Диктанты по русскому языку для 8 класса 4 четверти

Контрольные диктанты в 8 классе
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс)

Контроль знаний учащихся по русскому языку в 8 классе

Скачать:

Вложение Размер
kimy_8_klass.doc 52 КБ
diktant.doc 18 КБ

Предварительный просмотр:

На берегу неширокой речки наш отряд расположился на привал. Сначала мы предполагали остановиться на час, но небо начало покрываться облаками, и мы решили переночевать.

Местность оказалась подходящей. Рядом была довольно ровная площадка, окружённая низкими ёлочками. Здесь было удобно установить палатки и разложить костёр. Мальчики расчищали место, ставили палатки, девочки собирали хворост для костра. Между тем безобидные облака, сбившиеся в северной части неба, медленно вырастали в грозовую тучу. Края её, освещённые каким-то чудесным светом, казались ледяными.

Небо затянулось тяжёлой пеленой, нахмурилось по-осеннему. В течение всей ночи лил дождь, сверкали молнии.

К утру ливень прекратился, небо очистилось и заголубело. Но земля кое-где хранила следы непогоды. И справа, и слева от нас бежала вода, а речка превратилась в пенящийся поток.

Выполнить морфемный разбор слов:

Выполнить синтаксический разбор предложения:

Между тем безобидные облака, сбившиеся в северной части неба, медленно вырастали в грозовую тучу.

по теме «Двусоставные предложения»

Красив осенний парк. Метёт багряная метель по его дорожкам. Уходит вдаль аллея, вытканная опавшими листьями. Тих белоствольный строй берёз, на их тонких ветках немного листьев осталось, но каждый дрожит, переливается, сверкает.

В стороне от аллеи – серебристые ели. Концы их лап уже поседели, всем своим видом они дают понять, что к зиме готовы.

А кусты боярышника, как коробейники на ярмарке, развесили напоказ свой товар – крупные красные ягоды.

Но лучше всех понимают и чувствуют осень молодые клёны и дубы. Они, отливая золотом и бронзой, расстилают под собой мягкие ковры и вместе с ветром украшают своими листьями близкие ели, словно примеряя им новогодний наряд.

Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса.

1.Подчеркнуть в предложениях грамматические основы с простым глагольным, составным глагольным и составным именным сказуемыми.

2.Выполнить синтаксический разбор одного составного именного сказуемого.

по теме «Односоставные предложения»

1.Разобрать предложения по данной схеме:

Его в степи без чувств нашли.

глагол прошедшего времени, мн.числа

Осенний лес был пуст и гол.

Нельзя говорить громко.

На улице темнеет.

Соловья баснями не кормят.

У меня нет линейки.

2.Выполнить синтаксический разбор словосочетания:

3. Выполнить синтаксический разбор предложения:

по теме «Однородные члены предложения»

Вот и театр. Его здание – образец современной архитектуры. К широкой двери непрекращающимся потоком движутся люди всех возрастов: пожилые, молодёжь, дети. Рядом со мной идёт офицер-пограничник. «Товарищи, нет лишнего билетика?» – спрашивает девушка в синем берете. Но помочь ей мы ничем не можем. И в партере, и в ложе, и на галёрке – везде полно народу. Сначала многие разговаривают с соседом справа или слева, а потом умолкают.

Ожидание длится недолго. Раздвигается занавес, и зрители попадают во власть чуда. Их взгляды прикованы к сцене.

А там незнакомые тебе люди борются, радуются, огорчаются. За короткое время ты успеваешь с одними по-настоящему сблизиться, других – возненавидеть. Твоё понимание жизни становится глубже и полнее.

Побывать в хорошем театре – огромная радость. Оставьте на время повседневные заботы и поспешите в театр.

1.Подчеркнуть все однородные члены предложения.

2.Обозначить обобщающие слова.

3.Выполнить синтаксический разбор предложения:

Оставьте на время повседневные заботы и поспешите в театр.

Контрольный диктант по теме

«Обособленные и уточняющие члены предложения»

Богатство Чёрного моря

Какое разнообразие форм, цветов, размеров!

Природа приложила все усилия, чтобы защитить и спасти от гибели свои замечательные создания. Она постаралась сделать их как можно более незаметными для человеческого глаза. Она раскрасила их во все оттенки моря.

Например, благородная и дорогая рыба скумбрия, царица Чёрного моря. Её тугое тело, прямое и гладкое, как веретено, окрашено нежнейшими муаровыми тонами, от светло-голубого до тёмно-синего.

Или бычки. Они водятся под берегом, среди скал, а также в песке, поглубже. Поэтому и окрашены они в бурый цвет скал или желтоватый цвет песка.

Большие плоские камбалы, привыкшие жить на тенистом дне тихих бухточек, поражают чёрно-зелёным цветом своей толстой кожи, усеянной плоскими костяными шипами, похожими на ракушки.

Была ещё барабунька, маленькая красно-чёрная горбатая рыбка с крупной, как бы окровавленной чешуёй.

Стада серебряной тюльки кишат на поверхности моря у берега, сливаясь с серебряным кипением утреннего солнца.

Графически обозначить все обособленные и уточняющие члены предложения.

по теме «Обращения, вводные слова и междометия»

Знаете ли вы, ребята, сколько на земле профессий? Свыше пятидесяти тысяч. Одна из них, без сомнения, будет вашей. Для каждого из вас, ребята, есть место, на котором вы почувствуете себя уверенно, твёрдо, будете пользоваться уважением и, может быть, завоюете славу. Но как найти его?

Во-первых, надо хорошо себя изучить, вскрыть свои возможности. Каково зрение, память, острота реакции? Здесь можно посоветоваться с врачом.

Во-вторых, точно разберитесь в своих желаниях. Не выбирайте, например, себе профессию за компанию ( друзья пошли в медицинский колледж, и я с ними), из слепого повиновения ( так хотят родители).

Познакомиться с разными специальностями вы, конечно, можете уже сейчас. Приглашайте представителей различных профессий (мы советуем вам это) на классный час, на собрания, организуйте экскурсии.

Думайте, советуйтесь, изучайте себя.

Найти все вводные слова и указать их значение.

по теме «Способы передачи чужой речи»

Вольфганг Амадей Моцарт

Случилось это, когда мальчику минуло четыре года.

Однажды отец застал его лежащим на полу среди разложенных листов нотной бумаги. Они были сплошь исписаны кривыми строчками нот вперемешку с размазанными кляксами.

– Что ты пишешь? – поинтересовался отец.

-Концерт для клавира.

Отец готов был рассмеяться, но, приглядевшись, замолчал.

Мальчик вскарабкался на стул у клавесина и заиграл.

Малыша звали Вольфганг Амадей Моцарт,

Через несколько лет его имя стало известно всей Европе, где он выступал с концертами. Он играл так, что ни один взрослый музыкант не мог с ним сравниться. Когда Вольфганг садился за инструмент, музыка словно рождалась из-под его пальцев.

Многие говорили: «Этот ребёнок со временем затмит всех музыкантов и станет величайшим композитором, когда-либо жившим на земле».

И Моцарт действительно стал им.

Итоговый контрольный диктант

Короткое северное лето

Однажды утром, когда отчаявшиеся люди уже потеряли надежду на приход лета, северный ветер внезапно стих. Из-за свинцовой мути робко и неуверенно проглянул голубой глазок неба. Потом вдали глухо бухнуло. Тёмные тяжёлые тучи поползли на деревню. Они ползли медленно, грозно клубясь и властно разрастаясь до самого горизонта. И вдруг оглушительный грохот сотряс землю.

Захлопали двери. Люди выбегали на улицу, ставили ушаты под потоки и под проливным дождём радостно перекликались друг с другом. По вспененным лужам носились босоногие ребятишки, всю весну высидевшие дома.

Началось короткое северное лето. Оно зашагало по влажным, курящимся лёгким паром полям с проклюнувшимися всходами, по обочинам дорог, опушённых нежнейшей зеленью, по ожившим перелескам. Играла, ширилась на солнце молодая берёзовая рощица, вся подёрнутая зелёной дымкой.

Предварительный просмотр:

ТЕМА: “ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ”

Лешка бежал выбиваясь из сил. Добежав до поляны, он решил перевести дух, но вдруг услышал голоса. Он снова вскочил и бросился бежать.

“Лешка, постой, постой, постреленыш!” – кричала мать. “Не бойся, Лешка!” – вторил ей отец.

Мальчик решил остановиться. Бежать дальше у него не хватало сил, он задыхался.

“Сынок!” – крикнула ему подбежавшая мать и, упав на землю, зарыдала.

“Мам, ты что, не плачь, мам”, – начал успокаивать ее Лешка.

“Родненький, зачем же ты убег?” – продолжала рыдать мать.

Тут вмешался в разговор отец: “Ну ты, Леха, даешь! Зачем бросился бежать?”

“Батя, я не виноват, я со страху бросился”, – начал говорить Лешка.

Задания к тексту:

1) Обведите в тексте обращения.

2) Составьте схему предложения с прямой речью.

3) Выпишите фразеологизм.

ТЕМА: “ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ”

Здравствуй, дорогая моя бабушка!

Как ты живешь? Как твое здоровье?

Бабушка, я часто вспоминаю замечательные летние дни, проведенные у тебя в деревне. Как было хорошо бегать босиком по траве, купаться в речке, ходить с ребятами за ягодами и грибами в лес.

А сейчас зима, приближается праздник Нового года. За окнами падает снег. Представляю, бабушка, как здорово сейчас у тебя.

Я заканчиваю вторую четверть без троек, а по русскому языку и математике у меня пятерки. Немного недотянул до пятерки по истории, но буду больше стараться в следующей четверти.

Как поживает кот Васька и собака Жулька? Передавай им от меня привет, скажи, что скоро увидимся.

Дорогая бабушка, мы тебя все поздравляем с наступающим Новым годом!

Желаем здоровья, радости, счастья! До скорой встречи!

P.S. Бабушка, передай, пожалуйста, это письмо ребятам.

Здравствуйте, Аленка, Коля, Ваня и Леша!

Поздравляю вас с наступающим Новым годом!

Аленка, как твой маленький братишка? Коля, а как твои рыбки? Как ваши успехи в школе, Ваня и Леша?

Напишите мне, расскажите, как живете.

Задания к тексту:

1) Подчеркните обращения.

2) Выполните фонетический разбор выделенных слов.

ТЕМА: “ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ”

Ничего, мой друг, не сбылось из того, что нагадала мне эта старуха.

И право, что за глупость было ей поверить. Сначала я очень расстроился, места себе не находил, думал не доживу до того дня, который она обозначила.

Но сегодня уже 17-е и, мой дорогой друг, ничего не случилось.

Не верь, душа моя, этим гадалкам, не верь, а лучше всего и не ходи к ним вовсе.

Ежели будет скучно, дорогой мой, то лучше приезжай ко мне в деревню. Пойдем на охоту, на тетерева, например. Ух и люблю же я поохотиться. А места у нас какие! Загляденье!

Ну так что, Николаша, приедешь охотиться?

Задания к тексту:

1) Подчеркните обращения.

2) Выпишите назывное предложение.

3) Выпишите вводное слово.

4) Как вы считаете, наш современник написал это письмо или нет? Обоснуйте свое мнение.

Контрольные диктанты 8 класс

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в V-VII классах».

Однажды нам в подарок принесли берёзку, выкопанную с корнем. Мы посадили её в ящик с землёй и поставили в комнате у окна. Скоро ветки берёзки поднялись, и вся она повеселела.

В саду поселилась осень. Горели пурпуром клёны, порозовел кустарник, и кое-где на берёзках появились жёлтые пряди. Но у нашего деревца мы не замечали никаких признаков увядания.

Ночью пришёл первый заморозок. Я проснулся рано, оделся и вышел в сад. Разгорался рассвет, синева на востоке сменилась багровой мглой. Берёзы за одну ночь пожелтели до самых верхушек, и листья осыпались с них частым печальным дождём.

В комнате при бледном свете зари я увидел, что и наша берёзка стала лимонной. Комнатная теплота не спасла её.

Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих подруг.

Последняя память о лете исчезла.

Грамматические задания:

Обозначьте графически изученные орфограммы в 1-м абзаце(I вариант), во 2-м абзаце (II вариант).

Сделайте морфемный разбор слов: выкопанную, поставили, заморозок (I вариант); порозовел, лимонный, никаких (II вариант).

Сделайте синтаксический разбор предложения: 1-е предложение 1-го абзаца (I вариант), последнее предложение 2-го абзаца (II вариант).

Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения»

Сегодня весь день плыли по небу необычные облака, подгоняемые ветром. Эти облака – живые существа. Они то забирались ввысь, то опускались, почти касаясь крыш, то превращались в причудливые фантазии. Над цирком они приняли форму бегемота, играющего с мячом, над школой стали раскрытой книгой, а над рекой приобрели светло-голубой оттенок.

Люди ходили какие-то радостные, подняв глаза к небу, и улыбались. Сам собою в городе объявился праздник. Все вышли на улицу, а в школах отменили занятия.

«Такие облака – это сказка», – говорили люди друг другу и боялись пропустить что-нибудь интересное, потому что все чувствовали: такое бывает только раз в жизни.

«Мама, разве море вверху, там плывёт кораблик?» – спрашивал удивлённый чудом мальчик.

Весь город, попавший в сказку, стал добрым. Неожиданные облака словно волшебники. Они помогли людям увидеть прекрасное. Ведь любоваться облаками – это понимать мечту.

А ночью, когда все ушли спать, облака опустились и окутали город тёплым, таинственным, серебряным туманом, приносящим сказочные сны.

Грамматические задания:

Выделите сказуемые и определите их типы: в 1-м абзаце (I вариант), во 2-м абзаце (II вариант).

Объясните постановку тире между главными членами предложения в тексте.

Контрольный диктант по теме «Второстепенные члены предложения» 8 кл.

В мире животных у нас есть симпатии и антипатии. Крокодилов не любит никто. Этот огромный, обитающий в воде ящер имеет небольшой мозг, но мощные челюсти и мускулистый хвост, удар которого может переломить ноги взрослой антилопе.

Крокодил – искусный охотник. Часами он может неподвижно лежать в воде, высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза. Стоит кому-то приблизиться к водопою и от жажды потерять бдительность, он мгновенно бросается на жертву. В Африке ею чаще всего бывают антилопы.

Размеры жертвы крокодила нисколько не смущают. На суше он её не приканчивает, а тащит в воду и топит. Рвать жертву хищник сразу не станет, а поместит за корягу или в пещеру, вырытую для этого в берегу под водой, и подождёт, пока добыча «отмокнет».

Желудок крокодила – адский химический комбинат, переваривающий всё: шерсть, рога, копыта. Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке.

Суши крокодил не избегает. Излюбленное его занятие – греться на песчаном берегу водоёма. При явной опасности он мчится в воду, изгибая тело, выбрасывая далеко вперёд задние ноги. Здесь он хозяин.

Грамматические задания:

Выполнить синтаксический разбор 2-го предложения 2-го абзаца.

Подчеркнуть все члены предложения в 3-м абзаце.

Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения» 8 класс

Об этом солдате в Вене рассказывали удивительные истории. Всюду находились очевидцы его подвигов. Верхом на лошади нельзя воевать в городе, а он воевал.

В одном месте уничтожил гранатой вражеский пулемёт, в другом – захватил в плен группу фашистов, в третьем – помог сражавшимся бойцам и оглушил прикладом несколько немцев. Но однажды подстрелили его лошадь, и ему пришлось ползком добираться до командного пункта. Здесь его встретил капитан и приказал: «Ползи сюда быстрее, а теперь вставай. Здесь уже безопасно».

Солдат приподнялся на колени, и тогда стало видно, что он без сапог, а из-под тряпки предательски виднелся грязный бинт. Теперь все поняли, почему солдат воевал верхом. Ему помогли сесть на скамью, начали расспрашивать. Паренёк подорвался на мине, и ему оторвало часть ступни. На найденной где-то лошади он удрал из госпиталя. «Да ведь тебя могли убить на твоей лошади», – сказали ему. «Я не думал о смерти. Нельзя лежать на койке в такое время», – ответил он.

Пришлось всё-таки пареньку отправиться в госпиталь, но за боевые подвиги его представили к награде.

Грамматические задания:

Выписать неопределённо-личные предложения (части сложных предложений выписываются как самостоятельные) (I вариант).

Выполнить синтаксический разбор 1-го предложения. (I вариант)

Выписать безличные предложения. (II вариант).

Выполнить синтаксический разбор 2-го предложения. (II вариант).

Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения»

С незапамятных времён русские люди устраивали для скворцов деревянные домики-скворечники, украшали их затейливой резьбой, укрепляли под крышами своих домов и подвешивали на шестах и стволах деревьев.

Скворцы умело подражают голосам лесных птиц. То вдруг пустит скворец соловьиную звонкую трель, то закрякает дикою уткою.

Прилёт и песни скворцов совпадают с весенним пробуждением земли, и радостными звуками вливается их песня в симфонию жизни.

Я всегда любил наблюдать трудовую, хлопотливую жизнь скворцов. Они оберегают наши поля, огороды, сады и являются верными друзьями человека. Скворцы уничтожают и вредных насекомых, и червей, и личинок. Нередко они ссорятся, но никогда не вступают в жестокие драки.

Густыми стаями позднеё осенью отлетают скворцы на юг. В пути они останавливаются, рассаживаются на деревьях или на пашне и опять скоро пускаются в путь. На тёплом юге скворцы не расстаются между собой, а держатся дружными стаями.

Грамматические задания:

Выполнить пунктуационный разбор 3-го предложения 4-го абзаца.

Выполнить синтаксический разбор последнего предложения 4-го абзаца.

Контрольный диктант по теме «Обособление определений и приложений»

Василий Поленов, один из популярнейших русских художников, создал картины, ставшие любимыми представителями многих поколений. Всеобщее признание принесли ему такие хорошо известные картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». Эти полотна, наполненные тонким лиризмом, привлекают своей простотой и правдивостью.

Поленова отличала великая разносторонность интересов. Незаурядный архитектор, музыкант и композитор, он обладал и вокальным дарованием, пробовал себя на любительской сцене как актёр, был талантливым педагогом.

Широта взглядов Поленова, позволявшая ему легко входить в разные области искусства, заложена в детстве. Его мать – художница-любительница, отец – известный археолог, страстный любитель и ценитель искусства. С теплотой вспоминал впоследствии художник об атмосфере преклонения перед образованными людьми, царившей в доме Поленовых.

С раннего детства мальчику прививалась любовь к природе. Уже первые зарисовки, сделанные шестнадцатилетним юношей во время путешествия по древним русским городам, свидетельствовали о таланте будущего художника.

Контрольный диктант по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения».

В первые два дня пребывания Петьки на даче богатство и сила новых впечатлений, лившихся на него сверху и снизу, смяли его маленькую и робкую душонку. В противоположность дикарям минувших веков, терявшимся при переходе из пустыней в город, этот современный дикарь, выхваченный из каменных объятий городских громад, чувствовал себя слабым и беспомощным перед лицом природы. Всё здесь было для него живым, чувствующим и имеющим волю. Он боялся леса, покойно шумевшего над его головой, тёмного, задумчивого и такого страшного в своей бесконечности. Полянки, светлые, зелёные, весёлые, точно поющие всеми своими яркими цветами, он любил и хотел бы приласкать их, как сестёр, а тёмно-синее небо звало его к себе и смеялось, как мать. Петька волновался, вздрагивал и бледнел, улыбаясь чему-то, и степенно, как старик, гулял по опушке. Здесь, на лесистом берегу пруда, он, утомлённый, задыхающийся, разваливался на густой сыроватой траве, утопая в зелени…

Контрольный диктант по теме «Обращения, вводные слова и междометия».

Наука о питании, так же как и кулинарное искусство, имеет свою историю. Без сомнения, первый человек был одновременно и первым поваром. Значит, искусство приготовления пищи старше других искусств?

Ещё в каменном веке люди приготовляли пищу, используя огонь. Туши животных зажаривались на раскалённых углях или на вертеле.

При раскопках древних поселений находят глиняные горшки, которые считают почтенными предками современных кастрюль. Однако до появления глиняных сосудов пища готовилась в корытах, выдолбленных из камня. Туда насыпали раскалённые камни, доводя таким образом воду до кипения.

Тяжела была эта пища! При одной мысли о том, чем питались наши предки, становится как-то не по себе. Но человек тех далёких времён постоянно боролся со всем: с суровой природой, с врагами, с болезнями. Надо полагать, такая грубая пища была ему в самый раз.

Родиной изощрённого кулинарного искусства, как говорят учёные, является Азия. Впоследствии, постоянно изменяясь, обогащаясь, подвергаясь влиянию мод и подчиняясь местным традициям, оно распространилось по миру.

Грамматические задания:

Выполнить синтаксический разбор 2-го предложения.

Диктанты по русскому языку — 8 класс 4 четверть

Контрольный диктант «Гроза»

Помню застигнувшую нас в дороге грозу. Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. В открытых, мутных от проливного дождя во­ротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать, крепко прижимая меня к груди. Я при­слушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздиравшему слух треску ударов, к беспокойному шур­шанию мышей в овсяной соломе.

Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло, перелива­ясь лучами, радостное летнее солнце.

Отец запряг лоснившихся от дождя, напуганных гро­зой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами.4 Ещё веселей показалась обсаженная берёзами, омытая дождём дорога. Многоцветная радуга висела над лугом, яркое солнце блестело на спинах бодро бе­жавших лошадей.

Я сидел рядом с отцом, глядя на бле­стевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу.4 Смотрел на ухо­дившую, освещённую солнцем и всё ещё грозную тучу, на столб белого дыма, поднимавшегося вдалеке над зажжённым грозою сараем.

Объём слов: 153

Грамматическое задание

  1. Произведите синтаксический разбор предложения.
  2. Выпишите 3 словосочетания разных типов и разберите их: 1 вариант – из предложений 1 абзаца; 2 вариант – из предложений 4 абзаца.
  3. Произведите морфологический разбор слова: 1 вариант – (сараем) зажжённым3; 2 вариант – поднимавшегося3 (дыма).

Контрольный диктант «Волга»

На опушке молодого леса небольшой прудок. Из него бьёт подземный ключ. Этот прудок — колыбель великой русской реки. В болотах и трясинах родится Волга и отсюда отправляется в далёкий путь. Волга — красавица. Она проходит через места, удивительно красивые и разнообразные по климату, растительному покрову и животному миру.4 Красоты Волги прославлены и народом в сказаниях, и поэтами, и художниками.

От Рыбинска Волга начинает поворачивать на юго-восток. Невысокие берега её покрыты зелёным ковром лугов и кустарником. Живописные холмы чередуются с долинами. В этих волжских пейзажах есть неповторимая красота и очарование. За Костромой оба берега становятся гористыми, и чем дальше, тем живописнее. Откос на набережной у старой кремлёвской стены в Нижнем Новгороде — одно из красивейших мест верховья Волги.4 Своеобразна и живописна природа Жигулёвских гор. Жигули — жемчужина Волги.

Волга! Это имя близко и дорого миллионам жителей нашей Родины.

Объём слов: 140

Грамматическое задание

  1. Произведите синтаксический разбор предложения.
  2. Выпишите 3 словосочетания разных типов и разберите их: 1 вариант – из предложений 1 абзаца; 2 вариант – из предложений 2 абзаца.
  3. Выпишите из своих абзацев 3 разных вида сказуемого.

Контрольный диктант «Левитан»

Левитан спустился по Оке до Нижнего и там пересел на пароход до Рыбинска. Все дни он с Кувшинниковой просиживал на палубе и смотрел на берега, искал места для этюдов. Но хороших мест не было. Левитан всё чаще хмурился и жаловался на усталость.

Берега наплывали медленно, однообразно, не радуя глаз ни живописными сёлами, ни задумчивыми и плавными поворотами.4 Наконец в Плёсе Левитан увидел с палубы маленькую церковь, рубленную из сосновых брёвен.4 Она чернела на зелёном небе, и первая звезда горела над ней, переливаясь и блистая. В этой церкви в тишине вечера, в певучих голосах баб, продававших на пристани молоко, Левитану почувствовалось столько покоя, что он тут же решил остаться в Плёсе.

Маленький городок был беззвучен и безлюден. Тишину нарушали только колокольный звон и мычание стада, а по ночам доносились колотушки сторожей. В домах за прозрачными занавесками висел сушёный липовый цвет.

Объём слов: 140

Грамматическое задание

  1. Произведите синтаксический разбор предложения.
  2. Выпишите 3 словосочетания разных типов и разберите их: 1 вариант – из предложений 1 абзаца; 2 вариант – из предложений 4 абзаца.
  3. Произведите морфологический разбор слова: 1 вариант – (церковь) рубленную3; 2 вариант – продававших3 (баб).

Контрольный диктант «Лето»

Синее летнее утро. В небе, высоком и чистом, только кое-где видны маленькие кругловатые облачка, как пушечные дымки на старинных батальных картинах, но и они исчезают. А пониже их, на окраине села, серый и беззвучный, почти не двигая крыльями, проплывает кругами ястреб.4 Картина мирная, идиллическая, когда ничего особенного не ожидается.

И вдруг в несколько секунд всё меняется: из плетёного сарая, квохча и разгребая мусор, выходит наседка с цыплятами. Шум, писк, мелькание желтоватых и серых комочков. Заметив куриное семейство, ястреб словно замирает на месте, затем, сваливаясь на одно крыло, круто пикирует во двор.4 В то же мгновение из сеней, вздымая к небу обтрёпанный3 веник, выбегает сухонькая старушка: «Прочь лети, разбойник!»

Ястреб круто меняет линию полёта, нырнув за угол дома, уходит низом в колхозный сад. А из-под берёзы, с коврика, поднимается внук старушки, только что окончивший3 филологический институт и получивший месяц отпуска перед отъездом на работу.

Объём слов: 143

Грамматическое задание

  1. Произведите синтаксический разбор предложения.
  2. Выпишите 3 словосочетания разных типов из предложения и разберите их: 1 вариант – И вдруг в несколько секунд все меняется: из плетёного сарая, квохча и разгребая мусор, выходит наседка с цыплятами. 2 вариант – Ястреб круто меняет линию полёта, нырнув за угол дома, уходит низом в колхозный сад.
  3. Произведите морфологический разбор слова: 1 вариант – (внук) окончивший3; 2 вариант – обтрёпанный3 (веник).

Итоговый диктант за год 8 класс

В то утро я впервые услышал поразившую меня игру на пастушьем рожке. Я смотрел в открытое окно, лежа в постели.

Улица была залита розовым светом встававшего за домами солнца. Открылись ворота двора, и пастух-хозяин, в новой синей рубахе, в сапогах и высокой шляпе, похожей на цилиндр, вышел на середину пустынной улицы, поставил у ног свою шляпу, перекрестился и приложил обеими руками длинный рожок к губам. Рожок заиграл так громко, что даже в ушах звенело. Но это только сначала. Потом он стал забирать выше, жальче. И вдруг заиграл что-то радостное, и мне стало весело. Замычали вдали коровы, стали понемногу подходить ближе. А пастух все играл, забыв про все. Играл, запрокинув голову, играл в небо. Когда пастух переводил дыхание, раздавались восхищенные голоса, славившие его игру.

Объём слов: 123

Грамматическое задание:

  1. Озаглавьте текст;
  2. Обозначьте в тексте одно обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, и одно определение, выраженное причастным оборотом. Составьте схемы.

Словарные диктанты

№ 1

Традиция, иллюминация, каморка, масса, кафтан, орнамент, отразить, реставрация, веретено, талант, терраса, ураган, фантазия, циклон, ботфорты, эффект, изящный, искусный, интонация, ростовщик.

  1. составьте с данными словами словосочетания, определите вид подчинительной связи (согласование, управление, примыкание);
  2. подчеркните устаревшие слова.
№ 2

Бок о бок, лабиринт, агитировать, квитанция, перила, ралли, реферат, селекционер, чемпион, сияет, юбилей, ярмарка, спартакиада, алеет, дистанция, километр, трамплин, прототип, патриотизм, силуэт.

  1. составьте с данными словами словосочетания, обозначьте главные слова, подчеркните глагольные словосочетания;
  2. подчеркните слова, которые можно использовать в текстах на спортивную тему.
№ 3

Коммуникативный, резюме, пиджак, флегматик, современник, литературовед, композитор, олимпиада, кутюрье, дебаты, керосин, корректор, подлинный, поколение, прообраз, территория, эпиграмма, эскадрилья, юннат, компаньон.

  1. определите лексическое значение подчеркнутых слов, составьте с ними словосочетания или предложения;
  2. выпишите слова, которые указывают на профессию.

Контрольно – измерительные материалы по русскому языку. 8 класс

Здесь представлены контрольно – измерительные материалы по русскому языку для 8 класса (ФГОС) Диктанты собраны по ключевым темам, имеют грамматические задания, есть тестовые работы Есть вводный и итоговые диктанты. Материал можно использовать для подготовки к ВПР по русскому языку, для комплексного анализа текста. Также тексты диктантов можно использовать для работы по развитию речи, как часть творческого задания.

Содержимое разработки

Контрольно – измерительные материалы по русскому языку. 8 класс.

Вводный контрольный диктант

Помню застигнувшую нас в дороге грозу.

Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. В открытых, мутных от проливного дождя во­ротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать, крепко прижимая меня к груди. Я при­слушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздиравшему слух треску ударов, к беспокойному шур­шанию мышей в овсяной соломе.

Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло, перелива­ясь лучами, радостное летнее солнце.

Отец запряг лоснившихся от дождя, напуганных гро­зой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами. Ещё веселей показалась обсаженная берёзами, омытая дождём дорога. Многоцветная радуга висела над лугом, яркое солнце блестело на спинах бодро бе­жавших лошадей. Я сидел рядом с отцом, глядел на бле­стевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу, на ухо­дившую темную, освещённую солнцем и всё ещё грозную тучу, на столб белого дыма, поднимавшегося вдалеке над зажжённым грозою сараем. Я слушал весёлые голоса птиц в открывшемся мне умытом, чудесном солнечном мире.

2.Контрольный диктант по теме «Словосочетание и простое предложение»

Анды — самые высокие горы Амери­канского континента, рассекающие его с севера на юг. 4 Они поражают меняющи­мися пейзажами. Здесь увидишь непоко­рённые вершины, покрытые вечными снегами пики, дымящиеся вулканы. На западе сверкает бирюзой Тихий океан, на востоке восхищают бесконечные джунгли, изрезанные паутиной серебря­ных рек.

После однодневного пребывания в столице Перу вылетаем в направлении пропавшего города инков. Доезжаем поездом до небольшого городка и пеш­ком через эвкалиптовый лес добираем­ся до деревеньки. Глиняные домики и соломенные шалаши напоминают о древней цивилизации. Стараемся не потерять местами исчезающую тропин­ку, вьющуюся вверх.

Вдали появляется загадочный город, расположившийся на скалистой верши­не. Через пять часов подъёма проходим тяжёлые ворота и входим в крепость, на­ходящуюся на горе. На многочисленных террасах, соединенных бесчисленными лестницами, располагается каменный мир с улицами, площадями. Древний го­род зачаровывает нас.

Выпишите из текста 3 примера разных типов сказуемых.

Выпишите 3 разных словосочетания и разберите их: из 1 абзаца (1вариант); из 3 абзаца (2 вариант).

3. Выполните синтаксический разбор предложения:

Анды — самые высокие горы Амери­канского континента, рассекающие его с севера на юг. 4 (1 вариант);

Через пять часов подъёма проходим тяжёлые ворота и входим в крепость, на­ходящуюся на горе. 4 (2 вариант).

Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения»

Огромный клен, возвышавшийся над садом, стал еще больше и виднее.

Виднее стала и главная аллея. Вершины ее старых лип покрылись узором юной листвы, поднялись и протянулись над садом светлой зеленой грядой.

А ниже клена лежало нечто сплошное, кудрявое, сливочное.

И все это: огромная пышная вершина клена, светлая зеленая гряда аллеи, подвенечная белизна яблонь, груш, черемух, синева неба, и все то, что разрасталось и в садах, и в лощине, и вдоль боковых липовых аллей и дорожек, и под фундаментом южной стены – все поражало не только густотой, но и свежестью, новизной.

На чистом зеленом дворе от надвигающейся отовсюду растительности стало как будто теснее. По целым дням были открыты и двери, и окна во всех комнатах: в белом зале, в синей старомодной гостиной, в маленькой диванной, увешанной овальными миниатюрами, и в солнечной библиотеке. И везде в комнаты глядели то зеленые, то светлые, то темные, то изумрудные деревья.

Грамматическое задание:

1. Сделайте синтаксический разбор предложений:

1 вариант – второе предложение первого абзаца;

2 вариант – последнее предложение последнего абзаца.

2. Из последнего абзаца выпишите по одному примеру на виды подчинительной связи в словосочетании (согласование, управление, примыкание).

3. Определите способ образования слов:

вариант – протянулись;

2 вариант – нечто.

4.Контрольный диктант по теме «Предложения с обращениями и вводными конструкциями»

Напуганный двумя дурными, по его мнению, предзнаменованиями, наш проводник отказался идти дальше. Мы пытались его уговорить. Это, по всей вероятности, нам удалось бы, но один из путников решил над ним подтрунить. Проводник рассердился, повернулся и быстро пошёл по тропе обратно. Задерживать его теперь было, конечно, бесполезно. Через несколько минут он скрылся в чаще леса. Обсудив положение, мы решили продолжать путь без проводника, но, к величайшей нашей досаде, совсем потеряли тропу и не могли её найти. Мы направились на шум прибоя. Но наши приключения не закончились. Мы попали в очень глубокие овраги с крутыми склонами. Один раз наш соратник чуть было не сорвался. К счастью, он вовремя ухватился за корни старой ели. Значит, необходимо держаться от берега на незначительном расстоянии, слышать и видеть морскую гладь. К несчастью, мы ещё попали в бурелом. Сделав значительный крюк назад, мы благополучно из него выбрались. Посовещавшись, мы решили идти прямо к морю и продолжать путь.

Грамматическое задание
1. Сделать синтаксический разбор и схемы предложений: I вариант — № 4, 5; II вариант — № 12, 13.
2. Подчеркнуть грамматические основы в предложениях: I вариант — № 2, 10; II вариант— № 5, 8.

5.Диктант по теме «Обособленные определения и приложения»

Серебряные кусты дикой маслины, окруженные кипящим воздухом, дрожали над пропастью. Крутая дорожка, ведущая вниз, давно привлекала внимание Пети, ученика третьего класса гимназии. Он привык бегать по ней босиком.

До первого поворота мальчик еще кое-как боролся с силой земного притяжения. Он подворачивал каблуки и хватался за сухие нитки корней, повисших над дорожкой. Мальчик был окружен облаком пыли, тонкой и коричневой, как порошок какао. Шляпа, полная ветра, колотилась за спиной, матросский воротничок развевался. Вдруг он со всего маха вылетел на сухой и холодный песок берега, еще не обогретый солнцем. Песок этот был удивительной белизны. Вязкий и глубокий, сплошь истыканный вчерашними следами, он почти незаметно сходил в воду, и крайняя его полоса ежеминутно покрывалась языками белоснежной пены. Чудеснейший в мире пляж, растянувшийся под обрывами, казался безлюдным в этот ранний час.

1. Сделайте синтаксический разбор предложений:

1 вариант – первое предложение первого абзаца;

2 вариант – второе предложение второго абзаца.

2. Выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание:

1 вариант – из второго предложения первого абзаца;

2 вариант – из первого предложения второго абзаца.

3. Определите способ образования слов:

1 вариант – серебряные;

2 вариант – чудеснейший.

6. Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения»

ВЕСЕННЕЕ УТРО

Раннее весеннее утро, прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке еще толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые предрассветные тучки. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью.

В густой, буйной траве дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. Степь весело пестрит цветами: скромными синими колокольчиками, белыми пахучими ромашками, дикой гвоздикой, горящей пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни, смешанный с нежным, похожим на миндаль ароматом повилики.

Все блещет, и нежится, и радостно тянется к ласковому солнышку.

Кое-где в глубоких и узких балках еще лежат, напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. Высоко в воздухе трепещут и звенят жаворонки. Неутомимые кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь проснулась, ожила, и кажется, что она дышит глубокими, ровными, могучими вздохами.

Задания к тексту:

1) Выполните синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).

2) Начертите схему предложения, выделенного курсивом.

3) Выполните морфемный и морфологический разбор одного причастия и одного деепричастия из текста.

7. Итоговая контрольная работа ( тестирование).

1. Найдите и отметьте словосочетание.

а) менее удобный

в) идти по дороге

г) перед выступлением

2. Чем выражается грамматическая связь зависимого слова с главным в словосочетании читать книгу?

б) предлогом и окончанием

в) только по смыслу

3. Укажите словосочетание со связью согласование.

б) правдивый по натуре

в) крайне неприятно

4. Укажите словосочетание со связью управление.

а) что-то необычное

б) прикрикнул на собаку

в) слишком глубоко

5. Укажите словосочетание со связью примыкание.

а) недостаточно прочно

в) приехать в лес

г) бледный от испуга

6. Укажите словосочетание, где вид связи определен неверно.

а) снежные равнины – примыкание

б) прилетает с добычей – управление

в) лучший ученик – согласование

г) крепко держаться – примыкание

7. Укажите ошибку в определении способа связи.

а) каждый день – согласование

б) со второй командой – управление

в) никогда не будет – примыкание

г) заросло камышом – управление

8. В каком из словосочетаний нет ошибки в управлении?

а) рецензия о книге

б) отзыв на роман

в) отчёт о работе

г) опираться на фактах

9. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

За правое дело стой смело.

10. Замените словосочетание деревянный дом, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

11. В каком предложении неверно выделена грамматическая основа?

а) Вчера посадили мы дерево.

б) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

в) Утренний ветерок прошумел в вершинах деревьев.

г) Сквозь тучу пробился луч солнца.

12. В каком предложении подлежащее выражено словосочетанием?

а) Несколько повозок въехало во двор гостиницы.

б) Некоторые отошли в сторону.

в) Далече грянуло ура.

г) У самой воды стояла скамеечка.

13. Укажите грамматическую основу предложения.

Старый огородник услышал песню скворца.

а) услышал песню

б) огородник услышал

в) старый огородник

г) песню скворца

14. В каком предложении подлежащее выражено местоимением?

а) Дежурные внимательно следили за порядком.

б) Вдруг все остановились и замолчали.

в) Опоздавшие были вынуждены стоять в дверях.

г) Учиться всегда пригодится.

15. В каком предложении неверно выделено сказуемое?

а) Мрачен свод голубых небес.

б) Уж за горой дремучею погас вечерний луч.

в) Посоветовались бы сначала со мной!

г) Они были первыми.

16. Укажите тип сказуемого в данном предложении.

Его нужно было поддержать в эту минуту.

а) простое глагольное сказуемое

б) составное глагольное сказуемое

в) составное именное сказуемое

г) сказуемое отсутствует

17. В каком предложении сказуемое выражено фразеологическим оборотом?

а) Я буду выступать в заключительном концерте.

б) Всю дорогу пассажиры клевали носом.

в) Решайте быстрее!

г) Человек должен стремиться к высшей цели.

18. Укажите предложение с составным именным сказуемым.

а) Родители не должны оставлять детей без присмотра.

б) В доме коменданта был я принят как родной.

в) Долго будет Карелия сниться.

г) Сестра начала учиться музыке в шесть лет.

19. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.

а) По прогнозам синоптиков, в воскресенье ветер будет усиливаться.

б) Бопре в отечестве своем был парикмахером.

в) Я был готов провалиться сквозь землю.

г) Мы будем петь в хоре.

20. В каком предложении глагол быть является глаголом-связкой?

а) Завтра будет гроза.

б) Пусть будет по-вашему.

в) Я буду петь в этом концерте.

г) Она будет хорошим специалистом.

21. Какое из несогласованных определений нельзя заменить синонимичным согласованным?

а) свитер из шерсти

б) пиджак в клетку

в) ученик первого класса

г) платье цвета беж

22. В каком предложении есть глагол, выступающий в роли дополнения?

а) Мы намерены представить вам новых исполнителей.

б) Я должен найти ключ к этой тайне!

в) Проводник попросил провожающих покинуть вагон.

г) Продолжали упорно тренироваться.

23. Какое приложение пишется через дефис?

а) (товарищ) полковник

в) (храбрецы) воины

г) (девушка) медсестра

24. Выпишите из данного предложения приложение.

В басне «Обоз» Крылов коснулся стратегии и тактики Кутузова.

25. Найдите в данном предложении обстоятельство. Укажите его вид.

Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками.

Диагностические материалы 8 класс. Контрольные диктанты

  • Разработки уроков русского языка и литературы (4)
  • Внеклассные мероприятия (3)
  • Контроль знаний по русскому языку и литературе (5)

Диагностические материалы 8 класс. Контрольные диктанты

Контрольные диктанты

Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение изученного в начале года»

Лиловый сумрак на рассвете бледнеет, линяет и превращается в слепую туманную дымку. На фоне молочного неба резче проступают черные силуэты деревьев. Лес замирает, падает ветер, молчат птицы. Только на дне долины, похожей на широкую чашу, вдавленную в горы, глухо звучит водопад, погромыхивает горная речка.

Но вот край чаши, обращенный к востоку, начинает розоветь, сползает чернота с высоких елей и широких крон сосен, сквозь космы тумана проглядывает яркая зеленая хвоя. Заря разгорается, смывает ночь, наполняет долину до краев золотистым светом, возвращает вереску его дневной сиреневый цвет. Ветер осторожно сдувает с деревьев хлопья тумана, и только над водопадом клубится водяная пыль.

Вместе с солнечным светом оживают лесные звуки.

(З. Воскресенская) (106 слов)

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е:

I вариант II вариант

1.Выполните морфемный разбор слов:

2. Выполните морфологический разбор слов:

обращенный к востоку 3 сдувает с деревьев 3

3.Выполните синтаксический разбор предложения:

Заря разгорается, смывает ночь, наполняет долину до краев золотистым светом, возвращает вереску его дневной сиреневатый цвет. (Для обоих вариантов.)

4. Выпишите по одному сочинительному и подчинительному словосочетанию.

Контрольный диктант № 2 по теме «Главные члены предложения»

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ

«Слово о полку Игореве» — настоящая жемчужина древнерусской литературы. Автор «Слова. » был образованнейшим человеком своего времени, изучившим летописи и хорошо знавшим историю. Он свидетель страшных бедствий, причиняемых нашествиями кочевников. Можно утверждать, что автор был дружинником, участником похода Игоря.

Персонажи произведения — это русские люди, жившие и действовавшие в один из переломных моментов истории Русского государства. Игорь, самоотверженно бившийся «с погаными половцами» — патриот и бесстрашный воин. Святослав Киевский в глазах поэта есть олицетворение подлинного государственного деятеля и мыслителя. Его «золотое слово» — это горькое сетование умудренного опытом полководца, размышляющего о судьбах Руси. Рассказ о разгроме Игорева войска — горький упрек самонадеянным князьям-братьям.

Величественный образ Руси в поэме неразрывно связан с раздумьями поэта о ее суровой и славной истории, о ее настоящем и будущем. (119 слов) Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е:

1. Выполните полный синтаксический разбор предложений:

I в а р и а н т: Он свидетель страшных бедствий, причиняемых нашествиями кочевников.

II в а р и а н т: Его «золотое слово» — это горькое сетование умудренного опытом полководца, размышляющего о судьбах Руси.

2.Подчеркните грамматические основы, укажите, какими частями речи выражены подлежащее н сказуемое: (Задание общее для обоих вариантов.)

1) Игорь, самоотверженно бившийся с «погаными половцами» — патриот и бесстрашный воин.

2) Автор «Слова. » был образованнейшим человеком своего времени, изучившим летописи и хорошо знавшим историю.

3.Укажите тип сказуемых во втором абзаце диктанта. (Задание общее для обоих вариантов.)

Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием по теме «Второстепенные члены предложения»

Звезды сверкали остро и холодно, но небо на востоке стало светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошелся сильный ветер. Лес ожил, зашумел. Свистящим шепотом перекликнулись между собой сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.

Последние звезды тихо погасли в посветлевшем небе, и лес, окончательно стряхнувший с себя остатки мрака вставал во всем своем величии.

Из припудренной утренним инеем хвои высунулась длинная морда, увенчанная тяжелыми ветвистыми рогами. Испуганные глаза осмотрели огромную поляну. Замшевые ноздри, извергавшие горячий парок встревоженного дыхания, судорожно задвигались.

Старый лось застыл в сосняке, как изваяние. Настороженные уши ловили каждый звук. Он весь напружинился, готовый сделать прыжок в чащу.

Внимание зверя привлек звук, послышавшийся сверху. Будто несколько майских жуков, в голубом морозном воздухе пронеслись самолеты-истребители. Вдруг один из самолетов пронесся прямо к поляне. Эхо загудело над деревьями, опережая лося, рванувшего во весь дух в чащу.

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е:

1 Укажите виды обстоятельств:

I в а р и а н т —в 1-м и 2-м абзацах.

II в а р и а н т — в последнем абзаце.

2. Разберите по членам предложения (подчеркните главные и второстепенные члены предложения) во всех предложениях в 4-м абзаце (Старый лось. и т.д.).

Контрольный диктант № 4 по теме «Предложения с однородными членами»

В лесах было торжественно, светло и тихо.

День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали одинокие снежинки. Мы осторожно дышали на них, и они превращались в чистые капли воды, потом мутнели, смерзались и скатывались на землю, как бисер.

Мы бродили по лесам до сумерек, обошли знакомые места. Стаи снегирей сидели, нахохлившись, на засыпанных снегом рябинах. Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птицы. Небо над головой было очень светлое, белое, а к горизонту оно густело, и цвет его напоминал свинец. Оттуда шли медленные снеговые тучи.

В лесах становилось все сумрачнее, все тише, и, наконец, пошел густой снег. Он таял в черной воде озера, щекотал лицо серым дымом леса. Зима начала хозяйничать над землей.

(К. Паустовский) (125 слов)

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е:

1) Выпишите по одному примеру однородных и неоднородных определений с определяемым словом. Вверху над определениями указать однородные/неоднородные; определяемое слово пометьте значком ×.

2) Подчеркните однородные члены предложения в соответствии с тем, каким членом предложения они являются.

I в а р и а н т — в первом предложении и 1-м абзаце;

II в а р и а н т —во 2-м абзаце.

3) Выполните синтаксический разбор предложения: Он таял в черной воде озера, щекотал лицо серым дымом леса.

Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием по теме «Обособленные второстепенные члены предложения»

Однажды, охотясь в окрестностях По, в густом сосновом лесу, простиравшемся на много десятков километров, король Генрих напал на след прекрасной горной козы и, преследуя ее, отделился понемногу от своей охотничьей свиты на очень большое расстояние. Раздраженные запахом зверя, его собаки так увлеклись погоней, что вскоре не стало слышно их лая. Между тем незаметно сгущался вечер, и наконец пала ночь. Тут король понял, что заблудился. Однако Генрих, как истинный гасконец, был решителен и настойчив.

Одолевавшая усталость, терзавший голод, жажда, неловко подвернувшаяся нога — все мешало идти, но король все-таки, прихрамывая и спотыкаясь, с трудом пробирался сквозь чащобу в надежде найти дорогу или лесную избушку.

Вдруг его ноздрей коснулся слабый сладкий запах дыма. Выйдя на поляну, он увидел четырех нищих. Вскоре король вдоволь напился холодной родниковой воды, которая ему, великолепному знатоку напитков, казалась вкуснее самого драгоценного вина. Несмотря на простой ужин, он с необыкновенным аппетитом съел его. Туго и ловко перевязанная нога сразу же почувствовала облегчение.

Король, обычно несколько скуповатый, сердечно щедро одарил нищих.

Так как текст достаточно большой, задания, по усмотрению учителя, можно не предлагать, или дать одно задание, которое отдельно оцениваться не будет.

1) Выпишите предложение с обособленным приложением. Подчеркните его.

2) Подчеркните в тексте:

I в а р и а н т — обособленные обстоятельства;

II в а р и а н т — обособленные определения.

Контрольный диктант № 6 по теме «Предложения с вводными словами и обращениями»

Во время пребывания в Лондоне известный французский художник Клод Моне был поражён собором святого Павла и, конечно, решил его нарисовать.

Как известно, Лондон – город туманов. В тот день туман был таким густым, что сквозь него еле-еле просматривались очертания строений. Моне, естественно, всё так и изобразил.

Лондонцы, увидевшие на выставке картину. Были раздражены: туман на полотне, к их удивлению, был не серый, а розовый. Когда же возмущённые посетители галереи вышли на улицу, они оторопели. Действительно, туман был розовым.

Дело в том, что Лондон – город старых кирпичных зданий. Красная кирпичная пыль висит в воздухе и. смешиваясь с туманом, придаёт ему красный оттенок. Художник увидел то, что другие не замечали. С тех пор Моне даже называют певцом лондонского тумана.

Часто люди проходят мимо прелюбопытнейших явлений, однако не замечают их, оставаясь равнодушными к ним. Но приходит художник и открывает нам необычное в обыкновенном.

Контрольные диктанты по русскому языку 8 класс Анды

Контрольные диктанты по русскому языку 8 класс

Анды — самые высокие горы Амери­канского континента, рассекающие его с севера на юг.4 Они поражают меняющи­мися пейзажами. Здесь увидишь непоко­ренные вершины, покрытые вечными снегами пики, дымящиеся вулканы. На западе сверкает бирюзой Тихий океан, на востоке восхищают бесконечные джунгли, изрезанные паутиной серебря­ных рек.

После однодневного пребывания в столице Перу вылетаем в направлении пропавшего города инков. Доезжаем поездом до небольшого городка и пеш­ком через эвкалиптовый лес добираем­ся до деревеньки. Глиняные домики и соломенные шалаши напоминают о древней цивилизации. Стараемся не потерять местами исчезающую тропин­ку, вьющуюся вверх.

Вдали появляется загадочный город, расположившийся на скалистой верши­не. Через пять часов подъема проходим тяжелые ворота и входим в крепость, на­ходящуюся на горе.4 На многочисленных террасах, соединенных бесчисленными лестницами, располагается каменный мир с улицами, площадями. Древний го­род зачаровывает нас.

(121 слово) (По Я. Палкевичу.)

1. Выпишите из текста примеры 3-х разных типа сказуемых.

2. Выпишите 3 разных словосочетания и разберите их: из 1 абзаца (1вариант); из 3 абзаца (2 вариант).

3. Выполните синтаксический разбор предложения:

Анды — самые высокие горы Амери­канского континента, рассекающие его с севера на юг.4 (1 вариант);

Через пять часов подъема проходим тяжелые борота и входим в крепость, на­ходящуюся на горе.4 (2 вариант).

Отъезд из замка

Герцог получил немалое удовольствие, пригласив Дон Кихота и Санчо в замок и забавляясь их чудачеством. Но Дон Кихот начал тяготиться неволей и праздной жизнью, полагая, что настоящий, а не мнимый рыцарь, странствуя, не должен предаваться лени и беспрестанным увеселениям и сидеть сложа руки. Вот почему он попросил позволения уехать.

Попрощавшись со всеми рано утром, Дон Кихот, облаченный в те же нелепые доспехи, предстал на площади перед замком.4 С галереи, недоумевая, еле-еле сдерживаясь от смеха, на него глазели все обитатели замка: герцог, герцогиня, придворные. 4 Восседая на своем сером, Санчо был рад-радехонек: герцогский управитель вручил ему, не скупясь, двести золотых.

Учтиво поклонившись герцогу, а равно и всем присутствующим, Дон Кихот поворотил Росинанта и, сопровождаемый Санчо, выехал за ворота в открытое поле, говоря:

— Со свободой, Санчо, несравнимы никакие сокровища!

(126 слов) (По М. де Сервантесу.)

1. Выпишите из текста примеры 3-х разных типа сказуемых.

2. Выпишите 3 разных словосочетания и разберите их: из 1 абзаца (1вариант); из 3 абзаца (2 вариант).

3. Выполните синтаксический разбор предложения:

Попрощавшись со всеми рано утром, Дон Кихот, облаченный в те же нелепые доспехи, предстал на площади перед замком.4 (1 вариант);

С галереи, недоумевая, еле-еле сдерживаясь от смеха, на него глазели все обитатели замка: герцог, герцогиня, придворные. 4 (2 вариант).

В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав.4 Днем волки, свернувшись в клубки, дремали, а она вскакивала, кружилась, утаптывая снег, и будила стариков. Волки нехотя поднимались, тыкались в нее холодными носами, а она шутливо огрызалась, кусая их за ноги. Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу.4

Однажды ночью волчица поднялась и побежала в поле, а за ней, высунув языки, затряслись старики. Волчихи оставались лежать, потом и они побежали за стаей.

Волки бежали по дороге, а за ними скользили, ломаясь на снегу, тени. Снег в лучах луны блестел алмазами. От деревни послышался звон бубенцов. Казалось, что зазвенели, покатившись по дороге, звезды, упавшие с неба. Волки, завязая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне.

(125 слов) (По И. Соколову-Микитову.)

1. Выпишите из текста примеры 3-х разных типа сказуемых.

2. Выпишите 3 разных словосочетания и разберите их: из 1 абзаца (1вариант); из 3 абзаца (2 вариант).

3. Выполните синтаксический разбор предложения:

В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав.4 (1 вариант);

Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу.4 (2 вариант).

Контрольный диктант с грамматическим заданием

по итогам II четверти

Усадьба стояла вся белая, на деревьях лежали пушистые хлопья, точно сад опять распустился белыми листьями. В большом старинном камине потрескивал огонь, каждый входящий со двора вносил с собою свежесть и запах мягкого снега.

Поэзия первого зимнего дня была по-своему доступна слепому. Просыпаясь утром, он ощущал всегда особенную бодрость и узнавал приход зимы по топанью людей, входящих в кухню, по скрипу дверей, по острым, едва уловимым запахам, по скрипу шагов на дворе.

Надев с утра высокие охотничьи сапоги, он пошел к мельнице, прокладывая рыхлый след по дорожкам.

Смерзшаяся земля, покрытая пушистым, мягким слоем, совершенно смолкла, зато воздух стал как-то особенно чуток, отчетливо перенося на далекие расстояния и крик вороны, и удар топора, и легкий треск обломавшейся ветки. По временам слышался странный звон, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший в удалении. Это мальчишки кидали камни на деревенском пруду, покрывшемся тонкой пленкой первого льда.

Но речка у мельницы, отяжелевшая, темная, все еще сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах.

(160 слов) (По «Слепой музыкант».)

2 вариант сложнее

Подчеркните в тексте

Выпишите 3 словосочетания разных типов

Синтаксический разбор предложения

По временам слышался странный звон, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший в удалении.

Надев с утра высокие охотничьи сапоги, он пошел к мельнице, прокладывая рыхлый след по дорожкам.

На деревенском дворе

Пост кончился, была страстная неделя. Погода стояла прекрасная: дни светлые, тихие и теплые. Снег весь подернулся черным тюлем, и местами показались большие прогалины. Проходные дорожки, с которых зимою изредка сгребали лишний снег, совсем почернели и лежали черными лентами. Но зато шагнешь со двора и окунешься в воду. Ездить можно было только по шоссе. Мужички копались на дворах, ладя бороны да сохи, ребятишки пропускали ручейки, которыми стекали в речку все плодотворные соки из наваленных посреди двора навозных куч.

Запах навоза над деревнями. Среди дня казалось, что дворы топятся. Но это никому не вредило: ни людям, ни животным. А петухи, стоя на самом верху навозных куч дымящегося навоза, воображали себя какими-то жрецами. Они важно топорщили свои перья, потряхивали красными гребнями и, важно закинув головы, возглашали: «Да здравствует весна!»

– Этого кочета береги, – опираясь на вилы, говорил жене мужик, показывая на гуляющего петуха. – Это настоящая птица, а того, рябенького-то, надо зарезать к празднику.

И мужик, плюнув на руки, снова стал ковырять вилами.

(160 слов) (По Н. Лескову.)

2 вариант сложнее

Обозначьте виды сказуемых

Выпишите 3 словосочетания разных типов

Проходные дорожки, с которых зимою изредка сгребали лишний снег, совсем почернели и лежали черными лентами.

Они важно топорщили свои перья, потряхивали красными гребнями и, важно закинув головы, возглашали: «Да здравствует весна!»

Определите в тексте вид односоставных предложений

Синтаксический разбор предложения

Но это никому не вредило: ни людям, ни животным.

А петухи, стоя на самом верху навозных куч дымящегося навоза, воображали себя какими-то жрецами.

ПРЕВРАЩЕНИЕ

Кукла вышла из-за перегородки. Она улыбалась, наклонив набок растрепанную голову. Волосы у нее были такого цвета, как перья у маленьких серых птичек. Серые глаза ее весело блестели. Сейчас она казалась серьезной и внимательной, но от ее печали не осталось и следа. Напротив, сказали бы, что это шалунья, притворяющаяся скромницей.

Затем дальше. Куда же девалось ее прежнее великолепное платье, весь этот розовый шелк, золотые розы, кружева, блестки, сказочный наряд, от которого каждая девочка могла бы походить если не на принцессу, то, во всяком случае, на елочную игрушку? Теперь, представьте себе, кукла была одета более чем скромно. Блуза с синим матросским воротником, старенькие туфли, достаточно серые для того, чтобы не быть белыми. Туфли были надеты на босу ногу. Не подумайте, что от этого наряда кукла стала некрасивой. Напротив, он был ей к лицу. Бывают такие замарашки: сперва не удостоишь их взглядом, а потом, присмотревшись внимательнее, видишь, что такая замарашка милее принцессы.

Но самое главное: помните, на груди у куклы наследника Тутти были страшные черные раны. А теперь они исчезли. Это была веселая, здоровая кукла!

(160 слов) (По Ю. Олеше.)

2 вариант сложнее

Обозначьте виды сказуемых

Выпишите 3 словосочетания разных типов

Блуза с синим матросским воротником, старенькие туфли, достаточно серые для того, чтобы не быть белыми.

Бывают такие замарашки: сперва не удостоишь их взглядом, а потом, присмотревшись внимательнее, видишь, что такая замарашка милее принцессы.

Определите в тексте вид односоставных предложений

Синтаксический разбор предложения

Она улыбалась, наклонив набок растрепанную голову.

Волосы у нее были такого цвета, как перья у маленьких серых птичек.

Контрольный диктант по итогам III четверти

Здравствуй, сосновый бор!

Вскоре вправо, на довольно крутой пригорок, привела тропа. Пошли по ней и через полчаса оказались в сосновом лесу. Цветение coceн. Стоило ударить палкой по сосновой ветке, как тотчас густое желтое облако окружило нас. Медленно оседала в безветрии золотая пыльца.

Еще сегодня утром принуждённые жить в четырёх стенах, отстоящих друг от друга не больше чем на пять метров, мы вдруг захмелели от всего этого: от цветов, от солнца, пахнущего смолой и хвоей, oт роскошных владений, вдруг ни за что ни про что доставшихся нам. Меня еще сдерживал рюкзак, а Роза то убегала вперед и кричала оттуда, что попались ландыши, то углублялась в лес и возвращалась напуганная птицей, выпорхнувшей из-под самых ног.

Между тем впереди, сквозь деревья, сверкнула вода и вскоре привела к большому озеру. Озеро было, можно сказать, без берегов. Шла густая сочная трава лесной поляны, и вдруг на уровне той же травы началась вода. Как будто лужу налило дождем. Так и думалось, что под водой тоже продолжается трава и затопило её недавно и ненадолго. Но сквозь желтоватую воду проглядывало плотное песчаное дно, уходившее всё глубже и глубже, делая чернее озёрную воду.

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных: 1 абзац – 1 вариант; 3 абзац – 2 вариант.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант Между тем впереди, сквозь деревья, сверкнула вода и вскоре привела к большому озеру.

2 вариант – Но сквозь желтоватую воду проглядывало плотное песчаное дно, уходившее всё глубже и глубже, делая чернее озёрную воду.

3. Выпишите разные типы осложнений из текста.

Морфологический разбор слова «примим»

Морфологический разбор «примим»:

«Примим»

Грамматический разбор

Смотрите также:

Синтаксический разбор «Я не люблю, когда математики, знающие намного больше меня, не могут ясно выражать свои мысли.»

Морфологический разбор слова «примим»

Фонетический разбор слова «примим»

Карточка «примим»

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

  • начальная форма в именительном падеже, единственном числе (за исключением существительных, употребляемых только во множественном числе: ножницы и т.п.);
  • собственное или нарицательное;
  • одушевленное или неодушевленное;
  • род (м,ж, ср.);
  • число (ед., мн.);
  • склонение;
  • падеж;
  • синтаксическая роль в предложении.

План морфологического разбора существительного

“Малыш пьет молоко.”

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

“Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).”

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
  • синтаксическая роль: дополнение.

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • – качественное (теплый, молчаливый);
      • – относительное (вчерашний, читальный);
      • – притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру. (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) — глагол;

  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Читайте также:
Чувствуешь как пишется по правилам русского
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: