Диктанты по русскому языку – 10 класс 2 четверть

РУСТЬЮТОРС

  •  Главная
  •  ЕГЭ по русскому языку 
    • Пробный ЕГЭ
    • Проверка сочинения ЕГЭ
    • Теория ЕГЭ
    • Варианты ЕГЭ
    • Практика ЕГЭ по заданиям
    • Сочинение ЕГЭ
    • Примеры сочинений ЕГЭ
    • Тексты ЕГЭ
  •  Итоговое сочинение 
    • Направления ИС
    • Примеры итоговых сочинений
    • Аргументы для ИС
  •  ОГЭ по русскому языку 
    • Устное собеседование
    • Изложение ОГЭ
    • Теория ОГЭ
    • Варианты ОГЭ
    • Практика ОГЭ по заданиям
    • Сочинение ОГЭ
    • Примеры сочинений ОГЭ
    • Тексты ОГЭ
  •  ВПР по русскому языку 
    • ВПР 4 класс
    • ВПР 5 класс
    • ВПР 6 класс
    • ВПР 7 класс
    • ВПР 8 класс
  •  Диктанты 
    • Входные диктанты
    • Итоговые диктанты
    • Контрольные диктанты
  •  Литература 
    • Теория литературы
    • Краткие содержания
    • Анализ произведений
    • Литературные герои
    • Списки ллитературы
    • Короткие рассказы
  •  Русский язык для всех 
    • Синтаксис
    • Язкознание
    • Стилистика
    • Правила русского языка
  •  Изложения
  •  Платные материалы

Диктанты для 10 класса по русскому языку

Контрольные диктанты по русскому языку для учащихся 10 классов .

Содержание:

  • 1 Диктант “Город” по тексту М.А. Булгакова
  • 2 Диктант “Странное лето” по тексту Ю. Нагибина
  • 3 Диктант “Определено предвечно” по тексту Л.Н. Толстого
  • 4 Диктант “Щемящая лирическая нота” по тексту Ю. Нагибина
  • 5 Диктант “На дне лощины” по тексту В.В. Вересаева
  • 6 Диктант “В первый раз на ярмарке” по тексту Н.В. Гоголя
  • 7 Диктант “К фронту” по тексту В. кондратьева

↑ Диктант “Город” по тексту М.А. Булгакова

Как многоярусные соты, дымился, и шумел, и жил город. Прекрасный в морозе и тумане на горах, над Днепром. Целыми днями винтами шёл из бесчисленных труб дым по небу. Улицы курились дымкой, и скрипел сбитый гигантский снег. И в пять, и в шесть, и в семь этажей громоздились дома. Днём их окна были черны, а ночью горели рядами в тёмно-синей выси. Цепочками, сколько хватало глаз, как драгоценные камни, сияли электрические шары, высоко подвешенные на закорючках серых длинных столбов. Днём с приятным ровным гудением бегали трамваи с жёлтыми соломенными пухлыми сиденьями, по образцу заграничных. Со ската на скат, покрикивая, ехали извозчики, и тёмные воротники – мех серебристый и чёрный – делали женские лица загадочными и красивыми.

Сады стояли безмолвные и спокойные, отягчённые белым, нетронутым снегом. И было садов в Киеве так много, как ни в одном городе мира. Они раскинулись повсюду огромными пятнами, с аллеями, каштанами, оврагами, клёнами и липами.

Сады красовались на прекрасных горах, нависших над Днепром, и, уступами поднимаясь, расширяясь, порою пестря миллионами солнечных пятен, порою в нежных сумерках, царствовал вечный Царский сад. Старые, сгнившие чёрные балки парапета не преграждали пути прямо к обрывам на страшной высоте. Отвесные стены, заметённые вьюгою, падали на нижние далёкие террасы, а те расходились всё дальше и шире, переходили в береговые рощи над шоссе, вьющимися по берегу великой реки. И тёмная, скованная лента уходила туда, в дымку, куда даже с городских высот не хватает человеческих глаз, где седые пороги, Запорожская Сечь, и Херсонес, и дальнее море.

Зимою, как ни в одном городе мира, упадал покой на улицах и переулках и верхнего города, на горах, и города нижнего, раскинувшегося в излучине замёрзшего Днепра. И весь машинный гул уходил внутрь каменных зданий, смягчался и ворчал довольно глухо.

Вся энергия города, накопленная за солнечное и грозовое лето, выливалась в свете. Свет с четырёх часов дня начинал загораться в окнах домов в круглых электрических шарах, в газовых фонарях, в фонарях домовых, с огненными номерами, и в стеклянных сплошных окнах электрических станций, наводящих на мысль о страшном и суетном электрическим будущем человечества, в их сплошных окнах, где были видны неустанно мотающие свои отчаянные колёса машины, до корня расшатывающие самое основание земли. Играл светом, и переливался, светился, и танцевал, и мерцал город по ночам до самого утра, а утром угасал, одевался дымом и туманом.

↑ Диктант “Странное лето” по тексту Ю. Нагибина

Странное то было лето, всё в нём перепуталось. В исходе мая листва берёз оставалась по-весеннему слабой и нежной, из- желта-зелёной, как цыплячий пух. Черёмуха расцвела лишь в первых числах июня, а сирень ещё позже. Такого не помнили ивановские старожилы. Впрочем, они и вообще ничего толком не помнили: когда ландышам цвесть, а когда ночным фиалкам, когда пушиться одуванчикам и когда проклюнется первый гриб. Но, может быть, странное лето внесло сумятицу в их старые головы, отбив память об известном порядке?

Сильные грозовые ливни, не положенные в начале июня – им время в августе, когда убраны хлеба и поля бронзовеют щетиной стерни, – усугубили сумятицу в мироздании. И сирень зацвела вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке. А ведь положено так: сперва запенивается белая, голубая и розовая отечественная сирень, её рослые кусты теснятся меж отдельным флигелем и конюшнями, образуют опушку Старого парка. Через пять-шесть дней залиловеет низенькая персидская сирень с приторно-душистыми свешивающимися соцветиями, образующая живую изгородь меж двором и фруктовым садом. А через неделю забросит в окна господского дома отягощённые кистями ветви венгерская сирень с самыми красивыми блёкло-фиолетовыми цветами. А тут сирени распустились разом, после сильной ночной грозы, переполошившей обитателей усадьбы прямыми, отвесными, опасными молниями. И даже куст никогда не цветшей махровой сирени возле павильона зажёг маленький багряный факел одной-единственной кисти.

↑ Диктант “Определено предвечно” по тексту Л.Н. Толстого

Когда созрело яблоко и падает, отчего оно падает? Оттого ли, что тяготеет к земле, оттого ли, что засыхает стержень, оттого ли, что сушится солнцем, что тяжелеет, что ветер трясёт его, оттого ли, что стоящему внизу мальчику хочется съесть его?

Ничто не причина. Всё это только совпадение тех условий при которых совершается всякое жизненное, органическое, стихийное событие. И тот ботаник, который найдёт, что яблоко падает оттого, что клетчатка разлагается и тому подобное, будет так же прав и так же не прав, как и тот ребёнок, стоящий внизу, который скажет, что яблоко упало оттого, что ему хотелось съесть его и что он молился об этом. Так же прав и не прав будет тот, кто скажет, что Наполеон пошёл в Москву потому, что он захотел этого, и оттого погиб, что Александр захотел его погибели; как прав и не прав будет тот, кто скажет, что завалившаяся в миллион пудов подкопанная гора упала оттого, что последний работник ударил под неё последний раз киркою.

Читайте также:
Благодаря этому запятая нужна или нет, условия и особенности обособления части речи, употребление словосочетания в предложениях

В исторических событиях так называемые великие люди суть ярлыки, дающие наименование событию, которые, так же как ярлыки, менее всего имеют связи с самым событием. Каждое действие их, кажущееся им произвольным для самих себя, в историческом смысле непроизвольно, а находится в связи со всем ходом истории и определено предвечно.

↑ Диктант “Щемящая лирическая нота” по тексту Ю. Нагибина

Тредиаковский уступал в поэтическом даровании и просто в умении слагать стихи и Ломоносову, и Сумарокову, но в нём одном из всех его современников звучала щемящая лирическая нота. И эта нота прорывалась сквозь всю нескладицу тяжеловесных виршей, чистая, трудная, задушевная: то в стихах о Париже, то в песенке о кораблике, уходящем в плавание, то в стоне о далёкой родине, то, вовсе неожиданно, в какой-либо заумно-безобразной рифмованной чуши. Этот нелепый поэт не был весь съеден дидактикой, хотя и удивительно быстро излечился на родине от французского легкомыслия и поэтической безответственности. В нём под всеми слоями назидательности, педантизма, ханжества, верноподданнической лести сохранялся живой родничок.

Он подносил к губам флейту, душа его искала выход в элегии, но заглушал сам себя барабанным одическим боем. Он не узнал своей музы и слепо прошёл мимо. А ведь она была возле его сердца, сама поэзия, сама любовь. Ах, бросить бы ему галантный, литературный, театральный, учёный Париж, уже давший ему всё, что мог дать, да и вернуться в Астрахань, припасть к измученной груди Феодосии [жены], хоть последней слезой её омыть, и русская поэзия получила бы первого лирика.

Знать, не судьба была. А своего лирического поэта Россия получила в должный час.

В истории этой нет ни правых, ни виноватых. Каждый остался верен своей правде, своему назначению: Феодосия, обречённая только любить, и Тредиаковский, которому уготовано было дать отечественному стихосложению новую систему и проложить дорогу русскому классицизму. Он принёс в жертву невесть кем поставленной перед ним цели и любовь Феодосии, и собственное самолюбие, достоинство, честь. Его топтали вельможи и дворцовые холуи, язвительный монарший смех выдавал головой на поругание злейшим врагам, но он не отступил. Велико было мужество этого слабого и незащищённого человека. На его раны сыпали соль, и ни одна рука не протянулась утереть чёрный пот вечного труженика.

Поистине, литература – это храм на крови.

↑ Диктант “На дне лощины” по тексту В.В. Вересаева

. Я оделся. Средь той же большой тишины медленно пошёл вверх по дну лощины, вдоль ручейка.

Маленькая бурая лягушка бултыхнулась из осоки в ручей и прижалась ко дну. Я видел её сквозь струисто-прозрачную воду. Она полежала, прижавшись, потом завозилась, ухватилась переднею лапкою за стебель и высунула нос из воды. Я неподвижно стоял. Неподвижна была и лягушка. Выпуклыми шариками глаз над вдавленным черепом она молча и пристально смотрела, всего меня захватывая в свой взгляд. Я смотрел на неё.

Всё тише становилось кругом. И мы всё смотрели. И вдруг из немигающих, вытаращенных глаз зверушки медленно глянула на меня вся жизнь кругом – вся таинственная жизнь притихшей в прохладе лощины. Я оглянулся.

Средь тёмной осоки значительно и одухотворённо чуть шевелилась кудряво-розовая, дрёма. И всё в ней было жизнь. И всюду была жизнь в свежей тишине, пропитанной серьёзным запахом дуба и ароматами трав. Как будто лощинка не заметила, как я вошёл в неё, не успела притвориться безжизненной и – всё равно уж – зажила на моих глазах, не скрываясь. Всем нутром я почуял вдруг эту чуждую, таинственнно молчащую жизнь. Жутко становилось. И что-то радостное дрогнуло внутри и жадно потянулось навстречу. В запахе клевера и зацветающей ржи я пошёл вдоль откоса. Сапоги путались в густой траве. Захотелось ближе быть к этой душистой жизни. Я разулся, засучил брюки выше колен и пошёл. Мягко обнимала и обвивала ноги трепетно-живая, млеющая жизнью трава. За пригорком мелькнул золотисто-огненный хвост лисицы. Цеплялись за дубовые кусты лесные горошки с матовыми, плоскими стеблями.

Разбегались глаза. Хотелось искать путей, чтоб добраться до вскипавшей кругом жизни. Отыскать у неё глаза и смотреть, смотреть в них и безмолвно переговариваться тем могучим и огромным, чему путь только через глаза. Но не было глаз. И слепо смотрела трепетавшая кругом жизнь, неуловимая и вездесущая.

Я прилёг под колебавшуюся рожь. Меж. рыхлых сухих стеблей шевелился цветущий кустик; продолговатые, густо посаженные цветочки, как будто тонко вырезанные из розового коралла, в матово-зелёной дымке кружевных листьев.

И радостно, призывно что-то смеялось в душе.

↑ Диктант “В первый раз на ярмарке” по тексту Н.В. Гоголя

С утра ещё тянулись нескончаемою вереницею чумаки с солью и рыбою. Горы горшков, закутанных в сено, медленно двигались, кажется, скучая своим заключением и темнотою; местами только какая-нибудь расписанная ярко миска или макитра хвастливо выказывалась из высоко взгромождённого на возу плетня и привлекала умилённые взгляды поклонников роскоши. Много прохожих поглядывало с завистью на высокого гончара, владельца сих драгоценностей, который медленными шагами шёл за своим товаром, заботливо окутывая глиняных своих щёголей и кокеток ненавистным для них сеном.

Одиноко в стороне тащился на истомлённых волах воз, наваленный мешками, пенькбю, полотном и разною домашнею поклажею, за которым брёл, в чистой полотняной рубашке и запачканных полотняных шароварах, его хозяин. Ленивою рукой обтирал он катившийся градом пот со смуглого лица и даже капавший с длинных усов, напудренных тем неумолимым парикмахером, который без зову является и к красавице, и к уроду и насильно пудрит несколько тысяч уже лет весь род человечевид которой обличал преклонные лета её. Много встречных, и особливо молодых парубков, брались за шапку, поравнявшись с нашим мужиком. Однако ж не седые усы и не важная поступь его заставляли это делать; стоило только поднять глаза немного вверх, чтоб увидеть причину такой почтительности: на возу сидела хорошенькая дочка с круглым личиком, с чёрными бровями, ровными дугами поднявшимися над светлыми карими глазами, с беспечно улыбавшимися розовыми губками, с повязанными на голове красными и синими лентами, которые вместе с длинными косами и пучком полевых цветов богатою короною покоились на её очаровательной головке. Всё, казалось, занимало её, всё было ей чудно, ново; и хорошенькие глазки беспрестанно бегали с одного предмета на другой. Как не рассеяться! В первый раз на ярмарке! Девушка в осьмнадцать лет в первый раз на ярмарке! Но ни один из прохожих и проезжих не знал, чего ей стоило упросить отца взять с собою, который и душою рад бы был это сделать прежде, если бы не злая мачеха, выучившаяся держать его в руках так же ловко, как он вожжи своей старой кобылы, тащившейся теперь на продажу.

Читайте также:
Как пишется ребенок по правилам русского и почему

↑ Диктант “К фронту” по тексту В. кондратьева

Любая война начинается с дороги. Сперва с железной, по которой катят в теплушках по восьми человек на каждых нарах, с печкой в середине, раскаливаемой докрасна и брызжущей огненными искрами, которые мечутся по всему эшелону, демаскируя его ночью. С короткими остановками, с негустой кормёжкой, выдаваемой почему-то всегда ночью, когда она совсем не в радость, когда с ещё не продранными глазами достаёшь ложку и хлебаешь без вкуса полутёплое варево.

С дороги, по которой навстречу тянутся эшелоны с ранеными, с дороги, на которой их провожают печальными, а порой заплаканными глазами женщины-солдатки, безнадёжно помахивают руками, а некоторые и осеняют крестом; с дороги, на которой валяются искорёженные вагоны, скрученные взрывом рельсы, и представить страшно, что же делается с людьми, с их живыми телами при такой вот силище разрыва; с дороги, на которой с тоской и ненавистью смотришь на ясное небо, потому как оно для тебя злр, потому как при таком-то безоблачном небе и жди самолётов. Но кончается эта железная дорога, и уже жалеешь о ней, потому что было тебе тепло, потому что не топал ты ногами, лежал лежмя на нарах, покуривая, и война была от тебя ещё ох как далеко.

И начинается дорога другая, где на плечах всё твоё нехитрое хозяйство, всё твоё довольно весомое оружие, дорога, по которой переть тебе пёхом, спотыкаясь и скользя на обледенелом просторе, дорога, на которой и покурить-то как следует невозможно, а только таясь, в рукав, а потому и без вкуса. Дорога, где ни одного приветного огонька, ни одной живой деревеньки, ни одного жителя не встречается. Только торчат закопчённые трубы да чёрные деревья с костлявыми, обожжёнными ветвями на тех местах по большаку, где были деревни. Дорога, на которой угрозно бухает где-то впереди фронт, раскатывается глухой гул недалёких боёв и зловеще краснеет небо у горизонта.

Но и этой дороге, как и всякой дороге на земле, приходит конец. Третью ночь тяжело бредёт батальон. Подламываются уже ноги, в головах туман от неспаных ночей, в теле тошнотная слабость от недохвата еды, но люди идут, подстёгиваемые жёсткими командами охрипших командиров.

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

ГОРНОСТАЙ

Сидел я однажды вечером на старой заросшей дамбе, которая проходила поперёк плавней. Меня сопровождал местный двенадцатилетний мальчик Степа — заядлый охотник и рыболов, который до тонкости знал звериное население этих мест. Степа часто уверял меня, что видел здесь горностаев.

Мы расположились недалеко от норы выдры и, притаившись, ждали, когда она выйдет. 4 Нас облепили комары, которые, к моему удивлению, облюбовали нос моего товарища. 4 Но он терпеливо и молча переносил их укусы, не шевеля даже пальцами. Невдалеке была затоптанная небольшая площадка, на которой выдры по утрам грелись на солнце.

Через некоторое время послышался лёгкий прерывистый шорох и мы заметили маленького зверька с большой чёрной головкой. Минуту спустя мы поняли, что это горностай держит в зубах водяную полёвку.

Впоследствии я установил, что горностай обитает в норе, вырытой в дамбе. Мне стало ясно, по каким тропинкам бродит зверёк, куда он уходит и чем промышляет.

Грамматическое задание

1. Обозначьте в тексте виды придаточных частей: определительные (1 вариант), изъяснительные (2 вариант).

2. Выполните синтаксический разбор предложения:

Мы расположились недалеко от норы выдры и, притаившись, ждали, когда она выйдет. (1 вариант);
Нас облепили комары, которые, к моему удивлению, облюбовали нос моего товарища. (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

9 класс

ПЕРЕПОЛОХ

Кто-то ночью явился к жилью и съел у хозяйки хороший новый веник, который она забыла на крыльце. 4 Шарик не мог съесть веник, не нужен берёзовый веник и коту. Когда взошла луна, я увидела на снегу серенькую тень. Это заяц незаметно проскользнул в огород, обследовал сарай и неслышно забрался на то крыльцо, где вчера лежал новый веник. Теперь я узнала, кто наведывался в деревню прошлой ночью.

Смотрела я в окно и вдруг увидела, как к деревне подбирается лиса. 4 Сначала я подумала, что лиса пришла проверить курятник. Но мне показалось, что она просто подошла к пустому сараю в стороне от деревни и исчезла в нём.

Когда я отважилась заглянуть в окно сарая, то увидела, как, свернувшись клубочком, лиса сладко спала. Разве может быть такое, чтобы лиса приходила в деревню не охотиться, а спать? Удивлённая, отправилась я спать под крышу старого дома.

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор предложения:

Кто-то ночью явился к жилью и съел у хозяйки хороший новый веник, который она забыла на крыльце. (1 вариант); Смотрела я в окно и вдруг увидела, как к деревне подбирается лиса. (2 вариант)

2. Обозначьте в тексте виды придаточных частей: в 1 абзаце (1 вариант), во 2-3 абзацах (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

9 класс

ПОДАРКИ ЗИМЫ

Зиме хотелось до Нового года не только прибрать, но и принарядить лес. Она прикидывала, кому что подарить. «Ёлки — мерзлячки», — решила зима и надела на них длинные-предлинные шубы. Стройные светлые берёзки наградила она лёгкими кружевными платьицами, в которых эти длинноногие красавицы стали хрустальными. 4 Всем пням она примерила такие удобные шапки, что хмурые и суровые пни даже повеселели.

Только одно маленькое пятнышко среди белого великолепия портило всё. Это была проталинка! Первая, совсем не ко времени. Было непонятно, откуда она взялась в декабрьском лесу. 4 И с ней бы зима справилась, чтобы весной эта непослушница растаяла последней.

Сколько уже дней бросала зима снег на это пятно, а ему всё нипочём! Здесь бил родник, от которого поднимался пар. Заваленный ветками, прошлогодней листвой, он вился тоненьким ручейком, а зимой спокойно спал под большим мягким сугробом.

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 8 класса 2 четверти

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор предложения:

Стройные светлые берёзки наградила она лёгкими кружевными платьицами, в которых эти длинноногие красавицы стали хрустальными. (1 вариант);
Было непонятно, откуда она взялась в декабрьском лесу. (2 вариант)

2. Обозначьте в тексте виды придаточных частей в СПП.

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

9 класс

ПИНГВИНЫ

Увальней-пингвинов не назовешь скороходами, но они умудряются преодолевать большие расстояния. 4 Если им куда-то надо срочно попасть, они ложатся на брюхо и, быстро перебирая крыльями и лапами, скользят по льду. Устав, снова встают на ноги и топают дальше, время от времени поглядывая на солнце — оно им служит ориентиром.

Когда пингвины слышат песню, то гурьбой спешат к людям. Правда, им нравится не любая музыка. Когда заводили классическую музыку, пингвины кучками стояли вокруг магнитофона, с удовольствием прислушиваясь к звукам. Но стоило мелодии стать более бойкой, как слушатели начинали проявлять беспокойство. Какое-то мгновение пингвины стояли в смущении, а потом они вдруг отворачивались и решительно удалялись прочь. 4

Пингвины еще не совсем познакомились с человеком, но они уже друзья с ним. Поэтому не случайно на станциях, расположенных вблизи колоний этих смешных толстяков, человек уже вывесил таблички: «Берегите наших больших друзей — пингвинов!»

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор предложения:

Увальней-пингвинов не назовёшь скороходами, но они умудряются преодолевать большие расстояния. (1 вариант);
Какое-то мгновение пингвины стояли в смущении, а потом они вдруг отворачивались и решительно удалялись прочь. (2 вариант)

2. Обозначьте в тексте виды придаточных частей в СПП.

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

9 класс

ЗИМНИЙ ЛЕС

Не услышишь сейчас задорных птичьих песен, не донесётся знойное жужжание насекомых, не зашепчутся вдруг от лёгкого ветерка листья, а воет подчас, словно голодный волк, ветер, шуршит метель, скручиваясь в спираль, трещат от мороза деревья, словно кто-то пытается расщепить их стволы.* (1 вариант)

Холодное зимнее солнце лишь на несколько часов, запутавшись в ветках деревьев, подарит лесу короткий сверкающий день, и снова опустится долгая морозная ночь. 4 Невиданные кусты, деревья и травы растут в зимнем лесу. Снег превратил их в пышные тропические растения, но он не дал им сочных красок, запахов и, самое главное, жизни. 4 И расцвечивает солнце снег, и сверкает он самоцветами.

Но если бы не был красив зимний лес, никто, наверное, не вспомнил бы его весной. Ведь стоит только зацвести черёмухе, как сравнивают её белоснежные заросли со снежными сугробами, в снежные куртинки превращаются заросли звездчатки, и словно снежная лавина в долине реки цветущая таволга.* (2 вариант)

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор предложения:

Холодное зимнее солнце лишь на несколько часов, запутавшись в ветках деревьев, подарит лесу короткий сверкающий день, и снова опустится долгая морозная ночь. (1 вариант);
Снег превратил их в пышные тропические растения, но он не дал им сочных красок, запахов и, самое главное, жизни. (2 вариант)

2. Постройте схему* указанного в тексте предложения.

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

10 класс

КОРМУШКИ ДЛЯ ПТИЦ

Стояли сильные морозы. На балконе всё чаще появлялись шустрые синички, которые с наступлением холодов стали жаться к жилью человека. Мы смастерили подвесные кормушки и положили в них семечки, сливочное масло и несолёное сало.

С раннего утра синички слетались на наш балкон, на котором расположилась птичья столовая. Весёлые, лёгкие и бесшумные, они никогда не ссорились. Поражала их какая-то необыкновенная деликатность, потому что ни одна из синичек не пыталась отнять зёрнышко у другой. Если около коробочки с салом находилась уже птичка, другая пристраивалась так, чтобы не мешать ей, или ждала, когда та кончит есть.

Удивительное дружелюбие птичек, доверие к человеку особенно располагали к ним. Поймать синичку не стоило никакого труда, так как она доверчиво идёт в любую кормушку-ловушку, но делать это просто нечестно. Кроме того, синицы очень тяжело переносят неволю, долго не могут привыкнуть к клетке, разбиваются в кровь, пытаясь вырваться из неё.

На кормушки для синиц, конечно же, обратили внимание и воробьи. Но мы специально сделали кормушки подвесными, качающимися: считается, что такая кормушка, не отпугивая синиц и некоторых других птиц, пугает воробьёв.

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

10 класс

ЗАПАХ СЕНА

Больше всего я люблю встречать зимой возы с сеном. Возы издали похожи на копны сена, плывущие по полноводной реке. Я выбегаю навстречу отцовскому возу и, держась за длинное кнутовище, изо всех сил стараюсь взобраться на телегу. Ноги мои скользят по сену, и я никак не могу взобраться.

И вот я на возу и вижу весь наш край — от мельницы, над которой зависла мучная пыльца, до пекарни. Вижу, как вслед за нами остаётся на дороге тонкая зеленовато-желтая дорожка рассыпанного тряской сена. На возу высоко — благодать! И укачивает, как на пароме. Меня издали видят все мальчишки, и им, конечно, завидно.

Нет, кажется, на земле тоньше и пряней запаха сена, присыпанного слегка снежным морозцем, — запах нежный, клеверный, вьюжный. И в этот настой свежего, сухого запаха прошлогодней травы подмешаны влажно-терпкий дух полыни, благородный, сладостный запах вики, перебиваемый морозно-свежим запахом ещё не слежавшегося снега.

Так пахнет только сельская зима возле скирд, возле забытых в лотках стогов. А ещё так пахнет дорога, усыпанная кучками упавшего с возов сена. Это запах вечного, нескончаемого детства, запах одновременно зимы и лета.

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

10 класс

По утрам выпадают вязкие холода, днем они отмякают над затвердевшим снегом, кое-где, особенно возле воды, снег покрыт тонкой блестящей корочкой, и, когда с дальней опушки заснежит позёмка, снежинки, как перекати-поле, катятся по этой корочке. И кажется, что вот так же движется время, скользя, не останавливаясь движется по декабрьским снегам время.

Вот уже отвьюжило в сумеречных январских снегах. В редкую полуденную оттепель, которая в этот год почему-то пришлась на январь, видишь верхние ветки берёзы, покрытые синеватым налётом.

Мне дороже всего картина, когда деревья усыпаны густым снежным инеем. Мне всегда хотелось подойти к ним и потрясти их. Иголки инея на кончиках веток сначала понемногу, а потом крупными хлопьями сыплются на тебя, на лицо, на воротник, на плечи. И столько этого инея, что становится на мгновение так бело, что кажется, будто зажжено новое ослепительное солнце.

Читайте также:
Русский язык как развивающееся явление - исторический процесс

И вспоминаешь, что вот так летели по июню нежная цветочная пыльца и летучий пух одуванчиков. Я подставляю ладони, и на них падают колкие кристаллики инея, только захочу сдунуть их, как когда-то сдувал одуванчиковые пушинки, а их уже нет на ладони.

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

10 класс

ДУША СНЕГА

В застывшей, обледенелой, занесённой снегами тишине — только долго-долго вслушайся — услышишь грузный шелест намокшей листвы, сухое потрескивание дрозда, жужжание стрекоз, всплеск волны на перекате, хозяйственный шаг человека. Вот почему зимняя тишина никогда не напоминает об одиночестве, всё, что жило, радовалось, двигалось, летело, текло, запечатлелось в ней на года.

Я глухо понимаю внутреннюю родственность явлений — падают падучие ночные звёзды точно так, как падают обледеневшие декабрьские снежинки. Вот почему мне когда-то казалось, что где-то должны быть насыпи упавших звёзд — белые, иглистые, светящиеся морозно и чисто.

Кажется, вечно падает снег на поле. Который это снег по счёёту? Десятый? Или сороковой? Вот он улёгся хрусткими ломтиками на ясене и затрепетал нежно и окрылённо, задышал, чуть-чуть тепловатый.

А мне думается: «Какая же у снега душа?» Душа снега лёгкая, чистая, трепетная. И слушают эту прозрачную душу все поля зимней России.

Необычное чувство охватывает тебя где-нибудь возле лесного никогда не замерзающего ключа, словно ничего и не изменилось, словно где-то рядом должны быть водоросли, тонкая, ещё не окрепшая травка, просторный запах влажного лиственного тлена.

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

10 класс

НЕУКЛЮЖИЕ ПИНГВИНЫ

Увидев пингвина, стоящего в стороне от стаи, вы тут же представите себе пожилого человека во фраке, погружённого в глубокое раздумье. Когда же он сдвинется с места и, неуклюже переваливаясь с боку на бок, заковыляет к проруби, вы вспомните циркового клоуна с его уморительной походкой. Но вот пингвин приковылял к проруби, походил вокруг да около и тяжело плюхнулся в воду. И тут же этот неуклюжий толстяк превратился в живую торпеду.

Как же пингвины выбираются на сушу? Берег крутой, а высота торосов и скал редко бывает меньше полутора метров. Вы думаете, бескрылая птица не способна взять такую высоту? Может, какая другая, но только не пингвин. Сначала он подплывает к берегу и на глаз прикидывает высоту. Потом отплывает в море, разгоняется под водой, пулей вылетает на воздух и плюхается на лёд.

Бывает, пингвин просчитается и ударится о ледяную стенку. Так недолго и кости переломать. Конечно, но у пингвина есть великолепные амортизаторы. Перья у птицы короткие и частые. Они стоят дыбом, а на концах немного загнуты. Вместе с подкожным слоем жира они смягчают любой удар.

Диктанты по русскому языку

Тексты диктантов по разным классам (https://urokislv.ru/ )

5 класс

6 класс

7 класс

  • Диктант по русскому языку за 1 четверть в 7 классе.docx (18.52 kB)
  • Диктант по русскому языку за 2 четверть в 7 классе.docx (20.19 kB)

8 класс

9 класс

  • Диктант по русскому языку 9 класс 1 четверть.docx (21.91 kB)
  • Диктант по русскому языку 9 класс 2 четверть.docx (20.31 kB) Диктант по русскому языку 9 класс 3 четверть.docx (20.68 kB) Итоговый диктант за год в 9 классе.docx (20.95 kB)

5 класс

Правописание падежных окончаний имён существительных

м., ж. р. с окончаниями –а, -я

м. р. без окончания, с. р. без окончания

ж. р. без окончания

Рады тишин. ходили от стрелк. к стрелк. в утренней дымк. среди тишин. пыль на тропинк. на опушк. леса, по бокам алле. описание Волг. в школ. в техникум. в институт. начинается учебный год, на праздник. в училищ. на алле. в парк. в тишин. степи, в деревн. на площад. на поверхност. воды, на пристан. в тетрад. выйти к опушк. прибл. жаться к цел. по знакомой местност. идти по карт. на листьях сирен. у края рощ. подниматься по лестниц. спектакль в театр. в юност. увлекаешься, вернуться к ноч. отдыхать в лагер. расположиться на полян. нет настоящей тен. запах полын. в пышной зелен. радостно на сердц. стоять на площад. под. ехать к гости. иц. от ал. е. вправ. жить в Рос. и. служить на границ. уроки географи. служить в арми. идти по ал. е. не встретить Мари. находиться в здани. играть на виолончел. и роял. оборудование аудитори. рисунок на открытк. заботиться о здоровь. отдыхать в санатори. оазис в пустын. в минуты радост. и печал. в живописном ущель. в постоянном движени. вода в графин. купаться в мор. идти вместе по жизн. сообщение о прибыти. поезда, о научном открыти. уроки астрономи. говорить о поэзи. собрали кол. екци. растений, об алюмини.

Идём по улиц. приближаемся к станци. встретимся на остановк. трол. ейбус на перекрёстк. говорили о Натали. к Клавди. Петровн. у Евдоки. Аркадиевны, к Мари. Петровн. о Дарь. Ильиничн. снег лежит на тропинк. алле. на зелёной ел. и пихт. спит в берлог. в своей постел. с ветк. на ветку, бродит по дорог. возле деревн. был в здани. записано в Конституци. на темен. в пламен. огня, подошёл к знамен. расположиться в долин. стоять у знамен. находиться в вестибюл. расти на свобод. нога в стремен. отвечать по истори. постареть от врем. н. участвовать в экспедици. проходить по алле. звать по имен. предупредить об опасност. в пламен. костра, заботиться об урожа. стоять в размышлени. быть во всеоружи. быть в раздумь. слушать лекцию в планетари. по фамили. прочитать в энциклопеди. заниматься в студи. расписаться в получени. отдыхать в санатори. упрекать в равнодуши. читать в хрестомати. не забывать о сострадани. и милосерди. храбрость в сражени. ошибаться в сочинени. запутаться в решени. задач. отвечать на географи. ошибка при умножени. при склонени. существительных, родился на юге Росси. не теряла врем. н. о здоровь. Анны Сергеевн. в выражени. лица, говорил об отц. дяд. жизнь в Петербург. стыдился своей заносчивост. неудач. рас. просить о работ. о здоровь. сказал при прощани. присутствовать при репетици. сообщить о пьес. и её репетици. под. ехать к башн. крепост. найти отр. жение в легенд. в предани. в летопис. побывать в подземель. остановился на распуть. задержаться в укрыти. виднеться в поднебесь. жить в Заполярь. чу. ствовать на рас. тояни.

Правописание О – А на конце наречий

Если есть приставки в-, на-, за-

Примеры: влево, наглухо, затемно

Если есть приставки из-, до-, с-

Примеры: издалека, дотемна, справа

В наречиях, образованных от прилагательных без приставки

Примеры: быстрый – быстро, долгий – долго

7 класс
Поворот слев. направ. уехать надолг. вытереть досух. изредк. переписываться, переработать занов. начать снов. накалить докрасн. друзья издавн. обратиться запрост. выйти засветл. наскор. позавтракать, возвратиться затемн. накормить досыт. глядит испуганн. посмотреть искос. расположиться справ. запереть наглух. вскрикнуть сдавлен. взглянуть влев. доходчив. об. яснить, сначал. выслушать, идти медленн. близк. от дома, сердит. ответить, ещ.

Правописание суффиксов причастий

если причастие образовано от глагола 1 спряжения

быть- будущий, стелить – стелющий

если причастие образовано от глагола 2 спряжения

дышать – дышащий, красить – красящий

перед –вш- пишется та же гласная, что и перед – ть в неопределённой форме глагола

красить – красивший, увидеть – увидевший

перед –ш- пишется та же согласная, что и перед окончанием неопределённой формы глагола

привезти – привёзший, сберечь – сберёгший

если причастие образовано от глагола 1 спряжения

читать – читаемый, заменять – заменяемый

если причастие образовано от глагола 2 спряжения

растворить – растворимый, зависеть – зависимый

перед –нн- пишется та же гласная, что и перед

-ть в неопределённой форме глагола

увидеть – увиденный, расстрелять – расстрелянный

пишется, если причастие образовано от глагола на –ить, -ти, -чь

построить – построенный, унести – унесённый

Чита. щий ученик, вид. мый объект, хорошо слыш. щий, молч. щий человек, запёкш. йся п. рог, брос. вший мяч, чит. ная книга, вид. нный фильм, атаку. щий б. тальон, атаку. мый противник, атакован. ый б. тальон, скошен. ая трава, вид. мые горы, спалён. ая жнива, сверка. щая вершина, нач. вшийся шторм, бушу. щее море, бор. щийся народ, стро. щийся дом, прерыва. мый звонком, хран. мый т. лисман, выг. ревшая трава, се. вший зерно, засе. нное поле, изуч. ный м. териал, выстро. ный посёлок, увлеч. нный человек, подстрел. ный зверь, обстрел. ные окопы, замеш. ный раствор, замеш. ный в пр. ступлении человек, обещ. ная поддержка, разрушен. ая стена, услыш. ная новость, сломле. ное сопротивление, слом. ный в. лосипед, обветрен. ое лицо, утер. ные документы, утрач. ные ил. юзии, прострел. ная нога, подслуш. ный разговор, ч. тавший книгу, г. ряший лес, подн. мавш. ся самолёт, атаку. щий противника, крич. щий ребёнок, о начавш. мся шторме, вез. щий воз, кле. вший обои, засе. ное поле, вынес. ный из огня, вымытый пол, люб. мый бабушкой, прозвуч. вшая тоска

Правописание суффиксов глаголов

в прошедшем времени и в неопределённой форме, если глагол в 1 лице единственного числа настоящего или будущего времени заканчивается на –ую, юю.

Советую – советовал – советовать; танцую – танцевал – танцевать

в прошедшем времени и в неопределённой форме, если глагол в 1 лице единственного числа настоящего или будущего времени заканчивается на – ываю, – иваю.

Рассчитываю – рассчитывал – рассчитывать; осваиваю – осваивал – осваивать

у глаголов несовершенного вида, перед суффиксом –ва- писать ту же гласную, что и перед -ть в неопределённой форме глагола

признавать – признать, отдать – отдавал

у глаголов прошедшего времени перед суффиксом –л- пишется та же гласная, что и перед -ть в неопределённой форме глагола

построил – построить, увидеть – увидел

Чу. ств. вать усталость, уча. ств. вать в сост. заниях, коч. вать с места на место, в. спитывать брата, вслуш. ваться в разговор, разыгр. вать роль, проектир. вать плотину, потч. вать фруктами, наста. вать на своём, завед. вать отделом, изредк. навед. ваться к пр. ятелям, настойч. во совет. вать, усилен. о рекоменд. вать, проповед. вать научные взгляды, негод. вать от возмущения, электр. фицир. вать посёлок, рас. чит. вать на вн. мание, че. ств. вать победителей, исслед. вать пр. чины, испыт. вать неудобства, ходатайств. вать о финанс. вой помощи, обл. ц. вать стены, красиво танц. вать, созд. вать коми. сию, изд. вать приказ, разв. вать скорость, созр. вать в теплице, над. вать плащ, вып. вать лекарство, застр. вать в пути, посёл. к обезлюдел, уча. ств. вать в диску. сии, проп. гандир. вать научные знания, мотивир. вать свою точку зрения, ше. ств. вать по городу, пр. сутств. вать на м. тинге, ори. нтир. ваться в обст. новке, доклад. вать о результатах эксп. р. мента, обслуж. вать па. сажиров.

Диктанты по русскому языку – 10 класс 2 четверть

Задания 6-9 по новой демоверсии.

Сочинение 9.1.

Сочинения по лингвистике.

Сочинение 9.3.

Сочинения на морально-этические темы.

  • Вы здесь:
  • Главная
  • Подготовка к ГИА
  • Диктант с заданием для 10 класса

Диктант с заданием для 10 класса

Стартовая (диагностическая) работа по русскому языку в форме диктанта с тестовым заданием по тексту администрации (2020 – 2021 учебный год).

10 класс

(1)М.М. Пришвин, переживший все катаклизмы первой половины прошлого века, искал пути выхода человека из личной обиды. (2)Первый естественный выход — протест, борьба, революция. (3)Но если это и вынужденный ход, то никак не окончательный выход.

(4)Писатель утверждал, что его творчество – это путь к радости, но не к счастью. (5)Счастье у людей выходит, а радость достигается. (6)Даже полное материальное благополучие, данное человеку без его творческого участия, можно условно назвать счастьем. (7)Ведь оно не связано с нравственной волей человека, с его устремлённостью к идеалу, к тому, что он любит, во что верит.

(8)Более полувека тому назад М.М. Пришвин записал в дневнике: «Бог любит всех, но каждого больше».

(9)Какая необъятная мысль!

(10)Любовь – процесс обоюдный. (11)Бог любит всех, ибо всем доверил сотворение по образу и подобию своему. (12)И этот вклад каждый привносит в божественное сотворение жизни. (13)Это и есть сила твоей ответной любви к жизни, ко всему живому и сущему: в молитве, в мыслях, в словах и делах.

(По В. Деткову, 154 слова)

Задания

1 вариант

2 вариант

1.Среди предложений 1 – 3 найдите слово, правописание приставки в котором зависит от ударения (никак)

1.Среди предложений 10-13 найдите слово, правописание приставки которого зависит от значения «неполнота действия» (привносит)

2. Среди предложений 1 – 5 найдите слово с чередованием гласных в корне (творчество)

2. Среди предложений 7 – 11 найдите слово с чередованием гласных в корне (сотворение)

3. Из предложений 4 – 7 выпишите слово, в котором правописание Н и НН в суффиксе определяется тем, что это краткое страдательное причастие (связано)

3. Из предложений 1 – 4 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В отыменных прилагательных, образованных с помощью суффикса ЕНН, пишется НН» (естественный)

4.Замените авторское слово «выходит» из предложения № 5 стилистически нейтральным словом или словосочетанием (получается).

4.Замените авторское слово «необъятная» из предложения № 9 стилистически нейтральным словом или словосочетанием (безграничная, обширная).

5.Замените словосочетание «ответной любви» из предложения № 12, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием, построенным на основе управления (любовь в ответ)

5.Замените словосочетание «волей человека» из предложения № 7, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием, построенным на основе согласования (человеческая воля).

6.Выпишите грамматическую основу предложения 2 (выход — протест, борьба, революция)

6.Выпишите грамматическую основу предложения 6 (можно назвать)

7. Среди предложений 4 – 7 найдите предложение с обособленным определением (6)

7. Среди предложений 7 – 13 найдите предложение(я) с однородными членами и обобщающим словом (13)

8. Среди предложений 1- 6 найдите сложное предложение, в состав которого входит придаточное изъяснительное (4)

8. Среди предложений 8 – 13 найдите сложное предложение, в состав которого входит придаточное причины (11)

9. Укажите количество грамматических основ в предложении 7 (3)

9. Укажите количество грамматических основ в предложении 13 (1)

Диктанты по русскому языку – 10 класс 2 четверть

  • Главная
  • Интернет-магазин
  • Сертификаты
  • Распродажа
  • Продукция
  • Прайс лист
  • Паспорта
  • Форум
  • Доставка
  • Реклама
  • Скачать
  • Скидки
  • Подбор
  • Статьи
  • Сметы
  • Карта сайта
  • Книги
  • Кредиты
  • Контакты

Сборник правильных диктантов

В данной теме можно посмотреть, прочитать, а так же бесплатно скачать итоговые и контрольные диктанты русскому языку для 10 класса по программе Школы России по ФГОС

В данный сборник диктантов вошли лучшие произведения российских писателей, а так же авторов учебников по русскому языку Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А, М.М. Разумовская, Бунеев, М.Т. Баранова, Суворов с грамматическими заданиями и работой над ошибками

С помощью этих диктантов можно потренироваться перед уроком с контрольной, вы можете попросить родителей или друзей прочитать вам текст, а вы будете онлайн слушать и писать диктант в тетрадь.

Словарные и входные диктанты подходят для школьников, которые закончили 1, 2, 3, 4 четверть, а так же 1 и 2 полугодие

Рабочие программы УМК «Перспектива» , «Школа 2100», “Школа гармония ПНШ” и «Планета Знаний»

Скачать бесплатно правильные ответы на диктанты

Контрольные работы по русскому языку с ответами

Диктанты для учеников 10-го класса на тему:

Диктанты в начале года
Правописание предлогов, союзов, частиц
Употребление не и ни
Повторение изученного в 9 классе

Сильный ветер шумел в вершинах островов, и вместе с шумом деревьев доносилось беспокойное кряканье озябших уток. Уже в течение двух часов плот несло по быстрине, и не видно было ни берегов, ни неба. Подняв воротник кожаной куртки, Аня сидела на ящиках и, сжимаясь от холода, смотрела в темноту, где давно исчезли огоньки города.

Только позавчера, после посадки с поезда на самолёт внутренней линии, она прибыла в сибирский этот городок, старинный, купеческий, с современными громкоговорителями на улицах, усыпанных пожелтевшей хвоей, и, в один день получив назначение, не найдя в себе смелости расспросить о новом месте, плыла теперь в геологическую партию с совершенно незнакомыми людьми. Ей было неспокойно, как было и в продолжение полуторачасового полёта на потряхивающем самолёте, и не проходило ощущение странного сна, который должен вот-вот оборваться. Однако всё было реальным: растаяли в непроницаемой тьме жёлтые искорки фонарей, она сидела на ящиках, и от порывов ветра в конце плота разгорался огонёк чьей-то трубки; поскрипывало равномерно весло; чёрным пятном проявлялась человеческая фигура.

(200 слов) (По Ю. Бондареву)

1. Сделать фонетический разбор слова:

2. Разобрать слова по составу:

Беспокойное, озябших, сжимаясь – 1-й вариант

старинный, современными, оборваться – 2-й вариант

3. Выписать по два словосочетания на все виды подчинительной связи и разобрать их:

Из первого абзаца – 1-й вариант из второго абзаца – 2-й вариант

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Подняв воротник кожаной куртки, Аня сидела на ящиках и, сжимаясь от холода, смотрела в темноту, где давно исчезли огоньки города. – 1-й вариант

Алёнка положила одежду у берёзки и вошла в воду, нащупывая песчаное дно ногами. Когда вода дошла до пояса, она присела и, шлёпая ногами, поплыла к противоположному берегу; на середине чувствовалось слабое течение, и Алёнка, перевернувшись на спину, долго лежала, глядя в беспредельное небо, уже наполнявшееся солнцем.

Аленка долго плавала, погружая лицо в воду и разглядывая дно и снующих в водорослях рыбок. Под водой был свой мир. На середине реки, где уже лежала густая полоса солнца и под водой было светло, тихое течение замечалось по еле-еле шевелившимся верхушкам водяных трав, а когда она приближалась к затенённому берегу, свет и под водой менялся, и там чудились глубокие провалы, заполненные тьмой и тайнами. Тень от тела Алёнки коснулась тёмного рака, шевелящего усами, и он тут же исчез куда-то.

Подождав, чтобы вода успокоилась, она опять присмотрелась и увидела: среди разметавшегося куста водорослей сновали рыбёшки, неожиданно бросавшиеся врассыпную, но не покидавшие, однако, пределов просторного куста. Стараясь не шевелиться, она следила за ритмическим танцем рыбок, никак не желавших отдаляться от своего куста.

(166 слов) (По П. Проскурину)

1. Сгруппировать слова по виду орфограмм:

В 1,2-м абзацах; в 3,4-м абзацах – 2-й вариант

2. Сделать морфологический разбор слова:

Шевелившимися – 1-й вариант заполненные – 2-й вариант

3. Разобрать слова по составу:

Песчаное, заполненные, разметавшегося – 1-й вариант

беспредельное, приближалась, водорослей – 2-й вариант

4. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Стараясь не шевелиться, она следила за ритмическим танцем рыбок, никак не желавших отдаляться от своего куста. – 1-й вариант

Старый скрипач любил играть у подножия памятника Пушкину, что стоит в начале Тверского бульвара. Поднявшись по ступенькам к самому пьедесталу, музыкант трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, и все они умолкали в ожидании музыки, потому что она утешает людей, обещает им счастье и славную жизнь. Футляр скрипки музыкант клал на землю; он был закрыт, и в нём лежал кусок чёрного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.

Обыкновенно старик выходил играть под вечер: для его музыки нужно было, чтобы в мире стало тише. Старик страдал от мысли, что не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Звуки скрипки раздавались в воздухе и доходили до глубины человеческих сердец, трогая их нежной и мужественной силой. Некоторые слушатели вынимали деньги, чтобы отдать их старику, но не знали, куда их положить: футляр скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножье памятника, почти рядом с Пушкиным.

1. Выполнить фонетический разбор слов:

I Вариант: счастье II вариант: яблоко

2. Морфологический разбор слов:

I вариант памятника II вариант: добра

3. Выписать из текста диктанта по одному словосочетанию на все виды подчинительной связи и произвести разбор словосочетаний:

1-й вариант: 1-й абзац 2-й вариант: 2-й абзац

4. Синтаксический разбор предложения:

I вариант: Старый скрипач любил играть у подножия памятника Пушкину, что стоит в начале Тверского бульвара.

II вариант: Старик страдал от мысли, что он не приносит людям никакого добра.

5. Вычертить схему предложения

Наш аил расположен в предгорьях плато, куда сбегаются из ущелий шумливые горные речки. Пониже раскинулась жёлтая долина, огромная казахская степь, окаймлённая отрогами чёрных гор да чёрточка железной дороги.

А над аилом на бугре стоят два больших тополя. Я помню их с тех пор, как помню себя. С какой стороны ни подъедешь, прежде всего увидишь их, они всегда на виду, точно маяки.

Здесь сколько угодно всяких деревьев, но эти особенные – у них свой особый язык и, должно быть, своя особая, певучая душа. Когда ни приедешь сюда, они раскачиваются, перехлёстываясь ветвями, шумят неумолчно. То кажется, будто тихая волна прилива плещется о песок, то пробежит по ветвям, словно незримый огонёк, страстный, горячий шёпот, то вдруг. На мгновение затихнув, тополя разом, всей взбудораженной листвой шумно вздохнут, будто тоскуя о чём-то. А когда набегает грозовая туча и буря, заламывая ветви, обрывает листву, тополя гудят, как бушующее пламя.

По сей день тополя на бугре кажутся мне необыкновенными, живыми. Там, подле них, осталось моё детство, как осколок волшебного стёклышка.

(165 слов) (По Ч. Айтматову)

1.Сгруппировать орфограммы и подобрать к ним примеры из текста.

Из первого и второго абзаца – 1-й вариант из третьего абзаца – 2-й вариант

2. Сделать фонетический разбор слова:

Подъедешь – 1-й вариант предгорьях – 2-й вариант

3. Сделать морфологический разбор слова:

Окаймлённая – 1-й вариант взбудораженной – 2-й вариант

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Наш аил расположен в предгорьях плато, куда сбегаются из ущелий шумливые горные речки. – 1-й вариант

Утром я, выспавшийся, полный свежих сил, вышел на вахту. До чего же хорошо, когда в воздухе разливается запах йода и океан расстилается вокруг, как зелёный шёлк.

В свежем воздухе чувствовалась, однако, примесь какого-то странного запаха, и я не мог понять, чем пахнет. Оглядев горизонт, я заметил вдалеке тёмную полоску, вроде как от набежавшей тучки. Небо по-прежнему сияло голубизной, и всё же там, на блестящей поверхности моря, что-то темнело. Подходим к другой глубине или приближается шторм? Теряясь в догадках, я вдруг вижу: навстречу нам мчатся дельфины. В чётком строю, то выныривая, то пропадая, они промелькнули по левому борту, и мне показалось, что они бегут, будто спасаясь от чего-то.

Штурман, в течение долгого времени смотревший в бинокль, наконец догадался: нефть! Понятно, какой запах примешивался к свежести океана. Нефтяные разводы встречались нам в плавании не раз, однако такое я видел впервые: впереди было сплошное нефтяное поле. Сначала появились радужные разводы – оранжевые, сине-фиолетовые, затем какие-то серебристые пятна, которых становилось всё больше. Вскоре мы увидели: это была дохлая рыба, плавающая кверху брюхом.

(167 слов) (По А. Соболеву)

1. Объяснить графически знаки препинания в выделенном предложении.

2. Выписать из текста по два словосочетания на все виды подчинительной связи и разобрать их:

В первом и втором абзаце – 1-й вариант в третьем абзаце – 2-й вариант

3. Разобрать слова по составу:

Выспавшийся, расстилается, теряясь – 1-й вариант

голубизной, оглядев, плавающая – 2-й вариант

4.Оглядев горизонт, я заметил вдалеке тёмную полоску, вроде как от набежавшей тучки. – 1-й вариант

Утром я, выспавшийся, полный свежих сил, вышел на вахту. – 2-й вариант

Февраль был на исходе. Дожди становились всё реже. Но в одну из ночей прошёл особенный ливень с тропической грозой. Днём раскалённое небо, жадничая, слишком отяжелело от выпитой влаги и теперь озлобленно возвращало её морю. С гористых вершин и крутых берегов Мадагаскара срывались шквалы, шумливо падали в бухту и, взрывая поверхность её, с исступлённым воем носились вокруг эскадры.. Дождливые струи, как сыромятными ремнями, секли корабли, и всё пространство наполнилось сверканием и грохотом. Разряды атмосферного электричества с громовыми ударами были так часты, что не давали опомниться, и получалось впечатление, что над головою происходят нагромождения каменных утёсов и железа. Огненные вспышки беспрерывно пронизывали тьму, разбегаясь по тучам змеевидными лентами, падая развертывающейся спиралью, на мгновение разбрасываясь гирляндами. Иногда чёрное небо раскалывалось на множество золотых ветвистых трещин, спускавшихся до самого горизонта. Гроза пьянела и совершала свой шабаш. И в этой световой и грохочущей кутерьме, сквозь муть дождя и шквала неясно вырисовывались силуэты кораблей, угрюмые и неподвижные.

(153 слова) (По А.С. Новикову-Прибою)

1. Сделать фонетический разбор слова:

Жадничая – 1-й вариант пьянела – 2-й вариант

2. Разобрать слова по составу:

Тропической, раскалённое, нагромождения – 1-й вариант

Дождливые, развёртывающейся, днём – 2-й вариант

3. Выписать из текста по два словосочетания на все виды подчинительной связи и разобрать их.

4. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Огненные вспышки беспрерывно пронизывали тьму, разбегаясь по тучам змеевидными лентами, падая развертывающейся спиралью, на мгновение разбрасываясь гирляндами – 1-й вариант

Иногда чёрное небо раскалывалось на множество золотых ветвистых трещин, спускавшихся до самого горизонта. – 2-й вариант

В наших краях в зимнее время нет-нет да и встретишь рыжую плутовку.

Как-то ранним утром шёл я по лесу, любовался узорной вязью берёзовых веток и внезапно повстречался с лисой. Признаться, никогда ещё не видел так близко рыжуху. До чего же красива её огненная шубка! Среди хрустальной белизны будто пламя бросили на снег. Сделала несколько шагов, застыла на месте, затем мгновенно скрылась в зарослях.

Тишина необыкновенная. Ничто не шелохнётся. Только мороз властвует: румянит щёки, щиплет уши. А мне радостно! Или оттого, что с рыжухой повстречался, или оттого, что впервые за зиму так ярко светит солнце. А может, оттого, что у самой лесной опушки только что распечатали стог сена. И из него будто вырвалось и рассыпалось по снегу душистое, тёплое лето!

А морозец крепчает. Солнце выше поднялось над дымчатым от инея кустарником, стогом. И в его искрящихся лучах заблестели на кустах мелкие кристаллики снежинок.

Долго я стоял на одном месте, и во мне как никогда сильно спорили зима с летом.

1. Синтаксический разбор предложения.

Как-то ранним утром шёл я по лесу, любовался узорной вязью берёзовых веток и внезапно повстречался с лисой. – 1-й вариант

В её искрящихся лучах заблестели на кустах мелкие кристаллики снежинок – 2-й вариант

2. Фонетический разбор слова:

Вязью – 1-й вариант ярко -2-й вариант

3.Морфологический разбор слова:

Повстречался – 1-й вариант заблестели – 2-й вариант

Дорога на перевал

Дорога вилась по склону каменистой лощины и вела путника широким полукругом, открывая его издалека. Ближе к перевалу дорога взбиралась по краю обрыва, вдоль отвесной стены. Здесь, встретившись, можно было разминуться, только держась друг за друга. Против дороги, по другую сторону лощины, на остром хребте росли, тесно прижавшись друг к другу, словно из одного корня, три старые осины. Сразу же за осинами начинался головоломный спуск, покрытый бородавками красных скал, на которых могла удержаться лишь коза. А у подножия – тёмный лес, в нём легко укрыться и пешему, и конному.

Эти осины на крутизне, их матово-серебристые стволы подолгу любовно ласкал Бахтыгул загрубелыми озябшими руками, приходя с рассветом к перевалу.

С тоской, без надежды оглядывал он мир, в котором жил. Осеннее небо всё чаще заволакивала грязно-серая мгла. Далёкие седые вершины покрывала чалма облаков. Угрюмые тени ложились на каменный лик гор, и даже в полдень хребты и пики хмурились, супили мохнатую бровь, как будто и они были чем-то недовольны. Кругом могильная тишина. В свете зари, прорывавшемся из-под синих туч, дорога против осин густо багровела, словно набухая, и казалась окровавленной. Красные пятна мерцали на окрестных скалах.

(183 слова) (По М. Ауэзову)

1. Сгруппировать орфограммы и привести примеры из текста диктанта.

2. Сделать фонетический разбор слова:

Открывая – 1-й вариант разминуться – 2-й вариант

3. Выполнить морфологический разбор:

Прижавшись – 1-й вариант набухая – 2-й вариант

4. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Сразу же за осинами начинался головоломный спуск, покрытый бородавками красных скал, на которых могла удержаться лишь коза. – 1-й вариант

Угрюмые тени ложились на каменный лик гор, и даже в полдень хребты и пики хмурились, супили мохнатую бровь, как будто и они были чем-то недовольны. – 2-й вариант

Солнце, похожее на золотое блюдце, остановилось, одним своим краем упираясь в далёкую черту горизонта. Словно красивая ткачиха, разбросавшая золотую пряжу свою, солнце, уходя на покой, собирало тучи. От этого переменчивой и чарующей была степь. Травы катились вдаль, как морские волны, лучи заходящего солнца играли на них тысячами цветов. Тучи покрывали степь то лёгкой позолотой, то ярко-красным тончайшим шёлком, то мельчайшей пылью, то полупрозрачным сиреневым платком. Безбрежная, необъятная степь походила на океан, и казалось, что этому океану нет ни конца, ни начала. И вот уже океан стал тёмно-синим, вот он нахмурился, и волны трав, раскрашенных последними лучами солнца, стали едва заметными в густеющем тёплом мареве сумерек. Тёмно-синее море стало чернеть. Тоненький краешек солнечного диска, как дорогой расплавленный металл, засиял на тёмном рубеже горизонта. Он становился всё меньше и меньше и вдруг как-то быстро исчез. Алая заря закрыла всю западную половину неба, заиграла роскошными красками, потом улеглась, померкла, зеленоватое покрывало раскинулось на её месте, а сумерки надвинулись, и яркими чёрными силуэтами, словно нарисованные, стали выделяться деревья, горы. Пришёл тихий июльский вечер.

(170 слов) (По С. Сейфулину)

1.Выписать из текста по два словосочетания на все виды подчинительной связи и разобрать их.

2. Выполнить фонетический разбор слова:

Упираясь – 1-й вариант деревья – 2-й вариант

3. Разобрать слова по составу:

Разбросавшая, тончайшим, казалось – 1-й вариант

Заходящего, мельчайшей, упираясь – 2-й вариант

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Безбрежная, необъятная степь походила на океан, и казалось, что этому океану нет ни конца, ни начала. – 1-й вариант

Диктанты 9 класс

Диктант – это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.

  • 1 четверть
  • 2 четверть
  • 3 четверть
  • Итоговый диктант
9 класс 1 четверть

Тучу передернуло синим пламенем. Медленно загремел гром. Он то усиливался, то почти затихал. И дождь, подчиняясь грому, начал временами идти сильнее и широко шуметь по листве, потом останавливался. Вскоре сквозь тучи пробилось солнце. Старый пушкинский парк в Михайловском и крутые берега Сороти запылали рыжей глиной и мокрой травой. Стройная радуга зажглась нал пасмурной далью. Она сверкала и дымилась, окруженная космами пепельных туч. Радуга была похожа на арку, воздвигнутую на границе заповедной земли. С особенной силой здесь, в пушкинских местах, возникали мысли о русском языке. Здесь Пушкин бродил с непокрытой головой, со спутанными осенним ветром холодными волосами, слушал влажный гул сосновых вершин, смотрел, прищурившись, откуда несутся осенние тучи, толкался по ярмаркам. Здесь чудесные слова переполняли его, стесняли его душу и, наконец, слагались по огрызком гусиного пера в звенящие строфы.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Озаглавьте текст;
  2. Определите стиль данного текста. Докажите свою точку зрения;
  3. Выполните синтаксический разбор предложения:
    1 вариант – 2 предложение 3 абзаца;
    2 вариант – 3 предложение 3 абзаца.
9 класс 2 четверть

Когда восходит луна, ночь становится бледной и томной. Воздух прозрачен, свеж и тепел, всюду хорошо видно и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу, а в непонятной дали высятся, громоздятся друг на друга туманные, причудливые образы. Немножко жутко. А взглянешь на бледно-зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему теплый воздух недвижим, почему природа боится шевельнуться. Ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни. О необъятной глубине неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит и манит к себе, а от ласки его кружится голова. Едешь по степи. Попадается на пути молчаливый курган, бесшумно пролетит над землей ночная птица, на память приходят степные легенды, рассказы встречных и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Определите стиль и тип речи данного текста;
  2. Выпишите из текста 1СПП, определите вид придаточной части, составьте горизонтальную и вертикальную схемы.
  3. Выполните морфемный разбор одного причастия, глагола, наречия.
9 класс 3 четверть

Приближение грозы Солнце склонялось к западу и косыми жаркими лучами невыносимо жгло мне шею и щеки. Невозможно было дотронуться до раскаленных краев брички. Густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. Не было ни малейшего ветерка, который относил бы ее. Все мое внимание было устремлено на верстовые столбы, которые я замечал издалека, и на облака, которые собирались в одну большую, мрачную тучу. Изредка погромыхивал дальний гром. Гроза наводила на меня невыразимо тяжелое чувство тоски и страха. До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча быстро двигалась к нам. Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает ее мрачную фигуру и седые полосы, которые от нее идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон. Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Определите стиль и тип речи данного текста
  2. Выпишите из текста 1 СПП, определите вид придаточной части, составьте горизонтальную и вертикальную схемы
  3. Выполните морфемный разбор одного причастия, глагола, наречия .
Итоговые диктанты за 9 класс

Как ни прекрасен тюльпан своей окраской, как ни оригинальна его форма, но почему – то ни греческая, ни римская мифология не создали о нем никакого сказания. И это тем более странно, что тюльпаны в диком состоянии в обилии растут в Греции, где их не могли не заметить как сами жители, так и все те, которые были творцами мифологии. Первые сведения об этом прелестном цветке мы встречаем в Персии. В этой стране сказаний и песен о розе оригинальный, в виде фонаря или кубка, цветок не мог пройти незамеченным и носил название «турецкая чалма». Он воспет многими персидскими поэтами, которые утверждали, что с красотой этого растения не могут сравниться ни кипарис, ни даже сама роза. Но еще большей любовью пользовался тюльпан на Востоке, у турок, где ежегодно справлялся чудный, волшебный праздник тюльпанов. В Европу тюльпан попал лишь в шестнадцатом веке.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Озаглавьте текст;
  2. Выполните графический разбор 3 предложения 2 абзаца, составьте схему. Определите вид подчинения придаточных.

Цель диктантов: Повторить и систематизировать изученный на уроках материал, выполнить работу над ошибками.

Контрольные и проверочные работы за II четверть. Русский язык

Предлагаемые контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам за II четверть.
2 класс

ДИКТАНТ

Цель работы – проверить умения применять пройденные правила: правописание звонких и глухих согласных в конце слова, безударных гласных, разделительного мягкого знака; умение переносить слова.

Вариант 1

Пришла зима в лесную чащу. Одела она деревья в пушистый наряд. Хлопья снега падают на деревья. Под елью лежат шишки. Это работа белки. На снегу лисьи и волчьи следы. Вот мелькнула белая шубка зайца. Стучат по стволу дятлы. Хорошо в лесу зимой!

Слова для справок: падают, мелькнула.

Грамматические задания

1. Из четвертого предложения выписать слово, которое нельзя переносить.
2. Подчеркнуть в тексте слова с разделительным мягким знаком.

Вариант 2

На дворе мороз и вьюга. Ветер кружит хлопья снега. Смолкли птичьи голоса. Только дятлы стучат по коре деревьев. Холодно зверям зимой. Медведь залёг в берлогу. Лисица залезла в нору. Белка в дупле орешки грызёт. Заяц дрожит под кустом. На макушку ёлки села ворона.

Слова для справок: кружит, берлога, залезла.

1. Выписать слова вьюга, птичьи и разделить их для переноса.
2. Подчеркнуть в тексте слова с разделительным мягким знаком.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.

Подули студеные ветры. Ударил мороз. Он сковал пруд крепким льдом. Зябко молодым осинкам. Мерзнут березки. Ждут они зимней одежды.
Вот и выпал снег. Шапками лёг он на ветки деревьев. Кругом лежат пушистые сугробы. Под тяжестью снега согнулись молодые березы. Деревья стоят тихо.

1. К слову студёные записать близкое по значению.

Дедушка Емельян знал все лесные тайны. Дед находил лисьи, волчьи, заячьи следы. Он показывал следы зверей своему внуку Никите.
Однажды Никита и ребята заблудились в лесу. Вдруг Никита увидел след собаки.
По нему ребята вышли к жилью лесника. Спасибо дедушке за науку!

Подчеркнуть в тексте слова с разделительным мягким знаком.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

1. Текст обучающего изложения по вопросам.

Весь день шел мягкий пушистый снег. Дети решили слепить снеговика. Мальчики скатали три снежных кома. Девочки сделали из угольков глаза, а из морковки – нос. На голову надели старое ведро. В руку дали метлу. Хороший получился снеговик!

Вопросы плана

1. Какой снег шел весь день?
2. Что решили сделать дети?
3. Что сделали мальчики?
4. Что сделали девочки?
5. Какой получился снеговик?

2. Из слов каждой строчки составить предложение.

русский, хорош, зимой, лес

деревьями, под, сугробы, глубокие

в, шапках, снежных, пни, стоят

следы, на ковре, белом, зверей и птиц, появились

3. Составить и записать небольшой рассказ на следующую тему:

зима, снег, деревья, земля, дятел, следы

3 класс

ДИКТАНТ

Цель работы – проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил.

Вариант 1

Чудесен русский лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. Шустрые синицы пищат в сучьях. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов.
Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостом. Полетела лёгкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.

Слова для справок: чудесен, смолистые.

Грамматические задания

1. В третьем предложении подчеркнуть главные члены предложения.
2. Найти и записать два слова, которые в своём составе имеют только корень и нулевое окончание.

Вариант 2

Зима. Стоит чудесный денек. Ребята сделали для птиц кормушку и повесили ее на березу. Дети насыпали в кормушку хлебных крошек. Для синиц они привязали на дерево кусочки сала.
К кормушке подлетели снегири, воробьи, голуби. На ветку березы сели прелестные птички. На голове черная шапочка. Спина, крылья, хвостик и головка синие.
Это синицы. Радостно им иметь хороших друзей.

Грамматические задания

1. В седьмом предложении подчеркнуть главные члены предложения.
2. Разобрать по составу слова кормушка, хлебные.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

1. Списать только ту часть текста, где есть описание моржонка.

Моржонка Нюрку воспитывала Вера Васильевна Чаплина. Нюрка очень привязалась к ней.
Моржонок был очень смешной: толстый, курносый. Он неуклюже ходил на своих четырех ластах. Толстая бурая кожа почти без шерсти. Во все стороны торчали жесткие, как щетина, усы. Эти усы и круглые влажные глаза придавали моржонку важное выражение. Нюрка была очень умна.
Зимой Нюрку перевели в закрытое помещение. Через месяц Вера Васильевна пришла к своей воспитаннице. Нюрка лежала в бассейне. Женщина тихонько ее окликнула.
Мигом очутилась Нюрка на берегу. Она поднялась на дыбы и тяжелыми ластами обняла воспитательницу. Усатая морда тыкалась в лицо Вере Васильевне. На пальто сбегали струйки воды. Шутка сказать – навалилась такая туша!

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

1. Коллективное составление рассказа на тему «Как школьники заботятся о птицах».

Примерный план

1. Голодно птицам зимой.
2. Забота о птицах.
3. Крылатые гости.
4. Нарядная птица (описание ее).

Слова для справок: трудно находить, жмутся к жилью, делают, развешивают, подкармливают, наряд, головка, пёрышки, грудка, хвостик.

2. Изложение текста по коллективно составленному плану.

Ребята устроили в лесу праздник для птиц и зверей. Под Новый год они украсили елку ягодами. К нижним веткам прикрепили морковку. Под елку положили кочан капусты. Утром прилетели стайки нарядных птиц. Они радостно щебетали, угощались подарками. Вечером под елкой около кочана капусты веселились два зайца. Они лакомились вкусной капустой и сладкой морковкой.

Примерный план

1. Под Новый год.
2. Чудесная ёлка.
3. Праздничный завтрак.
4. Вкусное лакомство.

Слова для справок: лакомились, кочан.

3. Составить две загадки по данному образцу.

Крылатый, горластый, красные ласты. (Гусь.)

4 класс

ДИКТАНТ

Цель работы – проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил, ставить запятую при однородных членах предложения.

Вариант 1

НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНКЕ

Лесную полянку укрыл пушистый снежок. Но полянка живет. Вот старый пенек. В уютной квартире под корой спрятались от стужи букашки. В норке между корнями лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спят лягушки. Рядом в куче хвороста заснул ежик.
Тихо и пусто на полянке. Только дятел сидит на сосёнке и таскает из шишки вкусные семена. Иной раз пробежит по полянке лисица или беляк.

Слова для справок: ящерица, хвороста, семена.

Грамматические задания

1. В четвертом предложении подчеркнуть главные члены предложения.
2. Указать падежи существительного полянка, выделить окончания.

Вариант 2

Таня и Витя жили в лесной сторожке. Зимой Витя подвесил к старой елке кормушку для птиц. Однажды около кормушки появилась рыженькая белка. Она осторожно прыгнула на кормушку. Ребята тихонько подошли к елке и стали смотреть на белочку. Зверек брал лапками рябину и ловко объедал ягодки.
Ребята сделали для белочки столик. Они клали ей на стол корочки хлебца, сухие грибки. Каждый день прибегала белочка к кормушке.

Слово для справки: корочки.

Грамматические задания

1. В седьмом предложении подчеркнуть главные члены предложения.
2. Указать падежи существительного кормушка, выделить окончания.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.

По лесу прошли лоси, нашумели, испугали зайчишку-беляка. Выскочил из своего логова трусливый зайчишка. Сел, слушает. Страшно робкому зайчишке. Много у него в лесу врагов.
Всякого шума боится беляк. Скрипит дерево – кажется беляку, что это идут злые волки. Прыгнет из-под ног лягушка – тоже страшно зайке. Гугукнет ночью сова – у беляка душа в пятки.
Весь год в страхе живет зайчишка. А всего страшнее ему в осенние дни. Его всюду видно.

Примечание: указать падежи существительного беляк.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

1. Обучающее изложение.

Всю ночь ветер свистел и ухал в горах. Ранним утром зима спустилась с гор. Показалось солнце.
Я медленно шел по тропинке. Вдоль берега реки бежала лисица. Она скользила по жесткому насту, проваливалась в мягком снегу. У лисы был удивительный хвост. Он пылал серебром.
Я направился по лисьему следу. Здесь она прыгала через ручей и сорвалась в воду. Намок и пушистый хвост. Теперь каждая волосинка покрылась льдинками. Ловко обманула меня волшебница зима. Она показала мне зверя со сказочным хвостом.

Примерный план

1. Зима спустилась с гор.
2. Встреча с лисой.
3. Тайна раскрыта.
2. Придумать и записать продолжение данного текста:

Весной Илья забыл в лесу шляпу. Через месяц мальчик пошёл в лес за грибами.

3. Работа с фразеологизмами.

К данным фразеологизмам записать близкий по значению глагол.

1. Вставлять палки в колёса – .
2. Обвести вокруг пальца – .
3. Выбился из сил – .
4. Клевать носом – .
5. Гладить по головке – .
6. Зарубить на носу – .

Слова для справок: устал, мешать, хвалить, обмануть, дремать, запомнить.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: