Демон ️ анализ поэмы М.Ю. Лермонтова, творческая история создания

История создания поэмы «Демон» М.Ю. Лермонтова

Идея поэмы о демоне полюбившем смертную девушку зародилась у Лермонтова еще в 1829 году, еще когда ему было всего 15 лет, и лишь спустя десять лет (в 1839-м) произведение получившее название «Демон» было готово к печати. Прежде, чем произведение было допущено к печати, оно перенесло восемь авторских редакций, но из-за очередной ссылки Лермонтова на Кавказ, оно получило цензурный запрет и долгое время не допускалось к печати распространяясь в литературных кружках и рукописных списках.

Лишь в 1842 году, уже после смерти Лермонтова, отрывки из поэмы появились в журнале «Отечественные записки» (№ 6). Первое полное издание произведения состоялось в Германии в 1856 году, в России — в 1860-м.

Замысел поэмы

Замысел поэмы о монахине, в которую влюблены одновременно Ангел и Демон, возник у Лермонтова еще в 1829 году, во время учёбы в Московском университетском пансионе, когда поэту было всего 15 лет. К этому времени Лермонтов уже был автором ряда произведений. В 1828–1829 годах он написал поэмы «Черкесы», «Кавказский пленник», «Корсар», «Преступник» и десятки лирических стихотворений.

Первые элементы произведения появились в стихотворении «Мой Демон» (1829), в котором изображено неземное существо, наделенное самыми страшными, отрицательными чертами. Все положительное ему чуждо:

В том же 1829 году Лермонтов создал ряд набросков, которые явились началом работы уже над поэмой «Демон». В тетради № 3 пробой записано два варианта:

    «Демон узнает, что ангел любит одну смертную, демон узнает и обольщает ее, так что она покидает ангела, но скоро умирает и делается духом ада. Демон обольстил ее, рассказывая, что бог несправедлив и проч. свою ист».

  • «Демон влюбляется в смертную (монахиню), и она его наконец любит, но демон видит ее ангела хранителя и от зависти и ненависти решается погубить ее. Она умирает, душа ее улетает в ад, и демон, встречая ангела, который плачет с высот неба, упрекает его язвительной улыбкой».
  • Восемь редакций

    Всего, по данным исследователей, насчитывалось восемь авторских редакций «Демона».

    В первых, самых ранних версиях произведения отсутствовало конкретное место действия — история происходила на фоне «условного романтического пейзажа». В процессе работы усложнялись и сюжет, и образы героев, появлялись различные вариации диалогов между персонажами.

    В 1838-м поэт подарил своей возлюбленной Варваре Лопухиной авторскую рукопись с посвящением: «Я кончил — и в груди невольное сомненье!».

    Несмотря на посвящение, работа над поэмой продолжалась вплоть до февраля 1839 года.

    Поскольку при жизни автора поэма не была опубликована, текстологи так и не пришли к единому мнению относительно того, какую редакцию следует считать канонической; рукописи, передававшиеся друзьями и знакомыми поэта, нередко оказывались комбинированными, собранными из разных версий.

    Кавказские редакции

    Место действия первых пяти редакций неопределенно, но в них есть намеки на Испанию, но уже после первой ссылки на Кавказ в 1837 году, характер произведения кардинально меняется. Вернувшись в Петербург, Лермонтов снова переписал «Демона». К 1838 году относятся три новых редакции. Шестая, которую поэт собирался публиковать и которая разошлась в рукописных копиях в огромном числе, датирована 8 сентября 1838 года.

    Лермонтов «переселил» действующих лиц поэмы (получившей второе название — «Восточная повесть») в Грузию, насытил произведение деталями кавказского быта, добавил этнографические элементы.

    Безликая монахиня превратилась в красавицу Тамару. Усложнился сюжет поэмы: соперником Демона становится жених Тамары — «властитель Синодала», «удалой князь».

    Здесь сказалось влияние фольклора: Лермонтов использовал легенду о любви горного духа к девушке-грузинке и о его ревности к ее жениху.

    В начале второй части поэмы (строфа V) всаднику, до слуха которого доносится рыданье Тамары, кажется, что это «…горный дух, // Прикованный в пещере, стонет», Горный дух, прикованный в пещере, — Амирани, Прометей грузинских и осетинских легенд. В некоторых вариантах этих легенд он выступает как богоборец, затеявший борьбу с небом за справедливость на земле. Таким образом, народные грузинские легенды помогали Лермонтову связать прежний материал с новой почвой.

    В декабре того же года, собираясь печатать поэму, Лермонтов подверг ее новой переработке.

    Мятежный характер Тамары в этой редакции сильно смягчен: Лермонтов придал ей черты существа, не созданного для мира, и вычеркнул текст, следовавший за строфой XIII второй части поэмы, с описанием Тамары в гробу. Как раз в этой исключенной строфе был стих «Иль с небом гордая вражда…», который так восхищал Белинского и в котором он видел воплощение одной из основных идей поэмы.

    Кроме того, Лермонтов дополнил поэму клятвою Демона («Хочу я с небом примириться, // Хочу любить, хочу молиться, // Хочу я веровать добру…»), исключил диалог «Зачем мне знать твои печали…» и сочинил новый конец, в котором ангел спасает душу Тамары.

    Приблизив к условиям цензуры образ Тамары, Лермонтов стремился тем самым уберечь от искажений образ Демона: Демон побежден, но не раскаивается.

    В апреле 1840 года, после дуэли с сыном французского посла Эрнестом Барантом, Лермонтов вновь был сослан на Кавказ. Вторая ссылка на Кавказ кардинальным образом отличалась от того, что ждало его на Кавказе несколькими годами раньше: тогда это была приятная прогулка, позволившая Лермонтову знакомиться с восточными традициями, фольклором, много путешествовать. Теперь же его прибытие сопровождалось личным приказом императора не отпускать поэта с первой линии и задействовать его в военных операциях. Прибыв на Кавказ, Лермонтов окунулся в боевую жизнь и на первых же порах отличился, согласно официальному донесению, «мужеством и хладнокровием».

    Читайте также:
    Мертвые души - краткое содержание по главам, история создания

    В феврале 1841 года Лермонтов приезжает с Кавказа в Петербург и привозит начисто переписанную рукопись «Демона». Д. А. Столыпин, приятель Лермонтова, описывает эту рукопись так:

    Чтения у императрицы

    В начале 1839 года поэма привлекла внимание придворных кругов. Ею также заинтересовалась императрица Александра Фёдоровна (супруга Николая II).

    В связи с этим потребовалось представление поэмы «ко двору» для чтения императрицы. Лермонтов изменил сюжет, заново пересоздал части текста, обогатив характеристики, описания и отступления множеством новых великолепных стихов, и отшлифовал произведение в целом. Достаточно сказать, что только при переделке поэмы возник монолог Демона: «Клянусь я первым днем творенья…».

    Исправленный и каллиграфически переписанный текст (VIII редакция поэмы) был прочитан императрице 8–9 февраля 1839 г. и возвращен автору:

    История публикаций

    В марте 1839 года «Демон» был представлен в цензурное ведомство. Цензор Александр Никитенко, на рассмотрении которого оказалась рукопись, собственноручно удалил из текста многочисленные «крамольные» фрагменты; тем не менее, 11 марта 1839 года, он дал разрешительный вердикт.

    В 1839 году Краевский собирался публиковать в «Отечественных записках» отрывки из «Демона». Этому помешала новая ссылка Лермонтова, и последующий за ней цензурный запрет. В 1842 году цензура окончательно запретила поэму; Краевскому удалось опубликовать только отрывки.

    По мнению литературоведов, запрет поэмы способствовал росту её популярности: произведение обрело известность в российском литературном сообществе задолго до выхода первого издания благодаря чтению в кружках и распространению в списках.

    Первые издания

    Лишь 1842 году, уже после трагической гибели Лермонтова на дуэли, отрывки из поэмы были опубликованы в журнале «Отечественные записки». Впервые полный текст произведения увидел свет в Германии в 1856 году; .

    Целиком поэма «Демон» была впервые издана в 1856 году в городе Карлсруэ (Германия) генерал-адъютантом А. И. Философовым. Книга вышла тиражом 28 экземпляров. Важно отметить, что в этом издании был вырезан диалог Тамары с Демоном. Это издание принято называть «карлсруйским».

    В следующем году (1857) вышло второе карлсруйское издание «Демона», в котором диалог героев наконец был опубликован.

    Тремя годами позже полный вариант «Демона» вышел и в России, в собрании сочинений Лермонтова под редакцией Дудышкина.

    Образы героев

    Герои поэмы не имеют прототипов, однако исследователи указывают на некоторые эпизоды из биографии Лермонтова, позволяющие предположить, что в сознании его современников образ Демона соотносился с характером поэта. Так, однажды писатель Владимир Одоевский (1804 — 1869) поинтересовался у автора произведения, с кого был списан главный герой; Лермонтов в ответ иронично заметил: «С самого себя, князь, неужели вы не узнали?». Есть сведения, что после знакомства с поэмой великий князь Михаил Павлович (1798 — 1849) задал риторический вопрос: «Я только никак не пойму, кто кого создал: Лермонтов ли — духа зла или же дух зла — Лермонтова?». Свидетельством того, что поэт ощущал внутреннюю близость к своему герою, являются строки из стихотворения Михаила Юрьевича «Я не для ангелов и рая…» (1831), которое исследователи воспринимают как некий эскиз к эпилогу «Демона»:

    Образ Демона в искусстве

    Если в 1860-х годах отношение к «Демону» в среде литературных критиков было зачастую скептическим, то ближе к концу XIX века — на фоне растущего интереса к русской поэзии — поэма и её герой вновь обрели актуальность. «Реабилитация» произведения во многом состоялась благодаря художнику Михаилу Врубелю, создавшему образ Демона в тридцати иллюстрациях к юбилейному двухтомнику Лермонтова и написавшему картины «Демон сидящий» (1890), «Демон летящий» (1899) и «Демон поверженный» (1901—1902).

    Врубелевский герой, с одной стороны, напоминает античных титанов, обладающих властью над миром; с другой — это, по замечанию философа Василия Розанова, некое стихийно-языческое существо, близкое древнегреческому богу Пану.

    Сам образ падшего ангела, взбунтовавшегося против Творца и получившего за свой мятеж участь вечного скитальца, в литературе не нов: предшественниками лермонтовского героя были байроновский Люцифер («Каин»), гётевский Мефистофель («Фауст»), мильтоновский Сатана («Потерянный рай») и другие персонажи. Но если, к примеру, местом действия «Потерянного рая» является некое метафизическое пространство, то история Демона происходит на фоне земного — кавказского — пейзажа, среди гор. Возможно, здесь сказалось влияние Василия Жуковского, в балладах которого пейзажи «отличались явно повышенной гористостью».

    История создания поэмы “Демон” Лермонтова: интересные факты

    Тамара и Демон.
    Иллюстрация А. Эберлинга

    Поэма “Демон” является одним из самых известных произведений великого русского поэта и прозаика М. Ю. Лермонтова.

    История создания поэмы “Демон” Лермонтова: интересные факты

    Восемь редакций “Демона”

    История создания поэмы “Демон” Лермонтова сложна и длительна.

    Лермонтов начал писать поэму “Демон” в четырнадцать лет и продолжал работать над дней на протяжении всей жизни. Несмотря на многочисленные переработки, первая строка произведения – “Печальный Демон, дух изгнанья” – сохранилась с 1829 г. до окончательной редакции.

    Существует восемь основных редакций поэмы “Демон”. Первый набросок поэмы “Демон” (I редакции) относится к 1829 г. К февралю 1839 г. относят последнюю, VIII версию поэмы. Место действия первых пяти редакций неопределенно, но в них есть намеки на Испанию.

    Читайте также:
    Княжна Элен Курагина - характеристика героини Война и мир, описание

    Ссылка Лермонтова на Кавказ

    После пребывания Лермонтова в ссылке на Кавказе характер его “Демона” кардинально меняется: в тексте появляется описание кавказской природы, быта и нравов жителей Кавказа.

    В феврале 1841 г. Лермонтов приезжает с Кавказа в Петербург и привозит начисто переписанную рукопись “Демона”. Д. А.Столыпин, приятель Лермонтова, описывает эту рукопись так:

    “Это была тетрадь большого листового формата, сшитая из обыкновенной белой писчей бумаги и перегнутая сверху донизу надвое. Текст поэмы написан четко и разборчиво, без малейших поправок и перемарок на правой стороне листа, а левая осталась чистою. Автограф этот поэт приготовил и привез с собою в Петербург, в начале 1841 г., для доставления удовольствия бабушке Елисавете Алексеевне Арсеньевой прочитать “Демона” лично, за что она и сделала предупредительному внуку хороший денежный подарок. “ (Д. А. Столыпин – П. К. Мартьянову, 1892 г.)

    Чтения у императрицы

    В начале 1839 г. поэма привлекла внимание придворных кругов. Ею также заинтересовалась императрица Александра Фёдоровна. Исправленный и каллиграфически переписанный текст (VIII редакция поэмы) был прочитан императрице 8-9 февраля 1839 г. и возвращен автору:

    “Один из членов царской фамилии пожелал прочесть “Демона”, ходившего в то время по рукам, в списках более или менее искаженных. Лермонтов принялся за эту поэму в четвертый раз, отделал ее окончательно, отдал переписать каллиграфически и, по одобрении к печати цензурой, препроводил по назначению. Через несколько дней он получил ее обратно, и этоединственный экземпляр полный и после которого “Демон” не переделывался.”(из воспоминаний А. П. Шан-Гирея)

    Цензурное разрешение

    Вскоре после чтения у императрицы поэма получает одобрение от цензуры (по данным исследователя В. Э. Вацуро). Цензурное разрешение выдается 11 марта 1839 года, но сам Лермонтов не спешит публиковать свое произведение.

    После этого А. А. Краевский предлагает Лермонтову напечатать “Демона” по частям в “Отечественных записках”, но Лермонтов настаивает на публикации текста целиком, а после и вовсе забирает рукопись из редакции. Судя по всему, Лермонтов не печатает поэму из-за особого отношения к ней. Для него это произведение является чем-то глубоко сокровенным.

    Так как поэма не публикуется официально, она распространяется среди любителей литературы в виде списков (рукописных копий). Эти копии порой серьезно расходились между собой.

    Целиком поэма “Демон” была впервые издана в 1856 г. в Карлсруэ (Германия) генерал-адъютантом А. И. Философовым. Книга вышла тиражом 28 экземпляров. Важно отметить, что в этом издании был вырезан диалог Тамары с Демоном.

    П. К. Мартьянов описывает историю публикации так:

    “Имея в виду, что поэма в полном объеме, по цензурным условиям, в русской печати появиться не может, генерал-адъютант Алексей Илларионович Философов, бывший воспитателем великого князя Михаила Николаевича и находившийся с ним за границей, возымел намерение издать “Демона” полностью в Карлсруэ. Баронесса А. М. Гюгель (урожденная Верещагина) — этот старый испытанный друг поэта, в гостиной которой возникла первая мысль об издании “Демона” за границею, предложила г. Философову находившийся у нее бахметевский список поэмы, и издание ее, при содействии протоиерея И. И. Базарова, было начато с этого списка у придворного типографа Баденского двора Гаспера. “

    Каким образом исследователи получили канонический, наиболее достоверный текст поэмы “Демон”, известный нам сейчас? Для этого в основу канонического текста “Демона” положили карлсруйское издание 1856 г. (как более точное) и вставили в него диалог Тамары с Демоном из издания 1857 г.

    Современные исследователи считают, что, пока другие рукописи “Демона” не найдены, поэма должна печататься по “карлсруйским изданиям”.

    Анализ поэмы «Демон» (М.Ю. Лермонтов)

    Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 30.01.2020 · Обновлено 30.01.2020

    Многомудрый Литрекон поможет Вам растолковать поэму М.Ю. Лермонтова «Демон». Вы можете использовать анализ произведения по плану для написания сочинений и проверочных работ. Кроме того, разбор поэмы – отличный способ подробнее разобраться в творчестве Лермонтова, а эти знания пригодятся Вам на решающих экзаменах в старших классах.

    История создания

    История написания поэмы «Демон» наталкивает на мысль, что произведение играло особую роль в жизни автора. Он начал работу над произведением в 14 лет, продолжал вносить корректировки в течение всей жизни, так и не опубликовав его самостоятельно. Несмотря на многочисленные исправления и доработки, первая строка осталась без изменения с 1829 года. («Печальный Демон, дух изгнанья»). Об этой работе автора сохранились весьма интересные факты:

    1. Любопытно узнать, кому посвящена поэма «Демон»? Автор подарил рукопись своей избраннице — Варваре Лопухиной. Это произошло в 1838 году. Он подписал ее: «Я кончил — и в груди невольное сомненье!». Он не был уверен в успехе произведения, поэтому постоянно дорабатывал его на протяжении всей жизни.
    2. Цензура жестоко обошлась в творением поэта-романтика. Синод (орган, заведующий церковными делами) запретил публикацию при жизни автора, ведь содержание произведения противоречило религиозным канонам и было признано опасным. После смерти М.Ю. Лермонтова отрывки из поэмы были напечатаны впервые в 1842 году в журнале «Отечественные записки». Целиком она вышла в 1856 году в Германии. Тираж составлял 28 экземпляров, но важно отметить, что диалог главных героев был вырезан. И только в 1857 году вышло второе издание поэмы «Демон», в котором диалог был опубликован.
    3. История создания «Демона» тесно связана с его распространением. Вопреки цензуре и запретам, посвящённые дворяне переписывали поэму друг у друга и передавали знакомым. Такая форма распространения окружила произведением еще большим ажиотажем со стороны публики.
    4. «Демон» имеет и свою мистическую историю. Многие художники-иллюстраторы и литературоведы, которые взялись за подробное изучение текста, замечали странности в своем поведении или даже сходили с ума от навязчивых видений. Самым известным примером является художник Врубель, который нарисовал иллюстрации к книге, но не завершил труд, так как его психическое здоровье пошатнулось. Он жаловался на навязчивые галлюцинации, где неизменно присутствовал нечистый дух.
    Читайте также:
    «Attalea princeps» краткое содержание сказки Всеволода Михайловича Гаршина

    Жанр, направление, размер

    Жанр произведения — поэма, литературное направление — романтизм. Отверженный и одинокий герой-бунтарь, готовый идти наперекор судьбе, присущ романтическим поэмам, к которым можно отнести «Демон». Тексту присущи и другие романтические черты:

    1. Главный герой поэмы – изгнанник, который не может справиться с внутренней борьбой, Падший Ангел, который расплачивается за свое неповиновение. Более того, одним из главных признаков романтизма в поэме, который невозможно оставить без внимания — идея борьбы. Борьба между двумя героями заключается в противостоянии Демона и Бога. Также мы замечаем менее очевидный и уловимый внутренний конфликт Демона с самим собой: его земными желаниями и инфернальной сущностью.
    2. Место действия — экзотическая страна — Грузия. Такой выбор локации тоже указывает на романтизм, ведь авторы хотели сделать свое повествование максимально нетипичным.
    3. Отсылки к религиозным и мифологическим источникам — еще одно свойство романтизма. Поэты и писатели часто ссылались на исторические и мифологические сюжеты прошлого.
    4. Кроме того, читатель замечает традиционные романтические мотивы в «Демоне»: одиночество, злой рок, фатализм, бунт, несчастная любовь, свобода.

    Размер «Демона» — четырехстопный ямб.

    Действия, описанные в поэме, происходят в Грузии. Демон пролетает над вершинами Кавказа и замечает прекрасную Тамару, дочь Гудала. Она готовится к своей свадьбе и ждет жениха, который направляется к ней с богатым караваном верблюдов. Но по пути их настегают и убивают разбойники. Демон, который пленился красотой девушки, является и желает завладеть ею.

    Испуганная Тамара просит родных отдать ее в монастырь, чтобы спастись от злых чар. Там она находит защиту, но в одну из ночей Демону удается пробраться к ней. Он соблазняет Тамару, и девушка погибает. Но ее душа все равно не остается с Демоном, Ангел спасает девушку и переносит в Рай.

    Образы и символы

    Образ юной и прекрасной девушки, которая верит в Бога, скромна и чиста, сталкивается с образом Демона. Он очень сложный и неоднозначный персонаж, обреченный на вечную тоску и одиночество. Главные образы в поэме «Демон» Многомудрый Литрекон расположил в таблице.

    Демон Падший Ангел блуждает и властвует над землей, но наскучившее зло не доставляет ему никакого наслаждения (Он не встречал сопротивленья – и зло наскучило ему). Все меняется, как только он замечает Тамару. Демон хочет обрести спасение через любовь к ней, он готов сеять добро. Впоследствии он раскрывается как дерзкий, настойчивый, страстный герой. Он не в состоянии совладать со своей гордыней и является ее жертвой, поэтому автор сочувствует ему, постоянно награждая его характеристикой «грустный». Злой дух — заложник судьбы, и бунт против нее для него оканчивается поражением. Образ Демона наделен типичными романтическими чертами: он одинок, горд и отрешен от мира.
    Тамара Тамара скромна и благочестива, хотя именно она является самой прекрасной девушкой на земле. Она честна и до конца сопротивляется злой силе. Спасение героиня находит в монастыре, то есть она готова отречься от всего, чтобы сохранить чистоту своей души. В борьбе за нее она пала, но раскаялась, и за ее старания ангел не позволил пропасть ее душе в объятиях сатаны.

    Тематика поэмы «Демон» выходит за рамки типичной русской литературы, и Многомудрый Литрекон посвятит ей больше времени, если читатель напишет в комментариях, чего не хватает. Автор затрагивает такие темы, как любовь, вера, одиночество, борьба добра и зла.

    • Любовь способна излечить даже самую израненную и уставшую душу, она является ключом к спасению от вечного одиночества Демона. Однако его судьба отверженного духа противостоит намерению Демона найти спасение. Он уже сделал свой выбор, когда пошел против Бога, и с тех пор его дорога определилась. Ее не изменить даже самым отчаянным порывом. Поэты-романтики часто изображали любовь как недоступный на Земле идеал, и Лермонтов продолжил данную традицию. Счастливой любви в тексте нет.
    • Вера спасает Тамару от вечных мук в Аду, она не поддается уговорам Демона и продолжает верить, что Бог ее спасет. Ее сопротивление страсти и самоотречение во имя религии в стенах монастыря — все это говорит в ее пользу, и Ангел спускается на выручку.
    • И основная тема, которая затрагивается во многих произведениях – борьба добра со злом. Ангел и Демон — это две стороны одной человеческой души. Они борются в каждом из нас, и очень важно осознавать, что не существует деления на отрицательных и положительных персонажей. Автор аллегорически описал две стороны человеческой сущности. Возможно, реально существующая героиня в тексте одна — это Тамара, душа которой разрывается от противоречий.
    • Мистика является одним из любимых приемов романтиков. Автор прибегают к ней, когда хотят оторваться от земных забот и показать идеал, недоступный действительности. Лермонтов создал свое двоемирие, показав жизнь духов и бытие людей.
    • Природа. Грузинские пейзажи подходят для описанных событий и подчеркивают страстную, гнетущую атмосферу произведения. Они олицетворяют непреклонный и знойный нрав злого духа.
    Читайте также:
    Евгений и Юлия краткое содержание читать онлайн

    Проблемы

    Проблематика произведения «Демон» может быть описана объемнее, если читатели напишут Многомудрому Литрекону то, то нужно добавить в список.

    1. Гордыня. Для автора любовь – это святое неземное чувство, которое отзывается в нас чем-то мистическим и духовным. Она не может быть совместима с пороком и злом, она заставляет нас творить добро и отказываться от гордыни. Демон не мог выйти из своей гордой и надменной сущности, поэтому его страсть окрасилась в мрачные тона и убила Тамару. Чувства не победили в нем, а оказались побежденными более сильными порывами его души.
    2. Одиночество. Демон трагически одинок и тяжело переживает низвержение. Автор открыто сочувствует ему, понимая, что природу злого духа не изменить. Он таков, его таким создали, поэтому он обречен на одинокие скитания. В характере Демона прослеживается схожесть с нравом самого автора, которого современники считали желчным, замкнутым и неприветливым человеком, обреченным на уединение и нелюбовь.
    3. Бунт против своей природы — это тоже проблема, поднятая в произведении «Демон». Герой ненавидит свой путь и хочет перемениться, но метаморфоза невозможна. Ты — тот, кем тебе суждено быть, ты не делаешь себя сам — вот посыл, который пропагандировали многие поэты-романтики, поэтому все попытки Демона тщетны.
    4. Судьба. По мнению многих поэтов-романтиков, злой рок неумолим. Если что-то начертано на роду, то от этого не уйдешь. Так и Демон не смог уйти от себя, не сумел свернуть со своей дороги, как ни пытался.

    Основная идея

    Смысл поэмы «Демон» заключается в том, что герой объявляет войну самому себе, своему пути и характеру. Он решает все изменить и начать сначала. Для него любовь — яд, лишающий демона злых сил, которыми он так гордится. Она же лишает его независимости — того, ради чего персонаж променял рай на ад. Для него связь с Тамарой могла стать капитуляцией, признанием правоты отвергнутого Творца, но все же природа взяла свое: Демон убил не себя, а человека, которым завладел. Это говорит о его обреченности — конечной точке развития образа. Злой дух всегда останется таким: одиноким, грустным и мрачным напоминанием о том, какая кара ждет гордецов, осмелившихся уйти от Бога. Трагедия Демона — это невозможность изменить свою природу, даже пройдя через испытание любовью.

    Главная мысль же заключается в том, что каждый из героев стоит перед нравственным выбором. Демон опять выбирает бунт вместо смирения, как и тогда, когда он пошел против Бога — своего создателя. Как и тогда, его мятеж не увенчался победой: он был напрасен, как и любое сопротивление судьбе. Но такова природа Демона: он не может смириться и избавиться от гордыни, поэтому он, вопреки запретам, идет за Тамарой в монастырь, бросает вызов Ангелу. Он хотел исцелиться любовью, но не заметил, как опять совершил одну и ту же ошибку, как опять стал заложником высокомерия. Его любовь оказалась такой же химерой, как и свобода от Бога. Ничто не может изменить его, потому что попытка измениться, противоречащая воле Творца и его законам, — это и есть его истинная сущность, против которой он выступает. А вот Тамаре удается противостоять искусителю с помощью веры, потому что она смиряется и уповает на волю Господа. Поэтому в конце произведения ее душа обретает смирение в Раю.

    Средства выразительности

    Для создания образов М. Ю. Лермонтов использует разнообразные тропы в поэме «Демон», это помогает проследить отношение автора и чувства героев.

    1. В первой части поэмы в описании Кавказской природы присутствуют сравнения: «как трещина жилище змея», «Терек, прыгая, как львица».
    2. В описании Демона используются эпитеты «дух изгнания», «злой дух», «давно отверженный».
    3. Также автор не скупится на олицетворения: «лучших дней воспоминанья пред ним теснилися толпой; Когда бегущая комета улыбкой ласковой привета любила поменяться с ним; И Терек, прыгая, как львица с косматой гривой на хребте, ревел».
    4. Один из главных средств выразительности является антитеза: Демон противопоставляется Богу, вера Тамары — безверию Демона, чистота души — пороку, невинность — страсти. Даже природа Грузии контрастна: на вершинах гор лежит снег, а на земле цветут яркие краски лета.

    В поэме «Демон» еще очень много средств художественной выразительности, которые Многомудрый Литрекон добавит в текст, если в этом есть надобность, о которой стоит сообщить ему в комментариях.

    Анализ поэмы «Демон» (М. Лермонтов)

    Автор: Guru · Опубликовано 15.09.2017 · Обновлено 08.10.2017

    Поэму М.Ю. Лермонтова «Демон» можно считать визитной карточкой писателя. Здесь мы видим и любимый автором Кавказ, и философские мысли автора относительно добра и зла. Не лишена поэма и темы невозможности любви, которая была так актуальна для самого Михаила Юрьевича. Мастерское изображение природы, полные психологизма и романтического пафоса диалоги, многообразие мифологических и фольклорных мотивов – всё это содержит в себе этот шедевр русской литературы.

    Читайте также:
    Дремучий медведь краткое содержание читать за несколько минут

    История создания

    Поэма «Демон» насчитывает 8 редакций, так как Лермонтов начал писать своё произведение ещё в возрасте 14 лет и возвращался к работе над своим детищем на протяжении всей жизни. Ранние редакции отличаются нецелостностью образов, большим количеством философских рассуждений. Поворотным для развития авторского замысла становится 1838 год, когда из-под пера поэта появляются 6-я и 7-я редакции. Теперь уже более зрелый творец не проводит параллель между Демоном и собой и наделяет своего героя монологами.

    Поэма базируется на библейском мифе о падшем ангеле, а также обращается к грузинскому фольклору и деталям местного быта.

    Жанр и направление

    В эпоху романтизма авторы нередко обращаются к крупной форме поэзии. Интерес к герою-бунтарю, готовому противостоять судьбе, рождает жанр романтической поэмы, к которому относится и «Демон».

    Главного персонажа поэмы можно назвать прототипом героя-изгнанника, прочно занявшего своё место в литературе романтизма. Это Падший Ангел, страдающий за свою дерзость и неповиновение. Само обращение к такому образу — характерная черта романтизма. Одним из первых был Мильтон («Потерянный Рай»), обращался к этому персонажу и повлиявший на русскую литературу Байрон, не обходит стороной вечный образ и А.С. Пушкин.

    Поэма пронизана идеями борьбы как на глобальном уровне (противостояние Демона и Бога), так и внутри души отдельного персонажа (Демон желает исправиться, но гордыня и жажда наслаждения мучают его).

    Наличие фольклорных мотивов также позволяет относить «Демона» к жанру именно романтической поэмы.

    О чём?

    В Грузии, в роскошном доме князя Гудала, живёт его дочь, девушка невероятной красоты, Тамара. Она ждёт своей свадьбы, двор уже убран к торжеству, но пролетавший над вершинами Кавказа Демон уже заметил девушку, он пленился ею. На свадьбу спешит жених, за ним следует богатый караван верблюдов, но в ущелье путников настигают разбойники. Так радость свадьбы оборачивается горем похорон.

    Демон, теперь не имеющий соперников, является Тамаре, желая завладеть ею. Бедная девушка хочет найти защиты у Бога и уходит в монастырь. Там её стережёт Ангел-Хранитель, но однажды ночью Демон преодолел эту преграду и соблазнил девушку. Тамара погибла, но её душу спас Ангел и перенес в Рай, где она обрела покой.

    Главные герои и их характеристика

    • Демон – весьма сложный персонаж поэмы. Сам образ Демона восходит ещё к Библейским сюжетам, но в поэме Лермонтова мы встречаем уже авторскую трактовку этого архетипа. Он наказан вечной жизнью, а существование его будет всегда сопровождаться одиночеством и тоской. Казалось бы, можно позавидовать этой уникальной возможности: с высоты птичьего полета наблюдать горные красоты, но и это наскучило герою. Даже зло уже не приносит ему удовольствие. Но характеристика Демона не может сводиться лишь к отрицательному. Он встречает девушку, сравнимую со сказочной девой, обладающую такой красотой, какую ещё «свет не видывал». Но она прекрасна не только внешностью и нарядами, а ещё и душой.
    • Тамара скромна, целомудренна, верит в Бога, она создана не для этого мира, неслучайно Демон желает обрести спасение через любовь к ней. Ощутив это новое для него чувство, Падший Ангел хочет творить только добро, встать на путь истинный. Но, как мы видим дальше, герой не может справиться со своей гордыней, и все его хорошие намерения оборачиваются прахом. Искуситель дерзок и настойчив, на пути к наслаждению он не собирается уступать ни мольбам беззащитной девушки, ни уговорам Божьего посланника.
    • Любовь. Особое место в поэме занимает любовь. Она имеет безграничную силу: иногда губит героев, иногда даёт надежду, а порой сулит вечные муки. Ревнивая спешка к невесте губит жениха Тамары, для Демона же эта девушка – надежда на спасение. Любовь пробуждает в Падшем Ангеле давно забытые чувства, она заставляет его, нагоняющего ужас, бояться и плакать.
    • Борьба. Отвергнутый Небом Демон больше не в силах выносить свои мучения. В поэме он предстаёт читателю уже потерявшим всякий вкус к существованию, даже зло не приносит ему удовольствия. Последний шанс отвоевать себе прощение – любовь юной чистой девушки. Тамара для Демона — орудие для борьбы с Небом. Он избавился от Ангела, соблазнил Тамару, но он не способен побороть себя, свои пороки, за что обречён страдать вечно. Тамара борется с искусителем, она не поддаётся его словам против Всевышнего, отчаянно желая избежать адской обители.
    • Одиночество. «Дух изгнанья» уже несколько столетий он скитается «в пустыне мира без приюта». Единственная отрада его существования – воспоминания о прошлом, когда он был среди своих собратьев — «чистых херувимов». Любовь к смертной чистой девушке заставляет Демона ещё острее чествовать свою тоску и одиночество. Кажется, что в какой-то момент он готов проявить смирение и преклониться перед Всевышним: он слышит вечернюю песню, она напоминает Падшему Ангелу о Рае. Демон, нагонявший до этого на всех страх и ужас, теперь плачет сам горячими слезами.
    • Вера. Только благодаря непоколебимой вере в Бога Тамара избегает от мук ада. Пренебрежительное отношение к религии губит, согласно авторскому замыслу, жениха княжны. Искушая красавицу, Демон шепчет ей, что Бог занят только небесными делами, а на земные не обращает внимания. Но девушка не поддалась наветам зла, за что душа её была спасена Ангелом-Хранителем.
    Читайте также:
    Максим Максимыч - характеристика героя, описание образа

    Ангел и Демон – две стороны одной души. Человек по своей натуре двойственен, Добро и Зло всегда борются в нём. Предназначение главного героя поэмы – сеять сомнение, пробуждать лукавые мысли в человеке. За повиновение Демону Бог может жестоко наказать, как это и произошло с женихом Тамары.

    Повержен и Демон, но так ли жестоко к нему Небо? Оно даёт изгнаннику шанс спастись через искреннюю любовь, ведущую к добродетели, но герой не справляется со своим отрицательным началом и тем самым губит себя и девушку.

    Проблематика

    Любовь и порок несовместимы – эту проблему актуализирует Лермонтов в «Демоне». Для автора это чувство, скорее, святое, данное Небом, нежели земное. Когда забывают о красоте душевной, а думают лишь о наслаждениях плоти, происходит подмена любви грехом. Истинное же чувство призывает к добродетели, самопожертвованию, отказу от гордыни.

    Но не каждому дана способность именно так любить. Одержимый жаждой превосходства над Небом и желанием испытать удовольствие, впервые за много сотен лет, Демон обрывает последнюю спасительную нить. И Падший Ангел, и Тамара становятся жертвами греховной страсти, но почитающая Бога девушка спасается, а упрямо противостоящий Создателю Демон обрекает себя на вечные страдания. Так находит свое отражение нравственная проблема гордыни – темная сторона души каждого из нас.

    Перед героями стоит проблема нравственного выбора. Демон между смирением и страстью выбирает последнее, за что получает ещё большее страдание. Жених Тамары прислушался к лукавому голосу и пренебрёг молитвой в дороге, за что жестоко поплатился, Тамаре же удаётся противостоять соблазнам искусителя, поэтому для неё открыты Врата Рая.

    Критика

    В оценке критиков «Демон» в определённые периоды своей литературной истории поэма представлена по-разному. Появление этого демонического образа на русской почве было в некотором роде литературным событием, рецензенты с трепетом относились к произведению, в первую очередь, потому, что осознавали, какую историю имеет за собой эта тема в мировой литературе. Один из крупнейших авторитетов критики того времени В.Г. Белинский сам признаётся, что «Демон» стал для него мерой «истин, чувств, красот». В.П. Боткин видел в поэме революционно взгляд на мироздание. Многие из исследователей творчества Лермонтова до сих спорят о важности некоторых редакций, не отдавая безоговорочно пальму первенства окончательному варианту.
    Совершенно иной была критика более позднего периода. «Демон» стал объектом насмешек и издевательств, особенно реалисты, В. Зайцев, А. Новодворский, крайне негативно относились к одному из главных символов романтизма.

    Реабилитирует поэму светоч поэзии начала прошлого столетия А. Блок, продолжая в своём стихотворении «Демон» традицию Лермонтова.

    Полный анализ стихотворения «Демон» (М.Ю. Лермонтов)

    Делая полный анализ стихотворения «Демон», которое написал Михаил Юрьевич Лермонтов, стоит вспомнить о том, что оно занимало особое место в творчестве поэта.

    1. История создания
    2. Жанр, размер
    3. Темы и проблемы произведения
    4. Композиция
    5. Средства выразительности
    6. Смысл произведения

    История создания

    Поэма «Демон» не просто так занимает особое место в жизни и творчестве автора. Начало её создания было положено ещё юным четырнадцатилетним юношей, который на протяжении всей своей жизни вносил в неё коррективы и дополнения. Но он так и не успел самостоятельно опубликовать её. Без изменения осталась самая первая строчка, которую Михаил Юрьевич написал в 1829 году.

    Сама поэма имеет очень интересную историю создания, которая заслуживает отдельного внимания.

    Данное творение поэт посвятил своей любимой женщине. В 1838 году Михаил Юрьевич презентовал его Варваре Лопухиной, но поскольку он постоянно сомневался в качестве своего произведения – то вносил постоянно какие-то изменения и доработки.

    Так же поэма «Демон» подверглась острой критике со стороны органа, который заведовал церковными делами. Они были возмущены содержанием поэмы, признавали его опасным. Именно это повлияло на то, что автору не удалось при жизни опубликовать данный текст.

    Уже после смерти поэта в 1842 году впервые публикуются отрывки «Демона». И, лишь, в 1856 году она выходит полностью в Германии, не вошли в печать только диалоги героев. Полное же издание появилось только в 1857 году.

    Но запреты на печать произведения не сильно повлияли на распространение текста. Текст неоднократно переписывался дворянами, и передавался приближенным. Это так же сыграло большую роль на интерес народа к данной поэме.

    Так же данная история не обошлась и без мистических моментов. Люди, которые подробно изучали текст данного произведения, жаловались на появление странного поведения. Так же были замечены случаи того, когда люди сходили с ума от навязчивых, и преследующих их галлюцинаций. Например, художник Врубель, занимающийся иллюстрациями к произведению, так и не смог закончить свою работу. Его начали преследовать видения, которые он никак не мог объяснить. В итоге его психическое здоровье ухудшилось, поэтому закончить начатое ему так и не удалось.

    Читайте также:
    Цифры, Бунин: читать онлайн бесплатно

    Жанр, размер

    Жанр данного произведения – поэма. Размер, к которому обратился автор для написания, четырехстопный ямб. Что же касается направления, то это романтизм, чему есть неопровержимые доказательства. Как и в других романтических произведениях, здесь присутствует герой, который отличается бунтарским характером.

    Мы видим главного героя произведения – бунтарь по натуре, который был изгнан за неповиновение. Внутри него продолжается постоянная борьба. Ему приходится расплачиваться за свой взрывной характер. Тема борьбы так же присутствует на протяжении всего произведения. Мы видим противостояние Демона и Бога, а так же борьбу Демона, наверное, самую сложную из всех. Это борьба с самим собой, и своими желаниями, которые порой становятся сильнее.

    Действие поэмы происходит в Грузии. Это так же является одной из особенностей романтизма, поскольку, таким образом, поэты пытаются подчеркнуть особенность и не типичность.

    Михаил Юрьевич затрагивает религиозную тематику. Так же присутствуют ноты мифологии.

    Поэма пропитана одиночеством, борьбой, любовью, а так же жаждой свободы. Совокупность всех этих особенностей указывает именно на романтизм.

    Темы и проблемы произведения

    Тема данной поэмы не типична для авторов русской литературы. Здесь затрагиваются проблемы любви, одиночества, борьбы.

    Любовь была воспета многими авторами, которые показывали то, что она способна излечить даже самые очерствевшие и раненые души. Она способна развеять одиночество, дать силы и смысл. Именно таким предстает перед читателем Демон, который ищет свое спасение в любви. Но его отверженный дух не намерен искать пути спасения. Выбор им был сделан давно. Он сам выбрал свой путь, вступив в противостояние с Богом. Поэтому даже любовь не в силах помочь Демону, который выбрал свою непростую дорогу.

    Многие авторы показывали любовь – как вершину, идеал. Но достичь её было очень не просто, и дано далеко не всем. Лермонтов так же показывает картину любви, которая так и не имела счастливого конца.

    Тема веры так же имеет огромное значение в этом произведении. Благодаря своей вере Тамара спасается от вечных мучений в Аду. Сила её веры огромна, она продолжает верить в то, что Бог ей поможет. Поэтому она совершенно не поддается искушению Демона. Благодаря тому, что она осталась в монастыре и выбрала религию, полностью отрекшись от страсти, ей на помощь приходит Ангел.

    Основной темой произведения можно назвать тему борьбы. Борьба добра со злом была представлена многими поэтами и до сих пор является актуальной. В душе каждого человека есть свой Демон и Ангел. Каждый день они ведут свою борьбу, искушая человека. Благодаря аллегории Михаил Юрьевич описывает человеческую душу с двух противоположных сторон. Постоянная борьба противоречий как нельзя лучше представлена в образе Тамары.

    Так же поэме «Демон» затрагивается тема мистики. Данный прием так же достаточно часто встречается у представителей романтизма. Благодаря мистическим явлениям, поэты показывают недостижимость идеала, уводя читателя далеко вверх, подальше от земных проблем. Автор показывает параллельно существование двух миров – реальный, в котором мы проживаем всю свою жизнь, и мифический – в котором так часто борются наши души.

    Композиция

    Композиционно поэма «Демон» делится на две части, каждая из которых тесно переплетается. Одна из частей показывает нам возможность духовного возрождения. Вторая же часть рассказывает о соблазнении.

    В завязке произведения автор показывает клятву Демона, которая так покорила Тамару. Далее действия развиваются, более подробно описываются взаимоотношения Тамары и Демона.

    Клянусь полночною звездой,
    Лучом заката и востока,
    Властитель Персии златой
    И ни единый царь земной
    Не целовал такого ока;
    Гарема брызжущий фонтан
    Ни разу жаркою порою
    Своей жемчужною росою
    Не омывал подобный стан!
    Еще ничья рука земная,
    По милому челу блуждая,
    Таких волос не расплела;
    С тех пор как мир лишился рая,
    Клянусь, красавица такая
    Под солнцем юга не цвела.

    Драматической сценой представляется убийство возлюбленного Тамары, и её последующие мучения. Раскрывается тема спасения Тамары в монастыре, а так же её идейный поединок с Демоном.

    Кто этот всадник бездыханный?
    Хранили след тревоги бранной
    Морщины смуглого чела.
    В крови оружие и платье;
    В последнем бешеном пожатье
    Рука на гриве замерла.
    Недолго жениха младого,
    Невеста, взор твой ожидал:

    Кульминацией же является встреча с Тамарой.

    О! кто ты? речь твоя опасна!
    Тебя послал мне ад иль рай?
    Чего ты хочешь.

    Но молви, кто ты? отвечай…

    Развязка – это смерть Тамары и поражение Демона.

    И Ангел строгими очами
    На искусителя взглянул
    И, радостно взмахнув крылами,
    В сиянье неба потонул.
    И проклял Демон побежденный
    Мечты безумные свои,
    И вновь остался он, надменный,
    Один, как прежде, во вселенной
    Без упованья и любви.

    Весь сюжет данного произведения построен на страданиях главного героя, которые возникают в результате его прошлых поступков. Автор умело использует антитезу, противопоставляя Демона всему миру, и Ангела – посланника с небес. Благодаря данному приему, читателю намного проще понять основную идею произведения.

    Средства выразительности

    Одним из главных средств выразительности, которые использует автор в данной поэме – это антитеза. Именно на ней строится вся композиция данного произведения. Так же в поэме большое количество эпитетов, которые автор использует очень умело и тем самым придает яркости произведению. Использование сравнений, метафор и олицетворений так же активно встречается в поэме «Демон». Можно сказать, что в данном тексте Михаил Юрьевич использовал огромное множество средств художественной выразительности.

    Читайте также:
    Образ Раскольникова в Преступление и наказание, характеристика

    Смысл произведения

    В данной поэме автор пытается показать в первую очередь, что в душе каждого человека живут как Ангел, так и Демон. Они находятся в состоянии постоянного противостояния и борьбы, пытаясь склонить человека в свою сторону. Ангел помогает найти человеку правильный путь и избежать необдуманных поступков и решений. Демон же, постоянно лукавит и искушает неокрепшую душу. Но лишь от человека зависит к кому из них он прислушается, и какой путь выберет.

    Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

    Анализ поэмы “Демон” М. Ю. Лермонтова на уроках литературы в 10 классе
    презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме

    В презентации даётся художественный анализ поэмы “Демон”. Основная тема всего творчества М. Ю. Лермонтова – тема личности в её отношении к обществу. Центральный герой — гордая, свободолюбивая, мятежная и протестующая личность, стремящаяся к действию, к борьбе. Но в условиях социальной действительности 30-х годов такая личность не находит сферы приложения своим мощным силам, а потому и обречена на одиночество.

    Скачать:

    Вложение Размер
    Лермонтов использовал в «Демоне» библейскую легенду о духе зла, свергнутом с неба за свой бунт против верховной божественной вла 2.17 МБ
    Предварительный просмотр:

    Подписи к слайдам:

    Презентация выполнена учителем русского языка и литературы Овчинниковой О. В. (для 10 класса) ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПОЭМЫ «ДЕМОН»

    КРИТИК В. Г. БЕЛИНСКИЙ О ПОЭМЕ: «…роскошь картин, богатство поэтического одушевления, превосходные стихи, высокость мыслей, обаятельная прелесть образов»..

    Основная тема всего творчества Лермонтова – тема личности в её отношении к обществу. Центральный герой — гордая , свободолюбивая, мятежная и протестующая личность, стремящаяся к действию, к борьбе. Но в условиях социальной действительности 30-х годов такая личность не находит сферы приложения своим мощным силам, а потому и обречена на одиночество.

    История создания поэмы Первый вариант «Демона» Лермонтов набрасывает пятнадцатилетним мальчиком, в 1829 году. С тех пор он неоднократно возвращается к этой поэме, создавая её различные редакции, в которых обстановка, действие и детали сюжета меняются, но образ главного героя сохраняет свои черты.

    После первой ссылки на Кавказ, в 1838 году, Лермонтов создал новую редакцию. Поэма обогатилась яркими, живыми картинами природы. Лермонтов описал то, что сам видел. Его Демон пролетает теперь над вершинами Кавказа. Начало поэмы создает ощущение плавного полёта: Летал над грешною землёю…

    КАКОВ ГЕРОЙ ПОЭМЫ? В «Демоне» Лермонтов дал своё понимание и свою оценку героя-индивидуалиста .

    СЮЖЕТ ПОЭМЫ Лермонтов использовал в «Демоне » библейскую легенду о духе зла , свергнутом с неба за свой бунт против верховной божественной власти, и фольклор кавказских народов , среди которых были широко распространены предания о горном духе, поглотившем девушку-грузинку . Но под фантастикой сюжета здесь скрывается глубокий психологический, философский и социальный смысл.

    ПУТЬ АБСОЛЮТНОГО ОТРИЦАНИЯ Что привело Демона к мучительному состоянию внутренней опустошённости , к одиночеству, в котором мы видим его в начале поэмы ?

    «Святыня любви, добра и красоты» Кто для Демона является Идеалом достойной человека прекрасной свободной жизни? Какова завязка сюжета?

    Демон остро ощутил пленительность Идеала (Тамары) и всем своим существом устремился к нему. В этом смысл попытки «возрождения» Демона, о которой рассказывается в условных библейско-фольклорных образах . НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ СТРОКИ, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЕ ЭТУ ПОПЫТКУ «ВОЗРОЖДЕНИЯ»

    ЧТО стало причиной гибели Тамары и поражения Демона? И вновь остался он, надменный, Один, как прежде, во вселенной Без упованья и любви !

    Внутренний смысл поэмы М. Ю. Лермонтова « Демон отрицает для утверждения, разрушает для созидания … Он не говорит, что истина, красота, благо – признаки, порождённые больным воображением человека; но говорит, что иногда не всё то истина, красота и благо, что считают за истину, красоту и благо » В. Г. Белинский

    НЕОБХОДИМЫ ИНЫЕ ПУТИ БОРЬБЫ ЗА СВОБОДУ … Путём глубокого идейно-психологического анализа настроений тех представителей поколения 30-х годов, которые не шли дальше индивидуалистического протеста, Лермонтов в романтической форме показал бесперспективность подобных настроений и выдвинул перед прогрессивными силами необходимость иных путей борьбы за свободу.

    ОБРАЗ БОГА В ПОЭМЕ В поэме Лермонтова Бог изображен сильнейши м тираном мира . А Демон – враг этого тирана. Самым жестоким обвинением творцу Вселенной служит им же созданная Земля . НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ЭТОМУ ОБВИНЕНИЮ

    КАК БЫ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО ПОЭМЫ Этот злой, несправедливый Бог где-то за кулисами. Но о нём постоянно говорят, о нём вспоминают, о нём рассказывает Демон Тамаре, хотя он и не обращается к нему прямо. НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ ПРИМЕР, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЙ РАССКАЗ ДЕМОНА.

    Язык поэмы эмоциональный, богатый эпитетами, метафорами, сравнениями, противопоставлениями и преувеличениями. НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ ПРИМЕРЫ ТРОПОВ. ЗАПИШИТЕ ИХ.

    менЯЕТСЯ ритм, и Демон приближается: С тех пор отверженный блуждал В пустыне мира без приюта … Тень превращается в фигуру летящего живого существа. Демон всё ближе. Уже можно различить какой-то несколько жужжащий звук крыльев : «отвер ж енный» – «блу ж дал». КАКОЙ ФОНЕТИЧЕСКИЙ ПРИЁМ ИСПОЛЬЗУЕТ ЛЕРМОНТОВ?

    ПРИРОДА В ПОЭМЕ Первая часть пути Демона – Военно-Грузинская дорога до Крестового перевала, самая величественная и дикая её часть. Вот и суровая скалистая вершина Казбека, покрытая снегом и льдом. Появляется ощущение холода, бесприютности, одиночества, подобное тому, с которым не расставался Демон.

    ПРИРОДА В ПОЭМЕ Но вот Демон за Крестовым перевалом: И перед ним иной картины Красы живые расцвели … Полная жизни роскошная картина природы подготавливает нас к чему-то новому… На фоне этой благоуханной земли появляется впервые героиня поэмы.

    Молодая груЗИНКА Тамара Что привлекло в ней Демона?

    Философская И психологическая поэма Демон – бунтовщик без положительной программы , гордый мятежник , возмущенный несправедливостью законов Вселенной, но не знающий, что этим законам противопоставить. Это эгоист . Он страдает от одиночества, рвётся к жизни и к людям, и в то же время этот гордец презирает людей за их слабость.

    ПЕЧОРИН И ДЕМОН Как Печорин, Демон не может освободиться от отравившего его зла, и, как Печорин, он не виновен в этом . Для самого поэта и для его передовых современников Демон был символом ломки старого мира, крушения старых понятий добра и зла. Поэт воплотил в нём дух критики и революционного отрицания.

    «ДИКИЙ БРЕД» Свой труд над поэмой он не закончил и печатать не собирался. В конце 30-х годов Лермонтов от своего Демона отошёл и в поэме «Сказка для детей» (1839-1840) назвал его « диким бредом »: …и этот дикий бред Преследовал мой разум много лет. Но я, расставшись с прочими мечтами, И от него отделался – стихами .

    «Демон» (1838 года сентября 8 дня) Сохранилась авторизованная копия этой редакции поэмы, подаренная Лермонтовым В.А. Лопухиной ( по мужу Бахметьевой) и находившаяся у её брата, друга Лермонтова . Драгоценная рукопись дошла до нас . Большая тетрадь из прекрасной плотной бумаги сшита белыми толстыми нитками, как обычно сшивал Лермонтов свои творческие тетради. Она хранится в Санкт-Петербурге , в библиотеке имени Салтыкова-Щедрина . Хотя рукопись переписана чужим ровным почерком, но обложка сделана самим поэтом. Сверху – крупно – подпись: «Демон». Внизу слева мелко: «1838 года сентября 8 дня». Заглавие старательно выведено и заключено в овальную виньетку.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока литературы 7 класс “«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» “

    Урок по произведению М.Ю.Лермонтова “Песнь про. купца Калашникова”. Основная цель урока: формирование представлений о ” двух силах” в произведении: силе правды и власти.

    Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству М.Ю.Лермонтова и анализу стихотворения “Парус”

    В данной презентации материал по творчеству М.Ю.Лермонтова, а в частности по стихотворению “Парус”.

    Обобщающий урок по лирике Лермонтова. Урок литературы. 6 класс

    Обобщающий урок по изучению лирики М.Ю.Лермонтова.

    Конспект урока литературы 6 класс “Анализ стихотворения А.С.Пушкина “Зимнее Утро””

    В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина “Зимнее утро”.

    “Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились…» (конспект урока литературы, 10 класс)

    Представленная работа – конспект урока по предмету «Литература» для обучающихся 10 класса вечерней школы при исправительной колонии. Для организации познавательной деятельности использован ассоциативн.

    Рабочий лист к уроку литературы 6 класс . “Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова”

    В данный рабочий лист включены разноуровневые задания.

    Урок литературы 8 класс (II вид) «Стихи М.Ю.Лермонтова «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива».

    Урок предназначен для детей обучающихся в коррекционной школе для глухих и слабослышащих детей.

    Краткий анализ стихотворения «Демон» (В те дни…) по плану

    1. История создания

    Стихотворение «Демон» было написано поэтом в 1823 году, и впервые опубликовано в альманахе «Мнемозина» в 1824.

    По мнению некоторых современников поэта, демон – это А.Н. Раевский, человек холодный, расчётливый и даже циничный. Именно эти качества характера присутствуют у «демона» в одноимённом стихотворении поэта.

    Пути А.Н. Раевского и Пушкина неоднократно пересекались. В начале двадцатых годов они встретились в Одессе.

    Как и Пушкин, Раевский был неравнодушен к жене графа Воронцова, генерал-губернатора Новороссийского края, в канцелярии которого служил на юге поэт.

    Увидев в Пушкине соперника, Раевский сообщил графу о влюблённости поэта. В результате неприязни, возникшей между Воронцовым и Пушкиным, поэт был выслан из Одессы в село Михайловское под надзор местного начальства.

    Существует и другое, более широкое, толкование смысла этого стихотворения: Пушкин говорит о том, что человеческая природа противоречива и часто двулика; почти в каждом человека есть как доброе начало, так и тёмная сторона личности.

    2. Литературное направление

    Стихотворение можно отнести к романтизму, поскольку речь идёт о чувствах.

    Поэты-романтики на первое место ставили внутренние переживания, для них важна была эмоциональная жизнь личности, а не её разум и холодные наблюдения за действительностью.

    3. Род

    Произведение «Демон» лирического рода. Оно о чувствах – возвышенных и низменных.

    4. Жанр

    Стихотворение относится к жанру философской лирики. Автор сопоставляет и анализирует два разных видения мира.

    5. Проблематика

    Проблематика произведения – осмысление разных взглядов на жизнь.

    Пушкин сам признавал, что в разных жизненных ситуациях люди ведут себя по-разному. Иногда верх берут сомнения. Противоречивые, негативные мысли толкают человека на неблаговидные и безнравственные поступки.

    Пушкин не даёт решения, как бороться с этими внутренними «демонами», он лишь указывает на их присутствие в человеческой натуре.

    6. Тематика

    Основной мотив произведения – тема сомнений и искушений, которые присутствуют в молодости при становлении личности.

    Романтические, возвышенные чувства лирического героя пытается принизить злой гений, чьи «язвительные речи вливали в душу хладный яд».

    7. Идея

    Идея произведения – противопоставление разных взглядов на одни и те же события и явления жизни.

    Одни видят мир в положительном ключе, для них «новы все впечатленья бытия», «И взоры дев, и шум дубровы, / И ночью пенье соловья» пробуждают возвышенные чувства. Другие недоверчивы и подозрительны. Они не верят ни в любовь, ни в возвышенные чувства.

    8. Пафос

    Речь лирического героя эмоциональна. Для него мир полон ярких красок.

    Пафос подчёркивается словами, выражающими абстрактные понятия. В первой части они позитивные, во второй – негативные:

    • возвышенные чувства,
    • свобода,
    • слава,
    • любовь,
    • вдохновенные искусства,
    • часы надежд и наслаждений,
    • хладный яд,
    • язвительные речи,
    • неистощимая клевета и др.

    9. Система образов

    Система образов в стихотворении «Демон» – это взаимоотношения не только лирического героя и «демона», но и взаимоотношения каждого из них с окружающей действительностью.

    Мир лирического героя светлый и радующий, он молод и на пороге первых открытий; ему кажутся прекрасными «все впечатленья бытия — /И взоры дев, и шум дубровы, /И ночью пенье соловья».

    У «злобного гения» другой образ мира и иные с ним взаимоотношения:

    Неистощимой клеветою
    Он провиденье искушал;
    Он звал прекрасное мечтою;
    Он вдохновенье презирал;
    Не верил он любви, свободе;
    На жизнь насмешливо глядел —
    И ничего во всей природе
    Благословить он не хотел.

    10. Центральные персонажи

    В стихотворении два героя:

    • молодой человек, открытый и позитивный
    • и его антипод, холодный и циничный, которого автор называет демоном.

    11. Лирический герой

    Лирический герой – молодой, полный надежд человек, не знавший разочарований. Он полная противоположность «злобному гению».

    12. Сюжет

    Выраженного сюжета в стихотворении нет.

    Автор пунктирно обозначает возраст лирического героя и его отношение к жизни. Также абстрактно во второй части произведения описывается его антипод. Поэт лишь перечисляет качества характера «злобного гения» и его отношение к жизни, не приводя конкретных примеров.

    13. Композиция

    Композиционно стихотворение делится на две части и построено на антитезе.

    Первая часть стихотворения – описание светлых чувств лирического героя, – противопоставляется второй его части, где речь идёт о злом демоне, который не верит в существование прекрасных чувств, всё позитивное вызывает у него злую насмешку, он отвергает даже саму природу.

    14. Размер, рифма и строфика

    «Демон» написан четырёхстопным ямбом, которому придают естественность живой речи пиррихии и спондеи.

    Мужская и женская рифмы чередуются.

    Рифмовка перекрестная (АВАВ).

    15. Средства художественной выразительности

    В произведении используются:

    • эпитеты: возвышенные чувства, чудный взгляд, злобный гений, язвительные речи, хладный яд, неистощимая клевета, прекрасная мечта, вдохновенные искусства, печальные встречи;
    • метафоры: поэт называет приятеля иносказательно – демон;
      Его язвительные речи / Вливали в душу хладный яд»;
    • олицетворение: «речи вливали».

    16. Художественное своеобразие произведения

    Для усиления художественной выразительности используется архаическая лексика (старославянизмы): бытие, взоры дев, возвышенный, наслаждение, осеня, хладный, провиденье, вдохновенье, благословить.

    17. Значение произведения

    Во все времена важным моментом в жизни общества было нравственное воспитание.

    Негативное отношение к окружающему миру разрушает не только личность, но и общество, в котором живёт человек. Не зря Жуковский, прочитав «Демона», пишет Пушкину: «К чёрту чёрта! Вот пока твой девиз».

    18. Актуальность

    Период взросления и становления личности сложен. Человеческая природа противоречива. Восторженному восприятию открывающегося мира часто сопутствуют сомнения, которые могут усиливать недобрые друзья.

    Важно не поддаваться негативному влиянию как внутренних, так и внешних «демонов» и сохранять позитивное отношение к действительности. Это избавит от неблаговидных поступков, о которых, возможно, придётся потом жалеть.

    19. Моё отношение

    Стихотворение вызывает противоречивые чувства. Восторженность лирического героя оправдывается его молодостью.

    В то же время, нельзя, к сожалению, сказать, что злобный гений полностью неправ. Случается, что наряду с позитивными вещами в ней существуют также ложь и несправедливость.

    20. Чему учит

    Стихотворение заставляет размышлять о человеческой личности, помогает осознать, что мир очень сложен и противоречив. Нужно учиться противостоять деструктивным, разрушающим силам, неважно каким – внутренним или воздействующим на вас извне.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: