Диктанты по русскому языку для 9 класса 2 четверти

Диктанты 9 класс

Диктант – это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.

  • 1 четверть
  • 2 четверть
  • 3 четверть
  • Итоговый диктант
9 класс 1 четверть

Тучу передернуло синим пламенем. Медленно загремел гром. Он то усиливался, то почти затихал. И дождь, подчиняясь грому, начал временами идти сильнее и широко шуметь по листве, потом останавливался. Вскоре сквозь тучи пробилось солнце. Старый пушкинский парк в Михайловском и крутые берега Сороти запылали рыжей глиной и мокрой травой. Стройная радуга зажглась нал пасмурной далью. Она сверкала и дымилась, окруженная космами пепельных туч. Радуга была похожа на арку, воздвигнутую на границе заповедной земли. С особенной силой здесь, в пушкинских местах, возникали мысли о русском языке. Здесь Пушкин бродил с непокрытой головой, со спутанными осенним ветром холодными волосами, слушал влажный гул сосновых вершин, смотрел, прищурившись, откуда несутся осенние тучи, толкался по ярмаркам. Здесь чудесные слова переполняли его, стесняли его душу и, наконец, слагались по огрызком гусиного пера в звенящие строфы.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Озаглавьте текст;
  2. Определите стиль данного текста. Докажите свою точку зрения;
  3. Выполните синтаксический разбор предложения:
    1 вариант – 2 предложение 3 абзаца;
    2 вариант – 3 предложение 3 абзаца.
9 класс 2 четверть

Когда восходит луна, ночь становится бледной и томной. Воздух прозрачен, свеж и тепел, всюду хорошо видно и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу, а в непонятной дали высятся, громоздятся друг на друга туманные, причудливые образы. Немножко жутко. А взглянешь на бледно-зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему теплый воздух недвижим, почему природа боится шевельнуться. Ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни. О необъятной глубине неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит и манит к себе, а от ласки его кружится голова. Едешь по степи. Попадается на пути молчаливый курган, бесшумно пролетит над землей ночная птица, на память приходят степные легенды, рассказы встречных и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Определите стиль и тип речи данного текста;
  2. Выпишите из текста 1СПП, определите вид придаточной части, составьте горизонтальную и вертикальную схемы.
  3. Выполните морфемный разбор одного причастия, глагола, наречия.
9 класс 3 четверть

Приближение грозы Солнце склонялось к западу и косыми жаркими лучами невыносимо жгло мне шею и щеки. Невозможно было дотронуться до раскаленных краев брички. Густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. Не было ни малейшего ветерка, который относил бы ее. Все мое внимание было устремлено на верстовые столбы, которые я замечал издалека, и на облака, которые собирались в одну большую, мрачную тучу. Изредка погромыхивал дальний гром. Гроза наводила на меня невыразимо тяжелое чувство тоски и страха. До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча быстро двигалась к нам. Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает ее мрачную фигуру и седые полосы, которые от нее идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон. Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Определите стиль и тип речи данного текста
  2. Выпишите из текста 1 СПП, определите вид придаточной части, составьте горизонтальную и вертикальную схемы
  3. Выполните морфемный разбор одного причастия, глагола, наречия .
Итоговые диктанты за 9 класс

Как ни прекрасен тюльпан своей окраской, как ни оригинальна его форма, но почему – то ни греческая, ни римская мифология не создали о нем никакого сказания. И это тем более странно, что тюльпаны в диком состоянии в обилии растут в Греции, где их не могли не заметить как сами жители, так и все те, которые были творцами мифологии. Первые сведения об этом прелестном цветке мы встречаем в Персии. В этой стране сказаний и песен о розе оригинальный, в виде фонаря или кубка, цветок не мог пройти незамеченным и носил название «турецкая чалма». Он воспет многими персидскими поэтами, которые утверждали, что с красотой этого растения не могут сравниться ни кипарис, ни даже сама роза. Но еще большей любовью пользовался тюльпан на Востоке, у турок, где ежегодно справлялся чудный, волшебный праздник тюльпанов. В Европу тюльпан попал лишь в шестнадцатом веке.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Озаглавьте текст;
  2. Выполните графический разбор 3 предложения 2 абзаца, составьте схему. Определите вид подчинения придаточных.

Цель диктантов: Повторить и систематизировать изученный на уроках материал, выполнить работу над ошибками.

Диктанты по русскому языку — 9 класс 2 четверть

Контрольный диктант

Когда восходит луна, ночь становится бледной и томной. Воздух прозрачен, свеж и тепел, всюду хорошо видно и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу, а в непонятной дали высятся, громоздятся друг на друга туманные, причудливые образы. Немножко жутко. А взглянешь на бледно-зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему теплый воздух недвижим, почему природа боится шевельнуться. Ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни. О необъятной глубине неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит и манит к себе, а от ласки его кружится голова. Едешь по степи. Попадается на пути молчаливый курган, бесшумно пролетит над землей ночная птица, на память приходят степные легенды, рассказы встречных и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою.

Читайте также:
Как пишется заросли - разбор слова, значение и примеры

Объём слов: 143

Грамматическое задание

  1. Определите стиль и тип речи данного текста;
  2. Выпишите из текста 1СПП, определите вид придаточной части, составьте горизонтальную и вертикальную схемы.
  3. Выполните морфемный разбор одного причастия, глагола, наречия.

Контрольный диктант «Снежная шуба»

Если весной, летом и осенью водяные пары превращаются в дождь, то зимой, в морозные дни, они замерзают и падают на землю в виде красивых снежинок, которые по виду и форме напоминают разнообразные фигуры правильной формы. Чем тише морозная погода, тем красивее и правильнее по форме падающие снежинки. Когда же сильный ветер, у них обламываются лучи и грани и белые цветки и звёзды превращаются в снежную пыль. Слой за слоем ложится снег на землю. Каждый новый слой бывает рыхлым, потому что между снежинками всегда много воздуха.4

А кто задумывался, отчего хрустит снег под ногами?4 А хрустит он оттого, что под тяжестью нашего тела у снежинок обламываются звёздочки и лучи.

Когда вслед за оттепелью ударит мороз, на снегу образуется твёрдая корочка, которую и называют настом. В такое время тяжело передвигаться по снегу.

Снежная шуба очень важна для земли, так как защищает посевы от холода и помогает бороться с засухой.4

Объём слов: 147

Грамматическое задание:

  1. Найти главное и придаточное предложения, определить вид придаточного предложения (в тексте предложения под номером 4).

Контрольный диктант за 2 четверть 9 класса

1. В природе все прекрасно: и плывущие по небу облака, и березка, шепчущаяся с травой, и суровая северная ель, и лишайник, который карабкается вверх по склону каменистого откоса.

2.Но что может по прелести и очарованию сравниться с водой?

3. Волнуемые ветром волны, отражающие зеленое и голубое, — живая жизнь.

4.Так думал я, когда плыл на простом деревянном паруснике по рябоватым просторам Онежского озера.

5.Оно манило прозрачностью и глубиной.
6.Я вспомнил, что в старину воду считали целебной, очистительной силой. 7.Когда при гадании девушки смотрелись в воду перед зеркалом, надеясь увидеть там суженого, то это был обычай испрашивать будущее у воды.
8.Озеро меняло краски.

9.Сначала, когда едва вспыхнул рассвет, вода была холодной и неприветливой.

10.Потом цвет озера стал оловянным.

11.Когда же лучи солнца заиграли на парусе, вода повеяла свежестью, заколебалась, как будто в танце, стала теплой, манящей.
12.Я плыл в мир русской сказки — в древние Кижи.

13.Те, кто не бывал там, думают, что Кижи — островок, который затерялся среди водных просторов.

14.Однако знающие люди рассказывают, что на озере почти две тысячи островов.

Объём слов: 166

Грамматическое задание:

Найдите СПП-я с придаточными времени — 4,7,9,11
Найдите СПП-я с придаточными изъяснительными – 6,13,14
Найдите СПП-я с придаточными определительными – 1, 13
Объясните функцию двоеточия в предложении 1 – обобщающее слово
Укажите предложение со сравнительным оборотом — 11
Сколько грамматических основ в предложении 13 — 4
Выпишите все союзы из предложения 14.- однако, что
Выпишите из текста все прилагательные, в которых написание –НН- объясняется исключением из правил — деревянном, оловянном.
Из предложения 10 выпишите словосочетание со связью управление – цвет озера
Назовите предложение, в котором есть обособленное обстоятельство — 7
Замените словосочетание НА ДЕРЕВЯННОМ ПАРУСНИКЕ, образованном с помощь связи согласование, словосочетанием со связью управление – парусник из дерева.

Итоговые диктанты за 9 класс

В восемнадцать лет невозможно быть оседлым, и однажды ты вдруг почувствуешь неодолимое желание соприкоснуться с неизведанным, неизвестным.
Как прекрасно в вечерний час подняться по дрожащему корабельному трапу на празднично освещенную палубу и присоединиться к шумной толпе пассажиров, которые прощаются с землей и уходят в море, в какую-то новую, удивительную, ни с чем не сравнимую жизнь.
Когда пароход загудел трубным голосом и палуба стала содрогаться от работы упрятанных в трюме машин, закипела у бортов темная, с нефтяными оранжевыми пятнами, со световыми бликами вода, вдруг вздрогнул и, медленно разворачиваясь, стал отходить берег с темной толпой провожающих на причале. Поплыли, туманясь, портовые огни, убегая все дальше и дальше в глубь материка, желтея там, вдали, а веселые звезды стали приближаться, иные, казалось, висели прямо на реях, и их можно было, как бабочку, снять рукой.
И вдруг дохнуло свободой, соленой прохладой, и Черное море глянуло прямо в глаза.
Я расхаживал по нижней палубе среди поющих, кричащих, пляшущих пассажиров, гордых и печальных, неподвижно сидящих и вповалку храпящих прямо на палубе. Я был один из них в эту ночь, безвестной песчинкой, отправлявшейся в далекое и неизведанное плавание.

Читайте также:
Однокоренные слова - разбор по составу, примеры предложений

Объём слов: 180

По Б. Ямпольскому

2.

На третий день подъем по снежной равнине сделался более заметным и появилось больше трещин, которые замедляли движение. Приходилось идти осторожно, прощупывая снег, чтобы не провалиться через тонкий слой его, скрывающий трещины.
На севере тучи расходились, разгоняемые ветром, и между их серыми клочьями то показывались, то исчезали горы, которые тянулись длинной цепью по всему горизонту. На их белоснежном фоне чернели скалистые отроги. Незаходящее солнце катилось над самым гребнем хребта, тускло светя сквозь пелену туч и окрашивая их в красноватый цвет. Снеговая равнина на переднем плане покрылась пятнами и полосами, отраженными от неба, синеватого и розового цвета. Общая картина снеговой пустыни и таинственного хребта, который впервые предстал перед глазами путешественников, была поразительна.
Подъем на этот хребет продолжался в течение трех дней вследствие сильных трещин льда. Ледяной поток, то есть ледник, который спускался по долине южного склона хребта, имел до километра в ширину и с обеих сторон окаймлен крутыми темными откосами, покрытыми снегом.

Объём слов: 148

3.

В Подмосковье есть у меня заветное место — лесная поляна вдали от дорог.
Особенно хорошо здесь ранней осенью. На рябину прилетают кормиться дрозды, в сухих листьях ежевики шуршат ежи, и самое главное — осенью сюда приходят лоси. Я не сразу догадался, почему под вечер почти всегда вижу тут двух-трех лосей. Однажды все прояснилось: они приходили пожевать яблоки. Поляна упирается в заполоненный рыжим бурьяном брошенный сад. Неизвестно, кто и когда забыл посаженный сад. Деревья в нем выродились, и плоды дают только растущие от корней ветки. Охотников до нестерпимо кислых яблок в лесу, кажется, не было, но однажды, присев на краю сада, я услышал: яблоки похрустывали на чьих-то зубах. Я приподнялся и увидел: один лось, задирая голову, мягкой губой захватывал яблоки, другой собирал яблоки, лежащие на земле.
Такие картины память наша хранит как лекарство на случай душевной усталости. Сколько раз после трудового дня я приходил в себя и, успокоенный, засыпал, стоило только закрыть глаза и вспомнить рябины со снующими в них дроздами, запах грибов и двух лосей, жующих кислые яблоки…

Объём слов: 165

4.

Однажды утром я вышел на крыльцо и в изумлении замер: вчерашняя черная земля за ночь стала золотой. Бледно-желтый свет поднимался от земли, засыпанной листьями.
Начиналось бабье лето. Дни как бы сделались светлее и чище. Воздух, трава, сухие ветки — все затянулось цепкой паутиной, которая тянулась с запада на восток (так дуют осенние ветры), и каждое утро тысячи маленьких паучков, как сказочные ткачи, покрывали всю землю своей пряжей.
Ледяное небо по ночам блистало созвездиями: Сириус сверкал в глухой воде озер, как синий алмаз; Сатурн подымался над безмолвием сосновых боров в осенние сумерки; Юпитер закатывался в лугах, за Окой, где уже вяли травы и почернели брошенные и ненужные осенью сенокосные дороги. Иногда в полночь робкий дождь перешептывался в саду с листвой. Я выходил на порог, прислушиваясь к сонному бормотанию дождя, и жалел милых друзей, оставшихся в Москве, потому что они не могли наслаждаться этой картиной.
Ночью мне снилась зеленая вода, покрытая листьями лип и берез. Внезапно листья оживали, превращаясь в золотых плоских рыб, и с плеском и брызгами разлетались по воде, испуганные отражением бледного солнца.

Объём слов: 172

По К. Паустовскому

5.

Семья Раевских переживала счастливые моменты жизни: прославленный генерал Раевский, счастливый отец и обаятельный собеседник, был полон сил и энергии; сыновья, чьи имена прогремели на всю Россию, готовились к великому будущему; прелестные, хорошо образованные и умные дочери вносили атмосферу романтической женственности. То, что ждало семью в будущем: горечь от неудавшейся жизни баловня семьи — старшего сына Александра, героическая и трагическая судьба Марии, смерть самого генерала, не выпустившего до последней минуты из рук портрета дочери, уехавшей в Сибирь вслед за мужем-декабристом, — все это и отдаленно не приходило в голову участникам этого веселого путешествия. Здесь господствовала та обстановка взаимной любви, которой Пушкин, по его собственным словам, никогда не наслаждался и которой так жаждал. Пушкина приняли в этот круг как члена семьи, как своего. Девочки-дочери были моложе его и тоже рвались чувствовать себя взрослыми, да и в самом генерале было много той детской простоты, которая бывает в действительно умных людях. Мир Раевских привлекал Пушкина любовью и счастьем.
Пребывание поэта в семье Раевских, несмотря на его краткость (всего несколько недель), сыграло огромную роль в жизни и в поэзии Пушкина.

Объём слов: 185

Словарные диктанты

№1

Абзац, агитация, аспирант, ассистент, без вести пропал, бескорыстный, Вселенная, всеобъемлющий, громоздкий, доблестный, древесный, интонация, индивидуальный, кандидат, компромисс, конгресс, конкуренция, континент, лелеять, либеральный, ополченец, ориентироваться, приверженец, процесс, прогнозировать, результат, рентген, ровесник, сверстник, стадион, тунеядец, цивилизация, шефствовать (быть шефом)– шествовать (идти, шагать), эсминец.

Читайте также:
Местоимения в русском языке - на какие вопросы отвечают, виды
№2

Антенна, аттестат, аккуратный, аппарат, бассейн, бешеный, бюллетень, галерея, гостиница, грамматика, грамотный, группа, дискуссия, дрожжи, жжёный, жужжать, иллюминация, иллюстрация, интеллигенция, канонада, коллектив, коллега, колонна, колоссальный, коллекция, комментировать, корреспондент, металлический, оккупация, профессия, профессор, современник, телеграмма, терраса, территория, трасса, труженик, экспресс, юный.

№3

Аппетит, агрессия, аббревиатура, аттракцион, баллада, баррикады, в рассрочку, грациозный, гроссмейстер, геноцид, иммигрант, иммунитет, инициалы, инцидент, комиссия, коэффициент, мировоззрение, ни больше ни меньше, оппозиция, официант, пациент, пацифизм, перрон, программа, репетиция, социальный, стационар, тоннель, циклевать, цистерна, цигейка, цинизм, циркуляр, цитата, цитрусовый, цитадель, циферблат, эмигрант, экспозиция, энциклопедия, эпиграмма.

Контрольно – измерительные материалы по русскому языку. 9 класс

Здесь представлены диктанты по основным тема 9 класса. Тексты диктантов могут быть использованы для работы по развитию речи, для комплексного анализа текста.

Содержимое разработки

Контрольно – измерительные материалы по русскому языку. 9 класс.

1. Вводный диктант. Повторение изученного в 5 -8 классах.
По реке.

В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие по реке в резиновой лодке. Никому ничего не сказав, мы быстро собрались в путь и к ночи были на берегу реки. Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух — всё это нехорошо воздействовало на нас.
В течение нескольких минут мы колебались, но потом решительно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению. Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но постепенно мы освоились и уже смело смотрели вперед.
Ранним утром мы надеялись быть в незнакомой деревеньке.
Мы плыла медленно по течению реки, почти не работая веслами. Вот из-за туч показалась луна, озарившая своим загадочным блеском все окрестности. Где-то защелкал соловей, за ним другой. Казалось, весь воздух пронизан чарующими звуками. Мы восхищались соловьиным пением и красотой ночи и совсем забыли о лодке. Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась и мы очутились по пояс в воде. Собрав свои вещи, плававшие по реке, мы выбрались на берег, вытащили злополучную лодку, разожгли костер и до утра обогревались, сушились и обсуждали ночное приключение.

(174 слова)
Грамматическое задание (по вариантам)

1. Синтаксический разбор предложений (1-й абзац):

1) В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие по реке в резиновой лодке.

2) Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух — всё это нехорошо воздействовало на нас.
2. Определить тип предложений:

1) найти односоставное предложение (^ Сначала было жутко ехать незнакомой рекой. — безличное.)

2) найти неполное предложение (Где-то защелкал соловей, за ним другой.)

2. Диктант с грамматическим заданием по теме «Сложносочинённое предложение»
Орлиное гнездо.

Однажды стадо драгоценных диких пятнистых оленей, продвигаясь к морю, пришло на узенький мыс. Мы протянули за ними поперёк всего мыса проволочную сетку и преградили им путь в тайгу. У оленей для питания много было и травы, и кустарника, нам оставалось только охранять дорогих гостей наших от хищников-леопардов, волков и даже от орлов. 4

С высоты горы я стал разглядывать скалу внизу и скоро заметил, что у самого моря, на высокой скале, покрытой любимой оленями травой, паслась самка оленя. Возле неё в тени лежал какой-то желтенький кружочек. Разглядывая в бинокль, я скоро уверился, что это оленёночек.

Вдруг там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, стараясь как будто попасть ими в недоступные ему темно-зеленые сосны, поднялся преогромный орёл, взвился высоко и бросился вниз. Но мать услышала шум падающей громадной птицы, быстро схватилась и встретила её: она встала на задние ноги против детёныша и передними копытцами старалась попасть в орла, а он, обозлённый неожиданным препятствием, стал наступать, пока острое копытце не попало в него. 4 (163 слова.)

Грамматическое задание

Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

3. Диктант с грамматическим заданием по теме «Сложноподчинённое предложение»
В степи.
Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. 1) Теснись и выглядывая друг за другом эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали. 2) Едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается… Солнце уже выглянуло сзади из-за горизонта и тихо, без хлопот принялось за свою работу. 3) Сначала далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса. Через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы. 4) Что-то теплое коснулось Егорушкиной спины: полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.
5) Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля — всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести.

Читайте также:
Ударение в словах как правильно ставить, проверка, правила постановки

(157 слов.) (А. П. Чехов)
II. Задание
Сделать схемы всех сложных предложений, определить вид придаточных, дать характеристику предложений (сложные предложения подчеркнуты и отмечены цифрами).

1. […, …], (которая…). Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным; главное предложение осложнено деепричастным оборотом и однородными членами; придаточное — однородными членами.

2. [ ], где ( ) и где ( ). Сложноподчиненное предложение с придаточными изъяснительными с однородным подчинением. Главное предложение осложнено однородными членами.

3. […, где ( ), …, (которая…, . )…]. Сложноподчиненное предложение с параллельной связью между придаточными, расположенными внутри главного предложения, Первое придаточное места, второе — определительное. Главное предложение осложнено однородными членами, второе придаточное — причастным оборотом.

4. [ ]; [. ], и [ ]. Сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью со значением перечисления. Второе предложение осложнено деепричастным оборотом и двумя рядами однородных членов; третье предложение осложнено однородными членами.

5. [. …], чтобы ( ). Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. Главное предложение осложнено однородными членами с обобщающим словом и обособленными однородными членами.

За придорожным кустарником поднимался смешанный лес. С левой стороны таинственно поблескивала чёрная вода. Мы ждали только тропинки, чтобы устремиться по ней в глубину леса и узнать, что там. И вот тропинка попалась.

Не успели мы сделать по ней двухсот шагов, как заливистое злое тявканье собачонки остановило нас. Невдалеке стояла изба лесника.

Лесник пригласил нас в дом и хотел распорядиться насчёт стола. Но мы сказали, что нам ничего не нужно и что мы свернули с большой дороги единственно затем, чтобы узнать, что за вода блестит между деревьями.

Вода началась шагах в пятидесяти от порога, но гораздо ниже его, так как дом стоял на бугре. Узкая лодка, на которую мы сели, была настолько лёгкая, что под тяжестью четырёх человек погрузилась в воду по самые края. Необыкновенной красоты озеро окружило нас. Тёмно-зелёные дубы и липы, которыми заросли озёрные берега, четко отражались в неподвижной воде. 4 Редкие и ясные, словно звёзды, покоились на воде цветы белых лилий. Так резко оттенялся каждый цветок чернотой озёрного зеркала, что мы замечали его обыкновенно за двести-триста метров. 4 (По В.Солоухину.)

Грамматическое задание

1. Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

2. Найдите сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными, составьте схему этого предложения.

3. Определите типы придаточных частей в сложноподчинённых предложениях.

4. Диктант с грамматическим заданием по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Деревня была где-то за лесом. Если идти в неё по большой дороге, нужно отмахать не один десяток километров; если пойти лесными тропинками, путь урежется вдвое. Толстые корни обхватили извилистую тропу. Лес шумит, успокаивает. В стылом воздухе кружатся жухлые листья. Тропинка, петляя среди деревьев, поднимается на пригорки, спускается в ложбинки, забираясь в чащобу осинника, выбегает на зарастающие ельником поляны, и кажется, что она так и не выведет тебя никуда.

Но вот вместе с листьями начинают кружиться снежинки. Их становится больше и больше, и в снежном хороводе не видно уже ничего: ни падающих листьев, ни тропы.

Осенний день как свеча: тлеет – тлеет тусклым огнём и угаснет. На лес наваливаются сумерки, и дороги совсем не видно; не знаешь, куда идти.

Жутко и страшно в темноте, а Марина совсем одна. Идти дальше рискованно: осенью северные леса страшны волками. Марина забирается на дерево и решает переждать длинную ночь в лесу.

Мокрый снег напоил влагой пальто. Холодно, и ноют обмороженные ноги. Наконец в промозглом рассвете неожиданно закричали петухи. Деревня, оказывается, была совсем рядом.

(168 слов) (По Л. Фролову)

Грамматические задания

1. Озаглавить текст диктанта.

2. Найти в тексте БСП и определить смысловые отношения между частями БСП.

3. Выписать по одному словосочетанию на все виды подчинительной связи и разобрать их:

в 1, 2 абзацах – 1-й вариант в остальном тексте – 2-й вариант

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Идти дальше рискованно: осенью северные леса страшны волками. 1- вариант

Жутко и страшно в темноте, а Марина совсем одна. – 2- вариант

5. Итоговый диктант с грамматическим заданием .

Утро в степи.

Ранее весеннее утро – прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке ещё толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, предрассветные тучки. Там сейчас выплывет в огненном зареве солнце. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. Степь весело пестреет цветами. Ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни, смешанной с нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики. Всё блещет, нежится и радостно тянется к солнцу. Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшим редким кустарником, ещё лежит, будто бы напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. Высоко в воздухе, невидимые глазу, трепещут и звенят жаворонки. Неугомонные кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь проснулась и ожила. Кажется, она дышит глубокими, ровными и могучими вздохами

Читайте также:
Километр ударение на какой слог падает - на ло или метр и почему?

Грамматическое задание:

Выполните синтаксический разбор предложения:

I вариант – «В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы».

II вариант – «Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшим редким кустарником, ещё лежит, будто бы напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени».

Словообразовательный разбор слов:

I вариант – высоко, бледнея.

II вариант – радостно, переливаясь.

Определение типа связи слов в словосочетании:

I вариант – выписать словосочетание со связью согласование.

II вариант – выписать словосочетание со связью управление.

Диктанты по русскому языку

Тексты диктантов по разным классам (https://urokislv.ru/ )

5 класс

6 класс

7 класс

  • Диктант по русскому языку за 1 четверть в 7 классе.docx (18.52 kB)
  • Диктант по русскому языку за 2 четверть в 7 классе.docx (20.19 kB)

8 класс

9 класс

  • Диктант по русскому языку 9 класс 1 четверть.docx (21.91 kB)
  • Диктант по русскому языку 9 класс 2 четверть.docx (20.31 kB) Диктант по русскому языку 9 класс 3 четверть.docx (20.68 kB) Итоговый диктант за год в 9 классе.docx (20.95 kB)

5 класс

Правописание падежных окончаний имён существительных

м., ж. р. с окончаниями –а, -я

м. р. без окончания, с. р. без окончания

ж. р. без окончания

Рады тишин. ходили от стрелк. к стрелк. в утренней дымк. среди тишин. пыль на тропинк. на опушк. леса, по бокам алле. описание Волг. в школ. в техникум. в институт. начинается учебный год, на праздник. в училищ. на алле. в парк. в тишин. степи, в деревн. на площад. на поверхност. воды, на пристан. в тетрад. выйти к опушк. прибл. жаться к цел. по знакомой местност. идти по карт. на листьях сирен. у края рощ. подниматься по лестниц. спектакль в театр. в юност. увлекаешься, вернуться к ноч. отдыхать в лагер. расположиться на полян. нет настоящей тен. запах полын. в пышной зелен. радостно на сердц. стоять на площад. под. ехать к гости. иц. от ал. е. вправ. жить в Рос. и. служить на границ. уроки географи. служить в арми. идти по ал. е. не встретить Мари. находиться в здани. играть на виолончел. и роял. оборудование аудитори. рисунок на открытк. заботиться о здоровь. отдыхать в санатори. оазис в пустын. в минуты радост. и печал. в живописном ущель. в постоянном движени. вода в графин. купаться в мор. идти вместе по жизн. сообщение о прибыти. поезда, о научном открыти. уроки астрономи. говорить о поэзи. собрали кол. екци. растений, об алюмини.

Идём по улиц. приближаемся к станци. встретимся на остановк. трол. ейбус на перекрёстк. говорили о Натали. к Клавди. Петровн. у Евдоки. Аркадиевны, к Мари. Петровн. о Дарь. Ильиничн. снег лежит на тропинк. алле. на зелёной ел. и пихт. спит в берлог. в своей постел. с ветк. на ветку, бродит по дорог. возле деревн. был в здани. записано в Конституци. на темен. в пламен. огня, подошёл к знамен. расположиться в долин. стоять у знамен. находиться в вестибюл. расти на свобод. нога в стремен. отвечать по истори. постареть от врем. н. участвовать в экспедици. проходить по алле. звать по имен. предупредить об опасност. в пламен. костра, заботиться об урожа. стоять в размышлени. быть во всеоружи. быть в раздумь. слушать лекцию в планетари. по фамили. прочитать в энциклопеди. заниматься в студи. расписаться в получени. отдыхать в санатори. упрекать в равнодуши. читать в хрестомати. не забывать о сострадани. и милосерди. храбрость в сражени. ошибаться в сочинени. запутаться в решени. задач. отвечать на географи. ошибка при умножени. при склонени. существительных, родился на юге Росси. не теряла врем. н. о здоровь. Анны Сергеевн. в выражени. лица, говорил об отц. дяд. жизнь в Петербург. стыдился своей заносчивост. неудач. рас. просить о работ. о здоровь. сказал при прощани. присутствовать при репетици. сообщить о пьес. и её репетици. под. ехать к башн. крепост. найти отр. жение в легенд. в предани. в летопис. побывать в подземель. остановился на распуть. задержаться в укрыти. виднеться в поднебесь. жить в Заполярь. чу. ствовать на рас. тояни.

Правописание О – А на конце наречий

Если есть приставки в-, на-, за-

Примеры: влево, наглухо, затемно

Если есть приставки из-, до-, с-

Примеры: издалека, дотемна, справа

В наречиях, образованных от прилагательных без приставки

Примеры: быстрый – быстро, долгий – долго

7 класс
Поворот слев. направ. уехать надолг. вытереть досух. изредк. переписываться, переработать занов. начать снов. накалить докрасн. друзья издавн. обратиться запрост. выйти засветл. наскор. позавтракать, возвратиться затемн. накормить досыт. глядит испуганн. посмотреть искос. расположиться справ. запереть наглух. вскрикнуть сдавлен. взглянуть влев. доходчив. об. яснить, сначал. выслушать, идти медленн. близк. от дома, сердит. ответить, ещ.

Правописание суффиксов причастий

если причастие образовано от глагола 1 спряжения

быть- будущий, стелить – стелющий

если причастие образовано от глагола 2 спряжения

дышать – дышащий, красить – красящий

перед –вш- пишется та же гласная, что и перед – ть в неопределённой форме глагола

красить – красивший, увидеть – увидевший

перед –ш- пишется та же согласная, что и перед окончанием неопределённой формы глагола

привезти – привёзший, сберечь – сберёгший

если причастие образовано от глагола 1 спряжения

читать – читаемый, заменять – заменяемый

если причастие образовано от глагола 2 спряжения

растворить – растворимый, зависеть – зависимый

перед –нн- пишется та же гласная, что и перед

-ть в неопределённой форме глагола

увидеть – увиденный, расстрелять – расстрелянный

пишется, если причастие образовано от глагола на –ить, -ти, -чь

построить – построенный, унести – унесённый

Чита. щий ученик, вид. мый объект, хорошо слыш. щий, молч. щий человек, запёкш. йся п. рог, брос. вший мяч, чит. ная книга, вид. нный фильм, атаку. щий б. тальон, атаку. мый противник, атакован. ый б. тальон, скошен. ая трава, вид. мые горы, спалён. ая жнива, сверка. щая вершина, нач. вшийся шторм, бушу. щее море, бор. щийся народ, стро. щийся дом, прерыва. мый звонком, хран. мый т. лисман, выг. ревшая трава, се. вший зерно, засе. нное поле, изуч. ный м. териал, выстро. ный посёлок, увлеч. нный человек, подстрел. ный зверь, обстрел. ные окопы, замеш. ный раствор, замеш. ный в пр. ступлении человек, обещ. ная поддержка, разрушен. ая стена, услыш. ная новость, сломле. ное сопротивление, слом. ный в. лосипед, обветрен. ое лицо, утер. ные документы, утрач. ные ил. юзии, прострел. ная нога, подслуш. ный разговор, ч. тавший книгу, г. ряший лес, подн. мавш. ся самолёт, атаку. щий противника, крич. щий ребёнок, о начавш. мся шторме, вез. щий воз, кле. вший обои, засе. ное поле, вынес. ный из огня, вымытый пол, люб. мый бабушкой, прозвуч. вшая тоска

Правописание суффиксов глаголов

в прошедшем времени и в неопределённой форме, если глагол в 1 лице единственного числа настоящего или будущего времени заканчивается на –ую, юю.

Советую – советовал – советовать; танцую – танцевал – танцевать

в прошедшем времени и в неопределённой форме, если глагол в 1 лице единственного числа настоящего или будущего времени заканчивается на – ываю, – иваю.

Рассчитываю – рассчитывал – рассчитывать; осваиваю – осваивал – осваивать

у глаголов несовершенного вида, перед суффиксом –ва- писать ту же гласную, что и перед -ть в неопределённой форме глагола

признавать – признать, отдать – отдавал

у глаголов прошедшего времени перед суффиксом –л- пишется та же гласная, что и перед -ть в неопределённой форме глагола

построил – построить, увидеть – увидел

Чу. ств. вать усталость, уча. ств. вать в сост. заниях, коч. вать с места на место, в. спитывать брата, вслуш. ваться в разговор, разыгр. вать роль, проектир. вать плотину, потч. вать фруктами, наста. вать на своём, завед. вать отделом, изредк. навед. ваться к пр. ятелям, настойч. во совет. вать, усилен. о рекоменд. вать, проповед. вать научные взгляды, негод. вать от возмущения, электр. фицир. вать посёлок, рас. чит. вать на вн. мание, че. ств. вать победителей, исслед. вать пр. чины, испыт. вать неудобства, ходатайств. вать о финанс. вой помощи, обл. ц. вать стены, красиво танц. вать, созд. вать коми. сию, изд. вать приказ, разв. вать скорость, созр. вать в теплице, над. вать плащ, вып. вать лекарство, застр. вать в пути, посёл. к обезлюдел, уча. ств. вать в диску. сии, проп. гандир. вать научные знания, мотивир. вать свою точку зрения, ше. ств. вать по городу, пр. сутств. вать на м. тинге, ори. нтир. ваться в обст. новке, доклад. вать о результатах эксп. р. мента, обслуж. вать па. сажиров.

Диктанты по русскому языку для 9 класса 2 четверти

9-й класс
Тема: «Повторение изученного в 5–8-х классах»

Кролик не успел закончить рассказ. Вдруг он вскинул голову, навострил уши, и ноздри его затрепетали. Через несколько секунд беглецы совсем рядом услышали тяжелую поступь. Неожиданно листья кустарника на другой стороне тропинки разошлись, и оттуда высунулась вытянутая голова с черно-белыми полосками. Морда опущена, зубы скалятся, нос почти касается земли. Потом друзья разглядели крупные мощные ноги и черное туловище. Глаза, злые и умные, уставились прямо на них. Еще кролики увидели зубы, сверкавшие белизной. Какое-то время все неподвижно смотрели на это чудовище. Потом Шишак, стоявший к нему ближе других, повернулся и двинулся прочь. «Пошли отсюда, – шепнул он на ходу. – С ним лучше не связываться».
Друзья побежали за ним и вскоре выскочили на небольшой обрыв. Увидев реку, они замерли и вытаращили глаза. Разумеется, после тяжелой ночи переплыть через нее будет трудно.

(По Р.Адамсу)
(127 слов)

Тема: «Сложносочиненное предложение»

Дремавший рогач приподнял голову, и лохматые уши описали два медленных полукруга, вбирая в себя шорохи и голоса. Что его разбудило? Не то принесенный ветром подозрительный шум, не то просто нюх на опасность.
Но наяву лес не рассказал ему ни о чем тревожном. Старый тур по привычке лизнул голое пятно на черном плече и вновь опустил голову, продолжая прерванный отдых.
Но вдруг он стремительно вскочил на ноги. Жадно раздувшиеся ноздри быка втянули воздух, и глубоко в груди родился грозный рокот. Глаза тура начали наливаться кровью. В воздухе витал ненавистный человеческий дух. Он страшно фыркнул и шагнул вперед, но угроза не помогла. Запах продолжал расти, и тогда бык повел коров прочь.
За убегающим туром летела свора собак и скакали во весь опор охотники. Он легко перелетал поваленные стволы, с треском крушил грудью подлесок. Ярость и унижение толчками бились в сердце быка.

(По М.Семеновой)
(139 слов)

Итоговый диктант

ПОЕЗДКА НА КАВКАЗ

Однажды мама торжественно объявила, что на днях мы на все лето уезжаем на Черное море, в маленький городок Геленджик. Геленджик был тогда очень пыльным и жарким городком без всякой растительности. Только колючие кусты и чахлая акация с желтыми сухими цветочками росли в палисадниках.
Но бухта была очень хороша. В теплой воде плавали, как розовые и голубые цветы, большие медузы. Прибой выбрасывал на берег водоросли, гнилые поплавки от рыбачьих сетей и обкатанные волнами куски темно-зеленых бутылок.
Однажды отец нанял линейку, и мы поехали на Михайловский перевал. На горах весь день лежали, зацепившись за вершины, облака из серой сухой ваты. Кое-где из зелени торчали утесы, а вдали я увидел вершину, горевшую льдом и снегом.
Линейка начала спускаться. Мы въехали в такую чащу, что пришлось остановить лошадей, слезть с линейки и идти дальше пешком. Мы вышли на поляну в зеленом ущелье. Под густыми буками мы увидели старый сарай, стоявший на берегу горной речонки. Мы хотели сразу идти по реке, но мама расстелила скатерть, достала провизию и велела нам перекусить.

(По К.Паустовскому)
(168 слов)

Тема: «Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными и изъяснительными»

ВСТРЕЧА С ОРАНГОМ

Сначала это ужасное существо показалось Генри человеком. Но уже в следующий момент мальчик сообразил, что перед ним обезьяна. При виде лохматого чудовища он не мог подавить испуг за сестру, которая была совсем рядом с животным. Первым побуждением Генри было броситься к обезьяне и выстрелить ей в морду. Но в тот самый момент, когда он уже собирался это сделать, Нелли спряталась за дерево. Увидев, что обезьяна не собирается преследовать его сестру, Генри остался на месте.
Очевидно, обезьяна хотела добраться до зарослей водяных лилий у берега. Генри знал, что оранги питаются фруктами. Если фруктов почему-либо не оказывается, то они едят сочные листья и стебли растений.
Мальчик вскочил и быстро побежал к дереву, за которым спряталась Нелли. Там он крепко обнял сестру и попытался успокоить ее, потрясенную встречей с огромной обезьяной. Брат и сестра сообразили, что лучше всего остаться на месте и привлечь к себе осторожнее взрослых.

(По М.Риду)
(145 слов)

Составьте схемы выделенных предложений:

I вариант – курсивом;

II вариант – полужирным шрифтом.

Итоговый диктант

(I полугодие»; повышенной степени сложности)

В лесу, залитом бледным лунным светом, стояла удивительная тишина. Внезапно глухой треск, донесшийся откуда-то издалека, нарушил ночное безмолвие. Охотник Роб Уапп поднял голову и прищурился, пытаясь что-то рассмотреть в той стороне, откуда послышался звук. Старый лесоруб, сидевший вместе с Робом у затухающего костра, продолжал задумчиво курить трубку. Роб вопросительно посмотрел на товарища, и он, заметив это, пробормотал: «Старое дерево свалилось».
Роб ничего не ответил, но тень сомнения скользнула по его открытому, мужественному лицу. В лесу снова наступила тишина, которая казалась даже более торжественной из-за едва слышного журчания ручейка и шипения догорающих поленьев. Охотник и лесоруб сидели молча, думая каждый о своем.
Лесоруб любил и уважал Роба, который был не по годам искусным охотником, прекрасно знавшим нравы лесных зверей. Сам он тоже был хорошим охотником, но, в отличие от Роба, ничем, кроме дичи, в лесу не интересовался. Сейчас он обходил леса, отмечая лучшие ели и сосны, чтобы срубить их зимой. Поэтому мысли его были заняты только деревьями, годными для рубки.

(По Ч.Робертсу)
(159 слов)


Итоговый диктант

(I полугодие; средней степени сложности)

Вслед за внезапным исчезновением бобров у пруда произошла та неожиданная встреча, которая обычно путает самые точные расчеты, разрушает самые верные планы. Приведенный в ярость исчезновением добычи медведь бросился вперед. В это же время обе рыси подскочили в воздух и распластались в полете гигантского прыжка. С яростным визгом и фырканьем они опустились на землю в нескольких шагах от медведя, плотно прижав к головам уши. Короткие рысьи хвосты вздрагивали от злости.
Медведь быстро повернулся к противникам. Он был готов как к атаке, так и к защите. Для него было ясно, что эти рыси спугнули бобров и тем самым испортили ему охоту. Подобного вмешательства не потерпит ни одно из хищных животных.
Но и рысям было очевидно, что в их неудаче виновен медведь. Поэтому рыси чувствовали слепую ярость, которая могла заставить их броситься на любого врага и вцепиться в него зубами и когтями. Но медведь был владыкой леса, и серые хищницы хорошо знали, что и вдвоем им едва ли удастся справиться с ним.

Словарные диктанты для 9 класса

Словарные диктанты для 9 класса

Блокнот, восторжествовать, галерея, гарантировать, гостиница, девиз, диплом, дисциплина, достопримечательность, изобразительный, искусный, искусственный, непримиримый, обаяние, обоняние, обязанность, официальный, организация, оптимист, пессимист, проект, проблема, прогрессивный, президиум, претендент, претензия, приоритет, репродукция, репутация, свидетельство, силуэт, транспорт, трамвай, троллейбус, удостоверение.

Белорус – белорусский, брезжить, вследствие (=из-за), в течение месяца, гарнизон, деликатный, дивизион, движимый, дребезжать, дощатый, естественный, канонада, кристалл – кристаллический – кристальный, корректный, конференция, конгресс, ландшафт, масштаб, несмотря на (=из-за), не смотря (= не глядя), панорама, перспектива, прожектор, пропеллер, расчёт – рассчитывать, сувенир, фронтон, фасад, финн – финский, черепитчатый.

Авторитет, аплодировать, администрация, архитектура, благодарность, восстановить, впоследствии, впечатление, государство, декоративный, делегация, демонстрация, инициатива, исследование, извините, интенсивный, квалификация, лаборатория, мобилизация, окрестность, оригинальный, предприятие, препятствие, регулировать, репетиция, рационализатор, резолюция, специальность, участник, удивительный, университет, учреждение.

Абзац, агитация, аспирант, ассистент, без вести пропал, бескорыстный, Вселенная, всеобъемлющий, громоздкий, доблестный, древесный, интонация, индивидуальный, кандидат, компромисс, конгресс, конкуренция, континент, лелеять, либеральный, ополченец, ориентироваться, приверженец, процесс, прогнозировать, результат, рентген, ровесник, сверстник, стадион, тунеядец, цивилизация, шефствовать (быть шефом)– шествовать (идти, шагать), эсминец.

Антенна, аттестат, аккуратный, аппарат, бассейн, бешеный, бюллетень, галерея, гостиница, грамматика, грамотный, группа, дискуссия, дрожжи, жжёный, жужжать, иллюминация, иллюстрация, интеллигенция, канонада, коллектив, коллега, колонна, колоссальный, коллекция, комментировать, корреспондент, металлический, оккупация, профессия, профессор, современник, телеграмма, терраса, территория, трасса, труженик, экспресс, юный.

Аппетит, агрессия, аббревиатура, аттракцион, баллада, баррикады, в рассрочку, грациозный, гроссмейстер, геноцид, иммигрант, иммунитет, инициалы, инцидент, комиссия, коэффициент, мировоззрение, ни больше ни меньше, оппозиция, официант, пациент, пацифизм, перрон, программа, репетиция, социальный, стационар, тоннель, циклевать, цистерна, цигейка, цинизм, циркуляр, цитата, цитрусовый, цитадель, циферблат, эмигрант, экспозиция, энциклопедия, эпиграмма.

Абажур, агентство, ажиотаж, адъютант, бок о бок, брезгать, брошюра, валенки, валяная обувь, вариант, вблизи, вермишель, вестибюль, глашатай, где бы то ни было, дебют, демисезонный, житьё-бытьё, заведомо, златокованый, затмевать, идиллия, иллюзия, капелла, клавиатура, карнавал, картон, лауреат, макулатура, мал мала меньше, меморандум, наедине, наотмашь, обжорство, обыденный, павильон, памфлет, подчас, разобщённость, раса, эффективный, самоусовершенствование.

Акклиматизация, аккумулятор, бакалея, бактериологический, бандероль, вверенный, впоследствии, виртуоз, виртуальный, галлюцинация, гигиена, грампластинка, дерматин, диаметрально противоположный, диапазон, заграница, за границей, идентичный, как ни в чём не бывало, колоннада, корректор, коррозия, меценат, миниатюра, мультипликация, на радостях, научно-исследовательский, небезынтересный, овеянный, олицетворение, подлинник, поочерёдно.

Альфа-лучи, алюминий, амбразура, амуниция, балласт, баллон, барельеф, вдобавок, взъерошенный, витрина, в конце концов, дезертир, дезинформация, дрессировка, до сих пор, идеология, израсходованный, инициатива, кампания (мероприятие), кондиционер, коррупция, мудрёный, мясокомбинат, наизнанку, наизусть, на попятную, ореол, ориентир, отчаянный, пловец, повсеместный, равнение, ржаной, сахар-рафинад, свежемороженый, свояченица.

Батальон, бессонница, беспристрастный, вестник, ветряная мельница, ветреник, в обнимку, вывешенный флаг, день-деньской, инсценировка, исподтишка, испокон веку, незваный, нежданно-негаданно, под мышкой, поликлиника, подобру-поздорову, путаный ответ, симптом, слово в слово, темперамент, тенденция, теннис, трущоба, уверенный, федерация, фейерверк, фестиваль, хоккей, целлофан, церемония, цивилизация, эскалатор, явственно, яствами потчевать, яхт-клуб, яхтсмен.

Бесприданница, вдобавок, вместе с тем, военачальник, в связи с . . ; инцидент, интеллект, притязания, причудливый, приданое невесты, камень преткновения, по окончании школы, полиглот, предаваться воспоминаниям, преходящее (временное) явление, приходящая (к кому-то) няня, сагитировать, сэкономить, скептицизм, тирания, тотчас, трёхъярусный, удлинение, филармония, час от часу, чрезвычайный, чинный, чопорный, шокировать, щёголь, экспедиция, эрудиция, ящерица, ядрёный.

С. Ф. Бахтин, МКОУ “Реконструкторская СОШ”, п. Реконструкция, Волгоградская область

  • Назад
  • Вперед

div > .uk-panel’>” data-uk-grid-margin>

Диктанты по русскому языку — 8 класс 2 четверть

Контрольный диктант «Зачем я это сделал?»

Как-то, гуляя в лесу, мы нашли гнездо, свитое из прутьев.4 Гнездо мы не разорили, а задумали взять птенцов. Терпеливо и долго ходили мы к этому гнезду, ожидая появления птенчиков.4 Узнали, что это совята, и взяли себе по совёнку.

Поселил я своего в клетку. Есть из рук он не хотел, приходилось засовывать ему пищу в рот. Потом я догадался, что кормить его надо вечером или ночью. Он ведь совёнок. Я уже хотел отнести его назад, но гнездо давно опустело. А совёнок совсем занемог. Сидел в углу клетки сгорбившись и ничего не ел. Через несколько дней я нашёл его мёртвым. До сих пор мучаюсь: «И зачем я взял его из гнезда?»

Теперь буду только помогать больным и раненым. Буду ставить кормушки для животных, а не предлагать им свою нелепую помощь.

Объём слов: 128

Грамматическое задание

  1. Синтаксический разбор простого предложения: Как-то, гуляя в лесу, мы нашли гнездо, свитое из прутьев. (1 вариант);
    Терпеливо и долго ходили мы к этому гнезду, ожидая появления птенчиков. (2 вариант)
  2. Выпишите разные типы словосочетаний из своего предложения.
  3. Выпишите из текста по одному примеру разных видов сказуемых.

Контрольный диктант «Приметы»

Приметы, определяющие погоду, связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного света. В них, кроме точного знания, заключено и много поэзии.

Самая простая примета – дым костра. То он струится столбом к небу, спокойно поднимаясь вверх, то стелется туманом по траве, то мечется вокруг огня.4 К прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется ещё и знание завтрашней погоды.4

Глядя на дым, можно определённо сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова, как сегодня, солнце поднимется в глубокой тишине, в синих прохладных туманах. Безветрие и теплоту предсказывает и вечерняя роса. Она бывает такой обильной, что даже блестит ночью, отражая свет звёзд. И чем обильнее роса, тем жарче будет завтрашний день.

Объём слов: 125

По К. Паустовскому

Грамматическое задание

  1. Синтаксический разбор простого предложения: То он струится столбом к небу, спокойно поднимаясь вверх, то стелется туманом по траве, то мечется вокруг огня. (1 вариант);
    К прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется ещё и знание завтрашней погоды. (2 вариант)
  2. Выпишите разные типы словосочетаний из своего предложения.
  3. Выпишите из текста по одному примеру разных видов сказуемых.

Контрольный диктант «Хитрость горностая»

Горностай — дерзкий, кровожадный и не по росту сильный зверёк. Обычно он охотится на мышей, полёвок, серых крыс, залезая в их норы и уничтожая семейство.4

Мне пришлось долгое время искать горностая в различных местах: в лесах, по берегам рек и озёр, на полях. Однако мои старания заканчивались неудачей. Но порой ищешь одно, а наталкиваешься на другое.

Сидел я однажды вечером на старой заросшей дамбе, проходящей поперёк плавней.4 Меня сопровождал местный двенадцатилетний мальчик Стёпа — заядлый охотник и рыболов, до тонкости знающий звериное население этих мест.

Мы расположились недалеко от норы и, притаившись, ждали. Через некоторое время послышался легкий прерывистый шорох. Мы пристально смотрели на площадку и вдруг заметили маленького зверька с большой чёрной головкой. Минуту спустя мы поняли, что это горностай держит в зубах водяную полёвку.

Объём слов: 124

Грамматическое задание

  1. Синтаксический разбор простого предложения: Обычно он охотится на мышей, полёвок, серых крыс, залезая в их норы и уничтожая семейство. (1 вариант);
    Сидел я однажды вечером на старой заросшей дамбе, проходящей поперёк плавней. (2 вариант)
  2. Выпишите разные типы словосочетаний из своего предложения.
  3. Выпишите из текста по одному примеру разных видов сказуемых.

Контрольный диктант «Зимний день»

Усадьба стояла вся белая, на деревьях лежали пушистые хлопья, точно сад опять распустился белыми листьями. В большом старинном камине потрескивал огонь, каждый входящий со двора вносил с собою свежесть и запах мягкого снега.

Поэзия первого зимнего дня была по-своему доступна слепому. Просыпаясь утром, он ощущал всегда особенную бодрость и узнавал приход зимы по топанью людей, входящих в кухню, по скрипу дверей, по острым, едва уловимым запахам, по скрипу шагов на дворе.

Надев с утра высокие охотничьи сапоги, он пошёл к мельнице, прокладывая рыхлый след по дорожкам.

Смёрзшаяся земля, покрытая пушистым, мягким слоем, совершенно смолкла, зато воздух стал как-то особенно чуток, отчётливо перенося на далекие расстояния и крик вороны, и удар топора, и легкий треск обломавшейся ветки. По временам слышался странный звон, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший в удалении. Это мальчишки кидали камни на деревенском пруду, покрывшемся тонкой плёнкой первого льда.

Но речка у мельницы, отяжелевшая, тёмная, всё ещё сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах.

Объём слов: 160

По В.Г. Короленко

Грамматическое задание

  1. Выпишите сказуемое: простое глагольное (1 вариант); составное именное (2 вариант).
  2. Подчеркните в тексте обособленное обстоятельство (1 вариант); обособленное определение (2 вариант).
  3. Выпишите 3 словосочетания разных типов: из 1-2 абзаца (1 вариант); из 4 абзаца (2 вариант).
  4. Синтаксический разбор предложения: По временам слышался странный звон, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший в удалении. (1 вариант); Надев с утра высокие охотничьи сапоги, он пошёл к мельнице, прокладывая рыхлый след по дорожкам. (2 вариант).

Контрольный диктант «На деревенском дворе»

Пост кончился, была страстная неделя. Погода стояла прекрасная: дни светлые, тихие и теплые. Снег весь подёрнулся чёрным тюлем, и местами показались большие прогалины. Проходные дорожки, с которых зимою изредка сгребали лишний снег, совсем почернели и лежали чёрными лентами. Но зато шагнёшь со двора и окунёшься в воду. Ездить можно было только по шоссе. Мужички копались на дворах, ладя бороны да сохи, ребятишки пропускали ручейки, которыми стекали в речку все плодотворные соки из наваленных посреди двора навозных куч.

Запах навоза над деревнями. Среди дня казалось, что дворы топятся. Но это никому не вредило: ни людям, ни животным. А петухи, стоя на самом верху навозных куч дымящегося навоза, воображали себя какими-то жрецами. Они важно топорщили свои перья, потряхивали красными гребнями и, важно закинув головы, возглашали: «Да здравствует весна!»

– Этого кочета береги, – опираясь на вилы, говорил жене мужик, показывая на гуляющего петуха. – Это настоящая птица, а того, рябенького-то, надо зарезать к празднику.

И мужик, плюнув на руки, снова стал ковырять вилами.

Объём слов: 160

Грамматическое задание

  1. Обозначьте виды сказуемых: 1 абзац (1 вариант); все остальные (2 вариант).
  2. Выпишите 3 словосочетания разных типов из предложения: Проходные дорожки, с которых зимою изредка сгребали лишний снег, совсем почернели и лежали черными лентами. (1 вариант); Они важно топорщили свои перья, потряхивали красными гребнями и, важно закинув головы, возглашали: «Да здравствует весна!» (2 вариант)
  3. Определите в тексте вид односоставных предложений.
  4. Синтаксический разбор предложения: Но это никому не вредило: ни людям, ни животным. (1 вариант); А петухи, стоя на самом верху навозных куч дымящегося навоза, воображали себя какими-то жрецами. (2 вариант)

Контрольный диктант «Превращение»

Кукла вышла из-за перегородки. Она улыбалась, наклонив набок растрёпанную голову. Волосы у неё были такого цвета, как перья у маленьких серых птичек. Серые глаза её весело блестели. Сейчас она казалась серьёзной и внимательной, но от её печали не осталось и следа. Напротив, сказали бы, что это шалунья, притворяющаяся скромницей.

Затем дальше. Куда же девалось её прежнее великолепное платье, весь этот розовый шёлк, золотые розы, кружева, блёстки, сказочный наряд, от которого каждая девочка могла бы походить если не на принцессу, то, во всяком случае, на ёлочную игрушку? Теперь, представьте себе, кукла была одета более чем скромно. Блуза с синим матросским воротником, старенькие туфли, достаточно серые для того, чтобы не быть белыми. Туфли были надеты на босу ногу. Не подумайте, что от этого наряда кукла стала некрасивой. Напротив, он был ей к лицу. Бывают такие замарашки: сперва не удостоишь их взглядом, а потом, присмотревшись внимательнее, видишь, что такая замарашка милее принцессы.

Но самое главное: помните, на груди у куклы наследника Тутти были страшные черные раны? А теперь они исчезли. Это была весёлая, здоровая кукла!

Объём слов: 160

Грамматическое задание

  1. Обозначьте в тексте виды сказуемых.
  2. Выпишите 3 словосочетания разных типов из предложения: Блуза с синим матросским воротником, старенькие туфли, достаточно серые для того, чтобы не быть белыми. (1 вариант); Бывают такие замарашки: сперва не удостоишь их взглядом, а потом, присмотревшись внимательнее, видишь, что такая замарашка милее принцессы. (2 вариант)
  3. Определите в тексте вид односоставных предложений.
  4. Синтаксический разбор предложения: Она улыбалась, наклонив набок растрёпанную голову. (1 вариант); Волосы у неё были такого цвета, как перья у маленьких серых птичек. (2 вариант)

Диктант по русскому языку за 2 четверть 8 класс

Русская баня упоминается в самых древних исторических источниках. Легендарная княгиня Ольга своих врагов, погубивших ее мужа, сожгла в бане. В другой легенде рассказывается об иностранцах, побывавших на Руси. Их удивляло, что русские хлестали себя в жарком поту распаренным березовым веником, когда уходили в баню мыться.

Этот забавивший иностранцев удивительный обычай сыграл свою роль в судьбе народа. В средние века, когда эпидемии одна за другой косили страны Центральной и Западной Европы, обычай еженедельно мыться спасал народ от болезней, закалял людей, давал жизнестойкость.

Поразительно и то, что бани не >исчезли, когда подавляющее большинство населения переселилось в современные квартиры с ваннами. Бани потеряли свою гигиеническую функцию. В выходные дни люди ходят в баню ради закалки, ради удовольствия.

Объём слов: 114

Грамматическое задание:

  1. Озаглавьте текст
  2. Объясните орфограммы в подчеркнутых словах
  3. Выполните морфемный разбор слов: потеряли, погубивших, выходные (дни)
  4. Объясните постановку знаков препинания во 2 предложении 1 абзаца .

Словарные диктанты

№ 1

Экспрессивный, диалект, ситуация, раздражение, наслаждение, аттракцион, тысячелетие, будущее, бахрома, коммуникации, инициатива, ветеран, аромат, ровесник, сверстник, труженик, мошенник, идеология, кандидат, мировоззрение.

  1. составьте с данными словами словосочетания, подчеркните глагольные словосочетания;
  2. подчеркните 5 — 7 слов, которые можно использовать в текстах публицистического стиля.
№ 2

Лексикон, гарантировать, стратегия, реформа, ресурсы, архитектор, генерал, гармония, возражать, газон, дипломат, великолепный, комментировать, узорчатый, лиловый, витрина, фиолетовый, панорама, сиреневый, ландшафт.

  1. составьте с данными словами словосочетания, подчеркните глагольные словосочетания;
  2. подчеркните слова, которые можно использовать в текстах с элементами описания.
№ 3

Обаяние, артиллерия, эшелон, ансамбль, энциклопедия, философский, меланхолия, витрина, канонада, конгресс, магистраль, навигация, оккупировать, зодчество, компьютер, единомышленник, предшественник, гарнизон, кандидатура, коммюнике.

  1. составьте с данными словами словосочетания, подчеркните глагольные словосочетания;
  2. подчеркните слова, которые можно использовать в текстах на военную тему.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: