Добро и зло в романе Война и мир – проблема раскрытия темы

Добро и зло в романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир”

Одним из самых популярных направлений для итогового сочинения является добро и зло. В романе «Война и мир» Льва Николаевича Толстого можно найти множество аргументов по этой теме. Автор всегда уделял особое внимание внутреннему миру человека и в своих произведениях описывал интересных, глубоких персонажей. Книга обладает большим смыслом и несет в себе очень ценные уроки.

Мужские положительные образы

В романе «Война и мир» читатель знакомится с добрыми, сострадательными мужскими персонажами. К ним относятся:

  1. Пьер Безухов. На протяжении всего повествования Пьер находится в поисках самого себя. Его образ меняется, но доброта остается неизменным качеством. Андрей Болконский говорил, что у Безухова золотое сердце. Это простой человек, немного рассеянный и неуклюжий. Автор описывает, как Пьер спасает женщину при пожаре, раздает бедным деньги. Желание совершать положительные, благородные поступки приводит его к масонам. Безухов был единственным человеком, который понял причину измены Наташи Ростовой и выразил ей свое сочувствие. В конце книги Пьер становится супругом Наташи и вместе с ней находит счастье, которое ему не удавалось вкусить ни в светской жизни, ни в масонской ложе.
  2. Николай Ростов. Персонаж напоминает ребенка, он отличается излишним простодушием и прямотой, но вместе с тем это очень положительный человек. Николай обладает моральными принципами, он думает о чувствах других людей. Во время одной битвы Ростов оказывается ранен, и ему приходится убегать от приближающихся к нему французов. В этот момент перед Николаем проносится вся его жизнь, он начинает задумываться о смысле существования и причинах своих поступков. Ростов не понимает, зачем он отправился на войну, ведь у него очень добрый и мягкий характер, он не хочет убивать и творить зло. Николай не теряет своих истинно человеческих качеств, участвуя в страшных сражениях, его поведение можно приводить в качестве аргумента — доброта на войне. Конечно же, на формирование характера молодого человека повлияла его семья. Родители уделяли много времени воспитанию Николая и подавали ему положительный пример.

Толстой умел создавать не только ярких положительных героев, но также описывать отрицательных и в то же время интересных персонажей. В романе можно встретить примеры негативных качеств как со стороны мужчин, так и от лица женщин.

Сила или порок?

Доброта в романе представлена в любимых автором и читателем персонажах: Пьер Безухов, Наташа Ростова и вся ее семья, княжна Марья. Очевидная жестокость представлена в таких персонажах как Князь Василий, Анатоль и Элен Курагины и вся чета Курагиных. Через разницу в поведении положительных и отрицательных персонажей Толстой показывает, что доброта приводит к положительным результатам, в то время как жесткость – это деструкция личности, выражение трусости и слабости.

Один из ярких примеров контраста доброты и жестокости читатель может наблюдать в семье Болконских. Князь Василий не допускает проявлений доброты. Для него это выражение слабости. Все время он унижает свою дочь Марью, обвиняет ее во всем. Княжна Марья в свою очередь человек добрый и отзывчивый. Для нее доброта – это образ жизни. Даже оказавшись лицом к лицу с опасностью, с маленьким ребенком на руках, она остается доброй, не бросает своего отца, который не давал ей спокойно жить. А вот князь со своим полным неприятием доброты оказывается слаб перед лицом опасности

Негативные персонажи-девушки

В «Войне и мире» встречается несколько ярких героинь-злодеек. В сочинении можно привести примеры следующих женщин:

  1. Элен Курагина. Меркантильная и эгоистичная барышня. Девушка очень красива, но ее внутренний мир не соответствует внешней оболочке. Элен лишена добра и сострадания. Она тщеславна, имеет корыстные мотивы и надевает на себя маску притворной доброты, стремясь казаться лучше, чем она есть на самом деле. Барышне совершенно все равно, кто станет ее супругом, главное, чтобы он был богат и влиятелен, ведь это значит, что она сможет занять видное положение в обществе. Элен становится супругой Пьера Безухова и делает его жизнь безрадостной. Мужчина мечтал о настоящей семье, но Элен не любила его, ее интересовали только балы и развлечения, кроме того, она изменяла мужу. Героиня не боится переборщить в своем поведении, поскольку точно знает, что Безухов ее не бросит. Она нагло пользуется добротой мужа. В конце книги девушка умирает.
  2. Жюли Курагина. Девушка, которая явно не блещет умом и является крайне самовлюбленной. Жюли мечтает как можно скорее выйти замуж, поэтому она приезжает на все светские мероприятия в надежде познакомиться с каким-нибудь мужчиной. Ей симпатичен Николай Ростов, но он не разделяет ее чувств, а жениться из меркантильного интереса юноша не может. Семья Курагиных стремится производить на других благоприятное впечатление, чтобы обрести одобрение общества. Жюли описана как женщина, которая готова стать супругой кого угодно, только бы не остаться «старой девой». В конечном счете девушка так и не смогла стать счастливой. Героиня не совершает зла напрямую, но проявляет фальшь, равнодушие и лицемерие. Она была богатой наследницей и помещицей, в ее руках находились судьбы множества крестьян. Жюли безрассудно тратила деньги родственников и совершенно не заботилась о своих подчиненных. Ей не было никакого дела до народа и его проблем.

Толстой дал понять, что красота женщины вовсе не является залогом счастья, она может вообще никак не помогать в жизни. Гораздо важнее иметь богатый внутренний мир, человеческие качества, доброту и милосердие.

Добро и зло в романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир”

Да здравствует весь мир! Л. Н. Толстой Если поставить вопрос о том, в чем заключается главная идея творчества Льва Толстого, то, видимо, самым точным ответом будет следующий: утверждение общения и единения людей и отрицание разобщения и разъединения. Таковы две стороны единой и постоянной мысли писателя. В эпопее оказались резко противопоставленными два лагеря тогдашней России – народный и антинародный. В итоге развития романа на протяжении двух томов, до той половины, которая посвящена событиям тысяча восемьсот двенадцатого
года, главные герои остаются обманутыми действительностью во всех надеждах. Преуспевают лишь ничтожества: Друбецкие, Берги, Курагины. Лишь эпоха 1812 года смогла вывести героев из их состояния неверия в жизнь. Андрей Болконский нашел свое место в жизни, в героическом общенародном действии. Князь Андрей – этот рыцарь без страха и упрека – в итоге мучительных духовных исканий присоединяется к народу, потому что он отказался от прежних своих мечтаний, о командной наполеоновской роли по отношению к народу. Он пришел к пониманию того, что история делается тут, на поле боя. Он говорит Пьеру: Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду”. Эпоха 1812 года разрушила преграды между князем Андреем и людьми. Нет более в нем высокомерной гордости, аристократической кастовости. Автор пишет о герое: “Он был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли “наш князь”, им гордились и его любили”. Подобно этому, Пьера солдаты назовут “наш барин”. Всю свою жизнь Андрей Болконский искал возможности участвовать в настоящем, большом действии, важном для жизни, для людей, сливающем в себе “мое” и “общее”. И он пришел к пониманию того, что возможность такого действия – только в единении с народом. Участие князя Андрея в народной войне сломало его аристократическую замкнутость, открыло его душу для простого, естественного, помогло понять Наташу, понять свою любовь к ней и ее к нему. У Пьера, испытывающего те же мысли и чувства, что и князь Андрей, именно в бородинских главах возникает особенно острое сознание того, что они – солдаты, ополченцы, народ, – только они и являются истинными выразителями действия. Пьер восхищается их величием и самопожертвованием. “Солдатом быть, просто солдатом!” – думал Пьер, засыпая”, В “Войне и мире” речь идет о такой эпохе, когда человек находится на первом плане. Люди, сами непосредственно отвечающие за развитие действия, творящие ее (эпоху), становятся из “маленьких” людей большими людьми. Именно это и показано Толстым в картинах Бородинского сражения. Обо всех людях можно будет – после народной победы – сказать то, что Наташа говорит о Пьере: все они, вся Россия “из моральной бани” вышла! Пьер – главный герой “Войны и мира”, это доказывается и всем его положением в романе. Именно над Пьером восходит звезда 1812 года, предвещая и необычайные беды, и необычайное счастье. Его счастье, его торжество неотрывно от торжества народного. С образом этой звезды сливается и образ Наташи Ростовой. По мнению Толстого, Наташа – сама жизнь. Натура Наташи не терпит остановки, пустоты, незаполненности жизни. Она всегда чувствует в себе – всех. Пьер говорит княжне Марье о своей любви к Наташе: “Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну любил во всю жизнь и люблю так, что без нее не могу представить жизнь”. Толстой подчеркивает душевное родство Наташи и Пьера, их общие качества: жадность к жизни, страстность, любовь к красивому, простодушную доверчивость. Роль образа Наташи в “Войне и мире” велика. Она – сама душа радостного человеческого общения, в ней сочетается жажда настоящей, полной жизни для себя с желанием такой же жизни для всех; душа ее открыта для всего мира. Я написала лишь о трех характерах, которые, несомненно, выражают главную мысль Толстого. Путь Пьера и князя Андрея – это путь ошибок, заблуждений, но все же путь обретения, чего не скажешь о судьбе Николая Ростова, чей путь – путь утрат, когда он не смог отстоять в эпизоде с Телегиным свою правоту, когда Телегин украл кошелек у Ростова, “у своего брата украл”, но это не только не мешает, но как бы помогает ему делать карьеру. Эти эпизоды задевают душу Николая Ростова. Когда ветераны полка обвинили Ростова в том, что он лжет и что среди павлоградцев нет воров, то у Николая были слезы на глазах и он говорил: “Я виноват”. Хотя Ростов был прав. Потом тильзитские главы, торжество переговоров между императорами – все это странно воспринимает Николай Ростов. В душе Николая Ростова поднимается бунт, возникают “странные мысли”. Но этот бунт заканчивается полной его человеческой капитуляцией, когда он кричит на офицеров, осуждающих этот союз: “Наше дело исполнять свой долг, рубиться и не думать”. Этими словами завершается духовная эволюция Николая Ростова. И этот герой отрезал себе путь к Бородино, будет из него верный аракчеевский рубака, “коль прикажут”.

Читайте также:
Краткое содержание Сказание о Борисе и Глебе читать

Отрицательные герои

Негативных персонажей-мужчин в романе Толстого больше, нежели героинь. В качестве аргумента для сочинения можно привести следующие примеры:

  1. Анатоль Курагин. Брат Элен, очень похож на свою сестру. Он тоже отличается привлекательной внешностью, но за красивой оболочкой скрывается пустота, лицемерие и эгоизм. Парень глуповат, не интересуется ни искусством, ни литературой, порхает по жизни и не думает о будущем. Анатоль разбил множество женских сердец и опозорил фамилии разных барышень. В ситуации с Наташей Ростовой эта связь чуть не обернулась трагедией для девушки. Он заставил ее поверить ему и влюбиться, а сам не испытывал к Наташе никаких чувств. Даже при желании Анатоль не смог бы на ней жениться, ведь у него уже была супруга, но девушка не знала об этом, а ему хотелось развлечься. Однажды мужчине пришлось жениться только потому, что он обесчестил барышню и не смог уйти от гнева ее семьи. Когда побег сорвался, а Наташа была опозорена, Анатоль не почувствовал ни капли раскаяния, он уже неоднократно проворачивал такую авантюру. Негативные качества Курагина стали проявляться не только на любовном фронте, но и на поле боя. Из него не получился храбрый солдат, да и умом он не отличался. Анатолю так и не удалось стать счастливым, ему пришлось уехать из города и скрывать свое прошлое от других.
  2. Василий Курагин. В формировании мировоззрения и личности большую роль играет пример родителей, поэтому неудивительно, что у Элен и Анатоля был отец с не самыми лучшими жизненными качествами. Василий — не последний человек в обществе, он состоятелен и влиятелен. Мужчина не стремится намеренно сделать кому-то плохо, но при этом он всегда использует людей в своих корыстных целях. Василий — настоящий интриган, он умеет воспользоваться любой ситуацией себе на благо. Он отправляет Анатоля свататься к Марье Болконской, а Пьера Безухова женит на Элен. На первый взгляд кажется, что Василий не делает ничего плохого, но по факту он совершает множество поступков, которые характеризуют его как подлого героя.
  3. Борис Друбецкой. Сын Анны Друбецкой — женщины, которая хочет, чтобы ее ребенок был счастлив. С помощью Василия она пристраивает Бориса в гвардию. Друбецкой понимает, что ему хочется сделать прекрасную карьеру на службе, и ради этого он готов на все. Борис стремится заводить полезные связи, тратит все свои деньги, чтобы казаться успешным и состоятельным. Друбецкой заводит отношения с замужней Элен, потому что она является светской дамой и знает все обо всех. В какой-то момент Борис увлекается Наташей Ростовой, но их отношения не задаются, ведь брак с девушкой невыгоден мужчине. Друбецкой становится супругом Жюли Курагиной — состоятельной героини, к которой он не испытывает никаких чувств. Желание денег и признания приводит к моральной деградации. Он превращается в человека, который наживается на войне, сидит в штабе и получает чины. Мужчина даже не думает о судьбе своей Родины и не стремится оказывать помощь солдатам.
Читайте также:
Тема судьбы в романе Лермонтова Герой нашего времени - проблема

Лев Николаевич Толстой написал уникальное произведение. В «Войне и Мире» можно найти аргументы на любую тему, а уж тема добра и зла здесь раскрыта как нельзя лучше. Примеры из книги позволят хорошо написать итоговое сочинение и преподадут ценные жизненные уроки.

Доброта – черта характера

В положительных персонажах произведения доброта заложена в характере, она принимается как должное и не подвергается сомнению. Например, Пьер Безухов имеет нелегкую судьбу, но это не делает его жестоким и озлобленным. Ему приходится через многое пройти, но все удары судьбы он принимают через призму позитивного мышления, доброта помогает ему справиться со всеми жизненными неурядицами. В то же время его жена Элен жестока по своей природе. Она не склонна к раскаянию, делает все только ради своей выгоды. Даже когда Пьер простил ее за измену, дал возможность исправится, она все равно делала все как удобно только ей.

Еще один пример врожденной, воспитанной доброты, которая не подвергается сомнению – Наташа Ростова. Она росла в семье, где царило понимание и уважение друг к другу. Доброта заложена в ней с пеленок, она не только черта природного характера, но качество, воспитанное поведением и примером родителей.

Даже на войне есть место доброте. Жестокости всего положения противопоставляются людские характеры, для которых убийство является тяжелым испытанием. Один из примеров добрых людей на войне – Платон Каратаев. Он уверен, что миром правит добро, и даже в плену сохраняет любовь ко всему миру.

Аргументы на тему: Доброта и жестокость в романе-эпопее «Война и мир» (Л. Н. Толстой)

Автор: Guru · 01.10.2018

Нередко человек с чутким сердцем и доброй душой становится жестоким по отношению к окружающим и даже к самому себе — это проявляется в агрессивной направленности его действий, которые, однако, имеют под собой веские основания. Но могут ли они оправдать жестокость? Способен ли человек победить ее? Может ли доброта окружения помочь ему в этой борьбе? Л. Н. Толстой в своём романе «Война и мир» раскрыл ответы на эти вопросы.

  1. (Доброта – это слабость или сила?) Княжна Марья Болконская — образец чуткости, кротости и милосердия, которое проявляются едва ли не в каждом её поступке: от бескорыстной и деятельной любви ко всей семье до желания помочь нуждающимся крестьянам. В отличие от дочери, князь Николай Болконский — человек жесткий, угрюмый и требовательный. Жесткость для него — стержень характера, а доброта — слабость. Поэтому он не уважает свою дочь и все время бранит ее по каждому мелкому бытовому поводу. Но причина его недовольства сложнее: видя доброту Марьи, князь инстинктивно пытается противостоять ей, отстаивая свое право вести себя иначе. Проявляя категоричность, грубость и агрессию, он объявляет войну старческой немощи, которую он видит в такте, обходительности и мягкосердечии. Однако жизнь все расставила по своим местам: герой понял свою ошибку, когда силы действительно покинули его. Марья осталась без защиты с маленьким племянником на руках и бунтующими крестьянами, когда на их земли надвигался враг. Но доброта девушки стала ее оружием, а слабостью. Молодая женщина не бросила отца, несмотря на опасность, не оставила и племянника. Она доблестно сражалась со страхом и приняла на себя всю ответственность за семью, пока старый князь со своей жестокостью ничего не мог поделать. Крестьяне боялись, но не любили его, поэтому, когда он слег, они отбились от рук. Только добродетель помогла в трудную минуту: хорошей женщине помог Николай Ростов. Таким образом, именно доброта является настоящей силой характера, а вот жестокость – это всего лишь проявление слабости и неуверенности в себе.
  2. (Как не ожесточиться от жизненных испытаний?) Петр Безухов — персонаж с нелегкой судьбой, но он не потерял своё добродушие после всех пройденных испытаний: смерти отца, предательства жены и друга, войны и плена. Он сохранил прекрасные свойства своего характера, пронес их через пепелища сражений и личные обиды. Герой так и остался добрым, слегка наивным и способным на милосердие и сочувствие. Как же он смог это сделать? Причина проста: Пьер не помнил зла, он умел прощать и отпускать негативные эмоции. Мужчина даже смог помириться с супругой после ее многочисленных измен, сумел простить Долохова, который соблазнил Элен. Он не таил зла на Курагина, который едва не лишил его наследства и титула. Более того, Безухов пытался научить этому своих друзей, щедро одаривая их добротой своей души. К примеру, он советовал Андрею простить Наташу за неудавшийся побег с Анатолем, но Болконский не смог. Князь пожалел об этом на смертном одре, когда все-таки сбросил груз с души и отпустил эту обиду восвояси. Таким образом, умение прощать – основа жизни в обществе и необходимое условие добродетели, ведь без него человек ожесточается и теряет положительные свойства характера.
  3. (Как научить человека доброте?) В семье Ростовых царит атмосфера взаимопонимания и любви — именно поэтому Наташа Ростова не может быть жестокой и бессердечной девушкой, как Элен Курагина, например. Несмотря на собственные лишения, она отдаёт «последнее» людям, потерявшим на войне абсолютно все, всячески помогая им наладить жизнь. Только по-настоящему добрый человек может ограничить себя ради благосостояния других. Откуда же у Наташи такое качество? В дворянской среде встретить его непросто, ведь знатные господа относились к войне равнодушно, их патриотизм и любовь к ближним – показные чувства. Причина формирования добродетели у героини кроется не в ее социальном статусе, а в семейном воспитании. Ростовы показывали детям хороший пример с рождения. Так, отец пожертвовал едва ли не последними деньгами, чтобы заплатить карточный долг сына и спасти его честь. Кроме того, супружеская чета Ростовых содержала бедную родственницу Соню, хотя семья была бедна. Видя такое поведение отца и матери, Наташа стала вести себя точно также. Значит, научить ребенка вести себя хорошо можно, только если его родители показывают достойный пример для подражания.
  4. (Доброта на войне, добро побеждает зло) Война — место столкновения не только военной техники, но и интересов враждующих сторон. Именно на поле боя раскрывается истинный характер человека, его доброта или жестокость. Платон Каратаев — солдат, захваченный в плен, страдает только от недостатка материальных благ, тогда как его душа наполнена милосердием, состраданием и добродушием: он делится куском последней картошки, чтобы Пьер Безухов почувствовал «вкус жизни», которого граф так и не познал ни в масонской ложе, ни на приемах и балах. Для Каратаева жестокость — ненужная вещь, из-за которой и случаются кровопролитные конфликты, в мире, по его мнению, правит только добро, и все бойцы добрые, только далеко на каждый открывает в себе это качество. Удивительно, но даже в плену этот простой человек сохранил любовь к людям и животным. Его поддержка спасла Безухову жизнь. Посреди буйства смерти и крови Платон противостоял этому хаосу и победил его, ведь его стараниями Пьер выжил, завел семью и всегда помнил о милосердии и мудрости простого солдата. Только доброта может остановить войну и залечить раны, нанесенные ею.
  5. (Жестокость – слабость души). Анатоль Курагин всегда был равнодушен и жесток по отношению к окружающим людям. Он растрачивал огромные суммы на кутежи и развлечения, вел позорный образ жизни, компрометируя семью и ставя отца в сложное финансовое положение. Герой не задумывался о последствиях своих поступков, не думал об ответственности за свои деяния. Анатоль согласен был участвовать в гнусных интригах отца, искал выгодную партию, но даже это дело он не смог завершить до конца. Он увлекся Наташей Ростовой и решил похитить ее, опозорив девушку. Жениться он не мог, так как был уже женат, но героиня не знала об этом. К счастью, похищение предотвратила Соня, рассказав о нем родителям Наташи. Но молодой человек даже не раскаялся в содеянном зле, он просто покинул город, чтобы не отвечать за свою подлость. Его жестокость – это настоящее проявление слабости, ведь он все делает тайком, боясь огласки и наказания, как будто он маленький мальчик, который всю жизнь прячет осколки любимой маминой вазы. Анатоль стесняется себя, скрывает биографию, лишь бы спрятаться от неминуемых трагических последствий. Его пример доказывает нам, что жестокость – удел трусов.
Читайте также:
Сочинение на тему: "Любовь к Родине" рассуждение о патриотизме, проблема отношения человека к Отечеству и родному краю, примеры и аргументы из жизни и литературы

Сочинение на тему: Добро и зло в романе «Война и мир»

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Добро и зло в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Если поставить вопрос о том, в чем заключается главная идея творчества Льва Толстого, то, видимо, самым точным ответом будет следующий: утверждение общения и единения людей и отрицание разобщения и разъединения. Таковы две стороны единой и постоянной мысли писателя. В эпопее ока-
зались резко противопоставленными два лагеря тогдашней России — народный и антинародный.
В итоге развития романа на протяжении двух томов, до той половины, которая посвящена событиям тысяча восемьсот двенадцатого года, главные герои остаются обманутыми действительностью во всех надеждах. Преуспевают лишь ничтожества: Друбецкие, Берги, Курагины. Лишь эпоха 1812 года смогла вывести героев из их состояния неверия в жизнь. Андрей Болконский нашел свое место в жизни, в героическом общенародном действии. Князь Андрей — этот рыцарь без страха и упрека — в итоге мучительных духовных исканий присоединяется к народу, потому что он отказался от прежних своих мечтаний о командной наполеоновской роли по отношению к народу. Он пришел к пониманию того, что история делается тут, на поле боя. Он говорит Пьеру: «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду». Эпоха 1812 года разрушила преграды между князем Андреем и людьми. Нет более в нем высокомерной гордости, аристократической кастовости. Автор пишет о герое: «Он был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли «наш князь», им гордились и его любили». Подобно этому, Пьера солдаты назовут «наш барин». Всю свою жизнь Андрей Болконский искал возможности участвовать в настоящем, большом действии, важном для жизни, для людей, сливающем в себе «мое» и «общее». И он пришел к пониманию того, что возможность такого действия — только в единении с народом. Участие князя Андрея в народной войне сломало его аристократическую замкнутость, открыло его душу для простого, естественного, помогло понять Наташу, понять свою любовь к ней и ее к нему.
У Пьера, испытывающего те же мысли и чувства, что и князь Андрей, именно в бородинских главах возникает особенно острое сознание того, что они — солдаты, ополченцы, народ, — только они и являются истинными выразителями действия. Пьер восхищается их величием и самопожертвованием. «Солдатом быть, просто солдатом!» — думал Пьер, засыпая».
В «Войне и мире» речь идет о такой эпохе, когда человек находится на первом плане. Люди, сами непосредственно отвечающие за развитие действия, творящие ее (эпоху), становятся из «маленьких» людей большими людьми. Именно это и показано Толстым в картинах Бородинского сражения. Обо всех людях можно будет — после народной победы — сказать то, что Наташа говорит о Пьере: все они, вся Россия «из моральной бани» вышла! Пьер — главный герой «Войны и мира», это доказывается и всем его положением в романе. Именно над Пьером восходит звезда 1812 года, предвещая и необычайные беды, и необычайное счастье. Его счастье, его торжество неотрывно от торжества народного. С образом этой звезды сливается и образ Наташи Ростовой.
По мнению Толстого, Наташа — сама жизнь. Натура Наташи не терпит остановки, пустоты, незаполненности жизни. Она всегда чувствует в себе — всех.
Пьер говорит княжне Марье о своей любви к Наташе: «Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну любил во всю жизнь и люблю так, что без нее не могу представить жизнь».
Толстой подчеркивает душевное родство Наташи и Пьера, их общие качества: жадность к жизни, страстность, любовь к красивому, простодушную доверчивость. Роль образа Наташи в «Войне и мире» велика. Она — сама душа радостного человеческого общения, в ней сочетается жажда настоящей, полной жизни для себя с желанием такой же жизни для всех; душа ее открыта для всего мира.
Я написала лишь о трех характерах, которые, несомненно, выражают главную мысль Толстого. Путь Пьера и князя Андрея — это путь ошибок, заблуждений, но все же путь обретения, чего не скажешь о судьбе Николая Ростова, чей путь — путь утрат, когда он не смог отстоять в эпизоде с Телегиным свою правоту, когда Телегин украл кошелек у Ростова, «у своего брата украл», но это не только не мешает, но как бы помогает ему делать карьеру. Эти эпизоды задевают душу Николая Ростова.
Когда ветераны полка обвинили Ростова в том, что он лжет и что среди павлоградцев нет воров, то у Николая были слезы на глазах и он говорил: «Я виноват». Хотя Ростов был прав. Потом тильзитские главы, торжество переговоров между императорами — все это странно воспринимает Николай Ростов.
В душе Николая Ростова поднимается бунт, возникают «странные мысли». Но этот бунт заканчивается полной его человеческой капитуляцией, когда он кричит на офицеров, осуждающих этот союз: «Наше дело исполнять свой долг, рубиться и не думать». Этими словами завершается духовная эволюция Николая Ростова. И этот герой отрезал себе путь к Бородино, будет из него верный аракчеевский рубака, «коль прикажут».

Читайте также:
Сочинение на тему: "Эраст - злодей или коварный соблазнитель" 🖋️ рассуждение

Доброта и жестокость в романе «Война и мир»

Добросердечные люди все же, бывает, проявляют жестокость к тем, кто их окружает, а иногда и к самим себе. Это может проявляться в агрессии действий, совершаемых ими, но действия эти совершаются неспроста, им находятся основания. Однако сложно определить, могут ли эти основания явиться оправданием жестокости, ведь не каждый может с ней справиться. Доброта и жестокость в романе «Война и мир» раскрываются благодаря автору произведения, Л. Н. Толстому, на эту тему написано много сочинений.

  1. Доброта — слабость это или сила
  2. Как не стать жестоким от испытаний
  3. Возможно ли научить быть добрым
  4. Добро побеждает зло
  5. Жестокость — это душевная слабость

Доброта — слабость это или сила

В произведении образцом чуткости является княжна Марья Болконская. Она кроткая, деятельная и очень милосердная девушка, что проявляется в каждом ее действии. Она бескорыстно любит всю свою семью и всегда горит желанием помогать бедным крестьянам, которые в этом нуждаются.

Ее отец, князь Николай Болконский, сильно отличается от своей дочери в этом плане:

  • он очень жесток, всегда угрюм и многого требует;
  • жестокость для князя является стержнем его характера, а доброта — его слабость;
  • он проявляет грубость, агрессию и категоричность, воюя со старческой немощностью, которая, как он считает, заключается в такте, милосердии, обходительности;
  • князь без уважения относится к своей дочери и постоянно ее ругает, даже по мелочам.

Однако истинная причина его постоянного недовольства кроется в том, что он не желает мириться с добротой Марьи и пытается ей противостоять. Он отстаивает свой выбор быть другим по отношению к окружающим, и его раздражает, что в этом его дочь на него отнюдь не похожа.

Но жизнь все разложила по полочкам: герой осознал, как сильно он ошибался, когда действительно стал тем самым нуждающимся в помощи и поддержке человеком, превратился в немощного старика.

У Марьи совсем не осталось защиты, она вынуждена была сама заботиться и о племяннике, и об отце, а также решать вопросы с крестьянами, которые постоянно бунтовали. Она мужественно преодолевала все свои страхи, взяв полную ответственность на свои хрупкие женские плечи, в то время как престарелый князь ничего не мог изменить своей жестокостью.

Читайте также:
«Слово о погибели Русской земли» краткое содержание произведения, история исследования времени, анализ, жанр, характеристика

Крестьяне боялись князя и не любили его, они стали вести себя ужасно, когда поняли, что князь больше не будет кричать на них, когда он слег. Николай Ростов помог бедной женщине в трудную минуту справиться с ее задачами — таким образом в романе проявляется добродетель.

Именно доброта и осуществляет истинную силу характера, а жестокость является проявлением слабости.

Как не стать жестоким от испытаний

Пьер Безухов является персонажем, которому пришлось пережить сложную судьбу, но он не остался равнодушным и продолжал быть добрым человеком, даже несмотря на все те испытания, которые уготовила ему жизнь:

  1. Он потерял отца.
  2. Его предали жена и друг.
  3. Он попал на войну и в плен.

Тем не менее лучшие черты характера он пронес через всю свою жизнь и через все свои обиды. Он продолжал оставаться добрым, немного наивным и способным сочувствовать и быть милосердным. Он не понимал зла, которое совершили по отношению к нему другие люди. Он легко всех прощал и отпускал негатив, который скапливался вокруг него.

Даже несмотря на то, что его жена ему изменяла, и не раз, он смог наладить с ней отношения. Пьер смог простить Долохова за то, что тот был соблазнителем Элен. Он не держал обиды на Курагина, из-за которого чуть не остался без титула и наследства. Кроме того, что Пьер сам являлся таким человеком, он пытался научить своих друзей быть такими же, искренне желал им счастья и благополучия.

Например, он объяснял Андрею, что тот должен простить Наташу за побег с Анатолем, который у них не удался, но Андрей так и не смог этого сделать. Когда князь уже был на смертном одре, он пожалел об этом, но было поздно.

Перед своим уходом из жизни он всё же простил Наташу и умер без груза в душе. Умение прощать всегда было и будет необходимым условием добродетели, так как без этого умения человек остается без положительных черт характера, они просто теряют свою ценность.

Возможно ли научить быть добрым

В семье Ростовых — прекрасная атмосфера любви и понимания, из-за чего Наташе не свойственно быть жестоким человеком, не обладающим милосердием. Она никогда не сможет быть такой, какой была Элен Курагина. Даже когда Наташа совершает ошибки, она делает это не со зла, просто так требует ее молодая душа.

Несмотря на то что у самой Наташи ничего нет, она находит что отдать нуждающимся, тем, кто абсолютно всего лишился из-за войны. Девушка всячески пытается помочь им хоть как-то наладить жизнь. Только добрый человек, не имея ничего сам, сможет придумать, как помочь другим. Причина того, что Наташа обладала этой чертой характера, кроется не в том, откуда она, ведь среди дворян таких людей встретить сложно.

Ее воспитание идет от семьи, к ней относились с нежностью и заботой, объясняли, какой должна быть девушка и вообще — человек. Отец Наташи с детства подавал детям хороший пример: это видно в отрывке, где он находит деньги, чтобы выплатить долг сына, который проиграл в карты. Если бы эти деньги не были отданы, сын бы потерял честь, но отец спас ее.

А также Ростовы содержали племянницу Соню, хотя они были бедные, но понимали, что больше некому ей помочь. Именно поэтому Наташа смогла пронести эту доброту и милосердие во взрослую жизнь.

Это значит, что если родители хотят чему-то обучить своего ребенка, им нужно самим вести себя подобным образом, чтобы у ребенка был яркий пример для подражания.

Добро побеждает зло

Война — это место, где сталкивается не только оружие, но и интересы людей, которые воюют. Именно на поле битвы каждый человек показывает свой настоящий характер, а также то, добрый он или жестокий. Часто бывает так, что проявляется доброта на войне. Аргументов тому достаточно.

Платон Каратаев является пленным солдатом, но страдает только от нехватки материальных благ, потому что его душа наполнена лучшими человеческими качествами, он добродушный, милосердный человек. Платон делит последнюю картошку с Пьером Безуховым, чтобы тот почувствовал, как вкусна жизнь, ведь граф не узнал этого в течение жизни ни на одном бале или приеме. Каратаев считал жестокость «ненужной вещью», которая является причиной всех конфликтов и войн, возникающих в мире.

Он думает, что миром управляет добро и все бойцы — добрые люди, но не любой может это в себе раскрыть. Как это ни странно, но даже в плену Платон сохраняет в себе любовь к животным и людям. Благодаря его поддержке Безухов остался жив. Каратаев смог противостоять всему хаосу, который происходил вокруг, всей буре крови и смерти. Он победил, и благодаря его усилиям Пьер не только остался жив, но и обзавелся семьей. Он всю жизнь помнил доброту и жизненную мудрость Платона. Только благодаря доброте могут зарасти любые раны.

Читайте также:
Коробочка Мертвые души - описание образа, характеристика

Жестокость — это душевная слабость

Анатоль Курагин — жестокий человек, относящийся равнодушно ко всем, кто его окружает. От него не веет никаким добром, у него холодное сердце. Он тратил большие суммы на то, чтобы где-то развлечься, и вел разгульный, ужасный и неприемлемый для мужчины образ жизни. Анатоль компрометировал семью, и из-за его действий отец оказывался в тяжелом финансовом положении. Курагин никогда не задумывался о том, что принесут его поступки, и о том, какая ответственность его может ждать за это. Возможная причина всему этому — неправильное воспитание.

Он был готов принимать участие в интригах, которые плел его отец. Он искал, как бы оказаться в более выгодном положении, но не мог до конца завершить ни одно дело. Он был увлечен Наташей Ростовой и даже осмелился украсть эту девушку, зная, какой позор он ей нанесет. Однако жениться он не мог никаким образом, ведь он уже состоял в браке, о чем Наташе предпочел не говорить.

К счастью для Наташи, Соня смогла предотвратить это похищение, так как рассказала обо всем ее родителям.

Анатоль даже не извинился ни перед Наташей, ни перед ее семьей: он совершенно не раскаивался в своем проступке, точнее, в том, что ему вообще могло прийти это в голову. Чтобы не нести ответственности за свою подлость, он просто уехал из города. Однако один плюс у героя все же есть: в нем нет ложной доброты.

Жестокость Анатоля является его проблемой, проявлением слабости, так как он старается все делать втайне, чтобы его гадкие поступки оставались незамеченными, возможно, в глубине души он чувствует стыд за это и понимает, что поступает неправильно. На его примере можно сделать вывод о том, что жестокость является уделом трусливых людей, которые не хотят нести ответственности.

Добро и зло в «Войне и мире», как в одном из самых известных произведений классической литературы, проявляется по-разному, но точно понятен главный тезис: доброта — черта сильных людей, а жестокость — это слабость, которая проявляется только у трусов, и ее ничем нельзя полноценно оправдать.

Добро и зло в романе Война и мир – проблема раскрытия темы

Полный сборник всех вариантов итоговых сочинений по Русскому языку

Инструкция: Как написать итоговое сочинение? Примеры, темы, аргументы и произведения

Как раскрыть тему «Война и мир». Итоговое сочинение 2020 года

«Война и мир» Аргументы для итогового сочинения 2020 года

«Война и мир» Список литературы для итогового сочинения 2020

«Война и мир» Цитаты и афоризмы для итогового сочинения 2020

Готовые сочинения по направлению «Война и мир»

Данное итоговое декабрьское сочинение – рассуждение по литературе и русскому языку поможет вашему ученику, который учится в 11 классе, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2020 года в школе. По итогам сочинения, ученики получают допуск к ЕГЭ. Здесь размещены уникальные примеры сочинений с вступлением, аргументами, тезисами и выводом, а также план сочинения.

2019-2020 учебный год. ФИПИ. ФГОС. При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных русских и зарубежных авторов.

Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, почитать и бесплатно скачать примеры сочинений для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык. Здесь можно легко понять как правильно писать зимнее декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по сочинению пройдет 5 декабря 2019 года.

Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения № 1 по теме: Что есть зло? Что есть добро? (По роману Л.Н. Толстого “Война и мир”).

Доброта в романе представлена в любимых автором и читателем персонажах: Пьер Безухов, Наташа Ростова и вся ее семья, княжна Марья. Очевидная жестокость представлена в таких персонажах как Князь Василий, Анатоль и Элен Курагины и вся чета Курагиных. Через разницу в поведении положительных и отрицательных персонажей Толстой показывает, что доброта приводит к положительным результатам, в то время как жесткость – это деструкция личности, выражение трусости и слабости.

Один из ярких примеров контраста доброты и жестокости читатель может наблюдать в семье Болконских. Князь Василий не допускает проявлений доброты. Для него это выражение слабости. Все время он унижает свою дочь Марью, обвиняет ее во всем. Княжна Марья в свою очередь человек добрый и отзывчивый. Для нее доброта – это образ жизни. Даже оказавшись лицом к лицу с опасностью, с маленьким ребенком на руках, она остается доброй, не бросает своего отца, который не давал ей спокойно жить. А вот князь со своим полным неприятием доброты оказывается слаб перед лицом опасности

Доброта – черта характера
В положительных персонажах произведения доброта заложена в характере, она принимается как должное и не подвергается сомнению. Например, Пьер Безухов имеет нелегкую судьбу, но это не делает его жестоким и озлобленным. Ему приходится через многое пройти, но все удары судьбы он принимают через призму позитивного мышления, доброта помогает ему справиться со всеми жизненными неурядицами. В то же время его жена Элен жестока по своей природе. Она не склонна к раскаянию, делает все только ради своей выгоды. Даже когда Пьер простил ее за измену, дал возможность исправится, она все равно делала все как удобно только ей.

Еще один пример врожденной, воспитанной доброты, которая не подвергается сомнению – Наташа Ростова. Она росла в семье, где царило понимание и уважение друг к другу. Доброта заложена в ней с пеленок, она не только черта природного характера, но качество, воспитанное поведением и примером родителей.

Читайте также:
Сон Обломова - анализ главы из романа И.А. Гончарова "Обломов"

Даже на войне есть место доброте. Жестокости всего положения противопоставляются людские характеры, для которых убийство является тяжелым испытанием. Один из примеров добрых людей на войне – Платон Каратаев. Он уверен, что миром правит добро, и даже в плену сохраняет любовь ко всему миру.

Жестокость – удел слабых
Жесткие люди, как правило, проявляют такую черту характера, чтобы не показаться слабыми. Но парадокс заключается в том, что именно слабость и проявляется через жестокое поведение. Такие люди бегут от себя. Они слишком слабы для доброты и великодушия, для того, чтобы признать эти качества сильной чертой. В унижении, увечиях, физическом превосходстве над другими они видят себя в качестве победителей. Но это совсем не так. Анатоль Курагин жестоко поступает с Наташей ради собственной выгоды. Но когда его замысел раскрыт, он трусит принять ответственность и просто бежит из города.

Таким образом, жесткость и доброта показаны в «Войне и мире» как два контрастных явления, которые характеризую личность. Данная статья поможет грамотно написать сочинение «Доброта и жестокость «Война и мир», описать эти качества в персонажах романа.

Читать далее.

Если поставить вопрос о том, в чем заключается главная идея творчества Льва Толстого, то, видимо, самым точным ответом будет следующий: утверждение общения и единения людей и отрицание разобщения и разъединения. Таковы две стороны единой и постоянной мысли писателя. В эпопее оказались резко противопоставленными два лагеря тогдашней России — народный и антинародный.
В итоге развития романа на протяжении двух томов, до той половины, которая посвящена событиям тысяча восемьсот двенадцатого года, главные герои остаются обманутыми действительностью во всех надеждах. Преуспевают лишь ничтожества: Друбецкие, Берги, Курагины. Лишь эпоха 1812 года смогла вывести героев из их состояния неверия в жизнь. Андрей Болконский нашел свое место в жизни, в героическом общенародном действии. Князь Андрей — этот рыцарь без страха и упрека — в итоге мучительных духовных исканий присоединяется к народу, потому что он отказался от прежних своих мечтаний о командной наполеоновской роли по отношению к народу. Он пришел к пониманию того, что история делается тут, на поле боя. Он говорит Пьеру: “Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду”. Эпоха 1812 года разрушила преграды между князем Андреем и людьми. Нет более в нем высокомерной гордости, аристократической кастовости. Автор пишет о герое: “Он был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли “наш князь”, им гордились и его любили”. Подобно этому, Пьера солдаты назовут “наш барин”. Всю свою жизнь Андрей Болконский искал возможности участвовать в настоящем, большом действии, важном для жизни, для людей, сливающем в себе “мое” и “общее”. И он пришел к пониманию того, что возможность такого действия — только в единении с народом. Участие князя Андрея в народной войне сломало его аристократическую замкнутость, открыло его душу для простого, естественного, помогло понять Наташу, понять свою любовь к ней и ее к нему.

У Пьера, испытывающего те же мысли и чувства, что и князь Андрей, именно в бородинских главах возникает особенно острое сознание того, что они — солдаты, ополченцы, народ, — только они и являются истинными выразителями действия. Пьер восхищается их величием и самопожертвованием. “Солдатом быть, просто солдатом!” — думал Пьер, засыпая”.
В “Войне и мире” речь идет о такой эпохе, когда человек находится на первом плане. Люди, сами непосредственно отвечающие за развитие действия, творящие ее (эпоху), становятся из “маленьких” людей большими людьми. Именно это и показано Толстым в картинах Бородинского сражения. Обо всех людях можно будет — после народной победы — сказать то, что Наташа говорит о Пьере: все они, вся Россия “из моральной бани” вышла! Пьер — главный герой “Войны и мира”, это доказывается и всем его положением в романе. Именно над Пьером восходит звезда 1812 года, предвещая и необычайные беды, и необычайное счастье. Его счастье, его торжество неотрывно от торжества народного. С образом этой звезды сливается и образ Наташи Ростовой.
По мнению Толстого, Наташа — сама жизнь. Натура Наташи не терпит остановки, пустоты, незаполненности жизни. Она всегда чувствует в себе — всех.
Пьер говорит княжне Марье о своей любви к Наташе: “Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну любил во всю жизнь и люблю так, что без нее не могу представить жизнь”.
Толстой подчеркивает душевное родство Наташи и Пьера, их общие качества: жадность к жизни, страстность, любовь к красивому, простодушную доверчивость. Роль образа Наташи в “Войне и мире” велика. Она — сама душа радостного человеческого общения, в ней сочетается жажда настоящей, полной жизни для себя с желанием такой же жизни для всех; душа ее открыта для всего мира.
Я написала лишь о трех характерах, которые, несомненно, выражают главную мысль Толстого. Путь Пьера и князя Андрея — это путь ошибок, заблуждений, но все же путь обретения, чего не скажешь о судьбе Николая Ростова, чей путь — путь утрат, когда он не смог отстоять в эпизоде с Телегиным свою правоту, когда Телегин украл кошелек у Ростова, “у своего брата украл”, но это не только не мешает, но как бы помогает ему делать карьеру. Эти эпизоды задевают душу Николая Ростова.

Читайте также:
Образ Пугачева в повести "Капитанская дочка", описание внешности

Когда ветераны полка обвинили Ростова в том, что он лжет и что среди павлоградцев нет воров, то у Николая были слезы • на глазах и он говорил: “Я виноват”. Хотя Ростов был прав. Потом тильзитские главы, торжество переговоров между императорами — все это странно воспринимает Николай Ростов.

В душе Николая Ростова поднимается бунт, возникают “странные мысли”. Но этот бунт заканчивается полной его человеческой капитуляцией, когда он кричит на офицеров, осуждающих этот союз: “Наше дело исполнять свой долг, рубиться и не думать”. Этими словами завершается духовная эволюция Николая Ростова. И этот герой отрезал себе путь к Бородино, будет из него верный аракчеевский рубака, “коль прикажут”.

Читать далее.

Добро и зло в романе Война и мир – проблема раскрытия темы

Да здравствует весь мир!

Если поставить вопрос о том, в чем заключается главная идея творчества Льва Толстого, то, видимо, самым точным ответом будет следующий: утверждение общения и единения людей и отрицание разобщения и разъединения. Таковы две стороны единой и постоянной мысли писателя.

В эпопее оказались резко противопоставленными два лагеря тогдашней России — народный и антинародный. В итоге развития романа на протяжении двух томов, до той половины, которая посвящена событиям тысяча восемьсот двенадцатого года, главные герои остаются обманутыми действительностью во всех надеждах. Преуспевают лишь ничтожества: Друбецкие, Берги, Курагины. Лишь эпоха 1812 года смогла вывести героев из их состояния неверия в жизнь. Андрей Болконский нашел свое место в жизни, в героическом общенародном действии.

Князь Андрей — этот рыцарь без страха и упрека — в итоге мучительных духовных исканий присоединяется к народу, потому что он отказался от прежних своих мечтаний о командной наполеоновской роли по отношению к народу. Он пришел к пониманию того, что история делается тут, на поле боя. Он говорит Пьеру: “Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду”. Эпоха 1812 года разрушила преграды между князем Андреем и людьми. Нет более в нем высокомерной гордости, аристократической кастовости.

Автор пишет о герое: “Он был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли “наш князь”, им гордились и его любили”. Подобно этому, Пьера солдаты назовут “наш барин”. Всю свою жизнь Андрей Болконский искал возможности участвовать в настоящем, большом действии, важном для жизни, для людей, сливающем в себе “мое” и “общее”. И он пришел к пониманию того, что возможность такого действия — только в единении с народом. Участие князя Андрея в народной войне сломало его аристократическую замкнутость, открыло его душу для простого, естественного, помогло понять Наташу, понять свою любовь к ней и ее к нему.

У Пьера, испытывающего те же мысли и чувства, что и князь Андрей, именно в бородинских главах возникает особенно острое сознание того, что они — солдаты, ополченцы, народ, — только они и являются истинными выразителями действия. Пьер восхищается их величием и самопожертвованием. “Солдатом быть, просто солдатом!” — думал Пьер, засыпая”. В “Войне и мире” речь идет о такой эпохе, когда человек находится на первом плане. Люди, сами непосредственно отвечающие за развитие действия, творящие ее (эпоху), становятся из “маленьких” людей большими людьми. Именно это и показано Толстым в картинах Бородинского сражения. Обо всех людях можно будет — после народной победы — сказать то, что Наташа говорит о Пьере: все они, вся Россия “из моральной бани” вышла! Пьер — главный герой “Войны и мира”, это доказывается и всем его положением в романе. Именно над Пьером восходит звезда 1812 года, предвещая и необычайные беды, и необычайное счастье. Его счастье, его торжество неотрывно от торжества народного.

С образом этой звезды сливается и образ Наташи Ростовой. По мнению Толстого, Наташа — сама жизнь. Натура Наташи не терпит остановки, пустоты, незаполненности жизни. Она всегда чувствует в себе — всех. Пьер говорит княжне Марье о своей любви к Наташе: “Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну любил во всю жизнь и люблю так, что без нее не могу представить жизнь”. Толстой подчеркивает душевное родство Наташи и Пьера, их общие качества: жадность к жизни, страстность, любовь к красивому, простодушную доверчивость. Роль образа Наташи в “Войне и мире” велика. Она — сама душа радостного человеческого общения, в ней сочетается жажда настоящей, полной жизни для себя с желанием такой же жизни для всех; душа ее открыта для всего мира. Я написала лишь о трех характерах, которые, несомненно, выражают главную мысль Толстого.

Путь Пьера и князя Андрея — это путь ошибок, заблуждений, но все же путь обретения, чего не скажешь о судьбе Николая Ростова, чей путь — путь утрат, когда он не смог отстоять в эпизоде с Телегиным свою правоту, когда Телегин украл кошелек у Ростова, “у своего брата украл”, но это не только не мешает, но как бы помогает ему делать карьеру. Эти эпизоды задевают душу Николая Ростова. Когда ветераны полка обвинили Ростова в том, что он лжет и что среди павлоградцев нет воров, то у Николая были слезы на глазах и он говорил: “Я виноват”. Хотя Ростов был прав. Потом тильзитские главы, торжество переговоров между императорами — все это странно воспринимает Николай Ростов. В душе Николая Ростова поднимается бунт, возникают “странные мысли”. Но этот бунт заканчивается полной его человеческой капитуляцией, когда он кричит на офицеров, осуждающих этот союз: “Наше дело исполнять свой долг, рубиться и не думать”. Этими словами завершается духовная эволюция Николая Ростова. И этот герой отрезал себе путь к Бородино, будет из него верный аракчеевский рубака, “коль прикажут”.

Читайте также:
Игорь-Робинзон краткое содержание произведения С. Черного - читать онлайн

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

Теги: Добро и зло в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» Сочинение Литература

Тема добра и зла в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Положительные герои в романе

Положительные герои в войне и мире показаны глобально. Друг от друга их отличает восприятие мира, характер и поведение. К «добру» эпопеи можно отнести:

  • Наталья Ростова — молодая графиня 16 лет.
  • Княжна Марья Болконская — девушка верующая, тихая и спокойная, ее глаза извергают тепло и свет.
  • Граф Николай Ростов — муж Марии Болконской и брат Наташи Ростовой.
  • Кутузов Михаил Илларионович — полководец и главнокомандующий русской армии.

Наталья Болконская (Ростова)

Доброта Наташи Ростовой отличает ее от многих действующих лиц произведения, которых много в романе. С самого первого взгляда в глаза бросается ее детская простота, невинность, порядочность и хорошее воспитание. Девушка притягивает взгляд читателя своей честностью, открытостью, желанием жить ради других, своими добрыми поступками: помогает отдавать подводы раненым в бою. Она так же демонстрирует нам неподдельную любовь, несмотря на последующую измену.

Сердце Наташи наполнено любовью, чистыми и искренними чувствами, именно поэтому героиня так тяжело переносит утрату любимого мужчины. Смерть возлюбленного пагубно влияет на девушку, но не лишает человечности и милосердия. В эпилоге романа, писатель показывает нам замужество героини. Именно в браке и семейной жизни барышня находит свое истинное счастье. Она носит, рожает, кормит и воспитывает трёх дочерей и сыночка. С этого момента Наталья становится идеалом любящей жены и матери. Смыслом своей жизни теперь графиня видит свою семью: мужа и детей.

Марья Болконская

Душа героини многозначительно разнится с внешним обликом. В первую очередь свое милосердие девушка проявляет по отношению к своей семье: полностью отдает себя отцу и брату. Невзирая на строгость графа Болконского, главы семейства, она любит его, относится с большим трепетом и уважением. Героине несвойственны такие качества, как: жестокость, расчётливость, девушка не умеет обманывать. Замужество с Николаем Ростовым даёт Марье надежду на личное счастье. Брак позволил девушке совершенствоваться морально и духовно. Марья не просто является эталоном доброты, она также учит порядочности, добродушию окружающих.

Николай Ростов

Молодой человек очень добр и честен, вспыльчив, отчасти ведёт себя как ребенок. Проявление этого происходит не только во внешности парня, но и в поведении. Он никогда не лукавит, искренне любит своих родных и близких.

Николай так же пользуется уважением среди общества за свои удивительные таланты в музыке и танцах. Окружающие удивлялись его грации в танцах, просили исполнить что-нибудь с Натальей. Марью Болконскую граф полюбил за красивый внутренний мир, что говорит о его искренних намерениях к пассии. Бесспорно, парень также допускал ошибки, совершал глупые поступки, но он вовремя осознавал это и исправлял.

Кутузов Михаил Илларионович

Взору является человек добрый, внимательный, и главное — спокойный, неторопливый. Внешность деятеля прекрасно демонстрирует это, одет как обычный солдат, на военных советах и в бою остаётся самим собой.

В аргумент доброты на войне можно привести способность Кутузова к состраданию. Именно это качество роднит полководца с другими участникам и войны.

Доброта — слабость это или сила

В произведении образцом чуткости является княжна Марья Болконская. Она кроткая, деятельная и очень милосердная девушка, что проявляется в каждом ее действии. Она бескорыстно любит всю свою семью и всегда горит желанием помогать бедным крестьянам, которые в этом нуждаются.

Ее отец, князь Николай Болконский, сильно отличается от своей дочери в этом плане:

  • он очень жесток, всегда угрюм и многого требует;
  • жестокость для князя является стержнем его характера, а доброта — его слабость;
  • он проявляет грубость, агрессию и категоричность, воюя со старческой немощностью, которая, как он считает, заключается в такте, милосердии, обходительности;
  • князь без уважения относится к своей дочери и постоянно ее ругает, даже по мелочам.

Однако истинная причина его постоянного недовольства кроется в том, что он не желает мириться с добротой Марьи и пытается ей противостоять. Он отстаивает свой выбор быть другим по отношению к окружающим, и его раздражает, что в этом его дочь на него отнюдь не похожа.

Но жизнь все разложила по полочкам: герой осознал, как сильно он ошибался, когда действительно стал тем самым нуждающимся в помощи и поддержке человеком, превратился в немощного старика.

У Марьи совсем не осталось защиты, она вынуждена была сама заботиться и о племяннике, и об отце, а также решать вопросы с крестьянами, которые постоянно бунтовали. Она мужественно преодолевала все свои страхи, взяв полную ответственность на свои хрупкие женские плечи, в то время как престарелый князь ничего не мог изменить своей жестокостью.

Крестьяне боялись князя и не любили его, они стали вести себя ужасно, когда поняли, что князь больше не будет кричать на них, когда он слег. Николай Ростов помог бедной женщине в трудную минуту справиться с ее задачами — таким образом в романе проявляется добродетель.

Именно доброта и осуществляет истинную силу характера, а жестокость является проявлением слабости.

Отрицательные герои в эпопее

Вопреки всему хорошему, среди пятисот действующих лиц произведения. Больше половины из них являются отрицательными:

  • Княгиня Элен Курагина — образ притворной особы.
  • Анатоль Курагин — брат Элен.
  • Наполеон Бонапарт — генерал французской армии.
Читайте также:
Лука Лукич Хлопов - характеристика личности смотрителя училищ

Элен Курагина

Героиня предстает полным антиподом Наташи Ростовой. Несмотря на то что изначально молодая особа появляется перед читателями мудрой, образованной, таковой она не является. Толстой упоминает ее однообразную улыбку и античную красоту тела. Она напоминает очерствелую статую, безумно красивую внешне, но абсолютно пустую внутри.

Элен эгоистична, самолюбива, вступает в отношения с Пьером Безуховым из корыстных побуждений. Она никогда никого не любила и не полюбит, сердце девушки мертво. На примере Курагиной Толстой желает показать, насколько обманчива бывает внешность. Вопреки безупречной внешности, внутри она особо уродлива. Бессердечная, меркантильная и эгоистичная Элен не заслуживает уважения и заботы, в конце произведения это её убивает.

Анатоль Курагин

Для описания героя автор употребляет такие слова как «дурень» и «болван». Поступки Анатоля оправдывают эти слова: большую часть своего времени он проводит на кутежах и пьянках. Твердых принципов жизни у молодого князя нет, он не заботится о своем прошлом и ничего не делает для будущего, живя исключительно настоящим. Даже будучи женатым на польке, Курагин вступает в новые близкие отношения с девушками, выбирая себе богатую спутницу. Это доказывает, что он оказывается таким же меркантильным, как сестра Элен.

Анатоль и Элен абсолютно одинаковы в своих жизненных принципах, где отсутствуют нравственные ценности. Они не созданы для семьи, у них нет и не будет детей. Невзирая на все плохие черты характера, парень чист совестью, считает себя хорошим, искренним и безукоризненным человеком. Ему не присуще сострадание и самоанализ, Анатолий готов идти к своей цели по головам, переступая через чувства окружающих.

Наполеон Бонапарт

Главная проблема полководца — самовлюблённость. Она проявляется в том, что Бонапарт считает себя выше и лучше других участников войны, потому относится к ним с пренебрежением. Исходя из этого, можно сказать, что Наполеон — человек бездушный, эгоистичный и неспособный на эмпатию и помощь.

Главнокомандующий никогда не пожертвует своим комфортом ради другого человека, даже если раненым окажется солдат своей армии.

Негативные персонажи-девушки

В «Войне и мире» встречается несколько ярких героинь-злодеек. В сочинении можно привести примеры следующих женщин:

  1. Элен Курагина. Меркантильная и эгоистичная барышня. Девушка очень красива, но ее внутренний мир не соответствует внешней оболочке. Элен лишена добра и сострадания. Она тщеславна, имеет корыстные мотивы и надевает на себя маску притворной доброты, стремясь казаться лучше, чем она есть на самом деле. Барышне совершенно все равно, кто станет ее супругом, главное, чтобы он был богат и влиятелен, ведь это значит, что она сможет занять видное положение в обществе. Элен становится супругой Пьера Безухова и делает его жизнь безрадостной. Мужчина мечтал о настоящей семье, но Элен не любила его, ее интересовали только балы и развлечения, кроме того, она изменяла мужу. Героиня не боится переборщить в своем поведении, поскольку точно знает, что Безухов ее не бросит. Она нагло пользуется добротой мужа. В конце книги девушка умирает.
  2. Жюли Курагина. Девушка, которая явно не блещет умом и является крайне самовлюбленной. Жюли мечтает как можно скорее выйти замуж, поэтому она приезжает на все светские мероприятия в надежде познакомиться с каким-нибудь мужчиной. Ей симпатичен Николай Ростов, но он не разделяет ее чувств, а жениться из меркантильного интереса юноша не может. Семья Курагиных стремится производить на других благоприятное впечатление, чтобы обрести одобрение общества. Жюли описана как женщина, которая готова стать супругой кого угодно, только бы не остаться «старой девой». В конечном счете девушка так и не смогла стать счастливой. Героиня не совершает зла напрямую, но проявляет фальшь, равнодушие и лицемерие. Она была богатой наследницей и помещицей, в ее руках находились судьбы множества крестьян. Жюли безрассудно тратила деньги родственников и совершенно не заботилась о своих подчиненных. Ей не было никакого дела до народа и его проблем.

Толстой дал понять, что красота женщины вовсе не является залогом счастья, она может вообще никак не помогать в жизни. Гораздо важнее иметь богатый внутренний мир, человеческие качества, доброту и милосердие.

Итоговый анализ сочинения

Подводя итоги, можно сказать, что добро и зло в войне и мире присутствует в совершенно разном соотношении. Злость, эгоизм и равнодушие куда превосходят милосердие, доброту и честность. Так происходит и в современном мире.

Автор уверен, что в наше время люди стали забывать про уважение, эмпатию и заботу. Нередко, из-за плохого окружения человек с чутким сердцем и чистой душой становится жестоким по отношению к другим и даже к самому себе. Каждому человеку на этой земле необходимо начать с себя: изменить свое поведение, характер и взгляды на жизнь. Если каждый из нас сумеет изменить себя: руководствуясь только идеалами доброты, на планете полностью иссякнут войны, во вселенной воцарит согласие, безмятежность и добро.

Эпопея «Война и мир», несомненно, является лучшим примером противопоставления добра и зла. Автор показывает нам два состояния человеческой души, «война» — это злость, гнев, безразличие к окружающим, самолюбие, «мир» — это доброта души, искусство уважения и понимания, любовь, способность на самопожертвование.

В произведении сталкиваются два типа людей, для которых совершать злые поступки вполне естественно и те, кто готовы сделать все, чтобы творить добрые деяния.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: