Что такое графический диктант методики рисования по клеточкам для детей

Графический диктант

Как и почему нужно рисовать по клеточкам

Графические диктанты используются сразу в нескольких развивающих методиках. Однако пользу (и радость!), которые они приносят, часто недооценивают. Между тем, это одно из самых полезных упражнений на внимание, не только для дошкольников, но и для подростков!

Что такое графический диктант? По сути, это простое рисование по клеточкам. Слушая указания учителя или мамы, дошкольник отмечает карандашом диктуемый ею маршрут: две клеточки влево, одна вниз, одна вправо, три вверх… Кажется, все просто, но на самом деле это незатейливое занятие требует полной концентрации внимания: нельзя отвлечься ни на секунду!

Елочка

2 вверх, 6 влево, 2 вверх, 3 вправо, 1 вверх, 2 влево, 2 вверх, 3 вправо, 1вверх, 2 влево, 2 вверх, 3 вправо, 1 вверх, 2 влево, 2 вверх, 3 вправо, 1 вверх, 2 влево, 2 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 2 вправо, 2 вниз, 2 влево, 1 вниз, 3 вправо, 2 вниз, 2 влево, 1 вниз, 3 вправо, 2 вниз, 2 влево, 1 вниз, 3 вправо, 2 вниз, 2 влево, 1 вниз, 3 вправо, 2 вниз, 6 влево, 2 вниз, 1 влево.

Почему нельзя отвлекаться? Потому что (и это главное достоинство графического диктанта) в результате получается забавная картинка: цветок, домик, человечек. Как только малыш видит перед собой рисунок, возникший, словно по волшебству, он немедленно требует: еще!

Вариация графического диктанта для самых маленьких – упражнение «дорисуй картинку». Предложите ребенку левую половину симметричного рисунка, например, нашу «елочку», и предложите дорисовать правую часть. Для этого не обязательно даже знать цифры и различать «право» и «лево».

Ученикам младших классов задание можно диктовать (если важно отработать восприятие информации на слух), а можно и выдать письменную инструкцию, где направление движения карандаша будет указано стрелочками – тоже очень полезное упражнение.

Тюльпан

1 ←, 8↑, 1←, 1↑, 1←, 6↑, 1→, 2↓, 1→, 2↑, 1→, 2↓, 1→, 2↑, 1→, 6↓, 1←, 1↓, 1←, 2↓, 1→, 1↑, 1→, 1↑, 1→, 1↓, 1→, 1↓, 1→, 1↓, 1 ←, 1↓, 1 ←, 1↓, 1 ←, 1↑, 1 ←, 1↑, 1 ←, 5↓, 1←.

Конечно, графический диктант полезен не только для тренировки внимания. Развивается еще и мелкая моторика (чем ровнее линия, тем красивее будет рисунок), малыш знакомится с понятиями «право», «лево», «верх», «низ», и, разумеется, отрабатываются навыки счета в пределах десятка. И все это в форме увлекательной игры – замечательно, правда?

Бабочка

4↑, 8↑, 2←, 6↑, 1→, 2↑, 6→, 1↑, 1←, 1↑,1←, 1↑,1←, 1↑, 3←, 2↑, 1←, 3↑, 1←, 4↑, 1→, 1↓, 4→, 1↓, 1→, 1↓, 1→, 1↓, 1→, 3↑, 1←, 2↑, 1→, 1↑, 1←, 1↑, 1←, 1↑, 1←, 1↑, 1←, 1→, 1↓, 1→, 1↓, 1→, 1↓, 1→, 1↓, 1→, 1↑, 1→, 1↑, 1→, 1↑, 1→, 1↑, 1→, 1←, 1↓, 1←, 1↓, 1←, 1↓, 1←, 1↓, 1→, 2↓, 1←, 3↓, 1→, 1↑, 1→, 1↑, 1→, 1↑, 4→, 1↑, 1→, 4↓, 1←, 3↓, 1←, 2↓, 3←, 1↓, 1←, 1↓, 1←, 1↓, 1←, 1↓, 1←, 1↓, 6→, 2↓, 1→, 6↓, 2←, 4↓, 1←, 3↑, 1←, 1↑, 1←, 1↑, 1←, 1↑, 1←, 4↓, 1←, 4↑, 1←, 1↓, 1←, 1↓, 1←, 1↓, 1←, 3↓, 1←.

Начиная диктовать, не забудьте задать начальную точку – можете сами отметить ее на листе. Получившийся рисунок можно использовать как раскраску.

Для выпускников начальной школы упражнение можно усложнить и разнообразить, выдав лист, разлинованный на манер поля для «морского боя». В этом случае диктант будет выглядеть так: «А7-С12; Б3-Е2…» Рисунок в этом случае может бесконечно усложняться, состоять не только из вертикальных и горизонтальных, но и диагональных линий.

Не удивляйтесь, но графические диктанты популярны и у подростков. Правда, это уже совсем другие диктанты, с использованием цветных карандашей и ручек, а в результате могут получиться настоящие картины!

Наконец, графическое рисование – это неплохое медитативное развлечение для взрослых, не хуже антистрессовых раскрасок, только гораздо бюджетнее. Получаются забавные картинки в стиле майнкрафт – возможно, именно это хобби придется вам по душе?

Читайте также:
Добрый день нужна ли запятая, как правильно пишется

Графический диктант: что это такое
консультация (подготовительная группа)

Консультация для родителей

Графические диктанты для дошкольников по клеточкам

Графический диктант: что это такое

Графические диктанты для дошкольников по клеточкам. У каждого ребенка богатая фантазия и желание играть всегда и всюду. Эти врожденные способности можно использовать для планомерной подготовки дошкольника к новому для него периоду жизни – школьной поре. Графический диктант – дидактическое задание, позволяющее развивать мышление и воображение ребенка, его возможности «видеть» в проекции, ориентироваться в пространстве. По сути, работа с карандашом не представляет ничего сложного. Ребенку нужно лишь нарисовать конкретную картинку, двигая карандашом в нужном направлении, выполняя рекомендации взрослого, проводящего графический диктант. Главное, что должен уяснить будущий ученик: отвлекаться нельзя, иначе вместо красивой и правильной картинки получится недоразумение, которое расстроит ребенка. Графические диктанты не потребуют от дошкольника художественных способностей. Ему нужно только четко следовать инструкции, чтобы получился хороший результат. Сложных иллюстраций воспроизводить не придется. В графической коллекции простые изображения: слон, жираф, другие животные, Как правильно выполнять графический диктант Чтобы ребенок получил удовлетворение от проделанной работы, нужно придерживаться правил проведения графического диктанта. Самое первое и основное правило – не спешить. Если ребенок не успевает за инструкцией педагога или взрослого, проводящего занятие, если из-за торопливости ошибается, вследствие чего картинка не получается, то такой графический диктант пользы не принесет. Второе правило – четкий инструктаж дошкольника. Непонятое задание не будет выполнено верно. Инструкция к диктанту Инструкция начинается с точки на листе бумаги. Вернее, педагог предварительно готовит лист в клеточку, на котором уже стоит точка. Это старт для будущей картинки. Если на графическом диктанте ребенок впервые, дошкольнику нужно помочь. Для этого педагог указывает на листе бумаги стрелками направление, в котором должен двигать карандаш ребенок, чтобы получилась вожделенная фигура. Это сначала нужны стрелки. На втором и последующих занятиях ребенок может ориентироваться без них, следуя указаниям взрослого. Более того, и точку ставить не придется. Ребенок сам выберет, где будет старт, опять же следуя совету педагога. Педагог должен помнить, что каждое действие проговаривается. Каждый шаг: влево, вправо, вверх, вниз. Также педагог должен объяснить дошкольнику, что одна клеточка – это один шаг. Важно объяснить, что такое вертикально, горизонтально. Рассказать о наклонной линии, чем она отличается от вертикальной и горизонтальной. Эти первоначальные знания помогут ребенку качественнее выполнить предложенную работу. У педагога обязательно должен быть готовый вариант графического диктанта. После выполнения работы с дошкольником нужно разобрать возможные ошибки, похвалить за старательность. Способы выполнения графических диктантов Среди самых успешных методик проведения графического диктанта выделят три. Они не только активизируют работу «серых клеточек» будущего ученика, но и воспитывают такие качества как слуховая и зрительная внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость. Выполнение диктанта на слух по клеточкам Слуховой вариант выполнения графического диктанта считается одним из сложных. Ребенку важно уяснить устную инструкцию и перенести указания на бумагу. При этом ребенок должен уже владеть такими понятиями: • вверх; • вниз; • вправо; • влево; • горизонтальная линия; • вертикальная линия; • наклонная линия; • один шаг – это одна клеточка. Работа требует концентрации внимания ребенка. Любое отвлечение может отрицательно сказаться на результате. По просьбе педагога ребенок начинает работать от стартовой точки. Она уже может быть обозначена на листе бумаги. Или ребенок рисует ее самостоятельно, следуя указаниям педагога. Педагог говорит шаги, ребенок выполняет. Все задания звучат отчетливо, понятно, спокойно. На выполнение каждого шага ребенку дается время. Что это получится: транспорт, растение? А может быть, животное: кошка или собака? Ребенок еще не знает наверняка, но когда половина шагов пройдена, уже появляются очертания, и маленький мыслитель начинает «узнавать» будущую картинку. Тем радостнее становится на душе, если догадки подтвердятся. После графического диктанта картинка, изображенная ребенком, и образец сравниваются.

Скачать:

Вложение Размер
dokument_microsoft_word.docx 16.03 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое графический диктант Необычные дидактические занятия нравятся дошкольникам. Они не требуют от ребенка глубоких знаний, сильного напряжения ума. К таким методам работы относятся и графические диктанты по клеточкам. Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаги и в результате получает картинку. Делать это несложно. Нужно только внимательно слушать педагога, проводить карандашом черточки влево, вправо, вверх или вниз. Развивая моторику, малыш учится считать, ориентироваться в пространстве, оценивать себя и радоваться успехам однокашников. Если дошкольник зазевается, отвлечется, то картинка не сложится. Ребенок осознает важность настроенности на урок, бдительности и серьезности в процессе будущего обучения в школе. Для графических диктантов используют простые картинки. Например, домик, собака, машина. Изображения должны быть знакомы малышам, не требовать длительного времени исполнения. Польза математических диктантов Графический диктант для дошкольников — полезная методика для диагностики уровня развития и занятий по подготовке к школе в детском саду, дома. В ДОУ воспитатели чаще используют пособия авторов: Д.Б. Эльконина, О.А. Холодовой. К.В. Шевелев разработал целый курс поэтапных занятий с детьми 4–5 лет, 5–6 лет, а также первоклассниками. Специальные тетради развивают следующие навыки и умения у дошколят из подготовительной группы: координация движений; внимание; память; усидчивость; воображение; словарный запас; мелкая моторика; орфографическая зоркость. Одновременно с физическими навыками ребенок повышает самооценку. Он осознает необходимость восприятия инструкции на слух. Делает работу четко и быстро, не отвлекаясь на птичку в окошке или смех соседа по парте. Еще одной задачей графической математики является расширение кругозора. Подбирать картинки нужно по возрасту и уровню развития малышей, но это только на первых порах. Позже рисуйте изображения, которые незнакомы дошкольникам. После начертания такой арифметической задачи на листе бумаги расскажите историю о необычном животном, познакомьте с местом обитания, покажите фотографию. Числовые задания под диктовку хорошо адаптируют детсадовцев к школе. Учат шестилеток самостоятельности, ориентированию в новом пространстве. Это поможет в освоении программы начальной школы, при знакомстве с новым коллективом, педагогом. Умение держать карандаш, выполнять устные инструкции, расшифровывать текст, писать – отличная база для подготовки к первому классу. Можно попросить ребенка распечатывать листы, шаблоны, помочь в интерпретации инструкции. Это помогает познакомить будущего дошкольника с офисной техникой, воспитать уважение к старшим. Правила выполнения Графические диктанты лучше использовать на математических уроках, например в 1 классе. Выполнение связано с системой координат, счетом, геометрическими фигурами. Методика проведения состоит из нескольких этапов: Подготовьте для ученика лист бумаги в клеточку. У себя держите готовый вариант диктанта. Поставьте точку на ученическом листке. Это будет начало отсчета. Или попросите дошкольника сделать это самостоятельно, объяснив, сколько места нужно отступить. Нарисуйте на бумаге для ребенка, только начинающего обучение, стрелочки, которые указывают направления сторон. Так легче получить правильный результат. На последующих занятиях подсказки уже не понадобятся. Объясните, что 1 шаг – это клетка. Если делаем 2 шага, линия проходит 2 клетки. Учитель диктует условия работы поэтапно. На готовом листе для педагога есть рисунок, координатная плоскость, состоящая из стрелок, цифр. Например, чтобы нарисовать елочку, проложите линию по горизонтали в 1 клеточку, по вертикали – 3 клеточки, наискосок – 3 клеточки и так далее. Чаще это просто стрелочки и цифры без слов. Педагог проговаривает, какие линии, куда, на какое расстояние чертят дошкольники. Инструкции даются друг за другом, не торопясь. После выполнения письменных заданий, получения результата сделайте выводы об уроке, стараниях дошкольников. Пожурите за невнимательность, если ребенок отвлекался по пустякам, или похвалите за достижения

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовая методика “Графический диктант”

Предоставляется описание методики на определение школьной готовности дошкольников, бланк ответов, протокол, образец.

графические диктанты

графические диктанты по математике для старшего дошкльного возраста.

графические диктанты

Графические диктантыНе отрывая руки, сделай рисунок по следующему описанию, начиная от поставленной точки. Убедившись, что фигуры выполнены правильно, можно предложить построить такие же фигуры в зерк.

Практическое пособие “Графические диктанты”

Пособие преднозначено для детей дошкольного возраста подготовительной группы.

Консультация для родителей. Что такое графический диктант.

Консультация для родителей. Что такое графический диктант.

“Что такое графический диктант?”

Графический диктант– это рисование по клеточкам под диктовку. Графические диктанты являются одними из самых результативных методов развития пространственного воображения ребен.

“Учимся выполнять графические диктанты. Что это такое? Для чего они нужны?”

Готовить ребенка к школе нужно заблаговременно. Нужно успеть сформировать такие качества, как внимательность, усидчивость, самоконтроль и активность. Большое значение придается и постановке руки для п.

Увлекательная деятельность для дошкольников — графические диктанты

Егорова Наталья Викторовна
Увлекательная деятельность для дошкольников — графические диктанты

Увлекательная деятельность для дошкольников –

Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, усидчивости.

Графические диктанты помогают развить внимание, умение слушать воспитателя, ориентацию в пространстве. Они также подготовят руку ребенка к письму. Научат малыша быть более внимательным. Это отличный способ развить логику, абстрактное мышление, кропотливость. С помощью этих занятий ребёнок развивает, корректирует правильность своих движений, «набивает твёрдую руку», этот навык поможет ему в школе. Графические диктанты могут с успехом применяться с пяти лет.

Что такое графические диктанты? Графические диктанты это – рисование по клеточкам, пользуясь указателями в задании. Для их выполнения нам понадобятся: лист бумаги, на котором расчерчены клеточки, карандаш, ластик. В заданиях указаны стрелочки (показывающие направление) и цифры (показывающее количество клеток, которые нужно пройти в указанном направлении). Если следовать указателям точно и внимательно, вести черту в нужном направлении на нужное расстояние, получается – картинка. Это может быть животное, различные предметы, овощи, фрукты, деревья, транспорт и многое другое.

Рисование по клеточ кам – хороший способ приучить малыша к карандашу и ручке. Научить правильно её держать, практиковаться, чтобы пальчики не так сильно уставали от держания предмета в школе. Данное упражнение поможет обучить малыша правильно считать, здесь потребуется считать клеточки, что бы рисуя линию – получить рисунок.

Я практикую графические диктанты под диктовку, как со всей группой детей, так и в индивидуальных занятиях с детьми. Детям очень нравятся такие упражнения. Также детки с большим удовольствием рисуют сами на разлинованных листах с заданиями.

Как выполнять графический диктант

(Правила рисования по клеточкам).

Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:

1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.

2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз, ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.

Предлагая детям подобные задания воспитатель, должен соблюдать некоторые правила:

Когда воспитатель начинает диктовать, никакие другие слова он произносить не может. И уж тем более повторять одно и то же направление дважды.

• Диктанты пишутся в полной тишине.

• Если ребёнок сбился, то он тихо кладёт карандаш и спокойно дожидается, пока воспитатель не закончит диктовать. Только после этого можно выяснить ошибку.

Знакомство с клеткой начинаю со средней группы.

Начинаю работу с самого простого – в тетради с крупной клеткой пишу задания, ребенок должен продолжить ряд. Учимся видеть клетку и строку. Пишем палочки, клеточки, уголки, простые узоры, с каждым разом усложняя задания. Узоры сначала делим на сегменты – тренируемся, затем все частички собираются в узор.

В заданиях используются следующие обозначения: количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление обозначается стрелкой.

Перед тем как начать писать графический диктант следует объяснить детям, как будет проводиться диктант. Сначала проговариваем с детьми, что я буду им диктовать, на сколько клеточек нужно провести линии и в каком направлении. А они будут проводить эти линии по клеточкам, не отрывая карандаш от бумаги, а потом мы вместе посмотрим, что получится. Настроить деток на то чтобы они старались вести линии ровные и красивые, тогда рисунок получится замечательный.

В первый раз можно рисовать на доске вместе с детьми, чтобы они видели, как им нужно работать, а последующие диктанты ребята смогут выполнять уже без подсказки. Перед диктантом нужно повторить, где правая и левая рука, как рисовать линию вправо и влево. Можно договориться с детьми, о каких либо метках (на доске нарисовать буквы «п» и «л», сделать метки на стенах, или оговорить что, например: правая рука указывает на окно, а левая на спальню и т. д.)

Затем переходим к рисованию под диктовку.

Для начала на листе с диктантом, в верхних уголках, нужно пометить – право и лево. Ребёнку даём тетрадный лист в клетку, карандаш и ластик.

В старших группах вверху рисунка всегда указываем, сколько клеток нужно отступить от края и верха, чтобы начать диктант. В указанном месте, например: отступить 5 клеточек от края влево, сверху отсчитать 6 клеточек. В этом месте нужно поставить точку. Детям младшего возраста лучше самостоятельно отсчитать клетки и поставить точку отсчёта (от этой точки ребёнок и будет проводить линии под диктовку).

Лучше начать с самого простого: – одну клеточку вверх (1, одну клеточку вправо (1, одну клеточку вниз (1), одну клеточку влево (1). Получился квадратик.

Дальше по своему усмотрению усложняем задания.

Диктовать нужно чётко, ребёнок должен воспринимать всё на слух. В конце работы посмотрите, насколько фигуры детей, совпадают с заданными элементами. Рассмотрите образец. Если малыш ошибся, выясните вместе, где именно. Ластиком можно вытереть от точки сбоя, и продолжить. Главное поддержать ребенка, похвалить, если что-то не получается можно предложить перерисовать картинку с оригинала.

Перед каждым занятием обязательно поговорите с ребенком о том, что есть разные направления и стороны. Покажите ему, где право, где лево, где верх, где низ. Обратите внимания малыша, что у каждого человека есть правая и левая сторона. Объясните, что та рука, которой он ест, рисует и пишет – это правая рука, а другая рука – левая. Для левшей наоборот, левшам надо обязательно объяснять, что есть люди, для которых рабочая рука – правая, а есть люди, для которых рабочая рука – левая.

Данная деятельность включает в себя графический диктант, обсуждение изображений, скороговорки, чистоговорки, загадки и пальчиковую гимнастику. Каждый этап занятия несет смысловую нагрузку. Занятия с ребенком можно выстраивать в разной последовательности.

Увлекательная тестопластика (фотоотчет) Хочу поделиться с вами результатами по теме самообразования «Тестопластика – подготовка руки к письму». В течении 5 лет мы с детьми лепили.

Дидактическая игра «Графические примеры» Дидактическая игра “Графические примеры” включает в себя набор карточек с графическими изображениями геометрических форм, расположенных.

Консультация для родителей «Для чего нужны зрительные диктанты» Ваш ребенок хорошо знает и различает геометрические фигуры на любой таблице найдет одинаковые геометрические фигуры по форме по цвету умеет.

Игра как ведущая деятельность дошкольников Игра для дошкольников -способ познания окружающего. Социальный характер игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребенок живет в обществе. Уже.

План работы кружка в подготовительной группе «Графические навыки» Месяц Неделя Тема Цель Сентябрь 3 неделя 16.09.15 18.09.15 Дождик 1. Выработать навык ориентирования в разлинованной тетради. 2. Учить проводить.

Педсовет «Графические способы изображения» Воплощение выразительных образов с чертами индивидуальности в рисунках старших дошкольников обусловлены: овладение разными способами изображения.

Проектная деятельность дошкольников Проектная деятельность представляет собой особый тип взаимодействия ребенка и взрослого и строится на следующих принципах. 1. Проектная деятельность.

Проектная деятельность дошкольников «Проектная деятельность дошкольников» В контексте новой личностно-ориентированной парадигмы главным критерием качества дошкольного воспитания.

Увлекательная экскурсия в библиотеку — фотоотчет Дети средней группы “Калинка”с большим интересом сходили в библиотеку Культурно-досугого центра нашего посёлка. Для нашей группы такое посещение.

Конспект открытого показа специально организационной образовательной деятельности «Увлекательная прогулка с Колобком» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 73» города Ставрополя.

Графические диктанты по клеточкам для детей

Формирование графических умений является очень важной частью развития навыков письма и рисования. Педагоги дошкольных образовательных учреждений используют различные задания и упражнения, которые помогают этому процессу. Одной из таких эффективных методик является графический диктант – это очень увлекательное и полезное занятие для детей.

Основной плюс графического диктанта в том, что его можно проводить не только в детском саду, но и в домашних условиях вместе с ребенком.

Что такое графический диктант

Графический диктант – это интересные рисунки в тетради по схеме. Рисование по клеточкам – это очень увлекательное и одновременно полезное занятие. Данная методики основана на совмещении сразу нескольких функций: игровой, образовательной и развивающей.

Это не только педагогический инструмент, но и занятная игра, в ходе которой ребенок рисует линии на бумаге, отсчитывает клеточки, ориентируется на листе, в результате чего получается определенная картинка: это может быть животное, какой-нибудь предмет и т.д.

В процессе диктанта необходимо внимательно слушать педагога, проводя карандашом в том направлении, в котором он говорит. Если ребенок будет невнимательным, то картинка не сложится, т.е. задание не будет выполнено.

Для чего нужен графический диктант для детей 5,6,7,8 лет

Подготовка ребенка к школе – это очень важный процесс, который нужно начинать заблаговременно. Важно, чтобы дошкольник развивал в себе усидчивость, терпение, внимательность и самоконтроль. Большое значение имеет и постановка руки для письма.

Графические диктанты детям по клеточкам оказывают хорошую помощь педагогам и родителям в процессе подготовки ребенка к дальнейшему обучению. Такие занятия развивают следующие навыки:

  • внимание;
  • память;
  • координация движений;
  • воображение;
  • усидчивость;
  • мелкая моторика;
  • умение доводить начатое до конца;
  • логическое и абстрактное мышление;
  • умение ориентироваться на листе.

Ребенок постепенно учится правильно держать в руке карандаш и ручку. При выполнении заданий он начинает понимать такие понятие, как «верх-низ» и «право-лево», «прямо-по диагонали».

Во время диктанта ребенок внимательно слушает указания взрослого, т.е. у него формируется важное умение слушать и слышать, что крайне важно для успешного освоения школьной программы.

Плюс графического диктанта в том, что это простой способ развития необходимых для обучения навыков. Заниматься можно в любом месте: в детском саду, дома, в очереди на прием к врачу, во время поездки и т.д.

Основные правила выполнения

Выполнение данного задания предполагает определенную последовательность:

  • Необходимо подготовить для ребенка лист бумаги в клеточку. Для детей дошкольного возраста брать лист лучше в крупную клетку. Для себя нужно подготовить готовый вариант диктанта.
  • Далее нужно поставить точку на листе ребенка, либо попросить его сделать это самостоятельно, сказав ему, сколько места нужно отступить. Это и будет началом отсчета. Нужно объяснить, что с этой точки ему нужно рисовать линии (вправо, влево, вниз или вверх).
  • Объясните ему, что 1 шаг – это одна клеточка, 2 шага – две клеточки и т.д.
  • Нужно проговаривать, какие линии, куда и на какое расстояние нужно начертить ребенку. Важно давать все инструкции поэтапно и не торопясь.

Сложность заданий зависит от возраста ребенка. На первых порах допустимо, чтобы перед его глазами был образец выполненного задания. Можно поправлять ребенка, показывая и объясняя ему правильность выполнения действий на своем образце. Естественно, со временем необходимо повышать сложность. Ниже вы можете посмотреть примеры графических диктантов, которые можно использовать для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Графический диктант для первоклассников

Графический диктант по клеточкам для 1 класса охотно используют как учителя, так и родители, чтобы заинтересовать ребенка учебой. Методика основана на совмещении нескольких функций: игровой, образовательной, развивающей. Она является не только педагогическим инструментом, но и занятной игрой.

Графический диктант для детей как интересная развивающая игра

Чем полезна методика?

Готовить ребенка к школе нужно заблаговременно, самое меньшее – за 12 месяцев до начала обучения. Нужно успеть сформировать такие качества, как внимательность, усидчивость, самоконтроль и активность. Большое значение придается и постановке руки для письма. Закреплению всех этих навыков способствует выполнение графических диктантов.

Методика была разработана психологом и педагогом Д.Б. Элькониным. Ее суть состоит в выполнении графического упражнения под диктовку специалиста или в пошаговом построении схематического изображения линиями определенной длины в соответствии с заданием. Последующая диагностика выявит уровень сформированности разных навыков.

Проведение графического диктанта допускается и для четырехлетних детей, но особенно он интересен малышам от 6 до 9 лет.

Методика нужна для развития таких навыков, как:

  • пространственное и абстрактное мышление;
  • умение различать разнообразные линии – вертикальные, горизонтальные, параллельные.
  • графомоторика;
  • умение считать;
  • внимание и сосредоточенность;
  • доведение начатого до конца.

Этот метод удобен тем, что занятия могут проводиться в любом месте, например, поездке или в очереди на прием к врачу. Для занятий не требуются сложные пособия и приспособления.

Особенности проведения занятий

Прежде чем начинать упражнение, рекомендуется удалить с парты или стола все предметы, оставив лишь те, которые потребуются: простой карандаш и ластик, тетрадь в крупную клетку, образец рисунка для самостоятельной работы.

У ребенка, приступающего к выполнению задания, должны быть развиты такие навыки:

  1. Свободное ориентирование на листе бумаги, различие понятий «вправо – влево», «вверх – вниз».
  2. Счет до 10 либо умение считать до той цифры, которая обозначает наибольшее количество клеток.
  3. Уверенный захват карандаша, умение провести относительно прямую линию в любом направлении.

Рисунок нужно выполнять на пустом листе. Начальная точка, от которой кроха будет продолжать движение, должна быть поставлена взрослым. Потребуется объяснить малышу, что цифры в упражнении обозначают число клеток, на которые производится перемещение линии. Если в упражнении имеются стрелочки, поясните, что перемещение линий должно происходить по ним. Также следует объяснить ребенку, что лежащие наискосок стрелки, обозначают проведение линии из одного угла клеточки в другой. Покажите это действие на примере.

Техники выполнения

Существует два способа выполнения графического диктанта. Первый предполагает, что ребенок внимательно слушает слова педагога и поэтапно строит изображение в тетради. Чтобы повысить интерес крохи к выполнению задания, можно составить текст диктанта в стихотворной форме, дополнить загадками, скороговорками.

Вторая техника – не совсем диктант, поскольку малышу приходится работать самостоятельно. Он может:

  • копировать выбранную картинку;
  • симметрично дорисовать вторую половинку фигурки;
  • «собрать» изображение по инструкции со стрелочками, рисуя линии по клеткам.

Графические диктанты для первоклассников проводят индивидуально и в группе. Иногда их превращают в соревнования – кто быстрее выполнит задание. При выборе условий важно учитывать возраст ребенка. Самым маленьким предлагают простые задания по рисованию звездочек, фруктов, стилизованных животных и рыбок. Мальчишек заинтересуют машинки, девочек – цветочки. Когда принцип работы будет понятен ребенку, можно усложнить задание, предложив нарисовать, например, робота, корабль, слона, замок.

Если на самостоятельное творчество времени нет, скачать заготовки для графического диктанта можно в Интернете. Подбирайте задания разного уровня сложности, чтобы использовать их по мере развития полезных навыков у малыша.

Пособия для занятий с инструкциями также можно приобрести в книжных магазинах и отделах канцтоваров. Учащихся первого-второго класса заинтересуют развивающие пособия по арифметике О.И. Мельникова. Для дошколенка можно выбрать рабочую тетрадь «Занимательная математика» К.В. Шевелева. Первокласснику стоит приобрести пособие О.А. Холодовой, развивающее познавательные навыки и рассчитанное так, чтобы поддержать школьную программу.

Методика «Графический диктант» Д.Б.Эльконина

Методика «Графический диктант» Даниила Борисовича Эльконина поможет правильно провести устный графический диктант и оценить результат. Вы можете скачать методику в формате pdf в конце страницы или прочитать её на этой странице.

Предназначена для исследования ориентации в пространстве. С ее помощью выявляется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.

Материал

  • Тетрадный лист в крупную клетку с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками
  • Простой карандаш

Инструкция

Сейчас мы с тобой (с вами) будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. (Вместе с детьми выяснить, где правая и где левая сторона, показать на образце как проводить линии вправо и влево.)

Для усиления мотивации к качественной деятельности возможен игровой вариант: «Мы с вами машинисты и поведем свои паровозы по маршруту. Рельсы по маршруту проложены замысловатым узором. Важно провести паровозы строго по рельсам, чтобы не совершить аварию. Будьте внимательны к командам диспетчера».

Тренировочный узор №1

«Поставь(те) карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай(те) сам(и).» (При диктовке делаются достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали закончить предыдущую линию. На самостоятельное выполнение узора дается 1-1,5 минут. Во время выполнения узора взрослый помогает ребенку исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается. Объяснить детям, что узор необязательно должен идти по всей ширине страницы.)

Узор №2

«Поставьте карандаш на следующую точку. Приготовьтесь! Внимание! Одна клетка вверх, одна направо. Одна вверх, одна направо. Одна клетка вниз, одна направо. Одна вниз, одна направо. Одна вверх, одна направо. Одна вверх, одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор». (Через 1-1,5 минут самостоятельного рисования говорим: «Готовьтесь рисовать следующий узор. Поднимите карандаш, поставьте его на следующую точку».

Узор №3

«Внимание! Три клетки вверх, одна вправо. Две вниз, одна вправо. Две вверх, одна вправо. Три клетки вниз, одна вправо. Две вверх, одна вправо. Две вниз, одна вправо. Три клетки вверх и продолжайте самостоятельно.» (Через 1-1,5 минут начинается диктовка последнего узора.)

Узор №4

«Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо, одна вверх. Одна влево, две вверх. Три клетки вправо, две вниз. Одна влево, одна вниз. Три клетки вправо, одна вверх. Одна влево, две вверх. Продолжайте дальше самостоятельно.»

Оценка результатов

Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производится по следующей шкале:

4 балла – точное воспроизведение узора. (Неровности линии, «дрожащая» линия, «грязь» и т.п. не учитываются и не снижают оценки).
3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии.
2 балла – воспроизведение с несколькими ошибками.
1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором.
0 баллов – отсутствие сходства даже в отдельных элементах.

За самостоятельное продолжение узора оценки выставляются по этой же шкале.

Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну – за выполнение диктанта, другую – за продолжение узора. Обе они колеблются в пределах от 0 до 4. Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной, оценка, занимающая промежуточное значение или совпадающая с максимальной или минимальной, не учитывается. Полученная оценка может колебаться от 0 до 8 баллов. Аналогично из трех оценок за продолжение узора выводится итоговая оценка. Затем обе оценки суммируются, давая суммарный балл (СБ), который может колебаться в пределах от 0 (если за работу под диктовку и за самостоятельную работу получено по 0 баллов) до 16 (если за оба вида работы получено по 8 баллов).

В дальнейшем анализе используется только итоговый показатель, который интерпретируется следующим образом:

Низкий — 0-3 балла
Ниже среднего 4-6 баллов
Средний — 7-10 баллов
Выше среднего — 11-13 баллов
Высокий — 14-16 баллов

Литература: Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н.Истратова, Т.В.Эксакутсто. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс,2008. – 442 с.

Диктанты по русскому языку для 11 класса

Данный раздел — это сборник диктантов, для учеников 11 классов и абитуриентов, который поможет выработать навыки практической грамотности и подготовиться к письменному экзамену по русскому языку.

Темы диктантов для 11 класса:

Диктант Егор (А. Платонов) 229 слов

Шумели листья на дереве, в них пел ветер, идущий по свету.
Автор: Платонов А.

Диктант Концерт (По К. Федину) 240 слов

Зал был наполнен необычайной для концертов толпой, какую.
Автор: Федин К.

Диктант “В родном городе” (А. Чехов) 245 слов

Это было летом, вскоре после войны. Я поехал на Кавказ и.
Автор: Чехов А.П.

Диктант “Отдых в деревне” (По Куприну) 204 слова

В течение нескольких лет я проводил летние месяцы на даче.
Автор: Куприн А. И.

Диктант “Там, где жил Паустовский” (2 текста: 242 слова, 207 слов, М.Ростовцев)

С Тарусой связаны многие страницы жизни и деятельности.

Диктант Барсук (К. Паустовский) 239 слов

Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев.
Автор: Паустовский К.

Диктант Березовая комната по П.Д. Бобрыкину (242 слова)

Пролетка повернула и лихо остановилась у подъезда.
Автор: Бобрыкин П.Д.

Диктант В горах (По С Бородину) 248 слов

Прошло около часа, как мы расстались с нашей компанией, и.
Автор: Бородин С.

Диктант В осеннем лесу по Е. Носову (253 слова)

Я рад предстоящей встрече с осенним лесом. Иду как в.
Автор: Носов Е.

Диктант В родной степи (В. Панова) 240 слов

Станции — это жгучая земля в мазуте, сверкание рельсов и.
Автор: Панова В.

Диктант В Уссурийской тайге 235 слов (По В.Арсеньеву.)

Кто не бывал в тайге Уссурийского края, тот не может себе.
Автор: Арсеньев В.

Диктант Весна (223 слова)

Снег давно сбежал с полей. От края весьма разъезженной.

Диктант Весна в Полесье по А. Куприну (218 слов)

Весна в Полесье наступила в этом году ранняя, дружная.
Автор: Куприн А. И.

Диктант Во время болезни (По Е. Носову) 239 слов

С того дня как меня привезли из больницы с загипсованной.
Автор: Носов Е.

Диктант Военная Москва (По Б. Полевому) 243 слова

И вот теперь, рассматривая военную Москву, Мересьев искал.
Автор: Полевой Б.

Диктант Воланд и Азазелло (М. Булгаков) 240 слов

На закате солнца высоко над городом, на каменной террасе.
Автор: Булгаков М.

Диктант Ганин (По В. Набокову) 230 слов

Ганин выехал около трех часов дня в открытой рубашке и.
Автор: Набоков В.

Диктант Гроза (Л.Н. Толстой) 239 слов

Солнце склонялось к западу и косыми жаркими лучами.
Автор: Толстой Л.

Диктант Грушницкий (М.Лермонтов) 249 слов

Грушницкий довольно остроумен: его эпиграммы часто.
Автор: Лермонтов М.

Диктант Две церкви по В. Тендрякову (246 слов)

На высоком берегу, владычествуя над рекой, обставленные.
Автор: Тендряков В.

Диктант Двое на вокзале (Ю. Казаков) 243 слова

Он ждал ее на вокзале. Она опаздывала, как всегда, и он.
Автор: Казаков Ю.

Диктант Дорога (По В. Солоухину) 248 слов

Во всякое время года приходилось мне ездить на станцию из.
Автор: Солоухин В.

Диктант Закалка (По К. Паустовскому) 244 слова

Природа учит нас понимать прекрасное. Любовь к родной.
Автор: Паустовский К.

Диктант Зимний дуб (По Ю. Нагибину) 232 слова

Тропинка обогнула куст орешника, и лес сразу раздался в.
Автор: Нагибин Ю.

Диктант Ильинский омут (К. Паустовский) 249 слов

Одно из неизвестных, но действительно великих мест в нашей.
Автор: Паустовский К.

Диктант Катерина Петровна по К. Паустовскому (245 слов)

Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Спутанная.
Автор: Паустовский К.

Диктант Княжна Марья (Л.Н. Толстой) 238 слов

После похорон отца княжна Марья заперлась в своей комнате и.
Автор: Толстой Л.

Диктант Князь Андрей по Л.Н. Толстому (249 слов)

Ночь была темная, звездная; дорога чернелась между белевшим.
Автор: Толстой Л.

Диктант Командир отряда (По А. Фадееву) 243 слова

Командир партизанского отряда внимательным взглядом.
Автор: Фадеев А.

Диктант Лед на реке (А.П.Чехов) 240 слов

Свесившись через перила, вы глядите на реку, но какое.
Автор: Чехов А.П.

Диктант Леса в Мещере (К. Паустовский) 241 слово

Леса в Мещере глухие. Нет большего отдыха и наслаждения, чем.
Автор: Паустовский К.

Диктант Лесная глушь по Куприну А. И. (246 слов)

Теплый безветренный день угас. Только далеко на горизонте.
Автор: Куприн А. И.

Диктант Лесные приметы (По К. Паустовскому.) 246 слов

Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. Находить.
Автор: Паустовский К.

Диктант Лесными тропами по Куприну А. И. (217 слов)

Солнце заходило. Его закат был яркий и ясный, но спокойный, и.
Автор: Куприн А. И.

Диктант Летние вечера по Куприну А. И. (205 слов)

Просторная терраса дачи была очень ярко освещена лампой и.
Автор: Куприн А. И.

Диктант Летний дождь (Л.Н.Толстой) 227 слов

Жара в накаленном в продолжение целого дня солнцем и полном.
Автор: Толстой Л.

Диктант Метелица (А. Фадеев) 250 слов

Через полчаса Метелица был под самым селом. Тропинка.
Автор: Фадеев А.

Диктант На новом месте по В.Я. Брюсову (246 слов)

По своему обыкновению, проснулся я на другой день очень.
Автор: Брюсов В.Я.

Диктант Ночная поездка (По С. Бородину) 241 слово

Мы поехали полем, поросшим бесконечным кустарником, а также.
Автор: Бородин С.

Диктант О рыбной ловле (К. Паустовский) 236 слов

Старый русский писатель дедушка Аксаков был, как известно.
Автор: Паустовский К.

Диктант Осень (В. Песков) 232 слова

Есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды.
Автор: Песков В.

Диктант Остановитесь! (Л.Н. Толстой) 250 слов

Полковой командир в ту самую минуту, как он услыхал.
Автор: Толстой Л.

Диктант Отчаянный (Н.А. Островский) 251 слово

Павка сполз с сарая и помчался домой. Мать возилась на.
Автор: Островский Н.А.

Диктант Память о Чайковском (К.Паустовский) 237 слов

Скромным обаянием наполнены все места, связанные с нашими.
Автор: Паустовский К.

Диктант Первый зимний день По К.Паустовскому (249 слов)

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Я открыл.
Автор: Паустовский К.

Диктант Перед воздушным боем (По Н.К. Чуковскому) 240 слов

Лунин был один из немногих людей на аэродроме, которых.
Автор: Чуковский Н.К.

Диктант по В. Солоухину (248 слов)

Понятно, что, зайдя в лес, я то и дело натыкался на следы.
Автор: Солоухин В.

Диктант по книге Г. Гецова «Рациональные приемы работы с книгой»

Чтение — это работа, требующая определенного.

Диктант Подарок (К. Паустовский) 248 слов

Каждый раз когда приближалась осень, начинались разговоры.

Диктант Поздняя осень (По Ю.Казакову) 243 слова

Я взял ведро, чтобы набрать в роднике воды. Я был счастлив в.
Автор: Казаков Ю.

Диктант Полесье по И. Тургеневу (203 слова)

Полесье приняло нас в свои недра. С окраины, ближе к лугу.
Автор: Тургенев И.

Диктант Портрет матери (И.Преловская) 248 слов

Я тотчас увидела этот портрет, зайдя в мастерскую.
Автор: Преловская И.

Диктант Правописание предлогов, союзов, частиц (76 слов)

(В) виду болезни, иметь (в) виду, разговоры (на) счет земли.

Диктант Преображенная степь (226 слов)

Прошел холодный ветреный апрель, и, наполняя воздух.

Диктант Пристань Каменка (Д.Н. Мамин-Сибиряк) 251 слово

Мы приехали на пристань Каменку ночью. Утром, когда я.
Автор: Мамин-Сибиряк Д.Н.

Диктант Пробуждение жизни (В.Лидин) 241 слово

Мартовская тишина лежала над притихшим в ожидании прихода.
Автор: Лидин В.

Диктант Ранним утром (Л.Н. Толстой) 233 слова

Ласка весело бежала впереди по тропинке; Левин шел за нею.
Автор: Толстой Л.

Диктант Река (Н.В. Гоголь) 250 слов

Река, верная своим высоким берегам, то давала вместе с ними.
Автор: Гоголь Н.В.

Диктант Родник (К. Паустовский) 243 слова

Как-то осенью я шел со старым лесником Тихоном на глухое.
Автор: Паустовский К.

Диктант Рябина (А. Яшин) 248 слов

Весной, пряча лыжи на чердак, я заметил развешанные по.
Автор: Яшин А.

Диктант Сенокос (По В. Белову) 241 слово

Было знойно и тихо, кусты над водой присмирели от.
Автор: Белов В.

Диктант Скрипач (По А. Платонову) 233 слова

Старый скрипач-музыкант любил играть у подножия памятника.
Автор: Платонов А.

Диктант Смерть дерева (Л.Н. Толстой) 236 слов

Ранним утром, чуть зорька, Серега взял топор и пошел в рощу.
Автор: Толстой Л.

Диктант Снег по В. Мезенцеву (246 слов)

Ну что в нем загадочного, удивится читатель, для которого.
Автор: Мезенцев В.

Диктант Соловьиное царство (К.Паустовский) 248 слов

Первая «встреча» с Левитаном произошла у меня в.
Автор: Паустовский К.

Диктант Сон (По Г. Халилецкому) 248 слов

Листопадова разбудил настойчивый телефонный.
Автор: Халилецкий Г.

Диктант Старый колодец (О. Берггольц) 238 слов

Желание увидеть дневные звезды и весь план показать их.
Автор: Берггольц О.

Диктант Старый сад (Чехов А.П) 237 слов

Позади большого дома был старый сад, уже одичавший.
Автор: Чехов А.П.

Диктант Темка (По Евг. Пермяку) 250 слов

Прижился кот по имени темка на корабле. Но вскоре заметили.
Автор: Пермяк Е.

Диктант Томик Пушкина (По М. Горькому) 228 слов

Громко рассмеявшись, моя новая знакомая ушла в спальню и.
Автор: Горький М.

Диктант Трофим (М. Шолохов) 232 слова

Просторный, заросший курчавой муравою двор правления был.
Автор: Шолохов М.

Диктант Утро на даче по Куприну А. И. (234 слова)

Несколько лет тому назад я проводил летние месяцы на даче.
Автор: Куприн А. И.

Диктант Черный бор (По М. Булгакову) 244 слова

В небе то и дело вспыхивали нити, небо лопалось, и комнату.
Автор: Булгаков М.

Диктант Щука (К. Паустовский) 246 слов

Однажды мы ночевали на Черном озере, в высоких зарослях.
Автор: Паустовский К.

Диктант Электростанция (По Д Розенталю) 244 слова

Центральная электростанция стоит в неглубоком ущелье, на.
Автор: Розенталь Д.

Диктант Юшка (По А Платонову) 241 слово

Давно, в старинные времена, жил у нас на улице старый на вид.
Автор: Платонов А.

Орфографический диктант (262 слова)

Утро застало нас близ моря. О том, что ночью бушевал (девяти).

Словарный диктант (107 слов) для тренировки по теме Употребление НЕ и НИ

Не думай о секундах свысока; старался не глядеть по.

Словарный диктант (60 слов) для тренировки по теме Употребление не и ни

Ни больше ни меньше, ни брат ни сват, ни взад ни вперед, ни.

Словарный диктант (67 слов) для тренировки по теме ‘Употребление не и ни’

Что ни говори, а он хорош; сколько ни звал, он не оглянулся;.

Словарный диктант (75 слов) на тему Правописание предлогов, союзов, частиц

Узнать (на) счет подписки, (в) силу аттестации, узор (в) роде.

Словарный диктант (83 слова) для тренировки по теме Употребление НЕ и НИ

Не один ты устал; ни один не пришел; не раз я опаздывал;.

Словарный диктант (91 слово) для тренировки по теме Употребление НЕ и НИ

Негде отдохнуть; никогда не забуду; не у кого просить; ни у.

Словарный диктант (92 слова) для тренировки по теме Употребление НЕ и НИ

Никому не сделал добра; некому ухаживать за больным; ни для.

Словарный диктант на тему Правописание предлогов, союзов, частиц (89 слов)

Вследствие сильного снегопада; делать наперекор желанию;.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: