Что такое причастие в русском языке – на какие вопросы отвечает

Вопросы причастий

Причастие как осо­бая гла­голь­ная фор­ма обо­зна­ча­ет при­знак по дей­ствию и отве­ча­ет на вопро­сы: какой? какая? какое? какие? каков? како­ва? како­во? како­вы? что дела­ю­щий? что делав­ший? что сде­лав­ший? что сделанный?

Узнаем, на какие вопро­сы отве­ча­ет при­ча­стие, если опре­де­лим, что эта осо­бая гла­голь­ная фор­ма выра­жа­ет при­знак пред­ме­та, сопря­жён­ный с действием.

В свя­зи с этим в грам­ма­ти­ке рус­ско­го язы­ка раз­ли­ча­ют дей­стви­тель­ные и стра­да­тель­ные при­ча­стия. Имеем в виду, что на опре­де­лён­ные вопро­сы отве­ча­ет при­ча­стие в зави­си­мо­сти от зало­га и нали­чия пол­ной или крат­кой формы.

Действительные и страдательные причастия

Действительное при­ча­стие име­ет зна­че­ние при­зна­ка по дей­ствию, про­из­во­ди­тель кото­ро­го явля­ет­ся непо­сред­ствен­но дей­ству­ю­щим лицом.

Понаблюдаем:

  • улы­ба­ю­щий­ся ребенок;
  • решив­ший зада­чу ученик.

Слова «улы­ба­ю­щий­ся» и «решив­ший» выра­жа­ют при­знак пред­ме­та, носи­тель кото­ро­го сам выпол­ня­ет дей­ствие. Эти сло­во­со­че­та­ния при­ча­стия с име­нем суще­стви­тель­ным мож­но пред­ста­вить в виде син­так­си­че­ской кон­струк­ции с место­име­ни­ем «кото­рый» и одно­ко­рен­ным глаголом:

  • улы­ба­ю­щий­ся ребё­нок — это ребе­нок, кото­рый улыбается;
  • решив­шая зада­чу уче­ни­ца это уче­ни­ца, кото­рая реши­ла задачу.

Такая транс­фор­ма­ция дей­стви­тель­но­го при­ча­стия в гла­гол дока­зы­ва­ет, что при­знак, обо­зна­чен­ный при­ча­сти­ем, соот­но­сит­ся с дей­стви­ем, выпол­ня­е­мым или уже совер­шён­ным опре­де­лён­ным лицом в насто­я­щем или про­шед­шем времени.

Страдательные при­ча­стия обо­зна­ча­ют при­знак дей­ствия, кото­рое испы­ты­ва­ет пред­мет или лицо извне, со стороны:

  • изу­ча­е­мый мной ино­стран­ный язык — ино­стран­ный язык изу­чаю я;
  • нари­со­ван­ная кар­ти­на — кар­ти­ну нари­со­вал художник;
  • покра­шен­ные пери­ла — пери­ла покра­си­ли маляры.

А теперь выяс­ним, какие вопро­сы мож­но задать к дей­стви­тель­ным и стра­да­тель­ным при­ча­сти­ям, име­ю­щим пол­ную и крат­кую форму.

Вопросы к полным и кратким причастиям

Причастия выра­жа­ют при­знак пред­ме­та, чем сход­ны с име­на­ми при­ла­га­тель­ны­ми. Исходя из это­го, при­ча­стия в пол­ной фор­ме отве­ча­ют на ана­ло­гич­ные вопросы:

  • ребё­нок (какой?) улы­ба­ю­щий­ся;
  • уче­ни­ца (какая?), решив­шая задачу;
  • зер­ка­ло (какое?), висев­шее на стене;
  • пери­ла (какие?) покра­шен­ные.

Причастия и при­ла­га­тель­ные, хотя отве­ча­ют на схо­жие вопро­сы, обо­зна­ча­ют всё же раз­ные при­зна­ки предметов.

Причастие Отглагольное при­ла­га­тель­ное
1. Обозначает при­знак дей­ствия. Образуется от глагола.
Рассеянные вет­ром тучи (рас­се­ять)
1. Обозначает посто­ян­ный признак.
Образуется от причастия.
Рассеянный (невни­ма­тель­ный человек)
2. Может иметь приставки.
Позолоченный рожок
2. Часто не име­ет приставок.
Золоченое коль­цо
3. Может иметь зави­си­мые (пояс­ни­тель­ные слова).
Раненный в руку
3. Не име­ет зави­си­мых слов.
Раненый сол­дат
4. Заменяется при­да­точ­ным определительным.
Тучи, кото­рые рас­се­ял ветер
4. Заменяется синонимом.
Рассеянный – невнимательный

Чтобы отли­чить при­ча­стия от при­ла­га­тель­ных, мож­но задать вопро­сы, сов­па­да­ю­щие с этой гла­голь­ной фор­мой в грам­ма­ти­че­ской форме.

Скрипач, (что дела­ю­щий?) игра­ю­щий увер­тю­ру, начи­на­ет кон­церт памя­ти Рахманинова.

Море, (что делав­шее?) плес­кав­ше­е­ся с тихим роко­том у скал, здесь совер­шен­но прозрачное.

На объ­ект, (что дела­е­мый?) охра­ня­е­мый сто­ро­же­вы­ми соба­ка­ми, при­был грузовик.

Ветви дере­вьев, (что сде­лан­ные?) тес­но спле­тен­ные ввер­ху, созда­ют зеле­ный тени­стый коридор.

Итак, к дей­стви­тель­ным при­ча­сти­ям в пол­ной фор­ме зада­ют­ся вопросы:

  • что дела­ю­щий? что дела­ю­щая? что дела­ю­щее? что дела­ю­щие? (гро­зя­щий, гро­зя­щая, гро­зя­щее, грозящие);
  • что делав­ший? что делав­шая? что делав­шее? что делав­шие? (смот­рев­ший, смот­рев­шая, смот­рев­шее, смотревшие);
  • что сде­лав­ший? что сде­лав­шая? что сде­лав­шее? что сде­лав­шие? (опоз­дав­ший, опоз­дав­шая, опоз­дав­шее, опоздавшие).

К стра­да­тель­ным при­ча­сти­ям про­шед­ше­го вре­ме­ни в пол­ной фор­ме поста­вим вопросы:

  • что сде­лан­ный? уложенный;
  • что сде­лан­ная? уложенная;
  • что сде­лан­ное? уложенное;
  • что сде­лан­ные? уложенные.

Страдательные при­ча­стия в крат­кой фор­ме обыч­но явля­ют­ся ска­зу­е­мы­ми в пред­ло­же­нии и отве­ча­ют на вопро­сы каков? како­ва? како­во? каковы?

К ним мож­но так­же задать допол­ни­тель­ные вопро­сы: что сде­лан? что сде­ла­на? что сде­ла­но? что сделаны?

Его лоб (каков? что сде­лан?) избо­рож­дён морщинами.

Река (како­ва? что сде­ла­на?) ско­ва­на льдом.

Здание теат­ра (како­во? что сде­ла­но?) закры­то на ремонт.

Мы (како­вы? что сде­ла­ны?) убеж­де­ны в сво­ей правоте.

Причастие — это смесь прилагательного с глаголом

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Причастие, возможно, самый спорный элемент в русском языке. Лингвисты до сих пор не могут однозначно ответить, что именно оно из себя представляет.

Одни абсолютно уверены, что это отдельная и самостоятельная часть речи. А вот другие настаивают, что это всего лишь особая форма глагола, которая напоминает смесь с прилагательным.

Что такое причастие — на какие вопросы отвечает и примеры

Именно поэтому дать единое определение причастию очень трудно. Так что напишем несколько обтекаемо:

Причастие – это самостоятельная часть речи или особая форма глагола, которая указывает признак какого-то предмета относительно действия. Оно одновременно объединяет в себе признаки и прилагательного, и глагола.

На какие вопросы отвечает причастие (примеры)

Давайте сначала вспомним, на какие вопросы отвечают прилагательные и глаголы:

А вот чтобы распознать в тексте причастие, найдите слова, которые отвечали бы на вопросы «Какой?», «Какое?», «Какая?», «Какие?». Или попробуйте заменить их на «Что делающий?», «Что сделавший?», «Что делавший?».

Еще одним признаком, помогающим отличить причастие от прилагательного, является наличие у них следующих суффиксов:

Чтобы было понятнее, о чем идет речь, сразу приведем несколько примеров причастий:

ЛЕЖАВШИЙ – от глагола ЛЕЖАТЬ
НАПИСАННЫЙ – от глагола НАПИСАТЬ
ВЫМЫТЫЙ – от глагола МЫТЬ

Интересно, что любые причастия могут употребляться только в прошедшем или настоящем времени. А вот будущего у них не существует. Например:

ЖЕЛАЮЩИЙ (настоящее) и ЖЕЛАВШИЙ (прошлое)
ОБНИМАЮЩИЙ (настоящее) и ОБНИМАВШИЙ (прошлое)
СОБРАННЫЙ (настоящее) и СОБРАВШИЙ (прошлое)

Ради интереса, можете попробовать «поломать язык» и представить эти слова в будущем времени. Уверен, у вас ничего не получится!

Признаки глагола у причастий (страдательное, действительное)

Раз уж причастие называют особой формой глагола, то оно должно иметь и соответствующие отглагольные признаки.

    Вид. Все глаголы делятся на совершенные и несовершенные. Они отвечают соответственно на вопросы «Что сделал (совершил)?» и «Что делает?». И точно так же разделяются причастия. Для них вопросы видоизменяются в «Что сделавший?» и «Что делающий?»

ЖИТЬ – ЖИВУЩИЙ, ПЕТЬ – ПОЮЩИЙ (несовершенный вид)
РАЗБИЛ – РАЗБИВШИЙ, ОПЛАТИЛ – ОПЛАТИВШИЙ (совершенный вид)

Время. Глаголы, как известно, употребляются в трех временах – прошедшем, настоящем и будущем. А у причастий, как мы уже сказали выше, есть только два из них.

ЛЕТАЮЩИЙ, ПЬЮЩИЙ – настоящее время
БРОСИВШИЙ, ОТСТУПИВШИЙ – прошедшее время

Залог. По этому признаку глаголы и причастия имеют действительную форму и страдательную. Их можно различить так – в первом случае что-то делает конкретный человек или предмет, а во втором (страдательное причастие) над человеком или предметом совершаются какие-то действия.

УСНУЛ – УСНУВШИЙ (ребенок), ОПАЛ – ОПАВШИЙ (лист) – действительная форма
ЧИТАЮТ – ЧИТАЕМАЯ (книга), ЗАБИЛИ – ЗАБИТЫЙ (гвоздь) – страдательная форма

Подробнее про действительные и страдательные причастия смотрите в этом видео:

” alt=””>
Возвратность. Глаголы и причастия отличаются наличием суффикса «-ся». Если он есть, то это возвратная форма, если нет, то невозвратная.

КУСАТЬСЯ – КУСАЮЩИЙСЯ, СКЛОНИТЬСЯ – СКЛОНИВШИЙСЯ (возвратная форма)
СТОЯТЬ – СТОЯЩИЙ, ЗЕЛЕНЕТЬ – ЗЕЛЕНЕЮЩИЙ (невозвратная форма)

Переходность. Переходными глаголами и причастиями называют те, которые оказывают непосредственное влияние на существительное. А если этого нет, то у них соответственно непереходная форма.

ПРЕВОСХОДИТЬ – ПРЕВОСХОДЯШИЙ (кого-то), ВЕЗТИ – ВЕЗУЩИЙ (кого-то) – переходная форма
СМЕЯТЬСЯ – СМЕЮЩИЙСЯ (сам по себе), СТОЯТЬ – СТОЯЩИЙ (где угодно) – непереходная форма

Признаки прилагательных у причастий (краткое, число, род, падеж)

Параллельно причастия имеют и все признаки, которые можно найти у прилагательных:

    Форма – полная и краткая

ПРОЧИТАННЫЙ – ПРОЧИТАН (краткое причастие), ОПЛАЧЕННЫЙ – ОПЛАЧЕН (краткое причастие), ДОДЕЛАННЫЙ – ДОДЕЛАН (краткое причастие)

Число – единственное и множественное

ЛЕТЯЩИЙ – ЛЕТЯЩИЕ, КОРМЯЩИЙ – КОРМЯЩИЕ, ОДЕТЫЙ – ОДЕТЫЕ

Род – мужской, женский и средний

КРАШЕННЫЙ – КРАШЕННАЯ – КРАШЕННОЕ, СТОЯЩИЙ – СТОЯЩАЯ – СТОЯЩЕЕ

Падеж – все причастия склоняются

ЧИТАЮЩИЙ (именительный) – ЧИТАЮЩЕГО (родительный) – ЧИТАЮЩЕМУ (дательный) – ЧИТАЮЩЕГО (винительный) – ЧИТАЮЩИМ (творительный) – ЧИТАЮЩЕМ (предложный)

Как отличить причастие от прилагательного

Простейшей способ отличия причастия от прилагательного показан на рисунке внизу.

Прилагательные показывают просто признак предмета (существительного). Например, «БЕЛЫЕ РОМАШКИ». А причастия показывают признак предмету по действию. Например, «ЦВЕТУЩИЕ РОМАШКИ».

Как отличить причастие от отглагольного прилагательного

Это, пожалуй, самый сложный для понимания момент. Например:

  1. БЛЕСТЯЩИЙ ОГОНЕК (причастие), а БЛЕСТЯЩИЙ АКТЕР (отглагольное прилагательное)
  2. ЦВЕТУЩИЙ САД (причастие), А ЦВЕТУЩИЙ ВНЕШНИЙ ВИД (отглагольное прилагательное)
  3. ПОТУХШИЙ КОСТЕР (причастие) и ПОТУХШИЙ ВЗГЛЯД (отглагольное прилагательное)

Как же быть? Ведь слова абсолютно одинаковые и при этом являются разными частями речь. Все эти слова образованы от глаголов. Как же быть? Запомнить правило:

Причастия имеют только прямое значение. В переносном значении они не употребляются. Поэтому любое причастие можно заменить сочетанием слова КОТОРЫЙ и глаголом, от которого оно образовано.

А прилагательное можно заменить только синонимом прилагательным.

Например, причастие во фразе «БЛЕСТЯЩИЙ ВДАЛИ ОГОНЕК» можно заменить на «ОГОНЕК, КОТОРЫЙ БЛЕСТИТ ВДАЛИ». Ну, а «ЦВЕТУЩИЙ САД» — это «САД, КОТОРЫЙ ЦВЕТЕТ».

Прилагательное же во фразе «БЛЕСТЯЩИЙ АКТЕР» можно заметить только синонимом, например, «ТАЛАНТЛИВЫЙ АКТЕР».

Как отличить страдательные причастия от глагола

Обычно с глаголами путают краткие формы страдательных причастий. Например:

  1. КАФЕ ЗАКРЫТО (страдательное причастие) и КАФЕ ЗАКРЫЛИ (глагол)
  2. ЗАДАЧИ РЕШЕНЫ (страдательное причастие) и ЗАДАЧИ РЕШИЛИ (глагол)
  3. СТАТЬЯ НАПИСАНА и СТАТЬЮ НАПИСАЛИ

Как же быть, ведь значение этих предложений абсолютно синонимично. Если перед словом можно вставить связку «БЫТЬ» в прошедшем или будущем времени. С причастием это сделать получится, с глаголом нет. Например:

  1. КАФЕ БЫЛО ЗАКРЫТО
  2. ЗАДАЧИ БУДУТ РЕШЕНЫ
  3. СТАТЬЯ БЫЛА НАПИСАНА

С глаголом этот фокус не пройдет.

Правила написания причастий

С правильным написанием причастий у многих школьников на экзаменах возникают определенные трудности. Особенно, если речь идет о суффиксах «-Н-» и «-НН-» и частицы «НЕ-».

Правописание в суффиксах -Н- и -НН-

Сдвоенные буквы «НН» пишутся в причастиях в следующих случаях:

  1. если причастия имеют совершенный вид, например, РЕШЕННАЯ ПРОБЛЕМА;
  2. если имеется любая приставка, кроме «НЕ», например, ПРОЧИТАННАЯ КНИГА;
  3. если имеется зависимое слово, например, РАНЕННЫЙ САБЛЕЙ БОЕЦ;
  4. если слова оканчиваются на «-ёванный» или «-ованный», например, МАРИНОВАННЫЙ ОГУРЕЦ.

Для последнего правила есть несколько исключений. Так, слова КОВАНЫЙ (забор) и ЖЁВАНЫЙ (кусок) пишутся с одной буквой «Н», так как в данном случае речь идет не о суффиксах, а о части корня слов.

Одна буква «Н» пишется в причастиях, если:

  1. они относятся к кратким, например, МЯСО СЪЕДЕНО;
  2. нет никакой приставки, например, КРЕЩЕНЫЙ МЛАДЕНЕЦ;
  3. отсутствует зависимое слово, например, РАНЕНЫЙ БОЕЦ (сравните с тем, что было чуть выше);
  4. есть приставка «НЕ», например, НЕОБДУМАННОЕ РЕШЕНИЕ.

И также есть определенные слова-исключения. В них нет приставок, но пишутся они все равно с двумя буквами «НН»:

прощенный, купленный, плененный, лишенный, данный, брошенный, обиженный, решенный, виденный, обещанный, читанный, рожденный, пойманный.

А есть так называемые парные причастия, в которых одновременно может писаться и одна и две буквы «Н». И все зависит от контекста. Конкретного правила здесь нет, надо эти пары просто запомнить:

КОНЧЕННЫЙ (в срок отчет) – КОНЧЕНЫЙ (человек)
НАЗВАННЫЙ (выше по тексту) – НАЗВАНЫЙ (брат)
ПОСАЖЕННЫЙ (цветок) – ПОСАЖЕНЫЙ (отец на свадьбе)
ПРИДАННЫЙ (чему-то) – ПРИДАНОЕ (невесты)

Правописание с приставкой НЕ-

«НЕ» пишется слитно в причастие, если:

  1. нет противопоставления или зависимых слов, например, НЕЗАМЕЧЕННАЯ ОШИБКА;
  2. имеется приставка «НЕДО», например, НЕДОСЧИТАВШИЙСЯ ЗАРПЛАТЫ;
  3. причастия просто не могут употребляться самостоятельно, например, НЕГОДУЮЩИЙ или НЕНАВИДЯЩИЙ.

А раздельно приставка «НЕ» с причастиями пишется в следующих случаях:

  1. если есть зависимое слово, например, НЕ ЗАМЕЧЕННАЯ НИКЕМ ОШИБКА (сравните с тем, что было чуть выше);
  2. если есть противопоставление, например, НЕ ЗАМЕЧЕННАЯ, А ПРОПУЩЕННАЯ ОШИБКА;
  3. если причастия краткие и в страдательной форме, например, ОШИБКА НЕ ЗАМЕЧЕНА.

Причастный оборот

Есть и такое понятие в русском языке, как причастный оборот. Так называют тандем (что это такое?) какого-то причастия с зависимым словом. Например:

ДАВШИЙ СБОЙ
РАСТУЩИЕ У КРЫЛЬЦА
ОБЛИТЫЙ ВОДОЙ

Касательно правописания, то в отношении причастного оборота основная трудность – надо его отделять запятыми или нет. И тут есть строгое правило, в котором не допускаются исключения.

Если причастный оборот стоит после основного слова, то он выделяется запятыми.

А если перед ним, то и знаков препинания не нужно. Сравните:

Цветок, РАСТУЩИЙ У КРЫЛЬЦА, погиб от засухи
РАСТУЩИЙ У КРЫЛЬЦА цветок погиб от засухи

Вместо заключения

А есть еще в русском языке такое понятие, как деепричастие. Так называют добавочное действие к основному глаголу. Например:

ШЕЛ НАКЛОНЯСЬ
ДУМАЛ ПЕЧАЛЯСЬ
УПАЛ УДАРИВШИСЬ

Кстати, по поводу деепричастия также идут у лингвистов споры на тему, чем его считать – самостоятельной частью речи или еще одной формой глагола.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

у Вас: Одна буква «Н» пишется в причастиях, если:

они относятся к кратким, например, МЯСО СЪЕДЕНО;

нет никакой приставки, например, КРЕЩЕНЫЙ МЛАДЕНЕЦ;

отсутствует зависимое слово, например, РАНЕНЫЙ БОЕЦ (сравните с тем, что было чуть выше);

есть приставка «НЕ», например, НЕОБДУМАННОЕ РЕШЕНИЕ.

По-моему, последний пример относится к другому правилу.

Есть такой профессиональный термин и у следователей из уголовного розыска. Например, все наверняка слышали такое: «Следствие смогло установить факт ПРИЧАСТИЯ подозреваемого к нескольким серийным убийствам на территории ЦФО». То есть, в контексте этого, «Причастие» означает — иметь отношение, быть подозреваемым, а то и очевидным исполнителем правонарушения.

Исследования показывают, что современные дети практически разучились использовать в разговоре причастные и деепричастные обороты.

Причастие

Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию. Причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? (что делающий? что сделавший?)

Причастия делятся на действительные и страдательные.

Действительные причастия обозначают признак предмета по действию, совершаемому самим предметом. Например: бегающий ребенок, т.е. ребенок, который бегает сам.

Страдательные причастия обозначают признак предмета по действию, направленному другим предметом на этот предмет. Например: прочитанная учеником книга, т.е. книга, которую прочитал ученик .

  • изменяются по родам (растущий мальчик м.р., растущая девочка – ж.р., растущее дерево ср.р.) ; числам (летящий самолет ед.ч., летящие птицы – мн.ч.) и падежам (летящий самолёт И.п., летящего самолёта Р.п., летящему самолёту Д.п., летящий самолёт В.п., летящим самолётом – Т.п., о летящем самолёте П.п.).
  • страдательные причастия имеют полную и краткую форму: прочитанная книга (полная форма) книга прочитана (краткая форма). Краткие причастия не изменяются по падежам.

Признаки глагола у причастия:

  • причастия бывают возвратные и невозвратные. Например: опустивший (невозвратное) опустивший ся (возвратное).
  • причастия имеют форму настоящего и прошедшего времени: смеющийся ребенок что делающий? настоящее время; смеявшийся ребенок – что делавший? прошедшее время.

Запомните: формы будущего времени у причастия НЕТ.

Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глагола настоящего времени + -ущ –, – ющ – (I спр.): бега ющ ий, ид ущ ий; + -ащ-, –ящ- (II спр.) : вод ящ ий, дыш ащ ий. Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы глаголов прошедшего времени + -вш- , -ш- : лете вш ий, увяд ш ий .

Страдательные причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов -ем– , –ом – в I спр.: наклоня ем ый, вед ом ый ; -им – во II спр.: слыш им ый . Страдательные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов: – енн -, -ённ -, -нн -, -: увид енн ый, удивл ённ ый, сказа нн ый, оде т ый.

В предложении полное причастие является определением, причастие в краткой форме – именной частью составного сказуемого. Например: Пожелтевшие листья тихо падали на землю. Она была удивлена нестандартным ответом.

Морфологический разбор причастия

1.Часть речи (или особая форма глагола).

2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).

3. Постоянные признаки:

б) возвратное или невозвратное;

4. Непостоянные признаки:

а) полная или краткая форма (у страдательных);

б) падеж (у причастий в полной форме);

г) род (в единственном числе).

5 Синтаксическая роль в предложении.

Образец: Восходящее солнце ярко освещало верхушки деревьев.

1. (Солнце) какое? восходящее – причастие.

2. Нач.ф.- восходящий

3. Постоянные признаки: действительное, невозвратное, в настоящем времени,несовершенного вида.

4. Непостоянные признаки: в полной форме, в И.п., в ед. ч., в ср. род.

5. (Солнце) какое? восходящее – согласованное определение.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Что такое причастие простыми словами и как легко отличать причастие от прилагательного, глагола и деепричастия

К нему можно задать два вопроса: «Какой?» и «Что делающий?».

Причастие – это часть речи, которая отвечает на два вопроса: «Какой?» и «Что делающий?». Например: мальчик (какой? что делающий?) играющий на скрипке. А вот к слову «игривая (натура)» можно задать только вопрос «какая?», поэтому игривый – прилагательное. К глаголу «играть» задается тоже только один вопрос – «что делать?», а к деепричастию «играя (на скрипке)» – вопросы «как?», «что делая?».

То есть причастие совмещает в себе признаки и прилагательного и глагола. Обозначает и признак, и в то же время действие. Например: читающий, играющий, поющий – он вроде бы и «какой», то есть описывается признак, и в то же время «делающий что-то» – дается указание на действие.

Что надо говорить о причастии вашей учительнице

Вот тут есть проблема. Определение причастия в разных учебниках не совсем одинаковое. Н. М. Шанский считает, что причастие – самостоятельная часть речи, а В. В. Бабайцева – что это форма глагола.

Если у вас учебник русского от В. В. Бабайцевой и называется «Русский язык. Теория. 5-9 класс», говорите, что причастие – форма глагола. Если учебник Ладыженской (синенький, с гжелью, там и теория, и упражнения, учебник для каждого класса свой), надо говорить, что причастие – самостоятельная часть речи.

Дальше, вне зависимости от учебника, вы будете говорить: «обозначает признак предмета по действию, совмещает признаки глагола (вид, время, залог) и признаки прилагательного (род, склонение)». Чтобы запомнить их, придумайте себе какое-нибудь бестолковое выражение типа «ВоВа ЗаРоС» – вид, время, залог, род, склонение.

Виды причастий – вот тут все срезаются

В видах причастий все путаются. Вспоминаем нашу фразу «ВоВа ЗаРоС» и разбираем по ней каждый тип причастия.

По Виду причастия могут быть совершенного и несовершенного вида. Если вид Совершенный, в вопросе к причастию будет буква С. Запомните: С – Совершенный:

  1. Прочитавший (книгу) – «Какой?», «Что Сделавший?» – Совершенного вида.
  2. Читавший (книгу) – «Какой?», «Что делавший?» – несовершенного, нет буквы «с» в вопросе.

По Времени: настоящего и прошедшего времени. Будущего нет:

  1. Танцующая (балерина) – «Какая?», «Что делающая?» – настоящего времени. То есть она вот сейчас передо мной танцует.
  2. Танцевавшая – «Какая?», «Что делавшая?» – прошедшего времени. Уже не танцует.

По залогу: действительные и страдательные. Действительные – которые сами совершают действие. Страдательные – которые «страдают», то есть над ними совершается действие, кто-то что-то с ними делает.

  1. Играющий (мальчик) – «Какой?», «Что делающий?» – действительного залога. Понятное дело, что он сам играет.
  2. Сыгранная (пьеса) – «Какая?», «Что сделанная?», «С которой что сделали?» – страдательного залога. С ней что сделали? Сыграли. Понятно, что она сама себя сыграть не могла.
  3. Построенный дом – «Какой?», «Что сделанный?», «С которым что сделали?» – страдательного залога. С ним что сделали? Построили. Он сам себя не построит.

Вопросы типа «Что сделанный?» не надо произносить на уроке. На уроке надо спрашивать «С которым что сделали?». «Что сделанный» – это для ваших мозгов, чтобы они быстрее все поняли и не тупили.

По роду: мужского, женского, среднего рода:

  1. [Он] пьющий – «Какой?», «Что делающий?» – мужского рода.
  2. [Она] пьющая – «Какая?», «Что делающая?» – женского рода.
  3. [Оно] пьющее – «Какое?», «Что делающее?» – среднего рода.

Склонение – это изменение по числам и падежам. Причастие можно просклонять, то есть прогнать по всем падежам и числам. Сделаем это с причастием «спящий»:

  1. Именительный падеж (какой? какие?): спящий, спящие.
  2. Родительный (нет какого? каких?): спящего, спящих.
  3. Дательный (даю какому? каким?): спящему, спящим.
  4. Винительный (виню какого? каких?): спящего, спящих.
  5. Творительный (творю с каким? с какими?): со спящим, со спящими.
  6. Предложный (предложение о каком? о каких?): о спящем, о спящих.

Путаете порядок падежей? Запоминалочка: «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку». Иван – Именительный, Родил – Родительный, Девчонку – Дательный, Велел – Винительный, Тащить – Творительный, Пеленку – предложный.

Еще два слова о действительных причастиях

Действительные причастия могут быть возвратными/невозвратными, переходными/непереходными.

Возвратное – это когда есть -ся:

  1. Воспроизводящаяся (дорожка) – «Какая?», «Что делающая?» – возвратное, с -ся.
  2. Воспроизводящее (устройство) – «Какое?», «Что делающее?» – невозвратное, без -ся.

Переходное – когда есть (или может быть) зависимое существительное в винительном падеже без предлога. Например, причастие «изучающий» – переходное, потому что при нем может быть прямое дополнение в винительном падеже без предлога: изучающий биологию.

Возвратность и переходность – это признаки только действительных причастий, у страдательных их не может быть в принципе.

Пример характеристики причастия

Для закрепления. Характеризую причастие «Проигранный (бой)» по нашей схеме: ВоВа ЗаРоС:

  1. Вид: бой (что Сделанный? с которым что Сделали?) проигранный – совершенного вида.
  2. Время: бой (с которым что сделали [в прошлом]?) проиграли, он уже давно проигранный – прошедшего времени.
  3. Залог: бой (с которым что сделали?) проиграли, он проигранный – страдательный залог. Он сам себя не мог проиграть. И выиграть тоже.
  4. Род: бой (он какой?) проигранный – мужского рода.
  5. Склоняется: проигранный бой, проигранного боя, проигранному бою, проигранные бои, проигранных боев, проигранным боям и так далее по всем падежам.
  6. Категорий возвратности и переходности нет, потому что страдательное.

Всё. Есть вопросы – пишите в комментариях. И не забывайте нашу прикольную фразу «Вова зарос». Завтра напишу статью про причастный оборот.

Всем хороших оценок, высоких баллов на ЕГЭ.

P. S. Мое видео про причастия.

Что такое причастие в русском языке?

Содержание:

Причастие в русской лингвистике до сих пор не получило окончательного определения. Одни ученые утверждают, что причастие самостоятельная часть речи. Другие не соглашаются и утверждают, что причастие – неспрягаемая форма глагола. Но, тем не менее, формула причастия существует, она заключена в следующем оформлении:

Определение

Причастие – особая глагольная форма, сочетающая в себе грамматические свойства глагола и прилагательного и обозначающая признак предмета по действию.

Какие бывают причастия?

Как было отмечено выше, причастие (далее – ПЧ) обладает признаками двух частей речи – имени прилагательного и глагола, то есть, признаками именными и глагольными.

Именные признаки ПЧ:

  • изменяется по числам, родам (в ед. ч.) и падежам (в полн. ф.): слушавший, слушавшего, слушавшим;
  • согласуется с определяемым словом в роде (ед. ч.), числе и падеже: написанная строка, прочитанного романа, прослушанных стихов, недочитанное произведение;
  • страдательные причастия, как и качественные прилагательные, имеют полную и краткую формы: дописанный – дописан; брошенный – брошен, сказанный – сказан.

Глагольные признаки:

характеризует предмет по действию:

  • растаявший лед – лед, который растаял;
  • слышимый издалека – тот, которого слышат;
  • текущая вода – вода, которая течет;
  • залитая водой улица – улица, которую залило водой.

Страдательные причастия и действительные причастия

Залоговые отношения, доставшиеся причастиям от глаголов, делят их на:

  1. страдательные (СПЧ)
  2. действительные (ДПЧ).

СПЧ характеризует свойства кого-/чего-либо, подвергающегося какому-либо воздействию со стороны. Отсюда объяснение названия – «пострадал (-а,-о) от постороннего действия».

  • Примеры: гонимый (тот, кого гонят); ведомый (ведут), подгоняемый (подгоняют); обиженный (тот, кого обидели), накормленный (накормили), отвергнутый (отвергли).

ДПЧ определяют свойство кого-/чего-либо, самостоятельно осуществляющего какое-либо действие.

  • Например: свистящий (тот, кто свистит), дрожащий (дрожит); смотревший (тот, кто смотрел), увядший (увял), строивший (строил), снимавший (снимал), разделивший (разделил), вынесший (вынес), пришедший (пришел).

Суффиксы причастий: правило, таблица с примерами

В образовании СПЧ настоящего времени участвуют основы глаголов настоящего времени и суффиксы:

  • «-ом-/-ем-» – (1-го спр.); «-им-» – (2-го спр.): «комната, убираемая (убирает) мамой», «пчёлы, влекомые (влечёт) нектаром»; «красоты, зримые (зрим) нами».

Образование СПЧ прошедшего времени происходит от основ глаголов н. ф. при помощи суффиксов:

  • «-нн-» – от глаголов на – «-ать», «-ять», «-еть»; «-енн-» – на «-ить»; «-т-» – от глаголов на «-оть», «-ереть», «-нуть» и глаголов, состоящих из одного слога.

Примеры: «сказать – сказанная фраза»; «поставить – поставленный спектакль»; «натереть – натертый до блеска паркет, пролить – пролитый кофе, расколоть – расколотое стекло».

ДПЧ настоящего времени обязаны своему образованию основам глаголов настоящего времени и суффиксов:

  • «-ущ-/-ющ-» – глаг. 1-го спр.; «-ащ-/-ящ-» – глаг. 2-го спр.: жуют – жующий, берут – берущий; бренчат – бренчащий, горят – горящий.

ДПЧ прошедшего времени образуются основами инфинитива и прош. вр., к которым добавляются суффиксы:

  • «-вш-» – от основ гл. н. ф. или пр. вр. на гласный: жить – живший, поседеть – поседевший; «-ш-» – от основы неопределенной формы или прош. вр. на согласный: зарыть – зарывший, приползти – приползший, войти – вошедший.

Кроме этого: ДПЧ образуются:

  • от основ непродуктивных глаголов с суффиксом «-ну-»: тянуть – тянувший, мерзнуть – мерзший;
  • от глаголов на «-сти» (архаичные формы): занести – занесший, отгрести – отгребший; от глагольных основ на «-чь»: волочь – толокший, налечь – налегший.

Времена причастий

Временная категория ПЧ несколько отличается от времен их ближайших родственников – глаголов. В отличие от них ПЧ имеют два времени – настоящее и прошедшее. Категория времени тесно связана с видовыми характеристиками глаголов, от которых они образуются. От глаголов несовершенного вида образуются ПЧ настоящего и прошедшего времени: писать – пишущий, писавший; говорить – говорящий, говоривший. От совершенного – только ПЧ прошедшего времени: рассказать – рассказанный; прожить – проживший, прожитый.

Правописание причастий

Гласная перед -НН- в суффиксах страдательных причастий:

  • «-а-/-я» пишутся в формах прошедшего времени, словообразующими основами которых были глаголы на – «-ать/-ять»: желать – желанный, связать – связанный, развеять – развеянный, овеять – овеянный;
  • «-е-/-ё-» пишется в остальных случаях, первоисточниками которых стали глаголы на – «-еть/-ить/-ти» и другие: объесть – объеденный, приложить – приложенный, занести – занесенный, увлечь – увлечённый, вымести – выметенный (при образовании СПЧ глагольный суффикс «-и-» усекается).
  • в кратких СПЧ прошедшего времени: туман развеян, роман прочитан, случай рассказан, поступок одобрен;
  • в отглагольных прилагательных, образованных от ПЧ и не имеющих при себе приставок или зависимых слов: правленая рукопись, писаная красавица;
  • в полных причастиях, имеющих при себе приставки (кроме не-): овес посеянный, узел завязанный, клад найденный;
  • в полных причастиях, имеющих при себе зависимые слова: правленная редактором рукопись, ломанный на куски хлеб;
  • в бесприставочных ПЧ, образованных от глаголов сов. вида: брошенный камень, купленный подарок;
  • в ПЧ, называющих временный признак, временное состояние: раненный в бою.

В краткой форме ПЧ:

  • гласные перед «-н-» и «-нн-» – остаются такими же, какими были в суффиксах полных форм: посеян, ранен, правлен;
  • суффикс краткого СПЧ отличается от полной формы только количеством «-н-» – в краткой – одна, в полной – две: разрисованный – разрисован, уволенный – уволен.

Краткие причастия

Краткие ПЧ образуются от полных форм страдательных ПЧ настоящего или прошедшего времени, путем усечения окончания или окончания и части суффикса. В образовании принимают участия только СПЧК с суффиксами «-им-/-ем-», «-ом-», «-енн-», «-нн-» и «-т-»: хранимый – храним;

читаемый – читаем; ведомый – ведом; построенный – построен; открытая – открыта.

Краткие ПЧ изменяются:

  • по числам: костюм сшит – брюки сшиты, дело сделано – уроки сделаны;
  • в форме ед. ч. по родам: потолок вымыт, стена вымыта; окно вымыто.

В предложении краткое ПЧ выполняет роль составного именного сказуемого:

Дело было сделано очень быстро.

Как отличать причастие от прилагательного, глагола и деепричастия

Чтобы отличить причастие от других близких по морфологии частей речи – отглагольного прилагательного, глагола и деепричастия – необходимо помнить:

прилагательные:

  • в отличие от причастий прилагательные не имеют зависимых слов: летящая по небу птица (пч.) – летящая походка (пр.);
  • не имеют приставок и образуют постоянный, а не временный признак: просеянное через сито зерно (пч.) – сеяное (пр.) зерно;
  • не имеют суффиксов «-ащ-/-ящ-», «-ущ-/-ющ-», «-ем-/-им-/-ом-», «-вш-/-ш-», «-т-», «-нн-/-н-», «-ённ-/-ён-», «-енн-/-ен-», а имеют – «-л», «-тельн», «-ач/-яч-», «-уч-/-юч-»: обаятельный (пр.) – идущий (пч.), колючий (пр.) – смеющийся (пч.);

глаголы и деепричастия:

  • в отличие от причастий не могут обозначать признак, отвечать на вопросы «какой?», «каков?», они обозначают основное и добавочное действия и отвечают на вопросы: «что делать/сделать?» – глаголы, «что делая/сделав?» – деепричастия: законченный (какой?) – закончить (что сделать?), закончив (что сделав?);
  • деепричастие, в отличие от причастия, не может изменяться по падежам, числам и родам.

Морфологический разбор причастия: план разбора, образец разбора

План разбора:

I. Часть речи, общ. грамм. знач., вопрос.

II. Н. ф. (ед. ч., м. р., И. п.).

  1. разряд (действит., страдат.);
  2. призн. глаг.: вид, возвратность, время;
  3. призн. прилаг.:
  • а) только для страд. прич. – полн. или кратк.;
  • б) для всех – числ., род (в ед. ч.), падеж (в полн. фор.).

III. Синтакс. роль в предложении.

Образец письменного разбора:

Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие вётлы рыхлые тучи.

(К. Паустовский)

Облетевшие – причастие (какие?), образ. от глаг. облететь, н. ф. облетевший,

страдат.; пр. вр., сов. в., невозвр., В. п., мн. ч., определение.

Причастие как часть речи

В различных учебниках дают отличающиеся определения причастию. По одной методике это особая форма глагола, так как дает ответы на похожие вопросы. В других источниках – это самостоятельная часть речи. Для того, чтобы разобраться, посмотрим на причастия, образованные от глаголов.

  • Изучать – изучающий , изучавший , изучивший.
  • Проходить – проходящий , проходивший , прошедший.

Много общего выявляется с прилагательным, так как оно тоже обозначает признак предмета, в начальной форме дает ответ на вопрос «какой?» и может склоняться. Рассмотрим варианты склонения по роду и числу.

  • Мужской род, ед. число — Интересующий , знающий , восходящий , исполняемый .
  • Женский род, ед. число — Интересующая , знающая , восходящая , исполняемая .
  • Средний род, ед. число — Интересующее , знающее , восходящее , исполняемое .
  • Множественное число — Интересующие , знающие , восходящие , исполняемые .

Определение причастия с примерами

Учитывая вышесказанное, сформулируем общее трактование понятия.

Причастие – это самостоятельная часть речи, объединяющая в себе свойства прилагательного и глагола и обозначающая признак предмета по действию.

Для лучшего понимания темы рассмотрим несколько примеров. Возьмем глагол в настоящем времени и преобразуем его. Сделать это можно с использованием суффиксов -ущ- ( -ющ- ), -ащ- ( — ящ- ), -ем- (реже -ом- ), -им- .

Примеры причастий

  • Щекочет – щекоч ущ ий , щекочущая , щекочущее , щекочущие .
  • Колется – кол ющ ий , колющая , колющее , колющие .
  • Учит – уч ащ ийся , учащаяся , учащееся , учащиеся .
  • Смотрит – смотр ящ ий , смотрящая , смотрящее , смотрящие .
  • Проверяет – проверя ем ый , проверяемая , проверяемое , проверяемые .
  • Весит – вес ом ый , весомая , весомое , весомые .
  • Мнит –мн им ый , мнимая , мнимое , мнимые.

С помощью других суффиксов можно узнать, о прошедшем времени: -вш- , -ш- , -енн- , ( -нн- ), -т- .

  • Молчал – молча вш ий , молчавшая , молчавшее , молчавшие .
  • Замёрз – замерз ш ий , замерзшая , замерзшее , замерзшие .
  • Увидел – увид енн ый ,увиденная, увиденное , увиденные .
  • Прочитал – прочит анн ый , прочитанная , прочитанное , прочитанные .
  • Сжал – сж ат ый , сжатая , сжатое , сжатые .

Вид причастия определяет, какой суффикс будет использоваться. Эти примеры показывают, как они составляются из глагола, но показывают признак предмета, как прилагательное.

Синтаксическая роль находится в зависимости от того, в какой форме слово применяется в предложении. Полная форма или причастный оборот, состоящий из нескольких слов, выступают определением. Примеры:

  • Пролившаяся из стакана вода стекала со стола.
  • Прочитанный роман лежал на полке .
  • Отремонтированные в прошлом году стены выглядели новыми .
  • Приготовленное на огне мясо манило гостей своим ароматом .
  • Собака , поедающая корм из миски, рычала , когда к ней подходили .

Причастие бывает обозначено в предложении, как сказуемое. Чаще всего это краткие формы причастий, находящиеся в составе сказуемого. Примеры:

  • Цветы были выращены на подоконнике .
  • Задания были выполнены в черновике .
  • Откройте ставни, и комната будет озарена светом .
  • Яблоки снаружи казались поспевшими , но внутри были зелеными .

Признаки прилагательного у причастия

В русском языке эти части речи обладают сходствами.

  1. Род, число и падеж определяется по существительному. Например, текущая вода, текущий сок, текущее молоко, текущие ручьи .
  2. Возможность склонения . А именно, изменять по родам, падежам и числам. Например, дышащий, дышащего, дышащим .
  3. Краткая форма . К основе добавляется окончание, зависящее от рода. Причастия мужского рода будут без окончания ( раздет, сломан ), в женском – а ( раздет а , сломан а ), в среднем – о ( раздет о , сломан о ).
  4. Синтаксическая роль . В предложении они могут быть обозначены как определения или входить в состав сказуемого. Краткая форма будет сказуемым. ( Ручка забыта на столе ). Полная форма будет определением. ( На столе лежит забытая ручка ). Оно может быть обозначено, как подлежащее. ( Смотрящий следил за нами внимательно ).
Как отличить причастие от прилагательного

Из-за похожих вопросов, задаваемых к рассматриваемым частям речи, часто возникает путаница.

Отличие в том, что прилагательное образовалось от существительного, а причастие – от глагола.

В словосочетании «резвые дети» основой прилагательного является существительное «резвость» . А если сказать «резвящиеся дети» , то кроме вопроса «какие?» имеет смысл спросить «что делающие?». Основой здесь будет глагол «резвиться» .

Как отличить причастие от отглагольного прилагательного

В русском языке есть также определение отглагольного прилагательного. Его можно назвать прилагательным с основой глагола. Оно образовано от причастия, утратившего глагольное управление. Для определения нужно помнить о суффиксах с привязкой ко времени. В некоторых случаях придется посмотреть на контекст предложения. Это могут быть очень похожие слова, но в случае причастия будет суффикс -енн- ( -нн- ), а в отглагольном прилагательном – суффикс -ен- . Пример:

  • Краш енн ые краской стены – это стены, которые покрасили краской, значит это причастие.
  • Краш ен ые стены – нет контекста, указывающего на связь с глаголом, значит это отглагольное прилагательное.

Только в предложениях и словосочетаниях можно отследить этот контекст.

  • В чашке лежали рез анн ые ножом овощи. Рез ан ые овощи положили в тарелку.
  • Морож енн ое в холодильной камере мясо долго сохраняет свои свойства. Морож ен ое мясо стоит дешевле, чем охлажденное.
  • На вешалке висело нош енн ое вчера платье. Девушка не хотела надевать нош ен ое платье.
  • Краш енн ые краской волосы уже потеряли свой блеск. Краш ен ые волосы отличаются от натуральных.

Признаки глагола у причастия

Рассмотрим схожесть со свойствами глагола.

  1. Связь с действием .
  • Догорающая свеча – свеча, которая догорает.
  • Идущий сверху – тот, который идет сверху.
  1. Возвратность и невозвратность.

Возвратность показывает направленность действия на что-либо или кого-либо, а слово будет оканчиваться на -ся. Остальные будут невозвратными.

  • В аэропорту мы встретили улыбающихся нам гидов.
  • Заступающиеся за дочь родители пожаловались на обидчика.
  • Человек, излечившийся от болезни, по другому смотрит на мир.
  1. Совершенный и несовершенный вид причастий

На вопросы «что сделавший?» отвечают причастия совершенного вида.

  • Позвонивший нам агент навязчиво предлагал свои услуги.
  • Ушедший поезд нельзя было остановить.

Причастия несовершенного вида отвечают на вопрос «что делающий?» , «что делавший?» .

  • Звонящий человек нам не представился.
  • Никто не слышал звонивший в то время телефон.
  • Мы долго смотрели на уходящий поезд.
  1. Настоящее и прошедшее время

Для определения времени нужно узнать, деятельность выполняется сейчас или уже выполнена в прошлом.

  • Настоящее время причастий: изучающий, смотрящий.
  • Прошедшее время: изучавший, изученный, смотревший.
  1. Категория действительного и страдательного залога .

Эти виды причастий рассмотрим подробнее следующим шагом.

Действительные причастия

Если кто-то или что-то производит действие, то относящееся к нему причастие будет действительным. Например, ребенок, слома вш ий игрушку или ребенок, лома ющ ий игрушку . Действительный залог легко определить по суффиксу. В настоящем времени — ущ — ( — ющ — ), — ащ — ( — ящ — ), в прошедшем времени — вш — , -ш- . Примеры: вед ущ ий , чару ющ ий , стро ящ ий , чита вш ий .

Страдательные причастия

Страдательный залог отличается от предыдущего тем, что действие производится над предметом. Например, слома нн ая игрушка . Страдательные причастия также можно определить по суффиксу. В настоящем времени — ем — , — ом — , — им — , в прошедшем времени — енн — , — нн — , -т- . В краткой форме страдательные причастия дают ответ на вопросы «каков?» , «какова?» , «каковы?» .

Примеры : ведомый, очарованный, построенный, читаемый .

Краткая форма : ведом, очарователен, построен, читаем .

Как отличить страдательные причастия от глагола

Иногда можно допустить ошибку, приняв причастие за глагол. Это бывает в тех случаях, когда страдательный залог находится в составной части именного сказуемого. Для того, чтобы определить часть речи, необходимо задавать вопрос отдельно к каждому слову в предложении.

Эти здания были построены (каковы?) в прошлом веке.
Автомобиль едва видим (каков?) в тумане.

Морфологический разбор причастия

Для осуществления морфологического разбора составим план, основанный на рассмотренных ранее особенностях.

Определяем общие признаки, как части речи

  • Часть речи, от которой образовалось причастие.
  • На какой вопрос отвечает?
  • Начальная форма (преобразовать слово в мужской род, единственное число).

Определяем морфологичекие признаки

  • Постоянные (залог, вид, время, возвратность).
  • Непостоянные (полная или краткая форма, падеж для полной формы, число, род для единственного числа.

Определяем синтаксическую роль

  • Роль причастия как члена предложения

Примеры морфологического разбора

Рассмотрим два предложения и сделаем морфологический разбор.

Все поле было усыпано яркими цветами мака.

  1. Усыпано – причастие, образованное от глагола «усыпать» , отвечающее на вопрос «каково?». Начальная форма усыпанный .
  2. Признаки.
    • Страдательный залог, совершенный вид, прошедшее время, невозвратное.
    • Краткая форма, единственное число, средний род.
  1. Синтаксическая роль
    • Сказуемое.

Улетевшего попугая уже невозможно было поймать.

  1. Улетевшего – причастие, образованное от глагола «улететь» , отвечающее на вопрос «какого?». Начальная форма улетевший .
  2. Признаки.
    • Действительный залог, совершенный вид, прошедшее время, невозвратное.
    • Полная форма, винительный падеж, единственное число, мужской род.
  1. Синтаксическая роль
    • Определение.

Задание. Найдите причастия в следующих предложениях

  1. Наступившая осень принесла с собой холод и дожди.
  2. В это время городской автобус был переполнен людьми.
  3. Взволнованная молодая мама пыталась успокоить плачущего ребенка.
  4. Огромный стол, покрытый белоснежной скатертью, занимал почти всю комнату.
  5. Птицы, собирающиеся в стаи, готовятся к отлету в дальние края.

Тест на усвоение материала

Для того, чтобы проверить, как вы разобрались в теме, ответьте ещё на несколько вопросов.

Диктанты для 10 класса
материал по русскому языку (10 класс)

Диктанты по русскому языку для 10 класса

Скачать:

Вложение Размер
diktanty_10_klass.zip 25.8 КБ

Предварительный просмотр:

(1)Мохнатые сизые тучи, словно разбитая стая испуганных птиц, низко несутся над морем. (2)Пронзительный, резкий ветер с океана то сбивает их в тёмную сплошную массу, то, словно играя, разрывает и мечет, громоздя в причудливые очертания.

(3)Побелело море, зашумело непогодой. (4)Тяжко встают свинцовые воды и, клубясь клокочущей пеной, с глухим рокотом катятся в мглистую даль. (5)Ветер злобно роется по их косматой поверхности, далеко разнося солёные брызги. (6)А вдоль излучистого берега колоссальным хребтом массивно поднимаются белые зубчатые груды нагромождённого на отмелях льду. (7)Точно титаны в тяжёлой хватке накидали эти гигантские обломки.

(8)Обрываясь крутыми уступами с прибрежных высот, к самому морю хмуро надвинулся дремучий лес. (9)Ветер гудит красными стволами вековых сосен, кренит стройные ели, качая их острыми верхушками и осыпая пушистый снег с печально поникших зелёных ветвей.

(10)Бесследно проходят седые века над молчаливой страной, а дремучий лес стоит и спокойно, сумрачно, точно в глубокой думе, качает темными вершинами. (11)Ещё ни один его могучий ствол не упал под дерзким топором алчного лесопромышленника: топи да непроходимые болота залегли в его тёмной чаще. (12)А там, где столетние сосны перешли в мелкий кустарник, мёртвым простором потянулась безжизненная тундра и потерялась бесконечной границей в холодной мгле низко нависшего тумана. (По А. Серафимовичу.)

1.Какой тип речи представлен в тексте?

2.Из пр.1 выписать эпитет.

3.Из пр.5 выписать слово , в котором правописание приставки зависит от последующего согласного звука.

4.Из пр.5 выписать два слова с безударной проверяемой гласной в корне слова.

5.Из пр.3-4 выписать действительное причастие настоящего времени.

6.Среди пр.1-3 найти предложение с обособленными обстоятельствами, указать номер предложения.

7.Среди пр.4-6 найти предложение с однородными членами, указать его номер.

8.Среди пр.8-10 найти сложное предложение,указать его номер.

Диктант №2
Путь к озеру

Утренняя заря мало-помалу разгорается. Скоро луч солнца коснётся по-осеннему оголённых верхушек деревьев и позолотит блестящее зеркало озера. А неподалёку располагается озеро поменьше, причудливой формы и цвета: воде в нём не голубая, не зелёная, не тёмная, а буроватая. Говорят, что этот специфический оттенок объясняется особенностями состава местной почвы, слой которой устилает озёрное дно.Оба эти озера объединены под названием Боровых озёр, как в незапамятные времена окрестили их старожили здешних мест. А к юго-востоку от Боровых озёр простираются гигантские болота. Это тоже бывшие озёра, зараставшие в течение десятилетий.

В этот ранний час чудесной золотой осени мы движемся к озеру с пренеприятным названием – Поганому озеру. Поднялись мы давно, ещё до рассвета, и стали снаряжаться в дорогу. По совету сторожа, приютившего нас, мы взяли непромокаемые плащи, охотничьи сапоги-болотники, приготовили дорожную еду, чтобы не тратить время на разжигание костра, и двинулись в путь.

Два часа пробирались мы к озеру, пытаясь отыскать удобные подходы. Ценой сверхъестественных усилий мы преодолели заросли какого-то цепкого и колючего растения, затем полусгнившие трущобы, и впереди показался остров. Не добравшись до лесистого бугра, мы упали в заросли ландыша.

1.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

ОтозвАла звонИл стАтуя красИвее

2.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

свыше ЧЕТЫРЁХСОТ метров

ягоды стали СЛАЖЕ

нет ПОЛУТОРАСТА книг

перед пятым ИЮНЯ

3. Укажите вариант ответа, в котором во всех словах одного ряда пропущена безударная гласная корня, не проверяемая ударением. Запишите номер ответа.

1) м…кал в воду, д…ить коров, упл…тнить сроки

2)тр…диция, к…мпозиция ф…нтазия

3) с…луэт, ув…ртюра, пасмурный день исс…кал

4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов

1) не..цененный, пр..игрыватель, з..работать

2) бе..домный, ра..думывать, в..бираться (на дерево)

3) пр..поднять, пр..шёл, пр..седание

4) от..грывать, от..скать, за..грывать

5 )меж..языковой, п..янящий, раз..ём

5. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) ореш…к, сторож…вой

2) молодец…ий , узбек…кий

1) Наступила тишина, слышно было только, как фыркали и жевали лошади да похрипывали спящие. 2) Где-то плакал чибис и изредка раздавался писк бекасов, прилетавших поглядеть, не уехали ли непрошеные гости. 3) Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался после еды, побежал к осоке и отсюда оглядел местность. 4) Увидел он то же самое, что видел и до полудня: равнину, холмы, небо, лиловую даль. 5) Только холмы стояли поближе, да не было мельницы, которая осталась далеко позади. 6) От нечего делать Егорушка поймал в траве скрипача, поднёс его в кулаке к уху и долго слушал, как тот играл на своей скрипке. 7) Когда надоела музыка, он погнался за толпой жёлтых бабочек, прилетевших к осоке на водопой, и сам не заметил, как очнулся опять возле брички. 8) Неожиданно послышалось тихое пение. 9) Песня, тихая, тягучая, заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом, слышалась то справа, то слева, то сверху, то из-под земли, точно над степью носился невидимый дух и пел. 10) Егорушка оглядывался по сторонам и не понимал, откуда эта странная песня. 11) Потом уже, когда он прислушался, ему стало казаться, что пела трава. 12) В своей песне она, полумёртвая, уже погибшая, без слов, но жалобно и искренне убеждала кого-то, что она ни в чём не виновата, что солнце выжигало её понапрасну, она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она ещё молода и была бы красивой, если бы не зной и засуха.

1. Из предложений 1-3 выпишите слова, правописание приставок в которых зависит от последующего согласного.

2. Из предложений 3-7 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

3. Из предложений 8-10 выпишите слово, в котором правописание н и нн определяется правилом: “В наречии пишется столько н , сколько в слове, от которого оно образовано”.

4. Из предложений 8-12 выпишите действительное причастие прошедшего времени.

5. Из предложения 7 выпишите союзы.

6. Среди предложение 1-5 найдите сложное предложение, одна из частей которого осложнена обособленным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

7. Среди предложений 8-10 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.

8. Среди предложений 1-4 найдите сложное предложение с разными видами связи (бессоюзной и подчинительной). Напишите номер этого предложения.

1. Из предложений 8-11 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от её значения “неполнота действия”.

2. Из предложений 11-12 выпишите слово с чередующейся гласной.

3. Из предложений 8 10 выпишите слово, в котором правописание н и нн определяется правилом: “В наречии пишется столько же н , сколько в слове, от которого оно образовано ” .

4. Из предложений 3-7 выпишите действительное причастие прошедшего времени.

5. Из предложения 12 выпишите неопределённое местоимение.

6. Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение, одна из частей которого осложнена обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

7. Среди предложений 1-4 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.

8. Среди предложений 4-7 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением. Напишите номер этого предложения.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1) изредка, раздавался 1) прислушался

2) равнину 2) выжигало

3) неожиданно 3) неожиданно

4) погибшая 4) прилетавших

5) когда, и, как 5) кого-то

Максимальный балл – 13 (8 за грамматическое задание + от 1 балла до 5 баллов за диктант).

Перевод баллов в отметку:

13 баллов ________ “5”;

10-12 баллов ______ “4”;

7-9 баллов ________ “3”;

6 баллов и ниже __ “2”.

Текст диктанта с пронумерованными предложениями обучающиеся записывают под диктовку с указанием номеров предложений. Далее обучающиеся выполняют грамматическое задание по тексту диктанта.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

математические диктанты 2 класс УМК ПНШ

математические диктанты 2 класс по УМК ПНШ.

математические диктанты 3 класс УМК ПНШ

математические диктанты 3 класс УМК ПНШ.

Графические диктанты, 6 класс

Графические диктанты представлены в види мини-презентаций. Разработаны по теме “Решение уравнений” ,6 класс. Даны три ГД: “Раскрытие скобок”, “Подобные слагаемые”, “Решение уравнений”.

Диктанты 6 класс Вспомогательное отделение

Диктанты для вспомогательного отделения.

математический диктант 4 класс (май) 1 вариант

математический диктант 4 класс (май) 1 вариант.

математический диктант (4 класс, май, 2 вариант)

математический диктант (4 класс, май, 2 вариант).

Читайте также:
Перенос слов и деление на слоги - задания, правописание
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: