр, доЯр, школЯр…

шофЁр, в одном ряду со словами киоскЁр, контролЁр…

Имена прилагательные

У полных форм имён прилагательных возможно только неподвижное ударение на основе или на окончании. Вариативность этих двух типов у одних и тех же словоформ объясняется, как правило, прагматическим фактором, связанным с разграничением малоупотребительных или книжных прилагательных и прилагательных частотных, стилистически нейтральных или даже сниженных. В самом деле, малоупотребительные и книжные слова чаще имеют ударение на основе, а частотные, стилистически нейтральные или сниженные — на окончании.

Степень освоенности слова проявляется в вариантах места ударения: кружкОвый и кружковОй, запАсный и запаснОй, околозЕмный и околоземнОй, мИнусовый и минусовОй, очИстный и очистнОй. Подобные слова не включаются в задания ЕГЭ, так как оба варианта считаются правильными.

И всё же выбор места ударения вызывает затруднения чаще всего в кратких формах прилагательных. Между тем есть довольно последовательная норма, согласно которой ударный слог полной формы ряда употребительных прилагательных остаётся ударным и в краткой форме: красИвый — красИв — красИва — красИво — красИвы; немЫслимый — немЫслим — немЫслима — немЫслимо — немЫслимы и т. п.

Количество прилагательных с подвижным ударением в русском языке невелико, но они часто используются в речи, и поэтому нормы ударения в них нуждаются в комментариях.

Ударение нередко падает на основу в форме множественного числа, а также в единственном числе в мужском и среднем роде и на окончание в форме женского рода: прАвый — прав —прАво — прАвы — правА; сЕрый — сер — сЕро — сЕры — серА; стрОйный — стрОен — стрОйно — стрОйны — стройнА.

Читайте также:
Парчовый как пишется по правилам русского языка - объяснение

Подобные прилагательные, как правило, имеют односложные основы без суффиксов либо с простейшими суффиксами (-к-, -н-). Однако так или иначе возникает необходимость обращения к орфоэпическому словарю, так как ряд слов «выбивается» из указанной нормы. Можно, например, говорить: длИнны и длиннЫ, свЕжи и свежИ, пОлны и полнЫ и т. д.

Следует также сказать и о произношении прилагательных в сравнительной степени. Существует такая норма: если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной степени оно будет на суффиксе ее: сильнА — сильнЕе, больнА — больнЕе, живА — живЕе, стройнА — стройнЕе, правА — правЕе; если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно и сохраняется на основе: красИва — красИвее, печАльна — печАльнее, протИвна — протИвнее. То же касается и формы превосходной степени.

Правильное ударение в словах. 500 правильных вариантов!

Привет Пикабу! Я зарегистрировался на этом сайте 10 минут назад и сразу захотелось поделиться чем-то полезным, чего иногда не хватает под рукой. Поэтому держите: правильное ударение в 500 словах:)

Здесь вас ждут как базовые слова, которые каждый из нас использует ежедневно, так и профессиональные, которые чаще встретишь в какой-нибудь брошюре, чем в обиходе.

бухгАлтеров, род.п. мн.н

жалюзИ, ср.р.и мн.ч.

Искра знания и искрА зажигания

Картинка, чтобы глаза отдохнули от текста

лЕкторы,лЕкторов род.п. мн.ч.

мАркЕтинг (допустимы оба ударения)

мЕстностей род.п. мн.ч

стенА. Во множественном – стЕны. В творительном падеже – со стенОй и со стЕнами.

твОрОг (двойное ударение)

фенОмен (необычное явление)

феномЕн (выдающийся человек)

электропрОвод (провод=проволока – прОвод, а то, что провод=проводит какое-либо вещество – провОд)

языкОвая колбаса, языковАя система

Большинство материала взято с этого источника

Всем спасибо за внимание!

Зачем с буквой Ё слова? По правилам на нее всегда падает ударение.

@sarth, не спи, ты – почти нео!))))

Вас теперь двое.

Грамотности пост#6 Жареная или жаренная?

Мускулатура, подмышки и мыши: этимология

Периодически у почтенной публики возникают вопросы, касающиеся такой интимной части тела, как подмышка.

Во-первых, слитно или раздельно она пишется?

Во-вторых, при чём тут вообще мыши?

Начнём от Адама, то есть с этимологии, и ответим сначала на второй вопрос.

Слово “мышка” (под которой подмышка) действительно происходит от слова “мышь”. А ещё от слова мышь происходит слово “мышца” (в древнерусском произносилось как “мышица”, а писалось до падения редуцированных “мъшьца”).

Дело в том, что перекатывающиеся под кожей бугорки когда-то напомнили нашим предкам бегающих зверьков, и их назвали мышками. Соответственно, то, что находилось под мышкой, живущей в плече, назвали “подмышкой”.

Кстати, слово “мускулы” произошло точно так же. На латыни “мышь” – будет “mus”, а “мышонок”, с уменьшительным суффиксом – “musculus”. Но уже в Древней Греции слово “μῦς” означало и мышь, и мышцу.

Ну а теперь первый вопрос – как правильно написать? Это зависит от того, какой частью речи является это слово в каждом конкретном случае – существительным или наречием.

Существительное отвечает на вопрос “что?” и его производные, в этом случае пишем слитно:

Читайте также:
Прописные и строчные буквы как правильно пишутся буквы русского алфавита, правило правописания и примеры употребления

чесать (что?) подмышку

гладкие (что?) подмышки

аромат исходит (от чего?) от подмышек

жмёт (в чём?) в подмышках

А наречие отвечает на вопросы “где?”, “куда?” и пишется раздельно:

Правила постановки ударений

Правила постановки ударений в именах существительных.

1. Слова иноязычного происхождения, как правило, в русском языке сохраняют место ударения, какое они имели в языке-источнике. В английском языке ударения чаще всего имеют ударения на первом слоге, а во французском – на последнем.
Поэтому английские заимствования звучат так:
гЕнезис, мАркетинг, мЕнеджмент, пОртер;
а французские так:
гравЁр, диспансЕр, жалюзИ, каучУк, партЕр, пюпИтр, шассИ.

2. В словах, обозначающих меры длины и оканчивающиеся на -метр, ударение падает на последний слог:
киломЕтр, сантимЕтр, миллимЕтр, децимЕтр.

3. В сложных словах со второй частью -провод при общем значении «приспособление для транспортировки какого-либо вещества или энергии» ударение падает на корень -вод-:
бензопровОд, водопровОд, мусоропровОд, светопровОд.
НО: электропрОвод, электропрИвод.

4. В словах, оканчивающихся на -лог, ударение падает, как правило, на последний слог: диалОг, каталОг, монолОг, некролОг.

5. В отглагольных существительных сохраняется место ударения, что в исходном глаголе, от которого они образованы:
(веру) исповЕдать – вероисповЕдание
обеспЕчить – обеспЕчение.

6. В некоторых существительных ударение является неподвижным и остаётся на корне во всех падежах:
аэропОрт – аэропОрты
бАнт – бАнты – с бАнтами
бухгАлтер – бухгАлтеров
Икс – с Иксом – Иксы – Иксов
крАн – крАны
лЕктор – лЕкторы – лЕкторов
тОрт – с тОртом – тОрты – тОртами
шАрф – шАрфа – шАрфы – шАрфов.

7. В существительном бАловень ударение падает на корень. Во всех словах, образованных от этого слова, ударение на -БАЛ- НЕ падает:
балОванный, баловАть, балУю, балУясь, избалОванный, набаловАть.

Правила постановки ударений в именах прилагательных.
1. В некоторых прилагательных ударение такое же, как и в исходных существительных, от которых они образованы:
слИва – слИвовый
кУхня – кУхонный
щавЕль – щавЕлевый.

2. Ударный слог полной формы некоторых прилагательных остаётся ударным и в краткой форме:
красИвый – красИв – красИва – красИво – красИвы
немЫслимый – немЫслим – немЫслима – немЫслимо – немЫслимы.

3. В некоторых частотных прилагательных с подвижным ударением оно падает на корень в полной форме – в единственном и множественном числе; а также в краткой – в мужском и среднем роде. В краткой форме женского рода ударение переходит на окончание:
прАвый – прАв – прАво – прАвы – правА
стрОйный – стрОен – стрОйно – стрОйны – стройнА.

4. Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной форме оно будет на суффиксе -Е- или-ЕЕ-:
больнА – больнЕе, сильнА – сильнЕе, стройнА – стройнЕе.
Если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно там и сохраняется:
красИва – красИвее, печАльна – печАльнее.

Правила постановки ударений в глаголах.

1. Ударение в глаголах прошедшего времени обычно падает на тот же слог, что и инфинитиве:
гулЯть – гулЯл, гулЯла
прЯтать – прЯтал, прЯтала.

2. В другой группе глаголов ударение во всех формах неподвижно, а в женском роде прошедшего времени переходит на окончание:
брАть – брАл, бралА, брАло, брАли
лгАть – лгАл, лгалА, лгАло, лгАли.
взялА, взялАсь, влилАсь, ворвалАсь, воспринялА, воссоздалА, гналА, гналАсь, добралА, добралАсь, ждалА, дождалАсь, занялА, заперлА, заперлАсь, звалА, звалАсь, лилА, лилАсь, навралА, надорвалАсь, назвалАсь, налилА, нарвалА, началА, облилАсь, обнялАсь, обогналА, ободралА, отбылА, отдалА, отозвалА, отозвалАсь, перелилА, позвалА, полилА, понялА, прибылА, рвалА, снялА, создалА, сорвалА, убралА.

Читайте также:
Наречие в русском языке: на какие вопросы отвечает, признаки, виды

3. У глаголов класть, красть, красться, слать, послать, отослать ударение в форме женского рода прошедшего времени НЕ падает на окончание, а остаётся на основе:
клАла, крАла, крАлась, слАла, послАла, отослАла.
Исключение составляют глаголы с ударной приставкой ВЫ-, которая всегда перетягивает ударение:
лилА – вЫлила, крАла – вЫкрала.

4. В глаголах, оканчивающихся на -ИТЬ, при спряжении ударение падает на окончания: -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ/-ЯТ:
включИть – включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт
вручИть – вручИшь, вручИт, вручИм, вручИте, вручАт
дозвонИться – дозвонИшься, дозвонИтся, дозвонИмся, дозвонИтесь, дозвонЯтся
кровоточИть – кровоточИшь, кровоточИт, кровоточИм, кровоточИте, кровоточАт.
По той же схеме спрягаются глаголы:
звонИть, исключИть, наделИть, накренИться, насорИть, обзвонИть, облегчИть, ободрИть, ободрИться, одолжИть, окружИть, повторИть, перезвонИть, позвонИть, сверлИть, укрепИть, щемИть.

5. В следующих глаголах, оканчивающихся на –ИТЬ, ударение НЕ падает на окончание:
опОшлить – опОшлят
освЕдомиться – освЕдомишься.

6. В глаголах, образованных от имён прилагательных, ударение чаще всего падает на -ИТЬ:
быстрый – убыстрИть, острый – обострИть, лёгкий – облегчИть, бодрый – ободрИть, глубокий – углубИть.
НО: глагол озлОбить, образованный от прилагательного злой, этому правилу не подчиняется.

7. В возвратных глаголах ударение в форме прошедшего времени часто переходит на окончание или суффикс (в глаголах прошедшего времени мужского рода):
начАться – началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь
принЯться – принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь.

Правила постановки ударений в причастиях.

1. В действительных причастиях прошедшего времени с суффиксом -ВШ- ударение, как правило, падает на ту же гласную, что стоит в слове перед этим суффиксом:
зажИвший, налИвший, посмотрЕвший.

2. В страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от глаголов изогнуть, загнуть, согнуть ударение падает на приставку:
изОгнутый, зАгнутый, сОгнутый.

3. В кратких страдательных причастиях прошедшего времени женского рода ударение падает на окончание:
занятА, запертА, заселенА, нажитА, налитА, ободренА, снятА, созданА.

4. Если ударение в полной форме падает на суффикс -ЁНН-, то в краткой форме оно сохраняется только в мужском роде, а в остальных формах переходит на окончание:
включЁнный – включЁн, включенА, включенО, включенЫ
довезЁнный – довезЁн, довезенА, довезенО, довезенЫ
заселЁнный – заселЁн, заселенА, заселенО, заселенЫ.
По той же схеме изменяются причастия:
наделЁнный, низведЁнный, ободрЁнный, отключЁнный, повторЁнный, поделЁнный, приручЁнный.

5. В полных формах причастий с суффиксом -Т-, образованных от глаголов с суффиксами -О- и -НУ- в инфинитиве, ударение падает на один слог вперёд:
полОть – пОлотый, колОть – кОлотый, согнУть – сОгнутый, завернУть – завЁрнутый.

Правила постановки ударений в деепричастиях.

1. Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в инфинитиве глагола, от которого они образованы:
задАть – задАв, залИть – залИв, занЯть – занЯв, начАть – начАв, поднЯть – поднЯв, предпринЯть – предпринЯв, создАть – создАв.

2. В деепричастиях с суффиксом -ВШ-, -ВШИ- ударение падает на гласную букву, которая стоит в слове перед этими суффиксами:
начАв, отдАв, поднЯв, прибЫв, начАвшись.

Правила постановки ударений в наречиях.

1. На приставку ДО- ударение падает в следующих наречиях:
дОверху, дОнизу, дОсуха.
НО: добелА, донЕльзя.
2. На приставку ЗА- ударение падает в словах:
зАгодя, зАтемно, зАсветло.
НО: завИдовать – завИдно.

Читайте также:
Морфологические признаки существительного - общая характеристика

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 28.02.2019. Сегодня последний день зимы
  • 27.02.2019. День скорби
  • 26.02.2019. Народные приметы на все случаи жизни
  • 25.02.2019. Научная фантастика
  • 24.02.2019. Праздники 24 февраля 2019 года
  • 23.02.2019. Что такое 23 Февраля?
  • 22.02.2019. 22 февраля день покупок подарков мужчинам
  • 21.02.2019. Праздники 21 февраля 2019 года
  • 20.02.2019. Праздники 20 февраля 2019 года
  • 19.02.2019. Полнолуние 19 февраля 2019
  • 18.02.2019. Правила постановки ударений
  • 17.02.2019. Всемирный день доброты 17 февраля станьте добрее!
  • 16.02.2019. 16 февраля – День счастливой семейной жизни
  • 15.02.2019. Праздник Сретения Господня
  • 14.02.2019. День Святого Валентина
  • 10.02.2019. 10 февраля – день рождения домового

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Постановка ударения

Содержание:

Ударение – это определённый ударный слог в слове, который следует произносить с более сильной интонацией.

В русском языке ударение нефиксированное,(подвижное) а поэтому может падать на любой слог.

Правила постановки ударения с примерами

В именах существительных

  1. В словах, пришедших в русский язык из других стран и народов, сохраняют родное ударение
    • Французский: жалюзИ, бульОн, диспансЕр, каучУк.
    • Английский: мАркетинг, мЕнеджмент.
  2. Если слово оканчивается на «метр», то ударной является именно на данную часть
    • МиллимЕтр, киломЕтр, сантимЕтр.
  3. В словах, имеющих на конце «лог», ударным является последний слог
    • НекролОг, каталОг, диалОг
    • НО: анАлог, биОлог, палеонтОлог (слова, обозначающие профессии)
  4. В словах, имеющих в составе «вод», ударной является последняя часть
    • МусоропровОд, газопровОд, нефтепровОд
    • НО: электропрОвод
  5. Слог «бал» никогда не является ударным
    • ИзбалОванный, балУясь
    • НО: бАловень
  6. Некоторые слова имеют неподвижное ударение
    • бАнт – бАнты, тОрт – тОрты, лЕктор – лЕкторы, шкаф – шкафы

В именах прилагательных

  1. Определённые слова сохраняют ударение существительных, от которых они образованы
    • слИва – слИвовый, кУхня – кУхонный
  2. Некоторые прилагательные имеют неподвижное ударение
    • красИвый – красИвее – наикрасИвейший

В глаголах

  1. В глаголах женского рода ударной почти всегда является последняя часть слова
    • СделалА, смоглА, испеклА, взялА, воссоздалА, началА, обнялА
    • НО: укрАла, клАла, спАла, послАла, отослАла
  2. Приставка «вы-» всегда забирает ударение
    • крАла – вЫкрала, делИл – вЫделил, рвалА – вЫрвала
  3. Глаголы, оканчивающие на «ить», сохраняют своё ударение и в других формах слова
    • ВключИть – включИм – включИте, звонИть – звонИте – позвонИте – позвонИшь, укрепИть – укрепИм – укрепИте, кровоточИть – кровоточИте – кровоточИшь
    • НО: опОшлить, освЕдомить
  4. В возвратных глаголах ударение ставится на возвратный суффикс – СЯ или окончание
    • Начать – началсЯ, принЯться – принялсЯ, удАсться – удалсЯ

В причастиях

  1. В страдательных деепричастиях прошедшего времени ударение всегда падает перед суффиксами «-вш-», «-ш-», «-в-»
    • СпЕвший, налИвший, зажИвший, нарисовАвший, прочитАвший, станцевАвший, открЫвший, напечатАвший
  2. В причастиях женского рода страдательного типа, имеющих краткую форму, ударным является последний слог
    • НалИла – налитА, нажИть – нажитА, занЯть – занятА, заперЕть – запертА, заселИть – заселенА, создАть – созданА

В деепричастиях

  1. Деепричастия часто сохраняют ударение из начальной формы глагола
    • укрАсть – укрАв, спЕть – спЕв, сдЕлать – сдЕлав, занЯть – занЯв, воздАть – воздАв, поднЯть – поднЯв, придЕлать – придЕлав
  2. В деепричастиях с суффиксами «-вш-», «-в-», «-ш-» ударной является буква перед этими суффиксами
    • НачАть – начАв, прибЫть – прибЫв, отдАть – отдАвши, спеть – спЕв, поднЯть – поднЯв

В наречиях

  1. В некоторых наречиях с приставкой «до-» ударение падает именно на неё
    • дОверху, дОнизу, дОсуха
    • НО: добелА, донЕльзя
  2. В наречиях с приставкой «за-» ударение падает на неё
    • зАсветло, зАтемно, зАгодя
    • НО: завИдно

Практика ЕГЭ по русскому языку:

Читайте также:
Бесполезно как пишется по правилам русского - объяснение

Название фильма нужно брать в кавычки и писать с большой буквы?

Согласно правилам русского языка при употреблении названия фильма в тексте это название должно быть заключено в кавычки. При этом Первая буква в этом названии обязательно должна быть прописной.

Например, мне очень нравится фильм “Вечный зов”. Название фильма в кавычки заключаем, а первая буква в названии фильма В – прописная.

Для ответа на вопрос, когда наименования заключаются в кавычки, необходимо выяснить, какие виды собственных наименований существуют. Наименования можно разделить на две большие группы:

  1. Составные названия, не являющиеся условными, – реальные собственные имена (в терминологии А. В. Суперанской). В таких названиях все слова употребляются в прямом значении. Кавычками такие названия не выделяются; в них пишется с прописной буквы первое слово и входящие в состав наименования имена собственные. Например: Государственный Русский музей, Московский драматический театр на Малой Бронной, Российский университет дружбы народов, Санкт-Петербургский государственный университет, Московская типография № 2, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российский футбольный союз, Государственная премия, Книга рекордов Гиннесса, Великая Отечественная война, Петровская эпоха.
  2. Условные (символические) названия, заключаемые в кавычки.

Реальные собственные имена и условные наименования различаются синтаксической сочетаемостью. Ср.: Большой театр, Театр сатиры, Театр на Юго-Западе – это реальные собственные имена, в них присутствует синтаксическая сочетаемость, кавычки не нужны. Но: театр «Современник», театр «Школа современной пьесы» – условные наименования, не сочетающиеся синтаксически с родовым словом. Они заключаются в кавычки. Аналогично: парк Дружбы, но: парк «Сокольники», Коммунистическая партия Российской Федерации, но: партия «Яблоко» и т. д.

Обратите внимание: реальные собственные имена тоже могут употребляться в сочетании с родовым наименованием (чаще всего – обозначением организационно-право­ вой формы) и при этом заключаться в кавычки, но при употреблении без родового наименования они, в отличие от условных названий, пишутся без кавычек, ср.:

Московская типография № 2 и ОАО «Московская типография № 2»;

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»;

Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина и федеральное государственное бюджетное учреждение «Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина»;

Город воинской славы и почетное звание «Город воинской славы».

Читайте также:
Лекторов ударение в слове на какой слог и почему?

В отличие от них условные названия заключаются в кавычки как при наличии родового слова, так и при его отсутствии, ср.: «Яблоко» и партия «Яблоко», «Локомотив» и футбольный клуб «Локомотив», «Современник» и театр «Современник», «Лесные дали» и пансионат «Лесные дали», «Ромашка» и ООО «Ромашка» и т. д.

Перечислим основные семантические группы условных наименований, заключаемых в кавычки (перечень далеко не исчерпывающий):

названия организаций, учреждений, предприятий, акционерных обществ, фирм и т. д.: издательство «Детская литература» (но: ОАО «Издательство “Детская литература”»), гимназия «Радонеж», гостиница «Россия», кондитерская фабрика «Сладкий остров», авиакомпания «Уральские авиалинии». Названия фирм, компаний, банков и т. п., написанные латинскими буквами, не заключаются в кавычки: фирма Intel, ООО Fashion, авиакомпании Air France и British Airways, салон красоты Carven, ресторан La Fontana, клуб Tabula Rasa. Написанию сокращенных названий учреждений, организаций (сложносокращенных слов и инициальных аббревиатур, например: Промсвязьбанк, Рособоронэкспорт, МТС и пр.) посвящена отдельная статья.

названия политических партий: партии «Яблоко», «Гражданская сила», «Единая Россия», «Справедливая Россия».

названия отечественных информагентств: информационное агентство «Интерфакс», информационное агентство «Россия сегодня» (ФГУП МИА «Россия сегодня»). Названия зарубежных информагентств по традиции в кавычки не заключаются: агентство Франс Пресс, агентство Юнайтед Пресс Интернэшнл.

названия зрелищных предприятий и учреждений (театры, кинотеатры, выставочные центры и т. п.): сети кинотеатров «Формула кино», «Синема Стар», кинотеатр «Пять звезд», театры «Современник», «Школа современной пьесы», Центральный выставочный зал «Манеж», Центр детского творчества «Театр на набережной», Театральный центр «На Страстном», фестиваль «Кинотавр».

названия музеев: музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» (но: Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л. Н. Толстого “Ясная Поляна”»), музей-заповедник «Коломенское», музей-панорама «Бородинская битва», историко-мемориальны­ й музей «Пресня». Обратите внимание: пишутся без кавычек такие названия иностранных музеев и картинных галерей, как: музей Прадо, музей Орсе, галерея Уффици и др.

названия музыкальных коллективов: камерный оркестр «Виртуозы Москвы», группы «Битлз», «Роллинг стоунз», «Фабрика», «Стрелки», «Город 312».

названия спортивных обществ, команд, клубов: футбольные клубы «Спартак», «Зенит», «Локомотив», «Барселона», «Манчестер Юнайтед», «Лацио», «Бейтар», «Андерлехт», хоккейные команды «Салават Юлаев», «Северсталь», «Ак Барс». Однако названия-аббревиатур­ ы пишутся без кавычек: ЦСКА, СКА (подробнее об аббревиатурных названиях см. здесь).

названия орденов, медалей, наград, знаков отличия, почетных званий: ордена «За заслуги перед Отечеством», «За военные заслуги», «Родительская слава»; знак отличия «За безупречную службу»; медаль ордена «За заслуги перед Отечеством»; медали «За отвагу», «Защитнику свободной России», «За отличие в охране государственной границы»; почетное звание «Народный артист Российской Федерации» (но без родового слова: наградить народного артиста Российской Федерации), премия «Золотая маска», премия «Оскар».

названия периодических изданий (газет, журналов): газеты «Аргументы и факты», «Московский комсомолец», журналы «Огонек», «Русский язык за рубежом», в том числе названия, включающие родовые наименования: «Независимая газета», «Русский журнал». Об аббревиатурных названиях (АиФ или «АиФ») см. здесь). Если название написано латиницей (в том числе если представляет собой инициальную аббревиатуру из латинских букв), кавычки не нужны: газеты Financial Times, Frankfurter Allgemeine Zeitung; журналы GQ, FHM.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: