Диктанты по русскому языку для 2 класса 3 четверти

Контрольные диктанты по русскому языку, 2 класс, УМК «Школа России»
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

тексты контрольных диктантов с грамматическим заданием по русскому языку для 2 класса Школа России

Скачать:

Вложение Размер
kontrolnye_diktanty_po_russkomu_yazyku_2_klass_umk_shkola_rossii.doc 48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольные диктанты по русскому языку,

2 класс, УМК «Школа России»

Контрольный диктант №1 по теме: « Предложение. Слово и его лексическое значение»

Дует сильный вет е р. Неб о в тучах. Ц е лый день идет дождь. Кругом лужи. Птиц ы улетели в теплые края. Сороки скачут около домов. Н а стала скучная пора.

1. Подчеркнуть главные члены…

1 вариант – первого предложения;

2 вариант – последнего предложения.

2. Подобрать и записать…

1 вариант – синонимы к словам. Дети-……., огромный-…..

2 вариант- антонимы к словам. День- …. громкий-…..

3. Записать 3 многозначных слова.

Контрольный диктант № 2 по теме: “Правописание безударных гласных в корне»

Под крышей с а рая был о гнездо. Маленький воробей упал из гнезда. Он пищал. Рыжий кот Васька по д крался к малышу. Мать кинулась на врага. Она прыг а ла перед Васькой и била кота крыльями. Кот от ступил.

1. Поставьте ударение в словах

1 вариант – первого предложения;

2 вариант – второго предложения.

2. Вставьте и подчеркните пропущенную гласную, запишите проверочное слово, выдели корень во всех словах.

1 вариант. М.рской-…. л.сник- ….

2 вариант. Цв.тной-……., с.довник-…..

3.* Запишите 4 слова с безударными гласными, которые не проверяются ударением.

Контрольный диктант № 3 по теме: «Правописание слов с безударными гласными и буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Была зима. Юра и дядя Иг о рь п о шли на рыбалку. Вот река. Наши рыбаки стали ловить рыбу. Дядя Иг о рь п о ймал леща и щуку. У Юры в руках окунь. Хороша буд ет уха!

1. Поставьте ударение в словах

1 вариант – четвертого предложения;

2 вариант – пятого предложения.

2. Выпишите из текста 3 однокоренных ( родственных ) слова, обозначьте в словах корень.

3.* Запишите 4 слова с безударными гласными, которые не проверяются ударением.

Контрольный диктант № 4 по теме: «Правописание слов с парным согласным в корне слова»

Зима. Мороз. На деревьях ин е й. Лед сковал речку. Снег укрыл дорожки в лесу.

Вдруг п о дул ветер. Хлопья снега упали с берез. Пр о летела синичка. Каркнул ворон. П о тропе пр о бежал заяц. Лисий след ведет в чащу. П о д елью сугроб. Там спит медведь.

1. Выпиши 2 слова, в котором есть парный согласный звук в корне, рядом запиши проверочное, подчеркни эту орфограмму.

2. Подчеркнуть главные члены…

1 вариант – пятого предложения;

2 вариант – одиннадцатого предложения.

3. * Подбери и запиши однокоренные слова к слову

1 вариант – березка

2 вариант – мороз

Выдели корень во всех словах.

Контрольный диктант № 5 по теме: « Глагол»

Н а ступила весна. Свет и т тепл о е солнышко. Сугробы о сели. На реке треснул лед. Мутная вода з а топила низины. Журчат шумные ручьи. На деревьях н а дулись почки. Они пахнут душист о й смолой. Пр и летели грачи. Кричат веселые воробьи. Пр и рода пр о снулась и о жила.

1. Указать части речи…

1 вариант – в четвертом предложении;

2 вариант – в седьмом предложении.

2. Выписать из текста глаголы, употребленные

1 вариант – в единственном числе;

2 вариант – во множественном числе.

3* 1 вариант – подобрать синонимы к словам.

Простите-……, сиять-…., говорить-…..

2 вариант – подобрать антонимы к словам.

Смеяться-……, отдать-…., говорить-….

Контрольный диктант № 6 по теме: « Местоимение. Предлоги»

Мы работ а ли на берегу Волги. Я жил в избе лесника. Н а ступила весна. П о дул теплый ветер. Пр и летели скворцы. Они устро и л и сь в ду п ле березы. Весь день работали птиц ы . Скворцы носили в гнездо перья , травку , сухой мох. Вечер о м они пели. Я любил слуш а ть их пе сн и.

1. Укажите части речи…

1 вариант – в первом предложении;

2 вариант – во втором предложении.

2. Подчеркните главные члены предложения…

1 вариант – в первом предложении;

2 вариант – во втором предложении.

3.* Запиши, как названы в тексте скворцы.

Контрольный диктант № 7 по теме: « Лексика, фонетика, грамматика и правописание»

Мы живём в деревн е Дубро в ка. Стоят тё п лые деньки. Утр о м мама уход и т на работу. Мы все ей помогаем. Мал е ньк а я Аня на крыльц е кормит кур. Мой брат Илья носит воду.

Папа в пруду п о ймал большогоо леща. Я чищу рыбу. Мы буд е м варить уху. Мы живём дружно. Я люблю свою семью.

1. Укажите части речи… (в тексте)

1 вариант – в пятом предложении;

2 вариант – в седьмом предложении.

1 вариант – первое предложение;

2 вариант – последнее предложение

… и подчеркните главные члены предложения.

3.* Запишите 1 слово с проверяемой безударной гласной в корне слова и 1 слово с парной согласной в корне, указав проверочные слова. Орфограммы подчеркните.

Диктанты по русскому языку для 2 класса 3 четверти

Диктанты 2 класс 3 четверть по русскому языку

Диктант объёмом 30—35 слов.

Объяснительные, предупредительные диктанты 2 класс 3 четверть

Собака Рябка.
Летом мы жили в Деревне Дубки на берегу реки. У нас была новая лодка. У Дома стояла будка. Там жила наша собака Рябка. Мы любили её. Первая рыбка была для Рябки. Она была верным другом и хорошо сторожила дом.

Ива.
На берегу речки стоит ива. Она опустила ветки в воду. Ива цветёт. Пчела летит за первым медком. Над ивой жужжит шмель. Лучи солнышка согревают землю, пчёлку и шмеля. Тёплый ветерок бежит по веточкам ивы. Под ветками в воде притаилась зубастая щучка.

Март.
Наступил март. С крыши падает частая капель. У крыльца осели сугробы. Быстро бегут ручьи. А в лесу царствует зима. Кусты и старые пни засыпаны снежком. Вот дрогнула ветка ели. На землю упал ком снега. Лес ждёт тёплых ясных дней.

Настала весна.
Грязь со снегом хлюпает под ногами. Но кругом весело! Тёплые лучи играют в лужах с галками и воронами. Река надулась и потемнела. Ветки кустов голы. Но они уже живут и дышат.
Вот и пришла весна.

Наш огород.
От тёплых лучей ожила земля. Вот и первая тройка. Тонкие веточки деревьев потянулись к свету. На огороде Ольга и Дарья посадили лук и укроп. Эта грядка для салата и репы. Здесь работают Илья и Кузьма.

Дружная весна
Всюду журчала вода. Ярко блестели на солнышке лужи. Наступила дружная весна. Лопнули первые почки на сирени. Кусты расправили свои ветки. Ожил сад. Весело пел скворец. А вот и гнездо. Там мох и сухая трава.
Слова для справок: блестели, на сирени, расправили.

Новый ученик
Я учусь во втором классе. В классе много цветов и книг. На уроке открылась дверь. Вошёл новый ученик. Он приехал из Москвы. Его звали Юра Сёмин. Мальчик хорошо умел читать и красиво писать. Он мой друг.
Слова для справок: открылась, вошёл, приехал, его.

Пурга
Ночью разгулялась пурга. Дед Илья слушал вой тайги и тяжко вздыхал. Снег с силой бил в стекло. Окно избушки завалил сугроб. Утром вьюга стихла. Старик отправился на озеро. Искрился снег. Над озером клубился пар.
Слово для справок: отправился.

Рядом мама
В тёмном гнезде пискнул птенчик. Стрижиха подлетела к гнезду. Высунулся острый клюв. Мать дала корм малышу. Зачастил дождь. Капли дождя стучали по крыше. Птенчик прижался к тёплым перьям матери. Хорошо, когда рядом мама!
Слова для справок: прижался, подлетела, матери.

Заблудилась
Пошла девушка в лес. Спелая сочная ягода заманила её в чащу. Тишина. Заблудилась девушка. Закружился столб пыли. С высокой сосны спрыгнул старичок. Он был похож на гриб. На голове алая шапка. Указал он тропу к дому.
Слова для справок: пошла, старичок, похож.

Чудная пора
У края леса стоит наше село Гришино. Наступила чудная пора — весна. Тетя Алла и я любим ходить в лес. Лес проснулся. Вот первые душистые ландыши. Как они радуют глаз! Весной всё живёт, дышит. Я люблю весну.
Слова для справок: Гришино, проснулся, ходить.

Осень
Красив и печален русский лес осенью. Медленно падают с берёз невесомые жёлтые листья. Между деревьями протянулись тоненькие серебристые нити лёгкой паутины. Пахнет свежестью. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях.
(По И. Соколову-Микитову)

Летние грозы.
Летние грозы проходят над землёй и заваливаются за горизонт. Молнии бьют в землю прямым ударом, полыхают на чёрных тучах. Радуги сверкают над дымной, сырой далью. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.
(К. Паустовский)

Выборочные диктанты: 2 класс 3 четверть

***
1. В улье жужжат пчёлы. 2. Автомобиль мчался по шоссе. 3. Велосипедисты выехали на трассу. 4. Золото – драгоценный металл. 5. Алла Филиппова собрала коллекцию осенних листьев. 6. Рассказ “Телеграмма” написал Константин Георгиевич Паустовский. 7. В длинном больничном коридоре было пустынно. 8. Вечером маленького Кирилла будут купать в ванне. 9. В субботу Геннадий пойдёт в бассейн. 10. На экзамене я получил самый высокий балл. 11. Жанна заболела гриппом. 12. В магазине сломался кассовый аппарат. 13. В детской книге много цветных иллюстраций.

***
1. Холодные январи подряд почти не повторяются. 2. Январь трещит – лёд на реке в просинь красит. 3. Январь – году начало, зиме серёдка. 4. Сух январь – крестьянин богат. 5. Январь-батюшка год начинает, зиму величает. 6. Если январь холодный, июль будет сухой и жаркий: не жди грибов до осени. 7. Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает. 8. В январе и горшок на печи замерзает. 9. Январь – весне дедушка. 10. Январю-батюшке – морозы, февралю – метелицы.

Комплексные диктанты без грамматического задания 2 класс 3 четверть

Ландыши.
Ольга и Илья зашли в чащу леса. Там росли нежные душистые цветы. Это ландыши — тихая краса леса. Ландыш любит тень и тишину. Капельки росы легли на листочки цветка. Он умылся росой.
Слова для справок: легли, росли.

Лучи.
В дальний путь ушли лучи солнышка. Они несли тепло листьям, цветам и травам. Вот луч упал в сад. На деревьях лопнули почки и бутоны. Маленький лучик играл с ребятами во дворе. Там гуляли Анна и Даша.
Слова для справок: несли, тепло, луч. .

Гроза.
Дарья и Андрей играли на лугу. У Андрюши был бумажный змей. Небо потемнело. Ударил гром. По­лил сильный дождь. Дети бросились к дому. Но вот тучка ушла. С веток деревьев и кустов падали капли дождя. Ребята вышли в сад.
Слова для справок: потемнело, полил, бросились.

Летом.
В субботу мы поехали за сеном. Дед Кузьма вёз большой воз сена. Зашло солнышко. На небе заиграли звёздочки. Я лёг на стог сена и смотрел на небо. Кругом была тишина. Мне казалось, что я тихо плыву на лодке.
Слова для справок: поехали, смотрел, казалось, что.

Старый Вьюн.
Жили добрый пёс Вьюн и кошка Мурка.
У кошки родились котята. Вот кошка ушла. Пёс Вьюн стал играть с котятами. Котята лезут ему на спину и пищат. Пёс рад. Пришла кошка и заурчала. Вьюн уполз под крыльцо. Скучно ему без котят.
Слова для справок: ему, пришла, без.

Контрольные диктанты 2 класс 3 четверть с грамматическим заданием

На огороде.
Ребята взяли лопатку и стали копать грядку. До обеда грядка была готова. Весело работали ребята. Помогали друг другу. В мягкую землю зарыли семена. Потом огород полили из большой кадки у забора. Осенью будут дети урожай собирать.
Слова для справок: собирать.

Вариант 1

  • Выпишите из первых трёх предложений слова с парными звонкими и глухими согласными, подберите к ним проверочные слова, выделите корни.
  • Выпишите слова с мягким знаком, укажите его роль.
  • Подчеркните одной чертой слова, отвечающие на вопросы кто? что?

Вариант 2

  • Выпишите из последних четырёх предложений слова с парными звонкими и глухими согласными, подберите к ним проверочные слова, выделите корни.
  • Выпишите предлоги вместе со словами, к которым они относятся.
  • Разделите на слоги слова: мягкую, осенью, урожай.

В поезде
Скоро подошёл поезд. Пончик попрощался с друзьями и залез в вагон. Там уже сидели коротышки. Пончику всё же удалось отыскать местечко на лавке. Один пассажир рассказывал о космонавтах. Это особенные коротышки. У них четыре уха, два носа, один глаз во лбу. Дышат они не лёгкими, а жабрами. Вместо рук у них плавники.
(По Н. Носову)
Слова для справок: вагон, всё же, космонавт, особенные, плавники.

Вариант 1

  • Выпишите слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слова, подберите к ним проверочные слова, выделите корни.
  • Подчеркните предлоги.
  • Разделите на слоги слова с двойными согласными.

Вариант 2

  • Выпишите слова с парными звонкими и глухими согласными в середине слова, подберите к ним проверочные слова, выделите корни.
  • Подчеркните двумя чертами слова, отвечающие на вопросы что сделал? что делал?
  • Разделите на слоги слова, начинающиеся с гласной буквы.

Грибы
В лесной посадке мама набрала очень много грибов. Пришлось запрягать лошадку. На тележку мы поставили большую коробку и поехали выручать маму. Мы ехали через редкий лес и увидели сквозь ветки деревьев маму с большим “урожаем”.
(По В. Солоухину)
Слова для справок: пришлось, запрягать.

Вариант 1

  • Выпишите их первых двух предложений слова с парными звонкими и глухими согласными, подберите к ним проверочные слова, выделите корни.
  • Выпишите слова с мягким знаком, укажите его роль.
  • Подчеркните одной чертой слова, отвечающие на вопросы кто? что?

Вариант 2

  • Выпишите из последних двух предложений слова с парными звонкими и глухими согласными, подберите к ним проверочные слова, выделите корни.
  • Выпишите предлоги.
  • Подчеркните волнистой линией слова, отвечающие на вопросы какую? каким?

Орёл и обезьянка.
Орёл схватил маленькую обезьянку. Обезьянка закричала и уцепилась за сучья деревьев. На помощь подруге примчались обезьяны с других деревьев. Они вцепились в горло и крылья орла. Еле вырвался орёл от обезьян. Долго кружились в воздухе его перья.

Вариант 1

  • Подчеркните слова с разделительным мягким знаком.
  • Выпишите слова, отвечающие на вопросы что сделал? что сделала? что сделали?
  • Выпишите слова с безударными гласными, подберите к ним проверочные слова.

Вариант 2

  • Подчеркните слова с мягким знаком, обозначающим мягкость согласных.
  • Выпишите слова, отвечающие на вопросы кто? что?
  • Выпишите слова с разделительным мягким знаком, разбив их на слоги.

Поздняя осень.
Льёт мелкий холодный дождь. Облетели с деревьев листья. Опустели птичьи гнёзда. Попряталось от осеннего ненастья разное зверьё. Зайцы, лисы, волки ищут тёплое жильё. Чутьё подсказывает им приближенье зимы. Холодно, сыро в лесу поздней осенью.
Выпишите из первого, второго и третьего предложений слова с разделительным мягким знаком.

Задания:

Вариант 1

  • Разделите на слоги слова: тёплое, подсказывает, поздней.
  • Подчеркните волнистой линией слова, отвечающие на вопросы какой? какое?

Вариант 2

  • Выпишите из четвёртого, пятого и шестого предложений слова с разделительным мягким знаком.
  • Разделитесь на слоги слова: попряталось, холодный, опустели.
  • Подчеркните двумя чертами слова, отвечающие на вопросы что делает? что сделали? что сделало? что делают?

Серый журавль.
Серого журавля можно приручить. Он никуда не улетит и проследит за порядком во дворе. Журавль не терпит ссор в птичнике. Если петухи или гуси не мирятся, журавль прекращает драку сердитыми ударами клюва. Журавль очень любит ласку. Зато обиду долго не забывает.
(Из журнала “Мурзилка”)

Задания:

Вариант 1

  • Подчеркните во втором и третьем предложениях подлежащее и сказуемое, укажите время глаголов.
  • Выделите орфограмму -НЕ- с глаголами.
  • Разберите по составу слова: порядком, сердитыми, журавль.

Вариант 2

  • Выпишите глаголы с -НЕ-, выделите орфограмму, укажите время глаголов.
  • В предпоследнем предложении подчеркните подлежащее и сказуемое, укажите части речи.
  • Разберите по составу слова: (в) птичнике, прекращает, ударами.

Проверочные диктанты с грамматическим заданием по темам за 2 класс II полугодие

Проверочные диктанты с грамматическим заданием за 2 полугодие (III и IV четверть) 2 класса предназначены для проверки знаний по пройденным темам: Заглавная буква в словах, Предлог, Слова с безударными и парными звонкими и глухими согласными в корне.

Проверочные диктанты за 2 полугодие 2 класса

Проверочные диктанты за III четверть

Проверочные диктанты по теме «Заглавная буква в словах»

Филипок

Был мальчик Филипп. Он хотел в школу. Школа за селом. Вдруг выскочила собака Жучка. А за ней большая собака Волчок. Мальчик бросился бежать. В сенцах он снял шапку и открыл дверь. По Л. Толстому

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста клички животных. Запишите ещё одно слово на это правило.

2. Спишите предложения, выберите в каждом случае правильный вариант написания.

На нитке висит (Ш, ш)арик.

В конуре сидит собака (Ш, ш)арик.

3. Составьте из слов предложение и запишите его. Выберите в каждом случае правильный вариант написания.

Улица, (М, м)оскве, есть, (П,п)ушкина, в.

На горке

Дворник Илья Иванович построил горку. У Гриши и Маши ледянки. Они быстро мчались с горы. Пришли малыши. У Оли санки. А Юра на тюбинге. Весело стало во дворе.

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста имена детей. Подчеркните слова, которые нельзя разделить для переноса.

2. Спишите словосочетания, выберите в каждом случае правильный вариант написания.

Корзина (Р, р)ыжиков, кот (Р, р)ыжик, друг (М, м)ишка, косолапый (М, м)ишка.

3. Подберите к каждому слову подходящее по смыслу имя собственное и запишите получившиеся словосочетания.

Город. река. фамилия. собака

Наша семья

В нашей семье пять человек. Мы живём на улице Суворова в городе Москве. Мой папа Андрей Ильич работает на заводе Старший брат Иван служит в армии. Мама Анна Анатольевна – учитель. А бабушка Софья ведёт хозяйство.

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста слова с разделительным мягким знаком и подчеркните в них заглавную букву.

2. Напишите, где вы живёте. Укажите страну, город, улицу.

3. Составьте и запишите словосочетания по образцу. Подчеркните заглавную букву в словах.

Образец: мой дружок – собака Дружок.

Рыжая белка – коза . чёрное платье – . море, интересный роман – брат.

В деревне*

Летом дети жили в деревне Ключи. У бабушки Лизы много животных. За козой Белкой ухаживала Катя. Брат Сева любил бычка Буйка. Пёс Дружок сторожил дом. Кот Пушок ловил мышей.

Грамматическое задание

1. Напишите свои имя, фамилию и отчество.

2. Спишите предложение, выберите в каждом случае правильный вариант написания.

Бабушка (Р, р)оза живёт на реке (Л, л)ене.

3. Спишите, вставьте пропущенные фамилии известных людей. Подчеркните заглавную букву в словах.

Писатель Корней . композитор Пётр Ильич . художник Илья.

Проверочные диктанты по теме «Предлог»

Котята

У Васи и Кати была кошка. Весной кошка пропала. Один раз дети услышали, что над головой кто-то пищит. Вася влез по лестнице под крышу амбара. Там была кошка. У кошки было пять котят. По Л. Толстому

Грамматическое задание

1. Найдите в тексте предлоги и подчеркните их.

2. Спишите предложение, раскрывая скобки.

Капли дождя (за) барабанили (по) крыше.

3. Составьте из слов предложение и запишите его.

У, гнезде, белочки, в, орешки.

Пушок

У нас в доме жил ёжик. Мы гладили ёжика по спинке. Тогда он прижимал колючки. За это мы прозвали его Пушок. Летом ёжик гулял в саду. Он искал под листиками улиток. Зимой Пушок спал за печкой. По Г. Скребицкому

Грамматическое задание

1. Найдите в тексте предлоги и подчеркните их.

2. Выпишите предлоги.

В, мы, под, у, за, ах, на, от.

3. Спишите предложение, раскрывая скобки.

(При) летел неуклюжий шмель, (за) басил, (за) ворочался весь (в) пыльце (из) мазался. (По Н. Сладкову)

Воробьи

Зря люди смотрят на воробья как на вора. Воробей – трудяга. Весной воробьи из кучи хлама вьют гнёздышко. Вот вылупились детки. Снова с утра до вечера снуют родители по полям и садам – ищут червей, гусениц, мошек. По М. Богданову

Грамматическое задание

1. Найдите в тексте предлоги и подчеркните их.

2. Подберите к каждому глаголу подходящее по смыслу существительное с предлогом и запишите получившиеся словосочетания.

Зашёл . поплыл . отъехал. вложил.

3. Составьте из слов предложение и запишите его. Дети, с, катались, санках, на, горы.

Царевна-лягушка*

Стрела Ивана-царевича поднялась в небо и пропала. Дошёл Иван до болота. Видит — на кочке лягушка со стрелой сидит. Делать нечего, принёс он лягушку к батюшке. Женился Иван-царевич на лягушке. Из народной сказки

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста слова с предлогами. Подчеркните пробелы между словами и предлогами.

2. Спишите предложение, раскрывая скобки.

Бежит мышка (по) полю и (по) глядывает (по) сторонам.

3. Составьте из слов предложения и запишите их.

а) Столе, Маши, у, на, ваза.

б) Красивые, вазе, цветы, в.

Проверочные диктанты 2 класс за IV четверть

Проверочные диктанты по теме «Слова с безударными и парными звонкими и глухими согласными в корне»

Художник

Зима. На дворе мороз. Он вывел на стекле чудесные узоры. Вот ветка берёзки. На ней висят серёжки. А тут мягкая ветка сосны. Снежок накрыл её пушистой шубкой. Внизу причудливая травка. Вот так художник-мороз!

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три словах парными согласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.

2. Выпишите из текста три слова с непроверяемыми безударными гласными. Подчеркните буквы, написание которых нужно запомнить.

3. Составьте и запишите два предложения со словом мороз: вопросительное и восклицательное.

Зимние забавы

Зима принесла много забав. Падает на землю лёгкий снег. Ребята вышли во двор. Женя и Яша слепили снеговика. С горы на санках скатился Олег. У Ольги лыжи. А Инна любит скользкий лед. Как быстро катят коньки!

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста по три слова с парными согласными и с безударными гласными в корне; Поставьте в словах ударение, подчеркни буквы, написание которых нужно проверять.

2. Спишите предложение, обозначая звуки буквами.

На мя[х]кой траве сверкала р[а]са.

3. Выпишите из текста два однокоренных слова. Выделите в них корень, подчеркните букву, написание которой нужно проверять.

Глупый олень

Олень пришёл к реке попить. Увидал себя в воде. На рожки любовался, а свои ноги ругал. Выскочил лев из чащи. Олень пустился бежать. А рога запутались в сучьях. Лев и схватил оленя. По Л. Толстому

Грамматическое задание

1. Из третьего предложения выпишите главные члены. Подчеркните парный согласный и безударный гласный в корнях слов.

2. Из первого предложения выпишите слово, которое нельзя разделить для переноса. Цифрами укажите, сколько звуков и букв в этом слове

3. Составьте и запишите восклицательное предложение, которым можно закончить этот текст.

Медведь и лиса*

Жили медведь и лиса. Медведь припас медку. Лиса узнала и попросилась заночевать. Первой ночью вершок мёда поела, во вторую – половинку, а третьей ночкой – до донышка. Залез медведь на чердак – а кадка пуста! Из народной сказки

Грамматическое задание

1. Подчеркните безударные гласные в корнях слов попросилась, вершок, заночевать. Подберите и запишите проверочные слова.

2. Выпишите из стихотворения пары слов: проверочное слово – проверяемое слово.

На траве лежит роса,

Рядом с нею росы.

По траве спешит коса,

3. Найдите в каждой строке «лишнее» слово и запишите остальные слова. Вставьте пропущенные буквы.

Тренировочные диктанты по русскому языку для 2 класса

Сын у меня замечательный! Но вот русский язык не его конек. Подарком к Новому году стала тройка в четверти.

В связи с этим мы вплотную занялись диктантами и контрольными списываниями.

Купили дополнительное пособие с проверочными диктантами по темам и пишем по одному в день. Дальше планируем потренироваться на типовых диктантах для 2 класса по программе Школа России.

Заодно повторяем пройденные темы: главные члены предложения, части речи, ну и пресловутые чущу, чаща не забываем))).

Я разделила диктанты на конкретное правило и общие диктанты по всему пройденному материалу.

Здесь выложены тренировочные диктанты для 1 класса .

Контрольные диктанты для 3 класса с заданиями здесь.

Проверочные диктанты по темам | 2 класс

Диктант на жиши, чаща, чущу

Майский гам

Грянул майский гром. Заполнили лес чудесные звуки. Бормочут молчаливые совы. Лопочут зайцы. В чаще пропищал комар. Чуть слышно прозвучали бубенчики ландыша. В лужах плещутся и урчат лягушки. Даже сухой лист ожил. Шуршит и шмыгает по земле.

Алёша Чайков и Андрей Шишкин — два товарища. Оба любят животных. У Алеши живет ручная ворона. Он ухаживает за Карой. У Андрюши чудесная собака — Акбар. Мальчик учит Акбара служить.

Детский сад в зоопарке

Весной в зоопарке появились новые жители. Чудной медвежонок Топик сразу подружился с обезьянкой Чикой. Едят из одной миски тигренок Акбар и волчонок пик. Бельчонок Рыжик весело скачет по площадке. Львенок Кинг ловит его пушистый хвост.

Зима

Зима. В лесу лежит пушистый снег. На снегу точки и строчки. Следы ведут в чащу. По ночам хищные зверьки ищут пищу. Вот лесная речка. На льду сидят рыбаки. Мой товарищ поймал большую щуку.

В роще

Как хорошо весной! Мы идем в дубовую рощу. Тут весело поют чижи и дрозды. Громко кричат грачи. Стучат пестрые дятлы. Трещат шустрые сороки. Над цветком жужжит пчела.

Словарный диктант на чкчнчтщн

крошечный, строчка, изящный, розочка, речной, мачта, звучный, удачный, помощник, вазочка, чтение, красочный, хищник, уличный, платочки, мощный, мучной, минуточка, одуванчик, овощной, пушечный, почта.

А теперь проверьте те же правила в художественном тексте

Диктант на чкчн

Весна

Пришла шумная весна. Звонко поют птички. С сучка на сучок скачет рыжая белочка. Журчат ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. Из разлома березовой веточки капает прозрачный сок. Яркими кружочками зеленеют кочки с брусничником.

В лесу

Мальчик и девочка часто бегают в лес. Там они ищут шишки, рвут щавель. В лесу весело поют птички. В дупле живет ручная белка. На поляне бегает зайчик. Детям хорошо в лесу.

Диктант на двойные согласные 2 класс

В класс вошла учительница Анна Ивановна. Начался урок русского языка. Дети записывают слова с орфограммами. Сегодня одиннадцать учеников получили пятерки.

Диктант на звонкие и глухие согласные звуки

Наш сад охранял сторож Остап. С ним жил большой пёс Марат. Однажды зимой ударил крепкий мороз. Остап надел тулуп, шапку, варежки, тёплую обувь. Но ему было зябко. Он продрог и дул в ладошки. Вокруг мрак и тишь. Ветхую изгородь занёс снег. Низкое деревце накрыл сугроб.

Раз ночью сквозь разбитое оконное стекло вскочила большущая мерзкая жаба. Увидела Дюймовочку. Схватила скорлупку с девочкой и выпрыгнула в сад. Там текла широкая река. У берега была топкая и вязкая тина. Тут жила жаба с с сынком. Он был гадкий и противный.

Диктант на разделительный мягкий знак 2 класс

Семья Воробьевых

Семья Воробьевых большая и дружная. Все заняты делом. папа пишет научную статью. Бабушка шьет платье внучке. Мама утюжит белье. Дети Илья и Татьяна учат уроки. За ужином все пьют чай с черничным вареньем.

Словарный диктант на мягкий знак

июль, скамья,колосья,брать, ульи, веселье, день, зимовье, шьют, зелень, мыльница, Татьяна, Мальвина, житьё, чутьё, листья, костя, печенье, стулья, плюшки, крылья, летчик, качели, пьеса, бельё, ателье, муравьи, мёд, вьюга, салют.

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Жаль тюленье прилежанье

Не пример для подражанья.

Проверочные диктанты для 2 класса | Школа России

Пришла весна. Пробегает слабый ветерок. Весеннее солнце сгоняет снег. Оживает каждый кустик и травинка. На деревьях набухли почки. На голых ветках орешника показались цветы. Они похожи на серые колючки на гибких прутьях.

Еж проснулся

Под корнями березы была нора. Наступила радостная весна. Там спал всю зиму сердитый ёжик. Солнце согрело землю. Ёжик выбежал на лесную поляну. По лесу побежали весёлые ручьи. Холодные ручей разбудил зверька.

(по Г. Скребицкому)

Курица и цыплята

Курица ведет по двору цыплят. Пушистые комочки пищат и скачут. У крыльца большой цветник. А вот ворота в огород. На грядках краснеют помидоры, зреет капуста. Заметил цыпленок на земле червячка. Хвать беднягу! Закудахтала курица. Она хвалит сыночка.

Светит яркое солнышко, тают снега, плачут снежинки. На реке треснул лед. Над водой кружат быстрые чайки. К реке вышли лось и лосенок. Звонко стучит лесной доктор. Выскочил на поляну зайчишка. Звери и птицы рады теплу и весне.

Наша дача у лесочка. Там речка Щур. Был июль. Утро. Мы ловили рыбу на реке. Кот Васька спал в траве. Мы поймали окунька и щуку. Первую рыбку дали коту.

Дети играли в школу. Таня была учительница. Был урок русского языка. Петя принес ручку и тетрадь. Он писал слова и делил их по слогам. Игорь называл буквы алфавита. Анна читала стихи. Все хорошо работали.

Осень. Давно улетели на юг журавли. В лесу смолкли птичьи песни. Часто льют дожди. Сильный ветер рвет листья с деревьев. Над елью кружили клесты. Вот качнулась ветка. Это прыгнула белка. В сучьях сосны жилье зверька.

Декабрь

Новый год у ворот. Сторожка лесника. Дядя Ваня и ребята идут в лес. Они несут подарки. Для зайца морковку и листья капусты. Для лосей соль. Для птиц зерно и ягоды рябины. Лесные жители будут рады гостям.

Май

Май. Настали теплые деньки. Зеленая листва укрыла деревья. Весело поют дрозды и чижи. На земле сочная травка. В лесу цветут душистые ландыши. Зреют лесные ягоды. Гудят шмели. Пчела летит от цветка к цветку. В цветах сладкий сок. У ручья урчат лягушки. К воде ползет уж.

Слова для справок: настали, зеленая, сочная, зреют, душистые, лесные, сладкий (учитель орфографически проговаривает безударные окончания имен прилагательных и глаголов).

Дружба

Пес Мухтар и кошка Мурка дружили. Весной Мурка родила пять котят. Котята быстро росли. Однажды кошка ушла. Котята пищали. Мухтар стал играть с малышами. Большой котенок влез Мухтару на спину. Пес был рад. Скоро пришла Мурка, она стала кормить котят молоком. Мухтар весело смотрел на друзей.

Слова для справок: однажды, родились, росли, стала.

У дятла чудесный язык. Он у этой птицы большой длины. А ещё язык липкий. Муравьи часто прилипают к нему. Живая липкая ленточка!

Умные обезьяны

Сложно собрать растения для гербария. Учёные решили обучить этому обезьян. Они показали им образцы редких растений. Скоро животные принесли растения и их плоды людям.

Лосины

Лосина — вид замши. Раньше лосинами называли парадные штаны военных. Они плотно облегали ноги. Натягивали лосины мокрыми. В девятнадцатом веке лосины носили в некоторых полках России.

Конфетное дерево

В горах Азербайджана растут удивительные деревья. Их плоды похожи по виду на соевые батончики. Плоды имеют вкус изюма. Такие конфеты очень любят есть дети. Конфетное дерево называется говения.

Бабочки

На севере Австралии встречаются очень большие бабочки. Своими размерами они достигают двадцати шести сантиметров. Местные жители употребляют их мясо в пищу. За бабочками охотятся и стреляют в них из лука.

Саамы

В тундре живёт народ — саамы. Они очень бережно относятся к своей родной земле и считают её живым существом. Деревья и трава — её волосы. Зелёный дёрн, тундровый мох — её кожа. Поэтому нельзя делать больно земле.

Новый хвост

Когда ящерица теряет свой хвост? Когда хвост ящерицы попадает в ловушку. Такая способность является защитной. Так ящерица спасается от своих врагов. Но потеря хвоста болезненна для зверька. Ведь с помощью хвоста ящерица сохраняет равновесие.

Селение из соли

В Алжире есть селение Фази. В Фази все дома и даже крепость со стеной сделаны из обычной соли. В этих местах очень редко выпадают дожди. Вот почему селение из соли существует уже много лет. (37 слов)

Одуванчики

Одуванчики появляются в конце весны. Они цветут почти всё лето. Во многих странах одуванчик считают сорной травой. А жители Японии и Индии выращивают его и едят. Из молодых листочков делают салат. Из сухих листьев готовят вкусный напиток.

Глубинные рыбы

В глубине моря царит темнота. Там плавают светящиеся рыбы. У каждого вида рыб сверкают разные огоньки рваных цветов. Чаще излучают свет глаза или пятнистые бока. У многих рыбок очень сильный свет. Такие рыбки даже хищника могут ослепить.

Комнатные растения

Комнатные растения не только украшают наши жилища. Ещё давно садовая герань считалась в Европе цветком городской бедноты. Она оздоровляла сырой воздух в их жилищах и улучшала сон. Люди верили в лечебную силу садовой герани и любили её.

Птенцы чайки

Птенцы вывелись и просят есть. Они смотрят на мир жёлтыми глазами. Но ничего вокруг не замечают. Они ищут красное пятно. Оно есть на клюве взрослой чайки. Птенец стучит носиком в клюв родителей. Для родителей это приказ. Надо кормить.

Изюм

Изюм — это маленькие и очень сладкие сухие виноградинки. Их тщательно высушили на солнышке. До этого виноград привезли на завод. Там специальные машины удаляют мусор. Виноград сушится и сильно теряет в весе. Из сорта винограда кишмиш получается изюм без косточек.

Постройка гнезда

Грачи строят гнёзда на вершинах высоких деревьев. Грач ищет хворостинку и летит с ней к гнезду. Грачиха остаётся караулить постройку. Потом грачиха летит, а грач остаётся. Принесут грачи сухие перья, положат их пышной кучей на ветках. Гнездо построено.

Соболь

Соболь живёт в дуплах. Зимой он не спит. Бегает и ищет пищу. Но от гнезда далеко не уходит. В сильные морозы и метели соболь вялый. Ест соболь лесных полёвок, птиц, кедровые орешки. Из ягод он часто ест рябину и землянику.

Воробей

Удивительная птица воробей! Кличут воробья воришкой и драчуном. Весной воробей часто залезает в чужое гнездо. Гнёзда он любит вблизи домов. Часто он залетает в скворечник. Но скворцы почти всегда его выгоняют. А воробей всё равно блестит глазками и весело кричит.

Лубок

Лубок — это нижние слои коры деревьев. Ещё давно из лубка мастерили картинки. Такими картинками люди часто украшали свои жилища. Появились картинки в Москве. Уличные торговцы носили их в заплечных коробах. Эти коробы похожи на наши большие рюкзаки. Только сделаны они из луба.

Ящерица ушастая

Вот ящерица ушастая замечает врага. Она широко разевает рот. В углах рта появились красные складки с белыми выростами. Так появился огромный зубастый рот. Кто отважится её тронуть? А если не помогло? Тогда эта ящерица может затрястись телом и утонуть в песке.

Сорока

Сороку называют белобокой. У неё по бокам пёрышки белые. А вот голова, крылья и хвост чёрные. Этим она похожа на ворону. Очень красив у сороки хвост. Он длинный и прямой. Перья на нём не просто чёрные. Они отливают зеленью. Нарядная птица сорока!

Минеус

Паук минеус выходит на охоту с сачком. Сачок он сплетает из своей паутины. Он делает сеточку величиной с почтовую марку. Вечером он прячет сетку в ветвях и поджидает летунов. Вот увидел хитрец комара. Паук растянул лапками свой сачок и набросил его на жертву.

Повадки скворца

Гнездо скворец устраивает глубоко в скворечнике. Он таскает туда мох и солому. Скворца лучше всего наблюдать ранним утром в саду или на огороде. Попробуйте подбросить скворцу червяка или кусочек хлеба. Скоро птица возьмёт корм из ваших рук или даже сядет на плечо.

Деревья

Деревья — жители нашей земли. Они живут очень долго. У них есть своя память. Она заключена в годовых кольцах. Широкие кольца говорят об обильных годах. Узенькие кольца расскажут о годах засушливых. По количеству колец можно определить возраст дерева. Сколько колец — столько и лет.

Контрольные диктанты по русскому языку за 2 класс по программе “Школа России”

Эти контрольные диктанты предназначены учителям начальных классов. После каждого диктанта даётся грамматическое задание.

Просмотр содержимого документа
«Контрольные диктанты по русскому языку за 2 класс по программе “Школа России”»

Входной контрольный диктант с грамматическим заданием «В лесу».

Контрольный диктант «Пушок».

Контрольное списывание текста с дополнительным заданием «Грибы».

Контрольный диктант по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне» («Зимой в лесу»).

Контрольный диктант по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками» («Друзья»).

Контрольный диктант по теме «Правописание слов с парными согласным на конце слова и перед согласным» («Зяблик»).

Контрольный диктант по теме «Имя существительное» («Друзья»).

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» («Гроза»).

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием («Май»).

Критерии оценивания диктанта

Критерии оценивания

Диктант написан без ошибок и исправлений, аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии письма.

В диктанте есть 1-2 орфографические ошибки, работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии; есть пунктуационные ошибки на изученные правила.

В диктанте есть 3-5 орфографические ошибки, работа написана небрежно, есть пунктуационные ошибки на изученные правила.

В диктанте более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо, есть пунктуационные ошибки на изученные правила.

В диктанте 8 орфографических ошибок, работа написана неряшливо, есть пунктуационные ошибки на изученные правила.

Критерии оценивания грамматического задания

Критерии оценивания

Уровень знаний

Безошибочно выполнены все 3 задания

Правильно выполнены 2 задания

Правильно выполнено 1 задание

Выполнено только одно задание, есть ошибки

Не выполнил ни одно задание

Критерии оценивания диктанта

Критерии оценивания

Диктант написан без ошибок, аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии письма.

В диктанте есть 1-2 орфографические ошибки, работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии; есть пунктуационные ошибки на изученные правила.

В диктанте есть 3-5 орфографические ошибки, работа написана небрежно, есть пунктуационные ошибки на изученные правила.

В диктанте более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо, есть пунктуационные ошибки на изученные правила.

В диктанте 9 орфографических ошибок, работа написана неряшливо, есть пунктуационные ошибки на изученные правила.

Критерии оценивания грамматического задания

Критерии оценивания

Уровень знаний

Безошибочно выполнены все 3 задания

Правильно выполнены 2 задания

Правильно выполнено 1 задание

Выполнено только одно задание, есть ошибки

Не выполнил ни одно задание

Критерии оценивания контрольного списывания

Критерии оценивания

Уровень знаний

Нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма

1 орфографическая ошибка и 1 исправление или 2 своих исправления или 2 орфографические ошибки, своих исправлений нет

2 орфографические ошибки и 1 исправление или 3 орфографические ошибки, своих исправлений нет

3 орфографические ошибки и 2 исправления

Более 3 орфографических ошибок и более 1-2 исправлений

Критерии оценивания грамматического задания

Критерии оценивания

Уровень знаний

Безошибочно выполнены все 2 задания или списал неправильное предложение, но задание выполнил правильно

Правильно выполнены 2 задания, но есть ошибки при списывании слов или допущены 1-2 негрубые ошибки в задании

Правильно выполнено 1 задание

Выполнено только одно задание, есть ошибки

Не выполнил ни одно задание

I четверть

Входной контрольный диктант по русскому языку во 2 классе

(2018-2019 учебный год)

Андрей и Юра идут в лес. Рядом бежит пёс Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам белки. Спрятались под ёлкой серые ёжики. (22 сл.)

Грамматическое задание

1. Спиши второе предложение и раздели на слоги.

2. Спиши слова. Подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки.

Белка, красивый, улица, орех.

1. Спиши четвёртое предложение и раздели на слоги.

2. Спиши слова. Подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки.

Книга, сумка, верный, сова.

I четверть 2 класс

Контрольный диктант

У Веры жил кот Пушок. Кот был беленький и пушистый. Лапки и хвост серенькие. Пушок любил рыбу и мясо. Девочка часто играла с котом. (25 слов)

Грамматическое задание

В 4 и 5 предложениях подчеркните основу предложения.

I четверть 2 класс

Контрольное списывание.

Ребята пошли в лес за грибами. Рома нашёл под берёзой красивый подберёзовик. Валя увидела под сосной маленький маслёнок. Серёжа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов. Ребята весёлые и довольные вернулись домой. (39 слов)

Спиши 1 предложение и подчеркни главные члены предложения.

Спиши слова и выдели в них корень.

Дом, домик, домище, домишко.

Спиши 3 предложение и подчеркни главные члены предложения.

Спиши слова и выдели в них корень.

Слон, слониха, слонёнок, слонята.

II четверть 2 класс

Контрольный диктант

Зимой друзья пошли в лес. Вот с сосны упали снежные хлопья. Это прыгнула белка. В ветвях дерева было дупло зверька. В дупле шишки и грибы. Тепло и сытно белочке в дупле. (34 слова)

Грамматическое задание

Подберите проверочные слова:

Спишите 2 предложение и разделите все слова на слоги.

Напишите антонимы к словам:

Подберите проверочные слова:

Спишите 4 предложение и разделите все слова на слоги.

Напишите антонимы к словам:

III четверть 2 класс

Контрольный диктант

Алёша принёс домой щенка. Щенку дали кличку Бим. Бим ел молоко и суп из чашки. Скоро он стал большой собакой. Друзья играли в парке. Вот Алёша бросил палку за куст. Бим принёс мальчику палку. (35 слов)

Грамматическое задание

Спишите 1 предложение и подчеркните основу предложения.

Разделите для переноса слова 7 предложения.

Найдите слово на правописание сочетания ча и выпишите это слово.

Спишите 5 предложение и подчеркните основу предложения.

Разделите для переноса слова 2 предложения.

Найдите слово на правописание сочетания чк и выпишите это слово.

III четверть 2 класс

Контрольный диктант

По ночам холод. В лесу ещё лежит снег. Много снега- целый сугроб. И на реке лёд. А на еловой ветке сидит зяблик. Он поёт. По всему лесу летит его трель. Откликнулась трелью лесная чаща. Что это? Это эхо. Вот чудо! Прозвучала птичья песня. Это привет весны. (47 слов)

Грамматическое задание

Выпишите из текста 3 слова с парными согласными, орфограмму подчеркните.

Сделайте звуко-буквенный анализ слова снег.

Найдите 2 предложение и подчеркните основу предложения.

Выпишите из текста 3 слова с парными согласными, орфограмму подчеркните.

Сделайте звуко-буквенный анализ слова плод.

Найдите 5 предложение и подчеркните основу предложения.

III четверть 2 класс

Контрольный диктант

Ребята города Москва любят ходить в парк Сокольники. У Андрея Соловьёва есть там рыжий друг Яшка. Это пушистая белочка с длинным хвостом. Мальчик принёс корм. Он постучал по сосне. Спустился Яшка, взял еду и скрылся за деревьями. (38 слов)

Грамматическое задание

В 1 предложении подчеркните имена собственные.

В 4 предложении подчеркните главные члены.

Напишите существительные во множественном числе

Чайник – ________ , камыш – __________ , поле – __________ .

Во 2 предложении подчеркните имена собственные.

В 5 предложении подчеркните главные члены.

Напишите существительные во множественном числе

Река – ________ , чиж – __________ , море – __________ .

IV четверть 2 класс

Контрольный диктант

Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые берёзки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как всё кругом стало радостно! (48 слов)

Грамматическое задание

В 1 предложении подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи.

Выпишите 2 слова с проверяемой безударной гласной, подберите проверочные слова.

Напишите прилагательные в единственном числе.

Красивые – _______ , весёлые – _________ , круглые – _________ .

В 9 предложении подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи.

Выпишите 2 слова с проверяемой безударной гласной, подберите проверочные слова.

Напишите прилагательные в единственном числе.

Умные – _______ , грустные – _________ , чёрные – _________ .

Демоверсия итогового контрольного диктанта с грамматическим заданием

по русскому языку для 2 класса

2018-2019 учебный год

Май. Настали тёплые деньки. Зелёная листва укрыла деревья. Весело поют дрозды и чижи. На земле сочная травка. В лесу цветут душистые ландыши. Зреют лесные ягоды. Гудят шмели. Пчела летит от цветка к цветку. В цветах сладкий сок. У ручья урчат лягушки. К воде ползёт уж. (46 слов)

Грамматическое задание

Выпиши третье предложение, подчеркни подлежащее и сказуемое. Над каждым словом напиши части речи, укажи число существительных.
2. Выпиши из текста три слова с безударными гласными в корне, поставь ударение и подчеркни безударную гласную.
3. Спиши слова и выдели в них корень.

Лист, листик, листок, листва.

Выпиши шестое предложение, подчеркни подлежащее и сказуемое. Над каждым словом напиши части речи, укажи число существительных.

Выпиши из текста три слова с безударными гласными в корне, поставь ударение и подчеркни безударную гласную.

Диктанты по русскому языку, 2 класс. Планета знаний

Входной диктант.
Чиж.
У Веры был чиж. Чиж жил в клетке. Он не пел. Почему чиж не поёт? Вера выпустила чижа на волю. В саду он сразу стал петь весь день. Летал с кустика на кустик и пел. Потом улетел в рощу. Вот тут-то он и запел.
Грамматическое задание:
1. Подчеркнуть вопросительное предложение.
2. Выписать из текста слова, в которых букв больше, чем звуков. ( петь, весь, день)

Тема: Проверяемые орфограммы в корне слова.
Диктант.
Лесная поляна.

Кругом поляны стояли ели. Каждая высылала вперёд берёзку. Вся большая поляна была покрыта бугорками. Это кроты поработали. На эти холмы падало семя. Там выросли берёзки. А под их защитой ёлочки.
Пройдут годы. Вся поляна зарастёт одними елками. А берёзы зачахнут в тени.
Грамматическое задание:
1. Выписать 2 слова с безударной гласной в корне, подобрать проверочные слова.
2. В первом предложении подчеркнуть гласные буквы ( вариант 1)
В первом предложении подчеркнуть согласные буквы ( вариант 2)
3. Разобрать по составу слова: поляна, берёзки, ёлочки, зарастает.

Тема: Гласные и согласные в корне слова.
Диктант.
Пернатые друзья.

В субботу папа с Серёжей делали кормушку для птиц. Серёжа подавал гвозди и дощечки. Папа их строгал и колачивал. Зимой каждое утро Серёжа сыпал в кормушку зерно. Воробьи и синички ждали мальчика. Они слетались со всех сторон, спешили позавтракать. В январские морозы к кормушке прилетели снегири. Рядом сидела важная ворона. Сытая птица легко переносит холод.
Грамматическое задание:
1. Разобрать по составу слова: кормушка, переносит, январские.
2. Записать 4 слова с удвоенными согласными и разделить их для переноса.

Контрольный диктант.
Оляпка.
Был мороз. На льду реки весело пела птичка. Вот птичка прыгнула в сугроб. Там она искала пищу. Через минутку птичка выскочила на лёд. Она снова весело запела. Это оляпка. Ей не холодно. Перья птички покрыты слоем жира.
Грамматическое задание:
1. Выписать 2 слова, в которых букв больше, чем звуков.
2. Разделить слова для переноса: оляпка, перья, она, прорубь.

3. Звуко-буквенный разбор слов лёд, перья.
4. В последнем предложении подчеркнуть буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

Контрольный диктант.
Новая школа.
За деревней Морозки был пустырь. Жители деревни для ребят построили новую школу. Ученики посадили у крыльца кусты роз. На клумбах цветут тюльпаны. За домом школьники разбили фруктовый сад. Пройдут годы. Ребята снимут с яблонь и груш урожай фруктов.
Грамматическое задание:
1. Подчеркнуть предлоги.
2. Во втором предложении подчеркнуть главные члены, указать известные части речи.
3. Выписать 2 слова с парными согласными на конце и подобрать проверочные слова.
4. Подобрать однокоренные слова к слову «сад».

Входной диктант.
Чиж.
У Веры был чиж. Чиж жил в клетке. Он не пел. Почему чиж не поёт? Вера выпустила чижа на волю. В саду он сразу стал петь весь день. Летал с кустика на кустик и пел. Потом улетел в рощу. Вот тут-то он и запел.
Грамматическое задание:
1. Подчеркнуть вопросительное предложение.
2. Выписать из текста слова, в которых букв больше, чем звуков. ( петь, весь, день)

Тема: Проверяемые орфограммы в корне слова.
Диктант.
Лесная поляна.
Кругом поляны стояли ели. Каждая высылала вперёд берёзку. Вся большая поляна была покрыта бугорками. Это кроты поработали. На эти холмы падало семя. Там выросли берёзки. А под их защитой ёлочки.
Пройдут годы. Вся поляна зарастёт одними елками. А берёзы зачахнут в тени.
Грамматическое задание:
1.Кроты-крот, холмы – холм, тени- тень.
3.Разобрать по составу слова: поляна (корень – пол, суффикс -ян-, окончание -а), берёзки (корень – берёз, суффикс -к-, окончание -и), ёлочки (корень -ёл, суффикс -очк, окончание – и), зарастает (приставка – за, корень раст, суффикс -а, окончание -ет).

Тема: Гласные и согласные в корне слова.
Диктант.
Пернатые друзья.
В субботу папа с Серёжей делали кормушку для птиц. Серёжа подавал гвозди и дощечки. Папа их строгал и колачивал. Зимой каждое утро Серёжа сыпал в кормушку зерно. Воробьи и синички ждали мальчика. Они слетались со всех сторон, спешили позавтракать. В январские морозы к кормушке прилетели снегири. Рядом сидела важная ворона. Сытая птица легко переносит холод.
Грамматическое задание:
1. Разобрать по составу слова: кормушка (корень -корм, суффикс – ушк, окончание -а), переносит (приставка – пере, корень- нос, окончание – ит), январские (корень-январ,суффикс – ск, окончание – ие) .
2. Записать 4 слова с удвоенными согласными и разделить их для переноса. Например: ван-на, груп-па, кас-са, ал-лея и т.д.

Контрольный диктант.
Оляпка.
Был мороз. На льду реки весело пела птичка. Вот птичка прыгнула в сугроб. Там она искала пищу. Через минутку птичка выскочила на лёд. Она снова весело запела. Это оляпка. Ей не холодно. Перья птички покрыты слоем жира.
Грамматическое задание:
1. Выписать слово, в котором букв больше, чем звуков (льду).
2. Разделить слова для переноса: оляп-ка, пе-рья, про-рубь.
3. Звуко-буквенный разбор слов
лёд – 1 слог
л – звук л – согл.,звонк., мягк.
ё – звук о – гласн., ударн.
д – звук т – согл., глух., твёрд.
3 буквы, 3 звука
перья – 2 слога
п- звук п – согл., глух., мягк.
е- звук – э – гласн. ударн.
р – звук р – согл., звон., мягк.
ь – звука нет
я- звук й – согл., мягк., звонк.
звук а – гласн., безуд.
5 букв, 5 звуков.
4. В последнем предложении подчеркнуть буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

Контрольный диктант.
Новая школа.
За деревней Морозки был пустырь. Жители деревни для ребят построили новую школу. Ученики посадили у крыльца кусты роз. На клумбах цветут тюльпаны. За домом школьники разбили фруктовый сад. Пройдут годы. Ребята снимут с яблонь и груш урожай фруктов.
Грамматическое задание:
1. Подчеркнуть предлоги.
2. Во втором предложении подчеркнуть главные члены, указать известные части речи.
Подлежащее – жители, сказуемое – построили. Жители – сущ., деревни- сущ., для- предлог, ребят – сущ., построили – глагол, новую – прилаг., школу-сущ.
3. Выписать 2 слова с парными согласными на конце и подобрать проверочные слова.
роз-розы, сад- сады
4. Подобрать однокоренные слова к слову «сад».
Сад – садовник, садик, садовый

Диктанты для 10 класса
материал по русскому языку (10 класс)

Диктанты по русскому языку для 10 класса

Скачать:

Вложение Размер
diktanty_10_klass.zip 25.8 КБ

Предварительный просмотр:

(1)Мохнатые сизые тучи, словно разбитая стая испуганных птиц, низко несутся над морем. (2)Пронзительный, резкий ветер с океана то сбивает их в тёмную сплошную массу, то, словно играя, разрывает и мечет, громоздя в причудливые очертания.

(3)Побелело море, зашумело непогодой. (4)Тяжко встают свинцовые воды и, клубясь клокочущей пеной, с глухим рокотом катятся в мглистую даль. (5)Ветер злобно роется по их косматой поверхности, далеко разнося солёные брызги. (6)А вдоль излучистого берега колоссальным хребтом массивно поднимаются белые зубчатые груды нагромождённого на отмелях льду. (7)Точно титаны в тяжёлой хватке накидали эти гигантские обломки.

(8)Обрываясь крутыми уступами с прибрежных высот, к самому морю хмуро надвинулся дремучий лес. (9)Ветер гудит красными стволами вековых сосен, кренит стройные ели, качая их острыми верхушками и осыпая пушистый снег с печально поникших зелёных ветвей.

(10)Бесследно проходят седые века над молчаливой страной, а дремучий лес стоит и спокойно, сумрачно, точно в глубокой думе, качает темными вершинами. (11)Ещё ни один его могучий ствол не упал под дерзким топором алчного лесопромышленника: топи да непроходимые болота залегли в его тёмной чаще. (12)А там, где столетние сосны перешли в мелкий кустарник, мёртвым простором потянулась безжизненная тундра и потерялась бесконечной границей в холодной мгле низко нависшего тумана. (По А. Серафимовичу.)

1.Какой тип речи представлен в тексте?

2.Из пр.1 выписать эпитет.

3.Из пр.5 выписать слово , в котором правописание приставки зависит от последующего согласного звука.

4.Из пр.5 выписать два слова с безударной проверяемой гласной в корне слова.

5.Из пр.3-4 выписать действительное причастие настоящего времени.

6.Среди пр.1-3 найти предложение с обособленными обстоятельствами, указать номер предложения.

7.Среди пр.4-6 найти предложение с однородными членами, указать его номер.

8.Среди пр.8-10 найти сложное предложение,указать его номер.

Диктант №2
Путь к озеру

Утренняя заря мало-помалу разгорается. Скоро луч солнца коснётся по-осеннему оголённых верхушек деревьев и позолотит блестящее зеркало озера. А неподалёку располагается озеро поменьше, причудливой формы и цвета: воде в нём не голубая, не зелёная, не тёмная, а буроватая. Говорят, что этот специфический оттенок объясняется особенностями состава местной почвы, слой которой устилает озёрное дно.Оба эти озера объединены под названием Боровых озёр, как в незапамятные времена окрестили их старожили здешних мест. А к юго-востоку от Боровых озёр простираются гигантские болота. Это тоже бывшие озёра, зараставшие в течение десятилетий.

В этот ранний час чудесной золотой осени мы движемся к озеру с пренеприятным названием – Поганому озеру. Поднялись мы давно, ещё до рассвета, и стали снаряжаться в дорогу. По совету сторожа, приютившего нас, мы взяли непромокаемые плащи, охотничьи сапоги-болотники, приготовили дорожную еду, чтобы не тратить время на разжигание костра, и двинулись в путь.

Два часа пробирались мы к озеру, пытаясь отыскать удобные подходы. Ценой сверхъестественных усилий мы преодолели заросли какого-то цепкого и колючего растения, затем полусгнившие трущобы, и впереди показался остров. Не добравшись до лесистого бугра, мы упали в заросли ландыша.

1.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

ОтозвАла звонИл стАтуя красИвее

2.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

свыше ЧЕТЫРЁХСОТ метров

ягоды стали СЛАЖЕ

нет ПОЛУТОРАСТА книг

перед пятым ИЮНЯ

3. Укажите вариант ответа, в котором во всех словах одного ряда пропущена безударная гласная корня, не проверяемая ударением. Запишите номер ответа.

1) м…кал в воду, д…ить коров, упл…тнить сроки

2)тр…диция, к…мпозиция ф…нтазия

3) с…луэт, ув…ртюра, пасмурный день исс…кал

4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов

1) не..цененный, пр..игрыватель, з..работать

2) бе..домный, ра..думывать, в..бираться (на дерево)

3) пр..поднять, пр..шёл, пр..седание

4) от..грывать, от..скать, за..грывать

5 )меж..языковой, п..янящий, раз..ём

5. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) ореш…к, сторож…вой

2) молодец…ий , узбек…кий

1) Наступила тишина, слышно было только, как фыркали и жевали лошади да похрипывали спящие. 2) Где-то плакал чибис и изредка раздавался писк бекасов, прилетавших поглядеть, не уехали ли непрошеные гости. 3) Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался после еды, побежал к осоке и отсюда оглядел местность. 4) Увидел он то же самое, что видел и до полудня: равнину, холмы, небо, лиловую даль. 5) Только холмы стояли поближе, да не было мельницы, которая осталась далеко позади. 6) От нечего делать Егорушка поймал в траве скрипача, поднёс его в кулаке к уху и долго слушал, как тот играл на своей скрипке. 7) Когда надоела музыка, он погнался за толпой жёлтых бабочек, прилетевших к осоке на водопой, и сам не заметил, как очнулся опять возле брички. 8) Неожиданно послышалось тихое пение. 9) Песня, тихая, тягучая, заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом, слышалась то справа, то слева, то сверху, то из-под земли, точно над степью носился невидимый дух и пел. 10) Егорушка оглядывался по сторонам и не понимал, откуда эта странная песня. 11) Потом уже, когда он прислушался, ему стало казаться, что пела трава. 12) В своей песне она, полумёртвая, уже погибшая, без слов, но жалобно и искренне убеждала кого-то, что она ни в чём не виновата, что солнце выжигало её понапрасну, она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она ещё молода и была бы красивой, если бы не зной и засуха.

1. Из предложений 1-3 выпишите слова, правописание приставок в которых зависит от последующего согласного.

2. Из предложений 3-7 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

3. Из предложений 8-10 выпишите слово, в котором правописание н и нн определяется правилом: “В наречии пишется столько н , сколько в слове, от которого оно образовано”.

4. Из предложений 8-12 выпишите действительное причастие прошедшего времени.

5. Из предложения 7 выпишите союзы.

6. Среди предложение 1-5 найдите сложное предложение, одна из частей которого осложнена обособленным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

7. Среди предложений 8-10 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.

8. Среди предложений 1-4 найдите сложное предложение с разными видами связи (бессоюзной и подчинительной). Напишите номер этого предложения.

1. Из предложений 8-11 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от её значения “неполнота действия”.

2. Из предложений 11-12 выпишите слово с чередующейся гласной.

3. Из предложений 8 10 выпишите слово, в котором правописание н и нн определяется правилом: “В наречии пишется столько же н , сколько в слове, от которого оно образовано ” .

4. Из предложений 3-7 выпишите действительное причастие прошедшего времени.

5. Из предложения 12 выпишите неопределённое местоимение.

6. Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение, одна из частей которого осложнена обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

7. Среди предложений 1-4 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.

8. Среди предложений 4-7 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением. Напишите номер этого предложения.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1) изредка, раздавался 1) прислушался

2) равнину 2) выжигало

3) неожиданно 3) неожиданно

4) погибшая 4) прилетавших

5) когда, и, как 5) кого-то

Максимальный балл – 13 (8 за грамматическое задание + от 1 балла до 5 баллов за диктант).

Перевод баллов в отметку:

13 баллов ________ “5”;

10-12 баллов ______ “4”;

7-9 баллов ________ “3”;

6 баллов и ниже __ “2”.

Текст диктанта с пронумерованными предложениями обучающиеся записывают под диктовку с указанием номеров предложений. Далее обучающиеся выполняют грамматическое задание по тексту диктанта.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

математические диктанты 2 класс УМК ПНШ

математические диктанты 2 класс по УМК ПНШ.

математические диктанты 3 класс УМК ПНШ

математические диктанты 3 класс УМК ПНШ.

Графические диктанты, 6 класс

Графические диктанты представлены в види мини-презентаций. Разработаны по теме “Решение уравнений” ,6 класс. Даны три ГД: “Раскрытие скобок”, “Подобные слагаемые”, “Решение уравнений”.

Диктанты 6 класс Вспомогательное отделение

Диктанты для вспомогательного отделения.

математический диктант 4 класс (май) 1 вариант

математический диктант 4 класс (май) 1 вариант.

математический диктант (4 класс, май, 2 вариант)

математический диктант (4 класс, май, 2 вариант).

Читайте также:
Как пишется преподаватель - объяснение для школьников
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: