Диктанты по русскому языку для 3 класса 4 четверти

Контрольные диктанты по русскому языку 3 кл. по программе «Школа России» по учебнику Канакиной В.П.
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Контрольные диктанты по русскому языку 3 кл.

по программе «Школа России» по учебнику Канакиной В.П.

Скачать:

Вложение Размер
kontrolnye_diaktanty_po_r_yaz_3_klass.docx 18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольные диктанты по русскому языку 3 кл.

по программе «Школа России» по учебнику Канакиной В.П.

Контрольный диктант №1.

Прощание с осенью.

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмерзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

1.В первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

2.Указать над каждым словом части речи.

3.Выписать словосочетания с вопросами.

Контрольный диктант №2. 3 кл.

Было тёплое утро. Мальчик выбежал на крыльцо. В ведре с водой играл лучик солнышка. Брызги холодной воды летели во все стороны. Это мальчик умывался.

На руку мальчика села божья коровка. Она ловко и быстро
двигалась. На круглой спинке показались два крепких крылышка. Мелькнула тёмная головка, и букашка скрылась в чаще куста.

Малыш был очень удивлен.

1. Разберите второе предложение по членам.
2. Укажите части речи в восьмом предложении.

3. Выпишите из диктанта: 1слово с безударной гласной в корне,

подчеркните её, поставьте ударение, напишите проверочное слово.

1 слово с парной звонкой или глухой согласной, подчеркните её, напишите проверочное слово.

Контрольный диктант №3. 3 кл.

Ноябрь. Пришли первые морозные деньки. Падают с неба белые звёздочки. Снежный ковёр укрывает поля и леса. На деревьях блестят пушистые снежинки. С берёз и осин листва давно опала. Только на дубах желтеют сухие листья. Тишина в лесу.

Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Это оляпка или водяной воробей.

  1. Пятое предложение разобрать по членам.
  2. Выписать из диктанта однокоренные слова к слову снег , разобрать их по составу.

Контрольный диктант №4. 3 кл.

Шли ребята через лес прямой дорогой. Тропинки замело снегом. Побежали дети по звериным следам и заблудились. Испугались ребята. Стали кричать. Молчит зимний лес.

Вдруг Никита увидал знакомые следы. Тут пробегала собака. Они всегда приведут к жилью. Так учил мальчика дедушка. Ребятишки направились по следам и вышли на лесную сторожку.

Слова для справок: приведут, знакомые.

  1. Найти предложение, в котором есть только главные члены. Подчеркнуть их.
  2. Выписать из текста 2 слова с безударной гласной в корне; приписать к ним проверочные слова.
  3. Выписать из текста 2 слова с парной согласной, приписать проверочные слова.

Контрольный диктант №5. 3 кл.

Стоит чудесный зимний денёк. Под моё окошко летят прелестные птички. Смотрю на синиц. Вот они сидят на ветвях кудрявой берёзы. На голове чёрная шапочка. Спина, крылья и хвостик жёлтые. На короткую шейку птичка словно галстучек повязала. Грудка яркая, жёлтая. Будто жилет синица надела. Хороша птица!

Клювик у птички тоненький. Едят синички вкусное сало. Радостно им. (56 слов)

Слова для справок: будто, словно.

  1. Разобрать по составу слова: зимний, грудка.
  2. Разобрать по членам предпоследнее предложение.
  3. Выписать 1слово с непроизносимой согласной и 1 слово с безударной гласной, подобрать проверочные, подчеркнуть указанные орфограммы.

Контрольный диктант №6. 3 кл.

У Тани был день рождения. В этот праздничный день она получила много подарков. Мама подарила Тане красивое платье. Бабушка связала внучке чудесный шарф и тёплую шапку. От сестры Таня получила кофту и платок. Папа купил дочке книгу. Таня очень радовалась. Книгу девочка читала весь день. В ней были интересные сказки о животных. На другой день Таня стала рисовать картинки к сказкам.

  1. Выписать третье предложение. Разобрать его по составу.
  2. В 4-ом предложении определить род существительных.
  3. Разобрать слова по составу: интересные, подарки.

Контрольный диктант №7. 3 кл.

Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у речки. А вот и первая рыбка – ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.

Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овражке журчал маленький ключик. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.

  1. Выписать предпоследнее предложение 1 абзаца. Разобрать его по членам.
  2. Разобрать по составу слова: маленький, ключик .
  3. Выписать из диктанта по 1 существительному каждого рода, обозначить род. Выписать по 1 сущ. в единственном и множественном числе, обозначить число.

Контрольный диктант №8. 3 кл.

По цветам можно узнать время. Раннее летнее утро. К шести часам открыл синий глазок колокольчик. Подняли золотые головки одуванчики. Краснеют нежные цветочки полевой гвоздики. Следом расправляет широкие лепестки шиповник. Вспыхнул яркий огонёк мака. К восьми часам распустились жёлтая кувшинка, белая лилия.

Спадает летняя жара. Оживают другие цветы. Распустились душистый табак и луговая дрёма.

Посади на клумбах цветочные часы. Они покажут точное время.

Слова для справок: лепестки, подняли.

  1. Выписать три словосочетания прилагательных с существительными женского, мужского и среднего рода. Обозначить род.
  2. Сделать фонетический разбор слова жёлтая .

Контрольный итоговый диктант №9. 3 кл.

Коротка летняя ночь. Заиграл первый луч солнца. Подул ветерок. Зашелестели листики. Всюду проснулась жизнь. На зелёный лужок прилетели пчёлы. Жужжат, торопятся к цветам мохнатые шмели.

К лесной опушке слетаются птицы. Звенят в воздухе их радостные песенки. Прибегают на полянку лесные зверьки. Слышны разные звуки, шорохи, голоса. Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершинке сосенки. Ёжик пробежал в своё жилище. Хлопочут усердные муравьи.

Слова для справок: торопятся, опушка, звенят, шорохи.

  1. Списать первое предложение 2-го абзаца. Разобрать его по членам, выписать словосочетания.
  2. Определить падеж существительных в предложении, подчеркнуть волнистой линией прилагательные.

Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершинке сосенки.

3. Разобрать слова по составу. Летняя, ветерок, пробежал.

  1. Списать третье предложение 2-го абзаца. Разобрать его по членам, выписать словосочетания.
  2. Определить падеж существительных в предложении, подчеркнуть волнистой линией прилагательные.

Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершинке сосенки.

  1. Разобрать слова по составу. Лёгкий, листики, прилетели.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольные работы по русскому языку 4 класс программа Школа России

Контрольные работы по русскому языку составлены в соответствии с УМК “Школа России”. В работы входят диктанты, изложения по программе.

Урок по русскому языку, 2 класс “Упражнение в написании имён прилагательных” (обобщение) (учебник “Русский язык,” 2 класс. Программа ” Школа – России”)

Цели урока: – формировать умение применять и точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, находить их в тексте, определять их род и число, формировать навыки правописания.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку, 3 класс, УМК “Школа России”, авторы учебника В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Календарно-тематическое планирование выполнено в программе Excel, подготовлено для загрузки в журнал МРКО.

Рабочая программа по русскому языку 2 класс, УМК “Школа России”, по учебнику Канакиной

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Календарно – тематическое планирование по русскому языку по программе “Школа России” по учебнику Канакиной для 2 класса

Календарно – тематическое планирование по русскому языку по программе “Школа России” по учебнику Канакиной для 2 класса. Календарно – тематическое планирование составлено в соответствии с ФГОС.

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 КЛАСС Программа “Школа России”

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 КЛАССПрограмма “Школа России”.

Контрольные диктанты по русскому языку, 2 класс, УМК «Школа России»

тексты контрольных диктантов с грамматическим заданием по русскому языку для 2 класса Школа России.

Диктанты по русскому языку — 3 класс 4 четверть

Диктант «Соловьиная песня»

Закатилось огромное солнце. Угасает длинный день. Смолкают птичьи голоса. Наступает вечерняя тишь. Но вот в сумраке вечера послышалась новая птичья песня. Певец пробует свой сильный чудесный голос. Щёлкнул, издал протяжный свист. Помолчал чуточку, снова засвистал, залился веселой трелью.

Кто это так хорошо поет в сумерках? Вот он сидит на суку. Сам серый. Ростом с воробья.

Птичка подняла голову, открыла клюв. Легко и свободно плывет в ночной тишине соловьиная песня.

Объём слов: 69

Грамматическое задание:

  1. Выпишите по одному слову с проверяемым безударным гласным в корне, с парным по звонкости – глухости согласным в корне, непроизносимым согласным. Напишите к ним проверочные слова, обозначьте орфограммы.
  2. Сделайте звуко-буквенный разбор слова: «поёт».
  3. Сделайте разбор как части речи: «в тишине», «подняла»
  4. Замените первое устойчивое выражение именем прилагательным, второе – глаголом.
    От горшка два вершка — …, зарубить на носу — …

Диктант «Весенняя вода»

Диктант по теме «Неопределенная форма глагола»

Над водой пронеслась стая перелётных птиц. Они радостно встречали весну.

Но много бед жителям леса несёт вода. Солнце растопило снег. Вода хлынула в жилища. Жить там стало опасно. Выбежала из норки полевая мышь. Вот низкий куст. Он широко раскинул ветки. Мышь прыгнула на куст и замерла. Трудно и зайцу. Он жил на островке. Кругом холодная вода. Не переплыть бедняжке это море. Надо ждать.

Объём слов: 63

Грамматическое задание:

  1. Выпишите три глагола, поставьте их в неопределенную форму, выделите суффикс.
  2. Разберите глагол прыгнула как часть речи.

Диктант «Цветочные часы»

По цветам можно узнать время. Раннее летнее утро. К шести часам открыл синий глазок колокольчик. Подняли золотые головки одуванчики. Краснеют нежные цветочки полевой гвоздики. Следом расправляет широкие лепестки шиповник. Вспыхнул яркий огонёк мака. К восьми часам распустились жёлтая кувшинка, белая лилия.

Спадает летняя жара. Оживают другие цветы. Распустились душистый табак и луговая дрёма.

Посади на клумбах цветочные часы. Они покажут точное время.

Объём слов: 62

Грамматическое задание:

  1. Разобрать по частям речи четвертое предложение
  2. Найти в тексте 3 глагола и определить время.
  3. Изменить глаголы по временам: узнать, посадить.

Контрольный диктант «Луковица с радостью»

Папа привёз мне с юга большую луковицу. Он сказал, что в середине этой луковицы спрятана радость.

Я удивилась. В такой серой луковице и вдруг – радость! Мама посадила мою луковицу в горшочек и отнесла в подполье. Прошло много дней. И вот однажды мама подает мне горшочек, а там остренький желтый торчок. Мы поставили горшочек на окно.

И перед самым праздником он расцвел. Сколько у него было цветов – синих-синих, душистых-душистых! Как красив был каждый цветок! Папа сказал, что мой цветок зовут гиацинтом. Но я стала называть его Гиней.

И я полюбила его больше всех своих игрушек. Игрушки только понарошку живые, а цветок – живой по-настоящему.

Объём слов: 102

Грамматическое задание:

  1. Найти в тексте личные местоимения, подчеркнуть, подписать часть речи.
  2. В восьмом предложении подчеркнуть грамматическую основу, подписать части речи.
  3. Выполнять морфемный разбор слов:
    Вариант 1 Привёз, подполье, желтый;
    Вариант 2 Посадила, цветок, живой.
  4. Выполнять морфологический разбор слова: луковицу.

Контрольный диктант «Весеннее утро»

Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

Засветило солнце и съело утренний лед. По долине побежал, говорливый ручеек. Вдруг под корнями березки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ежик. Еж осенью нашел это укромное местечко. Он еще не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

Объём слов: 76

Грамматическое задание:

  1. Разобрать по членам 7-ое и 9-ое предложения.
  2. Разобрать по составу слова:
    1 вариант: засветило, утренний, березки;
    2 вариант: развесили, веселый, местечко).
  3. Определить время, число и род глаголов: побежал, взглянуло, покрыли.

Итоговый диктант «В походе»

Стояло жаркое лето. Мы отправились в лес. Узкая тропинка привела нас в лесную глушь. Редко проникал сюда солнечный луч. Громадные ёлки стояли угрюмо. Они опустили свои могучие ветки. Тишь кругом.

Мы поспешили выйти на полянку. Она вся была залита светом. Радостные песни птиц встретили нас. В траве прыгали кузнечики. Прожужжали мохнатые шмели. Мы решили отдохнуть у берёзы. Она встретила нас зелёным шумом.

Объём слов: 62

Слова для справок: проникал, кузнечики, прожужжали.

Грамматическое задание:

  1. Укажите все изученные орфограммы.
  2. Разберите по составу слова: тропинка, поспешили, радостные.
  3. Выпишите три словосочетания существительных (мужского, женского, среднего рода) с прилагательными. Выделите окончания.

Итоговый диктант «Певчие птицы»

Цель: проверить умение правильно писать слова с безударными гласными в корне в более трудных случаях (слова с приставками, слова с затененными корнями); с согласными в корне (звонкими-глухими,удвоенными и непроизносимыми); слова с непроверяемыми написаниями; гласные и согласные в приставках; существительные мужского и женского рода с шипящими на конце, безударные падежные окончания имён существительных; не с глаголами; родовые окончания имён прилагательных; проверить, как учащиеся могут использовать на практике теоретические сведения об однородных членах предложения.

Сколько прекрасных мастеров поёт в берёзовой роще, в широком поле! На все лады звенят жаворонки, дрозды, соловьи.

В весеннем лесу можно услышать певчего дрозда. Ясным голосом выводит он гимн весне. Русский лес наполняет его звонкая трель.

Жаворонок – ранний певец. Только заиграл на горизонте луч солнца, в ясной лазури уже звучит радостная песня. Самого певца не видно в небесной вышине.

Лучший певец русского леса – соловей. Он запевает поздним вечером. Всю ночь не умолкают чудесные звуки.

Объём слов: 75

Слова для справок: звенят

Грамматическое задание:

  1. Найди в тексте однородные члены предложения и подчеркни их.
  2. Выполни синтаксический разбор предложения. Выпиши словосочетания.
    I вариант — Весной на опушке леса зацвела душистая черёмуха.
    II вариант — В мае над кустом сирени жужжат мохнатые шмели.
  3. Выполни морфологический разбор имени существительного.
    I вариант — На опушке —
    II вариант — Над кустом —

Итоговый диктант «Береги птиц»

Цель: проверить уровень навыков правописания слов на изученные в течение учебного года орфограммы, написание предлогов и приставок, родовых окончаний имён прилагательных, личных окончаний глаголов; умение определять границы предложения; подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу; разбирать предложения по частям речи и членам предложения.

В солнечное утро у пруда закуковала кукушка.

Деревья ещё не просохли от утренней росы. Откуковала кукушка. И вот весь сад засвистел, зашумел листьями.

Божьи коровки, птицы взялись за работу. Для птиц настала жаркая пора. С утра до позднего вечера пернатые несут корм в гнёзда.

В эти дни постарайся не гулять по лесу с собакой. Легко спугнуть птиц с гнезда. Погибнут от голода птенцы.

Объём слов: 62

Слова для справок: проникал, кузнечики, прожужжали.

Грамматическое задание:

  1. Подберите однокоренные слова:
    1 вариант: утро, кукушка.
    2 вариант: роса, работа.
  2. Разобрать слова по составу: засвистел, жаркая, листьями.
  3. Первое предложение разберите по частям речи и членам предложения.
  4. В последнем предложении укажите род, число, падеж имён существительных.

Итоговый диктант «Утро в степи»

Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни.

Все радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.

Объём слов: 48

Грамматическое задание:

  1. Выписать из текста два слова с безударными гласными в корне. Написать к ним проверочные слова.
  2. Выписать два слова с приставками. Выделить приставки.
  3. 2-ое и 4-ое предложения разобрать по членам (по вариантам).

Словарные диктанты 3 класс за год

Тетрадь, язык, север, рисунок, народ, одежда, кровать, квартира, дежурный, берёза, восток, урожай.

Объём слов: 12

Сверкающий, внимательно, здание, здоровье, здесь, сначала, вверх, вниз, вперёд, объективный, гимнастёрка, аквариум, батарея.

Объём слов: 13

Фонарь, до свидания, здравствуй, завтра, неделя, календарь, жёлтый, сиреневый, фамилия, совесть, мечтать, платок, дельфин, стрекоза, кровать, шампунь, шёл.

Проверочные диктанты с грамматическим заданием 3 класс IV четверть

Подборка проверочных диктантов за 4 четверть 3 класса по темам:

мягкий знак на конце существительных после шипящих,

неопределенная форма глагола,

Проверочные диктанты по теме «Части речи. Имя существительное. Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

На рыбалке

Полночь. Я и мой товарищ встали удить рыбу. Озеро Кругляш находилось за полем. Через рожь вела тропинка. На берегу был готов шалаш. Мы сложили туда весь наш багаж и легли спать.

Ночь была звёздная. Стояла тишь. В чаще на другом берегу прокричал сыч. Его крик был похож на плач ребёнка.

Утром луч солнца осветил шалаш. Мы встали и заделали в лодке брешь. По озеру шла лёгкая рябь. Лодка мягко скользила по воде. Мы закинули удочки. Начался клёв. Нам попались ёрш, лещ и карась. Мелочь мы взяли для кота.

1. Выпишите из текста пять имён существительных с шипящими на конце. Графически объясните написание этих слов.

2. Запишите слова в два столбика: 1) рыбы; 2) птицы. Вставьте мягкий знак там, где это необходимо.

Грач. лещ. стриж. ёрш. сыч. чиж. рыба-меч.

3. К данным именам существительным подберите антонимы с шипящими на конце.

Правда -. шум -. бедняк-. старики -. .

Ночь в лесу

Стояла июльская жара. Кругом сушь. Но вот последний луч солнца осветил горизонт. Спустилась ночь. Она принесла прохладу. Кругом тишь. Только звонко журчал в овражке ключ.

Вот промелькнула тень. Ночные птицы вылетели на охоту. Проухал сыч. Он заметил под корнями ели мышь. В чаще завыл утёныш волка. Малыш потерял мать. Волчица ушла на охоту. Зафыркал в траве еж.

В полночь началась сильная гроза. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие листья. Ударил гром. Молния озарила лесную глушь. Крупные капли освежили лес.

1. Выпишите из текста пять имён существительных с шипящими на конце. Графически объясните написание этих слов.

2. Запишите слова, разделив их на две группы. Вставьте мягкий знак там, где это необходимо.

Грач. брош. ключ. фальш. мелоч. меч. мощ. выигрыш – .. .

3. К данным именам существительным подберите синонимы с шипящими на конце.

Родник – . неправда – . предмет – . друг – . .

Сыч-воробей

Сыч-воробей – маленький ночной хищник. У птицы острое зрение. Глухая ночь ему не помеха. Сычик бесшумно летает над лесными полянами, огородами и прислушивается. Пискнет полевая мышь — сыч бросится на неё и схватит. Хищник приносит свою добычу в дупло старого дуба. Малыш запаслив. Когда мышей наберётся много – он складывает их про запас на зиму. Зимой в дупле можно найти уйму мёрзлых мышей.

Грызуны уничтожают рожь, опустошают наши поля. А этот крепыш помогает сохранить урожай. Спасибо ему за такую помощь. По Г. Снегирёву

1. Выпишите из текста слова, данные в транскрипции.

[помащ’], [рош], [кр’ипыш].

2. К данным именам существительным подберите синонимы. Вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо. Укажите род имён существительных с шипящими на конце.

Граница – . соревнование – . трепет – . ерунда – . команда -. призыв -.

Слова для справок: клич. дрож. экипаж. матч. рубеж. чуш.. .

3. Спишите предложения, вставьте подходящие по смыслу имена существительные с шипящими на конце.

Именительный . – это начальная форма имени существительного.

. – хороший строительный материал.

Принимайте по утрам холодный.. .

Лесной. внесён в Красную книгу.

На охоте*

Лишь только первый луч солнца осветил верхушки деревьев отправились на охоту. Дорога шла через рожь. Я с интересом смотрел по сторонам. Вот пробежала полевая мышь; Пролетел к лесу пёстрый чиж. У опушки мы услышали плач. Это прокричал сыч

У леса нас встретил егерь – лесной сторож. Мы оставили вещи в сторожке. С собой взяли только ружьё. В рюкзаке лежали лаваш и несколько яиц.

В этих лесах встречается тетерев-косач. Егерь завёл нас в глушь. Мы тихо вышли на поляну и затаились. В кустах кто-то зафыркал. Это ёж. Долго мы ждали удачи.

И всё же нам повезло. Мы возвращались усталые и несли на поясе дичь. К сторожке мы подошли за полночь. По Г. Снегирёву

1. Выпишите из текста по одному имени существительному, оканчивающемуся на -Ч, -ЧЬ, -Ж, -ЖЬ, -Ш, -ШЬ. Объясните написание этих слов. 2. Замените в словах одну букву так, чтобы получились слова с указанными значениями.

Печь – . (средство человеческого общения). Ложь – . (культурное растение, злак). Брешь – . (женское украшение). Тишь – . (краска для черчения).

3. Спишите текст-бессмыслицу, вставьте мягкий знак там, где это необходимо.

Наклуная мележ.. норясла войрый грамоч. а люный мовиж.. ралил луняную ворощ.. .

Проверочные диктанты по теме «Имя прилагательное»

Берестяная трубочка

Я нашёл в лесу берестяную трубочку. Вырезал себе человек кусок бересты на старой берёзе, а остальная береста около пореза свернулась в трубочку.

Посмотрел я в такую трубочку и нашёл хороший орех. С трудом мне удалось палочкой вытолкнуть ценную находку. Как же такой крупный орех туда попал?

Видимо, умная белка туда его спрятала. Она делала зимние запасы. Знала, что трубочка плотнее станет. Но после я догадался. Это была не белка, а лесная птица – ореховка.

Я снова заглянул в берестяную кладовую и сделал ещё одно удивительное открытие. Внутри поселился хитрый паучищко. Под прикрытием ореха он затянул всю трубочку внутри крепкой паутинкой. По М. Пришвину

1. Выпишите из текста три словосочетания «прил. + сущ.». Укажите род и число имён прилагательных.

2. Спишите пословицу, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных.

Умн.. книга что тёпл.. дождь для всходов.

3. Замените выделенные слова именами прилагательными и запишите получившиеся словосочетания.

Платье из шёлка, сок вишни, забавы зимой, гайка из стали.

Медвежата

В зоопарке посадили в одну клетку медвежат — бурых, рыжих черноватых, разных и мастью, и ростом. Самый маленький – самый угрюмый. Сидит в углу, чешет животик, лапу сосёт и всё время ворчит. Самый большой медвежонок не умеет есть. Его старшая служительница соской кормит. Черноватый малыш с белым пятном-нагрудником всё время лазает. Полез по железным прутьям клетки к потолку. Прутья были скользкие. Устал и вцепился зубами в железный прут – отдыхает. Добрался до потолка, упал и завопил жалобным голосом.

Принесли медвежатам молочной каши. Все на корыто навалилась, чавкают. Съели медвежата вкусную кашу. Вывозились – никакой масти не узнать. Стали полосатые и пятнистые. По Е. Чарушину

1. Выпишите из текста по одному словосочетанию «прил. + сущ.» в единственном и множественном числе.

2. Составьте и запишите словосочетания с прилагательным тихий и приведёнными ниже именами существительными. Выделите окончания прилагательного в каждом словосочетании.

Утро, музыка, стук, голоса.

3. Опишите своего друга, дописав имена прилагательные к именам существительным.

Рост. причёска – . глаза – …, характер – … .

Песцовая земля

В порту стоял новый корабль. Серёжа поднялся на палубу. Утром корабль подошел к небольшому острову. Серёжа собирал красивые камни и зашёл вглубь острова. На нём жили песцы. Песцы боялись гостя и прятались.

Мальчик видел только их чёрные носы за камнями.

Серёжа увидел дом и рыжую девочку. Это Наташа. Она звала песцов на обед, но они не подходили. Тогда мальчик зашёл в дом Пегие, серые, черные и даже голубые песцы со всех сторон побежали к девочке за едой.

Наташин папа разводит зверей. Вместе с дочкой они живут на острове Песцовая земля.

1. Выпишите из текста по одному словосочетанию «прил. + сущ.» в мужском и женском роде и одно словосочетание во множественном числе. Укажите род имён прилагательных и выделите в них окончания.

2. Подберите к данным именам существительным как можно больше подходящих по смыслу имён прилагательных.

Сердце, характер, улыбка.

3. К данным именам существительным подберите близкие по смыслу устойчивые выражения.

Розово-серебристый лес*

В средней полосе России нам привычны зелёные леса. Тёмно-зелёные – хвойные и светло-зелёные – лиственные.

А на юге есть леса с раскидистыми седыми деревьями. Они будто покрыты инеем. Эти седые деревья – джиды. Они похожи на нашу плакучую иву. Ветви их обвисли густыми прядями. Листья длинные, узкие, серебристые. На ветках жёлтенькие цветочки. Их очень много, но они крошечные. Зато их особый запах слышен издалека. Вдохнул хоть раз – забыть трудно.

Под джидами растут розовые кусты. Они похожи на копны розоватого пуха. Это тамариск. Эти кусты розовые с головы до ног. Вы словно видите на ветках розовую пену. Пчёлы гудят в этих нагретых ветвях, варят розовое варенье. По Н. Сладкову

1. Выпишите из текста по одному словосочетанию «прил. + сущ.» в мужском, женском и среднем роде и одно словосочетание во множественном числе.

2. Спишите словосочетания, разделив их на две группы. Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных.

Ярк.. небо, бел.. облака, дремуч.. лес, высок.. горы, тёмн.. туча, част.. дожди.

3. Составьте и запишите словосочетания с каждым из близких по значению имён прилагательных.

Сильное, мощная, могучий.

Проверочные диктанты по теме «Глагол»

Майские дни

В майские дни у всех людей много забот. Вот первый луч солнца осветил горизонт. Птицы запели рассветные песни. Зашелестели листочки на деревьях. Весенние цветы раскрывают бутоны. Всюду проснулась жизнь.

Жители сельской местности спешат на работу. Стадо коров гонит на пастбище пастух. На горе стоит молочная ферма. Доярки сливают молоко после утренней дойки. Водитель готовит машину. Он повезёт молоко на завод. Много дел у сельчан и на полях.

Дачники высаживают в теплицы рассаду. Всходит на грядках первая зелень. Укроп и петрушка – первый-весенний урожай. Майский день год кормит.

1. Выпишите из текста три глагола. Укажите число и время этих глаголов.

2. Запишите глаголы в три столбика: 1) в прошедшем времени; 2) в настоящем времени; 3) в будущем времени.

Чернеет, ушёл, покормит, пробегает, блестел, прохожу, спала, придвинет, будет спать.

3. Образуйте глаголы с корнем -ПЛЯС- с помощью приведенных ниже приставок и запишите их.

Кот-ворюга

Каждую ночь нас обворовывал рыжий кот. Этот бродяга потерял всякую совесть. Все звали его Ворюгой. Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану, хлеб. Однажды он пробрался в погреб и стащил кукан с окунями. Мы поклялись поймать кота и вздуть за бандитские проделки.

Кот попался этим же вечером. Он украл со стола кусок колбасы и полез с ним на берёзу. Мы потрясли берёзу. Кот сорвался с дерева и убежал под дом.

Тогда был вызван деревенский Лёнька. Он привязал к леске за хвост рыбину и закинул её в лаз. Кот вцепился зубами в рыбью голову. Через минуту Ворюгу вытащили.

Мы решили накормить кота как следует. С тех пор он прижился у нас и перестал воровать. По К. Паустовскому

1. Выпишите из текста однокоренные глаголы. Укажите число и время этих глаголов.

2. Подберите к данным именам существительным подходящие по смыслу глаголы в прошедшем времени и запишите получившиеся предложения.

Сыч. Луна. Солнце.

3. Выпишите словосочетания, в которых глагол употреблён в переносном значении.

Играть мячом, водить за нос, подаёт пальто, играть на нервах, водить такси, подаёт надежды.

Самое страшное

Вова был сильнее всех товарищей. Он никого не боялся. Мальчик ударил друга, обидел собаку, нагрубил бабушке. Вова гордился своей силой. Он победит всех.

Прошла время. Настал тяжёлый день. Мальчики избегают одноклассника. Девочки боятся с ним играть. Даже любимая собака Пушок убежала от него на улицу. Бабушка сидела в комнате и вязала. Она не смотрела на внука. Только тихо плакала. Все отвернулись от мальчика.

Володя остался совсем один. Это для человека самое страшное. Он чувствовал себя одиноким. По Е. Пермяку

1. Выпишите из текста по одному глаголу в настоящем, прошедшем и будущем времени. Поставьте к ним вопросы.

2. Из каждой группы однокоренных слов выпишите только глаголы.

Глотать, глоток, наглотаться, проглотил.

Готовый, подготовка, готовить, заготовил.

Мечтает, мечтатель, размечтался, помечтаем.

3. Подберите как можно больше синонимов к глаголу идти и запишите их.

Томка*

У охотника я увидел пёсика. Он был умный, понятливый на охоте помогал. От этого пёсика есть щенки. Я с хозяином пошёл посмотреть их.

Щенки были маленькие – только что научились ходить. Как мне узнать – кто из них толковый?

Вот один щенок – ест да спит. Он ленивым будет. Вот щенок сердитый. Рычит и со всеми в драку лезет. И его не возьму – не люблю злых. А этот ещё хуже – лезет ко всем, лижет даже чужих. Такой на охоте дичь потеряет.

Один щенок грыз деревяшку. Я эту деревяшку отнял и спрятал. Найдёт он её или нет? Щенок стал искать. Нюхал, нюхал и почуял. Я обрадовался. Вот этот будет настоящим охотником. Назвал я щенка Томкой и стал растить помощника. По Е. Чарушину

1. Подберите не менее десяти подходящих по смыслу глаголов к существительному дождь и запишите их.

2. Составьте с каждым из данных слов по два предложения так, чтобы в первом предложении они являлись именем существительным, а во втором – глаголом.

Стекло, белила, покрывало.

3. К глаголу говорить подберите как можно больше синонимов и запишите их.

Проверочные диктанты по теме «Неопределенная форма глагола. Не с глаголами»

Лес – наш общий дом

Однажды Оля и Лида пошли в лес погулять. Устали после долгой дороги и сели под куст отдохнуть.

Вынули девочки из сумки хлеб, масло, яйца и сели пообедать. Закончили Оля и Лида обед. И вдруг запел соловей. Они слушали прекрасную песню и не шевелились.

Перестал соловушка петь. Оля собрала остатки еды и бросила под кустик. А Лида не стала так поступать. Она завернула в газету скорлупки, хлебные крошки и положила в свою сумку. Оля удивилась. Но потом всё поняла. Стыдно перед соловушкой оставлять мусор в лесу. Это наш общий дом. По В. Сухомлинскому

1. Выпишите из текста глаголы с частицей НЕ. Обозначьте орфограмму графически.

2. Замените данные словосочетания глаголами в неопределённой форме.

Оказывать помощь – . очищать пол от сора – . вести наблюдения – .

3. К данным глаголам подберите синонимы и запишите их в неопределенной форме.

Строят, изумляет, шумит, просил, охраняет, сказал.

Вершки и корешки

Жил мужик на краю села. А в лесу жил медведь. Больше всего он любил на пне сидеть, щепу дёргать да песни реветь. Поехал мужик репу садить. Стал пахать и песню запел.

Услыхал медведь и: хотел мужика погубить. А мужик хитрый был. Предложил медведю по осени вершки, а себе хоть корешки оставить. Согласился медведь и стал дальше на пне играть.

Наступила осень. Пора репу дёргать. Мужик повыдёргивал репу и отдал медведю вершки. Попробовал медведь вершок – сморщился, разбросал листву от злости.

На другой год посеял мужик рожь. Уговорился с медведем: ему – корешки, себе – вершки. Рад медведь. Сжал мужик осенью вершки и оставил медведю корешки. Пожевал Медведушко корешки в берлоге – не вкусно. Заревел с досады и зарёкся с мужиком дружить. По русской народной сказке

1. Выпишите из текста пять глаголов в неопределенной форме. Поставьте к ним вопросы.

2. Образуйте от данных имён существительных глаголы в неопределённой форме.

Стрельба – . крик – . писк-. защита-.

3. Спишите пословицы, употребив глаголы с частицей НЕ.

С огнём шути, ветру верь.

Чего знаешь, то и говори.

Посеешь – урожай соберёшь.

Не бери в лес ружьё

В глубокой древности оттолкнул от себя человек зверей и птиц на расстояние вытянутой руки. А потом – на расстояние стрелы. А что ему было делать? Нужно было есть и шить одежду.

С тех пор это расстояние растёт. И вот уже не подпускает к себе зверь и на ружейный выстрел. Но теперь одежду и мясо нам даёт хозяйство. Зачем нам враждовать с дикими животными?

Человек устраивает зоопарки, держит дикарей дома. Но клеточный зверь не похож на лесного. Человек идёт в лес. Но всё живое в ужасе бежит от человека. Виноваты в этом охотники. Это они приносят в лес страх. Это они увеличивают разрыв.

Не бери в лес ружьё. Не поднимай палку и не тянись за камнем. И мы снова обретём добрых соседей. По Н. Сладкову

1. Выпишите из текста глаголы с частицей НЕ. Обозначьте орфограмму графически.

2. Составьте и запишите три предложения о том, чего нельзя делать в лесу. Используйте глаголы с частицей НЕ.

3. Спишите пословицы, употребив перед глаголами частицу НЕ там, где это необходимо.

После драки кулаками машут.

Без труда вытащишь и рыбку из пруда.

Рой другому яму – сам в нее упадешь.

Глухарь*

Глухарь – житель лесных чащоб. Это большой лесной петух. Летом глухарь ест ягоды. В это время созревают черника, 6pycника, голубика. А на берегах ручьёв глухари-начинают глотать мелкие камушки. Камушки эти в желудке перетирают ягоды.

Зимой глухарь не боится голода. Пища птицы – сосновые хвоинки. Набьёт он желудок хвоей, а камушки-жернова перетирав хвоинки в кашицу.

Весна – пора птичьих свадеб. Сойдет снег в лесу. Глухаря начинают токовать – петь свои весенние песни. Глухарь важно ходит по земле. Хвост веером распустит. Щелкает клювом, будто две палочки одна о другую стучат. А песню кончает, будто нож на бруске точат. В конце песни глухарь глохнет, потому птицу и назвали глухарём. По Г. Снегирёв

1. К данным глаголам подберите синонимы и запишите их в неопределённой форме.

Плакал, превозносил, стережёт, требует, сиял.

2. Составьте и запишите три предложения о том, чего нельзя делать в школе. Используйте глаголы с частицей НЕ.

3. Замените фразеологизмы глаголами в неопределённой форме.

Витать в облаках, бить баклуши, клевать носом, держать язык за зубами, зарубить на носу.

Контрольные диктанты для 3 класса| Школа России

Kidside.ru продолжает публиковать контрольные и проверочные диктанты для начальной школы. Вашему вниманию уже предложены

Пришло время обратиться к третьему классу. Надеюсь, потренировавшись на представленных текстах и заданиях к ним, ваш ребенок принесет из школы заслуженную пятерку!

Диктанты для 3 класса с заданиями

Контрольный диктант по теме: « Предложение. Слово и его лексическое значение»

Осенний лес

Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья сладких ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу. Слова для справок: сбросили, рябчик.

Грамматические задания

  1. Обозначьте части речи в предложении. Выделите основу предложения.

1 вариант – 5 предложение (Они клевали гроздья сладких ягод)

2 вариант – 8 предложение (Рябчики пролетели в лесную чащу)

  1. Выпишите словосочетание (прил. + сущ.) из предложения

1 вариант – из второго предложения

2 вариант – из пятого предложения

  1. *. Запишите омонимы (3 слова)

Контрольный диктант по теме: « Слово и слог. Состав слова»

Ноябрь.

В ноябре похолодало. Стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья. С берёз и осин листва давно опала. Земля покрыта ковром из листьев. Только на дубах желтеют сухие листья. Тишина в лесу. Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу речки сидела птичка. Это запела синичка.

Грамматические задания

  1. Выписать 3 глагола с приставками, выделить их.

1 вариант – из первой части текста

2 вариант – из второй части текста

  1. Записать 3 однокоренных слова, обозначить части речи, выделить корень.

1 вариант – корм

2 вариант — свист

Контрольный диктант по теме: « Правописание безударных гласных в корне слов»

Чудесная ёлка

Идёт мелкий снежок. Пушистые хлопья снега легли на землю и деревья. На поляне стояла молоденькая стройная ёлочка. Ребята решили украсить её. Они повесили на лесную красавицу ягоды рябины. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку положили кочан капусты. Утром над ёлкой кружилась стайка птиц. Вечером прибежали два зайца. Они угощались вкусным ужином.

Грамматические задания

  1. Выписать из текста 3 слова с безударной гласной в корне, которая проверяется ударением, указать проверочное слово.
  2. Записать и разобрать по составу слова

1 вариант Кормушка, прилёт, подводники

2 вариант Сахарница, заход, заморозки

  1. *К данным словам подобрать и записать антонимы с приставками, приставку выделить.

1 вариант Продавать -…. выходить -……

2 вариант Помолчать …., приехать- ….

Контрольный диктант по теме: «Правописание слов с безударными гласными, с парными звонкими и глухими согласными и с непроизносимым согласным звуком в корне».

Снеговик

Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий пушистый снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. На земле лежит толстый снежный покров. Ребята выбежали на улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!

Грамматические задания

  1. Выписать из текста по 1 слову с безударной гласной в корне, с парным согласным в корне, с непроизносимой согласной в корне, которые проверяются ударением, указать проверочное слово.
  2. Записать и разобрать по составу слова

1 вариант Берёзка, подорожник, капуста.

2 вариант Ягодка, подберёзовик, помидоры.

  1. Образуй однокоренные слова от данных слов с помощью приставок. Выдели приставки.

1 вариант Лететь, …

2 вариант Ходить, …

Контрольный диктант по теме: «Собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

На рыбалке

Мы стали жить на берегу Волги. Зимой река замёрзла. Рыбаки собрались на лёд ловить рыбу. Рыбак Андрей взял с собой сынишку Ваню. Далеко выехали рыбаки. Сделали во льду ямки и спустили в воду сети. Светило солнце. Всем было весело. Ваня был очень рад. Он помогал выпутывать из сетей рыбу. Рыбы наловилось много.

Грамматические задания

  1. Укажите части речи …

1 вариант — в первом предложении

2 вариант — в десятом предложении

  1. Подчеркните в тексте собственные имена существительные
  2. * Запишите одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, по 2 слова.

Контрольный диктант по теме: « Имя существительное»

На речке

Владимир жил в тайге. Сторожка стояла на берегу реки Краснуха. Кругом тишь. За много лет Вова изучил эту местность. Он хорошо знал всех обитателей. У берегов тихо шуршал камыш. В его зарослях каждую весну строили свои гнёзда утки. Вот появились и первые утята. Раноутром мать выводила их на берег. Малыши щипали нежную травку. Мать была довольна.

Грамматические задания

  1. Подчеркни грамматическую основу

1 вариант – 6 предложения ( У берегов тихо шуршал камыш)

2 вариант — 9 предложения ( Рано утром мать выводила их на берег)

  1. Определи падеж и род у имён существительных

1 вариант – первого предложения ( Владимир жил в тайге)

2 вариант – десятого предложения ( Малыши щипали нежную травку)

  1. 1 вариант. Запиши 3 имени существительных, употребляемых только в единственном числе
    2 вариант. Запиши 3 имени существительных, употребляемых только во множественном числе

Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное»

Шаги весны

Раннее утро. Небо серое. Голые сучья деревьев мокли от снега и дождя. Но вот с реки потянул лёгкий ветерок. На тёмном небе показались просветы, и выплыло яркое солнце. Вся природа ожила и засверкала. Струйки тёплого пара шли от серых бугров и старых пней. С каждым часом проталины становились шире и длиннее. Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще. В воздухе зазвенели их голоса.

Грамматические задания

  1. Подчеркните имена прилагательные, выделите окончание

1 вариант – в первой части текста

2 вариант — во второй части текста

  1. Определите падеж и род у имён прилагательных…

1 вариант – пятого предложения (На тёмном небе показались просветы, и выплыло яркое солнце)

2 вариант – девятого предложения (Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще)

  1. * К данным прилагательным в словосочетаниях подберите прилагательные – антонимы, запишите новые словосочетания

1 вариант Лёгкая задача -…. широкое шоссе — …

2 вариант Сладкое яблоко — …., тяжёлый портфель -…

Контрольный диктант по теме«Местоимение. Глагол»

Весна

Наступила весна. Синее небо. Апрельское солнце. Немножко тепла и очень много света. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие зелёные листочки. Проснулась пчёлка. Она разбудила своих подруг. Пчёлки вылетели из улья. Вот под кустиком они увидели синий цветочек. Это была синяя фиалка. Она открыла свою чашечку. Там был сладкий сок. Пчёлки напились вкусного сока и весело полетели домой. Здравствуй, весна!

Грамматические задания

  1. Подчеркните грамматическую основу, указав части речи

1 вариант – 8 предложения (Она разбудила своих подруг)

2 вариант — 12 предложения (Она открыла свою чашечку)

  1. Выпишите глаголы, употреблённые …

1 вариант – в единственном числе (6)

2 вариант — во множественном числе (6)

  1. Подберите глаголы синонимы, употреблённые в неопределённой форме

1 вариант. Рассказывать-…, смотреть-…

2 вариант. Трудиться — …, видеть -…

Контрольный диктант по теме: «Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи»

Встреча с гадюкой

Узкая тропинка привела нас в лесную глушь. Редко сюда проникал солнечный луч. Громадные ели и сосны стояли угрюмо. Они опустили могучие ветки. Вдруг старый пень зашевелился. Там была нора гадюки. Мы вышли на лесную поляну. Радостные песни птиц встретили нас. Жужжали мохнатые шмели. Появился лесник. Он успокоил нас. Подъехала машина, и мы отправились домой. Шипение гадюки звучало в ушах. Гадюки опасны.

Грамматические задания

  1. Подчеркните грамматическую основу. Определите части речи.

1 вариант – в 4 предложении (Они опустили могучие ветки)

  1. Выпишите имена существительные в именительном падеже, определите род

1 вариант – из первой части текста

2 вариант – из второй части текста

  1. *К выделенным словам в словосочетаниях подберите слова – антонимы, запишите новые словосочетания.

1 вариант. Высокий дом — ….. дом, громко смеяться — громко …

2 вариант. Широкая лента — …… лента, долго говорить — долго ……

Диктанты повышенной сложности. 3-4 классы

В этом пособии представлены усложненные диктанты и грамматические задания по всем темам русского языка для третьего и четвертого классов по системе 1–4. С помощью этих диктантов учителя и родители смогут проверить, насколько хорошо ребенок усвоил изучаемый материал. Пособие можно использовать как на уроках русского языка, так и при самостоятельной работе дома.

Оглавление

  • 3-й класс

Из серии: Академия начального образования

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Диктанты повышенной сложности. 3-4 классы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

В данном пособии представлены контрольные и проверочные диктанты для учащихся третьих—четвертых классов по программе 1–4. Диктанты содержат большое количество орфограмм, поэтому давать их как контрольные работы лучше в сильных классах. Для слабых и средних классов диктанты можно использовать при текущей проверке, которую желательно проводить два—три раза в неделю. Такая работа, безусловно, повысит грамотность учащихся и разовьет их орфографическую зоркость. Диктанты расположены по темам в соответствии с программными требованиями.

Пособие можно использовать в качестве дидактического материала в школах, а также для занятий дома.

Разделительный твёрдый знак — Ъ

Сегодня у нас ранний подъём. Подъехала машина. Едем за грибами. Машина съехала на грунтовую дорогу, объехала пруд и въехала в лес. Ищем съедобные грибы. Каждый собрал большой объём грибов. Объединяем их вместе и жарим с картошкой. Получилось объедение. Каждый съел по две миски. Объедки подъест пёс Барбос. (49)

1. Выписать из диктанта два слова с разделительным Ъ.

2. Разделить на слоги для переноса слово ГРУНТОВУЮ.

Режиссёр объявил начало съёмки. Он разъяснил всем их обязанности. Он очень въедливый. Ещё всем надоест. Снимаем отъезд поезда. Мы должны предъявить билеты. Вот поезд въезжает. Подъезжает к нам. Мы садимся. Поезд отъезжает. Бежит взъерошенный оператор. В плёнке изъян! Режиссёр разъярён. Мы съёжились. Он объясняет ещё раз. Повторная съёмка. (51)

1. Выписать из диктанта два слова с разделительным Ъ.

2. Написать буквы, перед которыми пишется Ъ.

Строители строят дом. В нём будет девять подъездов. Работает подъёмный кран. Через главный въезд подъехал грузовик. Привёз блоки. Рабочие разъединяют блоки. Теперь предстоит подъём блоков наверх. Грузовик отъехал. Сейчас перерыв. Каждый рабочий съест свой обед. (36)

1. Выписать из диктанта два слова с разделительным Ъ.

2. Вставить две буквы в середину слова ПОЕХАТЬ, чтобы получилось слово с Ъ.

Правописание слов с мягким и твёрдым знаком

На двери нашего подъезда висит объявление. Ателье шьёт костюмы и платья. Ниже объяснение, как подойти или подъехать к ателье. Марья Васильевна заказала себе платье.

Прошла неделя. Марья Васильевна пришла в ателье. Предъявила квитанцию. Ей выдали платье. Она примерила. Ни одного изъяна! Какое уменье шить! Для такого уменья нужно долгое ученье. (53)

1. Выписать из диктанта по два слова с разделительными Ь и Ъ.

2. Написать по одному слову с буквосочетаниями ЬЮ, ЪЮ.

Мы съели пирог. На земле остались крошки. Куры всё подъедят. Вот лежит жирная свинья. Она съест любые объедки. У неё вольготное житьё.

Во двор въехала машина. Это приехали наши родители. Они заключают нас в объятия. Котёнок Демьян прижал ушки и съёжился. Папа поднял его и гладит. Демьян мурлычет от счастья. Папа для котёнка, как подъёмный кран. (58)

1. Выписать из диктанта по два слова с разделительными Ь и Ъ.

2. Написать два слова с Ъ и с корнем ЯСН.

Осенью чаще всего погода стоит пасмурная. По небу плывут караваны серых облаков. Они похожи на бесформенные оладьи. Часто моросит мелкий дождь. Иногда начинается ненастье.

Листья желтеют и опадают с ветвей и сучьев. Земля покрыта листьями и грязью. Комья грязи прилипают к подошвам. Трудно осенью вернуться с прогулки с чистой обувью.

Птичьи стаи отправляются на юг. В небесах летят караваны гусей, косяки журавлей. А воробьи остаются дома. Они и зимой найдут что-нибудь съедобное. Гроздья рябины и сухие семена трав будут им пищей. Как забавно прыгают по снегу эти взъерошенные пичужки! Вороны тоже не улетают. Они прилетают к человеческому жилью и питаются объедками. (103)

Вчера в нашем дворе был съезд детской партии любителей грибов. На съезде объединились две группы. Группа любителей съедобных грибов и группа любителей несъедобных грибов. Руководители заключили друг друга в объятия. Это друзья Кирилл и Степан. Сегодня у партии Кирилла предъюбилейный день. Завтра исполнится год со дня её основания. Председатели разъяснили собравшимся их обязанности. (56)

К нашему подъезду подъехала машина. Приехали дедушкины братья Яков Ильич и Леонид Ильич. Завтра у дедушки юбилей. Сегодня предъюбилейный день. Мы встречаем гостей. Они заключают нас в объятия.

Подъём на лифте на десятый этаж. Вот и наше жильё. Дедушка очень рад. Все садятся на стулья с мягкими сиденьями. Идёт разговор о здоровье, о житье-бытье. (57)

В этом году январь очень холодный и снежный. Каждый день с небес летят белые хлопья. Всё покрыто сверкающей белой скатертью.

Вчера денёк был ненастный, с метелью. Воздух был полон снежной пылью. Фонари тускло светили сквозь пургу. Прохожие съёжились от холода. Двери подъездов открывались с трудом. На проезжей части снег перемешивался с грязью. Заносы стали серьёзной проблемой для водителей. На городских улицах было затишье.

Ненастье продолжалось и ночью. Потом ветер и снегопад прекратились. Сквозь клочья облаков проглядывала луна. (79)

К нам в класс принесли большие весы. Они могут измерять массу тел. Сколько здесь граммов? А сколько мы весим килограммов? Но можно ли на этих весах взвесить слона? Нет. Слон весит несколько тонн. Нужны специальные весы.

В Москве слоны живут только в цирке и на территории зоопарка. Там и стоят такие весы. А сколько весит наша планета? Много миллионов тонн! (61)

1. Выписать из диктанта два слова с удвоенной согласной.

2. Выписать два слова с проверяемой безударной гласной в корне слова. Написать проверочные слова.

Раннее субботнее утро. Почему мы встали так рано? Вчера вечером получили телеграмму. Приезжает наш дядя Савва Кириллович из Одессы. Он профессор. Дядя очень интеллигентный и аккуратный человек. Савва Кириллович изучает кристаллы.

Мы едем на вокзал. Подъезжает поезд. Сколько в нём пассажиров! Вот и наш дядя. Как здоровье, профессор? Берём такси и едем домой. С аппетитом завтракаем. Дядя принимает ванну.(62)

1. Выписать из диктанта два слова с удвоенной согласной.

2. Из последнего предложения выписать слово, в котором звуков больше, чем букв.

Ранняя осень. Вечер. Кирилл Кошкин болеет гриппом. Температура высокая. Что делать осенним вечером? Кирилл любит читать русских классиков. Держит в руках аккуратно обёрнутый томик Пушкина. Читает сказку про русалку.

Вот иллюстрации. Это русалка. На другой странице поп и Балда. Над ними облака. А вон солнышко. Завтра Кирилл начнёт читать рассказы Чехова. Скоро он будет здоров. Пойдёт играть в теннис. А там уже и осенние каникулы. (66)

1. Выписать из диктанта два слова с удвоенной согласной.

2. Выписать два слова с парной согласной в слабой позиции. Написать проверочные слова.

Начались каникулы. Какая у нас будет программа? В субботу мы идём на хоккей. В воскресенье прогулка по осеннему лесу. Осенью лес так красив! Аллеи покрыты разноцветным ковром из листьев.

В понедельник играем в теннис. Во вторник наш знакомый ассистент режиссёра пригласил нас на съёмку. В среду мы посещаем музей кристаллов. В четверг идём в бассейн. В пятницу готовимся к школе. Читаем рассказ Куприна и повторяем грамматику. (68)

Идёт съёмка фильма по пьесе великого русского драматурга Островского. Режиссёр объясняет коллективу задачу. Ассистент режиссёра разговаривает с корреспондентами. Оператор настраивает киноаппарат. Начался процесс съёмки.

Киноаппарат жужжит. Группа актёров проходит перед камерой по аллее и садится на стулья. Актриса берёт кувшин и наливает молоко в кружки. На заднем плане виден старинный особняк с колоннами. Вся территория должна быть хорошо освещена. Один прожектор висит на осине, а другой — на сосне. (70)

Я вышел на шоссе и поймал такси. Там уже сидел один пассажир. Мы ехали по трассе. Тут у машины сломалась рессора. Что делать? Я опаздывал на заседание комиссии по организации праздничной иллюминации.

К счастью, мимо шёл троллейбус. В этот утренний час троллейбус совсем забит. Группа пассажиров сходила на следующей остановке. Я прошёл в середину. (56)

Анна Кирилловна вернулась в Россию из Голландии из коммерческой поездки. Муж Савва Геннадьевич встречает её в аэропорту. Он вчера получил телеграмму от жены. Среди других пассажиров Анна Кирилловна прошла в вестибюль.

По радио прозвучало объявление. Пора предъявлять документы. Все покидают аэропорт через главный подъезд. Вытянулась длинная процессия. (49)

Алла мечтает стать врачом и лечить болезни. Она будет ставить компрессы и делать инъекции. Кирилл мечтает пойти на завод. Он будет класть металл под пресс. Кирилл хочет работать в хорошем коллективе. Анна будет режиссёром. Ей нравится процесс съёмки. Римма станет спортсменкой. Она будет бегать кроссы или играть в теннис. Геннадий станет военным. Он пойдёт служить в артиллерию. Инна хорошо рисует иллюстрации к рассказам русских классиков. Она хочет стать художницей. (70)

В эту субботу я встал рано. Сделал утреннюю зарядку. Пробежался по аллее парка. Приятное весеннее утро. Грязь уже высохла. Я вернулся и принял ванну. После ванны разыгрался аппетит. Я съел на завтрак оладьи с вареньем. Пошел на аллею. Взял с собой русскую грамматику. Интеллигентный человек должен хорошо знать родной язык.

Днем дома позанимался английским языком. У меня уже большой прогресс. Выучил наизусть балладу Жуковского. Тут позвонили мои сестры Анна и Алла. Мы отправились на теннисный корт. (78)

Сюзанна Геннадьевна на террасе готовит праздничный обед на завтрашний день. Кладёт дрожжи в тесто. Её увлекает процесс готовки. Кто там идёт по аллее? Друзья Сюзанны Кирилл и Анна? Нет. На территории посёлка мрак и тишь. Сюзанна дома одна. Утром у неё была ссора с подругой Аллой. Исчезли все иллюзии. У Сюзанны болит голова. Она идёт в дом и аккуратно кладёт на лоб компресс. (64)

Правописание приставок и предлогов

Рыжий конь сбежал из конюшни и побежал по полю. Взбежал на гору. Посмотрел по сторонам. Рядом обрыв. Конь подошёл к обрыву и посмотрел вниз. Там река. Конь отошёл от обрыва и спустился к реке. После подбежал к воде и посмотрел на своё отражение. Попил из реки. Вошёл в воду и переплыл реку.

Вышел из воды на другом берегу. Стряхнул с себя воду и поскакал к лесу. Скоро он забежал под деревья. С осины взлетела сорока и полетела по направлению к деревне. На тропинке сидел заяц. Увидел коня и убежал в чащу. Конь пробежал через лес. Потом обежал большое поле. Очень устал. Вечером едва доплёлся до конюшни. (108)

1. Выписать из диктанта слова с приставкой С-, с предлогом С.

2. Выписать два слова с проверяемой безударной гласной в корне слова. Написать проверочные слова.

Пёс Марат был дворняжкой. Его очаровала овчарка Арна. Арна проживала в соседнем доме. Каждый день её выводили на прогулку. Марат поджидал её у подъезда. Арне Марат понравился. Но хозяин Арны не подпускал к ней Марата. Пёс плёлся позади. После прогулки Арна с хозяином входили в подъезд, и хозяин закрывал за собой дверь. Потом Марат долго сидел под окном у Арны. Иногда от горя пёс подвывал. Его вой подхватывали соседские псы. Вой переходил в лай. Вся улица могла тогда услышать собачий концерт. (83)

1. Выписать из диктанта слова с приставкой ПОД-, с предлогом ПОД.

2. Выписать два слова с парной согласной в слабой позиции. Написать проверочные слова.

Опасный бандит ограбил большой банк. Директор банка пригласил великого сыщика Шерлока Холмса. На месте преступления Холмс изучил следы. Дома он погрузился в размышления. Набил трубку табаком и выпустил из неё клуб дыма. Достал карточки из своей обширной картотеки. После долгих размышлений сыщик догадался, где искать грабителя.

Холмс надел пальто, взял с собой хлыст и револьвер. Холмс отправился выслеживать бандита. Через три часа он его нашёл. Теперь великий сыщик Шерлок Холмс следил за опасным бандитом. Бандит свернул за угол. Но тут появились полицейские. Холмс закричал им. Грабитель был схвачен. (90)

Старый профессор собирался в институт. Он вышел из подъезда. С неба падали редкие капли. Профессор открыл зонтик и поднял воротник пальто. Рядом остановилась большая машина. Открылась дверца. Шофёр выглянул из машины и поздоровался с профессором. Это был сосед.

Профессор прошёл через двор на другую сторону улицы и подошёл к троллейбусной остановке. Подъехал троллейбус. Профессор с трудом влез в переполненный салон и поставил свой портфель на пол. Затем профессор вышел из троллейбуса. Вот вход в метро. Надо проехать пять станций. Скоро профессор подходил к подъезду института. Вошёл через главный вход и поднялся на шестой этаж. По коридору шли студенты. Они поздоровались с профессором. (104)

Пираты шли по берегу моря. За спиной оставался лес. Впереди поднимался холм Подзорной Трубы. Пираты поднялись на холм и сделали привал. Капитан Флинт присел на сундук с сокровищами. Кок Сильвер вынул из мешка еду и бутылку рома. Боцман Бен Ган и остальные пираты отправились собирать дрова для костра.

Сильвер очистил кусок сыра от налипшей грязи. Сварил на костре мясной суп. Заправил его солью. Потом пираты ели рыбу и бросали рыбьи головы в костёр. Все наелись и начали совещаться. Срочно нужно захватить хороший корабль. Без него не получится напасть на форт Байард. А теперь пора прилечь отдохнуть и немного вздремнуть. Один пират остался на часах. Остальные нарубили веток и легли на них. Под себя подложили плащи. (116)

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Пронеслась дождевая туча. Мы идём в лес. У нас с собой ножи и корзинки. После грибного дождя в лесу много грибов. Появляются лисички, рыжики, сыроежки, дождевики, маслята. Иногда мы замечаем подберёзовики и боровики. Они растут на полянках и под деревьями. Порой их охраняют колючки. Часто стережёт крапива. Они прячутся в сочной траве и под мохнатыми ёлками. Лесная мошкара также мешает грибникам.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • 3-й класс

Из серии: Академия начального образования

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Диктанты повышенной сложности. 3-4 классы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Смотрите также

Диктанты и изложения для младших школьников

Ольга Разумовская, 2018

Задания на каникулы. 3 класс

М. Н. Алимпиева, 2019

Задания на летние каникулы после 2 класса

Татьяна Владимировна Векшина, 2020

Мир загадок. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе. Пособие для учителя. 1 класс

Светлана Гин, 2012

Переходим в пятый класс! Экспресс-диагностика готовности к обучению в основной школе

Татьяна Крайникова, 2016

Методика и организация проектной деятельности в школе. 5-9 классы. Методическое пособие

В. Н. Янушевский, 2015

Пишем диктанты без ошибок. Для начальной школы

А. А. Горбатова, 2014

Оксана Алексеевна Кораблева, 2016

Проверочные задания по теории эволюции. Учебно-методическое пособие по дисциплинам «Теория эволюции», «Эволюция органического мира», «История биологии»

С. П. Шаталова, 2015

Условность как способ существования искусства. Условность в литературе

Елена Лазо, 2013

Геометрия 7-9 класс. Часть 3

Александра Ведова, 2019

Как создать видеоурок: запись с экрана

Дмитрий Юрьевич Усенков, 2020

Проверяем технику и скорость чтения. 1-4 классы

О. Е. Ларионова, 2012

Общая биология. Тесты, игры, зачёты, блицопросы

Ильдар Рамазанович Мухамеджанов, 2005

Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика

Диктанты по русскому языку для 3 класса

Темы диктантов для 3 класса:

Диктант (54 слова)

В первом предложении подчеркните буквы, обозначающие.

Диктант “Зимний сон” (66 слов)

Наступила зима. Все вокруг как будто уснуло. Не слышно.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант “Новый год” (67 слов)

Скоро наступит новый год. Папа принес домой красивую ёлку.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант ‘Арабская лошадь (43 слова)

Арабы сочиняют в её честь песни, на все лады восхваляют.

Диктант (44 слова)

В первом предложении подчеркните буквы, обозначающие.

Диктант (45 слов)

Напишите транскрипции слов первого предложения. Разделите.

Диктант (50 слов)

Выпишите слово с разделительным твёрдым знаком. Сделайте.

Диктант (52 слова)

Напишите транскрипции слов последнего.

Диктант (54 слова)

Выпишите первое слово из второго предложения и сделайте.

Диктант (55 слов)

Выпишите по одному слову с буквой «Е». В первом оно должна.

Диктант (55 слов)

Выпишите по одному слову с буквой «Я». В первом она должна.

Диктант (57 слов)

Сделайте фонетический разбор последнего слова первого.

Диктант (59 слов)

Выпишите из второго предложения имена прилагательные и.

Диктант (59 слов)

Выпишите из третьего предложения третье слово и сделайте.

Диктант (60 слов)

В первых трёх предложениях подчеркните буквы.

Диктант В лесу (55 слов)

Дождь хлынул внезапно. Молния, словно нож, прорезала.

Диктант Весенние каникулы (71 слово)

Наступили весенние каникулы. Мы поехали в деревню к.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Весенние кораблики (74 слова)

Наступила весна. Всё вокруг ожило, пришло в движение.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Весенняя гроза (77 слов)

На небе засияло весеннее солнышко. Природа повеселела.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Весна (59 слов)

Наступила весна. Синее небо. Апрельское солнце.

Диктант Весна в степи (49 слов)

Весна в самом начале. Степь, политая обильными дождями.

Диктант Вечер в горах (45 слов)

К вечеру похолодало. Вершины гор заволоклись облаками.

Диктант Встреча с гадюкой (64 слова)

Узкая тропинка привела нас в лесную глушь. Редко сюда.

Диктант Гроза (57 слов)

Гроза надвигалась. С вечера солнце спряталось среди.

Диктант День Победы (84 слова)

В конце весны в нашей стране отмечают самый важный праздник.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Ёжик (59 слов)

Однажды наш класс поехал на экскурсию в лес. Там мы.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Ёлочка (54 слова)

Перед Новым годом папа поставил в комнате пушистую ёлочку.

Диктант Жаркий полдень (52 слова)

День стоял жаркий. Ни одно облачко не смело заслонить.

Диктант Звёздное небо (42 слова)

Медленно в августе наступает ночь. Зажигается на востоке.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Зимние забавы (59 слов)

На дворе зима. Ребята с нетерпением ждут первого снега. Так.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Как просыпается деревня (46 слов)

Летнее утро. Притихли деревья. Прозрачными каплями росы.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Лесная поляна (60 слов)

Красиво в лесу весной. Природа пробуждается от долгого.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Лесной пожар (48 слов)

На пороге стоял сентябрь. Мы возвращались с дачного участка.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Лесные звуки (48 слов)

Летним днём дети отправились на прогулку. Небольшая.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Летнее утро (48 слов)

На рассвете в поле стелился в низинах туман. От росы.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Летняя прогулка (50 слов)

Жаркий день. Маша и Таня спешат в лес на прогулку. Вокруг.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Лето (49 слов)

Стоят чудесные деньки. Высоко в ясном небе сияет июльское.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Масленица (79 слов)

Масленица – самый веселый зимний праздник. Масленицей зиму.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Метель (67 слов)

Все началось со снегопада. Снег валил большими белыми.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Мухомор (54 слова)

Возле нашего дома большой лес. Там много грибов и ягод.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант На речке (58 слов)

Владимир жил в тайге. Сторожка стояла на берегу реки.

Диктант На рыбалке (53 слова)

Мы стали жить на берегу Волги. Зимой река замёрзла. Рыбаки.

Диктант Ночь в сказочном лесу (61 слово)

Ночь, накинув на лес чёрный плащ, дремала с открытыми.

Диктант Ноябрь (53 слова)

В ноябре похолодало. Стоит сырая погода. Весь месяц льют.

Диктант Осенний лес (47слов)

Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет.

Диктант Первые цветы (53 слова)

Наступила весна. На деревьях завязались почки. Из-под.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Первый снег (67 слов)

Ночью выпал первый снег. Еще вчера было пасмурно, шел.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Поездка к водопаду (57 слов)

Поездка была очень интересной. Местность, по которой мы.

Диктант Поздней весной в саду (66 слов)

Поздняя весна – красивая пора. Дни стоят теплые. Лучи.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Поздняя осень (53 слова)

Наступила поздняя осень. Дни стали короче и холоднее. Часто.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Полдень (55 слов)

Летнее солнце ярко сияло на синем небе. В жарком воздухе.

Диктант После грозы (66 слов)

слова с безударными гласными в корне – 12 слов; слова с.

Диктант Растёт берёзка (58 слов)

В нашу деревню приехала девочка из Киева. Целое лето она.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Роса (49 слов)

Ранней осенью погода стоит тёплая. Утром на траве можно.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Сентябрь (45 слов)

В середине сентября ещё можно насладиться теплой погодой.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Снегири (59 слов)

Это случилось в один погожий зимний день. Я возвращался из.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Снеговик (52 слова)

Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий пушистый снег.

Диктант Хозяюшка белка (46 слов)

Хозяюшка белка Скоро осень. В еловом лесу весь день хлопочут.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Чудесная ёлка (54 слова)

Идёт мелкий снежок. Пушистые хлопья снега легли на землю и.

Диктант Шаги весны (65 слов)

Раннее утро. Небо серое. Голые сучья деревьев мокли от снега.

Правописание Н и НН в причастиях

  1. Когда пишется Н
  2. Н и НН в кратких причастиях
  3. Исключения
  4. Когда пишется НН
  5. Исключения
  6. Алгоритм написания НН и Н

Правописание причастий — одна из самых сложных задач, с какими сталкиваются даже весьма грамотные люди. Основные трудности заключаются в написании суффиксов. Зачастую непонятно, когда пишется Н, а когда НН в причастиях? Данная статья поможет подробно разобрать все правила написания одной и двух н, а также принципы, запомнив которые, любой сможет раз и навсегда разобраться с проблемой.

Когда пишется Н

Правописание Н и НН в частях речи, сочетающих в себе различные признаки — причастиях — связано с условиями, определяющими само слово. Они требуют заучивания и частого повторения. Одна Н пишется в немногих случаях, понять принцип очень легко:

  1. В сокращённой форме Н всегда пишется один раз. Другими словами, если страдательное причастие краткое – смело ставим в суффиксе одну Н. Наглядно: ваза слеплеНа, картина нарисоваНа, объявление написаНо, платье куплеНо.
    Напоминание:
    Краткие причастия образованы от полного:
    – слепленная ваза — ваза слеплена;
    – нарисованная картина — картина нарисована;
    – написанное объявление — объявление написано.

Н и НН в кратких причастиях

Важно:
Данное правило действует всегда, независимо от наличия подчиненных слов. Написание одной Н в кратких страдательных причастиях сохраняется при любых обстоятельствах, а НН не пишется никогда. Примеры:
– Ваза слеплеНа гончаром.
– Картина нарисоваНа вчера.
– Объявление было написаНо в школе.
– Платье куплеНо мамой.

  • Если же причастие прошедшего времени не краткое, то единственная Н пишется в ситуациях, где слово не соответствует ни одному из критериев, необходимых для постановки двух Н.
    Обратите внимание:
    Не нужно путать краткие причастия и отглагольные прилагательные, которые почти всегда употребляются с одной Н в суффиксе. Такие прилагательные производятся от бесприставочных незавершенных глаголов без подчиненных слов и суффиксов -ованн; -еванн. Важно различать эти два разряда, так как для каждой части речи существуют свои правила.
  • Как определить отглагольное прилагательное

    Исключения

    Таким образом, в кратких страдательных причастиях и отглагольных прилагательных пишется единственная Н. Исключениями являются слова: медленный, деланный, желанный, священный, неслыханный, данный, невиданный, нечаянный, негаданный, жеманный, чеканный, нежданный.

    Когда пишется НН

    Удвоенная Н в суффиксах встречается гораздо чаще, когда речь идёт о страдательных причастиях. Казалось бы, достаточно знать, что в их полной форме всегда присутствует НН. Например, выловленный, выстроенный, решенный — подходят под этот принцип, так как содержат в суффиксальной морфеме двойную букву Н. Однако причастия этой формы весьма легко перепутать с прилагательными, вот почему стоит запомнить несколько признаков написания двух Н именно в причастиях, чтобы лишний раз не ошибиться.

    Итак, рассмотрим правило. Н удваивается, когда:

    1. Можно выделить приставку (кроме НЕ-). Пример: выгравированный рисунок, поваленное дерево.
    2. Производный глагол относится к совершенному виду. Наглядно: заправленная кровать — кровать (что сделать? – совершенный вид) – заправить;
    3. Присутствуют зависимые слова. Наглядно: купленные (как?) тайком ботинки; сваренные (где?) дома баклажаны.
    4. Образование причастия произошло с использованием суффиксов – ОВА-; -ЕВА-; -ИРОВА-. Наглядно: асфальтированная улица, выторгованный товар.

    Важно!
    Приставка -НЕ не оказывает влияние на написание Н и НН в выражающих страдательный залог причастиях. Поэтому такие слова, как некошеный, непрошеный — будут употребляться с единичной Н.

    Исключения

    Под исключение попадает всего несколько слов: кованый, жеваный, клёваный. Несмотря на наличие упомянутых ориентиров, Н пишем один раз. Эти случаи надо запомнить.

    Закрепим материал, взглянув ещё раз в пособие:

    Особенности написания суффиксов причастий

    Алгоритм написания НН и Н

    Существует чёткий алгоритм, следуя которому можно безошибочно написать причастный суффикс. В данном случае проверим его на примере слова НАРИСОВА_ЫЙ. Как решить, сколько букв Н нужно писать? Действовать следует так:

    1. Сначала нужно определить, к какой части речи принадлежит слово. Нарисова_ый (есть приставка на-, можно заменить выражением – “тот, который нарисован”) — причастие.
    2. Определить форму: полная или краткая? Если краткая – в суффиксе одна Н. Нарисова_ый — полная форма, так как краткой будет “нарисован”.
    3. У причастия в развёрнутой форме определить вид. Нарисова_ый происходит от глагола нарисовать (что сделать?), соответственно, оно совершенного вида. Следовательно, в суффиксе пишем НН. Проверим по остальным пунктам на всякий случай.
    4. Выяснить, есть ли зависимые слова. “Нарисованный” могло бы быть включено в следующий причастный оборот: Нарисованный (кем?) художником потрет.
    5. Проверить наличие суффиксов -ОВА; -ЕВА; НарисОВАнный — нужная морфема на месте. Значит, действительно нужно писать две буквы – НН.

    Ниже можно увидеть полезную схему, благодаря которой легко сориентироваться в последовательности действий. Но можно придумать и собственную закономерность.

    Схема, на которую можно опираться

    Итак, мы разобрали все правила по теме, и теперь каждый, кто их прочел, не будет допускать обидных ошибок в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Чтобы держать в голове, в каких случаях что пишется, можно сохранить к себе очень краткую таблицу:

    Читайте также:
    Будучи ударение в слове как правильно ставится и почему
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: