Дом в котором кратко – читать онлайн пересказ

Краткое содержание Мариам Петросян Дом в котором.

Действия книги происходят в Доме, школе-интернате для детей-инвалидов. Хотя школу это место напоминает мало, и далеко не все учащиеся инвалиды.

“Всё началось с красных кроссовок”, которые нашёл на дне своей сумки юноша по кличке Курильщик. Он жил в первой, образцово-показательной группе, учащиеся которой сплошь и рядом лицемеры и ябеды, помешанные на правилах, были крайне недовольны вызывающим цветом новой обуви одногруппника. Они написали заявление директору, с просьбой избавить их от этого выскочки. И их избавили: перевели Курильщика в другую группу. С этого момента начинается его настоящее знакомство с Домом, так как Фазаны представляют собой своеобразный замкнутый социум, мало чем связанный с другими группами.

Постепенно Курильщик знакомится со многими обитателями Дома, с его особенностями, традициями и законами. Так, в Доме всего пять групп: первая – Фазаны, вторая – Крысы, третья– Птицы, четвёртая, не имеющая названия, и шестая – Псы. Все группы отличаются друг от друга, у каждой свои особенности и причуды. Кроме того, всех учащихся, учителей и даже директора называют по кличкам. Имён в Доме нет.

Если бы Дом был показан только с точки зрения Курильщика, то всё происходящее казалось бы Большой Игрой: странной, непонятной, временами жестокой, но всё же игрой. Однако в книге есть главы и от лица других героев: Сфинкса, Слепого, Шакала Табаки, Лорда. Есть также и интермедии, что-то вроде детских воспоминаний героев, с помощью них можно узнать о прошлых выпусках, о том, как главные герои стали теми, кем они являются.

Дом не простое место. В каком-то смысле он живой. В коридорах его временами ходят призраки умерших, а некоторые избранные могут, направляясь в конкретное место, оказаться на безлюдном шоссе, а то и в Лесу. Дом хранит в себе другой мир, который здесь называют Изнанкой. Некоторые – Ходоки, могут попасть туда, когда пожелают, другие – Прыгуны, оказываются там не по своей воле и могу провести неопределённое количество времени.

“Ничего по-настоящему страшного не случается до последнего лета”,– говорится в одной из первых глав. ” Последнее лето” означает выпуск. Обитатели Дома не знают ничего о том, что они окрестили Наружностью. И они бояться её. Ни один выпуск в Доме не прошёл спокойно. Первый называли “выпуск самоубийц”: двенадцать попыток суицида и пять из них удачные. Следующий был ещё хуже: учащиеся разделились на две враждующие группы и перед уходом устроили кровавую резню.

Нынешнее поколение так же проходит через это, каждый делает важный выбор: уйти или остаться. Уйти – означает уйти в Наружность и остаться в обычном человеческом мире. Курильщик и некоторые другие возвращаются в свои семьи. Рыжий, Конь, Чёрный, Гибрид, почти все Псы уезжают на украденном автобусе и создают свою общину. Сфинкс становится детским психологом. Остаться – значит остаться с Домом, уйти в другой мир, в Изнанку. Ходоки уходят сразу, среди них Слепой, Рыжая и несколько других, Прыгуны же в реальности лежат в коме, но постепенно Ходоки перетаскивают их полностью, и в реальном мире они исчезают.

Выпуск является кульминацией и финалом произведения, а большая часть книги не насыщена событиями. Больше описывается быт героев, раскрываются их характеры. Все это для того, чтобы понять, почему каждый из них сделал свой выбор.

Произведение напоминает пазл на тысячу деталей, который складывается в абстрактную картину. И каждый пазл содержит в себе собственный смысл. Наиболее важные вещи, которым учит “Дом, в котором. “, это то, что нужно уметь смотреть на вещи с разных сторон, не доверять общепринятым стереотипам, заглядывать в самую суть вещей. Что бояться может каждый, даже тот, кто с виду кажется суровым и самодостаточным. Также книга показывает, что если ты находишься не на своем месте, то жизнь в любом случае найдет способ поставить тебя туда, где ты должен быть. И нельзя не отметить то, как замечательно и необычно в произведении показывается важность дружбы и взаимопонимания.

Размышления и анализ рассказа

Сложно однозначно сказать, почему получила такую популярность книга художницы Мариам Петросян. «Дом, в котором…». Это тяжелая история обитателей интерната, имеющих инвалидности. Ребята живут здесь всегда, интернат становится для них закрытой страной. В ней распределены все функции и роли пожизненно, никому никуда не уйти отсюда.

Автор придумала прозвища себе и героям своего романа. Она зашифровала описание намеренно, потому что социальный прототип ситуации довольно легко опознаваем. Мариам Петросян не говорит напрямую, что она списала из жизни, а что придумала. Но догадаться не сложно, ведь жизненные реалии часто острее любых писательских фантазий.

Кто же действующие лица этих угрюмых стен? «Фазаны» на инвалидных колясках, «Крысы»-хулиганы, «Грустные птицы» и другие. По это все подростки, причем парни. А повествование ведется от имени мальчика Эрика, который как бы за всем наблюдает со стороны. Но все коллизии страшного и мистического дома Эрик прокомментировать не может. Переплетения событий предлагается закончить в своем воображении читателям.

Постояльцы Дома решают для себя вопрос, что будет после того, как они выпустятся из интерната по возрасту. Если они уйдут, Дом снесут. Поэтому муки обитателей рождает альтернатива – остаться в доме навсегда и быть снесенными вместе с ним в некий параллельный мир. Или попробовать приспособиться к жизни за стенами Дома. И то, и другое пугает ребят, потому что они не готовы для таких тяжелых решений.

Писательница хочет дать понять – в человеческом обществе адаптировать больных, не похожих на других мальчиков и парней надо не двумя вариантами выбора, а гораздо большим количеством. Чтобы оба решения не казались героям ее надрывной истории тупиком и концом жизни.

Читатели и критики увидели высокую публицистическую и в чем-то обличающую ноту «Дома, в котором…» Именно поэтому книга собрала массу букинистических премий и продолжает волновать сердца людей разных возрастов.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Петросян Мариам – Дом в котором. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В кабинете у доктора Фауста стоит все необходимое для работы. Ему нужно как можно скорее закончить написание рукописей, поэтому он работает не только днем, но и ночью.

Николай Чикильдеев служил лакеем, но сильно заболел и перестал справляться с работой в гостинице. Все материальные средства, которые семья накопила, потратили на лечение ног кормилица, но это ни как не облегчило его жизнь.

Читайте также:
Путешествие Гулливера краткое содержание по главам, анализ книги

Действие происходят в 1702 году, с этого и начинается первая песня. Царь Петр направился в город Архангельск, где грозят войной шведы. Узнав, что приезжает сам царь, шведы благодаря мощи всего Российского флота отступили.

Близ Симонова монастыря, неподалеку от Москвы обитала девушка Лиза и ее старая матушка. Жили они бедно. Старушка слабела изо дня в день. Только Лиза заботилась о деньгах.

Невероятное историческое значение имеет роман Пруса «Кукла». Его выпустили отдельным изданием в газете «Курьер цодзенны» примерно в 1890-е годы. Прус дополнил роман глубоким изучением психологии людей

Мариам Петросян “Дом в котором…”: краткое содержание

Мариам Петросян – профессиональный художник. В её планы не входила писательская карьера. Тем не менее, в 1991 году она начала писать книгу «для себя», не собираясь когда-либо её публиковать. Через несколько лет роман “Дом, в котором…” был практически готов. Петросян подарила рукопись своей подруге, жившей в Москве. Сын подруги передал рукопись своему знакомому, который, в свою очередь, отдал будущую книгу ещё кому-то. В результате, после длительного «путешествия» рукопись оказалась у главного редактора издательства «Гаятри».

Издательство предложило Петросян сотрудничество. С начала «путешествия» рукописи до выхода книги прошло более десяти лет. Финал романа Петросян дописывала в спешке. Книга была опубликована в 2009 году. В общей сложности на работу над романом ушло около двадцати лет.

По словам автора, образы многих героев её первого и последнего романа появились задолго до того, как она начала писать. Идея создать замкнутый социум на ограниченном пространстве возникла у писательницы, когда она некоторое время жила со своим мужем в двухкомнатной квартире в Москве.

В соседней комнате жили армянские студенты, образовав своеобразное микрогосударство, в котором были свои законы и порядки. Свод правил, которые нельзя было нарушать ни при каких обстоятельствах, висел на стене в комнате студентов.

Краткое содержание

Действие происходит в интернате для детей, имеющих инвалидность. У обитателей интерната нет имён, только клички. Время и место действия не известны. Автор умышленно абстрагируется от объективной реальности, не указывая никаких сведений, благодаря которым читатели могли бы установить страну или эпоху. Интернат должен предстать единственным реальным миром, который видят читатели, и в котором обитают инвалиды. Действительность вне Дома рассматривается воспитанниками как нечто враждебное и неизвестное.

При более близком знакомстве с Домом оказывается, что, как и в любом государстве, в интернате существуют свои собственные законы. Воспитанники Дома периодически покидают интернат, чтобы перейти в параллельный мир. Одни пациенты совершают переход по доброй воли, других в параллельную реальность «забрасывает». «Уйти» может только сознание. Оставшееся в интернате тело воспитанника впадет в кому, в которой может оставаться в течение нескольких недель или дней. Сознанию при этом кажется, что человек прожил в параллельном мире долгие годы.

Никто из пациентов не хочет покидать интернат, к укладу жизни которого они так привыкли. Кроме этого, во время каждого выпуска воспитанников случаются всевозможные несчастья. Однако Дом всё-таки придётся покинуть, так как ходят слухи, что после последнего выпуска он будет снесён. Одни пациенты принимают решение вернуться в мир, из которого они пришли в интернат и научиться жить заново. Другие пациенты планируют остаться, чтобы перейти в параллельную реальность и пробыть там некоторое время.

Характеристика персонажей

Герои романа поделены на несколько групп.

Примерные Фазаны

Эта группа пациентов-колясочников не интересуется жизнью остальных воспитанников. Фазаны-колясочники (в романе используется слово «колясники») заняты учёбой и заботой о своём здоровье. Воспитанник по кличке Курильщик, который также относится к колясочникам, считает Фазанов ябедами и лицемерами. Поссорившись со своими собратьями по несчастью, Курильщик переходит в другую группу.

Шумные Крысы

Пациенты, именуемые Крысами, носят особенные причёски и отличаются крутым нравом. Крысы носят при себе холодное оружие.

Возможно вы сможете заинтересовать вашего ребенка увлекательной книгой Мариам Петросян “Сказка про собаку, которая умела летать”, рассказывающей о щенке, который имел крылья.

В следующей нашей статье мы предлагаем вам ознакомиться с биографией Мариам Петросян – современной талантливой армянской писательницы, известной по ее двух произведениях.

Грустные Птицы

Пациентов этой группы отличает постоянный траур, который они вынуждены носить по умершему брату своего предводителя. Все Птицы увлекаются цветоводством.

Безымянная группа

Одна из групп Дома не имеет определённого названия. Её предводителем является пациент по кличке Слепой, которого также считают лидером интерната.

Псы в кожаных ошейниках

Группа воспитанников, называемых Псами, занимает две комнаты интерната. Пациенты-Псы носят кожаные ошейники.

Некоторые персонажи достойны отдельного описания. Наибольший интерес читателей вызывает Македонский. Воспитанник не является больным. Живя когда-то со своим дедушкой, Македонский участвовал в культе, который был создан его престарелым родственником. После смерти дедушки мальчик стал жить у других родственников. «Сверхспособности» Македонского вызвали у его новых опекунов непреодолимый страх, и они отправили мальчика в интернат.

Автор упоминает в своём произведении только мужское население Дома. Девушки живут в другом крыле здания и практически не участвуют в жизни юношей.

Анализ произведения

Роман М. Петросян был удостоен нескольких премий, первые из которых были получены уже в 2009 году. Однако далеко не все критики отнеслись к книге благодушно. Помимо немалого количества достоинств, был отмечен и целый ряд серьёзных недостатков. По мнению некоторых критиков, автор нарушил морально-этические нормы, сделав главными героями романа обитателей интерната для инвалидов. Подробное описание замкнутого мира больных детей может показаться слишком неэтичным.

Недосказанность и неоконченность также вызывают недовольства. Возникает впечатление, что перед читателем находится не весь роман, а только какая-то его часть, а начало и конец остались где-то в недосягаемости. Автор не пытается устранить это впечатление, нарочно подчёркивая его неоконченным названием. Однако заглавие «Дом, в котором…» заставляет потенциального читателя выбрать именно эту книгу. Каждому захочется узнать, что же произошло в этом доме.

Петросян позиционирует себя в своём романе не как кукловода, который дёргает за ниточки, передвигая марионетки, а как наблюдателя. Автору-наблюдателю всюду открыт доступ. Он легко может посмотреть на загадочный Дом глазами любого из своих персонажей. Главные герои абсолютно самостоятельны. Они возникают перед мысленным взором только тогда, когда сочтут нужным это сделать.

Автор-наблюдатель
Писательница утверждает, что вошла в Дом вместе с Курильщиком и начала встречать своих персонажей одного за другим. Каждый герой обладал своим собственным характером, который не нужно было придумывать, достаточно было просто его нарисовать. Сначала Мариам считала лидером одного главного героя. Затем она поняла, что ошиблась, когда встретила Слепого.

Позиция наблюдателя не позволяет автору получить ответы на многие вопросы. В результате, в недоумении остаются и сами читатели. Без ответа оставлен и самый главный вопрос: действительно ли в загадочном интернате существовал вход в параллельный мир, посещать который могли только воспитанники? Посещения параллельной реальности описано слишком неопределённо. От ответа на поставленный вопрос будет зависеть жанр всего произведения. Визиты в потустороннюю реальность заставляют читателей вспомнить самую известную сказку Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес». Великолепный мир, в который попала маленькая Алиса, оказался сном. Параллельная реальность, куда так часто уходили пациенты Дома, могла быть обыкновенными галлюцинациями, возникшими под действием принятых лекарств.

Читайте также:
Размышления у парадного подъезда - анализ, история, тема и смысл

Дом, в котором…

Микропересказ : Дом населён детьми-инвалидами с паранор­мальными способностями, которые боятся жизни за его стенами. В конце учебного года некоторые выпускники бесследно исчезают, а пропитанный страданиями дом сносят.

Книга 1 . Курильщик

Дом инвалидов, стоящий на окраине города, местные жители не любили, называли Серым Домом и считали странным. Дети в Доме делились на группы, у каждой из которых был вожак. Ребёнок, попавший в Дом, менял имя на кличку.

Один из новичков, инвалид-колясочник Курильщик, незнакомый с правилами и историей Дома, попал в четвёртую группу под предводи­тельством Слепого, ребят из которой боялись и уважали.

Курильщик — инвалид-коля­сочник, новый обита­тель Серого Дома, наиболее «нормальный» из четвёртой группы, насто­ящее имя — Эрик Циммерман.

Слепой — вожак четвёртой и всего Дома, слепой, но ловкий и опасный, неопрятный, невы­сокий, щуплый, очень бледный, черно­во­лосый, с закры­ва­ющей глаза чёлкой и очень длин­ными, подвиж­ными паль­цами рук, оборо­тень.

Курильщик с трудом приживался в группе, где все, кроме спокойного и рассуди­тельного Чёрного, казались ему странными.

‍ Чёрный — спокойный, почти здоровый подро­сток из четвёртой, имеет проблемы со зрением, физи­чески очень развит, светлые волосы ёжиком, голубые глаза, друг Куриль­щика, в детстве назы­вался Спортс­меном.

Постепенно Курильщик начал узнавать о прошлом Дома и о странной смерти одного из членов стаи — состайников. Чёрный рассказал ему о недавно уволившемся воспитателе Ральфе.

Ральф — воспи­та­тель Серого Дома, на левой руке отсут­ствуют два пальца, что прикры­вает чёрной перчаткой, прора­ботал 15 лет, един­ственный, кого уважали его обита­тели, другие клички — Чёрный Ральф, Р Первый.

Курильщик видел странные сны, но всё ещё считал необычные правила Серого Дома игрой.

Нет человека счастливее, чем настоящий дурак.

Вскоре главарь группы Псов начал претендовать на место главы Дома. Между ним и Слепым, по правилам Дома, состоялся смертельный бой, Слепой победил. К ужасу и возмущению Курильщика, серодомцы восприняли это убийство как нормальное явление.

Повествование перемежается Интермедиями, в которых рассказывается о прошлом Слепого и Сфинкса, которых опекал один из воспитателей.

👨‍🦲 Сфинкс — второй в Доме после Слепого, его друг, зеле­но­глазый, родился без рук, носит протезы, которые назы­вает граб­лями, лысый вслед­ствие Прыжка, в детстве назы­вался Кузне­чиком, чувствует людей, умеет слушать.

Домом фактически управляли старшеклассники. Один из них, мудрец и колдун, стал учителем Сфинкса.

Сфинкса положили на протези­рование в интернатскую больницу — Могильник — самое страшное место в Доме, насквозь пропитанное болезнью и страданиями. Там он узнал об «изнанке» — параллельной реальности, которую создал Дом. Способных попасть туда по собственной воле и вернуться называли Ходоками, а тех, кто попадал на изнанку случайно, — Прыгунами. Время на изнанке текло не так, как в реальности.

Один из четвёртой группы, колясочник Лорд, был Прыгуном.

🧑🏼 Лорд — инвалид-коля­сочник из четвёртой группы, «медо­во­во­лосый и серо­глазый, красивый, как эльфий­ский король», с очень белой кожей, умеет быстро и изящно пере­ме­щаться без коляски.

Под воздействием наркотиков он «прыгнул» на изнанку Дома, впал в ступор и попал в Могильник. Слепой был Ходоком, он воспринимал изнанку как лес и превращался там в оборотня.

Сфинкс, вернувшийся с протези­рования, и Слепой собрали в стаю всех обиженных и отверженных. К ним присоединился Табаки, самый вредный колясочник Дома, а затем и Чёрный.

👨‍🦱 Шакал Табаки — инвалид-коля­сочник из четвёртой группы, мелкий, тощий, грязный, с тёмными лохма­тыми воло­сами и огром­ными ушами, знаток истории Дома, впослед­ствии — Храни­тель Времени, старая кличка — Вонючка.

Книга 2 . Шакалиный восьмидневник

После полугодового отсутствия в Дом вернулся воспитатель Ральф. Он знал, что его воспитанники боятся «наружности» — жизни вне интерната, и хотел избавить их от этого страха. По просьбе Слепого, Ральф вызволил Лорда из психбольницы.

В Доме ввели новый закон: теперь парням разрешалось общаться с девушками. К зиме между мальчиками и девочками Дома установились дружеские отношения. У Сфинкса появилась подружка.

Началась ежегодная Самая длинная ночь, полная чудес. Ральф обнаружил, что время в Доме остановилось, и эта ночь действительно оказалась самой длинной.

Внутренние часы давно простучали рассвет. Но ночь не кончается. Потому что это Самая Длинная ночь, та, что приходит лишь раз в году.

В Интермедиях рассказывается, как Сфинкс обрёл силу. Слепой по ночам охранял любимого воспитателя и читал сны спящих. Он стал кандидатом на звание Вожака Дома.

Книга 3 . Пустые гнёзда

Прошло полгода, близился выпуск, в Доме стало тревожно. Многие ещё помнили ужасы предыдущего выпуска, когда большая часть старшеклассников покончила с собой. Тогда, увидев лужи крови, Сфинкс впервые попал на изнанку Дома, где для него прошло семь лет. В реальном мире он несколько месяцев пролежал в коме, а очнувшись, сменил прозвище. Тогда же погиб его любимый воспитатель.

Сфинксу не нравилось на изнанке. Он был убеждён, что Дом сам выбирает, кому быть Прыгуном.

Дом не отвечает за тех, кого не пускает в себя. Он не отвечает даже за тех, кого впустил.

Во время Самой длинной ночи между Чёрным и Слепым произошёл бой за место Вожака Дома. Слепой снова победил, использовав свой дар, а Чёрный стал вожаком Псов.

Многие воспитатели хотели перенести день выпуска, чтобы выпускники не успели нахулиганить, и заранее удалить из Дома самых опасных. Считая это жестоким, Ральф спустился в подвал, чтобы порыться в архивах, и выяснил, что сторож Дома — бывший директор, уволенный за беспорядки перед тем кровавым выпуском.

Сторож рассказал воспитателю много интересного, хотя Ральф уже и сам начал догадываться, что Дом — особое место. Построивший его человек основал фонд, чтобы поддерживать Дом в хорошем состоянии. Он завещал ему всё своё состояние при условии, что в Доме будут жить только дети-инвалиды. Почти за сто лет Дом пропитался энергией детских душ и стал создавать собственную реальность.

Читайте также:
Краткое содержание Что любит Мишка читать за несколько минут

Ральф понял, что Дом меняет живущих в нём детей. Он относился к своим воспитанникам не как к несчастным детям-инвалидам, а как к незнакомым и опасным существам. Воспитатель привлёк на свою сторону Курильщика, и тот начал вести дневник, где записывал всё происходящее в Доме, чтобы потом дать прочесть Ральфу.

Слепой покрылся сыпью. Это Болезнь Потерявшихся — так Дом отмечает тех, кому в наружности делать нечего. Лорд догадался, что Табаки — могущественный Хозяин Времени — вечный ребёнок, вечный старик. Табаки перенёс Лорда в реальность, где тот родился здоровым.

Слепой попросил одного из Прыгунов в ночь перед выпуском увести на изнанку всех умственно отсталых, которым не место в наружности. Он предложил Сфинксу вместе с ним навсегда уйти в параллельный мир, где он станет совершенно здоровым, но тот отказался: он хотел прожить свою жизнь среди людей с любимой девушкой. Друзьям предстояло расстаться навеки.

Наступила Ночь сказок, последняя перед выпуском. Четвёртая группа устроила вечеринку, Чёрный рассказал об угнанном им автобусе, на котором все желающие могут тайно покинуть Дом, не проходя через выпуск.

Чёрный увёз многих ребят на автобусе. Умственно отсталые ментально ушли на изнанку, а их тела впали в состояние, похожее на летаргию. После торопливого выпуска Дом снесли.

Эпилог

В эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе основных героев. Слепой и Табаки бесследно исчезли: их Дом изменил сильнее всех, они умели уходить на изнанку не только ментально, но и физически.

Пребывающих в летаргии умственно отсталых назвали «спящими», о них много писали в прессе, но никто не понимал сути этого явления. Постепенно они начали исчезать: уходить на изнанку физически. Там «спящие» превращались в нормальных маленьких детей, присмат­ривающий за ними Прыгун возвращал их в реальность и пристраивал в бездетные семьи.

Курильщик, так и не поддавшийся влиянию Дома, стал художником, в его странных картинах были отголоски навеянных Домом снов. Что на самом деле они означали, понимал только Сфинкс, ставший детским психологом.

После выпуска Сфинкс понял, что его любимой не существует: её создал Дом, чтобы удержать его в себе. Осознав это, он пошёл к руинам Дома, чтобы попрощаться, ведь когда-то он покинул его, не оглядываясь. Сжалившись над ним, Дом вернул ему девушку и Слепого, превратившегося на изнанке в ребёнка.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Краткое содержание Мариам Петросян Дом в котором…

Действия книги происходят в Доме, школе-интернате для детей-инвалидов. Хотя школу это место напоминает мало, и далеко не все учащиеся инвалиды.

«Всё началось с красных кроссовок», которые нашёл на дне своей сумки юноша по кличке Курильщик. Он жил в первой, образцово-показательной группе, учащиеся которой сплошь и рядом лицемеры и ябеды, помешанные на правилах, были крайне недовольны вызывающим цветом новой обуви одногруппника. Они написали заявление директору, с просьбой избавить их от этого выскочки. И их избавили: перевели Курильщика в другую группу. С этого момента начинается его настоящее знакомство с Домом, так как Фазаны представляют собой своеобразный замкнутый социум, мало чем связанный с другими группами.

Постепенно Курильщик знакомится со многими обитателями Дома, с его особенностями, традициями и законами. Так, в Доме всего пять групп: первая – Фазаны, вторая – Крысы, третья– Птицы, четвёртая, не имеющая названия, и шестая – Псы. Все группы отличаются друг от друга, у каждой свои особенности и причуды. Кроме того, всех учащихся, учителей и даже директора называют по кличкам. Имён в Доме нет.

Если бы Дом был показан только с точки зрения Курильщика, то всё происходящее казалось бы Большой Игрой: странной, непонятной, временами жестокой, но всё же игрой. Однако в книге есть главы и от лица других героев: Сфинкса, Слепого, Шакала Табаки, Лорда. Есть также и интермедии, что-то вроде детских воспоминаний героев, с помощью них можно узнать о прошлых выпусках, о том, как главные герои стали теми, кем они являются.

Дом не простое место. В каком-то смысле он живой. В коридорах его временами ходят призраки умерших, а некоторые избранные могут, направляясь в конкретное место, оказаться на безлюдном шоссе, а то и в Лесу. Дом хранит в себе другой мир, который здесь называют Изнанкой. Некоторые – Ходоки, могут попасть туда, когда пожелают, другие – Прыгуны, оказываются там не по своей воле и могу провести неопределённое количество времени.

«Ничего по-настоящему страшного не случается до последнего лета»,– говорится в одной из первых глав. » Последнее лето» означает выпуск. Обитатели Дома не знают ничего о том, что они окрестили Наружностью. И они бояться её. Ни один выпуск в Доме не прошёл спокойно. Первый называли «выпуск самоубийц»: двенадцать попыток суицида и пять из них удачные. Следующий был ещё хуже: учащиеся разделились на две враждующие группы и перед уходом устроили кровавую резню.

Нынешнее поколение так же проходит через это, каждый делает важный выбор: уйти или остаться. Уйти – означает уйти в Наружность и остаться в обычном человеческом мире. Курильщик и некоторые другие возвращаются в свои семьи. Рыжий, Конь, Чёрный, Гибрид, почти все Псы уезжают на украденном автобусе и создают свою общину. Сфинкс становится детским психологом. Остаться – значит остаться с Домом, уйти в другой мир, в Изнанку. Ходоки уходят сразу, среди них Слепой, Рыжая и несколько других, Прыгуны же в реальности лежат в коме, но постепенно Ходоки перетаскивают их полностью, и в реальном мире они исчезают.

Выпуск является кульминацией и финалом произведения, а большая часть книги не насыщена событиями. Больше описывается быт героев, раскрываются их характеры. Все это для того, чтобы понять, почему каждый из них сделал свой выбор.

Произведение напоминает пазл на тысячу деталей, который складывается в абстрактную картину. И каждый пазл содержит в себе собственный смысл. Наиболее важные вещи, которым учит «Дом, в котором…», это то, что нужно уметь смотреть на вещи с разных сторон, не доверять общепринятым стереотипам, заглядывать в самую суть вещей. Что бояться может каждый, даже тот, кто с виду кажется суровым и самодостаточным. Также книга показывает, что если ты находишься не на своем месте, то жизнь в любом случае найдет способ поставить тебя туда, где ты должен быть. И нельзя не отметить то, как замечательно и необычно в произведении показывается важность дружбы и взаимопонимания.

Читайте также:
Бедные люди, Достоевский: читать онлайн бесплатно

Размышления и анализ рассказа

Сложно однозначно сказать, почему получила такую популярность книга художницы Мариам Петросян. «Дом, в котором…». Это тяжелая история обитателей интерната, имеющих инвалидности. Ребята живут здесь всегда, интернат становится для них закрытой страной. В ней распределены все функции и роли пожизненно, никому никуда не уйти отсюда.

Автор придумала прозвища себе и героям своего романа. Она зашифровала описание намеренно, потому что социальный прототип ситуации довольно легко опознаваем. Мариам Петросян не говорит напрямую, что она списала из жизни, а что придумала. Но догадаться не сложно, ведь жизненные реалии часто острее любых писательских фантазий.

Кто же действующие лица этих угрюмых стен? «Фазаны» на инвалидных колясках, «Крысы»-хулиганы, «Грустные птицы» и другие. По это все подростки, причем парни. А повествование ведется от имени мальчика Эрика, который как бы за всем наблюдает со стороны. Но все коллизии страшного и мистического дома Эрик прокомментировать не может. Переплетения событий предлагается закончить в своем воображении читателям.

Постояльцы Дома решают для себя вопрос, что будет после того, как они выпустятся из интерната по возрасту. Если они уйдут, Дом снесут. Поэтому муки обитателей рождает альтернатива – остаться в доме навсегда и быть снесенными вместе с ним в некий параллельный мир. Или попробовать приспособиться к жизни за стенами Дома. И то, и другое пугает ребят, потому что они не готовы для таких тяжелых решений.

Писательница хочет дать понять – в человеческом обществе адаптировать больных, не похожих на других мальчиков и парней надо не двумя вариантами выбора, а гораздо большим количеством. Чтобы оба решения не казались героям ее надрывной истории тупиком и концом жизни.

Читатели и критики увидели высокую публицистическую и в чем-то обличающую ноту «Дома, в котором…» Именно поэтому книга собрала массу букинистических премий и продолжает волновать сердца людей разных возрастов.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Мариам Петросян — Дом, в котором…

Дом стоит на окраине города. В месте, называемом Расческами. Длинные многоэтажки здесь выстроены зубчатыми рядами с промежутками квадратно-бетонных дворов — предполагаемыми местами игр молодых «расчесочников». Зубья белы, многоглазы и похожи один на другой. Там, где они еще не выросли, — обнесенные заборами пустыри. Труха снесенных домов, гнездилища крыс и бродячих собак гораздо более интересны молодым «расчесочникам», чем их собственные дворы — интервалы между зубьями.

На нейтральной территории между двумя мирами — зубцов и пустырей — стоит Дом. Его называют Серым. Он стар и по возрасту ближе к пустырям — захоронениям его ровесников. Он одинок — другие дома сторонятся его — и не похож на зубец, потому что не тянется вверх. В нем три этажа, фасад смотрит на трассу, у него тоже есть двор — длинный прямоугольник, обнесенный сеткой. Когда-то он был белым. Теперь он серый спереди и желтый с внутренней, дворовой стороны. Он щетинится антеннами и проводами, осыпается мелом и плачет трещинами. К нему жмутся гаражи и пристройки, мусорные баки и собачьи будки. Все это со двора. Фасад гол и мрачен, каким ему и полагается быть.

Серый Дом не любят. Никто не скажет об этом вслух, но жители Расчесок предпочли бы не иметь его рядом. Они предпочли бы, чтобы его не было вообще.

Некоторые преимущества спортивной обуви

Все началось с красных кроссовок. Я нашел их на дне сумки. Сумка для хранения личных вещей — так это называется. Только никаких личных вещей там не бывает. Пара вафельных полотенец, стопка носовых платков и грязное белье. Все как у всех. Все сумки, полотенца, носки и трусы одинаковые, чтобы никому не было обидно.

Кроссовки я нашел случайно, я давно забыл о них. Старый подарок, уж и не вспомнить чей, из прошлой жизни. Ярко-красные, запакованные в блестящий пакет, с полосатой, как леденец, подошвой. Я разорвал упаковку, погладил огненные шнурки и быстро переобулся. Ноги приобрели странный вид. Какой-то непривычно ходячий. Я и забыл, что они могут быть такими.

В тот же день после уроков Джин отозвал меня в сторонку и сказал, что ему не нравится, как я себя веду. Показал на кроссовки и велел снять их. Не стоило спрашивать, зачем это нужно, но я все же спросил.

— Они привлекают внимание, — сказал он.

Для Джина это нормально — такое объяснение.

— Ну и что? — спросил я. — Пусть себе привлекают.

Он ничего не ответил. Поправил шнурок на очках, улыбнулся и уехал. А вечером я получил записку. Только два слова: «Обсуждение обуви». И понял, что попался.

Сбривая пух со щек, я порезался и разбил стакан из-под зубных щеток. Отражение, смотревшее из зеркала, выглядело до смерти напуганным, но на самом деле я почти не боялся. То есть боялся, конечно, но вместе с тем мне было все равно. Я даже не стал снимать кроссовки.

Собрание проводилось в классе. На доске написали: «Обсуждение обуви». Цирк и маразм, только мне было не до смеха, потому что я устал от этих игр, от умниц-игроков и самого этого места. Устал так сильно, что почти уже разучился смеяться.

Меня посадили у доски, чтобы все могли видеть предмет обсуждения. Слева за столом сидел Джин и сосал ручку. Справа Длинный Кит с треском гонял шарик по коридорчикам пластмассового лабиринта, пока на него не посмотрели осуждающе.

— Кто хочет высказаться? — спросил Джин.

Высказаться хотели многие. Почти все. Для начала слово предоставили Сипу. Наверное, чтобы побыстрее отделаться.

Выяснилось, что всякий человек, пытающийся привлечь к себе внимание, есть человек самовлюбленный и нехороший, способный на что угодно и воображающий о себе невесть что, в то время как на самом деле он просто-напросто пустышка. Ворона в павлиньих перьях. Или что-то в этом роде. Сип прочел басню о вороне. Потом стихи об осле, угодившем в озеро и потонувшем из-за собственной глупости. Потом он хотел еще спеть что-то на ту же тему, но его уже никто не слушал. Сип надул щеки, расплакался и замолчал. Ему сказали спасибо, передали платок, заслонили учебником и предоставили слово Гулю.

Читайте также:
«Витя Малеев в школе и дома» краткое содержание повести Н.Н. Носова

Гуль говорил еле слышно, не поднимая головы, как будто считывал текст с поверхности стола, хотя ничего, кроме поцарапанного пластика, там не было. Белая челка лезла в глаз, он поправлял ее кончиком пальца, смоченным слюной. Палец фиксировал бесцветную прядь на лбу, но как только отпускал, она тут же сползала обратно в глаз. Чтобы смотреть на Гуля долго, нужно иметь стальные нервы. Поэтому я на него не смотрел. От моих нервов и так остались одни ошметки, незачем было лишний раз их терзать.

— К чему пытается привлечь внимание обсуждаемый? К своей обуви, казалось бы. На самом деле это не так. Посредством обуви он привлекает внимание к своим ногам. То есть афиширует свой недостаток, тычет им в глаза окружающим. Этим он как бы подчеркивает нашу общую беду, не считаясь с нами и нашим мнением. В каком-то смысле он по-своему издевается над нами…

Он еще долго размазывал эту кашу. Палец сновал вверх и вниз по переносице, белки наливались кровью. Я знал наизусть все, что он может сказать — все, что вообще принято говорить в таких случаях. Все слова, вылезавшие из Гуля, были такими же бесцветными и пересушенными, как он сам, его палец и ноготь на пальце.

Потом говорил Топ. Примерно то же самое и так же нудно. Потом Ниф, Нуф и Наф. Тройняшки с поросячьими кличками. Они говорили одновременно, перебивая друг друга, и на них я как раз смотрел с большим интересом, потому что не ожидал, что они станут участвовать в обсуждении. Им, должно быть, не понравилось, как я на них смотрю, или они застеснялись, а от этого получилось только хуже, но от них мне досталось больше всех. Они припомнили мою привычку загибать страницы книг (а ведь книги читаю не я один), то, что я не сдал свои носовые платки в фонд общего пользования (хотя нос растет не у меня одного), что сижу в ванне дольше положенного (двадцать восемь минут вместо двадцати), толкаюсь колесами при езде (а ведь колеса надо беречь!), и наконец добрались до главного — до того, что я курю. Если, конечно, можно назвать курящим человека, выкуривающего в течение трех дней одну сигарету.

Меня спрашивали, знаю ли я, какой вред наносит никотин здоровью окружающих. Конечно, я знал. Я не только знал, я сам уже вполне мог бы читать лекции на эту тему, потому что за полгода мне скормили столько брошюр, статей и высказываний о вреде курения, что хватило бы человек на двадцать и еще осталось бы про запас. Мне рассказали о раке легких. Потом отдельно о раке. Потом о сердечнососудистых заболеваниях. Потом еще о каких-то кошмарных болезнях, но про это я уже слушать не стал. О таких вещах они могли говорить часами. Ужасаясь, содрогаясь, с горящими от возбуждения глазами, как дряхлые сплетницы, обсуждающие убийства и несчастные случаи и пускающие при этом слюни от восторга. Аккуратные мальчики в чистых рубашках, серьезные и положительные. Под их лицами прятались старушечьи физиономии, изъеденные ядом. Я угадывал их не в первый раз и уже не удивлялся. Они надоели мне до того, что хотелось отравить никотином всех сразу и каждого в отдельности. К сожалению, это было невозможно. Свою несчастную сигарету-трехдневку я выкуривал тайком в учительском туалете. Даже не в нашем, боже упаси! И если кого и травил, так только тараканов, потому что никто, кроме тараканов, туда не наведывался.

Предисловие

«Дом в котором…» Мариам Петросян из числа книг, с которыми решительно непонятно, что делать. Которые упрямо ускользают от пересказа, отказываются разлагаться на составные части, не терпят сравнений и вообще всеми способами противятся стандартным методам анализа, которыми привык оперировать критик. Таких книг мало – за всю мою уже очень долгую профессиональную карьеру я считанное число раз оказывалась в положении, когда все, на что ты способен по прочтении, это размахивать руками и беспомощно взбулькивать. Чистое волшебство встречается в мире редко, а когда встречается, плохо поддается осмыслению и описанию. Механизм и природу этого волшебства лучше всего, пожалуй, описала сама Мариам: «Я не писала эту книгу, я в ней жила. Для меня это было местом, куда я (исписав гору бумаги) могла войти и просто побыть там».

За семь лет, прошедшие с первого моего знакомства с «Домом», я не научилась лучше объяснять, в чем состоит суть его притягательности – даже несмотря на то, что перечитала его за это время один раз целиком и еще один – фрагментами, зато с карандашом в руке. Каждый раз, возвращаясь оттуда, я по-прежнему чувствую себя девочкой Люси, которая, вылезши из платяного шкафа, не могла толком объяснить, что же увидела внутри, в Нарнии, и, как результат, ей никто не верил. Книжка про интернат для детей-инвалидов? Спасибо, не надо. Подростковая фэнтези? Замечательно, обойдемся. «Дом» словно бы накладывает на своих посетителей запрет – покинув его кров, они теряют способность рассказывать об увиденном в его зачарованных пределах.

Однако – и это очень хорошая новость – несмотря на это и вопреки всему за минувшие годы вокруг книги Мариам Петросян сложился уверенный и неуклонно расширяющийся культ. Для огромного числа людей «Дом, в котором…» стал секретным паролем, по которому безошибочно опознают своих, тайным садом, куда приглашают друзей и тех, кто мог бы ими стать. У меня самой человек, говорящий «Я люблю „Дом, в котором…“» немедленно вызывает безотчетную симпатию и доверие – при прочих равных, мой выбор (о чем бы ни шла речь) будет в его пользу. Я рекомендую эту книгу тем, с кем чувствую душевное и духовное родство. Словно бы продолжая начатые Мариам магические практики («исписать гору бумаги, чтобы хоть немного побыть в Доме»), поклонники пишут фанфики и устраивают ролевые игры по мотивам романа, а еще до хрипоты спорят о нем друг с другом, сочиняют песни и, конечно же, рисуют иллюстрации.

Читайте также:
Загадки на День матери - подборка с ответами о самом светлом празднике мам

Нынешнее издание стало результатом этого странного, пограничного – на стыке фантазии и жизни – бытования «Дома». Иллюстрации, вошедшие в книгу, родились в рамках фанатской субкультуры (включающей, помимо прочего, и многих профессиональных художников), а дополнительные страницы были добавлены автором по настоятельным просьбам поклонников, желавших знать некоторые существенные подробности. И то, и другое размывает рамки текста, интегрируя его в нашу жизнь, стирая границу между вымыслом и реальностью и, по сути дела, превращая одно в другое. В нашей жизни все больше «Дома», а в «Доме» все больше нас. И как профессиональный читатель я могу сказать: ни с одной другой книгой на моей памяти не происходило ничего подобного. Наблюдать за этим, быть частью этого головокружительного процесса, обживаться в Доме и рисовать на его стенах собственные знаки – самый волнующий, самый невероятный книжный опыт, который только можно себе вообразить.

Иными словами, книга, которую вы держите в руках, – книга культовая, фанатская, субкультурная. Но не только: как бы банально это ни прозвучало, я завидую тем, кто именно сейчас держит «Дом» в руках впервые, – считайте, что специально к вашему визиту в нем сделали генеральную уборку. Заходите, обустраивайтесь. Не ходите к Фазанам и постарайтесь не потеряться в Лесу. Кофе и прочие напитки вы найдете на втором этаже. Поверьте, вы останетесь здесь надолго.

Галина Юзефович
, литературный критик

Краткое содержание «Дубровский»

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 32765.

О произведении

1833 год стал годом выхода в свет небольшого романа Пушкина «Дубровский», созданного на основе реальной истории, рассказанной автору В.П. Нащокиным. Произведение многие считают незаконченным романом, который отразил характерные черты помещичьей России.

В романе поднимаются социальные проблемы, такие как защита собственной чести, конфликт отцов и детей, отсутствие равноправия между представителями одного социального слоя.

Ниже вы можете ознакомиться с описанием главных героев произведения и прочитать краткое содержание «Дубровский» по главам.

Место и время действия

События романа происходят в 1820-х годах в Кистенёвке (поместье Дубровских), Покровском (поместье Троекуровых), Арбатово (поместье князя Верейского).

Главные герои

  • Владимир Дубровский — корнет, сын мелкого помещика, основной образ повести.
  • Андрей Гаврилович Дубровский — помещик, имение которого пытается отобрать Троекуров.
  • Кирила Петрович Троекуров — помещик, обладающий неограниченными возможностями в своей округе.
  • Маша Троекурова — дочь Кирила Петровича, возлюбленная Дубровского-младшего.

Другие персонажи

  • Антон Пафнутьич Спицын — небогатый помещик, который свидетельствовал против Андрея Гавриловича Дубровского.
  • Князь Верейский — старик, ставший мужем Маши Троекуровой.
  • Шабашкин — заседатель .
  • Архип-кузнец — крепостной Дубровских.
  • Егоровна — служанка Дубровских.

для самых нетерпеливых –

для самых компанейских –

для самых занятых –

для самых любопытных –

для самых крутых –

Краткое содержание

Глава 1.

Роман «Дубровский» Пушкина начинается с описания помещика Троекурова, подмявшего под себя всю местную знать. Живет, не признавая законов, никого не слушает, поступает, как ему нравится. Его соседом по имению был Дубровский Андрей Гаврилович, с которым они дружили с молодости, вместе проходили военную службу и не потеряли связи друг с другом. Как-то одновременно они стали вдовцами. У Дубровского остался сын Владимир, а Троекуров воспитывал дочь Машу.

Однажды перед охотой между друзьями происходит ссора. Увидев псарню Троекурова, Андрей Гаврилович заметил, что собакам у Троекурова живется намного лучше, чем простым людям. В ответ на такое замечание слуга Троекурова оскорбительно высказывается в адрес Дубровского. Оскорблённый, он уезжает., а позже в письме Троекурову сообщает, что не желает ничего иметь общего с Троекуровым, пока оскорбивший его слуга не будет наказан.

В Кистиневке он узнает, что троекуровские крепостные воруют его лес. Он приказывает выпороть мужиков и отнять у них лошадь. Разгневанный Троекуров начинает строить планы мести и задумывает отобрать у бывшего друга имение.

Глава 2.

В ходе судебных разбирательств Андрей Гаврилович не может доказать свое право на владение Кистенеевкой, так как документы у него сгорели давно. Наемный свидетель Антон Спицын подтверждает в суде незаконность владения, и суд принимает решение отдать Кистеневку Троекурову. При подписании документа Дубровскому становится плохо, и его отправляют домой.

Глава 3.

Получив письмо от старой няньки, Дубровский младший едет к отцу. Его встречает Антон, кучер отца, который убеждает молодого корнета в верности всех мужиков и их нежелания подчиниться Троекурову.

Глава 4.

Объяснить происходящее внятно отец сыну не может по причине болезни. Проходит установленный судом аппеляционный срок, и имение перестает быть собственностью Дубровских. Но Троекуров уже не рад содеянному. Его мучает совесть, и он едет к другу с намерением все исправить.
Увидев приехавшего Кирила Петровича, Дубровский отец начинает сильно нервничать и его парализует. Сын взбешен и выгоняет бывшего друга отца. Врач ничем не помог, и барин умер.

Глава 5.

Как только прошли похороны Андрея Гавриловича Дубровского, в Кистеневке появились представители судебной комиссии, под руководством заседателя Шабашкина. Они собираются готовить бумаги, которые дадут право на имение Троекурову. Местные крестьяне отказываются выполнять волю суда. Назревает бунт. Владимир уговаривает собравшихся разойтись и разрешает приехавшим переночевать в доме своих родителей.

Глава 6.

Ночью дом загорается и все, кто находится внутри, погибают. Кузнец специально заделывает все выходы, но никто и не стремится оказать им помощь.

Глава 7.

Начинается следствие. Кирила Петрович ведет активное разбирательство. Следователи выясняют, что дом пожег местный кузнец. Под подозрение попадает Владимир, но доказательств не нашли. В округе появляется шайка бандитов, которые грабят только богатых. Многие думают, что это сбежавшие крестьяне из имения Дубровского под руководством своего молодого барина.

Глава 8.

Сюжет рассказа «Дубровский» продолжает появление Маши. Автор рассказывает читателю о ее одиноком детстве среди книг и мечтаний. Она выросла вместе со сводным братом Сашей, который был сыном Троекурова и гувернантки. Нельзя сказать, что они дружили, но мальчик относился к сестре с любовью и нежностью.

Троекуров стремится дать Саше достойное образование, для чего нанимает француза Дефоржа. Учитель учит музыке Машу и покоряет ее сердце. Сам Кирила Петрович учителем доволен. Немаловажную роль в этом сыграл случай: когда Троекуров решил посмеяться над французом и втолкнул его к медведю, но тот не испугался и убил животное из пистолета.

Глава 9.

В усадьбе Троекурова проходит праздник. Собирается большое количество гостей. Они обсуждают разбойников и ведут разговоры на эту тему. Одни считают, что Владимир грабит не всех подряд, другие осуждают и требуют поимки. Исправник замечает, что Дубровский будет обязательно пойман, так как уже известны его приметы. Читая их, Троекуров замечает, что они подходят практически каждому. Рассказывая собравшимся о храбрости учителя, он замечает, что с таким защитником он разбойников не боится.

Читайте также:
Отрицательные герои в пьесе Недоросль - описание качеств персонажей
Глава 10.

Один из гостей, Спицын, не перестает бояться и просит смелого учителя переночевать с ним вместе. Дефорж соглашается. Когда все уснули, учитель грабит Спицына, и угрожает ему расправой, если тот расскажет, кем на самом деле является француз.

Глава 11.

Небольшое отступление, краткое содержание которого рассказывает читателю, как произошло превращение Дубровского в Дефоржа. Владимир встретил француза по дороге в имение, на станции и предложил ему крупную сумму за все документы. Учитель согласился сразу. Таким образом, Дубровский попал к Троекурову, где сразу же завоевал любовь всех домашних.

Глава 12.

Владимир понимает, что должен исчезнуть и просит Машу о встрече, при которой рассказывает ей всю правду, говорит о любви к ней, сообщает о своем отъезде, так как не может больше находиться рядом. В этот же день, ближе к вечеру, в имение приезжает исправник и требует выдать учителя, так как есть сведения, что он и является Владимиром Дубровским. Троекуров велит найти учителя, но того нигде нет.

Глава 13.

Соседом Троекурова был пожилой князь по фамилии Верейский. Все лето он водит дружбу с Кирилой Петровичем, обращает внимание на Машу и начинает ухаживание, считая девушку подходящей для себя партией.

Глава 14.

Прошло несколько недель ухаживаний. Верейский просит руки Маши и собирается жениться. Троекурова такой брак устраивает, и он дает согласие на брак дочери, приказывая той готовиться к свадьбе. В этот же момент Маша узнает о желании Дубровского встретиться с ней.

Глава 15.

При встрече она рассказывает Дубровскому о своем положении. Он уже это знает и предлагает Маше свою помощь. В ответ она предлагает подождать еще немного, думая, что сможет убедить отца не отдавать ее замуж за старого князя. Владимир вручает ей кольцо, которое при опасности она должна положить в дупло дерева.

Глава 16.

Маша пишет князю письмо, в котором просит не брать ее в жены. Но Верейский это письмо показывает Троекурову, и тот принимает решение провести свадьбу быстрее, а саму Машу до этого времени запереть.

Глава 17.

Маша находится в полном отчаянии. Она отдает маленькому Саше кольцо, прося положить его в дупло. Мальчик выполняет поручение, но увидев рыжего мальчишку, который берет послание, затевает с ним драку. Он думает, что тот вор и пытается украсть кольцо сестры. Поднимается шум и все выясняется.

Глава 18.

Маша венчается с Верейским. По дороге из церкви, на карету нападают разбойники. Князь стреляет, попадая в Дубровского. Владимир предлагает Маше освобождение, но та отказывается. Ведь их уже обвенчали, и она дала клятву быть верной женой.

Глава 19.

Власти начинают войну с разбойниками, объявляют всех в розыск и вызывают на подмогу войска. Идет бой. Владимир понимает, что они проиграют. Он распускает своих товарищей, а сам исчезает в лесу. Больше его никто никогда не видел, хотя ходили слухи, что он остался жив и уехал за границу.

На этом роман заканчивается.

Заключение

В романе о благородном разбойнике автор поднял важные социальные проблемы: неравенство бедных и богатых людей перед продажным правосудием, защита человеческого достоинства, конфликт отцов и детей, семейное бесправие. В произведении звучит главный призыв: всегда оставаться честным, справедливым и милосердным человеком. Краткий пересказ «Дубровского» включил в себя только основные события повести, для более полного понимания и знания всех деталей произведения прочтите полный вариант.

Тест по роману

После чтения краткого содержания романа Пушкина попробуйте пройти этот небольшой тест:

Краткое содержание Мариам Петросян Дом в котором…

Действия книги происходят в Доме, школе-интернате для детей-инвалидов. Хотя школу это место напоминает мало, и далеко не все учащиеся инвалиды.

«Всё началось с красных кроссовок», которые нашёл на дне своей сумки юноша по кличке Курильщик. Он жил в первой, образцово-показательной группе, учащиеся которой сплошь и рядом лицемеры и ябеды, помешанные на правилах, были крайне недовольны вызывающим цветом новой обуви одногруппника. Они написали заявление директору, с просьбой избавить их от этого выскочки. И их избавили: перевели Курильщика в другую группу. С этого момента начинается его настоящее знакомство с Домом, так как Фазаны представляют собой своеобразный замкнутый социум, мало чем связанный с другими группами.

Постепенно Курильщик знакомится со многими обитателями Дома, с его особенностями, традициями и законами. Так, в Доме всего пять групп: первая – Фазаны, вторая – Крысы, третья– Птицы, четвёртая, не имеющая названия, и шестая – Псы. Все группы отличаются друг от друга, у каждой свои особенности и причуды. Кроме того, всех учащихся, учителей и даже директора называют по кличкам. Имён в Доме нет.

Если бы Дом был показан только с точки зрения Курильщика, то всё происходящее казалось бы Большой Игрой: странной, непонятной, временами жестокой, но всё же игрой. Однако в книге есть главы и от лица других героев: Сфинкса, Слепого, Шакала Табаки, Лорда. Есть также и интермедии, что-то вроде детских воспоминаний героев, с помощью них можно узнать о прошлых выпусках, о том, как главные герои стали теми, кем они являются.

Дом не простое место. В каком-то смысле он живой. В коридорах его временами ходят призраки умерших, а некоторые избранные могут, направляясь в конкретное место, оказаться на безлюдном шоссе, а то и в Лесу. Дом хранит в себе другой мир, который здесь называют Изнанкой. Некоторые – Ходоки, могут попасть туда, когда пожелают, другие – Прыгуны, оказываются там не по своей воле и могу провести неопределённое количество времени.

«Ничего по-настоящему страшного не случается до последнего лета»,– говорится в одной из первых глав. » Последнее лето» означает выпуск. Обитатели Дома не знают ничего о том, что они окрестили Наружностью. И они бояться её. Ни один выпуск в Доме не прошёл спокойно. Первый называли «выпуск самоубийц»: двенадцать попыток суицида и пять из них удачные. Следующий был ещё хуже: учащиеся разделились на две враждующие группы и перед уходом устроили кровавую резню.

Читайте также:
Тема природы в лирике Тютчева - особенности и своеобразие

Нынешнее поколение так же проходит через это, каждый делает важный выбор: уйти или остаться. Уйти – означает уйти в Наружность и остаться в обычном человеческом мире. Курильщик и некоторые другие возвращаются в свои семьи. Рыжий, Конь, Чёрный, Гибрид, почти все Псы уезжают на украденном автобусе и создают свою общину. Сфинкс становится детским психологом. Остаться – значит остаться с Домом, уйти в другой мир, в Изнанку. Ходоки уходят сразу, среди них Слепой, Рыжая и несколько других, Прыгуны же в реальности лежат в коме, но постепенно Ходоки перетаскивают их полностью, и в реальном мире они исчезают.

Выпуск является кульминацией и финалом произведения, а большая часть книги не насыщена событиями. Больше описывается быт героев, раскрываются их характеры. Все это для того, чтобы понять, почему каждый из них сделал свой выбор.

Произведение напоминает пазл на тысячу деталей, который складывается в абстрактную картину. И каждый пазл содержит в себе собственный смысл. Наиболее важные вещи, которым учит «Дом, в котором…», это то, что нужно уметь смотреть на вещи с разных сторон, не доверять общепринятым стереотипам, заглядывать в самую суть вещей. Что бояться может каждый, даже тот, кто с виду кажется суровым и самодостаточным. Также книга показывает, что если ты находишься не на своем месте, то жизнь в любом случае найдет способ поставить тебя туда, где ты должен быть. И нельзя не отметить то, как замечательно и необычно в произведении показывается важность дружбы и взаимопонимания.

Размышления и анализ рассказа

Сложно однозначно сказать, почему получила такую популярность книга художницы Мариам Петросян. «Дом, в котором…». Это тяжелая история обитателей интерната, имеющих инвалидности. Ребята живут здесь всегда, интернат становится для них закрытой страной. В ней распределены все функции и роли пожизненно, никому никуда не уйти отсюда.

Автор придумала прозвища себе и героям своего романа. Она зашифровала описание намеренно, потому что социальный прототип ситуации довольно легко опознаваем. Мариам Петросян не говорит напрямую, что она списала из жизни, а что придумала. Но догадаться не сложно, ведь жизненные реалии часто острее любых писательских фантазий.

Кто же действующие лица этих угрюмых стен? «Фазаны» на инвалидных колясках, «Крысы»-хулиганы, «Грустные птицы» и другие. По это все подростки, причем парни. А повествование ведется от имени мальчика Эрика, который как бы за всем наблюдает со стороны. Но все коллизии страшного и мистического дома Эрик прокомментировать не может. Переплетения событий предлагается закончить в своем воображении читателям.

Постояльцы Дома решают для себя вопрос, что будет после того, как они выпустятся из интерната по возрасту. Если они уйдут, Дом снесут. Поэтому муки обитателей рождает альтернатива – остаться в доме навсегда и быть снесенными вместе с ним в некий параллельный мир. Или попробовать приспособиться к жизни за стенами Дома. И то, и другое пугает ребят, потому что они не готовы для таких тяжелых решений.

Писательница хочет дать понять – в человеческом обществе адаптировать больных, не похожих на других мальчиков и парней надо не двумя вариантами выбора, а гораздо большим количеством. Чтобы оба решения не казались героям ее надрывной истории тупиком и концом жизни.

Читатели и критики увидели высокую публицистическую и в чем-то обличающую ноту «Дома, в котором…» Именно поэтому книга собрала массу букинистических премий и продолжает волновать сердца людей разных возрастов.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Краткое содержание романа «Что делать?» по главам (Н.Г. Чернышевский)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 20.07.2019 · Обновлено 14.08.2020

Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?», написанный в 1863 году, стал общественно-литературным явлением. Его обсуждали, перепечатывали, ему подражали, его осуждали. Внешне сюжет романа напоминает любовный треугольник героев (основные события касаются троих молодых людей), однако главным для Чернышевского было выразить новые взгляды на экономические, политические, социальные отношения людей. Как социал-демократ и революционер, он по-своему видит будущее России. В своём произведении он предлагает читателям ответ на вопрос: «Что делать?», а Многомудрый Литрекон — краткий пересказ книги по главам, каждая из которых представлена в сокращении.

Предисловие: Происшествие на Литейном мосту

Утром 11 июля 1856 г. в номере одной из больших петербургских гостиниц прислуга находит странную записку:

«Ухожу в 11 часов вечера и не возвращусь. Меня услышат на Литейном мосту, между 2 и 3 часами ночи. Подозрений ни на кого не иметь».

Полицейский связывает это послание со словами очевидцев, которые слышали ночью выстрел на Литейном мосту. Позже там находят и простреленную фуражку пропавшего из гостиницы господина.

В этот же день в 12 часов дня, сидя за шитьём в доме на Каменном мосту, Вера Павловна получила письмо. В нём автор послания пишет, что не намерен больше «смущать ее спокойствие», просит ни о чем не жалеть и признается, что «любит обоих». Это письмо производит на Веру Павловну сильное впечатление. Вошедший к ней молодой человек не может её успокоить. Она признается ему, что чувствует вину за случившееся: «Ты не виноват — я одна…»

Далее автор рассуждает об «эффектных сценах», с которых романисты любят начинать свои произведения. Именно такой приём употребил он в начале своего романа.

Глава 1: Жизнь Веры Павловны в родительском семействе

Автор начинает повествование о предшествующих трагическому исходу событиях. Он рассказывает историю жизни Веры Павловны. Росла она в доме на Гороховой в семье управляющего дома Павла Константиновича Розальского и его жены – Марьи Алексевны. Также у Веры был брат – девятилетний Федя.

Детство девочки было насыщенным. С 12 лет она посещала пансион, умела играть на фортепиано, хорошо шила и вскоре начала шить одежду для всей семьи. Вера привыкла думать, что она не красавица. У девушки была смуглая кожа, она чем-то походила на цыганку. Когда девушке исполнилось 16, она сама начала давать уроки.

Марья Алексевна, злая и корыстная женщина, называла дочку «чучелой» из-за смуглого цвета лица и одевала в лохмотья, экономя на всем, лишь бы выбиться в люди и скопить капитал. Но Верочка выросла, и мать вдруг стала её наряжать, покупать дорогие билеты в театр, надеясь найти ей богатого жениха. Вскоре девушкой заинтересовался Михаил Сторешников, сын хозяйки дома. Он стал часто заходить к Розальским, особенно уделял внимание Верочке. Марья Алексевна мечтает о таком союзе, поэтому просит дочь быть с хозяйским сыном ласковой.

Читайте также:
Орестея краткое содержание античной трагедии Эсхила, анализ трилогии, образы, проблематика и основной конфликт

Однажды Марья Алексеевна даже купила для дочери дорогие билеты в оперу, туда же, где был сын хозяйки с друзьями. Но встреча не задалась. Молодые люди что-то обсуждали на французском, Вера чувствовала себя не в своей тарелке и ушла раньше, соврав, что у нее болит голова.

Михаил Иваныч Сторешников – видный офицер. Ужиная с другими кавалерами после случая в театре, он начинает разговор с мадмуазель Жюли (содержанкой). Михаил говорит всем, что Вера — его любовница. Жюли высоко оценивает девушку, но сомневается в ее связи с офицером.

На следующий день Сторешников пришел к Розальским. Вера начинает говорить с молодым человеком по-французски, потому что ее мать не понимает этого языка. Девушка рассказывает, что знает о том, что вчера Михаил решил представить ее своим приятелям в качестве любовницы. Девушка недовольна и просит Сторешникова больше не появляться в ее доме.

Но Сторешников не послушал девушку. Позже он приехал к Вере с Жюли под предлогом того, что его приятельнице нужна учительница фортепиано для племянницы. Жюли решила поговорить с Марьей Алексеевной, она рассказала, что Михаил заключал на Веру пари. И все же он богат, поэтому Жюли советует Вере выйти замуж за Сторешникова. Развращенный светской жизнью и материальным достатком, он хочет соблазнить её, но убеждается в ее неприступности и делает предложение. Вера понимает истинные намерения Сторешникова, поэтому ведёт себя с ним холодно и отказывает. Он же просит отсрочку и начинает усиленно ухаживать за героиней.

Родители в недоумении от поведения Веры, поэтому в родительском доме ей с каждым днём становится всё тяжелее находиться. Героиня не хочет «продавать себя» барскому сыну, но в то же время ей не переубедить мать. На чувства и состояние Веры ей наплевать. Честь семьи ей тоже не важна: и апатичный муж, и дети должны были, по ее замыслу, угождать вышестоящим, чтобы приобрести привилегии и перспективы. Из этого двойственного положения Верочке помогло выйти новое действующее лицо.

Глава 2. Первая любовь и законный брак

Федя, брат Веры, скоро должен был поступить в гимназию. Для подготовки сына к учёбе, родители наняли студента-медика — Дмитрия Сергеевича Лопухова. Он с 15 лет давал уроки, не жил на казенном содержании, поэтому не голодал. После окончания университета, он должен был стать ординатором в военном госпитале, но пока Лопухов учился и снимал квартиру со своим другом Кирсановым.

После знакомства на вечере в честь дня рождения Верочки и бесед о музыке, книгах и философии, Лопухов и Вера понимают, что у них много общего. Однако традиционной «искры любви» между ними не было. Молодой человек обещает помочь ей вырваться из унизительного положения. Вера удивляется, как за один вечер они стали так близки.

Лопухов сдерживает обещание, но найти выход оказывается не просто. В гувернантки Верочку брать не хотят, из-за того, что она бежит из родительского дома. В конце концов, Лопухов решает оставить учёбу, пойти на работу, заняться частными уроками и жениться на Вере, но формально: он не хочет пользоваться своим положением спасителя, чтобы завладеть ее сердцем.

Героине снится сон, в котором она находится в сыром подвале, разбитая параличом. Её спасает красивая девушка, которая просит называть себя «любовью к людям». Затем во сне Верочка освобождает из подвалов других девушек, оказавшихся в такой же ситуации.

Вскоре Лопухов и Верочка тайно венчаются, а через три дня девушка сбегает из дома и едет в найденную для них Лопуховым квартиру.

Через некоторое время Лопухов приходит к матери жены и напрямик говорит с ней о положении дочери: не требуя приданого, он хочет оградить себя от преследований со стороны закона. Мать долго торгуется (ей обидно упустить выгодный брак), но потом сдается.

Глава 3. Замужество и вторая любовь

Молодые люди жили хорошо. Вера Павловна даёт уроки и ведёт хозяйство, Лопухов работает. Но хозяева квартиры удивляются их отношениям. Лопуховы ведут себя не как супруги, а скорее как брат и сестра: живут в разных комнатах, не появляются друг перед другом раздетые, не входят без стука. Молодые люди не видят ничего странного в этом, считая, что только так удастся сохранить нормальные отношения.

Вера Павловна решает открыть швейную мастерскую. Но предприятие она организовывает необычно: все работницы равны и получают одинаковую долю с прибыли, как и сама Вера Павловна. Иногда работницы и Вера с мужем проводят вместе выходные, выбираясь на пикник. С клиентами проблем тоже не возникло: найти их помогает Жюли, содержанка из высшего общества. Мастерская быстро расширяется, приносит хорошую прибыль.

Вере Павловне снится второй сон. В нём она видит поле и грязь. Её муж объясняет во сне, что есть «чистая грязь», из которой может вырасти колос, и «гнилая грязь», которая не дает всходов. Затем во сне появляется её мать. Она рассказывает Вере историю своей жизни, объясняет причины своего поведения: она вырывалась с низов и познала нужду, поэтому делала все, чтобы вывести семью из бедности. При этом Марья Алексевна объясняет Вере, что всё это ради семьи и, если бы она не была такой злой, дочь не была бы такой доброй.

Однажды Лопухов заболел воспалением лёгких. Он просит помощи у своего давнего друга Кирсанова, который к тому моменту был уже известным медиком. Кирсанов и Вера Павловна по очереди дежурят у кровати больного, и вскоре Дмитрий Сергеевич идёт на поправку. Автор замечает, что оба друга честные, трудолюбивые люди, которые «грудью, без связей, без знакомств, пролагали себе дорогу». Объединяло их и ещё одно – оба любили Веру Павловну. Кирсанов, первое время часто бывавший у молодоженов, вскоре понял, что влюблен. Но он не собирался разрушать семью, поэтому крайне редко бывал у них. Теперь ему вновь пришлось посещать Лопуховых из-за болезни друга. Кирсанов понимал, что «ступает на опасную для себя дорогу», ведь до этого ему сложно было побороть свои чувства. Он надеялся вновь постепенно отдалиться от Лопуховых. К тому моменту, оба супруга осознали – что-то в их жизни изменилось.

Вере Павловне сниться сон, в котором она читает собственный дневник. В нём написано, что Вера испытывает к своему мужу скорее благодарность, а по-настоящему любит Кирсанова. Героиня понимает, что до этого не осознавала потребности в тихом, нежном чувстве, которого нет у мужа, но есть у Кирсанова.

Читайте также:
Сочинение на тему: «Берегите лес от пожара» ✒️ рассуждения о лесных пожарах

Вера Павловна чувствует, что сон был правдивым. Она действительно любит Кирсанова. Вскоре это видит и Лопухов, ведь жена написала ему записку с извинениями. Дмитрий Сергеевич решает не мешать двум влюблённым, поэтому сначала он уезжает к родственникам в Рязань, а потом, 11 июля «поутру произошло недоумение в гостинице у станции московской железной дороги».

В тот день к Вере Павловне заходит знакомый Лопухова и Кирсанова – Рахметов. Этот герой — «особенный человек». Он родился в богатой дворянской семье, не зная лишений и материальных проблем. Но встреча с Кирсановым перевернула сознание молодого Рахметова. Тот познакомил его с трудами социалистов-утопистов, и юноша загорелся их идеями. Рахметов продаёт имение, раздает деньги способным, бедным студентам, а сам живёт в спартанских условиях. С юных лет он закаляет свою волю и тело, неустанно занимаясь умственными и физическими упражнениями, приучая себя переносить страдания. Так, однажды он спал на гвоздях, не обращая внимания на кровь и боль. Стремясь быть ближе к народу, он пешком прошел всю Россию, был дровосеком, каменотёсом, бурлаком. Его даже прозвали Никитушкой Ломовым в честь известного богатыря-бурлака. Автор считает, что благодаря таким людям, как Рахметов, «расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы». Это «соль земли».

Рахметов передаёт Вере Павловне записку от Лопухова, в которой тот просит её во всём слушаться этого человека. Рахметов объясняет Вере Павловне различия характеров её с мужем. Такой союз не мог бы, по словам Рахметова, существовать долго. Веру Павловну успокаивают его слова, она вполне согласна с ними.

Через несколько недель Вера Павловна в Новгороде венчается с Кирсановым.

Глава 4. Второе замужество

Вера Павловна получает из Берлина письмо от человека, представившимся близким другом Лопухова. В письме тот передает слова самого Дмитрия Сергеевича о том, что супруги — очень разные люди, и расставание было лучшим выходом из ситуации. Вера Павловна отвечает на письмо, анализирует свои отношения с Лопуховым и соглашается со словами Дмитрия Сергеевича.

Семья Кирсановых устраивает свой быт таким же образом, как и семья Лопуховых. В их доме есть нейтральные и не нейтральные комнаты, в которые разрешено входить только после стука. И Кирсанов, и Вера Павловна много работают, но при этом успевают и отдыхать. Они отмечают, что со временем их чувства становятся только сильнее. Благодаря Кирсанову Вера Павловна начинает интересоваться медициной. Иногда она даже ездит помогать ему в госпиталь, что для женщины 19 века было нетипично и смело.

Вскоре ей опять снится сон. Она видит покрытое цветами поле и дворец. Далее перед ней предстают картины из прошлого. Вера видит трёх богинь: Астарту, которая была рабыней мужа, Афродиту, бывшую источником восхваления и объектом желания, но не признанную равной мужчинам, и Непорочность, прекрасную даму рыцарских времён, которую любили только до свадьбы. Вдруг Вера видит себя в образе прекрасной богини. Она понимает, сейчас настало время таких женщин, как она: равных мужчинам. Затем перед ней мелькают картины будущего России, где люди живут счастливо и трудятся.

Вскоре Вера Павловна открывает новую швейную мастерскую и магазин на Невском проспекте. Вместе со своей единомышленницей и помощницей Натальей Мерцаловой, они мечтают о множестве швейных мастерских в будущем. После этого прошло ещё несколько лет без особых происшествий.

Глава 5. Новые лица и развязка

Катерина Васильевна Полозова была дочерью отставного ротмистра и предпринимателя, который успел сколотит изрядное состояние. Мать девушки умерла, а отец в однажды поссорился не с тем человеком и в 60 лет почти потерял свое состояние. Денег в семье стало намного меньше, но Полозовы не бедствовали.

Екатерина Васильевна Полозова многим обязана Александру Кирсанову. Он лечил девушку от нервной болезни и помог разрешить её конфликт с отцом. Полозова была влюблена в светского ловеласа Соловцева, но отец запретил ей встречаться с ним. Кирсанов открыл глаза героине на Соловцева и убедил отца давать ей больше свободы, не прибегая к жестким методам. Екатерина и Соловцев теперь помолвлены, но после общения с женихом девушка осознала, что он — не тот человек, и они расстались.

Однажды Василий Полозов решил продать свой завод. Покупателем стал Чарльз Бьюмонт – агент лондонской фирмы в Петербурге, сам он был американцем.

Бьюмонт был приглашен на обед к Полозовым, там он познакомился с Катей. Между ними завязался разговор, в котором Катерина сказала, что хочет найти себе какое-то дело, которое будет приносить пользу. Тогда Чарльз посоветовал ей узнать поближе Веру Кирсанову и попросил рассказать, как у той идут дела.

Бьюмонт стал частым гостем в доме Полозовых и очень сблизился с Катей. Между ними возникла любовь, и вскоре Чарльз сделал девушке предложение.

Тем временем в семье Кирсановых всё остается по-прежнему. Теперь у них часто собираются молодые люди, в том числе и Екатерина Васильевна Бьюмонт (урожденная Полозова). Она вышла замуж за агента английской фирмы предпринимателя Чарльза Бьюмонта. Супруги счастливы, но отношения их нельзя назвать страстными и эмоциональными. Однажды на вечере выясняется, что Бьюмонт — Дмитрий Сергеевич Лопухов. Оказывается, что он инсценировал своё самоубийство, чтобы не мешать Вере и Кирсанову. После этого он уехал в Америку, где прожил несколько лет и стал успешным предпринимателем. Оба семейства были рады встрече, чувствуя духовную близость, и в тот же день решили искать квартиры рядом. Вскоре они действительно поселяются в одном доме, принимают гостей, выезжают на пикники. Екатерина Васильевна открывает свою швейную мастерскую, а Вера Павловна открывает уже третью и собирается сдавать экзамены на медика.

Глава 6: Перемена декораций

Действие начинается с того, что читатель видит даму в ярких одеждах, она кричит «В Пассаж!». Раньше она держала траур, но сейчас есть повод только для радости. На этом повествование заканчивается.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: