Диктанты по русскому языку для 2 класса 2 четверти

Контрольные работы по русскому языку во 2 классе

Материалы контрольных диктантов по русскому языку во 2 классе

за 2017-2018 учебный год. ФГОС.

Четверть Раздел

Тема, материал

Использованная литература

Контрольный диктант за 1 четверть.

Хорошо в лесу! Дует тёплый ветерок. Поют дрозды. На лугу цветы. В траве ягоды. Под берёзой вырос гриб. У сосны нора крота. Жёлтый лист упал с осины. Скоро наступит осень. (32 слова)

Подчеркнуть в предложении главные члены.

1 вариант – во втором предложении.

2 вариант – в шестом предложении.

Выписать любое трёхсложное слово и разделить его чертой для переноса.

В.П. Канакина, Г.Н. Манасова

«Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками»,

2 часть. Москва Просвещение, 2012.

Контрольно – проверочный диктант с грамматическим заданием.

Осень. Лесная дорога. Дует холодный ветер. Жёлтый лист шуршит под ногами. Весело свистят дрозды. Они клюют ягоды рябины. Летит стайка птиц. Это клесты ищут сосновые шишки. (26 слов)

Подобрать заголовок к тексту и записать.

Выписать любое слово с проверяемой безударной гласной, а перед ним в скобках написать проверочное.

Подчеркнуть в предложении главные члены.

1 вариант – в четвёртом предложении.

2 вариант – в последнем предложении.

В.П. Канакина, Г.Н. Манасова

«Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками»,

2 часть. Москва Просвещение, 2012.

Контрольный диктант с грамматическим заданием за 2 четверть.

Зима. В лесу лежит пушистый снег. На снегу точки и строчки. Следы ведут в чащу. По ночам хищные зверьки ищут пищу. Вот лесная речка. На льду сидят рыбаки. Мой товарищ Коля поймал большую щуку. (34)

Подобрать заголовок к тексту и записать.

Обозначить в словах ударение.

Подчеркнуть в любом предложении орфограммы на изученные правила.

В.П. Канакина, Г.Н. Манасова

«Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками»,

2 часть. Москва Просвещение, 2012.

Контрольный диктант «Обозначение буквами парных по глухости – звонкости согласных звуков в конце и перед согласным звуком».

Зима. Мороз. На деревьях иней. Лёд сковал речку. Снег укрыл дорожки в лесу. Вдруг подул ветер. Хлопья снега упали с берёз. Пролетела синичка. Каркнул ворон. По тропе пробежал заяц. Лисий след ведёт в чащу. Под елью сугроб. Там спит медведь .

Выпиши слово, в котором есть парный согласный звук в корне, рядом запиши проверочное слово.

Подчеркните главные члены предложения:

1 и 2 вариант – в четвёртом предложении.

В любом предложении подчеркни изученные орфограммы.

В.П. Канакина, Г.Н. Манасова

«Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками»,

2 часть. Москва Просвещение, 2012.

Контрольный диктант за 3 четверть с грамматическим заданием.

Весна. Тепло. Тают рыхлые снега. По небу плывут легкие облака. На деревьях кричат грачи. Скоро прилетят веселые скворцы. По улице бежит широкий ручей. Саша и Кузьма пускают по воде кораблик. Слышны звонкие крики воробьев и лай Жучки.

Озаглавить текст. Продолжить этот текст 1 предложением.

В 3 предложении (1 вариант) и в 7 предложении (2 вариант) подчеркнуть главные члены предложения и над словами указать известные части речи.

Выписать любой глагол (1 вариант), любое существительное (2 вариант) во множественном числе, а рядом записать этот глагол (существительное) в единственном числе.

В.П. Канакина, Г.Н. Манасова

«Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками»,

2 часть. Москва Просвещение, 2012.

Контрольный диктант «Части речи».

Мы живем в селе Чайка. В конце села есть ферма. Ученики помогают взрослым. У коровы Зорьки родился теленок Дружок. У Дружка гладкая шерсть. На спине белое пятно. Девочка Галя дала малышу теплое молочко. Коля принес для коровы душистое сено. Юра и Глеб часто пасли коров на лугу.

Указать над словами 7 предложения части речи.

Выписать любое имя прилагательное с именем существительным.

Найти предложение, где есть местоимение; подчеркнуть главные члены.

В.П. Канакина, Г.Н. Манасова

«Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками»,

2 часть. Москва Просвещение, 2012.

Итоговый контрольный диктант за год.

Май. Настали теплые деньки. Зеленая листва укрыла деревья. Весело поют дрозды и чижи. На земле сочная травка. В лесу цветут душистые ландыши. Зреют лесные ягоды. Гудят шмели. Пчела летит от цветка к цветку. В цветах сладкий сок. У ручья урчат лягушки. К воде ползет уж. (46 слов).

Слова для справок: настали, зелёная, сочная, зреют, лесные, сладкий, (учитель орфографически проговаривает безударные окончания имен прилагательных и глаголов)

В.П. Канакина, Г.С. Щеголева «Сборник диктантов и самостоятельных работ», Москва Просвещение, 2013.

Проверочная работа. (Прилагается)

русскому языку для 2 класса.

Контрольные словарные диктанты.

Контрольный словарный диктант.

Яблоко, ягода, ветер, лопата, осина, капуста, одежда,

земляника, малина. (9 слов)

Орфографическ ий словарь

«Русский язык» 2 класс.

Контрольный словарный диктант.

До свидания, фамилия, здравствуйте, обед, магазин,

картина, декабрь, обезьяна, сахар. (9 слов)

Контрольное списывание.

Задание. Спишите, вставьте нужные слова из слов для справок.

Была . весна. Дети . в березовой роще. . слышалось звонкое пение птиц. Весной птицы летят . юга . север. Высоко в . небе кричали журавли. Дети заметили под кустом . зайчика. Он тихо . в теплом гнезде.

Слова для справок : гуляли, ранняя, вокруг, на, с, голубом, маленького, спал.

На основе изученного материала.

Задание. Спишите, вставьте буквы.

З. леной л. ствой одеты д. р. вья. На тр. ве прохладная р. са. Пахнет гр. бами, душ. стой з. мл. никой. В кустах п..ет сол. вей. На верш. не ели свил гн. здо ястре. . В глухой ч. ще ж. вет ры. ь. С ветки на ветку прыгает рыжая бело. ка. Хорошо летом в л. су!

Учебник «Русский язык» 2 класс. В.П. Канакина. Москва. Просвещение. 2012.

Диктанты 2 класс

Диктант для 2 класса – это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.

  • 1 четверть
  • 2 четверть
  • 3 четверть
  • 4 четверть
  • Итоговый диктант
Читайте также:
Командировка как пишется - объяснение правила орфографии
По названию и теме:
2 класс 1 четверть
«В лесу»

Хорошо в лесу! Дует тёплый ветерок. Поют дрозды. На лугу цветы. В траве ягоды. Под берёзой вырос гриб. У сосны нора крота. Жёлтый лист упал с осины. Скоро наступит осень. (30 слов)

✒️ Грамматическое задание:

  1. Подчеркнуть во втором (восьмом) предложении главные члены предложения;
  2. Обозначить в словах ударение;
  3. Выписать любое трёхсложное слово и разделить его чертой для переноса.
2 класс 2 четверть
«Зимний денёк»

Сильные морозы сковали озёра и реки. Снега засыпали землю. Тихо в лесах и полях. Природа уснула до весны. Холодный ветер гуляет кругом. Зимой птицам трудно добывать еду. Они летят к людям. Покормите птиц! (33 слов)

✒️ Грамматическое задание:

  1. выписать три слова, в которых есть безударный гласный звук в корне, рядом записать проверочное;
  2. подчеркнуть главные члены предложения в пятом предложении, указать связь слов в предложении.
2 класс 3 четверть
«Весна пришла»

Весна. Тепло. Тают рыхлые снега. По небу плывут лёгкие облака. На деревьях кричат грачи. Скоро прилетят весёлые скворцы. По улице бежит широкий ручей. Саша и Кузьма пускают по воде кораблик. Слышны звонкие крики воробьёв и лай Жучки. (38 слов)

✒️ Грамматическое задание:

  1. подчеркнуть главные члены предложения в третьем (седьмом) предложении, указать над словами известные части речи;
  2. выписать глагол (существительное) во множественном числе, а рядом записать этот же глагол (существительное) в единственном числе.
2 класс 4 четверть
«Помощники»

Мы живём в селе Чайка. В конце села есть ферма. Ученики помогают взрослым. У коровы Зорьки родился телёнок Борька. У Борьки гладкая шерсть. На спине белое пятно. Девочка Галя дала малышу тёплое молоко. Коля принёс для коровы душистое сено.

Юра и Глеб часто пасли коров на лугу у реки. (49 слов)

✒️ Грамматическое задание:

  1. в первом предложении подчеркнуть в словах изученные орфограммы;
  2. указать над словами седьмого предложения части речи;
  3. выписать имя прилагательное + имя существительное;
  4. подчеркнуть в третьем предложении главные члены, указать связь слов.
Итоговый диктант за 2 класс
«Каникулы»

Кончился учебный год. Ребята поедут в деревню на дачу. Они будут ходить за грибами и ягодами. Анна Воробьёва едет на Волгу. Слава Ильин полетит самолётом на озеро Байкал.

Детей ждут походы, дороги, широкий простор. Осенью они приедут в родной город Астрахань. (41 слово)

✒️ Грамматическое задание:

  1. В первом предложении подчеркнуть главные члены предложения и определить части речи.
  2. Выписать два слова с проверяемой безударной гласной в корне, подобрать проверочные слова.
  3. Разделить для переноса слова: ручьи, вьют, деньки.
Тема: жи/ши, ча/ща, чу/щу

Грянул майский гром. Заполнили лес чудесные звуки. Бормочут молчаливые совы. Лопочут зайцы. В чаще пропищал комар. Чуть слышно прозвучали бубенчики ландыша. В лужах плещутся и урчат лягушки. Даже сухой лист ожил. Шуршит и шмыгает по земле.

Зима. В лесу лежит пушистый снег. На снегу точки и строчки. Следы ведут в чащу. По ночам хищные зверьки ищут пищу. Вот лесная речка. На льду сидят рыбаки. Мой товарищ поймал большую щуку.

Как хорошо весной! Мы идем в дубовую рощу. Тут весело поют чижи и дрозды. Громко кричат грачи. Стучат пестрые дятлы. Трещат шустрые сороки. Над цветком жужжит пчела.

Детский сад в зоопарке

Весной в зоопарке появились новые жители. Чудной медвежонок Топик сразу подружился с обезьянкой Чикой. Едят из одной миски тигренок Акбар и волчонок пик. Бельчонок Рыжик весело скачет по площадке. Львенок Кинг ловит его пушистый хвост.

Алёша Чайков и Андрей Шишкин — два товарища. Оба любят животных. У Алеши живет ручная ворона. Он ухаживает за Карой. У Андрюши чудесная собака — Акбар. Мальчик учит Акбара служить.

Тема: чк/чн/чт/щн

крошечный, строчка, изящный, розочка, речной, мачта, звучный, удачный, помощник, вазочка, чтение, красочный, хищник, уличный, платочки, мощный, мучной, минуточка, одуванчик, овощной, пушечный, почта.

Пришла шумная весна. Звонко поют птички. С сучка на сучок скачет рыжая белочка. Журчат ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. Из разлома березовой веточки капает прозрачный сок. Яркими кружочками зеленеют кочки с брусничником.

Мальчик и девочка часто бегают в лес. Там они ищут шишки, рвут щавель. В лесу весело поют птички. В дупле живет ручная белка. На поляне бегает зайчик. Детям хорошо в лесу.

Тема: Двойные согласные

В класс вошла учительница Анна Ивановна. Начался урок русского языка. Дети записывают слова с орфограммами. Сегодня одиннадцать учеников получили пятерки.

Тема: Звонкие и глухие согласные

Наш сад охранял сторож Остап. С ним жил большой пёс Марат. Однажды зимой ударил крепкий мороз. Остап надел тулуп, шапку, варежки, тёплую обувь. Но ему было зябко. Он продрог и дул в ладошки. Вокруг мрак и тишь. Ветхую изгородь занёс снег. Низкое деревце накрыл сугроб.

Раз ночью сквозь разбитое оконное стекло вскочила большущая мерзкая жаба. Увидела Дюймовочку. Схватила скорлупку с девочкой и выпрыгнула в сад. Там текла широкая река. У берега была топкая и вязкая тина. Тут жила жаба с с сынком. Он был гадкий и противный. (по Г.Х.Андерсену)

Тема: Разделительный мягкий знак

Семья Воробьевых большая и дружная. Все заняты делом. папа пишет научную статью. Бабушка шьет платье внучке. Мама утюжит белье. Дети Илья и Татьяна учат уроки. За ужином все пьют чай с черничным вареньем.

Словарный диктант на мягкий знак
июль, скамья,колосья,брать, ульи, веселье, день, зимовье, шьют, зелень, мыльница, Татьяна, Мальвина, житьё, чутьё, листья, костя, печенье, стулья, плюшки, крылья, летчик, качели, пьеса, бельё, ателье, муравьи, мёд, вьюга, салют.

Читайте также:
Простое глагольное сказуемое - определение, примеры
2 класс. Проверочные диктанты

Май. Настали теплые деньки. Зеленая листва укрыла деревья. Весело поют дрозды и чижи. На земле сочная травка. В лесу цветут душистые ландыши. Зреют лесные ягоды. Гудят шмели. Пчела летит от цветка к цветку. В цветах сладкий сок. У ручья урчат лягушки. К воде ползет уж. Слова для справок: настали, зеленая, сочная, зреют, душистые, лесные, сладкий (учитель орфографически проговаривает безударные окончания имен прилагательных и глаголов).

Пришла весна. Пробегает слабый ветерок. Весеннее солнце сгоняет снег. Оживает каждый кустик и травинка. На деревьях набухли почки. На голых ветках орешника показались цветы. Они похожи на серые колючки на гибких прутьях.

У нас идёт большая стройка. Сёма и Яша едут в новый дом. В доме пять этажей. У крыльца машины. Мальчики рады. Слова для справок: большая, этажей, у нас.

Наша школа новая. Она светлая и красивая. Около школы растут клёны и липы. Мы любим свою школу. Наши ученики живут дружно. Слова для справок: около, растут, ученики.

Под корнями березы была нора. Наступила радостная весна. Там спал всю зиму сердитый ёжик. Солнце согрело землю. Ёжик выбежал на лесную поляну. По лесу побежали весёлые ручьи. Холодные ручей разбудил зверька. (по Г. Скребицкому)

Я люблю читать. Тётя Люся купила мне книгу. Там картинки. Вот лось и конь. А это шишки ёлки. Я читаю стихи о лисе. Слова для справок: картинки, читаю.

Зиму мы ждали. Зиму мы звали. У дома сугробы. Ольга катит ком снега. Таня катит ком снега. Вот и снежная баба. У Саши и Даши. Слова для справок: весело, катит.

Выпал первый снег. Все рады снегу. Миша и Яша вышли во двор. Там их ждала Оля. Папа купил ей лыжи. Дети идут в парк. Слова для справок: выпал, снег, во двор.

Кругом пушистый снег. Он тихо падает на землю. Старый пень весь закрыт снегом. Юра идёт в лес. В руках у мальчика корм для птиц.

Был ясный день. Вот парк. Тут растут пушистые ели и сосны. Лёня и Яна искали шишки. Это корм для птиц. В шишках семена. На ель прыгнула белка.

Деревья – жители нашей земли. Они живут очень долго. У них есть своя память. Она заключена в годовых кольцах. Широкие кольца говорят об обильных годах. Узенькие кольца расскажут о годах засушливых. По количеству колец можно определить возраст дерева. Сколько колец – столько и лет.

Комнатные растения не только украшают наши жилища. Ещё давно садовая герань считалась в Европе цветком городской бедноты. Она оздоровляла сырой воздух в их жилищах и улучшала сон. Люди верили в лечебную силу садовой герани и любили её.

Пес Мухтар и кошка Мурка дружили. Весной Мурка родила пять котят. Котята быстро росли. Однажды кошка ушла. Котята пищали. Мухтар стал играть с малышами. Большой котенок влез Мухтару на спину. Пес был рад. Скоро пришла Мурка, она стала кормить котят молоком. Мухтар весело смотрел на друзей. Слова для справок: однажды, родились, росли, стала.

Цель диктантов: Повторить и систематизировать изученный на уроках материал, выполнить работу над ошибками.

Проверочные диктанты с грамматическим заданием 2 класс II четверть

Проверочные диктанты для 2 класса с грамматическим заданием по ФГОС за 2 четверть.

Данные диктанты подходят для проверки знаний по пройденным темам любой программы начальной школы.

Проверочные диктанты с грамматическим заданием 2 класс

Проверочные диктанты по теме «Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме буквами»

Зимний лес

Лес оделся в зимний наряд. Снег покрыл лапы елей и сосен. Лёгкий пух украсил ветви берёз. Дуб надел пушистый шарф. В нём не страшен мороз. Лес зимой так красив!

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три слова с парными звонкими или глухими согласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.

2. Спишите ряды букв, заполните пропуски.

3. К словам тяжёлый, жёсткий подберите противоположные по значению слова (антонимы) и запишите их.

На море

Дедушка привёз внуков на море. Морской берег близко. На берегу большой пляж. Яков и Олег сняли одежду и обувь. Скорее в море! Море было тёплым.

Грамматическое задание

1. Выпишите слова с парными звонкими и глухими согласными звуками написание которых нужно проверять. Рядом запишите проверочные слова.

Дом, друг, вода, суп.

2. Измените слова так, чтобы написание парного согласного нужно было проверять.

Молодой -…, низок – …, луга – …, прутик – … .

3. Запишите имя мальчика с парным согласным звуком, написание которого нужно проверять.

Прорубь

Олег и Стае шли из школы. Падал мокрый снег. У школы пруд. Олег ступил на тонкий лёд. Лёд треснул. Мальчик упал в прорубь. Стае вытащил товарища. Ребята поспешили домой.

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три слова с парными согласными на конце. Рядом запишите проверочные слова.

2. Спишите, вставьте пропущенные буквы так, чтобы слова каждой пары различались согласным на конце.

Моло.. – моло.. – лу.. – лу.. – пру.. – пру.. – .

3. К слову товарищ подберите близкое по значению слово (синоним). Составьте с этим словом восклицательное предложение, которым можно закончить этот текст, и запишите его.

На службе у людей*

Люди придумали умные машины. Вот кран тянет груз ввысь. Машины делают обувь, пищу, технику для быта. Трактор тащит плуг, убирает хлеб. Газ и нефть тоже дают нам машины. Зуб лечит бормашина. Город и село не могут без машин.

Читайте также:
Как пишется суффикс - объяснение правила орфографии слова

Грамматическое задание

1. Разделите для переноса слова умные, убирает.

2. Измените в словах одну букву так, чтобы слова каждой пары звучали одинаково, но различались написанием.

Плот — пло. молот — моло. прут — пру.

3. Составьте и запишите предложения со словами стог, сток.

Проверочные диктанты по теме «Ударение. Ударные и безударные гласные»

Галка

У брата с сестрой ручная галка. Один раз сестра умывалась Она сняла колечко. Смыла мыло с лица, глядит – а колечка нет. Брат полез на крышу и нашёл колечко. Это галка всё утащила. По Б. Житкову

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три слова с безударными гласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.

2. Составьте и запишите вопросительное предложение, которое могло бы стать началом данного текста.

3. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Рядом запишите проверочные слова.

Стена — . мячи — . глаза — .

Ласточка

Мальчик осенью нашёл под крышей гнездо. Он не трогал его. Прошла зима. Весной прилетели ласточки. Они носили в гнёздышко пух и глину. Скоро запищали птенцы. Ласточки ловили своим деткам мошек. По К. Ушинскому

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста два однокоренных слова. Первым запишите слово, которое является проверочным, поставьте ударение. В слове, написание которого нужно проверять, подчеркните букву, обозначающую безударный гласный звук.

2. Подчеркните в тексте предложение, состоящее только из главных членов (нераспространённое).

3. Найдите «лишнюю» букву и запишите остальные буквы. А, И, О, Е, У, Я.

Гроза

Мальчик ходил в лес за грибами. Вдруг стало темно. Закапал дождь. Загремел гром. Мальчик сел под дуб. Блеснула молний раздался треск. Большой дуб сломался. Было страшно. Дождь кончился. Бегом домой! По Л. Толстому

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста по одному слову с безударными гласными И, Е. Рядом запишите проверочные слова.

2. Разделите буквы на две группы. Запишите в каждую группу по одному слову.

3. К слову темно подберите противоположное по значению слово (антоним). Составьте и запишите предложение с этим словом.

Ёлка*

В школу привезли ёлку. Лесная красавица была стройной и пушистой. Школьники делали для ёлки игрушки. Девочки слепили снегурок и зверушек. А мальчики смастерили машинки. Дворник дедушка Тема закрепил на верхушке звезду.

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста по одному слову с безударными гласными А, О. Рядом запишите проверочные слова.

2. Запишите цифрами, сколько звуков и букв в каждом слове.

Мальчики – . зв. б.

3. Составьте и запишите восклицательное предложение, которым можно закончить данный текст.

Проверочные диктанты по теме «Разделительный мягкий знак (Ь)»

Прилёт птиц

Весна. С юга летят птицы. Они устраивают себе жильё. Грачи строят гнёзда из сучьев на деревьях. Многие птицы вьют гнёзда в дуплах. Жилище соловья на земле. Скоро в птичьих домиках запищат птенцы.

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста слова с разделительным мягким знаком и подчеркните его.

2. Запишите слова в два столбика: 1) с разделительным мягким знаком; 2) с мягким знаком, обозначающим мягкость предшествующего согласного звука. В каждый столбик допишите ещё по одному слову.

Пальчик, ручьи, коньки, братья.

3. Составьте из слов предложение и запишите его. Вставьте пропущенные буквы.

Дерев…ях, жил..ё, строят, птицы, на.

Птицы осенью

На дворе осень. Льёт дождь. Не слышно птичьих песен. Соловьи и стрижи уже улетели. Скоро собьют клинья утки, гуси и журавли. Они готовят крылья к перелету. Воробьи и сороки ищут пищу у жилья людей.

Грамматическое задание

1. Найдите в тексте слова с разделительным мягким знаком. Подчеркните те из них, которые нельзя переносить по слогам.

2. К данным словам подберите однокоренные слова с разделительным мягким знаком. Запишите по образцу.

Образец: птица – птичья.

Заяц, лиса, медведь, волк.

3. Спишите, вставьте мягкий знак там, где его необходимо. Составьте и запишите два предложения с любыми из этих словосочетаний.

Сем..я подсолнуха, дружная сем..я, умный Кол..я, вбить кол..я, сол…ю воду, сол..ю суп.

Лисья охота

Охотник идёт по лисьим следам. Вот лиса покружила у деревьев. Это она напала на заячьи следы. Обошла медвежью берлогу. Лисьи петли всё ближе к жилью людей. Ищет хищница птичьи

Грамматическое задание

1. Найдите в тексте слова с разделительным мягким знаком, выделите в них корень, подчеркните разделительный мягкий знак.

2. Составьте из слов словосочетания и запишите их. Вставьте пропущенные буквы.

Заяч..я, лис…я, капуста, медвеж…я, нора, берлога.

3. Составьте и запишите по одному предложению с каждым из этих слов. Вставьте пропущенные буквы.

Друз, .я, варен..е, печен..е, п..ют.

Вьюга*

Ненастье застало путника в лесу. Закружили хлопья снега. Завыла вьюга. Под елью путник вырыл нору. Ночью слышны были волчьи песни. Утром метель утихла. Человек увидел собачьи следы. По ним он вышел к жилью людей.

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три слова с разделительным мягким знаком, разделите их для переноса.

2. Запишите слова, данные в транскрипции.

3. Прочитайте стихотворение. Запишите три-четыре слова, которыми его можно продолжить.

Перед Е, Ё, И, Ю, Я

Я в корнях стою, друзья.

Воробьи, жильё, ручьи,

Листья, крылья, стулья, чьи.

Проверочные диктанты по теме «Удвоенные согласные в словах»

Наши хобби

Ребята нашего класса не скучают. Кирилл и Алла играют в теннис. Жанна и Римма ходят в бассейн. Римма собирает коллекцию марок. Инна рисует иллюстрации для стенной газеты-А Эмма любит искусство.

Читайте также:
Фонетический разбор слова, как сделать звукобуквенный разбор, таблица букв и звуков, правила разбора, трудные случаи, примеры, разбор онлайн

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста имена детей, в которых есть удвоенные согласные. Подчеркните в них заглавную букву и удвоенные согласные.

2. Спишите, вставьте С или СС.

Ма..а, ли..а, Ро..ия, ро..а.

3. Составьте и запишите по одному предложению с каждым из этих слов. Вставьте пропущенные буквы.

Програ.л, ка..а, кла. иску..тво.

Урок

У нас урок русского языка. Анна и Кирилл думают. Как написать слова: группа, сумма, тонна? А Анна пишет рассказ. В субботу учитель раздаст тетради. Класс узнает оценки.

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три слова с удвоенными согласными и подчеркните их.

2. Спишите, вставьте Н или НН.

То..а, дли..а, те..ис, картн.а.

3. Составьте и запишите по одному предложению с каждым из этих слов. Вставьте пропущенные буквы.

Хо..ей, ка..а, тро..ейбус.

Юннаты

Настала суббота. Наша группа на прогулке в парке. Мы – юннаты. Анна и Савва убирают аллеи от мусора. Инна и Васса кормят белок. Пора в класс. Мы вышли на шоссе. Вот и наш троллейбус.

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три слова с удвоенными согласными, разделите их для переноса.

2. Спишите, вставьте М или ММ.

Су..а, зи..а, килогра. ра..а.

3. Составьте и запишите по одному предложению с каждым из этих слов. Вставьте пропущенные буквы.

Су..ота, кла. ба..ейн.

К папе*

У мамы телеграмма. Мы едем к папе. Мой папа – профессор. Он исследует кристаллы. Дорога к папе длинная. Мы сели в пассажирский поезд. За окнами Одесса. Скоро мы будем в России.

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста названия страны и города, разделите их для переноса.

2. Спишите, вставьте Л или ЛЛ.

А..ея, футбо. мета. те..визор.

3. Замените словосочетания одним словом. Подчеркните в словах удвоенные согласные.

Выходной день, электрический транспорт, результат сложения, порядок выступления артистов.

Диктанты по русскому языку для 2 класса 2 четверти

Диктанты 2 класс 2 четверть

Объём работы — 25—30 слов.

При диктовке чётко проговаривать все слова с неизученными орфограммами.

Дуб.
Я люблю ходить по лесу и слушать шум листвы под ногами. Вот старый дуб. Он крепко держит свою листву на ветках.
Идёт первый снег. Дуб зорко осматривает лес.
Слова для справок: ходить, осматривает.

Художник.
Я смотрю в окно. Мороз вывел на стекле нежные узоры. Вот трава. Вот чудные цветы. А это маленький зверёк спрятался под пушистой веткой ёлки. Хороши у мороза узоры.
Слова для справок: смотрю, вывел.

На озере.
Хмурый день. Дождь тихо позванивал по озеру. Он словно натянул тонкие нити между небом и землёй. У озера ивы. Вода окружила их. Они были в плену у воды.
Слова для справок: позванивал, натянул, окружила.

Снег.
День словно спал. С неба падал снег на крыши домов. Вышло солнышко. Снег стал чистыми капельками воды. Капли скатывались на землю, как бисер. Красив был вид у земли.
Слова для справок: словно, скатывались, бисер.

В лесу.
Утром в лес пришла в гости зима. Маленькие ёлочки купались в пушистом снегу. Видны были только макушки. По небу важно плыла большая туча. И вот опять повалил снег.
Слова для справок: пришла, утром, опять, повалил, большая.

Мороз не страшен.
Лес скинул последнюю листву. Он стал голым. Тихо подкрался мороз. У берегов озера лёг тонкий лёд. Стайки рыб спрятались на дно. Там им мороз не страшен.
Слова для справок: подкрался, берегов, не страшен.

Скучно
Идёт мелкий дождь. Ольга смотрит в окно. Струйки воды бегут по стеклу. У крыльца большая лужа. Собака Мушка спит в конуре. Там сухо и тепло. На дворе осень.
Слова для справок: смотрит, бегут, тепло.

Пришла зима
Я еду на лыжах по лесу. Вот дуб. Пушистый шарф лежит на ветках дуба. Притих звонкий ручей. Его сковал толстый лёд. С неба падают снежинки. Пора и домой.
Слова для справок: лежит, сковал, пора.

Ёлка
Закружились белые снежинки. Они укрыли землю пушистым ковром. Вот ёлка. На снегу лежат шишки. Это хороший корм зверькам и птицам. Под ёлкой была нора. Маленькая мышка нырнула в норку.
Слово для справок: лежат.

На реке
Олег и Вася шли из школы. Падал густой снег. Мальчики спустились к реке. Вася побежал по льду. Лёд треснул. Вася чуть не упал в воду. Ребята поспешили домой.
Слова для справок: побежал, поспешили.

Туман
Шла по лесу осень. Она шуршала сухим листом. Клён и дуб сбрасывали листву. К утру лес притих.
С реки пополз густой туман. Он осел на кустах. С веток катились крупные капли.
Слова для справок: сбрасывали, пополз, осел, катились.

Лес заснул
Заснул зимний лес. На старых пнях лежат шапки из снега. Они большие и пухлые. Распушили иголки ёлка и сосна. Брызнули лучи света. Заискрилась всюду снежная пыль.
Слово для справок: лежат.

Снежная кукла
Пушистым ковром лёг снег. У крыльца дома играли малыши. Мой брат Никита помогал им делать снежную бабу. В руках у куклы была ветка, на голове — ведро. Всем было весело.
Слова для справок: помогал, голове.

***
Солнце село, но в лесу ещё светло. Птицы болтливо лепечут. Молодая трава блестит весёлым блеском изумруда. Алый свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам деревьев. Вот и самые верхушки потускнели. Румяное небо синеет. Лесной запах усиливается.
(По И. Тургеневу)

***
Собрались и полетели утки в далёкую дорогу. Под корнями старой ели мастерит медведь берлогу. Заяц в мех оделся белый, стало зайчику теплее. Прячет на зиму кедровка в старый мох орехи ловко. Зимовать к нам прилетели северяне- снегири.
(По Е. Головину)

Читайте также:
Как пишется оловянный - с одной л или двумя и почему именно так?

1. Нас ожидал погожий денёк. 2. Милицейский свисток остановил нарушителя. 3. Ночной город светился жёлтыми, красными, голубыми огоньками. 4. Медовый дух привлёк медведя к пасеке. 5. Смешные крольчата жевали траву. 6. Частые дожди испортили отпуск. 7. Голубок и голубка сидели на подоконнике. 8. Большая деревня просыпалась по утрам от звука пастушьего рожка. 9. На тропинке лежал медный пятак. 10. Морская волна ударилась о берег.

Хитрый Лис и Умная Уточка.
Хотел Хитрый Лис зимой Уточку съесть. Уточка вышла на берег и оставила свой след на снегу. Кинулся Лис Уточку по следу искать. А она нырнула от него под лёд. Так всю зиму и прожила там. Корм подо льдом находила. И мороз в воде не страшен.
(По В. Бианки) (Слова для справок: подо льдом, не страшен.)

Задания:

Вариант 1

  • Выпишите из первого и второго предложений слова с парными звонкими и глухими согласными, подберите к ним проверочные слова.
  • Слово с буквосочетанием -чк- выпишите, разбив на слоги.
  • Выпишите из первого предложения слова с безударными гласными, подберите к ним проверочные слова.

Вариант 2

  • Выпишите из третьего, четвёртого и последнего предложений слова с парными звонкими и глухими согласными, подберите к ним проверочные слова.
  • Слово нырнула разбейте на слоги.
  • Выпишите из пятого и шестого предложений слова с безударными гласными, подберите к ним проверочные слова.

Весна.
Настала весна. Петька, Вася и Женя бегут к речке Быстрянке. Речка течёт за селом Коньково. Вода шумит. Льдина находит на льдину. На большую льдину вскочила собака Жулька. Льдина быстро понеслась к берегу. Жулька прыгнула на бревно. Собака спаслась от беды.
Слова для справок: вскочила.

Задания:

Вариант 1

  • Подчеркните имена ребят, названия села и реки, кличку собаки.
  • Разделите на слоги слова: льдина, прыгнула, собаке.

Вариант 2

  • Подчеркните имена ребят, названия села и реки, кличку собаки.
  • Разделите на слоги слова: большую, спаслась, бревно.

Волчишка.
Жил в лесу волчишка с мамой. Ушла мать на охоту. Пришёл человек, засунул волчишку в мешок и унёс. Дома он положил мешок на пол. Волчишка вылез из мешка и задрожал от испуга. Он увидел огромную собаку с большими зубами.
Слова для справок: мешок, испуг, огромная.

Задания:

Вариант 1
Из первых трёх предложений выпишите: предлоги вместе со словами, к которым они относятся и подчеркните орфограмму пробел и слова с безударными гласными, подберите к ним проверочные слова.

Вариант 2
Из последних трёх предложений выпишите: предлоги со словами, к которым они относятся и подчеркните орфограмму пробе и слова с безударными гласными, подберите к ним проверочные.

На рыбалке.
Утро. Кругом тишина. Только камыши шумят у берега. Мы с братишкой сидим у самой воды. Вот клюнула рыба. Я тащу леща. Поплавок ещё раз скрылся в воде. Брат вытянул большую щуку. Мы оба довольны хорошим уловом.
Слова для справок: камыши, поплавок.

Вариант 1

  • Подчеркните слова, отвечающие на вопрос кто?
  • Выпишите слова с буквосочетаниями -ши-, -щу-, -ща-.

Вариант 2

  • Подчеркните слова, отвечающие на вопрос что?
  • Выпишите слова с мягким знаком – показателем мягкости согласных.

Проверочные диктанты для 2 класса по ФГОС.
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) по теме

Данные диктанты можно использовать как тематическими так и для проверки усвоения знаний по четвертям и триместрам.

Скачать:

Вложение Размер
russkiy_yazyk.docx 28.1 КБ

Предварительный просмотр:

Проверочные диктанты для 2 класса по ФГОС

У Веры жил кот Пушок. Кот был беленький и пушистый. Лапки и хвост серенькие. Пушок любил рыбу и мясо. Девочка часто играла с котом.

В четвертом и пятом предложении подчеркнуть главные члены предложения.

Как красив лес осенью! Кругом деревья в золотом уборе. Хороши высокие березы и осины.

Под кустом прячется зайка. У дупла сидит белка. На макушку ели села птица.

1. Подчеркните основу и выпишите пары слов: вариант 1- четвертое предложение; вариант 2- пятое предложение.

2. В последнем предложении в каждом слове поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мед с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Заяц бежал к ручью. Ручей поил чистой водой и людей, и животных.

В первом и во втором предложении подчеркнуть главные члены предложения.

С неба падал мокрый снежок. Ребята побежали во двор и стали лепить из снега фигурки.

Коля слепил снеговика с метлой в руке. Женя выстроил домик с окошком изо льда. У Тани получился хороший Дед Мороз. Всем было весело.

Выпишите первое предложение. Разделите слова вертикальной чертой для переноса. Подчеркните основу предложения.

Спишите второе предложение. Поставьте ударение в словах. Подчеркните безударные гласные.

Катя и Юра идут в лес. Рядом бежит пес Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам белочки. Спрятались под елкой серые ежики.

В словах ветки и белочки подчеркните мягкие согласные звуки.

Запишите, сколько букв и звуков в слове Юра.

Укажите количество слогов в словах ежики, серые, рядом.

По ночам холод. В лесу еще лежит снег. Много снега – целый сугроб. И на реке лед. А на еловой ветке сидит зяблик. Он поет. По всему лесу летит его трель. Откликнулась трелью лесная чаща. Что это? Это эхо. Вот чудо! Прозвучала птичья песня. Это привет весны.

Выпишите из текста три слова с парными согласными, орфограмму подчеркните.

Сделайте звуко- буквенный анализ слова (вариант 1 – снег, вариант 2 – лед).

Москва – главный город нашей России. В Москве много улиц, переулков, проспектов. Все знают Красную площадь, площадь Пушкина, Суворовский бульвар, Садовое кольцо.

Два друга Воронин Слава и Шишкин Коля живут на Плющихе. Мальчики гуляют в сквере с собакой Бимом и кошкой Муркой.

Слова для справок: улица, проспект, на Плющихе.

Подчеркните заглавную букву в фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.

В последнем предложении поставьте знак ударения над всеми словами.

Запишите название населенного пункта, в котором вы живете.

Ребята города Москва любят ходить в парк Сокольники. У Андрюшки Соловьева есть там рыжий друг Яшка. Это пушистая белочка с длинным хвостом. Мальчик принес корм. Постучал по сосне. Спустился Яшка , взял еду и скрылся за деревьями.

Подчеркнуть имена собственные.

В четвертом предложении подчеркнуть главные члены.

В первом предложении обозначить имена существительные.

Записать имена существительные камыши, кирпичи, вещи в единственном лице.

Взяли ребята лукошки и бегут в ближний лесок. Хорошо в тени берез! На траве капельки росы. В густых ветвях поют птицы. Детишки сели на пенек, слушают чудное пение соловушки. Пора и по малину. Крупные спелые ягоды так и манят. Кто кладет в рот, кто в кузовок.

Слова для справок: пора, кладет.

Вариант 1: из первых трех предложений.

Вариант 2: из последних трех предложений.

К словам пенек, детишки подберите и запишите проверочные слова.

В первом предложении над словами подпишите части речи.

Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые березки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Полил дождь. Травка , деревья осветились. Как все кругом стало радостно!

В первом предложении подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи.

Выпишите два слова с проверяемой безударной гласной, подберите проверочные слова.

Разделите слова для переноса: сильный , длинные, пыль.

Вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма укрылась в густой листве деревьев. Проснулись малиновки. Перья на их грудках окрасились в цвет зари. Заблестели на листьях капли росы. Над цветами стали кружить золотые пчелки. Они жадно пьют сладкий сок. Мелькают стрижи. Хорошо иметь быстрые и легкие крылья.

Контрольный диктант за 2 класс

Костя Васильев и Андрей Кирьянов бегут в рощу. Звонко поют птицы. Чудесно пахнут ландыши. От стволов на земле длинные тени. В гнезде пищат птенцы. Вот летит грачиха. Она принесла грачатам корм. Малыши ели пищу. Мальчики ушли. Зачем пугать птицу?

Слова для справок: звонко, чудесно, принесла.

1. Выписать по одному слову с безударными е и о в корне слова, приписать к ним проверочные слова.

2. Как по-разному названы в тексте птенцы? Выписать эти слова.

Наступил июль. Стоит сильная жара. Ребята идут в лес. Вот кусты малины. На кустах крупные душистые ягоды. Ольга любит малину. Вот и полная корзина ягод. Брат Никита несет корзину. Жара спала. Надвинулась темная туча. Ребята быстро бегут к дому.

1. Выписать 2 существительных, 2 глагола, 2 прилагательных и 2 предлога.

2. Подобрать антонимы к словам мало, низкий.

3. В последнем предложении найти и выписать слово с безударной гласной в корне слова, приписать к нему проверочные слова.

Проверочные диктанты для второго класса тематические (итоговые по темам)

Диктант на жиши, чаща, чущу

Грянул майский гром. Заполнили лес чудесные звуки. Бормочут молчаливые совы. Лопочут зайцы. В чаще пропищал комар. Чуть слышно прозвучали бубенчики ландыша. В лужах плещутся и урчат лягушки. Даже сухой лист ожил. Шуршит и шмыгает по земле.

Алёша Чайков и Андрей Шишкин — два товарища. Оба любят животных. У Алеши живет ручная ворона. Он ухаживает за Карой. У Андрюши чудесная собака — Акбар. Мальчик учит Акбара служить.

Детский сад в зоопарке.

Весной в зоопарке появились новые жители. Чудной медвежонок Топик сразу подружился с обезьянкой Чикой. Едят из одной миски тигренок Акбар и волчонок пик. Бельчонок Рыжик весело скачет по площадке. Львенок Кинг ловит его пушистый хвост.

Зима. В лесу лежит пушистый снег. На снегу точки и строчки. Следы ведут в чащу. По ночам хищные зверьки ищут пищу. Вот лесная речка. На льду сидят рыбаки. Мой товарищ поймал большую щуку.

Как хорошо весной! Мы идем в дубовую рощу. Тут весело поют чижи и дрозды. Громко кричат грачи. Стучат пестрые дятлы. Трещат шустрые сороки. Над цветком жужжит пчела.

Словарный диктант на чкчнчтщн

крошечный, строчка, изящный, розочка, речной, мачта, звучный, удачный, помощник, вазочка, чтение, красочный, хищник, уличный, платочки, мощный, мучной, минуточка, одуванчик, овощной, пушечный, почта.

А теперь проверьте те же правила в художественном тексте

Диктант на чкчн

Пришла шумная весна. Звонко поют птички. С сучка на сучок скачет рыжая белочка. Журчат ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. Из разлома березовой веточки капает прозрачный сок. Яркими кружочками зеленеют кочки с брусничником.

Мальчик и девочка часто бегают в лес. Там они ищут шишки, рвут щавель. В лесу весело поют птички. В дупле живет ручная белка. На поляне бегает зайчик. Детям хорошо в лесу.

Диктант на двойные согласные 2 класс

Диктанты на звонкие и глухие согласные звуки

Наш сад охранял сторож Остап. С ним жил большой пёс Марат. Однажды зимой ударил крепкий мороз. Остап надел тулуп, шапку, варежки, тёплую обувь. Но ему было зябко. Он продрог и дул в ладошки. Вокруг мрак и тишь. Ветхую изгородь занёс снег. Низкое деревце накрыл сугроб.

Раз ночью сквозь разбитое оконное стекло вскочила большущая мерзкая жаба. Увидела Дюймовочку. Схватила скорлупку с девочкой и выпрыгнула в сад. Там текла широкая река. У берега была топкая и вязкая тина. Тут жила жаба с с сынком. Он был гадкий и противный.

Диктант на разделительный мягкий знак 2 класс

Семья Воробьевых большая и дружная. Все заняты делом. папа пишет научную статью. Бабушка шьет платье внучке. Мама утюжит белье. Дети Илья и Татьяна учат уроки. За ужином все пьют чай с черничным вареньем.

Словарный диктант на мягкий знак

Июль, скамья,колосья,брать, ульи, веселье, день, зимовье, шьют, зелень, мыльница, Татьяна, Мальвина, житьё, чутьё, листья, костя, печенье, стулья, плюшки, крылья, летчик, качели, пьеса, бельё, ателье, муравьи, мёд, вьюга, салют.

Целый день лежит тюлень,
И лежать ему не лень.
Жаль тюленье прилежанье
Не пример для подражанья.

Проверочные диктанты для 2 класса по УМК школа России

Пришла весна. Пробегает слабый ветерок. Весеннее солнце сгоняет снег. Оживает каждый кустик и травинка. На деревьях набухли почки. На голых ветках орешника показались цветы. Они похожи на серые колючки на гибких прутьях.

Под корнями березы была нора. Наступила радостная весна. Там спал всю зиму сердитый ёжик. Солнце согрело землю. Ёжик выбежал на лесную поляну. По лесу побежали весёлые ручьи. Холодные ручей разбудил зверька.

(по Г. Скребицкому)

Курица и цыплята.

Курица ведет по двору цыплят. Пушистые комочки пищат и скачут. У крыльца большой цветник. А вот ворота в огород. На грядках краснеют помидоры, зреет капуста. Заметил цыпленок на земле червячка. Хвать беднягу! Закудахтала курица. Она хвалит сыночка.

Светит яркое солнышко, тают снега, плачут снежинки. На реке треснул лед. Над водой кружат быстрые чайки. К реке вышли лось и лосенок. Звонко стучит лесной доктор. Выскочил на поляну зайчишка. Звери и птицы рады теплу и весне.

Наша дача у лесочка. Там речка Щур. Был июль. Утро. Мы ловили рыбу на реке. Кот Васька спал в траве. Мы поймали окунька и щуку. Первую рыбку дали коту.

Дети играли в школу. Таня была учительница. Был урок русского языка. Петя принес ручку и тетрадь. Он писал слова и делил их по слогам. Игорь называл буквы алфавита. Анна читала стихи. Все хорошо работали.

Осень. Давно улетели на юг журавли. В лесу смолкли птичьи песни. Часто льют дожди. Сильный ветер рвет листья с деревьев. Над елью кружили клесты. Вот качнулась ветка. Это прыгнула белка. В сучьях сосны жилье зверька.

Новый год у ворот. Сторожка лесника. Дядя Ваня и ребята идут в лес. Они несут подарки. Для зайца морковку и листья капусты. Для лосей соль. Для птиц зерно и ягоды рябины. Лесные жители будут рады гостям.

Май. Настали теплые деньки. Зеленая листва укрыла деревья. Весело поют дрозды и чижи. На земле сочная травка. В лесу цветут душистые ландыши. Зреют лесные ягоды. Гудят шмели. Пчела летит от цветка к цветку. В цветах сладкий сок. У ручья урчат лягушки. К воде ползет уж.

Слова для справок: настали, зеленая, сочная, зреют, душистые, лесные, сладкий (учитель орфографически проговаривает безударные окончания имен прилагательных и глаголов).

Пес Мухтар и кошка Мурка дружили. Весной Мурка родила пять котят. Котята быстро росли. Однажды кошка ушла. Котята пищали. Мухтар стал играть с малышами. Большой котенок влез Мухтару на спину. Пес был рад. Скоро пришла Мурка, она стала кормить котят молоком. Мухтар весело смотрел на друзей.

Слова для справок: однажды, родились, росли, стала.

У дятла чудесный язык. Он у этой птицы большой длины. А ещё язык липкий. Муравьи часто прилипают к нему. Живая липкая ленточка!

Сложно собрать растения для гербария. Учёные решили обучить этому обезьян. Они показали им образцы редких растений. Скоро животные принесли растения и их плоды людям.

Лосина – вид замши. Раньше лосинами называли парадные штаны военных. Они плотно облегали ноги. Натягивали лосины мокрыми. В девятнадцатом веке лосины носили в некоторых полках России.

В горах Азербайджана растут удивительные деревья. Их плоды похожи по виду на соевые батончики. Плоды имеют вкус изюма. Такие конфеты очень любят есть дети. Конфетное дерево называется говения.

На севере Австралии встречаются очень большие бабочки. Своими размерами они достигают двадцати шести сантиметров. Местные жители употребляют их мясо в пищу. За бабочками охотятся и стреляют в них из лука.

В тундре живёт народ – саамы. Они очень бережно относятся к своей родной земле и считают её живым существом. Деревья и трава – её волосы. Зелёный дёрн, тундровый мох – её кожа. Поэтому нельзя делать больно земле.

Когда ящерица теряет свой хвост? Когда хвост ящерицы попадает в ловушку. Такая способность является защитной. Так ящерица спасается от своих врагов. Но потеря хвоста болезненна для зверька. Ведь с помощью хвоста ящерица сохраняет равновесие.

Селение из соли.

В Алжире есть селение Фази. В Фази все дома и даже крепость со стеной сделаны из обычной соли. В этих местах очень редко выпадают дожди. Вот почему селение из соли существует уже много лет. (37 слов)

Одуванчики появляются в конце весны. Они цветут почти всё лето. Во многих странах одуванчик считают сорной травой. А жители Японии и Индии выращивают его и едят. Из молодых листочков делают салат. Из сухих листьев готовят вкусный напиток.

В глубине моря царит темнота. Там плавают светящиеся рыбы. У каждого вида рыб сверкают разные огоньки рваных цветов. Чаще излучают свет глаза или пятнистые бока. У многих рыбок очень сильный свет. Такие рыбки даже хищника могут ослепить.

Комнатные растения не только украшают наши жилища. Ещё давно садовая герань считалась в Европе цветком городской бедноты. Она оздоровляла сырой воздух в их жилищах и улучшала сон. Люди верили в лечебную силу садовой герани и любили её.

Птенцы вывелись и просят есть. Они смотрят на мир жёлтыми глазами. Но ничего вокруг не замечают. Они ищут красное пятно. Оно есть на клюве взрослой чайки. Птенец стучит носиком в клюв родителей. Для родителей это приказ. Надо кормить.

Изюм – это маленькие и очень сладкие сухие виноградинки. Их тщательно высушили на солнышке. До этого виноград привезли на завод. Там специальные машины удаляют мусор. Виноград сушится и сильно теряет в весе. Из сорта винограда кишмиш получается изюм без косточек.

Грачи строят гнёзда на вершинах высоких деревьев. Грач ищет хворостинку и летит с ней к гнезду. Грачиха остаётся караулить постройку. Потом грачиха летит, а грач остаётся. Принесут грачи сухие перья, положат их пышной кучей на ветках. Гнездо построено.

Соболь живёт в дуплах. Зимой он не спит. Бегает и ищет пищу. Но от гнезда далеко не уходит. В сильные морозы и метели соболь вялый. Ест соболь лесных полёвок, птиц, кедровые орешки. Из ягод он часто ест рябину и землянику.

Удивительная птица воробей! Кличут воробья воришкой и драчуном. Весной воробей часто залезает в чужое гнездо. Гнёзда он любит вблизи домов. Часто он залетает в скворечник. Но скворцы почти всегда его выгоняют. А воробей всё равно блестит глазками и весело кричит.

Лубок – это нижние слои коры деревьев. Ещё давно из лубка мастерили картинки. Такими картинками люди часто украшали свои жилища. Появились картинки в Москве. Уличные торговцы носили их в заплечных коробах. Эти коробы похожи на наши большие рюкзаки. Только сделаны они из луба.

Вот ящерица ушастая замечает врага. Она широко разевает рот. В углах рта появились красные складки с белыми выростами. Так появился огромный зубастый рот. Кто отважится её тронуть? А если не помогло? Тогда эта ящерица может затрястись телом и утонуть в песке.

Сороку называют белобокой. У неё по бокам пёрышки белые. А вот голова, крылья и хвост чёрные. Этим она похожа на ворону. Очень красив у сороки хвост. Он длинный и прямой. Перья на нём не просто чёрные. Они отливают зеленью. Нарядная птица сорока!

Паук минеус выходит на охоту с сачком. Сачок он сплетает из своей паутины. Он делает сеточку величиной с почтовую марку. Вечером он прячет сетку в ветвях и поджидает летунов. Вот увидел хитрец комара. Паук растянул лапками свой сачок и набросил его на жертву.

Гнездо скворец устраивает глубоко в скворечнике. Он таскает туда мох и солому. Скворца лучше всего наблюдать ранним утром в саду или на огороде. Попробуйте подбросить скворцу червяка или кусочек хлеба. Скоро птица возьмёт корм из ваших рук или даже сядет на плечо.

Деревья – жители нашей земли. Они живут очень долго. У них есть своя память. Она заключена в годовых кольцах. Широкие кольца говорят об обильных годах. Узенькие кольца расскажут о годах засушливых. По количеству колец можно определить возраст дерева. Сколько колец – столько и лет.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочные диктанты по русскому языку. 3 и 4 классы

Предлагаемый практический материал можно использовать для тематического и текущего контроля.

Проверочные диктанты по русскому языку 2 класс ОС “Школа 2100”

Проверочные диктанты по русскому языку 2 класс ОС “Школа 2100”.

Конспект урока для 3 класса. Школа России. Тема: Проверочный диктант.

Предмет: Русский язык.Класс: 3Тема урока: Проверочный диктант.Цели урока: контролировать правильность записи текста; осуществлять самоконтроль при проверке письменной работы.Планируемые результаты:·.

Проверочный диктант с грамматическим заданием 3 класс II четверть УМК “Школа России”

Проверочный диктант с грамматическим заданием 3 класс II четверть УМК “Школа России&quot.

КОНСПЕКТ УРОКА «Проверочный диктант» 3 класс УМК “Школа России”

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Проверочный диктант&raquo.

«Проверочный диктант Падеж имён существительных». 3 класс школа россии

laquo;Проверочный диктант Падеж имён существительных». 3 класс школа россии.

«Проверочный диктант Падеж имён существительных». 3 класс школа россии

laquo;Проверочный диктант Падеж имён существительных». 3 класс школа россии.

Диктанты по русскому языку для 2 класса 2 четверти

Входной диктант № 1

Наступило лето. Дети едут на дачу. Возле дачи есть роща и пруд. В пруду водятся щуки, ерши и караси. Дети там рыбачат. Хороша будет уха.

(На доске выписаны слова из диктанта: есть, водятся )

В третьем предложении подчеркните гласные буквы.

Выпишите 3 слова с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Контрольный диктант № 2

У Веры жил кот Пушок. Кот был беленький и пушистый. Лапки и хвост серенькие. Пушок любил рыбу и мясо. Девочка часто играла с котом.

1.В предложениях 4 и 5 подчеркните основу.

2.Допишите одно-два предложения в конце текста.

Контрольный диктант № 3

Как красив лес осенью! Кругом деревья в золотом уборе. Хороши высокие березы и осины.

Под кустом прячется зайка. У дупла сидит белка. На макушку ели села птица.

1.Подчеркните основу и выпишите пары слов: вариант 1-четвертое предложение; вариант 2-пятое предложение

2.В последнем предложении в каждом слове поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

Контрольный диктант № 4

Зимой в лесу

Зимой друзья пошли в лес. Вот с сосны упали снежные хлопья. Это прыгнула белка. В ветвях дерева было дупло зверька. В дупле шишки и грибы. Тепло и сытно белочке в дупле.

1.Спишите первое предложение, разделив слова для переноса.

2.Напишите однокоренные слова к слову белка.

Контрольный диктант № 5

Алеша принес домой щенка. Щенку дали кличку Бим. Бим ел молоко и суп из чашки. Скоро он стал большой собакой. Друзья играли в парке. Вот Алеша бросил палку за куст. Бим принес мальчику палку.

1.Подчеркните основу в первом предложении.

2.Разделите для переноса слова в первом предложении.

Контрольный диктант № 6

Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мёд с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Заяц бежал к ручью. Ручей поил чистой водой и людей, и животных.

Контрольный диктант № 7

С неба падал мокрый снежок. Ребята побежали во двор и стали лепить из снега фигурки.

Коля слепил снеговика с метлой в руке. Женя выстроил домик с окошками изо льда. У Толи получился хороший Дед Мороз. Всем было весело.

1.Выпишите первое предложение. Разделите слова вертикальной чертой для переноса. Подчеркните основу предложения.

1.Спишите второе предложение. Поставьте ударение в словах. Подчеркните безударные гласные.

Контрольный диктант № 8

Катя и Юра идут в лес. Рядом бежит пес Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам белочки. Спрятались под елкой серые ежики.

1.В словах ветки и белочки подчеркните мягкие согласные звуки.

2.Запишите сколько букв и звуков в слове Юра.

3.Укажите количество слогов в словах ежики, серые, рядом.

Контрольный диктант № 9

По ночам холод. В лесу ещё лежит снег. Много снега – целый сугроб. И на реке лёд. И на еловой ветке сидит зяблик. Он поёт. По всему лесу летит его трель. Откликнулась трелью лесная чаща. Что это? Это эхо. Вот чудо! Прозвучала птичья песня. Это привет весны.

Выпиши из текста три слова с парными согласными, орфограмму подчеркни.

Сделайте звуко – буквенный анализ слов (вариант 1 – снег ; вариант 2 – лёд )

Контрольный диктант № 10

Главный город

Москва – главный город нашей Родины. В Москве много улиц, переулков, проспектов. Все знают Красную площадь, площадь Пушкина, Суворовский бульвар, Садовое кольцо.

Два друга Воронин Слава и Шишкин Коля живут на Плющихе. Мальчики гуляют в сквере с собакой Бимом и кошкой Муркой.

Слова для справок: улица, проспект, на Плющихе.

Подчеркните заглавную букву в фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.

В последнем предложении поставьте знак ударения над всеми словами.

Запишите название населённого пункта, в котором вы живете.

Контрольный диктант № 11

Ребята города Москвы любят ходить в парк Сокольники. У Андрюшки Соловьёва есть там рыжий друг Яшка. Это пушистая белочка с длинным хвостом. Мальчик принес корм. Постучал по сосне. Спустился Яшка, взял еду и скрылся за деревьями.

Подчеркнуть имена собственные.

В четвертом предложении подчеркнуть главные члены.

В первом предложении обозначить имена существительные.

Записать имена существительные камыши, кирпичи, вещи в единственном числе.

Контрольный диктант № 12

Дети в лесу

Взяли ребята лукошки и бегут в ближний лесок. Хорошо в тени берёз! На траве капельки росы. В густых ветвях поют птицы. Детишки сели на пенёк, слушают чудное пение соловушки. Пора и по малину. Крупные спелые ягоды так и манят. Кто кладет в рот, кто в кузовок.

Слова для справок : пора, кладёт.

Вариант 1 : из первых трех предложений.

Вариант 2 : из последних трех предложений.

К словам пенёк, детишки подберите и запишите проверочные слова.

В первом предложении над словами надпишите части речи.

Контрольный диктант № 13

Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые березки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как все кругом стало радостно!

1.В первом предложении подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи.

2.Выпишите два слова с проверяемой безударной гласной, подберите проверочные слова.

3.Разделите слова для переноса. Сильный, длинные, пыль.

«Скорее всего». Запятые нужны или нет?

Выражение «скорее всего» обособляется запятыми, если выступает в роли вводного словосочетания. Если оно выполняет функцию обстоятельства, то запятые не ставятся.

Вводное словосочетание

Вводное словосочетание «скорее всего» выражает степень уверенности автора. Его можно заменить синонимами: «возможно», «может быть», «наверное», «судя по всему», «видимо», «вероятнее всего».

  • Пример: «На решение этой проблемы, скорее всего, уйдут годы». «На решение этой проблемы, судя по всему, уйдут годы».
  • Пример: «Скорее всего, он приедет часам к шести». «Наверное, он приедет часам к шести».

Вводное словосочетание никак не связано с другими членами предложения. Ни к нему, ни от него невозможно задать вопрос. Если его переместить или удалить из предложения, то структура и смысл высказывания не пострадают.

Вводное словосочетание не является членом предложения и обособляется запятыми в большинстве случаев.

Оно отделяется одной запятой, если расположено в начале или конце предложения. В средней части предложения оно обособляется запятыми с двух сторон.

  • Пример: «Скорее всего, отпуск у меня будет в августе».
  • Пример: «Платье, скорее всего, будет готово завтра».
  • Пример: «Все билеты уже распродали, скорее всего».

В составе обособленного оборота

Вводное словосочетание не отделяется запятой, если расположено в начале или конце обособленной конструкции (причастного, деепричастного, уточняющего и других оборотов). Запятые ставятся лишь по границам всего оборота.

  • Пример: «Я приеду сегодня вечером, скорее всего после семи часов, и сразу позвоню вам». Вводное словосочетание находится в начале уточняющего оборота «после семи часов» и не отделяется запятой.
  • Пример: «Недалеко от двери магазина сидела собака, ожидая хозяина скорее всего, и время от времени нетерпеливо лаяла». Вводное словосочетание не отделяется запятой в конце деепричастного оборота «ожидая хозяина».

В середине оборота вводное словосочетание обособляется запятыми с двух сторон. При этом запятыми обозначаются также границы оборота.

  • Пример: «Андрей, уже забывший, скорее всего, о нашем споре, весело насвистывал какую-то песенку». Вводное словосочетание обособляется двумя запятыми внутри причастного оборота «уже забывший о нашем споре». Запятые ставятся также по границам всего оборота.

Если оборот обособлен при помощи тире или скобок, то вводное словосочетание выделяется запятыми всегда, при любой позиции.

  • Пример: «Если сегодня ночью пойдет дождь — скорее всего, так и будет, — то придется нам отменить наш завтрашний пикник». Вводное словосочетание отделяется запятой в начале оборота, так как он обособлен при помощи тире.

С союзом

Между сочинительным союзом («и», «а», «но», «да») и вводным словосочетанием ставится запятая, если вводную конструкцию можно удалить или переместить без потери смысла и нарушения структуры предложения.

  • Пример: «Родители скоро вернутся домой и, скорее всего, не обрадуются такому беспорядку». «Родители скоро вернутся домой и не обрадуются такому беспорядку». Без вводного словосочетания предложение сохранило свою структуру и смысл.

Не отделяется запятой сочинительный союз от вводного словосочетания, которое невозможно удалить или переставить без нарушения структуры предложения. Они образуют союзное сочетание и обособляются вместе.

  • Пример: «Эти зеленые яблоки слишком мелкие, а скорее всего, и кислые». «Эти зеленые яблоки слишком мелкие, а и кислые». Без вводного словосочетания нарушилась структура предложения.

В начале предложения присоединительный союз не отделяется запятой от вводного словосочетания.

  • Пример: «И скорее всего, в эту деревню нам придется добираться пешком».

При выделении вводного словосочетания при помощи интонации, а также при его включении в текст посредством подчинительного союза, постановка запятой между присоединительным союзом и вводным словосочетанием допускается.

  • Пример: «Но, скорее всего, дело тут не в деньгах».
  • Пример: «И, скорее всего, чтобы не опоздать на собрание, она отправилась на такси».

Вводное словосочетание всегда отделяется запятой от оборота с союзом «чтобы» или «как».

  • Пример: «Врач расспрашивал меня о моей учебе, скорее всего, чтобы отвлечь от предстоящей процедуры».
  • Пример: «Ему не терпелось услышать продолжение этой увлекательной истории, скорее всего, как и всем нам».

С однородными членами

Если вводное словосочетание разделяет ряд однородных членов и обобщающее слово, то перед вводным словосочетанием ставится тире, а после него — запятая.

  • Пример: «Диван, шкаф, письменный стол — скорее всего, всю эту мебель он собирался перевезти в новый дом».

В сложном предложении перед тире ставится еще одна запятая, разделяющая его части.

  • Пример: «В толстых альбомах хранились марки, монеты, значки, — скорее всего, все эти коллекции он собирал на протяжении многих лет».

Если вводное словосочетание находится после обобщающего слова, а далее следует ряд однородных членов, то перед вводным словосочетанием ставится запятая, а после него двоеточие.

  • Пример: «В такую миниатюрную сумочку могли поместиться лишь обычные женские вещицы, скорее всего: зеркало, расческа, пудра».

В сложном бессоюзном предложении

Вводное словосочетание может находиться между частями бессоюзного сложного предложения или однородными членами. Если оно связано по смыслу со следующим за ним предложением или словом, то не отделяется от него запятой.

  • Пример: «Раздался звонок в дверь, скорее всего вернулся отец с работы».

Иногда вводное словосочетание, находящееся между частями сложного предложения, может быть отнесено по смыслу к предыдущей или последующей части. В этом случае вводное словосочетание обособляется двумя запятыми, а после первой запятой дополнительно ставится тире.

  • Пример: «Молоко прокисло, — скорее всего, вышел срок годности». Тире подчеркивает, что не «молоко прокисло, скорее всего», а «скорее всего, вышел срок годности».

Два вводных слова

Всегда разделяются запятой находящиеся рядом вводные слова или словосочетания.

  • Пример: «Скорее всего, того и гляди, укусит меня ваша милая собачка».
  • Пример: «Конечно, скорее всего, мы больше никогда не встретимся».

С усилительной частицей

Не отделяется запятой усилительная частица («ведь», «все-таки», «все», «все же», «даже», «и», «ни», «же», «уж», «неужели», «разве» и т. д.) от вводного словосочетания.

  • Пример: «Ведь скорее всего, это наш единственный шанс».

Член предложения

Наречие в превосходной степени «скорее всего» выступает в роли члена предложения. Оно отвечает на вопрос «как?» и выполняет функцию обстоятельства образа действия. К нему можно подобрать синоним «быстрее всего».

  • Пример: «По этой тропинке вы скорее всего выйдете к реке». Выйдете (как?) скорее всего. «По этой тропинке вы быстрее всего выйдете к реке».

Обстоятельство является второстепенным членом предложения и не обособляется запятыми.

  • Пример: «Лучше и скорее всего я работаю в одиночестве и тишине».
  • Пример: «На газовой плите мой чайник закипает скорее всего».

Присутствующие рядом с обстоятельством «скорее всего» запятые могут разделять части сложного предложения, обособлять обороты, вводные слова или обращения.

  • Пример: «При упорстве и регулярных тренировках ты, парень, скорее всего добьешься результата». Запятыми обособляется обращение «парень».
  • Пример: «Кролем я доплыву, безусловно, скорее всего». Запятыми выделяется вводное слово «безусловно».
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: