Декоративно-прикладное искусство – краткое сообщение, виды, предметы

Декоративное искусство

Декоративное искусство, род пластических искусств, произведения которого наряду с архитектурой художественно формируют окружающую человека материальную среду и вносят в неё эстетическое идейно-образное начало.

Включает различные искусства, служащие для украшения произведений архитектуры и садово-паркового искусства (монументально-декоративное искусство), создающие художественные предметы для общественного и частного быта (декоративно-прикладное искусство), художественно оформляющие празднества, зрелища, экспозиции и т. д. (оформительское искусство).

Декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro — украшаю) — раздел изобразительного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное и художественное назначение. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически ее обогащают.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В научной литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике обработки материала (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества. Его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, а с начала XX века — с художественным конструированием и дизайном.

История развития декоративного искусства

Декоративно-прикладное искусство существовало уже на ранней стадии развития человеческого общества и на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества. Древнейшим произведениям декоративно-прикладного искусства свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала, к рациональному построению формы, подчёркнутой декором. В традиционном народном творчестве эта тенденция удержалась вплоть до наших дней.

Человек издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер думал не только о ее практическом назначении, но и о красоте. Из самых простых материалов — дерева, металла, камня, глины — создавал он истинные произведения искусства, передававшие поэтическое представление мастера об окружающем мире.

В народном искусстве всегда находила свое отражение родная природа. Знакомые каждому с детства травы и цветы, изображения птиц и зверей, неба и солнца, земли и воды, преображенные фантазией художника, превращались в изделии в яркий, выразительный орнамент.

С течением времени всё большее значение приобретает интерес к богатству материала и изысканности декора. Выделяются изделия, служащие целям представительности (предметы для культовых ритуалов или придворных церемоний, для убранства домов знати), в которых ради повышения их эмоционального звучания мастера нередко жертвуют бытовой целесообразностью построения формы.

Современные изделия декоративно-прикладного искусства создаются с учетом как народных традиций так с веяниями моды сегодняшнего дня. До сих пор самыми популярными предметами этого искусства, овеянными дымкой старинных традиций, являются изделия из стали и бронзы, ковры, сделанные вручную и украшенные традиционным орнаментом, — в восточных странах; керамика, предметы из морских раковин — в южных; ритуальные маски — в Африке; изделия из янтаря — в прибалтийском регионе; фарфор, перегородчатая эмаль, ткани, расписанные цветами, фруктами, фантастическими животными, — в Китае и Японии, Корее.

Стилизация в декоративно-прикладном искусстве

Декоративно-прикладное искусство имеет свой язык и свои законы. Выражая представление о прекрасном своими специфическими средствами, оно никогда не стремится слепо копировать окружающий мир, а передает только самое характерное и выразительное. Художник творчески перерабатывает формы, найденные в природе, с учетом конкретного материала, его декоративных достоинств и особенностей технологической обработки.

Язык декоративно-прикладного искусства отличается стилизацией или, напротив, необычайной точностью форм; выявлением и обыгрыванием фактуры и пластических свойств материала; использованием орнаментов, включающих как мотивы традиционных изображений, так и авангардные формы. Композиционное построение декора в предметах декоративно-прикладного искусства всегда основано на гармонии частей и целого.

Стилизация в изобразительном искусстве известна с древнейших времён. Как метод художественного творчества она достигла высокого уровня в ассирийско-вавилонских, персидских, древнеегипетских и древнегреческих орнаментах, в которых наряду с геометрическими линиями и узорами часто использовались стилизованные с высокой художественностью и вкусом объекты флоры и фауны, как реальные, так и вымышленные, и даже фигуры людей. В наши дни орнаментальные композиции с элементами стилизации находят широкое применение в настенных росписях, мозаике, лепных, резных, чеканных и кованых украшениях и изделиях, в вышивке, в расцветке тканей.

Читайте также:
Описание картины Васнецова Три богатыря - история создания

Творческая стилизация в изобразительном искусстве обязательно носит индивидуальный характер, подразумевает авторское видение и художественную переработку явлений и объектов окружающей действительности и, как результат, отображение их с элементами новизны.

Наряду с творческой стилизацией существует подражательная стилизация, которая предполагает наличие готового образца для подражания и заключается в подражании стилю той или иной эпохи, известным художественным течениям, стилям и приёмам творчества того или иного народа, стилям знаменитых мастеров. Однако, несмотря на уже имеющийся образец, подражательная стилизация не должна иметь характер прямого копирования. Подражая тому или иному стилю, создатель стилизованного произведения должен стремиться внести в него свою индивидуальность, например, избранным сюжетом, новым видением колорита или общим композиционным решением. Именно степень этой художественной новизны и будет, как правило, во многом определять ценность стилизованного произведения.

При создании изделий декоративно-прикладного искусства наиболее плодотворным является метод творческой стилизации. Более удачным названием этого важного художественного метода могло бы быть не стилизация, а интерпретация, которое более точно передаёт сущность и особенность этого творческого процесса: художник смотрит на объект из окружающей жизни, интерпретирует его и эмоционально передаёт так, как он его чувствует, ощущает. Другими словами, он как бы заново создаёт этот натуральный объект, но уже в виде художественного символа. При этой интерпретации лучше всего следовать творческому принципу триады: «Познать, оценить и улучшить».

Декоративная композиция – это композиция, имеющая высокую степень выразительности и модифицированные, стилизованные или же абстрактные элементы, которые придавая ей декоративный вид, усиливают её чувственное восприятие. Таким образом, главной целью декоративной композиции является достижение ею максимальной выразительности и эмоциональности с частичным или же полным (в беспредметных композициях) отказом от достоверности, которая становится излишней или даже мешающей.

Основные общие черты, возникающие в процессе стилизации у объектов и элементов декоративной композиции, – это простота форм, их обобщённость и символичность, эксцентричность, геометричность, красочность, чувственность.

Декоративной стилизации свойственна обобщённость и символичность изображаемых объектов и форм. Этот художественный метод подразумевает сознательный отказ от полной достоверности изображения и его подробной деталировки. Метод стилизации требует отделить от изображения всё лишнее, второстепенное, мешающее чёткому визуальному восприятию с тем, чтобы обнажить сущность изображаемых объектов, отобразить в них самое главное, привлечь внимание зрителя к скрытой до этого красоте и вызвать у него соответствующие яркие эмоции.

С развитием дизайна в области интерьера возникла необходимость создания произведений декоративно-прикладного искусства, которые без стилизации не будут отвечать современным эстетическим требованиям.

Декоративная и прикладная разновидности декоративно-прикладного искусства

Следует различать декоративную и прикладную разновидности декоративно-прикладного искусства. Так, если предметы прикладного искусства (мебель, утварь, посуда, ювелирные изделия) оказываются художественно-выразительными в основном благодаря эстетическому совершенству своей формы (красота силуэта, пропорций, изящество линий, мастерская обработка материала и т. д.), то декоративным произведениям (роспись стен и бытовых предметов, декоративные скульптурные рельефы, мелкие статуэтки, гобелены, вышивки, ковры, резные украшения и т. д.) присущи изобразительные, сюжетные композиции или орнаментальные украшения.

Для того чтобы изделия не были лишены эстетической ценности, приглашается художник, в функции которого входит не производство продукта в целом, а лишь его украшение: художник стал «прикладывать» свое искусство к готовому продукту. Так, с расширением промышленного производства возникает художественная промышленность, где находит себе место метод прикладного искусства — отделка изделий росписью, резьбой, инкрустацией и т. д. Но красота предмета не только в отделке, хотя и это требует большого искусства. Предмет должен быть выразителен целиком — в своей конструкции, пропорциях и деталях.

В прикладном искусстве форма изделия, его архитектоническая конструкция несет в себе как утилитарную сущность предмета, так и его эстетическую выразительность. В то же время формы изделий прикладного искусства исторически изменчивы: в различные эпохи они характеризуются различием мотивов – роскоши, манерности или, напротив, простоты, естественности. Современная действительность выражает тенденцию к простоте, лаконичности, отказу от излишней детализации, к малогабаритности и экономичности. Художественно оформленные вещи не только украшают повседневную жизнь, но и играют огромную роль и в формировании художественного вкуса.

Читайте также:
Серебряный век русской культуры - развитие, достижения

Много прекрасных образцов декоративно-прикладного искусства можно увидеть в художественных, исторических, этнографических и краеведческих музеях, а также в книгах, альбомах и на страницах журналов. Каждая выставка народного искусства — это всегда открытие мира красоты и совершенства. Изделия, сработанные старыми мастерами и современными художниками, неизменно вызывают восхищение посетителей, а у кого-то появляется желание следовать примеру народных мастеров.

Для того чтобы предмет стал произведением искусства, он должен не только быть обработан «по законам красоты», но и нести в себе определенное идейно-эмоциональное содержание. С этой целью используется должным образом материал, учитывается наиболее целесообразная форма предмета (его пропорции, ритмические повторы, тектонический строй), приобретает особое значение соотношение масштабов между отдельными частями предмета и человека, применяется особый способ обработки поверхности предмета – декор. Поэтому мастерство художника, создающего красивые вещи, представляет собой существенное проявление предметной деятельности, несущей глубокую эстетическую выразительность. Впечатление, производимое прикладным искусством, нередко может быть таким же сильным, как и воздействие живописного или скульптурного произведения.

В отличие от безликих изделий массового производства, вещи, сделанные своими руками, всегда уникальны. Мастерски изготовленные домашняя утварь, мебель, элементы интерьера стоят дорого. И если в старину такие вещи представляли собой предметы утилитарного назначения, то в наши дни они перешли в разряд искусства. Красивая вещь, сделанная умелым мастером, всегда будет в цене.

Прилив художественных сил в прикладное искусство

Ремесленные приемы работы

В Западной Европе положение художника стало меняться в XVI веке. Упадок городского хозяйства, охвативший почти всю Западную Европу, повлек за собой кризис в художественной жизни. В Италии художественные цехи теряют свое былое значение. Действительно, какова могла быть реальная сила цеха, если существовали такие независимые люди, как Микеланджело или Тициан? В одних городах цехи подчиняются государственной власти, в других – ликвидируются вовсе, и художники оказываются без привычной сословной поддержки, предоставленные сами себе. Часть из них превращается в деклассированный элемент, своего рода предшественников богемы. Часть пытается найти пристанище при дворах и становится челядью вельмож. Широко распространяется стремление добиться придворных чинов и дворянского титула.

Следствием тяжелого положения изобразительных искусств, создавшегося в связи с распространением Реформации, оказался прилив художественных сил в прикладное искусство: расцвели ювелирное искусство, серебряное и столярное дело, изготовление глиняной и оловянной посуды и т. п. Зачастую художественное ремесло смыкалось с ремеслом механика, слесаря, оружейника (роскошно оформленные часы, навигационные приборы, оружие и доспехи). Характерной чертой XVI века в североевропейских странах становится подчинение мастеров изобразительных искусств прикладникам: рисовальщики и граверы изготовляют специальные орнаментальные образцы, скульпторы делают модели для украшения мебели, приборов, посуды. Распространяются ремесленные приемы работы: тиражирование скульптурных образцов, использование техники офорта в гравюре ради ускорения обработки медной доски и др.

Декоративная живопись

С древних времён важное значение получила декоративная живопись, составляющая особую отрасль искусства, в истории которого её развитие следовало за движением станковой живописи, живописи картин. К ней относят иногда такие же произведения, какие доставляет эта последняя, если только они исполнены на стенах и плафонах здания преимущественно с орнаментальной целью (стенная и плафонная живопись, фрески); но главным образом элемент её составляют орнаменты в строгом смысле слова, то есть красивые комбинации геометрических линий и фигур, а также форм растительного и животного царства, офантазированных или неизмененных (например роспись стен в домах Помпеи, мавританские арабески Альгамбры, гротески Рафаэлевых лож в Ватикане и т. п.). Мотивы декоративной живописи изменялись в зависимости от исторического хода культуры и искусства у разных народов, от вкуса и архитектурного стиля, господствовавших в данное время. У французов вошло в XIX веке в употребление название декоративное искусство (фр. l’art decoratif) для разных отраслей ремесленных производств, нуждающихся в помощи искусства, каковы изготовление изящной мебели, ковров, кружев, стеклянных и гончарных изделий, ювелирных вещей, бронзы, обоев и других предметов роскоши и комфорта, — словом, для всего того, что у немцев принято называть Kleinkunste или Kunstgewerbe, а в России — прикладным искусством или художественной промышленностью.

Оформительское искусство

Оформительское искусство, область декоративного искусства: праздничное оформление улиц, площадей, производственных территорий, демонстраций, гуляний, а также оформление картин, экспозиций, витрин, стендов. Оформительское искусство пользуется средствами архитектуры, изобразительного искусства, театра, кино, свето- и звукотехники, создавая наиболее массовые образцы синтеза искусств.

Читайте также:
Скульптура определение, история происхождения изобразительного искусства

Основные виды декоративно-прикладного искусства

  • Батик
    • Холодный батик
    • Горячий батик
  • Гобелен
  • Нитяная графика
  • Кружевоплетение
  • Художественная резьба
    • Резьба по камню
    • Резьба по дереву
    • Резьба по кости
  • Керамика
  • Вышивка
    • Древнерусское лицевое шитье
  • Вязание
    • Вязание крючком
    • Вязание спицами
  • Макраме
  • Ковроделие
    • Ворсовый ковёр
    • Безворсовый ковёр
  • Ювелирное искусство
  • Лаковая миниатюра
    • Палехская миниатюра
    • Федоскинская миниатюра
    • Холуйская миниатюра
    • Мстерская миниатюра
  • Художественная роспись по дереву
    • Городецкая роспись
    • Хохлома
    • Мезенская роспись по дереву
  • Художественная роспись по металу
    • Жостовская роспись
  • Художественная роспись по керамике
    • Гжель
    • Дымковская игрушка
    • Филимоновская игрушка
  • Художественное вырезание из бумаги
  • Художественная обработка кожи
  • Художественная обработка металла
    • Христианская оловянная миниатюра
    • Художественная ковка
    • Художественное литье из благородных металлов, бронзы и латуни
    • Художественное литье из чугуна
  • Пирография (выжигание по дереву, коже, ткани и т. д.)
  • Работа со стеклом
    • Витраж
    • Витражная роспись
    • Мозаика
  • Набойка
  • Бисероплетение

Copyright © Галеон
г. Москва, Сущёвский Вал, 75с1

Декоративно-прикладное искусство — бесценное творческое наследие древних мастеров прошлого

Декоративно-прикладное искусство — разновидность художественного творчества, в котором результатом труда автора являются предметы, имеющие практическое назначение и/или предназначенные для украшения окружающего людей пространства. Декоративно-прикладное искусство имеет давние исторические корни, оно неразрывно связано с традиционными художественными ремеслами и старинными промыслами.

Декоративно-прикладное искусство издавна играло значимую роль в жизни человека. С помощью разнообразных техник и материалов мастера стремились создавать не просто полезные, но и красивые вещи, вкладывая в них эстетическую и художественную ценность.

Виды декоративно-прикладного искусства

Декоративно-прикладное искусство включает множество всевозможных разновидностей, которые можно сгруппировать по следующим основным критериям:

  • функциональному назначению (изготовление утилитарных изделий, украшений, или вещей, имеющих как декоративное, так и практическое предназначение);
  • способу производства (массовое, серийное или индивидуальное);
  • используемым материалам (древесина, камень, текстиль, керамика, стекло, металл);
  • предмету производства (декор, одежда, снаряжение, посуда, игрушки, мебель);
  • технологии обработки материала (резьба, литье, роспись, плетение, шитье, наклеивание).

К основным видам декоративно-прикладного искусства относятся:

  • Искусная обработка металла (чеканка, гравировка, литье, ковка, филигрань).
  • Плетение (из ниток, стеблей, коры и волокон растений, бисера, бамбука, лозы, бересты, прутьев, а также вязание).
  • Ткачество (изготовление на ткацких станках одежды, ковров, шпалер, одеял, поясов, скатертей).
  • Шитье (золотное, лоскутное, квилтинг, цветоделие).
  • Вышивание (украшение предметов одежды и декора узорами из разноцветных нитей).
  • Аппликация (наклеивание на основу кусочков различных материалов).
  • Инкрустация (интарсия, маркетри и мозаика).
  • Валяние (изготовление предметов быта и декора из натуральной шерсти).
  • Выжигание (по дереву или ткани).
  • Резьба (по дереву, камню, кости).
  • Красочная роспись (по керамическим, металлическим, деревянным, стеклянным, фарфоровым поверхностям).
  • Авторская обработка кожи.
  • Лепка из глины, воска, гипса и других пластичных материалов.
  • Оригами и киригами (искусство складывания и вырезания фигур из бумаги).
  • Скрапбукинг (оформление альбомов путем наклеивания на страницы вырезок из газет или журналов, фотографий и рисунков).

При изготовлении произведений декоративно-прикладного искусства креативные художники нередко используют комбинации нескольких техник. Созданные мастерами предметы также могут значительно отличаться по стилю и жанру, цветовому решению и размерам, объемно-пространственной структуре и типу орнамента.

История декоративно-прикладного искусства

История декоративно-прикладного искусства берет свое начало с древнейших времен, о чем наглядно свидетельствуют многочисленные археологические находки. Задолго до появления первых цивилизаций люди научились создавать разнообразные предметы быта, совмещающие в себе утилитарные и эстетические функции. Для украшения посуды, утвари, одежды и снаряжения древние мастера использовали различные орнаменты и символы, а накопленные знания передавались от учителя ученику на протяжении тысячелетий.

Декоративно-прикладное искусство всегда тесно взаимодействовало с различными сферами хозяйственной деятельности человека, в которых используется ручной труд, в том числе, в гончарстве и столярном деле, производстве одежды и обуви, обработке металла и кожи. В разных уголках Земли постепенно формировались и в течение многих лет совершенствовались своеобразные народные промыслы, основанные на уникальных техниках обработки доступных материалов. На развитие ремесел огромное влияние оказывали культурные, религиозные, социальные и климатические особенности каждого региона.

На протяжении всей истории человечества декоративно-прикладное искусство развивалось автономно в разных регионах нашей планеты. Более того, каждый народ стремился сохранить в тайне секреты своих мастеров. Китайцы тщательно оберегали от иностранцев технологию производства фарфора, арабы — искусство чеканки металла, венецианские мастера — тайны производства муранского стекла.

Читайте также:
Культура ислама кратко об особенностях развития мусульманского искусства

Только в эпоху промышленной революции в середине XIX века ситуация кардинально изменилась. Появились новые материалы, доступными для широких масс стали книги с описанием культурных ценностей и знаний разных народов, огромных масштабов достигло промышленное производство, в том числе и предметов декоративно-прикладного назначения. Значительная часть секретов древних мастеров стала общедоступной, что предоставило огромному количеству творческих людей широкие возможности для самореализации.

В наши дни декоративно-прикладное искусство переживает подлинный расцвет. В эпоху интернета любой человек может с легкостью овладеть старинной техникой интарсии, чеканки или художественной росписи, воспользовавшись ресурсами специализированных форумов и наглядными видеоуроками мастеров. Такая ситуация, несомненно, способствует дальнейшей популяризации, развитию и сохранению для потомков большинства видов декоративно-прикладного искусства.

Доклад-сообщение Декоративно-прикладное искусство 2, 5, 7, 8, 9 класс, кратко

Самым древним способом что-либо украсить, и красиво изобразить – является декоративное искусство. Сфера распространения данного вида искусства достаточно широка. Мы знаем, сто нас окружает много удивительных и красивых предметов: картины, вышивка, фрески. Именно это проявление самого настоящего декоративного искусства. Мастера своего дела создают уникальные вещи, посуду, ткани и многое другое. Такой процесс занимает у них не только много сил, самое главное – он приносит им огромную радость и умиротворение. Одаренные люди делают красивые вещи, вазы, скульптуры и росписи. Интересно как бы развивалась культура и понятие прекрасного, если бы люди не смогли наслаждаться красотой этих вещей. С давних времен искусство вошло во все сферы жизни человека. Многие старались придать своему жилищу красоты, декорировать одежду, создать уникальные ювелирные изделия. История возникновения декоративного искусства, в первую очередь связана с деятельностью художников, с дизайном и художественным ремеслом.

Когда изготавливалась очередная красивая вещь, мастер стремился не только воссоздать ее практичность, но еще и сделать ее поистине достойной красивой вещью. Чтобы создать уникальный шедевр человек использовал подручные материалы, чаще всего те, которые подарила ему сама природа. Это могла быть глина, камень, дерево и металл. В каждой сделанной новой вещи мастер отображал величие природы. Буйство ее трав, шелест зеленых листьев, красота зверей и птиц – все это можно было найти в любой новой вещи. Каждый мастер, каждый художник отличался своей выразительностью, и художественным оформлением. Кто-то использовал яркие краски, другой применял орнамент. Но все это означало, что новое направление в искусстве будет развиваться дальше, и нести в себе нотки изысканности и богатства. Современные умельцы все больше обращаются к далеким временам, черпают у своих учителей особенные, полезные черты для нового творения. Каждый уголок нашей планеты, может похвастаться своими шедеврами. В одной стране принято использовать орнамент, в другой набирает оборотов фарфор и цветные росписи. Но это лишь условности, декоративное искусство встречается везде, оно несет эстетическую и образовательную нотку, в создании личности.

Любая отрасль декоративного искусства имеет свой определенный язык, и свои главные законы. Мастер не стремится сделать копию окружающего мира, он просто пытается лишь передать его прелесть. Создавая изделие, народный умелец старается его украсить резьбой, красивой росписью и цветовой гаммой. Это все делается для того, чтобы изделие со временем не лишилось эстетической ценности. Многие творения можно посмотреть в музеях и книгах. Всегда считалось, что шедевры, которые сделанные руками человека, всегда будут изумительны и уникальны. Процесс становления этой отрасли искусства был сложен. Он начался срезу во время Реформации. Именно в этот период начинают отказываться от старых канонов, стараясь создать что-то действительно стоящее. В эти года расцветают и пользуются большим успехом ювелирное мастерство, изготовление посуды из глины, оформление и декорирование оружия, часов и многих других вещей. До сих пор сохранились материалы, где отчетливо изображены звери, силуэты, красочная природа. Сегодня так же известны многие направления декоративно-прикладного искусства. Многие из них мы знаем еще со школьной скамьи. В первую очередь это шитье, аппликация, вышивание, и вязание. Достаточно много на сегодняшний день открыто школ, где ребят обучают выжиганию, обработке древесины, резьбе и лепке. Это очень здорово, ведь дети с детства приучаются к созданию чего-то удивительного. Особенно тем вещам, которые сделаны собственными руками.

Декоративно-прикладное искусство доклад

Вообще, под декоративно-прикладным искусством понимается вид декоративного искусства, который охватывает практически весь спектр утилитарного назначения.

Самое главное, чтобы оно отвечало всем требованиям, которые предъявляются в данном виде искусства. Кроме этого при помощи него можно украсить любую комнату в доме или в квартире, а может быть даже и в ограде или в огороде.

Читайте также:
Архитектура Древнего Рима - инженерные достижения и их черты

Декоративно-прикладное искусство появилось очень давно. В это время многие люди украшали себя при помощи различных колец или браслетов. Немного попозже стали появляться специальные украшения, при помощи которых можно было украсить не только одежду, но и любое помещение.

Ученые очень долго изучали данный вид искусства и отыскали огромное количество разных скульптур, которые выполнены из дерева. Это могли быть не только различные животные, но и предметы быта.

Спустя еще некоторое время резьбу стали украшать разными красками. И этой резьбой украшали разные терема, палаты или дворцы. Кроме этого резьбой еще украшались морские суда или грузовые парусники.

Крестьяне постоянно праздновали различные праздники и поэтому тщательно к нему готовились. А вот для того чтобы все успеть они с зимы начинали раскрашивать посуду и скульптуры. В основном, этим занимались только женщины. Благодаря этому у них появлялось то, чего они так долго хотели или просили.

Обычно посуду, которая была выделана при помощи хохломы ценилась очень высоко и была сравнима с золотом. Обычно все рисунки на посуде выполнены растительными и сочными красками. При помощи хохломы раскрашивается и детская мебель или игрушки. На сегодняшний день это практически самая дорогая выделка и поэтому не каждый может позволить себе данный вид искусства.

А вот городец может принести в дом или в душу каждого человека радость и доброту, которой так не хватает нашему миру сегодня. А вот для того чтобы каждый рисунок был выразительным и казался настоящим его выделывают при помощи специальных белил. Это могут быть штрихи, черточки, точки или дуги. Обычно дугами украшают цветы или различные фигуры.

2, 5, 7, 8, 9 класс, кратко

Декоративно-прикладное искусство

Популярные темы сообщений

Многим деревьям необходимо разное количество тепла. Хвойные деревья не требуют особого тепла. Они растут в северной холодной части и образуют хвойные леса, обозначающие тайга. Хвойные деревья называются так,

Золото достаточно благородный и красивый металл, желтого цвета. Он привлекает многих своим блеском и изяществом. Для нас, простых людей золото нам известно своими красивыми ювелирными украшениями. Много золотых колец, цепочек и брошек

10 ноября 1483 года родился необычайный человек, который оставил след в истории, имя которого написано в школьных учебниках. Этого человека до сих пор помнит вся Германия. Зовут его Мартин Лютер.

Декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro — украшаю) — раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное и не утилитарное назначение.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. [1] Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В научной литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Содержание

Основные виды декоративно-прикладного искусства

  • Батик
    • Холодный батик
    • Горячий батик
  • Гобелен
  • Нитяная графика
  • Кружевоплетение
  • Художественная резьба
    • Резьба по камню
    • Резьба по дереву
    • Резьба по кости
  • Керамика
  • Бисероплетение
  • Вышивка
    • Древнерусское лицевое шитье
  • Вязание
    • Вязание крючком
    • Вязание спицами
  • Макраме
  • Мозайка
  • Квиллинг
  • Ковроделие
    • Ворсовый ковёр
    • Безворсовый ковёр
  • Ювелирное искусство
  • Лаковая миниатюра
    • Палехская миниатюра
    • Федоскинская миниатюра
    • Холуйская миниатюра
    • Мстерская миниатюра
  • Художественная роспись по дереву
    • Городецкая роспись
    • Хохлома
    • Мезенская роспись по дереву
  • Художественная роспись по металу
    • Жостовская роспись
  • Художественная роспись по керамике
    • Гжель
    • Дымковская игрушка
    • Филимоновская игрушка
  • Лепка
  • Графика
  • Художественное вырезание из бумаги
  • Художественная обработка кожи
  • Художественная обработка металла
    • Христианская оловянная миниатюра
    • Художественная ковка
    • Художественное литье из благородных металлов, бронзы и латуни
    • Художественное литье из чугуна
  • Пирография (выжигание по дереву, коже, ткани и т. д.)
  • Оригами
  • Работа со стеклом
    • Витраж
    • Витражная роспись
    • Мозаика
  • Набойка
  • Песочное шоу

См. также

  • Музеи декоративно-прикладного искусства
  • Камнерезные ремёсла Китая

Примечания

  1. Глоссарий.ru

Литература

  • Юлия Карпова.«Холодильник с орнаментом»: к проблеме «национальной формы» в советском прикладном искусстве и промышленном дизайне в послесталинский период // «Неприкосновенный запас». 2011, № 4(78).
Читайте также:
Эпоха Ренессанса - представители и выдающиеся деятели, особенности

Ссылки

  • Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства
  • Сайт о народных промыслах
  • Декоративно-прикладное искусство в Open Encyclopedia Project

  • Викифицировать статью.
  • Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей.
  • Добавить иллюстрации.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Добросовестность
  • Теорема Мёнье

Полезное

Смотреть что такое “Декоративно-прикладное искусство” в других словарях:

Декоративно-прикладное искусство — раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведения декоративно прикладного искусства могут быть: различная утварь,… … Художественная энциклопедия

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО — область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда … Большой Энциклопедический словарь

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО — ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ искусство, область декоративного искусства: создание художественных произведений, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани,… … Современная энциклопедия

Декоративно-прикладное искусство — ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, область декоративного искусства: создание художественных произведений, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

декоративно-прикладное искусство — сущ., кол во синонимов: 14 • батик (3) • витраж (4) • вышивка (17) • … Словарь синонимов

Декоративно-прикладное искусство — раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведениями Д. п. и. могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия… … Большая советская энциклопедия

Декоративно-прикладное искусство — обл. пластич. иск в; создание худож. изделий, имеющих практич. назначение в обществ. и частном быту. К Д. П. И. относятся разл. утварь, мебель, одежда, ткани, орудия труда, игрушки, оружие и т. д. Со 2 й пол. 19 в. утвердилась классификация по… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО — раздел изобразительного искусства, произведения к рого отличны по функции и масштабу от монументальных и станковых произведений. Термин характерен для культуры Нового времени, подчеркивает подчиненное положение Д. п. и. по отношению к др. видам… … Православная энциклопедия

декоративно-прикладное искусство — область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда … Энциклопедический словарь

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО — (лат. украшать): искусство создания предметов быта, предназначенных для удовлетворения как практических, так и художественно эстетических потребностей людей. Декоративно прикладное искусство возникло в глубокой древности и в течение многих веков… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Декоративно – прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ)- искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художественными и эстетическими качествами и предназначенных не только для практического употребления, но и для украшения жилищ, архитектурных сооружений, парков и т.д.

Вся жизнь первобытных племен и цивилизаций была связана с язычеством. Люди поклонялись разным божествам, предметам – траве, солнцу, птице, дереву. Чтобы «задобрить» одних богов и «отогнать» злых духов, древнейший человек, строя дом, обязательно дополнял его «оберегами» – рельефом, наличниками на окнах, животными и геометрическими знаками, имеющими символическое и знаковое значение. Одежда обязательно оберегала хозяина от нечисти полосой орнамента на рукавах, подоле и воротнике, ритуальный орнамент имела и вся посуда.

Но с древнейших времен свойственно человеку было и стремление к красоте в окружающем его предметном мире, поэтому изображения стали приобретать все более эстетический вид. Постепенно утратив свое первоначальное значение, они стали больше украшать вещь, чем нести какую- то магическую информацию. На ткани наносили вышитые узоры, керамику украшали орнаментом и изображениями, сначала выдавленными и процарапанными, затем нанесенными глиной другого цвета. Позднее с этой целью использовали цветные глазури и эмали. Металлические изделия отливали в фигурных формах, покрывали чеканкой и насечкой.

К декоративно-прикладному искусству относятся и художественно выполненные мебель, посуда, одежда, ковры, вышивка, ювелирные изделия, игрушки и другие предметы, а также орнаментальные росписи и скульптурно- декоративная отделка интерьеров и фасадов зданий, облицовочная керамика, витражи и т.п. Очень распространены промежуточные формы между ДПИ и станковым искусством – панно, гобелены, плафоны, декоративные статуи и пр., – которые составляют часть архитектурного целого, дополняют его, но могут рассматриваться и отдельно, как самостоятельные художественные произведения. Иногда в вазе или ином предмете на первое место встает уже не функциональность, а красота.

На развитии прикладного искусства сказались условия жизни, быта каждого народа, природные и климатические условия его обитания. ДПИ – это один из древнейших видов искусства. В течение многих веков оно развивалось в народной среде в форме народных художественных ремесел.

Вышивка. Свои истоки берет в глубокой древности, когда использовали костяные, а затем бронзовые иглы. Вышивали на одежде льняной, хлопковой, шерстяной. В Китае и Японии вышивали цветными шелками, в Индии, Иране, Турции – золотом. Вышивали орнаменты, цветы, животных. Даже внутри одной страны существовали совершенно разные типы вышивок в зависимости от местности и проживающей там народности, как, например, вышивка красной нитью, цветная вышивка, вышивка крестом, гладью и т.п. Мотивы и цвет часто зависели от предназначения предмета, праздничного или бытового.

Аппликация. Разноцветные кусочки ткани, бумаги, кожи, меха, соломы нашивают или наклеивают на материал другого цвета или выделки. Необычайно интересна аппликация в народном искусстве, особенно народов Севера. Аппликацией украшают панно, гобелены, занавеси. Часто аппликация выполняется просто как самостоятельная работа.

Витраж. Это сюжетная декоративная композиция из цветных стекол или другого материала, пропускающего свет. В классическом витраже отдельные куски цветных стекол соединялись между собой прокладками из наиболее мягкого материала – свинца. Таковы витражи многих соборов и храмов Европы и России. Также применялась и техника живописи по бесцветному или цветному стеклу силикатными красками, закрепляемыми затем легким обжигом. В 20в. стали выполнять витражи из прозрачных пластмасс.

Современный витраж используется не только в храмах, но и в жилых помещениях, театрах, гостиницах, магазинах, метрополитенах и т.д.

Роспись. Композиции, выполненные красками на поверхности тканей, деревянных, керамических, металлических и др. изделий. Росписи бывают сюжетные и орнаментальные. Они широко используются в народном искусстве и служат украшением сувенирных изделий или предметов быта.

Керамика. Изделия и материалы, выполненные из глины и различных смесей с ней. Название произошло от местности в Греции, бывшей с глубокой древности центром гончарного производства, т.е. по изготовлению глиняной посуды и утвари. Керамикой называют и облицовочную плитку, часто покрытую росписями. Основные виды керамики – глина, терракота, майолика, фаянс, фарфор, каменная масса.

Кружево. Ажурные изделия из ниток. По технике исполнения подразделяются на ручные (плетеные на точеных палочках – коклюшках, шитые иглой, вязанные крючком или спицами) и машинные.

Плетение из бересты, соломы, лозы, лыка, кожи, ниток и т.д. один из древнейших видов декоративно- прикладного искусства (известен со времен неолита). В основном плетением изготовляли посуду, мебель, кузова, игрушки, шкатулки.

Резьба. Способ художественной обработки материалов, при котором специальным режущим инструментом вырезаются скульптурные фигуры или на гладкой поверхности делается какое- либо изображение. На Руси наиболее была распространена резьба по дереву. Ею покрывались наличники домов, мебель, орудия труда. Существует резная скульптура из кости, камня, гипса и др. много резных изделий относятся к украшениям (камни, золото, бронза, медь и т.д.) и оружию (дерево, камень, металлы).

Художественное стекло – способ обработки стекла, изготовление посуды, декоративных сувениров, скульптур, украшений путем выдувания специальным образом и обработки стеклянной массы.

| следующая лекция ==>
Синтетичний та аналітичний облік в банках. Внутрішньобанківський контроль та його види. | Виды и основные характеристики групп

Дата добавления: 2015-11-28 ; просмотров: 28787 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Народное декоративно – прикладное искусство и его разнообразие
консультация на тему

Консультация для воспитателей о народном декоративно- прикладном искусстве

Скачать:

Вложение Размер
narodnoe_dekorativno.docx 22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Народное декоративно – прикладное искусство и его разнообразие

Декоративно – прикладное искусство — это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего — в его духовном мире.

Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство , уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные «последователи» — традиционные художественные промыслы , связанные общим понятием — народное искусство; и классика — памятники мирового декоративного искусства , пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого образца; и современное декоративно-прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений: от малых, камерных форм до значительных, масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей, вступающих в синтез с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, иными видами пластических искусств.

Декоративно – прикладное искусство по своему происхождению – искусство народное: народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает в наследство.

Предметы, которые употребляются в жизни и вместе с тем служат украшением, называются декоративно – прикладными. Прикладное – значит употребляющееся в жизни, декоративное – значит украшающее жизнь.

В произведениях декоративно – прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства и его представления о лучшей жизни. Поэтому они имеют такое огромное познавательное значение.

Дети знакомятся с особенностями декоративно – прикладного искусства, у них формируются творческие умения и навыки самостоятельно выполнять разнообразные декоративно – оформительские работы.

Многие произведения народных мастеров являют собой образцы подлинного искусства, в которых форма, декор и содержание находятся в нерасторжимом единстве. Народ веками отбирал в природе совершенные формы, радостные сочетания цветов, стилизовал их и создавал новые, удивляя и радуя своей изобретательностью и вкусом. Блестящего расцвета достигло искусство всех народов нашей многонациональной страны. Его многообразие ярко выражено в местных национальных художественных традициях (сюжетных, композиционных, цветовых, технических), что удобнее всего проследить по росписям мастеров Хохломы, Городца, Жостова, Загорска, Семенова, Полхов – Майдана, Дымкова, Гжели, по узорам вологодского кружева и русской набойки. Они красивы, полны оптимистического мироощущения, хорошо выражают форму и могут быть использованы в работе с детьми в целях воспитания художественного вкуса, любви к родной природе, к народу и его искусству и, конечно, для развития творческих способностей, технических и композиционных умений и навыков.

Хохломская роспись — старинный русский народный промысел , родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода .

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели , выполненную черным и красным (а также, изредка, зелёным, жёлтым) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой , а серебристый оловянный порошок . После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности .

Традиционные элементы Хохломы — травяные узоры, красные сочные ягоды , рябины и земляники , цветы и ветки. Нередко встречаются птицы , рыбы и звери.

Городецкая роспись. В Нижегородской области широко известен и другой центр художественной росписи – г.Городец.

Здесь расписывали лубяные короба, элементы мебели, игрушки и особенно любовно прялки, их широкие сиденья – донца. В верхней части донца изображалась праздничная жанровая сценка из жизни горожан: чаепитие, застолье, гулянье, гарцующие всадники. Пустые места заполнялись пышными цветами («розанами», «купавками», «яблоками») и ветками с зубчатыми листочками.

Росписи выполняются клеевыми красками. Сначала готовят цветной фон (часто желтый), на него наносят главные фигуры, букеты, гирлянды, венки в виде крупных цветовых пятен, красиво согласованных по тону и цвету, смело применяя при этом яркие красные, розовые, синие, голубые и зеленые цвета и их неожиданно звучные сочетания.

Жостовская роспись. Неподалеку от Москвы в старинной деревне Жостово возник промысел расписных лаковых подносов.

Производственный процесс начинается с вырубки из железного листа заготовки нужного размера. Затем заготовке придают одну из 26 принятых на фабрике форм: круглую, овальную фигурную,овальную крылатую, готическую, прямоугольную «сибирскую», «гитарную», восьмигранную или другую. Острые края формы подгибают и переходят к грунтовке, шпаклевке, просушке, шлифовке, окраске черной краской и лакировке.

Жостовская роспись представляет собой цветочную композицию из любимых жостовцами пышных роз, тюльпанов, астр, георгинов, пионов, маков, колокольчиков, васильков, незабудок, ромашек. Эти цветы собираются в букет, венок, гирлянду, дополняются листьями и мелкими веточками и располагаются в середине подноса, по его краям или по всему дну. Сделанная роспись должна хорошо вписываться в форму подноса и подчеркивать ее особенности.

Роспись дополняется золотой орнаментальной рамкой вдоль бортика, составленной из элементов, которые называются елочкой, травкой, лентой, дождичком и др. Поднос становится материально полезной вещью, украшением на столе и картиной на стене.

Дымковская игрушка. На берегу реки Вятки напротив города Кирова расположилась старинная слобода Дымково. Здесь занимаются лепкой глиняных игрушек, изображавших коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь, водоносок, кормилец, всадников и пр. Характер узоров глиняной дымковской игрушки определился обобщенной формой фигур, потребовавший условных декоративных элементов: кружочков, полосок, прямых и волнистых линий, точек и штрихов, из которых складывается геометрический орнамент.

Цветовой строй росписи определяется преобладанием теплых или холодных цветов. В первом случае яркость, например, желтых, оранжевых и красных элементов усиливается небольшими элементами- синими или зелеными. В другом случае звучание голубого, синего и зеленого цветов подчеркивается розовым, красным или оранжевым элементом. Такое тактичное включение контрастного цвета в роспись повышает ее эмоциональное воздействие на зрителя, помогает избежать цветовой пестроты, добиться гармоничного слияния всех элементов.

Гжельская роспись. Гжель- древнее село, расположенное в Раменском районе Московской области. Здесь издревле занимались созданием гончарной посуды и игрушек, которые всегда назывались гжелью. Гжельская посуда отличается большим разнообразием форм и особенно красотой росписи, вобравший в себя богатство форм природы и выразительность традиционного народного искусства.

Роспись наносится на поверхность обожженного изделия керамической краской, главным образом синим кобальтом. Основными мотивами росписи стали травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы- розы, астры, гвоздики, форма которых перерабатывается и становится довольно условной, но живописной и декоративной. Часто темно- синий цвет росписи обогащается блеском тонких золотых линий и штрихов, которые изображают жилки и контуры листьев и цветов.

Полхов-Майданская роспись. Село Полховский Майдан огромное и расположено в Нижегородской области.

Полхмайданские мужчины вставляют в станки липовые длинные кругляши, включают моторы и, крепко ухватив руками резцы, вытачивают фигурки матрешек, грибки- копилки. А потом эти фигурки переносят в дома, и дальше все делают только женщины.

Сначала обмазывают фигурки крахмалом и сушат, они становятся белее снега. Затем пёрышками и кисточками начинают их разрисовывать. И перво- наперво выводят на каждой свои любимые большие розово- малиновые цветы шиповника. Игрушки как полыхающая радуга – малиновое в них, зеленое, синее, желтое, алое.

Филимоновская игрушка. Один из старейших промыслов русской глиняной пластики, широко известный и популярный в России и за рубежом. Его родина- деревня Филимоново Тульской области.

Художественный стиль миниатюры основан на своеобразном сочетании удлиненной формы и полосатой росписи, точно впаянной выразительный силуэт. Лепят игрушку из темно- серой с сизым оттенком глины. Любая скульптурка со всеми деталями от начала до конца создается из одного комка пластичной глины, способной тянуться, изгибаться, расширяться, сужаться. Сушат изделия вдали от солнца. Обжиг проводится в муфельных печах. После обжига «синика» становится светлой. Роспись ведется анилиновыми красителями кисточками или пёрышками. По белому или желтому фону животных и птиц, солдат и барынь в колоколовидных юбках наносится орнамент из зеленых, желтых, малиновых полос, солнечных розеток, цветов, елочек, решеток.

Декоративно-прикладное искусство: Понятия и сущность

Все виды искусства принято делить на две категории: это изящное искусство, предназначенное исключительно для эстетического наслаждения, и декоративно-прикладное искусство, которое предполагает создание предметов, главная функция которых – утилитарная.

Видов декоративно-прикладного искусства очень много, и не всегда понятно, почему тот или иной вид деятельности относится к декоративно-прикладному, а не изящному искусству. Например, оригами. Его вполне можно приравнять к скульптуре, однако взгляните хотя бы в Википедию, и там вы увидите оригами в разделе «Декоративно-прикладное искусство».

Наверное, это из-за того, что в качестве материала для оригами используется бумага, в основном предназначенная для иных целей (в первую очередь, конечно же, для письма); также можно напомнить, что первоначально оригами являлось частью религиозных церемоний и лишь много позже приобрело характер чистого искусства.

Поскольку все виды декоративно-прикладного искусства перечислить несколько проблематично, назовём только некоторые из них.

  • Вышивание – создание графических изображений с помощью ниток. Одно из направлений вышивания так и называется – «нитяная графика».
  • Батик – нанесение на ткань (шерсть, шёлк, хлопок и др.) изображений с помощью специальных красок. Зародился этот вид искусства в Индии.
  • Керамика – наверное, древнейшее из искусств. Керамика началась сразу, как только первобытный человек научился лепить из глины. В дальнейшем различные виды керамики превратились в развитое искусство, нередко обладающее сложной символикой, а также стало ассоциироваться с предметами роскоши.
  • Мозаика – создание изображений с помощью мелких (по отношению к самому изображению) частиц, чаще всего цветных. Особенность мозаики в том, что произведение можно создать из частиц практически любого происхождения. Однако классическая мозаика складывалась из нескольких традиционных материалов, в числе которых были и драгоценные камни.
  • Ювелирное искусство – вид декоративно-прикладного искусства, основной смысл которого – создать драгоценным камням и металлам имидж действительно «драгоценных», а не просто редких природных материалов.
  • Художественная обработка металла, дерева, кожи, кости.
  • Оригами – искусство складывания из бумаги. Зародилось в Китае, вместе с изобретением бумаги, но получило полноценное развитие в Японии.
  • Квиллинг – иначе называется бумагокручением. Произведения тоже создаются из бумаги, но при этом тонкие полоски бумаги скручиваются с помощью специальных приспособлений в тугие спирали, которые и являются деталями произведения.
    Зародилось, по-видимому, независимо друг от друга в Корее и средневековой Европе. В Европе бумагокручение имело популярность вначале в монастырях, где монахини создавали таким способом медальоны, обрамления для икон и богослужебных книг. Бумага с позолоченными краями в бедных обителях служила для имитации золотой книжной миниатюры.С XVI века бумагокручение считается светским искусством, а в XIX веке – развлечением для благородных дам и почти единственным приличествующим им видом рукоделия. А вот в ХХ веке квиллинг был практически позабыт, до тех пор, пока в конце столетия интерес к этому древнему искусству не проявила английская королева. Видимо, по этой причине это искусство известно сегодня под английским названием.
  • Пирография – художественное выжигание на дереве, ткани и других материалах.
  • Корнепластика – достаточно редкий вид декоративно-прикладного искусства, характерный для народов, проживающих в заболоченной местности. Объектом творчества становятся капы – наросты на корнях деревьев, появляющиеся в болотистых местах.

Декоративно-прикладное искусство: жанры

По понятным причинам из жанров в декоративно-прикладном искусстве в основном представлены два: это живопись (точнее, графика) и скульптура. Отнесение произведений к этим жанрам достаточно условно, поскольку традиционное понимание живописи, графики и скульптуры имеет твёрдое определение. Но достаточно вспомнить, что ещё двести лет назад акварельную живопись тоже не включали в число видов серьёзного изобразительного искусства, поскольку живопись, по представлениям тех лет, это лишь холст и масло.

Оригами: откуда пришло искусство?

Существует добрая японская сказка, рассказывающая, как один бедный отец хотел купить своему сыну игрушку, но у него не было денег, и тогда из того, что было под рукой – обрывка бумаги – он сложил фигурку. Эта красивая легенда пытается рассказать о происхождении искусства оригами. На самом деле классическое оригами, действительно, распространилось по всему миру из Японии, однако возникло оно, по-видимому, в Китае, вскоре после того, как Цай Лунь изобрёл саму бумагу.

Первоначально оригами в Японии предназначались для религиозных церемоний. Например, такова была синтоистская свадьба: две бумажные человеческие фигуры, преподносимые молодожёнам, символизировали жениха и невесту.

Но мало кто знает, что нечто похожее на оригами существовало и в средневековой Европе. И там тоже изготовление фигурок из бумаги сопровождало религиозные обряды. Некоторые исследователи, однако, предполагают, что это искусство было завезено в христианскую Европу арабскими купцами из Китая вместе с самой бумагой.

Техник и разновидностей оригами множество. Это и «классическое» оригами, хорошо знакомое каждому с детских лет (ввести оригами в программу детских садов впервые предложили американские педагоги, поскольку это искусство развивает мышление и моторику пальцев); и «простое» оригами, также разработанное американским учёным для людей с ограниченными возможностями (и просто для ленивых), при этом сгибы листа бумаги могут быть только двух типов – «горой» и «долиной» (те, кто знаком с оригами, знают, что это такое); и направления, предполагающие смачивание бумаги водой или использование специальных сортов бумаги, пропитанных клеевым составом. Ещё одно направление – создание масштабных бумажных композиций из нескольких деталей, каждая из которых изготавливается из отдельного листа бумаги.

Видео: Народное декоративно-прикладное искусство Руси

)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: