Должности в армии – список, виды, способы замещения

Должности в армии – список, виды, способы замещения

местностях, местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, а также в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.

Сроки прохождения военной службы в указанных районах, местностях и воинских частях определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 44. Перевод военнослужащих

(Наименование в редакции Федерального закона от 06.07.2006 № 105-ФЗ)

1. (Пункт утратил силу – Федеральный закон от 06.07.2006 № 105-ФЗ)

2. Военнослужащие в порядке, определенном Положением о порядке прохождения военной службы, могут быть переведены для дальнейшего прохождения военной службы:

из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти или федеральный государственный орган, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба;

из федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, в Вооруженные Силы Российской Федерации;

из одного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, в другой федеральный орган исполнительной власти или федеральный государственный орган, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.

(Пункт в редакции Федерального закона от 04.06.2014 № 145-ФЗ)

Статья 45. Приостановление военной службы

1. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в случае избрания их депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов муниципальных образований и главами муниципальных образований, осуществляющими указанные полномочия на постоянной основе, наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) или назначения временно исполняющими обязанности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), избрания (назначения) членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации имеют право либо на увольнение с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами “г” и “д” пункта 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, либо на приостановление военной службы. (В редакции Федеральных законов от 28.06.2009 № 126-ФЗ; от 12.03.2014 № 29-ФЗ)

2. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в случае направления их не на воинские должности в международные организации, организации, осуществляющие деятельность в интересах обороны страны и безопасности государства, и в военные учебные центры при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования военная служба приостанавливается. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут направляться не на воинские должности без приостановления им военной службы, если это предусмотрено настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 03.08.2018 № 309-ФЗ, от 22.12.2020 № 461-ФЗ)

3. Приостановление военной службы военнослужащим в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи означает приостановление действия условий заключенного ими контракта о прохождении военной службы, указанных в пункте 3 статьи 32 настоящего Федерального закона. Военнослужащие, военная служба по контракту которым приостановлена, не считаются исполняющими обязанности военной службы в соответствии со статьей 37 настоящего Федерального закона. Срок приостановления военной службы засчитывается в общий трудовой стаж при назначении пенсии за выслугу лет. В течение данного срока выплата денежного довольствия и иных дополнительных выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также присвоение очередных воинских званий не производятся.

4. Военнослужащие, военная служба по контракту которым приостановлена, не входят в численность Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

5. Приостановление военной службы, а также направление военнослужащих не на воинские должности в организации и федеральные государственные образовательные организации высшего образования, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

6. Не на воинские должности в организации и федеральные государственные образовательные организации высшего образования, указанные в пункте 2 настоящей статьи, могут направляться военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, имеющие воинское звание офицера и прослужившие на офицерских должностях 10 лет и более. Военнослужащие, прослужившие на офицерских должностях менее 10 лет, могут направляться не на воинские должности в организации и федеральные государственные образовательные организации высшего образования, указанные в пункте 2 настоящей статьи, если это предусмотрено нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

7. Направление военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не на воинские должности в международные организации осуществляется на основании международных договоров Российской Федерации.

8. Перечень организаций, осуществляющих деятельность в интересах обороны страны и безопасности государства, и федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, в которые военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут направляться не на воинские должности, и количество таких должностей в указанных организациях и образовательных организациях определяются нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Правительство Российской Федерации определяет дополнительные условия заключения, изменения и расторжения трудовых договоров с военнослужащими, направленными не на воинские должности в указанные организации и образовательные организации, а также с иными лицами, временно замещающими указанные должности. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

9. Военнослужащие, военная служба по контракту которым приостановлена, не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, по истечении срока контракта о прохождении военной службы имеют право заключить новый контракт о прохождении военной службы в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.

10. Военнослужащие, военная служба по контракту которым приостановлена, имеют право продолжить военную службу в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.

11. Военнослужащим, военная служба по контракту которым приостановлена в связи с направлением не на воинские должности, Министерством обороны Российской Федерации либо иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, может быть предложено продолжить военную службу, и в случае их несогласия военная служба указанных военнослужащих прекращается. Увольнение с военной службы в случае прекращения военной службы осуществляется по основанию, предусмотренному подпунктом “к” пункта 1 статьи 51 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 04.06.2014 № 145-ФЗ)

Читайте также:
Оползень - что это такое, как с ним борются и как вести себя при ЧС

12. Военнослужащие, военная служба по контракту которым приостановлена, в случае продолжения военной службы назначаются на прежние должности, а при их отсутствии с их согласия – на другие должности.

13. Срок приостановления военной службы по основаниям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, в случае продолжения военной службы засчитывается в выслугу лет, дающую право на присвоение очередного воинского звания, надбавку за выслугу лет, дополнительный отпуск и назначение пенсии за выслугу лет, а также на получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.

14. Увольнение с военной службы военнослужащих, военная служба по контракту которым приостановлена, осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 настоящего Федерального закона, за исключением подпункта “ж” пункта 2, подпунктов “г” и “д” пункта 3 указанной статьи, в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.

(Статья в редакции Федерального закона от 06.07.2006 № 105-ФЗ)

Статья 46. Составы военнослужащих и воинские звания

1. В Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах устанавливаются следующие составы военнослужащих и воинские звания:

Глава 2. ДОЛЖНОСТИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗВАНИЯ

Статья 6. Должности в органах внутренних дел

1. Должности в органах внутренних дел учреждаются в целях непосредственного исполнения, организации и обеспечения исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органов, подразделений либо полномочий лица, замещающего государственную должность Российской Федерации.

2. Перечень типовых должностей в органах внутренних дел и соответствующих им специальных званий утверждается Президентом Российской Федерации.

3. На основании перечня типовых должностей в органах внутренних дел руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел с учетом особенностей функционирования этих органов могут учреждаться соответствующие типовым должностям по своему правовому статусу должности с иными наименованиями – нетиповые должности.

Статья 7. Классификация должностей в органах внутренних дел

Должности в органах внутренних дел подразделяются на:
1) должности высшего начальствующего состава;
2) должности старшего начальствующего состава;
3) должности среднего начальствующего состава;
4) должности младшего начальствующего состава;
5) должности рядового состава.

Статья 8. Специальные звания

1. Специальные звания, установленные по должностям в органах внутренних дел, присваиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Учреждаются следующие специальные звания:

1) рядовой состав: рядовой полиции, рядовой внутренней службы, рядовой юстиции;
2) младший начальствующий состав:
а) младший сержант полиции, младший сержант внутренней службы, младший сержант юстиции;
б) сержант полиции, сержант внутренней службы, сержант юстиции;
в) старший сержант полиции, старший сержант внутренней службы, старший сержант юстиции;
г) старшина полиции, старшина внутренней службы, старшина юстиции;
д) прапорщик полиции, прапорщик внутренней службы, прапорщик юстиции;
е) старший прапорщик полиции, старший прапорщик внутренней службы, старший прапорщик юстиции;

3) средний начальствующий состав:
а) младший лейтенант полиции, младший лейтенант внутренней службы, младший лейтенант юстиции;
б) лейтенант полиции, лейтенант внутренней службы, лейтенант юстиции;
в) старший лейтенант полиции, старший лейтенант внутренней службы, старший лейтенант юстиции;
г) капитан полиции, капитан внутренней службы, капитан юстиции;

4) старший начальствующий состав:
а) майор полиции, майор внутренней службы, майор юстиции;
б) подполковник полиции, подполковник внутренней службы, подполковник юстиции;
в) полковник полиции, полковник внутренней службы, полковник юстиции;

5) высший начальствующий состав:
а) генерал-майор полиции, генерал-майор внутренней службы, генерал-майор юстиции;
б) генерал-лейтенант полиции, генерал-лейтенант внутренней службы, генерал-лейтенант юстиции;
в) генерал-полковник полиции, генерал-полковник внутренней службы, генерал-полковник юстиции;
г) генерал полиции Российской Федерации.

3. Специальное звание присваивается сотруднику органов внутренних дел в соответствии с замещаемой должностью.

4. При замещении должности рядового состава сотруднику органов внутренних дел присваивается специальное звание рядового полиции, рядового внутренней службы или рядового юстиции.

5. При замещении должностей начальствующего состава устанавливаются следующие предельные специальные звания:

1) старший прапорщик полиции, старший прапорщик внутренней службы, старший прапорщик юстиции – при замещении должностей младшего начальствующего состава;
2) капитан полиции, капитан внутренней службы, капитан юстиции – при замещении должностей среднего начальствующего состава;
3) полковник полиции, полковник внутренней службы, полковник юстиции – при замещении должностей старшего начальствующего состава;
4) генерал полиции Российской Федерации, генерал-полковник внутренней службы, генерал-полковник юстиции – при замещении должностей высшего начальствующего состава.

6. Перечень должностей высшего начальствующего состава и соответствующих им специальных званий утверждается Президентом Российской Федерации.

7. Перечни должностей рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава и соответствующих им специальных званий утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел на основании предусмотренного статьей 6 настоящего Федерального закона перечня типовых должностей в органах внутренних дел и соответствующих им специальных званий.

Статья 9. Квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел

1. В число квалификационных требований к должностям в органах внутренних дел, устанавливаемых в соответствии с составами должностей в органах внутренних дел, входят требования к уровню образования, стажу службы в органах внутренних дел или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел, необходимым для выполнения обязанностей по замещаемой должности (далее также – служебные обязанности).

2. Квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел предусматривают наличие для должностей рядового состава и младшего начальствующего состава среднего общего образования, для должностей среднего начальствующего состава – образования не ниже среднего профессионального, соответствующего направлению деятельности, для должностей старшего и высшего начальствующего состава – высшего образования, соответствующего направлению деятельности.

3. В число квалификационных требований к должностям среднего, старшего и высшего начальствующего состава, выполнение обязанностей по которым предусматривает расследование или организацию расследования уголовных дел, административное расследование, рассмотрение дел об административных правонарушениях либо проведение антикоррупционных и правовых экспертиз, входит наличие высшего юридического образования. В исключительных случаях и на условиях, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, на эти должности могут быть назначены лица, имеющие другое высшее образование и опыт работы, позволяющий выполнять служебные обязанности.

4. Квалификационные требования к стажу службы в органах внутренних дел или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам сотрудника органов внутренних дел, необходимым для выполнения служебных обязанностей, устанавливаются:

Читайте также:
Воздушные линии электропередач определение, классификация, схема устройства

1) Президентом Российской Федерации – в отношении должностей высшего начальствующего состава;
2) руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел – в отношении должностей рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава.

5. Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел, и сотрудников органов внутренних дел в зависимости от должностей и особенностей прохождения службы на отдельных должностях устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок прохождения гражданами, поступающими на службу в органы внутренних дел, и сотрудниками органов внутренних дел военно-врачебной экспертизы и порядок профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел определяются Правительством Российской Федерации.

6. По результатам военно-врачебной экспертизы граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел, и сотрудников органов внутренних дел военно-врачебной комиссией дается заключение о годности таких граждан и сотрудников к службе в органах внутренних дел по следующим категориям:

А – годен к службе в органах внутренних дел;
Б – годен к службе в органах внутренних дел с незначительными ограничениями;
В – ограниченно годен к службе в органах внутренних дел;
Г – временно не годен к службе в органах внутренних дел;
Д – не годен к службе в органах внутренних дел.

7. В отношении отдельных должностей рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел могут устанавливаться квалификационные требования к уровню физической подготовки.

8. С учетом уровня образования, стажа службы в органах внутренних дел или стажа (опыта) работы по специальности, профессиональных знаний и навыков сотрудникам органов внутренних дел в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, присваиваются следующие квалификационные звания: специалист третьего класса, специалист второго класса, специалист первого класса, мастер (высшее квалификационное звание).

Приказ Министра обороны РФ N 66, Минобрнауки России N 212 от 13.02.2020 Об установлении Порядка замещения должностей работников военного учебного центра при федеральной государственной образовательной организации высшего образования, Перечня отчетных документов, а также документов, которые разрабатываются и ведутся в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования, документов по планированию, организации проведения образовательной деятельности, учету граждан, проходящих военную подготовку, учету и обслуживанию военной техники, Порядка контроля организации деятельности военных учебных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования и проведения военной подготовки

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

от 13 февраля 2020 года

ПОРЯДКА ЗАМЕЩЕНИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ

ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА ПРИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПЕРЕЧНЯ

ОТЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТОВ, А ТАКЖЕ ДОКУМЕНТОВ, КОТОРЫЕ

РАЗРАБАТЫВАЮТСЯ И ВЕДУТСЯ В ВОЕННОМ УЧЕБНОМ ЦЕНТРЕ

ПРИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ДОКУМЕНТОВ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ,

ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

УЧЕТУ ГРАЖДАН, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ ПОДГОТОВКУ, УЧЕТУ

И ОБСЛУЖИВАНИЮ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ, ПОРЯДКА КОНТРОЛЯ

ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ

ПРИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ

В соответствии с пунктами 11, 18, 19 Положения о военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2019 г. N 848 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 28, ст. 3774), в целях урегулирования отдельных вопросов организации военной подготовки и для обеспечения деятельности военных учебных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования приказываем:

Порядок замещения должностей работников военного учебного центра при федеральной государственной образовательной организации высшего образования (приложение N 1 к настоящему приказу);

Перечень отчетных документов, а также документов, которые разрабатываются и ведутся в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования, документов по планированию, организации проведения образовательной деятельности, учету граждан, проходящих военную подготовку, учету и обслуживанию военной техники (приложение N 2 к настоящему приказу);

Порядок контроля организации деятельности военных учебных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования и проведения военной подготовки (приложение N 3 к настоящему приказу).

2. Признать утратившим силу приказ Министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 июля 2009 г. N 666/249 “Об организации деятельности учебных военных центров, факультетов военного обучения и военных кафедр при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 сентября 2009 г., регистрационный N 14677).

и высшего образования

к приказу Министра обороны

и Министерства науки

и высшего образования

от 13 февраля 2020 г. N 66/212

ЗАМЕЩЕНИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА

ПРИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Замещение должностей работников военного учебного центра при федеральной государственной образовательной организации высшего образования (далее – военный учебный центр, образовательная организация соответственно), относящихся к профессорско-преподавательскому составу (далее – преподавательский состав), инженерно-техническому, производственному, учебно-вспомогательному и иному персоналу (далее – вспомогательный персонал), осуществляется в соответствии со штатным расписанием военного учебного центра, организационной структурой военного учебного центра (далее – штатное расписание, организационная структура соответственно) и настоящим Порядком.

2. Должности преподавательского состава военного учебного центра замещаются военнослужащими, направленными в образовательную организацию в соответствии со статьей 19 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 “Вопросы прохождения военной службы” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534; 2016, N 52, ст. 7603), и офицерами запаса, имеющими уровень военной подготовки и квалификацию, соответствующие коду военно-учетной специальности по замещаемой должности, установленной организационной структурой.

3. Подбор кандидатов для замещения должностей преподавательского состава осуществляют главные командования видов, командования родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, центральные органы военного управления (далее – центральные органы военного управления) совместно с кадровыми органами военных округов, Северного флота (далее – военные округа), Главным управлением кадров Министерства обороны Российской Федерации (далее – Главное управление кадров) по согласованию с ректором образовательной организации (далее – ректор).

4. Направление военнослужащих в образовательную организацию для замещения должностей преподавательского состава осуществляется с их согласия на основании приказа Министра обороны Российской Федерации по личному составу. Личное дело военнослужащего, направленного в образовательную организацию, с выпиской из указанного приказа пересылается в образовательную организацию для учета и хранения.

Читайте также:
Первичные средства огнетушения - виды, контроль за ними

5. На должностное лицо из числа преподавательского состава, временно исполняющее обязанности по вакантной должности начальника военного учебного центра, по запросу ректора начальником Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации выдается доверенность на срок не более одного года на право заключения от имени Министерства обороны Российской Федерации (далее – Министерство обороны) договоров с гражданами, изъявившими желание пройти военную подготовку в военном учебном центре.

6. Назначение на должности преподавательского состава согласовывается с руководителем центрального органа военного управления, ответственного за организацию военной подготовки по военно-учетной специальности.

7. Назначение на должности преподавательского состава (освобождение от замещаемых должностей) со штатной категорией “полковник” согласовывается с Главным управлением кадров.

8. Для принятия решения об освобождении военнослужащего от должности преподавательского состава в образовательную организацию направляется согласованное с Главным управлением кадров ходатайство центрального органа военного управления, ответственного за организацию военной подготовки по военно-учетной специальности.

9. Назначение на должность работника (освобождение от замещаемой должности) осуществляется приказом ректора.

В приказе об освобождении военнослужащего от должности преподавательского состава указывается причина освобождения.

10. В срок не позднее 7 рабочих дней после издания приказа ректора о назначении на должность преподавательского состава (освобождении от замещаемой должности) выписка из соответствующего приказа направляется в центральный орган военного управления, ответственный за организацию военной подготовки по военно-учетной специальности, и в Главное управление кадров.

11. Центральный орган военного управления, ответственный за организацию военной подготовки по военно-учетной специальности, в течение 7 рабочих дней с момента получения выписки из соответствующего приказа представляет в Главное управление кадров предложения по дальнейшему служебному предназначению военнослужащих, освобожденных от замещаемых должностей. В случае продолжения военной службы указанные военнослужащие подлежат назначению на вакантные воинские (не воинские) должности по прежнему или новому месту военной службы. В случае если военнослужащий не дал согласие на продолжение военной службы, он подлежит увольнению с военной службы с замещаемой должности в военном учебном центре без назначения на воинскую (не воинскую) должность.

12. Расчет численности должностей преподавательского состава (рекомендуемый образец приведен в приложении к настоящему Порядку) осуществляется исходя из:

1) установленного количества граждан, проходящих военную подготовку (далее – обучающиеся) по каждой военно-учетной специальности;

2) расчетной численности учебного взвода (20 человек для подготовки обучающихся по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, после получения высшего образования (далее – подготовка офицеров кадра) и подготовки офицеров запаса, 30 человек для подготовки сержантов, старшин запаса, подготовки солдат, матросов запаса);

3) деления учебного взвода:

на две учебные подгруппы для проведения групповых, лабораторных и практических учебных занятий по изучению вооружения и военной техники, учебных занятий на топографических картах, по выполнению топографических, картографических и картоиздательских работ, а также учебных занятий с применением имитационных средств;

на учебные подгруппы по 5 – 7 человек для проведения учебных занятий по иностранным языкам;

на учебные подгруппы не более 8 человек для проведения учебных занятий, связанных с применением радиоактивных, ядовитых, взрывчатых, агрессивных веществ и жидкостей, газов высокого давления, такелажного оборудования, средств СВЧ- и лазерного излучения, напряжения более 1000 В, со стрельбой боевыми патронами, снарядами, гранатами, а также учебных занятий по легководолазной подготовке;

4) годового объема учебной нагрузки на один учебный взвод:

для обучающихся по программе подготовки офицеров кадра, включающей в себя учебные сборы, стажировку и итоговую аттестацию, – не менее 42 зачетных единиц;

для обучающихся по программе военной подготовки офицеров запаса – не менее 450 часов аудиторных учебных занятий и 144 часов учебного времени на учебных сборах;

для обучающихся по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса – 360 часов аудиторных учебных занятий и 144 часа учебного времени на учебных сборах;

для обучающихся по программе военной подготовки солдат, матросов запаса – 270 часов аудиторных учебных занятий и 144 часа учебного времени на учебных сборах;

5) времени на руководство самостоятельной подготовкой обучающихся из расчета 2 часа на один учебный день на учебный взвод, но не более 20 процентов от общего количества учебных часов, выделяемых на военную подготовку;

6) времени на подготовку и проведение промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации обучающихся по военной подготовке из расчета: 6 часов на зачет, 18 часов на экзамен, 24 часа на итоговую аттестацию;

7) учебной нагрузки, установленной для преподавательского состава в учебном году, – не менее 675 часов.

13. Численность должностей старших преподавателей, доцентов и профессоров составляет не более 40 процентов от численности преподавательского состава.

14. Начальник военного учебного центра подчиняется ректору, по вопросам прохождения военной службы – руководителю центрального органа военного управления, ответственного за организацию военной подготовки в военном учебном центре.

Начальник военного учебного центра в своей деятельности руководствуется положением о военном учебном центре, утверждаемым ректором. Начальник военного учебного центра осуществляет полномочия руководителя структурного подразделения образовательной организации, а в отношении военнослужащих – полномочия командира воинской части, определенные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

15. Должность заместителя начальника военного учебного центра вводится:

в военном учебном центре, имеющем в своем составе кафедры, при наличии в штатном расписании военного учебного центра не менее 20 должностей преподавательского состава;

в военном учебном центре, не имеющем в своем составе кафедр, при наличии в штатном расписании военного учебного центра не менее 15 должностей преподавательского состава.

16. Должность заместителя начальника кафедры военного учебного центра вводится при наличии в штатном расписании кафедры не менее 15 должностей преподавательского состава.

17. Прием на должности вспомогательного персонала военного учебного центра осуществляется в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Численность должностей вспомогательного персонала не может превышать численности должностей преподавательского состава.

к Порядку замещения должностей

численности должностей преподавательского состава

военного учебного центра

Код военно-учетной специальности

Количество набора (человек)

Количество учебных взводов

Объем учебной нагрузки на один учебный взвод по видам учебных занятий, часов

Расчетный коэффициент количества преподавателей

Требуемое количество профессорско-преподавательского состава (человек)

В образовательной организации

Читайте также:
ВМФ России - состав морфлота, дата основания, корабли

На учебном сборе (стажировке)

Промежуточная аттестация обучающихся, итоговая аттестация обучающихся

Учебные занятия, проводимые в составе:

Руководство самостоятельной подготовкой

учебного взвода (лекции, семинары, контрольные работы)

Примерное соответствие должностей и званий в российской армии

Звание Должность
Рядовой Все вновь призванные в армию, все низшие должности (стрелок, водитель, номер орудийного расчета, механик-водитель, сапер, разведчик, радист и т.п.)
Ефрейтор Штатных ефрейторских должностей нет. Звание присваивается стоящим на низших должностях солдатам, имеющим высокую квалификацию
Младший сержант, сержант Командир отделения, танка, орудия
Старший сержант Заместитель командира взвода
Старшина Старшина роты
Прапорщик, старший прапорщик Командир взвода материального обеспечения, старшина роты, начальник склада, начальник радиостанции и другие должности сержантского состава, на которых требуется высокая квалификация. Могут занимать низшие офицерские должности при недостатке офицеров
Младший лейтенант Командир взвода.
Лейтенант, старший лейтенант Командир взвода, заместитель командира роты
Капитан Командир роты, командир учебного взвода
Майор Заместитель командира батальона. Командир учебной роты
Подполковник Командир батальона, заместитель командира полка
Полковник Командир полка, заместитель командира бригады, командир бригады, заместитель командира дивизии
Генерал-майор Командир дивизии, заместитель командира корпуса
Генерал-лейтенант Командир корпуса, заместитель командующего армией
Генерал-полковник Командующий армией, заместитель командующего округом (фронтом)
Генерал армии Командующий округом (фронтом), заместитель министра обороны, министр обороны, начальник Генерального штаба, другие высшие должности
Маршал РФ Почетное звание, присваиваемое за особые заслуги

Перечень типовых должностей в органах внутренних дел и соответствующих им специальных званий должен быть утвержден указом Президента РФ. На момент написания данного курса лекций – отсутствует.

Квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел предусматривают наличие:

– для должностей рядового состава и младшего начальствующего состава среднего (полного) общего образования;

– для должностей среднего начальствующего состава – образования не ниже среднего профессионального, соответствующего направлению деятельности;

– для должностей старшего и высшего начальствующего состава – высшего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

В число квалификационных требований к должностям среднего, старшего и высшего начальствующего состава, выполнение обязанностей по которым предусматривает расследование или организацию расследования уголовных дел, административное расследование, рассмотрение дел об административных правонарушениях либо проведение антикоррупционных и правовых экспертиз, входит наличие высшего профессионального юридического образования. В исключительных случаях и на условиях, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, на эти должности могут быть назначены лица, имеющие другое высшее профессиональное образование и опыт работы, позволяющий выполнять служебные обязанности.

Квалификационные требования к стажу службы в органах внутренних дел или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам сотрудника органов внутренних дел, необходимым для выполнения служебных обязанностей, устанавливаются:

– Президентом Российской Федерации – в отношении должностей высшего начальствующего состава;

– руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел – в отношении должностей рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава.

Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел, и сотрудников органов внутренних дел в зависимости от должностей и особенностей прохождения службы на отдельных должностях устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок прохождения гражданами, поступающими на службу в органы внутренних дел, и сотрудниками органов внутренних дел военно-врачебной экспертизы и порядок профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с федеральным законом № 342-ФЗ для сотрудников органов внутренних дел установлены специальные звания полиции, внутренней службы и юстиции (в зависимости от профиля деятельности подразделения органа внутренних дел):

– высший начальствующий состав – генерал полиции РФ, генерал-полковник, генерал-лейтенант, генерал-майор;

– старший начальствующий состав – полковник, подполковник, майор;

– средний начальствующий состав – капитан, старший лейтенант, лейтенант, младший лейтенант;

– младший начальствующий состав – старший прапорщик, прапорщик, старшина, старший сержант, сержант, младший сержант;

– рядовой состав – рядовой.

Специальные звания полиции являются пожизненными, лишение их возможно только в судебном порядке.

Сотрудникам ФСИН России присваиваются специальные звания внутренней службы в соответствии с федеральным законом от 21 июня 1998 г. № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы»[148].

Сотрудникам Государственной противопожарной службы МЧС РФ присваиваются специальные звания внутренней службы в соответствии с федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности»[149].

Сотрудники органов федеральной фельдъегерской связи подразделяются на лиц начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, являющихся сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, состоящих в кадрах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, прикомандированных к федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации (им присваиваются специальные звания внутренней службы), федеральных государственных гражданских служащих, работников.

Аналогичная ситуация складывается и в отношении сотрудников Федеральной миграционной службы, которым присваиваются специальные звания начальствующего состава полиции или внутренней службы.

Гражданам, принятым на службу в органы наркоконтроля, и сотрудникам присваиваются специальные звания полиции:

– высший начальствующий состав – генерал полиции РФ, генерал-полковник, генерал-лейтенант; генерал-майор;

– старший начальствующий состав – полковник, подполковник, майор;

– средний начальствующий состав – капитан, старший лейтенант, лейтенант, младший лейтенант;

– младший начальствующий состав – старший прапорщик, прапорщик, старшина, старший сержант, сержант, младший сержант;

– рядовой состав – рядовой.

В системе прокуратуры Российской Федерации установлены классные чины юстиции[150]:

– действительный государственный советник юстиции;

– государственный советник юстиции 1, 2, 3 класса;

– старший советник юстиции, советник юстиции, младший советник юстиции;

– юрист 1, 2, 3 класса;

Сотрудникам Следственного комитета РФ (кроме военнослужащих) присваиваются специальные звания юстиции[151]:

– высшие – генерал юстиции РФ, генерал-полковник, генерал-лейтенант, генерал-майор;

– старший – полковник, подполковник, майор;

– младшие – капитан, старший лейтенант, лейтенант, младший лейтенант.

В соответствии с федеральным законом № 114-ФЗ гражданам, принятым на таможенную службу, и сотрудникам таможенных органов РФ, присваиваются специальные звания таможенной службы:

– высший начальствующий состав – действительный государственный советник таможенной службы РФ, генерал-полковник, генерал-лейтенант, генерал-майор;

– старший начальствующий состав – полковник, подполковник, майор;

Читайте также:
РСЧС расшифровка аббревиатуры, цель создания, структура и уровни реагирования системы предупреждения и ликвидации ЧС, основные функции и задачи, силы и средства

– средний начальствующий состав – капитан, старший лейтенант, лейтенант, младший лейтенант;

– младший состав – старший прапорщик, прапорщик.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 февраля 2010 г. № 169 «О чинах казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» была установлена соответствующая система казачьих чинов[152]:

– высший чин – казачий генерал;

– главные чины – есаул, войсковой старшина, казачий полковник;

– старшие чины – подхорунжий, хорунжий, сотник, подъесаул;

– младшие чины – младший вахмистр, вахмистр, старший вахмистр;

– нижние чины – казак, приказный, младший урядник, урядник, старший урядник.

Таким образом, в иных видах государственной службы существует фактическое определение должностей – в основном решениями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, в которых осуществляется данный вид служебной деятельности. Единого, унифицированного перечня должностей, утвержденного Президентом РФ, нет. Система специальных званий характеризуется существенным разнообразием. Не во всех специализированных органах установлены специальные звания.

Об утверждении Перечня воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, которые разрешается замещать гражданским персоналом

Оглавление
  • Статус
  • Редакции

Об утверждении Перечня воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, которые разрешается замещать гражданским персоналом

Вид документа:
Приказ Минобороны России

Принявший орган: Минобороны России

Тип документа: Нормативный правовой акт
Дата начала действия: 28 января 2004 г.
Опубликован:

  • Действующая редакция документа с изменениями на 13.10.2008 (действ. с 28.11.2008)
  • Первоначальная редакция документа (действ. с 10.03.2004 по 27.11.2008)
  • О воинской обязанности и военной службе (с изменениями на 21 июля 2014 года) (редакция, действующая с 6 августа 2014 года) Федеральный закон
  • Об утверждении Перечня воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, которые разрешается замещать гражданским персоналом Приказ Минобороны России
  • Об утверждении Перечня воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, которые разрешается замещать гражданским персоналом (с изменениями на 13 октября 2008 года) Приказ Минобороны России
  • Об утверждении Перечня воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, которые разрешается замещать гражданским персоналом Приказ Минобороны России
МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 28 января 2004 года N 20

Об утверждении Перечня воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, которые разрешается замещать гражданским персоналом

В соответствии с пунктом 3 статьи 42 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст.1475; N 30, ст.3613; 2000, N 33, ст.3348; N 46, ст.4537; 2001, N 7, ст.620, 621; N 30, ст.3061; 2002, N 7, ст.631; N 21, ст.1919; N 26, ст.2521; N 30, ст.3029, 3030, 3033; 2003, N 1, ст.1; N 8, ст.709; N 27 (ч.I), ст.2700; N 46 (ч.I), ст.4437)

2. Разрешить в органах военного управления, объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации комплектовать без ущерба для боевой и мобилизационной готовности войск вакантные воинские должности, подлежащие замещению старшими и младшими офицерами, гражданским персоналом в пределах выделенных лимитов численности гражданского персонала и ассигнований на выплату заработной платы в соответствии с приложением к настоящему приказу.

Должности, указанные в приложении к настоящему приказу, комплектовать гражданским персоналом при отсутствии в его подчинении военнослужащих.

Не допускать гражданский персонал к исполнению обязанностей по должностям, указанным в приложении к настоящему приказу, в порядке совмещения.

Министр обороны
Российской Федерации
С.Иванов

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
12 февраля 2004 года,
регистрационный N 5544

Приложение
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 28 января 2004 года N 20

ПЕРЕЧЕНЬ
воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, которые разрешается замещать гражданским персоналом

Наименование штатных воинских должностей

Должности гражданского персонала, которые устанавливаются при замещении воинских должностей

Условия замещения воинских должностей офицеров гражданским персоналом

I. Начальники

Начальник (заведующий) аптеки

Группа ВУС – 25, 53, 62, 67, 80, 85

Заведующий питомником животных

Начальник (заведующий) гаража

Группа ВУС – 26, 56

Группа ВУС – 22, 23, 25, 31, 32, 33, 39, 52, 53, 62, 65, 67, 71, 79, 80, 85, 90, 99

Начальник дома отдыха

Директор дома отдыха

Начальник издательства и типографии

Начальник (заведующий) типографии

Группа ВУС – 25, 29, 31, 56, 67, 90, 99

Группа ВУС – 41-71, 79-99

Группа ВУС – 41-71, 79-99

Директор (начальник) котельной

Директор (начальник) комбината

Группа ВУС – 23, 25

Группа ВУС – 41-71, 79-99

Группа ВУС – 41-66, 68-71, 79-99

Группа ВУС – 41-66, 68-71, 79-99

Начальник материально-
технического обеспечения

Начальник материально-технического снабжения

Группа ВУС – 23, 56, 62

Директор (заведующий) музея

Группа ВУС – 43, 80

Группа ВУС – 22, 23, 25, 31, 32, 33, 39, 52, 53, 62, 65, 71, 79, 80, 85, 90, 99

Группа ВУС – 22, 23, 25, 31, 32, 33, 39, 52, 53, 62, 65, 67, 71, 79, 80, 85, 90, 99

Группа ВУС – 41-71

Группа ВУС – 19, 20, 79

Группа ВУС – 53, 59, 60

Группа ВУС – 41-71, 79-99

Группа ВУС – 22, 23, 25, 31, 32, 33, 39, 53, 58, 62, 67, 71, 79, 80, 85, 90, 99

Начальник редакционно-
издательского центра

Группа ВУС – 41-71

Начальник сборочной бригады

Группа ВУС – 41-71

Группа ВУС – 41-71

Группа ВУС – 22, 62

Начальник (заведующий) типографии

Группа ВУС – 58, 62

Начальник учебных кабинетов

Начальник филиала бюро

Группа ВУС – 25, 53, 67, 80, 85

Начальник филиала клуба

Начальник филиала конторы

Начальник филиала склада

Начальник филиала части

Начальник филиала фабрики

Группа ВУС – 25, 65

Начальник отдела хранения

Группа ВУС – 41-71, 90

Группа ВУС – 33, 65, 90

Группа ВУС – 19, 25, 31, 33, 85, 90, 99

Группа ВУС – 32, 80

Группа ВУС – 19, 20, 79

II. Специалисты

Врач-специалист (по номенклатуре)

Группа ВУС – 41-71

Ведущий санитарный врач

Читайте также:
Сердечно-легочная реанимация основы, алгоритм и порядок действий

Врач-специалист (по номенклатуре)

Врач-специалист (по номенклатуре)

Ведущий токсиколог-
радиолог

Врач-специалист (по номенклатуре)

Группа ВУС – 19, 20, 60

Группа ВУС – 41-71

Группа ВУС – 31, 62

Главный инспектор-
ревизор

Группа ВУС 41-71

Группа ВУС – 41-71

Группа ВУС – 41-71

Группа ВУС – 31, 62

Группа ВУС – 41-71

Группа ВУС – 33, 53, 90, 99

Группа ВУС – 41-71

Группа ВУС – 41-71

Группа ВУС – 31, 62

Группа ВУС – 19, 20, 59, 60

Группа ВУС – 41-79

Врач-специалист (по номенклатуре)

Младший научный сотрудник

Младший научный сотрудник

Группа ВУС – 41-71, 79-99

Группа ВУС – 41-71, 79-99

Группа ВУС – 41-71, 79-99

Врач-специалист (по номенклатуре)

Инженер, специалист 1 категории

Группа ВУС – 25, 31, 65

Группа ВУС – 33, 80

Производитель работ (прораб)

Группа ВУС – 19, 20, 52, 60, 62

Секретарь научно-
технического совета

Группа ВУС – 41-71, 79-99

Группа ВУС – 41-71

Старший военный художник

Врач-специалист (по номенклатуре)

Группа ВУС – 19, 59

Группа ВУС – 41-71

Группа ВУС – 31, 41-71

Группа ВУС – 25, 31

Группа ВУС – 32, 90, 99

Группа ВУС – 19, 20, 59, 60

Старший литературный редактор

Старший литературный сотрудник

Старший научный сотрудник

Старший научный сотрудник

Группа ВУС – 41-71, 79-99

Врач-специалист (по номенклатуре)

Старший инженер, ведущий специалист

Группа ВУС – 25, 31, 65

Старший офицер-
инспектор

Старший помощник начальника отдела

Ведущий инженер, главный экономист

Группа ВУС – 31, 41-71, 79-99

Старший помощник начальника отделения (службы)

Старший постоянный корреспондент

Группа ВУС – 33, 80

Преподаватель, старший преподаватель

Старший производитель работ

Старший производитель работ (прораб)

Группа ВУС – 33, 80

Группа ВУС – 22, 58, 62

Группа ВУС – 41-71

Старший техник-
испытатель

Группа ВУС – 41-71

Группа ВУС – 19, 59

Старший тренер –
преподаватель по спорту

Врач – судебно-медицинский эксперт

Группа ВУС – 41-71

Группа ВУС – 41-71

Группа ВУС – 19, 59

Группа ВУС – 33, 80

Группа ВУС – 62, 71

1. Воинские должности заместителей и помощников начальников, перечисленные в настоящем Перечне, также разрешается замещать гражданским персоналом. При этом наименования указанных должностей гражданского персонала образуются путем приставки наименования “заместитель” или “помощник” к должности начальника в соответствующем падеже.

2. Не подлежат замещению гражданским персоналом воинские должности, непосредственно связанные с планированием и управлением операциями и боевыми действиями; обеспечением боевой и мобилизационной готовности войск (сил); организацией взаимодействия с другими органами военного управления по вопросам планирования, организации и контроля боевой и мобилизационной подготовки, применения войск (сил), боевого и технического обеспечения в органах военного управления, боевых и специальных войсках, а также связанные с несением боевого дежурства, дежурства в качестве оперативного дежурного и дежурства с оружием.

3. По наименованию должности гражданского персонала, которая устанавливается при замещении воинской должности по группе ВУС 90, разрешается устанавливать второе наименование врачебной или провизорской должности по Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала, а также специалистов с высшим профессиональным образованием в военно-медицинских учреждениях (подразделениях) в соответствии с профилем учреждения (структурного подразделения).

Профессии в погонах

путеводитель

Профессия военного является разновидностью государственной службы. Военный с целью защиты и удержания территории, материальных и людских ресурсов принимает решение или выполняет приказы о необходимых военных мероприятиях и операциях, участвует в различных акциях на местах и «горячих точках».

Должен уметь: Организовать себя и других для выполнения задания. Быстро принимать решение, адекватное сложившейся ситуации. Анализировать факты и конъюнктуру с целью предвидения возможной опасности. Сосредотачивать свое внимание на необходимом объекте нужное количество времени. Прогнозировать дальнейшее развитие обстановки. Контролировать свое эмоциональное состояние. Представлять свое подразделение во время официальных мероприятий.

Области применения: Имеющий данную специальность работает в военных организациях, гарнизонах, частях, подразделениях, миротворческих войсках, в органах юстиции, суда, прокуратуры, внутренних дел, таможни, на стройках, стратегических объектах, на предприятиях. Может работать в научно-исследовательских и учебных институтах, академиях в качестве ученого и преподавателя.

Необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии: Ответственность. Честность. Принципиальность. Исполнительность. Дисциплинированность. Грамотная, четкая, логичная устная и письменная речь. Умение убеждать, доказывать свою точку зрения. Организованность. Сильная воля. Аналитические, вербальные, коммуникативные способности. Высоко развитое дедуктивное мышление (от общего к частному). Быстрота реакции. Физическая и психическая выносливость. Инициативность. Хорошая интуиция. Патриотизм. Справедливость. Умение хранить тайну. Чувство долга.

Возможность продолжения образования, карьерный рост: Обучение в академии. Ординатура. Выслуга лет. Повышение в звании. Получение наград. Работа по родственным специальностям.

Командные воинские должности

Среди воинских должностей особо выделяются должности командиров отделений, экипажей, станций, боевых расчетов, постов и т.п. Они являются самыми многочисленными среди должностей командного профиля и считаются основными в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов.

Каждая командная воинская должность содержит обязанности организатора, воспитателя и специалиста.

По обязанностям, правам, ответственности и требованиям к начальникам, организаторам и воспитателям подчиненных все командные воинские должности схожи между собой. Вместе с тем по обязанностям специалистов они существенно отличаются друг от друга. Командные воинские должности есть у операторов и связистов, у водителей и технологов, в подразделениях специального назначения и прочих. Так, должность командира мотострелкового отделения отличается от должности командира отделения гидроакустикой подводной лодки.

Все командные воинские должности схожи по общим обязанностям и ответственности командира отделения.

В Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации указывается, что командир отделения в мирное и военное время отвечает: за успешное выполнение отделением боевых задач; за обучение, воспитание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние, строевую выправку и внешний вид подчиненных; за правильное использование и сбережение вооружения, военной техники, снаряжения, обмундирования, обуви и за содержание их в порядке и исправности. Он является непосредственным начальником личного состава отделения.

Примеры родственных гражданских профессий (должностей): администратор, воспитатель, воспитатель профессионально-технического учебного заведения, дежурный по вокзалу, диспетчер, диспетчер аэродромного диспетчерского (авиационно-диспетчерского) пункта, инспектор военизированной охраны, инструктор-методист по туризму, инструктор-парашютист, инструктор парашютно-десантной подготовки, инструктор парашютной службы, инструктор парашютной и десантно-пожарной службы, мастер производственного обучения, менеджер, методист внешкольного

Читайте также:
Что такое военная служба определение, виды, сроки, формы прохождения, положение, основные обязанности военнослужащих, особенности прохождения службы по контракту

учреждения, распределитель работ, руководитель кружка, тренер и т. п.

Операторские воинские должности

Современное вооружение и военная техника представляют собой совокупность разнообразных человеко-машинных систем, функционирующих при участии человека, под его контролем и руководством.

Нормальная работа человеко-машинных систем обеспечивается выполнением человеком операторских обязанностей. В этом состоит главное предназначение воинских операторских должностей. Без строгого, четкого и профессионального выполнения военнослужащим операторских обязанностей управление современным вооружением и военной техникой при их применении по предназначению становится неэффективным.

Деятельность операторов в различных образцах вооружения и военной техники различна. Но каждый ее вид обязательно включает в себя следующие стадии (операции): прием, оценку и переработку информации; принятие на основе этого соответствующих решений; действия по реализации этих решений; контроль результативности исполнения решений.

Операторская деятельность отличается от других видов труда тем, что оператор решает задачи управления, контроля, передачи или преобразования информации, взаимодействует с техникой, оружием или внешней средой не непосредственно, а опосредованно — с использованием средств отображения информации и органов управления.

В зависимости от содержания и характера выполняемых операторских обязанностей различают несколько видов должностей операторов: операторы-диспетчеры, операторы-исследователи (операторы-наблюдатели, операторы ввода информации), операторы-технологи и др.

Операторы должны обладать следующими основными профессионально важными качествами: точностью и быстротой зрительного (слухового) восприятия, точным глазомером, устойчивостью и концентрацией внимания, развитой оперативной памятью, быстротой мышления, умением выделить в информации главное, координацией движений руками, ответственностью и аккуратностью.

Примеры родственных гражданских профессий (должностей): геодезист, гидрометнаблюдатель, гравер, градуировщик, диспетчер аэродромного диспетчерского (авиационного диспетчерского) пункта, измеритель электрических параметров радиодеталей, испытатель электрических машин, аппаратов и приборов, корректор, наборщик вручную, наборщик на машинах, наладчик геофизической аппаратуры, оператор передвижной сейсмической установки, оператор станков с программным управлением, оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин, оптик, оптик-механик, планиметрист, приборист, программист, радиометрист, радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования, радиооператор, радиотехник, радист-радиолокаторщик, сейсмолог, слесарь-механик по радиоэлектронной аппаратуре, слесарь-сборщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов, техник вычислительного (информационно-вычислительного) центра, техник-геодезист, техник-маркшейдер, техник по радионавигации, радиолокации и связи, техник-программист, топограф, фотограф, художник, чертежник, чертежник-конструктор, ювелир-монтировщик, юстировщик и т. п.

Водительские воинские должности

Одной из основных черт современной армии, позволяющей ей успешно выполнять свое предназначение, является высокая мобильность войск (сил), т.е. их способность к быстрому передвижению до начала и в ходе боевых действий, к быстрому развертыванию в боевой (предбоевой) порядок. Обеспечить мобильность войск (сил) призваны машины, непосредственное управление движением которых осуществляют водители.

В Вооруженных Силах к самодвижущимся машинам относятся автомобильная и бронетанковая техника, подводные и надводные корабли, железнодорожные транспортные средства, предназначенные для перевозки личного состава и военных грузов, транспортировки вооружения и военной техники, буксировки прицепов и полуприцепов различного назначения.

Деятельность водителей преимущественно мыслительно-двигательная, осуществляется на основе приобретенных умений и навыков в процессе управления подвижным объектом.

Примеры родственных гражданских профессий: водитель автомобиля, водитель вездехода, водитель-испытатель, водитель погрузчика, водитель транспортно-уборочной машины, водитель троллейбуса, матрос, машинист автогрейдера, машинист бульдозера, машинист крана автомобильного, машинист крана (крановщик), машинист крана металлургического производства, машинист скрепера, машинист трубоукладчика, машинист экскаватора, машинист экскаватора одноковшового, машинист экскаватора роторного, рулевой (кормщик), тракторист, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, трелевщик и т. п.

Воинские должности специального назначения

Среди классов основных сходных воинских должностей выделяются должности специального назначения. Их отличие заключается в том, что деятельность военнослужащих на этих должностях осуществляется в особо напряженных, часто экстремальных условиях.

Воинские должности этого класса предназначены для решения особо ответственных боевых и учебно-боевых задач в условиях чрезвычайной напряженности и риска для жизни. Они преобладают в воздушно-десантных войсках, морской пехоте, разведывательных подразделениях, имеются в войсках радиационной, химической и биологической защиты.

Военная служба на должностях специального назначения, связанная с чрезмерными эмоциональными и физическими нагрузками, предъявляет к солдатам, матросам, сержантам и старшинам повышенные требования.

Они должны обладать следующими основными профессионально важными качествами: координацией движений, ловкостью, физической силой и выносливостью, решительностью, самообладанием, сообразительностью, смелостью.

Примеры родственных гражданских профессий (должностей): взрывник на лесных работах, водолаз, водолазный специалист, газоспасатель, егерь, инкассатор, инструктор авиа пожарной команды, инструктор водолазного дела, инструктор-методист по туризму, инструктор-парашютист, инструктор парашютно-десантной подготовки, инструктор парашютной службы, мастер водолазных работ, охотник промысловый, парашютист-спасатель, парашютист-укладчик парашютов, спасатель, топограф и т. п.

Технологические воинские должности

Поддержание готовности и работоспособности образцов вооружения и военной техники обеспечивают военнослужащие, осуществляющие их обслуживание и ремонт.

Обслуживание образцов вооружения и военной техники проводится в принудительном порядке через установленный промежуток времени, а ремонт – по необходимости.

Обслуживание техники представляет собой комплекс мероприятий профилактического характера, направленных на создание наиболее благоприятных условий работы ее узлов и отдельных деталей, а также на выявление дефектов и предупреждение неисправностей.

Деятельность военнослужащих на технологических должностях осуществляется индивидуально или в составе небольших групп при значительных физических и динамических нагрузках.

Военнослужащие для успешной военной службы на этих воинских должностях должны обладать следующими основными профессионально важными качествами: развитым наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением, общеобразовательной и технической грамотностью.

Примеры родственных гражданских профессий (должностей): авиационный механик (техник) по планеру и двигателям, авиационный механик (техник) по приборам и электрооборудованию, авиационный механик (техник) по радиооборудованию, аккумуляторщик, аппаратчик концентрирования кислот, газовщик, дезактиваторщик, лаборант, машинист паровых турбин, машинист электростанции передвижной, моторист (машинист), наладчик автоматов и полуавтоматов, наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики, наладчик станков и манипуляторов с программным управлением, оператор заправочных станций, радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования, радиотехник, сборщик электроизмерительных приборов, слесарь-механик по ремонту авиационных приборов, слесарь-механик по радиоэлектронной аппаратуре, слесарь-механик электромеханических приборов и систем, слесарь-монтажник приборного оборудования, слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике, слесарь по ремонту автомобилей, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования, слесарь-ремонтник, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования, слесарь-электромонтажник, токарь, фрезеровщик, электромеханик по испытанию и ремонту электрооборудования, электромонтажник-наладчик, электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию, электромонтажник по электрическим машинам, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования и т. п.

Порядок подготовки и поступления в военные образовательные учреждения профессионального образования

В качестве кандидатов для зачисления курсантами в военные образовательные учреждения профессионального образования могут рассматриваться граждане Российской Федерации, окончившие образовательные учреждения среднего (полного) общего или среднего профессионального образования, из числа:

  • граждан, не проходивших военную службу, — в возрасте от 16 до 22 лет;
  • граждан, прошедших военную службу, и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, — до достижения ими возраста 24 лет;
  • военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (кроме офицеров), — по истечении половины срока военной службы, указанного в первом контракте, до достижения ими возраста 24 лет.
  • Кандидаты, поступающие:
  • в Военный институт физической культуры, должны иметь спортивные звания или спортивные разряды не ниже второго по одному из видов спорта;
  • на Военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, должны иметь навыки игры на одном из инструментов духового оркестра.
Читайте также:
Сухопутные войска Российской Федерации ⚔️ состав, виды, предназначение

В военно-медицинские институты для продолжения обучения принимаются граждане Российской Федерации из числа студентов, окончивших четыре курса государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования по специальностям «лечебное дело», «педиатрия» и «медико-профилактическое дело», а по специальностям «фармация» и «стоматология» — три курса фармацевтических и стоматологических университетов, институтов (факультетов) в возрасте не старше 27 лет.

На Военно-ветеринарный факультет при Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии для продолжения обучения принимаются граждане Российской Федерации из числа студентов, окончивших четыре курса ветеринарных университетов, институтов (факультетов) в возрасте не старше 27 лет.

Лица из числа гражданской молодежи, желающие поступить в военные образовательные уреждения профессионального образования, подают заявления в военный комиссариат района, города без районного деления, иного муниципального (административно-территориального образования) по месту жительства до 20 апреля 2012 года поступления.

В заявлении указываются: фамилия, имя и отчество, год, число и месяц рождения, адрес местожительства, наименование военного образовательного учреждения профессионального образования и специальность, по которой кандидат желает обучаться.

К заявлению прилагаются: автобиография, характеристика с места учебы или работы, копия документа о среднем образовании (учащиеся представляют справку о текущей успеваемости), четыре фотографии (без головного убора, размером 4,5 / 6 см); копия табеля первого полугодия (для выпускников).

Паспорт, военный билет или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и подлинный документ о среднем образовании представляются кандидатом в приемную комиссию военного образовательного учреждения профессионального образования по прибытии; копия свидетельства о рождении; справку о семейно-имущественном положении (состав семьи).

Поступать могут лица годные к военной службе без ограничений по состоянию здоровья.

Предварительный отбор кандидатов из числа граждан, прошедших и не проходивших военную службу, проводится призывными комиссиями военных комиссариатов районов до 15 мая года поступления на учебу и включает определение их соответствия.

Куда идти учиться будущему военному?

ВОУВПО МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ МВД

  • Новосибирский военный институт внутренних войск МВД России
    Адрес: 630114, г. Новосибирск, ул. Ключ– Камышенское плато, д. 6/2.
  • Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России
    Адрес: 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1.
  • Пермский военный институт внутренних войск МВД России
    Адрес: 614108, г. Пермь, ул. Гремячий лог, 1.

ВУЗЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ РОССИИ

  • Академия федеральной службы охраны России (г. Орел)
    Адрес: 302034, г. Орел, ул. Приборостроительная, 35.
  • Воронежский институт правительственной связи (филиал) академии федеральной службы охраны России
    Адрес: 394042, г. Воронеж, ул. Минская, д. 2.

ВУЗЫ МИНИСТЕРСТВА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ РОССИИ

  • Академия гражданской защиты МЧС (г. Химки)
    Адрес: 141435, г.о. Химки, мкрн. Новогорск, Московская область.

ВУЗЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

  • Филиал военного учебно-научного центра сухопутных войск (г. Москва)
    Адрес: 109380, г. Москва, Ж-380, ул. Головачева, 2
  • Филиал военного учебно-научного центра сухопутных войск (г. Рязань)
    Адрес: 390031, г. Рязань, площадь им. генерала армии В.Ф. Маргелова, 1.
  • Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил (г. Краснодар)
    Адрес: 350005, г. Краснодар-5, ул. Дзержинского, 135.
  • Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского (г. Санкт-Петербург)
    Адрес: 197198, г. Санкт-Петербург, ул. Ждановская, 13.
  • Военно-технический университет при федеральном агентстве специального строительства РФ (г. Балашиха)
    Адрес: 143900, Московская область, г. Балашиха, ул. Карбышева, 8.

По вопросам поступления обращаться: г. Абинск, Военный комиссариат, ул. Нефтепромысловая, 55

Гражданская оборона (ГО)

Что такое ГО

Гражданская оборона (ГО) – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Мероприятия по защите населения и объектов экономики начали активно проводиться в ряде стран уже в первую мировую войну 1914-1918 годы и играли важную роль во второй мировой войне 1939-1945 годы, когда удары с воздуха наносились по всей территории многих воевавших государств. В 50-60-х гг. XX в. в связи с появлением и развитием ядерного оружия, ракет, значительным повышением боевых возможностей авиации и др. средств вооруженной борьбы уязвимость тыла значительно возросла. В этих условиях гражданская оборона приобрела значение стратегического фактора и в большинстве крупных государств была оформлена организационно. В СССР гражданская оборона была создана в 1961 году. До этого функции защиты населения, промышленных объектов и городов от нападения противника с воздуха выполняла Местная противовоздушная оборона (См. Местная противовоздушная оборона).

Цели, основные задачи, мероприятия и сколько их

Согласно ст. 2 Федерального закона РФ «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12.02.1998 имеется 15 основных задач в области гражданской обороны и защиты населения в Российской Федерации:

  1. Подготовка населения в области гражданской обороны.
  2. Оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
  4. Предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
  5. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.
  6. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  7. Первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  8. Борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
  9. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению.
  10. Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий.
  11. Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  12. Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время.
  13. Срочное захоронение трупов в военное время.
  14. Обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  15. Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Читайте также:
Сообщение на тему: "Вредные привычки" классификация, последствия для здоровья и влияние на организм человека, правила борьбы и профилактики, список плохих привычек

Кроме того, в случае крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР). Гражданская оборона организуется и ведется на территории всей страны.

Организация и ведение ГО

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства. Это положение исходит из конституционных прав и обязанностей личности, общества и государства по защите от внешних и внутренних угроз. Организацией и ведением гражданской обороны, как составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государство выполняет три важнейшие функции:

  • обеспечение защиты и жизнедеятельности населения, спасения и оказания помощи пострадавшим (социальная);
  • сохранение мобилизационных людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны (оборонная);
  • сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики выживания населения в военное время, защита материальных и культурных ценностей (экономическая).

Гражданская оборона предусматривает заблаговременную в мирное время подготовку государства к ведению гражданской обороны с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Это продиктовано необходимостью принятия упредительных мер по защите населения, материальных и культурных ценностей в условиях ведения войн с применением современных средств поражения, способных нанести значительный ущерб экономике страны и вызвать неоправданный рост потерь населения. Заблаговременная подготовка государства к ведению гражданской обороны включает целый комплекс мероприятий, проводимых в мирное время и обеспечивающих успешную реализацию каждой из основных задач в области гражданской обороны (см. Подготовка государства к ведению гражданской обороны ). Ведение гражданской обороны, т.е. практическое осуществление мероприятий по непосредственной защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории РФ или отдельных ее местностях.

Организационное построение гражданской обороны позволяет обеспечивать:

  • соответствие ее структуры федеральному устройству страны;
  • преемственность методов управления, требующих относительной перестройки их в военное время;
  • необходимую централизацию и децентрализацию руководства.

Организационную основу гражданской обороны составляет:

  • руководство гражданской обороной, органы, осуществляющие управление гражданской обороной, эвакуационные органы;
  • комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций в военное время;
  • силы гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, на территориях субъектов РФ и муниципальных образований – соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Они несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти на соответствующих территориях и в организациях.

Органы управления

В системе гражданской обороны и единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в настоящее время создана и функционирует стройная система органов управления. В эту систему входят федеральные, региональные, муниципальные и объектовые органы управления.

Федеральные органы управления представляют МЧС России и структурные подразделения, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, федеральных органов исполнительной власти.

На территориях субъектов Российской Федерации функцию органов управления гражданской обороны несут главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации. Например, на территории Омской области органом управления гражданской обороны является Главное управление МЧС России по Омской области и т.д.

На территориях муниципальных образований органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются управления (отделы, секторы) ГОЧС администраций городов и сельских районов.

В администрациях сельских и городских поселений могут быть созданы нештатные органы управления гражданской обороны или функции органа управления могут быть возложены на заместителя главы сельского поселения.

Во всех организациях, независимо от сфер хозяйственной деятельности, форм собственности, органы управления гражданской обороны могут быть представлены штатными структурными подразделениями администраций, учреждений, предприятий (отделами, секторами и др.), уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны или нештатными органами (например, штабами гражданской обороны).

Органы управления гражданской обороны, создаваемые в организациях, называются объектовыми.

Органы управления гражданской обороной

Таким образом, на всех уровнях государственного и муниципального управления в настоящее время созданы и функционируют соответствующие органы управления гражданской обороной.

В свою очередь они:

  • планируют и организуют выполнение мероприятий гражданской обороной, подготовку руководства состава гражданской обороной и всеобщее обязательное обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • осуществляют контроль за планированием эвакуационных мероприятий, накоплением фонда защитных сооружений, средств индивидуальной защиты и другого имущества гражданской обороны, организацией их хранения и содержания, соблюдением требований норм инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
  • организуют оповещение населения по сигналам гражданской обороны и обеспечивают готовность систем управления, связи и оповещения;
  • организуют и контролируют создание, подготовку и поддержание в состоянии постоянной готовности сил гражданской обороны;
  • обеспечивают управление силами гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • организуют взаимодействие органов управления и сил, участвующих в совместном выполнении задач, в том числе и органах военного командования и др.

Следовательно, органы управления гражданской обороной играют главную роль в защите населений и территорий от опасностей, возникающих во время военных действий и занимают ведущее место в обеспечении устойчивого их функционирования в любых условиях обстановки.

В любом органе управления гражданской обороны, будь он штатный или нештатный, должны быть лица, выполняющие функции:

  • по решению внезапно возникающих задач (помощник руководителя органа управления по оперативным вопросам);
  • специалиста по связи;
  • специалиста по созданию, комплектованию сил гражданской обороны;
  • специалиста по решению задач материально-технического обеспечения;
  • специалиста по организации обучения работников учреждения, предприятия по вопросам гражданской обороны.
Читайте также:
Доклад на тему: «Вред алкоголя для подростков» влияние зависимости

В орган управления гражданской обороной могут входить и другие специалисты.

При формировании органа управления гражданской обороны и включения в его состав должностных лиц необходимо учитывать профиль специальности их по занимаемой им штатной должности в данной организации. Например, в качестве специалиста по созданию, комплектованию сил гражданской обороны можно определить руководителя (работника) кадрового органа, а в качестве специалиста по связи – руководителя (работника) подразделения, обеспечивающего связь в данной организации.

Целесообразно, чтобы руководитель органа управления гражданской обороной в организациях имел властные полномочия, позволяющие ему, в отсутствии первого руководителя, осуществлять все мероприятия, направленные на защиту работников от опасностей, возникающих во время военных действий, сохранение производственного потенциала, материальных и культурных ценностей и обеспечение устойчивого функционирования организации в любых условиях обстановки в полном объеме.

В связи с тем, что в организациях властными полномочиями обладают только первые руководители и его заместители (частично), при формировании нештатного органа управления гражданской обороной необходимо его руководителем определить одного из заместителей первого руководителя (может быть – первого заместителя). А в случаях, когда в организациях создан и функционирует штатный орган управления гражданской обороной, его руководителя необходимо наделить соответствующими полномочиями. Эти полномочия должны находить отражение в положении об органе управления гражданской обороной, которое утверждается и вводится в действие распорядительным документом первого руководителя организации, который является руководителем гражданской обороны организации.

Также часто звучит вопрос: «В каком соотношении находятся органы управления гражданской обороны в организациях органами управления объектового звена территориальной подсистемы РСЧС? Не создают ли они неопределенность, не будут ли они мешать друг другу в практической деятельности?».

Такой вопрос возникает потому, что кроме органа управления гражданской обороны в организациях создаются органы управления объектового звена территориальной подсистемы РСЧС.

К ним относятся:

  • координирующий орган управления объектовым звеном – КЧСиОПБ, постоянно действующий орган управления – структурное подразделение, уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны администрации организации;
  • орган повседневного управления – дежурно-диспетчерская служба (ДДС).

Да, такое множество органов управления может создавать некоторую неопределенность при решении практических задач. Поэтому первый руководитель организации, который по закону является руководителем гражданской обороны, должен определиться с концентрацией управления гражданской обороной и защитой от чрезвычайных ситуаций на одном органе. Таким органом может быть или штаб гражданской обороны (несмотря на то, что в законе «О гражданской обороне» слово «штаб» не упоминается) или КЧСиОПБ объектового звена территориальной подсистемы РСЧС.

Важно. Организация и ведение гражданской обороны в МЧС России регламентировано приказом МЧС России № 783 от 17.12.2008

Силы ГО

Силы гражданской обороны состоят из воинских формирований, специально предназначенных для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенных в войска гражданской обороны, спасательных служб и нештатных аварийно-спасательных формирований. Последние создаются в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. Для решения задач в области гражданской обороны могут привлекаться в установленном порядке Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования.

Серьезное значение придается гражданской обороне и в зарубежных странах. Законы о гражданской обороне приняты в большинстве ведущих и развитых стран: в США (1950), Великобритании (1948 и 1960), ФРГ (1957), Финляндии (1958), Швеции (1948), Норвегии (1953) и т.д. Органы руководства гражданской обороны в центре и на местах созданы с учетом особенностей государственного устройства стран. За последние годы в ряде ведущих зарубежных стран в связи с изменившимися военно-политическими и военно-техническими условиями происходит определенная трансформация взглядов на концептуальные основы гражданской обороны. К основным тенденциям в развитии гражданской обороны зарубежных стран следует отнести следующие. В большинстве стран полагают, что в современных условиях необходима гражданская оборона нового типа, способная быть эффективной не только в военное, но и в мирное время. Целесообразно и необходимо использовать силы и средства гражданской обороны для оказания помощи населению в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. Гражданская оборона все больше отходит от военной организации, так как ее мероприятия приобретают скорее социальный, чем военно-стратегический характер. В большинстве государств ответственность за гражданскую оборону возложена на министерства внутренних дел. В США органы гражданской обороны подчинены министерству внутренней безопасности, в Канаде – федеральному правительству, в Норвегии и Испании – министерству защиты населения. Только в отдельных странах гражданская оборона находится в ведении министерства обороны (Португалия, Швеция и др.). Особое внимание уделяется вопросам мобилизационной готовности гражданской обороны, так как значительно возрастает объем мероприятий на период развертывания систем гражданской обороны при переходе ее с мирного на военное время. Отмечается процесс перераспределения функций в области гражданской обороны. Это выражается в повышении прав и ответственности местных органов власти в решении задач гражданской обороны, передачи части управленческих функций из центра местным органам власти. Приоритетными мероприятиями в области гражданской обороны являются накопление фонда защитных сооружений (за счет строительства подземных сооружений двойного назначения), модернизация и растущие возможности оповещения населения, создание автоматизированной системы радиационного контроля, создание резервов материально-технических средств гражданской обороны в оптимально обоснованных объемах, качественная разработка планов гражданской обороны, совершенствование организационной структуры и технической оснащенности сил гражданской обороны, создание системы управления.

Источник: От МПВО к гражданской защите: Исторический очерк. Под редакцией С.К. Шойгу. –М., 1998; Федеральный закон РФ № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: