Дистанционное обучение в школе – виды, как это происходит

Дистанционное обучение в школе в 2021—2022 году

Будет ли дистанционное обучение в школе в сентябре 2021 года

Плюсы и минусы дистанционного обучения в школе

  • Ученики занимаются в спокойной обстановке.

Им не приходится отвлекаться на шум с задних парт или на отвлеченные беседы с соседом.

  • Можно повторить материал.

Запись уроков сохраняется, можно пересмотреть объяснения учителя в свободное время.

  • Экономия времени.

Не нужно тратить время на дорогу до школы и обратно. Сокращается и время на рутинные задачи учителя: преподаватель отправляет ссылку на домашние задания, а затем на том же сайте проверяет выполненные работы.

  • Учиться можно из любой точки мира.

Ученик может находиться в отпуске с родителями, при этом не делать перерыва в учебе. Для качественного обучения понадобится только компьютер или смартфон и интернет.

  • Использование интернет-библиотеки.

В стенах школы методические пособия учеников ограничиваются учебниками. При дистанционном обучении учащиеся могут пользоваться ресурсами интернета, существенно расширяя и дополняя багаж знаний.

  • Нехватка общения.

Ребята лишаются привычного общения со сверстниками. От этого могут пострадать коммуникативные навыки.

  • Самостоятельная работа.

Не каждый ученик умеет самоорганизовываться и распределять свое время.

  • Нужны навыки работы на электронных площадках.

Если в старших классах ученики быстро осваивают функционал обучающих платформах, то учащемуся начальной школы адаптироваться сложнее.

Как организовать дистанционное обучение

В первую очередь нужно выбрать способ связи между учителем и учениками. Это могут быть мессенджеры, сайты, закрытые группы в социальных сетях.

Видеоуроки, согласно нормам СанПина², должны быть сокращены. В начальных классах длительность онлайн-урока не должна превышать 15 минут. В 5-7 классах рекомендованная длительность занятий – 20 минут. В 8-11 классах – 30 минут. При этом количество уроков в день остается прежним.

При проведении видеоконференций все участники урока устанавливают микрофон, камеру (например, при проведении самостоятельной работы, когда учителю нужно следить за учениками). Между видеоуроками предусмотрены перемены.

С помощью системы электронных журналов школьники получают задания. Выполненную домашнюю работу ученики отправляют учителям через специальный чат.

Уроки по физической культуре, музыке, ИЗО, ОБЖ также не исключены из учебной программы на время дистанционного обучения. Ученики могут записывать на видео выполнение физических упражнений или фотографировать свои рисунки. По всем предметам выставляются текущие оценки, оценки за четверть и год. Проверяют навыки с помощью контрольных и проверочных работ, которые проводятся на 2-3 уроках.

Семей, не имеющим доступа к интернету (чаще всего это жители сельской местности), администрация школы должна предложить другие методы обучения. Для таких учеников учителям рекомендуют разрабатывать так называемые маршрутные листы. В них нужно прописывать темы для самостоятельного изучения и домашнее задание. Доставка этих документов должна быть организована с помощью «Дежурного курьера». Эту работу выполняет учитель школы, который собирает у своих коллег все обучающие материалы и задания для учеников, а затем на школьном автобусе развозит их по домам учащимся.

Каждый учащийся может перейти на дистанционное обучение по желанию родителей. Для этого нужно написать заявление. Даже если решение о переходе школы на удаленку принято на уровне местных властей, родители все равно должны заполнить заявление с просьбой о переводе своего ребенка на дистанционное обучение. Это формальное согласие.

В заявлении в правом верхнем углу следует указать, кому и от кого составлено обращение. После слова «заявление» по центру листа нужно написать само прошение на организацию дистанционного обучения с указанием периода. Также в письменном виде надо дать гарантию, ребенку будут обеспечены условия для учебного процесса. В конце заявления ставится дата и подпись.

Популярные вопросы и ответы

Дистанционное обучение в России в настоящий момент регулирует Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»³.

С 1 сентября 2021 года вступает в силу приказ Министерства просвещения Российской Федерации №115 от 22.03.2021, в соответствии с которым изменены правила осуществления образовательной деятельности во всех школах страны.

Часто понятия «дистанционное обучение» и «электронное обучение» приравниваются друг к другу. Но вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон об образовании разграничил их.

Электронное обучение предполагает работу с информацией, которая содержится в базах данных, и использование информационных технологий для ее обработки и передачи между учителями и учениками.

Дистанционное обучение производится при помощи информационно- телекоммуникационной сети, через которую учащиеся и учителя взаимодействуют друг с другом.

В соответствии с Методическими рекомендациями, изданными Минпросвещения, каждая образовательная организация начального общего, основного общего и среднего общего образования и (или) дополнительного образования, работающая с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, разрабатывает и утверждает локальный акт (приказ или положение) об организации дистанционного обучения, в котором регламентирует порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся и проведения промежуточного и итогового контроля по всем учебным дисциплинам. Школа также формирует расписание занятий в соответствии с учебным планом по каждому предмету, информирует учеников и их родителей о дистанционном обучении, учитывает результаты учебного процесса в электронной форме.

Существуют порталы, в которых выложены все уроки по школьной программе. Один из наиболее известных — Российская электронная школа. На портале представлены интерактивные уроки от лучших учителей нашей страны по всей школьной программе с 1 по 11 класс. На сайте собраны более 120 задач, видеоуроки, тематические курсы, а также каталог концертов, фильмов и музеев.

Читайте также:
Познавательная деятельность младшеклассников и ее развитие

Еще один известный сайт — Московская электронная школа. Портал представляет собой сборник тестов и электронных учебников, а также интерактивные сценарии уроков. Это открытая платформа, доступная всем, и ее высоко оценили многие пользователи. На сайте ученики могут проверять свои ошибки, общаться с учителями, выполнять домашние задания, изучать все необходимые материалы для подготовки к уроку, решать контрольные и тесты. Платформа удобна тем, что ее можно легко открывать с любых устройств.

Учащимся младших классов подойдет сервис «Яндекс.Учебник». На портале собрано более 35 тысяч заданий по русскому языку и математике различного уровня сложности для школьников 1-5 классов.

Учителям будет интересен ресурс «ЯКласс», с помощью которого они могут проверить, успешно ли школьники усвоили материал.

Сайт Учи.ру поможет наиболее безболезненно перевести обучение в дистанционный формат. Ученики найдут на портале интерактивные курсы по всем основным предметам. Учителям будут полезны тематические вебинары по дистанционному обучению. Сервис позволяет работать над ошибками учеников, обеспечить каждому индивидуальный подход, а также показывает прогресс школьников в личном кабинете, где есть специальный внутренний чат.

Всем известное издательство «Просвещение» предоставляет бесплатный доступ к электронным учебно-методическим комплексам, входящим в Федеральный перечень. Важно, что для работы с учебными пособиями не нужен интернет.

Ресурс «Мои достижения» открыл расширенный доступ к своим функциям. Ученики с 1 по 11 класс найдут на этой платформе большой выбор диагностик по школьным предметам, а также различным тематикам.

Активные школьники могут воспользоваться сайтом «Олимпиум», на котором собрано более 72 школьных олимпиад.

Старшеклассников может заинтересовать профориентационный портал «Билет в будущее», где размещены видеоуроки и есть возможность попробовать себя в различных специальностях на базе школьного образования.

Для тех, кто перешел на ступень среднего профессионального образования или готовится к этому, открыт бесплатный доступ на платформе Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», официального оператора международного движения WorldSkills International.

Эльвира Аникеева, заместитель директора по учебной работе МАОУ «Лицей – инженерный центр» г. Казани, эксперт, привлекаемый к проведению процедуры государственной аккредитационной комиссии Министерство образования и науки Республики Татарстан (@elvira_expert):

— Споры о плюсах и минусах электронного обучения и дистанционных образовательных технологий не заставили себя ждать как в кругах родительской общественности, так и среди педагогов.

Безусловно, плюсами дистанционного формата обучения можно считать возможность получить образование, находясь в любой точке мира. Преимуществами дистанционного обучения могут воспользоваться обучающиеся с проблемами здоровья, ребята, профессионально занимающиеся спортом, обучающиеся с индивидуальным темпом восприятия информации и многие другие категории граждан. Например, при изучении опыта работы частной московской школы «Центр образования “Столичный”» мы выяснили, что обучающимися лицея являются жители многих уголков нашей страны и даже за ее пределами. Могли ли жители глубинки задуматься о школьном московском образовании еще лет 10 назад? А сейчас такие ребята получают качественное образования не выходя из дома, что подтверждается многочисленными положительными отзывами выпускников.

Но обязательным условием дистанционного обучения должна являться качественная организация, стабильные технические возможности, продуманная система получения знаний. Все мы столкнулись с форматом дистанционного обучения в марте 2020 года. Конечно, школы оказались не готовы к реализации «дистанта». Во-первых, не было отлаженного алгоритма действий, многие педагоги, к сожалению, не на должном уровне владеют информационными технологиями. Во-вторых, не каждая школа может позволить себе иметь собственную площадку для дистанционного обучения, что повлекло за собой пользование сторонними ресурсами: интернет-площадки не выдерживали, в результате все свелось к формату «домашнее задание в мессенджере – ответ в виде фото».

В нашей образовательной организации МАОУ «Лицей – инженерный центр» города Казани была создана своя площадка «Стратегия “Первый инженерный”», ресурс позволял формировать каждый урок в соответствии с тематическим планированием: выгрузка заданий разных форматов (интерактивные тесты, презентации, текстовые файлы и другое), и в обязательном порядке проведение живых онлайн-уроков. Четкая работа администрации во главе с директором В. К. Хайрутдиновой позволила минимизировать риски снижения качества обучения при введении дистанционного формата.

Но многие коллеги из других школ, городов, регионов делятся негативным опытом: «отсутствие стимулирования дополнительной работы», «невозможность работы с обучающимися начальных классов без поддержки родителей», «игнорирование обучения низкомотивированными обучающимися», «слабое интернет-соединение», «отсутствие живого общения» – такие ответы я получила при обсуждении дистанционного обучения в своем блоге. Конечно, плюсов тоже названо немало, в их числе «прекрасная форма обучения при карантине», «экономия времени на дорогу», «хорошая возможность получения образования для людей с четкой мотивацией».

Подводя итог, хочу сказать, что электронное обучение и дистанционные образовательные технологии – необходимость современного образования. Но внедряться эти формы повсеместно не должны. Необходимо организовать специализированные центры, которые смогут давать качественное образование. Ну а учителя никто и никогда не заменит! Ведь учитель не источник знаний, хороший учитель – наставник и друг!

Как учиться дистанционно в школе? Всё, что вам нужно знать о дистанционном обучении

О возможности дистанционного обучения в школах, наверняка, сейчас знает практически каждый родитель. О нем слагают легенды. О нем ходят слухи.

Читайте также:
Методы обучения определение, классификация в педагогике, список современных приемов обучения и преподавания, характеристика форм обучения по ФГОС

А совсем недавно с приходом пандемии удалось ещё и попробовать его бесплатно на вкус.

И не всем этот вкус пришелся по душе. Это не удивительно. Многим российским школам пришлось совсем не просто в период дистанционного обучения, и это случилось потому, что никто не был готов ни морально, ни технически.

  1. Платформа, с которой неудобно работать ребёнку и родителю;
  2. Учителя, которые не понимают, как доносить материал через экран ноутбука;
  3. Родители, которым на удалёнке приходится контролировать ещё и поведение ребёнка на уроке;
  4. Ребёнок, который совсем не понимает, как он должен себя вести и почему всё так сильно изменилось.
  5. Нервные клетки, которые не восстанавливаются.

Да, действительно, при неправильном подходе дистанционное обучение может принести массу неудобств для всех.

И вот здесь важно остановиться и понять: дистанционное обучение – это отдельная сложная чётко спланированная система. Если учитель не знает методику преподавания онлайн, а родитель не готов взять на себя ответственность и подготовить ребёнка к такой форме обучения, то ничего не сработает. Система хорошо работает тогда, когда все элементы отлично в ней функционируют.

В системе дистанционного образования таких элементов очень много. И сегодня «Онлайн-школа №1» хочет рассказать вам о некоторых из них:

  1. Как на законодательном уровне поддерживается дистанционное обучение?
  2. Какие трудности в реализации дистанционного обучения есть сейчас?
  3. Какие преимущества есть у дистанционного образования?
  4. Как подготовиться к дистанционному обучению?
  5. Какие инструменты помогают учиться дистанционно?

Узнав ответы на все эти вопросы, вы сможете легко принять решение о переходе на дистанционное обучение и поймёте, стоит ли игра свеч.

Как на законодательном уровне поддерживается дистанционное обучение?

В 273-ФЗ «Об образовании в РФ» описано несколько форм получения образования, в том числе и дистанционное.

  • На дистанционном обучении в школе учитель и ученик взаимодействуют через экран ноутбука или компьютера.
  • В законе также прописаны обязанности обеих сторон взаимодействия – родителей и школы.
  • На дистанционной форме обучения школа обязана предоставить расписание занятий, учебный план, оказывать поддержку и обеспечивать ученика всеми необходимыми методическими материалами в работе, а также проводить тестирования и аттестации.
  • Если же ребёнок перешёл на семейное обучение, то он имеет право вместе с родителями самостоятельно выбирать себе программу и план работы, и в таком случае только родитель несёт ответственность за успеваемость ребёнка.

Несмотря на то, что в законе чётко и ясно написано, как должно быть устроено дистанционное обучение, всё равно в процессе возникает масса неразрешенных вопросов. Это происходит отчасти из-за того, что сейчас всё-таки дистанционное обучение ещё сталкивается с большим количеством трудностей.

Какие трудности в реализации дистанционного обучения есть сейчас?

На самом деле, основные трудности в дистанционном обучении ярко проявили себя в период закрытия государственных школ – проблемы с организацией занятий:

  1. Как контролировать процесс обучения, если у всех детей разные условия для занятий дома, а учитель не может подойти ближе и посмотреть?
  2. Как организовать обучение дома, чтобы ребёнок мог сконцентрироваться и не отвлекался?
  3. Как поддерживать мотивацию ребёнка?
  4. Как и где учиться методике онлайн-преподавания?

Конечно, для многих этот процесс является чем-то новым. Но есть онлайн-ресурсы, которые уже давно занимаются дистанционном обучением, за всё время успели наработать много опыт и разработать новые методики в преподавании онлайн.

«Онлайн-школа №1» уже более 10 лет успешно обучает детей, находящихся на дистанционных формах обучения. За это время команда школы сумела собрать команду из преподавателей со всей России, которые постоянно проходят новые курсы по методикам дистанционного обучения.

Кураторы «Онлайн-школы №1» подскажут, как правильно организовать пространство для обучения дома, как пользоваться онлайн-платформой и что делать, если трудно. На протяжении всего периода обучения школьнику и его родителям оказывается максимальная поддержка, потому что именно правильно выстроенная система обратной связи может привести к отличным результатам всех участников этого процесса.

Сейчас мы уже не можем представить, что у нас может не быть такой возможности – проходить обучение дистанционно, поэтому можно смело сказать, что в будущем и обычные школы будут стараться овладеть этими техниками.

Какие преимущества есть у дистанционного образования?

Дистанционное образование позволяет расширить границы в представлении о способах получения знаний.

Это форма стирает все реальные границы – ученики одной школы могут находиться в разных городах, но не прекращать обучение.

Она открывает новые возможности для людей, которые не могут в силу разных жизненных обстоятельств получить образование.

Дистанционное обучение в школе позволяет оптимизировать затраты на обучение, сосредоточиться только на знаниях и не отвлекаться на другие сложности.

В онлайн-школах это очень удобно. Потому что есть возможность заниматься в удобное для ученика время.

Дистанционное обучение снимает часть нагрузки со школы, позволяя ученику и его родителям развивать навыки организованности и ответственности за своё образование.

Многие люди не доверяют качеству образования онлайн-школ. Однако американские исследования, проведённые в разные годы доказывают, что дистанционное обучение ничуть не уступает по качеству классической системе, а в чём-то может даже превосходить её.

Школьники, обучающиеся дистанционно получают аттестат государственного образца и имеет право поступать в любой понравившийся ВУЗ. Нигде в аттестате не будет указано, что школьник проходил обучался дистанционно.

Поэтому если у вас возникают сомнения по поводу качества образования в вашей школе или вас не устраивает отношение, атмосфера коллектива, вы можете перевести своего ребёнка на дистанционную форму обучения.

Как подготовиться к дистанционному обучению?

Самое главное, что необходимо сделать, прежде чем перейти на дистанционную форму обучения – настроиться морально и создать все условия для комфортного процесса.

  1. Расскажите ребёнку, что такое дистанционное обучение и как оно будет проходить. Для такой беседы лучше выделить отдельное время и никуда не торопиться. Пусть у ребёнка будет возможность задать все вопросы, которые его интересуют.
  2. Составьте план работы. Проанализируйте все данные, которые у вас есть: методические пособия, учебная программа от школы, расписание аттестаций и сроки экзаменов. Постарайтесь подойти к этому процессу спокойно. Решите, нужна ли вам будет поддержка репетиторов? Если пока понять сложно, зафиксируйте этот вопрос, чтобы вернуться к нему, если начнутся сложности.

На этом этапе вы уже можете получить поддержку «Онлайн-школы №1»: в школе есть тарифы для самостоятельного изучения материала. Если вы обучаетесь на «дистанционке» с учителем, то такая методическая поддержка в виде всех видео-лекций с преподавателями, библиотеки со всей необходимой литературой, учебников, тестов и задач, может сильно облегчить вам жизнь.

  1. Составьте режим дня ребёнка.
    Особенно в период адаптации. Пусть в этом режиме будет обозначено время учёбы и отдыха обязательно. Так ребёнку будет спокойнее, и он сможет спланировать свой день заранее.
  2. Организуйте пространство для обучения. В комнате, где ученик занимается, не должно быть предметов, которые отвлекают его от процесса. Уберите лишние плакаты со стены, на которую смотрит ученик. Пусть стол также будет свободен. Также очень важно, чтобы все необходимые предметы для обучения были в доступе.
  3. Проверьте технические возможности. Самые большие трудности на уроках с учителем онлайн возникают в тот момент, когда картинка зависает. Никто от этого не застрахован, но если что-то вы в силах сделать, чтобы улучшить скорость работы Интернета или компьютера, лучше это сделать.

Все эти действия помогут вам настроиться и постепенно перейти в рабочий дистанционный режим.

Сейчас существует очень много различных форм дистанционного обучения. И всё это кажется сложным лишь на первый взгляд. В период карантина многие осознали, как важно уметь учиться онлайн, учиться дистанционной коммуникации, учиться себя организовывать. Эти навыки, безусловно, пригодятся ребёнку во взрослой жизни.

Основные права и обязанности ребенка, родителей, учителей и школы при дистанционном обучении

Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании» предусматривает возможность применения в российских школах, колледжах и университетах дистанционного обучения. Одним из оснований его введения является возникновение чрезвычайной ситуации. В законодательстве содержатся права ребенка на дистанционном обучении, а также права родителей и учителей при применении данной формы образования.

Что такое дистанционное обучение

В Законе «Об образовании» содержится понятие дистанционного преподавания. Оно именуется электронным обучением. В статье 16 указанного закона содержится данное понятие. Под ним понимается организация учебного процесса с использованием информации, которая содержится в специальных базах данных. При электронном преподавании применяются специальные информационные технологии и средства.

С их помощью обеспечивается обработка той информации, которая содержится в базах данных. Образовательная информация при онлайн-обучении передается с помощью телекоммуникационных сетей. Благодаря им обеспечивается взаимодействие педагога и учеников.

Отличие дистанционного обучения от семейного

Данные формы образования отличаются по целому ряду критериев

Различия между дистанционным и семейным обучением
Критерий отличия Дистанционное Семейное
Доступность Доступно только в тех случаях, когда в образовательном учреждении имеются условия для поддержки дистанционных технологий Доступно для всех желающих
Возможность у школьников учиться по их собственному расписанию и графику Нет возможности учиться по собственному расписанию, поскольку его утверждает само учебное учреждение Есть возможность составлять индивидуальное расписание и график учебы
Возможность у учащегося сдавать экзамены экстерном Нет возможности для сдачи экзаменов экстерном, аттестация проводится вместе с другими обучающимися Есть возможность перевести ученика на домашнее преподавание с последующей сдачей экзаменов экстерном по индивидуальному графику аттестации
Нахождение школьника в составе учебного учреждения Учащийся является учеником школы и числится в конкретном классе Школьник находится вне контингента образовательного учреждения и не числится в каком-либо его классе

Электронное образование не является самостоятельной формой преподавания. Оно применяется только в определенных и экстренных случаях, когда невозможна и не разрешена традиционная учеба в классах. Семейное обучение является самостоятельной формой образования. Это альтернативная форма получения образования ребенком вне стен школы.

Права и обязанности родителей, учащихся, учителей и школы при онлайн-обучении

Права и обязанности всех сторон онлайн-образования закреплены в Письме Минпросвещения от 19.03.2020 № ГД-39/04. В данном акте содержатся методические рекомендации, касающиеся применения технологий при онлайн-обучении. Также права и обязанности родителей, их детей, преподавателей и самих образовательных учреждений зафиксированы в главах 3-5 Закона «Об образовании».

Права и обязанности родителей

Родители при переходе школы на электронное преподавание вправе:

  • самостоятельно выбирать форму его организации для детей;
  • требовать от учебной организации предоставления расписания онлайн-занятий на каждый день;
  • знакомиться с содержанием образовательной программы.

Главное право родителей при онлайн-обучении – защита и представление интересов их детей.

Родители при онлайн-учебе обязаны:

  • письменно оповещать школу о выбранной для ребенка форме онлайн-образования;
  • отвечать за освоение детьми образовательных программ;
  • отвечать за выполнение детьми всех заданий, полученных в ходе онлайн-обучения;
  • следить за присутствием детей на онлайн-уроках.

На родителей возлагается обязанность контролировать процесс того, как их дети учатся в онлайн-формате.

Права и обязанности учеников

Школьники в условиях удаленного обучения вправе:

  • выбирать форму получения удаленного образования;
  • требовать от школы предоставления нормальных условий для получения образования;
  • рассчитывать на предоставление плановых каникул при удаленном обучении;
  • получать беспрепятственный доступ к электронным учебным материалам.

Школьники при удаленном преподавании обязаны выполнять требования учителей, касающиеся образовательного процесса.

Права и обязанности учителей и образовательного учреждения

Преподаватель при веб-обучении вправе:

  • делать аудиорецензии на работы обучающихся, а также давать онлайн-консультации учащимся;
  • свободно выбирать формы удаленной учебы учеников;
  • свободно проявлять инициативу при преподавании тех или иных учебных дисциплин в онлайн-формате;
  • выбирать материалы и средства для онлайн-обучения учащихся;
  • участвовать в разработке дистанционных образовательных программ;
  • получать свободный доступ к электронным библиотекам, методическим и научным базам данных.

Учителя при переходе на веб-обучение обязаны:

  • самостоятельно планировать свою работу и создавать задания для учеников;
  • применять в процессе удаленного обучения только обоснованные и согласованные методы;
  • проходить обучение по вопросам организации онлайн-образования в школах.

  • самостоятельно определять требования к аттестации учеников;
  • самостоятельно выбирать способ идентификации личности ученика при проведении контроля итогов веб-обучения и при проставлении оценок;
  • самостоятельно определять порядок оказания учебной помощи.
  • утверждать акт о переводе учащихся на веб-обучение;
  • составлять расписание онлайн-уроков на каждый учебный день;
  • знакомить учеников и их родителей с расписанием онлайн-занятий и графиком проведения аттестации;
  • вести учет результатов учебы в электронном формате;
  • организовывать проведение онлайн-занятий с применением электронных ресурсов и программ;
  • вести учет учеников, фактически присутствующих на онлайн-занятиях;
  • предоставлять обучающимся дистанционно доступ к электронным учебным материалам;
  • обеспечивать идентификацию личности школьников в ходе контроля итогов веб-обучения при проставлении оценок;
  • обеспечивать конфиденциальность информации при онлайн-обучении;
  • отвечать за освоение учениками образовательных программ.

На школы также возлагается обязанность отвечать за материальное обеспечение удаленного преподавания.

Дистанционное образование влечет за собой ряд дополнительных обязанностей как для учителей, так и для учеников. Ответственность за образовательный процесс лежится и на родителях.

Дистанционное обучение в системе школьного образования

В течение последних трех десятилетий использование современных технических средств стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, которое изменило подход к образованию во многих странах мира. В нашей стране только в последнее десятилетие информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие, но уже уверенно стали завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. Среди них все чаще мы начинаем говорить о дистанционном обучении, одном из самых свободных и простых методов обучения.

Дистанционное обучение как новая форма обучения и, соответственно как новая форма образования активно формируется и развивается в нашей стране. Цель его дать учащимся элементы универсального образования, позволяющее им адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в системе мировой и национальной культур. Это обучение строится на основе современных информационных технологий, которые позволяют быстро и гибко координировать меняющиеся потребности обучаемого.

Под дистанционным обучением в средней школе следует понимать образовательную систему на основе компьютерных телекоммуникаций с использованием современных педагогических и информационных технологий. Дистанционное обучение – это получение образовательных услуг без посещения учебного заведения с помощью современных информационных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет.

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль усвоения материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.

Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:

  1. потребность в интерактивном взаимодействии учеников и преподавателей;
  2. работа с детьми – инвалидами или часто болеющими;
  3. при заочной (экстернатной) форме обучения;
  4. выполнение проектов и исследовательских работ;
  5. работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);
  6. увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и др.).

Технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач:

  1. создания образовательного пространства;
  2. формирования у учащихся познавательной самостоятельности и активности;
  3. развития критического мышления, толерантности, готовности конструктивно обсуждать различные точки зрения.

Дистанционное обучение не столь уверенно и интенсивно, но все же входит и в среднее образование.

Выделяются следующие основные направления (модели) внедрения электронного дистанционного обучения в систему общего образования:

  • повышение качества общего образования в малокомплектных школах;
  • обеспечение доступности общего образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, имеющих поведенческие проблемы;
  • обеспечение доступности общего образования для детей, имеющих временные ограничения возможностей здоровья и не имеющие возможности регулярно посещать образовательные учреждения (находящихся на госпитализации в медицинских учреждениях, санатории, дома и т.п.);
  • обеспечение доступности качественного общего образования на профильном уровне;
  • обеспечение возможности продолжения образовательного процесса в условиях введения карантина;
  • обеспечение возможности дополнительного образования;
  • обеспечение возможности обучения по отдельным предметам с использованием дистанционных технологий;
  • обеспечение возможности получения общего образования с использованием дистанционных технологий (например, учащиеся, временно находящиеся в другом от основного места проживания городе: длительная командировка родителей, участие в спортивных соревнованиях и творческих и интеллектуальных конкурсах и т.п.);
  • обеспечение возможности достаточно удобно готовиться к поступлению в выбранный вуз, используя технологии дистанционного обучения, где основным экзаменом по математике принят ЕГЭ.

Для учителей также открываются уникальные возможности повышения квалификации не только по месту жительства, но и в научных центрах страны, возможность через виртуальные методические объединения обмениваться опытом с коллегами из других регионов, активно участвовать в форумах виртуального методического объединения.

Разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных, обозначено одним из основных мероприятий в Федеральной программе развития образования, обеспечивающих развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества. Считается, что распространение дистанционных образовательных технологий в результате реализации вышеназванной программы позволит обеспечить вхождение в международное информационное и коммуникационное пространство.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

“Образовательная технология” – комплекс, состоящий из:

  • планирования результатов обучения,
  • средств диагностики,
  • набора моделей обучения,
  • критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.

Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) – одна из форм электронного обучения, при котором:

  • выбирает форму обучения с использованием ДОТ,
  • планирует время изучения материала,
  • планирует последовательность изучения материала.
  • изучить материал образовательной программы,
  • достичь требуемых результатов обучения.
  • организует образовательный процесс с использованием ДОТ,
  • разрабатывает и предоставляет учебные материалы,
  • проводит формирующее и итоговое оценивание,
  • консультирует,
  • оказывает помощь,
  • является ответственным за достижение обучающимся планируемых результатов.

Обучение с использованием ДОТ может применяться системно, для изучения целого курса одной или нескольких учебных дисциплин или не постоянно, а в связи с возникшей необходимостью, например:

  • При изучении отдельных тем курса: для дифференцированного или индивидуального обучения, для слабых учащихся или очень сильных учащихся;
  • обучение в отдельные временные промежутки (при длительной болезни, невозможности посещать школу в связи с погодными явлениями и т. п.).

При дистанционном обучении важным аспектом является общение между участниками учебного процесса, обязательные консультации преподавателя. При этом общение между учащимся и преподавателем происходит удаленно, посредством средств телекоммуникаций. В практике применения дистанционного обучения используются методики синхронного и асинхронного обучения.

Методика синхронного дистанционного обучения предусматривает общение учащегося и преподавателя в режиме реального времени – on-line общение.

Методика асинхронного дистанционного обучения применяется, когда невозможно общение между преподавателем и учащимся в реальном времени – так называемое off-line общение.

С развитием дистанционного обучения, когда общение между учащимся и преподавателем происходит не лицом к лицу в учебной аудитории, а преимущественно за компьютерным терминалом на разных концах сетевого кабеля, о синхронных и асинхронных методиках дистанционного обучения заговорили с точки зрения применимости тех или иных методик для повышения эффективности обучения и обучаемости. При этом разные методики обучения предполагают различную нагрузку на каждого из участников учебного процесса дистанционного обучения.

Так, синхронная методика дистанционного обучения предполагает активное взаимодействие преподавателя и учащегося и, таким образом, большую нагрузку и на учащегося, и на преподавателя (тьютора). Преподаватель выступает своего рода “тягачом”, вовлекающего и “тянущего” за собой своих учащихся.

При асинхронной методике дистанционного обучения больше ответственности за прохождение обучения возлагается на учащегося. Здесь на первый план выдвигается самообучение, индивидуальный темп обучения, регулирование этого темпа обучения. Преподаватель (тьютор) при асинхронной методике дистанционного обучения выступает консультантом, но в меньшей степени, чем при синхронной методике дистанционного обучения.

В последнее время большинство специалистов пришли к выводу, что наибольшей эффективности при дистанционном обучении можно достичь при использовании смешанных методик дистанционного обучения. Термин “смешанное дистанционное обучение” подразумевает, что программа обучения строится как из элементов синхронной, так и из элементов асинхронной методики обучения.

Выделяют основные формы дистанционного обучения:

Видеолекции (of-line), on-line лекции (Skype технологии);

Видеоконференции (of-line, on-line), форумы, дискуссии;

Чат (видеочат) – занятия (консультации, текущее оценивание, деловые игры, итоговое оценивание) – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Вебинары (on-line семинары, тренинги, практические занятия) – дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей сети Интернет. Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы – форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой. От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Для реализации обучения с использованием элементов в ДОТ, необходимы следующие средства:

  • Управление: сайт школы: электронный журнал, дневник; Net школа.
  • Обучающий контент: сайт учителя, ФЦИОР, ЕК ЦОР, КМ школа, ресурсы Интернета.
  • Сервисы Интернета : E-mail, сервисы коллективной работы:
  • хранение, совместное редактирование документов;
  • блог, сайт учителя – методические ресурсы учителя;
  • ресурсы создания карт знаний, работы с геокартами, сетевые интерактивные доски.

Все формы ДО можно использовать при реализации различных образовательных программ:

– Участие (on-line, of-line) в обучающих интернет-мероприятиях : интернет-фестивалях, конкурсах, олимпиадах, викторинах и др.
– Подготовка к олимпиадам, к ЕГЭ, ГИА, используя интернет-ресурсы
– Участие в школьных телекоммуникационных мероприятиях.
– Дополнительное обучение “по интересам”: сетевые сообщества по интересам, мастер-классы, дистанционные курсы.
– Исследовательская и проектная деятельность: сетевые проекты .

При системном обучении с использованием ДО к организации процесса обучения предъявляются определённые требования:

  • – специально разработанный мультимедийный интерактивный учебный контент курса, система курсов обучения,
  • аппаратурно-программное обеспечение управления учебным процессом,
  • организационная структура (диспетчер, сетевые методисты, учителя, тьюторы),
  • служба технической поддержки (сетевой администратор, программисты, инженеры и лаборанты для обслуживания техники, программной среды, учебного процесса),
  • комплекс нормативных документов.

Таким образом, организовать общение с обучающимися по электронной почте, создать блог и разместить там задания для детей, создать таблицу для фиксирования результатов выполнения заданий и предоставить доступ к ней всем обучающимся, организовать в блоге обсуждение какой-либо темы – это должны уметь все учителя.

Кроме того, каждый учитель, работающий с использованием элементов в ДОТ, должен уметь создавать и использовать дистанционные учебные курсы.

Современный курс дистанционного обучения должен строиться на следующих концептуальных педагогических положениях:

В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого (учение, а не преподавание).

Важно, чтобы обучаемый научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации; умел с этой информацией работать, используя различные способы познавательной деятельности и имел при этом возможность работать в удобное для него время.

Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, обучаемый с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем окружающей действительности.

Организация самостоятельной (индивидуальной или групповой) деятельности обучаемых в сети предполагает использование новейших педагогических технологий, адекватных специфике данной формы обучения, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого ученика и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности. Наиболее удачны в этом отношении обучение в сотрудничестве (для активизации познавательной деятельности каждого ученика в сетях), метод проектов (для творческого интегрированного применения полученных знаний), исследовательские, проблемные методы.

Дистанционное обучение предусматривает активное взаимодействие как с преподавателем – координатором курса, так и с другими партнерами, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности. Проблемы социализации весьма актуальны при дистанционном обучении.

Система контроля должна носить систематический характер и строиться как на основе оперативной обратной связи (предусмотренной в структуре учебного материала, оперативного обращения к преподавателю или консультанту курса в любое удобное для обучаемого время), так и отсроченного контроля (например, при тестировании).

Успешное создание и использование дистанционных учебных курсов должно начинаться с глубокого анализа целей обучения, дидактических возможностей новых технологий передачи учебной информации, требований к технологиям дистанционного обучения с точки зрения обучения конкретным дисциплинам, корректировки критериев обученности. При планировании и разработке дистанционных учебных курсов необходимо принимать во внимание, что основные три компоненты деятельности педагога, а именно изложение учебного материала, практика, обратная связь, сохраняют свое значение и в курсах ДО. Проблемой создания дистанционного обучения на данном этапе является создание концептуально нового методического материала, основанного на поэтапном восприятии информации и полном контроле знаний учащегося. Педагоги и методисты должны перестроить свои лекции и учебные пособия, принимая во внимание особенности нового метода обучения.

Можно выделить ряд характеристик, присущих дистанционному курсу, если он претендует быть эффективным:

  • тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организации, четкая постановка задач и целей обучения, доставка необходимых учебных материалов;
  • максимально возможная интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратная связь между обучаемым и учебным материалом, предоставление возможности группового обучения;
  • наличие эффективной и оперативной обратной связи, позволяющей ученику, студенту получать информацию о правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию;
  • постоянное поддержание мотивации учащегося;
  • необходимость учитывать особенности технологической базы, на которой планируется использовать тот или иной курс при определении содержания и структурировании всего учебного материала.

Востребованность дистанционной формы обучения растет с каждым годом. Если говорить о школьном образовании, то эта востребованность достаточно четко обозначилась в последние годы:

– Заметно растет количество учащихся старших классов, желающих изучать тот или иной предмет школьной программы, не являющийся для них профильным в системе экстерната. Для предоставления учащимся такой возможности значительную помощь могли бы оказать дистанционные курсы по отдельным предметам с эпизодическими консультациями и контролем педагогов.
– Очевидна необходимость такой формы обучения для детей-инвалидов и других категорий учащихся, не имеющих возможности обучаться в очной форме.
– В настоящее время остро ощущается нехватка квалифицированных учителей по ряду учебных предметов не только в сельских, но и в городских школах. Возможность для таких школьников обучаться в дистанционной форме под руководством опытного педагога была бы эффективным решением кадрового вопроса для многих регионов страны.
– Возрастает необходимость в дистанционной форме обучения для школьников в период эпидемий, стихийных бедствий, когда нет возможности или опасно посещать школу.
– Весьма полезна могла бы быть дистанционная форма обучения для системы профильного обучения. С ее помощью можно было бы организовать профильное обучение не только по четырем определенным МО направлениям, но и по многим и многим другим, которые бы позволили учащимся лучше познакомиться с той областью знания, которую они выбрали для себя.
– Дистанционная форма обучения могла бы выступить серьезным конкурентом для всякого рода репетиторства при поступлении в высшие учебные заведения.
– Наконец, дистанционная форма обучения могла бы дать возможность учащимся ликвидировать пробелы в знаниях или наоборот углубить свои знания в интересующих их областях.

Несомненно, дистанционное образование имеет свои преимущества. Оно помогает:

  1. учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности;
  2. решать психологические проблемы учащихся;
  3. снимать временные и пространственные ограничения и проблемы;
  4. правильно оценить и рассчитать свои силы, организовать свою деятельность;
  5. расширять коммуникативную сферу учеников и педагогов;
  6. проявлять свои способности к созиданию, реализовать потребность фантазировать, придумывать, творить.

Доклад Формы и методы организации дистанционного обучения в общеобразовательном учреждении

Формы и методы организации дистанционного обучения в общеобразовательном учреждении

Калимуллина Гульназира Махмутьяновна,

научный сотрудник Центра дистанционного образования

Института развития образования Республики Башкортостан

E-mail: K-G-M-7777@mail.ru

В настоящее время имеет место процесс информатизации учебного процесса применительно ко всем изучаемым дисциплинам, как в средней общеобразовательной школе, так и в высших учебных заведениях. Для средней общеобразовательной школы это означает, что любой учитель- предметник должен на своих уроках в определенном объеме использовать компьютер как дополнительное обучающее средство учащихся.

Более того, сейчас неиспользование в учебном процессе современных информационных технологий- это анахронизм, который препятствует развитию новых педагогических технологий. Поэтому систему принципов и методик, с помощью которых учитель на базе примитивных технических средств передает знания ученику, следует признать отжившей хотя бы потому, что использование компьютерных технологий позволяет значительно увеличить объемы передаваемых знаний в пределах одного школьного урока.

Усовершенствование всех программных средств информационных технологий, которое приводит к увеличению их доступности для более широкого круга пользователей, привело к тому, что устаревшая педагогическая парадигма «учитель-ученик» стала вытесняться новой парадигмой «учитель- персональный компьютер- ученик».

Новая педагогическая парадигма «учитель- персональный компьютер-ученик» наиболее востребована при дистанционном образовании учащихся. В процессе такой работы учащиеся общеобразовательных учреждений приобретают вкус самостоятельного обучения и если у них есть мотивация (получить досрочно оценку по предмету, а высвободившееся время, например, посвятить проектной работе или подготовке к ЕГЭ), то эффективность такого дистанционного обучения возрастает многократно. Дистанционное обучение– это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.

Целями дистанционного образования является

  • процесс внедрения в процесс обучения новейших современных информационных технологий;
  • приобщение учеников к творческому подходу к процессу обучения, самостоятельной деятельности;
  • предоставление возможности выбора индивидуальной программы обучения учащимися, последовательности изучения дисциплин;
  • получение постоянной консультации учителей;
  • возможность использования учебной литературы, без её приобретения;
  • предоставление учителю возможности самому решать как выстроить систему преподавания своего предмета, дать возможность автоматизировать весь процесс, сделать работу учителя творческой и более свободной;

При дистанционном обучении не возникает проблем с заболевшими учителями, с количеством школьных кабинетов. У учителя высвобождается больше времени для повышения уровня профессиональной подготовки, появляется возможность работы по совместительству.

В системе “дистанционное обучение” выделяется три основные составляющие: 1) обучаемый с его образовательными потребностями; 2) учитель, координирующий и направляющий образовательную деятельность обучаемого; 3) специфическая образовательная среда, в которой осуществляется процесс обучения.

Успешное функционирование системы возможно при условии, что обучаемый и обучающий готовы к взаимодействию в новой среде. Дистанционному обучению в общеобразовательном учреждении присущи следующие формы:

Чат– занятия. Все ученики имеют одновременный доступ к чату. Таким образом, обучаемый и обучающий находясь в разных точках, могут общаться как в реальности: учитель может вести урок для неограниченного числа учеников, задавать вопросы, отвечать на вопросы, дискутировать, проводить контрольные и лабораторные работы, игры.

Тестирование. Предполагается, что у каждого ученика есть допуск к электронной среде общеобразовательного учреждения, в котором ученик может проходить тестирование, отвечать на вопросы форума, задавать вопросы учителям и тьюторам.

Форум. Учителем выносится ряд вопросов для обсуждения, обучаемые отвечают на данные вопросы. При этом могут дополнять друг друга.

Видео – конференции. Фактически это обычная конференция, на которой ученики могут подготовить различные доклады (проекты), которые будут оценены комиссией общеобразовательного учреждения и учениками. Единственное отличие в том, что ученик может находиться дома в более спокойной обстановке.

Электронная рассылка. Данная форма позволяет рассылать ученикам методические материалы, необходимые для обучения ( видео –аудио- лекции)

Таким образом, ученик, который постоянно выполняет задания – приобретает знания, то есть происходит формирование теоретических знаний и практических навыков, которые достигаются в процессе изучения материала и его отработки.

Методы организации, которые используются при дистанционном обучении: 1) Кейс-технология- это технология дистанционного обучения, основанная на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучаемыми при организации постоянного взаимодействия с учителем и другими учащимися дистанционным способом; 2) ТВ-технология- это технология дистанционного обучения, базирующаяся на использовании систем телевидения для доставки учащемуся учебно-методических материалов и организации обратной связи с помощью любых интерактивных средств; 3) Сетевая технология- это технология дистанционного обучения, базирующаяся на использовании сетей телекоммуникации в интерактивном режиме; 4) Комбинированный способ- это обучение, основанное на использовании следующих средств: а) CD, DVD, дискеты, аудиокассеты, печатные материалы; б) системы телевидения, учебно-консультационные занятия; в) интернет, интерактивное взаимодействие между учителем и учеником.

Из чего следует следующий вывод: благодаря появлению Интернета и дистанционного обучения у учащихся общеобразовательных учреждений появилась возможность заниматься в удобное для них время, в удобном месте, в не зависимости от места проживания, состояния здоровья и материального обеспечения.

Помимо того, учащиеся общеобразовательных учреждений дополнительно могут повысить свой уровень знаний по иным предметам, используя данный вид образования. А так же дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования – “образование для всех” и “образование через всю жизнь”.

1.Бершадский А.М., Кревский И.Г. Понятие, формы и методы дистанционного образования http://www.vspu.ac.ru/sci/monograf

2.Дистанционное обучение: сущность, проблемы внедрения// Дмитриева В.Ф., Прокофьев В.Л., Самойленко П.И. и др. //Специалист. – 2002. – 11/12, с.37-40.

3.Домрачев В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы// Высшее образование в России. – 2004. -3, с. 10-11.

Дистанционное обучение – назначение, формы, образовательные платформы

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Режим самоизоляции, введенный в России из-за пандемии коронавируса, закрыл выход из дома на улицу не только взрослому населению страны, но и детям, школьникам, студентам.

Длительный перерыв в процессе обучения может негативно сказаться на качестве образования.

Единственный выход из создавшейся ситуации – учеба «на расстоянии», т.е. дистанционное обучение. Рассмотрим, что это такое, каков алгоритм процесса, какие плюсы и минусы есть у данного способа получения образования.

Дистанционное обучение – это …

Самый простой пример дистанционного обучения (ДО), который известен каждому из нас: школьник заболел и сидит дома. По телефону узнает у одноклассников, что они проходили на занятиях, самостоятельно изучает необходимые параграфы, выполняет домашние задания. Конечно, это наиболее «облегченный вариант» ДО.

Если же формулировать обобщенно, то дистанционное обучение – это образовательный процесс, во время которого преподаватель и обучаемый находятся на территориальном удалении друг от друга. Общение сторон происходит при помощи средств связи.

ДО позволяет получать знания в любом месте и в любое время. До введения режима самоизоляции ДО в основном использовалось как способ получения дополнительного образования. В реалиях сегодняшних дней дистанционное образование стало единственно возможным.

Основной механизм любого образовательного процесса – это интерактивная связь между учителем и учеником. Способы интерактива могут быть различными:

  1. личное общение;
  2. дистанционное общение с использованием:
    1. почтовых отправлений,
    2. компьютерных технологий.

Дистанционное обучение для школьников предполагает применение электронных средств связи, т.е. компьютеров, электронных гаджетов, подключенных к интернету.

Как проходит дистанционное обучение

Система дистанционного обучения не нова, ее разработали очень давно, в конце 18 века, и с тех пор с успехом применяют.

Как проходит ДО, зависит от способа связи между преподавателем и учеником:

  1. почтовыми отправлениями: преподаватель высылает ученику план изучения материала, методические пособия, список литературы, задания, которые нужно выполнить. Обучаемый самостоятельно изучает материал, делает контрольные задания и высылает их преподавателю тем же способом, т.е. почтой. В этом случае проверка усвоенных знаний осуществляется дистанционно;
  2. заочный формат – вариант ДО, который предполагает, что ученик обучается по предложенному преподавателем плану в форме самообразования, а проверка знаний проводится очно;
  3. с использованием интернета в режиме он-лайн. Данный вариант в настоящее время наиболее актуален.

ДО в школе – это «ноу хау» в формате начального и среднего образования.

Как проходит дистанционное обучение в школе, зависит от технической оснащенности школы и учеников. Основные используемые средства и методы:

  1. пересылка ученикам обучающего материала (контента). Это могут быть:
    1. электронные книги,
    2. видео-лекции,
    3. видео-семинары;
  2. отправка учениками выполненных домашних заданий и контрольных работ;
  3. общение по видеосвязи в режиме реального времени. Это позволяет учителю ответить на вопрос ученика, проверить выполненную им работу и т.д.

Как это происходит в школе и в других учебных заведениях?

Схема следующая: преподаватели и ученики общаются с помощью персональных компьютеров (неважно, обыкновенных или портативных (ноутбуки, планшеты)) с выходом в сеть интернета.

Формы, используемые при дистанционном обучении:

    веб-занятия – это видео-уроки, лабораторные занятия, семинары и т.д.

Интерактив достигается посредством веб-форумов – специальных сайтов дистанционного обучения, на которых пользователи оставляют свои записи. Особенность – асинхронность активности преподавателя и учеников (в отличии от веб-чатов);

  • чаты-занятия – это уроки, проводимые при одновременном присутствии учителя и обучаемых на одном чате в режиме реального времени;
  • рассылка заданий и учебных материалов на электронную почту учеников.
  • Платформы для дистанционного обучения

    С введением режима самоизоляции в России и в других странах впервые за всю историю школы, а также средние и высшие учебные заведения были переведены на дистанционный способ обучения.

    Это затронуло более 1,5 миллиарда человек по всему миру.

    В связи с этим особо остро встала проблема создания специализированных образовательных платформ для ДО. Они существовали и раньше, но были менее востребованы.

    Важно: все платформы для дистанционного обучения в период самоизоляции являются для школьников и студентов государственных учебных учреждений бесплатными.

    Министерство просвещения РФ рекомендует следующие платформы для дистанционного обучения в школе:

    1. «Российская электронная школа», «Московская электронная школа», «Учи.ру» — для школьников с 1 по 11 класс;
    2. «Яндекс. Учебник» — для младших школьников с 1 по 5 класс.

    Плюсы и минусы дистанционного обучения

    Как и всякая форма процесса образования, ДО имеет свои положительные и отрицательные моменты.

    Плюсы дистанционного обучения:

    1. отсутствие контакта между учениками и преподавателями, что особо значимо в период самоизоляции;
    2. снижение финансовых затрат и уменьшение времени на организацию процесса образования. Например, не нужно оплачивать проезд до учебного заведения, не надо тратить время на сборы и перемещение до места учебы;
    3. возможность самостоятельного выбора времени и темпа учебного процесса;
    4. предоставление шанса более детально изучить материал;
    5. возможность значительно расширить аудиторию обучаемых лиц.

    Минусы ДО:

    1. необходимость иметь в наличии компьютер, доступ к сети интернета;
    2. ухудшение дисциплины (самодисциплины);
    3. снижение мотивации к обучению ввиду отсутствия стимулирующего соревновательного момента;
    4. возможность срыва занятий из-за проблем со связью, электричеством, программным обеспечением.

    ” alt=””>

    Немного юмора

    Тема «дистанционки» настолько актуальна, что мемы и приколы про дистанционное обучение бьют рекорды популярности. Ниже – небольшая подборка, улыбнитесь и с новыми силами принимайтесь за учебу!

    Читайте наш блог, это поможет вам найти ответы на многие вопросы!

    Автор статьи: Елена Копейкина

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (2)

    Дистанционка, это как секс по телефону. Ничему он не научит. Поверьте, мой оболтус за месяц получил тринадцать двоек и ноль десятых знаний. Даже я лучше него разбираюсь в арифметике.

    Демо-версию глобального перехода на дистанционку мы наблюдаем уже сегодня. Она не совершенна. Родители школьников в ужасе от происходящего, ведь не все сейчас работают удаленно, а дети имеют свойство отвлекаться и их нужно контролировать.

    Когда дети сидят в классе, то учителю проще направить внимание на предмет, но попробуй уследить за всеми через экран, это невозможно. Другое дело студенты старших курсов, люди изучают предметы по своей специальности и получают знания осознанно.

    Дистанционно можно пройти курсы по любой специальности, если человек заинтересован в обучении и знания эти будут действительно качественными, ведь вся дополнительная информация находится под рукой. Я против дистанционного обучения детей, в любом случае придется заниматься дополнительно, а вот для студентов это отличный опыт, думаю вузы после пандемии перейдут на частично дистанционное обучение.

    Упражнения для развития внимания у подростков

    Anna Ivanova

    Детская рассеянность — нормальное явление: ребёнок сосредотачивается только на том, что ему интересно. Играл, услышал мультик из другой комнаты, побежал смотреть — игрушки, естественно, не прибрал ни сразу, ни потом. Дал другу в детском садике машинку поиграть, пришёл папа — счастье, праздник, про машинку вспомнил только дома. Это нормально: ребёнку сложно удерживать внимание на том, что его в данный момент не интересует. С возрастом проблема исчезнет сама собой… или нет?

    К сожалению, в школьные годы ситуация только усугубляется. Подростку, который не умеет концентрировать внимание, сложно учиться: он не сможет сосредоточиться на материале, а значит и понять его. А ещё ребёнок продолжает забывать про уроки и вещи, опаздывать. Потому что чем старше класс, тем больше моментов требуют внимания, а школьник и так уже не справлялся.

    Что делать, если подросток невнимательный?

    Работать над развитием способности концентрироваться. Ведь это такой же навык, как и любой другой. Тем более, что для его тренировки существуют простые, понятные и эффективные упражнения. Главное, поймите: подросток уже умеет быть внимательным, просто сейчас этот навык находится под контролем эмоций.

    Простой пример: попросите ребёнка рассказать о компьютерной игре, в которую он сейчас играет или о фильме, который недавно посмотрел. Вы удивитесь, как много запомнил «невнимательный» подросток.

    Дело в том, что люди от природы легко концентрируются на интересных вещах. Это называется непроизвольным вниманием. Наша задача — научить ребёнка контролировать внимание, сделать его осознанным. В этом помогут регулярные тренировки, а чтобы подросток занимался с удовольствием превратите скучные занятия в интересную игру.

    Стремление играть на службе образования

    Прежде чем начать развивать внимание, подготовьтесь. Превратите занятия в подобие компьютерных RPG: составьте шкалу прогресса, разбейте её на «уровни персонажа», введите систему достижений и ключевые точки с наградами.
    Такой формат тренировок мотивирует и помогает добиться результата. Игровая система подходит и для других занятий, и для обычных уроков.

    Упражнения для развития внимания

    Но одной системы мало, вам нужны уровни — упражнения для развития внимания. Мы выбрали для вас пять базовых, каждое из которых не требует ничего или практически ничего (кроме чуточки вашего времени и желания).
    Главное, принимайте участие в занятиях. Ребёнку (в любом возрасте) важно видеть, что родители его поддерживают. А стремление получить от вас похвалу — еще один отличный стимул.

    Упражнение 1: Запомни картинку

    Классическое упражнение на развитие внимания: открываете перед подростком книгу с какой-нибудь иллюстрацией и просите запомнить, что на ней изображено. Через 30 секунд берёте книжку так, чтобы ребёнок не видел, а он пересказывает картинку. Чем больше элементов запомнил, тем лучше.

    Кстати, у этого упражнения много разных вариантов — чтобы ребёнок не заскучал, советуем их чередовать. Например, можно вместо книги дать подростку на запоминание какой-нибудь обычный предмет: пенал, наушники, вазу с полки — что угодно. А потом спрашиваете о деталях: какого цвета рисунок на вазе? Молния на пенале металлическая или пластиковая?

    А еще, если вы достаточно хорошо знаете своего ребенка, можно подбирать картинки по его увлечениям. Например, разбирать детально костюмы супер-героев или персонажей любимой игры. Скорее всего, ему это понравится больше, чем абстрактные картинки или наушники, а пользы от этого будет столько же.

    Упражнение 2: Что вокруг?

    Теперь переводим внимание ребёнка с картинки на реальный мир. Попросите подростка запомнить, что лежит на столе — дайте на это около минуты. Потом отверните его от стола, и пусть ребёнок расскажет, что и где находится. Постепенно упражнение можно будет усложнять: добавлять новые предметы, запоминать не только саму вещь, но и её расположение и т. д. За каждую новую ступень выдавайте «достижение» и награду.

    А если дома скучно, можно перенести упражнение на улицу. Запоминайте детали в кинотеатре, музее, кафе или магазине. Можете соревноваться в том, кто заметит больше интересных вещей.

    Упражнение 3: Чего не хватает или что изменилось?

    Следующая ступень: ребёнок запоминает, что лежало на столе, а потом вы — так, чтобы он не видел — убираете один или несколько предметов. Нужно как можно быстрее назвать, чего не хватает. Усложнённые варианты: указать, где лежал отсутствующий предмет, описать его более подробно.

    К этому упражнению можно подключить и мужа: пусть попробует заметить, что изменилось в вашей внешности, и вспомнить цвет лака на ногтях, который был на прошлой неделе. Мальчикам-подросткам такая тренировка тоже пойдет на пользу.

    Упражнение 4: Скоростной опрос

    Это занятие помогает развить способность концентрироваться не на каком-то физическом предмете, а на определённом занятии. Правила просты: вы готовите вопросы, на которые ребёнок точно знает короткий ответ, а потом быстро их задаёте. Ответил? Сразу следующий вопрос, без пауз.
    Вопросы могут быть самыми разными — главное, старайтесь учитывать и школьную программу, и интересы подростка. Например, вот так:

    1. Самый глубокий океан? (Тихий)
    2. Самый популярный блогер, которого ты смотришь? (Уточните заранее, при случае)
    3. Как называется домик из веток? (Шалаш)
    4. Кто поёт эту песню?

    И так далее. Вам нужно добиться того, чтобы ребёнок полностью сконцентрировался на игре и отвечал максимально быстро.

    Чтобы вам было проще тренироваться, мы собрали упражнения в один файл. Вы можете его скачать, распечатать и начать совершенствовать внимание.
    [/aligned-text]

    Это упражнение можно сделать еще более полезным, если модернизировать его под школьную программу. Вместо абстрактных вопросов, подготовьте вопросы по параграфу, который нужно выучить к следующему уроку.
    Вы просматриваете параграфы самостоятельно и делаете по ним викторину: готовите несколько вопросов, на которые можно ответить в одно слово. Например, если учили географию, то получится: «Самая известная гора Японии? — Фудзияма!».

    За каждый правильный ответ выдаёте бонусные баллы. А баллы потом обмениваете на что-нибудь важное и ценное: карманные деньги, сладости или разрешение пойти на концерт любимой группы.

    Упражнение 5: Из песни слова не выкинешь

    Рассказываете подростку короткое стихотворение или поёте песню. Потом повторяете, но убрав из текста одну строчку. Задача ребёнка в том, чтобы понять, какой именно строчки не хватает и где она была. Начать можно с хорошо знакомых произведений, постепенно переходя на всё более сложные задачи.

    Как построить занятия?

    Чтобы ребёнок не переутомлялся, занимайтесь по 15–20 минут в день — этого вполне достаточно. Через несколько недель вы увидите, что подросток стал более внимательным.

    Можно начинать с упражнений на развитие внимания домашнюю работу, можно встраивать их в будничные дела — например, играть в «запомни картинку», пока едете домой. А еще упражнения можно комбинировать с упражнениями для тренировки памяти и заниматься не каждый день, а 2–3 раза в неделю по 25–35 минут.

    Главное, не заставляйте ребёнка работать над собой, а увлекайте тренировками.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: